1.Общее положение
1.1 Настоящие правила пользования библиотекой общеобразовательного учреждения разработаны в соответствии с Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения.
1.2 Правила пользования библиотекой - документ, фиксирующий взаимоотношения читателя с библиотекой и определяющий общий порядок организации обслуживания читателей, порядок доступа к фондам библиотек, права и обязанности читателей и библиотек.
1.3 Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся, сотрудники, а также родители учащихся общеобразовательного учреждения.
1.4 К услугам читателей представляются: фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы для учащихся; методической, научно-педагогической, справочной литературой для преподавателей.
1.5 Библиотека обслуживает читателей:
На абонементе (выдача произведений читателям на дом);
В читальном зале (подразделение библиотеки с особым помещением, где читатели работают, прежде всего, с изданиями и другими документами, которые на дом не выдаются);
1.6 Для обслуживания читателей составляется расписание работы библиотеки.
2. Права, обязанности и ответственность читателей
2.1 Читатель имеет право:
2.1.1 Пользоваться следующими бесплатными библиотечно-информационными услугами:
Иметь свободный доступ к библиотечным фондам информации;
Получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные издания;
Получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печати;
Продлевать срок пользования литературой в установленном порядке;
2.1.2 Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.
2.2 Читатели обязаны:
Соблюдать правила пользования библиотекой;
Бережно относиться к произведениям печати и другим носителям информации, полученным из фонда библиотеки (не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т. Д);
Возвращать в библиотеку книги и другие документы в строго установленные сроки;
Не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;
Пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными изданиями только в помещении библиотеки;
При получении печатных изданий и других документов из библиотечного фонда читатель должен просмотреть их в библиотеке и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотечному работнику, который сделает на них соответствующую пометку;
Расписываться в читательском формуляре за каждое полученное в библиотеке издание (необязательно для учащихся 1-2 классов);
При утрате и неумышленной порче изданий и других документов заменить их такими же либо копиями или изданиями, признанными библиотекой равноценными;
Не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
Ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию;
При выбытии из общеобразовательного учреждения вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;
Соблюдать в библиотеке тишину и порядок, не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки.
1. При нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям, в установленном порядке, могут быть применены административные санкции (как правило, временное лишение права пользования библиотекой).
2. Личные дела выдаются учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбывающие сотрудники общеобразовательного учреждения отмечают в библиотеке свой обходной лист.
3. Умышленная порча и хищение книг из библиотеки предусматривает равноценную замену произведениями печати и другими документами.
4. За утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных фондов или причинение им восполнимого вреда ответственность должны нести родители или поручители.
Порядок пользования абонентом
1. Срок пользования литературой -2 недели; количество выдаваемых изданий - не более двух экземпляров (за исключением учебников);
2. Срок пользования может быть продлен, если на издание нет спроса со стороны других читателей, или сокращен, если издание пользуется повышенным спросом или имеется в единственном экземпляре. Не подлежат выдаче на дом редкие, ценные и справочные издания;
3. Читатели (за исключением учащихся 1-2 классов) расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр издания.
Порядок пользования читальным залом.
1. Литература, предназначенная для использования в читальном зале, на дом не выдается.
2 . Энциклопедии, справочные издания. Редкие и ценные книги выдаются только в читальном зале.
3. Число произведений печати и других документов, выдаваемых в читальном зале, как правило. не ограничивается.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
О направлении Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения и Рекомендаций по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения
В целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и организации информационно-библиотечного обслуживания в учреждениях образования направляем для использования в работе Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения и Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения.
Заместитель Министра
В.А. Болотов
Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
1. Общие положения
1.1. Примерное положение, определяющее уровень базисных требований к библиотеке, рекомендуется к практическому применению в библиотеках общеобразовательных учреждений различных организационно-правовых форм и адресуется работникам, участвующим в разработке положений для конкретных библиотек.
1.2. При разработке положения о библиотеке конкретного образовательного учреждения учитывают специфику, вытекающую из условий работы этого учреждения в конкретном регионе, а также руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации , Законами Российской Федерации "Об образовании" и "О библиотечном деле" , нормативными правовыми актами (в т.ч. регламентирующими и определяющими порядок функционирования библиотек). Конкретное положение о библиотеке вступает в силу после его утверждения директором общеобразовательного учреждения.
1.3. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры.
