Творческий проект "Младенец Иисус Христос в яслях" в технике лепка из солёного теста. Электронный журнал "православный поклонник на святой земле" Младенец иисус в яслях

Вифлеем - отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, - расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев - маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (Быт. 35:16; 48:7). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер. 31:15). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи - юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (1Цар. 26:18). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят "филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду "во славу Господню" и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (2Цар. 23:14-17). Вслед затем он разбил на голову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся зиаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, - рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году Константин Великий построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они - христиане. Главное занятие жителей - земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется "свиньей" или "вонючим камнем" (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек - сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, - все это вместе образует на юго-вооточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527-565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 - 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше - группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде - изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время нравая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее - 12 м. 40 см., ширина - 3 м. 90 см. и высота - 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей - Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

Все в этом святом месте овеяно духом великого события - рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

Михаил Скабалланович

Примечания

Рама - небольшой городок колена Вениаминова (1Нав. 18:25) к северу от Иерусалима.

Один из недавних путешественников так описывает эти Соломоновы пруды. "По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии... Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (=8, 4 арш.). Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: "Говорят, в ныне там получается вода из этого источника" (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151 - 152).

Е. Baedeker, Palestlne et.Syrie Ed. 1612, p. etc.

Недалеко от Вифлеема (ок. двух верст) стоит бедная часовня, называемая "Ангела пастухам". По преданию, она была построена на том месте, где ангел явился пастухам. Теперешняя часовня, быть может, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер - "Башня Стад" (Быт. 35:21), находившаяся вблизи города, по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что "она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа" (De loс. hebr.). Можно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных" (Эдершейм, стр. 238).

Известны две реликвии, отождествляемые с яслями Христовыми, - в Вифлееме и в Риме .

Евангельский рассказ

О яслях упоминает в своём Евангелии апостол Лука :

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Кроме канонического Евангелия о том, что новорождённого Иисуса положили в ясли, повествуют апокрифические Арабское евангелие детства Спасителя и Евангелие псевдо-Матфея :

Она вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и вол и осел (bos et asinus) поклонились Ему. Тогда исполнилось то, о чём говорил пророк Исайя: «Вол знает владельца своего, и осел - ясли господина своего».

Ясли в пещере Рождества

В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского , ясли были сделаны из глины , а затем их выполнили из золота и серебра . Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа » .

Ясли в Санта-Мария-Маджоре

В римской базилике Санта-Мария-Маджоре с 642 года хранятся привезённые из Палестины дощечки, почитаемые как ясли Христовы . Их называют Sacra culla, Cunambulum или Praesepe. Они сделаны из оливкового дерева и представляют собой пять дощечек, скреплённых металлическими полосами . На одной из металлических полос сохранилась сильно затёртая греческая надпись VII-IX веков с именами христианских святых. Точное время изготовления самих дощечек не установлено, есть мнение, что их возраст меньше, чем должен был быть у подобных деревянных пластин, если бы они находились в Вифлеемской пещере при рождении Христа . Возможно, эта реликвия была положена в пещеру христианами Иерусалимской церкви взамен оригинальных яслей, которые паломники в первые века разобрали как святыню.

Праздник Рождества Христова
(Лк. 2. 1—20)

И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (Лк. 2. 7).

Вифлеемские ясли

Более месяца, братие и сестры, святая церковь готовила нас к празднику Рождества Христова. Она приглашала нас прославлять Христа еще не рожденного, как уже рождающегося и встречать Его, еще не пришедшего с небес, как уже пришедшего.

Христос рождается — славьте.

Христос с небес, встречайте.

Так звала нас святая Церковь славословить Христа со дня праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. И вот настал и самый день праздника Рождества Христова. «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит». Так поем мы вместе со святой Церковью сегодня.

