Интерактивные методы обучения на уроках литературы. Курсовая работа интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Тема: Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературе

Учительница: Ражапова Н.М.

Внедрение интерактивных форм обучения -- одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.

Современная образовательная ситуация в России характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным (А. К. Маркова, О. Л. Подлиняев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.). Самореализация обучающихся возможна с помощью различных спсобов и методов. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью.

Интерактивный(«inter» -- это взаимный, «act» -- действовать) -- означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал .

С помощью схемы интерактивный метод можно изобразить так:

К интерактивным методам обучения относят: групповое взаимодействие, которое включает в себя учебные дискуссии, решение кейс-задач, выполнение творческих заданий, написание эссе, круглый стол, составление папки-накопителя «Портфолио», использование вербальной и визуальной презентации в PowerPoint -- это далеко не полный список, способствующий оптимальному эффективному обучению. Данные методы преподавания повышают способность обучающихся выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и в групповом взаимодействии .

Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы в дальнейшем.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • ? пробуждение у учеников интереса к образовательному процессу;
  • ? эффективность усвоения учебного материала;
  • ? самостоятельный поиск путей и решений учениками поставленной учебной задачи;
  • ? установление взаимодействия между школьниками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • ? организация активной мыслительной деятельности учащихся, а не передача педагогом в сознание учащихся готовых знаний;
  • ? создание ситуации успеха, т. е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;
  • ? самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности .

В интерактивной методике существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе.

Обучающий приём -- кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка .

Количество обучающих приемов, которые можно использовать в процессе обучения достаточно велико. Лингвист может также разработать новые приемы в зависимости от цели урока, т. е. активно участвовать в улучшении, совершенствовании учебного процесса и собственного профессионализма.

Например, в учебнике Баранова М. Т. по русскому языку за 6 класспри изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» можно применить следующие приемы :

Ступенчатый прием (ранжирование) -- прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется расположить собранные данные в определенной последовательности .

Задание: расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении способа образования слова.

Поиск соответствий -- прием, в котором от обучающихся требуется провести аналогию слова или выражения с предложенными описаниями .

Задание: Соотнеси термин и его определение

Прием «верно-неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют их правильность.

Задание: Определить правильность следующих утверждений.

Словообразование -- это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Корень -- главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов.

Слова не могут образовываться сложением основ.

Чтобы определить способ образования слова, нужно сначала найти его корень.

Классификация -- прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т. п.

Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах).

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Сложение (основ или целых слов)

Сложение сокращенных слов

Переход одной части речи в другую

Ролевая игра -- методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Состоит из таких ситуаций, при которых каждый участник педагогического процесса получает вымышленную роль, т. е. проекция знаний в жизнь .

Задание. Учащимся предлагается выбрать роль одной из морфем. Первым начинает игру ученик с ролью корня. Он предлагает любой из корней, а остальные ученики с ролями приставки, суффикса и окончания по очереди дополняют его корень.

Таким образом, дети наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем. Многие педагоги считают, что продуктивным является прием «Как вы думаете?», благодаря которому ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга. К примеру, можно предложить учащимся ответить на вопрос: Меняется ли лексическое значение слова, если поменять в нем аффикс или добавить новый?

«Мозговой штурм» -- один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Можно предоставить карточки с заданиями такого рода: Собери слова, которые спрятались в других словах:

  • 1) Приставка в слове ПОДСЕЛ, а корень в слове СНЕЖОК, суффикс -- УЧЕНИК, окончание -- МАШИНКИ (подснежники);
  • 2) Корень в слове МОЛОДОСТЬ, суффикс -- ПАЛЬЦЫ, окончание -- ГОЛОВЫ (молодцы);
  • 3) Приставка в слове ЗАБОЛЕТЬ, корень -- ПРИГОРОД, суффикс -- ДЫРКА, окончание -- СОБАКА (загородка);
  • 4) Корень в слове -- ДВОРОВЫЙ, суффикс -- ЕЖОВЫЙ, окончание -- КРАСНЫЙ (дворовый);
  • 5) Приставка в слове УДИВИТЬ, корень -- НАКАЗАНИЕ, суффикс -- ВЫСОТКА, окончание -- ЛАМПА (указка);
  • 6) Корень в слове ПОЗЕЛЕНЕТЬ, суффикс -- ДОЧЕНЬКА, окончание -- ГЕРБАРИЙ (зелененький).

