Примеры доброты в современном мире. Классный час на тему: "Добро и зло в современном мире"

Классный час

Форма проведения: классный час-размышление.

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

    Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм, геноцид, экстремизм, познакомить с произведениями литературы, живописи о войне.

    Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.

    Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

    добро и зло

    доброта

    милосердие

Методы обучения:

    Беседа

    Упражнения

    Работа в группах.

1. Психологическая разминка

Учитель: Девушки и юноши! Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки. Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы детей.

Слайд 1

Учитель: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей .

Учитель: Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа: “Добро или зло – твой нравственный выбор”.

Слайд 2.

Вопросы для обсуждения:

    Что такое добро и зло?

    Добро и зло в нашей жизни

    Человек и обстоятельства

    Милосердие

Ответы детей .

2. Работа с понятиями

Учитель: Как вы понимаете значение слов " добро и зло "? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло». Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…

«Добро – это…»
«Доброта – это...»
«Добрый человек – это... »
«Милосердие – это…»

Одна пара работает по словарю Даля.

Слайд 3

Учитель: Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).

Слайд 4

Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.

3. Инсценировка

Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.

- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно, нет! - ответил юноша.
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

Учитель: Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.

Учитель: Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.

Слайд 5.

Учитель: Посмотрим с вами отрывок фильма«Мы из будущего». Что вы можете сказать? Совершил Сергей хороший поступок или нет? Как вы думаете? Ответы детей.

Учитель: Вот видите. Вам трудно ответить на этот вопрос. Его поступок нельзя назвать положительным, потому что он преследовал другую цель, чтобы никто не услышал выстрела, чтобы не собрались жители деревни и не разоблачили их… Как вы думаете, какого разоблачения они боялись? Ответы детей .

Учитель: Значит, друзья мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Ребята, а кто из вас может сказать, что он по настоящему добрый человек?
Ответы детей.

Учитель: Помните, мы проводили с вами анкету, где я просила назвать самого доброго человека в классе? Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Большинство назвали… Такой же вопрос я задала вашим учителям и получила ответ… (мнения совпали, не совпали)

4. Изучение основной проблемы

У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:

    Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

    Можно ли принудить человека быть добрым?

    Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать? Давайте порассуждаем.

Ответы детей.

Учитель: Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему? Ответы детей.

Учитель: Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? Ответы детей.

Слайды 6-13

Учитель: Зло и добро живут в нашем мире.

Антитеза

Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый раз повторять)

    Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. (расизм, геноцид, экстремизм)

    Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.

    Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни, аборты.

    Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.

    Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

    Добро – когда миром правит любовь!

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Ответы детей.

Учитель: Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.

Учитель: Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Ответы детей.

Учитель: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года...Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. И мы в этом участвовали. Сшитые вами мягкие игрушки были отправлены детям Беслана.

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на митинг?

Учитель: Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказы, приготовленные вашими одноклассниками.

5. Рассказ первый

«Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой - из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа казалось невозможным... Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом.

Учитель: Спасибо. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.

Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.

Рассказ второй

«Подвиг в мирное время»

Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к металлической стойке бронированный кабель. Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и… произойдёт непоправимое… Трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там 6 тысяч вольт!»
И Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук. (В.Титов. «Всем смертям назло…»)

Учитель: Спасибо. У меня к вам вопросы:

Что заставило Сергея, рискуя жизнью, отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному»?
Ответы детей.

Учитель: Упражнения-тренинги

Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас предал друг. И тогда у вас появляется злость, злорадство. Хочется отомстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённости - страх как чувство одиночества, отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?

6. Упражнения «Выпустите пар» , «Рычите»

Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

Упражнение «Объясните»

Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?»

1) Потому что он плохо относится ко мне?
2) Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других?
3) Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже?
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка?
5) А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие Человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, изгоям рода человеческого, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни - увеличивать добро в мире».

Слайд 13

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире, сделаем цветы или один цветок с добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете по группам, парам или индивидуально, как хотите. Для своей работы можете использовать мысли мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас на столе.

Мысли мудрых

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не убило зло».

Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.
И мощный труд царят на благо нам,
Как может зло и мрак явиться там,
Где блещут эти чудные светила.

(Гёте)

Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был

(Р. Гамзатов)

Мигель Сервантес : «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Жан-Жак Руссо : «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
Вильям Шекспир : «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».
Блез Паскаль : «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой : «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин : «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький : «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубилозло».

Зачитывание учащимися пожеланий написанных на лепестках и прикрепление лепестков к доске, серединку ромашки заполнял социальный педагог, который, прочитав свои пожелания, соединил лепестки цветка.

Учитель: На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг другу комплименты».
– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.

Литература :

1. Б огданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – М., 1987г.
2.
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
3.
Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М., 1975
4.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
5.
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
6.
Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.
7.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980г.
9. Школьный философский словарь/
Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 1995

Тема : « Добро и зло в современном мире»

Цели : познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», учить аргументировано отстаивать свою точку зрения, развивать умение сопереживать другим людям.

Оборудование : мультимедийная установка, изображение солнца

Есть только один способ

положить конец злу-

делать добро злым людям.

Л.Н. Толстой

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом и произнести дружно хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!» А, теперь, рассядьтесь по согласно вашим цветам на жилетах.

Наш классный час сегодня мне,хотелось бы, начать с притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

«Добро и зло в современном мире». Добро и зло. Какие емкие, важные понятия! На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, красоты и гармонии.

