Возмещение ндс на материалы при экспорте. Как ускорить возмещение НДС при экспорте? Экспорт в страны участники Содружества Независимых Государств

Коммерческая деятельность организаций напрямую связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, в частности – экспортных операций, а это, в целом, приносит пользу государству, ведь бюджет наполняется валютой, происходит рост платежного баланса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По этой причине, государство будет и в дальнейшем поддерживать проведение экспортной политики, поощрять компании, которые заняты поставками товаров и услуг за границу.

Налогообложение операций

Одним из наиболее проблемных моментов, которые встречаются при осуществлении хозяйственной деятельности в России, является возврат суммы НДС. Главный принцип возврата прописан в статье 176 ч.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании п. 1 ч. 2 статьи 176 НК РФ, налогоплательщик в праве потребовать возврат НДС тогда, когда по итогам налогового периода, сумма налоговых вычетов больше, чем общая сумма налога по операциям, признанным объектом налогообложения. Полученную разницу и возмещает государство.

Когда возможен возврат

Налоговым законодательством РФ предусмотрена важная льгота при осуществлении внешнеэкономической деятельности – нулевая ставка НДС, которая дает возможность выгодно проводить операции экспорта.

Право на налог в размере 0% имеют только экспортные операции, подтвержденные непосредственно фактом экспорта и действительным пересечением этими товарами границы РФ. Только данной категории налогоплательщиков положен возврат.

Непосредственно факт вывоза из России заверяет таможенная служба, ставя отметку на копии таможенной декларации.

Нулевое налогообложение активно в случае реализации:

  • товаров, которые экспортируют на территорию СНГ. В данном случае, процедура должна быть оформлена экспортным таможенным режимом, а документы, о которых идет речь в статьи 165 НК, следует передать в налоговую инспекцию. За исключением нефти, природного газа и газового конденсата – реализация этих товар не дает возможности возмещения;
  • работ и услуг, напрямую связанных с процессом изготовления и реализации.

То есть, предприятия могут применить 0% налога на добавленную стоимость для любых товаров, которые они отправляют на экспорт. Исключения из этого правила прописано выше.

Если рассматривать услуги и работы, которые попадают под описываемую ставку, то они включают процесс сопровождения, транспортировки, погрузки, перегрузки товаров, вывозимых за границу. Обязательное требование – предоставление услуг, работ должны осуществлять рабочие и служащие из России.

Порядок возмещения НДС при экспорте

Порядок возмещения НДС включает в себя проведения таких основных мероприятий:

  1. налогоплательщик предоставляет в налоговую инспекцию декларацию или заявление на возврат НДС при экспорте. В том случае, когда сумма, которая прописана в документе, превышает лимит установленной, то налоговые органы, на основании действующего законодательства РФ, возмещают лишь излишек;
  2. после того, как налоговой службой будет принято заявление, проведут камеральную проверку работы компании. На основании законодательной базы, проведение камеральной проверки обязаны осуществить на протяжении 3 месяцев после подачи декларации. В рамках проверки устанавливают, соответствуют ли заявленные требования реальной информации. После того, как камеральная проверка окончена, налоговые органы вынесут официальное заявление – экспортный НДС будет компенсирован в полном объеме, частично или в выплате будет отказано;
  3. возвращают денежные средства путем перевода нужной суммы на счет организации, который указан в документах, или же деньги могут быть перенесены в счет будущих оплат по налогам и сборам.

Нефти

Начиная с 1 января 2011 года, в содержание статьи 164 Налогового кодекса внесли ряд изменений, а именно – новые подпункты 2.1 – 2.8. В них содержится перечень работ, который направлен на производство и реализацию экспортируемых товаров.

На основании пункта 2.2 статьи 164, под нулевую ставку налогообложения попадают работы, услуги, которые выполняют или оказывают компании трубопроводного транспорта нефти и нефтепереработки, осуществляя:

  • транспортировку нефти, нефтепродуктов, не обращая внимания на то, когда была произведена таможенная процедура из РФ до границы с другим государством;
  • перевалку, перегрузку нефти, нефтепродуктов, вывозящих за пределы РФ, независимо от того, когда они были помещены под конкретную таможенную процедуру.

То есть, применять нулевую ставку можно только со стороны российских налогоплательщиков, при проведении деятельности в отрасли транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, основываясь на определенные договора с конкретными лицами.

Зерна

На основании статьи 164 пункта 2 Налогового кодекса РФ, при экспорте зерна применяется ставка НДС 10%.

Видео: Схема оптимизации

Как можно вернуть

Российские компании и организации располагают двумя способами возмещения НДС при экспорте из бюджета, в частности:

  • поступление средств на расчетный счет организации;
  • зачтение суммы налога в обязательные платежи будущих периодов.

Каждая компания в индивидуальном порядке выбирает тот вариант, который подойдет ей, опираясь на положение на рынке, иные обстоятельства. Порой, для возврата налога, компании подают иски в суд и уже в судебном порядке решают вопросы по возврату денежных средств.

Как произвести расчет

Обратим внимание, какие преимущества в продаже товаров и услуг за границу. Например, купили или изготовили товар, себестоимость которого равна 100 рублей. В бюджет необходимо оплатить НДС в размере 15,25 рублей.

Если реализовывать его на территории РФ, например, за 150 рублей, когда налог на добавленную стоимость будет равен 22,89 рублей, маржа составит около 7 рублей. Из них 1,07 необходимо перечислить в бюджет, останется 5,93 рубля прибыли.

А если продавать аналогичный товар на экспорт, ситуация будет в корне другая. Компания берет такой же товар, цена которого 100 рублей, налог 15,25 рублей. Отправляет его на экспорт по цене 150 рублей, тогда ставка налога равна 0%. Как результат – маржа будет равна 7 рублям.

То есть, в бюджет будет оплачено 15,25 рублей налога, однако, реальный показатель равен 0, то есть, бюджет будет вам должен 15,25 рублей. Как результат, общая маржа – 22,25 рублей, вместо 5,93, при реализации товаров внутри страны.

