ISBN 978-5-85630-100-6
Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включая разработку учебно-методического обеспечения его введения».
Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка. В данные методические рекомендации включено выборочное аннотированное описание информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера, предназначенных для детей дошкольного возраста.
Одобрено ФГАУ «ФИРО» в качестве учебно-методического пособия для руководителей и педагогов системы дошкольного образования РФ, студентов учреждений СПО и ВПО педагогического профиля, слушателей курсов повышения квалификации.
УДК 373.24
ББК 74.1
Оформление обложки –
Святослав Радионов
,
студент факультета «Дизайн» ГПИ ФГБОУ ВПО «НИУ “МЭИ”»
ISBN 978-5-85630-100-6 © Федеральный институт
развития образования, 2014
ВНИМАНИЕ!!!
Полная версия учебно-методического пособия будет
издана в 2015 году.
дошкольного образования 5
Назначение и цели организации РППС ДОО 6
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) 8
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07 (№ 157); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» // Российская газета. – 2014. – 14.02 (№ 34). 10
Нормативные требования по организации развивающей
предметно-пространственной среды 11
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации 13
Предметное содержание 14
Организация пространства 14
Изменение 15
Обеспечение 15
Формирование предметного содержания РППС ДОО 16
Перечень компонентов функционального модуля 19
Функциональный модуль «Физкультура» 20
Паспорт функционального модуля 20
Перечень компонентов функционального модуля 20
Функциональный модуль «Музыка» 21
Функциональный модуль «Творчество» 21
Паспорт функционального модуля 21
Перечень компонентов функционального модуля 21
Функциональный модуль «Логопед» 21
Паспорт функционального модуля 21
Перечень компонентов функционального модуля 21
Функциональный модуль «Психолог» 21
Паспорт функционального модуля 21
Перечень компонентов функционального модуля 21
Функциональный модуль «Бассейн» 21
Паспорт функционального модуля 21
Перечень компонентов функционального модуля 21
Функциональный модуль «Уличное пространство» 21
Паспорт функционального модуля 21
Перечень компонентов функционального модуля 21
Перечень общих компонентов функциональных модулей 21
Проектная деятельность при организации развивающей
предметно-пространственной среды (РППС ДОО) 24
Использование в дошкольной образовательной
организации и семье предназначенных для детей
дошкольного возраста информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера при организации развивающего предметно-пространственной среды детской образовательной
организации (РППС ДОО) 25
Специализированные программные продукты 26
Создание образовательного контента для организации игровых сеансов 27
Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе . 27
Требования к подготовке кадровых ресурсов 28
Функциональные и дидактические возможности аппаратного обеспечения ИОТ 28
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта
дошкольного образования
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) 1 подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре , а не в учебной деятельности . Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Елена Измайлова
Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»
«Организация проектной деятельности
в дошкольной образовательной организации »
В настоящее время в ДОО активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов ) .
Проект (от лат. рrojectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность , имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание уникального продукта, к качеству которого предъявляются определённые требования.
Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заключается в свободном выборе формы работы с детьми (в том числе и нетрадиционных, в использовании разнообразных методических и педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект . Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей .
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам : по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности .
В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
Исследовательский - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) .
Ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;
Информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы : оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;
- творческие : как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников .
Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя» .
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра , то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты .
Кроме того, используются и такие виды проектов , как :
Комплексные, например «Мир театра» , «Здравствуй, Пушкин!» , «Эхо столетий» , «Книжкина неделя» ;
Межгрупповые, например «Математические коллажи» , «Мир животных и птиц» , «Времена года» ;
Творческие, например «Мои друзья» , «У нас в нескучном саду» , «Любим сказки» , «Мир природы» , «Рябины России» ;
Групповые, например «Сказки о любви» , «Познай себя» , «Подводный мир» , «Весёлая астрономия» ;
Индивидуальные, например «Я и моя семья» , «Генеалогическое древо» , «Секреты бабушкиного сундука» , «Сказочная птица» ;
Исследовательские, например «Мир воды» , «Дыхание и здоровье» , «Питание и здоровье» .
Другими признаками классификации являются :
Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.) ;
- продолжительность : краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .
Задачи развития :
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Развитие познавательных способностей;
Развитие творческого воображения ;
Развитие творческого мышления;
Развитие коммуникативных навыков.
Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это :
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;
Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;
Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .
Линии развития личности.
