Для каждого родителя, чей ребенок отправился в школу, важно знать, какими правилами руководствуется учебное заведение при выборе нагрузки для детей. Продолжительность дня определяется действующими положениями СанПиН. При его нарушении ответственные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности или к санкциям в виде административного штрафа. Итак, сколько длится урок в школе , когда начинается и заканчивается учебный день для школьников?
Если расписание будет сформировано с ошибками, то заведение может столкнуться с внушительными штрафами.
При этом санкциям подвергается как само заведение, так и его руководитель. Так, учреждению придется выплатить 70000 рублей, директору – 7000 рублей (ст. 6.7 КоАП РФ).
Помимо этого, учредителем может быть принято решение о привлечении руководства к дисциплинарной ответственности в виде замечания либо выговора (ст. 192 ТК России).
Особое внимание стоит уделять расписанию. При добавлении в него дисциплин по-прежнему должны сохраняться нормативы и исполняться требования, обозначенный в СанПиН 2.4.2.2821–10.
Деление класса по группам на уроках.
Классы (параллели) могут разбиваться на группы. Данное мероприятие необходимо для тех учебных заведений, которые преподают несколько языков (иностранных, родных). Также деление позволяет проводить занятия труда и физкультуры.
Стоит заметить, что школа вовсе не обязана прибегать к указанной выше процедуре. Однако и пренебрегать подобными рекомендациями не стоит, так как это повышает эффективность обучения.
Внеурочная деятельность в школе.
Также немаловажное значение имеет вопрос чередования уроков с дополнительными занятиями. Учреждение вправе пойти на данный шаг при полном переходе на ФГОС.
Перерывы не должны выдерживаться согласно общим требованиям (45 мин.), поскольку внеурочные занятия отличаются от классно-урочной деятельности по своей форме.
Если учебное заведение продолжает образовательную деятельность согласно ФК ГОС, то внеурочная деятельность не может смешиваться с общеобразовательным процессом.
Нужно раздельно составлять расписание факультатива и уроков. При этом между дополнительными занятиями и последним уроком должна быть выдержана пауза в 45 и более минут.
Важно! 19/20 год – последний, когда допускается осуществление образовательной деятельности в рамках ФК ГОС.
Переходный период на ФГОС для школ завершится в 2020/21 году (согласно распоряжению Правительства РФ от 07.09.10 за номером 1507-р).
Положения СанПиН, которыми нужно руководствоваться при составлении расписания в школе.
Основным документом, регулирующим правила формирования документа, согласно которому обучаются школьники, является СанПиН 2.4.2.2821–10.
Акт, в том числе, содержит сведения о продолжительности занятий, времени их начала и окончания, перерыве между сменами.
Также администрация должна следить за равномерностью распределения нагрузки в течение учебной недели.
Во сколько начинаются и заканчиваются уроки в школе?
Начинать занятия требуется не раньше 8 часов утра (п. 10.4). Продолжительность дня для учащихся приравнивается к длительности 6 уроков (45 минут для 2-4 класса и 35-40 минут для первоклассников).
У многих возникает вопрос, во сколько в школе заканчивается 6 урок .
Это зависит от смены: для первой – до 13:30, а для второй – до 19:30. При этом для учеников 5, 9 и 11 классов не допускается обучение во вторую смену.
Также не допускается организация процесса более, чем в две смены. Между последними должен быть выдержан интервал от тридцати минут.
Недельная нагрузка распределяется равномерно. Требуется учесть дневную и общую умственную работоспособность детей, а также и трудность предметов.
На середину недели целесообразно повышать уровень умственной активности, нагружая несовершеннолетних уроками с наивысшим баллом (химия, алгебра, физика и т. д.).
Также в указанное время допускается повышать количество занятий по сравнению с началом и концом недели.
Как оценивается расписание и участвуют ли в этом родители?
Данный вопрос находится в компетенции заместителя директора по УВР. После сверки документа с требованиями СанПиН и проверки расписания на допущенные ошибки, акт может быть принят или скорректирован.
Если возникают проблемы, связанные с нарушением ряда норм законодательства, которые невозможно решить, то их выносят на педагогический совет с учителями.
