Минобрнауки рф готовит изменения во фгос соо. Подробное описание изменений во фгос соо Изменения во фгос соо от 31.12

Изменения, которые были утверждены приказом, это изменения, в первую очередь связанные с приведением терминологии, используемой во ФГОС СОО, в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (например, образовательная организация, а не образовательное учреждение; участники образовательных отношений, а не участники образовательного процесса; и т.п.).

Уточнено, что стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Среднее общее образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

В стандарте уточняется, что срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.

В тексте ФГОС СОО уточнено, что организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам среднего общего образования, разрабатывает основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

Внесено уточнение и в распределение объема обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений: «Обязательная часть основной образовательной программы в полном объеме выполняет требования Стандарта и реализуется во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам.

Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования.»

ФГОС СОО определяет возможность сетевого взаимодействия организаций: «Образовательные программы среднего общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования».

Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования.

Вносятся уточнения и в пункт, описывающий создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня: «при использовании адаптированных образовательных программ среднего общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений».

Внесено уточнение в пункт, касающийся учебно-методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы: ««укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы среднего общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

  • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования;
  • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования».

Остальные положения Фдорального государственного образовательного стандарта среднего общего образования остались без изменений.

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; № 46, ст. 6392; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741; 2017, № 3, ст. 511; № 17, ст. 2567; №25, ст. 3688), и пунктом 20 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230; 2017, № 2, ст. 368), приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный № 35953) и от 31 декабря 2015 г. № 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020).

Регистрационный № 47532

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 29 июня 2017 г. № 613

Изменения,
которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413

1. В абзаце втором пункта 6 после слов «отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,» дополнить словами «антикоррупционное мировоззрение,».

2. Подпункт 6 пункта 7 дополнить словами «, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям».

3. Подпункт 6 подраздела «Право» (базовый уровень) пункта 9.4 изложить в следующей редакции:

«6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;».

4. В пункте 9.5:

а) абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

«Математика» (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию) (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать:»;

б) абзац двадцать восьмой изложить в следующей редакции:

«Математика» (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию) (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса математики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:».

5. Пункт 9.6 дополнить подразделом «Астрономия» (базовый уровень) следующего содержания:

«Астрономия» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения учебного предмета должны отражать:

1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.».

6. Абзацы четвертый и пятый пункта 12 изложить в следующей редакции:

«Русский язык»;

«Математика»;».

7. Абзац пятнадцатый пункта 18.2.3 дополнить словами «, антикоррупционного мировоззрения».

8. В пункте 18.3.1:

а) абзац двадцать второй изложить в следующей редакции:

«Математика»;»;

6) дополнить новым абзацем двадцать шестым следующего содержания: «Астрономия» (базовый уровень);»;

г) в абзаце тридцать четвертом слово «Астрономия»,» исключить;

д) абзац тридцать девятый изложить в следующей редакции:

«Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».».

Обзор документа

Внесены изменения во ФГОС среднего общего образования.

Так, включены требования о формировании у обучающихся антикоррупционного мировоззрения и способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Формировать основы антикоррупционных стандартов поведения будут в рамках освоения базового курса права.

Учебный предмет "Астрономия" выделен в качестве самостоятельного. Определены требования к результатам освоения данного учебного предмета.

Министерство образования и науки РФ разработало изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Они, в частности, подразумевают формирование у школьников антикоррупционного мировоззрения и способности противостоять экстремизму и национализму. Кроме того, раздел, посвященный предметным результатам освоения программы, планируют дополнить подразделом "Астрономия".

Проект приказа о внесении изменений во ФГОС среднего общего образования опубликован на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. На данный момент проходит этап общественных обсуждений текста и независимой антикоррупционной экспертизы.

Приказ, в частности, подразумевает, что стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, в том числе личностным, включающим антикоррупционное мировоззрение. При этом личностные результаты должны отражать также способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Кроме того, изменения касаются предметных результатов освоения программы. Соответствующий раздел, в котором перечислены предметные области, предлагается дополнить подразделом "Астрономия" следующего содержания:

"Астрономия" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса астрономии должны отражать:

1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и Вселенной; пространственно-временных масштабах Вселенной;

2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшего научно-технического развития;

5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития, международного сотрудничества в этой области;

"Астрономия" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса астрономии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность представлений о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строения и эволюции Вселенной;

2) сформированность представлений о действии во Вселенной законов, открытых в земных условиях;

3) сформированность умения объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;

4) сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников.