Кто был учителем. Учителя, изменившие мир

Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из негранёных камней произведения искусства. Так и талантливые педагоги шаг за шагом превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов. АиФ.ru вспоминает истории русских гениев и их любимых учителей.

Михаил Ломоносов и Христиан Вольф

Один из первых российских учёных мировой величины Михаил Ломоносов с ранних лет проявлял свои исключительные способности. Поэтому в 1736 году в числе самых выдающихся учеников Петербургской Академии был отправлен в Германию для дальнейшего обучения, где и встретился со своим главным «благодетелем и учителем» Христианом Вольфом.

Христиан Вольф. Фото: Public Domain

К этому времени немецкий профессор уже оказал огромное влияние на европейское образование, изложив систематическое видение практически всех известных на тот момент наук. Ломоносов же стал самым талантливым наследником его знаний и в области научного мировоззрения даже пошёл дальше своего учителя.

С первых дней Вольф разглядел в Ломоносове настоящий талант и стал уделять ему больше внимания, чем другим русским ученикам. В своих отчётах он называл Ломоносова «самой светлой головой» и «молодым человеком с прекрасными способностями», который сделал особенные успехи в науках. На протяжении трёх лет Вольф с присущей немцам педантичностью развивал природный талант юноши: учил его сосредотачиваться на самом важном и систематизировать собственные знания. И в результате воспитал не только настоящего учёного, но и тактичного человека (спустя годы Ломоносов понял, что его взгляды вошли в противоречие с тезисами Вольфа, и на протяжении нескольких лет не решался публиковать результаты некоторых своих наблюдений).

По окончании курса в Марбургском университете Вольф дал русскому ученику блестящую характеристику: «Молодой человек с прекрасными способностями, Михаил Ломоносов со времени своего прибытия в Марбург прилежно посещал мои лекции математики и философии, а преимущественно физики и с особенностью старался приобретать основательные познания. Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращению в отечество, может принести пользу государству, чего от души и желаю». А позже внимательно следил за его успехами: «С великим удовольствием я увидел, что вы в академических „Комментариях“ себя ученому свету показали, чем вы великую честь принесли вашему народу».

Ломоносова же восхищала не только энциклопедическая образованность своего учителя, но и его доброе отношение к другим. Вольф помогал русским ученикам, оказавшимся в чужой стране расплачиваться с кредиторами, в числе которых были портные, учителя танцев и фехтования, башмачники и книгопродавцы. Есть легенда, что в день отъезда русских студентов Вольф пригласил к себе всех их кредиторов и на глазах у изумлённых учеников расплатился с их долгами, что до слёз растрогало Ломоносова.

Святослав Рихтер и Генрих Нейгауз

Отец Святослава Рихтера, одного из крупнейших пианистов XX века, сам был известным музыкантом и преподавал в консерватории. Он же и дал первые уроки музыки своему талантливому сыну, но как это часто бывает в семье музыкантов-профессионалов, у Теофила Рихтера не было времени на занятия с собственным сыном — всё своё время он тратил на обучение других детей.

Генрих Нейгауз. Фото: РИА Новости / Пашин

Несмотря на то, что Рихтер очень рано начал выступать с концертами на публике, а с 1930 по 1932 год и вовсе работал пианистом-концертмейстером в одесском Доме моряка, лишь в возрасте 22 лет он решил получить профессиональное музыкальное образование и поступил в Московскую консерваторию. Там он и познакомился со своим первым учителем, знаменитым пианистом Генрихом Нейгаузом, который об этой встрече вспоминал так: «Студенты попросили прослушать молодого человека из Одессы, который хотел бы поступить в консерваторию в мой класс. — Он уже окончил музыкальную школу? — спросил я. — Нет, он нигде не учился. Признаюсь, ответ этот несколько озадачивал. Человек, не получивший музыкального образования, собирался в консерваторию!.. Интересно было посмотреть на смельчака». Но как только Рихтер сел за рояль, он покорил Нейгауза своим талантом: «Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто и строго. Его исполнение сразу захватило меня каким-то удивительным проникновением в музыку. Я шепнул своей ученице: „По-моему, он гениальный музыкант“. После Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл ещё и ещё...».

Нейгауз, конечно же, принял Рихтера в свой класс. Он сам был сыном директора частной музыкальной школы и отвергал многие педагогические методы, поэтому никогда не учил Рихтера в общепринятом смысле этого слова, по его признанию, учить его было нечему — нужно было только развивать его талант.

Рихтер всю жизнь оставался благодарен своему учителю не только за бережное отношение к таланту, но и за то, что Нейгауз однажды вернул его к учёбе. В первый же год юноша отказался изучать общеобразовательные предметы и уехал в Одессу, но по настоянию Нейгауза вернулся в Москву и восстановился в консерватории.

Интересно, что, переиграв чуть ли не всю фортепианную классику, Рихтер никогда не включал в свою программу Пятый концерт Бетховена , так как считал, что не сможет сыграть его лучше своего наставника. Но не только для Рихтера Нейгауз стал любимым учителем. Среди его учеников было много известных музыкантов: Тихон Хренников, Теодор Гутман, Эммануил Гросман, Берта Маранц, Семён Бендицкий, Эмиль Гилельс . А знаменитый поэт Осип Мандельштам в 1931 году посвятил фортепианной игре Нейгауза стихотворение под названием «Рояль»:

Разве руки мои — кувалды?
Десять пальцев — мой табунок!
И вскочил, отряхая фалды,
Мастер Генрих — конек-горбунок.

Николай Лобачевский и Григорий Карташевский

Однажды знаменитый русский математик Николай Лобачевский заметил: «Гением быть нельзя, кто им не родился. В этом-то искусство воспитателей: открыть Гений, обогатить его познаниями и дать свободу следовать его внушениям». Ему повезло быть учеником Гения, который обладал энциклопедическими знаниями и с удовольствием ими делился с другими.

