Большой интерес и научные дискуссии вызвала представленная через средства массовой информации в 2000 году икона Христа, найденная на склоне горного хребта вблизи п. Нижний Архыз Карачаево-Черкесии. Этой иконе, получившей название "Архызский лик", было посвящено множество телевизионных и газетных репортажей. Увы, как это часто бывает в подобных случаях, вместо объективной информации вокруг обретенной иконы появилось множество мифов и домыслов. Так, уже в первом телевизионном репортаже ОРТ (октябрь 2000 г.) говорилось о какой-то "обрушившейся скале", в результате чего, якобы, и стало возможным появление лика. В этом же ряду (под характерным заголовком "Сенсация") стоит и утверждение газеты "Совершенно секретно" (декабрь 2000 г.) о многочисленных монашеских кельях вокруг Архызского лика.
Гораздо меньше этой уникальной иконе повезло с научными исследованиями, которые помогли бы ответить на многие неясные вопросы, и в первую очередь на вопрос о времени ее создания. Именно поэтому я с большим интересом прочел статью Л.Л.Долечека "Наскальная икона в Архызском ущелье", опубликованную в №1 журнала "Живая старина" за 2002 год. Эта статья, на первый взгляд, отличалась от газетных репортажей более обстоятельным и корректным подходом, тем паче, что в конце статьи автор отмечает, что "возможно, высказанное нами предположение об авторе "Архызского лика" еще недостаточно обосновано". Познакомившись с аргументами, которые приводит в доказательство своей гипотезы Долечек Л.Л., можно, пожалуй, согласиться с такой оценкой, так как в этих аргументах допущен целый ряд явных ошибок и неточностей.
Так, автор утверждает, что сохранившиеся на иконе "буквы IC имеют не греческое, а церковнославянское начертание и титло над ними - не прямое с ограничителями, а изогнутое, в виде "кочерги". Следовательно, изображение выполнено не византийским, а русским иконописцем". Это явная натяжка, так как ни в византийской, ни в русской иконописи не было специфически греческой или церковнославянской формы начертания этих букв. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть византийские иконы, на которых данная часть именования и титло над ним выполнено абсолютно идентично "Архызскому лику" - например мозаичные иконы "Христос на престоле" (конец IX в., собор св. Софии, Константинополь), "Христос Пантократор" (XI в., церковь Успения Богоматери, Никея) и синайскую икону "Богоматерь Бематарисса", написанную византийским изографом в позднекомниновском стиле (начало XIII в.).
Так что форма начертания букв IC, являвшихся частью именования иконы Иисуса Христа, в данном случае никак не может служить "определителем национальности" иконописца.
Представляется чересчур категоричным и такое утверждение Л.Л.Долечека: "Несомненной является единовременность работы живописца. Нет ни дополнений, ни исправлений". Но компьютерный анализ фотографии Лика позволил обнаружить на нем 2 участка, выделявшихся интенсивностью своей окраски. Дальнейшие исследования, в частности микрозондовый анализ поперечных шлифов с этих участков, показал наличие на них двух слоев краски, в отличие от основного изображения, нанесенного в один слой. Изучение красок верхнего слоя позволяет говорить о позднейших (не ранее второй половины XIX в.) поновлениях этих участков иконы, в то время как основное изображение выполнено с помощью красителей, применявшихся с древнейших времен.
Кстати, наличие позднейших поновлений Лика может объяснить и факт нахождения на иконе щетинки от кисти, всохшей в мазок белой краски.
Несомненной ошибкой является и то, что Л.Л.Долечек именует "Архызский лик" наскальной фреской. Специалисты по фресковым росписям, осматривавшие икону, единодушно утверждают, что это не фреска, в том числе и потому, что под краской нет искусственного подстилающего слоя (грунта). Краска нанесена прямо на поверхность скалы, причем некоторые участки Лика оставлены вообще неокрашенными, и их цвет обусловлен цветовыми оттенками природных минеральных образований на поверхности скалы. Изучив характер осыпания краски, эти же специалисты высказали мнение, что "Архызский лик" выполнен в технике иконной темперы.
