День III. Практические советы по определению и формированию личного пространства

Свет мой, ЗЕРКАЛЬЦЕ...(Тесты для старшеклассников)

Методика «Дом, в котором ты "живешь"»

(Методики на диагностику характера использованы из источника: Психологические тесты для тинейджеров./Сост. Т.В.Орлова. - Киев: ООО «Таир», 1997. - 190 с. (Популярная психология)

Рисунок, без раздумья созданный человеком, может во многом раскрыть его характер. Характер - совокупность психических черт человека как результат его темперамента и воспитания, направления его воли и ума. Чтобы узнать некоторые особенности своего характера, нарисуй на листе бумаги самый обыкновенный дом.

Интерпретация результатов

Небольшой, низкий дом. Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом.

Многоэтажный дом. Его обычно рисует сухой, замкнутый человек, занимающийся своими собственными проблемами.

Замок. Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает, что у человека слишком богатое воображение и оторванность от реальной жизни.

Окна. Огромное окно, скорее всего, говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окна с решетками, ставнями - показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Двери. Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо - о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе. Открытая дверь означает общительность. Закрытая - замкнутость. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии.

Отсутствие на рисунке трубы - признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, рядом разочарований в жизни. Труба с дымом - признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Методика «Твой цвет и твой характер»

Большинство людей отдают предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются: в одежде, обстановке и т. д.). Ответ на вопрос «Какой твой любимый цвет?» может приоткрыть тайны характера, эмоционального склада личности. Конечно, нельзя отрицать, что приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Ведь мы и сами меняемся...

Белый - это синтез всех цветов, поэтому он является идеальным цветом, «цветом мечты». В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Черный цвет противостоит белому. Это цвет неуверенности, символизирует мрачное восприятие жизни. Это цвет максимализма, критики, суда. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, - показатель того, что пессимистические настроения рассеиваются.

Серый - это любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.

Красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смелый, волевой, властный тип, вспыльчивый, общительный. К тому же альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях.

Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей.

Коричневый цвет и все его оттенки (цвет земли) предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Когда он неприятен, то это говорит о себялюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.

Желтый цвет символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспосабливаемость и умение получать удовольствие от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.

Салатный - цвет мизантропов и циников. Нравится он только людям властным, которые стремятся навязать свою волю другим, но сами боятся действовать, дабы не попасть в затруднительное положение.

Розовый - это цвет жизни, всего живого, он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по любому, самому незначительному поводу. У людей прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Фиолетовый цвет говорит об очень большой эмоциональности, чувствительности, высокой духовности и деликатности. Когда он неприятен - это признак развитого чувства долга, желания жить только настоящим. Это типичный цвет гармонично развитых людей.

Синий. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовной возвышенностью человека, его чистотой. Если он нравится, это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать. Он быстро и легко устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление того, что он может все на свете. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, скрытом под маской обходительности.

Зеленый - цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способа самоутверждения, так как это для него жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще - всех трудностей.

Тест «Каков ваш творческий потенциал?»

(Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с. С. 92-96.)

Инструкция. Выберите один из предложенных вариантов ответов на следующие вопросы и утверждения.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы собираетесь работать?

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить в своей жизни и в жизни других людей?

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание?

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которого абсолютно не знаете?

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить ваше любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать ваше дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, должных перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось?

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не сможете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения?

а) да, без затруднения;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то, даже может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, связанных с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только в одиночестве;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, следующим образом:

за ответ «а» - 3 очка;

за ответ «б» - 1 очко;

за ответ «в» - 2 очка.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство; вопрос 10 - амбициозность; вопросы 12 и 13 - слуховую память; вопрос 11 - зрительную память; вопрос 14 - ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться; вопрос 18 - степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне хороший творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, еще не обрел силу, и его необходимо развивать. Но быть может, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этих мыслей и таким образом решите проблему.

Характер: Психогеометрический тест

Характер - это индивидуальная устойчивая система привычных способов поведения человека. В переводе с древнегреческого означает: «отпечаток», «отличительная черта», «признак», «примета», «особенность». Характер - это по большей части результат воспитания и самовоспитания. В отличие от темперамента, в значительной степени обусловленного врожденными качествами, характер складывается преимущественно на протяжении жизни, под влиянием общения с другими людьми.

(Грецов А.В., Азбелъ А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. - СПб.: Питер, 2006. - С. 31-34.)

Инструкция. Посмотри на пять фигур. Выбери из них ту, в отношении которой можешь сказать: «Это - я!» Только не занимайся никаким логическим анализом и умопостроениями. Просто постарайся почувствовать свою форму. Если ты испытываешь сильное затруднение, выбери из фигур ту, которая первой привлекла внимание, когда ты посмотрел на страницу с их изображением. Напиши ее название под № 1. Из оставшихся четырех фигур опять выбери самую близкую и запищи ее название под № 2. И так пронумеруй все пять фигур. Постарайся, пожалуйста, обойтись без долгих раздумий!

Рис. 3. Стимульный материал к «психогеометрическому тесту»

Интерпретация результатов.

Пронумеровав фигуры, прочитай психологические характеристики, с которыми обычно соотносится их выбор. К тебе в наибольшей степени применимы характеристики, связанные с фигурами, выбранными тобой под № 1 и № 2. Что касается характеристик, связанных с фигурой, которую ты выбрал последней, - это отвергаемые тобой черты. Скорее всего, тебе будет довольно сложно общаться с людьми, у которых они активно проявляются.

Таблица 5

Интерпретация результатов психогеометрического теста

Психологические свойства

Положительные

Отрицательные

Организованный

Внимательный к деталям

Трудолюбивый

Рациональный, благоразумный

Эрудированный

Упорный, настойчивый

Твердый в решениях

Терпеливый

Бережливый

Педант, дотошный, мелочный

Из-за деревьев не видит леса

Трудоголик

Холодный, отчужденный

Излишне осторожный

Не очень богатая фантазия

Консервативный, сопротивляющийся

Выжидающий, затягивающий решения

Треугольник

Лидер, ведущий за собой

Принимающий ответственность на себя

Решительный

Сконцентрированный на цели

Ориентированный на суть дела

Конкурентный, нацеленный на победу

Уверенный в себе

Честолюбивый

Энергичный

Эгоистичный, эгоцентричный

Нетерпеливый, прерывает других

Коварный, хитрый

Самонадеянный

Ориентированный на статус, карьеру

Неудержимый

Прямоугольник

Возбужденный, активный

Любознательный

Легко усваивающий новое

Чувствительный, без лишних амбиций

Напряженный в состоянии замешательства

Непоследовательный, непостоянный

Легковерный, внушаемый

Эмоционально неустойчивый

С низкой самооценкой

Безрассудный

Дружелюбный, доброжелательный

Добродушный

Заботливый

Поддерживающий

Преданный

Сочувствующий

Великодушный

Способен убеждать других

Доверчивый

Спокойный

Рефлексивный (склонный к самосознанию)

Бесконфликтный

Нетребовательный

Уступающий

Беспечный

Навязчивый

Болтливый

Навязчивый

Болтливый, любит сплетничать

Склонность к самообвинениям

Расточительность

Играет на чувствах других

Легковерный

Не очень стремится к достижениям

Нерешительный

Слабый "политик"

Творческий подход к жизни

Теоретическая установка

Мечтательность, направленность в будущее

Интуитивность

Остроумие

Экспрессивность

Стремление к новизне

Восторженность, воодушевленность

Неорганизованность

Непрактичность

Нереалистичность

Нелогичность, непоследовательность

Эксцентричность

Несдержанность, непосредственность

Непостоянство настроения, поведения и отношений

Наивность

Обрати внимание на тот факт, что в колонках «Положительные» и «Отрицательные» речь иногда идет об очень сходных психологических характеристиках, просто выраженных разными словами (твердый в решениях - упрямый, щедрый - расточительный и т. д.).

