На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак : вскачь , наотмашь , настежь . Исключения : уж, замуж, невтерпёж.
2. Буквы а, о на конце наречий
Почему надо писать слева , но налево ? Правило очень простое: написание букв а и о на конце наречий зависит от приставки.
3. Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях
Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно .
Под ударением пишется не- : не́ где, не́ куда, не́ когда, не́ откуда .
Без ударения пишется ни- : ни гд е́, ни кудá, ни когдá, ни откуда .
4. Дефисное написание наречий:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
№54 Выпишите из предложений только наречия.
1. Лошадь сразу пошла вскачь.
2. Было далеко за полночь.
3. Утром она распахнула настежь окно.
4. Чёрные тучи, сплошь покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь.
5. Мимо прошёл последний вагон, и поезд покатился прочь.
6. Уж небо осенью дышало.
7. Терпели целый месяц его выходки, а потом стало невтерпёж.
8. Он споткнулся о камень и упал навзничь.
№55 Перепишите наречия в два столбика, выделите приставки.
На конце пишем -а | На конце пишем -о |
Налев…, направ…, слев…, издавн…, снов…, надолг…, запрост…, сызнов…, досыт…, изредк…, вправ…, влев…, засветл…, дотемн…, справ…
№56 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Поставьте ударение в наречиях.
1. (не, ни)где (не)увид..л;
2. (не, ни)где встретит…ся;
3. (не, ни)куда пойти;
4. (не, ни)куда (не)пошёл;
5. (не, ни)когда (не)узнаеш…;
6. (не, ни)когда мне с вами разговаривать.
№57 Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями, в другой
– с прилагательными. Обратите внимание на разницу в написании.
1. пахнет (по)весеннему – (по)весеннему льду;
2. (по)вашему совету – пусть будет (по)вашему;
3. (по)старинному преданию – одет (по)старинному;
4. соглашайтесь (по)хорошему – (по)хорошему покрытию;
5. по(летнему) расписанию – одет (по)летнему;
6. сделал (по)своему – (по)своему проекту;
7. (по)моему мнению – всё равно будет (по)моему.
Тема 13
Частицы
Частица – это служебная часть речи, которая передаёт оттенки значений и служит для образования форм слова.
Частицы делятся на три группы:
1. Смысловые (ли, разве, неужели, даже, именно, лишь, только, всё-таки, вон, вот, как раз, почти, хоть, едва ли, вряд ли ).
2. Формообразующие (бы, пусть, пускай, давай ).
3. Отрицательные (не, ни ).
Правила написания частиц:
Раздельно пишутся частицы бы (б), же, ли (ль) : посмотрел бы , смотри же , не поздно ли .
Через дефис пишутся частицы то, ка, таки (после глаголов и наречий): Яблок-то ! Посмотри-ка ! Придумал-таки !
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
№58 Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
Сидел я как(то) в воскресенье дома. Делать что(либо) мне было лень, и я подумал: «А схожу(ка) я к своему пр…ятелю Борьк…». Он хвалился, что ему отец купил(таки) компьютерную игру, но дальше треть… ур…вня ещё (не, ни)кто (не)проходил, а их там (аж)двенадцать. (Не)уже(ли) и я (не)доберусь хотя(бы) до десятого? За…вился я к Борьке будто(бы) с задачей разобрат…ся, а сам (не)взначай к компьютеру подошёл. Борька(таки) (не)выд…ржал и тут(же) начал про свою новую игру рассказывать. А я ему: «Позвольте(ка) взглянуть!» Пр…сидели мы с ним часов пять. Всё(таки) не наврал пр…ятель – дальше третьего ур…вня (так)и (не) добрались!
Раздел IV
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Вы говорите с приятелем, спорите с ним или спрашиваете о чем-нибудь. Свои мысли вы превращаете в предложения. Интонацией вы передаёте паузы, возмущение, вопрос. На письме интонация заменяется знаками препинания: пауза – запятая, тире или точка, возмущение – восклицательный знак, вопрос – вопросительный знак:
- Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?
- Около двух лет.
- На ком?
- На Лариной.
- Татьяне!
- Ты ей знаком?
- Я им сосед.
- О, так пойдём же.
