Мир иллюзии с точки зрения психологии. Духовные иллюзии и заблуждения — общий обзор

Многие опыты «Физпрактикума» построены так, что для них не требуются сложные приборы и установки. Это не только позволяет любому читателю повторить эксперименты, но и придает им дополнительную эффектность – интересно исследовать нетривиальные физические явления при помощи самых незамысловатых средств . Однако в таких опытах можно встретиться и с трудностями, в частности с ошибками восприятия. Если в серьезной экспериментальной установке регистрирующим элементом служит точный прибор, то в опытах «физпрактикума» результат регистрирует сам экспериментатор – его глаза, уши, руки. А «показания» органов чувств человека неоднозначны и зависят от множества побочных факторов, начиная с условий наблюдения и кончая настроением наблюдателя.

Иллюзий, связанных с человеческими чувствами, известно очень много; даже перечислить их в одной статье было бы трудно. Не все они могут считаться иллюзиями в полном смысле слова, то есть каким-то случайным или подстроенным обманом – иногда это просто особые свойства наших органов чувств, о которых мы не знаем или забываем. Такие иллюзии порой играют значительную роль и в научных исследованиях. Примером тому служит оптический эффект, с которым так или иначе сталкивался каждый, – параллакс.

Параллаксом называют кажущееся относительное смещение объектов, находящихся на разном расстоянии от наблюдателя. Это смещение возникает при движении его глаз. Так, глядя в окно поезда, можно заметить, что ближние деревья уходят назад гораздо быстрей, чем дальние, а самые далекие и вовсе почти не отстают – пейзаж за окном словно поворачивается вокруг точки, в которой взгляд пересекает линию горизонта. Немалое значение имеет другой, более простой случай параллакса – изменение показаний прибора в зависимости от положения глаза; при движении глаза влево стрелка на фоне шкалы сдвигается вправо, и наоборот. Если у вас дома не найдется никакого стрелочного прибора, эксперимент можно поставить с весами в магазине. Когда вашу покупку положат на них, сделайте шаг влево. Показания весов уменьшатся на одно-два деления. Сделайте пару шагов вправо, и показания увеличатся. Вес покупки, оказывается, зависит от вашего положения перед прилавком.

Чтобы избавиться от ошибки параллакса, в точных приборах стрелку делают очень тонкой, а под шкалой располагают зеркальную полоску. При считывании показаний прибора голову нужно держать так, чтобы сама стрелка и ее отражение в зеркале совпадали. Тогда взгляд строго перпендикулярен плоскости шкалы и ошибка исключена. К сожалению, не все ошибки параллакса так легко поддаются исправлению. Скажем, при регистрации быстро-протекающих процессов с помощью некоторых высокоскоростных кинокамер возникают параллактические искажения, связанные с относительным движением пленки и элементов оптической системы. Борьба с такими искажениями – сложная техническая задача.

Еще один пример вредной иллюзии. Поставьте на лист бумаги перевернутый стакан и, обводя карандашом его край, нарисуйте друг за дружкой три дуги: маленькую, с центральным углом около десяти градусов, среднюю, с углом градусов сорок, и большую, градусов сто двадцать. Сравните их кривизну. Даже прекрасно зная, что они начерчены с помощью одного стакана, а значит, радиус их кривизны один и тот же, трудно избавиться от впечатления, будто маленькая дуга имеет минимальную кривизну, а большая – максимальную. Интересно, что с дугами, превышающими половину окружности, иллюзия не возникает; наблюдатель отчетливо видит настоящий диаметр таких больших дуг и замечает, что он одинаков у всех кривых.

Многие знают опыт с двумя мыльными пузырями, которые соединяют между собой одной трубкой. Давление внутри пузыря обратно пропорционально его радиусу, и потому воздух из меньшего пузыря переходит в больший, пока от меньшего не останется лишь небольшой сегмент, имеющий тот же радиус кривизны, что и большой пузырь. Однако если вы проделаете этот опыт сами, вам наверняка покажется, что кривизна уцелевшего пузыря намного больше кривизны маленького кусочка мыльной пленки в противоречие с названным законом. Можете не проверять формулу для давления внутри пузыря: всему виной оптическая иллюзия, описанная в примере с дугами. Эта же иллюзия проявляется и в другой ситуации. Качество поверхности часто контролируют по правильности картины интерференционных полос, возникающей при отражении света, например, по совершенству формы колец Ньютона. Этот простой опыт легко проделать дома, достаточно на плоскую пластинку положить линзу выпуклостью вниз и рассматривать точку касания на темном фоне. Вы увидите концентрические цветные кольца (кольца Ньютона). Складывая две плоские пластинки, можно наблюдать ряды параллельных или расходящихся полос, восьмерки и более сложные картины. Полосы изгибаются тем круче, чем быстрей меняется толщина воздушного зазора между двумя стеклянными поверхностями, то есть чем больше на них неровностей. Но если вы захотите сравнить качество поверхности в разных местах, нужно помнить, что длинная интерференционная полоса может показаться изогнутой сильнее, чем короткая, даже если в действительности это не так.

Еще ошибочней бывают результаты сравнительной оценки площадей и объемов. Это тем более неожиданно, что линейные размеры тренированный глаз оценивает довольно точно. Попробуйте угадать, во сколько раз объем куба, изображенного на рисунке справа, больше объема левого куба? Какое соотношение между объемами цилиндров? Эллипсоидов? Минутку, не читайте дальше текст! Сделайте оценку и запомните числа.

Рис. 1. Результаты сравнительной оценки площадей и объемов

А теперь проверьте результаты. Объем правого куба больше объема левого в два раза, объемы цилиндров относятся как один к тридцати, эллипсоидов – как один к трем. А насколько площадь черного кольца меньше площади белого круга, который оно ограничивает?

Рис. 2. Насколько площадь черного кольца меньше площади белого круга, который оно ограничивает?