В самом деле, по сути, эти психологические характеристики очень близки, а вот будут ли они положительными или отрицательными - зависит от того, как именно они проявляются и насколько они соответствует внешним условиям. А еще от того, как к ним относятся окружающие и сам человек.

Методика «Нарисуем свой характер»

(Психология: Учебное пособие V класс./Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - С. 226-231.)

Инструкция. Заполни каждый из предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению. Не думай долго над заданием. Дай волю своей фантазии.

Рис. 4. Стимульный материал к методике «Нарисуем свой характер»

Обработка и интерпретация результатов.

Теперь посмотрим, что получилось.

1. Рисунок в первом квадрате показывает, как ты относишься к себе. Если ты нарисовал что-то смешное или улыбающуюся рожицу, то это свидетельствует о хорошем отношении к себе и чувстве юмора. Если нарисовал солнце, ты часто хочешь быть главным, лидером. Цветок означает, что ты много внимания уделяешь своей внешности. Глаз - ты гордый человек, стремишься управлять собой и другими людьми.

2. Рисунок во втором квадрате. Если ты нарисовал что-то только в маленьком квадрате, это означает, что ты домосед, любишь домашний уют. Если рисунок - в большом квадрате, то тебя интересует окружающий мир. Если рисунок - ив большом, и в маленьком квадратах, то твои интересы гармонично распределяются между домом и окружающим миром.

3. Третий квадрата. Стрела, летящая в мишень, означает, что ты способен упорно работать для достижения своей цели. Если ты нарисовал несколько стрел или линий, то ты не знаешь, какой цели хочешь достичь. Если ты нарисовал что-то, что не похоже на стрелы и мишень, в таком случае ты ищущий, мятежный человек.

4. Четвертый квадрат. Если в этом квадрате нарисовано множество фигурок или рисунков, то это означает, что ты любишь общаться и, скорее всего у тебя много друзей. Если ты провел всего одну линию, то, скорее всего ты скрытный, замкнутый, сдержанный человек. Если ты изобразил кирпич, то ты склонен капризничать, во всем сомневаться. А может быть, ты нытик?

5. Пятый квадрат. Если ты нарисовал что-то, похожее на здание, фонарный столб, шею животного (т. е. твой рисунок изображает что-то одно, и его линии замкнуты), то у тебя спокойный, дружелюбный характер. Если ты оставил незаполненным пространство между двумя вертикальными линиями, а рисунок сместил вправо или влево, то ты застенчив, скромен. Если у тебя получилось дерево, то это означает, что ты больше всего ценишь дом, семью. Если на дереве ты изобразил плоды, то это означает, что очень любишь маленьких детей.

6. Шестой квадрат. Если главное в твоем рисунке - заданный элемент, то ты обладаешь редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если же ты нарисовал что-то совсем другое, например, угловатый геометрический узор, то больше всего ты ценишь самостоятельность и независимость.

7. Седьмой квадрат. Рисунок над расположенной посредине волнистой линией говорит о том, что ты уверен в себе, чувствуешь себя уверенно, а если под волнистой линией, то ты не веришь в свои силы. Изобразив тонущий предмет, ты показываешь, что тебя тревожит твое будущее. Рисунок в виде цепочки, орнамента свидетельствует о том, что ты способен упорно трудиться, ответствен, но слишком болезненно относишься к ошибкам.

8. Восьмой квадрат. То, что ты изобразил в пустом квадрате, означает круг твоих интересов. Если ты оставил квадрат пустым, то тебе, наверное, скучно жить. Попробуй заинтересоваться, увлечься чем-нибудь, найди себе какое-нибудь увлекательное занятие.

9. Девятый квадрат. Если ты дополнил нарисованный черный квадрат другими квадратами или другими геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то ты дисциплинирован, организован, хорошо работаешь вместе с другими. Если у тебя получилась картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на правильное геометрическое построение, то это свидетельствует о том, что ты не склонен признавать авторитеты, упрям и настойчив.

10. Десятый квадрат. Если ты просто замкнул круги, то ты постоянно нуждаешься в защите и поддержке, предпочитаешь ничего не решать самостоятельно. Если ты не замкнул круги, ты независимый человек, имеющий цель в жизни. Рисунок в виде человеческого уха говорит о скрытном характере. Если рисунок навел тебя на мысль о ручке чашки, то тебе нравится заботиться о маленьких детях, о доме.

11. Одиннадцатый квадрат. Если ты воспринимаешь рисунок как элемент какой-либо настольной игры, то это означает напористость характера, любовь к соревнованию. Если рисунок чем-то напоминает дом, это свидетельствует о хозяйственности.

12. Двенадцатый квадрат. Если ты использовал точки как составную часть картинки (муравьи, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы, и т. д.), это свидетельствует о том, что у тебя хорошее воображение, богатая фантазия. Если ты затушевал точки и соединил их в круг, это указывает на логическое мышление и практический склад ума.

Тест «Дорога в горы»

(Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2006. - 128 с. - С. 57-59.)

То, что мы выбираем, то какие поступки совершаем в соответствии с выбором, зависит наше отношение к себе и к окружающим людям. Если ты хочешь узнать свое отношение к себе, к людям, то тебе предлагается совершить путешествие в горы. В воображаемом пути будет пять остановок.

Описание игры

Твой друг живет в горах. Сегодня - выходной день, он пригласил тебя и твоих друзей в гости. Вы решили, что будет полезно прогуляться. К тому же в тех местах, где вы живете, очень жарко, и хотелось бы побывать там, где прохладно. Вы садитесь в машину, заезжаете за друзьями и вместе отправляетесь в путь.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

Часть дороги очень плохая, впереди - большая яма, полная воды.

Варианты выбора:

1) вам удается объехать яму, и вы продолжаете путь;

2) вы застряли в яме. Выбраться без посторонней помощи невозможно. Придется ждать, пока кто-нибудь вытащит.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

Встречная машина вытащила вас, и вы на автостраде. На часах полдень. Друзья просят прибавить скорости, в машине очень жарко. Вам хочется прибавить скорость и показать возможности машины.

Варианты выбора:

1) вы отказываетесь от этой идеи, опасаясь дорожных неприятностей;

2) вы поддаетесь на уговоры друзей и жмете на газ. Но на дороге работник автоинспекции и вас штрафуют за превышение скорости.

