Кроме того, в мероприятии приняли участие Али Вячеслав Полосин, председатель Российского центра «Аль-Васатыйя», Алексей Сикорский, директор Некоммерческого благотворительного фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, представители Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента России и другие общественные деятели, муфтий Дагестана, лидеры молодежных и религиозных общин Дагестана. Участвовал также глава Дагестана Магомедсалам Магомедов.
Очень хорошие советы шейх Аль-Карадаги дал чиновникам, молодежи и тем, кто запутался в понимании того или иного жизненного момента. Вот часть его выступления:
Понятно, что многие скептически настроенные обозреватели из числа мусульман или немусульман скажут, мол, проведение подобных мероприятий - это трата времени, что от них нет никакой пользы. Но я все-таки считаю, что, наоборот, конференции такого формата проводить важно и нужно. Тем более, когда на них приглашаются такие почетные гости и известные исламские ученые.
Так, например, позавчера 15 ноября важная встреча прошла в Нальчике, на которой приняли участие мусульмане из Азербайджана, главы ДУМ Северного Кавказа, ученые-исламоведы, эксперты, а также известные исламские ученые. Достаточно редкое мероприятие для республики, где отношения между властью и мусульманской общиной сложно назвать идеальными.
Слишком мало мероприятий международного уровня проводится на Северном Кавказе. Между тем, проблемы Кавказа не являются исключительными, они достаточно широко распространены и в других регионах. Здесь опыт мусульманских стран по налаживания внутриобщинного диалога может быть очень полезен и продуктивен.
Бисмиллахи ррахмани ррахим!
В первую очередь, после приветственных слов хочу признаться в том, что я Вас всех ради Аллаха люблю. Хочу вас приветствовать наилучшим приветствием, которое может быть, приветствием Аллаха, Ассаламу алейкум ва рахматуллахи вабаракатух!
Эта республика очень дорога нам всем, потому что ваша родина стала родиной сорока сподвижников (да будет Аллах ими доволен), похороненных в Дербенте, поэтому и мы любим эту республику. Ваши предки были сплочёнными, они любили друг друга, укрепляли дружбу между собой, ни в коем случае не воевали друг с другом, и не обвиняли друг друга в неверии. Никогда сабли ваших предков не были подняты против мусульман, были они подняты только против врагов, которые хотели причинять вам вред. Между нашими землями большое расстояние, более шести тысяч километров, преодолев всё это расстояние, мы приехали к вам для того, чтобы напомнить о ваших достойных предках. Уважаемые братья, Ислам это религия милосердия, а не религия жестокости. Всевышний Аллах говорит: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был ниспослан милостью для миров». И обратите внимание, Всевышний Аллах говорит: «о Мухаммад, я воистину ниспослал тебя милостью для миров», миры это не только одни мусульмане, миры – это мусульмане и не мусульмане, это все люди, и не только все люди, а всё сущее на этой земле. Наш Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был милостью всему на этом свете, и давайте следовать за нашим Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, именно в этом, в милосердии и милости. Милостью Всевышнего Аллаха также является то, что Всевышний Аллах сравнивает убийство одного невинного человека, согласно ату священного Корана, с убийством всего человечества. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывая о женщине, которая замучила кошку до смерти, удерживая её взаперти три дня без еды, без воды, сказал, что она будет гореть в аду за мучения и гибель кошки. Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывая о женщине-распутнице, самой низкой, падшей женщине, но которая проявила милосердие к собаке, напоив собаку в зной, поведал, что она будет спасена от ада из-за доброго отношения к собаке. Вот эти хадисы о кошке и собаке – из достовернейших хадисов, входящих в число хадисов Сахихуль Бухари и Сахихуль Муслим. Пророк Сулейман, мир ему, передаётся в священном Коране, возрадовался, когда узнал о том, что сказал муравей. «Наконец, когда пришли они в муравьиную долину, одна муравьиха сказала: “ О муравьи, войдите в свои укрытия, чтобы Сулейман и его войска не растоптали вас, сами того и не заметив. ” (Сура “Муравьи”, 27:18)
Проявление милосердии к муравьям выразилось на улыбке Сулеймана, мир ему.
Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, как-то раз, в присутствии своих сподвижников, когда заметил, что проносят мимо тело покойного иудея, а иудеи в то время были в войне с Посланником, мир ему и благословение Аллаха, встал. Тогда сподвижники спросили: «Что ты делаешь, о Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, это же иудей!», на что он ответил: «Разве это не душа, разве это не человек?» К такому милосердию призывал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, своих сподвижников, и нас всех он призывал оберегать имущество немусульман, которые были в то время из числа христиан и язычников, и приказывал беречь их жизни. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Моя совесть чиста от того человека, который посягнёт, будет прикасаться к имуществу иноверца». Так призывал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому, дорогие братья, нам необходимо направлять свои души к следованию за Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в этом милосердии, в этом достоинстве, даже в отношении не только ко всем людям, но и к животным.
Когда я изучил положение мусульман, после долгого изучения я пришёл к выводу, что беды нашей уммы заключается в двух вещах. Первое – отсутствие милосердия в наших сердцах, когда наши сердца покинули эти чувства, к сожалению, многие сердца покинули эти чувства, стали жестокими, убивающими и мусульман, и не мусульман, когда как жестокость, отсутствие милосердия это свойство неверующих, а не мусульман. Преступность, жестокость – это свойство неверующих, как Всевышний Аллах в Коране сказал, что таковые эти действия жестоких правителей, Аллах в Коране о них говорит, что отходят от вас, ходят по земле, распространяя бесчинства.