Как отмечает сам автор, наиболее веским аргументом, подтверждающим его гипотезу "является история видовой акварели Александро-Невской Зеленчукской пустыни", которая, как он предполагает, принадлежит кисти художника Д.М.Струкова. Но и это утверждение является голословным, так как подобная акварель никому из исследователей (включая и Л.Л. Долечека) неизвестна. Существует лишь литография общего вида монастыря, изданная в 1904 г. в Одессе (макет для которой, как считает автор, и выполнен Струковым). С архивом Д.М.Струкова, находящемся в Москве и Петербурге, работали многие исследователи. Достоверно установлено, что в нем нет акварели общего вида Зеленчукского монастыря, которая могла бы стать макетом для литографии 1904 г. Нам остается лишь сожалеть, что автор не знаком ни с результатами работ предыдущих исследователей, ни с самим архивом - это помогло бы ему избежать многих ошибок (так, вопреки утверждению Л.Л.Долечека, что "до сих пор единственной датой пребывания Струкова в Архызе считался 1886 год", в работах американского профессора Л.Згусты и российского археолога Кузнецова В.А. указывается и другая дата посещения художником Архызского городища - 1888 год).
Впрочем, чтобы более не утомлять читателя перечислением многочисленных ошибок и неточностей, давайте лучше познакомимся с краткой биографией интереснейшего человека - художника, археолога и церковного историка Дмитрия Михайловича Струкова. Это знакомство поможет нам ответить и на главный вопрос - мог ли Струков быть автором макета для литографии общего вида монастыря и "Архызского лика".
Имя этого человека, много сделавшего на благо Православия и России ныне, к сожалению, почти забыто. Дмитрий Михайлович родился в Москве в 1827 году. С детства увлекаясь рисованием, он уже в зрелые годы стал штатным художником Московской Оружейной палаты, где и проработал почти до самой своей кончины. Другими его увлечениями были церковная археология и история. Будучи одним из основателей Московского археологического общества в 1860-х годах он был избран членом-корреспондентом этого общества. В 1868 г. Струков впервые, по поручению МАО, поехал на археологические раскопки в Крым, и с тех пор он заболел Тавридой. Особенно плодотворными были для Дмитрия Михайловича крымские раскопки 1871 года. В этом году он сделал великолепное археологическое открытие, раскопав в местечке Партенит (близ Аю-Дага) фундамент древней базилики. Около ее алтаря Струков нашел каменную плиту с греческой надписью, где упоминалось имя "столпа православия Тавриды" Иоанна Готского. И уже в 1872 г. в Москве была издана его книга "О древнехристианских памятниках в Крыму", в которой Струков подробно описывает результаты своих исследований.
Занимаясь параллельно церковной историей, в 1870-х годах он написал книгу "Жития святых Таврических чудотворцев", которая выдержала несколько изданий (именно поэтому некоторые московские газеты называли Струкова "певцом православной Тавриды"). В эти же годы Дмитрий Михайлович был избран членом Симферопольского православного Александро-Невского братства.
В начале 1880-х годов Струков стал серьезно интересоваться христианскими древностями Кавказа. И вот, в 1886 году, опять же по заданию археологического общества, неутомимый исследователь едет на Северный Кавказ, где в глухом горном ущелье находились развалины древнехристианских храмов, до той поры мало кому известные. Но в 1886 году при храмах началось строительство монастыря, основателем которого стал русский иеромонах о.Серафим (Титов) - выходец с Афона. Прожив в Архызе всю осень, Дмитрий Михайлович много потрудился, очищая с помощью монахов стены Зеленчукских храмов от копоти костров и пыли. Выявленные при этом остатки старинных фресок были им тщательно перерисованы и составили впоследствии целый альбом (арх.№273). Вернувшись в Москву, Струков на съезде Археологического общества сделал доклад "О древних церквах на реке Большой Зеленчук на Северном Кавказе".
Однажды посетив это удивительное место, Дмитрий Михайлович всей душой прикипел к нему, и в 1888 году он совершает сюда вторую поездку. Ее результатом явился еще более внушительный альбом с зарисовками фресок и видов монастыря (д. 339) и описание к нему с исторической вводной частью (впоследствии на ее основе Струков написал статью "О христианстве в местности бывшего Тмутараканского княжества", опубликованную в 1888 г. в "Московских епархиальных ведомостях").