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА

У вас совершенно испортилось настроение, а дорога становится все круче. Друзья шутят, смеются, требуют увеличить скорость. Общение с друзьями раздражает. У вас возникают неприятные ощущения.

Варианты выбора:

1) вы открываете окно, включаете радио, и все проходит;

2) вы останавливаете машину, выходите на обочину, ищете уголок, чтобы полежать и успокоиться.

ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА

Раздражение прошло, стало легче. Вы отправляетесь в путь, горная дорога, свежий воздух, хорошая музыка, шутки друзей, и вдруг - хлопок: прокол шины.

Варианты выбора:

1) призвав на помощь друзей, вы меняете колесо и продолжаете путь;

2) вы в ярости. Настроение безнадежно испорчено. Вы «пинаете» машину и ушибаете ногу. Пока боль не утихнет, вы не можете отправляться в путь.

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА

Дорога становится все круче. Много времени потеряно, хочется достичь цели быстрее и немного отдохнуть.

Варианты выбора:

1) вы обсуждаете с друзьями, как можно изменить план прогулки не в ущерб самой прогулке, себе и друзьям;

2) вы решаете ехать быстрее, но ГАИ не дремлет... Штраф, неприятные объяснения, ссора с друзьями.

Рефлексия игры

1. Дорога, по которой вы ехали, напоминает нашу жизнь?

2. Можно ли прожить жизнь без препятствий и неудач?

3. Как к ним относиться?

4. Каким образом данная игра относится к теме нашего разговора?

Каждая остановка предлагает два варианта ответа:

1) вариант ответа - 10 баллов;

2) вариант ответа - 5 баллов.

Анализ результатов

Если ты набрал от 40 до 50 баллов, то это говорит о том, что даже в игровой ситуации ты не устаешь размышлять над своими поступками. Ты понимаешь, что каждый твой поступок - это результат твоего отношения к самому себе, людям и миру. Ты осознаешь, что любые твои действия предполагают определенные последствия для тебя, и ты поступаешь так, как подсказывает тебе твой разум.

Совершая определенные поступки, ты размышляешь о последствиях их не только для себя, но и для других людей.

Если ты научишься рассуждать в игровой ситуации, то в жизни ты избежишь потерь и ошибок, которые поджидают тебя на пути.

Если ты набрал от 30 до 40 баллов, то ты считаешь, что можно жить, не думая о последствиях своих поступков. Тебе очень трудно принимать собственные решения. Очень часто поступок, совершенный необдуманно, вызывает раскаяние, но, к сожалению, зачастую это бывает поздно. Тебе иногда трудно ладить с людьми, приспосабливаться к их мнению и желаниям. Однако очень хочется, чтобы окружающие люди следовали твоим интересам и желаниям.

Если ты набрал 25 баллов, то твое поведение - следствие безразличного отношения к себе и другим, что приводит часто к плохим последствиям. Нежелание прислушаться к голосу здравого смысла, единоличное принятие решений, необдуманность в отношениях с людьми может привести к тому, что человек остается в изоляции и страдает как физически, так и психически.

В конце игры ребята подсчитывают баллы и (по желанию), рассказывают о своем выборе.

Тест «Как вы относитесь к своему времени?"

(Психологические тесты для тинэйджеров./Сост. Т.В.Орлова. - Киев: ООО «Таир». 1997. -190 с.)

Как научиться жить в оптимальном режиме? Каждый человек с самого раннего детства должен усвоить простые истины, которые могут повлиять на результат его жизненных усилий и достижений. Время необратимо. Его нельзя накопить, купить, подарить, передать по наследству, захватить, потребовать. А можно научиться им умело распоряжаться; беречь его; экономно его расходовать; распоряжаться им так, чтобы другим было понятно, насколько оно важно и ценно для вас.

Инструкция. Отвечая на вопросы, выбирайте один из вариантов ответов (А, Б, В).

1. Для того чтобы встать утром, вы:

А. заводите будильник - 3;

В. полагаетесь на своих родных и близких - 1.

2. Проснувшись утром, вы:

А. сразу вскакиваете с постели и собираетесь в школу - 2;

Б. встаете, не суетясь, делаете разминку, затем собираетесь в школу - 3;

В. зная, что в запасе есть несколько минут, нежитесь в постели - 1.

3. За завтраком вы:

А. быстро пьете чай или кофе с бутербродами - 2;

Б. кушаете полноценный завтрак - 3;

В. не завтракаете - 1.

4. Вы предпочитаете следующее начало дня:

А. приход в школу в одно и то же время - 3;

Б. опоздание - 1;

В. как получится - 2.

5. Во время школьного обеда вы:

A. успеваете пообедать до звонка - 1;

Б. успеваете пообедать и вовремя успеть на урок - 2;

B. успеваете пообедать и пообщаться во время обеда с друзьями - 3;

6. Часто ли вам удается посмеяться над друзьями?

A. каждый день - 1;

Б. иногда - 2;

B. редко - 3.

7. Вы в конфликтной ситуации:

А. упорно отстаиваете свою позицию - 1;

Б. уходите от участия в конфликте - 2;

В. четко излагаете свою позицию и прекращаете обсуждение - 3.

8. После уроков вы задерживаетесь в школе:

A. всегда минут на 20 - 3;

Б. примерно около часа - 2;

B. можете задержаться достаточно долго - 1.

9. Свободное время вы обычно:

А. проводите с друзьями - 2;

Б. отдаете своим увлечениям - 3;

В. проводите так, как получается - 1.

10. Встреча с друзьями означает для вас:

А. возможность отвлечься от забот - 3;

Б. потерю времени - 2;

В. проблемы и испорченное настроение - 1.

11. Вы ложитесь спать:

А. примерно в одно и то же время - 2;

Б. когда как, в зависимости от настроения и школьных уроков - 1;

В. после окончания всех дел - 3.

12. Как вы проводите свои каникулы:

А. всегда интересно - 3;

Б. как решат мои родители - 1;

В. как получается - 2.

13. Говоря о спорте, вы ограничиваетесь:

А. ролью болельщика - 2;

Б. делаете постоянно зарядку - 3;

В. не считаете спорт для себя жизненно важным - 1.

14. За последние две недели вы много:

А. двигались - 3;

Б. занимались спортом - 2;

В. занимались физическим трудом - 1.

15. Встречаясь с друзьями, вы обычно:

А. обсуждаете свои проблемы - 2;

Б. занимаетесь спортом - 3;

В. отправляетесь в поход - 1.

16. Вы всегда в любом вопросе хотите:

А. добиться своего любой ценой - 1;

Б. преуспеть благодаря своим усилиям - 3;

В. занимать выжидательную позицию - 2.

Обработка и интерпретация результатов

Преобладающий балл «3».