Какие нужны документы

Чтобы НДС при проведении экспортных операций был равен 0%, в налоговую инспекцию подают пакет документов.

Стоит отметить, что некоторые компании осуществляют экспортные операции, прибегая к услугам агентов, поверенных или человека, который берет комиссию за свое участие в сделке.

Рассмотрим, какие нужны документы в этих двух случаях.

Необходимый пакет документов при самостоятельном проведении сделки: Необходимый пакет документов при проведении сделки через агента, поверенного или человека, который работает за % своей комиссии:
Подписанный договор с иностранным предприятием, где указана организация товарной поставки за границу. Договор комиссии, поручения или агента налогоплательщика с уполномоченным лицом.
Выписка из банка, где есть информация о поступлении средств на расчетный счет из банка другой страны. Контракт, в котором указано, что товар отправляют на экспорт. Стороны контракта – лицо-экспортер и иностранная компания покупатель.
Выписка из банка, где показано, что на расчетный счет поступили средства из банка другой страны.
Грузовая таможенная декларация, где имеется отметка таможни.
Транспортная, сопроводительная документация, относящаяся к грузу, где отмечено пограничной службой, что подтверждается транспортировка товара за границу.

То есть, для того, чтобы удалось применить налоговую ставку НДС в размере 0%, необходимо документальное подтверждение таких фактов:

  • договор о поставке товаров или услуг за пределы страны;
  • поступление денежных средств на счет налогоплательщика;
  • факт вывоза товара за пределы страны.

Сроки

После предоставления в налоговую инспекцию всех документов, необходимых для возврата налога на добавленную стоимость, после проведения камеральной проверки, на протяжении 90 дней должны вернуть НДС за экспортируемые товары или же отказать в проведении данной процедуры.

Если было принято положительное решение, то в течение 14 дней деньги поступают на счет компании.

Чтобы ускорить возврат налога при экспорте, налогоплательщик может одновременно с предоставлением пакета документов, которые подтверждают ставку 0%, заявить о вычетах, относящихся к проведению экспортной деятельности.

Тогда налоговые инспектора, в рамках одной проверки, смогут проверить, обоснованно ли применяется данная справка и правомерны ли налоговые расчеты.

Условия и схема

Схема по получению компенсации при экспортных операциях довольна проста. На основании законодательной базы, экспортируя товары, не начисляют и не уплачивают НДС, а экспортер может получить компенсацию той суммы налога, которая была уплачена в процессе приобретения товара, сырья или комплектующих.

Одна из особенностей схемы состоит в том, что на законодательном уровне, в качестве условия для возврата средств экспортеру, не определена обязанность перечислить полученную сумму НДС в бюджет.

Применяя схемы возвратов, владельцы компаний создают посреднические фирмы, куда фиктивно перепродают товары, завышая их реальную стоимость. Они нужны для того, чтобы провести несколько операций перепродажи, таким образом, будет крайне сложно определить, с чего началось движение продажи товара и когда, на каком этапе были получены деньги.

Работают такие компании не более 3-6 месяцев, причем, к моменту сдачи отчетов они ликвидируются. Схемы по возврату просты и примитивны, обратим внимание на основные из них.

Ложный экспорт

Суть представленной схемы такова – оформляют необходимую документацию для экспорта товара, в налоговую инспекцию, чтобы вернуть затраченный НДС, предъявляют фиктивные документы о факте вывоза товара, или же документы настоящие, однако, товар не отправляют за рубеж. В итоге, налог возмещается компании-экспортеру, а товар реализовывают внутри страны.

Эта схема стала активно распространяться, когда в ней начали принимать участие сотрудники таможенной службы. Рассмотрим пример – товар оформляют на отправку на экспорт, но таможенники производят замену в документах — указан этот же товар, однако, цена в разы выше реальной.

И когда спустя какое-то время экспортер или представитель налоговой инспекции подает запрос в таможню на подтверждение факта вывоза, то другой сотрудник таможни, не осведомленный в подмене документов, подтверждает этот вывоз.

Завышение таможенной стоимости

Основа формирования таможенной стоимости напрямую зависит от реальной стоимости товара. То есть, чем выше цена, тем больше налог, который возмещают. Рассмотрим пример – компания М покупает у компании Р партию товара, стоимость которого 50 руб.

После того, как товар побывал у нескольких посредников, стоимость данной партии возрастает до 15 тыс. руб., после чего ее реализуют за границу. На самом деле, так как фирмы подставные, расчеты между ними не осуществляют, налоги они также не платят, а в государственные органы предъявляют документацию, что нужно вернуть 2 тыс. руб. Их получает компания экспортер товара.

Однако, обратите внимание, что обязательное условие для возмещения НДС – поступление на счет компании-экспортера денежных средств за отгруженный товар.

Однако этот вопрос решается легко – банковские документы о том, что поступила валютная выручка, подделывают, или же производят расчеты в рублях на территории России или через банки других стран, которые работают с рублями.

Возврат уплаченного НДС при проведении экспортных операций – сложная процедура, требующая особого подхода и применения основ налогового законодательства.

Только в том случае, если налоговым органам будет предоставлена полная и достоверная информация о совершенных перевозках товаров через границу, можно рассчитывать на то, что удастся получить средств из государственного бюджета.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Возврат до 50% экспортного НДС поставщику в день отгрузки

  • Продаете товар российской компании. Как поставка в своем городе.
  • Получаете до 50% экспортного НДС уже В ДЕНЬ ПОСТАВКИ.
  • Отгружаете товар на условиях самовывоза по России.

Возврат НДС при экспорте с УВТК:

  • Поставляете товар российской компании. Никаких дополнительных документов, проблем с возвратом НДС, камеральных проверок налоговой.
  • Сроки возврата НДС – 1 день. Вы получаете возврат НДС в день поставки и не зависите от решения налоговой. Для ускоренного возврата мы привлекаем собственные средства.
  • Отгружаете товар на условиях самовывоза. Наши перевозчики сами заберут товар с Вашего склада.
  • Экономия времени. Все вопросы по оформлению, проверки товара на необходимость экспертизы Эксконт, согласованию контракта с иностранным покупателем, организации логистики - теперь наша забота.