1.4. Библиотека общеобразовательного учреждения, являющаяся его структурным подразделением, обладает фондом разнообразной литературы, которая предоставляется во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса.
1.5. Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей, воспитателей и других работников общеобразовательного учреждения. Удовлетворяет также запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.6. Государственная или иная цензура в деятельности библиотек не допускается.
1.7. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотеками определяются в правилах пользования библиотекой.
2. Задачи библиотек
2.1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.
2.2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
3. Базисные функции библиотеки
3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки образовательная, информационная, культурная.
3.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения.
Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы для библиотечных работников.
Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр, нетрадиционных носителей информации: аудиовидеокассет, микрофишей, микрофильмов и др. Состав фонда, его экземплярность варьируются в зависимости от типа общеобразовательного учреждения, контингента учащихся, специфики обучения (при необходимости фонд комплектуется литературой на языках народов Российской Федерации и иностранных языках).
3.3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале и по межбиблиотечному абонементу, а также в библиотечных пунктах, создаваемых в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения.
3.4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей: каталогов и картотек на традиционных и машиночитаемых носителях, справочно-информационного фонда.
Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.
3.5. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.
3.6. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учетом интересов пользователя. Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.
3.7. Библиотечно-информационное обслуживание с учетом специфики региона, района, учебного заведения и запросов читателей.
Отдельные библиотеки могут выполнять в регионах функции специализированных центров: учебных, информационных, медиа, а также центров общения, релаксации, психологической поддержки и других.
3.8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
3.9. Проведение в установленном порядке факультативных занятий, уроков и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, ведение профориентационной работы для получения специальности библиотекаря, библиографа.
3.10. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
3.11. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования.
3.12. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.
3.13. Участие в работе ведомственных (межведомственных) библиотечно-информационных объединений, взаимодействие с библиотеками региона с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.
3.14. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
3.15. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Организация в установленном порядке продажи списанных из основного и учебного фондов книг и учебников.
3.16. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.
3.17. Выполнение на коммерческой (договорной) основе дополнительных библиотечно-информационных услуг, составление трудоемких письменных библиографических справок, списков литературы; ксерокопирование печатных источников и др.
3.18. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей (в т.ч. учащихся) к управлению библиотекой, их участие в работе совещательного органа - библиотечного совета и актива читателей.
3.19. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
3.20. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.
4. Организация и управление, штаты
4.1. Основное условие открытия библиотеки - это наличие первоначального фонда, стабильного источника финансирования для комплектования литературы, штатной единицы, ответственной за сохранность фонда и обслуживание читателей, а также соответствующих санитарным нормам помещения и оборудования.
4.2. Руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор общеобразовательного учреждения, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки и в первую очередь за комплектование и сохранность ее фонда, а также создание комфортной среды для читателей.
4.3. Ряд функций управления библиотекой делегируется директором общеобразовательного учреждения штатному работнику библиотеки (заведующему, библиотекарю).
4.4. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает заведующий библиотекой (библиотекарь), который является членом педагогического коллектива, входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
4.5. Библиотека составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором общеобразовательного учреждения. Годовой план библиотеки является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения.
4.6. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы общеобразовательного учреждения, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей.
4.7. Штаты библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
4.8. Библиотечные работники подлежат аттестации в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, должны удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик и обязаны выполнять Типовое положение об общеобразовательном учреждении и Положение о библиотеке.
4.9. Научно-методическое руководство библиотеками общеобразовательных учреждений осуществляется Центральной библиотечно-информационной комиссией Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации через Государственную научную педагогическую библиотеку им.К.Д.Ушинского Российской академии образования, выполняющую роль отраслевого научно-методического и информационного центра для библиотек общеобразовательных и ряда других образовательных учреждений, а также региональные методические центры, образованные на базе библиотек отдельных образовательных учреждений в регионах. Методическую помощь библиотекам в работе с детьми и юношеством могут оказывать на договорной основе также библиотеки, подведомственные Министерству культуры Российской Федерации.
5. Права, обязанности и ответственность
5.1. Библиотеки имеют право:
5.1.1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с задачами, приведенными в настоящем Положении.
5.1.2. Разрабатывать правила пользования библиотекой и другую регламентирующую документацию.
5.1.3. Устанавливать в соответствии с правилами пользования библиотекой вид и размер компенсаций ущерба, нанесенного пользователями библиотеки.
5.2. Библиотечные работники имеют право:
5.2.1. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении.
