Примерная рабочая программа по информатике фгос. Компьютерные программы по информатике

Муниципальное образование Белореченский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Белореченска

муниципального образования Белореченский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 29.08.2016 года протокол № 8

Председатель _________Н. Г. Макарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По информатике и ИКТ.

Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10 – 11 классы.

Количество часов 68.

Учитель Авдонина Маргарита Евгеньевна

Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

    Технические средства обучения

    Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

    Наушники (рабочее место ученика).

    Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

    Колонки (рабочее место учителя).

    Проектор.

    Лазерный принтер черно-белый.

  1. Модем ADSL.

    Локальная сеть.

    Wi -fi -роутер.

    Программные средства

    Операционная система Windows ХР и Windows 7.

    Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

    Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

    Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

    Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

    Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

    Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

    Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

    Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

    Программа-архиватор WinRar.

    Клавиатурный тренажер «Руки солиста».

    Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint , электронные таблицы Microsoft Excel , систему управления базами данных Microsoft Access .

    Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.

    Система программирования PascalABC .

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по информатике и информационным технологиям

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать :

    различные подходы к определению понятия «информация»;

    методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

    назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;

    назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

    использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

    назначение и функции операционных систем;

уметь:

    оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

    распознавать информационные процессы в различных системах;

    использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

    осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

    иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

    создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

    просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

    осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

    представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

    соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ЛИТЕРАТУРА

    Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

    Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.

    Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

    Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

    Семакин Я. Г., Шеина Т . Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

    Примерная программа среднего общего образования по информатике и информационным технологиям.

    Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20012.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Программа преподавания информатики и ИКТ Н.В. Макаровой

Примерные программы Министерства образования и науки РФ по информатике

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Базовый уровень

Статус документа

Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательный стандарт по информатике

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Базовый уровень

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Комплект Н.В. Макаровой

Все учебные издания в составе учебно-методического комплекта по информатике прошли экспертизу Федерального экспертного совета по информатике Министерства образования и получили гриф «Рекомендовано Министерством образования в качестве учебника (практикума, учебного пособия) по базовому курсу информатики».

Начальный уровень

На этом уровне учащиеся знакомятся с основными понятиями информатики и ИКТ непосредственно в процессе создания информационного объекта. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 5-6-х классов, хотя может быть реализован и на более ранних ступенях обучения. Решение о начале пропедевтического уровня принимается непосредственно на школьном совете. Методической поддержкой этого уровня служат учебник и две рабочие тетради.

Основная школа

Методическая поддержка осуществляется на основе трех учебников для учащихся и трех учебных пособий для учителей.

Старшая школа

Предлагается несколько вариантов освоения учебного предмета в зависимости от уровня подготовки учащихся на входе старшей школы и количества учебных часов, отводимых на изучение предмета в 10 -11-х классах. Методической поддержкой этого уровня служат два основных учебника и два учебных пособия – практикум по программированию и задачник по моделированию, который используется также на предыдущем уровне в основной школе.

Методические пособия

Для учителей подготовлены методические пособия, где изложена методика проведения каждого урока. Также рекомендуется программа с поурочными планами для разных классов и разного количества часов преподавания.


Учебно-методический комплекс (УМК)
- это комплект документов и материалов, определяющий уровень обеспеченности дисциплины учебной, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и другими источниками, обеспечивающий эффективную работу учителя в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебного плана.

Минимальный список официальных документов, которые необходимо знать каждому учителю, составляют:

  • стандарт;
  • примерные программы;
  • Федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников по предмету.

На основе этих документов, с учетом имеющихся в конкретной школе учебников и материально-технического обеспечения, учителем разрабатывается рабочая программа и календарно-тематическое планирование по преподаваемому предмету.

  • Если разработанная учителем рабочая программа содержит небольшие корректировки (до 10%), то следует указывать, что учитель работает в соответствии с примерной программой, рекомендованной министерством .
    Если корректировок оказалось больше (до 20%), то указывается то же самое, но программу необходимо согласовать в муниципальной методической службе.
  • Учитель также может работать по авторским программам по предмету. Это программы авторов учебников, имеющих гриф министерства .
    Поскольку данные учебники проходили экспертизу в Федеральном экспертном совете, то их содержание соответствует образовательному стандарту по предмету. Возможно согласование программ в методической службе по требованию администрации образовательного учреждения, но оно не является обязательным.
  • Собственную авторскую программу по преподаваемому курсу учитель обязан подать на экспертизу в установленном порядке, без этого её нельзя использовать в образовательном учреждении общего образования.

Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Каждый стандарт включает 3 вида требований :

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

первого поколения (2004 г.) по информатике и информационным технологиям

  • СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (базовый уровень)
  • СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (профильный уровень)

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (2010 г.)

  • ФГОС начального общего образования (1 - 4 кл.): Приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009
  • ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл.): Приказ Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010
  • ФГОС среднего общего образования (10 - 11 кл.): Приказ Минобрнауки России №413 от 17.05.2012
  • Приказы Минпросвещения России и Минобрнауки России, регламентирующие Федеральный перечень учебников опубликованы на сайте http://fpu.edu.ru
    • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 No 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
    • Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 No 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. No 345»
  • Выписка из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию (дата сохранения документа: 28.05.2019)
    • Рекомендованные учебники по "Информатике" с 2019 г.

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий , которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
  • Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).
  • Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации №HF-19/08 от 03.03.2016 г. (перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий)

Порядок формирования федерального перечня учебников

  • Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения .

    Элементы структуры Рабочей программы (носит примерный рекомендательный характер ):

    1. титульный лист;
    2. пояснительная записка;
    3. требования к уровню подготовки учащихся;
    4. календарно-тематическое планирование;
    5. содержание программы учебного курса;
    6. контрольно-измерительные материалы;
    7. учебно-методические средства обучения предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.

    Нормативные документы:

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. 2019 г.)

    Программы по информатике


    НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Класс

    Издательство

    Скачать

    Бененсон Е.П.,Паутова А.Г. 2 - 4 классы Примерная рабочая программа (купить)
    Горячев А.В., Волкова Т.О., Суворова Н.И. 2 - 4 классы ООО "Баласс"
    Матвеева Н.В., Цветкова М. С. 2 - 4 классы 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С. 3 - 4 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Нателаури Н.К. 2 - 4 классы Издательство "Академкнига/Учебник" 2013 г. программа курса
    (скачать pdf: сайт garmoniya.a21vek.ru)
    Аверкин Ю. А., Павлов Д.И. 2 - 4 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Плаксин М.А. и др. 2 - 4 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" Примерная рабочая программа
    (скачать doc: сайт lbz.ru)
    (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Рудченко Т.А., Семенов А.Л. 1 - 4 классы Сборник программ
    (скачать pdf: сайт prosv.ru)

    Внеурочная деятельность учащихся начальной школы

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в условиях реализации ФГОС начального общего образования «Я УЧУСЬ ИССЛЕДОВАТЬ»

    ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Класс

    Издательство

    Скачать

    Босова Л.Л.,Босова А.Ю. 5 - 6 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Семенов А.Л., Рудченко Т.А. 5 - 6 классы АО "Издательство "Просвещение"
    Босова Л.Л.,Босова А.Ю. 7 - 9 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Поляков К.Ю., Еремин Е.А. 7 - 9 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Семакин И.Г., Цветкова М.С.
    7 - 9 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)

    Внеурочная деятельность учащихся основной школы

    Программа внеурочной деятельности по курсу «Цифровая гигиена» (7-9 классы)

    СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, углубленных, элективных . Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

    Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки учащихся.

    Класс

    Уровень

    Издательство

    Скачать

    Босова Л.Л.,Босова А.Ю. 10 - 11 классы

    базовый уровень

    ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Поляков К.Ю., Еремин Е.А. 10 - 11 классы

    базовый и углубленный уровни

    ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Семакин И.Г.
    10 - 11 классы

    базовый уровень

    ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Гейн А.Г., Гейн А.А., Юнерман Н.А.
    10 - 11 классы

    базовый и углубленный уровни

    АО "Издательство "Просвещение" Рабочие программы
    (скачать с сайта prosv.ru)
    Под ред. Макаровой Н.В.
    10 - 11 классы

    базовый уровень

    ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Угринович Н.Д., Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.
    10 - 11 классы

    базовый уровень

    ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Калинин И.А., Самылкина Н.Н.
    10 - 11 классы