Это позволит выработать план на будущее полугодие и привести документацию в порядок.
Проект расписания допускается обсуждать при участии активных родителей. Последние вправе предложить свои корректировки, в том числе касаемо кружков, секций.
Обсуждение может проводиться непосредственно или путем передачи бланков (анкет). При невозможности учесть какие-либо пожелания школа должна подготовить мотивированный ответ.
Сколько уроков в начальной школе: ступенчатый режим?
Требуют особого отношения, ведь школа для них – новый опыт. В некоторых учебных заведениях применяется ступенчатый режим занятий.
Последний представляет собой расписание, позволяющее детям быстро адаптироваться к незнакомой среде.
Основной принцип методики заключается в постепенном и последовательном увеличении нагрузки (продолжительность занятий и их число).
Чтобы организовать подобную систему требуется включить в дневное расписание:
- 3 урока по 35 минут в сентябре;
- 4 урока по 35 минут в декабре;
- 4 урока по 40 минут в мае.
Последний 4 урок должен заканчиваться не позднее 11:20. В сентябре-декабре указанное время сокращается на 10 минут.
Заключение.
Таким образом, продолжительность урока в школе для 2-11 класса составляет 45 минут.
Учатся меньше на 5 минут с января по март и на 10 минут в первом полугодии.Данные нормы установлены действующим СанПиН.
Помимо этого, документ включает множество других требований относительно расписания, которые должны соблюдаться при утверждении учебного документа.
ПЕДАГОГИ, родители и их чада озабочены грядущим нововведением: с 1 сентября занятия в школах предлагается начинать в девять утра. Вопрос скрупулезно прорабатывается с разных позиций: мониторинг мнений ведет Министерство образования. Стоит ли осторожничать, подступаясь к новации?
Суть вопроса в том, что руководство школ, где обучение ведется в две смены, будет самостоятельно принимать решение о начале занятий - с 8.30 или 9.00. Новация не обойдет стороной и сельских школьников, которые, на минуточку, иногда лишены возможности просто перейти дорогу - и оказаться в школе. Некоторым ребятам нужно добираться на автобусе в соседнюю деревню. Однако, учитывая эти обстоятельства, получается, что им как раз выгодно начинать учиться с девяти утра.
Доказывает это, к примеру, опыт Куренецкой школы, что на Вилейщине. Там занятия начинаются именно в 9.00. К этому времени все ученики (а их 123 человека) собираются в школе. Причем 40 школьников подвозят из близлежащих деревень. Чтобы всех их доставить на занятия, школьный автобус специально делает три рейса, дабы ученики из шести сел - Балаши (это самая отдаленная от школы точка, которая расположена в 35 километрах от Куренца), Речки, Богданово, Хоминцы, Ивонцевичи, Савино - прибыли вовремя.
В Хильчицкой школе Житковичского района тоже есть ученики, которых доставляет на учебу автобус. Из 117 человек здесь таких 65 ребят из деревень Любовичи и Бережцы Житковичского, а также из деревни Лутки Столинского района. Однако занятия в школе начинаются в 8.30. Передвинуть время на девять вполне возможно. И даже нужно, полагает администрация школы. Ведь начало занятий именно в 9.00 зафиксировано в санитарно-эпидемиологических нормах, а те, в свою очередь, подтверждены соответствующими исследованиями.
Некоторые папы и мамы задают вопросы: нам, мол, на работу к 8.00 (преимущественно все дети в деревнях из семей работников сельского хозяйства), а как же ребенок? Как он будет коротать время в школе до занятий? Волноваться не стоит. Если вы приведете ребенка в школу, скажем, к восьми утра, то до первого урока он будет при деле: с ним могут сделать зарядку, поиграть, помочь подготовиться к учебе. Заниматься с ребятами будут обязательно профессиональные педагоги (педагог-организатор, психолог либо учитель-предметник). Учителям же, которые будут присматривать за детьми до начала уроков, если школы перейдут на новый график работы, оплатят эту работу.
В любом случае хорошо, что сейчас Министерство образования, исполняя поручение Президента, данное 12 мая, изучает мнения родителей. Пока ничего вызывающего опасения в том, чтобы начинать первый урок в 9.00, нет. И к графику работы родителей, которые привыкли доставлять в школу ребенка раньше девяти, педагоги готовы подстроиться. Самое главное, что папы и мамы могут и должны быть спокойны, ведь школа - это как раз то самое место, где ребенок всегда находится под присмотром.