(Кстати, из какого литературного произведения этот отрывок?)
Синтаксис (от греческого syntakxis – составляю ) – раздел грамматики, изучающий предложение и текст.
Пунктуация (от латинского punktum – точка ) – это система знаков препинания и правил их употребления.
Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .
После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .
Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).
Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую
Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи
Глагол
На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:
Глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;
Глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;
Глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .
Имя прилагательное
Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .
Имя существительное
Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .
Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:
Существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.
Например: камыш, товарищ, ландыш;
Существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .
Список литературы
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
- Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
- Наречие как часть речи ().
- Наречие как часть речи ().
- Части речи в русском языке ().
- Культура письменной речи. Наречие ().
Домашнее задание
Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.
1. Линюч.., горяч.., свеж.., пахуч.., хорош...
2. Дач.., задач.., туч.., рощ...
3. Назнач.., умнож.., намаж...
4. Стрич.., печ.., жечь, убереч...
5. Муж.., пейзаж.., камыш...
6. Мелоч.., тиш.., глуш...
7. Едеш.., спиш.., молчиш...
8. Вскач.., настеж.., замуж.., невтерпеж...
Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).
2 МаршрутМаршрутМаршрутМаршрут Правило Опорный конспект Распределительный диктант 1 Распределительный диктант 2 Объяснительный диктант Лексическая работа 1 Лексическая работа 2 Творческая работа Комментированное письмо Аббревиатурный диктант Зрительный диктант Самостоятельная работа Контрольный диктант
9 Свеж?, сторож?, хорош?, проч?, обжеч?ся, прибираеш?ся, не мороч? голову, с плеч?, замуж?, сплош?, настеж?, навзнич?, наотмаш?, невтерпёж?, плющ?, замуж?, сплош?, плюш?, линюч?, пустош?, мимо дач?, трескуч?, из-за туч?, уж?(сущ.), уж?(нар.), полноч?, стрич?, ключ?, нареж?, ткач?, бреш?, пилиш?, горяч?, училищ?, обознач?те, чуш?, удач?, богач?, неуч?, с куч?, завуч?, живуч?, могуч?, жеч?, подстрич?ся, решиш?ся, среж?те, леч?, смаж?те, передач?, задач?. Объяснительный диктант
15 Издалек? пр?летевший скворец заглядывает в открытую настеж? дверь. Дача еще н?кем (не) занята. Скворцу невтерпеж? занять ее. Дно домика сплош? усыпа(н, нн)о пухом. Дача в хорошем месте: поблизости пруд. Есть и соседи. Сообща ле?че гнать проч? ворон. Лиш? подумал об этом, а вороны летят к домику. Но дружная семья соседей (не) допустила н?кого к домику скворца. Комментирование
16 Издалека прилетевший скворец заглядывает в летное отверстие, словно в открытую настежь дверь. Дача еще никем не занята. Скворцу невтерпеж занять ее. Дно домика сплошь усыпано пухом. Дача в хорошем месте: поблизости пруд. Есть и соседи. Сообща легче гнать прочь ворон. Лишь подумал об этом, а вороны летят к домику. Но дружная семья соседей не допустила никого к домику скворца. Проверка
19 Мелькнуло солнце из-за туч?, И был горяч? последний луч?. Стал вечер ясен и хорош?. Чуть-чуть заметна листьев дрож?. Бил под горой студеный ключ?. Цвел ландыш?, нежен и пахуч?. Вдруг вышел на поляну еж. Спросить его мне невтерпеж?: «Кому спешиш? ты, еж?, помоч?..» Зрительный диктант
20 Мелькнуло солнце из-за туч_, И был горяч_ последний луч_. Стал вечер ясен и хорош_. Чуть-чуть заметна листьев дрож ь. Бил под горой студеный ключ_. Цвел ландыш_, нежен и пахуч_. Вдруг вышел на поляну еж_. Спросить его мне невтерпеж_: «Кому спе шишь ты, еж_, помочь?..» Проверка
21 1 вариант. Вскач? умчаться, гора с плеч?, грезиш? и мечтаеш?, иш? ты, наотмаш? удариш?, проч? от пожарищ?, уж? смерклось, устроиш?ся в экипаж?. 2 вариант. Выйдеш? замуж, залеч? обоч?, назнач?те вернисаж?, не хватает пастбищ?, расстроиш?ся от неудач?, становится невмоч?, упасть навзнич?, щелоч? Прольеш?, как биш? его? 3 вариант. Блестящ?, вручаеш? брош?, испеч? кулич?, настеж? отворяеш?, невмоч? стереч?, невтерпеж? дожидаться, роскош? не утаиш?, спряч?те ключ?. Самостоятельная работа
22 Расставьте знаки, объясните правописание Ь. Черныш? лёг навзнич? подставил обетре/н,нн/ое лицо под пр?ятные удары дождевых кап?ль. Двери комнаты были открыты /на/стеж? Обе собаки разом поднялись с судорожным лаем ринулись проч? от коня и?чезли в темн?те. Он изо всей силы /на/отмаш? ударил рукой лош.дь по крупу она пов?рнулась и брос?лась /в/скач? назад. Контрольный диктант
Почему грустишь, царевна? Почему печален взгляд?