Также можно предложить разгадать кроссворд. Работу можно организовать в парах, предоставив детям карточки с кроссвордом.


По горизонтали: 1. Традиционное название в лингвистике приставки. 2. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. 3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 4. Главная значимая часть слова.

По вертикали: 1. Раздел науки о языке, который изучает, из каких значимых частей состоит слово. 2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 3. Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. 4. Вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений.

Данный прием позволяет словеснику в полной мере воспользоваться своей профессиональной фантазией.

Таким образом, интерактивные приемы в обучении русскому языку: ступенчатый прием, поиск соответствий, прием «верно-неверно», классификация, ролевая игра, «мозговой штурм» являются активными способами совместной деятельности, при которых моделируется ситауция, оцениваются действия, обучающиеся самореализуются в различных видах учебных занятий.

Литература

интерактивный обучение школа

  • 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Учебник по русскому языку за 6 класс. -- 33-е изд. -- М.: Просвещение, 2011. -- С. 57-60.
  • 2. Белькова А. Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога // Научный журнал «Молодой учёный». -- 2015. -- № 12 (92). -- С. 896-898.
  • 3. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. -- М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. -- 199 с.
  • 4. Методы научно-педагогического исследования. -- http://www.studfiles.ru/preview/ [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературе

Учительница: Ражапова Н.М.

Внедрение интерактивных форм обучения -- одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.

Современная образовательная ситуация в России характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным (А. К. Маркова, О. Л. Подлиняев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.). Самореализация обучающихся возможна с помощью различных спсобов и методов. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью.

Интерактивный(«inter» -- это взаимный, «act» -- действовать) -- означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал .

С помощью схемы интерактивный метод можно изобразить так:

К интерактивным методам обучения относят: групповое взаимодействие, которое включает в себя учебные дискуссии, решение кейс-задач, выполнение творческих заданий, написание эссе, круглый стол, составление папки-накопителя «Портфолио», использование вербальной и визуальной презентации в PowerPoint -- это далеко не полный список, способствующий оптимальному эффективному обучению. Данные методы преподавания повышают способность обучающихся выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и в групповом взаимодействии .

Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы в дальнейшем.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

Пробуждение у учеников интереса к образовательному процессу;

Эффективность усвоения учебного материала;

Самостоятельный поиск путей и решений учениками поставленной учебной задачи;

Установление взаимодействия между школьниками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

Организация активной мыслительной деятельности учащихся, а не передача педагогом в сознание учащихся готовых знаний;

Создание ситуации успеха, т. е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;

Самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности .

В интерактивной методике существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе.

Обучающий приём -- кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка .

Количество обучающих приемов, которые можно использовать в процессе обучения достаточно велико. Лингвист может также разработать новые приемы в зависимости от цели урока, т. е. активно участвовать в улучшении, совершенствовании учебного процесса и собственного профессионализма.

Например, в учебнике Баранова М. Т. по русскому языку за 6 класспри изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» можно применить следующие приемы :

Ступенчатый прием (ранжирование) -- прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется расположить собранные данные в определенной последовательности .

Задание: расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении способа образования слова.

Поиск соответствий -- прием, в котором от обучающихся требуется провести аналогию слова или выражения с предложенными описаниями .

Задание: Соотнеси термин и его определение

Прием «верно-неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют их правильность.

Задание: Определить правильность следующих утверждений.

Словообразование -- это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Корень -- главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов.

Слова не могут образовываться сложением основ.

Чтобы определить способ образования слова, нужно сначала найти его корень.

Классификация -- прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т. п.

Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах).

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Сложение (основ или целых слов)

Сложение сокращенных слов

Переход одной части речи в другую

Ролевая игра -- методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Состоит из таких ситуаций, при которых каждый участник педагогического процесса получает вымышленную роль, т. е. проекция знаний в жизнь .

