Профессионально общественная аккредитация образовательных программ высшего образования. Общественная аккредитация образовательных программ

Екатеринбург

В период с 19 декабря 2016 г. по 31 января 2017 г. проходила процедура профессионально-общественной аккредитации образовательной программы «Финансы и кредит» (уровень бакалавриата) ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет». В ходе подготовки к процедуре ПОА специалисты нашей кафедры проверили образовательную программу и привели ее в соответствие с требованиями двух профессиональных стандартов: «Специалист по финансовому консультированию», «Специалист рынка ценных бумаг», а также подготовили отчет о самообследовании программы.

Экспертная комиссия, назначенная Ассоциацией участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» и состоящая из 3 экспертов, провела камеральную проверку представленных документов. Завершением камеральной проверки стал очный визит экспертов в УрГЭУ. Аккредитационная экспертиза отчета о самообследовании и прилагаемых к нему документов была проведена с соблюдением всех требований, установленных Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям и Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка. В ходе экспертизы эксперты провели оценку групп показателей, высказали ряд весьма ценных предложений, внедрение которых повысит эффективность учебного процесса, ещё более сблизит образовательную программу с профессиональными требованиями работодателей. По итогам камеральной проверки было подготовлено экспертное заключение.

По результатам проведенной экспертизы 31 января 2017г. Аккредитационный совет Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» принял решение об аккредитации нашей образовательной программы и внес ее в Национальный реестр программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию. Коллектив кафедры Финансовых рынков и банковского дела выражает благодарность Фонду развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе, являющему уполномоченной организацией Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, за организацию и проведение процедуры ПОА в отношении образовательной программы «Финансы и кредит».

Приятно осознавать что в нашем регионе есть высокопрофессиональная команда способная организовать и провести столь важный процесс на высоком уровне! Рекомендуем ВУЗам региона пройти процедуру ПОА с целью получения оценки и признания высокого качества образовательной программы и подготовки специалистов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.

Директор Института финансов и права, зав. кафедрой Финансовых рынков и банковского дела Марамыгин М.С.

ГАПОУ СО "Екатеринбургский экономико-технологический колледж"

Екатеринбург

В декабре 2016 года ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации (ПОА) по образовательной программе «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), углубленная подготовка в соответствии с профессиональными стандартами «Специалист по внутреннему контролю» (Внутренний контролер) и «Бухгалтер», организованную специалистами Фонда развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе (ФРКК).

По результатам проверки аналитического отчета, представленного колледжем и очного визита экспертной комиссии, 31 января 2017 года аккредитуемая программа внесена в Национальный реестр программ., прошедших ПОА, что стало значимым событием для нашего колледжа и для системы Среднего профессионального образования Свердловской области. От имени коллектива колледжа разрешите поблагодарить Вас и сотрудников ФРКК за высокий уровень организации процедуры ПОА.

Процедура была проведена строго в соответствии с регламентом, все документы были подготовлены в срок, на все вопросы организационного характера, касающиеся прохождения ПОА, специалистами Фонда были даны исчерпывающие ответы. Работа экспертов была объективной, рекомендации носили конструктивный характер и были направлены на дальнейшее развитие специальности «Экономика и бухгалтерский учет» в колледже, а также на повышение качества подготовки специалистов по данной специальности.

Для Екатеринбургского экономико-технологического колледжа сотрудничество с ФРКК стало важным этапом в понимании значимости процессов независимой оценки качества профессионального образования, в связи с чем колледж рекомендует другим профессиональным организациям пройти ПОА по образовательным программам, реализуемым в рамках направления подготовки «Экономика и управление».

Выражаю уверенность, что сотрудничество ФРКК и Екатеринбургского экономико-технологического колледжа будет продолжено в любых возможных форматах!

Директор колледжа Вертиль В.В.

