Формированию личностных качеств обучающихся в. Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)

Навык это выработанное путем многократного повторения умение, сформированная способность, которая позволяет достигать результатов в определенном виде деятельности. Навыки человека являются исключительно приобретенными, любой деятельности необходимо учиться. Не существует людей, обладающих какими-либо навыками от рождения , но определенно, у каждого из нас есть больше склонностей к развитию одних навыков, и меньше к развитию других. Кому-то легче научиться рисовать или танцевать, кому-то программировать, а для кого-то быстрее всего окажется освоение языков или игра на музыкальном инструменте.

Личностные навыки представляют собой набор индивидуальных умений, необходимых для жизни в современном обществе. Они помогают нам справляться с любыми повседневными задачами, взаимодействовать с окружающими и жить продуктивной, и насыщенной жизнью.

Большую ценность для человека представляют также его профессиональные навыки, которые делают его экспертом в какой-либо области, и помогают овладев определенной профессией, найти хорошую работу, зарабатывать деньги, и приносить пользу обществу.

Помимо личностных навыков каждый человек обладает набором индивидуальных личностных качеств. Совокупность личностных навыков и качеств личности создают человеческий характер , который в определенной мере заложен в нас от рождения, но также формируется и меняется под воздействием внешней среды и жизненных обстоятельств. Во многом это определяет наши будущие приоритеты и создает фундамент того, какой скорее всего будет наша жизнь. Человек может следовать своему предначертанному жизненному сценарию, либо проявив силу воли, и развивая необходимые личностные навыки и качества, менять его на свое усмотрение, в соответствии со своими целями или мечтой!

Многие специалисты убеждены, что характер человека формируется в первые пять лет его жизни. В дальнейшем, характер подвергается лишь незначительным корректировкам под воздействием внешних обстоятельств. Но в пять лет вряд ли кто-то уже начинает в серьез задумываться о том, какие личностные навыки помогут ему или ей в жизни. Хотя есть и исключения. Например, маленький Вольфганг Амадей Моцарт уже в 4-х летнем возрасте садился за клавесин, и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Как оказалось позднее, именно эти навыки, а также развитие феноменального музыкального слуха, памяти и умения импровизировать, позволило Моцарту стать одним из самых известных композиторов в мире.

Как навыки развития личности помогают в жизни?

Современное общество является настолько сложным и многогранным, что для его функционирования необходимы сотни тысяч навыков различных людей. Вы только представьте любую профессиональную сферу деятельности, например строительство или медицину, и подумайте сколькими навыками должны обладать эксперты этих областей для успешного решения повседневных задач. И это только две области. А теперь предположите сколько всего в мире профессиональных областей, и умножте это число на необходимое количество навыков в каждой. Скорее всего вы не сможете этого посчитать, но говорят что ответ представляет собой цифру, состоящую более чем из десяти знаков.

Мир нуждается в огромном количестве личностных навыков, и если бы все люди договорились между собой и каждый занимался бы развитием тех навыков, которые ему ближе, и помогал бы вносить вклад в общее дело, то мы бы давно уже раскрыли многие загадки мироздания и освоили бы жизнь в соседних галактиках.

Но пока мы имеем огромное социальное неравенство в разных странах и растущую безработицу. Поэтому ваш выбор относительно того, какие свои личностные и профессиональные навыки развивать, является очень важным. Это либо может сделать вас востребованным и нужным специалистом в любой стране мира, либо обеспечит вам минимальную заработную плату и небольшую пенсию. Решать вам!

В течение жизни мы осваиваем новые навыки и умения, в результате чего происходит коррекция характера и жизненных целей. Одним из важнейших качеств, которые принесут невероятную пользу своему обладателю, можно обозначить навык системного планирования собственной жизни . Иными словами, это способность человека придерживаться намеченной цели. Наличие этого навыка позволяет нам придерживаться образа той жизни, которую мы мечтаем построить для себя, и развиваться в тех областях которые мы избрали для себя в качестве приоритетных.

Освоение новых личностных навыков делает человека всесторонне развитым. Он учится правильно реагировать на внешние раздражители и преуспевать в выбранном направлении, не смотря ни на что, а также эффективно использовать внутренние ресурсы. Личностные навыки определяют успешность и уникальность индивида во многих сферах человеческой жизни. Это касается и выбора стиля в одежде, и освоения определенной профессии. Человек, который четко осознает потребность в повышении качества жизни, будет работать в заданном направлении.


В чем отличие между навыками и качествами личности?

Чтобы лучше понимать себя и других следует уделять особое внимание изучению качеств личности. Это позволяет лучше разбираться в характере других людей, и дает больше возможностей для прогнозирования их поведения.

Качества личности – это повторяющиеся реакции человека, т.е. его поведение, которое он демонстрирует в тех или иных ситуациях, в зависимости от воздействия внешней среды и его собственных мотивов.

Личностные качества связаны с особенностями типа нервной системы человека, некоторые из них напрямую зависят от темперамента, другие могут быть развиты посредством восписания, или самостоятельной работы над собой.

Рассмотрим примеры навыков и качеств личности, которые являются наиболее полезными, и которые чаще всего ищут в кандидатах работодатели:

Навыки личности Качества личности
– Навыки чтения и письма

– Навык работы с информацией

– Навык коммуникаций

– Навык управления своими эмоциями

– Навык эмпатии и понимания чужих эмоций

– Навык планирования и постановки целей

– Навык самомотивации

– Навык принятия решений

– Навык активного слушания

– Навык работы в команде

– Навык публичных выступлений

– Навык выстраивания отношений

– Навык оказания первой помощи

– Навык выживания в дикой природе

– Навык обращения с деньгами

– Навыки владения иностранными языками

– Навык вождения автомобиля

– Навык многозадачности

– Навык самоорганизации

– Спокойствие

– Уверенность в себе

– Ответственность

– Пунктуальность

– Доброжелательность

– Вежливость

– Оптимизм

– Трудолюбие

– Внимательность

– Терпение

– Настойчивость

– Целеустремленность

– Стрессоустойчивость

– Инициативность

– Энергичность

– Дипломатичность

– Общительность

– Самостоятельность

Как видите, личностные качества в наибольшей мере показывают то, какие мы есть, а личностные навыки отражают то, что мы умеем делать.

Как происходит формирование личностных навыков?

Чтобы начать развивать в себе нужные навыки, достаточно осознать потребность прожить жизнь по собственному усмотрению, а не по сценарию, продиктованному обществом или родителями.