    углубленный уровень

    ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
    Семакин И.Г.
    10 - 11 классы

    углубленный уровень

    ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)

    Элективные
    курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

      • Элективные курсы, размещенные в . В этом разделе участники сообщества могут публиковать авторские элективные курсы по информатике.
      • Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Информатика». Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров — М. Вита Пресс, 2004. Скачать (634045 байт)
      • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. "Информационные системы и модели" 10 - 11 классы (элективный курс) БИНОМ. Лаборатория знаний Скачать (168448 байт)
      • Угринович Н.Д. «Исследование информационных моделей» в старшей школе

    Предлагается несколько вариантов возможных профилей. Но эти варианты примерные и носят рекомендательный характер . Их не надо воспринимать как единственно возможные для использования на практике. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение вправе формировать собственный учебный план. Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся — выбор профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности составят его индивидуальную образовательную траекторию.

    Школа самостоятельно определяется с выбором профиля. Это может быть один или несколько профилей для варианта межшкольной профилизации или работа по индивидуальным учебным планам внутри образовательного учреждения или при сетевом взаимодействии нескольких учреждений.

    Базовый уровень изучения предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализован при выборе любого профиля , если в этом есть необходимость.

    Примеры возможного распределения часов на преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в рамках различных профилей.

    Для физико-математического и информационно-технологического профилей предмет «Информатика и ИКТ» представлен как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно , следовательно, изучается на соответствующем (профильном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено до 2 часов в неделю ежегодно. А также возможно расширение за счет элективных курсов от 1 до 5 часов в неделю ежегодно. Такое обучение информатике и ИКТ нацелено на формирование профильных ИКТ-компетентностей как главного элемента выбранной учащимися будущей профессиональной деятельности.

      • «Искусственный интеллект»;
      • «Базы данных»;
      • «Последовательные и параллельные алгоритмы»;
      • «Программирование Windows-приложений»;
      • «Программирование на Лиспе»;
      • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad. «Компас»)»;
      • «Защита информации».
      • «Компьютерная математика»;
      • «Теория алгоритмов»;
      • «Автоматизированное рабочее место математика»;
      • «Практикум по ООП»;
      • «Построение геометрических фигур на экране ЭВМ»;
      • «Использование программного обеспечения для решения задач по физике и математике»;
      • «Алгебра, анализ и компьютерные технологии»;
      • «Вероятностное моделирование»;
      • «Технология создания сайтов»;
      • «Методы математической обработки экспериментальных данных (разработка программ для различных областей научных исследований)»;
      • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)»;
      • «Представление графов и изучение алгоритмов работы с ними»;
      • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети».
      • «Искусственный интеллект»;
      • «Техническое обслуживание ЭВМ»;
      • «Компьютерные сети и телекоммуникации»;
      • «Логическое программирование»;
      • «Сбои компьютера: диагностика, профилактика, лечение»;
      • «Базы данных»;
      • «Проектирование информационных систем»;
      • «Сетевые технологии»;
      • «Стандартизация программных средств и информационных технологий»;
      • «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек. «Основы разработки графических приложений (приложения 3D графики с опорой на библиотеку Open GL)»;
      • «Разработка интерактивных моделей на базе интерфейса DirectX»;
      • «Разработка интерактивных переносимых приложений на базеMacromedia Flash»;
      • «Обработка цифровых изображений»;
      • «Алгоритмы упаковки/сжатия (архиваторы)».
      • «Логика в информатике»;
      • «Исследование информационных моделей с использованием системобъектно-ориентированного программирования»;
      • «Компьютерная математика»;
      • «Компьютерная графика»;
      • «Теория алгоритмов»;
      • «Теория игр и компьютерные игры»;
      • «Технология создания сайтов»;
      • «Основы Web-дизайна»;
      • «Искусственный интеллект»;
      • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
      • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
      • «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;

    В социально-экономический, индустриально-технологический профили и в универсальное обучение «Информатика и ИКТ» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно . Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно и элективных курсов от 1 до 4 часов в неделю ежегодно. Такое изучение информатики и ИКТ с поддержкой элективными курсами по профильным предметам на основе использования ИКТ позволит учащимся сформировать информационную активность в применении ИКТ как неотъемлемую часть дальнейшего образования и профессионального роста.

