Кто такой читающий человек. Новое про чтение: как умение читать повлияло на физиологию людей

ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ – ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ!

(выступление на районной конференции «Дни русского языка»;

май, 2013-2014 учебный год)

Здравствуйте! Я ученица 5А класса Кожевниковской школы №1 Усачёва Мария, представляю вашему вниманию работу, которую мы делали вместе с моей одноклассницей Агаповой Кариной, а называется она «Человек читающий – человек успешный».

С самого детства нам говорят, что «Книга – это источник мудрости и знания». Безусловно, это так. Хотя активно читающих школьников в наше время встретишь не так уж часто. Например, некоторые наши друзья честно признаются, что вообще не читают ничего. И говорят, что чтение книг – это бесполезная трата времени. И это нас огорчает. Книга заключает в себе несметные богатства, в ней отражается весь человеческий опыт. Поэтому-то удивляет ответ, часто звучащий на уроках в нашем классе: «Прочитал, но ничего не понял». Из него можно сделать два вывода:

1) невнимательно, бездумно читал;

2) не читал вообще.

Книга является незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности.

С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.

Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.

Книга- это действительно надёжный друг. С любым вопросом можно обратиться к ней. Книги - наши незаменимые помощники.

Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.

Ну, а теперь я хочу рассказать о роли чтения в нашем классе. В этом учебном году наш класс принял участие в школьном конкурсе «Самый активный читающий класс». По итогам первого полугодия мы заняли первое место и очень гордимся результатом, хотим и дальше быть активными пользователями библиотек и участниками конкурсов, направленных на развитие читательских способностей.

Мы ведём классный читательский дневник, куда помещаем материалы с уроков внеклассного чтения, с открытых уроков, фотографии с классных читательских и учебно-исследовательских конференций, вклеиваем иллюстрации к произведениям художественной литературы, пишем синквейны на различные «читательские» темы. Наш классный читательский дневник я принесла и хочу показать его вам. (ПЕРЕДАТЬ ДНЕВНИК НА ПЕРВЫЙ РЯД)

В нашем классе проводятся конкурсы чтецов, которые развивают нашу речь и воспитывают любовь к книге. Например, участниками конкурса чтецов, посвящённого М. Ю. Лермонтову , стали 20 наших одноклассников (из 23-х). В конкурсе «Проба пера» (в рамках открытого мероприятия, посвящённого М. В. Ломоносову), 4 ученицы из класса писали стихотворения в честь великого русского учёного. Прошли у нас и 2 учебно-исследовательские конференции , при подготовке к которым мы изучали энциклопедическую, документальную литературу, учились работать с Интернет – источниками. 5 учащихся класса приняли участие в школьном этапе конкурса «Живая классика », двое представляли нашу школу на районном уровне , одна из наших одноклассниц стала победителем конкурса . В нашем классе регулярно проводятся к лассные часы по пропаганде чтения среди сверстников.

Мы поддерживаем связь не только со школьной, но и с центральной библиотеками. Трижды в течение этого учебного года мы были на познавательных литературных мероприятиях, организованных сотрудниками библиотеки. Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся 5А класса активно участвуют в мероприятиях, направленных на развитие речи, расширения кругозора, развитие творческих способностей и черпают силы и вдохновение из книг.

После того, как мы провели в классе анкетирование с тем, чтобы узнать, что любят читать наши одноклассники, как часто и как долго они читают, мы сделали вывод: некоторые ребята нашего класса не хотят читать, не хотят посещать библиотеку, предпочитая искать информацию в сети Интернет.

Мы видим тесную связь между чтением и оценками по русскому языку. Без ежедневного вдумчивого чтения невозможно стать грамотным человеком.

Сегодня в век компьютеризации и засилья видеороликов молодежи необходимо читать. И не только потому, что книга – источник знаний. Чтение обогащает внутренний мир читателя, воспитывает чувства, заставляет задуматься о себе и окружающих, учит быть внимательным к происходящему вокруг. Читая книги, мы расширяем кругозор, обогащаем словарный запас, развиваем память.

Мы надеемся, что в дальнейшем ситуация изменится, и Её Величество Книга займёт достойное место в жизни каждого из нас.

Учась в школе, а потом в вузе, входя во взрослую жизнь, практически каждый человек посещает библиотеку. Кто-то считает это место особенным, кто-то воспринимает библиотеку как огромный «склад» книг.

