Социальная сфера
1. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Дарить ребёнку «на зубок» (когда прорежется первый зуб) серебряную ложечку – пример следования
1) религиозным нормам
2) правовым нормам
3) традиции
4) эстетическим нормам
3. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как депутаты парламента?
1) политический
2) этнический
3) территориальный
4) культурный
4. Какую социальную роль может исполнять подросток?
1) военнослужащий-контрактник
2) опекун младшего брата
3) водитель автобуса
4) посетитель интернет-сайта
5. Учитель на уроке обществознания характеризовал народности и нации. Сравните эти две этнические общности. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) имеет единую территорию проживания 2) объединяется устойчивыми экономическими связями
3) имеет общие культурные традиции
4) складывается в условиях становления государственности
ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ
6. Существуют различные типологии семей. Какой из приведённых ниже типов семьи выделен в зависимости от численного состава?
1) нуклеарная
3) демократическая
4) матриархальная
7. Татьяна Викторовна работает учителем. Помимо уроков она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы; много времени тратит на общение с родителями своих учащихся. Действия Татьяны Викторовны иллюстрируют
1) социальную роль
2) социальный конфликт
3) социальную структуру
4) социальную политику
8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
- отражают факт 2) выражают мнения
9. Родители заботятся о материальных условиях жизни ребёнка: качественном и своевременном питании, хороших одежде и игрушках. Какую функцию семьи, прежде всего, иллюстрирует этот пример?
1) эмоциональную
2) обучение и воспитание детей
3) хозяйственно-бытовую
4) статусную
10. Под социальной структурой общества понимают
1) любые изменения в социальном положении человека
2) совокупность принятых в обществе социальных норм
3) степень освоения личностью культурных ценностей
4) совокупность социальных общностей и групп и их отношений
11. Пятиклассник Витя живёт с родителями, братом и сестрой. Что отличает семью от такой малой группы, как школьный класс?
1) прямые личные контакты
3) наличие особых норм поведения
4) общность интересов
12. Установите соответствие между социальными ролями и социальными группами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
А) покупатель
Б) пользователь Интернета
В) учащийся гимназии
Г) офицер
Д) Избиратель
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1)подростки
2) взрослые
3) и подростки, и взрослые
13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.
Б. Отклоняющимся называют только противоправное поведение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение предполагает как позитивные, так и негативные отклонения от нормы.
Б. Причиной отклоняющегося поведения человека может стать плохое влияние его ближайшего окружения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Основой для возникновения конфликта в обществе выступает противоречие интересов различных социальных групп.
Б. В основе некоторых социальных конфликтов лежит неравенство людей в доходах, уровне жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16. Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют
1) социальным престижем
2) социальным статусом
3) социальной мобильностью
4) социальной ролью
17. Установите соответствие между примерами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор
Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России
В) каждый день надо делать какое-то доброе дело
Г) младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших
Д) безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1) моральные
2) правовые
3) нормы этикет
18. Племена, народности, нации - это
1) этнические общности 2) этапы развития государства
3) демографические группы
4) формы политической системы
19. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Причины социальных конфликтов кроются в противоречии интересов различных социальных групп.
Б. Социальные конфликты оказывают только негативное влияние на развитие общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
20. Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А. Этническим группам присуще культурное своеобразие.
Б. Любая этническая группа стремится к созданию собственной государственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) фиксируются в законах и подзаконных актах
Б) регулируют общественные отношения
В) охраняются силой государства
Г) отражают общественное мнение
Д) поведение оценивается с позиций добра и зла
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1) моральные
2) правовые
3) и моральные, и правовые
22. Учитель обществознания рассказывал о социальной структуре общества. Сравните такие общности, как класс и сословие. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1)принадлежность к общности, как правило, передаётся по наследству
2)принадлежность к общности, как правило, определяет образ жизни
3)принадлежность к общности отражает социальное неравенство
4)общность имеет юридически закреплённые права и обязанности
ЧЕРТЫ СХОДСТВАЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ
23. Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру общества?
