Добро и Зло - относительны или абсолютно реальны? Эзотерический и практический взгляды!
Так что, Добро и Зло - это понятия относительные или абсолютные?
Людям, конечно, свойственно верит в разное:) Много писем я получил на почту от т.н. интеллектуалов, которые полагают, что уже разобрались в вопросах Добра и Зла, и наивно уверены, что с лёгкостью доказывают их относительность. Спешу разочаровать! Тот, кто с пеной у рта доказывает относительность добра и зла, ещё сильнее запутывается сам и запутывает других. Такое мировоззрение не только ничего не объясняет, но и является практически очень не эффективным в жизни, порождая массу противоречий и конфликтов внутри самого человека.
Почему? Потому что такая позиция относительности Добра и Зла, смешивает ценности и, по сути, разрушает систему координат, которая является основой для принятия подавляющего большинства всех важнейших решений в жизни человека!
Таким образом, человек перестаёт различать, что достойно, а что недостойно, что нравственно, а что аморально, безнравственно и подло, что хорошо, а что плохо.
К чему это приводит? Всё очень просто, к оправданию любого зла. Когда человек принимает решения, он больше не задаёт себе вопрос - хорошо это или плохо? Он спрашивает себя - выгодно это или не выгодно? И в конце концов, от малого зла, человек переходит к большому. Например, убить свою старушку мать, чтобы побыстрее получить квартиру в наследство, или кинуть своего партнёра, лучшего друга детства, чтобы прибрать его долю в бизнесе и все доходы себе.
Без добра и зла - человек шаг за шагом превращается в монстра, окончательно теряя человеческий облик и свою душу.
Итак, для начала разберёмся с основными понятиями, а затем я обосную эту позицию. Для начала, если вы действительно хотите разобраться в вопросах Добра и Зла - изучите внимательно хотя бы основные статьи по теме:
Основные статьи о Добре и Зле:
- Что такое Серединный путь - суть вопроса и основные заблуждения
Остальные статьи:
Теперь можно отвечать на основной вопрос данной статьи.
Так что, Добро и Зло это понятия относительные или абсолютны?
Конечно, абсолютные! И вот почему!
Я бы назвал опрометчивым и даже глупым человека, которые пытается что-то утверждать об относительности Добра и Зла, при этом не посвятив изучению данного вопроса хотя бы 10-15 лет. Причем на изучение не только теоретическое, но и практическое, с обязательной проверкой своих взглядов, убеждений в реальной жизни и с получением позитивных результатов.
Основные ошибки тех, кто пытаются рассуждать на эту тему и доказывать относительность добра и зла:
- Примитивный взгляд и отсутствие глубины. Когда, например, сами вопросы ставятся не корректно (дальше вы поймёте почему): деньги это добро или зло? смерть это добро или зло? и т.п.
- Когда на добро и зло человек смотрит сугубо со своей эгоистично и, чаще всего, материалистичной точки зрения. Добро и Зло не создавалось людьми, а потому, законы Добра и Зла можно понять только с точки зрения Источника, с точки зрения Высших Сил.
- Само Добро и зло и соответствующие Законы - это объект или субъект отнюдь не физического мира, а духовного мира человека. Поэтому с точки зрения физического тела их не постичь. Добро и Зло может быть осознанно с т.з. Души человека, поэтому человеку верующему на много проще принимать и понимать эти понятия, а атеисту - сложно.
Теперь обо всё по порядку:
Добро и Зло - это сложные понятия, это как с высшей математикой, взвешивается и учитывается абсолютно всё до миллиметра.
Чёрное и белое? Добро и зло?
Есть распространенная позиция, что в жизни отсутствует черное и белое, есть только серое, что добро и зло едины и выполняют какую-то общую миссию, чуть ли не навязаны Богом. О Боге сказано: «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы». Сразу оговорюсь, что я придерживаюсь именно этой точки зрения. Для меня ЕСТЬ добро, и оно абсолютное, чистое, незамутненное, как некая великая сила, данная нам свыше. И добро со злом никогда не заигрывает, не кокетничает.
У Антона Чижа есть замечательное произведение «Божественный яд». В нем главному герою, сыщику, задают вопрос: в чем смысл борьбы и всей нашей работы, если чаще всего (почти всегда) зло не земле побеждает? Меня потряс ответ — своей глубиной и простотой:
ЧТОБЫ ПОБЕДА ДАВАЛАСЬ ЗЛУ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ!!!
Где рождается добро и заканчивается зло
Встречаются в коридоре два сослуживца. Один из них говорит:
Знаешь, мой новый начальник такая сволочь… - тут он оборачивается и видит своего начальника, - …в хорошем смысле этого слова.
Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром , а что злом , очень важно понять, где находится граница между ними. Что же все-таки является добром, а что - злом, с точки зрения научной терминологии?
Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью.
Зло - понятие нравственности, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали.
-противоположности, отрицающие друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий, добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.
Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме добра и зла в современном мире . Это наиболее распространенная тема для рассуждения о том, что же все-таки является добром и злом, с точки зрения современного общества.
Для каждого из нас добро и зло символизирует абсолютно разные вещи. Для кого-то еревести бабульку через дорогу – единственное добро всей его жизни, а для кого-то построить бесплатную школу для детей-сирот – толика в бесчисленной веренице добрых дел. Злом многие считают употребление алкоголя, курение, нецензурную брань. Кто-то сочтет это образом жизни… Как говорил Лев Толстой:
– Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали!
Для многих людей источником добра является церковь . «Не сотвори себе кумира», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Не прелюбодействуй» – помнит наизусть каждый из нас, вот только вопрос в том, что некоторые с помощью церкви, молитвы, причащения и других церковных таинств пытаются «смыть» с себя то зло, которое они совершают с завидным постоянством. Бог, как говорится, добрый. Он простит. Да и вообще, если говорить о церкви, то большинство обращается туда только, когда беда.
Понятия о добре и зле должны формироваться в детстве. И начинается добро именно тогда, когда на свет появляется ребенок. Чистое, светлое, воистину доброе создание Божье. Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы взращиваем моральный кодекс поколения. В дальнейшем на формирование доброго и злого в сознании ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы личности. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени». Весь вопрос в том, как сохранить всю эту чистоту непорочность маленького сердца.