И ужимки скоморохов отчего не веселят?
Ах, приснился мне царевич, он настолько был пригож,
И со мной случилось что-то: мне уж замуж невтерпёж.
Такой разговор мог бы произойти в волшебном Тридевятом царстве, но для нас этот диалог интересен прежде всего тем, что в нём присутствуют примеры, в которых на конце наречий после шипящих отсутствует.
Орфограмма изучается в 4-м классе
Очень сложная орфограмма, связанная с шипящими на конце и Ь, подлежит изучению в начальных классах. Дети проходят эту тему в течение всего обучения в начальной школе: сначала в ходе изучения глагола, потом - существительного и прилагательного. А наречия изучаются в последний год начального образования.
Следовательно, изучает правописание орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс. ФГОС предусматривает знакомство с написанием самых распространённых слов, в которых присутствует эта орфограмма, к таким относятся исключения:
- невтерпёж;
- замуж;
Формирование навыка различения частей речи
Очень важно сформировать у детей умение различать слова различных частей речи, так как от этого зависит их орфографическая зоркость. Без такого навыка учащиеся не смогут правильно выбирать нужную орфограмму, в том числе и мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Слова удобнее всего будет распределить на группы по частям речи, в этом поможет таблица, в которой, кроме части речи и вопросов, нужно указать условия выбора употребления или неупотребления мягкого знака.
Мягкий знак на конце наречий после шипящих
Правило написания мягкого знака в данном случае формулируется довольно просто. В качестве примеров наречий приведем слова, заканчивающиеся на шипящий и отвечающие на вопрос: как?
- Бежит (как?) вскачь.
- Распахнул (как?) настежь.
- Упал (как?) навзничь.
- Покрыт (как?) сплошь.
- Стало (как?) невмочь.
Как видно из этих примеров, мягкий знак на конце наречий после шипящих пишется, не распространяется это правило только на слова: замуж, невтерпёж, уж.
Словарная работа
Очень важно, чтобы дети понимали значение наречий, иначе они их просто не запомнят. Значит, необходимо проводить словарную работу. Для этого возможно использование синонимов:
- она выходит замуж - он женится;
- вскачь - быстро, скачками;
- навзничь - на спину;
- наотмашь - с размаху;
- настежь - распахнуто до отказа;
- невмочь, невтерпёж - терпеть невозможно, очень хочется;
- прочь - вон;
- сплошь - плотно, очень густо, все подряд;
- уж - сейчас, в данный момент.
1. Установите соответствия между словами, которые можно связать по смыслу:
2. Составьте с этими словами предложения о школьной жизни на одну из тем:
- Мы на уроке.
- Мы на перемене.
- Мы идём на экскурсию.
Диктант для закрепления
Когда правописание усвоено, и толкование слов понятно, можно провести контрольный диктант с целью диагностики сформированности навыка правописания орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» и закрепления изученного материала.