Григорий Карташевский. Фото: Public Domain

Лобачевский был сыном разночинца, поэтому попасть в императорское учебное заведение, куда его в девятилетнем возрасте привела мать, было непросто. Однако мальчику повезло: экзамены принимал педагог Казанского императорского университета Григорий Карташевский, который сразу разглядел талант мальчика. Он задал Лобачевскому задачу — бассейн получает воду из четырех труб; первая наполняет его в день, вторая — в два дня, третья — в три, а четвёртая — в четыре; требуется узнать, во сколько времени наполнится бассейн, если все четыре трубы открыть одновременно? — и Лобачевский быстро решил её в уме. Карташевский стал придумывать задачи ещё сложнее, но мальчик, не притрагиваясь к грифелю, и их решал в уме.

Так Лобачевский попал в Казанскую гимназию, где в течение трёх лет ему предстояло усвоить обширную программу: иностранные языки, русскую грамматику, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, механику, гидравлику, землемерие, историю, логику, практическую философию, гражданскую архитектуру, военное дело и многое другое. А так как официальных учебников почти не существовало, каждый преподаватель был обязан написать учебник по своей дисциплине. И Карташевский создал учебник чистой математики, который настолько увлёк Лобачевского, что он буквально ни на шаг не отходил от своего учителя. С первого дня талантливый педагог не только расширял кругозор юноши, но и развивал в нём критическое чутье, чтобы тот не боялся проявлять творческую смелость.

Их творческий союз ученик-учитель мог продолжаться и дальше: после гимназии Лобачевский поступил в Казанский императорский университет, где продолжал читать лекции Карташевский. Однако в декабре 1806 года последний был отстранён от должности, как «проявивший дух неповиновения и несогласия».

Как известно, у гениев бывают не только последователи, но и завистники — Карташевского незаслуженно обвинили в нарушении устава. Такая несправедливость произвела сильное впечатление на Лобачевского, который с тех пор возненавидел директора, его «сообщников» и нового учителя математики.

КТО ЕСТЬ УЧИТЕЛЬ.

Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно – указать дорогу.

Р.Олдингтон

В своем небольшом исследовании я бы хотела затронуть такую простую, но в то же время важную тему, как само понятие «Кто есть Учитель?» Тот, кто учит или же тот, у кого учатся, и даже больше – хотят учиться? Рассуждений на эту тему довольно много, у каждого свое видение, имеющее право на жизнь.

Давайте, прежде всего, определимся, кто есть учитель. По моему глубокому убеждению, нельзя называть учителем всех тех, кто преподает в школе (или любом другом учебном заведении). Учитель тогда учитель, когда поневоле пишешь это слово с большой буквы, и произносишь его будто с большой буквы. Именно о нем, об Учителе с большой буквы мы рассказываем своим родителям, потом и своим детям и внукам. Именно он, Учитель, неразрывно с нами связан, независимо от того, присутствует ли он физически в нашей жизни или нет. Энергия, сила, свет, мудрость Учителя будто вливается в его учеников, зажигая их глаза, сердце, распаляя их разум. Они хотят быть такими, как он, знать столько, сколько знает он, стремиться постичь те смыслы, что постиг он. Именно у Учителя мы учимся не только в профессиональном плане, но и гуманному отношению к людям, животным, предметам, природе; учимся честности, справедливости, элементарной человеческой порядочности – всему тому, что так необходимо в жизни и чего зачастую так недостает.

Кто-то из восточных мудрецов сказал, что человек рождается дважды: первый раз, когда приходит в этот мир, второй раз, когда обретает Учителя. И это настолько тонко подмечено! Ведь именно Учитель, если он обладает Знанием, способен направить человека по дороге. Дороге верной или нет. Дороге, ведущей к добру или злу.

Далай-Лама XIV говорил, что нет врагов и друзей – есть учителя. Главный наш Учитель – это сама жизнь. Сталкивая нас с различными поворотами, она всегда дает выбор, всегда! А вот увидеть возможность выбора, сделать верный выбор, пойти по верной дороге, находя нужные силы и необходимую энергию – уже будет зависеть от нас, от того, кто ведет нас, направляет, помогает, кто есть наш Учитель, от того, как он нас подготовит к выбору, каким образом он направляет нас, как он учит нас смотреть и видеть.

В восточных философских и научных традициях Учителю отводится центральное место в процессе обучения, тогда как западная система передачи знаний опирается в основном на институты: школа, колледж, университет. В восточной системе во главе угла всегда находится личностный фактор и основным является непосредственная передача знаний от Учителя к ученику. Понятие «Учитель» в восточных учениях совмещает в себе три направления: опыт, знания и мудрость. Найти Учителя в жизни считается большой удачей для человека. Передача этих знаний, мудрости и опыта от Учителя к ученику является намного важнее университетского и школьного образования. Роль Учителя настолько важна потому, что именно он способен помочь ученику правильно понять все тонкости учения и посоветовать подходящие практики. Важно и то, что прямая передача от Учителя к ученику– это некая защита знаний, опыта и мудрости, которые в руках глупца способны превратиться в зло. Ведь недаром мусульманские суфии говорят «у суфиев, у которых нет учителя, учитель – дьявол». Также важно то, что не только ученик выбирает учителя, но и наоборот, учитель невольно присматривается, кто бы мог стать его учениками, способными усвоить знания, трудиться, сострадать, приносить пользу всему живому.

Таким образом, смело можно говорить о том, что учитель закладывает в своих учеников не только основы математики или английской грамматики, но делает много больше – он учит жить. И учит не теоретическими правилами, а своим личным примером….

Не стоит забывать о том, что учатся у того, кого любят! Давайте всегда будем помнить об этом. К сожалению, в настоящее время мы часто видим, что для многих учителей в системе образования главной задачей является читать лекции, грамотно подготавливать учебный материал, справедливо ставить оценки и аккуратно писать отчеты, а вовсе не влиять на чью то жизнь. Но ведь наши ученики способны достаточно быстро понять, насколько мы к ним небезразличны: мы им помогаем (и совсем необязательно по нашим профильным дисциплинам); наши слова и действия всегда говорят о нашей заинтересованности к их успеху или неуспеху, к ним самим, к их жизни. Неизбежно то, с чем сталкивается человек в любом возрасте и в любой момент жизни – это проблемы. Умение их решать всегда ценится. Наши ученики будут благодарны, если их проблема и нами будет рассматриваться именно как проблема и если мы окажем им помощь в ее решении. Помощь – это главный способ выражения того, что Вам человек небезразличен, небезразличен его успех и его неуспех. Ведь наличие препятствий, трудностей – это главное условие успеха. Именно в преодолении трудностей крепнет характер, нарабатываются опыт, умения решать проблемы. Самое мощное, что Учитель может дать своим ученикам – это вера в них самих, в свои силы.