Формирование навыков личности начинается в раннем детском возрасте в процессе взаимодействия с родными и социумом, а также в процессе саморазвития. В дошкольном возрасте развитие личностных навыков, в большей степени, зависит от семьи и принятых в ней ценностей. В процессе взаимодействия с близкими, ребенок начинает рассматривать себя как индивидуальность, учится принимать ответственные решения и примеряет разнообразные схемы взаимодействия с другими людьми.

Наиболее активно умения и навыки развития личности подвергаются освоению в тот момент, когда ребенок осознает свою уникальность и начинает оценивать свое место в окружающем мире. О старте подобных процессов свидетельствуют:

  • уместное и активное употребление в речи личных местоимений;
  • освоение навыков самоконтроля и самообслуживания (самостоятельной заботы о себе);
  • способность к объяснению своих переживаний и трактовке мотивации совершаемых поступков.

Перечисленные процессы позволяют сделать вывод, что активное развитие личностных навыков ребенка начинается в 3-5 лет. До этого возраста в сознании маленького человека осуществляется подготовка к последующей работе над формированием собственной «Я-концепции».

На начальном этапе навыки для развития личности не нужно подвергать корректировке. Вполне достаточно создать условия для гармоничного развития интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей. Постепенно ребенок, в мягкой и ненавязчивой форме, знакомится с общепринятыми поведенческими нормами. Семью можно рассматривать в качестве воспитательной среды, которая еще долгое время будет основной, в плане формирования характера, для ребенка.

Чтобы успешно развивать личностные качества ребенка и формировать новые, следует постоянно вовлекать его в активную и созидательную деятельность.

При поступлении в школу, навыки маленькой личности продолжают формироваться под влиянием окружения и авторитета взрослых: воспитателей, тренеров, учителей. Если учебный процесс организован правильно, то формирование и развитие личностных качеств ребенка происходит параллельно учебно-познавательной деятельности. Ответственность, креативность и ряд других качеств закладывается в процессе школьного обучения.

Наличие друзей и товарищей неизбежно оказывает влияние на формируемые личностные качества. Если ребенок будет учиться в классе со множеством гениальных и не по годам развитых детей, то его собственное развитие будет на порядок быстрее. В начальной школе дети учатся взаимодействовать друг с другом, с окружающими людьми, выбирать корректные модели поведения, искать выходы из сложных ситуаций.

Почему лучше развивать профессиональные навыки с юных лет?

Профессиональные навыки личности развиваются параллельно личностным . Их набор определяет будущую сферу деятельности и возможность реализации себя в качестве хорошего специалиста. Чем раньше уделяетя внимание выбранной профессиональной сфере и ее навыкам, тем быстрее в ней можно будет достигнуть успеха. Сейчас уже все чаще, дети, у которых есть такая возможность и стремления, заканчивают школу экстерном, параллельно осваивая выбранные для будущего дисциплины, например такие, как иностранные языки, навыки работы с компьютером и гаджетами, программирование, финансы, маркетинг, и многое другое.

Молодые люди все больше разочаровываются в школьной программе, и все раньше осознают ценность профессиональных навыков, которым уделяют много времени, и делают большие успехи в их развитии!

Если объективно взглянуть на существующую систему образования, то она вообще мало направлена на то, чтобы сфомировать у человека необходимый комплекс профессиональных и личностных навыков, сделать его успешным и конкурентоспособным на рынке труда. Скорее наоборот, образование направлено на усвоение базовых концепций, на внушение удобных обществу догм и правил, и на создание среднестатистического гражданина, который вероятнее всего будет испытывать трудности с поиском работы, и будет иметь невысокую рыночную стоимость. А уж тем более практически нигде не учат как быть лидером, как создать свой бизнес, не дают основы финансовой грамотности , потому что очень многим гораздо выгоднее, чтобы молодая семья залезла в долги и взяла ипотеку! И чем раньше молодые люди осознают, чем они действительно способны и хотят быть полезны, тем успешнее сложится их профессиональная и личная жизнь.

Формирование личностно-профессиональных навыков состоит из следующих этапов:

  • Определение будущей сферы деятельности , основываясь на личных предпочтениях. Индивидуум выбирает не только свой путь в жизни, но и профессию.
  • Адаптация к условиям последующего развития . Эти условия изначально неизвестны человеку, поэтому он получает огромные массивы информации относительно работы, которую предстоит выполнять, и качеств, необходимых для достижения успеха.
  • Стабилизация процесса обучения или развития , получение определенных практических навыков и осознание соответствия себя и выбранной профессии. В дальнейшем, успешность будет определяться не природными данными, а готовностью к постоянной работе над собой и самосовершенствованию.
  • Целенаправленная работа над выбранным спектром личностных и профессиональных навыков , выстроенная на системной основе,и в идеале, осуществляемая при поддержке опытных наставников, менторов или коучей, помогающих в отслеживании динамики развития всего комплекса навыков, и предоставляющих развивающую обратную связь высокого качества.

Эффективным инструментом для помощи молодежи в прохождении указанных этапов являются профессиональные тренинги по планированию своей карьеры, а также межличностные тренинги, которые позволяют провести самоанализ своих талантов, склонностей, имеющихся качеств, и сформировать привлекательное видение своего профессионального будущего!

Многие стремления и надежды человека связаны с его будущей работой, поскольку большую часть жизни мы проводим в трудовой деятельности. По набору профессиональных навыков, оценивают степень соответствия человека занимаемой им должности, а по набору личностных – его потенциал. Чтобы добиться определенного успеха, важно также адекватно воспринимать себя в составе коллектива. Если у человека хорошо развиты коммуникативные и командные навыки, то он сможет легко приживаться в любом коллективе и быстро выстраивать необходимые отношения с другими людьми! Такой сотрудник прекрасно знает, как дальше действовать, и что необходимо для продвижения по карьерной лестнице.

Какие навыки помогали известным людям добиться успеха?

Уверенность в себе и вера в собственный В этом уверены многие известные персоны, которые сумели добиться поставленных целей и с гордостью считают себя успешными людьми.

При этом важно не только развивать навыки личностного роста , но и кардинально изменить свое представление об окружающей действительности. Необходимо избавиться от комплексов, предубеждений и страхов, которые мешают большинству из нас двигаться к поставленной цели. Человек добивается успеха в процессе кропотливой работы, лишь единицы могут похвастаться банальным везением.

Многие люди, которые построили эффективный бизнес с нуля, не выигрывали в лотерею и не получали миллион долларов в наследство. Они делали ставку на собственные: креативность, уникальность, трудолюбие, желание реализоваться в интересующей их сфере и возможность принести максимальную пользу обществу и своим клиентам. Секрет их успеха кроется в умении правильно поставить себе цель, найти нужные ресурсы и выбрать оптимальную стратегию.