Задание. Учащимся предлагается выбрать роль одной из морфем. Первым начинает игру ученик с ролью корня. Он предлагает любой из корней, а остальные ученики с ролями приставки, суффикса и окончания по очереди дополняют его корень.

Таким образом, дети наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем. Многие педагоги считают, что продуктивным является прием «Как вы думаете?», благодаря которому ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга. К примеру, можно предложить учащимся ответить на вопрос: Меняется ли лексическое значение слова, если поменять в нем аффикс или добавить новый?

«Мозговой штурм» -- один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Можно предоставить карточки с заданиями такого рода: Собери слова, которые спрятались в других словах:

1) Приставка в слове ПОДСЕЛ, а корень в слове СНЕЖОК, суффикс -- УЧЕНИК, окончание -- МАШИНКИ (подснежники);

2) Корень в слове МОЛОДОСТЬ, суффикс -- ПАЛЬЦЫ, окончание -- ГОЛОВЫ (молодцы);

3) Приставка в слове ЗАБОЛЕТЬ, корень -- ПРИГОРОД, суффикс -- ДЫРКА, окончание -- СОБАКА (загородка);

4) Корень в слове -- ДВОРОВЫЙ, суффикс -- ЕЖОВЫЙ, окончание -- КРАСНЫЙ (дворовый);

5) Приставка в слове УДИВИТЬ, корень -- НАКАЗАНИЕ, суффикс -- ВЫСОТКА, окончание -- ЛАМПА (указка);

6) Корень в слове ПОЗЕЛЕНЕТЬ, суффикс -- ДОЧЕНЬКА, окончание -- ГЕРБАРИЙ (зелененький).

Также можно предложить разгадать кроссворд. Работу можно организовать в парах, предоставив детям карточки с кроссвордом.

По горизонтали: 1. Традиционное название в лингвистике приставки. 2. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. 3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 4. Главная значимая часть слова.

По вертикали: 1. Раздел науки о языке, который изучает, из каких значимых частей состоит слово. 2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 3. Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. 4. Вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений.

Данный прием позволяет словеснику в полной мере воспользоваться своей профессиональной фантазией.

Таким образом, интерактивные приемы в обучении русскому языку: ступенчатый прием, поиск соответствий, прием «верно-неверно», классификация, ролевая игра, «мозговой штурм» являются активными способами совместной деятельности, при которых моделируется ситауция, оцениваются действия, обучающиеся самореализуются в различных видах учебных занятий.

Литература

интерактивный обучение школа

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Учебник по русскому языку за 6 класс. -- 33-е изд. -- М.: Просвещение, 2011. -- С. 57-60.

2. Белькова А. Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога // Научный журнал «Молодой учёный». -- 2015. -- № 12 (92). -- С. 896-898.

3. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. -- М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. -- 199 с.

4. Методы научно-педагогического исследования. -- http://www.studfiles.ru/preview/ [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности интерактивных форм и методов обучения в современной начальной школе. Развитие практических навыков и творческой активности младших школьников при использовании интерактивных методов на уроках технологии. Основные модели обучения в педагогике.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2017

    Использование информационно-коммуникационных технологий интерактивного обучения, его формы и методы. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности интерактивных методов, применяемых на уроках русского языка в 4 классе начальной школы.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2011

    Интерактивные формы и методы обучения как средство развития универсальных учебных действий обучающихся в седьмых классах на уроках алгебры. Групповые формы обучения на занятиях по математике. Разработка, проведение интерактивных занятий по теме "Функция".

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Интерактивное обучение. Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению. Педагогические условия реализации стратегии интерактивного обучения. Использование интерактивных методов на начальном этапе изучения иностранному языку в школе.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2008

    Классификация методов применения интерактивных средств в процессе обучения младших школьников, теоретические и методические основы их применения. Анализ динамики уровня сформированности познавательных и регулятивных универсальных учебных заведений.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Понятие интерактивных методов обучения, их использование в учебном процессе. Повышение эффективности уроков с помощью интерактивных методов обучения при преподавании права в школе. Перенос знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

    реферат , добавлен 26.03.2014

    Активные и интерактивные технологии обучения. Имитационные и неимитационные формы организации обучения. Классификация методов активного обучения для ВУЗа, предложенная Вербицким А.А. Критика интерактивных методов обучения в академической среде.

