ФГОС во внеурочной деятельности
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.
внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию;
она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов . Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Выбор ОУ модели организации внеурочной деятельности младших школьников в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
I этап- определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе начального общего образования;
II этап - анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением;
III этап - анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;
IV этап - выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями её реализации.
Следование алгоритму позволит ОУ наиболее эффективно реализовать ту часть основной образовательной программы, которая в общей степени определяется социальным заказом школе и обеспечивает оптимальное использование внутренних и внешних ресурсов ОУ для создания необходимых условий успешного введения ФГОС.
Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением.
Модели внеурочной деятельности, основание выбора которых соответствует условиям организации образовательного процесса в ОУ:
Внутришкольная модель реализуется в ОУ самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.
Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений - социальных партнёров. Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие ОУ, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.
Иная классификация организационных моделей внеурочной деятельности представлена в Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»:
- модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования). Связующим звеном являются такие формы её реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Преимущества этой модели заключается в привлечении специалистов дополнительного образования, а также в организации образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию.
- модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Данную модель характеризует:
создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;
содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоровьесберегающие условия.
- оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, тьютор и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
- инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации.
При выборе моделей организации внеурочной деятельности младших школьников в различных условиях реализации образовательного процесса инвариантными являются следующие позиции:
ООП НОО реализуется в ОУ через учебный план и внеурочную деятельность;
Внеурочная деятельность является одним из основных организационных механизмов реализации программы ОУ, это обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Она определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём для каждого обучающегося или группы обучающихся.
Анализируя цель, принципы внеурочной деятельности образовательной программы начального общего образования, предлагаемые модели и ресурсное обеспечение нами была выбрана модель «Школы полого дня», смешанная модель.
Модель ВД нашей школы предполагает организацию ВД по нескольким направлениям:
Образовательные программы ВД в линейном режиме (коррекционно-развивающие индивидуальные и групповые занятия, логопедические занятия, ОБЖ, подвижные игры, «Основы граждановедения», «Занимательная математика»,).
Образовательные программы ВД в режиме концентрированного обучения («Веселый этикет», театральная студия «Какаду», «Волшебный мир бумаги», «Коллекция идей»)
Коллективно-творческие дела, являющиеся частью воспитательной системы.
Программы учреждений дополнительного образования.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы, которые включены в общую годовую циклограмму.
Фиксация участия ребенка осуществляется классным руководителем и воспитателем в карте занятости учащегося, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Вначале учебного года нами была проведена большая подготовительная работа. В конце учебного года и вначале сентября учителями классов внедряющих ФГОС было проведено анкетирование родителей с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.
По итогам анкетирования были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а педагогами были составлены рабочие программы по своему направлению. Было составлено расписание занятий. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе или в учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы были сформированы из детей разных классов с целью обеспечения их индивидуальных потребностей и интересов в объёме не менее 10 часов в неделю.
Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, клубы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики, краткосрочные курсы.
В этом учебном году в нашем ОУ направления развития личности реализуются следующими курсами и клубами.
Направление развития личности | Спектр программ внеурочной деятельности |
Спортивно-оздоровительное | Клуб «Здоровячок» Клуб «Олимпионик» Клуб «Полярная звезда» |
Духовно-нравственное | Кружок «Казачок» Отряд правоохранительной направленности «Русичи» |
Социальное | Курс «Переходим на зелёный» Курс декаротивно-прикладного творчества «Волшебный мир бумаги» Курс декаротивно-прикладного творчества «Коллекция идей» Кружок «Флористика» |
Общеинтеллектуальное | Клуб «Грамотей» Учебно-практическая конференция детских проектов Кружок «Начально-технического моделирования» |
Общекультурное | Курс театрализованной деятельности «Радуга» Театральный кружок «Какаду» Клуб «Весёлый этикет» |
1.Спортивно-оздоровительное направление представлено в нашей школе
спортивным клубом «Олимпионик» (автор Петров В.М.) Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
клубом «Здоровячок» (Автор Султанова И.В.) Цель которого - формирование у младших школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Клуб туристической направленности «Полярная звезда» (автор Приймак О.К. Цель -
2.Общекультурное направление представлено
кружком Любительский театр «Радуга» (автор Макарова Т.М.), театральной студией «Какаду». Их целью является освоение мира художественной культуры на основе реализации собственного творческого потенциала и овладения языком музыкального театра;
Клуб «Веселый этикет» (Трясцина С.Н.). Цель: адаптация школьников к социальной среде через развитие коммуникативных способностей личности.
