Католическая культура. Влияние католичества на культуру западной европы в эпоху средневековья

Католицизм – самое многочисленное направление в христианстве (от 580 до 800 млн.приверженцев). Особенно много католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странах Латинской Америки, в США.

В небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр.

Процесс обособления начался в 3-5 веке, когда углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточными частями Римской империи. Начало разделения было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем 1 и константинопольским патриархом Фотием. На 8 Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом 4 и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Католичество утверждает, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Основа спасения – вера и добрые дела. Церковь обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел – «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается. То есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся (отсюда учение об индульгенциях – отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью). Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (местом между раем и адом) есть только в католицизме. Души грешников горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай. Догмат о непогрешимости папы (принят на первом Ватиканском соборе в 1870 г.)(то есть устами папы говорит сам Бог), о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.)

Культовая часть католицизма также выражена в наличии обрядовой части.

Католицизм также признает семь таинств , но несколько разнится понимание этих таинств: причащение производится пресным хлебом (у православных – квасным); при крещении окропляют водой, а не погружают в купель; миропомазание (конфирмация) производится в возрасте 7-8 лет, а не в младенчестве (при этом подросток получает себе еще одно имя и образ святого, поступкам которого он намерен следовать); в православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков же безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства.

Большое внимание уделяется убранству священнослужителей (священник – черная сутана, епископ – фиолетовая, кардинал – пурпурная, папа – белая сутана. Папа надевает митру и тиару как знак высшей земной власти, а также паллий – ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна).

Важными элементами культа являются католические праздники и посты. Рождественский пост – адвент. Рождество – наиболее торжественный праздник (три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление – праздник трех царей – в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса – символа надежды на спасение. Праздник Сердца Марии – символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников – Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября).

За пределы Европы католицизм распространился в виде миссий к нехристианам.

Резиденция Папы – Ватикан (площадь 44 га) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

Зоя работает в редакции научного журнала «Астрономия сегодня». Ей с завидным постоянством три раза в год снится один и тот же сон. В этом сне она всегда сидит в окружении странной компании на крыше какого-то здания и каждый раз просыпается с головной болью.

Такие же сны в это же самое время видит католический священник из собора Наборито в Хиросиме, построенного на месте деревянной церкви, уничтоженной ядерным взрывом 6 августа 1945 года. Что это? Совпадение? Зоя вместе со своей студенческой подругой Антониной начинает вести необычное расследование.

Но только с помощью бывшего мужа Дамира и соседа дяди Зямы у нее получится завершить это дело. Она поймет, что жизнь каждого человека уникальна, как уникальна его ДНК или отпечатки пальцев. И еще, что жизнь – это череда случайностей, которые причудливым образом переплетаются, вызывая недоумение конечным результатом.

Черногория. Горы в зеркале Адриатики

Елена Раскина Путеводители Исторический путеводитель

Черногория – это страна могучих гор и синего моря, древних церквей и монастырей, прозрачных озер и экологически чистых территорий, уникальной и богатой культуры. Современная Черногория – молодое независимое государство. Оно гармонично соединяет в себе православную и католическую культуру, а в районах, граничащих с Албанией, и элементы мусульманских традиций.

Ландшафт этой страны так же разнообразен, как и ее культура: здесь и морское побережье, и высокогорные районы, и могучие леса, и серебристые озера, и тихие долины. Черногорцы удивительно гостеприимны. Они гордятся своим древним православием и многовековой близостью к России.

Словом, российские туристы здесь всегда – желанные гости !

Журнал русской культуры «Москва» №03/2017

Отсутствует Культурология Журнал «Москва» 2017

Литературно-художественный журнал. На его страницах – проза и поэзия современных авторов , неизвестные и забытые страницы творчества классиков русской литературы, произведения, созданные русскими писателями в эмиграции, размышления о духовном развитии общества известных публицистов, критиков, деятелей Православной церкви.