Финские школьники садятся за парты в 9 утра. На обучение учителя тратят не больше 4-х часов в день. Неделя пятидневная, но пятница — сокращённый день. Ведь еще одна идея финских школ: меньше учишься - больше знаешь!
США
В Нью-Йорке множество частных школ и во многих существует свой собственный распорядок. В некоторых школах одно занятие может длиться 50 минут.
Учебный день начинается в 8.30, а заканчивается, при минимальном количестве уроков, в 14:30.
Источник фото: wikimedia.org
Учеба, надо сказать, напряженная, зато отдыхают часто - кроме каникул, есть еще американские национальные и еврейские праздники.
Канада
В Канадских школах продолжительность урока 75 минут. Занятия начинаются в 9:10 утра и заканчиваются в 15:30. Интересно, что оценки ученикам ставят в процентах (например, 50-60% - это «тройка», 65-75% - «четверка»).
Индия
Школьники учатся 6 дней, бывает по 6-8 уроков в день, продолжительностью 35 минут.
Источник фото: radikal.ru
Уроки начинаются в 9 утра.
Израиль
Уроки начинаются в 8 утра и заканчиваются в 13:00.
В большинстве школ практикуют сдвоенные уроки, т.е. 1 урок может длиться 90 минут (2 раза по 45). В Израиле шестидневная учебная неделя, но, что необычно, начинается она в воскресенье. Суббота - выходной день.
Образовательная система в Израиле разделена на 3 этапа, где начальная школа - это отдельная единица.
Их много и расположены они по несколько в каждом районе города.
Таким образом, даже в начальную школу, дети 6-7 лет могут добраться самостоятельно. Как правило, от дома до порога школы 5-10 минут пешком (в самом худшем случае 15).
Япония
Уроки в школах начинаются в 8:30 - 8:45 и длятся по 45 минут каждый.
Перемены — 5-10 минут, но в начальной школе бывают и по 20 минут. В 12:30 — обед, после него ученики начальной школы уходят, а старшеклассники занимаются дальше.
Источник фото: pixabay.com
В средней школе 6-7 уроков, заканчиваются они в районе 16 часов. Почему так поздно? Потому что на обед школьникам отводится 50 минут. В Японии "шестидневка", но каждая вторая суббота — выходной. В субботу занятия, как правило, начинаются в 8:30 и заканчиваются в 15:00.
Опыт какой страны может служить примером?
Утро в подростковом возрасте ассоциируется с недосыпом для учеников и неврозом для родителей. Растолкать сына или дочь в школу - ежедневная практика, и от семьи к семье методы пробуждения варьируются по степени изобретательности. Включить свет и сорвать одеяло со спящего - не самый изощрённый способ побудки. Иногда родители включают громкую музыку, покупают замысловатые будильники, которые летают по комнате или требуют восьмизначный пароль для отключения. Стоит ли вспоминать о случаях, когда ребят окатывают холодной водой, чтобы успеть собрать их в школу?
Исследователь сна Калифорнийского университета Венди Троксел считает, что «вырывание» из сна в возрасте от 13 до 18 лет напрямую сказывается на их интеллектуальном развитии и здоровье.
Недостаток сна отражается на способностях подростка к обучению. Если ребёнок получает суточную норму сна, его мозг способен лучше концентрироваться, запоминать и обрабатывать информацию, которую он получает на уроках. При хроническом недосыпе эти способности снижаются.
По исследованию Троксел, только 1 из 10 детей подросткового возраста спит 8-10 часов в сутки. Причём восемь часов - нижняя граница нормы, скажем, «на троечку». К тому же нельзя быть уверенным в том, что ребенок действительно спит. Он может просто лежать с закрытыми глазами, копаться в гаджете или читать.
«Так дети сами виноваты, почему бы им просто не ложиться спать пораньше?». Этого мнения придерживаются родители, уверенные, что режим легко сформировать строгой дисциплиной. Да, вы можете заставить ребёнка быть в кровати определённое время, но это не значит, что его организм полностью восстановится к началу нового учебного дня.
