Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают); исчезают насекомые, улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов.
Задачи:
Образовательные:
- Согласование прилагательных с существительными.
- Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Развивающие :
- Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
- Способствовать развитию просодической стороны речи.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Развитие навыка связной речи.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.
Ход занятия
Приветствие учителя.
Чтение отрывка из поэмы А. С. Пушкина “Евгений Онегин”:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Какие чувства вы испытываете при прослушивании стихотворения?
Как вы думаете, о каком времени года говорится в отрывке?
II. Сообщение темы занятия.
Правильно, в отрывке говорится об осени. И тема нашего занятия “Осень”
Когда осень начинается по календарю?
Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая)
Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая)
Как назвать осень в ноябре? (Поздняя)
Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше)
А какое небо осенью? (Хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, тёмное)
А, что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.Деревья стоят голые)
Правильно ребята. Осенью листья начинают желтеть. Жёлтые листья первая примета осени.Так как удлиняются ночи, растения получают меньше света. Зелёный цвет в листе убывает. И заметным становится жёлтый цвет. Но листья бывают разного цвета. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Поэтому листья бывают и красного цвета.
Давайте вспомним, как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)
Необходимость листопада. Это защита дерева от зимней засухи. Так как листья испаряют много влаги. Избавление дерева от ядовитых, накопленных в листьях, веществ из земли и воздуха. А также защитатонких и хрупких веток от тяжести выпадающего зимой снега Деревья первыми освобождаются от листьев, чтобы не погибнуть в зимние морозы. Голыми и унылыми стоят лес и поле, когда пройдёт период золотой осени.
Ребята, а чем отличаются листья? (Формой, размером, цветом)
А, что происходит с травою? (Она засыхает, желтеет, увядает)
Слайд №10
А, что делают насекомые с приходом осени? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)
Правильно ребята, осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они совсем исчезнут.
Слайд №11
Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)
А как называются птицы покидающие осенью родные края? (Перелётные)
Увядание растений, исчезновение насекомых, в некоторых случаях замерзание водоёмов ведут за собой отлёты перелётных птиц. Ранее других улетают птицы питающие насекомыми: стрижи, кукушки, ласточки, иволги. Перед отлётом птицы собираются в стаи. Первыми улетают птицы, которым не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птицы. Некоторые птицы, прежде чем улететь кочуют с места на место. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения и в жизни животных.
Слайд №12
Что делают животные осенью?
(Готовятся к зиме.Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук.) другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи делают запасы на зиму (белка, ёж).
Слайд №13
Осенью на полях, в садах и огородах идёт уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
А для чего собирают люди урожай овощей и фруктов? (Делают запасы на зиму.)
Слайд №14
Ребята, какая погода бывает осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
Слайд №15
III. Физминутка
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на пальчиках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся)
Слайд №16
IV. Материал для закрепления.
Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Дерево-деревья-деревьев.
Лист-листья-листьев.
Трава-травы-трав.
Слайд №17
2. Подбор слов-антонимов.
Тепло - холодно.
Пасмурный день - солнечный день.
Сухой лист – мокрый лист.
Высокое дерево – низкое дерево.
Слайд №18
3. Правильное употребление предлогов: в, на, около, под, с, из- за, из- под.
4. Чтение и пересказ рассказа “Осень”
Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся всё пасмурнее, солнце всё светит реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди - долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток, и они падают на землю, укрывая золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в тёплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.
Слайд №19
V. Итог занятия.
Ребята, о каком времени года мы вами сегодня говорили на занятии?
Чем отличается осень от лета? (Рассказы учащихся)
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)
Вы сегодня очень хорошо работали на занятии, правильно отвечали на вопросы.
На этом занятие окончено. До свидания.
Лексическая тема: Осень.
Цель: Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень».
Задачи:
- Уточнение представления об осени и ее приметах.
- Актуализация знаний об изменениях в природе осенью.
- Закрепление и активизация словаря по теме.
- Совершенствование навыка словообразования.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.
- Развитие навыка ориентировки в пространстве.
- Укрепление и сохранение здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутка с элементами логоритмики, дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание».
- Развитие общей и мелкой моторики рук, умения согласовывать речь с движением.
- Развитие навыка работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок.
