Образовательные учреждения предназначены для того, чтобы развивать учеников умственно и физически. В школе ребенок проводит минимум 5-7 часов ежедневно 5 дней в неделю. То есть, существенную часть своего времени. Поэтому ему должны быть обеспечены условия для продуктивной, удобной, безопасной работы. Кроме того, по данным Philips, в образовательных учреждениях на освещение уходит около 70% электроенергии. А в связи с ростом тарифов, вопрос экономного потребления электроэнергии в образовательных учреждениях стоит довольно остро. Современные световые решения способны не только обеспечивать качественное освещение, соответствующее стандартам, но и существенно уменьшить расход электроенергии.
Почему важен свет?
По мнению физиологов, 80% информации воспринимается человеком через органы зрения, и только 20% - благодаря всем другим органам восприятия. Плохое освещение, устаревшие светильники и лампы, мерцающий или тусклый свет отрицательно влияют на настроение детей, их активность, концентрацию внимания, сосредоточенность, память и восприятие нового материала, а также приводят к развитию проблем со зрением.
По данным Департамента охраны материнства, детства и санитарного обеспечения Министерства здравоохранения, за 10 лет обучения у школьников зрение ухудшается в среднем вдвое. Если в начальной школе только у 3% детей имеются нарушения зрения, то в 3-4 классе эта цифра увеличивается до 10%, в 7-8 классе - 16%, а среди старшеклассников - примерно 20% близоруких. Кроме того, с первого по пятый урок, снижение остроты зрения происходит у 13% учащихся с нормальным зрением, и у 30% школьников с миопией. Последние устают гораздо быстрее, тем более при низкой освещенности. Значительно улучшить эти показатели, а также увеличить работоспособность и уменьшить утомляемость можно с помощью качественного освещения в классах.
Правильное освещение в школьном классе
Поскольку освещение влияет на самочувствие, настроение и продуктивность школьников, важно, чтобы оно было правильным. Согласно рекомендациям Philips, освещение в учебных заведениях должно соответствовать таким минимальным характеристикам:
В учебных классах должен быть нейтральный белый свет - 4000 К, минимальная освещенность - не менее 300 люкс.
- В зонах отдыха - теплый белый свет - 2700 К-3000 К.
- Индекс цветопередачи в школе должен быть не менее 80 Ra.
- Окружающие стены, потолок и пол должны быть окрашены в светлые цвета.
- Коэффициент пульсации светильников не должен превышать 15%.
К сожалению, во многих школах используют светильники с устаревшей конструкцией и электромагнитными пускорегулирующими аппаратами. Они имеют низкое качество лампы с плохой цветопередачей и коротким сроком службы, низкое качество стартера, электронных балластов (для холодного запуска ламп), высокий уровень шума.
Замена стандартного освещения на более современное и энергоэффективное позволит улучшить качество окружающей среды ребенка, повысить его успеваемость, улучшить самочувствие.
Кроме того, энергоэффективные системы освещения служат дольше и заменяются реже. А затраты на эксплуатацию ниже, чем у устаревших светильников.
Как влияет освещение на школьников - результаты исследования
Производители источников света, разрабатывая решения, осознают значение света и учитывают особенность аудитории, для которой его создают.
Например, система Philips School Vision была разработана для освещения классных комнат и используется в школе Гамбурга (Германия) и голландском университете в Твенте. Система имеет 4 режима освещения - «Энергия», «Спокойствие», «Стандарт» или «Концентрация», которые переключаются нажатием кнопки. School Vision в течение года действовала в двух младших классах, и эксперимент показал, что динамическое, регулируемое освещение классных комнат положительно влияет на учебный процесс. В частности, повышается концентрация внимания и почти вдвое уменьшается количество ошибок (с 17,85 до 9), растет скорость чтения - на 35% (с 780 слов до 1051) по сравнению с классами, по сравнению с классами со стандартным освещением.
Было установлено, что изменение режимов освещения способствовало улучшению оценок учеников в среднем на 18%. У школьников также повысилась мотивация и длительность концентрации в период обучения. Также изменение режимов существенно повлияло на интерес учащихся: дети, составлявшие пазлы при освещении в режиме «Энергия», общались между собой на 95% больше, чем при стандартном освещении. Таким образом, удалось получить наглядные примеры того, как качественное, правильное освещение благоприятно влияет на восприятие и повышает успеваемость учеников.
Современное энергоэффективное освещение для школьников
Поскольку повышение энегроэффективности является одним из приоритетных направлений деятельности международных финансовых институций (МВФ, ЕБРР и др.) , многие организации финансируют замену старого освещения, на новые, современные системы.
Например, Philips в рамках программы «Здоровые школы - простые решения» реализовала проект по комплексному переоснащению системы освещения в общеобразовательной школе. Школа была выбрана по следующим критериям: у школы типичный план построения помещения, поэтому этот опыт применим к другим образовательным учреждениям страны; светильники в школе не менялись более 30 лет. Еще одним аргументом в пользу этой школы было наличие трех классов, где обучались дети с ограниченными возможностями слуха. Для таких учеников зрительный контакт является наиболее важным, поэтому необходимо, чтобы в классе не было посторонних отвлекающих звуков. Старые лампы при работе издавали шум, которого лишены светильники нового поколения.
В результате в школе были заменены 910 устаревших светильников, установленных в 1982 году, на 435 светильников нового поколения c энергоэффективными люминесцентными лампами типа TCS 260 и TCS 165.
После замены ламп энергоаудит показал, что уровень освещения классов улучшился в 4 раза и на треть уменьшился расход электроэнергии на освещение (32%). Потребление электроэнергии в целом по школе снизилось с 58,4 кВт/ч до 39,55 кВт/ч. Количество света (на уровне поверхности парты) выросло с 200 люкс до 800 люкс, то есть, вчетверо, и сейчас соответствует нормам. Цветопередача выросла с 55 Ra до 85 Ra, на 55%, и сейчас этот уровень соответствует стандартам и нормам.
Кроме того, на 400% вырос срок службы лампы без замены: с 5000 до 20000 часов.