1) женщины, мужчины
2) родители, дети
3) белорусы, татары
4) масульмане, христиане
24. Учитель на уроке обществознания характеризовал племя и нацию. Сравните эти две социальные общности. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) относится к этнической общности
2) является ступенью в формировании этносов
3) включает различные роды и кланы
4) объединяется устойчивыми экономическими связями
ЧЕРТЫ СХОДСТВАЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ
25. И народность, и нация
1) имеют свои особые культурные традиции
2) наделены признаками государственности
3) объединены единой хозяйственной системой
4) обладают суверенитетом
26. Ира живёт с родителями и дедушкой. Она учится в 7 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?
1) общность повседневного быта
2) ведение совместного хозяйства
3) кровнородственная связь
4) прямые личные контакты
27. Социальный конфликт между администрацией предприятия и работниками по поводу графика работы и выплаты зарплаты можно отнести к конфликту
1) межличностному
2) культурному
3) трудовому
4) политическому
28. Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А. Этнические группы объединяют общий язык и культура.
Б. Этнические группы объединяют людей одной профессии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
29. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье
1) демократической
2) патриархальной
3) партнёрской
4) неполной
30. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Преступление – пример отклоняющегося поведения.
Б. Отклоняющееся поведение всегда связано с нарушением правовых норм.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
31. Французский историк, изучавший события XVIII века в США и Франции, писал, что европейским монархам пришлось столкнуться с совершенно новым явлением, которое ведет к коренному изменению существующего строя, а также отличается самым широким участием народных масс. Исследователь имел в виду такую форму социального конфликта как
1) народный бунт
2) крестьянское восстание
3) национально-освободительное движение
4) революция
32. Считается, что люди, приехавшие в город Кызыл в Республике Тува, обязательно должны прийти к каменной стелле, расположенной в географическом центре Азии – в месте слияния двух истоков реки Енисей. В этом проявляется действие
1) этикета
2) традиции
3) права
4) мораль
33. Совокупность больших и малых социальных групп, составляющих общество, называют
1) социальной мобильностью
2) социальными отношениями
3) социальной структурой
4) социальной нормой
34. Члены этой социальной группы вступают в брак, дают имена своим детям и воспитывают их в соответствии с правилами, предписанными древним религиозным законом и представлениями о переселении душ. Такая группа является
1) классом
2) кастой
3) нацией
4) сословием
35. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2)выражают мнения
36. Установите соответствие между проявлениями и функциями семьи: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ
А) совместное расходование семейного бюджета
Б) передача детям определенного статуса
В) создание семейного бизнеса
Г) совместное ведение домашнего хозяйства
Д) обучение детей правилам этикета
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
1) социальная
2) экономическая
37. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?
А. Под социальной ролью понимают образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в конкретном обществе.
Б. Любые социальные роли неформальны по своему характеру.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
38. Семья – это
1) большая социальная группа
2) социальный институт
3) сфера общественной жизни
4) этническая общность
39. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение может проявляться в необычных увлечениях.
Б. Отклоняющееся поведение всегда связано с преступными деяниями.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
40. Установите соответствие между ситуациями и социальными ролями, которые эти ситуации иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СИТУАЦИЯ
А)Ученик К. интересуется работой Федерального Собрания РФ.
Б) 15-летний подросток в свободное от учёбы время трудится курьером.
В) Старшеклассники накануне Нового Года организовали праздник для воспитанников детского дома.
Г) Студент С. приобрёл цифровой фотоаппарат.
Д) Иван безвозмездно участвует в организации избирательной компании политической партии.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
1) гражданин
2) работник
3) потребитель
41. Верны ли следующие суждения о разрешении социальных конфликтов?
А. К наиболее эффективным конструктивным способам разрешения общественных конфликтов относят уход от конфликтной ситуации.