Помимо прочих своих трудов, Дмитрий Михайлович написал для возрождавшегося монастыря копию с чудотворной иконы Божией Матери Гребневской (Гребневскую икону преподнесли Дмитрию Донскому, возвращавшемуся с победой после сражения на Куликовом поле казаки города Гребнева, эта икона считалась покровительницей гор). Она была освящена 24 сентября 1888 г. в Москве, в Успенской церкви. Неизвестный жертвователь украсил икону серебряной ризой с эмалью изящной работы в древнем стиле. Икона была доставлена в Зеленчукскую пустынь 10 ноября 1889 г. и со временем стала одной из главных святынь монастыря.
Но годы брали свое, и художнику, не отличавшемуся крепким здоровьем, все труднее и труднее давались дальние экспедиции. Последнюю из них он совершил в 1892 г, посетив столь любимый им Крым. После этого Струков безвыездно жил в Москве, работая в Оружейной палате. Он часто болел и тихо скончался 1 февраля 1899 года, на 72-м году жизни. Похоронен Дмитрий Михайлович был на кладбище Донского монастыря.
Ныне Симферопольская епархия переиздает книгу Струкова "Жития св. Таврических чудотворцев", есть надежда, что имя этого подвижника не будет забыто и в России!
Из биографии Д.М.Струкова совершенно определенно следует, что последнюю свою поездку в Зеленчукский монастырь он совершил в 1888 г., а после 1892 г. вообще не выезжал из Москвы. Так как же быть с "наиболее веским аргументом автора" - литографией 1904 г., на которой изображен обновленный действующий Средний храм. Ведь достоверно известно, что его открытие состоялось в 1897 г., что засвидетельствовано надписью на плите, первоначально вмонтированной в западный фасад храма (плита была обнаружена археологом В.А.Кузнецовым в 1971 г.). В то же время на указанной литографии нет наиболее крупной постройки монастыря - странноприимного дома (автор почему-то именует его странно-приходским), полностью достроенного к 1904 г. Следовательно, время создания макета литографии можно датировать периодом 1897 - 1904 гг.
Эти факты достоверно свидетельствуют, что Д.М.Струков никакого отношения к макету литографии общего вида монастыря 1904г. не имел.
Так что умозаключение автора, что "В начале осени 1890 г.... пишется акварель общего вида монастыря (та самая, что послужила основой для типографских копий), а вместе с ней, как мы предполагаем, "Архызский лик", также следует считать совершенно произвольным.
Тем не менее польза от статьи Л.Л.Долечека в журнале "Живая старина" несомненно, есть, ведь она снова привлекает внимание всех заинтересованных исследователей к разгадке тайны "Архызского лика". Но попытки этой разгадки, как нам представляется, должны вестись лишь на основе надежных исторических и архивных источников, с привлечением данных современных научных исследований.
Дмитрий Михайлович Струков ( 1828 - 1899) - русский художник- реставратор и археолог .
Биография
Родился в Москве в семье Михаила Даниловича Струкова, с двенадцати лет, обучавшегося у одного из лучших портных - Гусева. В 1830 году, во время холеры, семья переехала в Нижний Новгород , а через пять лет - в Верхотурье , затем - в Нижний Тагил . По возвращении в Москву, в 1840 году Дмитрий Струков поступил в рисовальную школу (впоследствии - известное Строгановское училище). В четвёртом классе школы, по приглашению старосты села Люберцы , он написал образа в иконостасе местной церкви и карандашный портрет самого старосты; много рисовал с натуры.
В 1849 году с его помощью была открыта рисовальная школа при Троице-Сергиевой Лавре , ставшая впоследствии известной школой иконописания. В этом же году Д. М. Струковым был составлен «Путеводитель к московской святыне» - подробный справочник по православной Москве, где были собраны и систематизированы сведения о московских православных святынях, составлен полный список чудотворных икон
В 1850 году Д. М. Струков был приглашён настоятелем Саровской пустыни рисовать памятники этой обители. Принял участие в открытии школы рисования при Дивеевском женском монастыре . С этого времени он стал много путешествовать по России, зарисовывая храмы и монастыри Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, западных губерний; был на Кавказе, в Крыму.