Важно, что современные световые решения не только положительно влияют на успешность учеников, но и позволяют существенно сокращать затраты на электроэнергию. опубликовано
Необходимость серьезного подхода к освещению образовательных учреждений обусловливается тем фактом, что школа обладает огромным значением, как в жизни детей, так и их родителей. Так как именно в школьные годы в сознании подрастающего поколения формируется большая часть личностных и социальных особенностей характера человека, приобретаемых в течение того времени, которое ребенок проводит в стенах школы. Поэтому очень важно, чтобы, находясь в школе, ребенок получал не только качественное обучение, но и находился в обстановке, соответствующей всем нормам, которая способствует умственному и физическому развитию учеников.
В данном случае освещение образовательных учреждений оказывает значительное воздействие, как на физическое, так и психическое состояние учеников и преподавателей, тем самым обусловливает свою важность в образовательном процессе. Следует помнить о том, что в процессе организации освещения учебного заведения следует учитывать, что каждый осветительный прибор должен выполнять свою определенную функцию, исходя из расчета того, что каждый участок школы имеет свое предназначение и нуждается в индивидуальном подходе к вопросу освещения. Как правило, в зависимости от сферы предназначения, здание школы можно поделить на такие секторы:
- учебные классы или же кабинеты;
- коридоры или же рекреации;
- спортзалы;
- актовые залы;
- столовые залы;
- кухня.
Помимо этого, следует обратить внимание на освещение прилегающей к школе территории, а также на аварийное освещение школы
Освещение образовательных учреждений предусматривает в обязательном порядке качественное освещение школьных классов, в которых и происходит непосредственно процедура обучения учеников. Ведь именно от качества освещения классов будут зависеть концентрация внимания и повышение умственной деятельности учеников, и в результате повышение их уровня успеваемости. В данное время для учебного класса в большинстве случаев используют накладные или встраиваемые люминесцентные светильники или их аналоги дневного света. Аудитории для начальных классов должны освещаться более теплым светом, нежели классы для учеников старшего возраста.
В качестве основных преимуществ данных осветительных приборов можно упомянуть возможность их обеспечения вкупе с естественным дневным светом оптимальных параметров освещения и существенную экономию электроэнергии. В то время как местоположение осветительных приборов в учебном кабинете напрямую зависит от геометрии кабинета, уровня яркости, угла рассеивания света осветительных приборов и пр. Также следует уделить особое внимание школьной доске. Особенно это актуально для учебных кабинетов младших классов, предусматривающих такие обязательные требования к освещению школьной доски как:
- исключение эффекта ослепления;
- обеспечение оптимального уровня обозрения графики и текса с любой точки класса;
- независимость от прочих электронных приборов;
- безопасность подключения к электрической сети;
- минимальный уровень производимого шума;
- экономичность.
В большинстве случаев, для обеспечения оптимального уровня освещения школьной доски применяют светильники, оснащенные длинными люминесцентными лампами, которые крепятся посредством специальных кронштейнов непосредственно над школьной доской или при помощи специальных подвесов к потолку над доской.
Освещение коридоров
Школьные коридоры (или как их еще называют рекреации) представляют собой место, где учащиеся проводят все перемены между уроками, а также все остальное свободное от обучения время. Поэтому школьные коридоры должны быть максимально безопасными и хорошо освещенными, без каких-либо затемненных зон и углов. Исходя из этого, освещение образовательных учреждений и коридоров предусматривает их обязательное тщательное освещение посредством накладных или встраиваемых растровых светильников, оснащенных люминесцентными лампами.
В качестве особой технической характеристики растровых люминесцентных светильников можно упомянуть оснащение данных приборов специальной решеткой, посредством которой отражается и рассеивается свет. Помимо этого, решетка выполняет предназначение своеобразного предохранителя от выпадения люминесцентных ламп из корпуса устройства. В качестве основного преимущества данных осветительных приборов можно упомянуть их возможность обеспечения оптимального уровня освещения необходимого пространства и низкий уровень потребления электроэнергии, что особенно актуально для бюджета практически любого отечественного образовательного учреждения.
Освещение столовой
Школьная столовая также представляет собой немаловажное по значению помещение в школе, в котором имеет большое значение не только качество предлагаемой ученику пищи, но и освещение, и создаваемая им обстановка. В качестве осветительных приборов для школьной столовой можно применять самые различные модификации светильников: накладные, встраиваемые или подвесные. Для того чтобы учащиеся не страдали отсутствием аппетита, рекомендуется использовать люминесцентные лампы теплой цветности, делающей пищу более привлекательной и аппетитной.
Освещение образовательных учреждений, и в частности спортивных залов, предусматривает расположение светильников только на двух длинных стенах строения и ни в коем случае не на торцевых, так как это может спровоцировать эффект ослепления и последующие травмы учащихся. А это более чем актуально во время проведения различных активных игр. В качестве оптимального варианта для освещения спортзалов используются накладные люминесцентные светильники, оснащенные защитной металлической решеткой. В идеальном варианте для освещения спортзалов рекомендуется светильник класса «Спорт», основным преимуществом которого является усиленная металлическая защитная решетка, которая исключает, как разрушение источника света в результате физических воздействий, так и нанесения травмы учащимся.
В том случае, если люминесцентные светильники не обеспечивают необходимого уровня освещения, в качестве дополнительных источников света можно использовать специальные прожекторы, установленные по углам строения. Освещение актового зала проводится по тому же принципу, что и спортивного зала.
Наружное освещение
Основным предназначением наружного освещения является обеспечение комфорта и безопасности учеников и преподавателей в темное время суток, и в особенности в зимнее время года. Помимо этого, наружное освещение предназначено как для декоративной отделки здания школы, так и для предотвращения каких-либо незаконных действий посторонними лицами по отношению к учащимся и преподавателям. Оптимальным вариантом для наружного освещения школы являются грунтовые или венчающиеся уличные светильники, и в некоторых случаях специальные прожекторы. В качестве аварийного освещения школы оптимальным вариантом будут являться экономичные в энергопотреблении люминесцентные светильники.