5.2.2. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работы общеобразовательного учреждения и его структурных подразделений.
5.2.3. На поддержку со стороны региональных органов образования и администрации общеобразовательных учреждений в деле организации повышения квалификации работников библиотек, создания необходимых условий для их самообразования, а также для обеспечения их участия в работе методических объединений библиотечных работников, в научных конференциях, совещаниях и семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы.
5.2.4. На участие в работе общественных организаций.
5.2.5. На аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах Правительства Российской Федерации.
5.2.6. На дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством.
5.2.7. На ежегодный отпуск в 24 рабочих дня и на дополнительный оплачиваемый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами.
5.2.8. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
5.3. Библиотечные работники несут ответственность за:
5.3.1. Соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором данного общеобразовательного учреждения.
5.3.2. Выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
5.3.3. Сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения
1. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждени*. Используя Рекомендации, библиотечные работники готовят правила пользования конкретной библиотекой с учетом возрастных и психологических особенностей читателей, применяя соответствующий стиль изложения документа, особенно в варианте для младших школьников и младших подростков. Правила библиотеки должны иметь гриф "Утверждаю" и подпись директора общеобразовательного учреждения.
________________
* См. Вестник образования за 1998 г., N 6.
1.2. Правила пользования библиотекой - документ, фиксирующий взаимоотношения читателя с библиотекой и определяющий общий порядок организации обслуживания читателей, порядок доступа к фондам библиотек, права и обязанности читателей и библиотек.
Индивидуальный порядок и технологию обслуживания определяет и регулирует каждая библиотека с учетом конкретных условий.
1.3. Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники общеобразовательного учреждения.
С учетом возможностей библиотеки могут обслуживать также родителей учащихся и другие категории пользователей; возможности и условия обслуживания определяет библиотека.
1.4. К услугам читателей предоставляются: фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы для учащихся; методической, научно-педагогической, справочной литературы для преподавателей:
- книги, газеты, журналы, слайды, видеомагнитные записи, микрофиши, электронные базы данных и др.;
- справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, справочно-библиографический фонд, рекомендательные списки литературы;
- индивидуальные, групповые и массовые формы работы с читателями.
1.5. Библиотека обслуживает читателей:
- на абонементе (выдача произведений печати отдельным читателям на дом);
- в читальном зале (подразделение библиотеки с особым помещением, где читатели работают прежде всего с изданиями и другими документами, которые на дом не выдаются);
- в пунктах выдачи при учебных кабинетах для работы с изданиями и другими документами в учебное время;
- по межбиблиотечному абонементу (МБА) получение литературы во временное пользование из других библиотек.
1.6. Режим работы библиотеки соответствует времени работы общеобразовательного учреждения. Для обеспечения дифференцированного подхода к обслуживанию читателей составляется расписание работы библиотеки с выделением определенных дней (часов) для посещения отдельных групп учащихся по классам, преподавателей, родителей.
2. Права, обязанности и ответственность читателей
2.2. Читатель имеет право:
2.2.1. Пользоваться следующими бесплатными библиотечно-информационными услугами:
- иметь свободный доступ к библиотечным фондам и информации;
- получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные издания и аудиовизуальные документы;
- получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печати и других источников информации;
- получать книги по межбиблиотечному абонементу;
- продлевать срок пользования литературой в установленном порядке:
- использовать справочно-библиографический аппарат: каталоги и картотеки на традиционных и машиночитаемых носителях;
- пользоваться справочно-библиографическим и информационным обслуживанием;
- получать библиотечно-библиографические и информационные знания, навыки и умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой, информацией.
2.2.2. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.
2.2.3. Избирать и быть избранным в библиотечный совет, оказывать практическую помощь библиотеке.
2.2.4. Требовать соблюдения конфиденциальности данных о нем и перечне читаемых им материалов.
2.2.5. Обжаловать действия библиотечных работников, ущемляющих его права, у директора общеобразовательного учреждения (контактный телефон ____________________) или в региональном органе управления образованием (адрес ______________________________ контактный телефон __________________).
2.2.6. Пользоваться дополнительными платными услугами. Перечень и стоимость дополнительных платных услуг разрабатывается и определяется каждой отдельной библиотекой и утверждается директором общеобразовательного учреждения.