      • «Технологии обработки экономической информации в табличном процессоре Excel»;
      • «Методы и средства компьютерной обработки статистических данных»;
      • «Информационные технологии в бизнесе»;
      • «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
      • «Основы алгоритмизации и программирования»;
      • «Инструментальные средства разработки WEB-ресурсов»;
      • «Периферийные устройства вычислительной техники»;
      • «Вычислительная техника и программирование»;
      • «Искусственный интеллект»;
      • «Основы сетевого этикета»;
      • «Технология создания сайтов»;
      • «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек».
      • «Информационный бизнес»;
      • «Коммуникационные технологии в коммерции»;
      • «Проектирование баз данных и экологические системы»;
      • «Геоинформационные системы для решения экономических задач»;
      • «Информационное обеспечение маркетинга»;
      • «Системы телекоммуникаций для организации повседневной хозяйственной деятельности (платежные системы, телемагазины, службыдоставки, поиск информации о товарах и услугах)»;
      • «Основы экономического прогноза».

    В индустриально-технологическом профиле можно рекомендовать достаточно широкий набор элективных курсов по информатике, углубляющих профильный предмет :

    • «Компьютер в народном хозяйстве»;
    • «Основы микроэлектроники»;
    • «Архитектура компьютера»;
    • «Технические средства информатики»;
    • «Техническое обслуживание компьютера»;
    • «Искусственный интеллект»;
    • «Модели управления производством»;
    • «Использование информационных технологий в управлении»;
    • «Основы кибернетики»;
    • «Инженерная графика»;
    • «Робототехника»;
    • «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения».
    • «Управление изменениями с помощью компьютерных технологий»;
    • «Теория игр и компьютерные игры»;
    • «Проектирование баз данных и транспортные системы»;
    • «Учимся проектировать на компьютере»;
    • «Технология создания сайтов»;
    • «Компьютерная графика»;
    • «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Средства и основы архитектурного моделирования 9+»;
    • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)».

    Для физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, аграрно-технологического профилей «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов на основе программы обучения предмету на базовом уровне от 1 часа в неделю ежегодно или за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно . Таким образом формируются стабильные ИКТ - компетентности учащихся по информатике и ИКТ в приложении к профильным знаниям и умениям, как основа современной информационной культуры выпускника школы.

    • «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения»;
    • «Экспертные системы»; «Информационные процессы в системах живой природы»;
    • «Инструментальные средства имитационного моделирования»;
    • «Программирование на языке Delphi»;
    • «Методы математической обработки экспериментальных данных(разработка программ для различных областей научных исследований)»;
    • «Моделирование в среде СУБД Visual FoxPro»;
    • «Моделирование и системный анализ с помощью компьютера»;
    • «Информационная безопасность и защита информации».
    • «Измерение физических величин и их обработка на компьютере»;
    • «Физический эксперимент и компьютер»;
    • «Физика: наблюдение, моделирование на компьютере»;
    • «Модели управления химическим производством»;
    • «Химический эксперимент и компьютер»;
    • «Организация сбора и анализа экспериментальных данных»;
    • «Информационные системы».
    • «Управляемые и самоуправляемые системы»;
    • «Технические средства информатики»;
    • «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике»;
    • «Исследование биологических моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
    • «Биологический процессор - на пути к биокомпьютеру».
    • «Анимация как моделирование динамических систем»;
    • «Моделирование информационных процессов в биологических системах»;
    • «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствам и телекоммуникационных сетей»;
    • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
    • «Биология и кибернетика»;
    • «Информатика, биология и китайская «Книга Перемен»»;
    • «Защита информации».
    • «Игра «Жизнь» как инструмент моделирования биологических процессов»;
    • «Основы моделирования и интерпретации химических моделей»;
    • «Проектирование баз данных в медицине»;
    • «Бионика (информационные процессы в биологических системах)»;
    • «Компьютерное моделирование неравновестных реакций (реакция Жаботинского и др.)»;
    • «Как ДНК хранят информацию».
    • «Основы моделирования и интерпретации моделей»;
    • «Информационная культура и сетевой этикет»;
    • «Информационные системы и модели»;
    • «Инструментальные средства создания Web-ресурсов»;
    • «Технические средства информатики»;
    • «Социальные последствия информатизации»;
    • «Автоматизированные информационные системы».