Освещение
Перед школой ставится задача: обеспечить не только обучение детей, но и широкий охват их внешкольной работой, имеющей огромное значение для политического и общекультурного роста учащихся. Эта работа в основном проводится во внеучебное время, т. е. в вечерние часы и, следовательно, при искусственном освещении.
Но и для учебной работы в утренние часы искусственное освещение необходимо. Во многих районах нашего необъятного Союза в силу особенностей светового климата, естественное освещение оказывается недостаточным либо в ранние утренние часы, либо
в конце занятий - с 2-3 часов дня, а в отдельных случаях (Приполярье и Заполярье) на протяжении значительной части учебного года работа школы возможна только при наличии искусственного освещения.
К искусственному освещению предъявляются следующие требования:
а) Оно должно быть достаточным по силе света, но не слепящим.
б) Оно должно быть по возможности равномерным на всей поверхности парт, не давать резких теней и ослепительных отблесков.
в) Свет должен быть рассеянным и не давать резких теней.
г) Освещение должно быть ровным, не мерцающим.
д) Оно не должно продуктами горения изменять как химических, так и физических свойств воздуха.
е) Оно не должно представлять опасности (пожар, взрыв, поражение электрическим током, отравление).
В настоящее время в качестве осветительных материалов используются в основном электричество, однако необходимо отдельно остановиться еще на одном методе освещения - с использованием керосина.
Керосиновое освещение . В школе можно допустить пользование только подвесными лампами. В этом случае от самого керосинового резервуара, расположенного ниже светоотдающего пламени (горелки), на значительную часть поверхности парт будет накладываться тень от резервуара, что нельзя недооценивать.
Керосиновое освещение в практике школы применяется лишь в тех местностях, где ещё нет электрического освещения. Количество школ с керосиновым освещением уменьшается из года в год.
Керосинокалильные лампы имеют значительное преимущество по сравнению с обычными керосиновыми лампами. При наличии двух керосинокалильных ламп на класс освещённость в нём повышается по сравнению с двумя обычными керосиновыми лампами с 3 до 40 люксов. При применении обычных керосиновых ламп такой результат может быть получен только при наличии 7 ламп по 30 линий или 8 ламп по 20 линий.
При наличии в школе керосинового освещения должна быть усилена вентиляция помещений. Выделение значительного количества лучистой теплоты вредно действует на детей в классе: перегревается голова, быстро возникает утомление, появляется тяжесть в голове и возникают головные боли. Поэтому керосиновые лампы следует вешать в классах с учётом теплового действия их как можно выше, во всяком случае не ниже чем на 1,5 м над головами сидящих за столом учащихся. Во избежание пожара потолок над лампой должен быть обшит кружком из железа, а над ламповым стеклом следует повесить розетку.
Керосиновые лампы требуют хорошего ухода, ежедневной очистки фитиля от нагара, обрезания фитиля во избежание образования коптящих языков. Свет от керосиновой лампы при правильном подъёме фитиля должен быть почти белый (светло оранжевый). Если лампа плохо заправлена и не полностью выдвинут фитиль, то свет будет желтоватый, плохо светящий.
Электрическое освещение представляется единственно рациональным освещением для школы.
Повышение силы освещённости не должно сопровождаться нарастанием блёсткости, вызывающей в глазах неприятное ощущение слепящего действия.
Блёсткость и слепящее действие источника света устраняются применением соответствующей арматуры (абажуров) и соответствующей высотой подвеса светильников. Отражённая блёсткость от поверхности парт требует, прежде всего, матовой окраски их; тому же содействует наклон крышки парт. По тем же соображениям и классная доска и панели стен должны иметь матовую окраску. Желательно, чтобы у доски было дополнительное специальное освещение софитами, улучшающими её освещённость.
Равномерность освещения
должна обеспечить по возможности одинаковую или не резко разнящуюся освещённость в различных местах классного помещения, а также и на различных точках поверхности одной и той же парты. Требуется, чтобы в классе отношение наименьшей освещённости к наибольшей не превышало 0,5, т. е. чтобы при минимальной освещённости в 75 люксов максимальная не превышала 150 люксов.
Равномерность освещения лучше всего достигается применением общего освещения с соответствующим размещением светильников над поверхностью парт в классе.
Проектом правил и норм освещения школ, разработанных Московским светотехническим объединением, рекомендуется подвеска 6 светильников на высоте 3 м от пола. Свет должен быть рассеянным и не давать резких теней. Рассеянный поток света при искусственном освещении достигается применением арматуры. В школах и, в частности, в классных помещениях не допускаются светильники, не имеющие колпаков для защиты глаз от блёсткости.
Светильники прямого освещения, хотя бы и защищенные снизу светорассеивающими колпаками, свет от которых направляется исключительно по направлению к поверхности парт, не допускаются для оборудования школьных помещений. Этот тип светильника, в силу исключения отражённого светового потока от потолка и верхней части стен, неизбежно обусловливает создание на поверхностях парт теней от головы, корпуса, руки учащегося. Представителем такого типа светильников является «Универсаль», который в условиях школы может найти применение только для освещения физкультурных площадок, катков, школьных участков и пр.
Для рассеивания светового потока пользуются молочным (не матовым) стеклом.
В практике оборудования школы одно время нашёл широкое применение абажур, известный под названием «люцетты из цельного стекла», с отверстием внизу; он имеет ряд существенных недостатков, главными из которых являются неизбежные блики на крышках парт и необеспеченность равномерности освещения. Значительно лучшим типом светильника для освещения школьных помещений является «люцетта сборная», преимущественно отражённого света. Этот светильник состоит из двух соединённых металлическим кольцом колпаков - нижнего из молочного стекла и верхнего из матового стекла. Световой поток, направляющийся вниз, рассеивается, а направляющийся вверх отражается от потолка и верхней части стен. Этот тип светильника вполне пригоден для классных помещений.
В последние годы широкое распространение для оборудования школ приобрели светильники шарообразной и приближающейся к шару формы, наиболее удовлетворяющие гигиеническим и светотехническим требованиям, предъявляемым к освещению класса.
