Как появился цирк. Когда и где был открыт первый в мире цирк? Дальнейшее развитие циркового искусства

Цирк так любим всеми, с ним связано так много легенд и волшебства, что трудно поверить, что он не существовал всегда. Но всё-таки это правда.

Первые цирки были совершенно не похожи на те, с которыми знакомы мы все. Они существовали в древнем Риме и давали представления не большой арене под названием «Великий цирк»(лат. Circus Maximus).Слово Circus обозначает всякое кольцо (лат. omnis ambitus vel gyrus), всякую фигуру без углов. Отсюда и место, на котором в Италии по греческому образцу устраивали конные ристания и которое в большинстве случаев было удлинённой долиной между двумя холмами, стали звать этим именем исходя не от назначения места, как в Греции (см. Гипподром), а из его наиболее обычной формы. С течением времени площади для конных ристаний обстраивались по образцу греческих гипподромов и италийских амфитеатров, появлялись места для зрителей, старт и т. п.; но и в то время, когда архитектурный тип цирка совершенно выработался, целый ряд местностей принуждён был довольствоваться более или менее приспособленной площадью с временными местами для зрителей.

«При первых царях местом цирковых представлений было Марсово поле; затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка» . Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара, опустошившего Рим, выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций, заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году». <…> (Кузнецов.Е. 1971, с.125)Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи. В Риме кроме «Великого Цирка» находилось ещё три: построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия Цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов, среди арены, наполненной водою; Цирк Нерона (называвшийся также Цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Цирк Каракаллы, выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция, и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков. Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в 1823 г. остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге. Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Почти полное разрушение цирка объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть цирка была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве -- о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры цирка. Длина здания -- 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Главным зрелищем, собиравшим народ в цирк, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника, украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр, украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии -- и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. « Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. <…> Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, -- средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц.» (Доминик Жандо 1984, с.30) Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения. С 12 в. в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, постепенно они переносились на городские площади (где с учётом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи). К середине 18 в. в Европе получили известность многие мастера конной дрессировки и фигурной верховой езды, главным образом англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.В 1772 английский предприниматель Ф. Астлей создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные спектакли, в которые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея -- первый в мире стационарный цирк в современном понимании.

«Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 г. они выстроили в Париже, в предместье Temple, круглую залу, названную ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических. <…>Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.» (Доминик Жандо 1984, с.128)

Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 -- в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах. Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, главным образом мелкого буржуа.

По пути Ренца пошли многие деятели Ц. -- немцы А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.

В середине 19 в. продолжалось расширение цирковых жанров. В 1859 французский спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный полёт, позже ставший одним из самых романтических видов циркового искусства. Этот номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий -- сооружения сферического купола, на колосниках которого помещались грузоподъёмные механизмы и др. технические приспособления.

В 1873 американский предприниматель Т. Барнум открыл большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Барнум соединил цирк с паноптикумом и различными аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена которого в течение нескольких минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в большинстве номеров участвовали животные, в том числе хищные. Номера дрессировщиков быстро завоевали популярность.

Конец 19 в. характерен обращением к спорту (что также расширило границы цирковых жанров) -- выступлениям силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, роликобежцев. В 1904 в петербургском цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов. Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену цирка японские, китайские, персидские, арабские артисты.

С конца 19 в. буржуазный цирк переживал творческий кризис. Отдельные номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной жестокостью (например, т. н. дикая дрессировка). В псевдопатриотических военных пантомимах восхвалялась империалистическая экспансия. Клоунада в значительной степени утратила сатирическую направленность, строилась на грубых шутках и трюках цирки теряли зрителей, ориентировались в значительной мере на детей. Этот процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные цирки отсутствуют в США, нет их в Латинской Америке, Африке, Австралии. В Западной Европе работают 5--6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых артистов, нет и специальных учебных заведений.После 2-й мировой войны цирковое искусство социалистических стран получило значительное развитие, построены и строятся стационары в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии существуют также училища и студии циркового искусства.