Измерив их, нетрудно убедиться, что площади равны. В данном случае иллюзия усиливается не только «провокационным» вопросом, но и специальной раскраской: черные предметы кажутся человеческому глазу меньше белых. Этот эффект называют иррадиацией, Значение таких ошибок в оценке площади и объема для наших опытов очевидно.

Целый ряд зрительных иллюзий связан с движением. Подвесьте на темном фоне яркий грузик на белой нитке и попробуйте разглядывать этот маятник двумя глазами, поместив перед одним из них темное стекло (подойдет стекло от солнцезащитных очков). Вы заметите, что маятник описывает вытянутый эллипс. Убрав стекло, легко убедиться, что он по-прежнему качается в одной плоскости. Закройте стеклом другой глаз, и маятник вновь двинется по эллипсу, только в другую сторону (если стекло перед левым глазом, маятник кажется вращающимся по часовой стрелке, если перед правым – против часовой стрелки). Иллюзия будет еще сильней, если сосредоточить взгляд на нити недалеко от точки подвеса, Эта иллюзия объясняется тем, что наш глаз замечает светлые предметы быстрей, чем темные (разница во времени, конечно, очень невелика – доли секунды.

Качающийся маятник виден глазу, закрытому стеклом, немного отстающим по сравнению со своим истинным положением, а другой глаз видит его как обычно. Это рассогласование и рождает впечатление объемности при плоском движении маятника. Подобные иллюзии могут привести к ошибкам при изучении движения предмета, по-разному рассеивающего свет в различных направлениях.

Механизм человеческого зрения вообще достаточно сложен и окончательно не ясен: в нем участвуют не только хрусталик и сетчатка, но и сам мозг. Поэтому при случайных переключениях внимания наблюдателя также могут возникать некоторые иллюзии. Общеизвестный пример – «выворачивающийся куб», который кажется обращенным к нам разными гранями в зависимости от того, на какой из его вершин сосредоточен взгляд. Другую иллюзию того же типа можно наблюдать с помощью картонного пропеллера, вращающегося на небольшом гвоздике. Такую вертушку нужно рассматривать в сумеречной комнате на фоне светлого окна, чтобы видеть только ее контур и не иметь возможности определить, какая из лопастей пропеллера находится ближе, а какая дальше. Иногда кажется, что пропеллер вращается в одну сторону, а иногда – в другую. Сосредоточившись, можно небольшим усилием воображения «переключать» направление вращения вертушки по своему желанию. Да, что там направление вращения вертушки! Способность человека, видеть то, что он ожидает увидеть, значительно шире, и это доказывают многие курьезные примеры.

В книге М. Миннарта «Свет и цвет в природе» указано, что различные люди видят в расположении пятен на Луне достаточно четкий рисунок, образующий человеческое лицо в профиль, анфас или в три четверти, женскую фигуру, старуху с вязанкой хвороста, зайца, омара и многое другое. Эдгар По в рассказе «Сфинкс» описывает, как неверное представление о расстоянии до объекта может вызвать ошибочную оценку его размеров. Небольшое насекомое, медленно ползущее по паутинке за оконным стеклом, представилось рассказчику огромным чудовищем, стремительно перемещающимся по отдаленному холму, а слабый звук, изданный насекомым, показался ему громким криком. Последняя деталь показывает, что такому обману подвержено не только зрение, но и слух. Незнакомые, непонятные звуки часто пугают человека лишь потому, что, не имея точных сведений о расстоянии до их источника, он преувеличивает их громкость. Впрочем, акустические обманы встречаются реже, чем зрительные, поскольку от наших ушей в мозг поступает значительно меньше информации, чем от глаз. Из особенностей слуха стоит подчеркнуть лишь одну. Наша способность определять на слух, где расположен источник звука, основана на разной силе сигналов, приходящих в правое и левое ухо; мы ожидаем найти источник с той стороны, откуда звук громче. Если же сила обоих сигналов одинакова (например, когда источник находится в вертикальной плоскости, проходящей через центр головы), звук кажется раздающимся прямо в мозгу, и точное положение источника указать трудно. Завяжите глаза вашему товарищу и попросите его определить место, в котором вы постучали ложечкой по стакану. Он будет правильно находить это место во всех случаях, кроме тех, когда расстояние от стакана до обоих ушей окажется одинаковым.

Может подвести даже такое простое чувство, как осязание. Скрестите указательный и средний пальцы одной руки и коснитесь ими острого ребра какого-нибудь предмета (стола, шкафа) так, чтобы ощутить его кончиками обоих пальцев. Закройте глаза и сосредоточьтесь на ощущениях своих пальцев. Вам покажется, что вы ощупываете не одно, а два ребра. Проведите пальцами вдоль ребра до его конца – это усилит эффект. Слегка поверните пальцы вокруг их оси в одну и другую сторону – два воображаемых ребра разойдутся немного в стороны, а затем вновь сблизятся. Проведите теперь пальцами от переносицы до кончика носа, и вам покажется, что у вас два носа вместо одного. Эта иллюзия связана с необычным взаимным расположением пальцев: сигналы, посылаемые ими в мозг, «расшифровываются» по прежней схеме, которая теперь не соответствует действительности.

Особенно трудно распознаются иллюзии, причина которых заключена в непривычном сочетании ощущений разных органов чувств. Положите в раковину воздушный шарик, наполните его водой и попробуйте поднять. Быть может, с первой попытки это не удастся – вы невольно сделаете слишком слабое усилие и будете удивлены большим весом шарика. Между тем, если бы то же количество воды было налито в кастрюлю, вы сразу приложили бы нужную силу. Тяжесть воды ассоциируется с ощущением жесткого корпуса кастрюли, а тонкие резиновые стенки воздушного шарика ассоциируются с его ничтожным весом. Это поначалу и вводит в заблуждение.