В настоящее время начинают применяться для освещения лампы «дневного света» (люминесцентные), которые дают поток лучей, близкий по своему спектральному составу к естественному дневному свету.
Преимущество этих ламп для освещения детских учреждений и в частности для школ очевидно. Поэтому, как только промышленность приступила к массовому производству таких ламп, они были широко внедрены в школы и детские сады.
Для обеспечения безопасности детей от тока все места с оголёнными поверхностями в проводке сети (рубильники) должны быть закрыты настенными или встроенными (в нишах) шкафчиками, запирающимися на ключ. Все выключатели должны устанавливаться на высоте, недоступной для самостоятельного манипулирования ими детей.
Чтобы создать в классе требуемую нормами освещённость, в каждом светильнике должна быть установлена лампа мощностью в 200 вт и, следовательно, общая мощность ламп на класс будет равна 1 200 вт. На каждый квадратный метр площади пола класса придётся, следовательно, от 24 до 29 вт/м2.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. А. И. Герцена
Кафедра: Русский язык и литература
По дисциплине: Безопасность жизнедеятельности
На тему: Освещение в общеобразовательных учреждениях
Введение
1. Основные светотехнические характеристики
2. Источники света и осветительные приборы
3. Естественное освещение
4. Искусственное освещение
5. Смешанное освещение
6.Освещение учебных классов
7. Освещение коридоров
8. Освещение столовой
9. Освещение спортивного зала
10. Наружное освещение
11. Аварийное освещение
12. Контроль за освещением рабочего места
13. Последствия неправильного освещения
Заключение
Список литературы
Введение
Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для здоровья и высокой производительности труда, основанной на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств.
Среди факторов внешней среды, влияющих на организм, свет занимает одно из первых мест. Свет оказывает влияние не только на орган зрения, но и на весь организм в целом. Свет, воздействуя через орган зрения, вызывает возбуждение, распространяющееся до больших полушарий коры головного мозга. Под воздействием света перестраиваются физиологические и психические реакции организма.
Многочисленными исследованиями воздействия естественного света на организм человека установлено, что свет влияет на разнообразные физиологические процессы в организме, способствует росту, активизирует процессы обмена веществ, повышает газообмен.
Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространённых расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.
Основная информация об окружающем мире - около 90% - поступает через зрительное восприятие. Именно поэтому гигиенически рациональное производственное освещение имеет огромное положительное значение. Правильно спроектированное и рационально выполненное освещение помещений оказывает положительное воздействие на работающих, способствует повышение эффективности и безопасности труда, снижает утомление и травматизм, помогает сохранить высокую работоспособность. Свет представляет собой электромагнитное излучение с длинной волны 0,38 - 0,76 мкм.
1. Основные светотехнические характеристики
Правильно спроектированное и рационально выполненное освещение помещений оказывает положительное воздействие на работающих, способствует повышению эффективности и безопасности труда, снижает утомление и травматизм, помогает сохранить высокую работоспособность. Свет представляет собой электромагнитное излучение с длиной волны 0,38 - 0,76 мкм. Освещение характеризуется количественными и качественными показателями. К количественным показателям относятся:
· световой поток -- часть лучистого потока, воспринимаемая человеком как свет; характеризует мощность светового излучения, измеряемую в люменах [лм];
· освещенность -- поверхностная плотность светового потока; определяется как отношение светового потока, равномерно падающего на освещаемую поверхность, к ее площади, измеряется в люксах [лк];
· яркость поверхности под углом к нормали -- это отношение силы света, излучаемого освещаемой или светящейся поверхностью в этом направлении, к площади проекции этой поверхности на плоскость, перпендикулярную к данному направлению.
Для качественной оценки условий зрительной работы используют такие показатели, как фон, контраст объекта с фоном, показатель ослепленности, видимости.
Фон -- это поверхность, на которой происходит различение объекта. Фон характеризуется способностью поверхности отражать падающий на нее световой поток. Эта способность (коэффициент отражения) определяется как отношение отраженного от поверхности светового потока к падающему на нее световому потоку.
Контраст объекта с фоном -- степень различения объекта и фона -- характеризуется соотношением яркостей рассматриваемого объекта (точки, линии, знака, пятна, трещины или других элементов) и фона.
Показатель ослепленности -- критерий оценки слепящего действия, создаваемого осветительной установкой.
Видимость -- способность глаза воспринимать объект. Она зависит от освещенности, размера объекта, его яркости, контраста объекта с фоном, длительности экспозиции.
2. Источники света и осветительные приборы
освещение естественное искусственное светотехнический
Источники света, применяемые для искусственного освещения, делят на две группы -- газоразрядные лампы и лампы накаливания. Лампы накаливания относятся к источникам света теплового излучения. Видимое излучение в них получается в результате нагрева электрическим током вольфрамовой нити. В газоразрядных лампах излучение оптического диапазона спектра возникает в результате электрического разряда в атмосфере инертных газов и паров металлов, а также за счет явления люминесценции, которое невидимое ультрафиолетовое излучение преобразует в видимый свет.
Благодаря удобству в эксплуатации, простоте в изготовлении, отсутствию дополнительных пусковых устройств, надежности работы при колебаниях напряжения и т. д. лампы накаливания находят широкое применение в промышленности. Наряду с отмеченными преимуществами лампы накаливания имеют и недостатки: у них низкая световая отдача, сравнительно малый срок службы (до 2,5 тыс. ч) в спектре преобладают желтые и красные лучи, что сильно отличает их спектральный состав от солнечного света.
В последние годы все большее распространение получают галогеновые лампы- лампы накаливания с йодным циклом. Наличие в их колбе паров йода позволяет повысить температуру накала нити, то есть световую отдачу лампы (до 40 лм/Вт).Пары вольфрама, испаряющиеся с нити накаливания, соединяются с йодом и вновь оседают на вольфрамовую спираль, препятствуя распылению вольфрамовой нити и увеличивая срок службы лампы до 3 тыс. ч. Спектр излучения галогеновой лампы более близок к естественному, чем спектр лампы накаливания.