Журнал для тех, кто интересуется состоянием литературы, искусства, театра в России. В номере: Проза и поэзия Владимир Крупин. Почеркушки на память Публицистика Михаил Смолин. Начала и концы революций Культура Светлана Замлелова. Бриллиантовый треугольник Мастера Литературная критика Игорь Шумейко.

Юбилеи и литература – два локомотива нашей истории… Московская тетрадь Алексей Минкин. А что у вас к чаю? Музей? Домашняя церковь Николай Каверин. О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения» и многое другое.

Художественный текст в парадигме католической и протестантской культуры (Г.С. Элиот, У.Фолкнер, Ф. К

Л. Н. Татаринова Учебная литература Отсутствует

Монография посвящена классикам европейской и американской литературы ХХ века: Т. С. Элиоту, У. Фолкнеру, Т. Вулфу, У. Голдингу, Э. Золя, Г. Ибсену, А. Камю, Ф. Кафке, Гамсуну, Ж. -П. Сартру, Д. Г. Лоуренсу, Дж. Джойсу, Г. Белю и Г. Грину. Выбранный угол зрения (религиозный дискурс), а также анализ малоизученных текстов («Четвероевангелие» Эмиля Золя, «По ту сторону» и «Нагорная победа» Фолкнера, «Катилина», «Кесарь и Галилеянин» Ибсена, «Солнце», «Женщины в любви» Лоуренса и другие) позволяют по-новому посмотреть на известные объекты.

В работе предлагается понятие европейского генетического культурного кода, который содержит в себе, прежде всего, христианские (католические и протестантские) архетипы, а также языческие и ветхозаветные модели. Основной задачей было не рассмотрение религиозных взглядов писателей, а попыткой исследовать проявление культурного кода в каждом отдельном художественном тексте.

Параллельно с этой же точки зрения рассматриваются философские и богословские сочинения европейских мыслителей. Издание адресуется аспирантам, преподавателям, студентам и всем интересующимся западной литературой и христианской религией.

Судьба Парфенона

Геннадий Кошеленко История Язык. Семиотика. Культура

Парфенон – замечательный древнегреческий храм, стоящий на вершине афинского Акрополя. «Здание имеет свою судьбу», – говорили древние римляне. Мы проследим историю этого здания-символа, которое было и древнегреческим храмом богини Афины-Девы, и православной церковью, и католическим собором, и мусульманской мечетью, и складом для снарядов и т.

История жены

Мэрилин Ялом Социология Культура повседневности

Мэрилин Ялом рассматривает историю брака «с женской точки зрения». Героини этой книги – жены древнегреческие и древнеримские, католические и протестантские, жены времен покорения Фронтира и Второй мировой войны. Здесь есть рассказы о тех женщинах, которые страдали от жестокости общества и собственных мужей, о тех, для кого замужество стало желанным счастьем, и о тех, кто успешно боролся с несправедливостью.

Этот экскурс в историю жены завершается нашей эпохой, когда брак, переставший быть обязанностью, претерпевает крупнейшие изменения. Мэрилин Ялом – историк, сотрудница института гендерных исследований Мишель Клейман в Стэнфорде.

Софиология

Сборник статей Культурология Богословие и наука

Русская софиология конца XIX – начала XX вв. – самобытное и примечательное явление мировой культуры. Вокруг него продолжаются споры, острота которых свидетельствует о непреходящей актуальности поднятых русскими софиологами проблем, важнейшие из которых – способность христианской цивилизации ответить на вызовы времени, необходимость единения человечества перед лицом нарастающих глобальных кризисов, обновление веры, поиски новой рациональности как культурной ценности, разумных оснований диалога между западным и восточным христианством, между христианством и другими мировыми и национальными религиями, между различными культурами.

Настоящий сборник составлен из докладов, представленных на международной конференции «Русская софиология в европейской культуре» (Звенигород, 1–5 октября 2008 г.), организованной Библейско-богословским институтом св. ап. Андрея и Институтом восточных церквей (Регенсбург) при поддержке Католического комитета по культурному сотрудничеству (Рим, Италия).