Документы для возврата НДС при экспорте в Казахстан, Белоруссию и другие страны ЕАЭС

При самостоятельном экспорте При экспорте с «УВТК»
Внешнеторговый контракт с иностранным клиентом на поставку товара за пределы территории Российской Федерации (либо таможенной территории ЕАЭС). Ваш типовой договор поставки российскому контрагенту.
Товаросопроводительные, транспорные и иные документы с отметкой таможенных органов мест убытия*. УПД с подписью водителя фактически осуществляющего перевозку, а также номер ТС, на котором будет перевозиться товар.

*При экспорте за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Счет-фактура и транспортная накладная.
Паспорт сделки, при сумме сделки более 50 000 USD. Не требуется.
Таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров и российского таможенного органа места убытия товара.

*При экспорте за пределы таможенной территории ЕАЭС

Не требуется.
Заявление о ввозе товаров иностранного покупателя с отметкой налогового органа об уплате им косвенных налогов. Не требуется.
Дополнительные документы, необходимые для экспорта товара из России
Заключение Эсконт для товаров, чьи характеристики соответствуют спискам товаров двойного назначения. Не требуется.
Ветеринарный, фитосанитарный сертификат на вывозимую продукцию. Не требуется.
Получить расчет возврата НДС при экспорте с компанией «УВТК»

Порядок возврата НДС при экспорте 2018

Ключевые изменения о порядке возврата НДС при экспорте произошли при организации единой таможенной зоны стран ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз, ранее Таможенный Союз). В настоящий момент в него входят:

  • Россия
  • Казахстан
  • Белоруссия
  • Армения
  • Киргизия

При экспорте в данные страны не требуются оформление таможенной декларации, которая ранее являлась документом, подтверждающим вывоз товара за пределы территории Российской Федерации. В настоящий момент, подтверждением вывоза товара за пределы территории РФ является копия заявления об уплате косвенных налогов, полученная иностранным покупателем, после уплаты «ввозного» НДС. Данное заявление является одним из основных документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС.

Основное же изменение в 2018 году – (письмо Минфина России от 27.07.2015 № 03-03-06/1/42961). Подтверждающее, что в случае же, если подтвердить нулевую ставку в срок не удалось, и Вы оплатили НДС по экспортной операции, можете учесть уплаченный НДС по налогу на прибыль. Не лучшее утешение, если нулевую ставку подтвердить не удалось и 20% от общей суммы сделки фактически потеряно.

Услуга возврата НДС при экспорте для юридических лиц

Вы можете получить до 50% НДС в день поставки, не ожидая фактического подтверждения нулевой ставки и возврата НДС налоговыми органами. Для своих клиентов компания «УВТК» предоставляет комплексное оформление экспорта, выступая держателем экспортного контракта, для это означает:

  • Осуществляете стандартную поставку по России. Никаких дополнительных документов.
  • Получаете «экспортный» НДС в момент отгрузки. Нет необходимости ждать 4-7 месяцев возврата НДС.
  • Не зависите от решения налоговых органов по возврату НДС и подтверждению экспорта.
  • Дополнительная сумма от возврата НДС прописана в договоре. Все прозрачно и законно.

Расчет НДС при экспортных операциях связан с рядом особенностей. Реализация на экспорт позволяет налогоплательщику воспользоваться льготной ставкой по данному налогу, но для этого необходимо выполнить ряд условий. Рассмотрим, как исчисляется НДС при экспорте с учетом всех требований законодательства.

Применение льготной ставки при реализации на экспорт

НДС при экспорте товаров в 2018 году исчисляется по льготной ставке 0%. Но для того, чтобы получить право на ее применение, налогоплательщику нужно сформировать комплект документов и предоставить его в налоговые органы в установленные сроки.

Перечень необходимых документов приведен в п. 1 ст. 165 НК РФ и включает в себя:

  1. Контракт с иностранным контрагентом.
  2. Декларацию с отметкой таможенного органа.
  3. Документы, подтверждающие отгрузку товара с отметками таможенных органов (коносаменты, товарно-транспортные , морские либо авиационные накладные и т.п.).
  4. Документы, подтверждающие оплату (при пересылке товаров по почте).

Документы необходимо предоставить в течение 180 дней с даты помещения товара под таможенный режим экспорта.

Если налогоплательщик не успевает это сделать, то реализация облагается налогом на общих основаниях, т.е. к ней применяется ставка 10% или 18% в зависимости от категории товара.

Возврат НДС при экспорте из России

Расчет НДС состоит из двух «половин» – начисление и вычет. Условия, при которых применяется льгота для начисления, мы рассмотрели выше. Что же касается вычета, то его применение зависит от того, относится ли экспортируемый товар к категории сырьевых.

После изменений, внесенных в НК РФ в 2016 г., вычет при реализации на экспорт несырьевых товаров применяется на общих основаниях.

Т.е. его можно задействовать в том периоде, когда экспортер приобрел товары (услуги), относящиеся к экспортной поставке и получил счет-фактуру , независимо от наличия подтверждающих экспорт документов, перечисленных выше.

Что же касается сырьевых товаров, то по ним сохранен особый порядок применения вычета, который будет рассмотрен в следующем разделе.

Особенности применения вычета при сырьевом экспорте

В первую очередь необходимо понять, какие именно товары относятся к сырьевым в целях вычета по НДС. Их перечень приведен в п. 10 ст. 165 НК РФ:

  1. Минеральное сырье и продукты (нефть и ее производные, руды, уголь, природный газ, удобрения).
  2. Продукция химической промышленности и связанных с ней отраслей.
  3. Древесина и деревянные изделия.
  4. Драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, а также изделия из них.

