Надо ли бояться летать самолетами? Что вы должны знать о самолетах, чтобы преодолеть страх полета? Стоит ли летать на самолетах полному человеку.

«Боюсь летать на самолёте, что делать?» - этот вопрос себе задают 30% жителей Земли. 10% из них страдают реальной аэрофобией, из-за чего не путешествуют в отпуск за границу, не навещают родственников, передвигаются исключительно наземными видами транспорта.

Конечно, дискомфорт перед или во время полета в той или иной мере испытывает каждый. Но реальная аэрофобия - сложное психическое отклонение, которое лечится на приеме у психотерапевта и редко развивается вне комплекта других фобий. Умеренный страх перед полетом, особенно если вам предстоит первое воздушное путешествие, можно преодолеть собственными силами. Выясняем, как это сделать с помощью простых и работающих уловок.


И для начала определим пару простых деталей, что делать, если вы боитесь летать на самолете. Первое и основное правило - не использовать в качестве успокоительного.

Сухой воздух и пониженное давление на борту, подкрепленные стаканчиком виски, мгновенно опьянят и усилят волнение, а уже к концу полета наступит похмельный синдром.

Поэтому постарайтесь обойтись леденцами во время приземления и посадки, съесть или выпить воды, поскольку кофе тоже способен взбудоражить и без того возбужденную нервную систему. А теперь переходим к основной части.

Уловка № 1: перед полетом читайте статистику


Пока вы едете в поезде, в небе летят около 5000 самолетов

Наверняка вы слышали, что самолет считается самым безопасным видом транспорта: каждую секунду в среднем в небе находятся 5000 (!) тысяч машин.

Ежегодно по воздуху путешествуют 5 миллиардов (!) человек, а среднегодовое число жертв авиакатастроф колеблется в районе 300-400. То есть погибает 1 из 12 миллионов.

А теперь, если вы ищите совет, что делать, если боитесь летать на самолете, вспомните цифру пострадавших во всевозможных ДТП. Счет идет на десятки тысяч.

Совет: если вы будете летать каждый день, чтобы стать жертвой авиакатастрофы, вам понадобится 21 000 лет.

Уловка № 2: правильно изучайте матчасть


Перед каждым вылетом самолеты тщательно проверяют

Ключевое слово - правильно. Купив билеты, не начинайте сразу же гуглить статистику авиакатастроф с участием воздушного судна, на котором вам предстоит лететь. Эти попытки закончатся бессонницей, вегетососудистой дистонией, и пропавшими деньгами.

Лучше почитайте полезные успокаивающие факты:

  1. Все системы в самолете имеют 2-3 дубля.
  2. У каждого лайнера 2 двигателя: если откажет один, судно может спокойно лететь на втором минимум 2 часа, в то время, как риск, что откажут одновременно оба, приравнивается к двум сотням лет его непрерывной эксплуатации.
  3. У воздушных машин большой технический ресурс, перед каждым рейсом они проходят тщательную проверку. Не стоит бояться летать на самолетах, которым 15 или 20 лет, будь то «Люфтганза» или «Эйр Нигерия» - все воздушные компании обязательно сертифицируются в соответствии с мировыми стандартами.
  4. Каждый случай авиакатастрофы - стечение обстоятельств, которые тщательно изучаются для их предотвращения в будущем.
  5. Каждый год количество аварий, несмотря на их тиражирование телевидением, уменьшается на 15%.

Уловка № 3: боюсь летать на самолете, что делать? Готовьтесь заранее


Приезжайте в аэропорт заранее, чтобы дать себе время освоиться

Минимизируйте количество стрессовых ситуаций: выберите правильный рейс. Кому-то удобнее лететь в ночное время, кто-то предпочитает дневные перелеты. Подумайте, что для вас более комфортно. Во время покупки билета не забывайте учитывать разницу во времени.

Перед полетом пройдите онлайн-регистрацию, чтобы не подвергать себя дополнительным волнениям. В ночь перед путешествием постарайтесь как можно меньше - так выше шанс, что вы уснете на борту, и полет пройдет легко.

Совет: приобретая билет, забронируйте место. Самые комфортные места для тех, кто боится перелетов, - в передней части и у крыльев. У Airbus А 320 это 8-15 ряды, у Boeing 737-800 - 12-18.