Коллектив авторов Религиоведение Приход. Православная газета

Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». Сентябрьский номер посящен православному празднику Воздвижения Креста Господня. В «Новом Завете» публикуем две замечательные проповеди. Евангелие недели перед Воздвижением заставляет задуматься над тем, что такое суд, на который нас призовет Бог.

Это явление внешнее по отношению к человеку или суд происходит в нашем сердце? Андрей Зубов рассуждает о том, что такое настоящая духовная жизнь. Как определить, насколько моя жизнь духовна? Один католический университет в Техасе неожиданно открыл паб на своей территории.

Президент благочестивого учреждения Сент-Мэри рассуждает о том, есть ли место выпивке в жизни христианина, и чем ее можно оправдать. Андрей Зубов во «Мнениях» проводит две важные исторические параллели. Что общего у разрушений, которыми уже прославилось ИГИЛ, и аналогичным варварским поведением других государств в XX столетии? И второе – профессор истории предлагает нам поразмыслить над вопросом о том, как нам проявить настоящую христианскую милость к беженцам с Ближнего Востока.

Коллектив авторов Религия: прочее Приход. Православная газета

Православная газета «Приход» не похожа на все, что вы читали раньше, ее задача удивлять и будоражить дух. Поднимаемые в ней вопросы призваны поддержать здоровую дискуссию вокруг важнейших вопросов жизни Церкви, а не заклеймить и растоптать. Газета будет интересна как делающим первые шаги в Церкви или уже крепким прихожанам, так и людям, у которых Бог в душе.

Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». Рождественский номер газеты «Приход» открывает профессор Андрей Зубов со словом о важности развития приходской жизни, а также фрагмент из книги Георгия Митрофанова о компромиссе Церкви с властью.

Публикуем лекцию о православной практике причастия, а в календарной рубрике рассказываем об истории празднования Крещения. В нашей библиотеке рекомендуем почитать главу из книги Клайва Льюиса о молитве. Среди литературных перлов этого номера рассказ Леонида Андреева, история создания песенки про елочку, настоящая детская проза и даже католическое прочтение сказки про Снежную Королеву.

Коллектив авторов Религия: прочее Приход. Православная газета

Православная газета «Приход» не похожа на все, что вы читали раньше, ее задача удивлять и будоражить дух. Поднимаемые в ней вопросы призваны поддержать здоровую дискуссию вокруг важнейших вопросов жизни Церкви, а не заклеймить и растоптать. Газета будет интересна как делающим первые шаги в Церкви или уже крепким прихожанам, так и людям, у которых Бог в душе.

Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». В пасхальном номере газеты статья о распространенном заблуждении среди христиан , а также важное интервью с журналистом Олегом Кашиным о церковных проблемах.

В исторической рубрике, как всегда, Георгий Митрофанов за главного – публикуем фрагмент его книги. В «Новом Завете» проповедь архимандрита Ианнуария Ивлиева на Деяния апостолов в день Христова Воскресения. «Миссионерскую школу» открывает глубокомысленный фрагмент из книги Петра Мещеринова.

В «Личном опыте» публикуем откровенный рассказ единовера об особенностях старого обряда. Закрывают журнал поэзия Вениамина Блаженного и интересный католический взгляд на занятия йогой.

100 великих монастырей

Надежда Ионина Энциклопедии 100 великих (Вече)

Мы привыкли считать, что монастыри и монастырская культура связаны прежде всего с христианской религией. Это, безусловно, так. Книга, которую вы держите в руках, рассказывает о христианских монастырях, ставших поистине национальными (а нередко и общемировыми) святынями как на католическом Западе, так и на православном Востоке, а также в странах, где существуют так называемые древние христианские Церкви.

Но книга повествует и о монастырях буддийских, ведь в традиции этой мировой религии также издревле распространены обычаи создавать центры отшельнического совместного жития, молитвенной практики и хозяйствования, которые по праву именуют монастырями.