    реферат , добавлен 23.09.2011

    Сущность и классификация интерактивных методов обучения. Применение на уроках методов, предназначенных для организации индивидуальной и групповой мыследеятельности. Исследование влияния активных методов обучения на уровень профессиональных знаний.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Методологические основы интерактивного обучения, его концепции и технологии. Применение деловых игр в преподавании дисциплины "Современная экономика". Методические рекомендации по разработке занятий по дисциплине с применением интерактивных методов.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2012

    Теоретические основы и взгляды ученых на проблематику методов обучения. Функции и цели интерактивных методов обучения. Характеристика приемов и методов активного обучения. Анализ интерактивных игровых технологий в преподавании социологических дисциплин.

Понятие интерактивных методов обучения

Широко используемые в последнее время в теории и практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Во всех этих терминах употребления определения «интерактивный» подчеркивает их альтернативность традиционным методам, педагогике, процессу и т.д.

Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Интеракционизм –направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида.

Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Интерактивный процесс – это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия.

Смысл интерактивности складывается из дефиниции понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). В этой связи термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие»- как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития (С. Кашлев).

Таким образом, интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий развития.

Интерактивное взаимодействие – это интенсивная коммуникативная деятельность участников педагогического процесса, разнообразие и смена видов и форм, способов деятельности. Назначение интерактивного взаимодействия состоит в совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно-отчужденного педагогического процесса. Приоритетами интерактивного педагогического взаимодействия являются такие характеристики, как процессуальность, общение, диалог, возможность самовыражения, смыслотворчество, рефлексия и т.д. Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.

Классификация интерактивных методов обучения

Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:

    методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

    методы обмена деятельностями;

    методы мыследеятельности;

    методы смыслотворчества;

    методы рефлексивной деятельности;

    интегративные методы (интерактивные игры).

Дадим характеристику каждой группе методов.

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует называть такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы...», «Поменяемся местами », «Заверши фразу», «Кто откуда» и др.

Методы обмена деятелъностями предполагают со­ четание

групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреля­ цию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастер­ ская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1x2x4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.

Методы мыследеятелъности , с одной стороны, соз­ дают благоприятную атмосферу, способствуют мобилиза­ ции творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, вы­ полнение различных мыслительных операций, осущест­ вление осознанного выбора. К методам этой группы мож­ но отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина допро­ сов», «Чьё это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседни­ка» , «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным ат­ рибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.

Методы смыслотворчества ведущей функцией име­ ют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смысла­ ми, разработку участниками педагогического взаимодей­ ствия нового содержания педагогического процесса. Сре­ ди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.

Методы,рефлексивной деятельности направлены на фик­сирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективнос­ти состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивныйринг», «Ключевоеслово», «Поменя­емся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.

Интегративные методы (интерактивные игры) являются интегрированным методом, объединяющим все ведущие функции вышеназванных активных педагоги­ ческих методов. В педагогическом процессе могут быть использованы такие интерактивные игры, как «Давай, де­ лай!», «Гостиница», «Икебана», «Биоценоз», «Школа», «Взаимодействие», «Полет на воздушном шаре», «Соци­ альная роль («Пожарник»)», «Аквариум»

Метод «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»

Назначение метода

развитие положительной мотивации в деятельности учащихся, взаимодействии, создание благоприятной ат­мосферы, организация коммуникации участников педаго­гического процесса.

    Необходимое оборудование: технологическая карта: лист бумаги большого формата, на котором изображена система координат: ось у - температура эмоционального
    состояния, душевного настроя; ось х - участники педаго­ гического взаимодействия; 2-3 маркера.

    Время реализации метода - до 10 мин.

Порядок реализации метода

1. Педагог объясняет условия реализации метода: каж­дый участник фиксирует свое эмоциональное, душевное состояние на данный момент через «прогноз погоды», т.е. рассказывает о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует?; пасмурно или ясно?; ветрено или ти­ хо?; есть ли осадки?; какое время суток?; какая температу­ ра? (при определении температуры задается жесткое усло­ вие - определить температуру в интервале от 0° до Н-10 °С).