Уловка № 4: боюсь летать на самолете, что делать? Доверьтесь экипажу


Берите пример с экипажа

Советы пилотов и бортпроводников можно заранее посмотреть в youtube (в том числе в конце этой статьи), но наибольший терапевтический эффект на вас должен оказать уверенный и приветливый вид команды.

Представьте себе, эти люди находятся на борту самолетов большую часть своей жизни. Едва ли они посвятили бы себя высоте, если бы ими руководил страх попасть в воздушную яму или, хуже того, авиакатастрофу.

И они тоже хотят вернуться домой живыми и невредимыми, чтобы обнять родных и близких. Некоторые авиакомпании позволяют зайти в кабину пилота и познакомиться, чтобы его вид внушил вам доверие.

Но, честно признаться, нам такие прецеденты пока не встречались. На всякий случай, поинтересуйтесь у стюардессы.

Уловка № 5: развлекайтесь!


Найдите себе собеседника

Всеми доступными способами. Слушайте , читайте книги, найдите собеседника. В общем, делайте все, что поможет абстрагироваться от чувства опасности.

Лучшим способом побороть страх полета, находясь на борту, психологи считают аудиокниги - в отличие от песен, слушая текст, вам придется концентрировать внимание, чтобы понять, о чем идет речь.

Уловка № 6: выбирайте подходящую одежду

Во время полета важно чувствовать себя комфортно - не надевайте галстуки, узкие брюки и пиджаки, откажитесь от синтетических тканей и неудобной обуви.

Кроссовки, свободный джемпер, не сковывающий движений, и джинсы - идеальный вариант.

Совет: если вам предстоит длительный перелет, не забудьте захватить дорожную подушку для шеи.

Уловка № 7: поддерживайте жидкостный баланс


Вместо спиртного и лекарств пейте воду

«Боюсь летать на самолете, что делать, какие лекарства выпить, чтобы притупить чувства ?» - этот вопрос один из наиболее популярных на форумах аэрофобов.

Отвечаем: никакие, поскольку таблетка (даже две) валерианы едва ли поможет. Серьезные же седативные и снотворные препараты можно принимать исключительно по назначению врача, поскольку неизвестно, как проявятся на высоте побочные эффекты.

А вот достаточное количество жидкости не повредит: на борту очень сухой воздух. Пейте простую негазированную воду или натуральные соки. И не забудьте захватить крем для рук.

Уловка №8: используйте полезные мобильные приложения

Таких специально для аэрофобов придумано немало. Просто скачайте одно из множества на смартфон и во время пребывания на борту вы сможете наблюдать за углом крена, скоростью и высотой, перегрузкой при турбулентности.

А еще почерпнете массу полезной технической информации: как самолет держится в воздухе, как погода влияет на безопасность полетов, как устроено воздушное судно, сколько кораблей находятся в полете в конкретный момент и т. д. Существуют даже специальные аудиотренинги, которые можно слушать на борту.

Уловка № 9: подготовьтесь к турбулентности


Не бойтесь турбулентности

Каждый самолет периодически попадает в зону турбулентности. И это естественно, однако за всю историю авиации конкретно от турбулентности погибло не более 50 человек, и то, когда на голову падали чемоданы или пассажир оказывался не пристегнутым.

Колебание самолета в воздухе вызывают вихревые потоки ветра. Как правило, обычная «болтанка» ничем не грозит, а предупреждение пилота в 9 случаях из 10 лишь формальность.

Совет: некоторые авиакомпании возвращают пассажирам деньги, если те в последний момент отказываются от перелета из-за аэрофобии. Для этого они должны предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья.

Уловка № 10: обратитесь за профессиональной помощью


Посетите курсы, которые ведут сами пилоты

Если побороть боязнь высоты самостоятельно не получается, обратитесь за помощью к психологу. Но помните, что одна беседа не сможет в корне изменить ситуацию, и вам понадобится курс терапии.

Опытные специалисты используют виртуальные тренажеры, позволяющие привыкнуть к перелетам, находясь на земле, - ощущение реальности создается при помощи специально оборудованного помещения и компьютеров. Нередко такие курсы ведут бывшие пилоты и стюардессы.

Совет: тем, кто тяжело переносит перелеты, лучше выбирать место у окна и чаще смотреть в иллюминатор. Так у вас сложится ощущение, что вы контролируете происходящее.

Когда лайнер взмывает в небо, человека объяснимо охватывают тревожные чувства, поскольку он вырван из привычной среды обитания. Особенно усиливается этот страх, если полет проходит в первый раз.