Свои мечты люди воплощали в мифах и легендах, преданиях и сказках, в которых добрые поступки, долг, ответственность, стремление помочь ближнему выступали основой отношений между людьми.

Это в сказках добро всегда побеждает зло. А как обстоят дела в современном мире. Всегда ли добрые поступки, мысли, стремления остаются замеченными другими, а злодеи наказаны? Об этом и пойдет сегодня наш разговор.

Составьте, «кластер» на слово «добро» и «зло». Подведение итогов учителем.

Добро – это, что честно, полезно, служит сохранению и развитию жизни, всё, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «добро», с каким предметом. У меня, например, добро ассоциируется со свечой . Подобно тому, что от свечи идет свет и тепло, добро также дает людям свет и тепло.

Ребята, а с чем ассоциируется у вас слово «зло» ? (ответы учеников).

Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведёт к распаду, к отчуждению людей друг от друга.

Добро и зло можно представить как две чаши одних весов, они не всегда находятся в равновесии. Постоянно перетягивает то одна, то другая. А вот какая из них окажется наверху, напрямую зависит от каждого из нас, от наших мыслей, поступков, стремления помочь окружающим, а зачастую от простого желания делать добро людям.

Скажите, а вы любите делать добро? Какие добрые дела, поступки вы совершили?

А приходилось ли вам причинять кому-то зло, пусть даже непреднамеренно?

Ребята, перед вами лежат листочки . Напишите, какие поступки вы совершили, о которых вам хочется забыть, поступки, которые принесли кому-то неприятность?

Или те качества, которые вас не красят, от которых хотелось бы избавиться?

Давайте вместе создадим эмблему добра. Я считаю, что в центре эмблемы должно быть солнце.

Каждого из вас я попрошу дополнить эмблему лучиками. А на лучиках написать свое понятие добра.

Для меня добро-это бескорыстная помощь людям. И этот лучик я прикрепляю к эмблеме.

Дети пишут свои понятия и прикрепляют к эмблеме .

Ну а теперь немного отдохнем. Упражнение называется “КОМПЛИМЕНТЫ”

Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней

Рефлексия.

Я предлагаю вам на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошел классный час, оценить, как плодотворно он работал.

Наш классный час подходит к концу. Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!

В современном мире бесконечных войн, насилия и жестокости весьма трудно сохранить человеческое лицо и прийти на помощь другому в трудную минуту. Согласитесь, если вы перевели кого-то через дорогу или помогли донести тяжесть бабушке, то настроение сразу улучшается. Предлагаю вам посмотреть на подборку лучших случаев проявлений доброты и заботы.
Возможно кто-то, прочитав данную тему, в какой-то момент тоже захочет сделать хоть и маленькое, но доброе дело.

Добрый сосед

«Нам с мужем тоже повстречался очень добрый человек. Прошлой зимой во время циклона Хавьер, когда все дороги и дворы замело по макушки автомобилей, наше авто тоже довольно сильно замело. Лопаты дома не было, в магазинах тоже все раскупили, собрали мы все что было более-менее капательное дома, выходим, а наше авто стоит себе вырытое и с ровненькой дорожкой к выезду. А под дворником записка».


Фотография человека, дающего свою обувь бездомной в Рио-де-Жанейро. Девочка расплакалась.


10 000 человек исполнили желание умирающей девочки

Вечером 21 декабря тысячи людей собрались на улице возле дома 8-летней Дилэйни Браун, чтобы исполнить для нее рождественские колядки. Девочка страдает острым миелолейкозом, и ее состояние быстро ухудшается.

В мае этого года у восьмилетней Дилэйни Браун из Пенсильвании, США, был обнаружен острый миелолейкоз. Состояние девочки быстро ухудшается. 17 декабря врачи сообщили ее родителям, что жить Дилэйни остается несколько недель.

20 декабря у девочи был день рождения, не за горами и Рождество. Родители Дилэйни обратились к пользователям социальной сети   с просьбой помочь им исполнить некоторые рождественские желания дочери.

Одно из желаний Дилэйни состояло в том, чтобы встретиться с кантри-певицей и актрисой Тейлор Свифт. Другое - послушать рождественские гимны. Благодаря содействию фонда девочка получила звонок от Свифт в свой день рождения. А еще через несколько дней под ее окном собрались тысячи людей, чтобы исполнить для нее рождественские гимны.

В течение часа добровольцы, узнавшие о девочке благодаря  , исполняли рождественские гимны под ее окном. Дилэйни слушала их, лежа в своей кровати. По оценкам организаторов мероприятия, в песнопениях приняли участие около 10 тысяч человек.

Белорусский пенсионер построил «аквапарк»

Высокая горка, ведущая в бассейн, чистый, ухоженный пляж, волейбольная площадка и футбольное поле, трамплины для прыжков в реку, различные качели - это далеко не полный список развлечений в частном сельском «аквапарке», который создал Вячеслав Козел, житель деревни Огородники, что в Лидском районе.

Пенсионер создал этот парк развлечений по собственной инициативе и предлагает отдых в нем любому желающему абсолютно бесплатно. Все началось года четыре назад, когда Вячеслав расчистил площадку на берегу и натянул волейбольную сетку. Людям понравилось, они стали приходить играть в волейбол, и мужчина решил придумать что-нибудь еще.

Нынче сюда специально приезжают туристы с детьми, чтобы насладиться прелестями отдыха. Чего тут только нет! На берегу самодельный «аквапарк»: горка для спуска в небольшой бассейн, площадка для игры в волейбол и футбольное мини-поле, разные виды качелей, необычная зона для игры в шашки, трамплины для прыжков в воду, деревянные ступеньки для спуска в реку. Все это - дело рук Вячеслава Ивановича.