Б. Завершение конфликта всегда означает его разрешение
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
42. Верны ли следующие суждения об этносах?
А. Племена, народности, нации – это виды этносов.
Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и общее гражданство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
43. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. К малым группам относят этнические общности.
Б. Социальные группы, чья деятельность определяется нормативными документами, называются формальными.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
44. В качестве одного из вида конфликтов выделяют «конфликт принадлежности», когда одновременно человек входит в две группы с противоположными интересами. Какая ситуация иллюстрирует этот вид конфликта?
1) подруги поссорились во время подготовки к экзамену
2) супруги К. не смогли договориться о том, как провести вечер
3) волейболист Д. играет против команды своего родного города
4) писатель Р. отверг требования издательства
45. Верны ли следующие суждения о межнациональном конфликте?
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
46. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Независимо от возраста опрошенные в большинстве случаев связывают отклоняющееся поведение с социальными факторами.
- Молодёжь считает отклоняющееся поведение сознательным выбором человека.
- Среди опрошенных нет единого мнения о причине отклоняющегося поведения.
- Опрошенные обеих групп негативно оценивают влияние общества на человека.
- Люди старшего возраста чаще, чем молодёжь, размышляют о причинах отклоняющегося поведения.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину во влиянии социального окружения.
2)Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.
3) Процент тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.
4) Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.
5) Процент тех, кто считает, что окружение определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.
Учёные опросили 35-летних работающих мужчин и женщин страны Z. Им задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Варианты ответа | % отвечавших |
|
Мужчины | Женщины |
|
Женщины должны посвятить всё своё время исключительно работе и карьере | ||
Сочетание работы и семейных обязанностей даёт женщине возможность добиться равных с мужчиной успехов | ||
Идеальным вариантом для женщины является сочетание работы и семьи вплоть до рождения ребёнка; при наличии маленького ребёнка – только дом, позже – вновь сочетание карьеры с домашними заботами | ||
После рождения ребёнка женщина должна оставить работу | ||
Женщины должны всю сознательную жизнь посвятить только семье и не работать вне дома ни на какой, даже высокооплачиваемой, работе |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Равные доли мужчин и женщин считают, что женщины должны посвятить всё своё время исключительно работе и карьере.
2)Среди мужчин доля тех, кто считает, что сочетание работы и семейных обязанностей даёт женщине возможность добиться равных с мужчиной успехов, больше доли тех, кто считает, что после рождения ребёнка женщина должна оставить работу.
3)Среди женщин доля тех, кто считает, что после рождения ребёнка женщина должна оставить работу, больше доли тех, кто считает, что женщины должны всю сознательную жизнь посвятить только семье.
4)Равные доли мужчин и женщин считают, что сочетание работы и семейных обязанностей даёт женщине возможность добиться равных с мужчиной успехов.
5) Среди тех, кто считает, что идеальным вариантом для женщины является сочетание работы и семьи вплоть до рождения ребёнка; при наличии маленького ребёнка – только дом, позже – вновь сочетание карьеры с домашними заботами, доля мужчин больше доли женщин.
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z у женщин нет возможности сочетать работу и семейные обязанности.
2) Большинство мужчин страны Z придерживаются патриархальных взглядов.
3)Карьерные устремления женщин не находят особой поддержки у населения страны Z.
4) Мужчины страны Z не выдерживают конкуренции с женщинами в профессиональной сфере.
5) Принципиальных расхождений позиций мужчин и женщин опрос не выявил.
Часть 2.
Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.
В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.
Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».
Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.
Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.
В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.
В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.
Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.
(По материалам интернет-энциклопедии)
С1. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.
С2. В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Сформулируйте любые два вопроса, которые могут вызвать споры.
С3.
С5. Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?
С6. Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?
Социологи используют термин супружеская нуклеарная семья. Это понятие обозначает семью, состоящую только из супружеской пары и их детей. Нуклеарная семья в индустриальном обществе стала преобладать над распространённой ранее расширенной или многопоколенной семьей. Последняя включает и других родственников: бабушек, дедушек и др.
