Значение игры для эмоционального и интеллектуального развития ребенка трудно переоценить. Игра не только отражает все этапы такого развития, но в равной степени дает подрастающему человеку возможность выразить все свои радости, огорчения, чувства.
С первых же месяцев ребенок начинает гулить, агукать, испускать еще какие-то звуки, бросать предметы, ожидая реакции взрослых. Игра сразу же становится для него видом деятельности, единственная цель которой - удовольствие и выстраивание отношений с другими, причем за удовольствие это никому и ничем не надо платить.
К концу первого года жизни способность выпустить предмет из рук или бросить его отражает решающий в развитии ребенка этап: теперь он может играть со взрослыми, чем-нибудь с ними обмениваясь. Примерно те же задачи у игры в прятки или в «а вот и я!», когда малыш как будто прячется под одеялом или занавеской, а потом - либо на сигнал родителей «ку-ку!», либо умея «кукукнуть» уже сам - с радостным смехом вылезает, выскакивает оттуда.
Игра позволяет ребенку исследовать мир и приобретать опыт, а это, в свою очередь, дает стимул развитию его интеллекта.
До двух лет дети, даже в яслях, играют либо одни, либо с кем-то из взрослых. Тем не менее игры, в которых ведущим, инициатором игры, становится по очереди то один, то другой ребенок, возникают уже в яслях.
В три года, то есть в том возрасте, когда ребенок поступает в детский сад, он уже вполне способен играть с другими детьми.
Начиная с четырех-пяти лет мальчики и девочки группируются по отдельности, и дети делят игры на «мальчишеские» и «девчачьи» (см. «Половая самоидентификация»), не желая участвовать в тех, которые, как они считают, не годятся для их пола. Однако параллельно с играми, способствующими социализации, ребенок обязательно должен учиться играть один - это благоприятно для его психологического развития.
Обучение в детском саду немыслимо без игр, и нежелательно противопоставлять игру и работу. Ребенку этого возраста легче всего научиться чему-то именно в игре, да и позже, в процессе обучения, игра порой оказывается куда полезнее и продуктивнее, чем другие методы.
Вашему ребенку необходимо играть и с вами: общие игры, как и истории, которые вы ему рассказываете, чрезвычайно важны для ваших отношений.
Малыш не умеет играть один, все время зовет вас
Способность ребенка играть одному - отражение его способности переносить в течение недолгого времени одиночество или разлуку с вами.
Ребенку необходимо ощущать, что вы рядом, даже если вы не участвуете в его играх.
Привык ли ваш ребенок к двум годам управляться с разными предметами, проявляя изобретательность и творческие способности?
Если вы всегда рядом, если вы опекаете малыша, если то и дело подсказываете, как лучше поступить, находясь в постоянном страхе: «Ой, только бы мой маленький не ушибся или не поранился!» - словом, если вы непрерывно его тем или иным образом контролируете, ребенок решит, что не может без вас обходиться, и станет звать каждую минуту.
Постарайтесь как можно раньше найти для ребенка возможность играть одному в безопасном месте, чтобы у вас не было необходимости держать его постоянно в поле зрения.
Когда вы играете с малышом, которому еще не исполнилось двух-трех лет, обучайте его играм, требующим воображения, таким, в которых он сможет проявить свои творческие способности. Не мешайте ему импровизировать, придумывать игры самостоятельно с найденными под рукой предметами - обрывком веревочки или кусочком картона. Помните, что еще ребенку необходимы игры, которые помогают формировать его независимость, автономность.
К четырем годам у ребенка развивается «внутренняя речь», благодаря которой он сам себе рассказывает разные истории.
— Воображаемый мир малыша - ресурс, откуда он будет черпать способность играть в одиночку.
— Кроме того, он сумеет использовать опыт запомнившихся ему игр с вами.
— Ребенок этого возраста на самом деле никогда не играет один, потому что внутренний диалог дарит ему возможность делать живыми других персонажей или воображаемых собеседников.
