1 Взаимосвязь природных и архитектурных форм
Природный ландшафт - важнейший фактор для композиции любого архитектурного объекта. Общеизвестно выражение: здание «вписалось» в ландшафт. Под этим подразумевается гармоничное сочетание его с рельефом, использование эффекта отражения в зеркале водоема, масштабные соотношения с массивами зеленых насаждений и т.д.
Взаимосвязь архитектуры и природы исторически обусловлена и развивается вместе с обществом. При сравнительно одинаковых природных данных облик населенного места или композиционное решение отдельного сооружения определяются творческим методом архитектора, его профессиональным мастерством, знанием национальных традиций, пониманием природы. Рассматривая ландшафтные задачи проектирования зданий и сооружений, следует выделить три уровня:
Формирование архитектурно-ландшафтного ансамбля, гармоничное включение архитектурных сооружений в природное окружение, общая композиционная взаимосвязь архитектуры и природы, максимальное выявление в функциональном и композиционном решении природных предпосылок;
Детальная архитектурно-ландшафтная проработка открытых пространств, примыкающих к зданиям и формируемых ими;
Введение природных элементов в архитектуру дома.
Поиски интеграции искусственного и природного завоевывают у архитекторов все большую популярность. В последнее время архитекторы осознанно или интуитивно стали шире пользоваться архитектурно-ландшафтными методами и средствами. И выражается это не в отдельных деталях - устройствах для цветов и вьющихся растений на балконах и лоджиях, но и в общем методе проектирования от ландшафта.
Известно, что гармония архитектурного сооружения и ландшафта может быть достигнута различными приемами - контрастом, нейтральностью или полным подчинением. Размещение архитектурных сооружений является формой преобразования природного ландшафта. Это преобразование может быть положительным (когда сооружение по форме, материалу, фактуре, масштабу и другим композиционным качествам гармонирует с ландшафтом) и отрицательным (когда архитектурные сооружения не просто контрастны по отношению к ландшафту, а даже нарушают его).
Для того чтобы достичь определенной степени согласованности архитектурных сооружений с ландшафтом, необходимо знать ряд композиционных приемов. Исходным является сравнение пространственных форм застройки и ландшафта. Архитектору часто приходится сталкиваться с такими особенностями и формами ландшафта, которые он мало чем может изменить. Он должен учесть их при проектировании. К этим неизменным формам относятся долины рек, равнины, озера, горные цепи и другие крупные ландшафтные формы.
Природные пространственные формы характеризуют следующие основные свойства: величина, геометрический вид, фактура, цвет, светотень, положение в пространстве. Природный фон может быть нейтральным или с ярко выраженными крупными формами типа гор, больших холмов, лесных массивов. По-разному воспринимаются небольшой дачный домик в горном ландшафте, где он подчинен среде, и крупный санаторный комплекс в равнинной местности, где он доминирует.
Степень согласованности застройки с ландшафтом зависит не столько от их абсолютных размеров, сколько от их взаимосвязи. Геометрические характеристики архитектурных сооружений могут согласовываться с ландшафтными формами (пирамидальная форма здания, остроугольный его силуэт напоминают нам окружающие скалы или еловый лес) или контрастировать с ними (протяженный многоэтажный дом-пластина на фоне живописного пейзажа).
Как архитектурные сооружения, так и формы ландшафта могут иметь массивную или ажурную пространственную структуру. Расчлененная застройка, ажурная структура здания ведут к большей согласованности архитектуры с природой. Большую роль в согласовании архитектурного сооружения с ландшафтом играет фактура материала. Органичнее всего композиционно увязываются с природным окружением простейшие сооружения из естественных материалов - дерева, камня, камыша. Фактура искусственных строительных материалов (пластмасса, алюминий и др.) обычно контрастирует с фактурой природных компонентов.
Доминирующее или подчиненное положение сооружения в ландшафте во многом определяется его размещением: вдоль рельефа и в его понижениях ведет к согласованности, поперек рельефа и на его высоких точках - к контрасту. Застройка ниже леса и среди леса подчинена природному фону, многоэтажная на фоне насаждений - всегда контрастна. Таким образом, чтобы сооружение максимально согласовывалось с ландшафтом, оно должно иметь малую величину, ажурную пространственную структуру, геометрическую форму, аналогичную формам ландшафта, гармоничное цветовое сочетание архитектурных и природных компонентов.
2 Растения в архитектуре зданий и сооружений
Природные материалы используются архитекторами как во внешнем, так и во внутреннем оформлении зданий. В экстерьере - это вертикальное озеленение фасадов, озеленение и цветочное оформление балконов, лоджий, окон, архитектурно-ландшафтное решение внутренних двориков, террас, плоских кровель.
Малые архитектурные формы для ландшафтного благоустройства балконов и лоджий - напольные и навесные ящики для цветов, решетки - для вьющихся растений, кашпо - для ампельных. Необходимо добиваться стандартизации и сборности такого оборудования, чтобы избежать нежелательной самодеятельности, вносящей хаос в архитектуру зданий. Озеленение и цветочное оформление лоджий и балконов - это задачи в первую очередь жилищного строительства. Одна из причин -необходимость постоянного ухода за растениями, что в общественных зданиях, как правило, затруднено.
Для посадки грунтовых цветов чаще используются деревянные ящики шириной 20-30 см и высотой 20-25 см (длина определяется в зависимости от общей композиции лоджии или балкона, характера их ограждения, типа устройства для вертикального озеленения и пр.). Возможно применение малых форм из бетона, шамота, пластмассы. Бетонные изделия окрашиваются водостойкой полимерной краской либо содержат в фактурном слое цветные пигменты. Металлические детали покрываются масляной краской. Деревянные элементы лучше выполнять из тонированной древесины с последующим покрытием бесцветным водостойким лаком. Ящики для растений устанавливают на полу или на поручнях ограждения. Во всех случаях они должны быть надежно закреплены специальными кронштейнами и крючками толщиной не менее 0,5 см. Возможны как смешанные, так и однородные по ассортименту посадки. Рекомендуется в первом ряду высаживать ампельные (свисающие) или бордюрные растения (настурция, алиссум, лобелия, агератум, тагетис и др.); во втором - пеларгонию, клубневую бегонию, циннию, астры, петунию и др., в третьем - душистый горошек, ипомею, фасоль и т.д.
Комплексное озеленение жилых домов с использованием высококачественного, выполненного в едином стиле оборудования для растений позволит значительно обогатить архитектуру типовой жилой застройки, повысить комфортность ее среды.
Особую область ландшафтного творчества составляют террасные жилые дома. Сады-террасы являются как бы продолжением жилища, «зеленой гостиной». Этот вопрос связан с организацией и других типов садов на крышах. К сожалению, в современной отечественной практике они еще мало распространены, хотя устройство их известно с глубокой древности.
Однако сегодня нельзя говорить только о садах на крышах. Правильнее ставить вопрос о принципах устройства садов на различных искусственных основаниях -крышах, террасах, эстакадах, перекрытиях подземных сооружений.
Устройство садов на искусственных основаниях связано с решением ряда социально-экономических, экологических, технических и эстетических проблем. Прежде всего это экономика градостроительства, рациональное использование городских земель, которые стимулируют создание многоуровневых надземных сооружений с площадями-платформами, эстакадами, террасами для пешеходного движения, стоянками и благоустроенными местами для кратковременного отдыха.
Разноэтажность современной застройки города не только создает предпосылки для эффективной эксплуатации плоских крыш малоэтажных блоков в качестве дополнительных мест отдыха, летних кафе под открытым небом и т.п., но и ставит чисто архитектурно-художественные задачи. Пока в большинстве случаев из окон и лоджий высотных зданий открывается неприглядный вид на черные крыши торговых центров, блоков обслуживания и др. Летом рубероидно-битумная поверхность кровли перегревается, излучает излишнее тепло и далеко не безвредные летучие вещества, а в ветреную погоду пылит.