За всеми приспособлениями он тщательно ухаживает: ремонтирует, подкрашивает. Мечтает устроить на берегу «Дедову дискотеку 80-х», сделать пруд с раками, построить беседку с печью, чтобы отдыхающие не искали место для приготовления шашлыка…


Свою благотворительность Вячеслав Иванович объясняет просто: рос в небогатой семье без отца, во многом нуждался. Очень хочет, чтобы каждый ребенок, каждый человек имел счастье отлично отдохнуть без особых затрат и насладиться гармонией с природой…




Поступок, достойный героя


Было довольно прохладно, когда люди заметили барахтающуюся в воде собачку, видимо, упала и выбраться самостоятельно у неё не было возможности. И тут ей на выручку пришел обычный парень - настоящий герой! Я уверен, так же без раздумий он бы кинулся спасать и человека!




Бедненькая, посмотрите, какие у неё несчастные глазки…


Дедушка Добри

98-летний нищий, дедушка Добри из болгарской деревни Баилово, одетый в домотканные одежды и древние кожаные ботинки, часто стоит у собора святого Александра Невского в Софии. Каждый день он рано встает и проходит 10 километров от своей деревни Баилово до столицы. В 2010 году во время съемок документального фильма о соборе, журналист болгарского телевидения сделал в архивах церкви шокирующее открытие - самое щедрое частное пожертвование, которое когда-либо получал собор - 40 000 евро было сделано старым нищим - дедушкой Добри.

98-летний святой не касается ни одной копейки из денег, которые ему подают. Он живет на свою пенсию в 100 евро в месяц, а также на не денежные подаяния в виде фруктов и хлеба. Дедушка Добри помогает и многим другим, например, он оплатил коммунальные счета детского дома, оказавшегося на грани отключения тепла и света. Он также помогает бездомным. Но о всех добрых делах дедушки Добри мы никогда не узнаем, потому что он никогда о них не говорит.


Музыка - свет

Во время московского концерта группы KoЯn зрители неожиданно подняли вверх инвалидную коляску с молодым человеком и поднесли ее поближе к сцене, чтобы тот смог лучше разглядеть своих кумиров.


Супергерои

Работники компании мойки в Мемфисе решили устроить в детском госпитале Le Bonheur маленький праздник. Когда пришло время мыть окна снаружи, они нарядились в костюмы супергероев: человека-паука, капитана-америка и бэтмена. По словам добровольцев, дети просто ликовали от восторга, когда спайдермен за окном помахал им рукой.

Специалисты утверждают, что такая терапия крайне полезна для детей, потому что очень важно забывать о болезнях и переключать мысли на нечто другое, более интересное.


Хороший полицейский

Нью-йоркский полицейский Ларри Депримо дежурил на Таймс-Сквер, когда увидел пожилого бездомного, сидящего на тротуаре у обувного магазина. Он поговорил с ним, узнал какой у того размер, отошел, а через некоторое время вернулся с новыми зимними ботинками и носками, и помог бездомному их надеть. Все это произошло на глазах сотрудницы офиса шерифа. Она незаметно сняла эту сцену на камеру мобильного телефона. Полицейский был не в курсе того, что кто-то за ним наблюдает или тем более фотографирует. Он просто помог бездомному и пошел дежурить дальше. Вернувшись домой, она отправила фото с описанием увиденного в департамент полиции Нью-Йорка. Те установили личность офицера и выложили фото на свою страничку в Фейсбуке.


Риск


Эти два норвежских парня просто прогуливались неподалеку, как вдруг услышали непонятные звуки. Оказалось, что по собственной неосторожности в воду упал ягненок.


Цепляясь за камни и крепко держа друг друга за руки, они рискнули собственной жизнью, чтобы спасти бедное животное.

И спасли!


Достойная соперница

Спортсменка помогает своей подвернувшей ногу сопернице пересечь финишную линию.


Ценная записка

Подъезд дома в Хельсинки. Надпись гласит: «20 евро. Найдены в подъезде между 1 и 2 этажом 11 сентября в 18.30».


Неравнодушные люди


Всем таких соседей!

Перевод: ты оставил окно открытым, поэтому я прицепил пакет сверху, чтобы салон остался сухим. Приятного дня! твой дружелюбный сосед.


Человеческое отношение


О победе добра

Эта история началась, когда Глен Джеймс, бездомный из Бостона, нашел на улице рюкзак с крупной суммой наличными. Крупно повезло, но мужчина не растерялся и передал находку полиции, чтобы деньги вернули хозяину. Владелец рюкзака был так поражен произошедшим, что организовал кампанию по сбору денег для этого человека. На данный момент они собрали вдвое больше найденной суммы. Глен Джеймс, потерявший дом и работу восемь лет назад, сказал, что не взял бы и цента из найденного, даже если бы был в отчаянии.


Дружба + джип = добро

Многие девочки мечтают о маленьком черном платье, а Чендлер Лейсфилд всегда мечтала о большом красном автомобиле. Но когда родители подарили ей красный джип, она решила продать машину мечты, чтобы купить две: одну для себя, а вторую - подруге из небогатой семьи.


Добро в метро

В канадском метро сломался турникет, и не было никого из работников. Вот что оставили на входе пассажиры.