Ваш ребенок превращается в сценариста и режиссера. Если он теперь просит вас поиграть с ним, то лишь потому, что нуждается в реально существующих актерах, роли для которых, скорее всего, им уже придуманы.
— Если сейчас у вас нет времени с ним поиграть - не надо себя корить или специально освобождать для этого время, малыш прекрасно может поиграть и один.
— Если вы заняты, предложите ему поиграть рядом с вами или просто в той же комнате - каждый займется своим, но ощущение, что вы вместе, будет и у вас, и у ребенка.
— Если все-таки ему скучно - ничего страшного. Ничегонеделание - тоже важный период в жизни: не стоит пренебрегать временем, которое можно отдать мечтам.
Начиная с пяти лет ощущение скуки может стать для ребенка довольно привычным.
Если вы сейчас реже слышите, как ребенок жалуется, что ему нечего делать, вероятно, тут немалую роль сыграл телевизор. Тем не менее не стоит пугаться «ящика» и считать, будто он во всем виноват, - у скуки тоже есть свои преимущества.
— Когда ребенок ничем не занят, у него остается время на фантазии и творческую активность.
— Ребенок некоторое время поскучает, и в голове его вдруг возникнет какая-то идея - вот и доказательство связи скуки и желания.
— Спросите себя: почему мне не нравится, когда мой ребенок скучает? Франсуаза Дольто говорила, что взрослые используют время ничегонеделания, чтобы думать о своих проблемах. Так стоит ли всегда чем-то заниматься, избегая возможности поразмышлять?
Никто точно не знает, почему ребенок становится гиперактивным, но не могут ли вести к гиперактивности подобные рассуждения?
Если вы не очень любите играть с ребенком
Не всякий взрослый способен играть с ребенком: для этого необходимо уметь «возвращаться вспять» и получать такое же удовольствие от игры, какое вы получали в детстве.
— Не насилуйте себя, предлагайте ребенку игры, которые интересны и вам.
— Не чувствуйте себя обязанным что-то делать любой ценой, лучше подумайте, почему вы не расположены к игре.
— Не служат ли бесконечные вопросы ребенка отражением вашей собственной неспособности ставить их перед собой?
Разные способы играть
Когда вашему малышу около полутора лет, вы можете сидеть в одной комнате с ним, и пусть он бегает между вами и своими игрушками. Детский психиатр Гринспен советует находить возможность для совместного с ребенком спокойного времяпрепровождения, называя его «временем на полу».
Если ребенку два-три года, вы можете оставаться рядом с ним, ничего не делая или читая, вмешиваться в его игры не нужно, нужно только держать ухо востро.
Четырехлетнему предложите посмотреть на облака - с ума сойти, чего только дети в них не способны увидеть!
— Для того чтобы научить своего ребенка ничего не делать, нужно уметь это самому.
— Для того чтобы играть по-настоящему, нужно найти пространство между воображаемым и реальным. Богатство и разнообразие этого мира мечты и творчества зависят от способности каждого переносить одиночество.
Какие вопросы об играх могут у вас возникнуть?
Игра - это всегда поле более широких возможностей, чем те, что мы можем осуществить в реальности, возможность переступить границы приемлемого поведения, способов действия. В психологии такой феномен называется трансгрессией*: можно играть в войну и убивать, потому что всё это «понарошку»!
Если ваш трех- или четырехлетний сын любит переодеваться девочкой или дочка того же возраста - мальчиком, в этом нет ничего ненормального.
Каждому полу необходимо открывать в себе другую сторону личности. У любого мальчика и у любого мужчины есть женские черты, равно как и у любой девочки и женщины - мужские.
Это совсем иное, чем постоянное желание носить одежду, принятую для противоположного пола.
Иногда вас может беспокоить сексуальное содержание некоторых игр ребенка, иногда - насилие, которое проявляется в его играх.
