Конспект урока по литературному чтению
в третьем классе.
Тема. Н.Рыленков «Всё в тающей дымке».
Система общего развития Л.В. Занкова.
Учебник. Литературное чтение 3 класс (часть 2)
Матвеева Татьяна Ивановна
Название района (города ) г.Саратов, Кировский район
Тип образовательного учреждения Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная кола № 31»
Должность учитель начальных классов
Почтовый адрес, контактный телефон
410005, г. Саратов, 1 Крестьянский проезд, дом 8, кв 2.
дом. тел. 8(842-2) 21-56-47
сот. тел. 8-917-300-45-08
Цель: познакомить обучающихся со стихотворением Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке»;
Формировать нравственные позиции по отношению к Родине, к «малой родине»;
Развивать навыки эмоционального чтения, чуткость к поэтическому слову;
Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование урока: кисти, краски, альбомный лист.
Репродукция картины Марка Шагала «Окно на даче».
Ход урока.
I. Организация класса .
Создание психологического настроя.
(читает учитель)
Смолкли звуки в коридоре,
Урок нам пора начинать.
Литературы волшебные струны
Сегодня для нас зазвучат.
На рассвете проснуться и, выпив стакан молока,
Торопливо пройти на крыльцо через тёмные сени,
Посмотреть, как заря подожгла за рекой облака
И послушать, как ветер шумит в развороченном сене.
Учитель. Какое настроение вызвали у вас стихи?
Дети. Радостное, весёлое, я почувствовал утреннюю прохладу, услышал тихий шорох сена.
Учитель. Закройте глаза и представьте образ и цвет, соответствующий вашему настроению.
Выразите это в цветовой гамме.
(Дети рисуют образы, потом показывают их и комментируют).
Дети. -Я представил восход солнца с оттенком розового цвета.
А моём образе есть оттенки зелёного, жёлтого, нежного,
голубого. Я старалась отразить красоту раннего утра.
А в моём цветовом образе отражены оттенки красного и
малинового.
Это напомнило мне цвет ягод и яблок.
Учитель. - А как бы вы показали цвет движением?
Учитель. - Какое настроение на ощупь?
Дети. -У меня оно мягкое, нежное.
А я его представила пушистым, гладким на ощупь.
А у меня оно немного шершавое, потому что сухая трава
немного жёсткая.
Учитель. - Почему оно у вас разное?
Дети. - Я думаю, потому что каждый из нас по-разному воспринимает окружающий мир.
А я уверена, что это зависит от внутреннего мира каждого из нас.
Учитель: Эти строки взяты из стихотворения Н. Рыленкова.
II. Актуализация знаний.
Учитель. - А как о своих чувствах сказал А. Вознесенский?
(Чтение стихотворения детьми).
Учитель.- Почему эта картина мила и любима автором?
Дети. - Я думаю, что он описывает место, где ему часто приходилось бывать.
А может быть он провёл детство, где был лес и маленькое озеро.
Учитель. -В каких словах он выразил свои чувства?
Дети. - Не созерцанье – сосердцанье
Меня к природе пригвоздит…
Учитель. - Возможно ли с помощью слова созерцать выразить те чувства, которые испытывает лирический герой к родному пейзажу?
Дети. - Нет, нельзя. Созерцать природу - это значит наблюдать её, рассматривать.
Я считаю, что слово «созерцать» является родственным слову зеркало. А дальним родственником этого слова было слово «зерцало». Зеркало обладает свойством всё отражать. Оно делает это просто и равнодушно.
Учитель. - Какое новое слово придумывает поэт?
Дети. -« со – сердц – ать»
Учитель. - Как понимаете значение слова сосердцать?
Дети. -Чувствовать сердцем, быть у власти увиденного.
Учитель. - Почему поэт, говоря о сильных впечатления от природы, пользуется словом « пригвоздить».
Учитель. - Что-нибудь в мире природы вызывало у вас такие же сильные чувства?
(Дети приводят свои примеры).
Учитель. - Какие впечатления «пригвоздили» каждого из вас?
Дети.- Меня поразила первая встреча с морем. Я до сих пор чувствую запах морского ветра и слышу тихий плеск волны.
А я была удивлена закатом солнца, которое малиновым светом
залило весь сад.
Я вспоминаю пшеничное поле, которое шелестело золотыми
колосками.
Учитель. - Ребята! Я думаю, всё, что вами было высказано, можно выразить в этих строчках. Человек должен обладать даром каждый оттенок природы чувствовать, (сосердцать), воспринимать этот мир как свою Родину.
Учитель. - Какое слово в высказывании можно заменить на слово, придуманное Вознесенским?
Дети. - Сосердцать.
III. Открытие нового материала .
Учитель.
1. Волшебные струны литературы вам подарили прекрасные ощущения. Я думаю, что они ещё вам помогут открыть новые чувства.
2. Чтение стихотворения учителем наизусть
Учитель..-Чем заворожило вас стихотворение?
Дети. - Меня не броскими красками, я их увидел нежными, слегка размытыми.