Доброта по-русски

Солдаты тоже люди

Этот солдат находился на многочасовом дежурстве. Увидев уставшего бедолагу, афганец вынес ему кружку чая, чтобы спасти его от изнуряющей жажды.


Твои пять минут блеска - чья-то целая жизнь

Выпускники Гимназии сербского города Пирот решили отказаться от дорогих платьев и костюмов на выпускном вечере, чтобы отдать сэкономленные деньги нуждающимся. В ходе акции школьники и преподаватели собрали 310 000 динаров, которые были переданы трем семьям с тяжело больными детьми.

После торжеств в Гимназии, выпускники прошли по центру города в футболках с надписью на спине «Твои пять минут блеска - чья-то целая жизнь»


Мы в ответе за тех, кого приручили

Мужчина спасает щенков из заброшенного дома во время наводнения в Маниле.



Спасение собаки


Из-за сильной жары, в Пётркув-Трыбунальский (Польша) начал плавиться асфальт, и собакен угодила в эту ловушку на дороге. Откуда была благополучно спасена, благодаря местным жителям и пожарным.






Бесплатный обед

Subway решили проявить акт доброй воли, установив вот такую табличку. Каждый бездомный мог получить свой обед.


Химчистка для нищих

Химчистка предлагает безработным бесплатно почистить их костюмы на случай, если им нужно было сходить на собеседование по поводу работы.


Ким Чельстрем успокаивает больного аутизмом мальчика

Дело происходит перед началом матча со сборной Германии. Маленький Макс испугался происходящего, и футболист поддержал его. Позже отец мальчика написал Киму трогательное письмо с благодарностью.


Вокалист Scorpions спел своему поклоннику песню Holiday по телефону

Группа Scorpions была на гастролях в Москве. В это время в соцсетях появилось сообщение благотворительного фонда о том, что поклонник группы, находящийся в московском хосписе с тяжелым диагнозом, мечтает попасть на их концерт. За сутки сообщение набрало несколько тысяч репостов, и Клаус Майне, вокалист Scorpions, нашел выход из ситуации. Если Алексей не может присутствовать на концерте, то он услышит любимую группу по телефону.


Израильские футболисты прикрывали наших детей от дождя

Перед самой игрой на НСК «Олимпийский» обрушился ливень. При этом резко похолодало и стал дуть ветер. В этой ситуации команды выходили на поле. По традиции - вместе с детьми.


Спасение котенка во время войны.

Несмотря на все ужасы войны, этот солдат нашел время покормить из пипетки котенка.


Этот парень наехал на почтовый ящик незнакомцев и уехал…

Но вскоре вернулся с инструментами, чтобы починить его.


Одна девочка (3,5 года) отправила в компанию «Sainsbury’s» предложение переименовать «тигриный хлеб» в «жирафий хлеб» (это местная разновидность выпечки).


Компания прислала ей официальный ответ, что с удовольствием поменяет название. И выполнила свое обещание.

Добрая бабуля

Жительница Магадана Руфина Ивановна Коробейникова связала и пожертвовала пострадавшим от паводка в Хабаровске триста пар теплых носков.


Бездомный вернул кошелек

«Сегодня, выехав рано утром из дома, дабы избежать пробок, я отправилась за мамой, для того чтобы потом вместе отправиться на дачу. Собрав всех своих самых любимых воедино я уже была готова выехать на дачу, как вдруг я обнаружила что пропал кошелек со ВСЕМИ документами на машину, правами, картами, паспортом - короче, вся жизнь бесследно исчезла. В отчаянии вернулась домой и вдруг в мою дверь позвонил незнакомый человек. На первый взгляд - обычный БОМЖ, но с ясными добрыми глазами. Он поздоровался, представился и после фразы „Вы наверное с ног сбились...“ протянул мне мой кошель. Немая сцена. Я трясущимися руками начинаю рыться в кошельке и понимаю, что все на месте и даже деньги! Мой муж сразу же протянул ему деньги, от которых он отказался! Понимаете, человек без определенного места жительства нашел на трассе кошелек, сел в электричку, потом метро, потом маршрутка, час проискал мой дом, чтобы просто помочь. Он уехал, а мы еще долго стояли и думали об этом простом Человеке с Большой буквы!» Ирина Демидова.


Спасатель

51-летний серб Ренато Грбич из Белграда, владелец ресторана возле моста через Дунай, за последние 15 лет спас 25 человек, пытавшихся покончить с собой, спрыгнув с моста. После того, как Ренато вытащил из воды первого самоубийцу, его маленькая моторная лодка всегда стоит наготове. «Пока я работаю, всегда наблюдаю за мостом - я просто не могу отвернуться от тех, кто решается добровольно уйти из жизни», - говорит Ренато. Семь лет назад в середине января он вытащил из воды 18-летнюю девушку. Оказалось, что она живёт по соседству. Теперь девушка каждый год приходит в его ресторанчик, чтобы отметить свой день рождения. А спустя пару лет пригласила его на свадьбу. «Каждый раз, когда я вижу ее, мое сердце бьется сильнее», - признается спасатель.


Житель деревни спасает котят в корзине во время наводнения на окраине города Каттак.

Мама следует за детенышами.


Велосипедисты спасают коалу от жажды.


В тот день в Австралии было 40 градусов.


Мужчина рисковал жизнью, чтобы спасти кенгуру во время наводнения в Квинсленде.


Февраль. Было очень холодно и дул ветер.

Но вместо того, чтобы укрыться самому, бездомный накрывает свою собаку.


