Сюжет компьютерной игры пример. Как придумать идею для необычной компьютерной игры

Каждый, кто хотя бы однажды искал работу сценариста в игровом проекте, знает, что это совсем не тот случай, когда можно зайти на популярный сайт с объявлениями, выбрать интересную вакансию, откликнуться на нее, прекрасно проявить себя на собеседовании и оперативно приступить к работе. Тут все сильно иначе.

Начнем с того, что вакансия сценариста игр в открытом доступе — большая редкость. Специалистов в этой узкой сфере совсем мало, и студии хорошо с ними знакомы. Брать человека со стороны всегда более рискованно, чем поручить дополнительную работу внутреннему сотруднику (геймдизайнеру, к примеру). Игровые студии иногда вообще не понимают, зачем им сценарист, или вспоминают о нем, когда игра почти готова и надо прикрутить к ней какой-нибудь сюжет. Претенденты тоже бывают разными: кто-то не понимает, в чем суть сценарного мастерства, а кто-то вообще не играет в видеоигры.

Как и во многих других сферах, проблему можно решить, оказавшись в правильном месте в правильное время и с правильными людьми. Найти ответ на вопрос, как стать игровым сценаристом, нам помогли люди, которым удалось достичь определенных успехов в отечественной игровой сценаристике, в нарративном и геймдизайне.

Инструкцию по применению подготовили Сергей Волков и Дарья Бурашникова из рекрутингового агенства Spice Recruitment.

Участники дискуссии:

C чего начать?

Прежде чем идти к цели, нужно понять, к той ли цели ты идешь, то есть разобраться, чем на самом деле занимаются игровые сценаристы. Начать можно с терминологии. В интернете масса полезной информации в формате подкастов и записей докладов с профильных конференций — познакомиться с ними не только полезно, но и интересно. У всех состоявшихся сценаристов истории разные: кому-то повезло найти вакансию, кто-то пришел с телевидения, кто-то — из литературы. Всех объединял интерес к индустрии.

Мария:


«Начать стоит с изучения индустрии. Если вы систематически не играете в игры, но игровым сценаристом быть хочется, немедленно начинайте играть, читать Gamasutra, «Хабр», DTF, слушать подкасты «Как делают игры» и RadioFlazm. Вам надо знать, как все это работает. Какими средствами игры рассказывают истории, как разработчики эти средства создают. Если же вы давно в теме, играете в разное, читаете-слушаете и грезите о том, как попасть в индустрию именно в роли сценариста, — ищите вакансии и устраивайтесь. Вот прямо сразу! На досуге можно поделать модификации или инди, поводить ролевые игры. И — оп! — вы уже игровой сценарист».

Дмитрий:


«Я попал в сценаристику самым обычным путем — увидел на одном из профильных сайтов (вроде бы gamedev.ru, хотя могу ошибаться) объявление о том, что требуется сценарист компьютерных игр. Составил резюме и отправил, после чего выполнил тестовое задание и был благополучно принят. Никаких приключений, никакой мистики».

Ярослав:


«Я участвовал в самом первом литературном конкурсе рассказов по мотивам S.T.A.L.K.E.R . Лучшие конкурсные работы издали отдельным настоящим бумажным томиком. Мой рассказ в него не включили, зато он попался на глаза руководителю только появившейся студии, который как раз искал сценариста и игрового дизайнера. Вот так я стал сценаристом».

#GamesNightSPB: открытие и круглый стол «Сценарии MMO-игр».

Какими талантами нужно обладать изначально, а чему следует научиться дополнительно?

Умение складно писать и чувство текста играют очень важную роль. Как правило, наличие или отсутствие таланта облекать мысли в слова можно выявить еще на стадии школьных сочинений, но развивать его нужно постоянно. Придется много учиться, без самодисциплины тут не обойтись.

Сценаристика всегда подразумевает работу в команде, нужно быть гибким и адекватно воспринимать критику — если эти навыки в зачаточном состоянии, придется их развивать. Умение писать качественные тексты тоже нуждается в тренировке: читайте много хороших книг и хорошую периодику — на русском и английском.

Мария:


«Сценаристом быть трудно, это — фронтир. Никто ничего не сделает за вас, и вам самим придется осваивать приемы, вырабатывать техники. Причем для каждого проекта — свои. Эта профессия не для ленивых. От игры к игре все будет меняться, даже форма записи, — здесь нет сценарного формата. Вам придется осваивать навыки, очень далекие от «писательских», — разбираться в игровых механиках и хотя бы в теории знать, как они создаются программистами, осваивать физику и математику, познавать тонкости работы художников и композиторов, нюансы озвучки, анимирования, локализации. Вам нужно будет тестировать игры самим и дружить с тестировщиками, проверяющими вашу работу на прочность. Нужно и маркетинг понимать, не только психологию персонажей, но и психологию аудитории, законы рынка. И это не считая знания истории, естественных наук, искусства, которые нужны вам как сценаристу. Эта профессия, как, впрочем, и остальные профессии геймдева, — синтетическая. Здесь сложно быть узким специалистом, надо быть немного «энциклопедистом».

Антон:


«Сначала нужно понять, что это за проект, какую роль в нем играют сюжет, персонажи, общее окружение. Ведь сценарист может не только написать захватывающую историю, но и помочь придумать необычные сцены или ярких персонажей. Определив роль сценаристской работы в проекте, стоит подумать над тем, как улучшить игру с точки зрения повествования. Изложить свое видение в документе и предоставить команде или руководителю проекта. Любую игру можно обогатить не только сюжетом, но и интересными подходами к подаче игрового процесса. Если реализация подобных идей укладывается в бюджет, руководитель проекта не станет вам отказывать. И вот здесь вы получите в свои руки безграничную власть! (зловеще смеется) ».

Где получить профильное образование и где пройти стажировку?

Чаще всего игровые сценаристы — талантливые самоучки. Вузы их не готовят и едва ли скоро начнут. Однако некоторые учебные центры — например, школа компьютерной графики Scream School — организуют мастер-классы профессионалов этой области. Существуют и зарубежные программы подготовки, а тем, кто не готов себе это позволить, поможет «Нарраторика » — экспериментальная школа игровых сценаристов. Базируется она пока в Калининграде, но большинство активностей — онлайновые, и участвовать в них может любой желающий.

Стажировка — хорошая возможность получить полезные навыки на практике, но попасть на нее — нелегкая задача. Запросы на стажеров от компаний поступают довольно редко, и нужно внимательно следить за новостями индустрии и пабликами компаний, чтобы не упустить момент.