Причины недостатка сна у подростков
В период полового созревания биологические часы человека смещаются. Это происходит из-за ускорения выработки гормона мелатонина , который отвечает за сон. Его еще называют регулятором суточных ритмов, потому что количество мелатонина в организме влияет на ощущения бодрости и сонливости. Своеобразный переключатель режима «день/ночь». Из-за этого смещения время сна и бодрствования у подростка сдвигается на два часа назад, потому что выброс мелатонина в подростковом организме происходит не в девять вечера, как у взрослых или маленьких детей, а в 11 вечера.
То есть, по-настоящему подросткам хочется спать не в 21:00, а в 23:00.
Троксел в исследовании приводит сравнение: «Разбудить подростка в шесть утра - это как разбудить взрослого в четыре. Не знаю, как вы, но когда я встаю в четыре утра, я чувствую себя зомби. Абсолютно бесполезным существом». Как воспринимать новый материал и показывать высокие результаты в обучении, если взрослым в подобном состоянии не стоило бы садиться за руль?
С подобными сложностями подростки по всему миру сталкиваются каждый учебный день. Специалисты по сну всерьёз считают, что такие общепринятые атрибуты подросткового поведения, как перепады настроения, раздражительность, лень и депрессивность могут быть последствиями хронического недосыпа. Чтобы сохранить запас энергии на весь день, ребята прибегают к способам быстро его восполнить: пить кофейные напитки и энергетики. Так мы получаем поколение «уставших и взвинченных» подростков.
Чем опасен недостаток сна
Сторонники более позднего начала учебного дня знают, что в подростковом возрасте мозг развивается наиболее быстро. Особенно те его части, которые отвечают за процессы мышления, включая нахождение причинно-следственных связей, решение задач и формирования убеждений. В это время формируется личность человека, и если его организм истощен, он будет не способен развиваться в полную силу. Они не смогут концентрироваться, их внимание и память рассеяны, но гормональный фон при этом требует активности.
Последствия недосыпа продолжают проявляться и за пределами школы. В подростковом возрасте возрастает риск психических расстройств, включая депрессию и суицидальные наклонности. В это же время формируются зависимости, в том числе от алкоголя, табака и наркотиков. В своем исследовании Троксел приводит такие данные: на каждый час недостатка сна у старшеклассников на 38% возрастает чувство тревоги, грусти и безнадежности, и на 58% возрастает желание совершить самоубийство. Помимо этого, хронический недосып является причиной ожирения, сердечной недостаточности и диабета.
Почему мы делаем это со своими детьми
Эпидемия недосыпа среди подростков - результат установленного общественного порядка, который сформировался в середине XX века и практически не менялся. Утренний ритуал работающих людей из среднего класса выглядит примерно так: проснуться, разбудить детей, собрать их и накормить завтраком, отвезти в школу или отправить на автобус, а потом уже готовиться к началу рабочего дня.
Школьная инфраструктура подчиняется потребностям взрослых, но упускает из виду особенности развития детей.
Международные организации по охране здоровья рекомендуют начинать занятия для средней и старшей школы не раньше 8:30. При этом почти во всех странах занятия начинаются в одинаковое время для всех возрастов, и не всегда время первого звонка соответствует рекомендованной норме.
Вот в какое время начинается учёба в школах разных стран:
- В Москве и Петербурге уроки в школе начинаются и в 08:00, и в 08:30, и даже в 9:00. В других городах разброс шире - с 07:00 до 09:30.
- В Японии уроки начинаются не позднее 08:30, в Китае - с 07:00 до 08:00, в Германии с 08:00 до 9:00.
- Государственные школы Великобритании и стран Британского Содружества (Австралии, Канады и Новой Зеландии) начинают свою работу в 9:00.
- Частные школы регулируют начало учебного дня по своему усмотрению.
- В США 40% старшие школы (high schools) начинают работу до 08:00, 10% - до 07:00, и только 15% - после 08:30.