«Приидите, — приглашает святая Церковь, — внидем внутрь вертепа». Представим себе, братие и сестры, что мы вошли в вертеп и стоим у яслей, где лежит повитый Богомладенец. Какие чувства наполнили бы нашу душу, какие слова мы сказали бы Младенцу Христу. Прислушаемся к словам того, кто действительно стоял у яслей вифлеемских и беседовал когда-то с возлежащим здесь Богомладенцем. Это был блаженный Иероним (церковный писатель четвертого века). Одно время он жил в Вифлееме рядом с пещерой Господней и неоднократно стоял у того места, где были ясли Господни. И всякий раз он переживал особые чувства в мысленной беседе с Младенцем Христом.

«Куда бы я ни посмотрел, — говорит блаженный Иероним, — на место, где родился мой Спаситель, всегда имею с ним сладкий в душе разговор. „Господи Иисусе! — говорю я, — как твердо было Тебе лежать в яслях Твоих ради моего спасения! Что должен я создать Тебе за это?“— И мне казалось, как будто Младенец отвечал мне: „Ничего Я не желаю, пой только: «Слава в вышних Богу»…

Еще хуже будет Мне в Гефсиманском саду и на Кресте. А я говорю: „Ах, возлюбленный Младенец! Что же я дам Тебе? Я отдал бы Тебе, все, что имею“. Но он отвечал: „И небо Мое, и земля моя. Не нуждаюсь ни в чем. Отдай лучше это все бедным людям, и Я приму как бы это было сделано для Меня“. Я продолжал: „Охотно я это сделаю, но что я дал бы Тебе Самому“? Тогда Младенец отвечал: „Если ты такой щедрый, то дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть и твое осуждение (людей)… и Я возьму их на Свои рамена, как говорил и Исаия: «Той грехи наши носит и о нас болезнует». Тогда я начал плакать и сказал: „Божественный Младенец! Возьми, что есть моего и дай мне Твое! Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную» [[Воскресное чтение, 1867 г.]].

Этот душеспасительный разговор показывает, братие и сестры, безмерную к нам любовь Божию. Еще будучи в яслях, Спаситель уже говорит как Пастырь Добрый, готовый душу Свою положить за овцы Своя, Он уже готов был взыскать заблудших овец Своих (Пс. 118. 176), как говорил пророк Давид. С момента же рождения и пребывания в яслях одно Его Имя стало привлекать к Нему все небесное и земное (Фил. 2. 10); небо — звезду и ангелов, земля — пастухов и ученых мудрецов (волхвов), пришедших издалека поклониться Ему, как Богу.

С тех пор Христос привлекает каждого из нас. Он беседует с нами и через укоры нашей совести, и через беспокоящие нас болезни, и через постоянно грозящие нам беды и напасти, и через Слово Божие, вразумляющее нас, и через Божественную Литургию, духовно и насущно питающую нас. Христос неотступно следует за нами и взывает: Адаме, где ты? Овца погибшая, в каких местах блуждаешь ты? Грешник, куда скрыл лицо свое? Противленец воле Моей, когда раскаешься и взыщешь Меня?

Братие и сестры! Сегодня, в праздник Рождества Христова и мы мысленно стоим у спасительных яслей вифлеемских. Как и блаженному Иерониму, Богомладенец каждому из нас говорит: «Дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть, твое осуждение (людей), и Я возьму их на Свои рамена». Блаженный Иероним

восплакал после этих жертвенных слов Младенца и возопил: «Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную».

Нам сегодня, братие и сестры, следует поплакать у яслей Господних и слезами покаяния за недостойную жизнь нашу и следами духовного радования, что родившийся Христос и нас оправдает, если мы веру имеем в Него, как Своего Спасителя, и в жизнь вечную, как жизнь в Боге и с Богом. Смысл праздника Рождества Христова скрыт в глубине апостольских слов: Бог явися во плоти (1 Тим. 3. 16). Небо преклонилось к земле и «Сын Божий, — как говорит святитель Афанасий Великий, — стал Сыном Человеческим, чтобы и нас сделать сынами Божиими», чтобы «обожить и земнородные существа» (седален праздника).

Мы призываем сегодня «ликовать» вместе с ангелами, и «радоваться» вместе с «человеками» и всей тварью, ибо «велие и преславное чудо совершается днесь: Дева рождает, — и утроба не истлевает, Слово воплощается и Отца не отлучается. ангелы с пастырями славят, и мы с ними вопием: «Слава в вышние Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (стихира).

