Где казенный люд менял почтовых лошадей, иногда сильно уставших и загнанных. В ту пору не было никакого транспорта, кроме конного. Так кого возили почтовые лошади, и почему они так назывались?
В XVII веке путешествие по просторам России было событием не только серьезным, но и значимым. Для передвижения использовались сначала собственные лошади. Но они не могли преодолевать большие расстояния, уставали и нуждались в смене. На помощь путешественникам пришли лошади казенные. Они стали именоваться почтовыми, а дорога - почтовым трактом.
Почтовая лошадь и развитие отрасли
Место, где менялись лошади, сначала назывались ямом или а уж потом почтовой станцией. У каждой станции был свой смотритель, который проверял документы и давал разрешение на смену лошадей. в основном перевозил почтовую корреспонденцию и тех, кто должен был доставить эти письма собственноручно.
Ездили с почтарями и нарочные, фельдегери, да и просто путешественники по любой другой надобности. В конце XVII века государственным императорским указом было увеличено количество почтовых станций и лошадей, появилось расписание. То есть о времени прибытия почтовой лошади и экипажа было известно заранее и к его отправке далее уже все было готово.
Появление гостиниц и вольные служащие
К концу XVIII века в почтовых дворах первого и второго разряда начали появляться гостиницы, а несколько губерний даже освободили от почтового налога. В это же время вышел указ, которым было разрешено использовать почтовую лошадь вольным людям. Они могли собирать погонные деньги и пользоваться ими в своих целях. Их заработок был весьма приличным. Жалование же почтовых казенных извозчиков, наоборот, было скудным.
Названная услуга пользовалась большим спросом, особенно у государевых людей. А казна получала с увеличения количества станций и экипажей немалую прибыль. Почтовых трактов тоже становилось больше, они строились не только в сторону города Пскова, но и на Восток. Весточку как от государя, так и от простых людей ждали везде.
Лошадиные тройки и колокольчик
В это же время вместо одной впряженной в экипаж почтовой появляться тройки, а их количество стало увеличиваться пропорционально росту Холод, стужа, большие безлюдные расстояния, а в основном, непролазное бездорожье требовали большей выносливости и сил. Почтарей даже обязали вешать на среднюю дугу упряжи колокольчик и не зря.
Он извещал о прибытии экипажа на почтовую станцию, да и предупреждал встречные почтовые повозки, дабы избежать столкновения. Именно колокольчику обязаны своим появлениемв литературе почтовые лошади. Многие авторы в своих произведениях упоминали почтовую тройку и тот веселый, безмятежный звон, с которым она мчалась, доставляя пассажиров и письма.
Эстафета почтарей
Почтовый тракт размечали верстами, а счет их велся от главного почтового двора - Почтамта. Версты обозначали столбами. На каждом из них был обозначен остаток расстояния до города и уже пройденный путь. Но так уж устроена лошадь - она устает, хочет есть, пить и отдохнуть. Именно по этой причине вся почтовая служба того времени работала по принципу эстафеты.
Проехав путь до определенной станции, экипаж возвращался домой, передав почтовые отправления следующему. Для удобства, в экипаже чаще всего менялись именно лошади. Это позволяло не перекидывать груз с места на место и не терять времени. Ехать на "перекладных" означало, что груз или багаж переносили с одного экипажа на другой, а лошадей при этом не меняли. В таком случае времени на почтовой станции терялось много.
Русские ямщики в литературе
Для русских почтарей время было особенно дорого. Они имели обыкновение ездить с достаточно высокой скоростью, чем обычно очень пугали иноземцев. Многие русские произведения, упоминающие почтовых лошадей, описывали ту удаль молодецкую, которая была присуща русским извозчикам. Так, высокую скорость почтового экипажа описал и А.С. Пушкин в своем "Евгении Онегине". В седьмой главе произведения он сравнил быструю езду русских ямщиков с возницей бога Ахиллы. Посвятил он этой теме и повесть "Станционный смотритель".
Сам Пушкин частенько пользовался услугами почтарей, любил их и поминал добрым словом. Кроме него, многие писатели и поэты описывали быт и службу ямщиков (Вяземский П. А. "Станция", Чехов А. П. "Почта"), насколько трудной и опасной она была. Кстати, были и чужеземцы, которые писали отдельные главы или даже целые произведения литературы, упоминающие почтовых лошадей и русских почтарей.
Развитие почтовой службы
Год от года почтовая служба совершенствовалась, и государями вносились изменения в ее работу. Так, каждый путешественник в дорогу получал специальный документ, без которого выехать за черту города было проблематично.
Подорожная - так называлась эта бумага. Она удостоверяла личность путешественника, цель поездки. Документы подлежали обязательной проверке на почтовых станциях и караульными службами. Без подорожной бумаги было невозможно получить почтовый экипаж. Сколько лошадей будет выдано, указывалось там же и их количество зависело от чина и звания пассажира. У того же Пушкина после учебы в лицее было право на экипаж в три лошадиные силы, а генеральские чины уже могли рассчитывать на пятнадцать, а то и на все двадцать.
Путешествие на лошадях было излюбленным занятием писателей и поэтов. Дороги и связанные с ними впечатления встречаются в произведениях Карамзина, Лермонтова, Гоголя. Грусть расставания и радость встречи отмечают в своих произведениях русские поэты XVIII-XIX вв. Такие эмоции почти всегда связаны с почтовыми экипажами, с колокольчиками и ямщиками.