Не лишайте себя удовольствия воздушных путешествий

Трагизма ситуации добавляют печальные сводки новостей и искусственное накручивание себя: «Все летают, а разобьюсь, конечно же, именно я».

Говорят, некий бизнесмен так боялся летать на самолетах из-за угрозы взрывов, что придумал оригинальный метод борьбы с терроризмом: в любую поездку он брал с собой муляж бомбы, уверенный в том, что на борту уж точно не окажется второго человека с таким же багажом.

Если вы перед поездкой фантазируете на тему винной карты в аэропорту, а выбирая авиакомпанию, руководствуетесь мнением Яндекса на тему «авиакатастрофы Як-40 по маршруту — за последние 15 лет», сочувствуем — у вас аэрофобия.

Зачастую больные этой неприятной болезнью считают ее чем-то вроде обострения здравого смысла: «Да вот же, самолет упал буквально вчера — я так и знал, больше никогда не сяду в эту капсулу смерти!» А потом, когда все-таки приходится лететь, стюардессы наблюдают нервных, обливающихся потом пассажиров, которые, едва войдя в салон, туго пристегиваются, хватаются за подлокотники и с безумным взглядом начинают ждать смерти. Если вы из числа этих несчастных, то запомните: аэрофобия — это диагноз.

Ужас, летящий на крыльях

Представьте себе карту мира. Конечно, центр мироздания — именно вы, но все же — сколько на этой планете крупных городов. А в них есть аэропорты. И каждый час эти аэропорты посещает самолетов 20. А всего в мире ежедневно благополучно долетает до пункта назначения 138 000 самолетов — и это только коммерческие рейсы. Если бы шанс ежедневной катастрофы был всего 0,01%, это означало бы, что в день должно разбиваться минимум 13 самолетов!

Выходит, что в год в мире совершается около 50 миллионов авиарейсов. Неудачных из них — всего несколько. Ну, положим, шесть. Это человек 500. Тех же, кто приземлился удачно — около 5 миллиардов. И потому шанс помереть в очередном рейде — 1 на 10 миллионов. Да, конечно, он есть — а где его нет? Вы идете по обледенелой улице в феврале, едите костлявую рыбу, плаваете пьяным, поливаете цветы на Гаити, ездите в московском метро… И окружающим нет дела до вашей жизни. В самолете же именно о вас заботится многомиллионная индустрия, отточенная до самых ничтожных винтиков: именно потому, что изначально летать опасно, человечество максимально обезопасило это действо.

Как успокоиться

Впрочем, все эти факты убеждают настоящего аэрофоба только отчасти. «А если крыло отвалится?», «А вдруг будет гроза?», «Ну, могут же двигатели отключиться?» — на самом деле, вопросам нет числа. Всегда будет дополнительный, тот самый, ответ на который раз и навсегда должен разоблачить всемирный заговор авиаторов против вашей жизни.

Лучше себя не мучить. А просто сделать следующее:

Изучить физику, хотя бы ее основы. Они скажут очень многое. Например, многие боятся просто упасть вниз с высоты 10 км. Так вот, этого просто не может быть из-за сильного давления под крыльями самолета. Он держится на воздухе не хуже, чем машина на шоссе. Его можно поставить на хвост, повернуть вокруг своей оси на 100 градусов, направить вниз — и если отпустить штурвал, то самолет просто будет покачиваться в воздухе, как лодка на волнах.

В Москве можно посетить уникальный тренажер-симулятор кабины лайнера Boeing-737. Он принадлежит частной компании TFT. Это именно тот тренажер, на котором самые настоящие пилоты репетируют различные нештатные ситуации — пресловутые отказы двигателей и шасси, полеты в грозу, снегопад и туман. Внутри это настоящая кабина Боинга, в которой все эффекты абсолютно «без дураков». Полетать на нем вместе с пилотом-инструктором может любой желающий, можно также попросить смоделировать любые ситуации и объяснить, как при этом ведет себя самолет.

Совсем правильным решением было бы обратиться к врачу. Ведь аэрофобия — это болезнь, и ее нужно лечить. Пока в России всего одна клиника занимается этим вопросом — называется она «Летаем без страха » и находится в Москве. Курс лечения обычно укладывается дня в два и в несколько тысяч рублей. Для тех, кто приехать не может, существуют онлайн-курсы, которые можно оплатить через Интернет.