Чтобы глубже узнать, что такое библиотека, а также понять, какое влияние она может оказать на человека, мы решили побеседовать с директором Централизованной библиотечной системы имени Н.В. Гоголя Верой Васильевной Скаленчук.

- Связано ли полученное вами образование с нынешней работой?

Я окончила библиотечный факультет Кемеровского института культуры, и с этой профессией связана вся жизнь.

- Считаете ли вы сейчас, что ваш выбор профессии был осознанным?

С того времени прошло уже много лет. Представление о профессии менялось несколько раз. Но я считаю, что выбор профессии был осознанным с самого начала. Я всегда смотрела на библиотекарей как на людей из какой-то другой жизни. В детстве, а потом и в юношеском возрасте я очень часто посещала библиотеку, просто обожала ее атмосферу. Однако оканчивая школу, я думала, что буду педагогом. Потом, когда я уже работала по своей специальности, мне приходилось сотрудничать с учебными заведениями. Мне говорили, что у меня есть педагогический дар. В работе мне это только помогало. На первоначальном этапе я была заведующей юношеским отделом. Мне всегда удавалось находить общий язык с ребятами. Педагогические способности пригождались и потом неоднократно. Работая в коллективе с разными людьми, нужно было уметь находить подход к каждому человеку.

- Готовит ли институт человека к большой, взрослой жизни или после окончания учебного заведения всему приходится учиться заново?

Я могу сказать о своей профессии. Теоретические знания, которые нам дает учебное заведение, немного отличаются от практики. На последних курсах у нас были учебники и дисциплины по организации работы. Тем не менее, проходя учебную практику, мы увидели работу не так, как читатель ее видит, а как бы изнутри. У многих из нас были традиционные представления о библиотеке как о месте, где уютно, комфортно, приятно находиться. Когда начали работать, стали понимать, что здесь нужно приложить большие усилия, в том числе и физические, чтобы все было действительно удобно и комфортно для читателя.

- Как вы считаете, при выборе своего пути стоит прислушиваться к мнению окружающих или нужно верить только в себя?

Прислушиваться никогда не вредно, но всегда выбор человек должен делать сам. Я не помню, чтобы мне родители или кто-то еще говорили, какую профессию выбирать. Так получилось, что я выбрала эту профессию и не по совету, и вроде не сама. Иногда случай играет большую роль. Наш институт только открывался, и я решила попробовать поступить. Получилось, что этот выбор в некоторой степени был случайным.

- Может ли человек, выбравший нелюбимую профессию, реализовать себя в работе?

Я считаю, что нет. Свою профессию нужно любить. Если работа тяготит, то ты сможешь технически хорошо ее выполнять, ты изучишь весь механизм работы, но душу никогда не вложишь в нее. Но какое может быть удовлетворение от работы, если ты не вносишь в нее ничего своего, если не живешь этой работой, если, выполняя работу, думаешь о чем-то постороннем?

- Как вы относитесь к тому, что все больше людей используют Интернет для получения информации и все меньше ходят в библиотеки?

Я отношусь к этому как к данности. На эту ситуацию уже невозможно повлиять. Пришла эпоха Интернета, и наши залы заметно опустели, но ход истории не изменить. Естественно, Интернет - это очень удобный и быстрый способ поиска информации. Через Интернет человек может найти те ресурсы, которых мы не можем предложить. Ни одна библиотека не может иметь все источники. Мы и сами активно пользуемся новыми технологиями. На своем сайте размещаем электронный каталог книг, полные тексты некоторых краеведческих изданий. Более 43 тысяч человек посетили наш сайт в 2011 году. В Центральной библиотеке открыли второй компьютерный зал. Во всех филиалах есть возможность работать в Интернете.

- Возможно ли, что со временем настоящие книги совсем будут вытеснены электронными книгами и Интернетом?

Наверное, нет. Во-первых, потому, что между чтением с экрана и чтением книги есть огромная разница. Счастье общения с традиционной бумажной книгой и погружения в то, что ты читаешь, невозможно сравнить с чтением книги электронной. Но я говорю именно о художественной литературе. Какое испытываешь волнение, когда берешь в руки книгу, например, прошлого века. Это словами не передать.