Слово «цирк» происходит от латинского circus . В переводе оно означает круг, окружность. Цирковое искусство - самый любимый вид не только детей, но и взрослых. Данное искусство состоит в основном из трюков. Каждый трюк - это годы тренировок, он сложен для исполнения. Зато удачное исполнение его вызывает бурю эмоций у зрителя. Каждый трюк хорошо оформлен музыкально, а в сочетании с хореографией это уже номер. Множество номеров составляют программу, но иногда эти номера объединены одной канвой, что составляет целый спектакль.
История цирка
Римский цирк. У древних римлян словом «цирк» называлось открытое сооружение в виде вытянутого овала, соответствующее современному ипподрому. Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк в столице. Римский цирк имел очень мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и гонок колесниц, а впоследствии и некоторых других, обычно, впрочем, устраивавшихся не в цирках, а в амфитеатрах: единоборства гладиаторов, травли зверей и т. п. Состязания в цирке происходили в известные праздничные дни и назывались ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранявшуюся также в первые века Византии.
Средние века. После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения.
Новое время . Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 году они выстроили в Париже, в предместье Тампль, круглый зал, названный ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических этюдов. Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений еще и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе. Представления с дрессированными животными начали даваться в цирке с конца XIX века. К концу века постоянные цирки существовали почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. Лучшими считались цирки Парижа. Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочевало весьма значительное число подвижных цирков. В Италии XIX века не было постоянных цирков, но зато большая часть наиболее значительных театров была устроена так, что партер мог быть превращён в цирковую арену. Наибольшее распространение цирки получили в Испании, где сохраняется с античности коррида.
В годы Великой Отечественной войны . Во время Великой Отечественной войны искусству советского цирка был нанесен значительный урон. Многие цирко-вые здания были уничтожены вражескими бомбежками, по-жарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты уходили на фронт, рас-падались номера и аттракционы. Главное управление цирков вместе с Всесоюзным Комитетом по делам искусств было эвакуировано в Томск. В тяжелые годы Великой Отечественной войны Сталин позаботился о том, чтобы советский цирк был поддержан и животные в нем не голодали. С первых дней Великой Отечественной войны (1941—1945) артисты цирка выступали на мобилизационных пунктах, на вокзалах перед отправкой фронтовых эшелонов, в госпиталях. В 1941, в годовщину Октябрьской революции, Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районы Можайска и Волоколамска. Карандаш на глазах у публики напяливал на лицо получеловечью-полусобачью маску, на голову водружал чугунный котел, вооружался топором, ножом, дубиной. Высматривал что-то вдали, усаживался в «танк» с криком «Нах Москау!» и катил вперед. «Танк» представлял собой большую бочку, установленную на платформу, колеса которой были декорированы под гусеницы танка. Ящик с поленом изображал башню на танке. Спереди на днище бочки были нарисованы череп и кости. Взрыв! Гитлеровец в лохмотьях на одной ноге стоит в изумлении на манеже. Затем, обвязав голову платком, схватив «подвернувшийся» костыль, на одной ноге удирает за кулисы…
Коверный клоун Борис Петрович Вяткин одну за другой посылал в Москву телеграммы с просьбой направить его вместе с другими артистами на фронт для выступлений перед бойцами. В августе 1942 года их вызвали в Москву, чтобы направить во фронтовую цирковую бригаду. В том же месяце Борис и его любимица собака Крошка вместе с другими артистами отправились в первую фронтовую поездку. В июне 1942 в действующие части выехала бригада Карандаша, а в августе — бригада Вяткина, обслуживавшая фронты в течение 3 лет. За все время работы на фронте их бригада дала более полутора тысяч концертов. Выступали перед летчиками, танкистами, разведчиками, на передовой, в госпиталях, на грузовиках, оборудованных «под сцену», на полянках и в лесочках. Не раз попадали под обстрелы и бомбежки, в любую погоду давали по три-четыре концерта. В 1945, уже после окончания войны, продолжали выступления в воинских частях, в Москву вернулись только в августе сорок пятого. В этом же году при Московском, Саратовском и других цирках, были созданы фронтовые цирки.
Специальный цирковой коллектив был образован под руководством Е. Гершуни при Ленинградском доме Красной Армии. Он давал представления на Ленинградском фронте, а также в самом городе. Программа открывалась публицистическим прологом «Фашистский зверинец». Остросатирический конферанс осуществлял К. Гузынин и клоун Павел Алексеевич. Представление шло на фоне своеобразной конструкции, изображавшей цирковой амфитеатр. 29 ноября 1943 года Ижевский цирк открыл свои двери, несмотря на войну, и первыми зрителями нового цирка на 1800 мест стали раненые бойцы. В ноябре 1944 года открылся 64-й сезон Ленинградского цирка. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка на 4 года.
На арене Саратовского цирка сделали первые шаги Вальтер Запашный и Мстислав Запашный. Случилось так, что Вальтер и Мстислав остались в осаждённом Ленинграде. Дом их от бомбёжек сгорел и жили они с бабушкой в гримуборной цирка. Младших Запашных вывезли по «Дороге жизни». Они отправились к матери, Лидии Карловне, в Саратов. Здесь, ещё в годы войны они начали репетировать свой акробатически-трюковой номер, а затем выступать. Так на цирковых афишах появилась группа «Братья Запашные», которую прославили сыновья Михаила: Вальтер, Мстислав, Игорь. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников.
В День Победы — 9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного рейхстага.