Если в ваших ответах преобладает балльная оценка «три», это говорит о том, что вы достаточно бережно относитесь к своему времени и дорожите им. Вы стараетесь рационально распределить время между своими учебными занятиями, увлечениями и друзьями. При этом стараетесь сделать так, чтобы ваше общение с близкими и друзьями было неформально и приносило удовлетворение не только вам, но и окружающим людям. Вы считаете, что встреча с друзьями - это не повод для того, чтобы жаловаться на плохое отношение к вам других людей и обсуждать свои проблемы, а возможность с удовольствием провести время, рассказать о своих успехах, научиться чему-либо, порадоваться достижениям других. Вы на верном пути не только в умении распоряжаться своим временем, но и в достижении поставленных целей. Ваш опыт может помочь другим рационально распорядиться временем и улучшить свои жизненные достижения.

Преобладающий балл «2».

Если в ваших ответах преобладает балл «два» - это тоже не случайно говорит о том, что вам свойственно безучастное отношение к вашей собственной жизни. Создается впечатление, что вы никак не решаетесь начать относиться к себе и своим временным затратам уважительно и разумно. В ваших поступках много безответственности, но иногда вы понимаете, что делаете неверно, спохватываетесь, хотя вашей энергии хватает ненадолго. Поэтому у вас в жизни много поражений, которые связаны не только с определенными обстоятельствами, но в большей степени с вашей неорганизованностью и безволием.

Преобладающий балл «1»

Если в ваших ответах преобладает балл «один», то не вы контролируете время, а время контролирует вас.

Вас мало интересуют временные категории. Вы живете так, как вам хочется. Вас совершенно не интересует, какими потерями это может обернуться в будущем. Однако вам несвойственно винить в своих проблемах себя, вы любите, чтобы ваши друзья и приятели вам сочувствовали и жалели вас. Это дает вам пищу для того, чтобы продолжать ничего не делать.

Вы стараетесь не думать о будущем, потому что оно страшит вас! В своих неудачах и проблемах вы предпочитаете обвинять других, хотя в глубинных лабиринтах своей души осознаете, что виноваты сами.

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

(Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. - Самара: ИД БАХРАХ, 1998. - С. 624-626.)

Инструкция. Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить попарно, сравнивая их между собой.

Сравнив 1-е утверждение со 2-м, 3-м и т. д., результат впишите в 1-ю колонку. Так, если при сравнении 1-го утверждения со 2-м предпочтительным для себя вы сочтете 2-е, то в начальную клетку впишите цифру - «2». Если же предпочтительнее окажется 1-е утверждение, то впишите цифру «1», затем то же самое проделайте со 2-м утверждением: сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т. д. и впишите результат во 2-ю колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

Во время работы полезно к каждому утверждению проговаривать фразу: «Я хочу...».

Стимульный материал

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение влияния.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

Бланк ответов

Обработка результатов

А. Закончив работу, подсчитайте количество выборов, выпавших на каждое утверждение.

Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности.

Б. Для определения степени удовлетворенности пяти главных потребностей подсчитайте сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам:

1. Материальные потребности: 4, 8, 13.

2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10.

3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15.

4. Потребности в признании: 1, 9, 12.

5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

В. Подсчитайте баллы по каждой из пяти секций, отложите на вертикальной оси графика результаты. По точкам – баллам постройте общий график результата, каждый укажет три зоны удовлетворенности по пяти потребностям.

Важную роль в жизни человека играет воля. Можно привести много определений этого понятия (Немов Р.С. Общая психология: Учеб.для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С. 259): воля - это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим целенаправленным, выполнением; воля - это то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения человека. Выделяют пять признаков, отличающих волевое поведение от безвольного - такого, в управлении которым воля активного участия не принимает. Волевым называется такое поведение, которое:

1) сознательно контролируется самим человеком;

2) является целенаправленным;

3) связано с принятием решения;

4) соотносится с борьбой равносильных мотивов, которые сами по себе не в состоянии породить однозначно целенаправленное поведение;

5) предполагает приложение внутренних усилий для его осуществления, то есть для преодоления препятствий, возникающих на пути к цели.

Можно привести множество примеров, касающихся волевых качеств личности. Вот один из них (Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2006. - 128 с. - (Педагогика. Психология. Управление). - С. 25-26). Римский юноша Муций, пытаясь убить этрусского царя Порсену, осаждавшего Рим в 508 году до нашей эры, попал в плен. Разгневанный царь приказал развести огонь в жертвеннике, чтобы пытать юношу и узнать его сообщников. Муций гордо подошел к жертвеннику и положил правую руку на огонь. Продолжая разговаривать с царем, он держал руку в огне, пока она не обуглилась. Потрясенный поступком молодого римлянина, показавшего силу воли своей нации, Порсена отпустил его и снял осаду с Рима. Образ Муция, прозванного Сцеволой (левшой), вошел в мировую литературу как пример воли, которая побеждает все.

Тест «Какая у тебя воля?

(Психология: Учебное пособие. V класс./Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - С. 223-226.)

Инструкция. Прочти приведенные ниже вопросы и постарайся правдиво ответить на них. Ответ обозначь знаком «+» в соответствующей колонке.

Например

Ты любишь гулять по улице

В состоянии ли ты завершить начатую работу, если она тбе не интересна?

Тебе легко преодолеть внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

Когда тебя ругают или ты ссоришься с друзьями, можешь ли ты быстро взять себя в руки и объективно разобраться в ситуации?

Если врач запрещает тебе есть то, что ты любишь, тебе трудно отказаться от этой пищи?

Если вечером ты решил встать раньше обычного, утром ты найдешь в себе силы выполнить это решение?

Если ты чего-нибудь сильно боишься (например, ходить к зубному врачу), можешь ли ты без особого труда преодолеть этот страх и сделать то, что надо?

Ты - "человек слова"? Держишь ли ты данное тобой обещание, даже если это требует немалых хлопот?

Выполняешь ли ты режим дня?

Ты вовремя отдаешь взятые тобой на время книги, пленки, диски?

Ты точно знаешь, что другого времени на приготовление уроков у тебя не будет; станешь ли делать их даже тогда, когда по телевизору идет очень интересная передача?

Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными тебе ни казались слова того, кто с тобой ссорится?

Выполняешь ли ты просьбы, даже если тебе очень не хочется?

Обработка результатов.

Теперь посчитай очки. Ответ «да» оценивается в 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков. Подсчитай сумму. Теперь прочти, о чем говорят твои результаты.

Интерпретация

0-8 очков. С силой воли у тебя дела обстоят неважно. Чаще всего ты просто ведешь себя так, как тебе хочется, как тебе нравится, даже если это может повредить тебе и другим людям. А это говорит не только о слабой воле, но и об эгоизме. У тебя часто бывают неприятности, и они связаны с тем, что ты относишься к своим обязанностям спустя рукава. Тебе надо подумать о своем характере. Может быть, в нем что-то надо изменить?

9-16 очков. У тебя средняя сила воли. Ты можешь преодолеть себя, но часто этого не делаешь, потому что не хочется или просто лень. Из-за этого у тебя бывают неприятности и с учителями, и с родителями, и с друзьями. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй свою волю.