- Есть ли в фонде библиотеки книги, которые являются раритетом?

У нас есть книги XIX - начала ХХ веков, прижизненные издания Пушкина. Коллекция таких книг включает около двух тысяч экземпляров. Это и художественная литература, и учебная, и энциклопедические издания. У нас, кстати, есть полный электронный каталог этих изданий. Чем дальше мы уходим от того времени, тем более ценными становятся эти издания. И всегда испытываешь волнение, когда имеешь дело с такой книгой. У каждой книги ведь своя история. Как она к нам попала? В каких она была руках?

- Как вы думаете, по-разному ли читающий человек и человек, который не любит читать, смотрят на жизнь?

Читающий человек - это вообще глубокий человек. У него особый духовный мир, который позволяет ему быть более глубоким и разносторонним. Человек, который не читает, себя просто ограничивает. Книги учат человека жить, видеть. Я уже не говорю о поэзии, которая вообще окрыляет, дает стимул к жизни. Проза, особенно классика, создает определенное видение мира. Читающий человек - очень интересный собеседник. Беседы с таким человеком всегда очень содержательны. У него всегда можно что-то узнать, чему-то научиться. Когда общаешься с читающими людьми, хочется еще и еще говорить с ними.

- Какие книги оказали влияние именно на вас?

Классическая литература сопровождает человека всю жизнь. Сколько раз будешь читать такие произведения, столько раз будешь открывать в них что-то новое для себя, потому что это очень глубокая литература. Поэтому прежде всего на меня повлияла классическая литература. Эта литература бездонна, поэтому именно она, на мой взгляд, является и всегда будет являться основой нашего развития.

- Недавно Владимир Путин предложил составить список ста книг, которые должен самостоятельно прочитать каждый выпускник. Сформировать этот список он предложил с помощью культурных авторитетов. Как вы относитесь к этой идее?

Сто книг - это как-то искусственно, круглое число выбрано. Я думаю, необязательно придерживаться определенных цифр. Но идея порекомендовать молодежи наиболее ценные книги - неплохая. Хорошо, если в этот список войдет и классика, и современные книги. Такой список должен включать в себя и русскую, и мировую литературу. В него должна войти и научная литература. На мой взгляд, люди, рекомендующие книги для этого списка, должны быть известными деятелями культуры и науки, признанными авторитетами. Кстати говоря, у нас в библиотеке издана книга «Средь книжных миров», в которой наши почетные читатели делятся своими литературными предпочтениями и рекомендуют книги, которые повлияли на их мировоззрение, на их жизнь.

- Меняются ли с течением времени предпочтения читателей?

Конечно. Когда-то были очереди за книгами, которые сегодня на букинистических развалах. Когда-то старались подписаться на классику, на собрания сочинений, а теперь дети и внуки избавляются от этой литературы, привозят нам. Если раньше на зарубежную и русскую классику спрос был огромным, то теперь этой литературой практически никто не интересуется.

- Много ли среди читателей библиотеки молодежи?

По статистике, около пятидесяти процентов читателей библиотеки - молодежь. Раньше залы были просто переполнены молодыми людьми, они составляли около семидесяти процентов читателей. К сожалению, заметна явная тенденция к уменьшению количества молодых читателей. Они предпочитают виртуально посещать библиотеку, заходя на наши сайты.

- Как сказывается на уровне культуры молодежи отсутствие интереса к чтению?

Сейчас наблюдается снижение уровня грамотности молодежи. И это говорит о том, что молодые люди стали меньше читать. Когда человек не читает, он не видит перед собой правильного, хорошего текста. Кроме того, читающий, думающий человек ведет себя более культурно, логично излагает свои мысли в отличие от людей нечитающих. Я понимаю, что в наше время появляются какие-то новые формы общения, в речь входят новые слова, но все же в основе общения людей должен быть литературный язык.

- Возможно ли сейчас, на ваш взгляд, повысить интерес к чтению?

Мы изо всех сил стараемся привлечь к чтению все слои населения, это является основной задачей библиотеки. Мы не теряем надежды на то, что можно возродить интерес к чтению. Сейчас чуть ли не с детского сада стараются привить детям интерес к книгам. У нас разработана программа по обучению детей чтению. Но важно, чтобы любовь к чтению прививалась в семье. Конечно, человек может сам своим путем прийти к книге. Любовь к чтению может появиться уже и в зрелом возрасте, ведь никогда не поздно взять в руки книгу. Поэтому мы верим, что можно повысить уровень читательской культуры.