Наш вестибулярный аппарат тоже не всегда работает точно, особенно если зрительные образы противоречат его ощущениям. Это рождает ошибки в определении вертикали и горизонтали. Велосипедисту, спускающемуся по склону, дорога кажется менее крутой, чем на самом деле, – привыкший к горизонтальному положению земли глаз автоматически делает поправку, отсчитывая углы от плоскости дороги. Другой пример. Иногда приходится подниматься по выключенному эскалатору. Обратите внимание, насколько неуверенными бывают несколько первых шагов. Привычка наклоняться вперед, чтобы не упасть, шагнув на уходящую из-под ног ленту, настолько сильна, что мы бессознательно следуем ей, даже когда видим, что ступени неподвижны. Ощущение вертикального и горизонтального направлений зависит не только от зрительных впечатлений, но и от стереотипов, сформировавшихся в мозгу человека. Из этого следует, кстати, что все опыты по механике нужно проводить на поверхности, горизонтальность которой проверена каким-либо уровнем, а не только нашими собственными ощущениями.

Может показаться, что иллюзии и обманы чувств проявляются в особых условиях и вряд ли встретятся нам при проведении опытов. Возможно, не в каждом эксперименте они играют заметную роль. Однако встречаются ситуации, которые без их учета не объяснить. Вот одна из подобных ситуаций.

Поставьте на плиту чайник с небольшим количеством воды и дайте ей закипеть. Затем, выключив огонь, слегка приподнимите чайник. Постарайтесь запомнить ощущение тепла, которое передалось вам от нагретой ручки. Теперь быстро долейте в чайник один-два литра холодной воды из заранее приготовленной кастрюли. Закройте крышку и снова приподнимите чайник, оценивая температуру ручки. Вы с удивлением обнаружите, что она не только не стала холоднее, но даже несколько нагрелась! Можно долго ломать голову над тем, почему ручка чайника нагревается при доливании в него холодной воды, можно даже придумать несколько объяснений разной сложности и разной правдоподобности. А истинное объяснение совсем просто. Конечно же, за короткое время опыта ручка не успела ни остыть, ни нагреться. Более горячей она кажется лишь потому, что чайник стал тяжелее, и его ручка с большей силой давит на вашу ладонь.

Описание ошибок наших органов чувств можно было бы продолжить; их причины бывают не только психофизиологическими, но и чисто физическими, и это, помимо практических соображений, также привлекает к ним внимание физика. Во всяком случае, такие ошибки представляют собой настолько обширный и интересный предмет исследований, что человек, познакомившийся с ними поближе, не пожалеет о затраченных усилиях, даже если ему потом не придется столкнуться с иллюзиями и использовать полученные знаний в конкретной работе.

Литература

  1. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Москва – Ленинград. 1947 г.
  2. М. Миннарт. Свет и цвет в природе. Москва. 1958 г.
  3. Д.Р. Джадд. Г. Вышецки. Цвет в науке и технике. Москва. 1978 г.
  4. С. Толанский. Оптические иллюзии. Москва 1967 г.

Вероятно, каждый человек в течение своей жизни сталкивается нетривиальными физическими явлениями, не всегда понимая, что это иллюзии, созданные его воображением. Чаще всего их появление связано с нестандартным мышлением и, соответственно, подсознательным восприятием реальных событий или знакомых предметов, рассматриваемых в непривычном ракурсе, или при ином освещении. Все эти условия иногда "играют" с человеческим сознанием разные шутки, иногда страшные, иногда смешные.

Психологи хорошо знают, что "показания" всех органов чувств человека далеко не всегда однозначны, а также зависят от всевозможных побочных явлений и факторов, включая условия наблюдения и настроение, физическое и психологическое состояние человека.

Иллюзий, вызванных органами чувств человека, сегодня уже известно очень много, не каждая из них считается иллюзией в психологическом значении этого явления, существуют иллюзорные явления, искусственно созданные при помощи подстроенного обмана (зрения, слуха). Эти иллюзии имеют большое значение для научных исследований. Например, это касается оптического эффекта, с которым сталкивался при различных обстоятельствах каждый человек, так называемого параллакса.

Параллакс представляет собой кажущееся, мнимое смещение объектов, находящихся в действительности на разном расстоянии от глаз наблюдателя. Это относительное смещение может возникнуть при движениях его глаз. Так, например, при наблюдении из окна поезда, человеку кажется, что деревья, расположенные ближе, "убегают" назад с большей скоростью, чем находящиеся вдали. А самые дальние деревья - просто "не отстают" от поезда. Вместо этого человек воспринимает пейзаж за окном, как поворачивающуюся вокруг точки картину, при этом взгляд человека пересекает линию горизонта.

Ещё более ярким примером, имеющим большое значение, является проявление параллакса при наблюдении за изменением показаний любого прибора, которые меняются в зависимости от положения глаз. Стрелки на фоне шкалы сдвигаются в противоположном от движения глаз направлении, хотя в действительности они показывают одно и то же значение. Если в магазине, когда на весах лежит товар, сделать шаг влево, то показания весов зрительно уменьшатся на несколько делений, и, наоборот - при перемещении вправо, показания увеличатся.

Существуют специальные способы борьбы с параллаксом, с этой вредной иллюзией, в противном случае, все показатели приборов при проведении экспериментов и при взвешивании будут недействительными. При изготовлении точных приборов стрелку стараются делать максимально тонкой, под шкалой дополнительно располагают зеркальную полосу.

Каждый исследователь знает, что в момент считывания показаний, голову нужно держать в таком положении, чтобы реальная стрелка и её зеркальное отражение совпадали, в этом случае направление взгляда будет строго перпендикулярно плоскости шкалы, и погрешность считывания будет сведена к нулю.

Ещё одним примером иллюзорного психологического восприятия нашим сознанием геометрического рисунка можно назвать опыт со стаканом, перевёрнутым вверх дном и поставленным на бумагу. Если обводя его край карандашом, нарисовать 3 дуги (маленькая, средняя и большая), то осознавая, что все они нарисованы при помощи одного и того же стакана, сознание "видит" дуги с разным радиусом кривизны.