3. Духовно-нравственное направление осуществляется через
кружки «Казачок» (Андреева Е.А.), Отряд правоохранительной направленности «Русичи» (Автор Вахрина Т.В.). Цель: формирование патриотизма и нравственно-этического воспитания как средства развития личности учащихся. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Социальное направление представлено
Краткосрочными курсами «Коллекция идей» (автор Гавриленко Е.В.), «Волшебный мир бумаги» (автор Гладкова Т.Г.), кружок «Флористика» (Иванова М.Ю.) - нацелены на раскрытие творческого потенциала личности через привитие устойчивого интереса посредством занятий флористикой и декоративно-прикладным творчеством;
Курс « Переходим на зелёный» (Автор Дедова Т.Б.), который реализует программу « Прекрасный мир цветов » направленую на формирование интереса к сфере деятельности, связанной с выращиванием растений. Цель программы: углубить знания обучающихся о разнообразии комнатных растений и растений открытого грунта; привить практические умения и навыки по выращиванию растений; освоение социального опыта, необходимого для жизни в обществе, участие в общественно-полезной деятельности школы;
5. Общеинтеллектуальное направление клубом «Грамотей» (автор Макарова Т.М.), цель которого создание условий для формирования устойчивого интереса к изучаемым предметам, готовности осваивать изучаемый материал по русскому языку, математике, природоведению учащимися с ЗПР.
кружок « Начальное техническое моделирование» (Жежерун О.И.). Цель: расширение знаний о значении техники в жизни людей, формирование умения самостоятельно конструировать
Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.
Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка - это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Педагоги в октябре 2013г. участвовали в краевой практической конференции «Формирование личностных УУД в урочной и внеурочной деятельности», где представили опыт ВД в форме открытых занятий по курсам «Весёлый этикет» и «Коллекция идей».
В мае 2013 года Клубы «Здоровячок» и «Русичи», краткосрочный курс «Волшебный мир бумаги» были представлены на краевой практической конференции «Современные подходы к воспитанию детей с ОВЗ в условиях специализированных и неспециализированных ОУ».
Программы краткосрочных курсов ВД «Коллекция идей», «Переходим на зеленый», «Волшебный мир бумаги» получили экспертное заключение городского методического совета и приняли участие в Городской ярмарке педагогических инноваций 2013.
В январе 2013 г детские работы были представлены на городской выставке «Чудеса своими руками», где заняли призовые места.
Важно иметь в виду, что
внеурочная деятельность
— это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Школа после уроков - должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Сегодня вашему вниманию представлены 4 занятия. Два занятия спортивно-оздоровительной направленности-это занятие клуба «Олимпионик» и занятие клуба «Здоровячок». Занятие курса театрализованной деятельности «Радуга» и курс декоративно-прикладного творчества «Волшебный мир бумаги».
Материал из Saratov FIO Wiki
Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС НОО, предполагает развитие у учащихся универсальных умений и способов деятельности, когда задача педагогов состоит в помощи ребенку в самопознании, самораскрытии, в выработке и развитии способов, позволяющих ему приобрести опыт использования средств развития своей индивидуальности. Естественно, что этот подход должен в полной мере реализовываться и в процессе внеурочной деятельности: не давать ребенку готовую сумму знаний, а ставить его в ситуацию поиска, выбора.
Кроме того, опора на данный подход позволит
Объединить усилия всех участников данного процесса, что будет способствовать повышению его эффективности;
Расширить диапазон воспитательного воздействия на ребенка;
Включить ребенка в целостной интегрированный педагогический процесс;
Оптимально использовать кадровые, материально-технические, финансовые ресурсы учреждения.
В связи с этим роль школы заключается в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса. Достижение этого связано не только с изменением содержания образования и средств педагогической деятельности, но и со значительной перестройкой всей организации жизни школы, её уклада.
При этом особое внимание необходимо уделять организации второй половины дня, когда открывается простор для педагогического творчества, когда вся деятельность строится исключительно на интересе школьников и их свободном выборе.
Идея организации второй половины дня не нова, она была широко обсуждаема в 70-80-х годах XX столетия и нашла свое подтверждение в научной литературе в работах известных ученых-психологов XX века В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, которые указывали, что внедрение развивающего обучения наиболее успешно будет протекать при условии:
Многообразия видов деятельности и ее добровольности;
Превращения школы в школу-клуб.
Научным фундаментом организации внеурочной деятельности являются гуманистические идеи педагогики и психологии, теоретические разработки в области развивающего образования, дополнительного образования, педагогики сотрудничества, педподдержки А.Б. Воронцова, О.С.Газмана, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.В. Катуновой, С.Э. Каркалиной., Э.Г. Костяшкина, Г.Н.Кудиной,О.Е. Лебедева, З.Н. Новлянской, С.Д.Полякова, В.В.Репина, О.К. Репиной, Н.Л.Селивановой, Г.К.Селевко, В.А.Сластенина, Е.Н.Степанова, А.Н.Тубельского, Т.И.Шамовой, Б.Д.Эльконина и др.
Еще в 70-е годы XX века на практике (М.В. Катунова, С.Э. Каркалина, Э.Г. Костяшкин, А.Н.Тубельский и др.) была подтверждена необходимость, с одной стороны, и эффективность, с другой, организации второй половины дня с использованием различных видов деятельности для успешного развития личности ребенка.
Ребёнок уже с детства знакомится с различными видами деятельности. Он оказывается включенным в разнообразные отношения. Характер этих отношений будет влиять на процесс развития и социализации ребенка, формирования его позиции: позиции потребителя или позиции производителя материальных и духовных благ. Это, по мнению Григорьева Д.В. и Степанова П.В., – стержень социализации личности, показатель его развития и взросления (своими руками сделал поделку для младшего брата, вместе с друзьями сделали подарки для детского дома, ходили в экспедицию по очистке родников, рисовали панно для больницы, подготовили концерт для ветеранов и т.д.).