    В биолого-географическом профиле познавательных интересов школьников:

    • «Создание и использование баз данных»;
    • «Программирование на языке VisualBasic»;
    • «Средства обработки табличной информации»;
    • «Средства обработки графической информации»;
    • «Программное обеспечение компьютерных сетей и WEB-серверов»;
    • «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
    • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
    • «Анимация как моделирование динамических систем»;
    • «Компьютерные энциклопедии: создание и использование»;
    • «Компьютерная визуализация (пакет «Statistica»)».
    • «Геоинформационные системы»;
    • «Инструментальные средства геоинформационных систем»;
    • «Инструментальные средства создания карт»;
    • «Основы моделирования процессов в биологических и экологических системах»;
    • «Организация сбора и анализа экспериментальных данных».
    • «Инструментальные средства моделирования биологических процессов»

    В социально-гуманитарном, филологическом и психолого-педагогическом, художественно-эстетическом профилях отдельные тематические блоки курса «Информатика и ИКТ» могут изучаться как элективные курсы от 1 до 4 часов в неделю за счет элективных курсов ежегодно. Такое изучение актуальных в профиле разделов информатики способствует формированию прикладных аспектов информационной деятельности учащихся в будущей профессии.

    • «Гипертекстовые технологии»;
    • «Логическое программирование»;
    • «Системы управления базами данных»;
    • «Основы объектно-ориентированного программирования»;
    • «Социальные последствия информатизации».

    В социально-гуманитарном профиле можно рекомендовать следующий перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

    • «Средства и основы архитектурного моделирования»;
    • «Подготовка изображений (иллюстраций) с помощью средств цифрового моделирования художественных материалов (планшет,CorelPainter)»;
    • «Цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere»;
    • «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
    • «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Персональный организатор и коллективная работа»;
    • «Разработка программного обеспечения».
    • «Электронные энциклопедии: создание и использование»;
    • «Основы информационной безопасности»;
    • «Информационно-правовые системы»;
    • «Принципы построения мировоззренческих моделей»;
    • «Когнитивная информатика»;
    • «Когнитивная психология и программирование»;
    • «Использование компьютера в психологическом тестировании»;
    • «Моделирование в истории и интерпретация моделей»;
    • «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
    • «Защита информации».

    В филологическом профиле могут быть представлены следующие элективные курсы по информатике, углубляющих базовый предмет :

    • «Информационная культура и сетевой этикет»;
    • «Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы»;
    • «Информационно-поисковые системы»;
    • «Информационная безопасность»;
    • «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике».
    • «Поисковые системы сети Интернет».
    • «Программирование на языке VisualBasic»;
    • «Средства обработки табличной информации»;
    • «Средства обработки графической информации»;
    • «Создание и использование баз данных»;
    • «Технология создания сайтов»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Персональный организатор и коллективная работа»;
    • «Компьютерные энциклопедии: их создание и использование».
    • «Гипертекстовые технологии»;
    • «Основы машинного перевода иноязычных текстов»;
    • «Средства обработки текстовой информации»;
    • «Издательские системы»;
    • «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
    • «Приемы и методы компьютерной верстки».
    • «Системы автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве»;
    • «Информационные технологии в животноводстве» (в рамках данного курса целесообразно познакомить учащихся с прикладным программным обеспечением, используемом в животноводстве: учет животных и кормов, расчет кормовых рационов, учет технологических операций и т.п.);
    • «Информационные технологии в растениеводстве» (при изучении данного курса школьники знакомятся с функциональным наполнением, назначением, особенностями функционирования, направлениями совершенствования прикладного программного обеспечения, используемого в растениеводстве: проектирование процессов подготовки почвы и семян, проектирование отдельных технологических процессов возделывания культур).

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний , составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

    овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

    воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

    выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.

Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Основное содержание (105 час)

Информация и информационные процессы (4 час)

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

    Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 час)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

    Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

    Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

    Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Обработка текстовой информации (14 час)

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Запись и выделение изменений.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

    Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

    Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

    Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

    Вставка в документ формул.