2. Затем каждый участник по цепочке повествует о сво­ ем душевном, эмоциональном состоянии, последний приз­ нак этого состояния (температуру) педагог фиксирует
маркером на технологической карте.

    После того как высказались все участники, педагог (он тоже описывает свое состояние, причем будет лучше, если он первым предложит свой рассказ, задав в нем определенный
    алгоритм) соединяет все отметки температуры в график.

    Когда график построен, педагог приглашает участ­ ников взаимодействия проанализировать его, высказать свое отношение к нему.

    Подводя итог, педагог отмечает, что каждый из участников взаимодействия является индивидуаль­ ностью, каждый имеет право в» свое состояние, свое миро­ ощущение, и построенный график подтверждает это.

О 3 6 9 12 15 18

Рис. 1- Образец заполнения технологической карты метода «

Прогноз погоды» {график «температуры» душевного, эмоцио­ нального состояния участников)

Метод «АЛЛИТЕРАЦИЯ ИМЕНИ»

Назначение метода

"создание благоприятной атмосферы, установление ком­муникации, включение в деятельность участников педа­гогического взаимодействия.

Требования к реализации метода

1. Оптимальное количество участников - до 30 человек.

2. Специального оборудования реализация метода не

требует.

3,Время реализации метода - 5-10 мин.

Порядок реализации метода

1. Участники взаимодействия садятся в круг.

2.Педагог объясняет название метода и правила его проведения: «литера»" в переводе с латинского - «буква», «ал» - переводится как «к, при»; таким образом, в нашей интерпретации «аллитерация» означает «при букве, к букве»; «аллитерация имени» - это дополнительная ха­ рактеристика к имени участников взаимодействия на ту же букву, с которой начинается имя (например, Сергей серьезный, Оксана обаятельная, Михаил мудрый и т.д.).

3. Каждому участнику предлагается в течение 1 мин придумать аллитерацию (дополнительную характеристи­ ку) своего имени. Желательно, чтобы аллитерация отра­ жала индивидуальность, особенности личности участника взаимодействия.

    После того как придуманы аллитерации имен, педа­ гог, начиная с себя, говорит: «Хочу представиться вам – я Сергей серьезный!» - и передает эстафету (эстафетным ат­ рибутом может быть ручка, маркер, открытка и т.д.) сле­дующему участнику.

    Следующий участник сначала представляет преды­дущего, называя его аллитерацию имени, затем представ­ляет себя и т.д.

    Последнему из участников необходимо назвать алли­ терации имен всех участников взаимодействия и завер­ шить это представление собой.

Метод «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»

Порядок реализации метода

1. Участникам состоявшегося педагогического взаимо­ действия для выявления результативности этого взаимодей­ ствия (занятия и т.д.), выявления у учащихся сформированн ости определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся со­ держания, атмосферы, организации взаимодействия.

Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием («По тропе Берендея») при рефлексии мож­ но предложить участникам завершить следующие фразы:

    «Природа - это...»;

    «Общение с природой для меня - это...»;

    «Среди этапов игры-путешествия мне особенно по­
    нравился...»;

    «Во время игры я приобрел...»;

    «Игра заставила меня задуматься о...»;

«По отношению человека к природе можно судить о...». 2. Педагог произносит незавершенную фразу и указы­ вает на участника, которому предлагает завершить фразу.

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары

Муськина Инга Игоревна

Чебоксары

2016 год

В ведение………………………………………………………………………...……3

1. Теоретические основы интерактивных методов обучения…………………..5

1.1 Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения ………………………………………………………………….5

1.2 Технология интерактивного обучения…………………………………….10

1.3 Формы и методы интерактивного обучения……………………………..14

2. Использование интерактивных методов обучения русскому языку……….19

2.1 Использование информационно-коммуникационных технологий обучения…………………………………………………………………………….19

2.2 Интерактивные методы обучения на уроках русского языка…………..23

Заключение…………………………………………………………………………27

Список используемой литературы………………………………………………30

В ВЕДЕНИЕ

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий.

Актуальная значимость данной темы дипломной работы заключается в том, что информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций. Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма. Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Задачи исследования:

Проанализировать состояние проблемы использования интер активных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку ;

Определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку ;

Разработать условия организации технологии интерактивного обуч ения русскому языку ;

Апробировать технологию интерактивного обучения русскому языку как иностранному посредством включения в целостный педагогический процесс.