Я услышала тихий шелест листьев и заливистое пение соловушке.
Учитель. - У кого появилось желание самому прочитать стихотворение?
Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.
(На доске схема.)
Д
Ч
В
И
3. Чтение стихотворения детьми.
4 . Анализ стиха.
Дети. - Тающая дымка, не яркие краски, звуки не резки, реки медленны, туманные озёра.
Ученик. - Он любит такую природу.
Возможно, это его малая родина.
Я думаю, что он возвратился в родные края, и его поразила эта «тихая»
красота.
Учитель. - Поэт Н. Рыленков родился в самом центре России в Смоленской области, в деревне Алексеевка. Тут река, и поле, и лес с их таинственной молчаливой жизнью, тут школа, где деревенскому мальчику впервые открывается власть поэтического слова.
5. Повторное чтение.
Учитель. -Чтобы передать свои чувства, вы можете пользоваться интонационным словарём.
(Продолжение анализа).
Учитель. - Как понимаете строчки « и всё ускользает от беглого взора»
Дети. - Не на чем остановить взор, задержать его, так как, всё неприметно.
Учитель. - Такая картина может пригвоздить взгляд?
Дети. - Нет.
Дети. - Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Учитель. - Почему нужно всматриваться, чтобы понять красоту природы?
Дети. - Такая красота медленно проникает в душу, не захватывает человека, а постепенно наполняет душу.
Учитель. - Какое чувство рождает эта красота в душе поэта?
Прочитайте.
Дети. - Чтоб ясной любовью …
Учитель. - Какое слово усиливает это чувство?
Дети. - Ясной.
Учитель. - Какие звуки природы, по- вашему, могут проникнуть в душу?
Дети. - Шум ветра, шелест травы, пенье птиц, шум дождя, раскаты грома.
Учитель. - Какой добрый совет даёт вам поэт?
Дети. - Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.
Учитель. - Какие созвучья наполняли вашу душу?
Дети. - Меня впечатлили шелест листьев и звон ручейка.
А я вспомнил скрип снега солнечным днём и потрескивание на морозе
веток берёзки.
Учитель. - Почему именно «созвучья»?
Дети. - Звуки дополняют друг друга.
Вывод.
Дети. -Значит, вместе со звуками в душе поэт ощущает и новые чувства.
Дети.- Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Учитель. -Ребята, какие слова использует автор, чтобы помочь нам испытать глубокие чувства к красоте родной природы.
Дети. -Увидеть – всмотреться.
Услышать – вслушаться.
Учитель. - Почему же надо всматриваться и вслушиваться в окружающую нас природу?
Дети. - Чтобы понять её прелесть
Дети. - Застенчивая.
Учитель. - Что значит «застенчивая»?
Дети. - Скромная, спокойная, нехвастливая.
Учитель.- Ребята! Какой смысл вложил автор в строки:
«Чтоб вдруг отразили бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.»
Дети. - Можно увидеть отражение в воде …..
–Увиденное удивит тебя, и ты внимательно посмотришь вокруг.
Я думаю, как в глубине воды отражаются деревья, небо, облака, так и в сердце человека родная природа рождает чувства и ощущения, которые безграничны и глубоки.
Учитель. - Какие слова, по- вашему, точнее выражают чувства?
Русская природа.
Поражает
Ослепляет
Завораживает
Проникает
Захватывает
Околдовывает
Очаровывает
Удивляет
Потрясает
Учитель.- Что же нужно человеку (уметь, иметь), чтобы понять прелесть русской природы?
Дети.-Человек должен уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в неброских красках.
Учитель.- Что же объединяет стихи, прозвучавшие на уроке?
Дети.- Они о неброской красоте русской природы, о нашей Родине.
Учитель.- А как вы понимаете выражение «малая родина»?
Дети.- Это место, где родился человек, провёл своё детство, куда ему всегда хочется вернуться.
Учитель.
6 . А сейчас мы побываем в картинной галерее и посмотрим, как Марк Шагал изображает уголки родной природы своей малой родины.
Рассмотрим картины «Окно на даче», « Моя деревня».
Можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?
Дети.- Я считаю, что можно. Я очень люблю бывать на нашей даче в любое время года.
Учитель.- А к заснеженным улицам небольшого города?
Дети.- Да можно.
Учитель. -Рассмотрим картину «Окно на даче». Много ли места занимает на картине изображение окна?
Дети. - Практически всё.
Учитель. - Что вы видите за окном?
Дети. - Я вижу берёзки с нежной зелёной листвой, молодую сочную траву, цветы на поляне.
Учитель.- Нравиться вам пейзаж? Чем?
Дети. - Меня привлекают в этом пейзаже сочные зелёные краски, нежная белизна стволов берёз, разные оттенки цветов.
Учитель.- Как вы думаете, почему художник пишет летний пейзаж сквозь переплёт оконной рамы?
Дети. - Цель художника: изобразить не уголок леса, а окно на даче. Окно это как прозрачная стена, граница, отделяющая тесную дачную комнату от чудес, которые разворачиваются за ним.