«Начинайте занятия позже»
Эти цифры приводит в качестве аргументов движение в защиту биологических нужд школьников Start School Later , или «Начинайте уроки позже». Среди членов этого движения встречаются не только учащиеся и их родители, но и учёные, общественные деятели и государственные служащие. Перед ними стоит задача убедить общественность, что здоровое начало учебного дня поможет ученикам средней и старшей школы лучше и быстрее развивать свои навыки и способности.
Скептики могли бы возразить: «Если дать детям возможность вставать на час позже, то они будут позже засыпать». Исследователи сна это предположение отвергают. Подростки ложатся спать в то же время, что и обычно, просто спят дольше. Они чаще появляются на занятиях. Эксперимент показал снижение количества прогулов первых уроков на 25% при сдвиге начала учебного дня на час вперед. Неудивительно, что дети стали достигать более высоких результатов в школе, их эмоциональное и физическое состояние улучшилось, да и климат в семье стал более приятным, что порадовало их родителей.
В одном районе, где проводился эксперимент, даже процент ДТП снизился на 70%.
При стольких преимуществах, общественность пока не готова пойти навстречу естественным особенностям подросткового развития. Большинство из них уверены, что вывод подростков из зоны комфорта подготовит его к реальной жизни. Исследователи сна же, напротив, утверждают, что нужно давать детям возможность спать столько, сколько требует их организм в этом возрасте. Мы же не лишаем малышей до трёх лет дневного сна, чтобы подготовить их к детскому саду.
В поисках решения проблемы
По всему миру существуют фонды по исследованию проблем сна, самый известный из них - американский National Sleep Foundation . Он всецело поддерживает инициативу изменить время начала занятий для подростков и спонсирует проекты, которые стремятся доказать огромную общественную пользу этой реформы. Однако для этого потребуется изменить целую инфраструктуру: пересмотреть расписание общественного транспорта, улучшить состояние дорог, отрегулировать присмотр за детьми до и после школы, подстроить под новое расписание сектор общественного питания, спортивные и культурные учреждения.
В налаженной много лет назад системе это сделать довольно сложно, поэтому, несмотря на старания энтузиастов, вопрос более позднего начала учебного дня так и остается открытым.
Накануне в школах, гимназиях и лицеях было много цветов, улыбок и теплых слов: по всей стране прозвенели последние звонки. У выпускников впереди горячая пора ЦТ, а у остальных школьников три месяца летних каникул, чтобы к 1 сентября с новыми силами сесть за парты. Только в котором часу прозвенит звонок на урок? В Минске школы в большинстве своем уже определились: занятия будут начинаться в 9.00. На полчаса раньше, в 8.30, уроки стартуют в 22 учреждениях образования, еще в двух - в 8.00. Что даст это нововведение и что тут надо учитывать? Об этом говорят гости конференц-зала «СБ».
* * *
Об актуальных вопросах среднего образования в конференц-зале «СБ» говорят главный внештатный детский психиатр Минздрава Ольга ЛИТВИНОВА, заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина КАРЖОВА, директор минской гимназии № 29 Виктор ПШИКОВ и мама троих детей Анастасия СМОЛЬСКАЯ.И.Каржова: Санитарными нормами и правилами, утвержденными Министерством здравоохранения, четко определено: оптимальное время начала учебных занятий - 9.00. Время начала второй смены - не позже 14.00, завершения - не позже 19.30. Эти рамки определены не сегодня и даже не вчера. Осенью 2016 года мы проводили анализ времени начала уроков в школах - и получилось, что треть учреждений образования начинает занятия в 8.00, еще треть - в 8.30 и одна треть - в 9.00. Сейчас Министерство образования совместно с управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома прорабатывает вопрос возможности начала учебных занятий в соответствии с оптимальным временем, определенным СанПИНами. Рассматриваем два вариант: в тех школах, которые работают в одну смену, - с 9.00, а в тех, у которых есть вторая смена, - с 8.30, чтобы укладываться во временные рамки завершения учебных занятий. Не будет жестко определено: все в 8.30 или в 9.00. Есть специфика каждого учреждения образования: где–то сельская местность и есть подвоз, где–то много классов занимаются во вторую смену, а где–то только начальные классы. Думаю, на местах будет организована работа, чтобы изучить ситуацию.