Таких примеров можно приводить множество - они всегда находятся в нашей повседневной жизни, и часто мешают, особенно при проведении исследований и опытов, так как искажённая картина действительности не даёт получить правильный результат. Более серьёзные иллюзорные ошибки возникают при сравнении объёмов или площадей (при этом линейные размеры натренированный глаз может приблизительно оценить верно). Эти психологические иллюзии находятся на грани психологии и оптических (зрительных) обманов.

К ним относятся известная иррадиация - чёрные и тёмные предметы всегда воспринимаются меньшими по размеру, чем светлые или белые. Эту психологическую иллюзию отлично используют модельеры, создавая модели для полных людей из тканей тёмного цвета, украшая их ярким цветовым пятном, отвлекающим взгляд.

Очень часто психологические иллюзии связаны с движением - маятник, раскачивающийся на тёмном фоне, приобретает в сознании человека форму эллипса, вытянутого в направлении движения, если его разглядывать одновременно двумя глазами (если закрыть один глаз, то маятник буде иллюзорно раскачиваться в другую сторону). Если сосредоточиться на светлой нити подвеса, то маятник будет раскачиваться ещё быстрее - это опять связано с тем, что глаза человека быстрее замечают светлые предметы, чем тёмные.

Если глаз закрыть стеклом (очками), то раскачивающийся маятник имеет движение, слегка отстающее от реального (два глаза видят реальную скорость раскачивания). При этом сознание будет воспринимать движение объёмным (в действительности маятник раскачивается по плоской траектории). Эти иллюзии также относятся к вредным, потому что очень мешают при исследованиях предметов, которые рассеивают свет различным способом (в разных направлениях).

Как ни странно, но если строение человеческого глаза изучено практически досконально, то сам механизм зрения оказался настолько сложен, что окончательного решения и выводов учёных пока нет. Это легко объяснить тем, что в процессе восприятия окружающего мира глазами, большое участие принимает мозг. Такое "содружество" и является основной причиной возникновения психологических иллюзий при переключении внимания человека, внезапной смене освещения или ракурса взгляда.

Специалистам хорошо известен пример "выворачивающегося куба" - человек воспринимает грани, обращённые к нему по-разному, что напрямую связано с тем, на какой из них сосредоточен человеческий взгляд. Человеческое восприятие окружающего способно на удивительные вещи, и прежде всего, "видеть" совершенно иную картину, чем ту, которую человек собирается увидеть.

Эта способность распространяется на очень большую часть явлений и событий, учёные, занимающиеся психологией иллюзорного восприятия, только констатируют многие примеры, а в их определении сильно расходятся во мнениях.

Cуществует много известных психологических иллюзии, возникновение которых зависит от творческого потенциала человека, его психологического моментного состояния, освещения и прочих психологических причин (речь идёт об иллюзиях, возникающих в сознании здорового человека). К таким относится иллюзорное восприятие формы пятен на Луне (кому-то они напоминают фигуры, кое-кто видит человеческие лица и пр.).

Есть известная иллюзия, когда реальное явление или предмет неожиданно "меняет" размеры и форму - так, например, неожиданно открыв после сна глаза, можно увидеть на знакомом рисунке обоев огромного зверя (если окончательно проснуться, то зверь оказывается обыкновенной мухой).

Психологическим иллюзиям подвержен и слух человека, вероятно каждый оказывался в положении, когда отдалённый гул казался громовым раскатом, а писк комара над ухом - пугающим криком, или телефонным тревожным звонком. Причём тревога и страх значительно чаще сопровождают психологические иллюзии, особенно слуховые . Психологи связывают это с подсознательным ожиданием любого человека плохих известий, и любая нестандартная ситуация вызывает в нём негативные ощущения.

Кроме того, непонятный и неожиданный звук человек воспринимает психологически, как опасность, так как не имеет о нём точных сведений, и не осознаёт реальное расстояние до его источника. Есть и ещё одна особенность психологического восприятия - в зависимости от того, в какое ухо поступает звуковой сигнал, человек по-разному воспринимает место его нахождения.

А если звук поступил в оба уха одновременно, то сознание может воспринимать источник, как находящийся непосредственно в его голове, или рядом с собой. Далеко не каждый человек с завязанными глазами может точно определить источник внешнего звука, более того, в разном психологическом состоянии, человек определяет его по-разному, и ошибки опознавания носят различный характер.

Совершенно неожиданным оказываются иллюзии осязания . Если исключить из восприятия зрение, завязав глаза, и провести по собственному носу, то может возникнуть иллюзия, что их два. Такие психологические иллюзии связаны с разным расположением пальцев относительно друг друга, поэтому они "подают" в мозг разные сведения, а сознание их воспринимает, как обычно - в связи с этим возникают иллюзорные и различные картины (в данном случае, один палец "сообщает" об одном носе, а второй - о другом).

Частая причина возникновения психологической иллюзии заключается в непривычном (или незнакомом) сочетании ощущений, присущих разным органам чувств. Если в воздушный шар и стеклянную банку налить одинаковое количество воды, то человек не сможет поднять шар с первой попытки, так как будет прилагать недостаточное усилие (рассчитанное на лёгкость воздушного шара), причиной является иллюзорное восприятие, которое и вводит сознание в заблуждение.

Каждому известны психологические иллюзии, связанные с работой вестибулярного аппарата. После долгого катания на качелях, земля ещё долго продолжает вращаться (время вращения и скорость зависят от индивидуального состояния вестибулярного аппарата).

Велосипедист, спускающийся по крутому склону, воспринимает его более покатым, отмечая глазом ближайшие вешки. Каждый человек, вероятно, сталкивался с иллюзорным ощущением продолжения движения, стоя на эскалаторе, который неожиданно остановился. Несмотря на то что глаз видит, что ступени уже неподвижны, тело продолжает наклоняться вперёд, как при движении лестницы.

Так что психологи утверждают, что возникновение иллюзий чаще может возникнуть по причине сложившихся стереотипов, даже если увиденное в реальности явление идёт вразрез с уже привычным сигналом в мозг. Вывод психологи и учёные делают одинаковый - причины возникновения психологических иллюзий чаще всего связаны не столько с психофизиологическими явлениями, сколько с физическим неправильным восприятием мозга (а, соответственно, ошибочным сигналом).