Процесс воспитания в школьном пространстве, безусловно, непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.
С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности :
Спортивно-оздоровительное,
Духовно-нравственное,
Социальное,
Общеинтеллектуальное,
Общекультурное.
Выбор направлений и наполнение конкретным содержанием каждого из направлений находится в компетенции образовательного учреждения.
Обратите внимание!!!
Во многих образовательных учреждениях встречается ошибка при определении направлений.
Например, научно-познавательное, патриотическое, художественно-эстетическое и др. не названы в ФГОС НОО.
Рассмотрим подробнее особенности организации каждого из указанных в ФГОС НОО направления.
Спортивно-оздоровительное направление
Основными целями реализации данного направления являются: способствовать
Освоению младшими школьниками основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе (ведение здорового образа жизни, сохранение и поддержание физического, психического и социального здоровья);
Развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного российского общества (например, в Саратовской области приоритетными базовыми ценностями являются: патриотизм, семья, здоровье, Отечество и т.д.);
Приобретению школьниками нового ценностно-окрашеного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
В процессе реализации данного направления предполагается решение следующих задач: мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности; формирование и развитие детских общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности; помощь младшим школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности основывается на принципах: природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотизма, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.
Примечание. Для детей младшего школьного возраста Саратовской области наиболее оптимальной является такая форма реализации спортивно-оздоровительной деятельности как туристско-краеведческая подготовка (объединения: «Детский туризм», «Наше здоровье - в наших руках», «Эстафетная подготовка», «Пеший туризм», «Общая физическая подготовка», «Легкая атлетика», «Атлетика и скульптура тела», «Юный путешественник», клуб «Здоровячок»). Кроме этого большой популярностью пользуется сюжетно-ролевая деятельность с максимальным использованием средств физической культуры, например, день дублера. В проведении этого дня могут принимать участие дети из разных объединений, кружков, спортивных секций.
Социальное направление
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Основным содержанием понимания социализации является перевод младшего школьника в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества. Иными словами речь идет о реализации такого направления внеурочной деятельности как социальное (социальное творчество). Социальное творчество школьников – добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Примечание. В Саратовской области данное направление удачно реализуется через детские общественные организации («Синегория», «Родничок», «Лидер» и т.д.), детские объединения (пионеры, скауты, юные инспектора движения, юные друзья пожарных), детские движения (волонтеры).
Наиболее эффективной, из применяемых в этом направлении технологий, можно считать технологию социального проектирования.
Технология социального проектирования легла в основу программы «Гражданин» и включает в себя следующие этапы:
Подготовка учащихся к работе над проектом;
Выбор проблемы;
Сбор информации;
Разработка собственного варианта решения проблемы;
Реализация плана действий участниками команды;
Подготовка к защите проекта. Формирование портфолио;
Презентация проекта;
Рефлексия.
Подробнее с программой «Гражданин» и условиями проведения всероссийской акции «Я – гражданин России» можно познакомиться на сайте Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования http://www.sipkro.ru .
Кроме этого, к использованию в образовательных учреждениях можно рекомендовать такие технологии как социальная проба и социальная практика.
Общеинтеллектуальное направление
Данное направление может реализовываться через факультативные занятия, кружки познавательной направленности, научные общества обучающихся, интеллектуальные клубы и т.д. Основная цель реализации данного направления: активизация познавательной деятельности обучающихся, создание условий, которые способствуют вовлечению школьников в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива. Примечание. Это направление можно с успехом реализовывать через такие объединения как: «Самый умный», «Самоделкин», «Страна Цифирия», «АБВГДейка» «Экология для младших школьников», и т.д.
Духовно-нравственное направление
В направлении духовно-нравственного развития обучающихся можно выделить следующие составляющие:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Цель и задачи духовно-нравственного направления организации внеурочной деятельности обучающихся достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:
Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала;
Укрепление нравственности;
Принятие обучающимся базовых национальных ценностей;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
Осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
Формирование основ российской гражданской идентичности.
Примечание. В образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Саратовской области данное направление внеурочной деятельности представлено следующими объединениями: «Основы православной культуры», «Моё право», «Литературное чтение», «Души прекрасные порывы», «Я – гражданин своей страны» и т.д.
Общекультурное направление
Задача общекультурного направления внеурочной деятельности состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается общекультурное воспитание.
У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе общекультурного воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.
Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.
Примечание. Педагогам образовательных учреждений можно рекомендовать следующие объединения по реализации данного направления: «Театр «Малышок», «Школа волшебников», Музыкальная студия «Мелодия», фольклорная студия «Ручеек» и т.д.
В приказе Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» перечислены формы реализации внеурочной деятельности :
Экскурсии,
Круглые столы,
Конференции,
Диспуты,
Школьные научные общества,
Олимпиады,
Соревнования,
Поисковые и научные исследования,
Общественно полезные практики и др.
– понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного планаОУ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово - развлекательная деятельность
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Педагогами школы разработаны образовательные программы внеурочной деятельности следующих направлений:
1 . Художественно-эстетическое направление
Образовательная программа «Истоки русской народной культуры» знакомит учащихся с технологией изготовления тряпичных кукол. Дети, создавая кукол из ниток, ленточек, лоскутков, тесёмок, знакомятся с бытом, обычаями, традициями русского народа, календарными праздниками, обрядами.
2. Спортивно-оздоровительное направление
- Реализовывать это направление помогает система клубных часов «Уроки здоровья». Через игры, викторины, путешествия, анкеты, беседы дети учатся правильно относиться к своему здоровью.
- Ещё одна образовательная программа, реализующая здоровьесберегающие технологии – это спортивные игры. Возрождаются такие игры, как лапта и городки. Эти незаслуженно забытые игры вызывают восторг и интерес у современных ребят.
- У мальчиков особенно пользуется успехом футбольная секция. В школе 3 команды, которые имеют успех на уровне не только района, но и города.
3. Научно-познавательное направление
Особое внимание уделяется образовательным программам научно-познавательного направления.
На кружке «Давайте поиграем» используются игровые и тренинговые технологии с целью преодолеть тяжёлый этап адаптации первоклассников, наладить отношения в складывающемся коллективе, приобретения навыков общения между детьми и со взрослыми.
Игровая деятельность пронизывает все направления внеурочной деятельности. Разнообразные виды игр используются на предметных неделях.
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клубов «Что? Где? Когда?»), киноклубов, школьных редакций газет, библиотечных вечеров, дидактических театров, фестивалей культур, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п.
Проблемно – ценностное общение можно осуществлять как в школе, так и за её пределами, так как, дети любят выезжать, проводить время вне школы в кругу сверстников, проявлять свои творческие способности.
Организация досугово – развлекательной деятельности требует некоторой подготовки. Например, ежегодно в школе проводится конкурс «Школьный артист» , где может принять участие любой, независимо от возраста и рода увлечений.
Организовать художественное творчество детей позволяют кружки:
- Тряпичная кукла
- Роспись по дереву
- Очумелые ручки
- Обучение в хоре
- Обучение игре на свирели
Социальные проекты на основе художественной деятельности:
- Проект «Мои любимые бабушка и дедушка» , приуроченный ко Дню пожилого человека.
На первом этапе каждая параллель получила задание. 1-ые классы – участвовали в конкурсе рисунков, 2-ые – в конкурсе стихов, 3-ьи – готовили сценки, 4-ые – писали сочинения. Заключительным этапом стала презентация в форме концерта.
- Проект «Парад Принцесс» , посвящённый Дню 8 Марта, проходил в 2 тура. В первом туре участвовали все желающие девочки начальной школы. Конкурс проходил в каждом классе. Жюри, в лице родителей, выбрало только по одной представительнице от каждого класса, которая принимала участие в параде. Во втором туру принцессам также представлялась возможность проявить себя.
Ребята легко отзываются на участие в разных акциях, например, «Зелёная планета» (2 раза в год сбор макулатуры), «Цветы победы» (ко Дню Победы).
Очень актуальный вид деятельности – трудовая. Техническое моделирование позволяет раскрыть способности к конструированию, ориентации в пространстве. Практика показывает, всё больше детей имеют нарушения именно в этой области.
Трудовой десант дисциплинирует учащихся.
Традиционно в школе проходят такие мероприятия как:
- День бегуна
- Неделя здоровья
- Ведётся учёт личных достижений
- Конкурс стенгазет, презентаций, рефератов на спортивные темы
Туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих экспедиций, слетов, соревнований и подготовок к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т.п.
Для организации краеведческой деятельности поддерживаем связь с историческим краеведческим музеем Рыбацкой библиотеки. Посещаем интересные занятия, которые проводит увлечённый и знающий историю села и его жителей человек - Вера Михайловна Глушкова.
В школе постоянно пополняется экспонатами музей Ладожской флотилии , в котором проводятся занятия для учеников.
Наш город имеет большую возможность для экскурсионной деятельности .
План внеурочной деятельности - организационно-прогностический документ, который структурирует запланированную в этой сфере работу. Это организационный инструмент реализации ООП, в которую, согласно требованиям ФГОС, входит не только учебная, но и внеурочная деятельность, обеспечивая не только образовательные, но и индивидуально-личностные потребности учеников. План внеурочной деятельности по ФГОС регламентирует:
- перечень и характер направлений работы;
- принципы, порядок, формы и объем деятельности.
Документ разрабатывается и утверждается каждым образовательным учреждением самостоятельно.
Внеурочная деятельность по ФГОС: характеристика
Внеурочная деятельность по ФГОС является одним из средств реализации ООП. Это образовательный процесс, осуществляемый в формах, отличающихся от используемых в классно-урочной системе, но неизменно направленный на освоение школьниками программы.