Можно ли доверять российским авиалиниям

Если вы решили лететь без всех этих ухищрений, то, прежде всего, запомните: отчаянно выбирая авиакомпанию, вы просто тратите свое время. Они все одинаково безопасны — что «Люфтганза», что «Аэрофлот», что «Ижевские авиалинии».

«Никто никогда не слышал о том, чтобы разбивались самолеты «Таджик-авиа» или «Уральские авиалинии», — говорит директор клиники «Летаем без страха» пилот Алексей Герваш . — Авиакомпании, так же, как и турбулентность, — это просто вопрос комфорта, не безопасности. Авиация — огромная структура со строгой иерархией, там тысячи требований, и если какая-то компания ставит свой самолет в аэропорту, это значит, что она соответствует им всем. И уж совсем неверно считать, что российские авиалинии хуже других: с авиакатастрофы в Перми до катастрофы под Смоленском прошло 1,5 года, и за это время в России «в небе» не погиб ни один человек».

Слухи о том, что в России пилоты пьют, разбавляют бензин, авиакомпании покупают списанные в Корее самолеты и ремонтируют их в сарае кувалдой, — тоже результат массовой аэрофобии. Россия входит в мировое авиационное сообщество. Если верить страхам, миллионы беспечных людей допускают, чтобы русские пьяные пилоты на развалюхах с разбавленным бензином ежечасно летали над электростанциями, школами, памятниками ЮНЕСКО и Большим адронным коллайдером. Самоубийцы, не меньше. Или это все же не так?..

Кстати, пилоты и стюардессы не получают денежных надбавок «за риск». Потому что самолет летает не вопреки здравому смыслу и законам природы, а благодаря им.

Даже самый бесстрашный человек время от времени испытывает неприятные ощущения при виде самолета, на котором ему предстоит лететь. И особенно большой приступ аэрофобии наблюдается, когда делаешь тот заветный шаг вверх по трапу, который отделяет тебя от земли и передает в руки изменчивой фортуны.

«А что если самолет упадет?» — спрашивают себя все без исключения. Однако этот вопрос остается для многих людей лишь еще одной философской заморочкой, а вот для некоторых людей ответ на него становится причиной панического страха полетов, который они не могут в себе заглушить. Такой страх может основательно подпортить жизнь, ведь авиаперелеты, длительность которых нередко превышает несколько часов, являются неотъемлемой частью жизни многих людей.

Авиаперелеты – это и командировки, и визиты в далекие страны, и посещение родственников. Как же победить аэрофобию и наконец позволить себе жить полноценно?

У вас аэрофобия, небольшое беспокойство или что-то еще?

Для начала нужно разобраться, есть ли у вас аэрофобия или нет. Практически все люди испытывают во время полетов некий дискомфорт и беспокойство, но все эти неприятные эмоции еще нельзя назвать страхом перед полетами. Истинный страх перед полетом заставляет человека избегать перелетов, а если перелет неизбежен, то во время него нервы у несчастного будут на пределе.

Так же, очень часто, люди путают аэрофобию с другими «фобиями», например, клаустрофобией, акрофобией (боязнь высоты), боязнью неизвестности и невозможности повлиять на событие. На практике существуют смеси таких страхов и одной статьей тут не обойдешься.

Самые тяжелые случаи аэрофобии и других «фобий» можно лечить у психолога, благо в России находятся специалисты, работающие в данной области. На лекции нередко приглашают пилотов, бортпроводников и другой персонал, для которого ежедневные перелеты стали частью жизни, а психологи при этом учат своих подопечных контролировать страх.

Если страх перед полетами не является чересчур сильным, можно справиться с ним своими силами. Но! Сначала поговорим о том, к каким методам прибегать не стоит.

Что нельзя делать при боязни полетов

Во-первых , не стоит использовать алкоголь в качестве успокоительного. Это может только обострить беспокойство, а вкупе с сухим воздухом и пониженным давлением на борту, тем более. На большой высоте действие спиртного усиливается и даже небольшие порции могу привести к опьянению, упадку сил и настроения и быстро вызвать состояние похмелья.

Во-вторых , не надо слишком детально изучать информацию о самолете, а также рыскать в Интернете информацию о катастрофах с участием этой модели самолета, как бы сильно этого не хотелось.