Взаимопомощь


Собака стала приемной матерью новорожденным броненосцам

В Бразилии собака взяла на себя заботу о двух детенышах броненосца, оставшихся без матери, сообщает Globo.com. Животное начало выкармливать малышей, когда их принес домой ее хозяин.


Как рассказала жена хозяина собаки, Дина Алвес, ее супруг нашел броненосцев на плантации сахарного тростника. Там их мать сбил трактор, и она погибла, оставив выводок сиротами. Мужчине стало жалко броненосцев, и он взял их домой, где стал кормить коровьим молоком. Однако малышами заинтересовалась домашняя собака семьи, которая, не имея материнского опыта, начала продуцировать собственное молоко и выкармливать детенышей.


По словам Алвес, она рада, что ее любимица смогла помочь броненосцам выжить. Тем не менее, когда они подрастут и смогут самостоятельно питаться, их нужно будет вернуть в дикую природу. При этом департамент по делам экологии отметил, что временное содержание детенышей броненосца дома не нарушает никаких нормативных актов, связанных с защитой природы Бразилии.


Животное иногда становятся приемными родителями или опекунами для молодых представителей других биологических видов. Так, например, в 2011 году в Китае собака выкормила брошенных матерью лигрят (помесь тигра и льва).


А в Канаде дог взял на себя заботу о цыплятах.


Пёс-приют


Это сенбернар наверное самый добрый пёс по отношению к котам.Зовут его Киган, по словам хозяина, как то пёс лежал на крыльце дома, было очень холодно, вдруг появился бездомный кот.

Бродяга быстро подобрался к псу и улёгся прямо на него, Киган отреагировал на это спокойно, но через 5 минут на нём уже лежало 9 кошек.С того времени кошки постоянно спят на собаке когда она на крыльце.


Есть же отзывчивые и неравнодушные люди!

Дельфин попросил помощи у человека

Мы знаем множество историй, о том, как человек спасает жизнь животному, но чтобы дикое животное само обратилось за спасением к людям – такое случается не каждый день.

Однажды два дайвера решили совершить ночное погружение у Гавайских островов. Оказавшись под водой, они заметили дельфина, который стал плавать вокруг них взад и вперёд, явно стараясь привлечь к себе внимание. Приглядевшись повнимательней, один из дайверов обнаружил причину такого странного поведения – тело дельфина было опутано рыболовной леской, которая впивалась в плоть и мешала плавать.

Дайверы обрезали леску, освободили дельфина, и счастливое животное поплыло по своим делам.

Тот факт, что дельфин может обратиться к людям за помощью, лишний раз свидетельствует о высоком интеллекте этих животных. Большинство раненных зверей никогда не приблизились бы к людям в подобной ситуации. Скорее, они вели бы себя агрессивно, пытаясь обороняться.


Надо творить добро и помогать ближним, в мире и так полно зла.
Задумайтесь об этом и сделайте что-нибудь хорошее.
Кто-то нуждается в вашей поддержке.

Добро и зло – основные понятия морали. Каждый человек с детства научен этим аспектам. Все соизмеряют свои действия с этим мерилом. Ему есть название – мораль. Каждого ребёнка учат различать добро и зло, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети не в состоянии до конца оценивать свои поступки и их последствия. Но подростки уже чётко понимают, что есть что. И порой осознанно избирают злые и подлые поступки.

Добро – это действия человека, направленные во благо другому живому существу. Добрые люди нужны всегда и везде. Они приносят свет, тепло и радость. Жить без таких людей невозможно. Они удерживают общество от морального разложения. Добро – единственное спасение в бурном океане жесткой жизни.

Если бы не было доброты, миру бы вскоре пришёл конец. Сильные уничтожили бы слабых, не задумываясь. Жестокие законы можно ясно увидеть в дикой природе. Страшно то, что хищник неумолим, у него нет жалости и сострадания. Но у него есть цель и он её достигнет любым путём. К сожалению, сегодня в среде людей всё больше и больше «хищников», жестких и безжалостных. Их может остановить только жестокое отношение, если их прижмут к стене. Сами они никогда не остановятся. Этим и страшно зло. Оно не остановится. Остановить его можно только грубой силой, но ей не каждый обладает.

Жизнь заключается в борьбе. Борьбе добра и зла. Каждый человек сам решает, чего в его жизни будет больше. Всё упирается в нравственный выбор. Если индивид выбирает добро, то его жизнь будет наполнена любовью, нежностью и светом. Другие люди будут тянуться к нему. Но, если выбор падёт на зло. Раз, два и больше. Жизнь человека будет становиться хуже и хуже. Человек будет наполняться злобой, грубостью, ненавистью и ярость. Вскоре для окружающих станет несносным. Все будут избегать его и сокращать общение по максимуму. Мало кто захочет общаться со злой личностью. Она не помогает расти и развиваться, а только тянет вниз, к деградации.

Но и с этого есть выход. Всё начинается с осознания и признания проблемы. Это шаг к исправлению. Далее, следует изменить мышление и плохие привычки. Это самое сложное. Нужно начинать делать добрые дела и помогать другим. Со временем жизнь поменяется и придёт радость.

Вариант 2

С самого детства мы знакомы с понятиями добра и зла. Взрослые каждые день объясняют нам, что хорошим быть хорошо, плохим быть плохо. Милиционеры твердят о переходе дороги только на зеленый свет или по зебре, врачи уговаривают нас, что болеть - это плохо. Почему плохо? Если это позволяет не ходить в школу, валяться в постели и кушать много вкусных блюд приготовленных заботливой мамой. Пожарные предупреждают, что спички не игрушка и в неумелых руках являются злом.