Учитель.- Что можно рассказать о размере комнаты?
Дети.- Она маленькая, тесная по сравнению с лесным пространством за окном. Чтобы показать такое ощущение, художник выстраивает предметы в ряд. Даже мужская и женская головы словно поставлены одна на другую.
Учитель.- Что вам напоминают лица?
Дети.- Театральные маски. Люди, словно застыли, очарованные красотой
пейзажа за окном.
Это напоминает мне спектакль, который разыгрывает природа для
человека. Занавеска, будто поднятый театральный занавес.
Работа по картине «Моя деревня».
Учитель. -Художник родился в городе Витебске. Почему свой город он называет « Моя деревня»?
Дети.- В этом выражается отношение к родному городу, как к чему-то бесконечно
родному и близкому.
Он,наверное, изобразил родную улицу, где провёл своё детство.
Учитель.- По каким признакам можно судить, что художник любит свой город?
Дети.- Дома разноцветные, непохожие друг на друга.
Я вижу колокольню и башенку часов. Художник с любовью выписывает
эти здания. Они, как люди, смотрят глазами-окнами, тесно прижимаются
друг к другу, то выступают вперёд. Создаётся впечатление, что они живые
и общаются.
Учитель.- Как вы воспринимаете лошадку с санями, где она находится: за городом, в поле или идёт по самому небу?
Дети.-Это как в сказке. Нет чётких границ между реальным миром и волшебным, сказочным.
Учитель. - Как вы считаете, эта картины – гимн большой Родине или признание в любви « малой родине»?
Дети.-Художник воспевает «малую родину», которая является частью огромной Родины.
Дети.-У Андрея Вознесенского я буду учиться чувствовать сердцем красоту
родной природы.
Николай Рыленков рассказал нам о любви к родному уголку «малой
Это напомнило мне картины родной природы нашего Саратовского края.
Теперь я буду более внимательно всматриваться во всё, что меня окружает.
А мне захотелось повнимательнее посмотреть из окна нашей дачи. Может
быть я что- то не заметил? Обязательно посмотрю.
IV. Домашнее задание.
1. По желанию выучить стихотворение наизусть.
Н. И. Рыленков родился 2 (15 февраля) 1909 года в деревне Алексеевка (ныне Рославльский район, Смоленская область) в крестьянской семье. В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. Член ВКП(б) с 1945.Член правления СП РСФСР с 1958 года, секретариата СП РСФСР с 1965 года.Н. И. Рыленков умер 23 июня 1969 года. Похоронен в Смоленске на Братском кладбище.
Творчество
Печатался с 1926. Первая книга стихов - «Мои герои» (1933) . Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм.Автор стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве» (завершён в 1962, опубликован в 1963 в газете «Литературная Россия», в 1966 вышел отдельной книжкой и затем неоднократно переиздавался).Автор песен, рассказов, очерков, автобиографических и исторических повестей. Издал сборник статей «Традиции и новаторство» (1962).
Награды
Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени
Медали
Сочинения
Мои герои, 1933
Дыхание, 1938
Зеленый цех, 1949
Стихотворения и поэмы, 1956, то же самое, в 2-х тт., 1959
Корни и листья, 1960
На озере Сапшо. Рассказы, 1966
Книга времени, 1969
Коктебельская элегия // «Звезда», 1976, №6
Стихотворения и поэмы, 1981
Издания[править | править исходный текст]
Избранные произведения. В 2-х тт., 1974
Собрание сочинений. В 3-х тт., 1985
Стихи Николая Рыленкова
***
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Дай припасть к руке твоей, Россия
Скрылся день в туманы росяные,
Отпылали облаков края.
Вечная заботница моя.
Дай поцеловать твои мозоли,
Чтоб, как в детстве, сеном я пропах,
Чтоб навек остался привкус соли
На моих запекшихся губах.
Пусть войдёт мне в душу каждый шорох,
Каждый вздох в краю моём родном.
Я всю жизнь учусь в твоих просторах
Жить, как пахарь твой – грядущим днём.
Видел я не раз иные дали,
Но мечтал лишь об одном, любя, -
Чтоб друзья и недруги сказали,
Что характером я весь в тебя.
Мне таить перед тобой не надо,
Где я плакал, где дарил цветы.
Всё, что скрыто от чужого взгляда,
Материнским сердцем чуешь ты.
Освежит виски мои седые
Лишь твоя певучая струя.
Дай припасть к руке твоей, Россия,
Вечная заботница моя!
* * *
Я помню долг свой пред тобой, Россия,
Я не забуду никогда о нём.
Всего, чего просил и не просил я,
Ты вдоволь мне дала в краю родном.
Не всё как надо видевший сначала,
Теперь благодарю судьбу свою -
За то, что так упорно приучала
Ходить босым по жёсткому жнивью.
Дала постичь, как колются колосья,
Оберегая золотой родник…
Ведь если что-то сделать удалось мне,
Так потому, что я к жнивью привык.
Что кожу впору выдубило лето
И пропитало духом чабреца.
А чем с тобой я расплачусь за это,
Как не строкой правдивой до конца!