Современный бизнес знает немало примеров, когда бизнесменам-женщинам, людям с ограниченными возможностями, людям из небогатых семей удавалось добиться невероятных успехов в своем деле. Одним из таких предпринимателей с мировым именем является Сергей Брин. Он входит в число основателей Google и давно обрел статус миллиардера. Сергей родился в Москве в небогатой семье ученых-математиков, которые решили перебраться в США. Во время обучения в Стэнфордском университете, Брин вместе с товарищем принялся за разработку поисковой системы. Их детище успешно прошло тестирование на уровне университета, появились инвесторы, готовые развивать проект. Прошло семь лет, и имена молодых разработчиков вошли в список Forbes.

Другой пример: успешная телеведущая из США, Опра Уинфри, стала миллиардером благодаря упорному труду. Она родилась в небогатой афроамериканской семье горничной и шахтера, поэтому полагалась лишь на собственный пробивной характер и желание добиться в этой жизни многого.

Свои разносторонние личностные навыки в резюме для поиска достойной работы не раз указывала и Рут Хендлер, но успех американской предпринимательнице после долгой череды неудач принесло воплощение ее детской мечты: создание куклы для детей по имени Барби. Рут потом неоднократно уверяла, что:

Успех приходит к тем, кто способен найти в себе силы подняться после падения и продолжить движение к намеченной цели.

Хендлер появилась на свет в 1916г. В семье эмигрантов в США. Будучи десятым ребенком, с раннего возраста она работала. Трудолюбие и целеустремленность принесли свои плоды. В 1959 году Рут придумала Барби, и с тех пор ее семейный бизнес начал приносить многомиллионные доходы. Этой американской предпринимательнице понадобилась единственная креативная идея и умение находить выход из абсолютно безвыходных ситуаций, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и всей своей семье.

Оглушительный успех Рут не прошел бесследно. В 1970г. У нее выявили рак груди, параллельно ее обвинили в финансовых махинациях и приговорили к условному сроку. Эти обстоятельства не заставили женщину впасть в отчаяние. Потеряв пост в своей прежней компании, Хендлер основала новую - по изготовлению протезов груди - и снова вернулась на вершину успеха.

Каждая компания индивидуальна, имеет сложившуюся корпоративную культуру, и чаще всего ищет в свою команду людей, с наиболее похожим на большинство сотрудников, набором личностных навыков разделяющих при этом схожие корпоративные ценности.

Если рассматривать этот вопрос в целом, то к наиболее важным деловым навыкам и качествам, которые понадобятся человеку для успешного продвижения по карьерной лестнице, можно отнести:

  • профессиональную зрелость (самоанализ и самокритичность, умение прислушиваться к чужому мнению, способность подчинять собственные интересы интересам организации);
  • ответственное отношение к труду и коллегам (трудолюбие, чуткое и внимательное отношение к людям, развитое чувство персональной ответственности, личная дисциплинированность);
  • достойный уровень узкоспециализированных знаний (наличие квалификации в соответствии с занимаемой должностью, наличие минимального набора знаний для успешного выполнения своих трудовых обязанностей, умение использовать передовую технику в своем труде);
  • организаторские способности (умение организовать собственный труд, взаимодействовать с руководителями и подчиненными, корректно излагать мысли в любой деловой беседе и при написании корреспонденции, выстроить взаимоотношения с другими отделами и организавать эффективный обмен информацией).

Для лиц, претендующих на руководящую должность, также особое значение обретают:

  • умение своевременно принимать верные решения;
  • способность проконтролировать исполнение решений надлежащим образом;
  • умение моментально сориентироваться в трудной ситуации и найти выход с наименьшими потерями;
  • самообладание;
  • уверенность в собственных силах;
  • умение своевременно увидеть новые технологии, оценить их пользу, внедрить их в работу;
  • инициативность и лидерство;
  • умение создать вокруг себя сплоченную команду;
  • готовность идти на обоснованные риски.

Какие личностные навыки помогают людям в семейной жизни?

Основу счастливого и успешного брака составляет ответственное отношение к взятым на себя обязанностям. Это качество в равной степени необходимо развивать и мужчинам, и женщинам, так как семья это сбалансированная система двух любящих энергий, дающая синергию только при взаимном и полном взаимодействии партнеров друг с другом.

Следующий важный навык - стремление к постоянному самосовершенствованию. Если супруги не уделяют время своему развитию, не помогают друг другу стать лучше, то такой брак рано или поздно переходит в стадию стагнации. Проще говоря, он начинает напоминать сломанные костыли, с которыми идти уже менее удобно, чем без них, но при этом бросить жалко!

Не меньшую опасность для дальнейшей семейной жизни представляет мужской гнев и женская обидчивость. По этой причине, важно научиться освобождаться от этих качеств. Совершенные в момент сильной обиды или гнева поступки могут привести к непоправимым последствиям. Не всегда раны, оставленные ими на душе любимого человека, способны затянуться.

Самоотдача и забота друг о друге в отношениях - навык, которым должны овладеть оба супруга. Способность делиться лишь укрепляет семью.

Среди прочих личностных навыков, которые помогут при создании счастливой семьи, можно обозначить: развитый самоконтроль, доверие и открытость, исполнение взятых на себя обязательств и обещаний.

Формирование необходимых навыков - это процесс, включающий в себя несколько стадий. Он предполагает проведение кропотливой работы над собственным сознанием.

Изначально важно поставить перед собой правильную цель, которую вы стремитесь достичь. Формирование личностных навыков является результатом многократного повторения тех или иных действий.

Для формирования личностных навыков существует три способа:

1) Самостоятельная работа над выбранными навыками

2) Формирование навыков при поддержке коуча или наставника

3) Участие в тренингах по формированию личностных и профессиональных навыков

Рассмотрим плюсы и минусы каждого способа:

Самостоятельная работа над выбранными навыками

– Самый доступный способ

– Бесплатно

– Занимаетесь в любое время суток

– Низкая скорость развития навыков

– Высокая вероятность того, что вы бросите занятия не доведя навыки до нужного уровня

– Отсутствие развивающей обратной связи

– Отсутствие возможности задать вопросы

– Отсутствие компетентной поддержки и помощи от профессионалов

– Самый долгий способ развития навыков

Если вы решили работать над своими навыками самостоятельно, то составьте письменный план действий, установите сроки и приступайте к его реализации как можно скорее!