Объектом исследования являются интерактив ные методы обучения школьников русскому языку в начальной школе.

Предметом исследования – процесс осуществления развития учащихся через использование интерактивных методов обучения русскому языку.

Новизна темы дипломной работы заключается в практическом применении на уроках русского языка методов и приёмов интерактивного обучения.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интер активных методов обучения, если:

    учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

    активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

    активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;

    педагог будет понимать значимость использования интер активных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интер активных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.

Основными методами исследования явились: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ содержания различного дидактического материала; наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе

Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной программы по подготовке кадров невозможно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:

    постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

    выбора различных способов деятельности для достижения результата;

    развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;

    развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;

    мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;

    уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.

В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.

Одной из основных целей школьного обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.

Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном обучении.

Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.

Традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный урок должны быть соответствующим образом модифицированы. Кроме того, достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом традиционных и новых приемов обучения.

Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы, однако существующие материалы в электронном виде ориентированы на среднего пользователя. В целях совершенствования учебного процесса в школе и интегрирования с академической наукой необходимо наладить выпуск интерактивных учебных материалов на электронных носителях.

Ученики становятся с каждым годом более развитыми с точки зрения информационных технологий. ХХ I век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

    активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

    достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

    развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;

    снижению дидактических затруднений у учащихся;

    повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;

    приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения каждому ребёнку предоставлена возможность «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация (в 1 классе)); использование анимации в слайдах; мультимедиа – панорама (более интересный приём наглядности).

Исследование, описываемое в статье А. Зверева , начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» .

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое:

«только 10% людей способны учиться с книгой в руках»

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории «методы интерактивного обучения», мы сравним традиционное обучение и активное обучение, выбрав следующие параметры:

    Цели

    Позиция учащегося и педагога

    Организация коммуникации в учебном процессе

    Методы обучения.

    Принципы интерактивного подхода

    Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

1.2 Технология интерактивного обучения

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них.

Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями использую сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных (например, о влиянии развития навыка чтения младших школьников на их дальнейшее обучение), разные определения одного понятия. Организуя этот этап, всегда помню, что то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому стараюсь от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их.

Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся: назвать признаки функциональных стилей, назвать изменения, произошедшие в русской графике, дать определения понятиям орфография, орфограмма. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями: выделить написания, подчиняющиеся каждому принципу русской орфографии, определить стилистическую принадлежность текста, публично представить результаты групповой работы. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение к необходимости существования единых норм орфоэпии, высказать своё суждение о значении грамотного письма, сделать вывод о практической значимости полученных знаний. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока - одному из профессиональных умений учителя.

Предоставление новой информации . Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма: «Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?», «Какие понятия связаны со словом орфография?» Представленные стержневые мысли я записываю на доске в столбик и нумерую. Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо.

Интерактивные упражнения . В качестве интерактивных упражнений я практикую работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы перевожу в пассивную, а из пассивной - в активную. Состав группы должен включать не более 5-6 человек, т.к. в группах большего количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает «спрятаться» за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к занятию. Лучше, если в каждой группе объединяются учащиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности, внешняя регламентация деятельности участников групп. Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы.

Новый продукт . Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы (например, о том, могут ли оставаться произносительные нормы неизменными по истечении десятилетий), высказать свою точку зрения (например, о необходимости существования единых норм орфоэпии), выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.

Рефлексия . Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: - Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, выставляю всем участникам группы высший балл. Можно использовать такой подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.

Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение - миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент. Считаю, что такое задание в большей степени соответствует природе интерактивного обучения.

Преимущества использования этой технологии. В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в котором учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

1.3 Формы и методы интерактивного обучения

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодейстии.

Актуальной задачей современной начальной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.

К таким технологиям можно отнести:

Технологию гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;

Интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;

Проблемного обучения А.М. Матюшкина.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для учащегося?

Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:

    конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

    коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

    социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

    развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

    решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

    развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

    обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Технологии интерактивного обучения:

    Работа в парах.

    Ротационные (сменные) тройки.