А.Смольская: У меня один ребенок учится в первую смену, второй - во вторую, а третий ходит в детский сад. И, конечно же, мне как маме удобно иногда отправить младшего ребенка со старшим, чтобы тот по пути в школу завел в садик, работающий с 8.00. Или такая ситуация: в новых районах школы перегружены, по 17 классов в параллели, на родительских собраниях шутят, что уже спортивный зал, коридор и холл нужно разделить на классы. Получается, что дети учатся чуть ли не в три смены: одни - с 8 утра, другие - где–то с 12.00, третьи - с плюс–минус 14.00. Сложность в том, что хочется, чтобы дети еще успевали в кружки, секции и на дополнительные занятия. Особенно тяжело со второй сменой, потому что, когда ребенок приходит из школы зимой, это уже ночь. И если начало занятий во вторую смену сдвинется, дети вообще ничего не будут успевать...
В.Пшиков: Можно отмечу как директор школы? У вас здесь вопрос более широкий, в том числе инфраструктуры, строительства школ в районе. Начинаются занятия в 8 или 9 часов утра, проблемы останутся те же...
А.Смольская: В любом случае, думаю, родителям спокойнее, если ребенок ушел в первую смену к 8.00, а не так, что не знаешь, где он и как...
В.Пшиков: У нас полторы тысячи детей и два здания, причем одно - для 1 - 4–х классов. Когда я начинал, было более 2.000 учеников и вторая смена, но мы сумели разрешить ситуацию. И уже на протяжении шести лет у нас 5 - 11–е классы приходят на занятия к 9 утра. Естественно, мы просчитали все варианты, обговорили их с педагогами и родителями. Учли и тот момент, что в гимназию поступают, поэтому ездят сюда из разных уголков Минска. Сложности могут быть только у учеников 5–х классов, остальные успешно сами добираются. Когда я шел на эту встречу, еще раз спросил у ребят, устраивает ли их время начала занятий в 9.00 - все ответили положительно. Шесть уроков у нас заканчиваются в 15.00, учитывайте, что у нас перерывы по 20 минут, на отдых уходит в общей сложности около часа. Начальную школу мы перевели с 8.30, в том числе чтобы более комфортно организовать питание детей. И 90 - 95% родителей такая ситуация устраивает, возможно, еще и потому, что наша гимназия находится в центре города. Родители спокойно привозят ребенка в 8.10 - 8.15, даже если он в 8.00 приедет, в «свободном режиме» находится буквально 10 - 15 минут. Учитель приходит в школу раньше, где–то к 8.00 - 8.10. Я вижу только плюсы, если дети ходят к 9.00.
О.Литвинова: Санитарными нормами и правилами еще в 2012 году было прописано, что учебный процесс должен начинаться не ранее 8.00, оптимально - в 9.00. С точки зрения медицины для ребенка, да и для взрослого человека, самые трудные часы - утренние. А для учащегося ребенка вдвойне, так как в это время самые низкие концентрация внимания, работоспособность и способность к переключению внимания. Естественно, ребенок начинает испытывать психологический дискомфорт, а следом за ним и тревожность. Это медленные шаги на пути развития различных психосоматических заболеваний. То есть мы постоянно держим его в состоянии стресса, естественно подводим к тому, от чего вроде как должны защищать. Если мы, конечно, говорим сейчас о ребенке. Потому что большинство дискуссий сводятся к теме удобства и привычек родителей.
«СБ»: Но ведь их мнение тоже важно. Все–таки нужно учитывать реальность: в Минске, да и в других городах, первоклассник сам далеко не всегда доберется в школу.
О.Литвинова: Мы как раз и обсуждаем разные варианты. На примере минской школы мы видим, что малыши приезжают в 8.30, в 9.00 - ученики постарше. И их это устраивает. Никто не говорит о четком времени для всех: дается резерв, то есть временная разбежка.
И.Каржова: Время начала занятий в каждой школе будет определять не Министерство образования или здравоохранения. Определяет директор с учетом специфики конкретного учреждения образования. И до начала учебного года у нас есть время, чтобы все проанализировать и продумать, учитывая количество классов и количество детей, обсудить с родителями возможности организации работы. Конечно, когда ребенок в начальных классах, намного спокойнее по дороге на работу отвести его или отправить в школу. Иначе он сам будет собираться, а родители - переживать, что никому не пойдет на пользу. Должна грамотно и профессионально сработать администрация школы, изучив, сколько родителей будут по–прежнему приводить детей к 8.00, если занятия будут начинаться с 9.00. Школа будет открыта, и дети должны быть заняты, а не просто находиться в коридоре или в классном кабинете.