Формирование навыков при поддержке коуча или наставника

– Самый адаптированный под ваши нужды и потребности способ

– Максимальный учет ваших особенностей и способностей

– Индивидуальный подход

– Развивающая обратная связь

– Высокая скорость развития навыков

– Снижение риска бросить начатое и возможность довести развитие навыка до нужного уровня

– Коучинг до результата

– Помощь и поддержка после обучения

– Не так просто найти хорошего наставника или коуча

– Необходимость оплачивать занятие либо нужно как-то заинтересовать коуча, чтобы он взял вас в ученики бесплатно

– Занятия по расписанию, которому нужно будет следовать

– Для достижения результатов потребуется регулярность и определенное количество занятий, которое зависит от сложности навыка, и того уровня, на который вы хотите его вывести.

В случае желания заниматься с наставником или коучем, начните с того, чтобы найти экспертов в необходимой вам области.

Участие в тренингах по формированию личностных и профессиональных навыков

– Самый быстрый способ развития навыков. Стандартный тренинг обычно рассчитан на 1-3 дня, пройдя которые вы получаете нужные навыки и советы по их развитию

– Вся актуальная и ценная информация по нужным вам темам, которая уже собрана для вас заранее

– Опытный тренер или тренеры, которые будут учить вас тому, что уже умеют сами, и будут демонстрировать применение нужных вам навыков

– Наличие практических заданий, выполняя которые вы сразу получаете результат

– Наличие раздаточных материало, и материалов для самостоятельного изучения после тренинга

– На тренингах человек учится как у тренера, так и у других участников, каждый из которых делится своим бесценным опытом

– Возможность общения с близкими по духу людьми, имеющими схожие цели, и помогающими друг другу

– Получение большого заряда мотивации и энергии от прохождения тренинга, что помогает достигать дальнейших целей

– Возможность найти друзей, которые останутся с Вами после тренинга на всю жизнь

– Послетренинговая поддержка от тренеров и других участников

– Получение сертификата о прохождении тренинга (возможно это пригодится вам при поиске работы)

– Все подобные тренинги являются платными, на бесплатных тренингах вы скорее всего услышите много рекламы, и получите мало пользы

– Придется потратить время чтобы найти и выбрать хороший тренинг

– Возможно, нужного тренинга не окажется в вашем городе, но в этом случае стоит рассмотреть другие города либо узнать проводится ли онлайн обучение развитию нужных вам навыков.

Участие в любом тренинге, это целое событие, которое безусловно способно изменить вашу жизнь к лучшему! Самое главное выбрать эффективный тренинг, который уже реально помог многим другим людям, и отнестись к участию в нем со всей серьезностью! Это большая и интересная работа, способная принести максимальный результат!

Для чего нужны навыки личностного роста?

Овладение навыками личностного роста помогает нам стать успешными в этой жизни. Мы развиваем в себе качества, помогающие улучшить одну или несколько сфер жизни: социальную, культурную или любую другую.

Личностный рост человека нацелен на повышение человеческого потенциала и результативности в выбранной сфере жизни.

Концепция личностного роста, основанная на идеях Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, основывается на том, природа человека изначально позитивна и созидательна, а смысл жизни человека заключается в саморазвитии, исследовании себя и окружающего мира, развитии своих личностных навыков, и раскрытии своих талантов. Такой подход является полной противоположностью классического фрейдизма, и ряда религиозных учений, заявляющих о том, что человек изначально грешен, плох и нуждается не столько в развитии, сколько в ограничениях и коррекции.


Разум. Тело. Душа.

Какую из выбранных концепций принимать на веру каждый решает сам. Для тех людей, кому ближе позитивная природа человека, важным является и развитие навыков личностного роста, к которым относят: изучение своих особенностей, понимание себя и своих эмоций, раскрытие своих талантов, поиск новых интересов, умение понимать и реагировать на эмоции других людей, навыки эмпатии, доверия, прощения, выстраивания отношений, внутренней свободы и независимости, любви к окружающим, к природе, к Мирозданию. Многие навыки личностного роста переплетаются с идеями различных религиозных учений.

И верующие люди, и атеисты сходятся во мнении о том, что навыки личностного роста улучшают, и делают более гармоничной жизнь современных людей.

Особенно это актуально сейчас в эпоху потребления, когда большинство компаний пытается манипулировать покупателями, используя рекламу и пропаганду, для подмены истинных ценностей навязанными желаниями, с целью побуждения к большему приобретению ненужных материальных ценностей, зарабатывая деньги на которые, человек бесцельно тратит время своей жизни!

Какие личностные навыки лучше отражать в резюме?

Чтобы получить работу своей мечты, важно сначала составить список всех значимых навыков, которыми вы владеете. После этого выбрать из них те, которые на ваш взгляд наилучшим образом подходят для этой работы. Например, для соискателей на должность менеджера по продажа особое значение обретают:

  • коммуникабельность;
  • умение склонить к собственной точке зрения;
  • обширный кругозор;
  • способность выстраивать с людьми доброжелательные отношения;
  • стрессоустойчивость;
  • инициативноть;
  • умение эффективно работать в режиме многозадачности.

Тому, кто претендует на роль руководителя важно развивать свои управленческие и аналитические способности, уметь проявлять лояльность, упорство и порядочность. Юрист должен обладать виртуозными навыками трактовки и жонглирования различными статьями законов, и способностью находить решение для непростых задач.

Если вы испытываете сложности в анализе своих личностных качеств, тогда можно сделать еще проще.

Зайдите на любой сайт по поиску работы, посмотрите интересующие вас вакансии, и выпишите оттуда все навыки, которые перечисляют работодатели в своих требованиях.

После этого выберите те из них, которые у вас развиты сильнее всего и укажите их в своем резюме. В таком случае, вы сможете найти нового работодателя максимально быстро. Главное сильно не преувеличивать, и не указывать в резюме наличие тех навыков, которых у вас нет. Ведь в ходе собеседования или в дальнейшей работе вы не сможете их продемонстрировать, и столкнетесь с проблемами.

Как меняются личностные навыки с течением времени?

Каждому возрасту человека необходим свой набор навыков. С течением времени трансформируются наши цели и потребности. Это происходит как под воздействием внешних факторов, так и в соответствии с нашими внутренними изменениями. Актуальность одних навыков утрачивается, а других возрастает. Подобные изменения неизбежны, поскольку жизнь не стоит на месте. Следует также помнить, что в процессе жизни, личность проходит через ряд психологических кризисов, например в подростковом возрасте. Многим знакомо такое понятие как, “кризис среднего возраста”. Причин тому достаточно много, в основном они связаны с тем, что ожидания человека слишком расходятся с окружающей действительностью.

Люди, у которых достаточно хорошо развиты личностные навыки, могут справиться с любым таким кризисом достаточно быстро.