Образовательные учреждения обязаны обеспечивать реализацию учебного плана и внеурочной деятельности по ФГОС , руководствуясь п.16 ФГОС НОО и п.13 ФГОС ООО, указывая это в соответствующих документах. В школе внеурочная деятельность содействует освоению ООП, помогает ученикам достигать метапредметных и личностных результатов, которые предполагают не столько освоение конкретных знаний, сколько получения навыков действия и принятия решений. Это обусловлено тем, что предметные результаты достигаются на уроках, а метапредметные - во внеурочной деятельности. Исходя из этого, внеурочка, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, опираясь на связь теоретических знаний с практикой, средства наглядности, доступность:
- упрощает процесс адаптации детей в школе;
- оптимизирует учебные нагрузки;
- благоприятно сказывается на условиях для всестороннего развития школьников.
В ходе реализации внеурочной деятельности используется материально-техническое и научно-методическое обеспечение школы, внешние связи и информационные ресурсы.
Внеурочка не входит в учебный план, а потому не измеряется в часах аудиторной нагрузки и не учитывается при расчете предельно допустимой учебной нагрузки. Образовательная нагрузка реализуется через урочную и внеурочную работу, а потому ее величина должна быть согласована с с правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, однако ограничения на объем не относятся к внеурочке, реализуемой в рамках обязанностей педагогов допобразования, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, работа которых не отражена в учебном плане. Важно чередовать статические и двигательно-активные занятия учащихся, чтобы внеурочная деятельность соответствовала санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Сохраните это себе, чтобы не потерять:
Больше узнать о принципах организации внеурочной деятельности в школе, составления и изменения прогностических документов помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»
- Программа внеурочной деятельности, которая поможет выполнить с учениками итоговые проекты (образовательная деятельность)- Как составить перспективный план внеурочной деятельности на уровень основного общего образования (образовательные программы)
План внеурочной деятельности по ФГОС НОО и ООО составляет заместитель директора по УВР, который действует по простому алгоритму. Изначально он определяет объем, формы организации структуру направлений внеурочки, которые могут и будут реализованы в школе. Содержание внеурочной деятельности опирается на ресурсные возможности образовательного учреждения и потребности учащихся. Выбрав модель внеурочной деятельности, школа определяет наполняемость групп и их количество. Согласно санитарным требованиям, наполняемость классов не должна превышать 25 человек, а при наличии дополнительных средств классы могут делиться на группы. В учреждениях допобразования, осуществляющих внеурочную деятельность, в группах должно быть не более 15 учащихся (исключение составляют оркестровые, танцевальные и хоровые коллективы). Ученики и их родители по своему усмотрению выбирают число курсов внеурочной деятельности (по каждому учащемуся классрук ведет учет, дважды в год подавая соответствующую информацию завучу).
Родители или законные представители детей выбирают дополнительные программы внеурочной деятельности в конце учебного года (преимущественно на родительских собраниях). Процедура выбора программ протоколируется, а принятое решение заверяется подписями родителей. При этом родители могут отказаться от реализации внеурочной деятельности через программы в формате аудиторных часов, но поскольку их должно быть не более 50 %, для этого учащегося внеурочка будет реализовываться через другие используемые в школе формы. Аналогичный алгоритм работает для учеников, которые профессионально занимаются в учреждения допобразования (в этом случае в отчетах указывают, что деятельность реализуется ресурсами родителей и школы). Родителям достаточно предоставить заявление о том, что их ребенок посещает учреждения спорта, культуры или допобразования с указанием недельной нагрузки. Любой школьник может быть освобожден от внеурочки «по состоянию здоровья».
Модели и направления внеурочной деятельности
Важно не путать понятия «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование», несмотря на то, что оба они направлены на достижение метапредметных и личностных результатов. Именно поэтому благодаря внеурочной деятельности дети учатся принимать решения, действовать и чувствовать, участвуя в различных формах организации работы, отличных от привычной классно-урочной системы. Дополнительное образование, напротив, больше ориентировано на реализацию дополнительной образовательной программы, которая стимулирует творчество, познавательную активность детей. Связывают оба понятия учебные курсы по выбору, школьные научные общества, факультативы и прочее. Основополагающее отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования в том, какие образовательные результаты контролируются. Результаты учеников, которых они достигают на внеурочных занятиях, соответствуют ФГОС по уровням общего образования. Результаты обучающихся по дополнительным программам закон не устанавливает.
Прежде чем составить план внеурочной деятельности по направлениям согласно ФГОС , ответственный за эту работу определяет модели организации внеурочной деятельности среди существующих:
- «школа полного дня»;
- дополнительного образования с привлечением учреждений культуры и спорта;
- модель, оптимизирующая все школьные ресурсы;
- инновационно-образовательная;
- смешанная.
Практика показывает, что чаще всего завучи по УВР выбирают смешанную модель, объединяя оптимизационную и учреждения дополнительного образования. После выбора модели определяют направления и виды деятельности, помня о том, что все они направлены на достижение воспитательных результатов и освоение ООП.