- Напоследок, что вы хотели бы пожелать и, может быть, даже посоветовать нашим читателям?

Скаленчук, В. В. «Читающий человек - глубокий человек» [Текст] : [интервью со Скаленчук В. В.] / Екатерина Пятибратова // Кузнецкий рабочий. - 2012. - 5 мая (№ 51). - С. 2: фото.

1. Как правило, они более утончённые / изысканные

Чтение позволяет людям вникать в мнения и реалии, которые отличаются от их собственных. Это помогает им усовершенствовать свою точку зрения. Чтение также способствует развитию интеллекта, мудрости, хладнокровия и терпения. Также не стоит забывать, что люди, которые читают с удовольствием, могут, как никто другой, по полной насладиться такими мелочами, как хорошее освещение, удобная мебель и вкусный чай.

2. Они более интеллектуальны

Когда вы много читаете, вы многое узнаёте. Если человек читает фэнтези, где речь идёт об эльфах и драконах, это не значит, что это глупое чтение. Такие книги могут быть наполнены жизненными уроками. Вы можете найти множество людей, читающих фэнтези. И у них словарный запас лучше, чем у тех, кто читает различные журналы или не читает вовсе. Они лучше понимают подсказки, лучше усваивают новую информацию. С ними также приятнее общаться. А это очень важно в отношениях. Я не хочу сказать, что читающий человек - это универсальный солдат, готовый ко всему. Но от таких людей вы гораздо реже будете слышать фразу «Я не знаю».

3. Они творческие

Креативность важна в отношениях. После пары лет отношений очень трудно удивить свою вторую половинку. Когда человек много читает, он поглощает творчество авторов, словно губка. Во всех этих книгах излагаются идеи, о которых читатели могли и не знать. И если вы хотите действительно длительных отношений, то читающие люди подходят для этого больше. Ведь они найдут способ поддерживать новизну в отношениях и сделают их интересными. Они просто будут использовать идеи, о которых они когда-то читали.

4. Они в душе всё ещё дети

А такие люди лучше понимают детей, и они знают, как с ними справиться. Ведь хорошие отношения рано или поздно приводят к детям. И давайте говорить честно, именно такие люди могут учить наших детей, пока они растут. Такие люди знают множество сказок и даже сами могут их придумать. Они позаботятся о том, чтобы дети действительно были поглощены рассказом.

5. Он будет более страстным любовником

Вы читали когда-нибудь со вкусом описанную постельную сцену в романе? Они очень наглядные, но не пошлые. В мирах, которые описаны в книгах, люди очень страстные. И, как мы уже говорили, люди, которые читают, узнают очень многое. А значит, книга может научить быть страстным.

6. Они более терпеливые

Чтение книг занимает достаточно большое количество времени. И занятым людям нужны недели, чтобы прочитать книгу до конца. Некоторые же могут проглотить пару сотен страниц всего за несколько часов. И в том и в другом случае нужно большое количество терпения. А терпение - это навык, который нужно оттачивать годами. И читающие люди действительно оттачивают его длительное время. Такие люди будут достаточно терпеливы, чтобы решить проблемы в отношениях.

7. Они многому вас научат

Как мы уже неоднократно заявляли, читающие люди знают многое. Они прочитали множество страниц, и эти страницы содержат различные уроки. Ведь не все книги, которые они читают, - это фэнтези, драмы или романы. Такие люди любят не только читать. Они также любят и учиться. Им это нравится. А это значит, что они могут также научить многому вас. Жизнь, отношения, техника и прочее. Разве есть для по-настоящему начитанного человека совсем уж непонятные темы? Если и есть, то он может об этом прочитать.

8. Вам гарантировано личное время

Читатели любят читать. Это звучит немного глупо, но дочитайте до конца. Во время чтения мы представляем пейзажи, людей и сцены, которые описаны в книге. И когда нас отрывают от чтения, всё обрывается. И приходится начинать сначала. Когда человек читает, он не любит, чтобы его беспокоили. А это значит, что у вас есть время на себя. Вы можете поспать, принять ванну, сходить по магазинам или заняться тем, что вам нравится.