Перечень товаров с указанием конкретной номенклатуры и кодов ТН ВЭД должен быть утвержден Правительством РФ, однако на текущий момент это пока не сделано. Поэтому Минфин до появления утвержденного списка рекомендует сопоставлять наименования товарных групп, указанных в п. 10 ст. 165 НК РФ с соответствующими группами из ТН ВЭД (письмо Минфина РФ от 28.02.2018 N 03-07-08/12477).

При реализации на экспорт товаров, относящихся к этим группам, налогоплательщик должен вести раздельный учет «входного» НДС.

Налог в части, относящейся к экспорту сырьевых товаров, можно принять к вычету только после формирования налоговой базы по экспортной отгрузке, т.е. при наступлении одного из следующих событий:

  1. Налогоплательщик предоставил все необходимые документы и подтвердил право на применение нулевой ставки.
  2. Налогоплательщик не успел собрать документы в установленный срок (180 дней) и начислил НДС по ставке 10% или 18%.

Пример

ООО «Альфа» реализовало на экспорт оборудование на сумму 100 млн руб. без НДС и древесину на сумму 200 млн руб. без НДС. Все документы, подтверждающие экспорт, были собраны в установленные сроки. Облагаемые налогом затраты в целом составили 220 млн руб. без НДС, в том числе связанные с реализацией древесины – 150 млн руб. без НДС.

Вычет по затратам, связанным с реализацией оборудования (применяется в том налоговом периоде, в котором были произведены затраты и получены счета-фактуры):

В1 = (220 млн руб. – 150 млн руб.) х 18%= 12,6 млн руб.

Вычет по затратам, связанным с реализацией древесины (применяется в том налоговом периоде, в котором был собран пакет подтверждающих документов):

В2 =150 млн руб. х 18% = 27,0 млн руб.

Общая сумма вычета по экспортным операциям ООО «Альфа»:

В = 12,6 млн руб. + 27,0 млн руб. = 39,6 млн руб.

Вывод

Возврат НДС при экспорте зависит от категории реализуемого товара. Если он относится к сырьевым, то вычет зависит от подтверждения экспорта. Для остальных товарных групп вычет производится аналогично реализации на внутреннем рынке, на основании счетов-фактур, полученных от поставщиков.

Возмещение НДС при экспорте — это стандартный алгоритм, практически полностью переведенный в электронную форму. Налогоплательщикам не нужно сдавать бумажные копии многочисленных документов, чтобы возместить налог. Достаточно предоставить электронные декларации и реестры. Желающие вообще могут отказаться от применения нулевой ставки, но не всегда.

НДС для экспорта товаров

Особенностям налога на добавленную стоимость при вывозе продукции посвящены п. 2 ст. 151 , п. 1 ст. 164 , п. 1 ст. 165 , п. 9 ст. 167 Налогового кодекса России . В качестве синонимов используются термины «налог не уплачивается» и «ставка 0%». Перечни документов для НДС при экспорте товаров, которые следует предоставлять в налоговую, указаны в договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (приложение № 18) и в НК РФ (ст. 165). Подтверждающие документы предоставляют в электронном формате, обоснованность положений закреплена в приказе ФНС от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 .

В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6: если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации, иначе — лист 6 декларации; лист 5 используется редко. В бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК, — по каждому из них предусмотрен индивидуальный регистр учета.

Иначе подтверждается 0 ставка НДС при экспорте в Казахстан, Белоруссию и Армению. Расчеты по таким операциям учитывайте отдельно. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС. А пока необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.

Ставка налога для экспортеров

Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: являются его плательщиками, должны сдавать декларации, вправе претендовать на вычет входящих сумм. Чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ .

Обозначим список документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в 2020 году:

  • оригинал или копия внешнеторгового контракта;
  • таможенная декларация;
  • копии транспортных и товаросопроводительных справок.

Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ :

  • экспорт;
  • таможенный склад для вывоза;
  • свободную таможенную зону;
  • реэкспорт;
  • вывоз припасов.

С 2018 года нулевая ставка налога на добавленную стоимость при экспорте стала не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу на экспортируемые товары. Отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по налогу по обычной ставке.

Отказаться от нулевой ставки при экспорте в ЕАЭС вы не можете. Положения договора о ЕАЭС в части обоснования п. 3 протокола не предусматривают таковой возможности для налогоплательщиков (п. 1 ст. 7 НК РФ).

Общий срок отказа — не менее чем на год. Плательщикам это необходимо, если они хотят принимать налог к вычету, выставленный по ставкам 20% или 10% теми поставщиками, которые, имея право на нулевую ставку, не хотят ее подтверждать, выделяя в результате в счетах-фактурах обычный налог. Для применения этой льготы фирме придется собирать документы для подтверждения 0 ставки при экспорте и предоставлять их в ФНС.

В прошлые периоды налоговики обращали пристальное внимание на тех, кто регулярно «забывает» собрать нужные документы. Организации хитрили, старались купить документы по НДС, проводили часть операций по обычной ставке 10% или 20% (18% до 2020 г.), но что-то оформляли под 0%. Теперь прибегать к таким сложностям не нужно.

Налоговая база НДС при экспорте

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров на вывоз из РФ определяется как стоимость товаров по условиям заключенных договоров (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Обратите внимание, что налоговую базу следует определять исключительно в российских рублях. Если договор заключен в иностранной валюте, то произведите пересчет по официальному курсу рубля по данным Центробанка России на дату отгрузки товара.

А вот момент определения налоговой базы по экспортной операции напрямую зависит от того, когда вы собрали пакет документов. Отметим, что при вывозе товаров в ЕАЭС определение налоговой базы проводится в следующем порядке:

  1. Если документы и подтверждения подготовлены в течение 180 дней с момента определения товара под таможенную процедуру экспорта, то налоговую базу определите последним днем отчетного квартала, в котором были собраны документы, и включите сведения в декларацию.
  2. Если документы и подтверждения были собраны после 180 дней, то налоговую базу определите на момент отгрузки.

Для сделок с компаньонами в ЕАЭС учитывайте, что момент определения нал. базы зависит от времени подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте. Вместе с тем 180-дневный срок следует определять с момента осуществления отгрузки. А вот НДС по ставке 0% с аванса начислять и уплачивать не требуется, по общим правилам.