2.3. Читатели (поручители несовершеннолетних читателей) обязаны:
- соблюдать правила пользования библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати и другим носителям информации, полученным из фонда библиотеки (не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т.д.);
- возвращать в библиотеку книги и другие документы в строго установленные сроки;
- не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;
- пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными изданиями, книгами, полученными по межбиблиотечному абонементу, только в помещении библиотеки;
- при получении печатных изданий и других документов из библиотечного фонда читатель должен просмотреть их в библиотеке и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотечному работнику, который сделает на них соответствующую пометку;
- расписываться в читательском формуляре за каждое полученное в библиотеке издание (кроме учащихся 1-2 классов);
- при утрате и неумышленной порче изданий и других документов заменить их такими же либо копиями или изданиями, признанными библиотекой равноценными. При невозможности замены возместить реальную рыночную стоимость изданий. Стоимость утраченных, испорченных произведений печати определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учетных документах библиотеки, с применением коэффициентов по переоценке библиотечных фондов;
- не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
- не вынимать карточек из каталогов и картотек;
- ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию;
- при выбытии из общеобразовательного учреждения вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;
- соблюдать в библиотеке тишину и порядок, не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки.
2.4. При нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям в установленном порядке могут быть применены административные санкции (как правило, временное лишение права пользования библиотекой).
2.5. Личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбывающие сотрудники общеобразовательного учреждения отмечают в библиотеке свой обходной лист.
2.6. Умышленная порча и хищение книг из библиотеки предусматривает уголовную ответственность либо компенсацию ущерба в денежном выражении или равноценную замену произведениями печати и другими документами.
2.7. За утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных фондов или причинение им невосполнимого вреда ответственность должны нести родители или поручители.
3. Обязанности библиотеки
3.1. Библиотека обязана:
- обеспечить бесплатный и свободный доступ читателей к библиотечным фондам и бесплатную выдачу во временное пользование печатной продукции;
- обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их запросов и потребностей;
- своевременно информировать читателей о всех видах предоставляемых услуг;
- в случае отсутствия необходимых читателям изданий запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
- предоставлять в пользование каталоги, картотеки, осуществлять другие формы библиотечного информирования;
- изучать потребности читателей в образовательной информации;
- вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе необходимых изданий;
- проводить занятия по основам библиотечно-библиографических и информационных знаний;
- вести устную и наглядную массово-информационную работу; организовывать выставки литературы, библиографические обзоры, дни информации, литературные вечера, игры, праздники и другие мероприятия;
- совершенствовать работу с читателями путем внедрения передовых компьютерных технологий;
- систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных произведений печати;
- обеспечить читателей необходимой литературой в каникулярное время;
- проводить в начале учебного года ежегодную перерегистрацию читателей;
- обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечных фондов, создать необходимые условия для хранения документов;
- проводить мелкий ремонт и своевременный переплет книг, привлекая к этой работе библиотечный актив;
- способствовать формированию библиотеки как центра работы с книгой и информацией;
- создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей;
- обеспечить режим работы в соответствии с потребностями учебного заведения;
- отчитываться о своей деятельности в соответствии с положением о библиотеке.
4. Порядок пользования библиотекой
4.1. Запись читателей проводится на абонементе или другом пункте выдачи литературы. Учащиеся записываются в библиотеку по списку класса в индивидуальном порядке, сотрудники и учителя по паспорту.
4.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца как документ, дающий право пользоваться библиотекой.
4.3. При записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре.
4.4. Читательский и книжный формуляры являются документами, удостоверяющими факт и дату выдачи читателю печатных и других источников информации и их возвращения в библиотеку.
4.5. Обмен произведений печати производится по графику работы, установленному библиотекой.
5. Порядок пользования абонементом
5.1. Срок пользования литературой и количество выдаваемых изданий на абонементе определяется дифференцированно самой библиотекой и фиксируются в правилах пользования библиотекой.
5.2. Срок пользования может быть продлен, если на издание нет спроса со стороны других читателей, или сокращен, если издание пользуется повышенным спросом или имеется в единственном экземпляре. Не подлежат выдаче на дом редкие, ценные и справочные издания, литература, полученная по межбиблиотечному абонементу (МБА).
5.3. Читатели (за исключением учащихся 1-2 классов) расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр изданий; возвращение издания фиксируется подписью библиотекаря.
6. Порядок пользования читальным залом (для библиотек, имеющих читальные залы)
6.1. Литература, предназначенная для использования в читальном зале, на дом не выдается.