Несмотря на то, что внеурочная деятельность может осуществляться в формате аудиторных занятий, их число не должно превышать 50 % от общего количества, тогда как большую часть должны составлять соревнования, экскурсии, школьные проекты, научные исследования, секционная и кружковая работа, диспуты, конференции, мастер-классы, круглые столы, олимпиады и прочее. Благо, разнообразие видов занятости позволяет выбирать наиболее интересную и актуальную для учащихся. Различают игровую, познавательную, спортивно-оздоровительную, трудовую, туристско-краеведческую, досугово-развлекательную деятельность, социальное и художественное творчество, которые находят отражение в плане занятий по внеурочной деятельности по ФГОС . Все они реализуются как в формате еженедельных занятий, так и в масштабных мероприятиях (соревнования, экспедиции, фестивали и конкурсы), которые проводятся во время вне учебных занятий. Учитываются не только пожелания родителей и потребности детей, но также опыт реализации внеурочной деятельности, рекомендации школьного психолога и возможности педколлектива.
В школах внеурочка, как правило, реализуется через:
- формируемую школьниками часть учебного плана (практикумы, специальные курсы, дополнительные образовательные модули, школьные научные сообщества);
- дополнительные образовательные программы, разработанные внутри образовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений культуры, спорта и допобразования;
- работу групп продленного дня;
- классное руководство и деятельность отдельных учителей-предметников, старшего вожатого, педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога;
- инновационную деятельность по внедрению и апробации новых ОП.
Чтобы составить план внеурочной деятельности по ФГОС на 9 класс , 10 или 11 класс, используются два подхода:
- взять за основу дополнительную образовательную программу, соотнеся число часов для теории и практики с кадровыми ресурсами и потребностями детей;
- разработать рабочую программу на основе созданной, уточнив задачи, цели, содержание, методы, результаты и формы коллективной и индивидуальной работы.
План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности - документ, систематизирующий формы работы с учащимися, которые не вписываются в классно-урочную систему передачи знаний. Его составляют на основе:
- содержательного раздела ООП (коррекционной работы, программ формирования УУД) с учетом направлений развития личности учащихся;
- положений примерных ООП, планов работ классруков;
- программ духовно-нравственного развития, приобщения к ЗОЖ и экологической культуре в начальной школе, а также программ социализации и воспитания в основной и средней.
За отсутствие плана внеурочной деятельности на момент проверки директор получает предписание от контролирующих органов.
Составление плана внеурочной деятельности по ФГОС
Следует отметить, что работу над ООП на следующий год начинают за полгода до начала учебного года.
- В феврале рабочая группа оценивает результаты освоения ООП, полноту реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности, качество внеурочных занятий.
- В марте завуч по УВР конкретизирует план внеурочки, а вместе с ним и учебный план.
- В апреле методисты вносят коррективы в рабочие программы внеурочной деятельности.
- В августе директор приказом утверждает новую редакцию или новую ООП.
План разрабатывается на период реализации программы. Алгоритм планирования внеурочной деятельности выглядит следующим образом:
Первый этап . Завучу необходимо определить направления деятельности для развития личности учащихся. Их регулирует ФГОС начального, основного и среднего общего образования, выделяя социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное направления. Направления деятельности должны соответствовать формам.
Направление | Формы | Образовательные результаты учащихся по ФГОС |
Спортивно-оздоровительное | Экскурсии, физкультминутки, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры, организация походов, «Дней здоровья», внутришкольных спортивных соревнований, проведение выставок рисунков по охране здоровья, проведение летней оздоровительной кампании, проведение классных часов по культуре безопасности жизнедеятельности. | Целостное представление о культуре здорового образа жизни. Опыт планирования и соблюдения режима дня. Первичные умения физической саморегуляции. |
Социальное | Беседы, предметные недели, проектная деятельность, выпуск школьной газеты, благотворительные акции, встречи с ветеранами, уроки мужества, рисование, проведение субботников, экологических акций, разведение комнатных растений, сельскохозяйственный труд на пришкольном участке (выращивание овощных и цветочно-декоративных культур), проведение совместных календарных праздников и других мероприятий и коллективных творческих дел. | Опыт конструктивной коммуникации; первичные представления о правовом обществе. Опыт гражданской рефлексии в рамках социальных практик. |
Общеинтеллектуальное | Интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры, игровые познавательные программы. | Сформированные универсальные учебные действия. Опыт познавательной рефлексии, учебной самоорганизации. Развитые навыки самооценки. |
Духовно-нравственное | Концерты, тематические вечера, беседы, выставки творческих работ, просмотр фильмов, рисование, проектная деятельность, экскурсии в театры и музеи, конкурсы, встречи с ветеранами ВОВ и труда, беседы об участниках «горячих точек», проведение «Уроков мужества», оформление рассказов о прадедах, защищавших страну, проведение тематических классных часов, литературно-музыкальных композиций. | Опыт морального выбора; освоение нравственных норм и ценностей. |
Общекультурное | Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, творческие проекты, выставки детских рисунков и поделок учащихся, организация выездных дней театра, проведение тематических классных часов по этикету, проведение театрализованных представлений на школьных праздниках, украшение, оформление классов, зала к различным мероприятиям. | Опыт эмоционально-ценностного отношения к предметам искусства, достояниям мировой культуры. |
Второй этап . Расчет ежегодной трудоемкости внеурочной деятельности. Поскольку ФГОС регламентирует только общую нагрузку для внеурочки, школьная администрация вправе распределять ее по годам самостоятельно, руководствуясь только требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и ресурсной базой учреждения. Так, в начальной школе предусмотрено 1350 часов/4 года = 337 часов в год, в средней - 1750 часов/ 5 лет = 350 часов в год, а план внеурочной деятельности на 10-11 класс по ФГОС - 700 часов/ 2 года = 350 часов в год.
