Раиса Баландина
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с цифрой 5. Состав числа 6»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе :
«Знакомство с цифрой 5 . Состав числа 6 ».
Программное содержание : Познакомить с цифрой 5 .
Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц .
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур : прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.
Повторить дни недели.
Воспитатель читает стихотворение :
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Воспитатель : Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза. (слайд №2)
Сказка начинается (слайды №3, 4, 5, 6)
Задание №1.
Слушайте внимательно вопросы речки : (слайды №7,8)
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера день недели?
Какой будет завтра день недели?
Какие времена года знаете?
Назовите осенние месяцы.
Назовите весенние месяцы.
Назовите зимние месяцы.
Назовите третий тень недели.
Назовите пятый день недели.
Назовите второй день недели.
Воспитатель : Справились мы с заданием речки. Молодцы!
Задание №2.
Воспитатель :
Давайте поможем сестре с братцем выполнить задание. (слайд №9)
Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать :
в левом верхнем углу нарисуйте треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте квадрат;
в центре нарисуйте овал;
в левом нижнем углу нарисуйте прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте круг.
Воспитатель : А сейчас проверим.
Мы справились с заданием, и нам следует немного отдохнуть.
Физкультминутка : (слайд №10)
Столько раз в ладоши хлопнем (8,
Столько раз ногами топнем (5,
Мы подпрыгнем столько раз (3,
Мы наклонимся сейчас (4,
Мы присядем ровно столько (1,
Ай да счет, игра и только.
Задание №3. (слайд №11)
Для следующего задания я приглашаю к доске того, кто желает.
Теперь добавим к этим кругам ещё один. Сосчитайте, сколько стало вместе? Теперь получилось 5.
Какой цифрой можно обозначить число 5 ?.
Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 5 . Как она называется? Обведите её пальчиком по контуру.
Значит, если к 4 добавить один, получится 5.
Выставляется домик с числом 5 .
Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике ? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 5 . Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 4 , а какое число должно жить рядом ? 1. .
Молодцы, справились и с этим заданием. Печка дает нам волшебный клубок с заданиями. (слайд № 12)
Воспитатель :
Слушайте следующее задание. (слайд №13)
Продолжите числовой ряд от 1 до 10 . Все приготовились, начали работать.
Задание №4. (слайд №13)
Покажите число больше 5 на 1 (6) ;
Маленькое число (1) :
- число , которое меньше 7 на 1 (6) ;
- число , обозначающее день недели - вторник (2) ;
- число , последующее числа 4 (5) .
Задание №5. Игра называется : «Найди предмет такой же формы» . По моему сигналу вы будете искать в группе предметы , которые похожи на показываемые мною фигуры.
Дети находят нужные предметы и по очереди рассказывают о их форме. Например : «Я нашёл салфетку квадратной формы. У неё четыре угла и четыре стороны» .
Воспитатель : Молодцы!
Выполнив все задания, клубочек показал девочке с братцем дорогу домой.
А тут и отец с матерью пришли. (слайд №14)
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.
(Дети считают хором)
Вот мы и в детском саду. (слайд №15)
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
а) Где мы с вами сегодня побывали, ребята?
б) Что вам понравилось?
Публикации по теме:
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Состав числа 7» Конспект по формированию элементарных математических представлений подготовительная к школе группа. Тема: Состав числа 7. Выполнила: Бориско.
Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Состав числа 5» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа «8» Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Состав числа 8.Программное содержание Учить составлять число 8.
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Состав числа 7» Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне» (ГБОУ Школа.
Число 5 , цифра 5
Цель: познакомить с числом 5 и цифрой 5. Образовательная задача : прием прибавления единицы на предыдущее число, учить считать в пределах 5, закреплять знания о геометрических фигурах, изучить число 5, написание цифры5. Развивающая задача: развивать у детей речь, память, внимание, мышление. Воспитательная задача : воспитывать у детей интерес к математике, воспитывать у детей бережное отношение к наглядным материалам. Методы и приемы: Словесный- художественное слово, вопросы, ответы, объяснение, указание Наглядный- показ и рассматривание картин Практический - дидактические упражнения Игровой- создание игровой ситуации Демонстрационный материал : карточки с изображением цифры 5. Раздаточный материал : счетные палочки. Словарная работа : число пять, цифра пять.
Ход занятия Организационный момент
В: Давайте дети все вместе сделаем пальчиковую игру:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик – в лес пошел,
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик- чистить стал,
Этот пальчик – резать стал,
Этот пальчик – все съел,
Оттого и потостел.
I часть. В : Дети, у вас на столах счетные палочки. Выложите из них домик. В нем будут жить наши котятки. Давайте вместе посчитаем сколько углов у домика. Один, два, три, четыре, пять.