«СБ»: Но ведь смысл нововведения именно в том, чтобы дети больше отдыхали, а не сидели лишний час в школе.
И.Каржова: Для начала надо изучить, сколько таких детей. Если их немного, возможно, для них будет организована какая–то физкультминутка или факультативные, поддерживающие и стимулирующие занятия. Если же таких детей большинство, то подобный вариант не совсем подходит либо он недостаточно хорошо проработан. К любому решению надо подходить взвешенно и продуманно.
О.Литвинова: Есть разные типы школ. Например, школы так называемой шаговой доступности, где контингент детей в основном из ближайших домов, нуждаются в одном решении. Школы, которые при анализе состава своих учащихся увидят, что большинство детей едут из разных районов города, - им 9.00 лучше. И с точки зрения медицины это тоже лучше. Когда ребенок может встать, постепенно включиться в учебный процесс и начать его с оптимального времени. Следует сказать, что самое продуктивное время - это с 10.00 до 14.00.
«СБ»: То есть вторая смена вообще выпадает?
О.Литвинова: Нет, у второй смены тоже есть свои пики работоспособности. Это приблизительно с 16.00, после обеденного перерыва. Но понятно, что, если бы была такая возможность, конечно, все дети учились бы в первую смену.
В.Пшиков: Я бы хотел спросить у мамы школьников: вы лично согласились бы, чтобы ребенок пошел к 9 часам?
А.Смольская: Я была бы «за», чтобы все ходили к 9.00, но без второй смены. Все же я могу подстроиться, а далеко не все родители будут в восторге от того, что нужно будет водить детей в школу к девяти. Кроме того, мы не уверены, что не сдвинется время занятий второй смены...
«СБ»: Министерство уже комментировало, что якобы время начала второй смены останется без изменений.
И.Каржова: Вопрос прорабатывается с разных ракурсов. С одной стороны, это специфика учреждений образования, мнение родителей. С другой стороны, организация образовательного процесса с учетом оптимального времени начала занятий, определенного санитарными нормами и правилами, где четко прописано: начало второй смены - не позднее 14.00. Речь не идет об изменении времени ее начала и завершения. В стране в этом году около 25% школ работали в две смены, остальные - в одну.
«СБ»: Меньше станут перемены?
И.Каржова: Уменьшился интервал между первой и второй сменами.
О.Литвинова: Интервал между сменами - это время, когда можно подготовить кабинеты, чтобы туда пришли ученики. Его уменьшение никак не скажется на детях.
В.Пшиков: Самое главное - организация деятельности учебного заведения. Если директор школы вместе с родителями не продумает все тонкости, проблемы будут на каждом шагу. Любые изменения, даже продолжительность перерыва, всегда вызывали и будут вызывать реакцию родителей. Этот вопрос решается просто: найдите возможность встретиться с руководителем, или через родительский комитет, или с помощью классного руководителя. Все решаемо. Знаете, я каждый день встречаю утром детей на пороге школы и вижу, что даже к девяти опаздывают. Но значительная часть учеников безболезненно приходят за 20 и даже за 30 минут до начала занятий. Если говорить о малышне, то многих родители приводят даже в 7.50, то есть за 30 - 40 минут. Мы разрешаем детям заходить в кабинет, но обязательно есть учитель, который наблюдает за процессом.
И.Каржова: То есть с одной стороны - интересы родителей, а с другой - способность администрации школы грамотно решить организационные вопросы, убедив родителей, что нововведения пойдут только на пользу ребенку и педагогическим коллективом тут будут приняты все необходимые меры. Родителям необходимо для себя определиться: мы боимся перемен, потому что так было всегда и мы привыкли, а менять привычки достаточно сложно? Или мы хотим сохранить здоровье своих детей?