Налогоплательщик в своей работе обязан организовать раздельный учет при регистрации операций разного характера. Например, при экспорте сырьевых товаров и несырьевых товаров и при выпуске продукции для продажи на территории РФ. Способы ведения раздельного учета должны найти место в учетной политике субъекта.

Возмещение, возврат или вычет НДС при экспорте

В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение или освобождение от налоговых платежей, и их легко спутать:

  • вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
  • возмещение или возврат НДС при экспорте из России — общее понятие для зачета и возврата (ст. 176), вопрос о нем решает ФНС на основании поданных документов: деклараций и заявлений.

Уплата налогов зачастую приводит к ситуации, кода из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:

  1. Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
  2. Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев (ст. 88). Она уполномочена запросить дополнительные документы, например, копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
  3. Затем она в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
  4. Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.

Подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте

При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:

  1. Договором, по которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукцию.
  2. Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя.
  3. Транспортными или товаросопроводительными документами (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).

При экспорте в другие государства подтверждение 0 ставки НДС при экспорте осуществляется:

  1. Договором или другими документами по сделке, если договора нет (например, офертой и акцептом).
  2. Копией таможенной декларации или электронным реестром; по каждому виду операций предоставляется отдельный реестр.
  3. Копиями транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронным реестром.

Остальные документы (банковские выписки, счета-фактуры) не обязательно прикладывать к декларации, но стоит хранить на случай, если налоговая потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.

Если налогоплательщик не предоставил документы на подтверждение нулевой ставки налога, то необходимо начислить НДС по общим основаниям, и все расчеты раскрыть в декларации. Например, по ставке 10% или 20%.

Пример НДС при экспорте в ЕАЭС

Разберем конкретный пример экспорта в Казахстан: НДС и бухгалтерский учет 2020 отразим на следующих условиях.

Российское ООО «Весна» приобрело товары на сумму 2 400 000 руб., включая НДС 20% — 400 000 руб. НДС к вычету при покупке продукции не принимался.

Эти товары ООО «Весна» перепродает по договору экспорта в Казахстан. Поставка иностранному контрагенту выполняется на условиях предоплаты, сумма сделки — 2 850 000 руб. Нулевая ставка по НДС при экспорте компания подтвердила в срок. В учете это отражено следующим образом:

Сумма в рублях

Отражено поступление основной партии товарной продукции для последующей перепродажи в Казахстан

В учете отражен входящий налог с покупки товаров

Отражено поступление 100% предоплаты от казахстанского партнера

В учете отражена выручка по сделке

Произведена отгрузка товарной продукции на экспорт иностранному покупателю

Списана себестоимость товаров, реализованных иностранному покупателю

Налог на добавленную стоимость по товарам, приобретенным для вывоза, принят к вычету.

68, субсчет НДС

Обратите внимание, что принять к вычету НДС в этой ситуации следует только после того, как осуществлен вывоз продукции в Казахстан, и нулевая ставка налога подтверждена документально.

Статья освещает все основные принципы организации системы оплаты НДС при экспортных/импортных операциях. В приложении приведены примеры, отражающие практические аспекты исчисления и уплаты НДС при экспорте.


1. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта , применяется налоговая ставка 0 процентов.

Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (вхЕдного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.

В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:

  • фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ;
  • представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Так в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 г. N 3620/96 содержится вывод о том, что применение права на возмещение НДС зачастую ставится в зависимость от того, был ли фактически осуществлен вывоз товара и не связывается с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. На самом деле экспортеру не обязательно самому вывозить продукцию за рубеж, как иногда считают налоговые органы, вывозить экспортную продукцию может и комиссионер или иностранный покупатель, когда контракт заключен на условиях самовывоза.

Требования к экспортерам, установленные ТК РФ, заключаются в следующем:

  • уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;
  • соблюдение мер экономической политики;
  • вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
  • выполнение других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.

В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.

2. Экспорт в страны участники Содружества Независимых Государств

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-Ф3 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ до 1 июля 2001 года приравнивалась к реализации на территории РФ. Поэтому до 1 июля 2001 года применение нулевой ставки НДС являлось обоснованным только в случае вывоза товара за пределы государств - участников СНГ. При ввозе товаров, производимых и ввозимых с территорий участников СНГ, таможенные органы налог на добавленную стоимость также не взимали. Реализация указанных товаров на территории России облагалась НДС в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, производимых на территории РФ. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ подлежали вычету в порядке, действовавшем до введения в действие второй части НК РФ.

С 1 июля 2001 года порядок взимания НДС во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ претерпел существенные изменения. Вместо принципа "страны происхождения" теперь применяется принцип "страны назначения", то есть, никакого различия между экспортом товаров в страны дальнего зарубежья и страны СНГ нет. Экспортируя товары (работы, услуги) в страны СНГ следует применять нулевую ставку налога, а, импортируя товары из стран СНГ, при пересечении таможенной территории РФ налогоплательщик обязан заплатить НДС на таможне. Принцип "страны назначения" применяется с 1 января 2001 года только в отношениях с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Армения, а с 1 апреля также в отношениях с Азербайджанской Республикой. Повторим, что отношения с остальными странами - участниками СНГ по принципу "страны назначения" применяются с 1 июля 2001 года.

Единственное исключение, касающееся исчисления и уплаты НДС при экспорте товаров (работ, услуг) в страны - участники СНГ действует в отношении Республики Беларусь. МНС России письмом от 29 июня 2001 г. NВГ-6-03/[email protected] со ссылкой на Федеральный закон РФ от 22 мая 2001 г. N 55-Ф3 "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" сообщило, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не распространяется на Республику Беларусь. Это означает, что реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом при ввозе товаров, производимых и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. То есть порядок расчетов по НДС с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и с налоговыми органами по поводу таких операций с 1 июля 2001 года не изменился.