Начало цирка Нового времени

Цирк, как и театр, родился на площади. Артисты давали свои представления пря-мо на земле, а зрители образовывали круг. Современная круглая арена — по-рождение производственной площадки ста-ринных комедиантов. Летописцы утверждают, что в Европе уже в XIV— XV веках их было немало. Они выходили из народа. Какой-нибудь сапожный под-мастерье или крестьянский сын сначала у себя в местечке поражал товарищей ма-стерством акробата или жонглера. Потом его известность распространялась на всю округу. Новое ремесло требовало отдачи всех сил. И молодой человек укладывал в мешок свой нехитрый скарб и отправлял-ся в путешествие, увеличивая число бро-дячих артистов.
Бродячие артисты везде преследовались государственной властью и церковью. Вы-ходцы из народной среды, эти артисты в своих выступлениях не щадили власть имущих и нередко жестоко издевались над ними. Но не только в этом было дело. В отличие от религии, народные искусники утверждали радость земного бытия. Они прославляли человека сильного, смелого, ловкого. Это вызывало гонения со стороны господствующих классов и церкви, прини-мались меры, чтобы запретить представле-ния и даже физически уничтожить артис-тов. Но так как искусство поддерживалось народом, осуществить это никогда не удавалось.
Были бродячие артисты и на Ру-си. Максим Горький писал о них: «У нас до начала XVII века тоже были свои «ли-цедеи», свои мейстерзингеры — «калики перехожие», они разносили по всей стра-не «лицедейства» и песни о событиях «ве-ликой смуты», об Ивашке Болотникове, о боях, победах и гибели Степана Разина». Памятники материальной культуры, ле-тописи, старинные книги свидетельствуют, что скоморохи были известны с очень отдаленных времен. В Киеве, в Софийском соборе, сооруженном в 1037 году, на лест-ничных фресках изображено целое представление, в котором участвуют и хищные звери, и эквилибристы, и музыканты, и танцоры, и борцы.
Расцвет скоморошества относится к XVI — XVII векам. Это был период актив-ного образования русской нации. В. И. Ленин писал; «Новый период рус-ской истории (примерно с XVII века) ха-рактеризуется действительно фактическим слиянием всех... областей, земель и кня-жеств в одно целое... Оно вызывалось уси-ливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обраще-нием, концентрированием небольших ме-стных рынков в один всероссийский ры-нок. Так как руководителями и хозяева-ми этого процесса были купцы, то созда-ние этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуаз-ных».
Экономический и политический подъем России в XVI и XVII веках способствовал росту национальной культуры, и в том числе скоморошества. В репертуаре скомо-рохов все чаще встречаются выпады про-тив правящих классов и церкви, проявле-ния симпатий к героям народных восста-ний. И тогда усиливаются гонения против них. В 1551 году Собор высшего русского православного духовенства в изданной им книге «Стоглав»* утверждал, что боже-ственные писания и священные правила отрицают всякое играние — и зернь, и шахматы, и тавлеи, и гусли, и смычки, и всякое глумление и позорище, и плясание. «Рече бо господь: «Горе вам смеющимся ныне, яко восплачите и возрыдаете».
В 1648 году царь Алексей Михайлович, «жалея православных христиан», прика-зывал им глумление и скоморошество «со всякими бесовскими играми прекратить», а «которые люди от того всего богомерз-кого дела не отстанут и учнут впредь та-ковы богомерзкие дела держаться, по го-судареву указу тем людям чинить наказа-ние. Где такое бесчиние объявится или кто на кого такое бесчиние скажет, тех людей бить в батоги». Вопреки нападкам правящих классов и церкви, скоморошество продол-жало развиваться, ибо искусство скоморо-хов было тесно связано с народной тради-цией, оно выражало мысли и чаяния на-рода. Скоморохи оказали большое влияние и на развитие русского театра и русского цирка.
Начиная с XVI—XVII веков широкое распространение в Европе получают шко-лы верховой езды. В школах верховой езды нередко про-водились соревнования и показательные заезды. Среди берейторов появляются вы-дающиеся мастера своего дела. Иные из этих берейторов переносят свои выступле-ния и на народные гулянья; успех, кото-рый они там имеют, приводит к тому, что берейторы начинают переезжать из горо-да в город, давая представления. В 1588 году в Праге гастролировал не-кий кунстберейтор. Он стоял ногами на спине у скачущей лошади, спрыгивал с лошади и вскакивал на нее вновь. В 1647 году наездник Христиан Мюллер в городе Нюрнберге демонстрировал слож-ные эволюции на лошади. В 1724 году в России некий искусник показывал танцующую лошадь. Сведения о таком «чуде» дошли до Петра I, и он отдал распоряжение: смотрителям препят-ствий не чинить, а дрессировщику отво-дить квартиру и выдавать для лошади фураж.
В 1764 году наездник Якоб Бейтс вы-строил в Москве возле Красного пруда амфи-театр для конных представлений. Высту-пал он, по-видимому, один, и представление продолжалось от тридцати до сорока минут. Бейтс появлялся перед публикой в красной однобортной куртке с отложным воротником и вышитыми манжетами. Брюки у него были заправлены в мягкие сапожки, на голове — охотничья фураж-ка. В руках Бейтс держал длинный хлыст. Такой спортивный вид подходил к суще-ству его номера. Бейтс скакал, стоя на крупах двух лошадей, а в середине бежа-ла еще третья лошадь. Показывал он так-же упражнения вольтижировки: взявшись руками за ручки гурты, Бейтс повисал вдоль лошади, потом он продевал в петлю ногу и висел в таком положении. Наконец, Бейтс перепрыгивал через бегущую ло-шадь, упираясь в ее спину руками. Этот подчеркнуто спортивный номер был связан со школами верховой езды, упражнения-ми кавалеристов. Театрализация, получив-шая развитие в дальнейшей практике цир-ка, здесь присутствовала лишь в зачатке.
В 1776 году в Москве выступал наезд-ник и дрессировщик лошадей Вольтон. В 1884 году в Россию прибыл уроженец города Бреславля Николай Мори. У него лошадь копытом отсчитывала часы, отсту-кивала, сколько лет она была в обучении. Кроме того, перепрыгивала через неболь-шой обруч, опускалась, «прося милости», на колени, становилась на дыбы и шла на дрессировщика.
В 1772 году в Лондоне Филипп Астлей, в прошлом солдат-кавалерист, организо-вал школу верховой езды. Эта школа име-ла большой успех, главным образом благо-даря демонстрации в ней различных кон-ных эволюций. В 1782 году Астлей выстро-ил специальное здание для показа кон-ных представлений. Здание это имело все признаки современного цирка: арену, ме-ста для зрителей, расположенные по кру-гу и поднимающиеся амфитеатром, купо-лообразную крышу. Историки обычно счи-тают предприятие Астлея первым стационарным цирком в Европе. В том же 1782 году Астлей выстроил амфитеатр для представления в Париже, назвав его «Анг-лийский амфитеатр предместья Тампль».
Театрализация особенно усилилась в цирке Франкони. Антонио Франкони — дрессировщик птиц — 21 марта 1791 года начал представления в Амфитеатре Астлея. В его труппе места премьеров занимали сыновья Франкони — Лоренцо и Энрико — талантливые дрессировщики лоша-дей и наездники. В 1807 году Франкони строят в Париже новое здание для своих представлений. Здесь главное место зани-мают пантомимы, чаще всего на баталь-ные сюжеты, имеющие большое число мас-совых сцен и феерических эффектов. Это было во времена Наполеона I и победонос-ных войн, которые вела Франция. В цир-ке Франкони утверждался культ импера-тора, прославлялись его походы. Благода-ря этому цирк имел поддержку со стороны правящих кругов. В цирке Франкони выдвинулся замеча-тельный комик Жак Батист Ориоль (де-бют 5 марта 1835 года). Ориоль был заме-чательный акробат, жонглер, эквили-брист и он умел расцветить свои выступле-ния блестками юмора. Из его трюков на-зовем: переднее сальто-мортале через двенадцать солдат, скрестивших свои ружья. Заднее сальто-мортале он делал так, что попадал прямо в туфли, правда, без задников. Ориоль пародировал номера и, кроме того, нередко сопровождал свое выступление словесными шутками. Бес-спорно, Ориоль использовал и развил тра-дицию народных паяцев. Он утвердился на арене как первый так называемый ковер-ный клоун. Предприятие Франкони первым стало называться цир-ком . И вот почему. В 1806 году француз-ское правительство специальным указом запретило всякого рода зрелищам имено-ваться театрами, оставив это наименование только за театрами оперы, балета, тра-гедии и высокой комедии; под действие этого указа попал и Амфитеатр, или, как он еще назывался, Конный театр Франко-ни. Тогда Франкони дали своему предприятию название Олимпийского цирка. Под-ражая им, так же назвали свои амфите-атры провинциальные антрепренеры, а затем название распространилось и по всей Европе.
Как же развивался цирк в России?
В конце XVIII и начала XIX веков в России нередко гастролировали передвиж-ные труппы. В Петербурге они чаще всего выступали в манеже графа Завадовского на Мойке или же выстраивали временные балаганы. Первое специальное здание для цирковых представлений было выстроено Иосифом Габита в Петербурге на Крестов-ском острове. Открылся цирк 4 июня 1822 года. В 1827 году предприниматель Жак Турниер внес в казну 30 тыс. рублей и полу-чил разрешение на постройку цирка. Цирк обошелся в 100 699 рублей; недостающую сумму дала городская управа, и она же стала фактическим владельцем цирка. В 1845 году в столицу приехал Алек-сандр Гверра; он выстроил цирк на площади рядом с Большим театром. В 1846 го-ду еще один цирк выстроили Жюль Лежар и Поль Кюзан. Конкуренция между цирками была ожесточенная, но публика заинтересовалась цирками, и они имели очень большой успех. И. С. Тургенев пи-сал : «Упомянув о Лежаре и Гверра, нель-зя не войти в некоторые подробности: предмет слишком интересующий в настоя-щее время петербургскую публику. Мы, однако ж, нисколько не намерены смот-реть на него свысока и тяжеловесно острить, подтрунивать над публикою, назы-вая ее увлечение «лошадиного циркоманею» или каким-нибудь еще более неук-люжим словцом. Мы не видим ничего худого в том, что публике нравятся цирки ».
В 1847 году государство купило оба цир-ка, и в 1849 году открылся новый камен-ный императорский цирк. В Москве после выступлений ряда гаст-рольных трупп в 1853 году стационарный цирк выстроил гвардейский полковник В. Н. Новосильцев. Цирк находился на Петровке, на месте теперешнего Мосторга № 1. Центральное место в программах цир-ков занимали наездники и наездницы раз-ных специальностей. Тургенев писал : «В цирке Гверра привлекает в особенности г-жа Каролина Лайо. Соответственное ам-плуа в цирке Лежара занимает г-жа По-лина Кюзан. Общий голос присуждает первенство г-же Каролине Лайо. В самой деле, ловкость ее в управлении лошадью, постоянная уверенность и спокойствие и, наконец, грациозность, которою запечат-лено каждое ее движение, поразительны. Она сама занимается проездкой лоша-дей ».
Большой успех в цирках имели транс-формационные и балетно-акробатические сцены на лошадях. В паузах выступали комики, из них наибольший успех имел Луи Виоль, напоминающий Ориоля, и его ученик, замечательный акробат и экви-либрист Пачифико Авеньели.
Ставились в цирках также пантомимы, главным образам романтического содержа-ния, с большими конными сценами и по-становочными эффектами. После того как петербургский цирк стал государственным, для подготовки кадров русских цирковых артистов при театраль-ном училище было создано специальное Цирковое отделение. Из него вышли: та-лантливая наездница высшей школы Ека-терина Федорова, гротеск-наездница Анна Натарова, наездник Тимофей Стуколкин и Другие. Любопытно отметить, что выступа-ющий сейчас в цирках клоун Г. В. Стуколкин — дальний родственник этого не-когда известного наездника и танцовщика.
В казенном императорском цирке пошли откровенно монархические, антихудо-жественные пьесы, в которых прославлял-ся антинародный режим Николая I и сам царь: «Падение Акты» П. Мердера и «Мо-лодцы казаки» Воронова, но успеха они не имели. Современник записывал: «Сначала отличные сборы, а потом пустота и пустота». Наряду с цирками цирковые номера постоянно исполнялись также в балаганах и просто на улицах, главным образом I дни народных гуляний. Здесь выступали и акробаты, и жонглеры, и эквилибристы и фокусники, и веселые остроумные «деды». Последние нередко исполняли злые сатирические шутки, направленные против власть имущих. Иные из этих «дедов», например отставной егерь Бомбов, бы ли весьма популярны и любимы народом