Размер: px
Начинать показ со страницы:
Транскрипт
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал, рассматривая доставшиеся мне бумаги. < > Между многими постановлениями, относящимися к восстановлению по возможности равенства во гражданах, нашёл я табель о рангах. < > Но теперь дуга коренной лошади звенит уже в колокольчик и зовет меня к отъезду; и для того я за благо положил лучше рассуждать о том, что выгоднее для едущего на почте, чтобы лошади шли рысью или иноходью, или что выгоднее для почтовой клячи, быть иноходцем или скакуном? нежели заниматься тем, что не существует. (А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву») Б) Прочтя печальное посланье, тотчас на свиданье Стремглав по почте поскакал И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман 1. Объясните, что означают выделенные выражения. 2. Напишите имя автора отрывка Б) и имя главного героя произведения, пропущенное в отрывке Б). 3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог почтовой лошади: как ей живётся, кого приходится возить, как с ней обращаются. Упомяните другие произведения русской литературы, упоминающие почтовых лошадей. Объём слов. Ответы и критерии оценивания 1. «Табель о рангах» документ в виде таблицы, устанавливавшей соответствие между гражданскими, военными, духовными и учёными чинами. Введён в обращение указом Петра I в 1722 году (1 балл). «Почтовая кляча» лошадь на почтовой станции. Система почтовых станций учреждена государством для быстрого сообщения между населёнными пунктами. Лошадей меняли на станциях, расположенных через несколько десятков вёрст друг от друга, что давало возможность путешествовать, почти не останавливаясь (2 балла). «По почте поскакал» воспользовался системой почтовых станций для проезда (1 балл). 1
2 2. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин» (0,5 балла), Евгений (0,5 балла). 3. Монолог почтовой лошади. Занимательность содержания, точность описаний, наличие/отсутствие фактических ошибок Обращение к текстам произведений, упоминания других произведений Единство стиля и общая логика Общая грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) Итого 2. ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 0 10 баллов 0 5 баллов 0 5 баллов 0 5 баллов 25 баллов Выберите для аналитической работы только один вариант: прозаический ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём слов. Вариант 1 Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая,) ДУРАКИ На первый взгляд кажется, будто все понимают, что такое дурак и почему дурак чем дурнее, тем круглее. Однако если прислушаешься и приглядишься поймёшь, как часто люди ошибаются, принимая за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового человека. Вот дурак, говорят люди. Вечно у него пустяки в голове! Они думают, что у дурака бывают когда-нибудь пустяки в голове! В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознаётся прежде всего по своей величайшей и непоколебимейшей серьёзности. Самый умный человек может быть ветреным и поступать необдуманно дурак постоянно всё обсуждает; обсудив, поступает соответственно и, поступив, знает, почему он сделал именно так, а не иначе. Если вы сочтете дураком человека, поступающего безрассудно, вы сделаете такую ошибку, за которую вам потом всю жизнь будет совестно. Дурак всегда рассуждает. Простой человек, умный или глупый, безразлично, скажет: Погода сегодня скверная ну да всё равно, пойду погуляю. А дурак рассудит: Погода скверная, но я пойду погулять. А почему я пойду? А потому, что дома сидеть весь день вредно. А почему вредно? А просто потому, что вредно. Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже всё решил, понял и всё знает. Он человек рассудительный и в каждом вопросе сведёт концы с концами и каждую мысль закруглит. 2
3 При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак это зародыш конца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идёт вперёд, и это во всём: и в науке, и в искусстве и в жизни, а дурак и вопроса-то никакого не видит. Что такое? Какие там вопросы? Сам он давно уже на все ответил и закруглился. В рассуждениях и закруглениях дураку служат опорой три аксиомы и один постулат. Аксиомы: 1) Здоровье дороже всего. 2) Были бы деньги. 3) С какой стати? Постулат: Так уж надо. Где не помогают первые, там всегда вывезет последний. Дураки обыкновенно хорошо устраиваются в жизни. От постоянного рассуждения лица у них приобретают с годами глубокое и вдумчивое выражение. Они любят отпускать большую бороду, работают усердно, пишут красивым почерком. Солидный человек. Не вертопрах, говорят о дураке. Только что-то в нём такое Слишком серьёзен, что ли? Убедясь на практике, что вся мудрость земли им постигнута, дурак принимает на себя хлопотливую и неблагодарную обязанность учить других. Никто так много и усердно не советует, как дурак. И это от всей души, потому что, приходя в соприкосновение с людьми, он всё время находится в состоянии тяжёлого недоумения: Чего они все путают, мечутся, суетятся, когда всё так ясно и кругло? Видно, не понимают; нужно им объяснить. Что такое? О чём вы горюете? Жена застрелилась? Ну так это же очень глупо с её стороны. Если бы пуля, не дай бог, попала ей в глаз, она бы могла повредить себе зрение. Боже упаси! Здоровье дороже всего! Ваш брат помешался от несчастной любви? Он меня прямо удивляет. Я бы ни за что не помешался. С какой стати? Были бы деньги! Один лично мне знакомый дурак, самой совершенной, будто по циркулю выведенной, круглой формы, специализировался исключительно в вопросах семейной жизни. Каждый человек должен жениться. А почему? А потому, что нужно оставить после себя потомство. А почему нужно потомство? А так уж нужно. И все должны жениться на немках. Почему уж на немках? спрашивали у него. Да так уж нужно. Да ведь этак, пожалуй, и немок на всех не хватит. Тогда дурак обижался: Конечно, всё можно обратить в смешную сторону. 3
4 Дурак этот жил постоянно в Петербурге, и жена его решила отдать своих дочек в один из петербургских институтов. Дурак воспротивился: Гораздо лучше отдать их в Москву. А почему? А потому, что их там очень удобно будет навещать. Сел вечером в вагон, поехал, утром приехал и навестил. А в Петербурге когда ещё соберёшься! В обществе дураки народ удобный. Они знают, что барышням нужно делать комплименты, хозяйке нужно сказать: «А вы всё хлопочете», и, кроме того, никаких неожиданностей дурак вам не преподнесёт. Я люблю Шаляпина, ведёт дурак светский разговор. А почему? А потому, что он хорошо поёт. А почему хорошо поёт? Потому что у него талант. А почему у него талант? Просто потому, что он талантлив. Всё так кругло, хорошо, удобно. Ни сучка ни задоринки. Подхлестнёшь и покатится. Дураки часто делают карьеру, и врагов у них нет. Они признаются всеми за дельных и серьёзных людей. Иногда дурак и веселится. Но, конечно, в положенное время и в надлежащем месте. Где-нибудь на именинах. Веселье его заключается в том, что он деловито расскажет какой-нибудь анекдот и тут же объяснит, почему это смешно. Но он не любит веселиться. Это его роняет в собственных глазах. Всё поведение дурака, как и его наружность, так