В.Пшиков: Каждая семья - это отдельная жизнь, отдельные проблемы. Я сталкиваюсь с такой категорией родителей, которые начинают рабочий день с 8.00 и раньше. Тут, повторюсь, все зависит от организации. Давайте определимся, какой процент детей будет приходить к восьми. Директору наверняка разрешат начинать занятия в 8.30, его задача - отстоять свою точку зрения.
А.Смольская: Родителей беспокоит то, что изменения в расписании первой смены затрагивают и другие вопросы. Вторая смена заканчивается поздно, допустим, будет заканчиваться еще позже. Ребенок не успеет на какие–то дополнительные занятия. Например, у моей дочки в 18.40 заканчиваются уроки, в 19.00 - кружок. Она выбегает из школы, перекусывает на заднем сиденье машины (хорошо еще не на автобусе ехать!). Все впопыхах, какое тут здоровье... Кружок два часа, то есть до 21.00. Дети, которые учатся во вторую смену, вечером не в состоянии делать уроки, а утром они спят до 12.00, если родители не проконтролируют.
«СБ»: Уже не раз звучало, что время начала занятий будет обсуждаться именно там, где две смены. Многие ли директора готовы к такой дискуссии? Или просто автоматически назначат начало занятий на 9.00?
О.Литвинова: Рядом с нами сидит директор гимназии, который рассказывает, как еще шесть лет назад организовал начало занятий в 9.00, взвесив все «за» и «против». И это всех устроило. Следующий момент - это сила привычки, поэтому, что бы нам ни предлагали, первая реакция негативная. Я часто слышу ее: «Ни за что! Нужно в восемь часов!» И тут же этот человек говорит, что, когда ребенка в школу к восьми отводил, на работу на 20 минут раньше приезжал: «Мне бы в 8.30 было бы лучше»... Например, мой рабочий день всегда начинался с 8 утра. И для меня начало занятий в 8.00 - уже поздновато. Но не подстраиваться же под меня, перенеся его на 7.00 или 7.30?
В.Пшиков: Хотелось бы, чтобы дискуссия, в том числе в интернете, была корректной. Потому что часто она, к сожалению, превращается просто в ругань. К слову, я начинал работать в сельской школе, и у нас всегда занятия начинались именно в 9.00. И я знал, что такое добраться до школы из соседних деревень, к 8.00 это было просто нереально.
О.Литвинова: Мы все же должны понять, что для нас важнее: хорошо ребенку или удобно родителям?
А.Смольская: Знаете, всегда будут недовольные, кому это не нравится. На мой взгляд, просто у каждой школы должно быть право выбора, когда ей удобно организовать учебный процесс. И здесь, к сожалению, тоже вряд ли будут учитывать здоровье ребенка.
О.Литвинова: И очень жаль. Надо обращать внимание на тему здоровья детей, как ни на какую другую. Как раз санитарные нормы и правила дают возможность посмотреть на такую составляющую.
В.Пшиков: Давайте изнутри смотреть на организацию учебной деятельности школьников. Сегодня большинство родителей возмущаются началом занятий в 9 часов не потому, что им неудобно с работой, потому что мы многое пускаем на самотек в общении с ребенком. У детей колоссальные нагрузки, которые часто не зависят от школы и которым в семьях не уделяется внимание. Мне говорят, что делали с детьми занятия до 23.00 или 24.00 - это ненормально! Естественно, придя утром в школу, такой ребенок неработоспособен.
А.Смольская: Он не будет работоспособен и в 9 утра...
О.Литвинова: Если временной интервал ночного сна увеличится, конечно, работоспособность улучшится. Средняя продолжительность сна для ученика начальной школы - 10 часов.
В.Пшиков: Мы как–то забываем об установках советской школы. Выдающийся педагог Сухомлинский писал, что школьники, прежде чем сядут за уроки, должны час–полтора погулять. Второе условие - дети младших классов должны ложиться не позже девяти вечера. Вот здесь уже зона ответственности родителя, нам ведь проще включить телевизор, дать ребенку приставку или планшет. Я сталкивался с ситуацией, когда родители говорили, что их дети не успевают делать уроки. Почему? Пять раз в неделю занятия музыкой, спортом, репетиторы, в итоге к субботе ребенок подходит никакой...