Но семья не только уменьшилась в своем количественном составе. Изменились правовые основы семейных отношений, а также изменились функции семьи. На одном полюсе мы обнаружим патриархальную семью Древнего Рима, в которой отец имел неограниченную власть, простиравшуюся вплоть до власти над жизнью и смертью каждого из членов семьи. На другом полюсе мы обнаружим семейное право современных западных обществ, в котором все большее внимание уделяется независимым правам каждого члена семьи, включая детей, и можем говорить о семье демократического типа.
Произошло также существенное изменение экономической функции семьи - сдвиг от производства к потреблению. В прежние времена семья была единицей, участвующей в общественном производстве. Это справедливо в отношении и крестьянина, и ремесленника, и лавочника. Такая производственная функция семьи практически исчезла. Технологическое производство вытеснило семью из ее древней производственной роли…
По оценкам ряда социологов происходит «сжатие» и образовательно-воспитательной функции семьи. Ее все шире начинает осуществлять система дошкольных и школьных учреждений. Сокращение общественно значимых функций семьи, по мнению этих социологов, приводит к уменьшению ее роли в обществе. Другие исследователи указывают на сохранение за семьей других важных функций.
(Адаптировано по кн. П. Бергер, Р. Коллинз)
С1. В тексте рассматриваются две пары семей различных типов. Укажите эти пары.
С2. В тексте приводится утверждение ряда социологов о том, что сокращение общественно значимых функций семьи приводит к уменьшению её роли в обществе. Согласны ли Вы с этим выводом? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
С3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С4. Опираясь на текст и используя обществоведческие знания, укажите главную причину, которая привела к ослаблению производственной роли семьи. В чём конкретно выражается ослабление этой роли? (Приведите два проявления).
С5. Какие функции семьи изменились, по мнению авторов, в современном обществе? Назовите две функции.
С6. Ученик М., приводя на уроке пример семьи расширенного типа, назвал семью, состоящую из взрослых и нескольких детей. Учитель посчитал этот ответ неполным. Что еще следует знать для отнесения семьи к данному типу? Приведите фрагмент текста, который помог Вам сделать вывод.
Каждый из нас несёт в себе черты своего народа, представляет окружающим, обществу и миру характерные черты поведения, речь, традиции своего народа. Эти черты называются этническими. «Этнос» по-древнегречески - народ. По мнению ряда исследователей, к главным признакам этноса относится общность территории проживания, языка, исторической судьбы. Огромное значение имеет также осознание людьми своей принадлежности к данному народу (этническое самосознание).
С древнейших времен человечество состоит из различных этносов.
Географическая (природная) среда – важнейшее условие возникновения и развития этноса. Она влияет, прежде всего, на материальную культуру народа, начиная с орудий труда и заканчивая предметами быта. Так климат определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур.
Характерные особенности географической среды оказывают также определённое, чаще косвенное, влияние на отдельные стороны духовной культуры. Это воздействие выражается, прежде всего, в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов, связанные с условиями его обитания.
Находит отражение географическая среда в этническом самосознании народа. Картины окружающей природы запечатлеваются в сознании людей в виде представлений о «родной земле». Некоторые элементы ландшафта в виде зрительных образов (например, цветущая сакура у японцев) или географических названий (река Волга у русских) становятся своего рода символами этнической принадлежности.
Ученые спорят о степени влияния природной среды на развитие этносов. Одни считают это влияние очень значимым и во многом определяющим. Другие доказывают, что влияние этого фактора, включая и материальную сторону жизни, экономику, сейчас сравнительно невелико.