Порадуемся же, братие и сестры, великому празднику и возблагодарим Господа, пришедшего в мир, чтобы спасти мир. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд! «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк 2:6-7).

Не удивляет ли вас, что Господь Иисус Христос, Который является Властелином неба, Которому подчинено все во вселенной, родившись, должен был смиренно лежать в яслях, в кормушке, из которой обычно ел скот? Неужели Бог не мог устроить так, чтобы Его Сын-Младенец был положен в более достойное место?

Конечно, Бог мог так устроить. Он мог сделать, чтобы в распоряжении Его Сына были самые замечательные врачи того времени. Он мог устроить, чтобы Иисус родился в прекрасных царских палатах, чтобы Его запеленали в багряницу и положили в детскую кроватку из слоновой кости. Бог мог все это сделать.

Почему же Он этого не сделал? Даже человек понимает, если у него есть выбор, в каком месте лучше родиться его ребенку.

Я вспоминаю рождение моего второго ребенка. Моей жене делали операцию на первом этаже в одном из роддомов г. Бишкек. А я в это время стоял у окна, переживал и молился, чтобы все прошло хорошо.

Я не мог всего видеть, но примерно догадывался, что происходит в родильном зале. Когда закончилась операция, я увидел, что ребенка перенесли в соседнюю комнату. Я подошел к окну этой комнаты (оно было приоткрыто, так как было лето) и заглянул в него. Моего ребенка положили на какую-то металлическую поверхность! Никаких пеленок, абсолютно ничего. Ребенок кричит, а рядом ни врача, ни медсестры. Как же мне стало неприятно. А Бог? Что испытывал Бог Отец, когда Его Сына положили в кормушку для скота? Мы можем это представить? Дорогие друзья, в этом есть глубокий смысл и величайшая тайна. Это происходило не для «просто так»: Господу Иисусу Христу должно было, родившись, лежать в яслях. Давайте поразмышляем и посмотрим, для чего это было нужно и какое это имеет значение для нас?

Чтобы взглянуть на рожденного Христа, нужно низко склониться

Я хотел бы обратить внимание на то, что вход в место, где лежал Младенец, был невысокий. Обычно в сараях, в амбарах не делают высоких дверей, делают низкие. И, прежде чем попасть внутрь, необходимо наклониться. Я уверен, что и в пещере, где родился Господь, был низкий вход. Это очень символично.

Нам досталось жить в такое время, когда гордость возведена в ранг некой добродетели. И если человек не обладает гордым нравом, его считают «слабаком». Бог смотрит на это совершенно иначе. В Библии мы читаем: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).

Дорогой друг, возможно, и ты в своей жизни не раз сталкивался с проявлением гордости. Ведь первая наша реакция – защитить себя гордостью, чтобы не показать свою слабость, чтобы люди сказали: «Вот это гордый человек».

Гордость ценится у людей. А в Библии по этому поводу написано: «…ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». В пещеру, где родился Иисус, нельзя было войти, чтобы прежде не склониться пред Ним. Если ты сегодня хочешь придти взглянуть на рожденного Христа, тебе нужно низко склониться, чтобы войти в то место, где Он лежит в яслях.

Если наш Господь лежал в яслях, то нам...

И еще я хотел бы обратить внимание на то, что Бог преподал нам, верующим в Него, урок смирения и послушания.

В последнее время в христианстве появились очень странные учения, которые утверждают, что дети Божие должны иметь в своей жизни полное благополучие. У нас должно быть все очень хорошо. Мы должны жить в самых хороших домах, ездить на самых дорогих машинах. Мы не должны знать ни болезней, ни страданий, одним словом – жить на земле, как в раю. Ну, а если вы страдаете, болеете, если вы небогаты, значит, в вашей жизни что-то не в порядке, возможно, вы во грехе, и вам необходимо покаяться.