В зависимости от расположения относительно уровня земли сады на искусственных основаниях подразделяются на надземные (в прошлом - «висячие»); наземные, находящиеся на уровне земли; и смешанного типа. Это сады, соответственно устраиваемые на крышах зданий или на других конструкциях, приподнятых над землей, над подземными сооружениями и на сооружениях, которые частично заглублены или примыкают к склону местности. Таким образом, к садам на искусственных основаниях можно отнести те архитектурно-ландшафтные объекты, в которых зеленые насаждения отделены от естественного грунта теми или иными строительными конструкциями.
Необходимо иметь в виду, что устройство садов на искусственных основаниях экономичнее и технически надежнее, если эти вопросы решаются при проектировании зданий и сооружений, а не при последующем приспособлении кровель и соответствующей технической реконструкции, их архитектурно-ландшафтном обогащении. Наибольшими эстетическими и экологическими возможностями обогащения «пятого» фасада города располагает ландшафтная архитектура. С устройством садов на крышах улучшается микроклимат, общий ландшафтно-художественный облик города. Проблема организации садов на искусственных основаниях актуальна не только для общественных центров и комплексов, но и для промышленных зон и жилой застройки. На территориях существующих промышленных объектов часто невозможно организовать даже небольшие площадки для кратковременного отдыха, в то время как плоские кровли зданий, как правило, пустуют. Большая плотность застройки в старых жилых кварталах также не позволяет увеличить площадь зеленых насаждений и площадок для игр детей и отдыха взрослых.
Декоративные сады на крышах не предусмотрены для посещения людьми, а служат исключительно эстетическим целям, представляя собой фактически декоративные панно. Их покрытия выполняются с применением как естественных живых и неживых (трава, мхи, цветы, невысокие кустарники, камень, иногда вода), так и искусственных (керамика, кирпич, стекло, пластмассы и др.) материалов. Защитные функции садов на крышах связаны в основном с предохранением зданий от чрезмерного перегрева, от солнечной радиации. По преобладанию того или иного материала выделяются сады водяные (наиболее распространенный тип защитного сада на юге), растительные и сухие ландшафты. В «сухом ландшафте» используют неживые материалы - песок, гальку, валуны, коряги; иногда по примеру японского сада - мхи, малые архитектурные формы.
Растительные сады подразделяются на сады с почвенным слоем в виде сплошного покрова или нескольких участков, разделенных дорожками и площадками, и сады, в которых земля размещается только в специальных емкостях - контейнерах.
Зимний сад - сад экзотических растений, выращиваемых в условиях искусственного микроклимата. Создание зимних садов достаточно сложно, так как надо удовлетворить особые требования к температурно-влажностному режиму помещения, освещенности, а отсюда к ограждающим конструкциям, системе отопления и вентиляции, условиям естественного и искусственного освещения и т.д.
На практике чаще встречается второй вид натурализованного интерьера - различные формы декоративного озеленения и цветочного оформления помещений общественных и жилых зданий. В общественных зданиях кроме растений широко используются бассейны, фонтаны, скульптура, неживые природные материалы - камень, песок, дерево.
Растения в помещениях играют санитарно-гигиеническую и декоративную роль. Они аккумулируют свежий воздух, регулируют температурно-влажностный режим, поглощают шум, пыль. Все это, конечно, в небольшом масштабе.
В композиции интерьера используется цвет, фактура, рисунок листьев, цветков, силуэт, масса растений и другие их качества. С помощью растений пространство расчленяется, зонируется. Возможны разнообразные формы исполнения: одиночное растение (чаще на фоне чистой плоскости стены); вертикальное озеленение вьющимися растениями, устройство зеленых бордюров и т. д.
ЛЕКЦИЯ № 6
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ МЕЖСЕЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ
Основные принципы проектирования территорий, являющихся объектами охраны (заповедники, заказники, национальные и природные парки и т.п.)
Архитектурно-ландшафтная организация рекреационных территорий (места отдыха, рекреационные зоны, рекреационные районы и регионы).
Методика архитектурно-ландшафтного проектирования дорожного пространства.
Принципы формирования и организация территорий производственных объектов.
1 Основные принципы проектирования территорий, являющихся объектами охраны (заповедники, заказники, национальные и природные парки и т. п.)
На региональном уровне архитектурно-ландшафтные вопросы являются составляющими более крупных экологических программ, которые могут иметь различия в зависимости от вида районной планировки, экономических, природных условий района, его географического положения. Кроме ряда разделов, связанных с вопросами охраны окружающей среды (охрана воздушного бассейна, водного бассейна, почвенно-растительного покрова, животного мира, улучшение санитарно-эпидемиологических условий, охрана среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний, радиации и т.п.) и комплексной схемы охраны окружающей среды с урбоэкологическим зонированием, предложениями пространственной локализации природоохранных мероприятий и т.д., экологическая программа должна включать следующие разделы:
формирование единой системы зеленых насаждений района (установление минимально допустимой и оптимальной лесистости, величины и конфигурации зеленых массивов, образование «природного каркаса» из взаимосвязанных элементов - лесов и других насаждений различного функционального назначения);
охрана памятников истории и культуры (выявление, систематизация и разработка предложений по использованию и охране архитектурных, исторических, этнографических и других памятников во взаимосвязи с окружающей их природной средой);
создание системы охраняемых территорий (национальные и природные парки, заповедники, заказники, охраняемые ландшафты, отдельные объекты живой и неживой природы и т.д.);
охрана и улучшение ландшафтов (сохранение, обогащение и целенаправленное формирование облика природных и антропогенных ландшафтов, рекультивация территории, мероприятия по улучшению эстетических качеств ландшафтов и т.д.).
К охраняемым ландшафтным объектам относят заповедники, заказники, достопримечательные ландшафты, а также отдельные их компоненты, памятники садово-паркового искусства, архитектурно-ландшафтные ансамбли, природные (национальные) парки, рекреационные территории (места отдыха и туризма). Однако при современной постановке проблемы охраны природы мы не можем выделить охраняемые и неохраняемые ландшафты. Поскольку под охраной природы, ландшафтов понимается также их рациональное использование и научно обоснованное преобразование (формирование), а не только консервация, все ландшафты должны охраняться.
Уровень охраны ландшафтов определяется соотношением природоохранной и природопреобразуюшей деятельности. Поэтому вполне правомерным стало введение также понятий «особо охраняемый ландшафт» , «осо бо охраняемые ландшафтные территории», цля которых природоохранные задачи превалируют над природопреобразующими.
Заповедники - участки практически неизменных естественных ландшафтов, сохраняемые как эталоны природных комплексов для сравнения с хозяйственно-используемыми территориями и выявления благоприятных или неблагоприятных результатов деятельности общества. Цель заповедников - сохранение характерного для данной ландшафтно-географической зоны природного комплекса в целом, охрана особо примечательных участков местности, ценных в научном, культурном и хозяйственном отношениях, охрана отдельных редких видов флоры и фауны.
Заказники - территории, на которых сохраняется часть природного комплекса с исключением из хозяйственного оборота лишь тех объектов, для которых заказник организован (растительность, животный мир или др.). Известны были ботанические, геологические, гидрологические, охотничьи, мемориальные и другие заказники. Вокруг государственных заповедников и заказников в случае необходимости по решению правительства выделяются дополнительные охранные зоны, в которых устанавливается режим, запрещающий те или иные виды деятельности. В особо охраняемых природных объектах с точки зрения планировки, архитектуры застройки не может быть главных и второстепенных задач. Все служебные, хозяйственные здания, каждый указатель или другая малая архитектурная форма должны быть подчинены одной цели - охране и улучшению ландшафта.