Необходимо направлять позитивную энергию на уничтожение зла как явления. Каждый день, каждый час, каждый миг. Человек никогда не станет полностью идеален, но это уже другая история, а минимизировать злые деяния может каждый. Путем сам опоиска, сам осовершенствования, сам одисциплины, сам ореализации. В каждом слове есть корень «Сам», я не просто Вам указываю на него, а целью призвать, и наконец убедить вас в том, что никакая церковь, общество, социум, родители, полностью не повлияют на Ваше восприятие добра и зла , кроме Вас самих. Именно здесь и заканчивается зло . Именно в нас с Вами. В нашей работе над собой! Желаю вам неисчерпаемой воли и стремления действовать исходя только из добрых побуждений! Дарья ЩУКИНА
Притча о добре и зле
Был у гнева сын. Звали его — зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.
Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя — злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!
Почти все легенды и теории человеческого бытия однозначно упираются в черно-белое философское мировоззрение, которое, на самом деле совершенно относительно и неправильно. В абсолютном виде нет ни добра, ни зла. Есть лишь сырые вещи, которым люди придают разный окрас в зависимости от собственного положения и интересов. А ведь именно на добре и зле, которых фактически нет, основывается весь христианский взгляд на жизнь. Получается, нет места и сатане — именно на этом религиозном примере мы рассмотрим философский вопрос добра и зла. Он даёт больше наглядности.
Если сатана есть зло, то если нет зла, то не должно быть не только сатаны, но и понятия греха. А ведь зла действительно не существует. Невозможно найти хотя бы одного примера зла в самом полном смысле во всех возможных относительных плоскостях.
Рассмотрим пример убийства ребенка. Казалось бы, совершено определенно такой поступок является злом. Однако представим, что кто-то когда-то убил маленького Адольфа Гитлера, постоянно писающего в кровать застенчивого мальчугана. Убив его, человек спас бы десятки миллионов. Однако, это только один из возможных вариантов отношения к поступку. Есть еще и прямо диаметральное понимание одних и тех вещей разными людьми. Один добрый и чуткий человек может совершенно искренне считать, что нужно помочь умереть смертельно больному ребенку, страдающему невыносимыми болями. Другой, точно такой же чуткий и добрый, будет считать, что ребенку нужно помогать бороться за жизнь, надеясь на чудо, хоть бы и не было никогда случаев исцеления такой болезни. При этом обе противоположные позиции считают друг друга злом. Где же зло, а где нет?
Добро и зло: относительность
Однако существуют и другие понятия относительного зла. Тот же убитый ребенок является несомненным горем для любого нормального человека, но вот для природы, для могильных червей и других организмов, перерабатывающих мертвые тела, это несомненная удачи и счастье. Тело человека для этих организмов желанно точно также, как для нас куриная тушка в морозилке. На чьей же стороне добро? На человеческой? То есть, мы противостоим природе и что хорошо ей, то плохо нам? Вроде нет. Однако природа только и мечтает, чтобы избавиться от человеческой саранчи, пожирающей, уничтожающей и загрязняющей полностью всю планету. Хорошо ли разрушать такой огромный и волшебный организм, как живая, кишащая невероятным многообразием жизни, Земля? Плохо. А что для нее хорошо? Чтобы людей было как меньше, вместе с их черной цивилизацией. То есть, относительно природы, чем больше людей погибнет, тем лучше.
Что там природа. Когда 11 сентября 2001 года погибло несколько тысяч человек, в том числе женщины и те же дети, пол мира испытывало радость, выходя на улицу праздновать такое событие. Как?! Ведь погибли, в том числе, дети — очевидное зло? Но многие добрые люди искренне радовались сему событию. Как так? Где же зло и где добро? Я помню свой шок, когда встретился после этих событий со своей бабушкой и та сказала что-то вроде того, что так им и надо. Можно предположить, что это было распространенное мнение не только среди воспитанных красным строем пожилых людей, но и многих других. Но ведь погибли дети и даже беременные женщины. Вспомним рассказ очевидца, который увидел упавшую с небоскреба беременную женщину, у которой при ударе с землей вылетел из утроба плод на расстояние пуповины. И это все было хорошо не только пол миру, но даже пол цивилизованной России?
Военные действия — это вообще отдельная история. Пример: бомбардировка фашистского завода, при которой случайно гибнут дети. Это зло или добро? Убить ребенка — зло. Уничтожить завод, на котором производят танки, убивающие сотни детей — добро. Где же истина? Во время секретной разведки в местности под контролем противника солдаты обязаны убивать всех, кому они случайно попадутся на вид. В том числе детей, потому что они могут рассказать о них и сложная, необходимая для спасения других людей операция может быть прервана. Ну, и где зло? Хорошо ли убить ребенка во спасение других детей? Хорошо? Убивать ребенка — хорошо? Это добро или зло? С одной стороны зло — с другой добро. И никак иначе.
Так есть добро или его нет, как и зла?
Вы не верите, что убийство может быть добром? Хорошо. Допустим вы и сами по себе добрый человек, но при этом имеете небольшую слабость — любите вкусно покушать. Вы не думал, чем вы с таким смаком питаетесь? А зря. Представьте, что пришлось пережить тем животным, которых именно ради ВАС убили. Вы скажите, что вам надо кормить свои детей, но тогда получится, что добро для вас — это зло для других животных. Неужели мы такие разные, что их Бог для нас сатана?
Вообще убийства в природе — важнейший механизм чуткой экосистемы, без которого ничего бы не было. Опять получается явное зло — добром. Не ради же забавы львица ловит на зуб слабую антилопу. Все ради веселых душечек котят.
Это самые утрированные и простые примеры основанные на самой болезненной, и потому ярче воспринимаемой, теме жизни и смерти. Но они применимы совершенно для каждого случая в отдельности, к которому мы применяем понятие хорошего или плохого. Начиная от войны, которая для одной стороны может быть несчастьем, а для другой долгожданным решением проблемы и заканчивая вашей головной болью, которая представляет из себя откровенное счастье для ваших противников — везде все совершенно относительно.
И кто же тогда сатана? Если нет четкого понятия добра и зла, то он просто должен выступать на одной из сторон. Если так, то с одной стороны он зло, а с другой добро. Если он хочет уничтожить человечество — это счастье для фантастически прекрасной планеты Земля, для которой он будет долгожданным спасителем от верной смерти, санитаром в питерском подвале, полном крыс и тараканов.
Совершено точно можно утверждать, что понятие добра и зла не существует в природе. Все это придумал человек, оценивая окружающее со стороны своих интересов и предпочтений, не подумав о том, что есть другие интересы и предпочтения. Если эти понятия неестественны, сугубо виртуальны, то не удивительно, что возникает такое огромное количество несуразиц и загадок. Нет ни хорошего, ни плохого, есть целесообразность и необходимость конкретных личностей и других объектов жизни.
Нет ни добра ни зла, ни вытекающих от сего факта последствий. Есть только наши собственные интересы. Может нам стоит в этом самим себе признаться?