Слово «цирк» происходит от латинского слова circus, что означает «круг». Цирками называют здания с круглым тринадцатиметровым манежем, куполом, где подвешивается аппаратура воздушных гимнастов и акробатов, и амфитеатром зрительских мест. Кроме того, существует другой тип цирков - передвижные, разборные - шапито, с шатром из брезента и сборными конструкциями. Собираются и разбираются шапито очень быстро. В Соединенных Штатах Америки существуют передвижные трёхманежные цирки, где артисты выступают сразу на трех аренах.

Первый в мире цирк в 1780 г. основал в Лондоне англичанин Ф. Астлей. На манеже под открытым небом ежедневно, если позволяла погода, в пять часов вечера начинались представления. Помимо конно-акробатических номеров в программе впервые появились канатные плясуны, акробаты, прыгуны и жонглеры. Но тогда это зрелищное предприятие называлось амфитеатром. В 1807 г. братья Л. и Э. Франкони построили в Париже здание, на фронтоне которого появилось слово «цирк».

Но есть и более широкое значение слова «цирк». Оно определяет вид искусства, который так же прочно вошел в нашу жизнь, как театр, музыка и кино. В основе циркового искусства лежит специфическое упражнение - трюк - сложное для исполнения и эмоционально впечатляющее действие, когда, например, музыкальные эксцентрики появляются под ручку с медведями, жонглер посылает вверх одиннадцать колец, а гимнаст делает тройной переворот в воздухе. Из совокупности трюков, эмоциональности, артистизма и рождается художественный образ. У каждого артиста - свой образ. Это и наивный, по-детски трогательный чудак-клоун, и бесстрашный укротитель, и незадачливые смешные музыканты, которые в финале мгновенно преображаются в обаятельнейших людей. «В цирке, - пишет Ю. В. Никулин, - всегда нужно откровение, открытие. Если цирк не будет отвечать возросшим запросам зрителей, он перестанет быть им нужен».

Истоки цирка - в трудовой, обрядовой, военной деятельности людей. Первые упоминания о далеких предшественниках сегодняшних мастеров манежа мы встречаем в старинных папирусах, манускриптах и рукописях. Так, например, в египетском папирусе Весткар рассказывается о фокуснике и дрессировщике Джеди, который во времена фараона Хеопса якобы умел птице «приставить на место и прирастить отрезанную голову», а льва «заставлял следовать за собой без пут». В архивных документах можно найти интересные сведения о цирковом искусстве Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии. Из них мы узнаем, что в трех последних странах любимыми жанрами были акробатика, эквилибристика и жонглирование, отличавшиеся своеобразием пластики, ярко выраженным национальным колоритом. Непременной составной частью выступлений были фокусы.

Интересное прошлое и у русского цирка. На народных гуляниях и ярмарках нередко можно было увидеть выступления бродячих артистов - силачей, акробатов, канатоходцев, дрессировщиков, шпагоглотателей, фокусников. В 1619 г. ко двору царя Михаила Федоровича явился рязанец Григорий Иванов со своим прирученным львом. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились иностранные гастролеры, которые давали представления в светских гостиных, а также в выстроенных на скорую руку помещениях. В XIX в. были сооружены первые каменные стационарные помещения в Петербурге и Москве. В 1880 г. на Цветном бульваре в Москве контора купца Данилова выстроила цирковое здание известному наезднику и дрессировщику Альберту Саламонскому. (Русские артисты, чтобы добиться антрепризы и признания, были вынуждены переиначивать свои имена и фамилии на иностранный лад.)

Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. В 1873 г. они купили собственный, как тогда говорили, шапитон, и 25 декабря установили его в Пензе на расчищенном от снега льду реки Суры. В 1876 г. они открыли цирк в Саратове. В 1870-1880 гг. деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. Так были заложены основы циркового дела в России.

У Никитиных выступали знаменитые клоуны-сатирики, дрессировщики Анатолий и Владимир Дуровы. Здесь работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. У здания никитинского цирка в Москве, на Садово-Триумфальной, он в 1914 г. совершил свой рекордный прыжок через трех индийских слонов. У Никитиных начинали многократный чемпион мира по французской борьбе, непревзойденный силач Иван Поддубный и его ученик, также чемпион мира Иван Заикин. На манеже Заикин держал платформу, на которую взбирались до 30 человек. На его плечах ломали телеграфные столбы. Свое мастерство демонстрировали виртуозные жонглеры Ксения и Михаил Пащенко. Так, Михаил, держа на лбу горящую керосиновую лампу, жонглировал четырьмя подсвечниками. А Ксения, удерживая на трости, поставленной на лоб, поднос с кипящим самоваром, одной рукой балансировала на такой же трости поднос со стаканами, а другой вращала на палке таз.

Имена русских артистов ярко засверкали на разных манежах - в провинциальных цирках П. С. Крутикова, Э. А. Стрепетова и других. Акробат И. Е. Сосин, приглашенный в 1888 г. в Париж на Первый международный конкурс акробатов, первым в мире сделал там двойное сальто-мортале в партере. Он был награжден золотой медалью и дипломом первой степени. Куплеты музыкальных клоунов Бим-Бом, аккомпанировавших себе на сковородках, метлах, колокольчиках и других эксцентрических инструментах, записывались на грампластинки. Первыми из цирковых артистов они стали участвовать в концертах наряду с артистами оперы и драмы. И. К. Подрезов, известный под именем Яна Польди, балансировал на велосипеде, стоящем на двух стульях, выполнял над рулем пируэты и проделывал на моноцикле разные акробатические трюки.

Октябрьская революция ознаменовала крупный поворот в характере и организации творческой деятельности мастеров арены.

26 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела»; Особое внимание в нем уделялось циркам. Декрет отмечал «цирки как предприятия, с одной стороны, доходные, с другой стороны, демократические по посещающей их публике и особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном подъеме их программ...». Цирки были национализированы и переданы Народному комиссариату просвещения.

В своем докладе в Московском доме цирка нарком просвещения А. В. Луначарский сказал: «Побережем традиции циркового мастерства, придем на помощь труженикам цирка, людям огромной преданности своему делу, напряженной работы над собою. Очистим их искусство от грязи, удалим из него постепенно всякие безвкусные трюки и оставим за цирком его великие задачи: демонстрировать силу, ловкость, отвагу, возбуждать смех и восхищение блестящим, ярким и преувеличенным зрелищем».

Манеж учился говорить по-новому. В 1921 г. в цирке на Цветном бульваре пластическую сюиту «Самсон-победитель» поставил скульптор С. Т. Конёнков. Борцы на вращающемся пьедестале застывали в выразительных композициях, а в финале непокоренный Самсон разрывал сковывающие его цепи. В 1930 г. там же была поставлена героико-революционная пантомима В. В. Маяковского «Москва горит». Киевский цирк создал пантомиму «Бунтарь Кармелюк».

Новаторство стало неотъемлемой чертой советского циркового искусства. Номер акробатов-вольтижеров с шестом за рубежом часто называют «русской палкой», как бы еще раз подчеркивая, что патент на его открытие принадлежит нашему цирку. В 1958 г. в Омске подобный вольтиж впервые продемонстрировали Борис и Валентин Исаевы и Ирина Шестуа. Ирина проделывала ряд сложных трюков, завершая их сальто с приходом на одну ногу. Теперь с аналогичных шестов (а часто и шеста) исполняются двойное и даже тройное сальто. Их подняли вверх для воздушного вольтижа. С них стали исполнять прыжки на ходулях. И даже дрессировщики использовали их в своих выступлениях.

Владислав Золкин и Светлана Микитюк вывели на манеж медведей-антиподистов, которые вращают лапами гуцульский топорик, сигару, бочонок, перебрасываются с дрессировщиками мячами и выкидывают разные веселые коленца.

Анатолий Калинин и его товарищи выпустили номер «Акробаты на скейтбордингах» (скейтбординги - дощечки на колесиках). Артисты взлетают в воздух с горки-трамплина, проносятся в прыжках друг над другом, проделывают головоломные перевороты и опускаются снова на свои юркие «площадки». Акробаты съезжают на скейтбордингах, стоя на голове, прыгают через кольца и поверх колец, делают боковое арабское сальто в воздухе.

Воздушный полет, который в прошлом веке подарил цирку француз Леотар, тоже претерпел изменения. Леотар перелетал с трапеции на трапецию воздушными прыжками. Потом исполнители стали отправляться навстречу друг другу с двух мостиков. Под куполом появился ловитор, который, подхватывая и перенаправляя полетчиков, придал номеру новую динамику. В 1919 г. мексиканец А. Кодона впервые сделал в полете тройное сальто. Советский режиссер-педагог Ю. Г. Мандыч, создавая свой полет «Галактика», поднял над предохранительной сеткой воздушные качели - лопинг. А гимнасты, руководимые Александром Херцем, установили лопинги с двух сторон, подтянув вверх, чтобы не резал дистанцию, мостик с ловитором. От лопинга до лопинга - 20 м. В финале артисты совершают полет, как говорится, без всяких посадок - с одного края цирка на другой.

Отличными артистами цирка становятся многие спортсмены. Известный укротитель хищников, пионер смешанной дрессировки Николай Гладильщиков был абсолютным чемпионом РСФСР по классической борьбе. Григорий Новак, который работал на манеже с номером «Атлетическая поэма», первым из советских спортсменов завоевал звание чемпиона мира по тяжелой атлетике и за время своих выступлений на большом помосте улучшил свыше 100 рекордов мира. Великолепный джигит Ирбек Кантемиров пять раз был чемпионом страны в конных состязаниях. За последние годы на манеж пришли сотни мастеров и кандидатов в мастера спорта.