ФГАОУ ВО "Уральский государственный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"

Екатеринбург

В период с 19 декабря 2016г. по 31 января 2017г. проходила процедура ПОА образовательной программы «Финансы и кредит» (уровень магистратуры) в ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». При разработке и актуализации образовательной программы «Финансы и кредит» использовались следующие профессиональные стандарты: «Специалист по страхованию», «Специалист по финансовому консультированию», «Специалист по управлению рисками». В ходе подготовки к прохождению процедуры ПОА преподаватели кафедры финансов, денежного обращения и кредита подготовили отчет о самообследовании образовательной программы. Экспертная комиссия, назначенная Ассоциацией участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» и состоящая из 3 экспертов, провела камеральную проверку представленных документов. Завершением камеральной проверки стал очный визит экспертов в УрФУ.

Аккредитационная экспертиза отчета о самообследовании и прилагаемых к нему документов была проведена с соблюдением всех требований, установленных Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка. В ходе экспертизы эксперты провели оценку групп показателей и подготовили экспертное заключение, а также выдали свои рекомендации с целью дальнейшего совершенствования образовательной программы «Финансы и кредит».

По результатам проведенной экспертизы 31 января 2017г. Аккредитационный совет Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» принял решение об аккредитации нашей образовательной программы и внес ее в Национальный реестр программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию.

Выражаем благодарность и признательность Фонду развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе - уполномоченной организации Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, за организацию и проведение процедуры ПОА образовательной программы «Финансы и кредит». ПОА - это признание качества и уровня подготовки выпускников. Рекомендуем ВУЗам региона пройти процедуру ПОА с целью получения оценки качества образовательной программы и подготовки специалистов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.

Заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Князева Е.Г.

В России расширяется участие работодателей в подготовке заказа на специалистов необходимых им квалификаций и профилей, а также непосредственно в деятельности университетов и колледжей и оценке качества образования и подготовки их выпускников.

Этому активно способствует и мотивирует позиция руководства РФ, нашедшее отражение в майских Указах и ряде законов и подзаконных актов, вводящих разные виды независимой оценки качества образования. Так, например, представители профессиональных сообществ начали разрабатывать проф.стандарты, проводить на их основе профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, независимую оценку квалификации выпускников. Сформированные на результатах таких оценок образовательная среда, программы, процессы, компетенции — важнейшее из направлений взаимодействия образования и бизнеса.

Потому, на сегодня в соответствии с законодательством РФ в области образования, занятости и труда, задачами экономики выстраивается система, направляющая вектор оценки качества профессионального образования в общественный сектор.

Так, ст. 96 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ определяет профессионально–общественной аккредитацию образовательных программ (ПОА ОП) инструментом признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, рынка труда. При этом п.8. статьи устанавливает, что сведения об имеющихся у образовательной организации ПОА рассматриваются при проведении государственной аккредитации и подлежат представлению к заявлению на государственную аккредитацию в соответствии с п.8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности. Подробнее о процедуре и преимуществах профессиональной общественной аккредитации образовательных программ в Русском Регистре и ее взаимосвязи с государственной аккредитации можно прочитать здесь .

В развитие мотивационного фактора наличие профессионально общественной аккредитации образовательных программ влияет на получение контрольных цифр приема, бюджетных ассигнований (Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.04.2015 No 340).

ФГОС 3++ определяют ответственность за обеспечение качества подготовки обучающихся за обр.организацией, а внешнее признание программ – процедурами ПОА, результат которых также следует продемонстрировать при государственной аккредитации.

Значительнее о нормативно-правовом обеспечении процедуры процедуры общественной аккредитации можно узнать здесь.

Больше о проблематике складывающейся в РФ системе ПОА образовательных программ можно прочитать здесь .

Обоснования правомочности работ Русского Регистра по ПОА ОП

Для независимой и компетентной работы в соответствии с законодательными требованиями РФ Русский Регистр:

  • входит в Реестр организаций, осуществляющих аккредитацию образовательных программ АИС «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации», созданной по заказу Министерства образования и науки РФ (ст.96 ФЗ-273);

  • имеет Аккредитацию федеральной службы Аккредитации (Росаккредитация ) . Имеет широкую область аккредитации и обеспечивает признание на национальном уровне;
  • имеет полномочия на проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ от региональных структур Российского союза промышленников и предпринимателей , сотрудничает с рядом общероссийских отраслевых объединений работодателей, Советами по профессиональным квалификациям;
  • владеет Лицензией ФСБ на работу со сведениями, составляющими гос. тайну;
  • действует как международно-признанное Агентство по оценке качества профессионального образования, являясь полноправным членом или имеющим аффилированный статус Международных Сетей Агентств по качеству образования (INQAAHE, APQN, ENQA ) – всемирных ассоциаций, занимающихся теоретическими и практическими решениями в области гарантий качества высшего образования.