Отвечая на комменты, хочу просветить тех, кто не знает, что такое добро и зло…
А то очень много в современном мире молодёжи, неосознанно и для моды многие заигрывают с силами зла, сатаной, демонами создавая себе среди людей имидж служителей сатаны. Эти игры небезопасны. Вначале это и незаметно, даже иногда есть успехи в жизни. А ведь никто не знает, чем кончаются все эти заигрывания с силами зла сатаны. Сатана есть олицетворением вселенского зла. Можно, даже сказать, что сатана это абсолютный принцип зла, в котором нет никаких добродетелей. Где есть только четкая расчетливость для достижения цели - завладеть душой человека любыми средствами и способами.
Добро и зло, реальные силы жизни.
«…Вот даю перед тобой добро и зло, - сказал Бог человеку от самого начала, человеку. - А ты выбирай, добро или зло… Добро, что бы
любить Бога всем своим сердцем, всей своей душою и всем своим разумом, что бы исполнять Божьи Заповеди. И Господь Бог будет с тобой во всей твоей жизни…»
Кн. Бытия 2\17. Второзаконие 30\15-20.
Если мы не выбираем добро, значит, мы автоматически принадлежим к миру зла. Дело в том, что наш выбор добра или зла происходит не только в уме, но и в делах исполнения Божьих Заповедей. Вот как раз, исполнение Божьих Заповедей и означает, что мы выбрали добро. Неисполнение Божьих Заповедей означает, что мы нарушаем Божий Закон, а нарушение Божьего Закона есть грехом, что делает человека грешником, а грешники являются детьми сатаны.
Ев. Иоанна 8\44
Вот так примерно, символично человек определяется к добру или к злу. Я понимаю, есть множество других философских теорий о добре и зле, но я считаю их несовершенными, надуманными и вымышленными фальшивыми пророками, что бы обмануть человека и отвлечь его от Бога. Здесь силы зла используют очень простой принцип. Обмануть человека фальшивыми теориями о Боге и законах жизни и направить человека ложным путём, фальшивой веры, созданной на фальшивых религиозных писаниях, которые тоже названы Священными Писаниями. Но, если в истинном Священном Писании Христова Евангелия Нового Завета даны истинно Божие Заповеди, то в фальшивых религиозных писаниях даны заповеди фальшивых пророков языческие обычаи, религиозные правила, которых не давал Бог человеку, а которые были придуманы фальшивыми пророками.
Кн. пр. Иеремии 5\30-31, 6\13, 7\9, 8\8,14\14, 23\11.
Таким образом, верующие вместо Божиих Заповедей исполняют заповеди фальшивых пророков и разные религиозные языческие обряды, традиции, церковные правила, которых не давал Бог. Божьи Заповеди остаются неисполненными. А в таком случае, вера без исполнения Божьих Заповедей Христова Евангелия Нового Завета не дает права принадлежать к миру добра. Значит, все верующие христиане, которые не выполняют Божьих Заповедей Христова Евангелия Нового Завета, ещё не принадлежат к Божественному миру Света и Добра. Кто не принадлежит к Божественному миру Света и добра, тот, естественно, принадлежит к миру тьмы. Существует такой дуальный раздел в жизни. Или добро или зло, или Свет или тьма, или Бог или сатана. Да, конечно, есть много хороших, прекрасных неверующих людей, не делающих зла. Но, это всё равно не дает им права принадлежать к Божественному миру Добра и Света. Что бы принадлежать к Божественному миру Добра и Света, нужно исполнять Божьи Заповеди. Иначе нельзя. Все другие пути, которые предлагают людям современные религии мира это ошибочный путь фальшивой веры, созданной фальшивыми пророками и слугами сатаны, которая не дает человеку ни спасения, ни вечной жизни. Такие Законы жизни. Никто и ничто не может остаться без Божьих Законов, за которыми создана, творится и развивается жизнь во всех сферах, во всех мирах Вселенной. Многие верующие христиане и верующие других религий мира пребывают в религиозной иллюзии своей принадлежности к Божественному миру Света и Добра. Но самом деле они не принадлежат к Божественному миру Света и Добра из-за того, что не выполняют истинно Божьих Заповедей, что даны Богом в Христовом Евангелии Нового Завета, а без выполнения истинного Божьих Заповедей войти в Божественный мир Света и Добра невозможно.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http :// www.allbest.ru/
Добро и зло в жизни человека
Ангарск 2012
Введение
добро зло человечность
Наверное, на земле нет человека, который так или иначе не ставил бы перед собой вопроса о добре и зле. Не было в истории человеческой мысли философа, который решая общие проблемы мироздания, не высказал бы о добре и зле своих суждений. Нет общества, которое в самых общих чертах не предписывало бы людям взглядов на добро и зло, не призывало бы их творить добро и искоренять зло. Одна из наиболее общих и сложных проблем теории морали всегда состояла в том, чтобы дать определение понятиям «добро» и «зло», раскрыть их содержание и сформулировать критерий деления моральных явлений на добрые и злые. В истории этики существовало множество попыток ответить на вопрос о том, что есть добро и зло.
Какие качества личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения - в виде доброты и злобы. В чем же заключается и как проявляется доброта?
2.Выделить свойства и проявления «Добра и зла» в жизни людей и общества.
Всего: 84 человека (ученики 8-11 классов и педагоги МОУ «СОШ №9», г. Ангарска)
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ, систематизация.
2.Эмпирический: анкетирование, тестирование.
Теоретическая часть
1. Понятия добра и зла
В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» - плохой. В словаре В. Даля, например, (напомним, названного им «Словарем живого русского языка») «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» - как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина. Как свойство «добрый» также относится Далем прежде всего к вещи, скоту и потом только к человеку. Как характеристика человека «добрый» сначала отождествляется Далем с «дельным», «сведущим», «умеющим», а уж потом - с «любящим», «творящим добро», «мягкосердным». В большинстве современных европейских языков употребляется одно и то же слово для обозначения материальных благ и блага морального, что дает обширную пищу для морально-философских рассуждений по поводу хорошего вообще и того, что является добром самим по себе. Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. Традиционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Соответственно, не является благом то, что бесполезно, никому не нужно или вредно. Однако как благо есть не сама польза, а лишь то, что приносит пользу, так и зло - не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему.
Благо существует в виде самых различных вещей. Благом называют книгу и пищу, дружбу и электричество, технический прогресс и справедливость. Что же объединяет эти разные вещи в один класс, в каком отношении они схожи? У них есть один общий признак: они имеют положительное значение в жизни людей, они полезны для удовлетворения их потребностей - жизненных, социальных, духовных. Благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, бывает полезным другому.