Алина:


«Я закончила факультет международных отношений — мне очень нравилась история. Пока училась, мы с мужем начали снимать короткометражное кино своими силами. «Стажировалась» я, вкалывая по двенадцать часов на телевидении, параллельно дома писала сценарий полнометражного фильма. После этого меня взяли на мою первую большую работу в геймдеве. Сейчас все проще — у молодых сценаристов есть возможность стажироваться в игровых компаниях, не имеющих бюджета на ставку сценариста».

#GamesNightSPB, круглый стол «Инструментарий: библии, редакторы диалогов, вики».

Есть ли шанс делать игры у чистых гуманитариев, умеющих хорошо писать?

Важно перестать мечтать и начать трудиться. Тут все решает портфолио: некоммерческие проекты тоже могут эффективно работать на ваш имидж, если они выполнены качественно.

В портфолио могут быть не только сценарии, но и модификации к играм, примеры работ в качестве геймдизайнера. Ну и конечно же — ваши литературные труды. Главное — брать тексты покороче, в разных жанрах и формах.

Сергей:


«Я был одним из первых фантастов, кто начал работать с игровой индустрией. Меня пригласили в один проект (), который к тому моменту уже три года нарабатывал рабочий контент. Мне пришлось переписать большую часть готовых материалов, создавать биографии персонажей, новые территории и т.д. А закончилось все полномасштабной новеллизацией».

Богдан:


«Разработка игр подразумевает множество занятий, и шанс есть у всех. «Чистые» гуманитарии перестают быть таковыми после столкновения с процессом разработки. Именно потому вам нужно столкнуться с ним побыстрее.

Пишете отличные истории? Найдите команду энтузиастов и проверьте это. Сделайте маленький проект, а еще лучше — модификацию к любимой игре. Умение работать в команде очень важно. Не получится — сочиняйте новости для игровых сообществ. Новости — это тоже маленькие истории. Немного умеете рисовать? Займитесь 3D-моделированием.

Параллельно читайте профильные статьи, пока буквы изо рта не полезут. Попробуйте себя в деле со всех сторон. Через несколько лет вы поймете, что вам хорошо удается и куда двигаться дальше. За реальными примерами стоит сходить в подкаст Сергея Галёнкина . Там их рассказывают в каждом выпуске».

Какие читать книги, отслеживать ресурсы, посещать тусовки?

Чем больше информации вы получите, чем больше людей узнаете, тем лучше. Как только встречаете интересный паблик по теме — подписывайтесь; как только появляется возможность посетить или выступить волонтером на конференции — вперед!

Мария:


«Gamasutra, DTF, Хабрахабр, блоги Дэвида Гейдера, Алины Браздейкене, мой, много интересных и полезных материалов публикуется в группе «Нарраторики» во «Вконтакте».

Тусовки — да хоть на все! Знакомьтесь где только можете. Из конкретных мероприятий могу назвать конференции DevGAMM и КРИ, Devmeet и PiterArtDays в Питере, открытые лекции ScreamSchool в Москве, GamesNight и DevNight, которые проводятся в разных городах. О ближайших мероприятиях теперь очень удобно узнавать ».

Алина:


Читать можно книги по драматургии, киносценариям (например, «Спасаем кошку») и по геймдизайну. Матчасть с разными рекомендациями появилась и в сообществе сценаристов «Нарраторика». Сам мир российских сценаристов очень недружелюбен, но, когда одолеешь трудный порог входа, оказывается, что ребята на самом деле милые и душевные.

Насколько высок спрос на сценаристов? Есть ли вообще у студий понимание того, насколько важен сценарист?

Спрос на функционал высок, но редко выходит за пределы самой студии и ее ближайшего круга контактов. Не все студии осознают необходимость привлечь сценариста к проекту, а некоторые команды не могут себе позволить нанять для этих задач отдельного сотрудника.

В последние годы, правда, ситуация меняется к лучшему, многие перенимают западный опыт и уделяют сценариям и сценаристам больше внимания. На отечественном ТВ, например, статус сценариста очень высок. Там сценаристика развивалась долгие годы, и накопился хороший опыт — осталось взять и применить.

Мария:


«Спрос, к сожалению, низок, но и качество предложения настолько низко, что я даже не знаю. Обычно вакансия бывает раз в пару месяцев, на нее тут же падает ворох ответов, из которых 99% жуткий шлак. Так что, если у вас есть голова на плечах, вы пробьетесь.

Не у всех студий есть понимание, насколько важен сценарист. Но и не у всех сценаристов есть понимание, насколько сценарист-узкопрофильник не важен. У каких-то студий и сценаристов такое понимание есть — постарайтесь попасть в эту команду».

#GamesNightSPB, круглый стол «Сценарии single-player игр».

Каких ошибок на пути в сценаристы следует избежать?

Как бы сложен и тернист ни был «путь самурая», пройти его можно, особенно если удастся заручиться поддержкой «взрослого» сценариста, который поделится опытом и поможет оценить портфолио и тестовое задание, подскажет, как избежать очевидных ошибок.

Мария:


«Я думала, что можно работать сценаристом и не играть в игры. Вылечили на первой же работе в студии. Это даже не вопрос вкуса или там убеждений. Вы просто не сможете писать для игр, не играя в них. У меня, во всяком случае, не получается.

Думала, что можно работать сценаристом и не знать индустрии. Вылечилась, когда захотела сделать собственную игру.

Думала, что могу потянуть любой жанр и спектр работ, если вот чуть-чуть еще больше сил приложить. Выяснила, что не могу. ММО — не мое. Не идите в жанры, которые вам не нравятся, которых вы не понимаете.

Думала, что достаточно теории, чтобы успешно перейти к практике. Обломалась на том, что потерпела фиаско с практикой, даже прекрасно понимая теорию. Это как понимать принцип игры на пианино, но сесть за него и не сыграть ни одной мелодии, хотя слышал их сотни раз».

* * *

Конечно, в отечественном геймдеве очень сложно быть исключительно сценаристом. Разве что вы состоявшийся писатель со множеством публикаций. Так что очень желательно уметь что-нибудь еще.

Впрочем, тенденции постоянно меняются: рынок растет, индустрия — тоже, и все скоро может измениться. Ну а пока просто придерживайтесь правил, изложенных нами в статье, и ваш путь к славе станет немножечко легче.