Если мы ищем способы налаживания «связи» с учениками, пытаясь понять их, они быстро это поймут и у них появится стимул быть небезразличными к нам, к нашим словам и поступкам. Стоит понаблюдать за своими учениками и понять, насколько они небезразличны к Вам, к тому, ЧТО Вы преподаете, ЧЕМУ Вы их учите – может быть это «ЧТО-ТО» повлияет на всю их жизнь!

Замечательно, когда Учитель учит с удовольствием и желанием, когда он сам верит в ТО, чему учит, когда он сам активно участвует в процессе обучения, когда сам находится в постоянном развитии, когда он сам любит людей, любит своих учеников и несет добро только лишь своим присутствием.

Для учителя, прежде всего, важно понять, что он является лидером, а успех лидера заключается в умении вести людей за собой, в его способности вдохновлять людей. Для него важно также понимать, что он, безусловно, оказывает влияние на людей, на своих учеников, прежде всего. Учитель должен отдавать себе отчет, что он в той или иной степени влияет на жизнь детей и от этого зависит их успех (или неуспех) в целом. Безусловно, важнейшей составной частью лидерства является цельность натуры самого лидера, насколько его слова не расходятся с делом, насколько он способен принимать перемены и меняться сам, продвигаясь вперед.

Учителя (а мы говорим об Учителях с большой буквы)– очень значимые люди в жизни любого человека. Учениками невольно анализируется каждое слово Учителя, каждый его поступок и это все, безусловно, способно повлиять на то, кем они станут и, главное, какими они станут! Учитель никогда не сможет увести своих учеников дальше, чем он ушел сам. Он может лишь мотивировать учеников, но при этом он должен сам продвигаться вперед, дабы быть способным вести за собой.

В заключение хочется сказать, что в нашей жизни и в жизни наших детей так или иначе всегда есть Учителя, будь то кто-то из родителей, преподаватель в школе, тренер в спорте или где-то еще. У них есть свои недостатки, они влияют по-разному на нашу жизнь, они восхищают по-разному, но их образ в памяти всегда светлый и добрый. Учитель оставляет после себя невидимый на первый взгляд след, но как он важен! Именно Учителя с большой буквы вкладывают в каждого своего ученика непомерный труд, уже своей жизнью учат добру, справедливости, служению людям, он пробуждают учеников к деятельности, к движению вперед.

Очень хочется верить, что у наших детей обязательно будет хотя бы один, достойный именоваться Учителем, за которым они будут идти, и путь этот будет верным.

Каратушина С.Н.

МБОУ Наримановского района

« СОШ №10»

Астрахань

Учитель - это одна из самых востребованных профессий. Она необходима вне зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды. Когда-то давно, когда труд не разделялся на определенные профессии, учителями становились только самые старшие и опытные члены племен. По мере развития общества представители данной профессии начали практиковать специальные навыки. Таким образом, работа учителя превратилась в ремесло.

Актуальность работы преподавателя

Понятие о том, кто такой учитель, возникло в Европе уже в конце XVIII в. В современном мире эта профессия приобретает все большее значение ввиду научно-технического прогресса. Преподаватели сопровождают каждого ребенка уже практически с младенческого возраста. А ритм жизни современного человека настолько высок и напряжен, что учиться приходится в течение всей жизни - не исключая и пенсионный возраст.

Как возникла профессия?

О том, кто такой учитель, было известно еще со времен Конфуция. Философ в своих трудах писал о том, что преподаватели должны передавать знания из поколения в поколение. Значительный рывок в развитии данной профессии был сделан во времена Античной Греции. Впервые здесь появились первые образовательные учреждения. Это были пансионы, школы, лицеи. Нередко сами древнегреческие философы выступали в качестве учителей в собственных школах. Начиная со времен Средневековья, образование стало обязательным для каждого священнослужителя и правителя. Затем образование постепенно стало приобретать массовый характер. Практические все представители высших слоев населения стали учиться. Образование также стало доступным и для женщин. Для них создавались специальные закрытые институты.

Определение

Наиболее точное определение этой профессии было дано в словаре Ожегова: «Учитель - это лицо, которое чему-либо обучает». Словарь Д. Н. Ушакова определяет представителей этого ремесла как тех, кто «занимаются преподаванием какого-либо предмета в низшей или средней школе». Согласно малому академическому словарю русского языка, учителем является тот, кто преподает какой-либо предмет в стенах школы, или же тот, кто наставляет и поучает других.

Каким должен быть педагог?

Каждый, кто задумывался о том, кто такой учитель, мог обнаружить на практике одну важную закономерность: помимо досконального знания преподаваемого предмета, успешный и эффективный представитель данной профессии должен обладать отличными коммуникативными навыками. Если он не умеет общаться со своей аудиторией - будь то малыши-первоклассники, или же студенты, готовящиеся поступить в аспирантуру - ценность его знаний будет стремиться к нулю. Ведь он не сможет их донести - а значит, их не смогут усвоить и применить на практике студенты.

Кроме того, хороший преподаватель должен обладать большим терпением, умением уважать личность учащегося. Кто такой учитель, если не тот, кто сумел найти индивидуальный подход к учащемуся, позволяющий ему максимально эффективно усвоить необходимый объем знаний? Поэтому хороший преподаватель - это не только автор научных работ, обладающий всеми необходимыми дипломами. Это еще и тонкий психолог, который знает, каким образом донести знания до конкретного ученика.

Можно давать различные определения того, что значит учитель. Однако можно сказать наверняка - профессия эта творческая, и у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Помимо креативного элемента, работа педагога не лишена и рутины. Ведь именно ему приходится постоянно составлять учебные планы, проверять домашние задания. Чтобы быть успешным представителем своей профессии, ему необходимо тщательно выполнять всю эту рутинную работу. У учителя, помимо главного элемента его работы - преподавания - есть немало и других обязанностей.