3. Документы, подтверждающие реальный экспорт

Право на применение нулевой ставки НДС и право на возмещение "входного" НДС должно быть документально подтверждено налогоплательщиком. Статья 165 НК РФ определяет перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в каждом из случаев применения нулевой ставки НДС. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров налогоплательщик должен непосредственно представить в налоговые органы, следующие документы:

  1. Контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ (подп.1 п.1 ст.165 НК РФ).
  2. Выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке (подп.2 п.1 ст.165 НК РФ).
  3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) (подп.3 п.1 ст.165 НК РФ). На грузовой таможенной декларации должны быть две отметки:
    1. Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта.
    2. Российского пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
    Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории России производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации следующих лиц (далее - заявители):
    1. декларантов товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с таможенным режимом экспорта;
    2. российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и иные подобные работы (услуги);
    3. лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
    4. лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
    Подтверждение производится при представлении заявителем следующих документов:
    1. письменного заявления, подписанного руководителем организации заявителя, ее главным бухгалтером и заверенного печатью организации (если заявителем является индивидуальный предприниматель, заявление подписывает указанное лицо и указывает реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), с просьбой о подтверждении вывоза товаров и с обязательным указанием:
      • наименования таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
      • наименования и количества товаров;
      • номера грузовой таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России в качестве таможенной декларации, содержащей сведения о товарах и дату окончания его таможенного оформления;
      • наименования пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный переход);
      • месяца и года фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации;
      • сведений о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар доставлен в пункт пропуска через государственную границу Российской Фе-дерации, а также на которых он фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации;
    2. экземпляра таможенной декларации, возвращенной декларанту после таможенного оформления товаров, или ее копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);
    3. копии договора заявителя на оказание работ (услуг), заверенной печатью организации - налогоплательщика (подписанного индивидуальным предпринимателем) (для заявителей, реализующих работы (услуги);
    4. экземпляра транспортного и/или товаросопроводительного документа (или его копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (прилагается по желанию заявителя);
    5. почтового конверта с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (в случае обращения по почте).
  4. Копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и/или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (подп.4 п.1 ст.165 НК РФ). К транспортным документам относятся транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверждающие факт заключения договора перевозки или иного договора, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров. Анализ состава названных документов свидетельствует о том, что их представление призвано решить две задачи:
    1. подтвердить факт вывоза товара на условиях экспорта согласно условиям действующего контракта (ГТД , транспортные документы).
    2. подтвердить факт поступления валютной выручки за экспортированные товары (выписка банка).
    В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование.
  5. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации. (подп.4 п.2 ст.165 НК РФ).

При заключении экспортных контрактов через посредника, рекомендуется дополнительно устанавливать его обязанности по предоставлению вышеназванного пакета документов.

При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
  3. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
  4. копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

4. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

В течение трех месяцев после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.

Методика заполнения декларации позволяет вывести ряд правил, выполнение которых МНС России требует от налогоплательщиков:

  1. Налоговые вычеты по товарам, облагаемым по нулевой ставке, не производятся до момента реализации этих товаров.
  2. Если 181-й день с момента выпуска товаров в таможенном режиме экспорта региональными таможенными органами и день получения последнего документа из комплекта документации, подтверждающей экспорт, приходятся на один налоговый период, возмещение НДС производится в режиме, установленном для товаров, облагаемых по нулевой ставке, то есть налоговые вычеты по таким товарам не уменьшают сумму налога, исчисленную по другим Еперациям.
  3. С суммы авансов, полученных в счет предстоящего экспорта, следует уплатить НДС, несмотря на то, что дата реализации экспортируемых товаров не наступила. При наступлении даты реализации экспортируемых товаров сумма налога, ранее исчисленная с аванса, принимается к вычету.
  4. Подтверждение права на применение нулевой ставки не влечет за собой корректировки ранее сданных деклараций в отношении суммы налога, начисленного ранее не по нулевой ставке с суммы полученного аванса и со стоимости реализованных товаров. Корректировка ранее отраженных в декларациях данных о налоговых вычетах также не производится.

Так что налогоплательщики - экспортеры, которые в указанной выше ситуации применяют вычет по НДС при оприходовании товаров (работ, услуг) должны быть готовы к спору с налоговым органам. Полагаем, что в ситуации, когда они уверены в том, что им удастся доказать реальность экспорта и представить все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, такие действия налогоплательщика целесообразны, поскольку налогоплательщик в конечном счете ничего не теряет, а наоборот приобретает весьма существенные выгоды.

Перед тем, как представлять отдельную налоговую декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ необходимо проверить:

  • имеет ли организация право на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также (в необходимых случаях) лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;
  • все ли необходимые документы имеются в наличии;
  • правильно ли оформлены все документы по проведению экспортных операций;
  • соответствуют ли сведения, указанные в паспорте сделки, условиям контракта, правильно ли заполнена грузовая таможенная декларация ;
  • полноту поступления валютной выручки и своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству;
  • правильность оформления операции по экспорту товаров (работ, услуг);
  • правильность оформления операций по экспорту товаров через посредника;
  • правильность определения налоговой базы по НДС.

Налогоплательщикам - экспортеѕам также следует обратить внимание на приказ МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461, в соответствии с которым территориальные налоговые инспекции могут вернуть НДС только традиционным экспортерам либо организациям, у которых ежемесячный объем возмещения не превышает 5 000 000 руб. Остальные налогоплательщики должны обращаться в управление МНС России по субъекту РФ.