Так, социальный прогресс, принося людям определенные и немалые блага (улучшение условий жизни, овладение силами природы, победу над неизлечимыми болезнями, демократизацию общественных отношений и др.), оборачивается зачастую столь же немалыми бедствиями (изобретением средств массового уничтожения, войнами за обладание материальными благами, Чернобылем) и сопровождается проявлением отвратительных человеческих качеств (злобы, мстительности, зависти, жадности, подлости, предательства).
Духовные блага, к которым относятся и такие высшие нравственные ценности, как свобода, справедливость, счастье, любовь. В этом ряду Добро - это особый вид блага в сфере человеческого поведения. Иными словами, смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступки имеют к благу.
Добро, как и зло, является этической характеристикой человеческой деятельности, поведения людей, их отношений. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом. А поскольку высшее благо - это совершенствование отношений в обществе и совершенствование самой личности, то есть развитие человека и человечества, то все, что в действиях индивида способствует этому, - добро; все, что препятствует, - зло.
Человек, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, мы можем определить критерии добра. Это, прежде всего, то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущности - самораскрытию, самовыявлению, самореализации личности, разумеется при условии, что эта личность «имеет право на звание Человека» (А. Блок).
И тогда добро - это любовь, мудрость, талант, активность, гражданственность, чувство сопричастности проблемам своего народа и человечества в целом. Это вера и надежда, истина и красота. Иными словами, все, что придает смысл человеческому существованию.
Но в этом случае еще одним критерием добра и - одновременно - условием, обеспечивающим самореализацию человека, выступает гуманизм как «абсолютная цель бытия» (Гегель).Проблема "Добра и зла" одна из самых древних и самых сложных в человеческой культуре. Вопросов здесь очень много. Как-то общепринято, "Добро" должно существовать, если существуем мы и, с "Добром" обычно ассоциируется процесс Божественного творения, т.е. как бы существует синонимичная пара "Добро-Бог".
Сущность "Добра" любому человеку с нормальной психикой вполне понятно. Это и свет, и тепло, и пища, полученные собственным трудом. "Добро" - это и помощь близкому, это и твоя помощь и помощь тебе в трудную минуту. А так как творческие усилия, обращенные в едином направлении, всегда складываются по закону сверхаддитивности ("суммарный потенциал системы существенно больше суммы отдельно взятых потенциалов", законы А.А.Богданова, автора знаменитой "Тектологии" - учении об всеобщем управлении), то Добро задает тенденции социальной интеграции. Все, что мы видим рукотворное вокруг нас - это результаты Добра. Для придания же сил "Добру" необходимы механизмы социального управления, построенные на Любви, ему необходимы также и инструменты для открытия новых горизонтов развития человека, наций, народов и всей человеческой цивилизации.
Открывая Мир, человек становится свободнее от притяжения породившей его материи и социальной истории. Он уже не обязан вступать ни в одну из армий Добра или зла, он волен создать свои отряды и двинуться с ними по своему разумению. Добро это, скорее всего, - помощь, которую мы получаем, когда попадаем в критическую ситуацию. Добро - это процессы по преодолению этих трудностей. При решении совершенно новых задач Добро представляется в форме Творчества, при преодолении же уже известных трудностей, Добро - это есть Любовь (к себеподобным). Социальная культура человечества уже давно использует понятия "Добра и зла". В разных культурах и на различных исторических этапах становления общества их используют с позиции как одного субъекта, одной семьи, одной общины, одного народа, одного человечества, одного разума. Постепенно, исторически и культурно, критерием Добра становится все большие и большие общности людей. И, как эгоистические, отвергаются предыдущие идеалы. Сначала отвергается гегемония индивидуализма -эгоизм, затем семейная и общинная - мафия, классовая и национальная (государственная) - фашизм. Сегодня ставится под сомнение и человеческая гегемония: движения за экологию, за единство всего живого на планете. И этот восходящий процесс идет непрерывно и его не остановить.
Добро и зло - наиболее общие представления людей, содержащие осмысление и оценку всего существующего: состояние миропорядка, социального устройства, качеств человека, мотивов его поступков и результатов действий.
Добро - понятие нравственности, противоположное понятию зла, научающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.
Зло -- понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
Представления о добре и зле менялись у разных народов из века ввек, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Уже древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ, например, утверждал, что только ясное осознание того, что есть добро и зло, способствует правильной (добродетельной) жизни и познанию самого себя. Различие между добром и злом он считал абсолютным и видел его в степени добродетели и осведомленности человека. Никто не делает зла специально, по своей воле, говорил он, а лишь по неведению. Зло есть результат незнания истины и, следовательно, добра. Даже знание о собственном незнании - уже Шаг на пути к добру. Поэтому самое большое зло - невежество, которое Сократ усматривал не в том, что мы чего-то не знаем, а в том, что не догадываемся об этом и не нуждаемся (или считаем, что не нуждаемся) в знании.
Другие философы древности усматривали добродетельность в социальных отношениях человека (Аристотель), в его связи с миром идей (Платон). Третьи считали, что добро заложено в самой природе человека и зависит только от него самого: «Быть хорошим человеком - значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого» (Эпикур).
Гегель писал: «Так как передо мною стоят добро и зло, то я могу сделать между ними выбор, могу решиться на то и на другое, могу принять в свою субъективность как то, так и другое. Природа зла, следовательно, такова, что человек может его хотеть, но не необходимо должен его хотеть».Гегель распространяет не только на область внешней реализации, область поступков, но и на область внутреннюю, область мышления и намерений.
Вл. Соловьев считал, что идея добра присуща человеческой природе, а нравственный закон записан в человеческом сердце. Разум только развивает на почве опыта изначально присущую человеку идею добра. Мысль Соловьева сводится к тому, чтобы совершенно сознательно и свободно подчинить нашу волю идее добра, заложенной в нас от природы, идее лично продуманной, «разумной». Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах человеческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.
Развивая положения своей нравственной философии, Соловьев указывает на три основных принципа, базирующихся на рассмотренных первичных элементах добра и нравственности: принцип аскетизма, принцип альтруизма и религиозный принцип.Этическая система Соловьева и сегодня имеет непреходящее значение - это единственная в русской философии законченная концепция христианской нравственности, пронизанная верой в неистребимость пребывающего в человеке добра.
Сложности в определении и понимании добра и зла коренятся в их особенностях. Первая из них - всеобщий, универсальный характер Добра и Зла. Под понятие Добра и Зла подпадает все: и человеческие отношения, и отношение человека к природе и миру вещей. Заметим, однако, что всеобщность и универсальность не мешают добру и злу отличаться второй особенностью - конкретностью и непосредственностью. Они - понятия исторические, зависящие от реальных общественных отношений.