Иллюзия восприятия в психологии не имеет ничего общего с галлюцинациями. Человеческий мозг, воспринимая информацию, которую передает ему зрение, проходит стадии синтеза, анализа и обобщения, соотнося изображение с уже имеющимися представлениями, полученными в процессе приобретения знаний и жизненного опыта. Иногда для прохождения всех этих стадий необходимо отыскать подходящее вербальное определение или зрительный эквивалент. Этот процесс происходит у каждого человека индивидуально, потому что состав нейронов головного мозга уникален и неповторим, так же, как и информационный багаж отдельной личности.

Эмоциональная окраска виденного зависит от состояния человека, пережитого и увиденного им, возраста и даже функциональности органов зрения. Объяснение зрительных иллюзий, связанных с преломлением света, толщей и движением воздуха, слоем воды, лежит вне изучения психологии. Эта наука изучает иллюзии, которые появляются у человека в результате наложения на визуальный объект эмоций, чувств и субъективных оценочных факторов. Индивидуальное восприятие не может быть объективным, потому что в него вложен субъективный человеческий комплекс.

Бессознательность искажения и его вариации

Галлюцинации возникают в сознании человека при полном или частичном отсутствии предмета, объекта, или явления, которые могли бы отразить его совершенно реальные органы чувств. К появлению галлюцинаций приводят расстройства мозговых функций, психические заболевания, патологии человеческой психики. А иллюзии возникают при анализе здоровыми органами человеческого восприятия абсолютно реальных внешних объектов. Это искаженное представление, происходящее при индивидуальной реакции человеческого мозга на внешний рецепторный раздражитель.

В психологии условно разделяются 2 типа иллюзий:

  1. Основанные на определенных физических условиях.
  2. Те, что обусловлены психологически.

Однако некоторые теории связывают физическое воздействие и психологические условности в неразрывное целое, которое продуцирует человеческий мозг. Психологические иллюзии — это результат деятельности физического объекта, состоящего из индивидуального сочетания миллионов нейронов, которые получили информацию с реальных физиологических рецепторов. Только индивидуальность, накопленная в этом сочетании, и способность по-своему обрабатывать полученный умозрительный поток, обретенная в результате процессов сложной биохимии головного мозга, приводит к возникновению психологических иллюзий. Психология иллюзии есть попытка объяснить с позиции определенной науки, почему происходит этот процесс.

В психологии до сих пор не существует сколько-нибудь внятной классификации иллюзий. Наиболее изученными считаются на сегодняшний день зрительные, возникающие на рецепторах органов зрения. Но это, скорее, заслуга оптики, которая сделала возможным изучение преломления света, и офтальмологии, изучившей механизм действия человеческого глаза с позиций физики и анатомии. Зрительные иллюзии как результат деятельности человеческого глаза по-прежнему слабо поддаются психологическому объяснению. Сложно объяснить, почему сотни людей при взгляде на одно и то же явление или один и тот же предмет получают иногда совершенно одинаковые ошибочные представления, а иногда — абсолютно разные, но тоже не соответствующие реальному положению вещей.

Зрительное восприятия и его иллюзии

Определения психологии о том, что такое искажения действительности, полученные в результате деятельности органов зрения, слабо отражают характер явления. Опосредованно пропущенная сквозь призму индивидуального сознания информация, полученная сквозь оптическую линзу глазного механизма, приобретает характер субъективного знания. Определение иллюзии восприятия как искажения зрительного образа просто не учитывает всех составляющих происходящего сложнейшего процесса. Искаженное восприятие получаемого зрительного образа зависит от многих составляющих:

  • эмоциональной направленности;
  • психологического состояния;
  • информационного освещения;
  • ассоциативного ряда индивидуального сознания;
  • полученной установки;
  • возрастного фактора;
  • степени освещенности;
  • расположения в пространстве;
  • временного отрезка суток;
  • информационного окружения.

Самая совершенная аналитическая машина не в состоянии проанализировать все психоэмоциональные и физиологические факторы, воздействующие на определенного человека. В психологии принято считать, что зрительные иллюзии возникают не в момент получения информации посредством зрительной функции, а в момент, когда происходит осмысление ее субъектом, который получает эту информацию. И якобы можно избежать появления заблуждения, если убрать факторы, мешающие правильному осмыслению. Но насколько реально устранить из сознания все составляющие, начиная от устойчивых детских впечатлений и заканчивая внедренным посредством информационных технологий в сознание человека идеологического устойчивого барьера? У психологии не имеется четкого и определенного ответа.

Иллюзии зрения: общая характеристика

  • искажения размера;
  • пространственные;
  • вызываемые движением фона;
  • возникшие вследствие перемещения объекта;
  • последствия перспективы и отдаленности;
  • портретные;
  • цветовые.

Однако в большинстве случаев причины возникающего обмана зрения действуют в совокупности и дают сочетанный эффект. Возможность выделения определенного доминирующего фактора воздействия не означает, что он присутствует в единственном варианте. Приводимые классические примеры искусственно вырваны из реального контекста и носят экспериментальный характер. Не стоит забывать и о том, что человеческое сознание способно одновременно воспринимать информацию всех органов осознания действительности, и, к примеру, слуховые иллюзии могут воздействовать и на восприятие зрительного образа. Психика — это не реальное явление, которое можно ощупать и описать, а эфемерная и сложная субстанция биохимической активности мозга.

Классический пример цветового искажения — черные и белые цветовые вариации. Свойства этих двух цветов, которые влияют на пространственные ощущения и искажают восприятие человеческого глаза, основаны на несовершенстве хрусталика как оптического прибора (белые квадраты на черном фоне кажутся визуально крупнее, чем черные на белом).