Основным преимуществом газоразрядных ламп перед лампами накаливания является большая световая отдача 40-110 лм/Вт. Они имеют значительно больший срок службы -- у некоторых типов ламп он достигает 8-12 тыс. ч. Газоразрядные лампы могут иметь световой поток любого желаемого спектра. Основным недостатком газоразрядных ламп является пульсация светового потока. К недостаткам следует отнести также длительный период разгорания, необходимость применения специальных пусковых приспособлений, облегчающих зажигание ламп.
При выборе источников света для производственных помещений необходимо руководствоваться общими рекомендациями: отдавать предпочтение газоразрядным лампам как энергетически более экономичным и обладающим большим сроком службы; для уменьшения первоначальных затрат на осветительные установки и расходов на их эксплуатацию необходимо по возможности использовать лампы наименьшей мощности, но без ухудшения качества освещения.
3. Естественное освещение
Уровень естественного освещения классного помещения прежде всего зависит от величины окон. Чем больше их размер, тем больше проникает в помещение световых лучей, тем больше освещение рабочего места школьника. Установлено, что площадь застеклённой поверхности окна в городских школах должна относиться к площади пола как 1:4 или 1:5. Это отношение называется световым коэффициентом. В сельской местности, где школы, как правило, строятся на открытых площадках, световой коэффициент может составлять 1:6. Верхний уровень окна должен располагаться как можно ближе к потолку (20-30 см), так как наиболее удалённые от окон места в классе освещаются именно этой частью окна. В связи с этим недопустимо устройство в школах окон с полукруглой верхней частью или в виде треугольника, так как в этом случае уменьшается светонесущая часть окна. Освещение класса зависит от величины простенков между окнами, так как ученические места, расположенные против широких простенков, будут освещены недостаточно. Поэтому простенки между окнами следует устраивать по возможности меньшими (от 30 до 50 см.). Окна класса не должны быть затемнены противостоящими зданиями. Расположенные против школьных окон дома должны быть окрашены в светлые тона, лучше всего в белый цвет. Мебель в классе следует располагать так, чтобы свет падал с левой стороны по отношению к учащимся, так как иначе тень от руки во время письма школьника будет затенять тетрадь.
Перечисленные требования к естественному освещению школьных помещений учитываются при строительстве школьного здания и от работников школы зависит мало. Но есть целый ряд моментов, которые влияют на освещённость и могут полностью осуществляться учителями и другими работниками школы.
Освещённость класса зависит от окраски стен, потолка и мебели. Тёмные цвета поглощают большое количество световых лучей и тем самым снижают степень освещённости. Потолок в классе должен быть окрашен белой краской, стены - светлой (жёлтой, бежевой, светло- розовой), парты должны быть окрашены в светлые тона: крышки - в светло-зелёный, а боковые части и сидения в белый цвет.
Высокие цветы, расположенные на подоконниках, тоже уменьшают освещённость. Совершенно недопустимо устраивать в оконном проёме специальные полочки-лесенки, которые вместе с цветами, полностью закрывая окно, затемняют классную комнату. Известно, что если цветы заслоняют даже около 20% оконного проёма, то это приводит к потере 15-22,6% света в классе.
Для создания уюта и красоты цветы в школе необходимы, но располагать их надо на противоположной окнам стене, а большие цветы на полу, чтобы они не загораживали свет.
В некоторых классах и лабораториях, используемых для показа учебных фильмов, имеются затемняющие шторы. Учителя должны очень внимательно следить за тем, чтобы шторы после просмотра поднимались выше верхнего края окна, иначе они будут загораживать наиболее светонесущую часть окна.
Пыль на оконных стёклах тоже задерживает свет, а значит, и ухудшает освещение. Около 50% световых лучей через грязные, запыленные окна не проходит. Оконные стёкла должны быть ровными, так как волнистые стёкла, как и грязные, задерживают до 50% света.
Совершенно недопустимо закрашивать стёкла белой масляной краской или вставлять матовые стёкла, как это делают иногда в некоторых школах, чтобы дети не смотрели в окно и не отвлекались от занятий. Это вредно вдвойне. Во-первых, потому, что в классе будет темнее (через матовые стёкла проходит всего только 60% света), во-вторых, в этом случае учащиеся не имеют возможности дать отдых глазам. Учебная работа, как отмечалось выше, связана с постоянным напряжением мышц глаз. Для отдыха глаз полезно расслабить мышцы направив взгляд вдаль, в бесконечность. Учащиеся инстинктивно время от времени отводят глаза от книги и смотрят в окно, но при закрашенных окнах они не могут посмотреть вдаль, так как взгляд их постоянно наталкивается на непрозрачную белую поверхность.
Для оценки уровня освещённости пользуются специальным прибором - люксметром. При его отсутствии естественную освещённость можно определить более простыми способами. Одним из них является следующий: если из самого отдалённого места помещения небо видно во весь проём окна, то освещённость признаётся хорошей; если 2/3 просвета окна - удовлетворительной, и, если небо видно лишь в 1/3 части окна, - неудовлетворительной.
Имеется и другой метод. Если учащийся с нормальным зрением в проверяемом месте свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии 50 см от глаз, то освещённость принято считать достаточной. Оба эти способа определения уровня освещённости могут быть легко использованы учителем.
4. Искусственное освещение
Для улучшения естественного освещения в пасмурные дни и во время занятий второй смены школьные здания оборудуются источниками искусственного света. Искусственное освещение в школах, как правило, электрическое, с применением ламп накаливания или люминесцентных ламп.
Необходимо подчеркнуть, что если уровень естественного освещения в классах не всегда зависит от учителя, то достаточность искусственного освещения зависит только от внимания работников школы к этому вопросу.
Искусственное освещение по сравнению с естественным лишено ряда преимуществ (прежде всего общебиологического действия) солнечного света. Однако влияние его на зрительные функции и работоспособность учащихся достаточно велика. Установлено, что острота зрения учащихся прямо пропорциональна уровню освещения. При освещённости рабочих мест в 100 лк острота зрения в течение учебного дня не уменьшается, тогда, как при освещённости 50 лк к концу учебных занятий наблюдается некоторое снижение остроты зрения, а при освещённости в 30 лк острота зрения резко снижается уже на втором и третьем уроках.