* * *
Русская земля
От хребтов Кавказа до Урала,
Дальними дорогами пыля,
Ты не раз на бой сынов скликала,
Русская земля!
Прибавляли сил им в дни печали
Полноводных рек твоих струи,
И врагам обиды не прощали
Сыновья твои.
И всегда, цела и невредима,
Сыновей бессмертьем наделя,
Ты вставала из огня и дыма,
Русская земля!
О тебе в столетьях песни громки,
Вся ты как певучая струна!
И наследье предков мы, потомки,
Приняли сполна!
Вот опять ковыль дымится бурый,
Лёгкими кистями шевеля,
Вот опять ты в бой нас шлёшь под бурей,
Русская земля!
Что ж! Иль мы не русские солдаты,
Иль военный клич отцов забыт?
Не простим насильникам проклятым
Мы твоих обид!
Где б не шли, судьбой твоей хранимы,
Смерть за смерть врагам твоим суля, -
Мужеством твоим укреплены мы,
Русская земля.
Мы друзей скликаем поимённо,
Под огнём испытанных солдат,
И над ними русские знамёна
На ветру шумят!
Помяни ж героев, в битвах павших,
Осени знамёнами Кремля
Колыбель отцов и дедов наших,
Русская земля!
Прокляни отныне и навеки
Дрогнувшим перед лицом врага, -
В дни, когда катили пламя реки,
Бросив берега.
И опять цела и невредима,
Сыновей бессмертьем наделяя,
Встанешь ты из пламени и дыма,
Русская земля!
Кутузов в пути
Что значит слава полководца?
Давным-давно он славой сыт,
Но вновь у каждого колодца
Вновь у крутого перевала
Враги справляют торжество…
Не царь, а родина призвала
В годину трудную его!
Чтоб ни случилось, чтоб ни сталось -
Готов он долг исполнить свой…
И вот спешит, забыв про старость,
К полкам в карете почтовой.
Столбы мелькают верстовые,
Поют и плачут бубенцы…
О, кто дорог твоих, Россия,
Найдёт начала и концы!
Кто может вычислить на карте,
Как дух сынов твоих велик?
Ещё увидит Бонапарте
Твой гневный, твой суровый лик!
…Текучим зноем дня нагреты,
Дороги стелются, пыля.
И он глядит в окно кареты
На перелески и поля.
Гремит кареты грузный кузов.
Полям конца и края нет…
«…Спешит Кутузов бить французов!» -
Бородачи кричат вослед.
Деревня, мостик… У колодца
Журавль скрипучий и тугой
А сердце бьётся, сердце бьётся,
Как колокольчик под Лугой.
Клятвопреступникам
Россия! Мы всюду твердим твое имя,
Священны твои седины и морщины,
Торжеств и печалей твоих годовщины
В великой твоей и суровой судьбе.
И, зрелость встречая, по праву мужчины
Мы клятву на верность давали тебе:
На верность твоим перелескам зеленым,
На верность малиновым зорям твоим,
На верность ночам соловьиным, бессонным,
На верность девическим взорам бездонным,
На верность надеждам, что с детства таим.
Пусть клятвопреступник на Русской равнине
Забудет о матери, друге и сыне, -
Их нет у него, ни друзей, ни родных.
Пусть каменным хлеб ему станет отныне,
Не даст утолить ему жажду родник.
Он в страхе падет, услыхав твое имя,
Созвучное с именем женщины той,
Что нас пеленала руками своими,
Что нас напитала сосцами своими,
Что нас согревала своей теплотой.
Левитан
1
Мы возмужаем и верней оценим
Простые краски, точные слова.
Вот снова светит в золоте осенним
Чуть тронутая солнцем синева.
И если ты художник, если зорок
Твой меткий глаз и обострён твой слух, -
Туманной тропкой выйди на пригорок,
Прислушайся и оглянись вокруг.
Перед тобой, как страницы босые,
Воспоминанья летние тая,
Бредут берёзы в дальние края,
А ветер тени путает косые,
Шумят грачи. Так вот она, Россия,
2
Смерть не страшна. Безделье хуже смерти.
С тоской не разлучается оно.
Раскинуто окно. И на мольберте
Укреплено тугое полотно.
Прозрачен день. Вглядись и кисти вытри.
Ты мастер. Будь расчётлив, строг и прост.
Есть тишина, есть краски на палитре,
Чтоб звон листвы перенести на холст.
Повесить паутинки золотые,
Пустить тропинки по полю витые,
Колючей щёткой выровнять жнивьё
И, оглянув пустынное жильё,
Забыть про всё. Перед тобой, Россия
Твоя любовь, бессмертие твоё.
3
Где б ни был ты – душа природы русской
Была с тобой. Ты позабыть не мог
Ни пруд забытый с мельницей-раструской,
Ни ветхий дворик, ни туманный стог.
Преодолев житейские тревоги,
Ты видел: сыновья моей земли
По каторжной Владимирской дороге
В распахнутое будущее шли.