Черно-белые цветовые погрешности — это не единственная возможность воздействия с помощью цвета. Черный предмет, изображенный на зеленом фоне, кажется красноватым, на красном — зеленоватым, а яркие тона делают предметы визуально выпуклыми. Существует довольно много подобных цветовых обманов, с помощью которых можно воздействовать на психическое состояние человека. В то время, когда эти явления начали использовать, никто еще не задумывался о том, что они являются всего лишь результатом преломления лучей света в хрусталике человека. Кстати, по этой же причине большинству людей вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных.

Пространственные иллюзии давно замечены. Например, широко известная иллюзия луны состоит в том, что на горизонте она кажется больше, чем, когда находится в зените, а расстояния на море видятся меньшими из-за визуальной неразделенности пространства. Характерным примером исследуемого психологией явления обычно становится параллакс, объясняемый движением глаз людей. Из-за этого кажется, что предметы, расположенные у обочины, движутся быстрее, чем те, что удалены от перемещающегося объекта. Однако все это относится не столько к предмету исследования психологического аспекта, сколько к физиологическим особенностям человеческого зрения и природе преломления света.

Больше к психологическим аспектам относится портретная иллюзия, при которой оптические эффекты, достигнутые помещением зрачков в центр глаз изображенного на портрете человека, создают ощущение, что нарисованный субъект смотрит в любую точку комнаты, в которой висит картина. Для человека с неустойчивым типом психики, впечатлительного и эмоционального, воссоздается иллюзия восприятия, благодаря которой ему кажется, что портрет за ним наблюдает.

Весь мир — иллюзия, или майя

Согласно великим духовным традициями Индии, окружающая человека действительность есть просто иллюзия, которую создает его субъективное ощущение пространства, получаемое обманом органов внешнего восприятия. Майя — великая иллюзия, или нереальность, и осознание этого является краеугольным камнем индуизма, основой йоги и медитации. Идеологическая презентация окружающей реальности как индивидуального заблуждения человеческой психики была воспринята европейцами в качестве духовной слабости индусов, исповедовавших столетиями философское восприятие майя. Современный мир, между тем, как раз и есть наглядная демонстрация того, как можно навязать человеку восприятие окружающей действительности с помощью информационных технологий.


Восприятие мира, навязанное с помощью информационных инноваций человеку с неустойчивой психикой, по мнению приверженцев майя, представляет собой наглядную иллюстрацию знаменитой притчи о слоне и слепых, когда общее представление о большом животном составлялось ощупыванием ноги или хобота. Наука, согласно философии майя, раскладывает человеческое тело на химические реакции, мир — на субатомные частицы, а медиа-коммуникации искажают существующее представление об окружающем человека пространстве. Адепты учения майя считают окружающий мир изменяющейся видимостью, а эту видимость — изменяющейся внешней реальностью. И в этом случае не имеет никакого значения ни заблуждение отдельной личности, ни внешняя презентация, которую ему навязывают.

Интересное представление об информационных технологиях, которые создают вокруг субъекта видимые волны, по мнению учения майя, требует исследования глубины этих окружающих человека волн, а также расширения зрительной духовной сферы до восприятия пространства в глобальных масштабах, игнорирования того, что навязывается, как черно-, бело-, негативное или позитивное, но чужое восприятие.

Способность контролировать и способ повлиять на события


Вера человека в способность контролировать ожидаемые события — это ничто иное, как продолжение иллюзии внешнего восприятия, но уже не очень зависящей от физических параметров зрения. Чем значительнее и позитивнее ожидаемое событие, тем больше человек склонен верить в его вероятность. Чем негативнее ожидаемое событие, тем эта убежденность меньше. Достижение позитивного результата становится отправной точкой для веры в то, что человек способен контролировать события. Получение отрицательного исхода, показывающее иллюзорность подобной убежденности, не снижает веры в свои способности, а перекладывает ответственность на внешние факторы. По мнению психологов, проводивших эксперименты с добровольными испытуемыми, иллюзия контроля не оказывает никакого влияния на вероятностные шансы личности, но способна существенно исказить объективную оценку реальных возможностей.

Заблуждение о способности влиять на ход событий часто приводит человека к резко негативным последствиям. Характерным примером этому становятся крупные проигрыши в азартных играх или игровых автоматах, когда человек убежден в том, что может предугадать выпадение абсолютно случайной комбинации цифр или то, как сыграет автомат. Если в какой-то момент ему удается это сделать, случайное совпадение только укрепляет в нем веру в способность контролировать события.

Иллюзия восприятия — это интересное свойство человеческой психики, основанное на реальных показаниях органов физического восприятия, но способное сыграть злую шутку с его жизненной стезей.

1. Введение

2. Общая характеристика восприятия

3. Общая характеристика зрительных иллюзий

4. Иллюзии восприятия размера

5. Иллюзии искажения

6. Иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

7. Иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

8. Портретные иллюзии

9. Иллюзии при движении объекта

10. Иллюзии и влияние знания об объекте на восприятие

11. Иллюзии и влияние предыдущего опыта на восприятие

12. Другие типы иллюзий

13. Список литературы

Введение:

Темой моей работы являются иллюзии восприятия. Согласно определению «Психологического словаря», иллюзии восприятия (от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов.

Наиболее многочисленной группой иллюзий восприятия являются пространственные зрительные иллюзии.

Единства по вопросам классификации иллюзий в психологической литературе не существует.

В своей работе я классифицировала иллюзии следующем образом:

1. Зрительные иллюзии:

a) иллюзии восприятия размера;

b) иллюзии искажения

c) иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

d) иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

e) портретные иллюзии

f) иллюзии при движении объекта

g) иллюзии восприятия цвета

2. Другие иллюзии:

а) слуховые иллюзии;

в) прочие иллюзии

Общая характеристика восприятия:

Восприятие - весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Допустим, мы наблюдаем играющего ребенка. Он занимает определенное место в пространстве, находится от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным, мы знаем, что можем до него дотронутся, в отличие, например, от неба. На нем одежда определенных цветов. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что ребенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его смех, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - ребенок.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: ребенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

Восприятие может быть не совсем адекватным, объект по разным причинам может восприниматься искаженно или двойственно.