В 1853 году по окончании курса обучения получил звание неклассного художника по портретной акварельной живописи. В это же время он выполнил копию с Гребнёвской иконы Божией Матери из Гребнёвской церкви на Мясницкой , который был поднесён императору и художник получил в награду перстень с бриллиантами и открытое свидетельство для рисования древностей в монастырях и церквах.
С 1858 года стал издавать журнал «Школа рисования» , в котором помещал рисунки с древних букв ( буквиц) и заставок ( миниатюры , политипажи) и других памятников с краткими статьями о древнерусском искусстве. Журнал издавался им до 1863 года; образовавшийся от издания долг, Струков выплачивал затем почти 25 лет.
В 1859 году он был приглашён в Оружейную палату для копирования музейных памятников; с 1860 года он был утверждён художником Оружейной палаты. В этой должности им было отреставрировано 13 древних знамён из фондов музея. В это же время Струков занимался разборкой коллекции П. И. Севастьянова , переданной в Румянцевский музей .
Д. М. Струков был вынужден много преподавать в различных учебных заведениях: В Сергиевской школе при московском комитете Императорского человеколюбивого общества (1870-е - 1880-е), Московском университете (1873), в 3-й женской гимназии, московском коммерческом училище . Им был выработан особый метод обучения, позволявший быстро научить рисовать любого человека; в виде опыта им за короткий срок было обучено 200 солдат Перновского полка . за этот метод он был награждён серебряной медалью на Всероссийской выставке в Москве и вскоре избран в члены Французской академии изящных искусств .
В 1860 году он участвовал в реставрации собора Новоиерусалимского монастыря .
По приглашению церковных властей он фиксировал в рисунках такое православное торжество, как открытие в 1861 году мощей святителя Тихона в Задонске.
Когда в 1880-е годы его сыну, Н. Д. Струкову , было поручено воссоздать, сгоревшую в 1867 году, Кутузовскую избу , Дмитрий Михайлович был приглашён для восстановления её интерьеров. В это же время Д. М. Струков организовал собственную мастерскую по производству икон и церковной утвари в древнерусском стиле.
Похоронен на кладбище Донского монастыря . Могила утеряна, но одно из сохранившихся надгробий с полностью утерянными надписями могло бы принадлежать ему, если предположить, что памятник ставил его сын-архитектор.
Награды
Галерея
Могилёв. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Родился в Москве в семье Михаила Даниловича Струкова, с двенадцати лет, обучавшегося у одного из лучших портных - Гусева. В 1830 году, во время холеры, семья переехала в Нижний Новгород , а через пять лет - в Верхотурье , затем - в Нижний Тагил . По возвращении в Москву, в 1840 году Дмитрий Струков поступил в рисовальную школу (впоследствии - известное Строгановское училище). В четвёртом классе школы, по приглашению старосты села Люберцы , он написал образа в иконостасе местной церкви и карандашный портрет самого старосты; много рисовал с натуры.
В 1849 году с его помощью была открыта рисовальная школа при Троице-Сергиевой Лавре , ставшая впоследствии известной школой иконописания. В этом же году Д. М. Струковым был составлен «Путеводитель к московской святыне» - подробный справочник по православной Москве, где были собраны и систематизированы сведения о московских православных святынях, составлен полный список чудотворных икон
В 1850 году Д. М. Струков был приглашён настоятелем Саровской пустыни рисовать памятники этой обители. Принял участие в открытии школы рисования при Дивеевском женском монастыре . С этого времени он стал много путешествовать по России, зарисовывая храмы и монастыри Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, западных губерний; был на Кавказе, в Крыму.
В 1853 году по окончании курса обучения получил звание неклассного художника по портретной акварельной живописи. В это же время он выполнил копию с Гребнёвской иконы Божией Матери из Гребнёвской церкви на Мясницкой , который был поднесён императору и художник получил в награду перстень с бриллиантами и открытое свидетельство для рисования древностей в монастырях и церквах.