(Адаптировано по кн. Ю. Бромлея и Р. Подольного «Человечество – это мы»)
С1. В тексте приводятся две точки зрения на роль природы в развитии этноса. Выберите ту из них, которую считаете более правильной. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
С2. Известно, что у народов тропического пояса нет обрядовых праздников, связанных с сезонными циклами земледельческих работ. В то же время, народы умеренных широт издревле отмечали начало весеннего сева, осенний праздник урожая и т.п. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам ответить на вопрос.
С3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С4. Какие основные признаки этноса как социальной группы приведены в тексте? (Назовите четыре признака.)
С5. Назовите и проиллюстрируйте примером любые три признака этноса. С6. На какие стороны жизни народа, по мнению авторов текста, влияет природная среда? (Укажите три стороны.)
Мы видим, что население расслаивается на множество разнообразных коллективов. Каждый человек оказывается членом множества групп. Но очевидно, изучать все отдельные группы, начиная с какого-нибудь «общества любителей фотографии», нет возможности. Не все группы, далее, имеют одинаково важную историческую роль. От политики и поведения «общества любителей фотографии», насчитывающего пять человек, ничто не изменится: не будет ни революции, ни свержения государственной власти, не зависит от него и поведение населения; иное дело – такая группа, как государство, которое к тому же стремится влиять на поведение населения.
Не останавливаясь на подробностях, наиболее важными группировками населения мы должны признать те, которые при прочих равных условиях: 1) охватывают большее число членов; 2) наиболее организованы; 3) наиболее солидарны внутри.
Такими наиболее важными группировками населения нашего времени мы должны считать группы: 1) семейно-родственные; 2) государственные; 3) расовые; 4) языковые; 5) профессиональные; 6) имущественные; 7) религиозные и др.
Население любой культурной страны распадается на семейные коллективы. Семьёй называется группа, представляющая, с одной стороны, союз супругов, с другой – союз родителей и детей. Хотя каждая семья обнимает небольшое число членов, но так как семейств множество, то в целом семейная группировка охватывает огромное число членов. Семья – организованный и обычно солидарный коллектив. Поэтому семейная группировка людей является очень важной. Важной она является и потому, что характер семейного уклада, характер семейной организации в значительной мере определяет собой судьбу других социальных групп и судьбу самого населения. Какова семья народа, таковой будет и историческая судьба самого народа. Семья является той средой, куда каждый человек попадает с момента рождения. Семья – первая мастерская, куда попадают люди для переделки сразу после своего рождения. Семья – первый скульптор, который формирует ум, волю, характер ребёнка. Влияния семьи мы (за весьма редкими исключениями) избегнуть не можем.
(По П.А. Сорокину)
С1. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя конкретными примерами влияние государства на «поведение населения».
С2. Почему, по мнению автора, нет смысла изучать все социальные группы? По каким трём критериям автор выделяет заслуживающие изучения социальные группы?
С3. Используя текст, укажите любые две причины, которые определяют в обществе особую роль семьи.
С4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус.
Социализация – двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По Н. Смелзеру)
С1. В процессе социализации граждан активно участвует государство. Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан. Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.
С3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С6. Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.
Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников.
А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.
Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт.
Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.
(По Н.Я. Соловьёву)
С1. Почему, по мнению автора, быть отцом в наше время труднее, чем прежде? (Назовите две основные причины, указанные автором.)
С2. Восьмикласснице Алине кажется, что родители слишком опекают её, относятся к ней, как к маленькому ребенку. Поэтому Алина часто ссорится с родителями. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте по два совета Алине и её родителям, которые, по вашему мнению, смогут улучшить их взаимоотношения.
С3.
Существует мнение, что семья сегодня утрачивает своё значение
в воспитании детей. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнен
С4. На основе текста и с опорой на личный социальный опыт назовите два обстоятельства, которые позволяют автору высоко оценить воспитательный потенциал отца в семье. Предположите, почему этот потенциал нередко остается неиспользованным . С5. Приведите три примера, иллюстрирующие важность участия отца в воспитании детей. С6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность.