В школе твердят, что четверка - это хорошо, а тройка - плохо. Но нам никто не может ответить на вопрос о том, кто так решил и почему.

Всю жизнь людей ставят в ситуации, где им противопоставляется различное в черном и белом, в хорошем и плохом, в добре и зле. И человек обязан выбирать одну из сторон, он не имеет права занимать нейтралитет, ведь в обществе ты либо достойный гражданин, либо нет.

Даже в религии имеется свое добро и свое зло. Не могут и сказки обходится только положительным примером. Им обязательно нужны злые стороны жизни в виде Змея Горыныча и Соловья Разбойника.

Помогать нуждающимся - это добро, унижать слабых - это зло. Все просто и понятно. И совсем не сложно разграничивать два этих понятия. Только вот, что из них сильнее по природе и от природы? Ведь сегодня зло преподносится, как добро. А точнее сказать, если раньше люди категорически говорили: «украл - значит вор!», то сейчас находят кучу аргументов, чтобы продолжить логическую цепочку: «украл - значит вор, значит хитрый, значит богатый, может купить себе и своим близким комфортную жизнь, значит молодец!».

Тонкая грань между светлым и темным стерта. И стерли ее не обстоятельства, а люди, которые занимаются сегодня подменой понятий. Если быть добрым выгодно - я буду, если быть злым практично - я буду. Двуличность людей пугает. Стало совсем не понятно, куда делось: чистое, тихое и бескорыстное добро. Хотя если сильно задуматься, то ответ находиться. Зло поглотило добро.

Теперь, чтобы быть добрым нужно пройти через семь ступеней зла. Украсть, обмануть, погубить. А потом строить церкви, помогать больным детям и улыбаться на камеры, бесконечно улыбаться и тешиться от такого прекрасного, и доброго самого себя. Добряка, который загубил тысячи душ, прежде чем решил заложить фундамент нового храма или больницы.

Нет сейчас понятий добра и зла. Они не выступают отдельным фронтом, они единый кулак, который бьет тогда, когда не надо и гладит, когда уже не нужно.

Сочинение рассуждение Добро и зло

Тема добра и зла стара как мир. Издавна эти два кардинально противоположных понятия ведут борьбу за право восторжествовать друг над другом. С незапамятных времён добро и зло заставляют людей спорить о том как отделить черное от белого. В жизни все относительно.

Понятия добрый и злой собирательные. Иногда, казалось бы добрый, благой поступок приводит к негативным последствиям. Также как и в недобром деле некоторые находят для себя плюсы.

Добро и зло всегда неразделимы, одно не исключает другого. Например, если для одного человека какая то новость приносит радость и несёт в себе добро, у другого эта новость может вызвать огорчение и негативные эмоции, соответственно нести в себе зло. Иногда со злом люди отождествляют некоторые предметы и явления: «деньги-зло, алкоголь-зло, война-зло». Но если посмотреть на эти вещи с другой стороны? Чем больше денег, тем более независим и обеспечен человек- он сыт и счастлив, он готов нести в мир добро. Алкоголь в малых дозах, как это ни парадоксально тоже может нести в себе добро - фронтовые сто граммов служили на войне добрую службу, поднимая боевой дух солдат и выступая в качестве обезболивающего при тяжёлых ранениях.

И даже сама война, вроде бы совершенно негативное явление, тоже несёт в себе частичку пусть не добра, но определенной пользы: завоевание новых земель, сплочённость и братство союзников, воспитание воли к победе.

По традиции в сказках и фильмах добро всегда побеждает зло, однако в жизни далеко не всегда торжествует справедливость. Но собираясь сделать кому то подлость, нужно всегда помнить про всемирный «закон бумеранга» - «зло, излученное тобой, к тебе вернётся непременно». Давайте начнем с себя, будем друг другу добрее и милосерднее и может быть тогда в нашем жестоком современном мире добра станет чуточку больше, чем зла.

PAGE 12

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра « Философии и культурологии »

ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель Разработал

Студент гр._Д-113

Быстрова А.Н . ___________ Леонов П.Г .

(подпись) (подпись)

_______________ ______________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

СОДЕЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как: совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, порядочность, святость.

Добро и зло – это два нравственных понятия, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.

Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идет борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

Извечные вопросы смысла жизни человека вплотную связаны с пониманием значений добра и зла. Ни для кого не секрет, что эти понятия трактуются в бесчисленном множестве всевозможных вариаций и более того, каждым отдельно взятым человеком, осмысливаются по-разному.

Целью работы будет освещение проблемы добра и зла.

Нам представляется важным решить следующие задачи:

Рассмотреть проблему понимания добра и зла;

Выявить проблему зла и добра в литературе на основе произведений Э.М. Ремарка «Время жить, время умирать», Б. Васильева «А зори здесь тихие» и А.П. Чехова «Дама с собачкой».

Работа состоит из введения, двух главных основной части, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. Проблема понимания добра и зла

Проблеме разрушительным тенденциям, проявляющимся на индивидуальном и коллективном уровне, посвящены труды выдающихся русских мыслителей: В.В. Розанова, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, Л.Н. Гумилева и многих других. (И ты их всех читал, конечно? А если нет, так при чем тут они?) В них дается мировоззренческая и философская характеристика и оценка негативных, разрушительных явлений человеческой души, показывается, что одной из наиболее важных тем русской литературы с момента ее зарождения и до наших дней является проблема добра и зла, жизни и смерти. Классики русской литературы Х I Х в. не только сумели передать остроту проблемы зла, трагического существования человека, утратившего связи с природой и духовными корнями, но и предсказать деструктивные тенденции развития цивилизации. Многие их предсказания сбылись в ушедшем тысячелетии .