Национальные природные парки - одна из перспективных форм охраны ландшафтов и организации отдыха и туризма. В современных представлениях о природных и национальных парках существуют две крайние точки зрения: природные парки - объекты охраны природы типа заповедников, в которые могут допускаться очень ограниченно туристы; природные парки - места массового отдыха в условиях малоизмененной природы.
Получает распространение тип природного парка, в котором вся территория организуется по принципу заповедника. Допускается строго регламентируемый и контролируемый туризм по пешеходным тропам с местами для ночлега (приюты, укрытия, бунгало).
Начался поиск путей и мер по ограничению потока посетителей. В основе этих мер - новые природоохранная и рекреационная программы парков, сокращающие развлекательные и спортивно-оздоровительные формы отдыха и туризма и усиливающие просветительные и эколого-воспитательные функции.
Соответственно потребовалась трансформация архитектурно-планировочной организации парков: сокращение сети автодорог, вынос комплексов отдыха в буферные зоны и т.п.
Особо охраняемая территория национального парка окружается рекреационно-буферными зонами («зонами-ловушками») с учреждениями обслуживания, автомобильными подъездами и стоянками, парквеями и т.д. Ставится задача такой архитектурно-планировочной и архитектурно-ландшафтной организации природного парка, которая прежде всего должна служить инструментом охраны природы, однако исходить не столько из системы запретов, сколько из принципа формирования устойчивого стереотипа поведения туристов в природ.
Архитектурно-планировочное решение национального (природного) парка, система и интенсивность обслуживания зависят от предполагаемой посещаемости и форм отдыха и туризма, которые в свою очередь определяются природными особенностями (пейзажное разнообразие, наличие акваторий, гор, охотничьих угодий, памятников культуры), размещением по отношению к городам, автомагистралям и т.д. В связи с ростом потребностей в местах организованного отдыха и туризма и одновременно с дифференциацией потребностей появились предложения по выделению различных типов природных парков. Например, пейзажно-прогулочный, спортивно-прогулочный, охотничий, архитектурно-исторический и пр. Видимо, такая классификация приемлема, однако основной задачей в организации и эксплуатации природных парков должна оставаться природоохранная.
2 Архитектурно-ландшафтная организация рекреационных территорий (места отдыха, рекреационные зоны, рекреационные районы и регионы)
Формирование рекреационных ландшафтов - процесс длительный, поэтому требует заблаговременного планирования. На территориях, намеченных к перспективному рекреационному освоению, следует поэтапно преобразовывать и улучшать ландшафты: вести посадки леса на неудобных землях, создавать водохранилища, в существующих лесах вести рубки ухода и ландшафтные рубки, а также новые декоративные посадки.
В местах наибольшей концентрации отдыхающих формируются лесопарковые насаждения с повышенным уровнем благоустройства, обеспечивающим охрану от рекреационных нагрузок до 30-40 чел/га. По мере удаления от учреждений отдыха, пляжей, центров культурно-бытового обслуживания уровень благоустройства может снижаться, постепенно переходя от характера лесопарка (8-12 чел/га) к рекреационному лесу (3-10 чел/га).
Существенно улучшает качество рекреационных ландшафтов создание искусственных водохранилищ. При использовании искусственных водохранилищ в рекреационных целях необходимо, чтобы колебания уровня воды в них во время купального сезона не превышали 0,2 м. Для купания должны быть выделены места в зоне, ограниченной изобатой 1,4 м. При проектировании водохранилищ рекомендуется исходить из расчета 1 га водной поверхности на 1000 человек. Прибрежная полоса шириной 10-70 м является основной зоной концентрации отдыхающих. В 100-200 м от берега водоема количество отдыхающих в 4-5 раз меньше, чем в прибрежной полосе, а в полукилометре - в 10 раз меньше.
Пешеходные дорожки, аллеи позволяют уменьшить вытаптывание травяного покрова. Под дорожно-тропиночную сеть в загородных парках рекомендуется отводить до 8-12% территории, в лесопарках - до 4%, в рекреационных лесах - до 1,5%.
Рекреационные территории различаются по величине, назначению, особенностям ландшафтно-природных условий и планировочной организации.
Место отдыха - первичный элемент рекреационных территориальных образований площадью от нескольких гектаров до нескольких квадратных километров, например сквер, парк, пляж, коллективный сад и др.
Рекреационная зона (зона отдыха и туризма, курорт) - территориальное образование от нескольких десятков до нескольких сотен квадратных километров, включающее места отдыха, комплексы рекреационных учреждений, имеющее единую планировочную организацию, систему обслуживания, транспортного и инженерно-технического обеспечения.
Рекреационный район - сложное территориальное образование площадью в сотни квадратных километров, объединяющее зоны отдыха на основе общности природных ресурсов, экономических, транспортных и других взаимосвязей.
Рекреационный регион - наиболее крупное территориальное образование площадью в десятки тысяч километров, объединяющее рекреационные районы на основе общности народнохозяйственного развития.
Рекреационные районы и регионы выделяются, как правило, на базе уникальных природных комплексов (Южный берег Крыма, Карпаты и др.).
Для крупных и больших городов первый пояс рекреационных территорий, создаваемый на «пороге» города, формируется из наиболее часто посещаемых объектов - парков, лесопарков, спортивных комплексов и др. Следующий по удаленности от города пояс образуют территории и объекты, предназначенные для кратковременного отдыха с ночлегом (базы и летние городки отдыха, садоводческие товарищества и др.). Третий, наиболее удаленный пояс рекреационных территорий включает места и объекты преимущественно продолжительного отдыха (лагеря школьников и дачи дошкольников, пансионаты и базы отдыха предприятий и организаций и др.), а также места кратковременного отдыха в естественной природной среде (сбор ягод и грибов, охота и т.п.). На рис. 4.3 приведены схемы зонирования территории по уровню рекреационных нагрузок при линейном и компактном размещении рекреационных комплексов вдоль берега водоема.
Для многих ландшафтных условий неприемлемо создание обширных зон сплошной рекреационной застройки. Комплексы и отдельные учреждения рекомендуется отделять друг от друга массивами зеленых насаждений, создающих визуальную и звуковую изоляцию и обеспечивающих психологический комфорт. Ширина полосы насаждений, разделяющей комплексы рекреационных учреждений, должна быть не менее 300-400 м, а рекреационные учреждения - 100-150 м.
Архитектурно-ландшафтное проектирование системы отдыха и туризма и ее различных пространственных составляющих в силу большого разнообразия видов отдыха, типов рекреационных объектов, природных условий и других факторов - достаточно сложная задача. Поэтому в рамках учебного курса нами были изложены лишь основные направления решения задач.
Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, ... О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа,2007. Габриелян...Учебно – методическое обеспечение выполнения учебного плана выполнение данного учебного плана обеспечивается учебно – методическими комплектами представленными в таблице
УчебникиУчебно – методическое обеспечение выполнения учебного плана. Выполнение данного учебного плана обеспечивается учебно – методическими комплектами , представленными в таблице: Учебные предметы, ступень...
Учебно-методические комплекты Касьянова физике для 10-11 классов общеобразовательных школ (базовый
ПрограммаУровень. Важнейшая характерная особенность данного Учебно -методического комплекта , являющегося замкнутым концентром, - ... частицы). Важнейшая характерная особенность данного Учебно -методического комплекта , являющегося замкнутым концентром, - возможность...
Комплект учебно-методических материалов к модульной программе подготовки переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей Учебно-методический комплект (УМК)
Методические рекомендацииЭффективного отдыха и оздоровления детей Учебно -методический комплект (УМК) – это совокупность учебно -методических материалов и программно-технических...