Текст диктанта :
Когда мама выходила замуж, ее младшей сестре было невмочь поскорее увидеть старшую в белоснежном наряде. Вот уж наступил день свадьбы, и сестренка вскачь побежала в комнату невесты. Она настежь распахнула дверь, а там стоял папа. Он был на свадьбе женихом, и пришёл раньше. Он очень хотел жениться на маме, и долго ждать ему было невтерпёж. Он стоял за дверью, и когда та распахнулась, папа упал навзничь и уронил вазу. Весь пол был сплошь залит водой. Но мама не рассердилась, ведь у нее был счастливый день!
Контрольный тест
Для применения правила «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс должен обладать целым комплексом знаний и умений. С целью их выявления целесообразно провести тестирование.
Первое задание - на знание частей речи и умение различать слова по этому признаку. Нужно определить, какое из слов является наречием:
- рожь;
- беречь;
- настежь;
- горяч.
Второе задание проверяет умение ставить мягкий знак на конце наречий после шипящих. Примеры слов:
1) настеж(?); 2) проч(?); 3) невтерпёж(?); 4) невмоч(?).
Третье задание - вставить слова в предложения. Это способствует развитию речи детей и помогает сформировать навык употребления наречий в собственной языковой деятельности:
- Я хватаю шляпу и бегу ________ из душных комнат.
- Стены были __________ увиты плющом.
- Окна в доме были _____________ открыты.
- Всадник понёсся ____________ по дороге.
- Скорей бы _________ кончился урок.
- Мне бегать и прыгать _____________.
- Я ударил противника _____________ и выиграл схватку.
- Его сестра собиралась _____________ за моего брата.
- Под напором волны я повалился ______________ .
- Не хватило________ несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.
Четвёртое задание поможет обобщить умение правильно ставить мягкий знак на конце слов. Нужно вставить, где необходимо, мягкий знак в предложениях:
- Луна меж туч(?) несмело выглянула на миг, и снова скрылась проч(?).
- Луч(?) золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
- Песок Сахары жгуч(?), он беспощаден и горюч(?).
- Со свистом мимо наших крыш(?), как молния, пронёсся стриж(?).
- Наотмаш(?) ударило море волной бедный кораблик мой.
- Камыш(?) у бережка растёт, малыш(?) его для мамы рвёт.
- Дуб вырос высок и могуч(?), под ним сегодня много луж(?).
- Отца попросит доч(?) помоч(?), самой ей невмоч(?).
- С зарёю проч(?) уходит ноч(?).
- Карандаш(?) мой хорош(?), он нарисует мне чертёж(?).
Ответы на задания теста «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»
Ответ на первое задание:
- настежь.
Ответ на второе задание:
1) настежь; 2) прочь; 3) невтерпёж; 4) невмочь.
Ответ на третье задание:
- Я хватаю шляпу и бегу прочь из душных комнат.
- Стены были сплошь увиты плющом.
- Окна в доме были настежь открыты.
- Всадник понёсся вскачь по дороге.
- Скорей бы уж кончился урок.
- Мне бегать и прыгать невтерпёж.
- Я ударил противника наотмашь и выиграл схватку.
- Его сестра собиралась замуж за моего брата.
- Под напором волны я повалился навзничь.
- Не хватило лишь несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.
Ответ на четвёртое задание:
- Луна меж туч несмело выглянула на миг, и снова скрылась прочь.
- Луч золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
- Песок Сахары жгуч, он беспощаден и горюч.
- Со свистом мимо наших крыш, как молния, пронёсся стриж.
- Наотмашь ударило море волной бедный кораблик мой.
- Камыш у бережка растёт, малыш его для мамы рвёт.
- Дуб вырос высок и могуч, под ним сегодня много луж.
- Отца попросит дочь помочь, самой ей справиться невмочь.
- С зарёю прочь уходит ночь.
- Карандаш мой хорош, он нарисует мне чертёж.
Цель урока:
Познакомиться с новой орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце наречий»
Повторение написания Ь после шипящих в различных частях речи ;
развитие устной и письменной речи ;
воспитание интереса к предмету .
Оборудование и материал :
Учебник , раздаточный материал (карточки и кроссворд ), компьютер с медиа - проектором и презентация ).
Ход урока :
1. Орг . момент .
2. Разминка
Встречаеш рассвет, золотая рож, шалаш сторожа, интересная вещ, достич цели, лес дремуч,
кустарник колюч, зажеч костер, назнач дежурного.