Коллектив авторов Религиоведение Приход. Православная газета

Православная газета «Приход» не похожа на все, что вы читали раньше, ее задача удивлять и будоражить дух. Поднимаемые в ней вопросы призваны поддержать здоровую дискуссию вокруг важнейших вопросов жизни Церкви, а не заклеймить и растоптать. Газета будет интересна как делающим первые шаги в Церкви или уже крепким прихожанам, так и людям, у которых Бог в душе.

Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». Великий пост / 2016 (24) Папа Франциск уже три года во главе католической церкви. За это время он полюбился многим, не в последнюю очередь благодаря радикальным заявлениям, возвращающим нас к простым истинам милости и прощения, заповеданных Христом.

Однако, что же реально папа успел сделать за это время? Только ли слова наполняют его миссию? Какие вызовы и нерешенные вопросы стоят перед ним до сих пор? Интересная дискуссия на радио «Би-Би-Си» отвечает на эти вопросы. Другой не менее интересной беседе участники обсуждают непростой вопрос сексуальных преступлений в церкви.

Вначале марта в Англии празднуют традиционный день матери . Английский священник рассуждает о богословском значении матери нства и роли женщины в церкви. В Америке вышла интересна€ книга об опыте служения капелланов среди нацистских преступников в дни нюрнбергского процесса.

Автор рассказывает о необычайном пасторском опыте. Это мотивировало этих людей, что им довелось пережить, выслушивая проповеди людей, совершивших величайшее преступление против человечности? Это рассказ о священниках с большим сердцем, достигших величайших глубин в понимании Божественной милости, прощения и покаяния.

Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа

Дмитрий Антонов Религия: прочее Отсутствует

Эта книга посвящена древнерусской иконографии врага . Многочисленные образы бесов, грешников и демонических монстров пронизывают и православное, и католическое средневековое искусство. Несмотря на огромное разнообразие, они подчиняются особым правилам «визуальной грамматики» и опознаются благодаря специальным маркерам демонического.

Авторы прослеживают, как c XII по XVIII вв. древнерусские мастера представляли ангелов сатаны. С помощью каких знаков дьявольские иллюзии отличались на изображении от реальных людей, а грешники – от нейтральных персонажей. Как из словесных метафор в разное время рождались новые демонические фигуры (Смерть или Ад) и начинали свое шествие по иконам, фрескам и лицевым рукописям.

Исследование затрагивает не только визуальную традицию, но и ее возможное восприятие средневековыми зрителями. Почему на множестве миниатюр читатели затирали или выскабливали изображения негативных, а иногда и положительных героев ? Казались ли им смешными образы, которые сегодня нередко относят к разряду гротеска? Как пересекались и влияли друг на друга иконография, книжность и народная культура ? Эти вопросы окружают до сих пор малоизвестную область – древнерусскую визуальную демонологию.

Книга ориентирована на историков, филологов, искусствоведов, религиоведов, фольклористов и всех интересующихся средневековой культурой.

Италия. История гастрономии от Лукулла до наших дней

В. Л. Задворный Кулинария Отсутствует

В настоящее время итальянская кулинария покорила почти весь мир. Паста, ризотто, пицца стали, в каком-то смысле, символами Италии. Итальянские продукты и вина, итальянская кухня стремительно распространились по всему миру. В Италии были созданы высшие достижения в разных областях человеческой культуры: живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, кулинарии.

Об истории становления высокой итальянской гастрономической культуры в книге расскажут непревзойденные специалисты в этой области Виталий Задворный – кандидат филосовских наук, директор Института европейской цивилизации, главный редактор Российской Католической Энциклопедии и Иван Лупандин – доцент кафедры философии МФТИ.

Красочные иллюстрации делают книгу великолепным подарком всем, кто интересуется итальянской гастрономией.

Католицизм

Раиса Тимофеевна Рашкова Религиозные тексты Отсутствует

Книга посвящена самому крупному и влиятельному направлению в христианстве – католицизму. Католическая религия сегодня по числу последователей не имеет себе равных в мире. Католиками считают себя более одного миллиарда человек – это четверть населения земного шара! Католическая церковь, выполняя религиозные задачи, так тесно связала себя с земной жизнью общества, что без нее немыслимо представление о западно-европейской цивилизации.