Преимуществом проведения процедур ПОА ОП в Русском Регистре является возможность образовательной организации в рамках единой аккредитационной экспертизы провести ПОА ОП разных УГН(С) в разных объединениях работодателей и с разной стоимостью работ благодаря имеющемуся широкому спектру признаний и полномочий.

При этом в соответствии с принципами и этикой, принимая во внимание отраслевую целесообразность и подходы к проведению ПОА ОП Ассоциация проводит данные работы по тем направлениям подготовки/специальностям, чья отраслевая специфика характерна деятельности выбранного объединения работодателей (см. выше). В этой связи, а также принимая во внимание репутационные риски Ассоциации, некоторые реализуемые образовательными организациями направления подготовки, в т.ч. определяющие его отраслевую направленность, порекомендует обратиться в другие аккредитующие организации.

Содержание оценки качества образовательных программ при процедурах ПОА

Ввиду широкого , а также значительного опыта проведения оценочных процедур, при проведении работ по ПОА ОП в различных объединений работодателей, выполняет требования и руководствуется нормативными документами, установленными этими партерами, или при его признании ими и получении соответствующих полномочий собственными подходами к оценке образовательных программ, содержание которых доступно здесь . Эти подходы отличает мультистандартный комплексный взгляд на образовательную программу, основанный и на требованиях Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, и на стандартах ESG Европейской сети по качеству образования ENQA, и на идеологии всеобщего управления на основе качества (TQM) — постоянного улучшения, системного и процессного подхода к менеджменту ОП, а также лучшими национальными и зарубежными практиками в области независимых оценок качества образования:


Процедуры профессиональной общественной аккредитации образовательных программ

Ввиду вышеописанного широкого спектра полномочий и признаний Русского Регистра по ПОА ОП , а также значительного опыта проведения оценочных процедур, при проведении работ по ПОА ОП в различных объединений работодателей, Русский Регистр выполняет требования и руководствуется нормативными документами, установленными этими партерами, или при его признании ими и получении соответствующих полномочий — собственными подходами к процедурам оценки образовательных программ, содержание которых доступно здесь .

Общий алгоритм действий типичен для общепринятых качественных процедур профессиональной оценки аккредитации образовательных программ, отличается от других высокой организацией и регламентацией процедур и обязательным очным визитом в образовательную организацию.

Срок работ всегда прописан в виде календарного плана в договоре с образовательной организацией и занимает, как правило, в среднем 3-4 месяца от заключения договора до получения Свидетельства. Срок зависит прежде всего от способности образовательной организации обеспечить собственную процедуру самообследования ОП как наиболее трудоемкую. В практике имеются работы, завершенные как за 1 месяц, так и растянувшиеся на год.

Принципы формирования группы экспертов ПОА ОП

С учетом роли и степени влияния факторов риска, связанных с компетентностью, осведомленностью и подготовкой персонала, для обеспечения управляемости персонала, участвующего в т.ч. в процессе ПОА ОП, создана система подготовки и сертификации соответствующего персонала .

С целью обеспечения необходимой компетентности персонала, оказывающего влияние на качество услуг в области независимых оценок образовательных организаций, в Русском Регистре разработан, документирован и поддерживается в рабочем состоянии процесс обеспечения компетентности экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе. Процесс состоит из трех основных этапов:

  1. Подбор профессиональных работников и определение потребностей в подготовке экспертов.
  2. Обеспечение компетентности потенциальных экспертов.
  3. Сертификация и оценка экспертов, включающий:
  • рассмотрение заявления, результатов теоретического обучения, отзывов о прохождении стажировки на заседании Аттестационной комиссии Русского Регистра, оформление сертификата компетентности при положительном решении;
  • включение эксперта в реестр сертифицированных экспертов;
  • периодическую проверку практики работы эксперта;
  • поддержание сертификации и повышение квалификации.