Идея создать свою собственную игру приходит мгновенно. И тут мы начинаем размышлять, как назвать свою игру, какого жанра она будет и вообще о чем она. В этом месте мы приступаем к написанию игрового сюжета, где стараемся подробно всё осветить. Удобнее всего писать сюжет по зарание заготовленному шаблону, в нашем случае он будет выглядеть так:



1. Жанр - определяем жанр игры, что будем создавать.
2. Название игры - каждому творению необходимо имя.
3. Предыстория - краткое описание, с чего всё началось, откуда пошло.
4. Правила - игровые правила, которые игроку необходимо соблюдать. Существуют абсолютно во всех играх, любого жанра.
5. Персонаж(и) - начальные навыки, краткая биография.
6. Развитие - система развития персонажа или персонажей.
7. Место действия - где будет раскручиваться сюжет и происходить игровые события.
8. Сбор всего воедино - собираем все в кучку одним связным текстом.

Сейчас мы во всех подробностях рассмотрим каждый из пунктов, написанных выше. Примером послужит простенькая игра жанра "Интерактивная литература" или попросту Текстовый Квест. Приступим:

Пункт 1: Обычно жанр игры зарождается еще с идеей создания. Поэтому особых проблем возникнуть не должно. В нашем случае, как я уже говорил ранее, это текстовый квест. Их разновидностей в основном две:
а) Текстовый квест - все действия, предметы, персонажи и прочее описаны текстом.
б) Текстово-графический квест - здесь уже присутствуют элементы графики - картинки.
Пункт 2: Придумать название своей игре - задача не из ряда лёгких. Название должно быть запоминающимся, звучным. И также необходимо учесть легкость поиска. Игра у нас будет называться "Старый сундук".
Если уже сейчас ввести в одном из поисковиков название нашей игры, то ничего интересного он нам не выдаст. Лишь информацию о старинных сундуках, объявления о продаже и прочее. Нам необходимо будет добиться того, чтобы игра находилась на первых позициях в выдаче, это уже будет зависеть от того, на сколько хорошо вы ее раскрутите среди геймеров.
Пункт 3: Здесь необходимо поддаться творчеству и на некоторое время стать писателем. Если толкового у вас ничего не получается, то следует выбраться на просторы всемирной паутины и найти там историю, соответствующую вашим замыслам и подстроить ее под себя.
"В далекой от цивилизации деревушке жила ведьма. В своей небольшой халупе она занималась варением различных зелий, колдовала, наводила на людей порчу. Пакостила как могла. Много жителей пострадало от нее... В ее доме был сундук, в котором ведьма хранила свои богатства и различны старинные книги, цена которых очень велика. В один прекрасный день, все жители деревни собрались на совет, что же делать с проклятой колдуньей? Дружно порешили сжечь ее. Сказано-сделано. После ее гибели, жители деревни вспомнили о сундуке, каждый хотел забрать ее сокровища себе. Но заходя в дом - назад уже никто не возвращался. Куда пропадали люди, что с ними случалось? Неизвестно... " Вот так, кратко и банально.
Пункт 4: Правила существуют в любой игре. Вы их придумываете сами и даете игроку подсказки, чтобы соблюдал. Допустим, в нашей игре необходимо будет посадить цветок. Но цветы сажают в землю, а не в воздух или в воду. Отсюда вытекает банальное и на первый взгляд смешное правило: Посадка растений производится только в землю.
Пункт 5: Персонаж - главный герой. Их может быть несколько, в нашем случае будет один. Здесь мы описываем вкратце его историю жизни, кто он, откуда, чем занимается, по какой причине прибыл сюда.
"Аркадий Серов, уроженец города Санкт-Петербург. Занимается кладоискательством. О сокровищах Ведьмы узнал просматривая тематические интернет-порталы. За несколько часов он собрался в дорогу и уже через трое суток прибыл на место... "
Пункт 6: В нашем примере уровня развития героя не будет. Но, в случаях с системой, необходимо все тщательно продумать. Если вы расчитывайте на продолжительность игры в 8 часов и уровней у вас 8, то нужно распределить всё так, чтобы герой получал по уровню в час.
Пункт 7 : Здесь нам необходимо описать место развития событий. "Небольшая деревня, удаленная от цивилизации. Со всех сторон окружена густым лесом. Около двенадцати домов, покинутых жителями, из-за событий с ведьмой. Кто-то ушел, а кто-то сгинул, войдя в ведьмину хату. остался лишь один старик - Макар, живущий в начале деревни... " и дальше в том-же духе.
Пункт 8: На этом этапе мы внимательно вчитываемся в то, что написали, еще раз всё обдумываем, исправляем, дополняем и начинаем писать уже сам сюжет. Все собираем в один связный текст с подробностями.

Как говорит Сет Годин, автор вдохновляющих книг о маркетинге ставших бестселлерами («Фиолетовая корова», «Все маркетологи — лжецы», «Доверительный маркетинг»), продавайте не товары, а Истории. Думаю этот совет необходимо применять и в области игр.

История игры – это её сюжет. Именно история держит игрока в напряжении. Хорошо рассказанная история сможет даже спрятать скудный геймплей.

Но как эту историю придумать? Особенно если уже продумана механика и графика.

Перекопав кучу материалов, я нашла очень интересную книгу Джанни Родари «Грамматика фантазии». В этой книге рассказывается, как сочинять детские сказки. Приводятся методы, как раскрепостить свою фантазию. Один из них метод бином фантазии:

“Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии».

«Конь - пес», в сущности, не представляет собой «бинома фантазии». Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногих воображение остается безразличным. Это - аккорд типа терции мажор, и ничего заманчивого он не сулит.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем“

Мне понравилась эта идея, и я решила попробовать этот способ для создания своей истории. Но я внесла небольшую поправку. Не все слова определялись случайно, т.к. у меня уже были примерные заготовки для игры, такие как геймплей и главные персонаж.

Я выписала слова, которые у меня уже есть. Они как начальное условие в моей задаче.

А вот вторую часть бинома я решила найти случайным образом. Причем я нашла два способа получения случайных слов.

1. Я воспользовалась следующим сервисом генерации слов: http://linorg.ru/randomword.php и выписала все слова, которые у меня случайно сгенерировались.

Начальные слова : Тележка, Камень, Сокровища, Приключения, Пещеры.

Случайные слова : Ногами, Совершенно, Подошла, Нужно, Выстрел

2. Я воспользовалась матрицей идей от Артемия Лебедева: http://www.artlebedev.ru/tools/matrix . В этом варианте я получала только существительные. Я писала начальные слова и получала к ним случайные существительные.

Тележка — Защита,

Камень — Радуга,

Сокровища — Личность,

Приключения — Равнина,

Пещеры – Слабак.

Мне больше понравился второй вариант. У меня сразу начали появляться идеи.