Книга знакомит читателя с католическим вероучением и религиозной практикой и раскрывает ту роль, которую католическая церковь сыграла в истории государств и народов. Важнейшие события в истории Церкви показываются на примере деятельности выдающихся пап, основателей орденов, известных богословов.

Герои «Терджибенда», наши современники, строят свою реальную жизнь на идеалах мусульманских поэтов-суфиев. В «Мистере Гольдсмите» сочетаются мотивы романа «Векфелдский священник» с эпизодами биографии его автора, убежденного христианина-протестанта. Сюжет «Сказки о железных башмаках», традиционный для фольклора многих европейских народов, восходит к «Песне Песней» царя Соломона.

Все произведения созданы на рубеже 70–80 гг. XX века, когда была исключена возможность литературных публикаций подобной тематики.

Проблемы европейского Возрождения

Наталия Басовская История Лекции Наталии Басовской

На рубеже Средневековья и Нового времени, после 1000 лет монополии в духовной жизни Католической церкви, в Европе случился великий культурный перелом, рывок, взрыв. Это было именно то, что мы называем культурой Возрождения и то, что больше всего проявилось в Италии.

Европейское Возрождение дало всему цивилизованному миру переход к какой-то совсем другой, светлой и радостной жизни, как казалось сначала. Ведь в раннем Возрождении не было еще грозных призраков грядущих революций и мировых войн.

Соборы и Храмы Санкт-Петербурга. Путеводитель

Вадим Цимбалов Путеводители Отсутствует

Наш город всегда отличался веротерпимостью и фактически является городом всех мировых религий. Люди разных вероисповеданий, национальностей, культур всегда мирно уживались в Петербурге. На Невском проспекте, например, в конце 19 столетия соседствовали католический, шведский, финский, армянский, лютеранский немецкий, гугенотский, французский и реформаторский голландский храмы.

Строительству храмовых сооружений в нашем городе отводилась особая роль с момента его основания. Царский указ 1704 года обязывал важнейшие епархии и крупные монастыри иметь подворья, возводить церкви. Безусловно, путешествуя по духовному Петербургу, вы сможете увидеть далеко не все храмы Санкт-Петербурга.

Издревле монастыри считались хранителями духовной культуры христианского мира. Книга, которую вы держите в руках, рассказывает о монастырях католического Запада и православного Востока, ставших поистине общемировыми святынями, местами паломничества и одновременно памятниками архитектурного наследия.

Но мало кто знает, что существуют также и буддийские монастыри. Ведь в традиции этой мировой религии, как и в христианстве, центры отшельнического жития, совместной молитвенной практики и хозяйствования по праву именуются монастырями.

Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом определяется различием взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропейских стран, культуру их народов. Так, до настоящего времени еще сохраняется взгляд на Средние века как период некого провала в культурном развитии между античностью и Новым временем. Этот взгляд был сформирован еще в эпоху Возрождения и получил более полное обоснование в творчестве просветителей (однако подобную распространенную оценку, например, опровергала историко-культурологическая литература романтиков). Лишь в условиях кризисных явлений, поразивших западную цивилизацию на рубеже XIX-XX столетий, ученые-культурологи стали постепенно отходить от господствовавшей в науке (впрочем, как и в обыденном сознании) оценки на основе более всестороннего изучения, несомненно, противоречивой и многообразной культуры Средневекового мира.

Во всяком случае, сегодня можно с известной долей вероятности считать, что период культуры Раннего и Классического Средневековья охватывает, по меньшей мере, десять веков, с V в. по конец XIV в., то есть с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения.

Роль христианского вероучения и католической церкви в культуре средневекового Запада.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог), с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

Эта картина мира, целиком определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.

Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально. В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней - Бог. Ниже идут ярусы или уровни священных персонажей: сначала Апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню - архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом - сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй, хтонической пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог - олицетворение Добра и Любви, то Сатана - его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности и образованности даже духовенства в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии и т.п. Уровень же образования прихожан был вообще минимальным. Масса мирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Однако и их образованность, и грамотность была в массе, как сказано, очень невысока. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

Вместе с тем значение слова, написанного и особенно звучащего, в средневековой культуре было необычайно велико. Молитвы, воспринимавшиеся функционально как заклинания, проповеди, библейские сюжеты, магические формулы - все это тоже формировало средневековый менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов, содержащих некий высший смысл. Эти символы-слова надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой художественной культуры, рассчитанной на восприятие в пространстве именно такого, глубоко религиозного и символического, словесно вооруженного менталитета. Даже живопись там была, прежде всего, явленным словом, как и сама Библия. Слово было универсально, подходило ко всему, объясняло все, скрывалось за всеми явлениями как их скрытый смысл. Поэтому для средневекового сознания, средневекового менталитета культура, прежде всего, выражала смыслы, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и проповедях священников. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.

Влияние религии на культурную жизнь.

Для характеристики состояния средневековой культуры необходимы комплексное распространение и оценка достижений различных ее отраслей. Однако при этом необходимо учитывать духовную доминанту социокультурного процесса Средневековья, или религиозные ориентиры общества. Религиозное миропонимание, как уже отмечалось, было основано на требовании подавления плоти и освобождения духа (философия аскетизма). На практике не представлялось возможным полное устранение рациональной человеческой деятельности, в силу чего церковь создает достаточно прочную систему регламентации общественной жизни путем ограничения ее проявлений различными правилами, предписаниями, обычаями и т.д. С другой стороны, для поддержания беспрекословного авторитета церкви, сохранения чистоты ее догматов делается упор на развитие не рационального, а главным образом эмоционального восприятия действительности и основ вероучения. Проявления плотских страстей, признанные за греховные, заменялись страстной, подчас фанатической любовью к Христу, Деве Марии, с одной стороны, и фанатической ненавистью к врагам христианства.

Так постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви религия становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья.

Научная культура в средние века.

В средневековой науке выделяются четыре больших направления. Первое - физико-космологическое, ядром которого является учение о движении; на основе аристотелевской натурфилософии оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени. Второе - учение о свете, оптика в узком смысле слова является частью общей доктрины «метафизики света», в рамках которой строится модель вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма. Следующее направление средневекового знания составляют науки о живом, они понимались как науки о душе, рассматриваемой как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни, и содержали богатый эмпирический материал и систему аристотелевского толка. Наконец, комплекс астролого-медицинских знаний (к которому в известном отношении примыкает также учение о минералах) и алхимию следует выделить как особое направление средневековой науки.

Христианская церковь в средние века была совершенно равнодушна к греческой и вообще к языческой науке и философии. Главная проблема, которую старались решить отцы церкви, заключалась в том, чтобы освоить знания «язычников», определив при этом границы между разумом и верой. Христианство было вынуждено соперничать с разумом язычников, таких, как эллинисты, римляне, с иудейской ученостью. Но в этом соперничестве оно должно было строго оставаться на библейской основе. Можно здесь вспомнить, что многие отцы церкви имели образование в области классической философии, по существу своему не христианское. Отцы церкви прекрасно осознавали, что содержащееся в работах языческих философов множество рациональных и мистических систем сильно затруднит развитие традиционного христианского мышления и сознания.

До середины XI века восточные и западные христиане сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные – в один Римский, в котором патриарх носил древний титул «папы». Но постепенно, в силу различных политических и культурных причин между восточными и западными христианами ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что соборной (всеобщей, кафолической) Церковью является каждая христианская община, которая совершает Причастие (Евхаристию) по благословению местного канонического (законного) епископа. Но благодать и власть у епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа. В Риме папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире, что папа – наместник Бога на земле, с чем православные христиане никогда не согласятся, помня, что главой всех христиан является Иисус Христос, невидимо присутствующий в каждой церкви. Окончательный разрыв Рима с Православной Церковью произошел в 1054 году, когда кардинал Гумбальт по своей необразованности обвинил Константинопольский патриархат в изъятии из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца. Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумбальта, но исправить положение уже не смогли.