— Игра не всегда средство разрешить внутренние конфликты или справиться с трудностями, но всегда - средство вывести их на поверхность.
Ваш четырех- или пятилетний сын вдруг заявляет, что ему хочется пистолет…
…а вы в ответ прилагаете все усилия, чтобы отговорить его, из опасения, что ребенок вырастет убийцей или любителем оружия.
Успокойтесь! Убийцами становятся не те, кто играл в детстве с пластмассовым пистолетом, - для большинства преступников, наоборот, характерно отсутствие обмена игрушками в детстве, как, впрочем, и отсутствие самих игр и игрушек.
— Играть с пластмассовым пистолетом - это в первую очередь играть, то есть учиться «делать вид».
— Ребенок, который играет в войну и размахивает «пистолетом» (это может быть просто кусочек дерева подходящей формы), манипулирует, прежде всего, символом своей ранней возмужалости, своей принадлежности к мужскому полу.
— Следует беспокоиться отнюдь не о природе игры и игрушки! Следует бить тревогу, если ребенок не умеет или не хочет играть, потому что подобное может быть признаком депрессии.
Ребенок не терпит проигрышей
Когда дети приходят в детский сад, они уже способны подождать своей очереди и соблюсти кое-какие правила игры, но ни один ребенок не любит проигрывать.
Разные дети по-разному воспринимают проигрыш, и их способность отнестись к нему терпимо зависит больше от особенностей личности, чем от возраста.
Игры с правилами, или по правилам, - англичане называют их «game» - отличаются от стихийных игр, игр на воображение или игр с символами - «plays».
Двух- или трехлетний малыш, хотя ему еще трудно соблюдать правила, способен к имитации и может делать вид, что играет, например, в футбол или другие игры с мячом. В таких случаях вполне можно дать ему выиграть.
В четыре года всё уже иначе. Четырехлетний ребенок - особенно, если это мальчик - считает себя «самым могучим на свете» и объявляет счет 10:0… каким бы на самом деле ни был результат. Согласиться с проигрышем ему все труднее.
В том возрасте, когда ребенок уже способен понять настоящие правила игры, система «поддавков», при которой он всегда победитель, может сказаться на его игровом общении с друзьями. Либо он не поймет, чего от него хотят, либо начнет изобретать собственные правила.
— Если малыш чересчур сильно нервничает, проигрывая,
выбирайте игры, в которых он способен победить по правилам.
— Нет ничего особенного в том, что четырехлетний ребенок хочет быть сильнее всех,
но это желание может говорить и о недостаточной вере в себя .
— Стремление постоянно обыгрывать папу - то есть осуществлять символическое убийство отца - свидетельствует о том, что ребенок переживает стадию развития, называемую в психоанализе эдиповым комплексом. Для нее характерно неосознанное желание, превзойдя во всем родителя своего пола, стать для родителя противоположного пола более привлекательным партнером.
— Тем не менее мальчику этого возраста всегда хочется, чтобы его отец был самым сильным и служил образцом для восхищения и подражания.
Ребенок пяти-шести лет уже знает, что проиграть одну партию не означает проиграть вообще и что это проигрыш по правилам игры, а не какая-то реальная потеря.
Он приучается уважать правила, понимает, что нельзя мошенничать, и сдерживает свои , сверяя свое поведение с поведением родителей и других людей старше себя.
Такой разумный ребенок может даже в порядке исключения поддаться в игре младшему братишке или сестренке, при условии, что между ними нет яростного соперничества и ставки не слишком велики.
— Предложите старшему ребенку самому придумать справедливые правила игры с младшим, но не требуйте, чтобы он все время поддавался, если ребенок сам этого не хочет.
Играть становится легче, но это не значит, что время от времени правила не нарушаются, пусть даже совсем чуть-чуть… но ведь мы знаем, что принять для себя возможность проигрыша и любить проигрывать - совсем разные вещи!