Дорогие друзья, подобного рода горе-проповедникам я хочу сказать: читайте внимательнее Евангелие, читайте внимательно рождественскую историю. Родившийся Сын Божий был положен в кормушку для скота. А Он-то, уж конечно, был достоин гораздо лучшего! Мы должны понять, что если наш Господь, родившись, лежал в яслях, то нам не стоит расстраиваться, что наши дети не рождаются в дорогих госпиталях Лондона или Нью-Йорка. Нам не надо переживать, что мы ездим не на «шестисотых» Мерседесах, которые только что сошли с конвейера, а на простых «Жигулях» или даже в автобусе. Господь наш не имел даже и ослика в Своем распоряжении. Он ходил везде пешком. Не нужно скорбеть и о том, что живем мы не в особняках, а в небольшой квартире или комнате. Нашему Господу не было места, где и голову приклонить. И нигде в Библии Бог не обещает нам рая на земле. Писание говорит, что многими скорбями надлежит войти нам в Царствие Божие (Деян.14: 22). Итак, первой причиной, по которой рожденный Господь был положен в кормушку для животных, было то, что через Него нам преподан урок смирения.

Господь, когда лежал в яслях, был доступен каждому

Следующее, на что нужно обратить внимание: рожденный Иисус Христос был положен в ясли для того, чтобы быть доступным всем.

Вспомните, кто первым пришел к Младенцу и поклонился Ему? Да, первыми были простые люди, пастухи с вифлеемских полей! Всем понятно, что если бы Иисус родился в царских палатах, то путь к Нему был бы закрыт не только пастухам, но и большинству простых смертных. И то, что Иисус родился в загоне для животных, был положен в ясли, стало для нас, дорогие друзья, великой радостью, потому что нам закрыты дороги к великим мира сего, нам нет хода к президентам и правителям. Но Царь всех земных царей, Господь всех господствующих родился в простом хлеву, чтобы показать, что дорога к Нему открыта для всякого человека.

Представьте, что стало бы, если б президент какой-то страны один раз в год делал день открытых дверей к нему. Такой день, когда бы все желающие могли посетить его, поговорить с ним, задать свои вопросы, рассказать о тех нуждах, которые их беспокоят. Наверное, очередь была бы расписана не на один год. Я уверен, что ни один президент в мире не смог бы принять всех желающих просто потому, что все они люди и ограничены в своих возможностях. Но Господь в яслях был доступен каждому. Любой мог придти и поклониться Ему.

Дорогой друг, не хочешь ли и ты придти к Иисусу, чтобы увидеть удивительного Младенца, о рождении Которого возвестил Ангельский хор? Торопись, дверь к Нему открыта. Ты можешь приди к Нему и рассказать о твоих болях, переживаниях, трудностях. Ты можешь поплакать с Ним. Не сомневайся, Он готов тебя выслушать, понять и принять. Когда Христос Господь вышел на Свое служение, Он сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мтф. 12: 28). Это приглашение в силе до сих пор. Готов ли ты принять приглашение Царя Небесного и придти взглянуть на рожденного Младенца Христа? Если да, то торопись, как это сделали пастухи. О них написано: «…поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк. 2: 16).

Спеши! Небеса еще открыты, Ангельские хоры еще поют, день спасения еще возвещается. Спеши! Ты можешь опоздать. Спеши, пока еще есть время. Дорогой друг, иди ко Христу таким, как ты есть. Во время земной жизни Господь много раз показывал, что именно к тем, кого все отвергли, от которых отвернулись и общество, и семья, которые в глазах людей являлись неисправимыми грешниками, именно к таковым и пришел Иисус Христос. Вы помните, кому первому явился Он по воскресении Своем? Это была Мария Магдалина. Иисус изгнал из нее семь злых духов. Но Господь явился именно ей. Ты тоже, какой бы грешный ни был, какой бы грязной ни была твоя душа, каким бы черным ни было твое сердце, иди к Иисусу. Только Он, небесный Врач, сошедший с небес, поможет тебе.