При проведении ПОА ОП эксперты дополнительно должны обладать необходимой компетентностью в области оцениваемых образовательных программ. Таким образом, при сертификации эксперта коды компетентности присваиваются в соответствии с кодами УГСН (укрупненных групп специальностей/ направлений подготовки), в рамках которых эксперт имеет опыт проектирования/реализации образовательных программ и/или соответствующей сферы деятельности, а также их оценки. Кандидаты в эксперты Русского Регистра заявляют о своей компетентности по кодам компетентности самостоятельно, представив в РР информацию по установленной форме. Окончательное решение о присвоении кодов компетентности принимается и утверждается на Аттестационной комиссии.

Для проведения ПОА ОП формируются группы экспертов, состоящие, как минимум, из 2 человек: эксперта от академического сообщества и эксперта от профессионального сообщества.

При процедурах ПОА ОП экспертами от академического сообщества являются (в разрезе каждой УГСН заявляемой области аккредитации):

— зарегистрированные в реестре Русского Регистра эксперты (штатные и внештатные), имеющие коды компетентности, основанные на Классификаторе EAC (код – Образование, 37) и коде УГСН,

— представители образовательных организаций профессионального образования, прошедшие специальное повышение квалификации в Русском Регистре для участия в оценочных процедурах.

Экспертами от профессионального сообщества (работодателей) являются:

— зарегистрированные в реестре Русского Регистра эксперты (штатные и внештатные), имеющие коды компетентности, основанные на Классификаторе EAC в различных областях деятельности, коррелированных с УГСН в соответствии с заявкой образовательной организации на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ;

— представители организаций — партнеров Русского Регистра, сфера деятельности которых коррелирована с УГСН, содержащей заявляемые на профессионально-общественную аккредитацию образовательные программы.

Поворотным в становлении независимого аудита качества образования и независимой аккредитации образовательных программ стал 2013 год, когда вступил в силу закон «Об образовании в РФ», многие положения которого закрепляют позитивный опыт, накопленный образовательным сообществом в области независимой оценки и общественной аккредитации.

Общественная оценка качества образования хотя и существовала прежде, но не признавалась государством в должной мере. Например, Ассоциация инженерного образования России (АИОР), созданная в 2002 году, с момента основания занималась общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ технических вузов. Независимая оценка качества образования не находила отражения в нормативных документах - вплоть до принятия федерального закона № 293 в 2010 году, который среди прочего установил, что свидетельство об общественно-профессиональной аккредитации можно прикладывать к заявлению на прохождение процедуры государственной аккредитации. Однако реального эффекта это не дало - факт независимой аккредитации образовательных программ не принимался во внимание при государственной аккредитации.

Новый федеральный закон об образовании впервые определяет государственно-общественный характер управления системой образования. Впервые к этой системе отнесена независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ст. 89, ч. 2). Таким образом, инструменты независимой оценки и аккредитации получили государственное признание наравне с государственной системой управления и мониторингом эффективности деятельности образовательных организаций.

Закон уточняет использовавшуюся ранее терминологию: предлагается понятие «профессионально-общественная аккредитация образовательных программ» - по сути, синоним широко используемого термина «общественно-профессиональная аккредитация». Предложенный в документе вариант - для однозначности понимания - следует признать более предпочтительным. Таким образом, понятия «общественная» и «профессионально-общественная аккредитация» разделены. Разницу между ними определяет ст. 96 закона:

  • «общественную» аккредитацию могут проводить общественные организации - например, российские и зарубежные аккредитационные агентства - на основании собственных критериев;
  • «профессионально-общественную» аккредитацию могут проводить работодатели, их объединения и уполномоченные ими организации на основании профессиональных стандартов и требований рынка труда.

Институт аккредитации в системе российского образования имеет почти двадцатилетнюю историю, и на сегодняшний день можно выделить несколько направлений аккредитации.