Делая шаг по трапу, помните, что самолет на сегодняшний день является одним из самых безопасных транспортных средств. Как часто вы слышите об авиакатастрофах?

Да, такое иногда случается, один или два раза в год, а если учитывать, сколько рейсов осуществляется во всем мире ежедневно, то окажется, что катастрофы с самолетами – это очень и очень большая редкость.

Представьте еще вот что: каждую секунду в воздухе находится от 4000 до 10000 самолетов! Каждый день совершается десятки тысяч рейсов. Ежегодно на самолетах летают больше 5 миллиардов человек, т.е образно — все население Земли. Общее количество жертв авиакатастроф — 300-400 человек. Из полета не возвращается ОДИН! из 12 миллионов человек. То есть, в Москве, условно, за год гибнет один человек!

А вот в различных ДТП столица теряет около 30 тысяч человек ежегодно, т.е. в 30000 раз больше. Гораздо опаснее ездить на автобусе, вы ведь не боитесь автобусов, верно? Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы попасть в аварию.

Наглядная карта ежедневных полетов во всем мире

Немного физики и распространенные стереотипы

Изучая вопрос аэрофобии, мы пришли к выводу, что около 65% людей, которые страдают этим недугом (а это болезнь), боятся турбулентности, подергивания самолета в воздухе и вообще считают, что эта шутка может запросто взять и упасть с высоты в 10км, провалившись в «воздушную яму». Специально для таких пассажиров мы готовим статью — «Турбулентность и элементарные законы физики».

Еще, согласно одному расхожему общественному мнению, считается то, что авиакомпании, особенно российские, летают на развалюхах, а пилоты и стюардессы это смесь камикадзе-смертников и алкоголиков. Вероятно, оно пошло из 90-х и начала 00-х годов.

Это не так. Все российские авиакомпании, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки, имеют международные сертификаты качества и безопасности: IATA, ICAO и IOSA. Это значит, что сервисное и техническое обслуживание, а так же, состояние воздушных судов и квалификация летных экипажей подходят под мировые стандарты.

Отвлекитесь!

«Да, но это меня не утешает. Ведь я такой невезучий. Не удивлюсь, что упадет именно тот самолет, на котором нахожусь я», — вот так, несмотря на все статистические данные, «утешают» себя многие пассажиры.

Если, несмотря на все логические доводы, подобные мыслишки закрадываются, тогда остается только прибегнуть к методам релаксации. Например, можно послушать музыку или звуки природы , почитать книгу.

В общем, как-то отвлечь себя от происходящего. Как показывает практика, многих людей успокаивает вкусная пища и напитки, так что захватите с собой какую-нибудь шоколадку. А вот кофе в самолете лучше не пить, ведь кофеин может еще сильнее взвинтить вашу и без того возбужденную нервную систему. Вместо кофе лучше выпить с водичкой успокоительную таблетку на травах.

Все перечисленные методы вам не помогают? Тогда закройте глаза, сосредоточьтесь на дыхании и представьте цель вашей поездки. Это замечательная страна, которую вы хотите посетить? Вы уже на пути к реализации вашей мечты! Эта поездка поможет вам продвинуться по карьерной лестнице? Тогда сейчас, сидя в самолете, вы делаете решительный шаг навстречу будущему благополучию.

Самолет — самый безопасный транспорт на Земле!

И напоследок, еще несколько фактов о самолетах:

  • Самолет держится в воздухе так же уверенно, как и любой автомобиль на дороге, а судно в море.
  • В самолете абсолютно все системы дублируются, а некоторые даже имеют по 2-3 запасных дубликата.

    Часто в самолете 4 тормозные системы, 3 системы выпуска шасси, 3 топливные системы, 3 противопожарные системы, 3 системы управления и т.д.

  • У пассажирского самолета, как минимум, два двигателя . Отказ сразу всех двигателей ничтожно мал. Например, в среднем, единичный отказ двигателя происходит на 2 миллиона часов налета, а это 228 лет беспрерывной эксплуатации!

    Согласно существующим требованиям для самолётов пассажирской авиации, самолёт, при отказе одного из моторов, должен сохранять способность лететь без снижения (при нормальном полётном весе и в простых метеоусловиях) и безопасно совершать нормальную посадку.

    Например, на популярном Boeing 737, регламентное время аварийного полета на одном двигателе — 2 часа .