Если определенные навыки личности развиты слабо, то это может привести к временной апатии, депрессии, плохому настроению, отсутствию мотивации. В таком состоянии человек может чувствовать себя несчастным, но его можно избежать, уделяя время работе над собой и собственному развитию. Душевное и личностное здоровье не менее важно, чем здоровье физическое. Более счастливыми себя чувствуют те люди, которые стремятся к балансу и гармонии в жизни, уделяя внимание и телу, и разуму, и душе.

Таким образом, наличие тех или иных личностных навыков является результатом продолжительной и трудоемкой работы. Поставьте перед собой цель, представьте образ того, каким или какой вы хотите быть, и смело двигайтесь в этом направлении: определите желаемые навыки и приступайте к их тренировке. В этом вопросе важна регулярность, поскольку навык формируется при многократном повторении необходимых действий. Эта работа гораздо приятнее чем та, ради которой многие просыпаются каждое утро, и именно она поможет Вам получить совершенно иное качество жизни и ощутить себя успешным человеком.

Была ли Вам полезна эта статья? Какие возникли вопросы?

Какие качества человека, кроме положительных и отрицательных, выделяют в психологии и где применяется эта классификация? Зачем нужна осведомленность в этом вопросе и какие преимущества она несет? Что включает в себя понятие «личные качества»? Какими они бывают? Ответ ниже, в этой статье.

Разум во многом определяет качества человека

Что дает знание о качествах человека

Осведомленность и грамотность в – это своего рода оружие. Умение пользоваться им помогает избегать неприятностей и бороться со своими врагами – и внутренними, и внешними.

Овладение знаниями в области качеств личности позволяет:

  • повысить собственный уровень самосознания;
  • более глубже понять социум;
  • научиться верно устанавливать приоритеты
    и строить с ними отношения.

При поступлении на работу, при знакомстве с человеком противоположного пола, при взаимодействии с людьми на улицах вечернего города всегда стоит первая задача: узнать, кто перед тобой находится, что это за человек, каков он. Как с ним необходимо взаимодействовать. И что в итоге принесет та или иная тактика поведения. Невозможно понять другого не поняв сначала себя. С другой стороны, оценка личных качеств других людей позволяет сравнить себя с ними.

Как классифицируются личные качества человека

Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. Полный список можно найти . В этой статье рассмотрим основные качества человека. Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:

  • индивидуальные прохождения внутренних внутри человека
  • комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
  • особенности характера;
  • тип темперамента;
  • особенности поведения;
  • характер общения и ;
  • отношение к самому себе и проч.

Также в личные качества человека входит система ЗУН: знаний, умений, навыков.

Личностные свойства имеют разные классификации:

  • положительные;
  • отрицательные;
  • волевые;
  • и нравственные качества.

Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.


Отрицательные качества человека

Отрицательные качества личности – это свойства, являющиеся нежелательными для самого человека и его окружающих и требующие исправления которые являются нежелательными и . Их – крайне много. Полный список мог бы составить небольшую брошюру. Здесь будет приведено лишь несколько из них:

  • лживость;
  • лицемерие;
  • грубость;
  • леность;
  • склонность к депрессиям;
  • агрессивность;
  • ненависть;
  • нетерпеливость;
  • пассивность;
  • слабоволие;
  • трусость;
  • обидчивость;
  • неряшливость.

Эти и подобные личные качества человека определяют и соответствующее их подведение: неряшливый будет выглядеть неопрятно и воссоздавать вокруг себя соответствующий атмосферу. Безответственный – плохо работать и подводить себя и коллектив.


Положительные качества человека

Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет не менее внушительным. Также упомянем лишь некоторые:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • трудолюбие;
  • терпеливость,
  • ответственность;
  • миролюбие;
  • дружелюбие;
  • верность;
  • бескорыстие;
  • честность;
  • уверенность в себе.

Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.

Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.

Волевые качества личности

Волевыми качествами лично
составленных целей. Коснемся основных.

Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо . Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

Профессиональные качества личности

На влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:

  • вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
  • числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
  • тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
  • визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
  • корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
  • координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
  • зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
  • сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
  • обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).

Специальные профессиональные качества

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления . К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе .

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

  • расовая;
  • религиозная;
  • гуманистическая.

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Формирование качеств личности - системные воспитательные воздействия, приводящие к нужному устойчивому поведению. Практически то же самое, что воспитание качеств личности. Например, воспитание ответственности , воспитание самостоятельности, воспитание взрослости ...

Нужно учесть, что, начиная с 80-х годов ХХ века в Советском Союзе и далее в России слово "формирование" попало, по сути, в список запретных слов как в педагогике, так и в психологии. "Формирование" стало считаться жестко привязанным к "субъект-объектному" подходу, исключающему внутреннюю активность личности, и поэтому подходом недопустимым. Разрешено и рекомендовано говорить о "развитии качеств личности", поскольку это более отражает "субъект-субъектный" подход, а именно предположение, что ребенок всегда сотрудничает со взрослым в деле своего роста и развития.

Что должно быть сформировано

Дети и взрослые начинают вести себя как нужно, как от них требуется, когда имеют для этого:

  • необходимый опыт, умения и навыки,

Учить, давать образцы, поддерживать. Особое внимание - возрасту максимальной восприимчивости.

  • нужное поведение для них стало привычным,

Для этого человек (ребенок) должен быть вовлечен в жизнь и дела, где происходит именно такое поведение. Иногда это может быть обеспечено психологическими методами, иногда - административными. Лучше, если это обеспечивается мягкими и гибкими методами, но по необходимости методы могут быть и силовыми, жесткими.

  • у них есть интерес или выгода вести себя так, как мы хотим,

Помогает убеждение, привлечение внимания к выгодам нужного нам поведения. А также создание ситуаций, когда такой интерес появляется.

  • у них есть соответствующие жизненные ценности: "Таким быть надо, таким быть хорошо".

Образцы и внушения

  • у них есть убеждение (верования), что в данной ситуации именно так и следует себя вести,

Образцы и внушения

  • у них личностная самоидентификация "Я - тот, для кого такое поведение естественно! У меня получается быть таким!"

Инициация

  • нужное поведение ребенка (взрослого) получает подкрепление и поддержку.