Государственная аккредитация образовательных организаций (с 2013 года - аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам), изначально задуманная как добровольная процедура признания государством уровня соответствия качества деятельности образовательного учреждения установленным показателям и соответствия реализуемых им образовательных программ государственным образовательным стандартам, с 2005 года носит обязательный характер для всех образовательных организаций, желающих выдавать документ об образовании государственного образца. Согласно действующему Положению о государственной аккредитации образовательной деятельности она проводится относительно образовательных программ на предмет соответствия образовательным стандартам. Другими словами, государство через механизм госаккредитации контролирует соблюдение задаваемого стандартом минимального уровня требований к реализации образовательной программы. Об измерении качества подготовки специалистов (бакалавров, магистров) речь не идет, в существующей методике оно представлено номинально - в виде оценок текущей успеваемости, остаточных знаний, выпускных квалификационных работ.

Общественная аккредитация образовательных организаций общественными организациями в свете нового закона выступает как признание соответствия условий образовательной организации стандартам качества общественной или экспертной организации, профессионального сообщества. Таким образом, аккредитующая организация признает, что условия, определяющие образовательный процесс, достаточны, чтобы обеспечить неизменчивость достижения заданного уровня результата образовательной деятельности. При этом повышение качества процессов может регламентироваться соответствующей системой качества в организации.

Профессионально-общественная аккредитация проводится в отношении конкретных образовательных программ соответствующими профессиональными организациями или их объединениями. Основополагающим критерием являются требования аккредитующей организации в отношении качества подготовки выпускников и соответствие профстандартам (при их наличии).

На сегодняшний день на рынке уже сложились различные объединения работодателей, представляющие интересы как бизнеса крупного (Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз машиностроителей России) и среднего («Опора России»), так и отдельных профессиональных сообществ (ассоциации менеджеров, юристов, Федерация рестораторов и отельеров и другие).

Эти объединения заявляют о необходимости консолидации российского образования и бизнеса, поскольку уже сегодня испытывают серьезный кадровый голод. А такой инструмент как профессионально-общественная аккредитация является оптимальным подходом к решению имеющихся проблем. При этом профессиональные объединения, не дожидаясь нормативной регламентации профессионально-общественной аккредитации со стороны государства, самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями разрабатывают перечни профессиональных компетенций, профессиональные стандарты и обращаются к образовательному сообществу с предложением корректировки образовательных программ. В этом отношении показателен опыт сотрудничества Федерации рестораторов и отельеров России с ссузами.

Представляется, что при должном развитии профстандартов с обязательным включением в этот процесс как образовательных организаций, так и работодателей в недалеком будущем профессиональные сообщества смогут прийти к системе сертификации специалистов и присвоения им соответствующих квалификаций. Подобный положительный опыт уже есть у АИОР, которая на протяжении нескольких последних лет успешно проводит сертификацию инженеров с привлечением иностранных аккредитационных агентств.

Международная аккредитация образовательных программ зарубежными экспертными сообществами (или с привлечением иностранных экспертов) - явление относительно новое в российской образовательной среде, однако набирающее обороты. Возрастающее число аккредитованных зарубежными организациями образовательных программ свидетельствует, с одной стороны, о стремлении образовательных организаций выйти на международный рынок услуг, с другой - о желании соответствовать международным стандартам. В условиях всеобщей глобализации и интеграции образовательных систем сложно переоценить изучение и внедрение передового опыта ведущих мировых вузов. Аккредитация зарубежными агентствами или российскими, но с привлечением зарубежных экспертов - это не только констатация факта соответствия международным стандартам, но и консалтинг экспертного сообщества и погружение в лучшие мировые практики.

Все направления независимой оценки качества образовательных организаций и образовательных программ достаточно представлены сегодня на рынке образовательных услуг, но тем не менее развитие профессионально-общественной аккредитации сдерживается в силу нескольких причин.