6.2. Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные книги, издания, полученные по межбиблиотечному абонементу, выдаются только в читальном зале.
6.3. Число произведений печати и других документов, выдаваемых в читальном зале, как правило, не ограничивается.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
файл-рассылка (письмо);
Вестник образования, N 6, 1998 год
(Примерное положение о библиотеке
общеобразовательного учреждения);
Вестник образования, N 7, 1998 год
(Рекомендации по составлению
примерных правил пользования библиотекой
общеобразовательного учреждения)
УТВЕРЖДАЮ_______
директор МБОУ « Актанышская средняя
общеобразовательная школа №1» (Р.Ф.Гиздатуллина)
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
МБОУ «АКТАНЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
1. Общие положение.
1.1Настоящие правила пользования библиотекой общеобразовательного учреждения разработаны в соответствии с Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения.
1.2.Правила пользования библиотекой – документ, фиксирующий взаимоотношения читателя с библиотекой и определяющий общий порядок организации обслуживания читателей, порядок доступа к фондам библиотеки, права и обязанности читателей и библиотеки.
1.3.В Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники общеобразовательного учреждения. Библиотеки могут обслуживать также родителей учащихся и другие категории пользователей.
1.4. К услугам читателей предоставляются: фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы для учащихся; методической, научно-педагогической, справочной литературы для преподавателей; книги, газеты, журналы, слайды, видео магнитные записи, микрофиши, электронные базы данных и др.;
Справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, справочно-библиографический фонд, рекомендательные списки литературы;
Индивидуальные, групповые и массовые формы работы с читателями.
1.5. Библиотека обслуживает читателей:
На абонементе (выдача произведений печати отдельными читателям на дом);
В кабинете для работы с учебниками;
По межбиблиотечному абонементу (МБА): получение литературы во временное пользование из других библиотек.
1.6. Режим работы библиотеки соответствует времени работы общеобразовательного учреждения.
2. Права, обязанности и ответственность читателей.
2.2. Читатель имеет право:
2.2.1. Пользоваться следующими бесплатным библиотечно-информационными услугами:
Иметь свободный доступ к библиотечным фондам и информации;
Получить во временное пользование из фонда библиотеки печатные издания и другие документы;
Получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печати и других источников информации;
Получить книги по межбиблиотечному абонементу;
Продлевать срок пользования литературой в установленном порядке;
Использовать справочно-библиографический аппарат: каталоги и картотеки на традиционных и машиночитаемых носителях;
Пользоваться справочно-библиографическим и информационным обслуживанием;
Получать библиотечно-библиографические и информационные знания, навыки и умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой, информацией
2.2.2. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.
2.2.3. Избирать и быть избранным в библиотечный совет, оказывать практическую помощь библиотеке.
2.2.4. На обеспечение конфиденциальности данных о нем и перечне читаемых им материалов.
2.2.5. На обжалование действия библиотечных работников, ущемляющих его права, у директора общеобразовательного учреждения (контактный телефон 3-12-96)
2.2.6.Пользоваться дополнительными платными услугами. Перечень
И стоимость дополнительных платах услуг разрабатывается и определяется библиотекой и утверждается общеобразовательного учреждения.
2.3. Читатели (поручители несовершеннолетних читателей) обязаны:
Соблюдать правила пользования библиотекой;
Бережно относиться к произведениям печати и другим носителям информации, полученным из фонда библиотеки (не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т.д.)
Возвращать в библиотеку книги и другие документы в строго установленные сроки;
Не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре:
Пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными изданиями, книгами, полученными по межбиблиотечному абонементу, только в помещении библиотеки;
При получении печатных изданий и других документов из библиотечного фонда читатель должен просмотреть их в библиотеке и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотечному работнику, который сделает на них соответствующую пометку;
Расписываться в читательском формуляре за каждое полученное в библиотеке издание (кроме учащихся 1-2 классов);
При утрате и неумышленной порче изданий и других документов заменить их такими же либо копиями или изданиями, признанными библиотекой равноценными.При невозможности замены возместить реальную рыночную стоимость изданий. Стоимость утраченных, испорченных произведений печати определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учетных документах библиотеки, с применением коэффициентов по переоценке библиотечных фондов;
Не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
Не вынимать карточек из каталогов и картотек;
Ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию;
При выбытии из общеобразовательного учреждения вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;
Соблюдать в библиотеке тишину и порядок, не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки.