Общая характеристика зрительных иллюзий:

Искажения зрительного образа иначе называются зрительными иллюзиями.Это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. д., но и физическими факторами и явлениями: освещенностью, положением в пространстве и др.

Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о достаточной объективности нашего зрения. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмыслении зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.

Иногда иллюзии зрения появляются вследствие особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Закройте левый глаз и посмотрите на фигуру, изображенную слева, правым глазом, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

В 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт открыл феномен «слепого пятна». В том месте, где в глаз входит зрительный нерв, сетчатая оболочка глаза не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, попадающие на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых, потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона окружающими этот предмет.

Иллюзии восприятия размера:

На рисунке белый квадрат на черном кажется больше черного квадрата на белом фоне. На самом деле фигуры одинаковы. Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (по-латыни - неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это происходит вследствие несовершенства хрусталика. Зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Мы воспринимаем объекты целостно, вместе с окружающими их другими объектами, фоном или обстановкой. И этим объясняется самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике.

Часто иллюзии объясняются тем, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на ее части.

Отрезки на рисунке равны, хотя верхний и кажется больше (иллюзия Мюллера-Лайера).

Еще один пример иллюзии подобного рода: параллелограмм Зандера (1926).

На самом деле отрезки AB и BC равны.

Зрительные иллюзии могут возникать вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т. е. из-за взаимосвязи фигур с другими фигурами.

На рисунке круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

На рисунке внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга.

Еще один пример контекстной иллюзии: человек рядом с великаном кажется меньше фигуры на заднем плане, хотя это одна и та же фигура, помещенная на рисунок без изменения размера.

Причина некоторых иллюзий восприятия размера кроется в недостаточной способности зрительного аппарата выделить часть из целого - в виду сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

Особым типом иллюзий восприятия размера является переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, свойственная большинству людей.

Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных.

Вот два примера иллюзий переоценки вертикальных линий:

Вертикальная линия воспринимается как более длинная.
Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается

Посмотрите на цифры «3» и «8». Вам кажется, что верхняя половина каждой цифры равна нижней.

Перевернем эти цифры.

Разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.

Кроме того, вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные - сходящимися.

К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны . Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты… «Если бы мы увидели аэроплан, поднявшийся над горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показался бы больше самой деревни и, вероятно, представлял бы ужасающее зрелище», - пишет известный английский физик Уильям Брэгг в книге «Мир света». Так и луна: приближаясь к горизонту, она должна была бы уменьшаться в размерах, как самолет, этого властно требует опыт. А так как «возле горизонта» означает для наших «бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

Иллюзии искажения:

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

Из-за преувеличения острых углов искажаются и истинные соотношения частей видимой фигуры.

На рисунке параллельные линии кажутся непараллельными.

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. К такому типу иллюзий относится и так называемый эффект веера (иначе - иллюзия Геринга).

На самом деле две центральные прямые - параллельны.

На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат - деформированным.

Известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой.

Так, прямая касательная к кружкам разных радиусов кажется кривой (иллюзия С. Томпсона).

Меняющийся рельеф и перспектива:

Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение.

Куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т. п.). Это явление называется перспективой. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоваться законами перспективы. Все линии на этом рисунке, идущие в действительности параллельно поверхности, должны быть изображены сходящимися в некоторой точке горизонта, называемой «точкой схода». Линии же, идущие под разными углами, должны сходится по ту или другую сторону «точки схода» тем дальше от нее, чем под большим углом к линии прямого зрения они проходят. Из этих точек особенно замечательной является точка, где сходятся линии, идущие под углом 45 градусов к линии прямого зрения; эта точка называется «точкой отдаления». Она замечательна тем, что если напротив неё поместить глаз на расстоянии равном расстоянию от «точки схода» до «точки отдаления», то рисунок производит впечатление объемности. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

«Фигура» и «фон»:

Рассмотрим ряд иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т.е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом - более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма.

На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.

Наконец, существует явление «отпадания к фону» некоторых частей фигур.

Если прямоугольный предмет, окрашенный черной краской, как показано на рисунке слева, наблюдать с некоторого большого расстояния на белом фоне, то он будет выглядеть приблизительно таким, каким изображен справа. В этом случае белые пятна на предмете, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону на углах отпадут к фону, и форма предмета будет казаться искаженной. Глаз очень часто темное пятно принимает за тень от других рядом стоящих предметов. На этом принципе основана камуфляжная окраска предметов пятнами разных цветов в целях военной маскировки. Такая же окраска «камуфляж» наблюдается в мире животных и растений, служит для них защитной окраской.

Портретные иллюзии:

Многим приходилось видеть портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют - остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Иллюзии при движении объекта:

При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще - эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Если после длительного рассматривания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами.

На свойстве нашего глаза в течении 0,1 секунды «видеть» то, что уже исчезло основан кинематограф: при смене 24-х кадров в секунду и при перекрытии окна проектора в момент смены кадра особым экраном (обтюратором) наш глаз не замечает этой смены и воспринимает не движение ленты, а более медленное движение фигур, проектируемых на экран. Телевидение также использует закон зрительного впечатления. В этом случае на люминесцирующем экране электронно-лучевой трубки приемника электронный луч, с очень большой скоростью, как бы «рисует» изображение видимой нами картины, двигаясь по горизонтальным строкам и от строки к строке смещаясь по вертикали. Вследствие большой скорости перемещения электронного луча от верхней части экрана строчками до нижней его границы, мы не замечаем этого движения, а воспринимаем изображение в целом.

Иллюзии восприятия цвета:

Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Еще один тип иллюзий связан со смещением максимума относительной видимости при переходе от дневного зрения к сумеречному: при низкой освещенности глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым. Этот эффект называется эффектом Пуркинье по имени его первооткрывателя.

Еще одна разновидность иллюзий объясняется собственно цветовыми контрастами, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Так, черный круг на зеленом фоне кажется красноватым, на красном -зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне - зеленовато-желтым и на голубом - медно-красным.