Главным фактором, на наш взгляд, является непроработанная нормативно-правовая база в сфере независимой оценки качества образования и как следствие - недопонимание необходимости прохождения независимой аккредитации. Казалось бы, закон «Об образовании в РФ» признает существование независимой оценки, но для многих образовательных организаций вопрос о ее необходимости остается открытым, ведь обязательность государственной аккредитации никто не отменял. Процедура проведения последней для каждой организации является своего рода испытанием, которое нужно пройти раз в шесть лет. К ней начинают готовиться за год, а то и раньше, что требует привлечения дополнительных человеческих, материальных, финансовых ресурсов - вряд ли найдутся вузы, желающие повторять эту процедуру по своей воле.

Процедуры независимой оценки качества образования во многом пересекаются с государственной аккредитацией, но в первом случае больший акцент делается на качестве подготовки специалистов, которое анализируется через качество образовательных программ, образовательных технологий, анкетирование студентов и работодателей, изучение особенностей рынка труда и прочее. В целом можно отметить, что с организационной точки зрения профессионально-общественная аккредитация во многом более трудоемка и для образовательной, и для аккредитующей организации. Результат экспертизы (отчет) в бóльшей степени информативен и имеет более широкую целевую аудиторию.

Однако, несмотря на это, результаты независимой аккредитации не учитываются ни во время процедуры госаккредитации, ни при вынесении решения о ней. Несомненно, государственная и независимая аккредитация преследуют разные цели, но признание факта общественной (профессионально-общественной) аккредитации при прохождении процедуры государственной послужило бы серьезным мотивирующим фактором для многих образовательных организаций и сэкономило бы человеческие и материальные ресурсы.

Минобрнауки РФ неоднократно заявлялось, что государственные органы власти при принятии решений не могут опираться на выводы общественных организаций. Однако государство может создать условия для развития такой экспертной среды, которой можно доверять. В частности, введение единого государственного реестра аккредитующих организаций, имеющих право проводить независимую оценку качества образования, благоприятно скажется на развитии института независимого образовательного аудита. С одной стороны, государство объявляет критерии, соответствие которым гарантирует качество проводимых процедур оценки общественными организациями. С другой - образовательному сообществу будут предъявлены те организации, которые проводят независимую оценку. Более того, введение такого реестра разрешит многие вопросы ценообразования, стандартов, методики и алгоритмов работы общественных организаций, сделает их работу более прозрачной.

Следующим фактором, сдерживающим развитие профессионально-общественной аккредитации, является слабая вовлеченность в этот процесс профессионального сообщества - работодатели до сих пор проявляют слабую заинтересованность в развитии образования и оценке его качества.

Стоит еще раз подчеркнуть, что ряд крупных объединений работодателей, представляющих интересы крупного и среднего бизнеса, уже озадачился формированием механизмов влияния на образование через независимую аккредитацию, разработкой профстандартов, систем квалификаций. Профильные объединения работодателей - такие как Ассоциация российских банков, Гильдия маркетологов, АИОР и другие - уже сформулировали свои критерии оценки образовательных организаций, требования к сформированности компетенций выпускников и готовы включиться в процесс совершенствования образования.

Но на данном этапе развития независимой оценки качества образования образовательные организации и работодатели трудно находят общий язык, что объясняется разными причинами. Во-первых, у образовательных организаций основным заказчиком и работодателем является государство, которое выделяет целевые субсидии на подготовку специалистов и контролирует выполнение госзаказа (лицензирование и аккредитация образовательных программ, мониторинг эффективности), оно же и определяет качество подготовки выпускников (ФГОС, компетенции).

Во взаимоотношениях государства и образовательной организации в таком формате нет места работодателю. Все заявления о практикоориентированности образовательных программ и включении в их проектирование работодателей носят декларативный характер и выполняются «соответственно». Во-вторых, работодателя интересует только конечный результат образовательного процесса - сформированность необходимых профессиональных компетенций. При этом такие «священные» для каждого образовательного учреждения факторы, как организация учебного процесса, научно-исследовательской работы студента, индикаторы и показатели развития науки, представителей бизнеса не волнуют - вплоть до непонимания значимости общекультурных компетенций у выпускника.