Например, «для защиты горожан наш Герой-искатель взял свою старенькую потрепанную тележку и отправился к пещерам». Вот и получилось начало историю. Сразу начала задавать себе вопросы. От чего или кого защищает горожан? Почему именно он? Почему отправился в пещеры? И т.д.

Прежде чем отвечать на все вопросы я решила сформировать все предложения с данными словами. Вот что получилось:

  1. Для защиты горожан наш Герой-искатель взял свою старенькую потрепанную тележку и отправился к пещерам
  2. Говорят, что в пещерах хранится волшебный радужный камень, который может исцелять людей. Именно этот камень хочет найти Герой-Искатель.
  3. Когда Герой-Искатель был маленьким ребенком, его дядя рассказывал ему необычайные истории про искателей сокровищ. Все эти истории были о сильных личностях, которые стали героями для будущего Искателя.
  4. Ходят страшные поверья про пещеры в равнинах. Говорят, что там спрятаны сказочные сокровища и все кто пытался их найти, никогда не возвращались. Но тем, у кого помыслы и душа чиста, нечего бояться.
  5. Герой-Искатель никогда не считал себя слабаком, и он решил вызваться на это гибельное задание спуститься в пещеры. Да и просто больше некому было.

В голове уже крутилась история. Осталось её только чуть-чуть додумать. Я начала комбинировать последовательность полученных предложений. Самый подходящий на мой взгляд вариант: 3-5-4-2-1.

Теперь дело за малым. Дополнить не достающие промежутки. Что за гибельное задание? Что угрожает горожанам? Как это связано с волшебным камнем в пещере?

После ответа на все вопросы, вот какая история у меня получилась:

«Когда я был маленьким, дядя часто рассказывал мне байки про искателей сокровищ. Их жизни выглядели такими захватывающими и интересными! А сами искатели – были героями! Когда я подрос, я стал одним из них. Все оказалось несколько иначе, чем в тех сказках. Искатели охотятся за деньгами, у них нет никаких принципов. Кроме не убей. Если конечно получиться.

Так вот, я Искатель. Да-да, я не горжусь этим. Хотя бросьте, кто не любит деньги?!

Моя история началась в одном маленьком городке. До меня дошли слухи о пещерах с до неприличия огромным количеством сокровищ! Но, было маленькое такое но. В них можно зайти, но нельзя выйти… Я конечно люблю деньги, но свою жизнь люблю еще больше. Эх, если бы я раньше знал про это но… И вот только я хотел покинуть этот несчастный городок, как кто бы мог подумать, на город опустилась смертоносная болезнь! И не просто болезнь какая-нибудь! Черт бы их побрал! А насланная правителем соседних городов. Что-то они не поделили, понимаете ли. И с одной стороны, а какое мое дело. Да вот только заболели все, кто был в городе. Все!! И вот у меня перед глазами уже вся моя короткая жизнь пронеслась! Такая не справедливость.

В городе организовали собрание, чтобы решить, как можно спастись, ведь иначе со временем умрут абсолютно все, кто был в городе. Конечно, вспомнили старые поверья про то, что в пещерах (да-да именно в тех) храниться волшебный камень, излечивающий все болезни и бла-бла-бла. Говори долго и много, честно признаюсь, не люблю скучные сборища. Только вдруг на этом собрании стало очень тихо и почему то все эти людишки смотрели пристально на меня! Дальше все было как в тумане. Проснулся я уже в пещере. Да! Представляете, они решили, что раз я искатель, то я должен добыть им это камушек!! Только меня вот они спросить забыли. Вот, такие они люди. И вот такое начало мое истории »

Добрые сутки, дорогие посетители огромного ресурса по созданию игр сайт. Сегодня, я вам расскажу о том, что собой представляют документы по проекту. И главная ставка, которую я сделаю в этой статье – это игры.

На данный момент я вижу множество хороших идей на нашем форуме. Конечно, идея есть искра перед творением чего-то необычного, порой, гениального. Поэтому, идеи просто необходимы. Но оставлять идею в «зародыше» – это не выход. И если вы хотите увидеть свою идею в воплощении, то эта статья Вас подвинет на один шаг до этой цели.

Часть первая.

Любой проект начинается с идеи. Она записывается в блокнот, где и на компьютере... В общем, рождается текст от этой идеи. Пусть эта идея говорит о мире, схожем с миром игры FallOut, WoW или других игр. Это не главное. Главное то, что она уже есть.

После рождения идеи, следует её оформление. Оформление идеи может породить большое количество всевозможных документов. Но из этой кучи документов выделяются два основных документа: сценарный документ и дизайнерский документ. Эти документы могут оформлять разные люди, или один человек. Или, даже, работать командой над этими документами. Это зависит от сложности проекта и знаний людей. Но как делать документы – это зависит от создателя, а статья призвана помочь разобраться в этой теме. И так...

Сценарный документ есть двух типов:

Первый тип – линейный. В этом виде документов рассказывается о некой истории, упуская элемент выбора. Путешествие героя по миру происходит строго в рамках рассказа, взятого за основу для этого сценария. Яркие примеры игр, основанных на этом типе сценариев: «Half-Life», «Halo», «Doom»;

Второй тип – нелинейный. В этом виде документов рассказывается целая «судьба» героя. Основным элементом этого документа является дерево событий. При этом каждое событие, происходящее в игре, влияет на исход игры и на путешествие героя в целом. И, как полагается, концовок в истории несколько. К примерам, созданных игр на нелинейном сценарии, можно отнести следующие игры: «S.T.A.L.K.E.R.», «Ex Machina», «FallOut 3».

Так же, можно смешивать эти типы, всё зависит от идеи для проекта. Но любой сценарий содержит в себе три главные вещи:

Первое – это краткое описание мира, сущностей, персонажей, героя или героев. Как они выглядят, разговаривают. Каков мир на представление автора сценария;

Второе – это диалоги, разговоры персонажей. Это неотъемлемая часть, которая доносит до игрока информацию, что происходит в игре;

Третье – описание событий. А как без них? Тогда игры не будет. Поэтому, события, самая главная вещь. Они описывают то, что делают персонажи и ситуации, в которые они попадают.

Для нелинейных сценариев, существует четвёртая вещь, которая очень сильно нужна – это дерево «судьбы», или ход сюжета. Это алгоритм событий, где каждое событие, которое свершается в игре, влияет на ход сценария, создавая эффект случайностей.

И всё-таки, я не ответил на первую часть вопроса: как писать сценарий. Для этого, просто необходимо обратиться к творчеству писателей. Например, можно посмотреть, как написана комедия «Ревизор» Николая Гоголя. На мой взгляд, это произведение может послужить хорошим примером оформления сценария линейного типа. Ведь эта комедия написана для сцены, и оформлена соответственно.