2.4. При нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям в установленном порядке могут быть применены административные санкции (как правило, временное лишение права пользования библиотекой).
2.5. Личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбывающие сотрудники общеобразовательного учреждения отмечают в библиотеке свой обходной лист.
2.6. Умышленная порча и хищение книг из библиотеки предусматривают уголовную ответственность либо компенсацию ущерба в денежном выражении или равноценную замену произведениями печати и другими документами.
2.7. За утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных фондов или причинение им невосполнимого вреда ответственность должны нести родители или поручители
3.Обязанности библиотеки.
3.1. Библиотека обязана:
Обеспечить бесплатный и свободный доступ читателей к библиотечным фондам и бесплатную выдачу во временное пользование печатной продукции;
Обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их запросов и потребностей;
Своевременно информировать читателей о всех видах представляемых услуг;
В случае отсутствия необходимых читателям изданий запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
Предоставлять в пользование каталоги, картотеки, осуществлять другие формы библиотечного информирования;
Изучать потребности читателей в образовательной информации;
Вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе необходимых изданий;
Проводить занятия по основам библиотечно-библиографических и информационных знаний;
Вести устную и наглядную массово-информационную работу;
Организовать выставки литературы, библиографические обзоры, дни информации, литературные вечера, игры, праздники и другие мероприятия;
Совершенствовать работу с читателями путем внедрения передовых компьютерных технологий;
Систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных произведений печати;
Обеспечить читателей необходимой литературой в каникулярное время;
Проводить в начале учебного года ежегодную перерегистрацию читателей;
Обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечных фондов, создать необходимые условия для хранения документов;
Проводить мелкий ремонт и своевременный переплет книг, привлекая к этой работе библиотечный актив;
Способствовать формированию библиотеки как центра работы с книгой и информацией;
Создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей;
Обеспечить режим работы в соответствии с потребностями учебного заведения;
Отчитываться о своей деятельности в соответствии с положением о библиотеке.
4. Порядок пользования библиотекой.
4.1. Запись читателей проводится на абонементе или другом пункте выдачи литературы. Учащиеся записываются в библиотеку по списку в индивидуальном порядке, сотрудники и учителя – по паспорту.
4.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца как документ, дающий право пользоваться библиотекой.
4.3. При записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре.
4.4. Читательский и книжный формуляры являются документами, удостоверяющими факт и дату выдачи читателю печатных и других источников информации и их возвращения в библиотеку.
4.5. Обмен произведений печати производится по графику работы. установленному библиотекой.
Порядок пользования абонементом.
5.1. Срок пользования литературой и количество выдаваемых изданий на абонементе определяется дифференцированно самой библиотекой и фиксируется в правилах пользования библиотекой.
5.2. Срок пользования может продлен, если на издание нет спроса со стороны других читателей, или сокращен, если издание пользуется повышенным спросом или имеется в единственном экземпляре. Не подлежат выдаче на дом редкие, ценные и справочные издания, литература, полученная по межбиблиотечному абонементу.
5.3. Читатели (за исключением учащихся 1-2 классов) расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр изданий; возвращение издания фиксируется подписью Библиотекаря.
6.Порядок пользования читальным залом (для библиотек, имеющих читальные залы).
6.1.Литература, предназначенная для использования в читальном зале, на дом не выдается.
6.2. Энциклопедия, справочные издания, редкие и ценные книги, издания, полученные по межбиблиотечному абонементу, выдаются только в читальном зале.
6.3. Число произведений печати и других документов, выдаваемых в читальном зале, как правило, не ограничивается.
Директор МБОУ «Ливадийская СШ»
Е.И. Семенюк
30.08.2017
ПРАВИЛА
ПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ
1. Общие положения
1.1. Типовые правила пользования библиотекой образовательной организации регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя являются основой для разработки и утверждения директором школыПравил пользования библиотекой.
2. Права читателей
2.1. Право пользования библиотекой образовательной организации имеют обучающиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители и (или) законные представители обучающихся.
2.2. Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, порядке доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.
2.3. Получать во временное пользование учебную, художественную, справочную, методическую литературу, периодические издания из фонда библиотеки.
2.4. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.
2.5. Избирать и быть избранными в совет библиотеки и принимать участие в его работе.
2.6.Обжаловать в установленном законодательством порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в правах.