При этом в разные годы объем внеурочной деятельности может отличаться: уменьшая количество часов в один за счет увеличения в другой год. Решением коллегиального органа в связи с особыми финансовыми, материально-техническими и кадровыми условиями школы объем внеурочной деятельности можно уменьшать.
Третий этап . Составляется пакет курсов внеурочной деятельности и образовательных программ на основании направлений, форм и содержания внеурочки. Важно помнить, что содержание программ и курсов федеральные стандарты не регулируют, это относится к компетенции образовательного учреждения, однако внеурочная деятельность неизменно направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов учеников.
Четвертый этап . Утверждение плана внеурочной деятельности по ФГОС НОО, ООО и СОО, учебных программ. Важно учесть, что план для каждого уровня образования составляется отдельно и не входит в структуру учебного плана. План внеурочной деятельности школы по ФГОС включен в ООП, а потому утверждается:
- соответствующим приказом директора школы или грифом, который проставляется непосредственно на локальном акте «Об основной образовательной программе общего образования»;
- подписью директора непосредственно на документе.
Изменения в документ вносят по решению коллегиального органа в том случае, если педагогический коллектив принял соответствующее решение, программа курсов была реализована не в полном объеме, если разовые мероприятия были опущены. Все правки в план внеурочки с учетом локальных актов ОУ вносятся параллельно с изменениями в ООП.
Перед утверждением ООП необходимо проверить, чтобы:
- план внеурочной деятельности был включен в организационный раздел ООП, а не был оформлен отдельным документом;
- компонент назывался «План внеурочной деятельности начального общего образования», а не «Ученый план внеурочной деятельности начального общего образования», что было бы грубой ошибкой;
- в содержательном разделе были перечислены «Рабочие программы внеурочной деятельности».
Структура плана внеурочной деятельности
Не все педагоги знают, что план внеурочной деятельности для 1 класса по ФГОС мало чем отличается от прогностического документа для 10-11 классов. На законодательном уровне единая форма плана не установлена, потому составители вправе оформить документ по своему усмотрению. В ходе разработки план внеурочной деятельности, согласно Уставу, согласуют на педсовете (по результатам заседания на титульном листе программы, частью которой он является, ставится соответствующий гриф). Прогностический документ в составе ООП размещают на официальном сайте школы.
Как правило, он включает пояснительную записку, перспективный, недельный и годовой планы.
Пункт плана | Описание |
Пояснительная записка | В этом разделе плана указывают общую информацию касательно целей и задач работы, выбранных форм деятельности, необходимых ресурсов и планируемых результатов. Параллельно могут указываться режим занятий и объем нагрузки. |
Недельный план |
План на неделю оформляется в виде таблицы, в которой указывают перечень и структуру направлений внеклассной деятельности. При этом составителю документа целесообразно учесть те формы деятельности, которые определяются образовательным учреждением, а также те, которые зависят от заказа потребителей образовательных услуг.
Правильно распределить внеурочку непросто: но нужно сперва высчитать, какая доля формируемой части попала в учебный план, а после соотнести полученную цифру с общим объемом внеурочной деятельности, рассчитав формируемую часть. В составлении недельного плана ключевое значение имеет нагрузка, регламентируемая нормами СанПиНа для каждого уровня общего образования (не более 10 академических часов). Чтобы не перегружать учеников, согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, наибольшая нагрузка выпадает на вторник и среду, а потому в эти дни целесообразно уменьшить внеурочную деятельность. Чтобы оптимизировать нагрузку и распределить объем внеурочки, можно реализовать запланированные часы во время праздничных дней, выходных и каникул. Так, во время летних каникул внеурочную деятельность реализуют через летние школы или тематические лагерные смены. Однако если недельная нагрузка в течение года окажется неравномерной, потребуется несколько планов. |
Годовой план | Годовое планирование обобщает данные недельного и учитывает годовую нагрузку внеурочной деятельности. Последняя определяется посредством умножения числа рабочих недель на объем нагрузки. Даже если суммарный объем нагрузки текущего года может отличаться от предыдущего, важно, чтобы не был превышен максимальный объем. Для этого опытные руководители большее число часов отводят в плане внеурочной деятельности по ФГОС для 1, 5 и 10 классов , что позволяет оптимизировать объем внеурочки и эффективнее адаптировать детей к новым условиям обучения. |
Перспективный план |
Перспективный документ прогнозирует реализацию внеурочки и объем нагрузки на предполагаемый перспективный период. При составлении подобного плана внимательно сверяют показатели годового плана и допустимой максимальной нагрузки. Нагрузку на перспективный период регламентируют требования ФГОС (минимальные показатели школьная администрация устанавливает самостоятельно, суммируя годовые показатели:
|
План внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС
- Подход к реализации внеурочки. Отныне внеурочка в контексте освоения ООП направляется на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов посредством расширения культурной, предметной и информационной среды. Соответственно, по новым правилам внеурочная деятельность должна осуществляется в разрезе комплексного подхода, а не по отдельным направлениям.