С кем работает учитель

Профессиональный преподаватель должен быть также и волевым, сдержанным человеком. Ведь ему приходится работать с одной из самых сложных возрастных групп - подростками. В отношении учащихся данной категории необходимо не только внимание, но и умение поддерживать дисциплину. Учебный процесс не должен нарушаться из-за отвлекаемости учащихся на гаджеты, общение, игры. Что касается работы с более старшими учащимися, то, как правило, с ними возникает гораздо меньше проблем, ведь период полового созревания у них позади, и на первый план выходит профессиональное самоопределение. Однако в работе с юношами учитель также должен проявлять внимательность, настойчивость, умение качественно организовать учебный процесс.

Кто такой учитель: описание

Какими же еще делами, помимо преподавания, занят педагог? В круг его обязанностей обычно входит следующее:

  • Составление плана обучения.
  • Подготовка к урокам, составление поурочных планов.
  • Подбор наиболее эффективных методик обучения.
  • Работа над составлением различных официальных документов: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Контроль поведения учащихся.
  • Самообразование. Каждый представитель этой профессии должен обучаться в течение всей своей жизни.

Требования к учителям

Первое, чем должен обладать каждый хороший педагог - это отличным знанием своей предметной области. Учитель обязан многое уметь и знать, и при этом постоянно развиваться. Он должен также обладать гибкостью и умением быстро принимать решения в стрессовых условиях. Педагог также должен любить детей, находить общий язык не только с учащимися, но и с их родителями. Неотъемлемые качества хорошего учителя - это хорошая память, сообразительность, внимание к деталям.

Профессия «учитель»: все плюсы и минусы

К преимуществам данной профессии, как правило, относят:

  • Гибкий график работы. Обычно рабочий день учителя завершается уже к трем часам дня, в то время как работники офисов вынуждены терпеть наступления заветных 18:00.
  • Долгие каникулы, отпуска. Учитель, как правило, уходит на каникулы вместе со своими учащимися.
  • Интересная работа, которая предполагает различные виды активности: сегодня преподаватель готовит семинар, завтра проводит среди учащихся соревнования, послезавтра - праздник. Многие из учителей говорят о том, что работа по призванию - это единственное, что удерживает их в профессии вопреки всем трудностям.
  • Уважение в социуме, значимость профессии. Несмотря на то что все профессии важны для общества, по отношению к учителям все же принято демонстрировать особое уважение.
  • Возможность подрабатывать при помощи репетиторства.

Но несмотря на многочисленные плюсы профессии учителя, в ней есть и минусы:

  • Необходимость все время соответствовать образовательным стандартам и нормам, осваивать новые программы.
  • Дополнительная нагрузка в виде работы на дому - проверка домашних заданий, подготовка к урокам.
  • Как правило, работа в женском коллективе.
  • Отсутствие перспектив служебного роста.
  • Низкая заработная плата.
Наверное, отчасти - это верно, ведь когда мы слышим словосочетание «первый учитель» воображение тут же навевает ассоциации со школой. В памяти всплывает первое сентября , ты, такой маленький, забавный, но жутко важный стоишь на своей первой в жизни торжественной линейке, с восхищением разглядываешь здание школы, кажущееся таким загадочным и величественным и своих будущих одноклассников… Потом садишься за парту и внимательно, буквально раскрыв рот, слушаешь эту удивительную женщину или девушку (ведь в начальных классах учитель мужчина во все времена был неслыханной редкостью), ловишь каждое ее слово и поражаешься, какая же она умная и скольким интересным вещам может тебя научить…

Иногда привязанность к первому учителю оказывается настолько прочной, что бывшие школьники, будучи уже взрослыми, состоявшимися людьми продолжают общаться с ними. Устраивают всевозможные встречи одноклассников, на которых со светлой грустью вспоминают ушедшее школьное детство и с умилением слушают рассказы своей учительницы о том, какими они были проказниками и что вытворяли в стенах класса, по традиции, делятся с ней проблемами, спрашивают совета… Что ни говори, а право «первого учителя» весьма серьезное и ответственное и, чтобы овладеть этим искусством, мало окончить пединститут, пусть даже с самым красным дипломом. Необходим талант, стремление, призвание, в конце концов. А главное - искренне желание - не только помочь своим ученикам правильно выводить буквы и складывать цифры, но и стать для них мудрым и терпеливым наставником по жизни…

Впрочем, если рассматривать определение «первого учителя» именно в этом ключе, оказывается, что распространяется оно далеко за пределы школьных стен. Ведь к первым учителям справедливо будет отнести и родителей, которые с рождения закладывали в нас азы знаний и своей житейской мудрости. Именно они с самых первых дней помогали нам адаптироваться в этом мире и открывали нам тайны бытия, отвечая на все наши детские и бесконечные «Почему?». И старших братьев/сестер , которые всегда были самыми лучшими друзьями, которым можно было рассказать свои самые заветные секреты и попросить совета, будучи уверенным, что взрослые твоих переживаний просто не поймут.

Первым учителем может стать тренер спортивной секции или преподаватель в любимом кружке, умеющий не просто отдавать команды или демонстрировать технику, но и стать хорошим старшим другом (нередко даже лучшим, чем родители или школьные учителя)… Вообще, если задуматься, то «первые учителя» не обязательно связаны с детством. Так или иначе, они появляются на каждом этапе нашей жизни. Профессор университете, приоткрывающий для тебя дверь в будущую профессию; преподаватель на курсах по изучению чего бы то ни было нового и неизвестного; наставники или просто коллеги по работе, помогающие адаптироваться и почувствовать себя комфортно в новом коллективе. Даже муж или жена, которые вместе осваивали и преодолевали все тяготы и проблемы семейной жизни , учатся друг у друга терпению, понимаю, искусству любить и строить гармоничные отношения…

Наши настоящие учителя - это те люди, которые оказывали нам помощь и поддержку в тот или иной период нашей жизни, становясь для нас непоколебимым авторитетом, мудрым советчиком, примером для подражания или просто человеком, которому хочется доверять и доверяться. Те, кто помогал искать ответы на важные вопросы и справляться со страхом неизвестности. Кто указывал правильный путь в запутанном лабиринте жизни и позволял ежесекундно ощущать, что ты не одинок в этом мире , что у тебя рядом есть крепкое плечо, на которое всегда можно опереться.