  • Двигатель — одна из самых дорогих частей самолета. Его цена около 10 миллионов долларов , поэтому за ними очень тщательно следят и ухаживают.
  • У каждой авиакатастрофы своя причина, при чем, часто не одна, а стечение обстоятельств. Каждый такой случай тщательно изучается и предпринимаются меры для того, чтобы он больше не повторился
  • Каждый год общий пассажиропоток увеличивается на 10%, а количество аварий уменьшается на 15%

Учитывая все это и данные статистики, мы смело утверждаем, самолет — самое безопасное средство передвижения на Земле!

Большинство человеческих страхов формируются в результате невежества. Например, многие из нас боятся летать на самолете и садятся в салон, покрываясь холодным потом. Если бы вы только знали больше о жизни гражданской авиации, то вы прекратили бы нервничать. Берем на себя смелость восполнить этот пробел и предоставляем факты о безопасности полетов.

По статистике, воздушные перевозки наиболее безопасны

Все мы интересуемся новостями, поэтому мимо нашего внимания не может ускользнуть факт частых происшествий на автомобильных дорогах. И действительно, дорожно-транспортные сводки пестрят случаями об авариях, многие из которых заканчиваются смертельным исходом. В то время как авиакатастрофы случаются крайне редко, но по каким-то причинам вести об инцидентах, произошедших в небе, муссируются со страшной силой. Однако, как вы понимаете, садиться в салон самолета гораздо безопасней, чем отправляться в автопутешествие. Если вы обратитесь к статистическим выкладкам, то узнаете, что шанс человека погибнуть в автокатастрофе составляет один к пяти тысячам. Шанс умереть на борту самолета намного более ничтожен: один к одиннадцати миллионам. Даже у разряда молнии и то есть больше шансов убить человека.

Авиакатастрофы приковывают к себе пристальное внимание

Ни один телеканал или новостное издание не вынесет на первые полосы газет новость об автомобильной катастрофе. К сожалению, подобные инциденты стали обыденным явлением и мало кого шокируют. То ли дело крушение лайнера, которое часто влечет за собой объявление общенационального траура. Несоизмеримо большим является человеческое горе, ведь авиакатастрофа уносит несколько десятков и даже сотен жизней пассажиров. Эта новость достойна пристального внимания, она повергает людей в шок, ее можно долгое время муссировать, строя догадки относительно причин, повлекших за собой трагедию. Таким образом, несмотря на то что каждый год по всему миру случается лишь несколько единичных крушений авиалайнеров, у рядового обывателя складывается впечатление, что авиакатастрофы происходят на постоянной основе.

Год от года летать становится все безопаснее

В середине ХХ века, когда пассажирские авиаперевозки только зарождались как отрасль, несчастные случаи со смертельным исходом происходили в среднем один раз на каждые 200 тысяч полетов. С годами авиаконструкторы совершенствовали модели самолетов, предусматривая в них все больше мер, направленных на безопасность пассажиров. Все это привело к тому, что теперь коммерческие перевозки стали более безопасными, что и подтверждает статистика. В наши дни несчастные случаи со смертельным исходом в небе происходят в среднем один раз на каждые два миллиона рейсов.

Прилететь в Турцию мы должны были еще 22 сентября. Но муж заболел. Страховки от невыезда нет. Турфирма Tui сказала, что билеты невозвратные и они пропали: "Покупайте новые билеты".

1. Ночной перелет. Много света

Ближайший рейс был турецкой авиакомпании Pegasus. Это вторая крупнейшая авиакомпания Турции после Turkish airlines.

Немного общих цифр про Pegasus airlines. Компании 27 лет, в ней работает более 5 тыс. сотрудников. Pegasus владеет почти половиной всех акций а/к Киргизии Air Manas.

У Pegasus сейчас более 80 самолетов, и это намного больше, чем у большинства российских авиакомпаний. Для примера, у а/к Россия на лето 2018 года в авиапарке насчитывается 64 самолета. Турецкий лоукостер последние годы закупил много совершенно новых лайнеров.

ПОКУПКА БИЛЕТОВ. Мы не смогли вылететь вовремя чартером "Ямал". Об этом читайте . И мы купили на Aviasales билеты на самый ближайший прямой рейс в Даламан. 3 билета за два дня до вылета обошлись нам в 32 тыс. рублей. Сперва я думала, что это регулярный рейс Pegasus из Москвы. Но потом нашла, что это туристический чартер. Крупный российский туроператор выкупил полеты на все лето и осень.