На разных манежах были созданы запоминающиеся аттракционы - красочные цирковые зрелища, насыщенные неожиданными трюками и выдумкой. Аттракцион А. А. Волжанского «Прометей» удостоен Государственной премии. Волжанских прозвали звездными канатоходцами. По тонким тросам они поднимаются под самый купол цирка, на высоту многоэтажного дома, проделывая свои изумительные трюки.

П. Н. Маяцкий поставил аттракцион «Шар смелости». Внутри огромного сетчатого шара, подвешенного под куполом цирка, стремительно носились мотоциклисты, выделывая зигзаги и «мертвые петли». Потом нижняя полусфера опускалась, а в верхней, как бы оставшейся без дна, на головокружительной высоте продолжал крутиться мотоциклист.

Газеты многих стран мира писали об аттракционе Э. Т. Кио: «Кио - загадка XX века» (Япония). «Если вы хотите убедиться, что чудеса существуют, идите на гастроли Кио» (Дания). Всемирный клуб фокусников в Лондоне поставил его имя первым на красной доске Почета. Международная ложа артистов театров-варьете и цирка в Копенгагене присудила ему свою золотую медаль.

В 1959 г. в Лондоне Э. Т. Кио увидел каталог всех фокусов мира. В нем были собраны воедино и объяснены 6000 трюков. Лишь под одним рисунком вместо объяснения стояла подпись: «Этот фокус никто никогда не делал и делать не будет». По как бы внезапно поднявшемуся с земли и застывшему в воздухе канату, как по шесту, взбирался гимнаст. Через три года Э. Т. Кио поставил этот трюк. Сегодня цирковую династию Кио продолжают его сыновья - И. Э. и Э. Э. Кио.

Интересные аттракционы с дрессированными зверями показывали укротители. Чуть ли не 100 видов животных и птиц выводили на манеж представители знаменитой династии Дуровых: Ю. В. и В. Г. Дуровы работали с пони и верблюдами, зебрами и слонами, собаками и обезьянами, пеликанами и голубями, гепардами и морскими львами. Замечательным мастером арены показала себя И. Н. Бугримова, первая в СССР дрессировщица хищников. Львы у нее качались над клеткой на качелях, поднимались по наклонным канатам, расстилались ковром и выстраивались в пирамиды. «Медвежий цирк» создал В. И. Филатов. Медведи на манеже жонглировали, занимались эквилибристикой, разъезжали на велосипедах и мотоциклах, боксировали, катались на роликовых коньках.

В советском цирке много имен, принесших ему мировую славу. Это легкие и изящные эквилибристы сестры Кох, которые в своем аттракционе «Семафор-гигант» на вращающемся металлическом эллипсе под куполом цирка демонстрировали чудеса баланса. Смелые и пластичные жонглеры Александр и Виолетта Кисс, внесшие в жонглирование элементы эквилибристики и акробатики. И конечно, замечательные клоуны, любимые зрителями многих стран мира. Неповторимый мастер клоунады М. Н. Румянцев известен всем как Карандаш. Задумчивый Леонид Енгибаров, представлявший на манеже свои мимические сценки о радостях и печалях человека. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, непередаваемо смешно игравшие жанровые сценки. Эмоциональный и яркий Олег Попов, прозванный Солнечным клоуном.

Советский цирк стал поистине многонациональным. Дагестанские артисты «Цовкра» танцуют на канате лезгинку, делают сальто с плеч в плечи, с подкидной доски взлетают вверх, выстраиваясь втроем один на другого. Украинский коллектив гордится аттракционом «Львы и тигры» Владимира и Людмилы Шевченко. Весь Узбекистан знает наездницу, а ныне дрессировщицу собачек Лолу Ходжаеву. Многим знакомы туркменские джигиты из аттракциона Давлета Ходжабаева «Эхо Азии», гимнасты из Азербайджана Назировы, тувинские жонглеры и эквилибристы Оскал-Оол, целые национальные коллективы союзных и автономных республик.

В создании красочных аттракционов принимают участие режиссеры, художники, композиторы, балетмейстеры. Можно говорить о сложившемся почерке советской цирковой режиссуры. Его начал вырабатывать выдающийся артист и режиссер В. Труцци, в первые послереволюционные годы поставивший пантомимы «Черный пират» и «Махновщина», где в массовых сценах участвовали более 100 человек. Этот почерк создавали А. Г. Арнольд и Г. С. Венецианов, Б. А. Шахет и М. С. Местечкин, многие другие талантливые режиссеры.

В советском цирке создавались целые спектакли со сквозным сюжетным действием на два отделения: «Карнавал на Кубе», «Трубка мира», «Бахчисарайская легенда». Спектакли: «Маленький Пьер», «Бременские музыканты», «Хрустальный башмачок» предназначены для детей. Появились коллективы «Цирк на льду», «Цирк на воде», «Цирк-ревю».

Каждый год пополняется семья цирковых артистов. В 1927 г. в Москве было открыто Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), которому в 1987 г. было присвоено имя М. Н. Румянцева. Здесь будущие мастера манежа овладевают своей профессией и получают среднее образование. Среди выпускников училища - клоуны Г. Т. Маковский и Г. А. Ротман, А. Н. Николаев, Ю. Д. Куклачев, А. П. Марчевский, эквилибристы В. И. и Н. И. Французовы, жонглеры Е. Э. Биляуэр и С. М. Игнатов и многие другие. По образцу ГУЦЭИ открыты училища в Киеве и Тбилиси, а также в Венгрии, Болгарии, ГДР и других социалистических странах.

Кинорежиссер А. И. Медведкин писал: «Цирк - искусство величайшей точности. В отличие от кинематографа здесь ничего не делают приблизительно». Оценку этой ювелирной точности и мастерству каждый год дает Международный фестиваль цирка в Монте-Карло. Сюда съезжаются лучшие артисты из всех стран мира. Лучшему из лучших вручается Гран При фестиваля - «Золотой клоун». Завоевать его можно лишь один раз. Из советских артистов этот почетный приз увозили с собой акробаты на качелях с медведями Беляковы, эквилибристы на першах во главе с Леонидом Костюком, клоун Олег Попов, чечено-ингушские джигиты Нугзаровы и акробатический ансамбль «Романтики» под руководством Владимира Довейко.

Язык цирка без переводчика понимают во всех странах. Особенно когда он ярок, образен, эмоционален. Высокое исполнительское мастерство, красочность и музыкальность наших цирковых представлений, их оптимистичный настрой делают гастроли советских артистов желанными на всех континентах планеты.