Знаете, думаю учителем может стать и ваш ребенок, который только родился. Ведь благодаря ему вы тоже многому учитесь, по-другому начинаете смотреть на этот мир. Круг замкнулся. С праздником, дорогие наши учителя!

Декабрь 22nd, 2015

Кто был настоящим «учителем» Путина (или как ФСБ работает на воров в законе)

Настоящим учителем и наставником Путина был известный «авторитет» и «вор в законе» из Петербурга. Именно с 90-х КГБ/ФСБ полностью срослась с уголовным криминалом, часто работая у него на побегушках, но в России об этом молчат. Хотя ВЧК имел точно такую же природу. Но обо всем по порядку.

На фото ниже — съемки фильма «Блокада» (Ленфильм, 1976 г.). В кадре — группа фашистов взяла в плен бойца Красной армии. Фашистам, как водится, помогают фашистские пособники. Слева со «шмайсером» — Аркадий Ротенберг.

Как Ротенберг попал на съемочную площадку? — В качестве каскадера. На Ленфильме часто снимали драки и батальные сцены с помощью спортсменов — борцов, боксеров и т.п. Тренер Ротенберга и Путина по борьбе — Леонид Усвяцов — имел хорошие знакомства на Ленфильме, вот и давал пацанам подработку. Кстати, в «плен» Ротенберг с фашистами взяли депутата Госдумы Василия Шестакова (это все одна секция дзюдо).

Путин и Ротенберг любят подчеркивать свое спортивное прошлое, позировать в кимоно: вот, мол, она — наша секция, команда, без которой мне не жить. Давайте взглянем на это прошлое и на эту «команду» (вернее бригаду) повнимательнее.

Слева направо: Ротенберг, Путин, Шестаков.

Начнем с тренера. В российских СМИ в качестве тренера Путина и Ротенберга, как правило, подавали Рахлина Анатолия Соломоновича (скончался в 2013 г.). Путин говорил, что тот сыграл в его жизни «решающую роль». А в 2000-х они с Путиным вместе выпустили книжку про дзюдо и видеокурс с демонстрацией приемов.

Кроме того, на старости лет Рахлин сам направо-налево раздавал интервью, где пел Путину дефирамбы. Апофеозом я бы назвал его беседу с журналистом «Известий» , опубликованную 27.04.2007 г.

«Бывшие ученики Рахлина практически еженедельно собираются в родном клубе. Играют в футбол, парятся в баньке, могут выпить пивка. Президенту присоединиться к друзьям пока не позволяет государственный протокол… «Но он, насколько я знаю, откликается на просьбы Аркадия, Бориса, Василия и других ребят, -говорит тренер . — Потому что они друзья. В характере Путина сохранилось здоровое «пацанство». Он и «питерских» берет на работу не за красивые глаза, а потому что доверяет проверенным людям. Лично я понимаю и принимаю такие отношения».

Аркадий, Борис и Василий — это братья Ротенберги и Василий Шестаков соответственно. И да, он откликается на их просьбы. Например, Ротенберги с 2007 г. получили более 1 трлн. руб. госсзаказов, все подряды на крупные трубопроводы «Газпрома», и на систему «Платон» в придачу. «Здоровое пацанство» в действии. Кстати, с 4 курса института Путин, по его признанию, «выполнял задания КГБ». Т.е. был стукачом. Это здоровое пацанство или нет?

Путин с Рахлиным.

Интервью Рахлина «Известиям» 2007 г. про то, что «питерская» группировка заслуженно заполнила Кремль и окрестные кормушки, по наглости может соперничать разве что с интервью Аркадия Ротенберга, его ученика, «Коммерсанту» 28 апреля 2010 г.

Там журналист спрашивает олигарха: мол, были у «Газпрома» свои строительные подразделения: «Ленгазспецстрой», «Спецгазремстрой», «Волгагаз», «Краснодаргазстрой» и т.д. Вы купили их в 2007, объединили в одну частную фирму и тут же получили (от «Газпрома» же) гигантские заказы на «Северный поток», Сочи-Джубга, Сахалин-Владивосток и другие мега-проекты (все по завышенным в разы ценам, добавлю от себя). Соответственно все покупки мгновенно окупились.

Как вам удалось провернуть это? Почему «Газпром» продал свои дочки именно вам, почему тут же завалил их заказами (часто без тендера)? - Ну-у, это вопросы к «Газпрому», отвечает Ротенберг. Мы-то тут причем? А про свои связи с Путиным поясняет:

«Да, мы занимались в одной секции, но в первом наборе нас было человек 20. Кроме того, у Владимира Владимировича достаточно знакомых - те, кто с ним учился или работал. Но не все же они успешны! Товарищ детских лет, который находится на вершине государственной власти, не будет водить за ручку.Наверное, спорт, а еще генотип приучили нас трудиться» .

Я не знаю, что там за гены у братьев Ротенбергов. Но все-таки это нескромно. У тебя спрашивают про коррупцию, а ты в ответ про генотип. Спрашивают про вывод активов и воровство денег в госкомпании — а ты про то, какой ты успешный, 20 человек было в секции, а трубы копаем мы, труженики. Как говорил тренер Рахлин: «В характере Путина сохранилось здоровое «пацанство». Он и «питерских» берет на работу не за красивые глаза, а потому что доверяет проверенным людям».

Кстати, о Рахлине. На самом деле Путин тренировался у Рахлина только первые три года, в детско-юношеском клубе. После достижения 16 лет Путин со своим другом Ротенбергом перешел к другому тренеру. И этого человека они предпочитают не афишировать, хотя он-то действительно сыграл решающую роль в судьбе их обоих. В частности, именно он устроил Путина на юрфак ЛГУ по спортивной квоте, а Ротенберга — в институт физкультуры (и потом на тренерскую работу). Этим благодетелем был Леонид Ионович Усвяцов.