Кто там может закружиться,
Кто там может танцевать,
Кто там может прокатиться?
Ну, конечно, цифра 5!
В: Посмотрите вот цифра 5.
В: Значит, сколько будет жить котят в этом домике?
В: А как мы узнали?
Д: Мы к 4 прибавили 1 и получили цифру 5.
В: Котятки у кошки еще маленькие. Они играли цифрами и они рассыпались. Помогите пожалуйста маме – кошке поставить цифры в порядке возрастания.
В: Катя, какую первую цифру мы поставим?
В: Вова, поставь следующую цифру. Какую будешь ставить?
Затем такую же работу делаем с остальными детьми.
II часть
В- дети, с каким новым числом мы познакомились? Д- 5 В- число 5 записывается цифрой 5. А на что похожа цифра 5 Д- на серп
Ветер тихо пошла плясать По бумаге цифра в 5 Руку справа протянуло Ножку круто изогнула
В- Молодцы!
1.А теперь сложите на столе из палочек цифру 5 .Молодцы!
2.А теперь откройте тетради напишите цифру 5 по точкам до конца строки.
В: А теперь давайте, дети, немного размянем свои пальчики:
На моей руке 5 пальцев
5 хватальцев, 5 держальцев
Чтоб строгать и чтоб пилить
Чтоб брать и чтоб дарить
Раз, два, три, четыре, пять!
III часть
В: Дети, наши друзья котята раскидали все фигуры и не знают, как их разложить. Давайте поможем нашим друзьям.
В: А теперь все подойдите к обручам. Дети, обратите внимание на коды внутри них. Давайте разложим все блоки в обручи. Варианты могут быть различными, например: в одном – все маленькие и синие, в другом – все большие и круглые.
IV часть. Игра «Справа – слева».
В: А теперь поиграемте в игру « Справа – слева ».
Дети, котята решили погулять в лес, но они заблудились, не могут найти дорогу. Забыли где правая и левая сторона. Давайте поможем. Поднимаем правую руку. Это рука у нас умеет рисовать, писать, готовить, шить.
А теперь отведите правую руку в сторону, назовите предметы, которые находятся в правой стороне, которые от вас справа. Повторите слово «справа».
Д: Справа.
В: А теперь левую руку. Всегда на левой руке надевают часы, сердечко наше бьется в левой стороне, да?
В: Молодцы! Вы умеете различать правую и левую стороны. И наши друзья узнали, где правая и левая сторона. И теперь они не заблудятся.
Котята: Спасибо, ребята. Мы очень много узнали от вас. До свидания, ребята.
Д: До свидания!
Итог занятия
С каким числом мы познакомились? - Оно больше или меньше 4? - На сколько? - Как мы получили число 5?
Цели :
1. Сформировать у учащихся:
- представление о числе 5,
- умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;
- его место в числовом ряду,
- научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами,
- записывать число 5 с помощью цифры 5;
- формировать представление о пятиугольнике.
2. Закрепить знание цифр 1-4, уточнить пространственные отношения впереди, сзади;
3. Закреплять количественный и порядковый счёт;
4. Познакомить с геометрической фигурой пятиугольником, звездой;
5. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.
6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать интерес к математике.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация.
2. Наборы цифр от 1 до 5.
3. Счетные палочки
Организационный момент: Начинаем мы опятьРешать, отгадывать, смекать!Пожелаем всем удачи-За работу, в добрый час!
Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Слайд Игра "Молчанка".
Я буду показывать различное количество предметов, а вы – поднимать нужные цифры.
Слайд - Сколько чисел мы уже с вами знаем ? (Ответы детей)
Назовите числа, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим.
Назовите числа, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.
Введение числа и цифры 5
Загадка
Пред тобой – пятёрка братьев. Пятерка братьев неразлучна.
Дома все они без платьев. Им вместе никогда не скучно.
А на улице зато Они работают пером,
Нужно каждому пальто. Пилою, ложкой, топором. (Пальцы.)
Слайд
Обведите свою руку
Сколько пальцев на руке?
Каждый пальчик подержи.
Цифру пальчику скажи - 1, 2, 3, 4, 5.
У человека пять пальцев на руке.
Как называется каждый палец на руке?
(Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)
Пальчиковая гимнастика
(сжать кулачок, по очереди отгибать пальцы)
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь?
Правильно, это число 5.
Знакомство с цифрой 5.
Слайд - ЧИСЛОВОЙ РЯД
- Ребята, давайте поищем на числовом ряду нужную нам цифру 5.
Где располагается число 5 в числовом ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6)
- Назовите число, которое стоит перед числом 5? - предыдущее число
Назовите число, которое следует за 5? - последующее число.