→ Архитектурное проектирование
О природе архитектуры
О природе архитектуры
Началом архитектуры было строительство, возникшее еще на заре развития человеческого общества, когда человек вынужден был создавать средства, необходимые для защиты от неблагоприятных природных условий и диких животных. Постепенно приобретая более развитые формы, примитивное строительство переходило в более сложную область человеческой деятельности - архитектуру, зодчество.
За прошедшие тысячелетия вместе с изменениями в обществе зодчество прошло гигантский путь развития, переживая как периоды величайшего подъема, так иногда и периода временного упадка.
Основным назначением архитектуры всегда являлось создание необходимой для существования человека жизненной среды, характер и степень комфортабельности которой определялись уровнем развития общества, его классовым составом, культурой, достижениями науки и техники. Эта жизненная среда, называемая архитектурой, воплощается в зданиях, имеющих внутреннее пространство, комплексах зданий и сооружений, организующих наружное пространство - улицы, площади, города и другие поселения.
В современном понимании архитектура - это искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы. Она организует все жизненные процессы.
Архитектура призвана удовлетворять все разнообразие потребностей каждого человека и общества в целом: как часть средств производства (здания заводов и фабрик, сооружения транспорта, энергетики и т. д.) и как часть материальной среды существования общества (жилые и общественные здания) она составляет область материальной культуры; в то же время, эстетически формируя окружение человека, выражая в художественных образах общественные идеи, архитектура входит в сферу духовной культуры.
По своему эмоциональному воздействию - архитектура одно из самых значительных и древних искусств. Сила ее художественных образов постоянно влияет на человека, ведь вся его жизнь проходит в окружении архитектуры.
Таким образом, зодчество, архитектура - это специфическое общественное явление, занимающее в системе культуры особое место как по своей социальной значимости, так и характеру создаваемых в процессе архитектурного творчества материальных и духовных ценностей, связь между которыми неразрывна.
Соответствие своему практическому назначению, эмоциональная выразительность, красота являются необходимыми качествами подлинной архитектуры. Вместе с тем создание произведений архитектуры требует значительных затрат общественного труда и времени. Поэтому в круг требований, предъявляемых к архитектуре, наряду с функциональной целесообразностью, удобством и красотой входят требования технической целесообразности и экономичности. Формула единства «пользы, прочности и красоты» была провозглашена еще древними теоретиками архитектуры. Уже в этой формуле выражается важнейший принцип органической взаимосвязи функциональных, технических и эстетических начал в архитектуре.
Соответствие зданий их функциональному, практическому назначению, удобство (польза) - первое основополагающее требование, предъявляемое к произведениям архитектуры.
Создание наиболее благоприятной среды для деятельности человека зависит прежде всего от того, насколько правильно, целесообразно выбрана архитектурно-планировочная, объемно-пространственная структура здания, в которой учтены достижения науки и накопленный опыт в проектировании и эксплуатации подобных зданий.
Организация внутреннего архитектурного пространства определяется функциональной целесообразностью, соответствием объема и связи помещений тем социальным и технологическим процессам, для которых оно предназначается. Так, в зрелищных зданиях происходящий в них функциональный процесс вызывает необходимость создания такой структуры, которая наилучшим образом обеспечивает хорошую видимость и слышимость, быстрое заполнение и эвакуацию зрителей из залов. В зданиях, предназначенных для предприятий общественного питания (столовые, кафе, рестораны), в планировке и объемно-пространственной композиции должна быть предусмотрена изоляция и одновременно связь обеденных залов и кухни. В производственных зданиях основной функцией является труд, производство продукции, в зависимости от характера которой и технологии ее изготовления определяются габариты помещений, степень и вид их освещенности, состав помещений для бытового обслуживания рабочих и характер их связи с производственными залами.
Кроме рациональной планировки помещений, соответствующей тем или иным функциональным процессам, удобство всех зданий обеспечивается правильным расположением лестниц, лифтов, размещением оборудования и инженерных устройств (санитарные приборы, отопление, вентиляция).
Таким образом, форма здания ео многом определяется функциональной закономерностью, но вместе с тем она строится по законам красоты. Прекрасное и целесообразное в архитектуре создаются в едином процессе формообразования.
О неразрывности пользы и красоты в архитектуре писали многие теоретики в разные периоды истории. Еще Гегель - представитель идеалистической эстетики - отмечал, что одной из великих красот классической архитектуры является то, что она не ставит колонн больше, чем необходимо для поддержания тяжести балок, и что в архитектуре в собственном смысле колонны, поставленные только ради украшения, не обладают истинной красотой.
Однако зависимость красоты от пользы в архитектуре - условие необходимое, но не достаточное. В противном случае были бы правы функционалисты и конструктивисты, односторонне видящие красоту только в рациональной организации производственно-бытовых процессов и конструктивной целесообразности.
Целесообразность не может определяться только соответствием функциональным или техническим требованиям - она предполагает решение всей широты задач, поставленных обществом перед произведением архитектуры - утилитарных, идеологических, художественно-эстетических.
Так что же такое красота применительно к архитектуре, что лежит в основе прекрасного?
Красота в архитектуре - понятие более сложное, чем в изобразительных или прикладных искусствах. К тому же эстетические проблемы архитектуры еще мало разработаны наукой. Сложность вопроса заключается в том, что произведения архитектуры в отличие от других искусств представляют собой одновременно и материальную и духовную ценность. Будучи вещественной реальностью, обеспечивающей выполнение обществом его многообразных жизненных функций, архитектура в то же время оказывает на общество исключительно сильное эмоциональное воздействие и неотделима от его идеологии. Это объясняется тем, что каждый социальный процесс затрагивает сферу не только материальной, но и духовной жизни человека. Поэтому в формировании материальной архитектурной среды, предназначенной для этих процессов, всегда присутствует духовная сторона, конкретно выражающаяся в эстетических качествах архитектурных сооружений.
Постоянно находясь в поле зрения человека, архитектура формирует его эстетические представления, воспитывая в нем понимание прекрасного, чувство гордости и любви к своей Родине. А ощущение прекрасного в архитектуре возникает в тех случаях, когда художественными средствами выражена сила идейного замысла, найдены соответствующие замыслу закономерности и пропорции формы, фактура и цвет материала, найдена гармония с окружающей средой.
В некоторых произведениях архитектуры, таких, как мемориальные музеи, мавзолеи, правительственные и культовые здания, идейная сторона приобретает особо важное значение. В этих случаях идейно-художественное содержание становится ведущим и воплощается в форме идейно-художественного образа.
Создание архитектурного образа - сложный творческий процесс. Он тем более сложен, что понятие образа в архитектуре отличается от других видов искусств. Архитектура не изображает предметы, как живопись, рисунок, скульптура, которые в художественных образах воспроизводят явления действительности. Архитектура - искусство созидательное. Архитектурный образ возникает на материальной основе (осмысление автором социальной и функциональной задачи) и специфическими средствами архитектурного языка отражает действительность в самых общих признаках, вызывая у зрителей (вернее, потребителей) те или иные эмоции - чувства радости, печали, глубокого уважения, гордости, ощущение торжественности или уюта.
Следовательно, можно говорить о разнообразии образов в архитектуре - эпическом, героическом, лирическом. Каждому сооружению соответствует свой образ: некоторым общественным зданиям - эпический, жилым домам - лирический. И в каждом жанре архитектор ищет свои особые средства архитектурно-художест-венной выразительности. И чем талантливее архитектор, тем эти средства разнообразнее и сильней.
Воплощение функциональной и эстетической организации пространства и объема задуманного сооружения в материальную форму происходит с помощью строительной техники, включающей строительные материалы, конструкции, машины.