- Формирование личностных качеств ребёнка: доброжелательность, активность, самостоятельность.
- Воспитание чувства любви к природе, развитие наблюдательности.
Оборудование: компьютер, компьютерная программа БОС «Здоровое дыхание», картинки с изображением осени, картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины; картинки деревьев, индивидуальные карточки для раскрашивания, мяч, цветные карандаши.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
Отгадайте загадку.
- Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но всё же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
- Что за пора к нам пришла?
- Осень.
2. Сообщение темы занятия.
Правильно. Сегодня мы будем говорить об осени.
3. Активизация внимания.
О каких признаках осени говорилось в загадке? (Листья желтеют, опадают с деревьев, холод, дождик, солнце не греет, трава не зеленеет, птицы улетают на юг…)
4. Уточнение последовательности смены времен года.
Какое время года будет после осени? (зима)
- Какое время года было перед осенью? (лето)
5. Актуализация речевого опыта. Игра «Договори словечко».
1) - Небо осенью какое?
- Хмурое, серое, унылое…
- Солнце осенью какое?
- Ветер осенью какой?
- Дождь осенью какой?
- Листья осенью какие?
- Трава осенью какая?
2) - Осенью листья что делают?
- Краснеют, желтеют, опадают, шуршат, вянут…
- Осенью дождь что делает?
- Осенью солнце что делает?
- Осенью трава что делает?
- Осенью птицы что делают?
- Осенью звери что делают?
6. Развитие пространственной ориентации. Игра «Что где находится?»
Логопед раскладывает в ряд картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины.
- Какой листик лежит справа от кленового? А слева? Какой лист между осиновым и рябиновым? Где расположен дубовый лист? Какой по счету осиновый лист? Какой третий лист?…
7. Игра «С какого дерева детки?»
Детям раздаются картинки.
- Рассмотрите внимательно осенний букет, который собрала белочка.
- Проведите стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали.
Дети выполняют задание.
- Назовите эти деревья.
- Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (листопад)
8. Игра «Назови лист»
Лист берёзы какой? (берёзовый); рябины - рябиновый,…
9. Дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание» (Урок 8. Осень.)
Вы очень хорошо потрудились. А теперь пора немного отдохнуть. Для этого мы выполним упражнение на дыхание.
- Сядьте удобно. Ноги поставьте на пол, руки положите на колени. На вдохе - «надуваем» животик, как шарик, при выдохе - медленно сдуваем шарик. Вдох делаем через нос, выдох - через слегка сомкнутые губы.
10. Игра «Назови цвет».
Листья осенью становятся разноцветными.
- Как назовём лист, если он и красного и жёлтого цвета?
- Красно-жёлтый.
- На листе есть и желтый и красный цвет. Какой цвет листа? (желто-зелёный)
- Красный и оранжевый, желтый и оранжевый… .
Раскрасьте листья в букете у белочки.
- Дубовые листья коричневым карандашом, кленовые - оранжевым, рябиновые - красным, берёзовые - жёлтым, каштановые - зелёным.
11. Согласование числительных с существительными и прилагательными.
Назовите каких листьев в букете по одному?
- Один кленовый лист,…
- Назовите каких листьев в букете по два?
- Два каштановых листа,…
12. Физкультминутка. Упражнение на координацию речи и движений.
13. Игра «Лишнее слово».
Зима, осень, лето, сентябрь;
дуб, одуванчик, клён, осина;
туча, дождь, лужа, солнце;
грибы, ель, каштан, берёза;
зонт, сапоги, купальник, куртка;
урожай, листопад, подснежник, грибы.
III. Итог занятия.
О чем говорили?
- Чем занимались?
-Что нового узнали?
- Что понравилось?
IV. Оценка работы детей.
Психолого-медико-педагогический Центр сопровождения развития детей
«Развитие» Центрального района
Учитель-логопед:
Светлана Коваленко
Индивидуальные логопедические занятия по теме «Осень»
Коррекционно-образовательные задачи :
Упражнять детей в подборе признаков к слову «Осень » и согласовывать существительные с именем прилагательными в роде, числе и падеже.
Коррекционно-развивающие задачи :
Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.
Формирование длительного плавного выдоха.