История русского цирка богата интересными событиями, ее истоки уходят в далекое прошлое. Во многих литературных источниках можно найти упоминания о цирковых лицедеях, дедах-зазывалах, бродячих акробатах, поводырях медведей и других зачинателях циркового искусства.

Цирковое искусство берет свое начало в Киевской Руси. Еще скоморохи на народных гуляниях и ярмарках исполняли комические сцены, показывали дрессированных медведей и собак, использовали приемы акробатики и жонглирования. В 1619 году ко двору царя Михаила Федоровича явился рязанец Григорий Иванов с прирученным львом. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились иностранные гастролеры, иные из которых добирались даже до Сибири .

Появление русских бродячих артистов – скоморохов связано с языческими обрядами. Скоморохи – профессиональные представители зрелищной культуры, бродили по селам и городам «ватагами», водили медведей, разыгрывали веселые сценки. Эти «смехотворцы» и «гудошники» были носителями народного веселья и «глума» – сатиры. На знаменитых фресках Софийского собора в Киеве, датируемых 1037 годом, есть изображения кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, соревнований лошадей. В нашем современном понимании эти люди объединяли профессии актера, певца, музыканта, танцора, акробата, жонглера, фокусника, дрессировщика. Выступали они в традиционных местах скопления людей – на площадях, торжищах, ярмарках, а также домашних торжествах. В XV – начале XVI вв. наблюдался расцвет скоморошьего дела.

В XVIII в., когда Петр I начал гигантскую работу по европеизации России, в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве пошел процесс становления городской светской жизни. Это нашло свое отражение в культуре, и, пожалуй, в наибольшей степени – именно в стремительном развитии форм циркового искусства.

Петр I организует кунсткамеру, в которой первыми экспонатами становятся заспиртованные «уроды», – и это укрепляет интерес к людям либо с физическими уродствами, либо – с особенностями внешности, сильно отличающими их от большинства окружающих. В высокопоставленных кругах России возникает мода на «арапчат» и «карлов». Разнообразные «уроды» («волосатая женщина», «человек-собака» и пр.) выставляются для обозрения и в балаганных павильонах.

Все большее распространение получают ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступают акробаты, гимнасты, жонглеры. Балаган - народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях. Само явление гораздо старше своего названия. В старину балаганами (от персидского слова «балахане» – верхняя комната, балкон) назывались легкие временные постройки, служившие обычно для торговли на базарах и ярмарках. В XIX в. балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название «балаган».

Жанры и стиль балаганных зрелищ были разнообразны. В них использовались смешные сценки, выступали жонглеры, фокусники, гимнасты, акробаты, танцоры, силачи. Среди балаганных артистов встречались настоящие таланты. На гуляньях начали свой творческий путь братья Дуровы, братья Никитины и многие другие. Еще в 30-х годах прошлого столетия на рынках многих российских городов можно было увидеть дощатый балаган и услышать знаменитого русского Петрушку. Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.

Параллельно развиваются и «официальные», придворные формы циркового искусства: с начала XVIII в. возникают традиции устройства театрализованных конных каруселей, кавалькад и других конных зрелищ; и уже к середине века можно говорить об образовании в столице России настоящего конного цирка. В начале XIX в. цирковые представления проводятся в манеже графа Завадовского; строится и специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове. Развитие дипломатии и международных связей приводит к тому, что на гастроли в Россию приезжает все больше европейских цирковых актеров, преимущественно – итальянцев.

В первой половине XIX в. во времена царя Николая I цирковое искусство стало развиваться, правительство которого всячески поддерживало различные направления искусства. Власти стремились оказывать влияние на настроения в обществе и, таким образом, заставить его меньше задумываться о серьёзных политических проблемах. Подобное покровительство российского государства пробудило интерес и смелость иностранных, европейских цирковых артистов к гастролям в России. Именно иностранные труппы, в конечном итоге, организовали строительство постоянно-действующих цирков в Москве и Санкт-Петербурге. В Петербурге и Москве стали сооружаться первые каменные стационарные помещения, по масштабам не уступавшие лучшим европейским антрепризам. Самая первая цирковая труппа, в традиционном понимании этого термина, прибыла в Россию под руководством Жака Турньера (Jacque Tourniare) в 1825 году. Он организовал гастроли в Санкт-Петербурге и приступил там к строительству здания цирка. Деревянное здание было открыто 11 декабря 1827 года. Здание было разобрано в 1877 году после постройки каменного строения. В то время свою активность проявил Каетано Чиниселли (Caetano Ciniselli). И по сей день именно в этом здании находится действующий цирк в Санкт-Петербурге.

В 1849 году в Петербурге открывается казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров.

В Москве в 1847 году на Лубянской площади построил деревянный цирк Сулье. С 1853 года функционировал цирк, принадлежавший гвардии полковнику в отставке В. Н. Новосильцеву. Но просуществовали они недолго. В 1866 году деревянный цирк на Воздвиженке построил Карл Гинне. Среди выступавших у него артистов особый успех имел наездник и дрессировщик Альберт Саламонский. В 1880 году газета «Русский курьер» известила, что, возвратившись с гастролей, Саламонский приступил к строительству каменного циркового здания на Цветном бульваре. Место было выбрано не случайно. В Москве балаганы работали именно здесь. Вскоре новый цирк принял первых посетителей.

Создателями первого русского цирка были братья Аким, Дмитрий и Петр Никитины – выходцы из семьи бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина. Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К. О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 году купили собственный, как тогда говорили, шапитон и установили его в Пензе. В 1870-1880 годы деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Саратове, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. С 1886 года они сделали несколько попыток давать представления в Москве, но большие расходы и острая конкуренция мешали этому. Только в 1911 году Никитины открыли на Большой Садовой улице капитальный каменный цирк. Так были заложены основы циркового дела в России.

У Никитиных, как и в других цирках России того периода, формировались целые поколения выдающихся русских артистов, многие из которых впоследствии вписали памятные страницы и в историю советского цирка, создатели остросюжетной клоунады с использованием разных видов животных и птиц, Владимир и Анатолий Дуровы, основавшие известную цирковую династию. Начинали как гимнасты, иллюзионисты, сатирики, пробуя себя в разных жанрах. Анатолий был клоуном-сатириком, его политические злободневные репризы становились легендой. Владимир стал клоуном-дрессировщиком, создал научно обоснованный метод дрессировки, названный впоследствии дуровским. В. Л. Дуров основал в Москве лабораторию по изучению поведения животных, на основе которой позже был создан Уголок имени Дурова с Театром зверей, которым сейчас руководит внучка В. Л. Дурова – народная артистка России Н. Дурова .