Успешное функционирование общества можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение людей. Каждый должен знать (в разумных пределах, конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения ожидают от него самого и какие социальные нормы должны усвоить дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, нарушается социальный порядок. Нравственные нормы перестают контролировать поведение людей, основополагающие ценности могут быть отвергнуты, и у человека теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других людей.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения – всё это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.
Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения людей, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, всё в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестаёт быть отклоняющимся.
(С.С. Фролов, текст адаптирован)
С1. Как, по мнению автора, появляются новые социальные нормы? (Используя содержание текста, укажите четыре этапа этого процесса.) С2. Какие общественные явления, по мнению автора, могут сделать необходимым появление новых социальных норм? Используя содержание текста, укажите три явления и объясните связь любых двух из них с появлением новых социальных норм.
С3. Каким условиям, по вашему мнению, должны соответствовать новые социальные нормы, чтобы они были приняты обществом? (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые три условия.) С4. Что автор считает необходимым для успешного функционирования социальных структур? Как многочисленные случаи отклонений, по мнению автора, влияют на общество?
С5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. С6. Существует мнение, что любые массовые социальные отклонения полезны для развития общества. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.
С4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и ; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <…>
Социализация – двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По Н. Смелзеру)
С1. В процессе социализации граждан активно участвует государство. Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан. Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.
С3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С6. Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.
Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников.
А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.
Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт.
Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.
С2. Восьмикласснице Алине кажется, что родители слишком опекают её, относятся к ней, как к маленькому ребенку. Поэтому Алина часто ссорится с родителями. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте по два совета Алине и её родителям, которые, по вашему мнению, смогут улучшить их .
С3. Существует мнение, что семья сегодня утрачивает своё значение
в воспитании детей. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнен
С4. На основе текста и с опорой на личный социальный опыт назовите два обстоятельства, которые позволяют автору высоко оценить воспитательный потенциал отца в семье. Предположите, почему этот потенциал нередко остается неиспользованным. С5. Приведите три примера, иллюстрирующие важность участия отца в воспитании детей. С6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность.
Успешное функционирование общества можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение людей. Каждый должен знать (в разумных пределах, конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения ожидают от него самого и какие социальные нормы должны усвоить дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, нарушается социальный порядок. Нравственные нормы перестают контролировать поведение людей, основополагающие ценности могут быть отвергнуты, и у человека теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других людей.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения – всё это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.
Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения людей, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, всё в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестаёт быть отклоняющимся.
(, текст адаптирован)
С1. Как, по мнению автора, появляются новые социальные нормы? (Используя содержание текста, укажите четыре этапа этого процесса.) С2. Какие общественные явления, по мнению автора, могут сделать необходимым появление новых социальных норм? Используя содержание текста, укажите три явления и объясните связь любых двух из них с появлением новых социальных норм.
С3. Каким условиям, по вашему мнению, должны соответствовать новые социальные нормы, чтобы они были приняты обществом? (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые три условия.) С4. Что автор считает необходимым для успешного функционирования социальных структур? Как многочисленные случаи отклонений, по мнению автора, влияют на общество?
С5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. С6. Существует мнение, что любые массовые социальные отклонения полезны для развития общества. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.
Роль - это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль - это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладате определённой социальной позиции.
У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть - долгосрочные и важные. В сети социальных отношений у каждого - определённая социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.
Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остаётся. «Исполнению» социальной роли обучаются в процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремлённых на человека в обществе. Этот «ответ», детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами.
Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т.е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей всё-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший и меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее - так называемая дихотомия роли. Например, актёру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику...
Выполнение роли требует определённого созидательного подхода. Интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида. Иногда важные роли преобразуют личность, которая, по существу, является интеграцией всех ролей, усвоенных индивидом...
Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дома (а точнее, дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например, в течение дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор - один и тот же человек.
С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров это ещё и способ контроля за деятельностью и поведением членов общества.