Трансгрессия - одно из ключевых понятий философии, психологии и ряда других областей знания, обозначающее феномен перехода непроходимой границы, прежде всего - границы между возможным и невозможным.
Светлана Кравченко
Значение игры в жизни ребёнка
«Значение игры в жизни ребёнка » .
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».
Н. К. Крупская
Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение . Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребёнок впервые получает урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение , если принять во внимание, что будущее ребёнка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общих целей.
За последние годы в дошкольных учреждениях Российской Федерации усилилось внимание к игровой деятельности детей, игра заняла должное место в воспитательном образовательном процессе. Много сделано и делается по созданию условий для её развития.
Наблюдения показывают, там где воспитатели правильно определяют место игр, создают спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к людям труда, к Родине.
Воспитатели широко используют в практике игры с правилами – подвижные и дидактические, которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка , источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
В последнее время в дошкольных учреждениях педагоги стали чаще обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд; в народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Особое место в жизни детей занимают театрализованные игры . Сколько здесь подлинных переживаний, горячих чувств! Но не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры : в них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества. Учитывая это, воспитатели создают все необходимые условия для проявления и развития у детей художественных способностей.
В настоящее время значительно больше стало воспитателей, которые умело, с педагогическим тактом направляют детские игры , правильно понимая психологию играющих детей. В группах у таких воспитателей малыши играют, поют, инсценируют сказки, танцуют, устраивают кукольные спектакли. Воспитатель знает, что если с его помощью дети уже в младшем дошкольном возрасте научатся организовывать досуг весело, обретут бодрый эмоциональный настрой, у них разовьётся способность в будущем радоваться жизни . Деятельная, бодрая, товарищеская атмосфера непременно поможет пробудить у каждого ребёнка чувство радости от общения с другими детьми, будет способствовать укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Все дидактические игры в дошкольной педагогике можно разделить на три основных вида : игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры .
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.
Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни . Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка : самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни . Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Используемая литература :
«Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» , под ред. М. А. Васильевой
«Дидактические игры в детском саду » , А. К. Бондаренко
«Чего на свете не бывает?» , под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой
«Гуманизация воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста», разработано А. В. Силаевой
«Игровые занимательные задачи для дошкольников» , З. А. Михайлова
Программа «Истоки»
Для чего нужны игры детям? Развитие и воспитание детей в игре. Виды игр, классификация игр.
Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра — особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.
До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.
В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить обще-ственный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняю-щихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.
Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложно-сти других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.
Юлия Шарнина
Игра в жизни ребенка
ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
группа раннего возраста
Игра имеет важное значение в жизни ребенка , имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре , таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
А. С. Макаренко
Цель : изучение значение игры как ведущей деятельности ребенка .
Задачи :
Развивать игровой деятельности;
Изучать методической литературы по данной теме;
Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Разработать консультации (анкеты) для родителей.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра . Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.
Экологические (дмдактические) игры :
«Угадай, что в руке»
«Найди, что назову»
«Чудесный мешочек»
«Что в корзинку мы берем»
Русские народные (подвижные) игры :
«Подними ладошки»
«Зайка»
«Огуречик»
«У медведя во бору»
Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек?
Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом.
Анкеты для родителей.
«Как играть с ребенком »
ЦЕЛЬ : заинтересовать родителей игрой ребенка , показать ее значение в жизни детей , в воспитании. Дать рекомендации по организации игр в семье, по приобретению игрушек.
1. Как вы понимаете значение игры в жизни ребенка ? ___
2. С кем любит играть ваш ребенок ? ___
3. Какие у него есть любимые роли и игры? ___
4. Есть ли у вас дома уголок игр? ___
5. Как часто и по какому поводу вы покупаете игрушки? ___
6. Часто ли вы говорите ребенку , что заняты, когда он просит вас поиграть с ним ? ___
7. Что вас интересует по проблеме детской игры? ___
8. Есть ли постоянные роли у ребенка ? Положительные они или отрицательные? ___
9. Удается ли вам воздействовать на ребенка при помощи игры ? ___
10. Играете ли вы вместе с ребенком ? В какие игры? ___
11. Понаблюдайте за играми своих детей .