Коррекционно-воспитательные задачи : формирование положительной установки на участие в занятии . Воспитание внимательного, бережного отношения к природе
Оборудование : картина «Ранняя осень » ,аудиокассета с записью «Осенней песни » П. И. Чайковского,зеркала, предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев,облаков, ветра, овощей, фруктов, пшеницы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Развитие общей моторики»Осень »
Туча небо кроет, Взмахи руками над головой.
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет, Изображают рупор.
Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.
Воды зашумели топают ногами на месте,
Быстрого ручья,
Птички улетели Изображают улетающих птичек.
В теплые края.
3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»
Кто там топает по крыше Беспорядочные удары по столу пальцами
обеих рук.
Топ –топ –топ. Удары по столу ладонями.
Топ –топ –топ.
Я теперь усну едва ли –
Топ –топ –топ.
Может, кошек подковали?
Топ –топ –топ.
4. Массаж лица
Дождик, дождик, веселей от середины лба к вискам.
Капай, капай не жалей! Вокруг круговых мышц глаз
(от переносицы к вискам) .
Только нас не замочи! По мышцам щек (от крыльев носа к вискам)
Зря в окошко не стучи! От середины подбородка к ушам.
5. Развитие артикуляционной моторики.
- «Окошко»
- «Улыбка» -«Трубочка»
«Лопатка»
«Иголка»
- «Накажем непослушный язычок» . Шлепать губами по языку с произнесением : па –па –па –па.
Дует осенний легкий ветерок : «У-у-у-у-у-у-у» . (Тихо)
Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер : «У-у-у-у-у-!»
(Громко)
7. Игра «Чего не бывает осенью ?»
8. Физкульминутка»Дождик»
Капля раз,
Капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
10. Рассматривание картины «Ранняя осень » и беседа по ней
(Листопад, листочки, солнышко, осень , солнечный)
11. Окончание занятия . Кто к нам приходил в гости? Какая игра вам больше понравилась?
Тема : «Осень » (повторение)
Коррекционно -образовательные задачи :
Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественного числе)
Коррекционно-развивающие задачи : Развивать длительного выхода, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи :
Формирование положительной установки на участие в занятии . Воспитание бережного отношения к природе
Оборудование : зеркала, предметные картинки, кукла -Королева Осень , игрушки, тетрадь, карандаши, мяч
Ход занятия
1. Организационный момент
Кукла -Королева Осень –игра с мячом «Когда это бывает?»
2. Развитие мелкой моторики
Ветер северный подул :
«С-с-с-«,все листья
С липы сдул…
Полетели,закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать :
«Кап-кап-кап,кап-кап-кап!»
3. Массаж лица
Если дождь стучит по крышам
Листья падают не слышно
Это к нам пришла осень
4. Развитие артикуляционной моторики.
- «Окошко»
Окошко закрывается и открывается»
- «Улыбка» -«Трубочка»
«Лопатка»
«Иголка»
- «Накажем непослушный язычок» . Шлепать губами по языку с произнесением : па –па –па –па.
Заблудились мы в лесу,закричали мы :»Ау!» (Сначала громко, потом тихо) .
6. Игра «Что перепутал художник?» рассмотреть картинку,которую принесла Королева Осень .
7. Физкультминутка «Осень »
Ходит осень в нашем парке
Дарит осень всем подарке
Бусы красные рябине, фартук розовый осине, зонтик желтый тополям,
Фрукты осень дарит нам
8. Игра «Скажи наоборот»
9. Работа в тетради (раскрасить зонтик и сапоги)
10. Итог занятия . Кто к нам приходил в гости? Какие игры мы играли?
Литература :
1. О. С. Гомзяк Говорим правильно в 5-6 лет
2. Е. А. Пожиленко Артикуляционная гимнастика
Публикации по теме:
Бесспорно,что осень самая щедрая и благодатная пора для творчества. Благодаря вашим материалам на сайте я,конечно, почерпнула для себя нового,хотя.
Индивидуальные консультации по запросам родителей Здравствуйте уважаемые коллеги! Во всех детских садах воспитатели проводят индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей. Я.
Индивидуальные маршруты развития воспитанников ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА (ЦЫ) ___ ГРУППЫ «Семицветик» 2016 - 2017 учебный год ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.
Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет. Тема: Осень. Цели занятия: - учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 242 «Садко» Конспект интегрированного занятия в старшей группе.
Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе обобщение и закрепления знаний по теме «Осень» Цель. Знакомство с характерными.
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия по теме «Осень»
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у детей с ОНР.
Коррекционно-образовательная задача: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать глагольный словарь по данной теме; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; продолжать учить согласовывать движения с речью. Коррекционно-развивающая задача: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.
Ход занятия
1 Организационный момент
Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте с вами поздороваемся.
Песенка –приветствие ЗДРАВСТВУЙ Т. Сикачевой
Здравствуй солнце золотое! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей
Здравствуй, небо, голубое! Показать небо
Здравствуй, вольный ветерок! Показать ветерок (машем руками влево-вправо)
Здравствуй, маленький дубок! Показать дубок.
Здравствуй, Утро! Жест вправо
Здравствуй, День! Жест влево
Нам здороваться не лень! Руки к груди, затем развести в стороны.
У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся? Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень) Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень. Звучит музыка осеннего леса.
2. Игра «Осенняя копилка». Логопед: - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). - Расскажите стихотворения об осени (Дети рассказывают стихи об осенних месяцах). Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ… Что за месяц к нам пришёл? Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Смолкли птичьи голоса. Медведь в спячку завалился… Что за месяц к нам явился? Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи… Что за месяц, подскажи? Логопед: - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.
3. Игра «Подбери действие». Логопед: - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать. Логопед: - Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист. Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д. Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д. Урожай осенью - Урожай осенью убирают. Птицы осенью - Птицы осенью улетают. Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья. Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
4. Дыхательная гимнастика Логопед: - Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. Выполняем дыхательную гимнастику. Вот какой листопад у нас с вами получился.
5. Игра «Осенние листочки». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение. Листопад, листопад, (в руке листья, взмахи поочередно обеими руками) Листья желтые летят, Под ногами шелестят (приседают, бросают листья на пол) И летят, летят, летят…
6. Пальчиковая игра “Осенний букет”. Логопед: - Ребята, давайте соберём осенний букет. Дети произносят хором: Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
7. Пересказ рассказа по картинкам. Логопед: - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам. «Осень» Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг. Пересказ рассказа.
8. Релаксационная минутка. Логопед: - А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение. «Осенью» (А. Плещеева) Осень наступила. Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит; Ветер в поле воет; Дождик моросит. Воды зашумели Быстрого ручья Птички улетели В тёплые края. Звучит спокойная музыка.
9. Итог занятия. Логопед: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
"Школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья № 18" г Ульяновск
Конспект
группового логопедического занятия во 2 классе
тема: «Осень в гости к нам пришла»
Подготовила: учитель-логопед
Еремина И.П.
Цель:
уточнять и закреплять знания обучающихся об осени, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.
Задачи:
образовательные-
развивать навыки звукового анализа и синтеза;
развивать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие-
активизировать речевое подражание слову педагога в любых речезвуковых выражениях;
развивать фонематическое восприятие;
вырабатывать правильное речевое дыхание, голос, чувство ритма;
развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
активизировать словарь по темам «Осень», "Овощи";
развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.
воспитательные-
воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении к происходящим событиям;
воспитывать интерес к сезонным явлениям в природе;
формировать усидчивость, самоконтроль.
Формирование БУД:
личностные - | положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и ее восприятию; |
коммуникативные - | умение всту-пать в контакт и работать в коллективе, слушать и понимать инструкцию к учебному за-да-нию в разных видах деятельности; |
регулятивные - | произвольно включаться в деятельность, сле-до-вать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои дей-с-т-вия; |
познавательные - | делать простейшие обобщения, наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности, работать с несложной по содержанию и структуре информацией |
Оборудование: компьютер, презентация к занятию,осенние листья с разных деревьев, осенние листья разного цвета из бумаги, салфетки, фольги, игрушка Лесовик, зеркала, мультимедийная запись «Осенний вальс», "Твой мир" (минус), разрезные осенние картинки.
План занятия:
I . Организационная часть: приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности
II .Основная часть: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук
2. Артикуляционная гимнастика
3. Развитие фонематического восприятия
4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
5. Физминутка
6. Образование относительных прилагательных.