Критерии, которым должны соответствовать организации, претендующие на статус традиционного экспортера, приведены в письме МНС России от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/[email protected]

В соответствии с пунктом 2 указанного письма к традиционным экспортерам относятся предприятия, производящие собственную продукцию и закупающие продукцию непосредственно у предприятий - производителей, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. предприятия, производящие собственную продукцию:
    • поставляют в страны дальнего зарубежья (в том числе по договорам комиссии, поручения) продукцию собственного производства (традиционные энергоносители, металл, лес, бумагу, а также продукцию, производимую военно-промышленными и авиационно-промышленными предприятиями);
    • работают не менее 3-х лет на внешнеэкономическом рынке;
    • не имеют существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдают стабильность номенклатуры экспортируемой продукции;
    • имеют собственные основные средства производственного назначения;
    • работают с постоянными иностранными покупателями и российскими поставщиками.
  2. Кроме того, к традиционным экспертам могут быть отнесены предприятия, которые закупают продукцию непосредственно у производителей. При этом они должны:
    • иметь объемы экспортных поставок в размере не менее 100 000 долларов США в месяц;
    • работать на внешнеэкономическом рынке не менее 5 лет;
    • не иметь существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдать стабильность номенклатуры поставляемой на экспорт продукции;
    • закупать продукцию для последующей реализации на экспорт у постоянных российских поставщиков;
    • поставлять продукцию постоянным иностранным покупателяЕ;
    • не использовать в качестве оплаты поставщикам кредиты иностранных банков.

5. Возможное изменение порядка возмещения НДС

В последнее время темпы роста сумм возмещенного НДС приобретают просто катастрофические размеры. Это в первую очередь связано с появлением такой тенденции, как постепенный отказ налогоплательщиков от практики уклонения от уплаты налогов и перехода к практике хищения средств бюджета путем использования налоговых механизмов.

Одной из таких схем является схема, связанная с возмещением из бюджета налогоплательщиками - экспортерами денежных сумм НДС. Суть схемы заключается в том, что организация получает из бюджета возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, но не поступивших в бюджет. Зачастую такое непоступление связано с сознательным нежеланием ряда лиц соблюдать обязанности налогоплательщика. С этой целью, создаются фирмы-однодневки, которые, продав товар предприятию - экспортеру по максимальной цене и получив от него денежные средства, благополучно растворяются на просторах нашей страны, не уплатив причитающихся налогов (в первую очередь НДС). Предприятие - экспортер, в дальнейшем реализует купленный товар на экспорт и, представив все необходимые документы, получает формальное право на возмещение сумм НДС, фактически не поступивших в бюджет. При этом апеллирование налоговых органов на противоправность такого возмещения не находит понимания в судебных органах, так как порядок возмещения сумм НДС полностью соблюден, а факт не уплаты сумм НДС предыдущим собственником товара не является условием, препятствующим возмещению НДС.

Другая схема использования механизмов экспортного НДС заключается в том, что цена товара, реально экспортированного за пределы России, а также все сопутствующие этому затраты (на перевозку и пр.) существенно завышаются. Это увеличивает суммы НДС, уплаченные поставщику и заявленные к возмещению из бюджета. Иными словами, к возмещению предъявляется сумма завышенного налога, которая нередко существенно превосходит реальную сумму налога, которую налогоплательщик - экспортер мог бы возместить.

Нередко в налоговые органы представляются фальсифицированные докуменѕы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) на экспорт.

Однако, при наличии документов, подтверждающих факт реального экспорта, у налоговых органов нет формальных оснований для отказа в возмещении налога, даже если все материалы указывают на мошеннический характер операции. Законодательство не предусматривает продления сроков принятия решений по возмещению НДС даже при возбуждении уголовных дел.

В этой связи МНС России, Минфин России и ФСНП РФ предлагают ряд мер, направленных на коренной перелом сложившейся ситуации. Одним из вариантов является увеличение срока проверки документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов и возмещения НДС, с трех до шести месяцев.

Другие варианты связаны с внесением изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ. Например, предлагается дополнить статью 176 НК РФ пунктом 5 следующего содержания:

"Возмещение (зачет, возврат) сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производится после представления налогоплательщиками документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога поставщиками".

Соответственно предлагается дополнить и пункт 1 статьи 165 НК РФ (устанавливающий перечень документов, необходимых для возмещения НДС) подпунктом 5 следующего содержания:

"5) справки из налоговых органов по месту регистрации лиц, чья продукция (работы, услуги) использованы при производстве или реализации экспортируемых товаров, об уплате указанными лицами полученной за счет налогоплательщика суммы налога в бюджет. Налоговые органы по месту регистрации указанных лиц обязаны в течение месяца со дня получения соответствующего заявления экспортера выдать ему справку о суммах уплаченного этими лицами налога".

В случае внесения этих норм в Налоговый кодекс РФ (кстати, нарушающих ряд других норм, - например о налоговой тайне) у экспортеров появятся новые проблемы.

6. Проблемы возврата НДС экспортерам в России

Как известно, в Российской Федерации принята нулевая ставка обложения налогом на добавленную стоимость для предприятий, экспортирующих свою продукцию: в соответствии со ст.164 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость при экспорте товаров, работ и услуг, произведенных на территории России, не взимается. Точнее, он взимается, но государство обязуется в определенные сроки возместить экспортерам ранее уплаченные суммы НДС. Однако ошибочное администрирование, неверное прогнозирование объемов возврата НДС экспортерам, отсутствие эффективного контроля со стороны Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации за соответствием сумм уплаченных НДС суммам, заявленным к возвращению по этому виду налога, - все эти обстоятельства породили серьезную проблему возврата НДС экспортерам. Задолженность государства перед поставщиками по возвращению экспортного НДС растет, она стала тяжелой обузой для федерального бюджета.

Экспортеры имеют законное право на получение указанных сумм, но ввиду сложностей административного порядка добиться возмещения очень нелегко, а судебные тяжбы с налоговыми инспекциями тянутся годами. Это приводит к фактическому кредитованию бюджета экспортерами и росту их задолженности перед кредитными учреждениями, к которым они вынуждены обращаться для пополнения собственных оборотных средств. Вместе с тем государство, в свою очередь, терпит убытки от многочисленных налоговых махинаций. Упомянутое несовершенство системы контроля за движением платежей по НДС приводит к тому, что по подложным документам из бюджета нередко возмещаются суммы налога, который никто никогда не платил. Ежегодно государство теряет на подобных операциях все больше, одновременно наращивая долг перед экспортерами.