Во что и как они играют , какие стороны жизни отражают ? ___
Консультация для родителей : «Поиграй со мной »
«Поиграй со мной !» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.
И как часто они слышат в ответ : «Некогда, поиграем потом » . Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка ? Или просто не хотим и не умеем играть ?
А ведь игра для ребенка - это реальный мир , в котором он живет «сейчас» , а не «потом» . И в этом мире все правда, а не выдумка….
….Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
Публикации по теме:
Музыка в жизни ребенка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 275 г. Уфа «Музыка в жизни ребенка» Прайс Юлия Фанилевна Вступления.
Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка. Играем вместе с ребенком» «Не мешай! Иди, поиграй!» - как часто родители произносят эту фразу. Современные родители знают, что у детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей «Игра в жизни вашего ребенка» Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных.
Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время.
Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов, развитие.
Играющий ребенок. Что может быть более естественным? Игра для детей – это не просто развлечение, а самая настоящая жизненная необходимость. Игра просто необходима ребенку для его полноценного и гармоничного развития, приобретения необходимых навыков – как бытовых, так и навыков социального общения. Кроме того, игры помогают родителям творчески развивать ребенка. Так, например, игры для детей для развития памяти помогают малышу научиться концентрировать свое внимание, выделять из общей массы и запоминать необходимую информацию.
В данной статье вкратце описаны типы игр, а также значение игры в жизни ребенка. Данная информация будет крайне полезна тем родителям, которые воспитывают своего первенца и пока что еще мало знают об играх. Однако очень может быть, что и более опытные мамы и папы смогут почерпнуть для себя что – то новое.
Итак, все игры подразделяются на несколько видов – игры на развитие внимания и логики, подвижные игры и ролевые игры. Первыми мы рассмотрим игры, призванные развивать память и внимание малыша.
Человеческая память представляет собой очень сложный процесс, протекающий в головном мозге. Суть этого процесса заключается в том, что человеческий мозг воспринимает и хранит определенную информацию и, в необходимый момент, извлекает ее на поверхность сознания. Развитие памяти – одна из первоочередных задач родителей. Очень часто можно услышать жалобы родителей, что их ребенок плохо учится в школе, потому что у него плохая память.
Однако практически ни у одного здорового ребенка, который не страдает серьезными неврологическими и психологическими расстройствами, не бывает плохой памяти. Просто чаще всего в таких случаях память элементарно не развита. В результате ребенок не умеет концентрировать внимание на преподносимой ему информации, обрабатывать и систематизировать ее. В результате процесс запоминания усложняется в разы, становясь для ребенка практически недостижимым.
Для того чтобы понять, каким же образом необходимо развивать детскую память, необходимо знать, какой вообще она может быть:
- Зрительная память. Данный тип памяти характеризуется тем, что в механизме обработки и запоминания информации у человека преобладают зрительные образы. Например, человек гораздо быстрее запомнит какую – либо информацию, если прочтет ее сам, а не просто услышит. Люди с хорошо развитой зрительной памятью хорошо запоминают места, лица – они остаются у них в памяти на долгие годы. Как показывают многочисленные наблюдения, гораздо чаще зрительная память преобладает у женской половины человечества.
- Слуховая память. Слуховая память также относится к типу образной памяти и характеризуется тем, что человек, обладающий подобным типом памяти, гораздо лучше и быстрее усваивает именно слуховые образы. Так, например, информация, зачитанная такому человеку вслух, воспринимается, усваивается и запоминается гораздо легче, чем прочитанная им самим. Данный тип памяти встречается примерно у 20% всех людей.
- Двигательная память. Один из самых интересны и пока еще мало изученных типов памяти. Люди, обладающие данным видом памяти, замечательно запоминают мышечные движения, амплитуды вращения, скорости и расстояния. Данный тип памяти обычно очень хорошо развит у профессиональных спортсменов.