    Создание и форматирование списков.

    Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

    Создание гипертекстового документа.

    Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

    Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Практикум: работа I

Обработка графической информации (4 час)

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Рисунки и фотографии.

Форматы графических файлов.

Практические работы:

    Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

    Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.

    Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

    Сканирование графических изображений.

Практикум: работа II

Мультимедийные технологии (8 час)

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Технические приемы записи звуковой и видео информации.

Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

    Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.

    Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

Практикум: работа III , работа IV

Обработка числовой информации (6 час)

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Встроенные функции.

Практические работы:

    Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

    Создание и обработка таблиц.

    Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

    Построение диаграмм и графиков.

Практикум: работа V

Представление информации (6 час)

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Компьютерное представление текстовой информации.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Кодирование звуковой информации.

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Практические работы:

    Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

    Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

    Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

    Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Алгоритмы и исполнители (19 час)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

    Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

    Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.

    Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.

    Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.

    Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

    Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Практикум: работа VI

Формализация и моделирование (8 час)

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика . Диаграммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Практические работы:

    Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

    Построение генеалогического дерева семьи.

    Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

    Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

    Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

    Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

Практикум: работа VII

Хранение информации (4 час)

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы:

    Поиск записей в готовой базе данных.

    Сортировка записей в готовой базе данных.

Практикум: работа VIII

Коммуникационные технологии (12 час)

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче , скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

Практические работы:

    Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

    Путешествие по Всемирной паутине.

    Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

    Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.

    Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

    Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

    Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Практикум: работа IX

Информационные технологии в обществе (4 час)

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Практические работы:

    Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.

    Защита информации от компьютерных вирусов.

    Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

Практикум: работа X

Резерв свободного учебного времени (11 час)

Практикум

    Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления.

Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.

Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование цитат и ссылок (гипертекста).

Использование систем перевода текста и словарей.

Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

    Создание графического объекта

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.

Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).

Создание изображений с использованием графической панели.

Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

    Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Планирование презентации и слайда.

Создание презентации; вставка изображений.

Настройка анимации.

Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные

    Запись и обработка видеофильма

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.

    Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).

Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.

    Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.

Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.

Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.

    Работа с учебной базой данных.

Поиск необходимой информации.

Ввод информации.

Обработка запросов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

    Работа с моделями

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.

Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.

    Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

Планирование веб-страницы (веб-сайта).

Поиск необходимой информации.

Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование ссылок (гипертекста).

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

    Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы.

Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.

Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.

Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.

Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

    виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

    единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

    основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

    программный принцип работы компьютера;

    назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

    выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

    оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

    оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

    создавать информационные объекты, в том числе:

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

Создавать записи в базе данных;

Создавать презентации на основе шаблонов;

    искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

    пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

    проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

    создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

    организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

    передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

    Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

    Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

    Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

    Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

    Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

    Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

    Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

    Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

    Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

    Операционная система.

    Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

    Антивирусная программа.

    Программа-архиватор.

    Клавиатурный тренажер.

    Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

    Звуковой редактор.

    Простая система управления базами данных.

    Простая геоинформационная система.

    Система автоматизированного проектирования.

    Виртуальные компьютерные лаборатории.

    Программа-переводчик.

    Система оптического распознавания текста.

    Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

    Система программирования.

    Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

    Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

    Программа интерактивного общения

    Простой редактор Web-страниц

Разработка является обучающей программой , содержащей задания и графические подсказки . Способствует успешному усвоению работы с популярной программой оптического распознавания текстов Abby Fine Reader . Будет полезна при проведении как практических занятий, так и самостоятельного изучения. Запускается программа файлом AbbyFR.exe . Все файлы и папки содержащиеся в архиве необходимы для правильной работы программы. Программа работает под управлением ОС Windows .

Эта программа позволяет интерактивно закрепить материал по основам алгебры логики. Будет удобна для 7-11 классов.

Прошу качественной критики, которая позволит доделать систему.

Реализовано:

  • тренировка с кругами Эйлера
  • задания на круги Эйлера
  • задания на поисковые запросы (значения множеств)

Программа обновлена. Добавлено множество новых функций. Добавлено разделение по классам. Добавлены анимированные инструкции по работе с программой.

Целевая аудитория: для 9 класса

Компьютерные задания по информатике можно использовать для повторения, закрепления, практических работ, турниров и соревнований. Клавиатура не используется, только мышь.