Представители русской и зарубежной литературы ХХ века уже столкнулись с негативными проявлениями современной цивилизации: войнами, революциями, террором, экологическими катастрофами. По-разному относясь и оценивая разрушительные явления, они, тем не менее, отражали их в своем искусстве, привнося в объективные образы действительности свое, субъективное, видение мира. М. Горький, М. Булгаков, А. Платонов – русские классики
ХХ века – оставили нам художественный образ трагических событий истории России, ее народа, индивидуальных судеб. (Где, в каких книгах и на каких именно ст раницах они это сделали?) Изображение кризисных процессов распада культурных ценностей потребовало от писателей не только творческого переосмысления художественного наследия литературы Х I Х века, но и привлечения новых поэтических форм выразительности.

Добро – в широком смысле слова как благо означает ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие, польза, счастье, общепринятое, соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д. С развитием морального сознания и этики вырабатывается более строгое понятие собственно морального добра.

Во-первых, оно осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений.

Во-вторых, добро знаменует свободные и сознательно соотнесенные с высшими ценностями, в конечном счете, с идеалом, поступки. С этим связано позитивное нормативно-ценностное содержание добра: оно заключается в преодолении обособленности, разобщенности и отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между ними; оно характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенства .

Таким образом, добро связывается с духовным миром самого человека: как бы ни определялся источник добра, оно творится человеком как личностью, т.е. ответственно.

Хотя, добро как будто соразмерно злу, их онтологический статус может трактоваться различно:

1. Добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве.

2. Действительным абсолютным мировым началом является божественное Добро как Благо, или абсолютное Бытие, или Бог, а зло – результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе. Таким образом, добро, будучи относительным в противопоставлении злу, абсолютно в исполнении совершенства; зло – всегда относительно. Этим объясняется то, что в ряде философско-этических концепций (напр., Августина, В.С.Соловьева или Мура) добро рассматривалось как высшее и безусловное моральное понятие.

3. Противоположность добра и зла опосредована чем-то иным – Богом (Л.А.Шестов – в какой книге, на какой странице? ), «высшей ценностью» (Н.А.Бердяев в какой книге, на какой странице? ), – в чем и заключено абсолютное начало морали; тем самым утверждается, что добро не является конечным понятием. Можно уточнить, что понятие добра действительно употребляется в двояком «приложении», и тогда трудности Мура (А это еще кто такой?) , связанные с определением добра, могут быть разрешены при учете различия добра как абсолютного и простого понятия и добра как понятия, соотнесенного в системе этических понятий с другими. В выяснении природы добра бесполезно искать именно его бытийственную основу. Объяснение происхождения добра не может служить его обоснованием, поэтому логика собственно ценностного рассуждения может быть одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» – социальное и антропологическое – происхождение .

Уже в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связности добра и зла; она проходит через всю историю философии и культуры (в частности, художественной литературы) и конкретизируется в ряде этических положений.

Во-первых, добро и зло взаимоопределены и познаются в антитетическом единстве, одно через другое.

Однако, во-вторых, формальное перенесение диалектики добра и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением человека. «Испробования» (даже только в мысленном плане) зла без строгого, пусть и идеального, понятия добра могут гораздо скорее обернуться пороком, нежели действительным познанием добра; опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу.

В-третьих, понимания зла недостаточно без готовности сопротивляться ему; но противостояние злу само по себе не ведет к добру.

В-четвертых, добро и зло функционально взаимообусловлены: добро нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла; иными словами, действительное добро – это деяние добра, т.е. добродетель как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований .

ГЛАВА 2. Проблема добра и зла в творчестве
Э.М. Ремарка, Б. Васильева, А.П. Чехова

2.1 Проблема добра и зла в произведении
Э.М. Ремарка «Время жить и время умереть»

Э. М. Ремарк – один из самых значительных немецких писателей ХХ века. Посвященные жгучим проблемам современной истории, книги писателя несли в себе ненависть к милитаризму и фашизму, к государственному устройству, которое порождает смертоубийственные бойни, которое преступно и бесчеловечно по своей сути.

Роман «Время жить и время умирать» (1954) – о второй мировой войне, это вклад писателя в дискуссию о вине и трагедии немецкого народа. В этом романе автор достиг такого беспощадного осуждения, какого его творчество до сих пор не знало. Это попытка писателя найти в немецком народе те силы, которые не смог сломить фашизм. (Что ж ты это не произнёс, когда отвечал?)

Таков коммунист-солдат Иммерман, таков доктор Крузе, погибающий в концлагере, его дочь Элизабет, становящаяся женой солдата Эрнста Гребера. В образе Э. Гребера писатель показал процесс пробуждения антифашистского сознания в солдате вермахта, постижения им того, в какой мере на нем «лежит вина за преступления последних десяти лет».

Невольный соучастник преступлений фашизма, Э. Гребер, убив гестаповца-палача Штейнбреннера, освобождает приведенных на расстрел русских партизан, однако и сам гибнет от рук одного из них. Таков суровый приговор и возмездие истории.