Их шутки, меткие остроты принимались зрителями восторженно. Представления с участием этих клоунов ожидались с нетерпением и повсюду проходили с необычайным успехом. Большой любовью зрителей пользовалась Дуровская железная дорога. Вот раздается за кулисами гудок паровоза, и на манеже появляются настоящие, только маленького размера паровоз и вагоны. Верхом на паровозе – Владимир Дуров. Поезд приближается к платформе. Состав встречает французский бульдог – начальник станции. Крыса звонит в колокол, возвещая приближение поезда. Из вагона с любопытством выглядывают пассажиры: морская свинка, собаки, куры, барсуки, муравьед, журавль, павлин. И юные зрители, и взрослые узнают их, и со всех сторон навстречу веселому поезду несутся звонкие голоса привета. Впрочем, пожалуй, с большим, чем ребята, удовольствием взрослые аплодируют обезьяне-машинисту, водяной крысе-стрелочнику, носухе-телеграфистке. Вот к платформе приближается багажный вагон. Разгрузка вагона сопровождается бичующим комментарием: гнилые шпалы – инженерам, рваные штаны с вывернутыми пустыми карманами – министру финансов и др. Публицистическая меткость, смелость высказывания – особенности творчества выдающихся клоунов, составившие традицию русской и советской клоунады.

У Никитиных работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. Большим успехом у публики пользовались его выступления. Он соединил сатирические номера клоунады с акробатикой.

Уже в начале 90-х годов рост цирка братьев Никитиных настолько определился, что именно их пригласили играть в 1896 году на народных праздниках по случаю священного коронования Николая 2. На Ходынском поле цирк Никитиных занял громадный ипподром для конских ристалищ с двумя цирковыми аренами и высокой мачтой для акробатов и, согласно официальным источникам, для «45 отдельных номеров, исполненных при участии 100 артистов и 100 лошадей».

Популярными в русском цирке, наряду с Дуровыми и Лазаренко, были клоуны Альперовы, братья Таити, Бим-Бом. Успешно выступали на манежах страны русские артисты во всех жанрах. Среди них были широко известны канатоходец Ф. Ф. Молодцов, конники разных профилей: семья Гамсахурдия, П. С. Крутиков, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, П. А. Федосеевский; атлеты и борцы: И. М. Поддубный, И. М. Заикин, Н. А. Вахтуров, П. Ф. Крылов, И. В. Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы; акробаты Винкины; велофигуристы Подрезовы (по сцене Польди); жонглеры К. и М. Пащенко, жонглер на лошади Н. А. Никитин и другие .

Отличительной особенностью этого периода было в том, что цирки принадлежали частным хозяевам – антрепренерам, многие из которых не имели никакого отношения к искусству. Художественное руководство осуществляли директора и шпрехшталмейстеры. Режиссеров в цирках почти не было, поэтому популярность и, как следствие, доходность цирков практически целиком зависела от таланта и творческих находок артистов, и многие из них действительно были в состоянии поддерживать высокий художественный уровень циркового искусства.



Искусство цирка формировалось в течение многих столетий на основании представлений людей о зрелищах и развлечениях. Оно впитало в себя дух выступлений на площадях, спортивных соревнований, театра, культурных предпочтений и многие другие черты.

Возникновение цирка

Само слово цирк произошло от латинского «circus», что значит «круг». Ведь сценой для выступлений во все времена служила круглая арена.

Цирковое искусство всегда было тесно связано с жизнью общества, трудовыми буднями народа и праздниками, религиозными культами. В странах Древнего Востока ремесленники, которые хотели доказать что канат, изготовленный ими, самый крепкий, ходили по нему, прыгали и даже бегали. В Персии воины умели взбираться на шест, который находился на плече или за поясом у их товарища, чтобы осматривать окрестности. Сборщики фруктов удерживали равновесие на свободно стоящих лестницах, а также переходи на них от дерева к дереву. В странах Африки воинов отбирали за их акробатические умения. Они должны были переворачиваться в воздухе, кувыркаться.

Упоминания о выступлениях первых профессиональных цирковых артистов встречаются в хрониках Греции, Рима, Византии и других государств. Особая роль отводилась бродячим народным артистам - гистионам.

Дальнейшее развитие циркового искусства

В Средние века на развитие циркового искусства большое влияние оказывали рыцарские турниры и конные состязания. Школы верховой езды стали открываться по всей Европе, а в первую очередь - в Италии.

Одна из школ верховой езды, открытая в Лондоне в 1770 году , впервые стала давать представления в специально оборудованном амфитеатре. Позже она была признана первым в мире самостоятельным цирком. В нем стало выступать . В скором времени цирки стали возникать повсеместно.


Цирк стал проникать и в Россию. Так, начиная со второй половины XVIII века, в крупных городах постоянно выступают гастролирующие труппы. Наиболее известные из них, выступавшие в Петербурге, -

Цирк активно использовал опыт народных гуляний. Появились выдающиеся отечественные цирковые династии, выступающие в самых различных жанрах. - Сосины, канатоходцы - Молодцов и Блонден, - Леотар, клоуны - и , клоуны-музыканты - Бим-Бом и многие другие.

Стали создаваться крупные антрепризы, в основном дававшие выступления отечественных артистов. Наиболее известные - цирки , братьев .

Цирковые артисты

Актеры цирка всегда проходили непреодолимые препятствия, демонстрируя невиданную физическую силу, сноровку изобретательность, создавали яркие художественные образы, и все это для того, чтобы заинтересовать своего зрителя.

Для любого циркового артиста важнейшей частью его выступлений всегда являлись различные трюки. Так называются те действия, которые должны привлечь внимание публики и максимально раскрыть образ актера. Например, для клоуна - это шутки, для акробата - демонстрация физической силы и ловкости. Комбинация из различных трюков, связанных между собой - это и есть цирковой номер. А сочетание чередующихся номеров - цирковое представление.

Для создания завершенного циркового образа важны музыка, танец, пантомима и другие виды искусств. Поэтому актерам всегда помогали режиссеры, художники, композиторы, балетмейстеры и другие профессионалы.