9. Они действительно знают, что такое романтика

Они читают книги, содержащие элементы романтики. Даже если это фантастический роман, написанный специально для молодых парней или мужчин, в нём будет романтика. Герои и героини его книг переживают худшие моменты в жизни. Они переживали сражения и предательства, разлуку и отчаяние. Но, вопреки всему, они остаются вместе, преодолев все трудности. И если вы встретите читающего человека, будьте уверены, что он знает о романтике всё. А значит, ваша жизнь вскоре наполнится этой самой романтикой.

10. Они знают, что такое забота

Книги сделаны из бумаги. А бумага - очень хрупкая вещь. Она может быть уничтожена огнём, водой, да и просто временем. Так что будьте уверены, что читающие люди знают, как позаботиться о своих вещах. Ведь им захочется перечитывать свои книги снова и снова. Можете не сомневаться, такие люди будут бережно относиться не только к своим, но и к вашим вещам. Да и с вами они будут обходиться бережно. Конечно же, вы не вещь! Просто эти люди бережно относятся ко всему, что им действительно дорого.

В целом, читающие люди лучше многих остальных. Но будьте бдительны! Не каждый читающий человек такой, какой описан в моей статье.

« ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ – ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ»
День информации

Книги сопровождают человека на протяжении всей жизни, помогая ему в сложных ситуациях, в решении многих проблем, да и просто в организации интересного досуга. Именно книги являются материалом передачи знаний от поколения к поколению, основой образования, освоения культуры и истории. В разные периоды жизни человек обращается к самой разнообразной литературе – в детстве к сказкам и басням, в школьные годы – к обучающей и художественной литературе, в университете – к научной, узкоспециальной, и с каждым последующим годом жизни список интересующей человека литературы постоянно расширяется. И сегодня библиотеки являются самым доступным очагом концентрации разнообразной литературы.
Межпоселенческая центральная библиотека ежегодно приобретает много различной по жанру, специфике и содержанию литературы. Чтобы донести до читателя информацию о новинках традиционно устраиваются Дни информации для всех категорий читателей.
5 декабря 2013 года в МЦБ состоялся День информации « Человек читающий – человек успешный». Цель мероприятия – приобщение к чтению, знакомство с новинками литературы, пропаганда книги. В течение дня пользователи знакомились с книжными новинками различной тематики, для них был проведен подробный обзор представленных изданий. Вниманию читателей были представлены художественная, научно-познавательная, справочная литература.

Все издания сгруппированы по темам: экономика, история, психология, медицина, сельское хозяйство, краеведение, художественная литература. Особое внимание привлекли учебные пособия серии « Высшее профессиональное образования» по различным отраслям наук.

На мероприятие были приглашены учащиеся 10 класса СОШ № 1 (кл. рук. Степанян Л. Г.). Ребята узнали о новинках: литературе по различным областям знаний, о произведениях современных писателей и поэтов, ознакомились с новыми энциклопедиями, справочниками, учебной литературой.

Библиограф А. К. Бзезян провела обзор книг серии « Твой кругозор», куда вошли лучшие издания по гуманитарным и естественно-научным предметам, написанные российскими и зарубежными авторами. Книги серии не только расширяют кругозор, повышают образовательный уровень, помогают стать знатоками в различных областях знаний.

Внимание ребят привлекли книги серии « Самые нужные знания», где собраны сведения из разных областей знаний и сфер деятельности человека – географии, биологии, истории, филологии, других наук, любопытные факты о спорте и спортсменах, об известных и знаменитых людях.
С интересом ребята слушали отрывки из книги « Все величайшие загадки истории» о судьбах многих легендарных личностей прошлого: царицы Савской и короля Макбета, Жанны д"Арк и Александра I, Екатерины Медичи и Наполеона, Ивана Грозного и Шекспира.
Особенно заинтересовало ребят издание о людях, живших в разные времена в разных странах, которые были одержимы дерзким стремлением идти вперед, за горизонт. Это книга « Все величайшие путешественники» об энтузиастах, благодаря которым на карте появились новые моря, континенты, проливы, острова…
Библиотекарь К. В. Хаспекян представила издания по психологии, в которых рассматриваются практически все аспекты современного межличностного общения – деловой этикет, приемы публичных выступлений, вербальные и невербальные техники воздействия, рассказала о некоторых авторских методиках профессионального самоопределения – игры « Сударь-государь», « Болван».