Третья важнейшая особенность добра и зла - это то, что они феномены субъективные, то есть не принадлежащие объективному миру, а относящиеся к деятельности человеческого сознания. Действительно, в природе, например, нет явлений, которые безотносительно к человеку были бы добром или злом. Это мы, в зависимости от своих нужд, интересов, условий жизни, относим одни вещи и явления к разряду «добрых», другие - к разряду «злых». Дело в том, что добро и зло - понятия не только ценностные, но и оценочные. При их помощи мы положительно или отрицательно оцениваем то или иное природное, социальное явление, моральные качества и поступки людей. Но как всякие оценочные понятия они несут в себе элемент человеческой субъективности, личной пристрастности, эмоциональности.
В силу тех или иных причин то, что для одного человека объективно выступает в виде добра, для другого является (или ему кажется, что является) злом. Так, для больного предстоящая операция однозначно воспринимается как зло; для хирурга же, видящего картину болезни с профессиональной точки зрения, она - единственная форма помощи, а значит - добро. А и области человеческих отношений?.. Плохой-хороший, добрый-злой... Такое двухцветное деление мира начинается еще с детского сада и нередко проходит через всю жизнь. Со временем выясняется, что «плохой» с нашей точки зрения для других вовсе не так уж и плох, у него, как и у нас, есть друзья, которые его уважают и даже любят. После такого открытия уже нетрудно сообразить, что и мы сами - безусловно, по-своему хорошие - далеко не у всех пользуемся симпатией, а для кого-то просто невыносимы. Субъективность, таким образом, предполагает отсутствие абсолютного Добра и Зла в реальном мире (они возможны лишь в абстракции или мире потустороннем). Поэтому из субъективности проистекает четвертая особенность добра и зла - их относительность, также проявляющаяся в ряде моментов.
Русский философ И.О. Лосский, указывая на то, что зло всегда относительно, утверждал, что в любом зле, с философской точки зрения, есть какие-то элементы добра. Лосский иллюстрировал этот тезис на примере смерти. Смерть есть несомненное зло; более того, она символизирует предельное зло мира. С этим согласится любой человек, познавший боль утраты или задумавшийся о бренности своего существования. Но если абстрагироваться от личностных переживаний и посмотреть на смерть с точки зрения ее роли в процессе жизни, то становится очевидной ее необходимость - не только биологическая, но и этическая. Осознание человеком своей смертности побуждает его к нравственным исканиям. Без смерти нет жизни, но без смерти нет и смысла жизни. Зло, в процессе развития может превращаться в добро и наоборот.
Вместе с тем нравственные правила справедливости и милосердия, хотя и включают в себя всю область взаимоотношений живых существ, но не покрывают всего многообразия отношений даже между людьми. Поэтому необходим религиозный принцип, базирующийся на благоговении и вере: «Сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное, самостоятельное значение в мире, то есть, другими словами, верю в нравственный порядок, в Провидение, в Бога. Эта вера... составляет то, что называется естественной религией». Соловьев считал, что «добродетельный человек есть человек, каким он должен быть. Другими словами, добродетель есть нормальное или должное отношение человека ко всему».
Религия идею высшего добра воплотила в Боге. Он - творец всего доброго, вечного, разумного. Всевышний не творил зла. Зло происходит от врожденной «греховности» людей, оно есть происки дьявола. Зло - это не нечто самостоятельное, оно - отсутствие добра, подобно тому как мрак - отсутствие света. Начиная с первородного греха, выбор между добром и злом сопровождает человека. Именно христианство впервые утвердило право на этот добровольный и ответственный выбор, за который человек расплачивается вечным потусторонним бытием в Раю (абсолютное Добро) или в Аду (абсолютное Зло). Христианство же, не оставляя человека беззащитным перед этим выбором, вооружило его нравственным кодексом, следуя которому человек может идти по пути добра, избегая зла.
Этот кодекс составил содержание знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 5). В ней Иисус не только учит народ десяти заповедям, сформулированным Моисеем еще в Ветхом Завете, таким как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», «Не убий», «Не укради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», но и дает им свое толкование. Так, ветхозаветное «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» Иисус дополняет: «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас... Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?» Конкретизируя, разрешая или запрещая те или иные формы поведения, христианские заповеди явились, по существу, выражением основных принципов нравственности, на которых должно строиться отношение человека к человеку. Если религиозная этика рассматривает Добро и Зло прежде всего как основания нравственного поведения личности, то философский анализ этих категорий направлен скорее на выявление их сущности, истоков и диалектики. Стремление понять природу добра и зла, объединяя усилия разных мыслителей.
Христианство (от греч. Христос-- «помазанник», «мессимя») -- авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества.
Христианство -- крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд. и по географической распространенности -- почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Буддизм - мировая религия, объединяющая от 200 до 250 млн. приверженцев. Буддизм возник в Индии в 6-5 вв. до н.э. Буддизм распространен главным образом в странах Восточной и Центральной Азии. Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда). Буддизм существует в нескольких своих разновидностях: хинаяна, махаяна, тантризм, ламаизм.
Ислам - мировая религия, объединяющая более 1 млрд. приверженцев. Суть ислама составляет учение о единобожии, посредничестве между Богом и людьми, загробном воздаянии, страшном суде. Основал религию пророк Мухаммед.
Иудаизм, иудейство (от греч.), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа) -- религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.
В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются при разговоре, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом.
Основные функции (роли) религии:
· Мировоззренческая -- религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
· Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
· Коммуникативная -- общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
· Регулятивная -- осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
· Интегративная -- позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
· Политическая -- лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
· Культурная -- религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
· Дезинтегрирующая -- религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правил распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.
· Психотерапевтическая -- религия может быть использована как средство психотерапии.
В искусстве природа часто наделяется человеческими чертами, устремлениями, волей. Природа выступает в качестве неразумного, инстинктивного начала, противостоящего человеческому духу. Природа также трактуется как исток, первобытное состояние мира, поэтому иногда считается, что ей свойственна девственность и чистота. Уставший от цивилизации человек ищет успокоение на лоне природы. В XX веке появляется тема природы, мстящей человеку в виде стихийных бедствий. Современное неоязычество во многом является культом природы. Многообразие и сложность природных явлений и структур позволяют говорить о её мудрости и способности быть учителем для людей. Некритичный перенос антропоморфизации природы из области искусства в научные и учебные тексты вносит в них элемент мистицизма, подменяя объяснение причин явлений отсылками на волю и разум Природы.
Рассмотренные проявления относительности добра и зла высвечивают и подтверждают их пятую особенность: единство и неразрывную связь друг с другом. Они бессмысленны в отдельности, как бессмыслен плюс без минуса; они не могут существовать друг без друга, как не существуют самостоятельно северный и южный полюс магнита.