- Новый формат содержания. Изменения коснулись также оформления содержания деятельности, что ранее отражалось в прогностических документах, а по новым правилам - в рабочих программах внеурочной деятельности, которые являются обязательной частью содержательного раздела ООП. Рабочие программы формируются на базе примерных ООП и требований стандарта и содержат тематическое планирование, прогнозируемые результаты, содержание, виды и формы работы.
- Сетевая форма деятельности. Рекомендации Минобрнауки дают пояснения по поводу реализации сетевой формы внеурочки. Образовательные учреждения могут использовать ресурсы организаций физической культуры, науки, здравоохранения, культуры и допобразования, оформив с ними соответствующий договор. В отличие от реализации ООП, учреждения дополнительного образования можно использовать для проведения практикумов, семинаров, мастер-классов и встреч.
- Значение дополнительных занятий. Если долгое время дополнительные занятия были вне парадигмы внеурочной деятельности, то отныне те внешние и школьные допзанятия, которые совпадают с планируемыми результатами дополнительной образовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности, могут засчитываться как внеурочка.
- Оценивание результатов работы. Портфолио может использоваться в качестве дневника личных достижений детей для оценивания результатов внеурочной деятельности наряду с привычными психолого-педагогическими инструментами. Допускается использование как цифрового, так и портфолио, оформленного в традиционном бумажном варианте.
- Роль учебных проектов. Проектная деятельность теперь является одной из самых эффективных форм реализации программы (плана) внеурочной деятельности по ФГОС . Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности. Помогать школьникам в реализации проектов могут не только школьные педагоги, но и специалисты учреждений культуры и спорта, организаций допобразования.
Важные изменения в прогностическом документе
Раздел | Что изменить | Что оставить |
Пояснительная записка |
В пояснительной записке указывается название «Программа воспитания», а не «Программа воспитания и социализации». Она должна соответствовать программе формирования УУД (1-4 класс), развития УУД (5-11 классы) и программе воспитания (1-11 класс). Перечень личностных результатов учащихся был расширен, потому в этом разделе нужно указать. Необходимо привести примеры обновленных личностных результатов, достижению которых будут способствовать педагоги. Обязательным элементом записки является список рабочих программ и курсов, благодаря которым ученики смогут достичь необходимых результатов. Задачи воспитательной работы должны отражать актуальность не только для школьников, но и для образовательного учреждения (отдельно следует указать те из них, что соответствуют запросам потребителей образовательных услуг). |
Мероприятия и курсы внеурочной деятельности учитывают духовно-нравственное, патриотическое и другие направления развития. |
Планируемые образовательные результаты и направления внеурочной деятельности |
Важно отразить изменения состава личностных результатов в рамках направлений внеурочки. В новых редакциях ФГОС указаны дополнительные списки метапредметных и личностных результатов. Для начала необходимо отредактировать состав личностных образовательных результатов в целевом разделе основной образовательной программы (ООП). Перечень личностных результатов должен совпадать в плане внеурочной деятельности, в программе воспитания и в целевом разделе ООП. Минимальный состав планируемых результатов по новым требованиям выглядит следующим образом:
|
Перечень направлений внеурочной деятельности остается неизменным, но теперь он тесно связан с Программой воспитания. |
Перспективный и годовой план |
– российскую идентичность как основу гражданской активности; – опыт освоения одного или нескольких видов труда; Перспективный план внеурочной деятельности по ФГОС СОО составляют на 2 года, для ООО - на 5 лет, а для НОО - на 4. В зависимости от планируемых образовательных результатов составитель документа вправе решать, в какую программу включать мероприятия, в программу воспитания относят те, что развивают личностные результаты, а в программы формирования и развития УУД - те, что развивают метапредметные. |
Направления внеурочной деятельности, объем ООП, недельная нагрузка остается неизменной, как и часть, которую формируют участники образовательного процесса. |
Рабочие программы курсов | Тематическое планирование внеурочной деятельности необходимо связать с Программой воспитания. Анкеты и справки по результатам опроса родителей подтверждают то, какие курсы и мероприятия включены по запросу партнеров, учеников и их родителей. |
Структура рабочих программ:
|
Организация внеурочной деятельности школьников позволяет организовать содержательный досуг детей, расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.
Письмо МО РК №
08-20/177 от 02.03.2012г.
Министерство образования Республики Коми в дополнение к письму № 08-20/55 от 26.01.2012г. направляет информацию, касающуюся установления доплат за внеурочную деятельность обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезнаяи проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает свидами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть реализована в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. Направления воспитательной деятельности необходимо рассматривать отдельно отвидов деятельности, которыми должна заниматься школа. Перечень видоввнеурочной деятельности может и должен быть шире, в него могут включаться такие видыкакигровая, туристско-краеведческая деятельности, проблемно-ценностное и досуговое общение.
Все направления внеурочной деятельности рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработка и реализация конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывается на видах деятельности.
Заместитель министра Н.И. Студиград