Какие числа соседи 5?
На каком месте в ряду чисел стоит 5?
Какое число больше: 4 или 5?
Прямой и обратный счет до 5
Слайд – Рассмотрите цифру 5.
Цифра пять - с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.
Игра «На что похожа цифра 5» (Дети называют предметы, которые похожи на 5)
- На серп, конечно, как не знать.
-Что вы знаете о числе пять? Где встречается цифра 5?
Пять – лучшая оценка в школе:
Слайд
Это фокусник-пятёрка Вы за ней следите зорко!
Налитая, симпатичная. Кувыркнётся - раз и два!
Цифра самая отличная. Обернётся цифрой два.
Слайд
- Пять пальцев на руке, пять пальцев на ноге.
- 5 ощущений у человека (зрение, слух, вкус (горький, соленый, сладкий или кислый), запах и осязание.) Осязание - представляет особое чувство, вызываемое прикосновением кожи к различным твердым и жидким телам.
- Деньги есть – 5 рублей, 5 копеек.
- Пять лучей у звезды .
- 5 рабочих дней в недели, - Назовите пятый день недели (повторение по порядку дней недели).
- 5 углов у пятиугольника,
- – Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев)
- – Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)
Письмо цифры 4.
Слайд
1) «СОСТАВИМ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Из палочек собрать цифру 5,
Слайд
2) ПИСЬМО ЦИФРЫ 5 В ВОЗДУХЕ
Из каких элементов эта цифра состоит?
(- Начинаю писать немного правее середины верхней стороны клетки, веду палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишу полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.)
Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.
Ладонью,
Сложив три пальчика клювиком,
Двумя руками одновременно,
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
Пальцы делают зарядку, (Дети вытягивают руки вперёд,
Чтобы меньше уставать сжимают и разжимают кулачки)
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.
Геометрический материал.
1. Соединим цифры по порядку и у вас получится рисунок.
? - Какая фигура получилась? Почему её так назвали?
(пятиугольник, у этой фигуры 5 углов, она состоит из пяти отрезков)
2. Соедините цифры по порядку и у вас получится рисунок.
? -Какая фигура получилась?
? – Чем отличаются фигуры?
(у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)
Творческое задание . - Работа со счетными палочками.
Покажите 5 палочек.
Что можно сложить из 5-ти палочек?
ИТОГ
? - Ребята, с какой новой цифрой мы познакомились сегодня? (Цифрой 5)
Всех прекрасней цифра пять!
Вот всегда бы пять и пять!
Презентацию можно скачать .
Знакомим ребенка с числом и цифрой «5».
Из личной практики знаю, что дети очень любят эту цифру и быстро ее запоминают. Почему?
- Во-первых, дети любят играть с пальчиками, и знают что на руке 5 пальчиков.
- Во-вторых, если у них есть старшие братья или сестры, то они знают что это лучшая оценка в школе.
Принцип знакомства с цифрой «5», такой же, как и с другими числами, то есть, добавляем один предмет и получаем следующее число, большее на один. Например, если к 4 вишенкам добавить еще 1 вишенку, то получим число 5.
Спросите малыша:
- Какое число больше (меньше) 4 или 5?
- На сколько число 5 больше, чем число 4?
При пересчете предметов, следите чтобы малыш правильно считал и называл итоговое число (одна вишенка, две, три, четыре, пять, всего пять вишенок).
Учите малыша полным развернутым ответам, умению рассуждать и доказывать правильность своего ответа – это залог успешного обучения в школе.
При знакомстве с числом «5» используйте разнообразный дидактический материал по математике , но ни в коем случае не перегружайте ребенка, помните, что с малышами надо заниматься 15мин и с детьми после 5 лет – 20-25 мин. И во время занятия используйте физминутки.
Дидактический материал по математике.
Число и Цифра «5»
Веселые стихи
А вот это – цифра пять!До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи, Цифру пальчику скажи, Как считали, повтори! И один, и два, и три, А четыре не забудешь? И четыре говори. А последний будешь брать – Говори скорее пять. С. Маршак Почему Егорка Прибежал веселый? Первую пятерку Он принес из школы. С. Коган |
Эта цифра не простая,Как пружинка завитая.