С повышением уровня искусственного освещения увеличивается работоспособность.
Массовые обследования зрения учащихся показали, что в школах с плохим освещением больше близоруких детей, чем в школах с хорошим освещением.
Для того чтобы искусственное освещение не способствовало снижению работоспособности и не ухудшало зрительных функций учащихся, оно должно отвечать целому ряду гигиенических требований.
Первое гигиеническое требование к искусственному освещению - достаточный уровень освещённости. Допустимый гигиенический минимум освещённости для классных комнат, лабораторий и мастерских является 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных. Для обеспечения такого уровня освещённости в классе площадью в 50 м2 должно быть 6-8 ламп мощностью 300вт каждая, то есть на 1 м2 должно приходиться около 48 вт. Наиболее высокая освещённость (200лк) на рабочем месте требуется в кабинетах черчения и рисования.
Кроме общего освещения, в учебных помещениях обеспечивается дополнительное местное освещение классных досок, рабочих мест в мастерских, столов в читальных залах.
Другое гигиеническое требование - равномерное распределение света по всей площади помещения. Для создания равномерного освещения необходимо правильно разместить светильники. С этой целью в типовом классном помещении в 50 м2 светильники располагаются приблизительно на одинаковом расстоянии друг от друга в два ряда, по четыре в каждом, высота подвеса ламп не менее 3 м от пола.
Свет, поступающий от ламп, должен быть рассеянным, что достигается применением специальных светильников, которые обеспечивают не только рассеянное освещение, но и исключают чрезмерную яркость. Применение в классах открытых ламп, когда свет от раскалённой нити попадает в глаза, совершенно недопустимо. Такое освещение, раздражая сетчатку, вредно действует на глаза, вызывает головную боль и раннее наступление утомления. Поэтому используют различные светильники.
В последние годы школы стали оборудоваться лампами дневного света, которые имеют значительные преимущества перед лампами накаливания. Спектр света этих ламп близок к видимой части спектра естественного света; кроме того, люминесцентное освещение даёт рассеянный свет, не имеет большой яркости и не создаёт резких теней. Лампы дневного света, в противоположность лампам накаливания, не влияют на температуру воздуха, так как дают холодный свет. Это обстоятельство даёт возможность обеспечить высокий уровень освещённости без нарастания температуры воздуха.
Гигиенические исследования влияния люминесцентного освещения на организм школьников показали, что при освещении класса люминесцентными лампами работоспособность учащихся луче, чем при освещении лампами накаливания.
5. Смешанное освещение
Многие считают, что смешанное освещение вредно для глаз. Однако это не совсем так. Смешанное освещение состоит из различных по длине волн, это обстоятельство делает его менее желательным, чем, например, достаточное естественное освещение. Но отрицательного влияния на организм человека оно не оказывает. Вредно выполнять зрительную работу при недостаточном уровне естественного освещения, и в этом случае смешанное освещение будет благоприятствовать зрительным функциям. Поэтому включать электрический свет следует не дожидаясь, пока совсем стемнеет. В некоторых зарубежных школах искусственный свет включается автоматически, с помощью фотоэлементов, как только освещение снижается до определённого уровня. Это устройство целесообразно, но и без него, при достаточно внимательном отношении педагогов к охране зрения учащихся, можно своевременно обеспечить достаточный уровень освещения в классе.
6. Освеще ние учебных классов (кабинетов)
Самыми важными помещениями в школе являются учебные классы - кабинеты, в которых осуществляется непосредственно процесс обучения. Правильное освещение учебных классов способствует повышению умственной активности учащихся, концентрации внимания, и, как следствие, повышению успеваемости учащихся школы. Чаще всего для освещения учебных классов применяются встраиваемые или накладные люминесцентные светильники или светильники дневного света.
Вкупе с естественным освещением люминесцентные светильники обеспечивают оптимальные параметры освещения, а также экономию электроэнергии. Расположение светильников в школьном классе зависит от многих параметров: геометрия помещения, яркость и угол рассеивания света светильников и т.д. особое внимание при освещении школьных классов необходимо уделить освещению школьной доски.
Основные требования к освещению школьной доски:
· отсутствие эффекта ослепления;
· обеспечение хорошего обозрения текста и графики из любой точки класса;
· безопасное подсоединение к сети;
· независимость от других электроприборов;
· низкий уровень шума;
· экономичность.
Чаще всего для освещения школьной доски используются люминесцентные светильники с длинными трубчатыми люминесцентными лампами. Крепится такой светильник, как правило, к стене над доской при помощи кронштейнов, либо к потолку с помощью подвесов.
7. Освещение коридоров
Школьные коридоры - это место, где школьники проводят перерывы между уроками и свободное время в целом. Школьные коридоры должны быть хорошо освещены, не должно присутствовать никаких темных углов. Коридоры школы должны быть безопасными.
Чаще всего для освещения школьных коридоров используются встраиваемые или накладные растровые светильники с люминесцентными лампами. Основная особенность растровых светильников заключается в том, что они оборудованы решеткой, которая отражает и рассеивает свет. Решетка также предотвращает выпадение ламп из корпуса светильника. Кроме того, люминесцентные растровые светильники обеспечивают оптимальные параметры освещения для школьных коридоров, а также экономичность, что немаловажно для бюджета образовательного учреждения.
8. Освещение столовой
Школьная столовая - очень важное помещение в школе. И важно здесь не только высокое качество питания, но и обстановка и освещение. Для освещения школьной столовой можно использовать самые различные светильники: встраиваемые, накладные, подвесные. Очень важны источники освещения, которые применяются для освещения данного помещения. Наиболее подходящими являются люминесцентные лампы теплой цветности. Освещение такого типа делает предлагаемую еду привлекательной и более аппетитной.