И еще одна мысль. Она принадлежит проповеднику Чарльзу Сперджену. Сами по себе ясли не представляли из себя ничего особенного. Как только из них забрали Младенца Иисуса, они вновь превратились в обычную кормушку. Дорогие братья и сестры, точно так и наши сердца: пока в них пребывает Иисус, мы можем жить свято, источать Его свет, быть праведниками. Но как только Иисус уходит из нашего сердца, все старые грехи возвращаются в него. И самый святой человек за короткое время может стать вновь гибнущим грешником. Если мы видим подобный процесс в своей жизни, если мое сердце покинул Иисус, поспешим к яслям и мы. Будем торопиться приводить в порядок нашу жизнь, пока еще на пути, пока есть время, так как по всему видно, что оно подходит к концу. Дорогие друзья, знакомо ли вам состояние, когда на каждой странице вашей тетради стояли кляксы и ее неприятно было брать в руки? Когда я учился в школе, то часто испытывал подобные переживания. Тогда я просто выкидывал эту тетрадь и заводил другую. Наша жизнь часто похожа на такую тетрадь. В ней много такого, о чем самим стыдно вспоминать, потому что каждая страница из прошлой жизни наполнена то грязью, то «кляксами». Но вот проблема: наша жизнь – это не школьная тетрадь. Ее нельзя выкинуть, хотя некоторые именно так и поступают. Но это не выход из положения. Ведь мы не сможем завести другую жизнь.

Дорогой друг, возможно, ты не раз укорял себя и говорил: «Если б можно было все вернуть, то я поступил бы совершенно иначе». К сожалению, нам не подвластно время, мы не в состоянии изменить то, что давно прошло. И все же мы можем начать свою жизнь с чистой страницы. Такую возможность дает Господь Иисус Христос. Он отдал Свою жизнь, чтобы ты и я были спасены. Кровь, которую Он пролил на кресте Голгофы, имеет силу омыть любой грех. Любой, каким бы тяжелым он ни был. Хочешь ли начать с чистого листа? Если да, то открой для Него двери твоей души. Он войдет туда и все приведет в порядок. Ты испытаешь мир, покой, радость, близость твоего Небесного Отца. Ты сможешь присоединиться к семье детей Божиих – Церкви искупленных людей, следующих в небо. Эти благословения обещает Сам Бог. Но чтобы получить их, необходимо впустить Иисуса в свою жизнь. Аминь.

Вконтакте

В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит .

Место Рождества

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.

Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:

«Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est»

«Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»

Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.


За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.


Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.

На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и .

Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты мозаики.

В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Придел Яслей

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей.

Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков.


Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.

В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.

Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.


Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.

Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата , возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.

Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Описание пещеры

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.

В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.

Северная лестница принадлежит , южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.

Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V-VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.


Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор.

Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой . Как правило эта дверь заперта.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 г. (неизвестно кем, но скорее всего турками).

Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 г. «вопрос о Святых местах».

Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. , в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

«И там, к востоку, есть место, напротив которого справа - Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те - Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат».

Фотогалерея













Полезная информация

Пещера Рождества́
Грот Рождества́
Святой Верте́п
Святой Вертеп

Адрес и контакты

Вифлеем, Ясельная площадь, Храм Рождества Христова

Первые упоминания о пещере

Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том что Христос родился в Вифлееме сообщают евангелисты Лука (Лк.2:4-7) и Матфей (Мф.2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на нее, сообщая что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7).

Древнейшее, вероятно, дошедшее до нас прямое письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу.

В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем», написанном в 150-155 гг., он утверждает что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема.

Пещера как место Рождества многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова (главы 18-21), написанном, предположительно, около 150 г.

Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 г. Позднее, в сочинении «Против Цельса», написанном около 247 г., он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова.

Происхождение пещеры

Что это была за пещера и кому принадлежала неизвестно. Скорее всего она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд, в том числе для содержания домашних животных.

В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома, стоящие на склоне, имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы.

Этот этаж использовался как хлев, а семья жила на втором этаже.

Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца чтобы можно было привязать животных на ночь.

Эти пещеры совершенно такие же как грот Рождества, они использовались для содержания животных вплоть до середины XX в.

Возможно в одной из таких пещер и родился Христос.