Не следует в то же время забывать, что единство добра и зла - это единство противоположностей. А это означает, что они не только взаимополагают, но и взаимоисключают друг друга. И это взаимоисключение обусловливает постоянную борьбу добра и зла, борьбу, которая не просто выступает еще одной - шестой их отличительной особенностью, но и определяет способ их существования. Иными словами, добро ведет со злом постоянную борьбу, которая не может завершиться окончательной победой одной из сторон. Ведь если, скажем, победит добро, а зло будет уничтожено, то само добро «породит» зло - в условиях всеобщего добра «наименьшее» добро будет восприниматься как зло. И, наоборот, в условиях победившего зла «минимизированное» зло будет добром.
3. Проблема борьбы добра и зла
Однако взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Если не бороться со злом, то оно будет доминировать над добром и причинять страдания людям. Правда, парадокс в том, что в процессе этой борьбы можно «заразиться» злом и насадить еще большее зло; ибо «во время борьбы со злом и злыми добрые делаются злыми и не верят в другие способы борьбы с ним, кроме злых способов».
Во времена первых христиан это непротивление не рассматривалось еще в качестве пути преодоления зла, а являлось лишь свидетельством нравственного совершенства, индивидуальной победы над грехом. В XX веке - веке насилия и жестокости, войн и преступности - концепция ненасилия, развитая такими выдающимися мыслителями, как Г. Торо, Л. Толстой, М. Ганди, М.Л. Кинг, становится особенно актуальной, ибо она рассматривает ненасилие как наиболее действенное и адекватное средство противостояния злу, как единственно возможный реальный путь к справедливости, ибо все другие оказались не эффективными.
У этики ненасилия так много сторонников - и идейных, и практически действующих в рамках различных движений (хиппи, пацифисты, «зеленые» и др.). Ведь ненасилие способно изменить не только личность и межличностные отношения, но и общественные институты, взаимоотношения масс людей, классов, государств. Однако сторонники ненасилия в то же время признают, что человеческое поведение может быть и источником зла. Но считать человека полностью злым существом - значит клеветать на него, так же как считать его только добрым - значит льстить ему. Именно такую ошибку допускают те, кто утверждает, что каждый человек - хищный «волк», склонный к разрушению и насилию, или покорная «овца», не способная постоять за себя (Э. Фромм).
Существует устойчивый стереотип, рассматривающий ненасилие как социальную пассивность и психологическую трусость, отсутствие мужества. Это обвинение нельзя считать справедливым. Прежде всего, следует провести различие между понятиями силы и насилия. Сила является неотъемлемым и фундаментальным свойством бытия человека. Насилие - это разрушительная сила, точнее даже, саморазрушительная, ибо в своем последовательном осуществлении как абсолютное зло оно оборачивается против самого себя. Ненасилие же является позитивным, конструктивным выражением силы: оно тоже сила, но при этом более сильная, чем насилие. Ненасилие - это сила бесстрашия, любви и правды, сила в ее наиболее чистом, созидательном и полном проявлении, направленная на борьбу против зла и несправедливости.
В жизни каждого человека однажды или постоянно встают проблемы борьбы со злом. И от того, какую линию поведения и форму борьбы - насильственную или ненасильственную - изберет каждый из нас, зависит утверждение или поражение Добра и проявление нашей сущности. Так какую же позицию предпочесть? Выбор остается за нами.
4. Справедливость: победа добра над злом
В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо категория «справедливость» в наибольшей степени отвечает критериям добра. С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния личности за совершенные действия. Этим понятием оценивается соотношение между: 1) «ролями» отдельных людей или социальных групп: каждый должен обрести свое место в жизни, свою «нишу», соответствующую его способностям и возможностям; 2) деянием и воздаянием; 3) преступлением и наказанием; 4) правами и обязанностями; 5) достоинством и честью. Их соответствие, гармония, справедливое соотношение расценивается как добро.
Справедливость - это мерило естественных прав человека. В основе понятия справедливости лежит принцип равноправия, уравнивающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы реализовать себя. Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство, хотя эти понятия часто (сознательно или случайно) путают и подменяют друг другом. Люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, способностях, интересах, потребностях, «ролях» и обязанностях.
Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Поэтому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости «на все времена и для всех народов». Понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости, которым выступает степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества.
Понятие справедливости - это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация представлений о добре и зле. И поэтому в понятии «справедливость» воплощаются те свойства добра и зла, о которых мы говорили выше, в частности, относительность и субъективность.
Справедливость заключается в том, что наказание должно быть неотвратимым, а не в том, что оно должно быть жестоким, тем более бессмысленно жестоким. Очевидно, что смертная казнь не имеет никакого смысла по следующим причинам:
- отмена или сохранение смертной казни не меняет уровня преступности в стране (это подтверждено многолетними социологическими исследованиями);
- смертная казнь не оказывает превентивного действия: не запугивает и не отпугивает преступника (что также подтверждено);
- она не предотвращает преступления: никого из потенциальных преступников не останавливает наличие или отсутствие в обществе смертной казни;
- она не может удовлетворить родственников жертв: ведь минутное торжество, вызванное тем, что «справедливость восторжествовала», не в состоянии вернуть им их близких;
- она не является в полной мере наказанием: мгновенная смерть во время казни - избавление преступника от страданий.
Таким образом, смысл смертной казни сводится к одному: удовлетворению наших низменных страстей в жестокости и мстительности. Справедливость может осуществляться иным путем, не лишающим жизни другого человека, пусть и преступника - например, через пожизненное заключение. И говорить здесь об экономической нецелесообразности такого наказания неуместно: гуманизм и нравственность не должны измеряться в денежном эквиваленте.
Добро - это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды и чаяния людей, представления о прогрессе, свободе и счастье. Оно может выступать как цель человеческой деятельности, как идеал, к которому следует стремиться. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, нежелательное, предосудительное для людей, порицаемое ими, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.
5. Человечности как разность проявления добра и зла
Одной из центральных задач человекознания является создание новой отрасли психологической науки - нравственной и этической психологии. Однако в психологической науке пока не сформулировано четко представление о ее предмете, адекватных методах исследования, строгой системе соотнесенных понятий. Человечность амбивалентна, представлена соотношением добра и зла, имеет глубокие истоки в истории человеческой культуры. Поведение может быть созерцательным и преобразующим, оцениваемым и неоцениваемым. Оно проявляется в поступках, ситуациях, обусловлено внешними и внутренними факторами, а также уровнем человечности.