Нелинейный сценарий оформляется в виде мини сценариев, где каждый мини сценарий называется действием. Всё начинается от определённого действия. Пусть оно называется «действие 1». В конце этого действия предусматривается варианты концовок. Каждая концовка приводит к некому определённому следующему действию. Например: В действии первом, главному герою заказали убить некоего персонажа, но есть посылки того, что он может отпустить его, либо взять с собой. Я отпускаю текст и диалоги, и приведу простую ветвь от первого действия.

Как видно, второе действие уже имеет три варианта. Первый вариант – награда. Убив персонажа, герой идёт к заказчику и получает вознаграждение. Во втором варианте, когда герой уходит с наградой, забегает послушник заказчика и сообщает о том, что персонаж, куда-нибудь уехал и заказ не выполнен. Тогда героя останавливают у выхода, начинается перестрелка или разговор. В третьем варианте герой и персонаж отправляются к заказчику, что бы с ним разобраться. И опять перестрелка, либо разговор.

Но есть ещё один элемент. Допустим, после этих действий, герой приходит к некоему другому персонажу. Допустим, этот персонаж хороший друг заказчика. Если второе действие закончено первым вариантом, тогда у героя будет рекомендация и персонаж даст ему работу. Если вторым и третьим, и убив заказчика, то персонаж попробует убить героя. Для лучшего понимания, давайте посмотрим, как будет это выглядеть в ветви:

Второй и третий вариант от первого события, утыкаются на факт того, что заказчик может быть убитым. В принципе, на результат этого факта влияет разговор. Но всё же, даже если заказчик не убит, следующий персонаж работу не даст.

В принципе, я только что вам рассказал принцип построения дерева «судьбы», или ход сюжета. И теперь можно оставить общий план линейного и нелинейного сценария.

План линейного сценария

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">. I. Общие сведения.
. А) История мира.
. В) Растительность.

. II. Ход истории.

План нелинейного сценария

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">. I. Общие сведения.
. 1. Описание пространства. Мир.
. А) История мира.
. Б) Игровое пространство. «Мир, который сейчас».
. В) Растительность.
. Г) Животные, описание, характер.
. 2. Действующие лица. Персонажи.
. 3. Характер и внешность персонажей. Их особенности.
. II. Ход истории.
. 1. Главные действия.
. 2. Попутные действия.
. III. Ход сюжета. (Дерево «судьбы»)

Это, ещё раз повторю, общий план сценария. Автор сам определяет, как писать свой сценарий, но структуры, приведённые выше, как раз подходят на тему игрового сценария, и можно встретить документы, оформлены именно так.

Ещё одно замечание хочу сделать. Общие сведения, в основном, перемещаются в ход истории. И частями ставятся перед действиями. Или, когда меняется обстановка. Моменты, когда меняется обстановка, обычно, называется «явлением». Но это уже тонкости более профессионального подхода для оформления сценария. Ниже, я приведу ссылки на более конкретные статьи написания сценариев, где описывают процесс профессионалы, и вы узнаете об это больше.

Часть вторая.

Ну вот, допустим, сценарий готов, и пришло время писать дизайнерский документ. Дизайнерский документ (сокращённо диздок) – это план дизайнерских работ по проекту. В него входят:

Дизайн пространства и мира. Планировка мира, внешность строений, развалин, растений и животных. Если животное нападает, то описываются характеристики этих животных. Сколько жизней, какой урон и так далее. Так же, учитывается планировка внутренних помещений. Помимо этого, прорабатывается временное пространство... В общем, всё то, что касается мира;

Дизайн персонажей. Планировка рас, если это необходимо. Внешность представителя расы. Обычно, описываются 1-5 персонажей для одной расы, но можно и больше. Внешность ключевых персонажей, то есть тех, кто взаимодействует с героем, и самого героя. Характер персонажей, враждебность и так далее;

Дизайн объектов. Объекты делятся на три основных типа: статичный объект, взаимодействующий объект, ключевой объект. К статичным объектам можно отнести стол, кружку, ручку, в общем, объекты, которые герой не может поднять. Взаимодействующие объекты – это объекты, которые герой может поднять, продать, купить и так далее. Обычно, к таким объектам относятся оружие, драгоценности, еда и так далее. Ну и третий тип – это ключевой объект. Их, обычно, мало. Это те объекты, с которыми связаны события в игре. К таким объектам можно отнести следующие: золотая чаша, меч «Ан-онарху», карты местности.

Дизайн транспорта. Машины, самолёты, вертолёты, летающие тарелки и всё то, что может быстро перемещать героя по карте. Их характеристики: максимальная скорость, максимальный подъём, урон, стоимость и всё то, что можно придумать и учесть.

Дизайн геймплея и GUI. Учитывается дизайн геймплея, GUI, управление персонажем и взаимодействие с игроком. Прорабатывается меню, все диалоги, показатели времени и даты, карты, радара и всего, что можно отнести к GUI и геймплею.

Так же, как вы уже заметили, в дизайнерском документе описываются ещё и характеристики. Хотя это можно вывести в отдельный документ.

Ещё замечу, в диздоках, которые попадались мне, описывались: AI, экономика мира, характеристики оружия, принцип построения диалогов (хотя это относится к сценарному документу). И в некоторых случаях, полный сценарий был включён в диздок. В принципе, что пишется в дизайнерском документе, Я уже рассказал кратко. Но теперь по подробнее.

Дизайнерский документ и его структура зависит от сценария. Допустим, в сценарии идёт речь о Богах, тогда в диздоке будет присутствовать раздел «о Богах». В этом разделе будет описание иерархии, внешности и характеристики Богов. С другой стороны, может быть сценарий на тему катастрофы, тогда в диздоке можно встретить раздел «о катастрофе». В этом разделе будет описана сама суть катастрофы, её последствия, видимые элементы. Общие понятия нового мира после катастрофы (обычно, хаос). Но есть стандартные вещи, которые содержит сценарий. В принципе, Я выше описал их. И их сейчас повторим.

Дизайнерский документ начинается с предисловия к истории. В нём так же содержится информация о мире, растениях, животных, объектов, персонажей, героя, геймплея и GUI. В диздок включается и характеристики всех объектов. В некоторых случаях, дизайнерский документ содержит и сценарий (Но тогда это уже, по терминологии, генеральный документ проекта).

Всё остальное, что можно включить в диздок, определяется сценарием. Например, экономика мира, транспорт, про Богов, про Катастрофу и так далее.