    Карусель.

    Работа в малых группах.

    Аквариум.

    Незаконченное предложение.

    Мозговой штурм.

    Броуновское движение.

    Дерево решений.

    Суд от своего имени.

    Гражданские слушания.

    Ролевая (деловая) игра.

    Метод пресс.

    Займи позицию.

    Дискуссия.

    Дебаты.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты".

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.

"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Правила организации интерактивного обучения на уроках:

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения. С другой стороны, освоение учителями активных методов обучения просто невозможно без непосредственного включения учителей в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить "елочкой", чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

    контролирует ход работы в группах;

    отвечает на вопросы;

    регулирует споры, порядок работы;

    в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

2. ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2.1 Использование информационно-коммуникационных

технологий обучения

С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.

Рассмотрим три ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

    Презентации, демонстрация и моделирование.

    Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.

    Повышение активности учеников на уроке.

    Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.

    Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.

    Как использование интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.

1. Презентации, демонстрация и моделирование

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучение всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

2. Повышение активности учеников на уроке

Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.

3.Увеличение темпа урока. Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.

Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.

Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

    компьютер

    мультимедийный проектор

    соответствующее программное обеспечение

    интерактивная доска.

Мультимедийный проектор и интерактивная доска подключаются к компьютеру. Изображение на мониторе компьютера передается через проектор на интерактивную доску. Прикосновения к поверхности интерактивной доски передаются на компьютер с помощью кабеля или через инфракрасную связь и интерпретируются специальным программным обеспечением, которое установлено на компьютере.

Интерактивные доски могут быть прямого или обратного проецирования. При прямом проецировании проектор находится перед поверхностью интерактивной доски, при обратном проецировании - сзади. Отдельные модели интерактивных досок могут быть оснащены специальными карманными компьютерами для обмена данными с интерактивной доской.

Предлагаются разные методы для более творческой сути процесса обучения, освоения и восприятия разными методами любой информации со стороны учеников.

Этапы активного урока при использовании современных методов преподавания:

1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, вопрос для изучения) – 5-10 мин.

2. Исследовательская работа (групповая работа) – 10-12 мин.

3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу) – 7-8 мин.

4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) – 5 мин.

5. Обобщение и результат – 5 мин.

6. Оценка – 3 мин.

7. Творческое применение (задание домашней работы) – 2 мин.

Важность урока обусловлена не только его содержанием, но и формой тоже. Урок полезен еще и тем, что учить думать. Урок приносит пользу тогда, когда возбуждает живой интерес, радикальную реакцию у учеников. Еще заставляет их войти в дискуссию, вести себя согласно материалу. Такой урок не только станет живым и интересным, но и внедрит ученикам навыки мышления, которые останутся с ними на всю жизнь.

Только не каждый материал, особенно те, которые имеются в учебниках, даст возможность использовать выше названные категории. Поэтому если мы вместо текста в учебнике будем применять газетный материал, или вместо того, чтобы читать текст будем рассказать им какую-то историю, представим фото или произведение искусства, сделаем презентацию с помощью компьютера и проектора, одним словом если сделаем урок разноцветным, он станет лучше.

2.2 Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Активное внедрение преподавания элементов интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах.

Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего не получится.

Очень аккуратно и настойчиво нужно проводить в классе идею работы на основе общих правил поведения. Вскоре это приводит к более доверительным отношениям в классе, ученики становятся на уроках более активными.

Методика интерактивного обучения” - произошло о т англ. “interact” – находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп.

Мы называем преподавание и обучение интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учащимися и учителями наблюдается высокий уровень взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение.

Пожалуй, наиболее важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится таким же важным или, возможно, даже важнее, чем сам ответ, это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов.

Количественный состав группы не определяет качество учебы или взаимодействия. Ключевая особенность метода “взаимодействие” состоит в том, что он представляет собой Процесс Открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками обучения через взаимодействие.

Во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени вам доверять, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Возможно, вы сочтете целесообразным поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?” Вместо этого сделайте основной упор на взаимодействие учащихся между собой.

В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:

Сходства/различия

Ранжирование

Поиск соответствий

Классификация

Обобщение

Верно/неверно

Преимущества и недостатки

Выявление последствий

Как вы думаете?