Физическое развитие :
стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья» );
Социально-коммуникативное развитие :
формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья» , индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо» );
Познавательное развитие :
обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц» , «Творческие проекты «Мои друзья» , «Мир природы» , «Любим сказки» );
Художественно-эстетическое развитие :
развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам ;
овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра» , «Здравствуй, Пушкин!» , ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» ).
В старшем дошкольном возрасте – это :
Формирование предпосылок поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;
Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Формирование умения применять данные методы , способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности .
Линии развития личности.
Социально-коммуникативное развитие :
развитие самопознания и положительной самооценки;
овладение способами внеситуативно-личностного общения;
высокий уровень коммуникативной компетентности;
осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья» , «Генеалогическое древо» , проект «Сказки о любви» , групповые проекты «Познай себя» );
Физическое развитие :
развитие осознанного отношения к своему здоровью;
формирование потребности в здоровом образе жизни ;
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья» , «Секреты Ильи Муромца» ).
Познавательное развитие :
систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна» , групповые проекты «Уральские самоцветы» , «Подводный мир» , «Весёлая астрономия» , межгрупповой проект «Времена года» , комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!» , «Богатыри земли русской» );
Художественно-эстетическое развитие :
углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов ;
овладение различными видами худ. деятельности ;
развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки» , комплексные проекты «Эхо столетий» , «Книжкина неделя» , «Мир театра» ).
В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности , он источник информации, консультант, эксперт. Воспитатель - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности , координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности , как правило, осуществляется по следующим этапам :
Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;
Комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция : частичная или полная;
- метод проектов , как форма организации образовательного пространства ; как метод развития творческого познавательного мышления.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой :
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта .
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта .
4. Составление плана-схемы проекта .
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий , игр и др. видов детской деятельности .
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта , открытое занятие .
Основные этапы метода проектов включают :
1. Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели :
К кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;
В каких источниках можно найти информацию;
Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;
С какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов .
Этапы работы над проектом :
Деятельность педагога
Деятельность детей
Первый этап :
Формулирует проблему (цель) . Определяется продукт проекта .
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формулирует задачу.
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задачи.
Дополнение задач проекта .
Второй этап
Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность , организует деятельность .
Объединение детей в рабочие группы.
Третий этап
Практическая помощь (по необходимости) . Направляет и контролирует осуществление проекта .
Формирование специфических знаний, умений навыков.
Четвертый этап
Подготовка к презентации.
Презентация.
Продукт деятельности готовят к презентации.
Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности .
Таким образом , метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод , который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования . Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников , позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект . Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию , в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса , способствовать личностному развитию воспитанников , обеспечить качественные результаты педагогической деятельности .
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности , коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Этапы реализации проекта
Деятельность педагога Деятельность детей
Формулирует проблему Вхождение в проблему
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию Вживание в игровую ситуацию
Формулирует задачу (не жёстко) Принятие задачи
Дополнение задач проекта
Помогает в решении задачи Объединение детей в рабочие группы
Помогает спланировать деятельность Распределение амплуа
Организует деятельность
Практическая помощь (по необходимости) Формирование специфических знаний, умений и навыков
Направляет и контролирует осуществление проекта
Подготовка к презентации Продукт деятельности готовят к презентации
Презентация Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности
Список используемой литературы
1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е . С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
2. Прокофьева Л. Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода . Сборник научных трудов / Л. Б. Прокофьева, Г. А. Воронина; под ред. И. М. Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С. 503.
3. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л . Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс» , 2011. - 80 с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.
5. Образовательные проекты в детском саду . Пособие для воспитателей/Н . А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие ) .
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
7. Проблемы дошкольного образования на современном этапе : Выпуск 5 / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти : ТГУ, 2007. – 116 с.
8. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении . // методическое пособие . - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
9. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста . // Управление дошкольным образовательным учреждением . 2004, №4.
Приложение №1к письму департамента образования
от 25.03.2015 № ДО-1913-04-07
Департамент образования администрации Владимирской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования
имени Л.И. Новиковой»
Основные подходы к психолого-педагогическому сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Методические рекомендации для
педагогических работников дошкольных образовательных организаций
Л.Н.Прохорова . Основные подходы к психолого-педагогическому сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций / Л.Н.Прохорова, заведующая кафедрой дошкольного образования ВИРО, к.п.н, доцент, психолог высшей квалификационной категории – М.: Владимирский институт развития образования, 2015.