степенно, серьёзно и представительно, что его всюду принимают с почётом. Его охотно выбирают в председатели разных обществ, в представители каких-нибудь интересов. Потому что дурак приличен. Вся душа дурака словно облизана широким коровьим языком. Кругло, гладко. Нигде не зацепит. Дурак глубоко презирает то, чего не знает. Искренне презирает. Это чьи стихи сейчас читали? Бальмонта. Бальмонта? Не знаю. Не слыхал такого. Вот Лермонтова читал. А Бальмонта никакого не знаю. Чувствуется, что виноват Бальмонт, что дурак его не знает. Ницше? Не знаю. Я Ницше не читал! И опять таким тоном, что делается стыдно за Ницше. Большинство дураков читают мало. Но есть особая разновидность, которая всю жизнь учится. Это дураки набитые. Название это, впрочем, очень неправильное, потому что в дураке, сколько он себя ни набивает, мало что удерживается. Всё, что он всасывает глазами, вываливается у него из затылка. Дураки любят считать себя большими оригиналами и говорят: По-моему, музыка иногда очень приятна. Я вообще большой чудак! Чем культурнее страна, чем спокойнее и обеспеченнее жизнь нации, тем круглее и совершеннее форма её дураков. 4
5 И часто надолго остаётся нерушим круг, сомкнутый дураком в философии, или в математике, или в политике, или в искусстве. Пока не почувствует ктонибудь: О, как жутко! О, как кругла стала жизнь! И прорвёт круг. (1912) Вариант 2 Василий Андреевич Жуковский () УЛЛИН И ЕГО ДОЧЬ Был сильный вихорь, сильный дождь; Кипя, ярилася пучина; Ко брегу Рино, горный вождь, Примчался с дочерью Уллина. «Рыбак, прими нас в твой челнок; Рыбак, спаси нас от погони; Уллин с дружиной недалёк: Нам слышны крики; мчатся кони». «Ты видишь ли, как зла вода? Ты слышишь ли, как волны громки? Пускаться плыть теперь беда: Мой чёлн не крепок, вёсла ломки». «Рыбак, рыбак, подай свой чёлн; Спаси нас: сколь ни зла пучина, Пощада может быть от волн Её не будет от Уллина!» Гроза сильней, пучина злей, И ближе, ближе шум погони; Им слышен тяжкий храп коней, Им слышен стук мечей о брони. «Садитесь, в добрый час; плывём». И Рино сел, с ним дева села; Рыбак отчалил; челноком Седая бездна овладела. И смерть отвсюду им: открыт Пред ними зев пучины жадный; За ними с берега грозит Уллин, как буря беспощадный. Уллин ко брегу прискакал; 5
6 Он видит: дочь уносят волны; И гнев в груди отца пропал, И он воскликнул, страха полный: «Моё дитя, назад, назад! Прощенье! возвратись, Мальвина!» Но волны лишь в ответ шумят На зов отчаянный Уллина. Ревёт гроза, черна как ночь; Летает чёлн между волнами; Сквозь пену их он видит дочь С простёртыми к нему руками. «О, возвратися, возвратись!» Но грозно раздалась пучина, И волны, чёлн пожрав, слились При крике жалобном Уллина. (1833) Критерии оценивания Баллы Целостность проведённого анализа в единстве формы и содержания; 15 наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: Общая логика и композиция текста, его стилистическая однородность. 10 Шкала оценок: Обращение к тексту для доказательств, использование 5 литературоведческих терминов. Шкала оценок: Историко-культурный контекст, наличие/отсутствие ошибок в фоновом материале. 5 Шкала оценок: Наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и 5 пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: Максимальный балл 40 Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов «тройке», 10 баллов «четвёрке» и 15 баллов «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»). Максимальный балл за все выполненные задания 70. 6
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал,
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал,
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. БИБЛИОТЕКАРЬ Отберите из представленных произведений только
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2013/2014 учебного года Санкт-Петербург Этап 1 (школьный) Задания для 11 класса Максимальное количество баллов 66 Имя: Фамилия: Класс: Задание 1. Перед
Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального этапа Сложность организации
Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (гл.) и выполните задания. - Нет, нет, дедушка, в вас все-таки, простите меня, говорит прежняя обида... А вы свой несчастный
Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2014 2015 учебный год) 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального
Прочитайте внимательно фрагмент из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (том, часть, гл.) и выполните задания. Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра!
Анализ лирического произведения: первая проба Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ это именно расчленение) художественного
Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 10 класс 1.1. Ответы: 4-стопный ямб 4-стопный хорей 4-стопный дактиль 4-стопный амфибрахий 1, 8, 10 4, 5, 6 3, 9 2, 7, 11 За каждый полностью верно записанный
Прочитайте внимательно фрагмент из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (Действие) и выполните задания. Любовь Андреевна. Нет, давайте продолжим вчерашний разговор. Трофимов. О чем это? Гаев. О гордом человеке.
Прочитайте внимательно фрагмент из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (гл. «Максим Максимыч») и выполните задания. Лошади были уже заложены; колокольчик по временам звенел под дугою, и лакей
Прочитайте внимательно фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Шинель» и выполните задания. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела
Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 11 класс 1.1. Ответы: Цех поэтов Гилея Обэриуты Серапионовы братья 2, 4, 9 5, 8, 11, 13 3, 7, 10 1, 6, 12 За каждый полностью верно записанный столбец по 1 баллу.
Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и выполните задания. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный,
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе
Добрый день, здравствуйте! Сегодня седьмое февраля, и сегодня я хочу чуть-чуть поговорить с вами о Пушкине. Почему сегодня о Пушкине? Давайте посмотрим вот на этот памятник. Вы видите: тут даты рождения
Глава 4 21 Александр Король Язык обстоятельств (это не мои друзья и не мой образ «я самозванец») Ты же родился в этом мире такой как все первоначально.. Естественно есть судьба и социум.. Но а как же ты..
«Папа, мама, я дружная семья» Сборник Москва, ЮАО ГОУ ЦО «Школа здоровья» 1998 «Лукоморье». 2008 Усанова Настя, 5-б Любит читать моя семья, Разные книжки читает она. Есть детективы, фантастика есть, И
Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» и выполните задания. Старцев подумал и вечером поехал к Туркиным. Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву
Беседа 2 ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ ЛОГИКИ Что мы будем рассматривать и обсуждать во второй беседе? Науку логики Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, про которую Энгельс высказывался в том плане, что, по сути дела,
Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 10 класс 1.1. За каждый правильный ответ по 0,5 балла. Максимальный балл за все задание 4. 1830 1, 3 1845 2, 5 1861 6, 8 1869 Вне хронологической линейки: 4, 7.
Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2016 2017 учебный год) Дополнительный вариант 1.Общая характеристика олимпиадных
Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в
Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2016 2017 учебный год) Общая характеристика олимпиадных заданий заключительного
ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний
Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого
Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 11 класс 1.1. За каждый правильный ответ по 0,5 балла. Максимальный балл за все задание 4. 1890 2, 3 1905 4, 6 1915 1 1922 Вне хронологической линейки: 5, 7, 8.
Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили
Критерии 9-11 классы Муниципальный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из одного аналитического задания (с опорой на предложенные направления для анализа; время выполнения 3,5 астрономических
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте
Прочитайте внимательно фрагмент из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и выполните задания. Но ни тому, ни другому не спалось. Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых
Итоговое сочинение 2015 2016 учебный год Нормативно-правовая база проведения и оценки итогового сочинения Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения
Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил
Урок 4 Грех Представьте себе, что ваш друг подарил вам дворец, полный всевозможных замечательных вещей, и устроил все для вашего удовольствия. Он сделал вам только одно предупреждение: Прошу тебя, не прыгай
Прочитайте внимательно фрагмент из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (глава 7) и выполните задания.... Я несчастлива оттого что нет во мне желания, охоты жить. Вы недоверчиво на меня смотрите, вы думаете:
Инструкция по выполнению задания Уважаемый школьник! Выполняя задания, внимательно читай вопросы. Пиши ответы аккуратным, разборчивым почерком. Задания можно выполнять в любой последовательности, но не
День Знаний Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада вас всех снова видеть в нашем музыкальном зале. Сегодня особенный, праздничный день. Вся страна отмечает замечательный праздник День Знаний.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим
Прочитайте внимательно фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" (Том первый, глава одиннадцатая) и выполните задания.... жили в одном отдаленном уголке России два обитателя. Один был отец семейства,
Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI, CUTURII ŞI CERCETĂRII A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика ТЕСТ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
«Образование в Политехническом университете залог успешного завтрашнего дня» Эта жизнерадостная девушка из Вьетнама очень любит Санкт-Петербург. Данг Тхи Суан приехала в Северную столицу несколько лет
НА ПРОГУЛКЕ Привет! Меня зовут Маруся. Когда я была маленькая, мне совсем не хотелось идти в школу. Учиться с мамой читать и писать я тоже не хотела. И тогда мама сочинила историю, которую я хорошо запомнила
Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть II, глава) и выполните задания. Что ж здесь именно так не понравилось? Все, вечная беготня взапуски, вечная игра
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит определённая работа, которую лучше организовывать так: внимательно
Методическая разработка урока для учащихся 4 класса по теме: «Представление православных христиан о Боге» Выполнила: Орлова Инна Борисовна учитель начальных классов МБОУ СОШ 14 г. Мытищи 2015г. Цели: 1.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей указывают на отсутствие лица, предмета или их признака. Грамматические признаки отрицательных местоимений
Прочитайте внимательно фрагмент из повести В. Г. Распутина «Живи и помни» (гл. 7) и выполните задания. Сколько годов была привязана Настена к деревне, к дому, к работе, знала свое место, берегла себя,
Сила принятого решения! В Мире существует сила, которая включает любовь, веру, доверие, доброту, прощение или наоборот... Зло, горечь, гордость, непрощение! Эта сила заложена Богом в нашу природу человека,
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию С2.2 ГИА 2012) 1. Что такое «сочинение по заданному тексту»? Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение
Идиотская идея «меня это не касается» Добрый день, друзья. Я продолжаю писать статьи социальной направленности на различные злободневные темы. Темы подсказывают мои сотрудники. В каждой из таких статей
СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА гуманитарный профиль Задание А (40 баллов) Nr Задание Вариант ответа Критерии оценивания Общее кол-ство баллов 1. Поясните, можно ли считать слова Аносова монологом, и приведите
Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI, CUTURII ŞI CERCETĂRII A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Не зависимо от возраста, внешности и статуса, женщине необходимо сохранять женственность. Очень сложно воспринимать женщину у которой мужской характер или еще хуже, мужские манеры или мужские принципы
ГБОУ СОШ 84 Лебедева С.С. Способы передачи чужой речи Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней». Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней. И долго, долго
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим
1 Учитель: Здравствуйте, ребята! День рождения 3 класса (1 сентября). Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. День Знаний - праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и
Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Вариант 9 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому
ХАРКІВСЬКИЙ ПРИВАТНИЙ ЛІЦЕЙ «ПРОФЕСІОНАЛ» ХАРКІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ ПОЭЗИЯ - МУЗЫКА СЛОВ (Праздник поэзии для учащихся старших классов) Учитель Чебослаева В.Ф. 2. ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ Вступительное слово учителя:
Полина Павловна и Амстердам Глава 1 Москва В мире много интересных и красивых городов. Каждый город имеет свою историю, своих героев. Каждый город имеет свой характер и незабываемый колорит. Чем старше
Предисловие 8 Жизнь, Полная Женщин: учебник по соблазнению Уважаемые дамы! Не трогайте, пожалуйста, эту книгу. Честное слово, ничего интересного вы тут не найдете. Мы обязательно напишем хорошую книгу
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ - АПРЕЛЯ 8, класс Прочитайте внимательно фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания. Одна бедная мать не спала; она приникла
Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Общая характеристика олимпиадных заданий заключительного этапа Заключительный этап
Прочитайте внимательно фрагмент повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (глава X) и выполните задания. Подожди, сказал князь Василий Львович*, сейчас все это объяснится. Главное, это то, что я вижу
Прочитайте.
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту
воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
(Н.А. Некрасов)
Худое Конягино житье. Хорошо ещё, что мужик попался добрый и даром его не калечит. Выедут оба с сохой в поле: «Ну, милый, упирайся!» – услышит Коняга знакомый окрик и понимает. Всем своим жалким остовом вытянется, передними ногами упирается, задними – забирает, морду к груди пригнёт. «Ну, каторжный, вывози!» А за сохой сам мужичок грудью напирает, руками, словно клещами, в соху впился, ногами в комьях земли грузнет, глазами следит, как бы соха не слукавила, огреха бы не дала.
(М.Е. Салтыков-Щедрин, «Коняга»)
- Объясните, что означают выделенные слова.
- Напишите название произведения, из которого взят первый отрывок.
- Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог крестьянской лошади. Упомяните другие произведения, где говорится о крестьянских лошадях. Объём – 100–150 слов.