Библиотекарь читального зала М. С. Арзуманян ознакомила с изданиями по кулинарии, рукоделию и домоводству, что особенно актуально в преддверии Нового года, для приготовления вкусных салатов, изысканных блюд, оригинальных тортов. Книги « Мягкая игрушка», « Поделки из природных материалов», « Вышиваем, вяжем, плетем из ниток и бисера» научат кройке и шитью, помогут в создании прекрасных изделий из самых обычных материалов, имеющихся под рукой.
Ребята с удовольствием рассматривали новые книги, понравившиеся взяли на дом.

В конце мероприятия, во время обсуждения услышанного и увиденного, ребята пришли к выводу, который можно выразить словами известного педагога и ученого Яна Амоса Коменского: « Стремящийся к мудрости должен любить книги больше золота и серебра. Ведь именно книги, а не золото и серебро способны привести такого человека к исполнению желаний… Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил».
Этот день ознаменовался ещё тем, что в гостях у библиотеки были члены Нахичеванской-на-Дону армянской общины во главе с Сергеем Михайловичем Саядовым, исполнительным директором, историком, руководителем проекта армянской Интернет-энциклопедии фонда « Хайазг».

Они преподнесли в дар издания об истории армянского народа, выдающихся деятелях армянского происхождения. Среди подаренных книг особо заинтересовала специалистов серия « Жизнь замечательных нахичеванцев» о наших земляках, знаменитых писателях, художниках, спортсменах. Сергей Михайлович представил книгу ростовского искусствоведа Валерия Рязанова « От Первого приюта до наших дней», которая является первым научным опытом изучения и обобщения самобытного культурного наследия донских армян. Не оставила никого равнодушными издание « Четыре года под полумесяцем» к 95-летию памяти жертв геноцида армян в Османской империи в 1915 году.

Текст: Тата Олейник
Иллюстрации: Вадим Смирнов


Человек научился читать примерно шесть тысяч лет назад. Именно тогда комиксы, которые люди древности любили оставлять друг другу на стенах пещер и стволах деревьев в качестве своеобразной стенгазеты:
знак «Вася», знак «дубина», знак «лев»
знак «лев», знак «съел», знак «Вася»,

начали складываться в то, что позднее станет пиктографическим письмом и иероглификой (появления алфавитов, основанных на фонетике, придется еще немного подождать).

Примерно с тех пор слово «грамотный» стало синонимом слова «умный».

Историческое и социальное значение письменности огромно. На самом деле это было в миллион раз круче изобретения лука, колеса или, скажем, двигателя внутреннего сгорания. Потому что именно тогда человечество сумело справиться одновременно со временем и пространством: отныне слово и, соответственно, знание на этой планете обрели бессмертие*.

Но, понимая эту огромную историческую значимость чтения, мы часто не задумываемся о том, что оно сделало с человеком на физиологическом уровне. Нет, это не про очки и сутулость.


« А я всегда, всегда подозревал, что на том самом дереве в том самом саду висели вовсе не бессмысленные овощи, а букварь и чернильница »


Как работает мозг во время чтения

Сейчас, пока ты читаешь эти слова, твой мозг внутри черепа полыхает как новогодняя елка, что прекрасно видно при томографических исследованиях. Пока твои глаза скачками ползают по строчкам (да, звучит, конечно, странновато, но именно так мы и читаем: в целом плавно, но с периодическими рывками, все равно как зависающий ролик просматриваем), в твоей голове кипит работа. Нейронные сигналы отчаянно мечутся по чуланам и завалам твоего гигантского храма разума, отчаянно перетряхивая всякую ветошь и спешно разыскивая значения наскоро расшифрованных символов.