В развитии архитектуры строительная техника, опирающаяся на достижения науки и техники, играет значительную, а иногда и решающую роль. В то же время архитектура, служащая удовлетворению различных потребностей общества, оказывает большое влияние на развитие техники, ставя перед ней новые задачи, обусловленные этими потребностями.
Вся история зодчества - свидетельство определенной зависимости, взаимосвязи архитектуры и строительной техники.
В периоды расцвета зодчества эта зависимость гармонична. Здесь конструкция выступает как творчески осмысленная, пластически разработанная архитектурная форма, выражающая определенный идейно-художественный замысел и правдиво раскрывающая физическую работу материала и строительных элементов.
Однако известны периоды, когда архитектурная форма, полностью отрываясь от своей конструктивной основы, приобретала чисто декоративную выразительность. В другие периоды, наоборот, конструкция подавляла архитектурную форму, уничтожая по существу ее смысл и назначение - периоды откровенного техницизма. И та и другая крайность тормозили развитие архитектуры, прерывая на время процесс совершенствования архитектурного творчества.
В наш век научно-технической революции индустриализация во многом определяет направленность архитектурного творчества. Передовая техника открывает перед архитектором почти неограниченные возможности, но она ни в коем случае не должна при этом подчинить творческую мысль зодчего. Цель архитектуры - удовлетворение всесторонних потребностей человека, как материальных, так и духовных, а строительная техника, каких бы высот она не достигла, - средство достижения этой цели.
Поэтому в настоящее время необходимо овладеть методикой заводского изготовления конструкций и индустриализации строительства так, чтобы они были совершенным инструментом в руках архитектора и служили развитию архитектурного творчества при активном взаимодействии функции, формы и технологии для достижения больших социально значимых целей.
Архитектурно-строительная деятельность требует огромных материальных затрат, что определяет многообразие связей архитектуры с вопросами экономики. Вопросы экономичности в архитектуре и градостроительстве очень непросты. Здесь далеко не всегда можно сказать «дешево - значит экономично». Кроме того, это понятие включает множество аспектов: при сооружении зданий, их комплексов, городов и поселков вместе с необходимостью максимальной экономии денежных средств, строительных материалов, рабочей силы нужно учитывать затраты, которые будут иметь место в период эксплуатации объекта строительства (энергоснабжение, отопление, обслуживание); в понятие экономичности входит также время окупаемости стоимости строительства, а это связано со степенью пропускной способности некоторых общественных зданий, увеличением объема продукции с 1 м2 площади производственных зданий и т. д.
Сокращение затрат в архитектуре и строительстве осуществляется рациональными объемно-планировочными решениями зданий, правильным выбором строительных и отделочных материалов, облегчением конструкций, усовершенствованием методов строительства. Главным экономическим резервом в градостроительстве является повышение эффективности использования земли.
Вместе с тем в проблеме «архитектура и экономика» следует различать экономику разовую, «сиюминутную» и экономику большую, действующую постоянно, которые часто находятся в сложных противоречивых взаимоотношениях. Нередко бывают такие ситуации, при которых малый экономический выигрыш сегодня приводит к значительным потерям впоследствии. И наоборот, увеличение первоначальных затрат может дать серьезный экономический эффект в будущем. Поэтому в архитектуре, заключающей в себе огромные материальные ценности, экономно то, что учитывает перспективу, содержит в себе потенциал развития.
История зодчества показывает, что в периоды расцвета экономика и все слагаемые архитектуры находились в тесном союзе. А это значит, что разумные экономические требования к сооружению в значительной мере предопределяют и понятия пользы, прочности и красоты.
Советский архитектор должен проявить высокую меру ответственности и мастерство, чтобы добиться наиболее экономичного решения в широком понимании, не снижая при этом других требований, предъявляемых к архитектуре, в том числе и эстетических.
Только в органическом единстве всех рассмотренных сторон архитектуры создаются подлинные ее произведения. Односторонний подход - пренебрежение или резкое выделение только одной из сторон - функциональной, технической, экономической или эстетической - ведет к разрыву этого единства, к искажению самого смысла архитектуры.
Вместе с тем требования, предъявляемые к отдельным сторонам архитектуры, не являются неизменными. Условия жизни общества - уровень развития производительных сил, способ производства, общественно-политический строй-оказывают огромное влияние на все требования, предъявляемые к зодчеству. Природные условия страны, национальные особенности ее народа также находят непосредственное отражение в характере архитектуры. Таким образом, два основных фактора - экономико-политический уровень развития общества и природно-климатические условия - и определяют отличительные особенности архитектуры разных стран и народов в определенные эпохи их исторического развития. Именно в силу своей социально-экономической обусловленности архитектура имеет особенности и черты, свойственные каждому строю общества.
В антагонистическом классовом обществе в архитектуре ярко отражаются классовые противоречия. Дворцы, усадьбы, виллы, правительственные и торговые здания, культовые сооружения служили и служат для удовлетворения потребностей и утверждения политического и материального могущества господствующих классов. В то же время сооружения, предназначенные для обслуживания нужд народа, в своей основной массе лишены как эстетических, так и элементарных комфортных качеств. Особенно остро противоречия классовых формаций самых разных эпох отражаются в застройке городов, разделяющихся на фешенебельные центральные районы и бедные окраины.
В современном капиталистическом обществе, несмотря на грандиозный прогресс науки и техники, эти противоречия еще углубились. Развитие архитектуры, охватывая здесь главным образом уникальные здания, обусловлено конкуренцией, рекламой, а не стремлением удовлетворить нужды всего общества. Поэтому гонка за экстравагантным формообразованием в архитектуре становится основным стимулом ее развития.
Сказанное выше отнюдь не умаляет отдельных значительных достижений в архитектуре прогрессивных мастеров современного капиталистического мира, но они не снимают классовой сущности этой архитектуры.
В советском обществе архитектура впервые получила принципиально новые качества; обслуживая все общество и охватывая все стороны жизни и деятельности человека, она приобрела уникальный общенародный характер, который обеспечивается самой сущностью советского строя.
Начиная с первых дней Советской власти вся деятельность архитекторов была направлена на службу народу. Теоретические работы по переустройству и созданию нового быта, новые идеи формирования городской среды оказали революционное воздействие на все дальнейшие свершения архитектуры последующих лет. Менялись формы советской архитектуры, но содержание ее оставалось незыблемым - она создавалась для народа.
Народность, демократичность советского зодчества проявились в первую очередь в широком развитии строительства зданий массового типа - жилых домов, школ, детских учреждений, кинотеатров, клубов. Это и определило ее социальный качественный признак.
Важнейшим преимуществом социалистической архитектуры, которую не связывает частная собственность на землю, является возможность комплексного решения всех вопросов, когда в сферу влияния архитектуры включаются не только отдельные здания и их комплексы, но разные поселения, города и даже целые регионы, планировка и строительство в масштабе всей страны.
Таким образом, основой новаторства социалистической архитектуры становится прежде всего новое содержание, отражение глубоких социальных преобразований и запросов общества. Неизмеримо возросло значение зодчества, его роль в ускорении социально-экономического прогресса, повышения уровня культуры, подъема общего морально-психологического климата. По мере развития количественной материальной стороны архитектуры вопросы эстетические в этих условиях приобретают все большее социальное значение.
Наша страна многонациональна, территориально расположена в самых разнообразных природно-климатических условиях. Поэтому важным качеством архитектуры Страны Советов является ее разнообразие, соответствие народным традициям как в создании материальной основы среды обитания, так и в ее эстетическом выражении.
Ведь каждому народу присущи свои традиции, основанные на многовековом опыте формирования архитектуры под воздействием природно-климатических особенностей, быта, развития культуры. Таким образом, национальный характер новой архитектуры должен заключаться не в поверхностном использовании орнаментики, а в глубоком проникновении в историческое развитие народа и его культуры.