7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания - игра «Осенние слова».
8. Развитие глагольного словаря - игра «Подбери действие».
III .Заключительная часть: итог и анализ занятия, оценка деятельности учащихся.
Ход занятия:
I . Организационная часть:
Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.
Послушайте загадку: Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - ... (Осень) (слайд 1)
Чему посвящено сегодня наше занятие? (осени)
Что такое осень? (время года)
Какое время года было до осени? (лето)
Какое время года будет после осени? (зима)
"Осень в гости к нам пришла" - так называется наше занятие. (слайд 2)
Чему мы учимся на логопедических занятиях? (учимся слушать, думать, правильно говорить).
Желаю всем успеха на занятии!
II . Основная часть:
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук (слайд 3)
Как солнце светило летом? Широко расставить пальцы рук в стороны.
Как светит осенью? Напряжённые пальцы рук чуть согнуты.
Как будут светить зимой? Напряжённые пальцы рук собрать в щепотку.
Что происходит с листьями осенью? (листья опадают)
Пальчиковая игра “Осенний букет”.
Пошли пальчики гулять, пробегают указательным и средним пальцами по столу
Стали листья собирать:
красный листик, желтый листик, поочередно прикасаются подушечками пальцев,
начиная с указательного пальца к большому пальцу
Один, два, три, четыре, пять!
Сколько листиков собрали? протягивают вперед ладонями
Пять! поднимают вверх одну руку, широко раздвинув
2. Артикуляционная гимнастика (осенняя сказка о Язычке) (слайд 4)
Язычок проснулся, выглянул в окно ("Окно"),
посмотрел направо, посмотрел налево ("Часики"),
посмотрел вверх: "Где же солнце?", посмотрел вниз: "Много ли нападало осенних листочков?" ("Качели"),
услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- ("Ветер"),
испугался и спрятался ("Прятки"),
потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки),
Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)
Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины ("Блинчик),
Язычок позавтракал, почистил зубы после еды ("Почистим зубки"),
потом закрыл первые двери (зубы), потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.
3. Развитие фонематического восприятия (слайд 5)
Как шуршат осенние листочки?
(Шуршание осенними листиками разных цветов из бумаги, салфетки, фольги).
Учащиеся угадывают, какой листочек шуршит.
4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 6)
Какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Какой первый звук в слове С ентябрь?
О ктябрь?
Н оябрь?
Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, какое слово у нас получится? (на слух слово «СОН»).
Значит, что происходит с природой осенью? (она засыпает).
5. Физминутка (слайд 7)
«Дерево» (под музыку)
Ученики стоят, руки вытянуты вверх.
Сначала заснули листочки, опустить пальцы рук
Потом веточки, опустить кисти рук
Затем ветки, опустить предплечья
Потом уснуло всё дерево. опустить руки
«Дождик» (слайд 8)
Капля раз, прыжки на носочках, руки на поясе
Капля два, прыжки на носочках, руки на поясе
Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе
А потом, потом, потом 8 прыжков на носках, руки на поясе
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны
От дождя себя укрыли. сомкнуть руки над головой полукругом
6. Образование относительных прилагательных: (слайд 9)
В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья:
С какого дерева твой листок? С берёзы - берёзовый листок
Какой листок? С рябины - рябиновый листок
С дуба - дубовый листок
С клёна - кленовый листок
7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания
Игра «Осенние приметы». (слайд 10)
У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слова, которые относятся к осени, поднимите листочек вверх.
ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ УРОЖАЙ ПОСПЕВАЕТ
ДЕРЕВЬЯ РАСЦВЕТАЮТ ЗВЕРИ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ
НА УЛИЦЕ ЖАРКО ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ
ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ ДОЖДЛИВАЯ И ХМУРАЯ
ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ СНЕГ ТАЕТ
8. Развитие глагольного словаря
Игра «Подбери действие» (слайд 11)
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в школу, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:
Листья осенью(что делают?) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет…
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, засыпают.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.
Ветер осенью - Ветер дует, …
III . Заключительная часть:
Итог и анализ занятия.
Ребята, ветер так сильно подул, что картинки рассыпались. Давайте их
соберем. Каждому из детей логопед дает часть общей осенней картинки.
(слайд 12 )
О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)
Что такое осень? … (время года)