Про него не снимают фильмы, и даже в своей автобиографической книге («От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным», 2000 г.) Путин рассказывает о нем, не называя фамилии. Только по имени: Леонид Ионович пришел, Леонид Ионович нам сказал, Лёня сделал то, Лёня сделал сё.

Чтобы понять причину, стоит посетить Большеохтинское кладбище в Петербурге.

Об этой могиле в Википедии, в статье про данное кладбище есть краткая запись (в разделе про известных людей похороненных там):

«Усвяцов, Леонид Ионович (1936-1994) — криминальный авторитет, тренер Владимира Путина и Аркадия Ротенберга» .

Леонид Усвяцов или «Леня-спортсмен», как его называли в определенных кругах, был весьма колоритной личностью. Профессиональный самбист, тренер, каскадер, 2 судимости (групповое изнасилование и махинации с валютой), почти 20 лет в общей сложности - за решеткой. Его убили в разборках в 1994 г. Тренером по самбо и дзюдо в ДСО «Труд» у Путина и Ротенберга он как раз работал между двумя своими ходками (в 1968-82 гг.).

Л.Усвяцов в 1970-е гг.

В автобиографической книге 2000 г. Путин с восхищением описывает один эпизод с Лёней, который, видимо, врезался ему в память:

«Однажды мы пришли на тренировку вместе со старшим тренером «Труда» Леонидом Ионовичем. Смотрим, на ковре каратисты занимаются, хотя уже наше время наступило. Леня подошел к их тренеру и сказал ему об этом. Тот даже не посмотрел в его сторону – мол, иди отсюда. Тогда Леня, не говоря ни слова, перевернул его, придушил слегка, убрал с ковра, потому что тот был уже без сознания, и повернулся к нам: «Заходите, располагайтесь»» .

Крутой парень был Лёня. Бил первым. Вовочка явно пытается ему подражать. «Леня-спортсмен» был старше Путина на 16 лет. Он вырос в послевоенном Ленинграде и имел во многом типичную судьбу для своего поколения. Детство на ленинградской улице, безотцовщина (отец, офицер Иона Липманович Усвяцов погиб на фронте в 44-м). Попав в тюрьму по молодости, Лёня не сломался, вышел, стал тренером в ДСО «Труд», создал свою бригаду каскадеров на Ленфильме. Да и просто известную в городе бригаду.

В 1984 его посадили вновь, на сей раз за валюту. Были в СССР такие….назовем их, богатые люди, которые вкладывали нажитое непосильным трудом в доллары, антиквариат. Берегли себя для капитализма, как Корейко. А были те, кто помогал им это делать, добывал валюту (она была запрещена к хождению), другие ценности. 88-я статья для «валютчиков» была сурова — вплоть до расстрела. Кто этим занимался, были лихие ребята, рисковые. По типу Лёни Усвяцова.

Это Александр Яковлевич Хочинский, торговец антиквариатом из Петербурга (последние годы живет в Нью-Йорке).

С 1970-х гг. Хочинский был знаком с Леонидом Усвяцовым. Общие коммерческие дела. И точно так же как Усвяцов в 1980-х гг. Хочинский получил длительный срок, 8 лет (скупка краденного, наводка бандитов на квартиры коллекционеров и т.д.). Была тогда такая кампания советских властей против «дельцов теневой экономики», вот Хочинский и Усвяцов и попали под раздачу.

Историю своего знакомства с Леонидом Усвяцовым Хочинский (у него свой блог в ЖЖ) вспоминает так:

«Пришел я к нему по делу — он продавал коллекцию русских серебрянных рублей. Монеты были редкие и стоили немалых денег. Тогда я плохо разбирался в нумизматике, поэтому предложил Лене, человеку, которого видел в первый раз, дать мне коллекцию, чтобы я мог ее показать специалисту. Он сразу согласился, а я уходя сказал ему: «Вы не бойтесь — я вам ее верну». Леонид смерил меня взглядом, улыбнулся и ответил: «Да я и не боюсь — показывай кому хочешь». Потом я узнал, что «Леня-спортсмен» не боялся никого «.

В другом случае Александр Хочинский вспоминает, как при нем к Усвяцову домой пришел человек «от воров» с приказом застрелить его, но «Леня-спортсмен» поговорил с киллером по душам и тот раздумал выполнять заказ.

«Как-то, уже позже, я был у него дома на Васильевском, когда к нему пришел мужчина щуплый и довольно низкого роста (…) Я их оставил в гостиной для разговора, а сам вышел на кухню (…) Потом мужчина ушел, а Леня вышел на кухню и попросил чаю.
«Ты знаешь, что ему нужно было?» — спросил он у меня.
«Откуда ж мне знать — это ваши вопросы», — заметил я — «Вид у него конечно официальный, на бухгалтера похож».
«Нет, не бухгалтер он», — Леня опять улыбнулся - «Воры прислали его застрелить меня»
«Ну застрелить себя я ему бы не дал — выбил бы пистолет, а так — объяснил ему «что и как», чтобы дружкам передал».

Последний раз Усвяцов вышел из тюрьмы в 1992 г. И сразу включился в работу. В общем-то настало его время — бригад и бригадиров. В июне 1994 его убили. В 58 лет. Не дожил 6 лет до триумфа своего главного ученика. Был бы сейчас в списке «Форбс» или министром.

На памятнике Усвяцову с обоих сторон высечены стихи, которые покойник сочинил при жизни. Там что что-то про баб, «последние две палки в ливерный рубец» и что «я умер, но бессмертна мафия». Ну… сальные шутки про «лизание Америке» и «обрезание, чтоб больше ничего не отросло» вы все слушаете на пресс-конференциях с 2000 г. Хорошо не в стихах.

Впрочем, на каком языке должен говорить человек, которого учила «ленинградская улица» и уголовный авторитет «Лёня-спортсмен»? — Правильно, на фене. Мочить в сортире, пыль глотать, доктора пришлю, отбуцкать его за углом и т.д.

Правда, одно дело это полет фантазии криминального авторитета в узком кругу, другое — выступление главы государства по телевизору. Вытащить гопника из подвортни - можно, но подворотню из гопника — нельзя.

На фото ниже — известный советский каскадер и спортсмен-борец Николай Николаевич Ващилин (крайний справа).