9. Освещение спортивного зала
Светильники в спортзале необходимо размещать вдоль двух стен большей длины. По коротким стенам светильников быть не должно, так как они дают эффект ослепления, особенно при играх. Тип светильников, наиболее подходящих для освещения школьного спортзала - накладные люминесцентные светильники с защитной металлической решеткой. Оптимальная модель светильника для освещения школьных спортзалов: накладной люминесцентный светильник sport, основной особенностью которого является наличие металлической решетки, защищающей источник освещения от различных физических воздействий. В случае, если освещения люминесцентными светильниками не хватает, можно добавить по углам спортзала прожекторы.
10. Наружное освещение
Все подходы к школе должны быть освещены. Наружное освещение школы должно обеспечивать безопасность и комфорт для школьников и учителей в темное время суток. Наружное освещение поможет сделать здание школы не только более привлекательным в эстетическом плане, но и оттолкнуть любителей незаконных действий. Наружное освещение играет роль психологического ограничителя, добавляя дополнительную безопасность зданию школы, освещая окружающее пространство. Лучше всего для проекта наружного освещения подходят грунтовые или венчающие уличные светильники.
11. Аварийное освещение школы
Каждая школа в обязательном порядке должна быть оборудована аварийными светильниками. В случае возникновения ситуаций, при которых прекращается штатная подача электроэнергии, наличие аварийного освещения может уберечь жизнь и здоровье наших детей.
Таким образом, оптимальными источниками освещения для школы являются люминесцентные лампы, а наиболее подходящие осветительные приборы - люминесцентные светильники. Они эффективны, экономичны и безопасны.
12 . Контроль за освещением рабочего места
В обязанность учителя входит контроль за освещением рабочего места школьника дома. Учитель должен порекомендовать родителям следующее: стол, за которым занимается школьник, следует поставить около окна, окно не следует загораживать цветами, шторами и занавесками. Для того чтобы на рабочем месте ученика обеспечить достаточное искусственное освещение, нужно, кроме общего источника света, иметь настольную лампу с лампочкой мощностью в 50-75 вт и обязательно с абажуром, закрывающим лампочку полностью.
Имеет значение и цвет абажура. Максимальная работоспособность бывает при жёлто - зелёном или белом свете. Поэтому на рабочем месте школьника абажур должен быть зелёного или молочно-белого цвета. Нельзя разрешать заниматься школьникам при погашенном общем освещении, когда горит одна настольная лампа, так как резкий переход зрения с хорошо освещённой книги или тетради к рассматриванию тёмных предметов в комнате оказывает вредное влияние на глаза.
13 . Посл едствия неправильного освещения
Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной утомленности. Продолжительная работа при недостаточном освещении приводит к снижению производительности и безопасности труда. Из-за неправильного освещения образуется глубокие и резкие тени и другие неблагоприятные факторы, зрение быстро утомляется, что приводит к дискомфорту.
Наличие резких теней искажает размеры и формы объектов и тем самым повышает утомляемость, снижает производительность труда. Тени необходимо смягчать, применяя, например, светильники со светорассеивающими молочными стеклами, а при естественном освещении использовать солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и т.д.).
Чрезмерно яркое освещение вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочем месте может создавать резкие тени, блики, дезориентировать работающего. Все эти причины могут привести к несчастному случаю или профзаболеваниям, поэтому столь важен правильный расчет освещенности..
Колебания освещенности на рабочем месте, вызванные например, резким изменением напряжения в сети, также обуславливают переадаптацию глаза, приводя к значительному утомлению. Постоянство освещенности во времени достигается стабилизацией плавающего напряжения, жестким креплением светильников, применением специальных схем включения газоразрядных ламп.
Неправильное освещение может быть причиной таких заболеваний, как близорукость, спазм, аккомодация, зрительное утомление, и других болезней, понижает умственную и физическую работоспособность, увеличивает число ошибок в производственных процессах, аварий и несчастных случаев. Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространенных расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.
Крайне нецелесообразны в учебном помещении слепящие источники света. При взгляде на ярко освещенный предмет или яркий свет зрачок суживается гораздо быстрее, чем происходит его расширение после перевода взгляда на нормально освещенный предмет. При этом ребенок плохо различает текст или предметы. Поэтому устраивать световые проемы спереди от учащегося недопустимо.
Заключение
Большую часть своего времени в течение дня ребенок проводит в стенах школы. Именно поэтому очень важно, чтобы не только обучение было высокого качества, но и сама обстановка в школе соответствовала нормам и способствовала развитию и физическому здоровью подрастающего поколения.
В настоящее время школа имеет огромное значение и занимает колоссальное место в нашей жизни и в жизни наших детей. Именно школа формирует большую часть личностных и социальных особенностей ребенка,
Больше всего внимание учителя должно уделяться на освещение классной комнаты, так как это один из основных компонентов гигиенического содержания учебного помещения который оказывают наибольшее влияние на детский организм.
Освещение школьных помещений играет важную роль и оказывает значительное действие на физическое и психическое здоровье учеников и работников учебного заведения. Очень важно в процессе организации освещения школы, знать, что каждый светильник здесь выполняет свою функцию. Каждый сектор здания школы имеет свое назначение и требует индивидуального подхода к освещению.
Список литературы
1. Безопасность жизнедеятельности под ред. Л.А. Михайлова М., 2005
2. Безопасность жизнедеятельности под ред. Л.А. Муравья М., 2003
3. Гигиена детей и подростков В.Р. Кучма М., «Медицина» 2001.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Естественное, искусственное, совмещенное производственное освещение. Разделение освещения по конструктивному исполнению. Типы искусственного и производственного освещения. Освещение рабочего места как важный фактор создания нормальных условий труда.
презентация , добавлен 24.01.2012
Производственное освещение: основные светотехнические величины и единицы их измерения. Коэффициент пульсации освещенности. Классификация производственного освещения в зависимости от источника света. Примеры устройства местного освещения фрезерных станков.
контрольная работа , добавлен 03.10.2014
Основные светотехнические понятия и величины. Особенности субъективного восприятия света. Характеристика видов и источников искусственного освещения, основные гигиенические требования, предъявляемые к ним. Нормирование освещённости рабочих поверхностей.