Создание новых форм социалистического зодчества - сложный творческий процесс, требующий для своего завершения определенного времени.
Работа архитектора начинается с замысла, воплощаемого в проекте, а затем в процессе строительства - в материале. Отсюда можно понять огромную ответственность архитектора за создание сооружений, их комплексов, городов и поселков, которые должны отвечать всем разнообразным требованиям удобства, технического и художественного совершенства, экономичности. Творчество архитектора должно объединять в себе знания и способности инженера, художника, экономиста, глубокие знания тех жизненных социальных или производственных процессов, для которых сооружаются здания.
В поисках лучших решений, отвечающих требованиям жизни, архитектор изучает и оценивает опыт своих предшественников, который, будучи рассмотрен с позиций современности, будет служить опорой для дальнейшего развития архитектуры и новаторства. Создавая новое, архитектор бережно относится к архитектурному наследию, сохраняя все ценное и ставя его на службу современности.
Создавая свое произведение, архитектор думает не только об удовлетворении сегодняшних потребностей, одновременно он смотрит в будущее. Современные постройки рассчитаны на долгий срок физической службы, а темпы социальных требований к ним небывало ускорились. Для того чтобы здание морально не устаревало, архитектор должен обратиться к научному предвидению - прогнозированию. Таким образом, пристальное изучение прошлого и научное предвидение будущего органично входят в творческий метод архитектора.
В Советской стране работа архитектора имеет государственное значение. Он является проводником политики партии и государства в размещении производительных сил, в организации расселения. Его труд способствует повышению благосостояния общества, развитию культуры. Поэтому в содержании творческой деятельности архитектора понятие «человеческий фактор» звучит с особой социальной конкретностью. Все это требует от советского зодчего наряду с высоким профессиональным мастерством высокой гражданственности, идейности, принципиальности.
Проектирование и строительство здания или тем более комплекса зданий, населенного места не под силу одному человеку. Этот сложнейший процесс осуществляется большим коллективом людей многих специальностей, коллективом, в котором автор проекта - архитектор выполняет роль дирижера, организующего и координирующего общие усилия.
В этом коллективе проектировщиков и строителей технику-архитектору отводится ответственная роль разработчика идей и замыслов архитектора, а затем исполнителя чертежей, по которым осуществляется строительство. Поэтому техник-архитектор должен хорошо понимать замысел архитектора, уметь разбираться во всех элементах проекта, разрабатывать его отдельные узлы и детали. При этом техник-архитектор должен знать нормы проектирования, обладать совершенной графикой, уметь выполнять чертежи любой трудности, владеть современными приемами выполнения чертежей с помощью различных видов электронной техники.
Испокон веков архитекторы обращались к природе за вдохновением и привносили её изображение в отдельные элементы, как, например, листья аканта в коринфской капители, окно-роза в готическом храме, да и в любом другом стиле практически всегда присутствовал растительный орнамент.
Со второй половине ХХ века начали возникать новые течения и направления, где природные формы главенствовали над общей конструкцией здания. Метаболизм, как понятие, пришедшее из биологии, стал новым словом в архитектуре. Внешне постройку нельзя было сопоставить с каким-либо объектом живой природы, однако его внутреннее строение архитекторы создали по типу живого организма, состоящего из клеток, то есть из отдельных блоков, в которых может жить человек. В процессе жизнедеятельности клетки умирают и рождаются, так и в случае с архитектурой подразумевалось легкое замещение старых частей на новые. Появившись в 1950-х годах в Японии, метаболизм оставил главный памятник архитектуры - башню Накагин в Токио. В дальнейшем многие архитекторы брали за основу ячеистую структуру, однако не все задумки были воплощены в жизнь. Сейчас этот стиль ушел на второй план, но такие свойства, как замена деталей, многосложность в повторении жилых блоков ещё встречаются в современных проектах.
Башня Накагин в Токио, Япония
А. Исодзаки. Город в воздухе , 1961 г.
Дом в Бобруйске , Беларусь
Проект Filene"s Eco Pods, Höweller + Yoon, Бостон , США
Следующий стиль - органика - как и метаболизм, был разработан в противоположность функционализму. Помимо использования натуральных материалов и стремления к вписыванию здания в окружающую природную среду, отличительной чертой органической архитектуры также является подражание природным формам, но уже не на «клеточном» уровне, а в более широком понятии. Асимметрия, криволинейность, изгибы приближают конструкцию здания к биоморфным объектам. Здания напоминают такие элементы, как листья деревьев, морские волны и др.
В XXI веке органика переросла в бионику, что представляет собой не просто подражание отдельным элементам, а именно заимствование природных форм.
Как и предыдущие упомянутые стили, бионика находится в противостоянии. Современный ей хай-тэк с его прямыми неестественными урбанистическими конструкциями признается «неживой» архитектурой. Многие авторы начинают переходить от стиля, в котором они работали ранее к бионическому. Они всё чаще сотрудничают с биологами и инженерами, чтобы как можно сильнее приблизить свой проект к желаемому результату. Самыми известными архитекторами можно назвать Сантьяго Калатраву, Николаса Гримшоу, Винсента Каллебо.
Проект The Coral Reef, Винсент Каллебо
Город наук и искусства, Сантьяго Калатрава
Проект The Eden, Николас Гримшоу
Обращение не только к биоморфным формам, но и к способу жизнеустройства в природе также становится популярной темой в архитектуре. Пирамида Shimizu TRY 2004 Mega-City, разработанная для перенаселенного Токио, представляет собой аналог муравейника. Такое здание с развитой инфраструктурой дает возможность жителям не покидать границы пирамиды.
В 2006 году по проекту, разработанному мексиканским архитектором Хавьером Сеносьяном, было построено здание, по форме в точности повторяющее раковину моллюска наутилуса. Уникальностью такого проекта стало спиральное внутреннее строение, соответствующее естественному.
Проект испанских архитекторов Mozas Aguirre arquitectos в некотором смысле возвращается к теме метаболизма, так как план здания напоминает переплетение хромосом, которые делят экстерьер здания на ячейки, и отсылает к теме клеточного строения.
Новые проекты все больше удивляют своей приближенностью к живой природе не только за счёт заимствования форм, но и благодаря разработке концепций, в соответствии с которыми то или иное сооружение будет существовать как отдельный организм.
Подводя итог, можно сказать, что главным сходством в развитии архитектуры и биологии является эволюция - от метаболизма к бионике через клеточное строение к формам цельного единого организма. Все три стиля противостояли неестественной жесткой геометрии функционализма, а в дальнейшем - хай-тэка. Отличительные черты метаболизма, органики и бионики на сегодняшний день зачастую собраны воедино. Современные архитекторы не останавливаются на достигнутом, совершенствуя свои идеи как относительно визуального сходства, так и в плане конструкции.
Выходные данные сборника:
ПРИРОДА КАК ОСНОВА АРХИТЕКТУРЫ
Фоменко Наталья Александровна
архитектор в ТОО “ USB - Group ”, магистрант казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, Республика Казахстан г. Астана
NATURE AS A BASE OF ARCHITECTURE
Fomenko Natalya Alexandrovna
architect in “USB-Group” LLP, master student of S.Seifullin Kazakh Agro Technical University, Republic of Kazakhstan Astana
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены методы взаимодействия природных образов и архитектуры. Отображены основные идеи формирования природных стилей на протяжении многих лет. Обозначены влияющие факторы на формирование архитектуры. Рассмотрены работы влияния методов работы природы на архитектуру. Представлен вариант сохранения природного облика.
ABSTRACT
The methods of nature image and architecture interaction are view in a matter. Basis ideas of nature style formation over extended time are image. The influence factors on the architecture formation are denote. Works of influence nature system methods on architecture are view. Variant of save nature image is present.