Определить, какой именно тип памяти преобладает у малыша, достаточно сложно. Более достоверно это можно установить примерно в возрасте 5 – 6 лет и позднее. А до этого возраста родители должны направлять усилия на развитие всех видов памяти.
Начнем с описания игр для самых маленьких деток
- Игра «жесты». Начинать развивать детскую память можно еще до года. Наиболее эффективно для этого использовать различные жесты. Вы поете своему крохе песенку? Сопровождайте их жестами. Однако обязательно следите, чтобы каждой песенке постоянно соответствовали одни и те же жесты. Многие детские песенки просто подразумевают под собой жесты взрослых, например «Жили – были у бабуси» или «Ладушки». Очень скоро малыш начнет узнавать песни и повторять за вами жесты. Если же малыш по каким – либо причинам не начинает этого делать самостоятельно, вам необходимо побуждать его к совершению действий.
- Игра подражание. Подражательное поведение ребенка также крайне важно для его полноценного развития. Именно поэтому и в играх родители должны стимулировать именно подражание. Например, все детки просто обожают игру в прятки. Возьмите большую книжку или пеленку, спрячьтесь за нее и скажите крохе – «ку-ку». Вы обязательно увидите на лице крохи неописуемый восторг. Очень скоро он начнет повторять за вам ваши действие. По мере роста ребенка игры – подражания будут усложняться, постепенно плавно перетекая в ролевые игры. О ролевых играх речь пойдет немного ниже.
- Игры – копирование. Для них вам понадобятся карточки с изображением различных животных или же их резиновые фигурки. Сначала покажите ребенку, какие звуки издает то или иное животное. После того, как малыш начнет повторять за вами эти звуки, начните показывать ему, как эти животные двигаются. Поверьте, очень скоро у вас по дому начнет ходить очаровательный мяукающий котенок или рычащий тигр.
- Игра «найди отличия». В каждом доме найдется тысяча мелочей, с которыми ребенок постоянно сталкивается – это и ложки, и подушки, чашки и прочее. Предложите ребенку два похожих предмета – например, две подушки, и предложите найти различия. Будьте готовы к тому, что очень долго эти различия придется искать именно вам, а не ребенку. Будьте терпеливы – в итоге кроха обязательно научится видит отличия и показывать их вам. После того, как малыш научится уверенно находить отличия, можно немного усложнить задачу, и среди 5 – 6 предметов поместить два совершенно одинаковых. После этого попросите малыша найти два одинаковых предмета. Не расстраивайтесь, если это у него не получится с первого раза.
- Очень многим родителям приходится ездить куда – либо с малышом. И все знают, как выматывает длительная дорога и маму, и малыша. Однако и часы в дороге, можно провести очень и очень интересно. Считайте проезжающие за окном машинки, просите ребенка находить машины определенного цвета – все это помогает развивать память и внимание.
Ролевые игры
Если говорить о таком явлении, как развитие ребенка после года, игры не вызывают особых затруднений. А вот к вопросу игр детей более старшего возраста необходимо подходить чуть более тщательно. Одними из самых полезных игр являются так называемые ролевые игры, в которых ребенок исполняет определенную роль.Казалось бы, игра в «дочки – матери», обожаемая всеми девочками мира, в которую играют уже, наверное, не одно столетие, совершенно простая по своей сути и не несет особой педагогической нагрузки. Однако, на самом деле, это первое впечатление обманчиво и является огромнейшим заблуждением.
Именно в подобных ролевых играх происходит социальная адаптация ребенка, его знакомство с укладом этого мира, поиск своего собственного я. Подобные игры для ребенка просто необходимы, без них развитие ребенка будет значительно отставать от развития его сверстников.