С 1858 года стал издавать журнал «Школа рисования» , в котором помещал рисунки с древних букв (буквиц) и заставок (миниатюры , политипажи) и других памятников с краткими статьями о древнерусском искусстве. Журнал издавался им до 1863 года; образовавшийся от издания долг, Струков выплачивал затем почти 25 лет.
В 1859 году он был приглашён в Оружейную палату для копирования музейных памятников; с 1860 года он был утверждён художником Оружейной палаты. В этой должности им было отреставрировано 13 древних знамён из фондов музея. В это же время Струков занимался разборкой коллекции П. И. Севастьянова , переданной в Румянцевский музей .
Д. М. Струков был вынужден много преподавать в различных учебных заведениях: В Сергиевской школе при московском комитете Императорского человеколюбивого общества (1870-е - 1880-е), Московском университете (1873), в 3-й женской гимназии, московском коммерческом училище . Им был выработан особый метод обучения, позволявший быстро научить рисовать любого человека; в виде опыта им за короткий срок было обучено 200 солдат Перновского полка . за этот метод он был награждён серебряной медалью на Всероссийской выставке в Москве и вскоре избран в члены Французской академии изящных искусств .
В 1860 году он участвовал в реставрации собора Новоиерусалимского монастыря .
По приглашению церковных властей он фиксировал в рисунках такое православное торжество, как открытие в 1861 году мощей святителя Тихона в Задонске.
Похоронен на кладбище Донского монастыря . Могила утеряна, но одно из сохранившихся надгробий с полностью утерянными надписями могло бы принадлежать ему, если предположить, что памятник ставил его сын-архитектор.
Рисованы с натуры Д. Струковым и литографированы на камне в 1852 - 1857 годах, в Москве. Москва, лит. А.И. Стрельцова, 1869. с., л. ил., 11 тоновых литографий с видами монастыря, наружных и внутренних видов храма Воскресения Христова, выполненные в литографии А.И. Стрельцова, по рисункам художника Д. Струкова. Издано без титула. В цельноколенкоровом переплете эпохи с тиснением блинтом на крышках. Oblong. 40х56 см.
Бокачев И. История русских земель и городов. Спб, 1896, №768.
Вот некоторые названия листов:
Вид скита и монастыря с северо-западной стороны;
Вид монастыря с восточной стороны;
Наружный вид храма Воскресения Христова, построенном патриархом Никоном;
Внутренний вид храма Воскресения Христова;
План храма;
Шатер и часовня Гроба Господня;
Вид алтаря храма Воскресения Христова;
Вид несения тела патриарха Никона 26 августа 1681 года для погребения;
Вид гробницы над могилою патриарха Никона и др.
Струков, Дмитрий Михайлович (1828-1899) - русский художник-реставратор и археолог, исследователь православного Крыма, знаток церковной старины. В 1860 году участвовал в реставрации собора Новоиерусалимского монастыря. Автор знаменитого исследования «Древние памятники христианства в Тавриде» / Д. Струков. - М.: Унив. типография (Катков), 1876 - 51 с.: ил. Родился в Москве в семье Михаила Даниловича Струкова, с двенадцати лет, обучавшегося у одного из лучших портных - Гусева. В 1830 году, во время холеры, семья переехала в Нижний Новгород, а через пять лет - в Верхотурье, затем - в Нижний Тагил. По возвращении в Москву, в 1840 году Дмитрий Струков поступил в рисовальную школу (впоследствии - известное Строгановское училище). В четвёртом классе школы, по приглашению старосты села Люберцы, он написал образа в иконостасе местной церкви и карандашный портрет самого старосты; много рисовал с натуры. В 1849 году с его помощью была открыта рисовальная школа при Троице-Сергиевой Лавре, ставшая впоследствии известной школой иконописания. В этом же году Д.М. Струковым был составлен «Путеводитель к московской святыни» - подробный справочник по православной Москве, где были собраны и систематизированы сведения о московских православных святынях, составлен полный список чудотворных икон. В 1850 году Д.