Общественное мнение и дрессировка

Разделы: Школьная психологическая служба , Коррекционная педагогика

Смысл личностно ориентированного образования – в создании благоприятных условий для развития личности каждого школьника. Не декларация, а реальное воплощение на каждом уроке личностно ориентированного взаимодействия позволит в значительной мере продвинуть личностное развитие ребенка, активизировать его личностный потенциал. Еще в древности было выявлено, что народное мировоззрение являет собой целостную картину, составленную из взаимосвязанных представлений о том, как устроен мир природы и мир людей – общество. Изучая особенности жизни животных, природные явления учащийся соприкасается с элементами гармонии и системности, который присущи всему живому и, стремиться перенести их во взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Это очень важно сформированность у старшеклассника наблюдательности за явлениями природы, которое помогает учащемуся быть более критичным к самому себе, к своим поступкам, что в свою очередь формирует такое важное качество – успешное общение и социальную адаптацию. Я предполагаю, что именно личностно-ориентированный подход будет способствовать успешной социальной адаптации выпускников.

В последнее время много говорится о личностно-ориентированном подходе. Но истинная сущность такого подхода еще недостаточно проникла в специальные учреждения, хотя и многое делается в этом направлении.

Всесторонне исследовать личность подростка, в особенности его личностный потенциал, и создать условия, в которых становится возможной максимальная реализация потенциальности воспитанника, накопление его позитивного социального опыта – вот путь, который нам представляется наиболее продуктивным. Я полагаю, что социальная адаптированность подростка развивается в условиях «терапевтической среды». Под «терапевтической средой» мы понимаем совокупность физических, материальных и человеческих факторов, формирующих ощущение защищенности и доверия, и способствующих раскрытию и востребованности личностного потенциала подростка. Я больше буду рассматривать «человеческий фактор», под которым понимается высокий уровень профессиональной подготовки и личностной культуры сотрудников, формирующий благоприятную атмосферу в учреждении.

В 2010 -11 году я провела экспериментальное исследование на выявление особенностей протекания личностно ориентированного обучения в школе. В исследование принимали участие учащиеся 7 – 11 классов в количестве 62 человека. Для исследования использовала диагностический инструментарий М.И. Лукьяновой. Разработка этого инструментария проводилась в рамках областной программы поисково-исследовательской и экспериментальной работы на базе средней школы № 73 г. Ульяновска.

Цель исследования – определить общую динамику в развитии личностных качеств учащихся в ходе личностно-ориентированного взаимодействия; содействовать формированию готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности; стимулировать процесс профессионально-личностного развития педагога, его самоопределения в пространстве педагогической реальности.

В соответствии с этим реализация личностно ориентированного подхода в образовательном процессе делают актуальными следующие задачи, направленные для работы с учащимися:

  1. Выявление влияния личностно ориентированного взаимодействия, организуемого учителем на уроках, на развитие определенных личностных качеств учащихся.
  2. Отслеживание динамики в развитии личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на этапе средней и старшей школы.
  3. Определение ведущих тенденций в развитии личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на этапе средней и старшей школы.

Для работы с педагогами :

  1. На основе анализа проблемы сформировать у учителей представление о профессиональной готовности к реализации личностно ориентированного подхода и ее структурных компонентах.
  2. Способствовать осознанию учителями необходимости развития тех личностных характеристик, которые обеспечивают успешное освоение личностно ориентированной педагогической деятельности.
  3. Ознакомить педагогов со способами диагностики отдельных компонентов названной готовности и определить уровень их сформированности, способствуя тем самым процессу самосознания и самосовершенствования.

Реализация поставленных задач будет решаться через внедрение в практику программы практикума «Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности» [Приложение 1 ].

Проведенное исследование учащихся, которое я буду рассматривать, показало, что для улучшения понимания внедрения личностно ориентированного подхода в коррекционное учреждение будет более эффективным, если охватить и педагогический состав, но в своем исследовании я ограничилась лишь исследование учащихся.

Выбор личностных качеств учащихся, приоритетных к развитию и диагностике, обосновывается возможностью их формирования в учебном процессе, а также необходимостью развития у школьников, прежде всего, тех параметров, на которые изначально направленно личностно ориентированное обучение.

Педагогу необходимо развивать у учащихся в процессе личностно ориентированного взаимодействия следующие личностные характеристики: субъектность (субъектную позицию) в образовательном процессе, мотивацию (стремление) к достижению успеха, ценностные ориентации, стремление к самоактуализации. Каждая из этих качеств является комплексной и свидетельствует об активности субъекта в своей жизни, в своей деятельности и общении. Охарактеризуем каждую избранную к развитию и диагностике личностную характеристику ученика.

Субъектность. Излагая идеи личностно-ориентированного обучения, основоположник гуманистической психологии Карл Рождерс подчеркивал, что процесс преподавания (деятельность педагога) представляет гораздо меньшую ценность и значимость, чем процесс учения (деятельность ученика), важность и непреходящую роль которого трудно переоценить. Ценность и осмысленность учения основана на осознании себя субъектом деятельности, соответственно, на самодеятельности, самопознании, саморегуляции. Ученик должен обучаться сам, т.к. учение – это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика, связанного со всей его личностью.

Способы диагностики субъектности учащихся в учебном процессе. Для изучения субъектности ученика разработана анкета (автор М.И. Лукьянова, апробация и корректировка анкеты проводилась Н.В. Сосновских под руководством М.И. Лукьяновой), которая имеет две модификации, в зависимости от возраста испытуемых: вариант 1 – для учащихся 5 – 7 классов, вариант II – для учащихся 8 – 9 классов.

У большего количества учащихся - 43 человека выборки субъектная позиция учащегося в образовательном процессе выражена очень слабо. В процессе учебной деятельности такие учащиеся занимают чаще пассивную позицию, активность проявляется крайне редко, эпизодически, предпочитают быть в роли исполнителя учительских указаний и не выражают своего собственного отношения к ним.

Мотивация достижения успеха. Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо стремлением к достижениям, либо к стремлениям к избеганию неудачи.

Таким образом, в ходе личностно ориентированного взаимодействия особое внимание следует обратить на формирование мотивации достижения как одной из ядерных свойств личности. Мотивация достижения – это стремление к улучшению своих результатов в любых видах деятельности, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении целей, стремление добиться своего вопреки возникающим препятствиям.

Для изучения сформированности мотивации достижения (или избеганию неудачи) был избран опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи». Тест дает возможность определить, насколько выражены у учащихся мотивационные полюса – на успех или на неудачу, а также наблюдать изменения в развитии этих тенденций по мере воплощения в образовательном процессе личностно ориентированного взаимодействия. У 23 учащихся происходит формирование мотивации, причем у 18 проявляется тенденция к достижениям, у остальных 5 ребят – тенденция к избеганию неудач. У 21 учащегося прослеживается мотивация на неудачу.