Над их судьбой задумавшись впервые,
Ты вспомнил все тропинки полевые
И отсвет зорь на берегу ручья.
Ты понял: сны и чаянья людские
Такой же явью сделает Россия,
Твоя любовь, бессонница твоя.
* * *
Куда не посмотришь – родные
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружили
Простором лугов и поле,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома…
Я знаю – за это сурово
С меня ты и спросишь сама!
Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.
Так спрашивай строже – отвечу
За всё: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.
За песни которым впервые
Внимают родные края…
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя. Совесть моя!
* * *
Сын, возмужавший нежности стыдится,
В своей любви не уверяет мать,
Зато ни в чём пред нею не таится
И всё готов на суд её отдать.
А у меня уже виски седые
Моих раздумий бесконечна нить,
И я хочу без лишних слов, Россия,
Как с матерью, с тобою говорить.
* * *
Сугробов блёски слюдяные,
Небес морозных волшебство,
Но как тепло, моя Россия,
Мне от дыханья твоего.
Смолкают ветры за плечами,
Когда в отцовской стороне
Своими вещими очами
Ты прямо в душу смотришь мне.
Глядишь, о счастье не гадая,
Сама судьбу свою творя,
Как ветлы в инее, седая
И молодая, как заря.
Какими тайнами владеешь
Ты, возвышаясь над судьбой,
Что с каждым годом молодеешь
И молодеет всё с тобой.
Но тайн тебе скрывать не надо,
Твои все тайны на виду.
Ведь ты мечту любую рада
Зажечь, как новую звезду.
* * *
Ветер боя кусты завертит,
Вспыхнет яростный столб огня,
И, как жаркое жало смерти,
Вражья пуля кольнёт меня.
Побелеют губы сухие,
Но, глаза устремив в зарю,
Трижды имя твоё, Россия.
Как молитву, я повторю.
И тогда, – я знаю заранее, -
Ты откроешь мне все пути,
Чтобы мог я, забыв о ране,
Через поле смерти пройти.
* * *
Золотое облако зноя,
Запах трав – медовый, хмельной.
Небо русское расписное
Распахнулось передо мной.
И прошу я, как в дни былые,
В нескудеющем свете дня:
Солнце жизни моей, Россия,
Укрепи на битву меня.
Николай Рубцов. Нужно всмотреться…
Думаю о вчерашней программе, посвящённой Николаю Рубцову, и из памяти выплыло стихотворение другого поэта.
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Написал его русский поэт – Николай Рыленков. Написал так, что оно сразу, с первого прочтения надолго остаётся в памяти и в сердце тех, кто знает об этой неброской красоте не понаслышке.
В стихотворении этом, как мне думается, раскрывается секрет рубцовских откровений, в которые нужно вслушиваться, чтобы услышать, которые не терпят суеты и поверхностного взгляда.
Жить и писать во времена площадной поэзии (не путать с бранью) можно.
Но кто услышит твой голос?
Рубцова, как оказалось – услышали. И запомнили. А все почести и привилегии свалились на него, в большинстве своём после жизни, как и повелось в России, да и не только в ней.
Думается, что это ещё и потому что не ради почестей и славы писали настоящие поэты.
Тот, кто хотел достичь вершин Парнаса, достигал их.
Кто-то становился «рупором эпохи» и ходил в любимчиках у власти.
Кто-то выбирал абсолютно иной путь, и тогда власть, выдворяя поэта из страны, невольно обеспечивала ему эти вершины.
Рубцов не был ни среди изгоев, ни среди любимчиков.
Он был собой. Николаем Рубцовым. Поэтом и человеком.
Он был нашим современником – странно сознавать это, тем не менее, это так.
В январе нынешнего года ему бы исполнилось 80 лет.
Его не стало в крещенские морозы. Он был убит в ночь на 19 января, спустя всего две недели после своего тридцатипятилетия.
Вчерашняя программа позволила слушателям ещё и ещё раз вспомнить о нём.
Перевыполнение пятилетних планов и решения партийных съездов, пионерские горны и комсомольские стройотряды, красные знамёна, алые звёзды… всё это горело, стучало, кричало, шагало строем и било в барабаны рядом.
Он же, будто не слышал или не замечал.
А если и пел о звёздах, то только о тех, которые светили над родными просторами.
«Звезда полей», едва ли не самая известное его стихотворение, лишено каких бы то ни было поэтических красивостей. Негромкое, неспешное повествование о родной земле западает в душу, чтобы остаться там навсегда.
Ещё одно стихотворение, открывающее невероятную силу поэтического дара Рубцова – «Горница». Стихотворение, ставшее песней. Я неоднократно слышала его в авторском исполнении. Во вчерашней программе оно прозвучало в исполнении Анатолий Демчуков, уловившего авторские, «рубцовские» интонации, что позволило максимально приблизиться к сути и смыслу текста «Горницы». Горницей или светлицей, на Руси называли светлую горнюю комнату в доме, на верхнем этаже. "Горний", – вышний, небесный. Горница – человеческая душа, – и не иначе. Именно она – душа – светла, потому что близка к Богу. И наоборот.