Ответы и критерии оценивания
- Хворост – сухие, отпавшие ветки и сучья деревьев для растопки (2 балла). Соха – орудие для пахоты, деревянный плуг (2 балла).
- «Крестьянские дети» (1 балл)
- Монолог лошади.
Задание 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ
Вариант 1. Прозаический текст
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом
Андрей Сергеевич Некрасов (1907–1987)
КАК Я ПИСАЛ РАССКАЗ
Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ.
Я согласился, сел к столу и начал:
«Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал.
Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу».
Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили… знаете что?
Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М».
Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся…» Но смотрите, что получается: «…носец нёсся…» Некрасиво, нехорошо.
Ну а если «Миноносец мчался…»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался…»
Вот с этого всё и началось.
Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» – «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола…» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии…»
Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало…» Просто здорово!
Я снова сел к столу… Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ.
Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс:
– Маша, можно мне молока?
Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума.
Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем.
– Какие пустяки, – сказала она. – Брось этот рассказ, напиши другой.
Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям?
Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал:
«Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери.
– Мама, – мычит мальчик, – мама, мамочка…
Мария Михайловна молчит.
– Мамуля, – мурлычет Митя, – можно мне маленькую морковку?
– Можно, милый.
– Мамуля, морковку моют?
– Моют, Митя.
– Мылом?
Мария Михайловна мрачнеет.
– Митя, мальчик мой милый, молчи…»
Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль…
«Довольно, – решил я, – не буду про маленьких мальчиков… Напишу лучше про большого зверя. Вот, например:
«Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой…»
Я вовремя остановился. «Нет, – решил я, – и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне… Это успокаивает…» И я написал:
«Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными…»
И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие:
«Мужественный муравей…»
Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер.
Мимо меня мчались машины, мотоциклы… Я бросился домой…
Медный маятник мерно мерял минуты.
– Мама, Мурка мучает мышку! – кричала дочка из кухни.
Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить?
Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались.
Я застонал.
Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию.
Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя:
– Энциклопедию!
– Вам Большую Советскую? – вежливо спросила библиотекарша.
– Малую! – закричал я на весь зал. – Мне Малую! Должно быть, меня
приняли за сумасшедшего… Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста:
«Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами… Малиновая мартышка миролюбиво мяукала:
– Мудрец, миленький, можно мне мухомора?
Мелодично мычали морские млекопитающие…»
Что, скажете – плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится…
Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции… Подходила жена.
Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»!
Пришлось бросить этот рассказ… Но неужели нужно начинать новый, на «Н»?
(1980-е)
- Что вы можете сказать о повествователе?
- Как повествователь относится к своей работе?
- Какова тема рассказа?
- Как можно назвать основные приёмы, на которых построен рассказ?
- Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?
- В чём особенность финала рассказа?
Вариант 2. Поэтический текст
Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом , свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Иван Алексеевич Бунин (1870–1953)
Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.
Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.
И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой,
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.
Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.
- Что можно сказать о лирическом герое этого стихотворения? О чём он думает, что он чувствует?
- С помощью каких художественных приёмов Бунин описывает природу?
- Помогают ли размер и строфа стихотворения раскрытию его содержания?
- Что можно сказать о лексике стихотворения? Зачем автор выбирает именно эти слова?
- Зачем в последних восьми строках так много глаголов в начальной форме?
Критерии оценивания
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Максимальный балл за все выполненные задания – 70.
Размер: px
Начинать показ со страницы:
Транскрипт
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Три года тому назад, однажды, в зимний вечер < > тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошёл в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное своё действие. Гнев проезжего прошёл; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдёрнув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с чёрными усиками. Б) Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа её под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а [Иван Петрович] пригласил его к себе. 1. Напишите имя автора и названия произведений (по отдельности и общее), откуда взяты эти отрывки. Напишите также фамилию Ивана Петровича из второго отрывка. 2. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог лошади на почтовой станции о событиях повести или монолог лошади Муромского о хозяине и его дочери. Объём слов. Ответы и критерии оценивания 1. А.С. Пушкин (1 балл), «Повести Белкина» (1 балл), «Станционный смотритель» (1 балл), «Барышня-крестьянка» (1 балл), Берестов (1 балл). Всего 5 баллов. 2. Монолог лошади. 1
2 Занимательность содержания, точность характеристик, наличие / отсутствие фактических ошибок Обращение к тексту произведения Единство стиля и общая логика текста Общая грамотность (наличие / отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) Итого 0 10 баллов 25 баллов 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ. Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них. Вариант 1. Прозаический текст Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём слов. Вера Агафонова (р. 1979) НАРИСОВАННАЯ РАДОСТЬ Полукруглый лепесток, круглая выемка Бумага вкусно похрустывает, разделяясь под ножницами. Марина вслушивается в этот приятный хруст и слегка даже отвлекается от своего дела. Ножницы соскальзывают, защемляя нежную кожу на пальце. Мать, всевидящая и вездесущая, тут же восклицает из-за спины: Мариночка, солнышко, аккуратнее! Побереги руки. Мать права. Руки надо беречь. Они странные, эти руки: они могут небрежно, как бы случайно, бросать на белый лист диковинные ягоды и с трудом удерживают чашку с чаем. С ножницами они тоже особо не дружат, поэтому ножницы им мстят вот как сегодня, несмотря на это, приходится брать эту недружелюбную вещицу и резать бумагу. Цветы ромашки, орхидеи, маргаритки рассыпаны по белому полю; нужно собрать их, перевернуть наизнанку и написать на них загадки и забавные задания. Отец втискивается в дверь, жуя бутерброд, придирчиво разглядывает маргаритки и припечатывает: Ерундой страдаешь, Маришка! Телевизор бы лучше глядела. Марина смотрит на него а глаза у неё огромные, в каждом по васильковому полю, просто смотрит. Отец вздыхает и уходит досматривать футбол. Марина разворачивает ромашку, слегка покалеченную ножницами, и надписывает: «Прочитай какое-нибудь стихотворение детским голосом». И сама начинает мысленно цитировать: «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу». Бычок молодец он качается, но пока идёт. «Сейчас я упаду» 2