Ценностные ориентации. Одна из важнейших задач личностно ориентированного обучения - содействовать ценностной определенности учащихся, создавать условия для развития ценностных ориентаций, делать обучение осмысленным. Формирование ценностной определенности означает, прежде всего, обеспечение условий для выявления смысла выполняемой деятельности каждым учащимся.

Ценности личности связаны с общественными нормами, ценностями окружающего социума и в то же время отражают субъектное отношение к ним самого человека, значимость этих позиций для него лично. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился. К гуманистическим ценностям относятся: познание; личность (в двух ее ипостасях: «Я – ценность» и «Другой – ценность»); ответственность; общественно-полезная деятельность.

Значимость этих ценностей в том, что они относятся к сфере человеческих отношений, всесторонне учитывают базовые потребности личности, интегрируют в себе направленность на социальную адаптацию и обеспечивают успешность социализации и индивидуализации личности одновременно, чему и призвано содействовать образование. Именно эти ценности являются основой гуманистических отношений в обществе.

Познание означает принятия знания как ценности, необходимости образования своей личности, познания как ведущей базовой потребности личности, наличие стремления к организации своей образовательной деятельности (смообразованию себя) и развитию своих познавательных способностей. Социальная компетентность базируется и «выращивается» прежде всего, на основе знания социальных норм, стремления к пониманию конкретного социума, интереса социальной деятельности и межличностному взаимодействию.

Больше всего учащихся – 36 человек имеют низкий уровень, что подтверждает, что у данных учащихся потребность в познании минимальная. Учащиеся избегают ситуаций, которые требуют от него приложений каких-либо усилий для решения познавательных задач или освоения способов учебой деятельности.

Личность означает призвание ценности и значимости любого человека как индивидуальности, веру в его силу, самобытность и личностный потенциал. Успешность коммуникации и социальной деятельности предопределяется восприятием себя (своей личности) как ценности и другого человека как ценности. Сформированность «Я – ценность» обеспечивает субъектную позицию в различных видах деятельности и в общении, активность, стремление к самоактуализации.

На среднем уровне большее количество учащихся – 34 человека, что свидетельствует, что учащиеся уделяют своему Я много внимания, стараются быть позитивными в своем самовосприятии, а также серьезно задумываются о способах самовыражения.

Сформированность «Другой – ценность» определяет позитивный настрой в межличностном взаимодействии, толерантность и успешность социальной адаптации. Больше всего учащихся признают индивидуальность другого как ценность, стараются уважать других людей, однако им не всегда удается овладеть безусловным принятием другого человека и конструктивно общаться, учитывая его индивидуальные способности – это 43 старшеклассника.

Общественно полезная деятельность рассматривается как ценность потому, что личность проявляется только через вклады в других людей, через те изменения в жизни других людей, которые мы привносим своими действиями, поступками, деяниями. Общественно полезная деятельность как ценность является видом самореализации человеком своих сил, возможностей, способностей и характеризует человека как субъекта собственной жизни, показывает степень его причастности к жизни общества, включенность в социум.

Средний уровень у большего количества исследуемых – 39 человек, показывает, что старшеклассники понимают и принимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдать ей часть своего времени и сил, но не всегда это выходит на уровень их личностной инициативы и самостоятельности в выборе форм общественно полезной деятельности.

Шкала «Ответственность как ценность» выявляет насколько старшеклассник чувствует ответственность за то, что случается с ним в его жизни. Большее количество учащихся имеют средний уровень, что свидетельствует о призвании старшеклассниками важности такого личностного качества, как ответственность, о стремлении проявлять ее в своих поступках. Однако не всегда они понимают и осознают мотивы своих действий.

По мнению К. Роджерса и А. Маслоу, главным мотивом деятельности человека является его стремление к самоактуализации. Полноценное развитие личности предполагает открытость любому опыту, ориентацию на собственные интуитивные стремления больше, чем на рациональные мнения и решения других, чувство свободы, стремление к творчеству, эмоциональную насыщенность каждого момента бытия. Стремление к самоактуализации реализуется через опыт личных переживаний и поиска истины. Для исследования применяла модифицированный вариант «Самоактуализационного теста» Л.Я. Гозмана, Ю.Е. Алешиной и др. Лукьяновой М.И. Данный тест позволяет выявить следующие параметры: познавательные потребности; креативность; самопринятие; самоуважение.

Познавательные потребности - на низком уровне – у 20 учащихся, следовательно, у этих учащихся слабая степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире. На среднем уровне 16 учащихся – можно предположить среднюю степень выраженности стремления к познанию.

Шкала «Креативность» характеризует выраженность творческой направленности личности. На среднем уровне 17 учащихся выборки. У этих учащихся средняя степень выраженности творческой направленности; есть некоторая склонность к риску, но при этом присутствует осторожность и ориентация на общепринятые представления. В учебной деятельности ориентированы скорее на соблюдение правил, требований, чем на проявление инициативы.

Шкала «Самоприятие» фиксирует степень принятия учащимся себя таким, какой он есть, вне зависимости от оценки своих достижений, достоинств и недостатков. Большее количество выборки на среднем уровне 24 учащихся - то есть прослеживается некоторая условность принятия себя. Отношение к себе нельзя назвать, безусловно, положительным.

Шкала «Самоуважение» диагностирует способность ученика ценить свои достоинства, положительные свойства характера, личностные качества, замечать их в себе и уважать себя за них. Низкая степень уважения к себе диагностируется у 13 учащихся. Можно предположить, что учащиеся не знают своих достоинств, не уверены в себе, как правило, не имеют своих суждений в каких-либо затруднительных ситуациях и потому постоянно сомневаются в выборе своего поведения. Средний уровень у большего количества исследуемых – 29 человек. У этих ребят средняя степень самоуважения, неполная уверенность в себе, не всегда способны оценить себя за свои достоинства и позитивные качества. Высокий уровень у одного человека. Этот учащийся верит в себя и свои возможности, при выборе своего поведения опирается на свое мнение по данному вопросу, высокий уровень самоуважения и знание своих достоинств.

При определении общего уровня сформированности у учащихся стремления к самоактуализации использовался уровневый интервал, разработанный Лукьяновой М.И. , рассчитанным для данной возрастной категории – старших подростков. Низкий уровень стремления к самоактуализации у 18 ребят, который проявляется в недостаточном познании себя, в неосознанности своих достоинств и стремлений, в отсутствии желания развивать свои способности и умения, расширять круг своих личностных возможностей. Большее количество учащихся имеют средний уровень, что говорит о том, что у этих учащихся стремление к самоактуализации не сформировано в достаточной степени. Учащиеся в определенной степени стремятся к достижению в некоторых сферах, но не всегда чувствуют уверенность и прилагают достаточные усилия.