17-24 очка. С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться, ты не подведешь. Но иногда тебе может мешать твое стремление всегда настоять на своем, сделать именно так, как ты считаешь нужным, даже в тех случаях, когда это не очень важно. Такая позиция может раздражать окружающих тебя людей. Ведь у них тоже есть воля и желания. Так что сила воли - это хорошо, но нужны и такие качества, как доброта, внимание к людям, умение прислушиваться к ним и менять в случае необходимости свое мнение.

«Неуверенность в себе»

Цель: содействие в понимании родителями проблем, вытекающих из неуверенности ребенка, повышение эффективности их помощи детям.

Форма проведения: семинар.

Участники: родители учащихся с 1 по 5 класс.

Подготовительная работа: памятки родителям «Как помочь ребенку стать уверенным?» (приложение 8).

Материалы: сказка К. Ступницкой «Маленькая волна».

ХОД СЕМИНАРА

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание пройдет в форме семинара, на котором мы попробуем разобраться, как же помочь ребенку вырасти уверенным в себе.

Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, а будущее - туманным. И, кажется, что окружающие замечают твое внутреннее смятение, тревогу. Неуверенность как чувство является абсолютно нормальным, но для некоторых детей, подростков, взрослых оно становится привычным, почти постоянным будничным чувством.

Вы скажете: ну и что такого? Чем же мешает неуверенность в себе?

Чувство неуверенности в себе, как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности. Психотерапевты отмечают связь психических нарушений личности с проявлениями неуверенности. Имеется в виду, что всякая трудная ситуация, требующая мобилизации психических ресурсов, для неуверенного человека может стать травмирующей настолько, что приведет к появлению тех или иных психосоматических заболеваний. А поскольку жизнь - это череда тех или иных различных по трудности ситуаций, то можно сказать, что неуверенные люди (а дети тем более) чаще болеют.

Неуверенность напрямую связана с самоотношением, или, другими словами, с образом самого себя. Понятно, что неуверенные люди оценивают свои способности и возможности ниже, чем это есть на самом деле. Они могут быть недовольны своей внешностью, хотя в реальности она может быть замечательная. Им трудно вступить в близкие отношения, потому что будет мешать чувство собственной малоценности. Какие чувства будут сопровождать их жизнь? Тревога, сомнение, стыд, вина, печаль.

Вы можете спросить: если общая картина неуверенности настолько мрачна, как будут учиться неуверенные школьники? Наверное, плохо? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Есть неуверенные дети, которые стесняются отвечать на уроках, пасуют перед любыми трудностями и действительно учатся ниже своих возможностей. Но есть и другие неуверенные, которые блестяще успевают, для которых величайшим страхом является помарка в тетради, ошибка, невыученный урок, четверка. Да, они учатся хорошо. Но ценой сильнейшего внутреннего напряжения, а часто и болезней.

Часто ли мы встречаемся с неуверенными людьми? Чаще, чем думаем, поскольку неуверенность может надевать различные маски. Маски неуверенности – застенчивость и самоуверенность. Каковы ее причины? Давайте попробуем услышать и «увидеть» причины неуверенности через сказку К. Ступницкой.

Маленькая Волна

Давным-давно в синем море родилась Маленькая Волна. Была она слегка зеленоватая, с аккуратным белым гребешком, который так шел ей. Были у нее родители - Большие Голубые Волны. Иногда они плавали далеко от берега, у самого горизонта, иногда подплывали к какому-нибудь берегу. У них были друзья-волны, взрослые и дети.

Дети-волны были большие шалуны. Они любили играть в догонялки, сбивая взрослых с ног. У берега они шумели так громко, что их задорный плеск слышался далеко-далеко. Иногда они подхватывали какую-нибудь щепку или ракушку и бросались ей друг в друга.

Не такой была наша Маленькая Волна. Всем она казалась серьезной и сдержанной девочкой. Она никогда не капризничала, как другие, не шумела, всё, о чем бы ни попросили ее старшие, она делала, даже тогда, когда ей этого не очень хотелось. Некоторым это казалось странным, но большинство было ей довольно, ведь с ней совсем не было хлопот. Сама Маленькая Волна тоже замечала, что отличается от других детей. Она часто плавала в стороне, когда другие дети-волны затевали свои шалости. Маленькая Волна почему-то была убеждена, что нужно быть послушной. Обычно ей это давалось легко. Но были и такие случаи, когда это было непросто. Например, когда однажды она увидела, как двое мальчишек-волн подхватили маленькую рыбешку и стали ей перебрасываться, а та не могла от них убежать. Маленькая Волна тогда сильно разозлилась, ей даже захотелось ударить одного из них, но она тут же себя одернула. Ведь волнам нельзя злиться. Все знают, что, когда волны злятся, могут произойти очень плохие вещи - например, кораблекрушение. Были и другие случаи, когда Маленькая Волна злилась, но всякий раз ей удавалось сдержаться. Но вот беда, Маленькая Волна не знала, что даже когда злость сдерживаешь, она никуда не девается, а остается внутри тебя. Сама того не замечая, Маленькая Волна стала потихоньку расти и темнеть.

Однажды тетя послала ее нести к берегу большую доску. Доска эта была слишком тяжелой для маленькой волны. К тому же приближалось ее любимое время - время заката. Она хотела полежать и посмотреть, как тает солнце в море и появляются первые звезды. Но поскольку Маленькая Волна была послушной и взрослым не перечила, она понесла доску к берегу. Она подумала, что если поспешит, то еще успеет до заката.

У берега в это время плескались другие дети-волны. Заметив Маленькую Волну с ее ношей, они решили ее подразнить. Выхватили доску и стали ей перебрасываться. Маленькая Волна очень разозлилась: они забавляются, а ей надо выполнить задание, к тому же солнце уже начало садиться. Наконец ей удалось забрать у них доску и выбросить на берег. Усталая, она возвращалась обратно, но солнце уже почти село. И тут ей стало так обидно! Она плыла и чувствовала, что никак не может унять свою злость. Та становилась все больше и больше, и сама Маленькая Волна тоже увеличивалась. В какой-то момент она с ужасом поняла, что ее гребень поднялся высоко-высоко. Ее было не узнать - она стала совсем черной. Все внутри напряглось и зашипело. Глянув вниз, она увидела рыбака в лодке и поняла, что обрушится прямо на него. Шум внутри нее все нарастал, и вдруг она с грохотом упала, разлетевшись на тысячу брызг. Лодка рыбака сломалась, и его увлекло в море. Но Маленькая Волна уже этого не замечала. Она чувствовала удивительную силу. Рассыпавшись на брызги и пошумев, она вновь собралась. Теперь она была гораздо сильнее, чем раньше. Она повернула обратно, подхватила рыбака и вынесла его на берег. Когда она вернулась, взрослые волны стали хвалить ее за то, что она спасла человека. Она и сама была этому рада. Но еще больше ей нравилось то чувство, которое она теперь испытывала: вся злость, что была в ней раньше, выплеснулась, и теперь внутри освободилось место для чего-то другого, а те силы, которые раньше она тратила на то, чтобы злость сдержать, теперь вернулись к ней. На следующий день, когда Маленькая Волна проснулась, ей так захотелось побегать, что она, забыв про все запреты, побежала играть в догонялки вместе с другими детьми-волнами. После вчерашнего она знала, что иногда стоит сделать то, что хочется.