Общего планирования документа не существует. Но он создаётся объёмным, и несущем полную информацию, в первую очередь, о дизайне проекта.

Как написать сценарий?

Несколько простых принципов написания успешного киносценария. Самое главное - выбрать правильный сюжет. Он должен быть оригинальным в той же степени, как оригинален пирог, который по любимому рецепту печет твоя мама на протяжении последних тридцати лет. Зрители любят получать старые вкусы под новым соусом или с новой начинкой.

Правильный выбор главного героя фильма не менее важен. Если он положительный герой, то у него должен быть, как минимум, один недостаток. К примеру, он ненавидит бананы или вечно ходит с развязанными шнурками. В этом случае, сравнивая себе с героем, зритель не будет чувствовать себя ущемленным. В свою очередь, отрицательный герой должен внушать хотя бы толику симпатии: он, например, может любить бананы, а его шнурки всегда в порядке.

Правильный финал фильма - половина успеха. Он должен быть неожиданным, но не настолько, чтобы зритель почувствовал себя идиотом, не подозревавшим о подобной возможности на протяжении 90 минут фильма".

Правило 1. Только не натюрморты

Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Декорацию все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего в описании фразы «Спальня Мити. Утро.», - вполне достаточно. Ваша работа - кратко и образно описать действия героев и написать их диалоги.

Правило 2. Деталь

Иногда нужно дать деталь. Например, «Спальня Мити, утро. На полу разбросано дорогое женское нижнее белье». Или «Спальня Мити, утро. На стене висят фотографии „псов войны“. Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!

Правило 3. Прятать описание

Описание можно спрятать в действии. „Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с драной бабушкиной кушетки и наступает на белый шелковый лифчик“. Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать „спрятанные“ описания кушетки и лифчика.

Правило 4. Экономичное письмо

»Экономичное письмо" одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично - это квалификация настоящего сценариста. Для прочувствования этого представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 бакса.

Правило 5. Фильтруйте слова

Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При этом на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.

Правило 6. Более конкретный синоним

Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.

Правило 7. Но мне нужно описать это место!

Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи. Но не увлекайтесь этим - вы пишете сценарий, а не любовный роман!

Правило 8. Тропы

Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи и т.п. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность. Перефразируя Хемингуэя - хороший сценарий подобен айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.

Правило 9. Правило четырех строк

Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки - пробел, четыре строки - пробел. Это называется «избавляться от черноты».

Правило 10. Осторожней!

Другой способ разбить длинную сцену - вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик «осторожней!» или «черт!».

Правило 11. Еще быстрей!

Оживите описания смешными словами или звуками, например, БУММММММС! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа «Выстрел!» или «Безмолвие». Старайтесь располагать одно предложение в абзаце.

Правило 12. Описание персонажа

Придумайте персонажам короткие, емкие - и не без юмора - описания. Например, «крашеная брюнетка, секретарша в левой конторе на Соколе». Или «Коренастый субъект средних лет, смахивающий на обритого бабуина».

Правило 13. Еще быстрей

Употребляйте энергичные описания действий. Не «Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается», а «Митя резко кладет руку ей на грудь». Поменьше запятых. Поменьше слов «который» и «которая». Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом - он читает сценарий человека, знающего, о чем он говорит.

Правило 14. Переворачиватели страниц

«Лаурисио подкрадывается и:» (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, «Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги:» - переворачивается страница - ": из кухни выходит лысый убийца". Переворот страницы - как переключение между программами на телеканале, очень ответственный момент.

Правило 16. Режьте!

Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. Беспощадно. А уж сколько «и» и «но» можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?

Это, конечно, всё правильно, но сценарий написать не поможет.

А как Вам представляется, как рождается сценарий?

Мне это видится так:

Вы сценарист, писатель или режиссер. Возможно, актер. Возможно даже инженер или жена олигарха. И вот Вам вдруг очень захотелось написать о чем-то. Вы «оплодотворены идеей»! Жажда творчества переполняет Вас.

Идея еще очень смутная, непонятная. Но она греет Вам душу, она медленно зреет у Вас в голове, обрастая подробностями. Иногда Вы что-то записываете на бумаге или в компьтере. Записей много. Сцены, мысли, фрагменты диалогов, описания персонажей. Конфликты, интриги, линии, сюжеты, подсюжеты. Постепенно Вы сами начинаете понимать, о чем Ваш будущий фильм, и какую главную мысль Вы собираетесь донести до зрителя. Часто это уже совсем не та мысль, которая была первоначально. Возможно, промучившись месяц, Вы отложите работу в сторону. Возможно, даже навсегда. Но, допустим, Ваша идея плодотворна. Она бударажит Ваше воображение. И с каждым днем всё сильнее и сильнее. Она не дает Вам спать по ночам. Делает Ваше поведение странным. Близкие думают, что Вы немного сошли с ума. В этом есть доля правды. Вы записываете, зачеркиваете, снова записываете… И так изо дня в день…

И вот, совсем неожиданно, в какой-то момент, иногда совсем не подходящий, в Вашей голове вдруг происходит щелчок. Вы вдруг понимаете, что то, что Вы хотели сказать, приобрело понятные Вым гармоничные очертания. Этот момент можно сравнить с рождением ребенка. Те же схватки. Напряжение. Кризис. И радость освобождения.

И вот он. Ваш ребенок. Плод Вашего многодневного труда. Ваш будущий сценарий. Он родился.

Пока он еще слабый, не очень развитый. Его косточки еще очень маленькие и хрупкие. НО ОНИ ЕСТЬ. То есть, в Вашем будущем сценарии теперь есть главное. Есть структура. Есть связи, есть форма, есть содержание. И есть то, что Вы хотели сказать миру. Теперь Вам есть, что показать и есть, над чем работать дальше. Теперь Вам самому ВСЁ ПОНЯТНО.

И теперь день за днем Вы будете наращивать на Вашего «ребенка» мышцы. Вы научите его говорить, Вы постепенно будете укреплять его «скелет», пока он, в конце концов, не окрепнет настолько, что его можно будет отпустить в самостоятельно путешествие, то есть, показывать продюсерам. И вот он, наконец, готов. Он крепок, строен, прекрасно сложен. И абсолютно не похож на другие сценарии, хотя в нем и есть все те же признаки, которые отличают хороший сценарий от плохого.

И что же было в этом процессе главное, спросите Вы? Почему у одних получается, а у других - нет?

Главное - момент рождения.

Если не было момента рождения, хорошего сценария не получится никогда. И никакие инструкции Вам не помогут.

Инструкции нужны не до момента рождения, а после него.

Как правильно написать сценарий?