Разминка (ответ)
Встречаешь рассвет, золотая рожь, шалаш сторожа, интересная вещь, достичь цели, лес дремуч,
кустарник колюч, зажечь костер, назначь дежурного.
3. Осложненное списывание
Помощ(?), стереч(?), горяч(?), спряч(?), много туч(?), съёжиш(?)ся, дремуч(?), пустош(?), съеш(?)те, разденеш(?)ся, шалаш(?), плющ(?), запряч(?), полноч(?), отреж(?)те, чертеж(?), улыбнёш(?)ся, береч(?), мимо рощ(?), свеж(?), кирпич(?), из груш(?), ландыш(?), пахуч(?), замаж(?)те, монтаж(?), меч(?), стрич(?), много луж(?), удилищ(?), с плеч(?).
Помощь, стеречь, горяч, спрячь, много туч, съёжишься, дремуч, пустошь, съешьте, разденешься, шалаш, плющ, запрячь, полночь, отрежьте, чертеж, улыбнёшься, беречь, мимо рощ, свеж, кирпич, из груш, ландыш, пахуч, замажьте, монтаж, меч, стричь, много луж, удилищ, с плеч.
4. Правило по теме
На конце наречий Ь пишется после Ч и Ш.
После буквы Ж мягкий знак пишется только в слове настежь.
Например: сплошь, навзничь, уж, замуж, невтерпёж
Известно, что после шипящих,
В конце наречия стоящих,
Как правило мы пишем мягкий знак.
К примеру:
«Темень сплошь».
К примеру:
«Навзничь ляг».
А если кто запамятовал всё ж,
Пока точки не поставил,
Что случай: «уж».., «замуж»…, «невтерпёж»
Есть жизнеисключение из правил.
Работа с учебником страницы 33-34
5. Закрепление.
Мчатся вскач(?), открывается настеж(?), сплош(?) усыпано, выйти замуж(?), уйти проч(?), ударить наотмаш(?), упасть навзнич(?).
Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.
6. Работа по карточкам.
Карточка 1
десять тысяч (Р. п. мн. ч.);
оставшаяся мелочь (ж. р.);
ждать невтерпёж (нар., искл.);
пресечь (глагол) попытку;
ответ исчерпывающ (кр. прил.);
известный скрипач(м. р.);
отрежьте по линии (глагол);
место стрельбищ (Р. п. мн. ч.);
обнаружена течь (ж. р.);
рухнул навзничь (нареч.);
добрый чуваш (м. р.);
обеспечьте (глагол) охрану.
Карточка 2
раскрытие краж(Р. п. мн. ч.);
материал линюч (кр. прил.);
никогда не забудешь (глагол);
вернулся за полночь (нареч.);
хорошо смажьте (глагол);
не купить калош (Р. п. мн. ч.);
деревянный гараж (м. р);
какая-то блажь (ж. р.);
выйти замуж (нареч.,искл.);
сведущ (кр. прил.) в данном вопросе;
смышленая мышь (ж. р.);
последний матч (м. р.);
оплату отсрочьте (глагол);
залечь (глагол) в засаде.
1. Оставшаяся мелочь, пресечь попытку, отрежьте по линии, обнаружена течь, рухнул навзничь, радуешься, обеспечьте охрану – 7.
2. Никогда не забудешь, вернулся за полночь, хорошо смажьте, какая-то блажь, смышленая мышь, оплату отсрочьте, залечь в засаде – 7.
7. Физминутка
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.
8. Заполните кроссворд, вписав в него наречия
1. Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;
2. Замуж, тягач, задач, могуч;
3. Прочь, страж, тягуч, льешь;
4. Наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;
5. Училищ, вскачь, толочь, помощь;
6. Молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;
7. Настежь, передач, блестящ, бородач.
Ответ на кроссворд
9. Найдите пару:
Проверка
1. Настежь
3. Бег галопом
4. Навзничь
4. Вверх лицом
5. Наотмашь
5. Размахнувшись
6. Невтерпеж
6. Невыносимо
7. Стать чьей - нибудь женой
10. Домашнее задание
Творческое задание:
Составить 8 предложений с изученной орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
11. Подведение итогов.