2.2 Проблема добра и зла в произведении
Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Герои в повести «А зори здесь тихие...» попадают в драматические ситуации, их судьбы – оптимистические трагедии (И что это значит?) . Герои – вчерашние школьники (а не школьниЦЫ?) , а теперь участники войны. Б. Васильев, как бы проверяя персонажей на прочность, ставит их в экстремальные обстоятельства. Писатель считает, что в таких ситуациях наиболее ярко проявляется характер человека.

Б. Васильев подводит своего героя к последней черте, к выбору между жизнью и смертью. Умереть с чистой совестью или остаться жить, запятнав себя. Герои могли сохранить себе жизнь. Но какой ценой? Нужно лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Но герои Б. Васильева не признают таких нравственных компромиссов. Что нужно для спасения девушек? Бросить без помощи Васкова и уйти. Но каждая из девушек совершает подвиг в соответствии со своим характером. Девушки были чем-то обижены на войну. У Риты Осяниной убили любимого мужа. Остался ребенок без отца. У Женьки Комельковой на глазах расстреляли немцы всю семью.

О подвигах героев почти никто не знает. В чем состоит подвиг? В этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе с врагами остаться человеком. Подвиг – это преодоление себя. Мы выиграли войну не только потому, что были гениальные полководцы, но были и такие незаметные герои, как Федот Васков, Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

Что совершили герои произведения Б. Васильева – добро или зло, убив людей, пусть даже неприятелей, - этот вопрос остается, в современной концепции, невыясненным. Люди защищают свою Родину, но при этом убивают других людей. Безусловно, необходимо давать отпор неприятелю, что и делают наши герои. Для них нет проблемы добра и зла, есть захватчики родной земли (зло) и есть ее защитники (добро). Возникают другие вопросы – а по своей ли воле конкретные захватчики пришли на нашу землю, а хотят ли они ее захватить и т.д. Тем не менее, добро и зло переплетены в этом повествовании, и нет однозначного ответа на вопрос – что есть зло и что есть добро.

2.3 Проблема добра и зла в произведении
А.П. Чехова «Дама с собачко
й »

Рассказ «Дама с собачкой» был задуман в переломное время, как для России, так и для всего мира. Год написания – 1889-ый. Что собой представляла Россия того времени? Страна предреволюционных настроений, уставшая от веками претворявшихся в жизнь идей «Домостроя», уставшая от того, насколько все неправильно, неверно, и насколько человек мало значит сам по себе, и насколько мало значат его чувства и мысли. Всего через каких-то 29 лет Россия взорвется и неумолимо начнет меняться, но сейчас, в 1889-ом году, она, благодаря А.П. Чехову, предстает перед нами в одном из самых своих угрожающих и ужасающих обличий: Россия – государство-тиран.

Однако в то время (кстати, заметим, что время написания рассказа и время, изображаемое автором, совпадают) еще мало кто мог видеть надвигающуюся, даже вернее, вплотную придвинувшуюся угрозу. Жизнь продолжалась по-прежнему, ибо повседневные хлопоты есть лучшее средство от прозорливости, поскольку за ними не видишь ничего, кроме них самих. По-прежнему достаточно обеспеченные люди ездят отдыхать (можно в Париж, но если не позволяют средства, то в Ялту), мужья изменяют женам, владельцы гостиниц и постоялых дворов зарабатывают деньги. Ко всему прочему, все больше и больше становится так называемых «просвещенных» женщин или, как говорила про себя жена Гурова, женщин «мыслящих», к которым мужчины относились, в лучшем случае, снисходительно, усматривая в этом, во-первых, угрозу патриархату, а во-вторых, очевидную женскую глупость. Впоследствии выяснилось, что ошибаются и те, и другие.

Автор показывает вроде бы незначительные, но влекущие за собой столь многое жизненные ситуации, обрисовывает цельные, исключительно реалистические характеры со всеми их недостатками и умеет донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Добро – это высшая нравственная ценность. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т.е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» - отрицательную.

В реальной жизни встречается и добро, и зло, люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» - одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры.

Во всех выбранных нами произведениях мы видим борьбу добра со злом. В произведении Э.М. Ремарка «Время жить, время умирать» автор представляет героя, который преодолевает свое зло, который всеми силами пытается навести мир на земле.

У Б. Васильева проблема добра и зла получается несколько скрытой: есть враг, которого нужно победить, и есть сила, которая его побеждает (пусть даже эта сила оказывается слабой).

У А.П. Чехова в «Даме с собачкой» очень трудно рассмотреть силы добра и силы зла. Однако автор рассматривает неоднозначные, но реальные жизненные ситуации, описывает цельные, исключительно реалистические характеры героев со всеми их недостатками и старается донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Васильев, Б. А зори здесь тихие.../ Б. Васильев. – М.: Эксмо, 2008. – 640 с.
  2. Кармин, А. Культурология / А.Кармин. – М.: Лань, 2009. – 928 с.
  3. Терещенко, М. Такой хрупкий покров человечности. Банальность зла, банальность добра / М. Терещенко; Пер. с франц. А Пигалева. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. – 304 с.
  4. Ремарк, Э.М. Время жить и время умирать / Э.М. Ремарк. – М.: АСТ, 2009. – 320 с.
  5. Хаузер, М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла / М. Хаузер; Пер. с англ.:Т. Марютиной. – М.: Дрофа, 2008. – 640 с.
  6. Чехов, А.П. Рассказы и повести / А.П. Чехов. – М.: Детская библиотека, 2010. – 320 с.