30. Автор считает наличие социальных ролей в обществе способом социального контроля. Используя текст и обществоведческие знания, объясните мнение автора. Конкретизируйте его на примерах ролей покупателя и пешехода.
31. Какие два аспекта связи социальной роли и личности индивида указал автор? Используя текст и обществоведческие знания, поясните каждый аспект.
Социальная роль - ______________________ Поэтому, только поведение функционально связанное с определенным статусом и отвечающее ожиданиям других людей является социальной ролью.
Прочитайте текст и выполните задания к нему
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
(Р. Т. Мухаев)
22. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?
23. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
24. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
Тема СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАЦИЯ
План темы:
1. Социальный контроль - основные элементы и виды.
Высказывание американского социолога Т. Парсонса посвящено проблеме источников социального развития и роли отклоняющегося поведения в данном процессе. По мнению автора, отклоняющееся поведение выступает одной из причин, возникающих изменений в обществе и обусловливает его развитие. Проблема отклоняющегося поведения занимает одно из центральных мест в социологии и является актуальной сейчас, когда нарушение социальных норм приобретает массовый характер.
Я согласен с мнением Парсонса.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Общество представляет собой динамическую систему и никогда «не стоит» на месте. В социологии к источникам развития общества традиционно относят взаимодействие общества и природы, совершенствование техники и разделения труда, влияние духовной сферы на реализации определенного идеала. Все они отражены в соответствующих концепциях развития общества и периодизации его истории. Обратимся к понятию отклоняющегося поведения. В социологии для его обозначения используют термин девиантное поведение. Это поведение не соответствует общепринятым социальным нормам, отклоняется от них или нарушает. Девиантное поведение считается относительным, так как затрагивает сферу моральных норм, в отличие от делинквентного, которое абсолютно, ибо нарушает закон, является правонарушением.
Распространение отклоняющегося поведения, согласно теориям Дюркгейма и Мертона, свидетельствует о переоценке сложившихся отношений, неэффективности действующих норм и механизмов социального контроля, что ведет к их изменению, возникновению новых способов регулирования общественных отношений и отмиранию старых.
К примеру, в последние годы правления Брежнева в СССР, называемые периодом застоя, плановая экономика полностью исчерпала себя, происходило ужесточение политического режима, ухудшение экономики. В обществе стал расти уровень потребления спиртного. Также увеличилось число самоубийств. Расширялась криминальная деятельность. Далее, как мы знаем, следовал период перестройки, с многочисленными преобразованиями.
Необходимо отметить, что девиантное поведение не стоит ассоциировать с негативным поведением людей. Например, главный герой фильма «Берегись автомобиля», кравший автомобили у спекулянтов и «теневых» предпринимателей, делал это ради помощи детским домам.
Подводя итог, можно сказать, что распространение отклоняющегося поведения, с одной стороны, выступает индикатором, происходящих изменений в обществе, а с другой - источником последующих за этими изменениями преобразований.
Обновлено: 2017-07-07
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
От Гость
Дайте ответы на вопросы
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность.
Успешное функционирование общества можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение людей. Каждый должен знать (в разумных пределах, конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения ожидают от него самого и какие социальные нормы должны усвоить дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, нарушается социальный порядок. Нравственные нормы перестают контролировать поведение людей, основополагающие ценности могут быть отвергнуты, и у человека теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других людей.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения – всё это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.
Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения людей, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, всё в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестаёт быть отклоняющимся.
(С.С. Фролов, текст адаптирован)
2. Какие общественные явления, по мнению автора, могут сделать необходимым появление новых социальных норм? Используя содержание текста, укажите три явления и объясните связь любых двух из них с появлением новых социальных норм.
3. Каким условиям, по вашему мнению, должны соответствовать новые социальные нормы, чтобы они были приняты обществом? (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые три условия.)
5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
6. Существует мнение, что любые массовые социальные отклонения полезны для развития общества. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.