Да ведь это не беда. Всем бы надо с ней, ребята, Подружиться навсегда. Пятерка пляшет, Платочком машет. А как она изгибается, Весело нам улыбается. «Пять» в дневнике получается, Если ученик постарается. Если пять стоит в тетрадке, Это значит – все в порядке. |
Загадки
Веселые задачки
Два щенка-баловникаБегают, резвятся,
К шалунишкам три щенка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько собралось друзей? У стены стоят кадушки, В каждой по одной лягушке. Если было б 5 кадушек, Сколько было б в них лягушек? |
В снег упал Сережка,А за ним Алешка,
А за ним Маринка, А за ней Иринка. А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят? Три ромашки-желтоглазки, Два веселых василька Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете? |
|
Птичек просто сосчитать:
Два да три… Их будет… (пять.) Семь гусей пустились в путь, Два решили отдохнуть. Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами. Только я в лесок зашла – Подосиновик нашла, Две лисички, боровик И зеленый моховик. Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов? Двое девчат и трое парней В танце кружились всех веселей. На дискотеке ребят было сколько? Считайте! Не ошибитесь только! |
Зайка серенький, скажи:
Сколько будет два плюс три? Два котенка – на диване, Три котеночка у Вани. Теперь спросим у ребят: «Сколько было всех котят?» Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат. Но один малыш устал: От товарищей отстал. А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? На прогулку из яслей Вышло десять малышей. Пять из них на травку сели, Остальные – на качели. (Сколько малышей село на качели?) |
|
Считалки
Три, четыре, пять –
Мышь пошла гулять. Пять, четыре, три – Кот идет, смотри. Кот разинул рот, Вот и кончен счет. |
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли точки погулять. Вдруг резинка выбегает И одну из них стирает. Что тут делать? Как тут быть? Выходи один водить. |
Кристина Михайлова
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с цифрой 5. Состав числа 6»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе :
«Знакомство с цифрой 5 . Состав числа 6 ».
Программное содержание : Познакомить с цифрой 5 .
Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц .
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур : прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.
Повторить дни недели.
Воспитатель читает стихотворение :
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Воспитатель : Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза.
Сказка начинается
Задание №1.
Слушайте внимательно вопросы речки :
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера день недели?
Какой будет завтра день недели?
Какие времена года знаете?
Назовите осенние месяцы.
Назовите весенние месяцы.
Назовите зимние месяцы.
Назовите третий тень недели.
Назовите пятый день недели.
Назовите второй день недели.
Воспитатель : Справились мы с заданием речки. Молодцы!
Задание №2.
Воспитатель :
Давайте поможем сестре с братцем выполнить задание.
Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать :
в левом верхнем углу нарисуйте треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте квадрат;
в центре нарисуйте овал;
в левом нижнем углу нарисуйте прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте круг.
Воспитатель : А сейчас проверим.
Мы справились с заданием, и нам следует немного отдохнуть.
Физкультминутка :
Столько раз в ладоши хлопнем (8,
Столько раз ногами топнем (5,
Мы подпрыгнем столько раз (3,
Мы наклонимся сейчас (4,
Мы присядем ровно столько (1,
Ай да счет, игра и только.
Задание №3.
Для следующего задания я приглашаю к доске того, кто желает.
Теперь добавим к этим кругам ещё один. Сосчитайте, сколько стало вместе? Теперь получилось 5.
Какой цифрой можно обозначить число 5 ?.
Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 5 . Как она называется? Обведите её пальчиком по контуру.
Значит, если к 4 добавить один, получится 5.
Выставляется домик с числом 5 .
Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике ? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 5 . Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 4 , а какое число должно жить рядом ? 1. .
Молодцы, справились и с этим заданием. Печка дает нам волшебный клубок с заданиями.
Воспитатель :
Слушайте следующее задание.
Продолжите числовой ряд от 1 до 10 . Все приготовились, начали работать.
Задание №4.
Покажите число больше 5 на 1 (6) ;
Маленькое число (1) :
- число , которое меньше 7 на 1 (6) ;
- число , обозначающее день недели - вторник (2) ;
- число , последующее числа 4 (5) .
Задание №5. Игра называется : «Найди предмет такой же формы» . По моему сигналу вы будете искать в группе предметы , которые похожи на показываемые мною фигуры.
Дети находят нужные предметы и по очереди рассказывают о их форме. Например : «Я нашёл салфетку квадратной формы. У неё четыре угла и четыре стороны» .
Воспитатель : Молодцы!
Выполнив все задания, клубочек показал девочке с братцем дорогу домой.
А тут и отец с матерью пришли.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.
(Дети считают хором)
Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
а) Где мы с вами сегодня побывали, ребята?
б) Что вам понравилось?
Публикации по теме:
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Состав числа 7» Конспект по формированию элементарных математических представлений подготовительная к школе группа. Тема: Состав числа 7. Выполнила: Бориско.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа 6» Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность Возрастная группа: подготовительная.
Цель: Состав числа «7». Задачи: Образовательная: Создать условия для закрепления состава чисел до «6» из двух меньших чисел, познакомить.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа «8» Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Состав числа 8.Программное содержание Учить составлять число 8.