Ващилин был с 1960х- гг. знаком с Путиным, и с Усвяцовым, и с Ротенбергом. Вместе занимались в одной секции. Сегодня он на пенсии, автор серии книг и очерков («Мы умирали по воле режиссеров», «Россия в путах лжи» и др.) о годах, проведенных в спорте и в кино. О своем бывшем товарище по дзюдо Ротенберге Николай Николаевичотзывается не очень лестно:

«В 1978 году Аркаша Ротенберг заочно закончил институт физкультуры и тихо работал подручным тренером в ЛОС ДСО ТРУД своего старшего тренера Леонида Ионовича Усвяцова (рецидивиста-вора дважды по 10 лет отсидевшего в тюрьме, что цивилизованно замалчивается всей путинской секцией по самбо). Кстати убили Усвяцова Л. И. в 1994 году, а на похоронах на Большеохтинском кладбище чуть не убили и Аркашу Ротенберга, но тот ловко успел спрятаться. Самбист — всё таки. Могила у Усвяцова скромная, но текст эпитафии — занимательный, определяющий основное направление воспитания юных».

Что за дела были у Ротенберга с Усвяцовым в начале 90-х, что за перестрелка была на похоронах, в которой Ротенберга чуть не убили, Ващилин не уточняет. И Ротенберг тоже.

Ващилин (второй справа) и Ротенберг. А крайний слева, похоже, Зубков, премьер-министр РФ в 2007-2008 гг.

Еще одно интересное свидетельство, которое можно почерпнуть в мемуарах Ващилина это то, как Путин попал на суперблатной юрфак ЛГУ в 1970 г. Это одна из загадок его биографии. У семьи Путина не было денег (мать была дворничихой, отец — вахтером, позднее мастером на Вагоностроительном). Учился Путин в спортшколе, где вместо уроков — тренировки. Чудес не бывает. Сам сдать экзамены в такое блатное место он не мог. По свидетельству Ващилина именно тренер Леонид Усвяцов через свои знакомства устроил его в ЛГУ по спортивной квоте:

«Вову Путина в ЛГУ через спортивный набор и лично В.Е.Соловьёва (тренер по самбо) и М.М.Боброва (зав.кафедрой физвоспитания) устраивал сам Л.И.Усвяцов… К слову сказать Л.И.Усвяцов в 1982 году снова угодил на вторую ходку,но уже по 88 статье и чалился до 1992 года. Выйдя на волю Леонид Ионович Усвяцов организовал спортсменов в отряд охранников (с позволения Смольного) и был убит конкурентами в 1994 году, а его место в организации занял Владимир Кумарин».

Спортивный набор в вуз в СССР означал, что нужного для института спортсмена «протаскивали» через экзамены, а дальше он там фактически не учился — отметки и так ставили. Но надо было выступать за сборную вуза и приносить медали. Вот так Вова Путин стал «юристом». Правда, как Путин признался журналисту Олегу Блоцкому в книге про себя («Владимир Путин. История жизни». 2001 г.), на юрфаке ему было неуютно:

«Может быть, на каком-то этапе в университете я старался не афишировать, что мои родители не просто рабочие, мама была даже чернорабочей. Конечно же, мне было бы приятней, особенно в университете на первом курсе, если бы я мог сказать, что мой отец профессор, а мать, допустим, доцент…»

Фото 40 лет спустя. Другая эпоха. Ректор МГУ математик Садовничий и молодая ученая Катя Тихонова (Путина). Катя так талантлива в математике, что професссор Садовничий пишет с ней в соавторстве научные работы. И её даже включили (в 28 лет) в Ученый совет МГУ. Ну… так будет приятней для её папы (и его комплексов).

В упомнятой выше цитате Ващилина про поступление Путина в ЛГУ интересна также фраза про то, что благодетель Путина Усвяцов в 90-х сколотил свою бригаду из спорстменов и был «убит конкурентами в 1994 году, а его место в организации занял Владимир Кумарин» . Что за «организация», куда со своей бригадой влился путинский тренер Усвяцов в 90-е? Николай Николаевич деликатно не упоминает… Но если главный там был Владимир Кумарин (он же «Кум»), то это Тамбовская ОПГ . Её костяк действительно составляли спортсмены.

Выходит, путинский тренер по дзюдо выйдя из тюрьмы в 1992, примкнул к лучшим людям города — Тамбовской группировке. «Соратники по борьбе», однако.

Владимир Кумарин («Кум»), фото 1993 г. Правая рука еще цела, держит бутылку с «Шампанским». В июне 1994, когда убили Усвяцова, было покушение и на Кумарина. Он выжил, долго лечился, потерял руку.

Кумарин — бывший боксер, в брежневские времена — вышибала в «Пушкаре» (популярный пивбар на Б.Пушкарской) и в других заведениях Ленинграда. В 90-х получил прозвище «ночного губернатора Петербурга».

Его Тамбовская ОПГ возникла в 1988 гг. Усвяцов тогда был в тюрьме, Путин — в Дрездене, Ротенберг - возглавлял борцовский клуб «РВС» (Ребята Выборгской стороны). Официально «РВС» был создан в 1979 г. для трудных подростков. Предполагалось, что тренеры клуба (типа Ротенберга) будут перевоспитывать малолетних бандитов в достойных членов общества.

Успехи Ротенберга на этом поприще не известны. По утверждению Николая Ващилина клуб «РВС» занимался скорее обратным. Это была тренировочная база для бандитов из «спортивных» группировок. В своей рецензии на книгу писателя Евгения Вышенкова «Крыша» 2011 г. (про историю ленинградского рэкета) Николай Ващилин пишет:

«Совсем забыл Женя Вышенков проанализировать результаты работы Аркадия Ротенберга, друга В.Путина… в клубе по исправлению трудновоспитуемых подростков на Выборгской стороне — школа самбо РВС (Ребята Выборгской Стороны)… Ребят там тренировалось борьбе и боксу (Кумарин В.С. , Агапкин А., Голощапов К.В. , Кононов Н., и др.) очень много, спортивные достижения стране в конце 1980-х СССР были не нужны, а вот новоиспечённые предприниматели требовали защиты от бандитов… Чувствуете — куда я клоню…Ведь из многочисленных каратистов и разных боевиков выдающихся чемпионов мы так и не увидели, зато киллеров и авторитетов — нет числа….»