Итак, какое знание о причинах неуверенности дала нам эта сказка?

Вы совершенно правы, когда говорите, что нередко родители от огромной любви к своему ребенку, желая оградить его от опасностей внешнего мира, дать ему как можно больше всего-всего, лишают ребенка самостоятельных действий, решений, ошибок, то есть опыта самостоятельного преодоления трудностей. В особо острой ситуации находятся дети, родители которых достигли значительных социальных успехов. А ребенок, горячо любя своих родителей, гордясь ими, невольно сравнивает с ними себя, чувствует свою неумелость еще сильнее. И постепенно привыкает жить с почти постоянным чувством неуверенности, которая, как мы уже говорили, в поведении может проявляться по-разному.

Сейчас я зачитаю вам ситуации и варианты реагирования на них, а вы ответите, к какому поведению относятся данные варианты: застенчивому, уверенному или самоуверенному.

Дима второй раз подряд просит Петю подежурить за него в классе. Петя отвечает: «Ты что, не можешь заставить кого-то? Или вообще забей на дежурство, вот еще проблему нашел - дежурство». (Самоуверенный.)

Лена стала в последнее время грустной и молчаливой, держится от всех в стороне, даже от лучшей подруги Маши. Маша подходит к ней: «Мне кажется, что ты чем-то подавлена. Может быть, нам попробовать обсудить нашу ситуацию?» (Уверенный.)

Марину не устраивает оценка по контрольной работе, ей кажется, что учитель занизил ей оценку. Она говорит учителю: «Не считаете ли вы... Если бы вы могли... Не согласитесь ли вы, что я заслуживаю более высокой оценки?» (Застенчивый.)

Мама обещала поговорить с папой о возможности интересной поездки для Миши, но до сих пор не сделала этого: «Я думал, что мы с тобой договорились, что ты поговоришь с папой обо мне. Но этого не произошло. Мне кажется, что это можно сделать сегодня». (Уверенный.)

Сосед Леши ведет себя на самоподготовке очень шумно, вертится и мешает Леше. Леша говорит ему: «Да заткнешься ты, наконец? С такими легкими заданиями справиться не можешь!» (Самоуверенный.)

Если посмотреть с позиций этих масок на окружающих, то, сколько неуверенных мы увидим вокруг себя!

Как же помочь ребенку стать уверенным?

В заключение мне хотелось бы пожелать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к ним. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

Приложение 8

Уважать его душевный настрой. Бывает: то, что ребенок говорит, родителям кажется глупостями. Но это не всегда так. Ребенок имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим.

Проявлять уважение к намерениям. Ребенок имеет право хотеть то, что он хочет. Однако ему нужно объяснять, что не все желания нужно выполнять немедленно, а некоторые и вообще не стоит выполнять.

Дарить безусловную любовь. Дети должны чувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос: «Всё ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?»

Помочь ребенку почувствовать собственную значимость через освоение самостоятельности. Можно составить контрольный список обязанностей и требовать выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Поддерживать принятие детьми самостоятельных решений.

Помочь принять обучающую роль ошибок. Не стоит слишком сильно оберегать от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Ключевая фраза, которая здесь может помочь: «Поражение – прекрасная возможность научиться чему-то новому».

Содействовать формированию положительного образа «Я». Ребенок должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Подчеркивать личные заслуги детей.

Давать выражать свои чувства открыто.

Помогать ребенку верить в интуицию.

Напоминать ребенку, что он вам нужен, необходим, играет важную роль в вашей жизни.

Позволять ребенку расти в соответствии со своими физиологическими и личностными возможностями и способностями. Он не обязан абсолютно соответствовать образу, желаемому родителями. Часто ребенок, горячо любя своих родителей, сильно переживает, что не может быть таким, каким они хотят его видеть. И от этого результаты его деятельности только ухудшаются.

Методика представляет собой личностный опросник, разработанный на основе диагностических критериев пограничного расстройства личности согласно DSM-III-R и DSM-IV в 2012 году коллективом авторов (Т. Ю. Ласовская, С. В. Яичников, Ю. В. Сарычева, Ц. П. Короленко).

Согласно диагностическим критериям DSM, диагностика пограничного личностного расстройства осуществляется по следующим критериям:

  1. Паттерн нестабильных и интенсивных межличностных отношений , характеризующийся полярными оценками либо в положительную, либо в отрицательную сторону. Подразумевается, что лица с пограничным личностным расстройством не способны видеть истинные причины поведения других (например, заботы или помощи) и поведение оценивается как абсолютно положительное в том случае, если доставляет удовольствие, либо как абсолютно отрицательное, если этого не происходит. Эта характеристика важна в диагностике пограничного личностного расстройства, так как отражает психологический механизм расщепления, эффективно смягчающий сильные чувства, например, гнев.
  2. Импульсивность хотя бы в двух областях, которые являются потенциально самоповреждающими, например трата денег, секс, химические зависимости, рискованное вождение машины, переедание (не включается суицидальное и самоповреждающее поведение). Импульсивность как черта характерна для антисоциального личностного расстройства, а также для состояний мании (гипомании). Однако только при пограничном личностном расстройстве импульсивность имеет оттенок прямого или косвенного самоповреждения (направленность на себя), например в виде химических аддикций или булимии. Критерий импульсивности объясняет описанные в ранних работах трудности при проведении психотерапии лицам с пограничным расстройством личности – частые конфликты, прерывание терапии в самом ее начале.
  3. Эмоциональная нестабильность : выраженные отклонения от изолинии со стороны настроения в сторону снижения, раздражительности, тревоги, обычно продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Нестойкость аффекта и склонность к депрессии при пограничном расстройстве напоминают таковые у лиц с проблемами регуляции эмоций – депрессией и биполярным расстройством 2 типа. Поэтому следует уточнить значение этого критерия, а именно: речь идет о повышенной эмоциональной реактивности, где колебания настроения имеют место, но они возникают чаще, протекают мягче и менее длительно, чем при депрессии и биполярном расстройстве.
  4. Неадекватный, сильный гнев или плохой контроль над гневом (например, частая вспыльчивость постоянная злоба, нападение на других). Кернберг считал гнев характерным признаком пограничного расстройства личности и отмечал, что реакция гнева связана с ситуацией чрезмерной фрустрации. Гнев является как результатом генетической предрасположенности, так и влияния среды и может приводить в будущем к актам самоповреждения. Признаки самоповреждения как результат реализации гнева, казалось бы, легко выявляемы, например, порезы, однако не всегда их удается установить в ходе беседы с пациентом. Многие пациенты испытывают гнев большую часть времени, но крайне редко реализуют его в действиях (гнев скрывается). Иногда гнев становится очевиден только после разрушающих действий пациента. В некоторых случаях указания на гнев и его проявления фигурируют в анамнезе или выявляются при активном расспросе на эту тему. Гнев легко провоцируется при целенаправленном конфронтационном собеседовании.
  5. Повторное суицидальное поведение , деструктивное поведение и другие виды самоповреждающего поведения. Повторные суицидальные попытки и самоповреждающее поведение – надежный маркер пограничного расстройства личности.
  6. Нарушение идентификации , проявляющееся по крайней мере в двух областях – самооценке, образе самого себя, сексуальной ориентации, постановке целей, выборе карьеры, типе предпочитаемых друзей, ценностях. Этот критерий описывался О. Кернбергом при описании конструкта пограничной личностной организации. С DSM-III критерий подвергался модификации, с целью разграничить ситуации, когда нестойкость идентификации является проявлением нормы, например в подростковом возрасте. Этот критерий в большей степени, чем все остальные, связан с самостью и поэтому специфичен для пограничного личностного расстройства. Это может иметь значение при патологии, когда нарушено восприятие телесного имиджа – дисморфофобических расстройствах и нервной анорексии.
  7. Хроническое чувство пустоты (или скуки). Ранние аналитики (Абрахам и Фрейд) описывали оральную фазу развития, отмечая, что неуспешное ее прохождение приводит во взрослом состоянии к симптомам депрессии, зависимости и пустоте в межличностных взаимоотношениях. Эта концепция была развита и дополнена теорией объектных отношений М. Клайн, которая показала, что вследствие плохих ранних отношений личность становится неспособной к интернализации позитивных эмоций при межличностном общении (то есть неспособность интернализировать чувства в самого/саму себя) и неспособной к самоуспокоению. Чувство пустоты при пограничном расстройстве личности имеет соматические проявления, локализуясь в животе или грудной клетке. Этот признак следует отличать от страха или тревоги. Пустота или скука, принимающие форму интенсивной душевной боли, как субъективный опыт пациента крайне важны для постановки диагноза пограничного личностного расстройства.
  8. Реальный или воображаемый страх покидания . Мастерсон рассматривает страх покидания как важный диагностический признак пограничного конструкта. Однако этот критерий нуждается в некотором уточнении, так как необходимо дифференцировать его от более патологической тревоги сепарации. Гундерсон предложил изменить формулировку данного критерия, а именно трансформировать в «отсутствие толерантности к одиночеству ». Считается, что в формировании симптома имеет значение воздействие в раннем периоде – от 16 до 24 месяцев жизни
  9. Приходящие, связанные со стрессом параноидные идеи и диссоциативные симптомы .