3 Раньше Марина тоже умела ходить, лет до шести. А потом какая-то невидимая и неукротимая змея, пробуравив землю у Марининых ног, проникла в её ступни и пробиралась всё выше и выше, заставляя девочку сначала ковылять неуклюже, как бычок из стихотворения, а потом сесть в кресло и больше уже не подняться. Но Марина рада, потому что у неё есть васильковые глаза, которые видят прекрасный мир намного прекраснее, чем видят все остальные. Ещё у неё есть руки, которые не могут отпереть дверь квартиры, но могут открыть волшебную дверцу в мольберте и мир за ней еще более удивителен. А ещё эти руки могут вынести этот огромный мир поле в цветах, небо, пронизанное солнечным светом, и показать его всем тем, кто не замечал такой красоты. Сегодня Марина рисует свои цветы потому, что завтра у неё день рождения. Придут гости человек двадцать, не меньше. Они не будут танцевать, потому что стесняются, значит, надо сделать так, чтобы им не было скучно; тогда никто не будет молчать и украдкой поглядывать на её железный капкан. «Это моя колесница!», смеётся иногда Марина, и васильковые глаза становятся темнее. Мать берёт из буфета большое блюдо и начинает замешивать бисквит. На стене, над её головой, висит картина сиреневый луг, падающие звезды и женщина светлая, одинокая, осыпанная звездопадом. Марина смотрит на нее, долго, безмолвно, а после спрашивает: Мама. Ты меня замуж выдашь? Мать на секунду перестает размешивать тесто и тут же спокойно отвечает: Конечно, выдам. Как же? Марина смотрит васильковыми глазами на светлую женщину, просто смотрит. Где-то, наверно, есть принц на белом коне, только её железную колымагу на этого коня явно не погрузят. Зато у неё есть хитрые руки, и волшебный ключ-кисточка, им можно отпереть заветную дверцу только прикоснуться к мольберту. Можно позвать на сиреневый луг ослепительных бабочек, и золотистых оленей с огромными грустными глазами, и дождь, подсвеченный солнцем. И подарить всё это друзьям, которые придут завтра на её день рождения чтобы они радовались, и удивлялись, и смеялись, и чтобы всё это было искренне. (2007) 1. Как описана главная героиня? Как она относится к своей болезни? 2. Какие детали в её портрете запомнились вам и почему? 3. Каково авторское отношение к своей героине? 4. Как описаны отец и мать Марины? 5. Какие слова и словосочетания повторяются в рассказе? Зачем это нужно автору? 6. Почему действие рассказа разворачивается накануне дня рождения героини? 7. Как вы понимаете название рассказа? 3
4 Вариант 2. Поэтический текст Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём слов. Виктор Генрихович Гофман () МЕТЕЛЬ Бесшабашная, дикая сила, Шумный гость из далёких широт, Наконец-то метель закружила, И по всем закоулкам метёт. Но безумие снежное ближе, Чем скучающий дождик смурной, Надоело в исхоженной жиже Чертыхаться и чавкать зимой. Я люблю этот посвист широкий, Как в степи пугачёвский набег, Пусть слепит и царапает щёки, Бьёт в лицо нескончаемый снег. Но, когда, горячась, сатанея, Я иду на неё всё быстрей, Приближение бездны яснее, Ощущение жизни острей. (2011) 1. Как описана метель в стихотворении? 2. Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения? 3. Какие произведения, описывающие метель, вам известны и в чём их можно сопоставить со стихотворением Виктора Гофмана? 4. Почему метель сравнивается с «пугачёвским набегом»? 5. Каково авторское отношение к метели? Как это отношение отражено в художественных приёмах? 6. Как вы понимаете смысл последней строфы? 4
5 Критерии оценивания Баллы Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и 15 наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: Общая логика текста и композиция работы. 10 Шкала оценок: Подкрепление доказательств текстом, уместность цитирования. 5 Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических 5 ошибок. Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок 5 (в пределах изученного по русскому языку материала). Максимальный балл 40 Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов «тройке», 10 баллов «четвёрке» и 15 баллов «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»). Максимальный балл за все выполненные задания 70. 5
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. БИБЛИОТЕКАРЬ Отберите из представленных произведений только
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2013/2014 учебного года Санкт-Петербург Этап 1 (школьный) Задания для 11 класса Максимальное количество баллов 66 Имя: Фамилия: Класс: Задание 1. Перед
Надежда Щербакова Ральф и Фалабелла Жил на свете кролик. Его звали Ральф. Но это был необычный кролик. Самый большой в мире. Такой большой и неуклюжий, что не мог даже бегать и скакать, как остальные кролики,
Лучик надежды После долгого путешествия и опасных приключений приехал Иван- Царевич домой. Заходит он во дворец но никто его не узнает и не здоровается. Что произошло, почему никто не узнаёт Ивана-Царевича?
Критерии 9-11 классы Муниципальный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из одного аналитического задания (с опорой на предложенные направления для анализа; время выполнения 3,5 астрономических
ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний
Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и выполните задания. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный,
Внесите, пожалуйста, ШИФР с регистрационной карты! Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по литературе 2016-2017 уч. год 8-й класс Дорогие участники олимпиады! Предлагаем вам выполнить задания, которые
Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 11 класс 1.1. Ответы: Цех поэтов Гилея Обэриуты Серапионовы братья 2, 4, 9 5, 8, 11, 13 3, 7, 10 1, 6, 12 За каждый полностью верно записанный столбец по 1 баллу.
Русский 5 Домашняя работа 28 февраля Имя. Задание 1: Прочитайте рассказ Н. Носова Метро! ы с мамой и Вовкой были в гостях у тети Оли в Москве. В первый же день мама и тетя ушли в магазин, а нас с Вовкой
Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.
Письмо с радуги Привет, моя любимая хозяйка и все, кто меня любил! Я тоже по вам сильно скучаю:-) Тоже, потому что знаю, что вы сильно привязались ко мне. И действительно очень хотели, чтобы я осталась
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ И СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ Ребенок это свет счастья. Жить с ребенком это возможность постоянного общения со светом. СЧАСТЛИВАЯ ПЛАНЕТА Детство добрая планета, Это мир чудес
Прочитайте внимательно фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Шинель» и выполните задания. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела
Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 10 класс 1.1. Ответы: 4-стопный ямб 4-стопный хорей 4-стопный дактиль 4-стопный амфибрахий 1, 8, 10 4, 5, 6 3, 9 2, 7, 11 За каждый полностью верно записанный
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ - АПРЕЛЯ 8, класс Прочитайте внимательно фрагмент из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (Т.. Часть. Гл.) и выполните задания. Как ни тесна
Тест по русскому языку «Базовый уровень» СУБТЕСТ 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Выберите правильный вариант и отметьте его. 1. Он знает русскую литературу. (А) много (Б) очень (В) хорошо (Г) часто 2. Наташа, я
Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому
1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили
Надежда Щербакова Мама, не плачь! Моя мама гладильщица. Она работает в химчистке, гладит уже постиранные вещи. У них есть всякие специальные машины, которыми они гладят. Мама уходит утром и приходит вечером.
Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального этапа Сложность организации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа 49 городского округа Тольятти КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «КНИЖНОЕ ЦАРСТВО - МУДРОЕ ГОСУДАРСТВО» 2 «Б» класс Учитель начальных классов:
Содержание Предисловие............................. 4 Куприн Александр Иванович........... 5 О рассказе «Слон»...................... 7 Слон................................... 12 Комментарий............................
Спецификация промежуточной аттестации по литературе для обучающихся 7 классов 1. Назначение промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится с целью определения уровня освоения обучающимися
Михаил Зощенко «Показательный ребёнок» Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка, под названием Бубенчик. Вот утром
Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI, CUTURII ŞI CERCETĂRII A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
7 ФЕВРАЛЯ 2016г Имя: Домашняя работа 16 Тема: Буквы в сочетаниях ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Повторяй правила написания ЖИ-ШИ. Задание 1. Задания из учебника. Задания 99, 100, 101 на стр. 56-57. Задание 2. Вставь пропущенные
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ 8- АПРЕЛЯ 7, класс Прочитайте внимательно стихотворение Николая Рубцова «Звезда полей» и выполните задания. Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись,
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ - АПРЕЛЯ 8, класс Прочитайте внимательно фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания. Одна бедная мать не спала; она приникла
Полина Павловна и Амстердам Глава 1 Москва В мире много интересных и красивых городов. Каждый город имеет свою историю, своих героев. Каждый город имеет свой характер и незабываемый колорит. Чем старше
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ Родительство это осознание того, что вам доверен волшебный огонек жизни, и это волшебство будет расти только под влиянием всего самого светлого. ДАР ЛЮБВИ Ребенок это
1 Усишинский лицей И в шутку и в серьез. Сценарий к 8 марта Усиша-2014 2 Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем наш праздничный концерт и хотим поздравить всех с праздником весны, красоты и любви! А
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим
Москва 2017 Содержание В тридевятом царстве......................................6 Мидори, Принцесса Цветов...............................13 Камилла хочет быть принцессой!........................ 26 Ветерок,
Праздник «Путешествие в страну Рисовандию». Старшая группа. Дети под музыку входят в зал. Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить Вас в волшебную страну Рисовандию. Вы знаете, что это за страна? Ответы
ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат 2» Урок развития речи во втором «Б» классе по теме: «Работа по закрытой картине «Зима»». Учитель: Гром С.Ф. Тамбов 2014 г. Тема: Работа
ХРАМ НА ГОРЕ ХРАМ НА ГОРЕ Расскажу как однажды В очень далёкие уж времена, Основана церковь была На Горе, близ одного села. Это было очень давно В деревушке много жило народа, Только церкви не было у них,
Слабовидящий немец о Минске: «Я показался работнице метро подозрительным долго копался в рюкзаке» В Минске не страшно Слабовидящий немец Поль и его друг Алеша, которые приехали из Бремена в Минск по обмену,
ТЕСТ 1. «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ» Вариант 1 1. У меня нет (брат, сестра). 2. В моей комнате нет (телефон, телевизор). 3. Я думаю, завтра не будет (дождь, снег). 4. У него не было (виза). 5. На этой улице нет
Тема урока: Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер». Цели и задачи урока: подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;
Инструкция по выполнению задания Уважаемый школьник! Выполняя задания, внимательно читай вопросы. Пиши ответы аккуратным, разборчивым почерком. Задания можно выполнять в любой последовательности, но не
УТРЕННИК 8 МАРТА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Дорогие гости, мамы и бабушки! Поздравляем вас с наступлением весны, с первым весенним праздником Днем 8 марта! 8 марта день торжественный, День радости и красоты. На
MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA Фамилия: Имя: Отчество: Учебное заведение: Место жительства: Район / Муниципий: Agenţia Națională pentru Curriculum și Evaluare РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА НАЦИОНАЛЬНЫЙ
Утренник на 8 марта «Праздник вместе с Машей и Медведем» (средняя группа) Под музыку дети входят в зал. Ведущий. Солнечный луч заглянул в этот зал. Гостей дорогих в нашем зале собрал. Вы с нами сейчас
1436 Признаки колдовства عالمات السحر < باللغة الروسية > Камаль Зант كمال عبد الرحمن الظنط Признаки колдовства 1 Человек беспричинно начинает чувствовать ненависть к кому-то. Например, муж питает ненависть
Русский язык. 9 класс 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет
Елена Лебедева Сказки с иллюстрациями Девочка завтра Жила-была одна Девочка, очень капризная и избалованная. Если чего-то захочет вынь да положь ей немедленно! Пообещают ей, к примеру, новую куклу на день
Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2014 2015 учебный год) 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального
Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (гл.) и выполните задания. - Нет, нет, дедушка, в вас все-таки, простите меня, говорит прежняя обида... А вы свой несчастный
Оглавление ПАЛЬМА И ПАЛЬМА...3 ПАЛЬМА И МАТЬ-ТЬМА...5 ПАЛЬМА И ПЕРВЫЙ ДЕНЬ...6 ПАЛЬМА ИМЕЕТ ПРАВО...7 ПАЛЬМА И ГОЛОСА...8 ПАЛЬМА И ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ...10 ПАЛЬМА И БУРЖУЙ...11 ПАЛЬМА И ВАЖНЫЕ ДЕЛА...12
Сценарий литературного досуга в средней группе на тему «Дружба» Цель. Приобщить детей к истокам народной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, музыкальной,
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания I. ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ. Текст одного из известных русских
Краткая информация о проведении проверочной работы по чтению художественного текста 2-го класса Работа составлена для проверки чтения учащихся начальной школы. Цель работы определение уровня осознанности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков НОД по художественно эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Осенние краски»
Vmireskazki.ru Сказки народов России Нганасанские сказки Солнцева дочь Нганасанские сказки Мимо нас едет человек на пестром олене, запряженном в туркучанку (нарту). Едет-едет и видит: сидит другой человек
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский Сценарий музыкально-развлекательной программы, посвященной Дню
1. Подготовка и написание ЕГЭ-сочинения по научно-популярному тексту Н.С. Шер «В Болдине, как никогда раньше» (1) В Болдине, как никогда раньше, столкнулся Пушкин с нищетой и бесправием крепостных крестьян,
2017 Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. А я уже считать умею! похвастался
8 МАРТА Дети встают полукругом. Вед: Март хороший месяц Нравится он нам, Потому что в марте, Праздник наших мам! ПЕСНЯ «Ах, какая мама» Вед: На дворе месяц март. В этот весенний месяц приходит к нам праздник
18 ОКТЯБРЯ 2015г Имя: Тема: Сочетания ЖИ, ШИ. Домашняя работа 4 Федя говорит: - Если шины у машины хорошие, надо писать с буквой И. Если плохие и дырявые, то с буквой Ы. Он прав? А как правильно? Задание
Занятие «В мире эмоций» Арина Вячеславовна Кисель, педагог-психолог Цели: Закреплять и расширять знания ребенка об эмоциях. Развивать дифференциацию и адекватную интерпретацию эмоциональных состояний.