Поведение как проявление активности человека является предметом изучения в психологии, этологии, педагогике, социологии, этике, правоведении. Психология и этология во всех своих направлениях изучают то, как поведение проявляется в действиях, реакциях любой живой системы, в том числе человека. В правоведении поведение отдельного человека рассматривается с точки зрения соответствия действий человека по отношению к другим людям, животным, обществу, материальным ценностям, интересам государства. Предполагается, что реальное поведение человека должно быть регламентировано законами, где следование законам поощряется, а нарушение - наказывается. Есть основания считать, что фундаментальное научное знание и производные от него науки складываются в процессе углубленного созерцания любого предмета, явления, процесса и побуждают исследователя не столько оценивать их, сколько проникать в суть и создать модельное представление о нем в знаковой форме, которое как знание не требует моральной оценки.
Однако полный цикл жизнедеятельности человека включает и второй вид направленности действий человека, его субъектные инициативные действия по преобразованию мира, общества и самого себя. И если созерцание может происходить на уровне удовлетворения собственного любопытства, то преобразующие действия должны быть соотнесены с интересами других людей, законами природы и социальной жизни. Это обусловливает необходимость введения оценивающей составляющей в структуру действий человека, который решается приложить найденное знание в практику. По мнению С.Л. Рубинштейна, «поступком является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали».
Человечность как явление духовной жизни человека, по материалам книги В.Д. Шадрикова , проявляясь в форме добродетелей и пороков, Добра и Зла, а в реальных поступках как любовь или ненависть, амбивалентна, в ней присутствует Добро и Зло. Человечность, по мнению В.Д. Шадрикова, возникла на основе инстинктов, которые в процессе эволюции от животных к человеку также перерастали в отдельные проявления человечности: половой инстинкт перерастал в любовь; инстинкт оборонительный - в смелость, храбрость; инстинкт жертвенности - в сострадание, альтруизм.
Другим источником человечности явились предания, обычаи, благодаря которым осуществлялась идентификация себя со своим народом. Человечность, проявляясь в борьбе добра и зла, эгоизма и альтруизма, в конечном счете выступает как победа добра над злом в конкретном поступке и во всем складе личности . Выражением человечности является духовность, главным источником которой выступает осознание себя и своих отношений с другими людьми, осознание своей выгоды и отказ от нее во имя другого . На формирование духовности повлияло то, что еще издревле человек складывался под влиянием морали веры и светской морали. Мораль веры складывается в виде страха наказания перед Богом за моральное зло. В светской морали духовность соотносится с идеями свободы, равенства, справедливости, патриотизма, то есть идей, за которые человек готов отдать жизнь или жертвовать ценным, если они личностно значимы для него.
Выводы
1. Добро, как и зло, являются этической характеристикой человеческой деятельности, поведения людей, их отношений.
2. Добро и зло - наиболее общие представления людей, содержащие осмысление и оценку всего существующего: состояние миропорядка, социального устройства, качеств человека, мотивов его поступков и результатов действий.
3. Основные свойства проявления добра и зла заключаются в универсальности, конкретности, субъективности, относительности и единстве противоборства.
4. Человечность есть соотношение проявлений добродетелей и пороков человека.
Практическая часть
Добро и зло - фундаментальные категории этического сознания, от содержания, которых зависят духовность и все этические представления. Человечность как явление духовной жизни человека, проявляясь в форме добродетелей и пороков, Добра и Зла, а в реальных поступках как любовь или ненависть, амбивалентна, в ней присутствует Добро и Зло. Проведение исследования предполагало подтверждение гипотезы.
Гипотеза: Проявления позитивного отношения к окружающему миру и добрые дела людей, определяют коэффициент человечности.
Цель: Определить уровень проявления добра и зла как фактора человечности.
1. Изучить понятия «Добра и зла» в разных культурах и на различных исторических этапах становления общества.
2. Выделить свойства и проявления «Добра и зла» в жизни людей и общества.
3. Провести психологическое исследование на определение уровня добра и зла как проявление коэффициента человечности.
Объект исследования: проявления добра и зла.
Предмет исследования: коэффициент человечности.
Респонденты: подростки 15 - 18 лет, педагоги - 12 человек.
Всего: 84 человека (ученики 8-11 классов и педагоги МОУ «СОШ №9», г. Ангарска).
Методы исследования:
· 1. Теоретический: анализ, систематизация.
· 2.Эмпирический: анкетирование, тестирование.
Критерием оцениваемого поведения может служить уровень человечности поступка в условиях ситуативного проявления. Уровень человечности определяется разностью проявления добродетельно оцениваемых действий и действий, оцениваемых как порочные, противоречащие принятым нормам.
Уровень человечности (высокий, средний, низкий) в соответствии с данными обоснованиями может быть индивидуально зафиксирован в форме количественного показателя с помощью теста «Добро-зло» [приложение№1]. Поведение на философском уровне определяется как «система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой». При оценке реального поведения человека определяются внешние и внутренние регуляторы поведения. Под внешними следует понимать социальные, групповые, индивидуальные нормы и ценности культуры, субкультуры, где человеку предписывается в той или иной ситуации определенный тип поведения, тот или иной способ достижения цели. Под внутренними понимают потребности и мотивы деятельности. К внутренним регуляторам поведения следует отнести ценностные ориентации, установки, систему ценностных смыслов, а также психологические особенности личности. Добродетельные действия соотносятся с теми чертам (свойствами, характеристиками) личности, которые в этических источниках даются как положительно оцениваемые: достоинство, духовность, ответственность, справедливость, стыдливость, альтруизм, милосердие, толерантность, беспристрастность, бескорыстие и др. Порочные действия соотносятся с такими чертами, как злонамеренность, жадность, зависть, леность, пессимизм, злопамятность, тщеславие, конфликтность, ревность, вероломство .
Для проведения исследования в наибольшей степени подошёл экспериментальный тест «Добро и Зло» профессора Л.М.Попова из Казанского государственного университета, так как он был разработан и апробирован на студентах вуза, а также непосредственно раскрывает оценочные особенности отношения людей к другим людям. Тест выделяет поверхностные, глубокие и стержневые проявления Добра и Зла в личности человека. Коэффициент человечности определяется разницей суммы Добра и Зла, т.е. по формуле: ДЗ = сумма А (проявления Добра) - сумма В (проявление Зла) или ДЗ = Сумма А - Сумма ГВ (глубокие проявления Зла). Мы произвели подсчёт результатов по первой формуле, которую в своей книге рекомендовал автор теста.