М. Струков был приглашён настоятелем Саровской пустыни рисовать памятники этой обители. Принял участие в открытии школы рисования при Дивеевском женском монастыре. С этого времени он стал много путешествовать по России, зарисовывая храмы и монастыри Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, западных губерний; был на Кавказе, в Крыму. В 1853 году по окончании курса обучения получил звание неклассного художника по портретной акварельной живописи. В это же время он выполнил копию с Гребнёвской иконы Божией Матери из Гребнёвской церкви на Мясницкой, который был поднесён императору и художник получил в награду перстень с бриллиантами и открытое свидетельство для рисования древностей в монастырях и церквах. С 1858 года стал издавать журнал «Школа рисования», в котором помещал рисунки с древних букв (буквиц) и заставок (миниатюры, политипажи) и других памятников с краткими статьями о древнерусском искусстве. Журнал издавался им до 1863 года; образовавшийся от издания долг, Струков выплачивал затем почти 25 лет. В 1859 году он был приглашён в Оружейную палату для копирования музейных памятников; с 1860 года он был утверждён художником Оружейной палаты. В этой должности им было отреставрировано 13 древних знамён из фондов музея. В это же время Струков занимался разборкой коллекции П.И. Севастьянова, переданной в Румянцевский музей. Д.М. Струков был вынужден много преподавать в различных учебных заведениях: В Сергиевской школе при московском комитете Императорского человеколюбивого общества (1870-е - 1880-е), Московском университете (1873), в 3-й женской гимназии, московском коммерческом училище. Им был выработан особый метод обучения, позволявший быстро научить рисовать любого человека; в виде опыта им за короткий срок было обучено 200 солдат Перновского полка. за этот метод он был награждён серебряной медалью на Всероссийской выставке в Москве и вскоре избран в члены Французской академии изящных искусств. В 1860 году он участвовал в реставрации собора Новоиерусалимского монастыря. По приглашению церковных властей он фиксировал в рисунках такое православное торжество, как открытие в 1861 году мощей святителя Тихона в Задонске. В 1864 году Виленский генерал-губернатор граф М.Н. Муравьёв пригласил Струкова для участия в художественной экспедиции по Северо-Западному краю. Основной задачей экспедиции было «разыскание в крае древнерусских памятников или, по крайней мере, следов тех из них, которые в слепой ненависти к православию и русской народности были уничтожены». В ходе экспедиции художник зарисовывал цветной акварелью сохранившиеся памятники культуры и архитектуры; внешний вид многих памятников архитектуры ныне известен только по работам Д.М. Струкова. В 1869 году по инициативе Струкова было принято решение открыть в Московском обществе любителей духовного просвещения отделение иконоведения, куда указом Синода было предписано настоятелям храмов и монастырей передавать «излишне устаревшие и полинявшие св. иконы». Для собрания было выделено специальное место в Чудовом монастыре, освящённое 23 декабря 1870 года. Постепенно было собрано свыше 300 старинных икон. По мысли Струкова это собрание должно было использоваться в иконописной школе. В 1870 году по инициативе Струкова в Заиконоспасском духовном училище были открыты классы рисования, а в сентябре 1873 года на Большой Ордынке - в доме, пожертвованном Д. И. Хлудовым было открыто иконописное училище. Однако, впоследствии, большая часть икон была передана в бедные сельские храмы. В 1871 году ему была доверена реставрация живописи храма Василия Блаженного. В это же время он выполнял заказ для храма Рождества Богородицы в Старом Симонове. В 1873 году Д. М. Струков, как знаток допетровской старины, был приглашён к участию в возобновлении храма Иоанне Лествичника во втором ярусе колокольни Ивана Великого - по его чертежам и под его наблюдением был сооружён иконостас и расписаны стены. В 1860-е - 1880-е годы, как член Императорского археологического общества, Струков неоднократно ездил в Крым, где сделал ряд важных археологических находок, например - Зеленчукская надпись; им был написан труд: «Жития Святых Таврических» (1886). Когда в 1880-е годы его сыну, Н.Д. Струкову, было поручено воссоздать, сгоревшую в 1867 году, Кутузовскую избу, Дмитрий Михайлович был приглашён для восстановления её интерьеров. В это же время Д.М. Струков организовал собственную мастерскую по производству икон и церковной утвари в древнерусском стиле. Похоронен на кладбище Донского монастыря.