Да, куда клонит Николай Николаевич, понятно. Оказывается, у Ротенберга в клубе «РВС» были не только трудные подростки. Потренироваться в рукопашке и поддержать форму ходили такие уважаемые люди из Тамбовской ОПГ как Владимир Кумарин и его друг Константин Голощапов. Причем последний это не только друг Кумарина, но и старый знакомый Путина по дзюдо. Еще один друг детства. В советские времена Голощапов был санитаром в Мариинской больнице, в 90-х — обычный питерский бандит.

Голощапов на юбилее у Кумарина. Петербург, 2006 г.

На этом юбилее (Кумарину было 50 лет) произошла история. Отличился тамбовский авторитет Александр Попов («Поп»). Это даже попало на центральные каналы телевидения.

Немного выпив, «Поп» решил поднять тост за «Кума».

Тост получился такой:

«Хотелось бы поднять тост за тех, которые… Ну знаете, как сказать..упрощенно… С ним начинали… Вместе заниматься…Может быть, бизнесом (улыбается)… там.. Еще ряд вопросами, которыми занимались… Отстраивали все эти вещи (смех в зале)… Ну я немножко выпил, но это так и есть!!! Ну вот поэтому я предлагаю всем поднять бокал за Владимир Сергеича, дай Бог ему самое главное здоровья!»

Присутствующие, конечно, все правильно поняли. Насчет тех, которые с юбиляром начинали вместе заниматься, ну … ряд вопросами, которыми занимались. Одним из таких был как раз Голощапов. Теми же «ряд вопросами» занимался и Ротенберг, и Усвяцов, и другие «соратники по борьбе» В.В.Путина.

С некоторых пор о Голощапове стали писать в российских СМИ как и о «любимом массажисте» Путина. Голощапов — большой мастер массажа и якобы Путин с 90-х гг. полюбил ходить с ним в баню, где тот удачно массировал его (Путина) органы. А это большой плюс в нынешней системе государственного устройства РФ.

Ну а еще, как многие братки 90-х, Голощапов ударился в религию и тусит (вместе с Полтавченко) в Русском Афонском обществе.

Голощапов справа, если что.

И теперь мы подходим к главной части нашего повествовования. С 1991 г. Путин — вице-мэр Петербурга, с 1996 — на высоких постах в Москве, с 2000 г. — президент РФ. При таком обилии друзей в спортивно-бандитской среде и при таких (с его стороны) должностях, взаимовыгодное сотрудничество наладилось очень быстро. Особенно учитывая крайнюю жадность Владимира Владимировича до денег.

Близкий к «тамбовским» предприниматель Максим Фрейдзон («Макс-Оружейник»), который лично знал Путина в 1990-е, в мае 2015 г. дал обширное интервью «Радио «Свобода» . Рассказал про бандитский Петербург 90-х (сейчас Фрейдзон живет в Израиле). И в частности, что Путин в 90-е был лично знаком с Кумариным и имел с ним совместный бизнес (нефтепродукты, заправки и др.).

Также Максим Фрейдзон описал личные качества Путина, каким он его увидел в 1990-х. Главные из них оказались - «фетиш денег» и отсутствие всяких моральных ограничений, даже принятых в уголовной среде…

Тогда же, в 2015 г., когда Фрейдзон поделился с прессой своими воспоминаниями, в Лондоне начался суд по делу Литвиненко. И если почитать материалы суда по этому делу — понимаешь, что «Макс-Оружейник» таки прав. Во главе России — одуревший от жадности беспредельщик.

Как следует из материалов дела, совместный бизнес Путина и Тамбовской ОПГ это были не только заправки и нефтепродукты. Но и белый порошок . Тот, который из Колумбии. Его возили через порт, который Путин отдал под контроль бандитам.

Т.е. великий спортсмен-супермен, радетель за Русский Мир и здоровый образ жизни в 90-х помогал наводнить страну наркотой. Чтоб нажить бабла. Еще больше бабла. Причем ответственым за связи с наркомафией у Вовы Путина был его помощник в питерской мэрии — чекист Виктор Иванов. Большой друг Тамбовской ОПГ и лично Кумарина в вопросах контрабанды кокаина. А ныне, вы будете смеяться, В.П.Иванов - глава Госнаркоконтроля России.

Виктор Иванов. Проверенный человек.

Литвиненко стал эту тему расследовать. Встречался с тамбовскими авторитетами, которые уехали в Испанию в 2000-х, а также с Кумариным, о чем тот имел неострожность сообщить в одном интервью. В итоге из Москвы в Лондон спешно приехал чекист Луговой с Полонием-210. Наследил страшно по всему городу, но в чай Литвиненко все-таки эту гадость сыпанул. За это Путин сделал его депутатом и дал орден «За заслуги перед Отечеством».

Кумарина тоже нейтрализовали.На всякий случай. Пышный юбилей в 2006 г. стал его лебединой песней. В 2007 его внезапно арестовали, дали большой срок за вымогательство, потом (уже после первого приговора) дали еще срок по другому делу (а они в таком случае складываются). В итоге Кумарину в 51 год накидали сроков лет на 25 и выйдет он очень не скоро.

В скандальном «деле русской мафии», которое сейчас рассматривается в Испании, есть прослушка разговоров между бандитами в Испании и в России. Слушали их несколько лет, там разные темы: как назначить Бастрыкина главой СКР, что делать с виллой Путина в Марбелье, которая записана на подставных лиц, другие хозяйственные вопросы. А в 2007 они активно обсуждали арест «Кума». И пацаны с Родины сообщали что, мол, «Царь приказал». Т.е. Путин.

Вот как-то «царь», конечно, тут коробит. Нет, я не поклонник там самодержавия или монархизма. Но все-таки называть царем гопника из подворотни во всеми его повадками, дешевыми понтами, комплексами — перебор. Это как-то уже деградация государства. До наркодилеров на троне дожили. Да, а ведь еще говорят, что каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает?

Оригинал взят у helgimat в Соратники по борьбе