Исследование и отчет

Ролевая игра

Мозговой штурм

Дебаты

Существует также много других видов заданий, которые могут быть интерактивными, все зависит от творчества учителя.

Давайте сейчас мы с вами на примере приема Ранжирование, решим следующее задание “Что важно для меня?”

Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка:

Бутылка воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки. Выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее важные.

При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.

Далее прием Поиск соответствий. При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.

Задание “Поиск соответствий”

Работая в парах, определите, у какого животного какой детеныш.

Животное

Детеныш

1. Собака

2. Овца

3. Лошадь

4. Корова

А) Ягненок

Б) Теленок

В) Щенок

Г) Жеребенок

Следующий прием Рейтинг. Подобно ранжирования, в этом задании oт учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний.

Задание “Сказки Пушкина” (Приложение 4)

Высказывания

Мое мнение

Сказки Пушкина легко читаются, легко заучиваются.

Их любят и взрослые и дети.

Сказки наполнены разными чудесами.

В них всегда счастливый конец.

Я тоже могу писать сказки.

Я могу переводить сказки Пушкина на казахский язык.

Сказки Пушкина пересказу не подлежат.

По приему Верно/Неверно

При выполнении приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.

Утверждения

Верно/Неверно

А.С. Пушкин – великий русский писатель.

Первые сказки А.С. Пушкину читала ею няня Арина

Родионовна

Сказка – это вымышленный рассказ

Сказка о рыбаке и рыбке” это народная сказка.

Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер

Правильно или требует изменений

При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным.

Задание “Исправление ошибок”

У велосипеда две ноги.

Коровы дают траву и кушают молоко.

В нашей деревне есть библиотека, но нет милицейского участка.

Классификация. В этом задании учащимся предлагается классифицировать ряд утверждений согласно критериям. При этом они намного больше узнают о значении предложенных критериев.

Совершенно неверно утверждать, будто интерактивные методы лучше, чем традиционные, и наоборот. Это равносильно тому, что кто-то сказал бы, будто молоток является лучшим инструментом для постройки дома, чем пила! На практике за 45-минутый урок вы можете применить 5 или 6 различных методов. Квалифицированный специалист, учитель или и плотник, знает, когда и как применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной задачей. Как нам известно, школа должна выполнять социальные заказы общества: обеспечить учеников глубокими и всесторонными знаниями, формировать в них умения и навыки, вырасти личности с высокой культурой и прогрессивным мировоззрением.

Исходя из этого для продуктивного решения проблем, отмеченных в общеобразовательных школах, необходимы отвечающие мировым стандартам новые педагогические и методические подходы, новый образ методического мышления.

Чувство самоуверенности учеников возникают тогда, когда им позволяется участвовать в организации класса и урока, предоставляется свобода в изучении и их мысли причиняют общественные обсуждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов – это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.

Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

При этом для обеспечения максимально самостоятельной творческой деятельности учащихся учителю необходимо ограничиться лишь направляющим воздействием, исходя из того, что любой ребенок стремится к успеху и никогда, как утверждает известный психолог Селестен Френе, «не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».

Для создания ситуации успеха на учебном занятии необходимо придерживаться следующих правил:

    все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;

    ученики должны знать, что учитель верит в них;

    учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении: например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление – одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;

    важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.

Систематическое проведение уроков русского языка с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Список использованной литературы

    Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: 2005.-235с.

    Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. - 320с.

    Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - С.-Пб.: Союз, 2002.-170с.

    Вылегжанина И.В. «Организация и апробация дистанционного обучения» //Киров, КИПК, «научно-методический журнал».- № 4.- 2007. - с.18.

    Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.:Питер, 2000.-220с.

    Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 424с.

    Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005.- №2.

    Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.

    Моляко В.А. Психологические проблемы творческой одаренности//Киев. Знамя. 1995.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

    Нестандартные задания на уроках русского языка// Русская словесность. №5.- 2000.- с.16-19.

    Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 2005.

    Современные образовательные технологии/ под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2013. – 432 с.

    Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика/ Е.Г. Шатова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 253с.

    Харламов И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2007. – 520 с.

    Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 2007.-160с.

    Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1974. –230с.