Выглядит это примерно так:

Эй, мы ищем «заскорузлый»? Никто не видел «заскорузлый»? Где, блин, все синонимы? Так… «сухой», «сморщенный», «накуксившийся» - не, это уже совсем не то...
- Да просто повесьте ему перед носом картинку старого сапога - уж сообразит как-нибудь.
- Поздно, уже проехали! Теперь срочно требуется «пеммикан»!
- «Заскорузлый пеммикан»?! Что это вообще такое? Они там все рехнулись, что ли? Гоните контекст, лоботрясы!
- «Заскорузлый пеммикан застрял в вампуме старого кроу»!
- Боже!
- Быстро-быстро! Опаздываем!
- Что он вообще читает?
- «Моя жизнь среди индейцев».
- А, точно, индейцы, бли-и-ин… Опять активный словарь можно выкидывать. Придется в детство нырять, в Куперов всяких ибн Фениморов… А там такие ассоциации встречаются - такие зубы, такие пасти! Сожрут - и пикнуть не успеешь!
- А потому что не надо активный словарь в пятьсот слов иметь!
- Так вот и развиваем же, как можем… регулярным чтением... м-да.
- Все, больше не могу, синапсы отваливаются. Эй вы там, первичные! Намекните ему, что пора в туалет сходить, - сгоняйте к сфинктеру мочевого пузыря, пусть по старой дружбе поможет!

Мы редко задумываемся о том, что чтение сделало с нами на физиологическом уровне

Звуковую информацию мы воспринимаем куда менее драматично, ибо наш мозг эволюционно формировался в условиях, при которых умение оперативно расшифровывать звуковые сигналы было очень-очень важно. Чихание леопарда в далеких кустах мгновенно наводит такой порядок в синапсах, что ты и осознать ничего не успеваешь, а твои ноги уже развили среднюю крейсерскую скорость, сорок километров в час.

С чтением все иначе. Тексты не мелькают перед нами черно-желтыми пятнами, не облизываются плотоядно, не демонстрируют тебе восхитительную упругость млечных желез красавицы из соседнего племени. Это просто мелкие черные значки, жалкой сороконожкой ползущие по белому бумажному листу.

Чтобы превратить их в осмысленные сигналы, твоему мозгу приходится напрягаться изо всех сил. И помощников у него мало. Слушая чужую речь, мы воспринимаем интонацию говорящего, его дыхание, степень его возбужденности и увлеченности, а графические символы не дают и этого.

Когда ты читаешь, то первой активизируется первичная зрительная кора. Она как бы делает слепок слова. После этого данный слепок отправляется в угловую извилину, где по зрительной форме слова находят его акустический аналог, хранящийся в зоне Вернике*. «Именно в зоне Вернике происходит понимание слова, одновременно идет активация его представительства в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспечивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами» (Физиология человека. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. и др.).

* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« У глухих эта цепочка более сложная и включает в себя память тактильных и зрительных сигналов. Но принцип тот же »

Чем больше и лучше ты читаешь, тем скорее происходит процесс. У людей с наилучшими навыками чтения он занимает ничтожнейшие доли секунды, так что они почти не «слышат» прочитанное слово, в то время как люди со слабыми навыками чтения буквально проговаривают каждое слово про себя.


Если мозгу так трудно читать, то зачем его этим терзать?

А зачем ходить в спортзал? Ни одна другая нагрузка не является настолько полноценным и универсальным упражнением для мозга, как чтение. Никакие шахматы, логические задачи и решения кроссвордов не обеспечат такой нагрузки, ибо задействуют куда более ограниченные участки мозга. Тридцать минут чтения в день снижают, например, риск развития Альцгеймера у здоровых пациентов старше сорока пяти лет почти на треть (эти данные подтверждены группой Инны Слатски (Университет Тель-Авива, Израиль).

5 вопросов про чтение

1. Как научиться читать быстро?

Практикой. Чем больше читаешь, тем лучше навык. А также попробуй приучиться читать не повторяя слова про себя, а просто скользя по строчкам глазами. Сперва ты не будешь понимать ничего, потом потихоньку втянешься.

2. Почему я отключаюсь во время чтения? Вроде прочитал полстраницы, а ничего не помню?

Потому что твой мозг взял небольшую паузу и самовольно перестал обрабатывать поступающую информацию. Такое бывает и во время получения звуковых сигналов - на лекциях, например. Это в порядке вещей, если не происходит слишком часто, - дай своему вниманию пинка и перечитывай заново. Если ты отключаешься слишком часто - раз в 10 минут или больше, то у тебя СДВ - синдром дефицита внимания. Тоже поддается тренировке, хотя в США и Израиле его, например, предпочитают лечить медикаментозно, особенно у детей.

3. С развитием технологий книги и чтение уходят на третий план, не так ли?