«Выступающими» цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или «теплые»), а «отступающими» кажутся цвета зелено-синие (или «холодные»).

Влияние знания об объекте на восприятие:

Особенно ярко избирательность восприятия и влияние знания об объекте на процесс восприятия демонстрируют такие типы зрительных иллюзий, как восприятие двойных картинок и распознавание образов.

На этом рисунке мы можем увидеть и молодую даму, и старуху.

А на этом «загадочном портрете генерала» изображено сразу 9 персонажей. Зная об этом, воспринимающий может различить всех их.

И напоследок - пример распознавания образов:

Знание того, что на рисунке изображен Иисус Христос, поможет его увидеть.

Влияние прошлого опыта на восприятие:

Ярче всего это демонстрирует так называемый эффект перцептивной готовности.

Что тут написано? Coca-cola? А вы уверены? На этом же эффекте основано и быстрое чтение. Ведь помести перед нами табличку «ВОСПИРЯТИЕ» мы все равно прочитаем «ВОСПРИЯТИЕ».

Другие типы иллюзий:

Большинство известных иллюзий относится к зрительному восприятию.

Но существуют и иллюзии, связанные с другими типами восприятия.

а) Слуховые иллюзии:

Упомянем три наиболее известных иллюзии:

Эффект Мак-Гурка проявляется в том, что слуховая и зрительная информация, которую несёт в себе речь, взаимодействуют между собой и влияют на то, что мы слышим. Проводя своё оригинальное исследование, Мак-Гурк и Мак-Дональд создали такие условия, при которых слуховые сигналы произносимого слога не соответствовали соответствующим движениям губ (McGurk & MacDonald, 1976). Испытуемым предъявлялась видеозапись человека, многократно произносившего одними губами слоги ga-ga, в то время как фонограмма воспроизводила слоги ba-ba. Когда испытуемые закрывали глаза и только слушали фонограмму, они точно распознавали слоги. Более того, когда они видели только движения губ, говорившего человека, а фонограмма была выключена, они достаточно точно идентифицировали произносимые звуки как ga-ga (подтверждая тем самым, что при необходимости мы можем читать по губам и что, возможно, делаем это гораздо чаще, чем нам кажется). Однако когда испытуемым одновременно предъявлялись противоречащие друг другу слыховые и зрительные стимулы, они слышали звуки, которых не было ни в одном из них. Например, когда испытуемые видели на экране человека, артикуляция губ которого соответствовала слогам ga-ga, и одновременно звучал акустический сигнал ba-ba, большинство из них слышали совсем другой звук – da-da! Интересная деталь: большинство испытуемых не осознали несоответствия слуховой и зрительной стимуляций.

Иллюзия Шепарда

При увеличении громкости, тон воспринимается как более высокий.

Иллюзия звукового контраста

Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

б) Прочие иллюзии:

Иллюзия Аристотеля

Если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его удвоения.

Иллюзия Вебера

Холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

Иллюзия Мюллера-Шумана

После многократного поднимания тяжелого груза более легкий груз кажется легче, чем он есть в действительности и, наоборот, после поднимания легкого груза более тяжелый кажется еще тяжелее.

Список литературы:

1. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М., 1987

2. Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В, Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

3. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. – М.: МГУ, 1981.

4. Оптические иллюзии. – М., Слово, 1998

5. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., «Педагогика», 1980

6. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия. / Пер. с нем. – М.: Институт компьютерных исследований, 2002.

7. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Мир, 1990.

Для объяснения иллюзии нет единой теоретической основы. По мнению Г. Гельмгольца, «вину» за их появление должен взять на себя механизм, отвечающий за формирование свойства константности вос­приятия (строение глаза, особенности кодирования сигналов и др.). В самом общем виде можно предположить, что иллюзии вызываются различием в субъективной потребности человека проверять признаки воспринимаемых объектов, появляющихся с различ ной вероятностью, на их реальность, объективность.

Иллюзии восприятия – это искаженное (ошибочное) восприятие образа. Оно обнаруживается в деятельности различных анализаторов, чаще зрительных.

Возникновение иллюзий зависит от:

субъективных факторов:

– установки человека (наблюдение);

– направленности (на действия или сферу отношений);

– эмоционального отношения (время);

объективных факторов:

– освещенности (светлые предметы воспринимаются более объемными, чем темные);

– положения в пространстве.

Виды иллюзий:

    Иллюзия уподобления. Возникает при восприятии одинаковых составных частей в различных фигурах.

    Иллюзия переоценки. Возникает на основе того, что большинство людей преувеличивают вертикальные линии в сравнении с горизонтальными.

    Иллюзия восприятия величины предметов. Возникает при нарушении законов перспективного изображения.

    Иллюзии, обусловленные различием в яркости предмета и фона восприятия. На более темном фоне фигуры кажутся более светлыми, чем на менее темном.

    Стробоскопический эффект. Если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление передвижения (просмотр кинофильмов).

    Автокинетический эффект. Кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной, светящейся точки. Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом.

    «Фи-феномен». Если интервал между зажиганием первого и второго светящегося точечного объекта (на небольшом расстоянии) становится меньше 0,1 с, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, причем зрительно-иллюзорным прослеживается траектория соответствующего движения.

В частных случаях иллюзионное восприятие объясняют:

    аффективными состояниями индивида, вызываемыми тревогами и страхами (например, за причудливыми формами растений ночного леса могут мерещиться недружелюбно настроенные фигуры каких-то существ);

    различиями в восприятии вертикальных и горизонтальных линий объекта (вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных из-за того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий);

    явлением переноса размеров площади на длину сторон (стороны фигур воспринимаются как неравные из-за различия площадей фигур);

    явлением соотношения частей и целого (верхняя линия кажется длиннее нижней из-за соотношения самих линий и стрелок);

    эффектом контраста объектов, возникающим из-за влияния окружения, в котором находится воспринимаемый объект (один и тот же круг среди больших кругов кажется меньше, чем среди малых);

    феномен яркости и контраста.