Краткая версия содержит 20 вопросов и является удобным и валидным инструментом скрининга, повседневной диагностики и верификации диагноза в психиатрической, общеклинической и немедицинской практике.

Сейчас, практически с кем ни разговариваю по работе коучем, у всех одна и та же беда. Беда с личными границами, которые находятся в очень плачевном состоянии. По понятным причинам без этих самых различимых и нормально функционирующих границ люди испытывают значительные проблемы в повседневной жизни, отношения и в любых карьерных делах. Писали в ЖЖ про границы очень много и очень хорошо, так что если местами будут встречаться баяны, звиняйте.

Не буду говорить про границы физические слишком подробно, потому, что это то что проще всего для понимания. Наш организм ограничивает нас от окружающей среды кожей и слизистыми оболочками. Соответственно, нарушение физической границы это проникновение внутрь нашего тела.

Что такое границы личности? Это то, что отделяет нас от окружающих. Где она эта черта проведена? В нашем понимании и ощущении нас самих, как отдельных личностей. По сути граница – это наше понимание, где наше, а где не наше.

Конечно, можно на наши границы личности смотреть по-разному. Можно глобально – «это я – это не я». Можно в личности выделить разные аспекты. Например, я – в отншениях, я-религиозное, я- сексуальное, и я творческое …. Я-какое хотите. Поэтому и границы могут называться соответственно вашим разнообразным Я.

Вот к примеру, ваше эмоциональные границы – это набор чувств и реакций; ваше религиозные (спиритуальные) границы -это набор знаний, ощущений, убеждений, ожиданий и переживаний, которые относятся к религиозному или спиритуальному опыту. Сексуальные – набор того, что мы считаем в сексе нормальным и приемлемым.

Границы нашей личности начинают формироваться в младенчестве. Сначала ребенок не ощущает себя отдельным от матери, но постепенно все больше и больше осознает себя как самостоятельное существо. Конечно, отдельные аспекты нашей личности формируются в разное время и, если ребенок попадает в определенном возрасте в неблагоприятную ситуацию, у него могут быть нарушено формирование отдельных видов границ. Если же ребенок формирует свою личность в дисфункциональной семье, то формирование границ личности может нарушаться глобально.

Когда границы нормальные и здоровые, то человек себя в мире чувствует комфортно. Он легко общается, вступает в отношения, разрывает их, переезжает с места на место, находит новую работу… и еще тысячи всяких маленьких комфортных действий в жизни. Здоровые границы гибкие. Человек легко определяет уровень, на котором ему удобно и приятно общаться и хочет ли он этого общения. Он может сблизиться с Вами, а потом отдалиться, если почувствует, что в отношениях что-то не так.

Нина Браун выделила несколько типов личных границ
– мягкие – тут же сливаются с другими людьми
– губчатые – впитывают чужое – люди не уверены в себе
-жесткие – одинаково во всех ситуациях человек остается в своих границах. Нарушители получают жесткий отпор. С одной стороны это не плохо, но не умение лавировать в ситуации может принести проблемы в личную жизнь
– гибкие – те что могут меняться в зависимости от ситуации.

Люди могут взламывать границы других, проецируя свою личность на оппонента.
– обвиняют человека в своих проблемах (ты испортил мне жизнь)
– контролируют поведение (ты больше не должна поступать так)
– дают непрошенные советы о том каким следует быть (если бы я была на твоем месте… надо было уже давно сделать)
– дают установки, какие события как расценивать (это дьвольщина)
– дают оценки вашей внешности и личности (ты толстая лентяйка)
В поведении люди могут брать ваши вещи, садиться на ваше место, пользоваться вашими деньгами, не отдавать долга, манипулировать вами и многое многое другое. Как бы там не происходило, человек в чьи границы вторглись может испытывать замешательство, страх, гнев, фрустрацию, пытаться избежать дальнейшего общения.

Если же границы слабые в личность вторгаются довольно регулярно, человек такой испытывает довольно сильный стресс, он не может адекватно защититься от атак. Если в норме мы чувствует себя в своих границах свою личность именно своей, дружественной, то люди со слабыми границами ощущают себя глупыми, неудачниками которые сами себе все портят и во всем сами виноваты. Иногда у людей со слабыми границами развивается апатическая депрессия. Личность чувствует себя практически парализованной постоянными вторжениями и не может их остановить.