Вопросы сценаристу

Простые, но очень важные вопросы, которые сценарист должен задать самому себе.

  • 1. Кто главный герой Вашей истории?
  • 2. В чем основной конфликт истории? Сможет ли он удерживать внимание аудитории в течение всего фильма?
  • 3. Какая у главного героя цель?
  • 4. Достаточно ли серьезны препятствия, которые стоят на пути героя к цели? Что он будет делать, чтобы их преодолеть?
  • 5. Меняются ли поведение и мотивы главного героя по мере развития сюжета? Обоснованы ли его поступки? Вытекают ли они логически из его образа, характера?
  • 6. Есть ли в Вашей истории сильный антигерой ?
  • 7. Соблюдена ли классическая трехактная структура киносценария (если Вы написали сценарий полнометражного фильма)?
  • 8. Удалось ли Вам на первых 10 страницах описать событие, которое спровоцирует основной конфликт истории?
  • 9. Есть ли в Вашем сценарии поворотные пункты и кульминация?
  • 10. Есть ли в нем сцены, которые можно убрать без ущерба для истории?
  • 11. В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны?
  • 12. Насколько правдоподобен и непредсказуем финал?
  • 13. Какая у будущего фильма целевая аудитория?

Главный герой

Главный герой - это основной персонаж Вашей истории. Его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. Это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. Вводите главного героя в действие так скоро, как только сможете, в самом начале повествования.

Герой должен вызывать симпатию, его недостатки и слабости должны быть понятны зрителю. Зритель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. Только тогда Вы сможете полностью вовлечь аудиторию в происходящее на экране. Держите зрителя в постоянном напряжении. Герой должен находиться в экстремальных условиях в течение всей истории. В профессионально написанном сценарии герой все время в эпицентре конфликта - внешнего или внутреннего.

Главный герой будет выглядеть убедительно, только если детально проработаны четыре главных составляющих его образа:

  • Его мотивы ;
  • Его цель ;
  • Препятствия , с которыми он столкнется на пути к достижению цели;
  • Перемены , которые произойдут в его личности с развитием истории.

Мотивы героя

Герой не должен совершать поступков, которые не соответствуют его образу. Если зритель говорит: «Не верю», - его эмоциональная связь с героем рвется. Чтобы сделать развитие персонажа от начала до конца истории убедительным, нужно дать герою правдоподобную и четко определенную систему мотивов. Именно мотивы определяют поведение героя.

Мотивом второстепенного персонажа может быть любое узнаваемое чувство - любовь, ненависть, жадность и т.д. Но главного героя лучше наделить двумя несовместимыми мотивами. Так Вы создадите хорошую почву для возникновения и развития внутренних и внешних конфликтов.

  • Майкл Корлеоне разрывается между желанием вести законопослушную жизнь и необходимостью защитить семью («Крестный отец»).
  • Супруги-киллеры Джон и Джейн Смит любят друг друга, но каждый должен выполнить заказ на убийство другого («Мистер и Миссис Смит»).

Цель

Цель героя зависит от движущих им мотивов. Повествование будет более динамичным, если цель героя противоречит целям других персонажей, а главное - антигероя. Убедитесь, что дали герою и антигерою четко обозначенные и противоположные цели.

  • Полковник Дэниелс (Дастин Хоффман) хочет найти лекарство от опасного вируса и спасти город. Генерал МаКлинток (Дональд Сазерленд) хочет использовать вирус как биологическое оружие. Он не может допустить появления доступного всем лекарства («Эпидемия»).
  • Существо с другой планеты хочет уничтожить героев. Герои хотят выжить («Чужой», «Хищник»). Выживание - эффективный и популярный у сценаристов мотив.

Препятствия

На пути к достижению цели героя должно ожидать множество препятствий. Появление все более серьезных трудностей, опасностей и преград и то, как их преодолевает главный герой, составляет основную часть истории - ее второй акт (поставить ссылку). Если у героя слишком мало проблем, история будет недостаточно глубокой и напряженной. Начиная писать тритмент, удостоверьтесь, что приготовили герою достаточно преград, чтобы он мог с честью их преодолеть.

Рассмотрим, как это работает на примере фильма «Правдивая ложь».

  • От секретного агента Гарри Таскера (Арнольд Шварцнеггер) ускользает опасный террорист.
  • Его жена Хелен заводит любовника.
  • Хелен и Гарри похищают террористы.
  • Герою удается вырваться, но жену увозят.
  • Таскер должен спасти ее из потерявшего управление автомобиля, мчащегося к обрыву.
  • В это время антигерой захватил небоскреб и угрожает взорвать атомную бомбу. У него в руках дочь Таскера.

Избегайте препятствий, «высосанных из пальца». Они должны выглядеть естественно. Самые убедительные преграды - это те, которые уже заложены в материале - обстановке, персонажах и личности самого героя. Нужно только их найти.

  • Место действия фильма Нила Маршалла «Спуск» - пещера глубоко под землей. Препятствия на пути героев - обвал, перекрывший выход, запутанные коридоры, для которых нет карты, пропасти и темнота.
  • Джон Фергюсон, главный герой «Головокружения» Альфреда Хичкока, сталкивается с необходимостью преодолеть внутреннюю преграду - боязнь высоты.

Перемены

Преодолевая препятствия на пути к цели, герой должен развиваться.

  • Обычная девушка Сара Коннор обретает новый смысл жизни в качестве матери будущего спасителя человечества («Терминатор»).
  • Циничный бизнесмен Оскар Шиндлер посвящает себя делу спасения евреев от Холокоста («Список Шиндлера»).

Если персонаж не развивается, он выглядит шаблонным. Развитие героя должно быть заложено в характере. Главная цель и мотивы взаимодействуют, заставляя героя меняться. Лучший способ дать герою импульс для развития - заложить в него два сильных противоборствующих мотива.

Типы персонажей

Персонажей в фильме можно разделить на четыре базовые категории: персонажи-функции , вспомогательные ,второстепенные и основные персонажи.

Персонаж-функция служит для выполнения какой-нибудь одной задачи и не влияет на движущие мотивы главных героев. Такой персонаж ничем не выделяется. Выполнив задачу, он исчезает с экрана и из памяти зрителя.

  • Байкеры в «Терминаторе 2» появляются лишь для того, чтобы герой Аронольда Шварценеггера мог отобрать у них одежду и мотоцикл.
  • Защитника Самарканда в начале «Дневного Дозора» используют, чтобы показать, как работает Мел Судьбы.

Работая над характером-функцией, не надо увлекаться деталями. Лишние описания - враг сценариста.