Найти компромисс между требованиями работодателей и предложением образовательных организаций могут помочь общественные аккредитующие организации (Нацаккредцентр, АККОРК, АИОР и другие). Опираясь на требования работодателя, хорошо разбираясь в специфике образовательного процесса и понимая, какие условия необходимы для формирования тех или иных компетенций у выпускника, они могут провести качественную независимую экспертизу образовательной организации (образовательной программы) и представить работодателю отчет соответствии его требований возможностям учебного заведения обеспечить надлежащее качество подготовки выпускников. Образовательные организации и работодатели нуждаются в такого рода посредниках. У различных заинтересованных сторон - образовательных организаций, работодателей, абитуриентов, общества - существует потребность в независимой оценке деятельности организаций в сфере образования. Кроме того, соответствующие общественные структуры могли бы взять на себя функции анализа рынков труда и образовательных услуг и ориентации образовательных организаций на развитие перспективных направлений подготовки с учетом экономических условий и региональной специфики.

Необходимо учитывать, что в последнее время ассоциации образовательных организаций России - классических и технических университетов, юридического образования и другие - берут на себя роль навигатора в развитии современного образования (заменяя тем самым устаревающие УМО), определяя стратегию развития образования, в том числе через независимую аккредитацию образовательных программ.

Таким образом, можно выделить трех основных игроков, определяющих векторы развития образования:

  • государство, представленное Минобрнауки РФ;
  • образовательные организации (их ассоциации),
  • работодатели и их объединения.

Каждая сторона имеет свое представление о том, как должно развиваться образование, какие тренды будут востребованы в будущем. В этой связи очень важно соблюдать паритет интересов, чтобы избежать явных перекосов в чью-либо сторону. Немалую роль в таком регулировании могли бы сыграть общественные организации, экспертные сообщества (Нацаккредцентр, АККОРК, АИОР).

Третьим фактором, сдерживающим развитие независимой оценки качества образования, является слабо развитая мотивация образовательных организаций в прохождении соответствующих процедур. Выше уже упоминалось об отсутствии преемственности между процедурами государственной и общественной аккредитации, а это могло сыграть решающую роль в принятии решений об участии в независимой оценке качества образования.

Бóльшая часть региональных вузов находится в монопольном, доминирующем положении в своем регионе, и дополнительные аргументы «за качество образования» для них не очевидны. Например, Алтайский государственный университет, являющийся единственным классическим вузом в регионе, по праву называют флагманом высшего образования на Алтае.

АлтГУ имеет опыт общественной аккредитации образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования с 2011 года, ряд реализуемых программ признан лучшими образовательными программами инновационной России. При ближайшем рассмотрении фактор общественной аккредитации не обеспечивает выраженных преимуществ для вуза: ни при наборе студентов - абитуриенты не обращают на это внимание, ни при трудоустройстве специалистов - подготовку по аккредитованным направлениям ведет только АлтГУ. Для работодателей факт наличия общественной аккредитации вторичен: более важно, какая образовательная организация выдала документ об образовании - есть вузы, которые котируются на рынке труда, а есть нежелательные.

Но Алтайский государственный университет развивается, открываются новые направления, до этого не представленные на рынке образовательных услуг (например, медицинская физика, биотехнологии), укрепляются международные связи с приграничными государствами.

И при среднесрочном планировании становится очевидным позитивное влияние фактора наличия общественной оценки образовательных программ. Профессионально-общественная аккредитация вновь открываемых программ поможет убедить работодателей в качестве подготовки выпускников, а абитуриентов - в актуальности и востребованности этих направлений. Сегодня стало также понятно, что международная аккредитация определенных образовательных программ - это неотъемлемый атрибут работы с иностранными студентами. Учитывая азиатскую ориентацию АлтГУ, за такой аккредитацией - будущее.

Независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитация становятся важнейшими механизмами формирования и поддержания добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг, развития системы гарантии качества образования как на российском, так и международном уровнях.

Помимо этого, с каждым днем все более очевидно движение самих работодателей навстречу образовательным организациям. С целью участия в подготовке специалистов они все чаще обращаются с просьбами подготовить специалистов с определенными компетенциями. Причем и сами работодатели готовы участвовать в этом процессе, предоставляя свою материально-техническую базу. Важно, что и общественные организации, понимая, что независимая оценка является серьезным испытанием для образовательной организации, идут им навстречу. В частности, Нацаккредцентр предлагает сегодня кластерную аккредитацию образовательных программ, которая более привлекательна для вузов за счет оптимизации трудозатрат.