контрольная работа , добавлен 30.10.2011
Основные требования к искусственному освещению производственных помещений. Виды освещения и методы его расчета, их преимущества и недостатки. Сущность точечного метода (метода силы света) и особенности его применение для расчетов всех видов освещения.
практическая работа , добавлен 18.04.2010
Рациональное освещение помещений и рабочих мест как один из важнейших элементов благоприятных условий труда. Основные гигиенические требования к искусственному освещению производственных помещений. Количественные и качественные показатели освещения.
контрольная работа , добавлен 03.05.2009
Виды производственного освещения и источники света. Методика измерения параметров световой среды при аттестации рабочих мест. Гигиенические требования к освещению. Нормы освещенности рабочего места. Измерение освещенности при помощи цифрового люксметра.
курсовая работа , добавлен 16.09.2014
Основные виды световых излучений и их негативное воздействие на организм человека и его работоспособность. Основные источники лазерного излучения. Вредные факторы при эксплуатации лазеров. Системы искусственного освещения. Освещение рабочего места.
доклад , добавлен 03.04.2011
Основная задача освещения производственных помещений и его организация. Основные светотехнические характеристики. Количественные и качественные показателями. Системы и виды производственного освещения. Обеспечение равномерного распределения яркости.
реферат , добавлен 23.02.2009
Характеристика источников искусственного производственного освещения - газоразрядных ламп и ламп накаливания. Требования к эксплуатации осветительных установок. Методы расчета общего искусственного освещения рабочих помещений, расчет по удельной мощности.
реферат , добавлен 26.02.2010
Влияние освещенности на безопасность трудовой деятельности. Основные светотехнические характеристики. Особенности искусственного освещения, его нормирование и расчет в компьютерном классе на 10 рабочих мест. Сравнительные параметры источников света.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ
ИСТОЧНИКОВ СВЕТА
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Для организации общего и местного искусственного освещения в общественных помещениях рекомендуется использовать в качестве источников света люминесцентные и светодиодные лампы.
На российском рынке представлены модели компактных люминесцентных ламп (далее - КЛЛ) более чем 40 производителей, которые различаются по мощности, световым характеристикам, формам, срокам службы, размеру, цене. Объем потребления энергосберегающих ламп в Российской Федерации постоянно возрастает. Импорт компактных люминесцентных ламп достиг в 2011 году 107 млн. штук.
В связи с развитием современных энергоэффективных источников света, в том числе светодиодов и осветительных приборов на их основе, необходимо обеспечить гигиенические нормы освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования и в детских оздоровительных организациях.
Наиболее острым вопросом в использовании КЛЛ по-прежнему является проблема их утилизации и безопасности использования. Каждая такая лампа может содержать до 3 - 5 мг ртути, находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Опасность представляет неаккуратное обращение с отработанными лампами. Разрушенная или поврежденная колба лампы высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжелое отравление.
В настоящее время на территории Российской Федерации производятся лампы с применением технологии Amalgam. В составе такой лампы ртуть находится не в чистом виде (жидком и/или парообразном состоянии), а в виде амальгамы - химического раствора ртути в другом металле, т.е. в твердом агрегатном состоянии. При нагревании амальгамы до 60 °C и выше пары ртути высвобождаются и участвуют в процессе свечения лампы. Такое технологическое решение исключает попадание паров ртути в помещение с комнатной температурой при нарушении целостности стеклянной колбы.
Кроме того, в продаже доступны КЛЛ выполненные в силиконовом контуре поверх лампы. Силиконовая прокладка предохраняет трубку и колбу, являясь смягчителем удара при падении, ограничивает распространение ртути.
Для минимизации загрязнения закрытых помещений при повреждении КЛЛ, рекомендуется использовать лампы, изготовленные по указанным технологиям.
Кроме компактных люминесцентных ламп на рынке осветительного оборудования Российской Федерации с 2010 года предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд преимуществ. Светодиодные лампы экономичны и имеют энергопотребление на 80% меньше, чем у ламп накаливания, обладают высокой ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок их службы может доходить до 100 000 часов. Такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане загрязнения окружающей среды.
С целью определения возможности применения светодиодного освещения и светодиодных светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ "Научный центр здоровья детей" РАМН при участии сотрудников ГП "Научно-технологический центр уникального приборостроения РАН" и Научно-исследовательского института строительной физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук были проведены исследования психофизиологического воздействия светодиодного освещения и светодиодных светильников на организм человека.
Проведенные исследования показали возможность применения светодиодного освещения и светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.
В связи с этим, органы управления образованием по субъектам Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, образовательные и детские оздоровительные организации, проектные организации должны быть уведомлены о возможности обеспечения гигиенических норм освещенности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования" и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в детских оздоровительных учреждениях, путем применения светодиодных источников света и осветительных приборов на их основе, при соблюдении ряда условий.
При использовании в системах общего освещения в помещениях общественных зданий и в учебном процессе светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и количественных показателей освещения.
Школьные светодиодные светильники от производителя с гарантией до 6 лет.
1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90°. Указанный параметр предъявляет требования к конструктивным особенностям осветительной арматуры для ограничения слепящего действия светодиодных ламп и измеряется транспортиром и угольником.
2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. В связи с тем, что габаритная яркость открытых светодиодов чрезвычайно высока, использовать светильник с открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до вышеуказанных значений. Указанный параметр измеряется яркомером.
3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна составлять не более 5:1. Может быть оценена после измерений яркомером, как отношение максимально измеренной яркости к минимальной.
4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать 4000 °K. Оценить цветовую температуру светодиодного источника можно по маркировке на цоколе или упаковке лампы.
Цветовая температура - это температура черного тела (излучателя Планка), при которой его излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта. Она определяет цветовую тональность (теплую, нейтральную или холодную) освещаемого этими источниками пространства.
В паспортных данных на светильники со светодиодами, предназначенные для установок общего и местного освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования, должна быть указана информация о величине габаритной яркости, неравномерности яркости по выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.