Православие придерживается традиционного вероучения, которое было сформулировано в первые века христианства и утверждено на 7 Вселенских Соборах. Католическая церковь продолжает изменять вероучение, регулярно созывая Соборы (на сегодняшний день - 21). Несмотря на то, что католики и православные являются братьями-христианами, существуют ряд серьезных догматических препятствий, которые делают единство Православной и Католической Церквей невозможным.

Догматические расхождения

Православие

Католицизм

Учение о Троице

Святой Дух исходит от Бога Отца

Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына (латин. Filioque – «и от Сына»).

Учение о Чистилище

Отсутствует

Чистилище – промежуточное место между раем и адом, где находятся не отягченные смертным грехом души.

Учение о «сверхдолжных заслугах».

Отсутствует.

Понятия святости и спасения соотносимы с каждой личностью в индивидуальном порядке – их нельзя «измерить» и «распределить». Святые, подвижники, стяжавшие благодать Святого Духа, являются друзьями Бога и ходатаями перед Ним за тех, кто обращается к ним в молитве.

За счет деятельности святых и праведников «сверх меры» создается «сокровищница заслуг», которые Римская церковь перераспределяет (в прошлом – за деньги) в виде «индульгенции» («милость, снисходительность») тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом.

Учение о Пресвятой Богородице.

Пресвятая Богородица особо почитается в Церкви, превозносится выше небесных ангелов, но Православная Церковь никогда не принимала дополнительных догматических формул в отношении Девы Марии. Так, Она, как и все люди, не была свободна от первородного греха, а потому была подвластна смерти. Христос – единственный Посредник между Богом и людьми и не имеет никаких «соискупителей».

Учение о верховенстве папы Римского.

Православная Церковь признает Одного Главу над всеми христианами, Одного Первосвященника Господа Иисуса Христа, Единого Безгрешного.

Православная Церковь существует как семья независимых автокефальных и поместных церквей, каждая из которых является самостоятельной в своих внутренних делах.

Важные вопросы церковной жизни решаются на Соборах (собраниях епископов, иногда совместно со священствующими, монашествующими, мирянами), как это было во времена апостолов.

Папа Римский – глава Католической церкви, наместник (викарий) Иисуса Христа на земле, преемник святого Петра имеет единоличную власть над всеми епископами и христианами мира и непогрешим, когда официально (ex cathedra – с кафедры) выступает по вопросам веры и морали.

Учение о благодати

Несотворенная, причастная Богу, в ней – главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом.

Сотворенная, отличная от Бога, отсюда – Бог не может непосредственно общаться с человеком.

Другие различия

Крещение

Осуществляется полным погружением в воду

Осуществляется обливанием или кроплением

Причастие

Употребление для Причастия пресного и квасного хлеба, которые символизируют две природы Христа: божественную и человеческую.

  • · Причащение мирян Телом и Кровью Христа.
  • · Причащение младенцев.
  • · Перед Причастием требуется молитвенная и постная подготовка (3 дня).
  • · Употребление для Причастия только пресного хлеба.
  • · Причащение мирян только Телом Христовым.
  • · Отказ причащать младенцев.
  • · Пост перед Причастием – 1 час.

Священство

  • · Черное священство (монахи) – не женаты, и белое священство - должны быть женаты. Среди апостолов были девственники (апостол Павел) и женатые (апостол Петр имел жену и двоих детей).
  • · Отсутствует сан кардинала.
  • · Целибат (безбрачное духовенство).
  • · Введен дополнительный сан кардинала.