ПОЛЕТ НА PEGASUS. Самолет Boeing 737-800. По салону не старый, внутри выглядел нормально. Возраст лайнера по бортовому номеру не посмотрела, так как улетали из Домодедово ночью, при холоде и сильном ветре.

Сиденья стоят вроде на стандартном расстоянии, но места для ног как всегда почти впритык. Правда, бывает и хуже. Салон самолета вполне нормальный, но... Еще до взлета я зашла в хвостовой туалет и он уже неприятно подванивал. А ведь мы только что сели на борт. Перелет 3 часа с небольшим. Совершенно точно, что туалет в Москве не мыли. Думаю, что турки экономят и не заказывают нормальную уборку в нашем Домодедово по прилету. Убираются у себя в Турции, так им дешевле. Для компании – экономия, для пассажиров жирный минус.

КОМАНДА была вся турецкая: пилоты и бортпроводники; пассажиры - все россияне-туристы.

Обязательное объявление про эвакуацию прошло как-то громко и вяло одновременно. Голос по радио зачитал все на турецком (в самолете ни одного турка) и громко на английском.

2. Мой бортовой журнал на турецком был прилично помят. Нашла еще один

Стюардессы – рослые красивые турчанки и один парень. Ощущения от них странные. Вроде улыбались, но без энтузиазма и интереса. Думаю с родными турками им было бы лететь комфортнее.

Вылетели с опозданием на 25 минут. Не очень критично. Сильный ветер в аэропорту. Взлетели с полным светом. Несмотря на глубокую ночь и усталость всех, свет не выключали больше часа, пока не раздали "легкий завтрак". Прошел парень с красной сумкой, показывая сэндвич, с немым вопросом: "Хотите?"

3. Ночной перекус: булочка с сыром

Сэндвич – слишком громко сказано. Вытянутая булка, разрезанная пополам, внутри два кусочка сыра и тоненькие очень-очень маленькие (с ноготок) кусочки сладкого перца. Сыр нормальный, только его и съела. Перец... ну там и есть нечего. Проглотила.

Потом прошли девушки с тележкой раздали воду, сок, кока-колу. Никакого горячего кофе и чая. С кипятком слишком много заморочек. Спустя 1,5 часа после взлета наконец-то погасили верхний свет и стало немного похоже на ночь.

4. Вода и сок на борту

Было жарко. Пришлось пойти к стюардессам, просить сделать воздух не таким горячим. По-английски они вроде говорят, но понимание друг друга не на 100%. Сказала им, что в самолете "hot air", а они мне почему-то все говорили, что в самолете холодно. Ну да, им южным жителям жара нипочём, они, наверно, замерзают. Все же ответили, что передадут летчикам и через минут 15 стало лучше.

Перед полетом я прочитала, как регулируется воздух в самолетах. Холодный воздух затягивается снаружи через двигатели. Далее пилоты его могут охлаждать или подогревать, регулировать через определенные системы.

Минут 40 летели с минимальным светом. Народ дремал, потом вдруг включили весь свет и стюардессы забегали. Может быть кому-то стало нехорошо. Ну а вскоре уже началось снижение.

В Даламане полоса прямо у гор, поэтому ночью самолеты обычно садятся с моря. Мы развернулись над морем на 180 и мягко сели. Аплодисменты.

Русские туристы, как всегда бегом, покидали самолет. Ощущение, что у всех в аэропорту стоят машины и сейчас они ломанутся домой по пробкам. Скорей-скорей, надо успеть!

Я в Даламане больше 10 раз и никуда не спешила. Все равно еще паспортный контроль и чемоданы.

Стюард стал неожиданно подгонять меня, хотя я и не копалась, просто выходила из самолета последней, и вдруг заговорил по-русски: "Быстрей-быстрей". Мне это как-то не очень понравилось, на фоне того, что во время полета от него не было слышно русских слов. Может для эваукации выучили одно слово.

Багаж получили быстро, так как ночной аэропорт был пустой.

ИТОГИ. Авиакомпания более менее, но никакого восторга я не испытала, а пахнущий туалет, не самый дружелюбный персонал и пережаренный воздух в середине полета подпортили впечатления. А самое приятное было то, что самолёт был загружен не полностью. Я села одна и вытянула ноги.

Надеюсь, что мой отзыв будет вам полезен. Успешных вам полетов и мягких посадок.