Заключение. Проведенное исследование позволило практически отследить особенности протекания личностно ориентированного подхода в школе. По выявленным параметрам удалось выявить уровень развития каждого качества, которые в совокупности формируют социальную адаптацию личности.В результаты проведенного исследования есть возможность определить как индивидуальные методические рекомендации, так и общие для развития тех или иных качеств у воспитанников школы. Представим общие полученные рекомендации, распределив их по исследуемым параметрам.

  1. Субъектность.

    1.1. Формировать самостоятельность – способность к проявлению инициативы при выдоре целей и способов достижения успеха.

    1.2. Стимулировать личностную активность учащихся.

  2. Мотивация достижения успеха.

    2.1. Для коррекции завышенной самооценки у учащихся необходимо формировать мотивацию достижения через участие в разнообразных конкурсах, трудовых десантах.

    2.2. Давать учащимся задания проблемного характера, требующие продуктивного мышления.

    2.3. В ходе личностно ориентированного взаимодействия особое внимание обратить на формирование мотивации достижения как ядерной свойств личности.

  3. Ценностные ориентации

    3.1. Содействовать ценностной определенности учащихся, создавать условия для развития ценностных ориентаций, делать обучение осмысленным.

    3.2. Формировать на уроках гуманистические ценности, которые направлены на призвание уникальности каждого человека и ценностной толекратнтности.

  4. Познание.

    4.1. Учить социальные нормы и правила, формировать стремление к пониманию конкретного социума, интереса к социальной деятельности и межличностному взаимодействию.

    4.2 Формировать любознательность у учащихся на уроках, развивать активную жизненную позицию, желание познать и изучать предложенный учебный материал.

  5. «Я – ценность».

    5.1. Формировать позитивное отношение к самому себе на основе самостоятельной обработки простых опросников и стремиться к изменению своих личностных качеств или изменения взгляда на создавшиеся обстоятельства.

  6. «Другой – ценность».

    6.1. Учить принимать других как индивидуальность, как личность, стремиться проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал собеседника.

  7. Общественно-полезная деятельность.

    7.1. Ориентировать учащихся в процессе обучения на общественную значимость выполняемого дела, деятельности.

    7.2. Формировать интерес к участию в общественно - полезном труде.

    7.3. Учить стремиться приносить пользу другим и бескорыстие.

    7.4. Нацеливать на значительность и значимость своей деятельности для других.

  8. Ответственность как ценность.

    8.1. Учить чувствовать ответственность за то, что случается с ним в его жизни.

    8.2. Формировать потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремиться анализировать свои поступки.

  9. Стремление к самоактуализации.

    9.1. Учить строить взаимоотношения с другими людьми на основе равенства, уважения и признания ценности других людей.

    9.2. Учить учащихся выражать свое мнение по поводу обсуждаемой проблемы.

  10. Познавательные потребности.

    10.1. Стимулировать у учащихся стремление к приобретению знаний об окружающем мире.

  11. Креативность.

    11.1 Учить относиться к учебной деятельности с энтузиазмом, видя в ней возможности для новизны и ярких впечатлений.

  12. Самоприятие.

    12.1. Создавать ситуации, в которых учащиеся познают себя, принимают себя, позитивно относятся к себе как личности вне зависимости от оценки (своей и окружающих) своих достоинств и недостатков.

  13. Самоуважение.

    13.1. Учить ценить свои достоинства, положительные свойства характера, личностные характеристики, замечать их в себе и уважать себя за них.

    13.2. Развивать самостоятельность в освоении учебной деятельности, через выполнение различных видов деятельности.

Литература.

  1. Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог. Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – с.86 – 106.
  2. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции// Дефектология – 2009. - №1. – с. 5 – 19.
  3. Реан А.А. Психология адаптации личности/ А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008, с. 23- 55.

Качества личности:

Сознание

Привычки; поведение

Воспитательный процесс состоит из двух этапов(Макаренко):

Этап формирования сознания личности

Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, чтобы передавать информацию от педагога к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений, это интеллектуальная база профессиональной деятельности. Чем богаче, полнее, глубже, объективнее и вариативнее полученная информация, т. е. опыт поколений, тем профессиональнее начинает действовать будущий рабочий, тем интенсивнее идет его общее развитие.

Из этой группы методов наиболее распространены беседа, инструктаж, рассказ, показ, объяснение. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Так можно рассмотреть каждый метод и обнаружить, что любой из них имеет определенные возможности, свою зону влияния.

Методы формирования поведения и деятельности - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К методам формирования поведения относятся: включение в деятельность, игра, опора на опыт, поручение, требование, ритуал, принуждение, самоуправление, самообслуживание, соревнование, состязание, тренировка, упражнение и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Методы формирования чувств, т. е. стимулирования познания и деятельности, имеют вспомогательный характер и используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, ускорять, улучшать качество познавательной и трудовой деятельности, создавать для нее благоприятные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, создание ситуаций успеха, опора на положительное в человеке, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

познавательной, трудовой и других видов деятельности учащихся, а также проверки эффективности используемых методов. Методы контроля познавательной и производственной деятельности несколько различны. Методы контроля познавательной деятельности - это устный опрос (индивидуальный, фронтальный), проверка тетрадей, самостоятельная (контрольная) работа, лабораторный контроль зачет, экзамен и др. С их помощью, как правило выявляется уровень обученности учащихся. Методы контроля трудовой деятельности - это контроль мерительными приборами, контроль посредством практического применения (изготовленной детали, отремонтированного станка), а также создание отдела технического контроля и т. д. Есть методы контроля результатов внеучебной воспитательной деятельности: метод экспертных оценок, общественное мнение, анкетный опрос, беседа, методы диагностики уровня воспитанности учащихся и т. д.

Этап формирования поведения, привычки.

Первичное знакомство с действием и первичное овладение. Ознакомление может происходить путём демонстрации, пояснения, рассказа, наблюдения. На основе ознакомления сначала образуется первичное, ещё общее, схематическое зрительное представление о пространственных и временных особенностях действия - о направлении и амплитуде движений, их скорости и последовательности. В процессе дальнейших упражнений, то есть многоразового повторения определённых действий с целью их закрепления и усовершенствования, постепенно последовательность движений становится более согласованной, а действия чётче и уверенней. Эти переживания отражаются на эффективности управления, способствуя ему или задерживая.

Автоматизация движений. Вследствие усовершенствования действия ускоряются и становятся легче. Исчезновение лишних движений и уменьшение напряжения во время их исполнения. Движения соединяются в единый целый акт, а акт - в ещё более сложное целостное действие.