Вспомогательный персонаж или персонаж-ярлык отличается от персонажа-функции тем, что у него есть бросающаяся в глаза особенность, «метка», по которой его мгновенно запоминает и узнает зритель.

  • Персонаж Эдварда Джеймса Олмоса в «Бегущем по лезвию» в каждой сцене складывает фигурки из бумаги.
  • Джоди (Розанна Аркетт) из «Криминального чтива» - фанатичная поклонница пирсинга, у нее есть серьга почти в каждой части тела.

Как правило, ни персонажам-функциям, ни вспомогательным персонажам не уделяют внимания в тритменте. Если можете рассказать историю, не упоминая их, сделайте это. Не сможете - упоминайте только в случае необходимости.

Второстепенные персонажи , как и вспомогательные, обладают яркими индивидуальными чертами и легко запоминаются. Их отличие в том, что они эволюционируют с развитием сюжета.

  • Си-Джей (Майкл Келли) в «Рассвете мертвецов» в начале фильма предстает эгоистом, которого волнует только собственная безопасность. В конце он жертвует жизнью ради спасения остальных.
  • Горлум из «Властелина колец» меняется за время действия несколько раз. Сначала он превращается из противника в помощника главного героя, а после снова становится врагом.

Когда одержимый властью персонаж гибнет в погоне за могуществом, он остается вспомогательным. Если перед смертью он лишается даже той силы, которую имел - это второстепенный персонаж. Его «ярлык» эволюционировал.

Основные персонажи - это герой и антигерой .

Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать. Но и антигерой не менее важен. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов - одна из важных составляющих успешного сценария.

  • Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою.
  • Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.

Антигерой не обязательно должен быть человеком. Это может быть и дикий зверь («Призрак и Тьма» ), и насекомые(«Москиты» ), и опасный вирус («Эпидемия» ), а также разбушевавшаяся стихия, космические пришельцы, сверхъестественные силы и многое другое.

Иногда проще изобразить интересного и правдоподобного антигероя, чем главного героя, которому хочется сопереживать. Но не стоит нарушать баланс в его пользу. Хороший злодей не спасет плохого героя.

Трехактная структура сценария

Классический киносценарий имеет трехактную структуру. Это проверенная временем схема, на основе которой создано большинство популярных кинофильмов.

Смысл трехактного построения сценария не в том, чтобы подогнать историю под определенный жесткий шаблон. Четкая структура помогает автору внятно и последовательно изложить историю, не запутаться в сценах и персонажах и выстроить логику развития действия и поведения героев. Эта структура универсальна и подходит для фильма любого жанра.

Обычно сценарий полнометражного фильма составляет 90-120 страниц, то есть одна страница соответствует примерно одной минуте фильма. Для удобства изложения будем считать, что у нас 120-страничный сценарий, набранный в MS Word шрифтом Courier New, 12 кеглем, с полуторным интервалом. Это составляет около 120000 знаков.

1 Акт

Экспозиция

(страницы 1 - 30)

Первый акт - это экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия будущего фильма, о главном герое и антигерое, о предыстории сюжета. Здесь должен быть обозначен основной конфликт фильма.

Представление читателя о сценарии в целом зависит от первого акта. Если потенциальному покупателю не понравились первые десять страниц сценария, дальше он читать не будет.

В первом акте необходимо:

  • Представить главного героя Вашей истории. Главный герой должен сразу заинтересовать будущего зрителя, вызвать у него симпатию и желание узнать о дальнейшей судьбе персонажа.
  • Обозначить главную цель героя, к которой он будет стремиться на протяжении всей истории.
  • Описать провоцирующий инцидент - событие, которое обозначит основной конфликт фильма.
  • Задать настроение, интонацию фильма, а также линии поведения героев.
  • Показать, что Ваша история универсальна, интересна каждому из нас.
  • Ввести в действие антигероя - главную преграду на пути главного героя.

В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первыйповоротный пункт , который запускает второй акт.

2 Акт

Борьба героя с препятствиями на пути к цели

(30 - 90 страница)

Второй акт - это основная часть Вашего сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Наращивайте напряжение на протяжении всего второго акта. Давление обстоятельств и антигероя на главного героя должно постоянно усиливаться.

Второй акт самый большой по объему, поэтому лучше разделить его на три части, каждая из которых должна закончиться поворотом сюжета, вопросом, ответ на который герой и зритель получат в начале следующей части.

2 Акт, 1 часть .

Герой начинает действовать

  • Вызов, который получил герой в конце первого акта, заставляет его действовать.
  • Главный герой сталкивается с множеством препятствий, которые возникают по вине антигероя или обстоятельств. Преодолевая трудности, персонаж развивается. Меняются его поведение и мотивы.
  • В конце первой части герой достигает границы, за которой уже не будет пути назад. Раньше он мог отказаться от миссии и жить как раньше. Теперь все мосты сожжены. Он должен полностью посвятить себя цели.

2 Акт, 2 часть

  • Преграды становятся все более серьезными, а цена поражения - более высокой. Если герой проиграет, он потеряет все, чем дорожит.
  • Эта часть второго акта заканчивается тем, что герой терпит крупное поражение. Какими бы сложными для преодоления не были до этого преграды, он всегда справлялся с ними. Теперь он оказывается перед лицом максимально опасной и практически неразрешимой ситуации.

2 Акт, 3 часть

Подготовка к Кульминации

  • Наступает самый драматический момент истории. Герой оказывается в критическом положении. Обстоятельства против него. Главная цель кажется недостижимой. Это черный час героя.
  • Неожиданно, герой получает еще один шанс довести дело до конца и достичь главной цели. Он понимает, что должен бороться и победить.

3 Акт

Главный герой выполняет свое предназначение

(90 - 120 страница)

Третий акт занимает последние 30 минут фильма. Это наиболее динамичная и эмоционально напряженная часть истории. Герой получает ответы на все вопросы. Завершаются все сюжетные линии. Действие подходит к кульминации, после которой наступает развязка истории.

  • Персонаж вступает в финальное противоборство с антигероем.
  • Действие стремительно приближается к неминуемой развязке - окончательному разрешению конфликта. События должны происходить в ускоренном темпе.
  • В третьем акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствиями действий героя в предыдущих актах.
  • В финальный момент кризиса наступает кульминация . Кульминация - это высшая точка истории. Герой должен преодолеть самое главное препятствие, сделать окончательный выбор.

Наступает развязка истории. Здесь нужно показать, как перемены, которые произошли с героем, повлияют на жизнь персонажа. Эта часть истории не должна быть затянутой. Достаточно нескольких минут.