Результаты исследования представлены в таблице:
В тестирование приняли участие ученики 8 «а» - 27 человек, 10 «а» - 23 человека, 11 «а» -22 человека классов и также 12 учителей нашей школы, всего приняли участие 84 человека. Тестирование проводилось во время классных часов. Анализируя результаты, мы отметили, что проявление исследуемых характеристик не зависело от возраста школьников, но учителя показали выше коэффициент проявления добра и в свою очередь человечности. Таким образом мы получили результаты и видим, что женщины в виду своих особенностей (женственности, мягкости) оказались немного добрее, чем мужчины, независимо от возраста. Но в целом результаты показали, что коэффициент человечности высок (тест) : мужчины - 94% (средний и выше среднего - 25%) , женщины - 93% (выше среднего - 61%). Выше среднего уровень показали 50,5% тестируемых.
Мы разработали анкету с целью выяснить, что считают ли испытуемые сами себя добрыми людьми: Вы считаете себя добрым человеком? Да- 61% , Не знаю - 30%, Нет - 9%. Считаем ответы объективными, т.к. каждый хочет быть в душе лучше и добрее. Результаты ответов целом совпали с результатами теста. Чтобы узнать какие произведения искусства учат добру и оказывают влияние на личность, мы задали следующие вопросы: Самое известное литературное произведение, где наблюдается противоборство добра и зла: Булгаков М. Мастер и Маргарита. 51%. Самое радостное событие в жизни человека: рождение ребёнка - 75%, Любовь - 81%, хорошая зарплата - 83%. Самое доброе произведение: русские народные сказки - 78%, библия 35%.
Выводы
1. Проявления Добра и Зла определяют уровень человечности.
2. Проявления Добра и Зла в жизни человека не зависят от возраста, пола.
3. Ученики и педагоги МОУ «СОШ №9», г. Ангарска имеют уровень человечности выше среднего.
З аключение
Проблемы Добра и Зла, справедливости и несправедливости, насилия и ненасилия были и остаются центральными и вечными проблемами.
В своем развитии этические учения прошли этапы, когда добро и зло рассматривались как силы, подчиненные человеческому разуму, его воле и как самостоятельные, всеобъемлющие сущности. Сторонники рационалистического подхода рассматривали добро как результат знания и полезности, соответственно зло служило для них показателем вреда и незнания. Если в безрелигиозном сознании добро рассматривается только как результат нашей оценки, то есть некоей субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологично, задано Богом. Более того, Бог сам есть благо, высшее из всех возможных благ, он - источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра оказывается предзадан человеку, предпослан ему. Люди должны не измыливать свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие. На этом пути они неминуемо придут к Богу как высшему благу. Во все времена философы и богословы стремились осознать смысл своего существования, проникнуть в тайну мироустройства, определить нравственные ориентиры, способные указать путь к гармонии и благодати, обосновать наличие страданий, горя и других негативных явлений в мире.
В данной исследовательской работе цель достигнута, гипотеза доказана. Если проявлять добродетельные действия, доброе отношение к окружающему и делать добрые дела, то выше будет коэффициент человечности. В перспективе интересно было бы исследовать влияние профессии человека на проявление им Добра и Зла.
1. В сознание человека всегда происходит противоборство добра и зла.
2. Проявления позитивного отношения к окружающему миру и добрые дела людей, определяют коэффициент человечности.
Список используемой литературы
1. Анцыферова Л.И. Патологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Анцыферова Л.И Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН 2006.
2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 1994.
3. Венедиктова В.И О деловой этике и этикете, М., 1999.
4. ЗеленковаИ.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000.
5. Золотухина-Аболина. Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону: 1998.
6. Кондратов В.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону: 1998.
7. Попов Л.М., Кашин АЛ., Старшинова Т.А. Добро и зло в психологии человека. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000.
8. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.,
9. Этика. Конспект лекций - Ростов-на-До ну: Феникс, 2004.
10. Этика: Уч. пос./ Под ред. Т. В. Мишаткиной,- Мн.: Новое знание, 2004
11. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. .Апресяна, А. А. Гусейнова. -М.: Просвещение, 2001.
12. Надриков В. Д. Происхождение человечности. - М: Логос, 2004.
13. Сайт www.dobrо-i-zlо.ru
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение понятия добра и зла в христианстве, индуизме, каббале, этике. Гедонистические и эвдемонистические учения понятия добра и зла. Рассмотрение исторических примеров: Адольфа Гитлера, Влада III Цепеша (Графа Дракула), римского императора Нерона.
реферат , добавлен 21.02.2016
Характеристика категорий "добро" и "зло" с точки зрения философии, духовных и моральных убеждений человека. Особенности понятия "борьбы зла и добра", которое есть не что иное, как выбор, а именно - выбор между добром – эволюция и между злом – деградация.
реферат , добавлен 21.05.2010
Зависимость философских категорий добра и зла от моральных принципов общества. Необходимость помощи бездомным людям и брошенным животным, асоциальным элементам. Формирование этики и морали как порядочного отношения совести к происходящему в государстве.
творческая работа , добавлен 02.04.2011
Изучение истории человеческого общества, материальной и духовной культуры. Процесс развертывания, реализации деятельно-творческого отношения человека к окружающему его миру. Исследование творческой деятельности и техники коллективного поиска человека.
презентация , добавлен 16.08.2015
Панморализм как одна из характерных черт русской философии. Оптимизм, гуманизм и аисторизм моральных доктрин. Поиск вечных ценностей - правды, истины и добра как смысл религиозного мировоззрения. Проблема добра и зла в убеждениях Толстого и Достоевского.
реферат , добавлен 20.07.2011
Определение этической направленности поступка интеллигибельным характером индивида. Проблема восстановления добра в человеке. Совершение революции образа мыслей у человека, который испорчен. Идеи создания нравственной общности людей в трудах философов.
реферат , добавлен 16.07.2016
Экономическая жизнь общества как неотъемлемая часть общественной жизни и ее основные проявления. Объективные экономические законы. Экономические отношения и интересы. Взаимодействие объективных и субъективных сторон экономической жизни общества.
реферат , добавлен 16.02.2008
Общечеловеческие нормы и ценности в религии и философии - правда, стыд, терпимость и сострадание. Определение философских категорий добра и зла. Наличие уважения к человеческому достоинству в реальных делах и поступках как основной критерий морали.
презентация , добавлен 12.06.2013
Понимание проблемы человека в современной философии. Представления о смысле жизни человека и его высшей цели. Представления о смысле жизни в философской мысли различных исторических эпох. Человек и его взаимоотношения с определенным типом общества.
контрольная работа , добавлен 03.10.2011
Современное состояние проблемы человека. Реконструкция закономерностей, этапов, вариантов антропогенеза. Философские концепции происхождения человека. Варианты человеческого самопознания. Социальные признаки и психологические особенности человечности.