В полной версии имеется возможность выбора любых заданий для создания отдельных практических работ.

Целевая аудитория: для учителя

⁠Программа "ktpdat" позволяет учителю многократно сократить время работы по составлению календарно-тематических планов.
⁠В частности, программа существенно экономит время, необходимое для расстановки дат проведения уроков и анализа количества часов, приходящихся на изучение учебной дисциплины в календарных границах учебного периода согласно составленному расписанию уроков.

Возможности программы:

  • - подходит для разных форм организации учебного процесса (четверти, модули, триместры)
  • - подсчитывет количество уроков по отдельным учебным периодам
  • - генерирует даты проведения уроков согласно расписанию и годовому календарному графику (в том числе, для расписания с "дробной" нагрузкой)
  • - позволяет выбирать форму календаря (Вс, Вс+Праздники РФ, Праздники РФ, без выходных и праздничных дней), что позволяет использовать её педагогам дополнительного образования и педагогам из зарубежных стран
  • - имеет интуитивно понятный интерфейс, удобно расположенные элементы управления, многочисленные подсказки и защиту от непродуманных действий пользователя

Так выглядит лист "Календарь", предназначенный для ввода данных:

Программа выдаёт даты проведения уроков в выбранном формате и количество уроков по учебным периодам:

Остаётся только вставить полученные даты уроков в Ваши календарно-тематические планы.

Программа протестирована в Excel 2003 и Excel 2007

Обновление от 28.08.2019: Добавлена версия новая версия программы ktpdat-2019_0.2 (v53)

Целевая аудитория: для учителя

Программа состоит из 24 заданий (17 основных и 7 бонусов) на разные темы: единицы измерения информации, устройство компьютера, программное обеспечение, логика, алгоритмы, адресация в сети Интернет.

В конце программы итог: сумма набранных баллов, количество пройденных заданий и бонусов, время прохождения.



Целевая аудитория: для учителя

Предлагается решить за 100 секунд наибольшее количество примеров. Имеется рейтинг лучших "решателей" (соревновательный элемент).

Опробовано на 7-9 классах. Детям нравится.

Пересобирал с питона на.exe, поэтому размер большой. Буду улучшать по мере роста умений.

Небольшие компьютерные практические работы по информатике. Однотипные задания по темам: "Единицы измерения", "Составление алгоритма", "Кодирование информации", "Отбор файлов по маске".

Можно использовать для повторения и закрепления материала, а также для проведения различных внеклассных мероприятий.

Целевая аудитория: для 8 класса

Элективный по выбору “Компьютерная графика” содержит теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся умения работать в текстовых и графических редакторах.

После окончания этого курса учащиеся должны будут иметь более полное представление о компьютерной графике и разновидностях тех программах, которые работают с графикой. Возможно некоторые из них свяжут с этим свою будущую профессию.

Данный курс направлен на:

  • Формирование умений и навыков работать в текстовых, графических редакторах, умения создавать публикации и простейшие презентации.
  • Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
  • Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры.
  • Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
  • Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.
  • Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК

Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий на персональном компьютере с целью применения на практике полученных теоретических знаний.

Целевая аудитория: для 5 класса

В Demo-версии доступны не все листы и ограничены некоторые функции журнала. Demo-версия создана с целью ознакомления с основными функциями журнала.

Итак, функции Demo-версии:

  1. Автоматический подсчет количества пропусков по каждому учащемуся;
  2. Автоматический подсчет процентов качества и успеваемости по классу за весь год обучения и отдельно по четвертям;
  3. Автоматическое построение диаграмм успеваемости по четвертям в конкретном классе.
  4. Автоматический подсчет всех оценок четверти за весь год обучения.

В данной версии недоступны для редактирования и использования два листа: Итоги четверти и отчет успеваемости по всем классам конкретного учителя.

Итак, Trial-версия дополнительно содержит:

  1. Автоматический подсчет всех оценок по всем классам и всем предметам одного конкретного педагога;
  2. Автоматическое построение диаграмм итогов успеваемости по всем классам учителя за четверти и год;
  3. Автоматическое формирование листа Отчет успеваемости учителя-предметника

Целевая аудитория: для учителя