Предлагаются различные пути решения этой проблемы. Например, делаются попытки обосновать существенное снижение НДС, которое позволит правительству уменьшить имеющуюся сумму задолженности (очевидно, подразумевается возвращение долгов исходя из новой, меньшей ставки). Эта мера должна подкрепляться более жесткой системой контроля, предупреждающей злоупотребления при возвращении экспортного НДС.

Наметившееся замедление темпов налоговой реформы, выраженное в приостановлении снижения налогов, требует от правительства не толькЕ ужесточения налогового администрирования, но и гибкой законодательной и оперативной политики по отношению к крупнейшим экспортерам - поставщикам в бюджет. Необходимо создать не только административные, но и рыночные механизмы контроля над уплатой и возмещением НДС или немедленно отменить его, заменив иным оборотным налогом*(1) .

Представляется, что НДС может быть действительно пересмотрен только в двух случаях: если в экономике будет наблюдаться ощутимый подъем (во что верится с трудом) или, наоборот, резкий упадок (во что не хочется верить).

Казалось бы, особых проблем с возвратом экспортерам сумм НДС возникать не должно. Ведь расходы на возмещение этих средств обязательно закладываются в бюджет, и предполагается, что эти деньги в виде НДС будут собраны на всех этапах производства товаров, работ и услуг. Но, к сожалению, цепочкам производства экспортируемых товаров в реальности не всегда соответствуют такие же непрерывные цепочки своевременной уплаты соответствующих налоговых платежей, и в первую очередь это касается НДС. Нередко граждане вообще избегают уплаты налогов, используя различные схемы.

Бывают ситуации еще более сложные - когда товар перед тем, как отправиться на экспорт, проходит через значительное число производителей. Отследить все подобные маршруты налоговой инспекции пока не удается. Это означает, что средства от поступления НДС, заложенные в бюджет, на самом деле полностью никогда туда не поступают, а заявки на их возмещение предъявляются.

Трудность составляет и учет поступления таких средств. Здесь нет точных данных, но можно с уверенностью предположить, что разница между реально уплаченными и требуемыми к возмещению суммами составляет более 50%. Поскольку бюджет нашей страны формируется по принципу общей единой кассы, вычленить действительно полученные средства на данном этапе уже невозможно. Поэтому Министерство финансов должно из общей суммы доходов взять заложенные в бюджете средства и выплатить их экспортерам. К тому же у Минфина отсутствует инструмент для того, чтобы отличить мнимого экспортера от реального, а среди реальных экспортеров - перечислившего НДС в бюджет от не выплатившего его по тем или иным причинам.

Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы бюджет накопил перед экспортерами долг, размеры которого открыто не называются. По некоторым оценкам, он составляет 200-250 млрд руб. Государственные органы, испытывая нехватку денег, пытаются любыми способами избежать платежа или уменьшить его размер. Несмотря на то, что закон обязывает бюджет вернуть экспортеру уплаченный НДС, на деле эта процедура затягивается на месяцы и годы. Очень часто экспортерам, чтобы вернуть причитающиеся им деньги, приходится долго судиться с государством. Многие предприниматели одновременно с подачей требования в Министерство по налогам и сборам сразу подают заявление в суд.

Кроме того, возвращение НДС экспортеру конкретной налоговой инспекцией увязано с так называемым финансовым планом - планом сбора налогов, т.е. если налоговая инспекция не может собрать достаточно других налогов, то у нее нет ни средств, ни права возмещать НДС*(2) .

Если сложить сумму задолженности государства по возврату НДС за предыдущий период и те финансовые обязательства, которые должны возникнуть у бюджета в следующем году, то получается, что Министерство финансов РФ должно будет выплатить экспортерам примерно 450 млрд руб. Вряд ли это реально выполнимо. Более того, наблюдается тенденция к возрастанию задолженности государства по возврату НДС экспортерам. Такое положение снижает экспортные перспективы и экономический потенциал России. В Правительстве РФ, Министерстве финансов РФ и Государственной Думе РФ в течение последних двух лет постоянно обсуждаются вопросы о том, как, с одной стороны, перекрыть пути "псевдоэкспорту", а с другой - способствовать своевременной уплате налога на всех этапах производства товаров и вовремя учитывать в бюджете необходимые суммы для возврата НДС экспортерам.

Приложение

Примеры по рассмотренной теме

Пример 1

ОАО "Изготовитель" заключило договор с ООО "Заказчик" на изготовление продукции для дальнейшей ее поставки в Германию. Поскольку договор заключен между российскими юридическими лицами, то, несмотря на то, что фактически продукция была поставлена на экспорт, ОАО "Изготовитель" не вправе применять нулевую ставку НДС.

Пример 2

Российскаѕ организация поставила на экспорт продукцию на сумму 1 000 000 долларов США. Так как поставленная продукция по своему качеству не соответствовала условиям контракта, стороны договорились об уменьшении стоимости продукции на 300 000 долларов США. В качестве документов, подтверждающих незачисление 300 000 долларов США на счет российской организации, последней в налоговые органы было представлено соглашение об уменьшении договорной цены, письменно подтвержденное МВЭС РФ.

Пример 3

ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.

В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.

Пример 4

ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

Пример 5

ООО "Экспортер" получило право на возмещение из бюджета НДС в размере 100 000 руб. Декларацию, на основании которой налог должен быть возвращен, организация подала 15 февраля 2002 года.

Однако 22 февраля 2002 года у ООО "Экспортер" образовалась недоимка по налогу на прибыль в размере 25 000 руб. В марте 2002 года налоговый орган принял решение зачесть указанную недоимку в счет суммы НДС, подлежащей возмещению.

Несмотря на наличие недоимки по налогу на прибыль, пени за просрочку уплаты налога на прибыль не уплачиваются.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а суммы налогов, которые уплачиваются при экспорте - импорте товаров, они согласовывают с таможенными органами. В течение 10-ти дней после проведения зачета налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику.

Пример 6

ООО "Экспортер" имеет право на возмещение НДС в размере 100 000 руб. Декларация