Остается надеяться, что при должном регулировании со стороны государства и поступательном движении навстречу друг другу образовательных и экспертных организаций и работодателей, наше общество придет к цивилизованному регулированию качества образования через независимую оценку и систему сертификации специалистов.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из новых направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Ее правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 96 данного закона впервые регулируются вопросы проведения профессионально-общественной аккредитации.

Согласно новым законодательным нормам, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретном учебном заведении.

Профессионально-общественную аккредитацию могут проводить работодатели и объединения работодателей соответствующих специфике образовательной программы отраслей. При проведении такой аккредитации оценивается не качество образовательного процесса как такового, а именно качество образования, то есть профессиональные качества выпускников учебного заведения.

Порядок профессионально-общественной аккредитации, ее формы и методы оценки устанавливаются проводящими эту процедуру работодателями или уполномоченной ими организацией. При этом проведение профессионально-общественной аккредитации должно носить открытый характер, должна быть доступна информация о порядке ее проведения.

Сведения о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы рассматриваются при проведении государственной аккредитации образовательных организаций.

ЧТО НЕОБХОДИМО ОЦЕНИВАТЬ в ходе профессионально-общественной аккредитации?

Во-первых, как компоненты программы - ее содержание, дизайн, технологии - влияют на формирование тех или иных профессиональных компетенций.

А также могут оцениваться такие группы показателей как:

    признание компетентностной модели выпускника рынком труда;

    удовлетворенность результатами обучения работодателей и выпускников;

    востребованность выпускников региональным (и/или федеральным) рынком труда;

    стратегия развития программы, соответствие структуры и содержания программы потребностям рынка труда;

    соответствие документов, регламентирующих организацию и проведение образовательной программы, компетентностной модели выпускника;

    учебно-методические материалы, технологии и методики образовательной деятельности, кадровые, материально-технические, финансовые и информационные ресурсы программы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ профессионально-общественной аккредитации:

Дать независимую объективную оценку качеству подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации, и основывающихся на анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, профессиональным стандартам, а также выявлении лучших практик и значительных достижений учебного заведения.

ОСОБЕННОСТИ профессионально-общественной аккредитации:

Добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять как целесообразность прохождения профессионально-общественной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ.

Многосубъектность проведения оценки. В состав аккредитационной комиссии и экспертного совета по профессионально-общественной аккредитации включаются представители работодателей, научных кругов, общественные деятели.

Ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ.

ПРЕИМУЩЕСТВА профессионально-общественной аккредитации:

Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, получит право:

    размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам;

    использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество;

    предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур.

Работодатели получают возможность:

    экономить средства на подготовку и переподготовку кадров;

  • формировать компетентностую модель выпускника образовательного учреждения в соответствии с потребностями бизнеса;
  • способствовать ликвидации дефицита кадров;

    формировать заказ на подготовку специалистов, обладающими необходимыми бизнесу квалификациями.

СРОКИ И СТОИМОСТЬ проведения аккредитации

Процедура профессионально-общественной аккредитации проводится в течение 8-9 недель и включает:

ознакомление организации, осуществляющей образовательную деятельность, с документами, регламентирующими порядок проведение аккредитации (за 1-2 недели) до начала процедуры;

    самообследование профессиональной образовательной программы (до 21 рабочего дня);

    очный аудит профессиональной образовательной программы членами экспертной комиссии на площадке образовательного учреждения, встреча членов экспертной комиссии с выпускниками, работодателями, преподавателями и студентами образовательной организации (до 3 дней);

    подготовка заключения экспертной комиссии (3 недели);

    рассмотрение заключения экспертной комиссии образовательной организацией, при необходимости направление возражений, уточнений (1 неделя);

    анализ заключения экспертной комиссии и принятие решения Аккредитационным советом (20 дней).