Предлагаемые методические рекомендации адресованы различным субъектам образовательных отношений: руководителям дошкольных образовательных организаций, педагогам всех категорий и временным творческим коллективам, занимающимся проектированием и созданием системы психолого-педагогического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Введение ФГОС дошкольного образования привело к изменению парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, что означает необходимость разработки системы психолого-педагогического сопровождения, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности позитивную социализацию, личностное развитие, развитие инициативы, творческих способностей воспитанников ДОО.
Система психолого-педагогического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования разрабатывается педагогическим коллективом ДОО с целью обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования с учетом особенностей педагогического коллектива и запросов родительской общественности (на основе результатов мониторинга).
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обеспечения полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
В словаре русского языка С.И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом – «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» (С.И. Ожегов, 1990). Использование сопровождения продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений. Анализ научной литературы дает основания предполагать, что сущность педагогического сопровождения рассматривается и понимается в следующих значениях: как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как целенаправленный процесс; как педагогическая технология.
Выделяют следующие этапы психолого-педагогического сопровождения (Т.В. Анохина):
Диагностический : предполагает обнаружение проблем сопровождаемого, осознание им их значимости и желания их разрешить.
Поисковый : совместный с сопровождаемым поиск причин и способов решения.
Проектировочный: построение договорных отношений между педагогом и сопровождаемым с целью продвижения к решению проблемы.
Деятельностный: взаимодополняющая деятельность педагога и сопровождаемого, где в основном действует сам сопровождаемый.
Рефлексивный: анализ совместной деятельности по решению проблемы, обсуждение полученных результатов, способов решения проблемы.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Систематическая оценка уровня индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий.
Создание социально-психологических условий для раскрытия познавательных, творческих возможностей воспитанников и его успешного развития в детских видах деятельности.
Организация помощи детям, имеющим особые образовательные потребности (в том числе проблемы в психологическом развитии и обучении).
Психолого-педагогическая поддержка педагогов ДОО и родителей воспитанников
Разработка системы психолого-педагогического сопровождения, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Нормативно-правовой основой
разработки системы психолого-педагогического сопровождения являются следующие документы федерального и регионального уровней:
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.);
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10));
Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;
Постановление Губернатора области от 31.12.2013 г. №1567 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 28.02.2013 №220 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Владимирской области «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;
Постановление Губернатора области от 04.02.2014 г. №59 «Об утверждении Государственной программы Владимирской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы»;
План мероприятий по введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (дорожная карта) / на 2014 – 2016 годы.
Система психолого-педагогического сопровождения строится с учетом:
1) индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности),
2)индивидуальных потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
3) возможностей освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
При разработке системы психолого-педагогического сопровождения следует ориентироваться на основные принципы , заложенные в Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, ФГОС ДО:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
5) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
6) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
7) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
8) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
9) сотрудничество Организации с семьей;
10) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
11) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Разработчикам системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС необходимо ориентироваться на концептуальные идеи и ценности
дошкольного образования, заложенные во ФГОС, основными из которых являются:
изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие воспитанников, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала, реализация развивающего потенциала дошкольного образования;
сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие;
приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению, которое происходит через ведущий вид детской деятельности - игру;
приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение должно опираться на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности;
ориентация образовательной деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
важнейшим компонентом механизма становления социального опыта является деятельность, соответствующая определённым педагогическим условиям, которая должна: воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия в ней, с ответственностью, самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
Основными субъектами психолого-педагогического сопровождения в дошкольной организации являются:
Воспитанники;
Педагоги;
Родители воспитанников (законные представители) .
Введение ФГОС дошкольного образования обозначило ряд проблем для всех субъектов образовательных отношений: для педагогов – это проектирование методического обеспечения реализации стандартов, выбор средств и способов достижения целей-результатов, оценка образовательных результатов на дошкольной ступени образования; для детей – это готовность к развитию и обучению на следующем уровне образования; для родителей – необходимость разобраться в том, что такое стандарты и как помочь своим детям успешно социализироваться.
Все обозначенные проблемы субъектов образовательных отношений взаимосвязаны, и необходимо понять, как педагоги и родители действительно способны помочь развивать в детях такие личностные качества, как самостоятельность, инициативу, ответственность, обеспечивающие их позитивную социализацию.
Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОО должна содержать конкретизацию целей, задач, содержания, планируемых результатов, а также способов, приёмов и технологий, используемых при её реализации.
Собственная Система ППС должна строиться с учётом специфики дошкольной образовательной организации (условий осуществления образовательного процесса), а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках реализации ФГОС.
Для организации и полноценного функционирования образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: ДОО, семьи, учреждений дополнительного образования культуры и спорта.