Чем слабее у человека границы, тем чаще он нападает на границы других. Не по злобе, а по тому, что он не осознает, что выходит из зоны своей компетенции. Самые настойчивые атакующие – нарциссы. У них границы практически не сформированы, и со многими близкими они ощущают себя одним целым (как в примере нарциссической матери)

Какие признаки нарушения\ слабости границ могут быть? Такие люди:

  1. С трудом в своей личности определяют то, что принадлежит им, а что другим. Они часто делают что-то потому, что « так делают нормальные люди/все женщины/настоящие мужики/ думающие и ответственные работники». Хотя сами в этой деятельности могут быть не только не заинтересованы, но и не любить ее в принципе.
  2. С трудом говорят другим нет.
  3. Полагают, что их счастье и другие чувства зависит от других
  4. Продолжают отношения с людьми, которые обращаются с ними плохо или которых они не любят
  5. Доверяют другим потому, что другие лучше знают и мнение других важнее.
  6. Занимаются делами и проблемами других, а не своими. Время на других уходит больше, чем на себя.
  7. Им трудно просить о чем-то в чем они нуждаются
  8. Не могут дать отпор другим людям, которые могут пользоваться их вещами или деньгами
  9. Застенчивы
  10. Подчиняются желанию друзей
  11. Опасаются показать свое истинное я, стараются быть такими, какими их хотят видеть
  12. Им трудно высказать свое мнение или открыть свои мысли.
  13. Чувствительны к критике
  14. Не могут хранить секреты
  15. Чувствуют себя опустошенными, завидуют другим
  16. Вкладывают в отношения больше, чем получают от них
  17. Чувствуют себя ответственными за чувства других
  18. Часто испытывают гнев.
  19. Им трудно быть с самим собой наедине.
Как мы можем проявить свои границы перед другими:
  1. При помощи речи (языка) выразить то что мы хотим, во что верим и т.п.
  2. При помощи правды о себе (ложь обозначает ваши границы не в том месте, где они находятся на самом деле)
  3. При помощи последовательности (сказал – сделал)
  4. При помощи установления эмоциональной дистанции (если человек нарушает ваши границы, то отстраниться от близкого общения с ним и вовлеченности в его дела)
  5. При помощи установления временных рамок общения (вы решаете сколько и когда с кем общаться)
Несколько законов описывающих, как границы работают:
  1. Закон «Что посеешь, то и пожнешь». Вы оставляете за собой право не общаться или ограничить общение с тем, кто плохо к вам относится
  2. Закон ответственности. Все что происходит внутри ваших границ, ваши чувства, мысли, желания, стремления… находятся под вашей личной ответсвенностью. Больше за это никто не несет никакой ответственности
  3. Закон силы – находить силы признавать проблемы в своих границах и исправлять их по мере обнаружения.
  4. Закон уважения – не проникновение в чужие границы. Если Вы откажетесь вламываться к другим, и люди будут вламываться к вам реже
  5. Закон ложной мотивации - нужно осознавать, что психика может находить ложные причины не строить границ. Если я буду говорить людям нет, то они не будут со мной общаться. Будут обо мне плохо думать.
  6. Закон проактивности – людей с только что установленными границами обычно прорывает. Они начинают высказывать свое мнение, могут вести себя агрессивно, напористо. Этот период отступает после того как границы окрепнут и человек почувствует внутри них себя в безопасности.
  7. Закон зависти – когда человек смотрит на других как им все удалось и как у них все хорошо, он слишком далеко ставит свои границы, стремясь к недостижимому. В итоге его личность не в состоянии заполнить все пространство и человек чувствует внутри себя черную дыру в которую улетают все чувства и энергия.
  8. Закон активности – для того, чтобы поддерживать здоровые границы и развивать их необходима некоторая социальная активность и работа над с собой. Брошенные без внимания границы опять начинают хиреть и проламываться другими.
  9. Закон демонстрации – демонстрируя другим свои границы вы показываете окружающим себя и снижаете возможность случайных набегов на свою территорию по неосторожности.

Определение личной территории



Часто проблема по распознанию личной территории зависит от того, что человека в большей мере волнует не происходящее внутри него, а то, что творится вокруг. Поэтому возникает желание переделать мир. Потому что у каждого имеются какие-то ожидания по поводу того, как должны вести себя другие люди. Не нужно позволять себе чутко реагировать на события, происходящие за пределами вашей личной территории. Не следует пускать все переживания внутрь.

Если негативная ситуация случается за пределами личного пространства, она вас не должна касаться. Однако часто человеку свойственно реагировать на чужую критику, потому что изначально личное пространство не определено. Все, что вас окружает, определяется как личное, хотя таковым не является.

Получается, необходимо определить и выделить, что является для вас личным пространством, четко разграничивая его с внешней, "чужой", средой.

Все ваши отношения и чувства- это личное пространство. И на вас возложена глобальная ответственность за него. Вам под силу справиться со всеми проблемами, возникающими там, внутри.

Однако как только что-то начинает идти не так и вы быстро перегружаетесь, как правило, это говорит о том, что вы вторгаетесь не в свое пространство. Например, два человека конфликтуют, а третий втискивается между ними и начинает их мирить, хотя это не его пространство.

Если даже конфликтующие стороны обратились к вам за помощью, у вас всегда есть выбор: включиться в спор или нет. Еще лучше задать себе такой вопрос: "Повлияет ли мое вмешательство на ситуацию положительно? Или эти люди должны разобраться сами, потому что это их отношения и чувства, а не мои?"

Чувства вам для того и даны, чтобы четко уметь определять свое личное пространство.

Уважение личной территории другого человека



В продолжение о детстве: родители очень любят порой посягать на пространство детей. Например, они говорят: "Какой глупый фильм ты смотришь!" Но ведь ребенку интересно! Относясь с уважением к пространству маленького человека, лучше спросить его: "Интересно, а что тебе в этом фильме нравится?"

Родители часто открывают портфели и дневники своих чад, роются в их вещах, все критикуют и оценивают- словно это их собственность. Получается, что у ребенка нет личного пространства. Что делать в этой ситуации?

Во-первых, самое главное- научиться различать личное пространство: это мое, а это- нет.

Во-вторых, начните с большим уважением относиться ко всему, что дети делают и говорят, не оценивая и не критикуя, а главное- без штыков. Человеку свойственно порой вымещать на близких свои негативные эмоции и чувства. Вот в таких случаях границы личного пространства путаются.

Если вы спрашиваете человека: "Скажи, что происходит? Что для тебя в этой ситуации хорошо или плохо?"- вы проявляете уважение и к себе, и к другим людям, в частности, к партнерам и детям. То есть необходимо спрашивать, уточнять: "Тебе понравился фильм? А книга?"- или: "Я вижу, ты не хочешь подметать пол. Какое другое дело ты бы выбрал, чтобы помочь мне по дому?" Важно спрашивать, оставляя ребенку или партнеру право выбора.

Каждый знает табу: нельзя читать чужие письма. В соблюдении данного запрета как раз выражается уважение к другому человеку. Ведь чужие письма- это чужие чувства, жизнь, ситуация, отношения, то есть все то, что посторонних не касается.

Но все может перепутаться на первом этапе детства, когда родители думают, что отвечают вообще за все. Как, по-вашему, ребенок может себя чувствовать, когда он приходит к маме, а она говорит: "Почему ты такой унылый? Ты с кем-то поссорился? Давай рассказывай!" Ведь это нарушение пространства!