3. Порядок пользования библиотекой
3.1. Обучающиеся школы записываются в библиотеку ОО в индивидуальном порядкев соответствии со списками классов. Сотрудники школы, родители и (или) законные представители по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.
3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.
3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя.
3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на 7 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.
Примечание. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей.
3.5. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок и в соответствии с программой изучения.
3.6. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек.
3.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.
3.8. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.
4. Ответственность и обязанности читателей
4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения
для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.
4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.
4.3. Читатель обязан:
· возвращать взятые им документы из фонда в установленный срок;
· не выносить из помещения библиотеки документы без записи в формах учета;
· бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);
· соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду;
· при получении документов из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом педагогу-библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки;
· поддерживать порядок расстановки изданий в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
· расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу;
· возвращать книги в библиотеку в установленные сроки.
4.4. Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесшийему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным.
4.5. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители и (или) законные представители.
4.6. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.
5. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей
5.1. Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.
5.2. Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.
5.3. Не использовать сведения о читателях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.
5.4. Давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде.
5.5. Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.
5.6. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.
5.7. Систематически информировать читателей о вновь поступивших документах.
5.8.Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.
1. Читайте детям вслух с самого раннего детства.
2. Обсуждайте с детьми прочитанное, ведь тем самым вы вырабатываете свои нравственные представления о добре и зле, свою жизненную позицию.
3. Первые книги должны быть иллюстрированными, с большими, яркими запоминающимися буквами и рисунками.
4. Дома нужно иметь словари: «Словарь русского языка» , «Словарь иностранных слов», орфографический словарь. Затем приобрести словари изучаемых языков.
5. С миром справочных изданий нужно знакомить еще дошкольника. Навык постоянного обращения к энциклопедиям, словарям, справочникам воспитывается в раннем детстве. Не проходите мимо неизвестных слов, понятий, названий, имен - в любом тексте, прежде всего в учебных пособиях, не должно оставаться темных пятен.
6. В домашней библиотеке должна быть художественная литература, особенно классическая.
7. Третье место в домашней библиотеке, после справочников и художественной литературы, занимает собственно научная литература, научно-познавательные и научно-популярные издания. Лучше сразу приобретать серьезное, иногда многотомное, научно-популярное издание, которым будут пользоваться в семье многие годы. Не надо волноваться, что книга «не по возрасту». В отношении научно-популярной литературы в полной мере оправдывает себя принцип опережающего школьную программу развития.
8. Вспомним, что в определенном возрасте ребенок задает сотни вопросов. Погасить естественный интерес ко всему непознанному проще всего, надо развить его. Далеко не всегда стоит давать прямые ответы. Можно вместе понаблюдать, подумать, почитать.
9. Если вы посещаете библиотеку, запомните: для библиотечных книг дома должно быть отведено определенное место, например, полочка. Если библиотечная книга «растворится» среди других, ее найти будет трудно.
10. В некоторых семьях есть традиция раз в год просматривать домашнюю библиотеку, освобождаться от книг, хранить которые дома бесполезно. Но выбрасывать ничего не надо. Вы поступите правильно, если отнесете их в библиотеку, которой пользуетесь.
11. Если вы не знаете на какие газеты и журналы вам подписаться, совершите вместе с детьми визит в центральную библиотеку, получающую десятки названий периодических изданий. Вы никогда не пожалеете о потраченном времени. Вместе с детьми обсудите и решите, какие издания вам выписать.
ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРИ РАБОТЕ В ИНТЕРНЕТЕ
1.Всегда спрашивайте согласия своих родителей перед тем, как вы будете использовать ваше полное имя, адрес, номер телефона или школы где-либо в сети Internet .
2.Всегда говорите своим родителям или другим взрослым, которым вы доверяете, если вы видите что-то всети Internet , что вас пугает или что-то, чего вы не понимаете.
3.Не отвечайте (не реагируйте) на сообщения, на которые вам трудно ответить или которые вам неприятны.
4.Никогда не давайте номер вашей кредитной карты или пароль online .
5.Никогда не договаривайтесь встретиться лично с человеком,с которым вы ранее общались только в Internet сети, до тех пор, пока вы не обсудите это с вашими родителями и взрослый не пойдет вместе с вами.
Миссия школьной библиотеки — создание единой информационной образовательной среды, в которой библиотечными и педагогическими средствами формируется мировоззрение гражданина.