Католич обрядность носит пышный, порою те¬атрализованный характер, по сравнению с православием или протес¬тантизмом. Исключительное внимание уделяется внешнему виду храмов, украшенных произведениями искусства (фрески, статуи), музыкальному сопровождению богослужения, культу реликвий, развитому сильнее, чем в православии. Католицизм, как и православие, признает семь христианских таинств: крещение, миропомазание (конфирмация), причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), елеосвящение(соборование), брак, священство. Однако толкование каждого обряда и некоторые практические аспекты его совершения у католиков имеют свою специфику. Крещение - чаще обливанием (окроплением) водой, чем погружением в воду. Причастие - отправляется при помощи опресноков (пресного хлеба). Покаяние - чаще индивидуальное, совершается вспец помещении (исповедальне). Миропомазание - совершается в возрасте 7-8 лет, а не сразу после рождения. Елеосвящение - елей освящается епископом, таинство совершается над умирающим, а не над больным. Священство - предполагает целибат (обет безбрачия). Достаточно сильно развит в католицизме культ святых и бла-женных. Причисление религиозного деятеля к первой категории называется канонизацией, ко второй - беатификацией. До II Ватиканского собора католическое богослужение ве¬лось исключительно на латинском языке, сегодня - и на нацио-нальных языках. Однако латынь остается официальным языком папских посланий и обращений к верующим - энциклик, назы¬ваемых по первым начальным латинским словам. Праздники в римско-католической церкви отмечаются по григорианскому календарю (т.н. «новому стилю»).

Большое внимание уделяется убранству священнослужителей (священник - черная сутана, епископ - фиолетовая, кардинал - пурпурная, папа - белая сутана Папа надевает митру и тиару как знак высшей земной власти, а также паллий - ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна).

Важными элементами культа являются католические праздники и посты. Рождественский пост - адвент. Рождество - наиболее торжественный праздник (три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление - праздник трех царей - в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение. Праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников - Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября). За пределы Европы католицизм распространился в виде миссий к нехристианам.

Резиденция Папы - Ватикан (площадь 44 га) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

32.Учение католической церкви

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Католицизм в большей степени подвержен религиозным новациям, чем пра¬вославие. Основные положения современного католического вероучения: Есть один Бог. Бог есть справедливый судья, который за добро вознаграждает, а за зло - наказывает. Есть три ипостаси Бога: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Сын Божий стал человеком и умер на кресте во имя нашего спасения. Душа человеческая бессмертна. Милость Божья обязательно необходима для спасения человека. Основа католического вероучения - 10 заповедей (декалог). Выделяют 7 смертных грехов (Спесь Алчность Похоть Зависть Чревоугодие Злоба Лень) и 7 добродетелей (Мудрость Разум Совесть Мужество Умение Набожность Богобоязненность), являющихся критерием нравственной оценки личности. Католический Символ веры отличается от православного лишь одним словом - «филиокве» (лат.и от сына). Это добавление, послужившее одним из поводов для раскола христианской церк¬ви, связано со спецификой католического учения о Святом Ду¬хе. В католицизме Святой Дух может исходить не только от Бо¬га Отца, но и от Бога Сына, Иисуса Христа. Поскольку церковь мыслится как «тело Христово», Святой Дух, т.о., мо¬жет исходить и от него. Значительно сильнее развито у католи¬ков почитание Девы Марии. Эта особенность зафиксирована в догматах католической церкви: в 1854 принят догмат о не¬порочном зачатии Девы Марии, в 1950 - догмат о воскресе¬нии и вознесении (телесном) Девы Марии. Существенно отличается от православного католическое уче¬ние о загробном воздаянии. Католические теологи считают, что Бог ведет счет добрых и дурных поступков, совершаемых челове¬ком. С этим представлением связано и наличие в католицизме института чистилища, промежуточного между адом и раем: в чистилище души раскаивающихся грешников очищаются. Особенностью Римской католической церкви яв¬ляется статус Папы, несопоставимый со статусом высших ие¬рархов других христианских церквей. Как «наместник Христа» и глава «тела Христова» (церкви) папа непогрешим, что закреп¬лено догматом о непогрешимости папы римского. С «филиокве» связано и исключительное право духовенства на толкование Священного Писания, и практика отпущения грехов за деньги или за особые заслуги перед церковью - индульгенцию.