Рассказ о судьбе поэта, о непростой и трагической судьбе, о светлых, родниковых откровениях – стихах, о первых весенних проталинах и об осенних лесах и полях, о деревенских погостах и звёздах над ними, был трогателен и негромок. Так рассказывают о людях очень близких, родных, о людях, которых любят.
Автору программы «Тихая моя родина…» Вероника Коваль удалось показать основную, главную составляющую души и поэзии Рубцова, безыскусственность, подлинность, его любовь к родной земле, его русскость.
Музыкальные и поэтические отступления позволили слушателям ближе узнать мир, о котором писал Рубцов.
Татьяна Щербакова и Ирина Александровская, Светлана Потапенко-Калугина, Анатолий Демчуков…
Я, к великому моему сожалению, не знаю имен всех участников, но, тем не менее, хочу поблагодарить их всех, а особенно – Веронику Коваль, автора и ведущую литературно-музыкальной композиции «Тихая моя родина…», посвящённой Николаю Рубцову.
Единственное, чего не хватило мне, так это «улетевших тополиных листьев». Но это легко восполнить.
В заключение своего небольшого и негромкого отзыва, подумалось вот о чём.
В России есть несколько музеев Николая Рубцова. В селе Никольском, в здании, где располагалась школа, в которой он учился.
В Вологде – в доме, ставшим его последним земным приютом.
В Емецке – на родине поэта.
Есть много памятных мест с мемориальными досками, памятниками, улицами, есть много мероприятий с конкурсами, фестивалями и премиями…
Но самый главный, нерукотворный музей Николая Рубцова – это русская земля, русская деревня, тихая его родина, певцом которой он был до последнего своего вздоха.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель проведения: Познакомить учащихся с фактами биографии поэта Н.И. Рыленкова, проанализировать его стихотворение «Всё в тающей дымке».
Оборудование:
- ПК с акустическими колонками,
- мультимедиапроектор,
- презентация «Всё в тающей дымке»,
- раздаточный материал (таблица).
Задачи:
Образовательные : Научить анализировать прочитанное:
- определять тему и идею произведения;
- выделять композиционные части;
- видеть средства художественной выразительности в тексте.
Повторить пройденное.
Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные : Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.
Методические приемы : чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, отбор материала с опорой на план, эвристическая беседа.
Структура урока :
1 этап - организационный:
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- организация внимания.
2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний:
- актуализация ранее полученных знаний;
- постановка учебной цели.
3 этап – обучающий:
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления биографического материала, текста стихотворения;
- определение настроения;
- выразительное чтение стихотворения.
4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала
- Сочинение-миниатюра (сравнение стихотворения с очерком К.Г.Паустовского)
5 этап - подведение итогов урока (рефлексия) и постановка домашнего задания.
Ход урока
1. Приветствие учащихся учителем. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.
2. Слово учителя:
На предыдущих уроках мы с вами наблюдали за тем, как русские поэты и писатели, очарованные природой, открывают для читателей красоту окружающего мира, богатство переживаний, вызванных этой красотой. Стихи, рисующие картины родной природы, находят особенный отклик в душе каждого человека. Мы работали с текстами стихотворений Пушкина, Тютчева, Майкова; с очерками Паустовского, мудрые слова которого авторы нашего учебника предлагают нам в качестве напутствия: «Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее. Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но неотвратимо, как раковая опухоль…»
Сегодня мы ещё раз попробуем воспользоваться шансом узнать новое, а значит стать счастливее.
3. Тема урока (слайд 1 ): анализ стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке»
Но сначала мы познакомимся с фактами биографии поэта. (В процессе прослушивания лекции ребята заполняют таблицу. См. приложение ) слайд 2
Николай Иванович Рыленков (1909 – 1969)
Рыленков Николай Иванович - поэт, прозаик.
В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда... В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса...» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как строить хаты, как сажать деревья, / В какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала / Ходить босым по жесткому жнивью» . К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 - умерла любимая мать. Пять классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала. Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное творчество. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.
В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах.
В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» - это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.
В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России: «Солнце жизни моей, Россия, / Укрепи на подвиг меня!» Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны».
Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести, выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Чист и емок язык этой прозы - «русский язык со всеми присущими только ему прелестями, со всеми оттенками - скромности, простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности» Слайд 4 В прозаических этюдах Рыленкова соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».
Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленкова «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы.
Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».
Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии - «Традиции и новаторство» (1962), «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие.
Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки начертаны у Смоленской крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны.
4. Проверка таблицы (слайды 5 и 6)
5. Выразительное чтение стихотворения «Всё в тающей дымке».
6. Анализ стихотворения по вопросам (слайд 7):
– О каких особенностях русской природы написал Рыленков?
– С помощью каких эпитетов поэт рисует её своеобразие?
– Что помогло поэту открыть эти особенности? Объясните смысл слов «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и «вслушаться».
– Какие ещё приёмы удалось обнаружить?
7. Теперь, когда стихотворение проанализировано, попробуем определить, какое настроение создаётся этим произведением.