Ключевые слова: природа; человек; архитектурная форма; экология проектирования; гармония; адаптивность архитектуры; ландшафт.
Keywords: nature; man; architecture form; ecology of projecting; harmony; adaptability of architecture; landscape.
Связь человека и природы неразрывна, как бы человек не стремился к прогрессу он все равно возвращается к природным истокам. Природа это начало из которого на протяжении веков люди черпают вдохновение, создавая все новые архитектурные стили. Несомненно в них отображаются как достижения научно-технического прогресса так и духовные убеждения. Новые взгляды, новые изобретения позволяют человеку создавать жизнь вокруг себя. Особенности природы места, климатические условия, культурно-исторические особенности народа диктуют формы образования архитектуры рекреационных зон. Влияние природного облика на эстетическое воспитание, формирование живых ценностей. Возможность сохранить сегодня природу для будущих поколений является одной из важнейших задач.
Природа - проявление мира в многообразии форм. Уникальный организм с гармонично развитой системой взаимодействия всех ее элементов, одним из которых является человек. Общественное существо, обладающее сознанием, разумом; субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Испокон веков строящий культуру на общении с духовными силами. Окруженный продуктами научно-технического прогресса человек не перестает черпать вдохновение у природы и все чаще стремится к духовному отдыху. Что не всегда может позволить архитектура рекреационных зон. Основным критерием в проектировании является экономический фактор, что несомненно важно но только грамотное сочетание архитектуры и ландшафта создают благоприятную рекреационную среду.
Изначально термин архитектура означал искусство строить здания, в наше время архитектура является отображением возможности человечества и достижения в области технологий. В последнее время самыми распространенными материалами являются бетон стекло и метал. Разрабатываются новые конструкции зданий. Все чаще фасады зданий украшают металлическими конструктивными элементами, используются грубые формы в архитектуре не только деловых и общественных центров города но и в архитектуре рекреационных зон. Заполнение природного пространства архитектурой с ярко выраженными конструктивными элементами ведет к разрушению образа природы как единого организма. Господствование человека становится причиной истребления природных памятников. Архитектура рекреационных зон должна служить не столько организацией жилых процессов, сколько быть проводником от мира человечества к миру природы, источникам энергии жизни. Для удовлетворения потребности психологического и энергетического отдыха важно доминирование природы. Важно быть в гостях у природы, а не являться ее хозяином. Занимая доминирующую позицию, природа приглашает, знакомится, общается, делится энергией, чувством жизни, в случае, когда доминирует человек, природа замирает, закрывается, отворачивается от человека, она как будто перестает дышать, в надежде что человек ее не заметит и пройдет мимо. Она ждет, когда наступит тот самый момент, когда человек покинет ее навсегда чтобы вздохнуть спокойно. В то время когда человек может поддерживать величество природы, быть частью экосистемы. Открыть новое дыхание в формировании архитектурных стилей зон отдыха.
Формирование архитектуры скрытой в природной среде, сохраняет первозданный облик природных памятников. В процессе формирования очень важно учитывать интересы окружающей среды, для получения благоприятного результата взаимодействия среды и человека. Большую роль играет месторасположение рекреационной зоны, климат и экология местности. Следуя принципам экологии, от месторасположения зависит визуальное решение архитектурной и пространственной среды. Климат влияет на выбор использующихся конструкций и материалов. Немало важен культурно-исторический фактор. Наличие природных памятников требует проявления большего внимания к ним, для сохранения их облика. Являясь природным сокровищем своего государства, они представляют большую ценность в своей уникальности. Учитывая исторические и культурные элементы в формировании архитектурной среды, сохраняются культурные ценности народа. С приходом цивилизации происходит упадок культуры - плата за прогресс, но оглянувшись назад в любой культуре можно заметить, что предки находились в тесном взаимодействии с природой, что формирование не только архитектуры, но и всего образа жизни исходило из природных процессов.
Связь человека и природы можно наблюдать во многих проявлениях человеческой деятельности. Стремление человека окружить себя живым движет созданием садово-парковых территорий, приручению животных и выращиванию маленьких садов на подоконниках. Отображение образов природы прослеживается и в формировании архитектурных стилей со времен ХХ века. Живые линии плавность и текучесть форм стали основными принципами стиля модерн, изображение цветочных узоров на паркете использование растительных форм в ковке. Стиль, где декор на стене плавно перетекает на потолок, явно показывая присутствие жизни внутри каждого элемента, застывшего только на миг. Архитектура экспрессионизма отображает природные формы в своих произведениях, чаще всего вызывая в памяти природные ландшафты: горы, скалы, пещеры, сталактиты . Появление направления органической архитектуры вызвано желанием, путем объединения архитектуры и ландшафта - формирования гармоничного пространства, где элементы не занимают доминирующих позиций, а наоборот тесно взаимодействуют, дополняя друг друга. Стиль, где архитектура, сохраняя конструктивность образа, является продолжением природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Заимствование форм живой природы наблюдается в новом стиле био-тек. Отличием является использование современных материалов, сочетание стекла и металлических конструктивных элементов. Но зачастую архитектура как конструктивный элемент несет функцию организации пространства для удовлетворения человеческих потребностей. Совсем другого рода функциональность архитектуры отображается в работах Майкла Полина . Применение методов работы природы, приводит к самым неожиданным результатам. Позволяет экономить энергию, ресурсы, создавать безотходное производство. Природой изначально задуман круговорот веществ в природе, что подразумевает гармоничное развитие всех ее элементов, но не всегда человек принимает это во внимание. Добывая ресурс, человек просто его растрачивает, извлекая самую малость прибыли и избавляясь от остатка. Так же происходит и с природой, зачастую при развитии зон отдыха, бесследно истребляется большая часть природного ресурса, потому как главной целью является, денежная прибыль. Оставшуюся природу убивает загрязнение. Человек считая себя владельцем земли и всего произрастающего на ней, не смотря на то, что знает, как сильно он от нее зависит. В настоящее время известны не многие проекты «природной архитектуры». Еще в древние времена в Индии и Японии использовали живые мосты, они создавались путем переплетения каучуковых деревьев, конструкция укреплялась за счет естественного роста. Известны случаи выращивания домов, используя метод арбоархитектуры. Направления зародившегося из направления арбоскульптуры, созданным Акселем Эрладсеном, смыслом которого являлось создание различных форм из растущих деревьев. Но это занимает большое количество времени.
Большое распространение в скандинавских странах имеют травяные крыши. Норвежскими учеными было доказано, что такой вид кровли обладает отличной тепло- и звукоизоляцией, что является не только экологичным но и экономично выгодным. В германии уже стало популярным украшение крыш композициями из цветов, что дарит не только гармонию с природой, но и особую индивидуальность зданию.
Большую часть жизни человек проводит в бетонных джунглях, которые создает сам, поэтому рекреационная архитектура требует особого подхода и внимания. Особую роль в экологической пропаганде и просвещении необходимо уделять пропаганде здорового образа жизни в гармонии с природой, развитию экологического туризма .
Идея существования человека в гармонии с природой отображается во многих религиозных направлениях. Язычество подразумевает полную связь человека с природой. Все живое имеет душу. Боги стоят за всеми явлениями природы. Общение с природой подразумевает, получение знания. Обретение мудрости - разумное и бережное отношение к своей живой планете, возвращая себя в равновесие с природным миром. Буддизм показывает соотношение процессов мира духовности, с процессами взаимодействий природы. Взаимодействие энергий рассматривается как физическое взаимодействие. Природа является эталоном, открытой книгой познания которому следует учиться. Даосизм, как и буддизм, предлагает сосредоточиться на настоящем моменте, поскольку в жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. Мир таков, каков он есть, и если существует совершенство, оно вокруг нас, но не в нашем воображении. Исходя из этой посылки, любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь в состоянии покоя. Возврат к совершенству - это движение от неестественного к естественному.