Никогда еще в жизни человечество не писало и не читало столько, сколько оно пишет и читает со времен появления Интернета и SMS-сообщений. Что именно оно пишет и читает - это уже другой разговор, но большая часть надписей на всяких древних стелах не очень отличается, скажем, от постов на игровых форумах: «Сегодня я, Великий Мумук, попрал своей пятой выи тысячи врагов, а подлого Бубука я еще поймаю и выпущу ему кишки». Примерно так.

4. Сейчас распространено мнение, что не нужно слишком рано приучать ребенка к чтению - всему свое время. Правильно ли это?

По мнению автора этой статьи, данное мнение могут распространять только вредители. Чем раньше ребенок освоит навыки чтения, тем проще ему будет читать и тем больше книг он усвоит в то время, когда полученная информация особенно хорошо закрепляется в памяти.

5. Как приучиться читать современному взрослому, если ему не хватает на это времени?

(Cоветы извлечены из произведения «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали» Пьера Байяра) Ходи с книгой сам знаешь куда. Пересядь с личного транспорта на общественный. Читай книги с телефонов и компьютеров. Вообще машинально прочитывай все, что оказалось у тебя под рукой, если ты уже три минуты сидишь и ничего не делаешь. Перечитывай книги, которые ты уже читал. Лучше хорошо знать 20 книг, чем ни черта не помнить о прочитанных ста. Неопытному читателю лучше читать то, что ему нравится, а не то, что читать нужно («Как культурному человеку можно не знать «Гептамерона»?!») или престижно («Как, ты еще не читал «Теллурию»?!»).



Но улучшение качества работы мозга - вовсе не главный профит от чтения. Оставим в стороне образованность, культурный уровень и умение поддержать светский разговор (практика подсказывает, что в светских разговорах почему-то очень редко упоминаются Мураками, Толстой и Диккенс, там куда чаще звучат имена Ёдзи Ямамото, Коко Шанель и Славы Зайцева). Расширения словарного запаса тоже можно добиться не только чтением: прослушивание аудиокниг, скажем, или просто частое общение с начитанными собеседниками неизбежно сделают твою речь и твои мысли намного богаче. Куда важнее способность нашего сознания очень хорошо поддаваться библиотерапии.


Лаз в иные миры

Этот термин появился в середине прошлого века, но лечить душевнобольных и просто психически нестабильных людей с помощью книжек начали еще за сто лет до того (кстати, одним из пионеров этого дела был наш соотечественник И. Дядьковский). Именно потому, что чтение так активно задействует фактически весь наш мозг, оно способно кардинально менять наше настроение, самочувствие и мироощущение. Грубо говоря, если наш застрессованный и депрессивный мозг рисует нам печальную картину разрухи мира вообще и нас самих в частности, то ситуацию можно улучшить, заставив этот мозг усиленно обрабатывать другие картинки - с порхающими бабочками, розовыми слонами и отважными индейцами, крадущими белокурых красавиц.

Библиотерапия - это возможность уходить в иные миры в поисках душевного комфорта

И никакое кино тут рядом не стояло, потому что ни один самый великий Тарантино не сумеет заставить твой мозг поверить в истинную реальность происходящего. Именно потому, что простой зрительный сигнал, картинка с экрана, в нашей голове не подвергается и десятой доли той обработки и расшифровки, которые проходит печатное слово. Вот, прочитай медленно фразу:

В самом сердце темного леса на корявой ветке старой сосны висит маленький белый фарфоровый чайник с зеленой розочкой на боку.


Знаешь, что мы с тобой только что сделали? Мы заставили тебя вообразить этот лес, эту сосну и этот дурацкий чайник. Ты лично извлек их из небытия, такими, какими их увидел именно ты, и отныне они будут пребывать тут навеки. Наши поздравления. Нет другого способа так хорошо и так надежно уходить в иные миры, как чтение. И чем лучше навыки чтения у человека, чем быстрее и активнее он пожирает страницы, тем глубже и полнее иллюзия. Это, кстати, одна из причин, почему очень много и жадно читающие люди редко становятся пьяницами и наркоманами - потому, что им это не нужно*. К их услугам и так десятки тысяч реальностей, услужливо открывающих им свои доступные страницы.

* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Нет, они могут ими стать, но обычно это происходит после того, как по тем или иным причинам у них угасает интерес к книгам »