8. А теперь обратимся к заданию учебника на странице 19: что сближает стихотворение Рыленкова и очерк Паустовского «Обыкновенная земля»?
9. Подведём итог: что удалось открыть для себя в течение урока?
10. Домашнее задание: стихотворение выучить наизусть.
ПОСТРОЧНЫЙ АНАЛИЗ
СТИХОТВОРЕНИЯ Н. РЫЛЕНКОВА
«ВСЁ В ТАЮЩЕЙ ДЫМКЕ…»
… подлинная мысль всегда проникнута
трепетным чувством, если только ребёнок
почувствовал аромат слова, его сердце охватывает
Вдохновение... без поэтической, эмоциональной -
Эстетической струи невозможно полноценное
умственное развитие ребёнка.
В. А. Сухомлинский.
Задачи анализа –
помочь понять сущность слова
заметить образный характер слова в тексте
почувствовать аромат, красоту художественного произведения
разбудить мысль ребёнка
Необходимым аспектом изучения художественного текста является языковой анализ , который
Поможет учащимся почувствовать и осознать выразительные средства языка
Разобраться в различных эмоциональных и смысловых тонкостях текста.
Ход анализа.
Перед чтением учащимся даётся задание: «Создайте словами картинки услышанного ».
Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Беседа – анализ текста
Какие картинки возникли в вашем воображении?Это – конкретное описание природы или нет?
Чтобы понять ,
Как достигнуто поэтом такое обобщение,
Почувствовать и ощутить неброскую красоту родного края,
читаем стихотворение ещё раз,
строчка за строчкой, внимательно вдумываясь в их глубокий смысл.
Первое предложение стихотворения.
Картина конкретная или обобщённая?
Что вырисовывается в этой картинке и как?
Как вы понимаете выражение тающая дымка?
Обратитесь к словарям.
В каком значении употреблено слово таять в стихотворении Рыленкова?
Почему в переносном значении?
А какие же краски в такие дни природы?
С какого слова начинается стихотворение и сколько раз оно употреблено в тексте?
8. Какие средства и как помогают автору давать этим предметам более яркие
характеристики?
Обратите внимание на первые 6 строчек стихотворения.
Выделите в них все прилагательные.
Сделайте вывод.
10. Определите значение слова ускользает.
11. В каком из этих значений употреблено это слово в тексте? Почему?
12. Как вы понимаете выражение «беглый взор»?
Какой же он, этот «беглый взор»?
13. А что же нужно сделать, чтобы суметь разглядеть то, что было замечено поэтом?
Поработаем над глаголами первых двух строчек.
По толковому словарю определим значение глаголов « увидеть, всмотреться ».
Какой из глаголов отражает цель описания природы?
16. Как называет Н. Рыленков эту любовь?
17. Давайте поработаем по толковому словарю над значением прилагательного ясный .
18. Природа – это не только мир красок, но и мир звуков . И вновь нам напоминает поэт: в звуки нужно вслушаться.
Читаем 4 строфу.
19. Найдите в первых двух строчках антонимическое противопоставление (его мы уже видели в 3 строфе) близких по значению глаголов .
20. Почему надо не услышать , а вслушаться ?
23. Выделите слова, несущие на себе авторскую мысль.
24. Найдите в тексте ещё приём лексического повтора . Определите его роль в произведении.
25. Обратимся к последней строфе произведения.
26. Какие ассоциации возникают у вас слова « прозрачные воды »?
Что они вам напоминают?
27. Каким эпитетом награждает автор природу?
Подберите к нему синонимы.
28. Теперь обратимся к звукописи .
Дайте определение термину звукопись .
Какие виды звукописи вы знаете?
30. В чём звуковая особенность этого стихотворения?
Каких согласных звуков здесь нет?
31. Какие звуки – гласные или согласные – в этом стихотворении стоят на службе у автора (в основном)?
32. Определите тон, темп, ритм (дать определения этим понятиям) стихотворения.
33 . Какова роль строки стихотворения?
34. Охарактеризуйте интонацию произведения.
В стихотворении нет конкретного описания природы, здесь запечатлён обобщающий образ русской природы.
Это уже конкретная определённая картина природы.
Холмы, перелески . Но они вырисовываются неясно, неотчётливо, как точно замечает поэт, «всё в тающей дымке».
Выражение тающая дымка очень ёмкое, образное. Надо подумать над его значением .
В словообразовательном словаре указано, что слово тающей образовано от слова таять , которое в русском языке многозначно.
В толковом словаре в словарной статье на слово таять мы читаем: «2. Исчезать, становиться незаметным».
Слово таять употреблено в переносном значении.
Употреблено в переносном значении с целью подчеркнуть, что холмы и перелески окутаны лёгкой рассеивающей дымкой.
Благодаря этому выражению, нам легко представить тихую ласковую землю под неярким небом в спокойный, не блещущий разнообразием красок день.
Такие же мягкие, приглушённые:
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Со слова всё. 3 раза.
Это повтор – одно из лексических средств выразительности.