Архитектура является одним из важных элементов жизни человека, и с давних времен несет функцию защиты. Гармоничная организация пространства и внешнего облика является важным фактором для создания экологически благоприятной рекреационной среды. Формирование архитектуры как единого организма созданного человеком в гармонии с природой. Гармония - равновесие противоположных сил, равное сочетание взаимодействия, главный принцип природы. Равноценность сил основа гармоничного бытия. Позволение проникновения одного в другое и наоборот четко отображает символ инь-янь. Поиск архитектуры в природе и воплощение природы в архитектуре, является наивысшей степенью гармоничного взаимодействия.
Список литературы:
1.Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241. - 19 с.
2.Полин М. Используя гений природы в архитектуре. 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.ted.com/talks/lang/ru/michael_pawlyn_using_nature_s_genius_in_architecture.html (дата обращения: 11.03.2013).
Единство функции и формы - объективная основа гармонии
Понятие гармонии сложилось в античное время как характеристика определенного, упорядоченного состояния мироздания, окружающей человека живой природы.
Смена времен года, дня и ночи, определенные периоды цветения растений, цикличность роста и развития живых организмов, их умирание и возрождение привели к таким понятиям, как ритмы, симметрия -- асимметрия, пропорции, тектоника и др., ставшие в процессе развития искусств, архитектуры основными средствами гармонизации форм как выражения единства объективно-субъективных законов художественного творчества. В сфере интересов архитектурной бионики находится и этот аспект изучения живой природы с архитектурными целями.
Объективной основой гармонии в живой природе и архитектуре является взаимодействие функции и формы. Проблема функции и формы в утилитарном плане в архитектуре заключается в том, чтобы найти такое соответствие формы (технических средств формообразования), которое бы наиболее полно обеспечивало функционирование архитектурного объекта, т.е. удовлетворение определенных социальных потребностей человека.
Здесь могут быть различные качественные уровни обеспечения функционирования.
В диапазоне качества функционирования архитектурного объекта возможны различные варианты взаимодействия функции и формы, возникающие в связи с адаптацией архитектуры к разнообразным условиям формирования ее объектов.
В известные архитектурно-исторические эпохи на проблему соотношения функции и формы складывались свои взгляды, выразившиеся в концепциях "функционализма" и "формализма".
Мы не задаемся целью решить все научные вопросы, касающиеся взаимосвязи функции и формы в архитектуре, однако изучение аналогичных отношений в живой природе, думается, поможет пополнить наши познания об этой сложной системе.
Живая природа открывает нам законы гармонии взаимосвязи функции и формы. Их конкретные образы могут и не совпадать с архитектурными, хотя есть прецеденты и обратного (например, постройки человека и животных). Вместе с тем известно, что любой принцип или закон может проявляться в разнообразных конкретных видах, что дает основание пользоваться законами, общими для архитектуры и живой природы.
Проблема гармоничного взаимодействия функции и формы приводит нас к широко сейчас изучаемому понятию системности и целостности.
Обратимся к существу понятия функции и формы и к их трактованию в архитектуре и живой природе.
Как известно, в жизни не может быть функции без формы, а формы без функции. Однако существуют и относительно самостоятельные закономерности развития и функции, и формы, на стыке которых возникают противоречия, заставляющие искать пути их разрешения и на уровне творческого процесса архитектора, и на уровне строительной технологии.
В философии и архитектуре рассматривается взаимосвязь "содержания" и "формы". Мы затронем этот вопрос лишь в той мере, в какой это необходимо, чтобы перейти к понятию функции, родственной, но не тождественной содержанию.
Так, понятие функции приближает нас к пониманию объективных законов движения, развития, функционирования, без чего невозможно говорить о целостности и гармонии, в то время как понятие содержания более статично и необязательно включает в себя формулировку развития, движения и цели. Функция же подразумевает также и цель -- целесообразность действия. Соотношение же ее с формой вскрывает и процесс ее матереализации, т. е. фактически технологию создания материальной формы -- создания продукта, который, по выражению К. Маркса: "... есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособление к человеческим потребностям посредством изменения формы " .
Исследование взаимосвязи функции и формы -- это в итоге рассмотрение деятельности и ее физического результата. Однако в этой связи понятие формы может быть представлено в трех видах: собственно форма, структура и пространство. Такое подразделение понятия формы важно и с точки зрения строительной технологии, поскольку характеризует различные уровни использования ее средств.
Форма, структура, пространство являются однопорядковыми категориями, выражающими (в совокупности со временем) способ существования материи, включающей также зависимость геометрических характеристик материальной формы, структуры и пространства от физических свойств материи. Однако между ними есть и различия. Если понятие пространства как бы поглощает понятие формы и структуры в отношении придания ему смысла -- способа существования материи, то форма, индивидуализируя понятие пространства, трактуется как внешний вид содержания, очертание предмета, а структура -- как внутренняя форма. В архитектуре (как в живой природе) эти понятия конкретизируются и связываются с материальным воплощением их в жизнь. И здесь разделение понятия формы, структуры, пространства начинает приобретать не только понятийный, но и реальный смысл, который дает возможность применить в определенных пределах различные трактовки формы, структуры, пространства. Вместе с тем в жизни все это сливается в одно нераздельное целое.
Рассматривая материальные выражения функционирования, мы оперируем взаимосвязью функции с формой, которая представляет здесь и структуру, и пространство. Вместе с тем, по мере надобности, осуществляется переход от функции непосредственно к структуре и пространству. Понятие формы в архитектуре остается все же обобщающим символом выражения законченности того или иного процесса, или его этапа, средством приведения множества (элементов архитектуры) к целому. В этом контексте структура выступает как процесс на пути становления формы, а пространство -- как множество связанных между собой форм. Форма оказывается как бы средним звеном между структурой и пространством. Однако весь процесс синтезирования отдельных элементов архитектуры принято называть в теории архитектуры формообразованием. С целью сокращения мы будем пользоваться для обозначения этих связей обобщенным символом МФСП (материальная форма -- структура -- пространство).
Чтобы придти к реальному процессу гармонизации, интересно проследить различие в эффекте результативности функции и формы.
Функция изменяется по иерархическому закону, отчасти к целому, к постепенному формированию присущего им (архитектуре, живой природе и т. д.) основного назначения, поведения и т. д.
Поэтому функция, по словам советского философа и биолога М.И. Сетрова, может быть охарактеризована как "отношение части к целому, при котором само существование или какой-либо вид проявления части обеспечивает существование или какую-либо определенную форму проявления целого", и, добавим, без целого элементарные функции не могут проявляться как функции объема.
Если говорится о функции жилой комнаты, то имеется в виду и функция квартиры. Функция последней понимается лишь в связи с жилым домом, дом -- с микрорайоном, последний - с жилым районом, а жилой район -- с городом. Без функции жилой ячейки не может иметь место существование никакой другой выше ее стоящей по иерархической лестнице функционирующей системы (так же, как без функции живой клетки теперь уж, на современном уровне эволюции, нельзя говорить о функции организма. Одноклеточные же организмы тоже не существуют самостоятельно, а входят в популяции и т. д.). Функция архитектуры как общественного явления наиболее ярко проявляется на уровне жилого района, города, расселения.
Форма (МФСП) же, наоборот, если ее абстрагировать от функции, в своем развитии подчиняется закону сложения (вычитания), поскольку МФСП может существовать по частям, может делиться, дробиться и каждая часть осуществлять свою функцию независимо от другой: рост здания в процессе строительства, рост организма, образование пород земли.