Кроме того, понаблюдав за ролевыми играми вашего сына или дочки, вы сможете узнать много нового о себе и других окружающих ребенка взрослых. Дети очень точно копируют в играх поведение взрослых, и даже их интонации. Возможно, понаблюдав за разговором дочки со своей куклой, вы узнаете себя.
Уже долгое время детские психологи используют ролевые игры как мощное средство психокоррекции и диагностики. Если ребенок имеет какие – либо психологические проблемы, именно ролевая игра позволит специалисту определить, что тревожит ребенка. И все та же ролевая игра способна исправить ситуацию.
Например, если ваш малыш не хочет ходить в садик: плачет и наотрез отказывается оставаться там, ролевая игра в садик поможет обнаружить, что тревожит малыша. Может быть, у ребенка возникли сложности в общении со сверстниками или же даже с воспитателями. Как уже говорилось немного выше, дети в ролевых играх очень точно копируют все жизненные ситуации, в которые они попадают.
Также ролевые игры способны помочь родителям справиться со многими детскими страхами. Ваш кроха боится темноты? А может быть, он волнуется перед первым походом в садик? Обыграйте пугающую ребенка ситуацию – очень скоро малыш сам будет смеяться над своими страхами.
Не меньшее значение ролевые игры играют и в подготовке ребенка к изменениям в его жизни или нестандартным ситуациям. Например, малышу предстоит первый раз в жизни посетить стоматолога, и он испытывает опасения. Обыграйте визит стоматолога с куклой. Ни в коем случае не стоит забывать даже про самые мелкие детали, например, носовой платочек. Дети очень наблюдательны в таких мелочах.
Также при помощи ролевых игр родители могут в значительной мере поднять самооценку своего ребенка. Ваш сын или дочка стесняются находиться в обществе сверстников, застенчивы и нерешительны? Играйте с ним! Играйте много и часто, обыгрывая все те ситуации, в которых ваш ребенок тушуется. Позвольте ему побыть и одной действующей стороной, и другой. В 90% такие игры помогают малышам научиться вести себя в различных ситуациях, обрести уверенность в себе.
Игры, развивающие способности ребенка
Роль игры в обучении невозможно переоценить. Обучение ребенка в процессе игры проходит гораздо интереснее и продуктивнее, ребенок занимается намного охотнее. В процессе игры ребенок не только знакомиться с геометрическими формами, цветами и размерами, но и обучается читать и считать. Родителям не стоит немедленно кидаться и покупать самые дорогие дидактические пособия.
Для знакомства малыша с цифрами и буквами вы можете использовать обыкновенные картонные карточки, которые не сложно сделать самостоятельно. Для их изготовления вам понадобится плотный картон, цветные маркеры и прозрачный скотч. Разрежьте картон на равные карточки, напишите на нем буквы и цифры. Можно также из картона склеить кубики. Сверху оклейте картон скотчем – это придаст карточкам долговечность и позволит ребенку играть с ними даже в ванной.
Однако родители должны помнить о том, что обучение в процессе игры в первую очередь должно оставаться игрой. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что – либо против его воли. Подобное насильное обучение может привести к совершенно противоположному эффекту – можно отбить желание учиться на долгие годы.
В продаже на сегодняшний день можно найти игры способствующие развитию творчества детей. Практически в любом детском магазине игрушек родителям предоставлен очень широкий выбор:
- Всевозможные конструкторы. Конструкторы замечательно развивают логику, ловкость, образное мышление и мелкую моторику. Также в процессе собирания дети учатся принимать свои первые самостоятельные решения. Существует огромный выбор конструкторов для детишек всех возрастов – от годовалых крох и до школьников.
- Кубики. Дети очень любят всевозможные кубики: пластмассовые, деревянные, тряпочные, всех цветов и размеров. Кубики также развивают у ребенка творческие способности.
- Раскраски и цветные карандаши, как впрочем и гуашь, помогут вашему ребенка самовыражаться, не ограничивая себя. Кроме того, рисование способно занять внимание ребенка на долгое время.