Поэт подчёркивает
- обобщающий характер описания ,
но одновременно с этим он
Старается обратить наше внимание и на отдельные картины : так, кроме холмов и перелесков, мы видим в тающей дымке реки, озёра.
Эпитеты: « озёра туманны», « реки медленны».
Это имена прилагательные.
Эпитеты позволяют зримо показать читателю спокойную величавость рек и озёр, подчеркнуть неторопливость движения их вод.
И в этой картине также нет резкости, конкретности.
Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра…
Здесь прилагательные употреблены в краткой форме: не ярки, не резки, медленны, туманны.
Они выполняют в предложении роль сказуемого.
Использование краткой формы прилагательных
указывает на постоянство, обычность картин природы.
Вывод.
Первые 6 строчек стихотворения – это обобщённое описание скромного пейзажа. Но в этих же строчках выражена любовь к родной природе. Её краски не бросаются в глаза и с первого взгляда даже неприметны, поэтому Н. Рыленков предупреждает читателя: « Здесь …
В толковом словаре мы видим, что слово это многозначное. Его прямое значение - « скользнув, вырвавться». А переносное – «остаётся незамеченным».
В переносном значении.
Красота и очарование окружающей нас природы останутся незамеченными, если смотреть на всё это «беглым взором». Рыленков предупреждает: «… всё ускользает от беглого взора».
Чтобы глубже понять значение этого выражения, попробуем подобрать к словам синонимы:
взор – взгляд
беглый – невнимательный, быстрый, поверхностный, долго не задерживающийся ни на чём.
Ответом на этот вопрос являются строки стихотворения. Автор в раздумье советует:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Они сходны, очень близки по значению.
Но в тексте данного произведения они противопоставлены и объединяются в антонимическую пару.
Глагол увидеть употреблён в значении «воспринять зрением». Увидеть может и « беглый взор».
А всмотреться означает «напрячь зрение и внимание, чтобы рассмотреть, разобрать, запомнить, запечатлеть».
Всмотреться.
Только всмотревшись в неяркие краски окружающей природы, человек почувствует любовь к своему родному краю, родимой земле.
« Ясной любовью ».
«Яркий, сияющий» (ясный месяц)
«Светлое, ничем не затемнённое» (ясное небо)
«Хорошо видимые»(ясные очертания гор).
Это прямые значения слова ясный.
А в предложении « ясной любовью наполнилось сердце » использовано переносное значение слова ясный – 4 . «ничем не омрачённый, спокойный».
Это перенос наименования по сходству – метафора.
Метафорический перенос усиливает образный характер повествования.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
«Услышать - вслушаться».
Вслушаться в нерезкие звуки родной природы нужно для того, « чтоб в душу созвучья нахлынули дружно ».
Слово созвучье обозначает «гармоничное, приятное сочетание нескольких звуков разной высоты».
А в стихотворении Н. Рыленкова значение этого слова гораздо шире: оно выражает не только сочетание звуков, но и гармонирующие с окружающей природой ощущения, настроения самого человека.
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Наречие дружно и глагол нахлынули .
Они вновь подчёркивают стройность и гармонию звенящего и поющего мира природы. Волнующие душу чувства, которые человек получает от созерцания этой простой, скромной, но такой родной природы, придут неожиданно, вдруг, - нахлынут, появятся стремительно, внезапно.
Слово здесь - 6 раз.
Но звучит неназойливо. Для читателя оно является своеобразным сигналом и помогает ему открывать поэтические картины именно его природы,те, какими он может любоваться всегда, в любое время года.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Водная стихия – прозрачные, бездонные воды рек и озёр.
Прозрачные воды - это естественное зеркало, в котором отражается вся прелесть родной природы, её скромная неповторимая красота.
Застенчивая.
Застенчивая - робкая, стыдливая, стеснительная.
Природа характеризуется как живое, одухотворённое существо.
Звукопись – система средств и приёмов звуковой организации литературного произведения, создающая либо нужное автору эмоциональное впечатление от описываемого события, либо смысловую ассоциацию.
Аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков).
В тексте нет шипящих звуков. Этим ещё раз подчёркивается мягкость, гладкость, лёгкость описываемого.
Гласные звуки (ассонанс). Они как негромкое эхо отдаются в каждой строчке, благодаря чему стихотворение хочется не произносить, а петь.
Стихотворение написано в одной тональности.
В нём нет смены ритма и темпа.
Строки короткие. Это как будто вскрик от увиденного, восторг, пред которым все слова пропадают. Не хочется много говорить, но зато хочется всматриваться и вслушиваться.
Интонация тёплая, задушевная. Она как нельзя лучше передаёт главную мысль автора, его настроение. Поэт как бы сам для себя открывает прелесть родной природы и хочет, чтобы её почувствовали и увидели мы, читатели.
Вслушайтесь в слова поэта: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно». Художественный текст, и особенно поэтический, требует, чтобы в него
всматривались,
вчитывались,
вдумывались.
Только тогда ребёнок научится познавать и открывать для себя удивительный мир литературы.