Дорогой друг-читатель! Этот учебник состоит из двух книг. Перед тобой первая книга. Для того чтобы тебе легче было работать с учебником, в нём есть условные знаки, показывающие, к кому обращено каждое
ПРИТЧИ Рыцарь и Дракон Притча неизвестного происхождения Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Шёл рыцарь по пустыне. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Вдруг вдалеке он увидел
Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.
Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Вот утром папа пошёл на работу. Мама тоже ушла.
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Родничок» пос. Новогорный гор. Озёрск Челябинской области Воспитатель: Багапова О.Ю. Цель: формирование представлений детей об органах чувств человека. Задачи:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. «Ну, , ему сказала, Коль умел ты усидеть, Так тебе
Часть вторая (часть первая , сказки лежат отдельно):для ребят СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАС ТА . Эту часть я бы озаглавила "О роли лошади в нашей жизни ". Здесь рассматриваются более "взрослые" вопросы, однако, помним о том, что деление очень условно. За подготовку обзора спасибо большое, как обычно, составителям - библиографам Ставровской Г.Ф. и Иванюкович Н.А., а также нашим уважаемым изыскателям frometta и to_guy .
Особой рекомендации здесь заслуживает книга Бориса Алмазова "Прощайте и здравствуйте кони!" - это книга не художественная, но, судя по отзывам, совершенно уникальная, к сожалению, издана была только один раз 30 лет назад и не переиздавалась, сейчас стала библиографической редкостью, даже, судя по статье в библиогиде , в центральной детской библиотеке остался всего один экземпляр, и тот уже достаточно ветхий, в буквальном смысле "зачитанный до дыр".
ЛОШАДИ В КРЕСТЬЯНСКОЙ ЖИЗНИ
Михаил Алексеев
"Карюха "
"
Пронзительная повесть о русской деревне и главной опоре любой крестьянской семьи, друга и помощника, страдалицы и кормилицы - лошади.
"С точки зрения ее хозяев, кобылка эта обладала всеми
мыслимыми и немыслимыми лошадиными пороками: стара, ленива, коварна и зла - может подкрасться сзади и укусить ни за что ни про что, лягуча - поддаст задними копытами так, что костей не соберешь, неуживчива - выведешь в ночное, не будет пастись с другими лошадьми, обязательно ее унесет черт знает куда. Зато неприхотлива к кормам, а в работе хоть и не спора, но очень вынослива.
Что еще сказать о Карюхе? По весне ей было очень трудно. Соха - куда ни шло. А потяни-ка однолемешный плуг, который и двум-то кобылкам влачить было нелегко! К полудню Карюха останавливалась в борозде не из-за хитрости: она уставала так,что напружинившиеся ноги ее дрожали, и тут секи не секи, а Карюха будет стоять как вкопанная, - один раз она просто упала в постромках, и только тогда хозяин,обескураженный и несчастный, понял, что хоть на один час, но надо распрячь Карюху."
...
Отец...встал впереди кобылы, долго глядел в ее сумеречные глаза, порывисто обнял шею и, всхлипнув, хрипло вымолвил:
- Ничего, ничего, Карюха, мы еще того… мы, знаешь…"
Лев Толстой
"Холстомер: история лошади "
"Трагическая история жизни пегого мерина, чья необычная масть послужила источником всех его несчастий."
Салтыков-Щедрин "Коняга " : "Сатирическая сказка-притча, где в образе загнанной Коняги изображён русский крестьянин и его горькая доля."
Боровик "Петушок: Повесть о коне" : "О замечательном рысаке-рекордсмене 30-ых годов прошлого века, его характере, о людях, воспитавших такого коня."
Кашафутдинов "Высокая кровь" : "О людской недобросовестности - пока жокей болен и находится в больнице, его начальство отправляет его высокопородистого коня на конезавод." По книге снят фильм.
Фёдор Кудрявцев "Тогда были лошади " : "- Служил я тогда в славном 19-м Манычском полку. Стояли в Новом Петергофе под Ленинградом, в бывших лейб-уланских казармах. Назначили меня ехать за лошадьми в Канаду. Я было уперся: языками иностранными не владею, образование имею ниже среднего. "Как,- говорят,- в анкете у вас указано: "Образование- ЦПШ". Это же Центральная политическая школа?" "Никак нет,- говорю, церковно-приходская, двухклассная". Исправив ихнее заблуждение, я спросил, могу ли быть свободным. А они обратно уговаривают ехать, поскольку я хорошо в конях разбираюсь. "Ладно,- говорю,- Готов исполнять приказ. Когда седлаем?" Я почему-то думал, что поедем верхами, а Канада - она же за морем. В те годы географию я еще не проходил. Однажды сдуру с политруком связался спорить. Он объяснял, что Англия - государство островное, а я не верил. Он говорит, что там очень большой остров, а я говорю, что на Дону тоже есть большие острова. Вон станица Старо-Черкасская-на огромном острову, а все ж не государство? Потом меня просветили, показали глобус. На нем Дон крохотной царапинкой обозначен, а Англия поболе всей Донской области, мне ее тоже показали."