Второе- это отсутствие любви в наших сердцах, когда мы не сеем любовь в своих сердцах в отношении окружающих, в отношении всего человечества, любовь ко всему, что существует, ко всему, что создано Всевышним Аллахом, пусть это любовь к природе, к животным.
Наша религия на этом достоинстве, на этом качестве строится, в любви ко Всевышнему Аллаху, любви к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, любви к уверовавшим, в любви ко всему человечеству. И эта любовь означает, чтоб ты любил, желал своему брату того же, что ты желаешь, любишь для себя.
Поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отрицает, говорит, что невозможен совершенный иман, пока мы не будем таковыми.
И мой призыв сидящим всем здесь, чтоб каждый из вас заглянул в свою душу, чтоб посмотреть, присутствует ли в его в душе это чувство, чувство, когда он желает своему брату того, что желал бы для себя, и не желает своему брату того, что не желает для себя.
Также, дорогие братья, одной из причин нашего отставания, плачевного состояния всей нашей уммы заключается в невежестве, в полном его смысле. Когда я говорю невежество, я не подозреваю безграмотность, оно не значит не уметь писать, не уметь читать, невежество означает незнание сути своей религии, незнание цели этой религии, непонимание основ нашей религии, основ имана, основ ислама. Вот о чём я говорю.
Вы знаете, что первым посланием священного Корана, первым аятом, ниспосланным Всевышним является «читай». Когда был ниспослан «Читай», Коран ведь не был ниспослан целиком, это не означает читай только Коран, слово «читай», ниспосланный впервые, означает познавай мир, познавай самого себя, познавай все науки, развивайся, вот что означает слово «читай». Эта сура, ниспосланная впервые, означает, что наша религия не ограничивается поклонениями, это означает, что ты, человек, создан на этой земле для того, чтобы строить на этой земле счастье, созидать эту землю.
И вот чего же опасались ангелы, когда Всевышний Аллах создал человека, и приготовил его к поселению на землю? Ангелы сказали: «О Аллах, как же можно поселить на землю того, кто будет творить смуту на земле и проливать кровь?» Они полагали, что Всевышний Аллах посылает человека только лишь для поклонения, они не знали, что Всевышний Аллах возлагает на плечи этого человека строительство, развитие и процветание земли, это миссия человека, для которого он был создан.
И тогда, когда Всевышний Аллах сказал, что человека Всевышний Аллах создал и обучил его названиям всякой вещи, то есть знания дал Всевышний человеку, чтоб созидать на этой земле, и тогда после этого ангелы пали ниц перед человеком. Точно также это означает, что вся Вселенная, всё созданное Аллахом преклоняется перед человеком, перед венцом Его творений, и он сделан таковым, для того, чтобы, вести миссию процветания на этой земле, то есть улучшения жизни на этой земле. Вспомним, халиф Умар, да будет доволен им Аллах, после завершения каждой молитвы выгонял из мечети юношей, работоспособных людей и говорил: «Выходите, идите, теперь занимайтесь своим трудом, работайте». В качестве свидетельства он приводил аят Корана, где сказано: «Когда завершается молитва, вы распространяйтесь на земле, трудитесь». Этот аят он приводил в качестве аргумента и не любил людей, только лишь занятых поклонением в мечетях. Поклонение Всевышнему Аллаху предусматривает облагораживание нашей всего лишь души, чтобы мы, облагородив свои души, вышли в люди и занимались созиданием, трудились и работали. Именно поэтому Всевышний Аллах повелел нам совершать намаз в день 5 раз, а не 6 раз, также ограничил посты, предписав пост только в 30 дней.
Моя речь, мое обращение направлено именно к тем, которые лишь увлечены её внешними атрибутами, людям, которые не понимают сути предназначения этой религии. Если же мы хотим движение вперед, цивилизацию, развитие, мы должны видеть Ислам именно таковым и практиковать Ислам именно таким образом.
Другая причина, тормозящая наше развитие, развитие нашей уммы, заключается в пренебрежительном отношении к единству мусульман, обвинение друг друга в неверии, такое явление имеет место не только в Дагестане, но и в других странах. Появились люди, которые, куда бы они не направили свой взор, везде всех называют кафирами, заявляя, что это государство кафирское, тот человек кафир, этот джамаат кафир, тогда кто же останется на этой земле?! Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разве для этого был послан – делить людей, вешать на них ярлыки, обвиняя того или иного человека в неверии, или же был послан для того, чтобы строить цивилизацию, чтобы мы двигались вперед, развивались, укреплялись?!
В присутствии досточтимого моего старшего брата, шейха муфтия Ахмад хаджи и в присутствии других муфтиев из других республик, в присутствии большой толпы мусульман я сказал, зачем был ниспослан Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, жил главный лицемер, предводитель всех лицемеров, Абдуллах Убай ибн Салуль, обратите внимание, каково было отношение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, даже к этому человеку, о мерзости которого сказано в Коране, когда он сказал: « ВаЛлахи, когда мы вернёмся в Медину, лучшие из жителей изгонят самого нищего», подразумевая под самым наилучшим себя, а под низким Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Несмотря на это Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сохранял с ним отношения и не обвинял его в неверии, тем более, не вынес решение о его устранении, а после его упокоения Пророк, мир ему и благословение Аллаха, даже исполнил за ним заупокойную молитву. И несмотря на то, что сподвижники не давали ему покоя, требовали у него, позволения убить этих лицемеров, которые ставят мусульманам палки в колеса, мешают, причиняют большой вред, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил им это, потому что не хотел, чтоб люди говорили, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, убивает своих сподвижников.
Цель моего обращения – чтобы мы оставили вопрос веры между человеком и Аллахом. Это его личное дело. Мы должны относиться соответственно его внешним поступкам, внешнему проявлению человека, и если он говорит, что он мусульманин, значит, мы должны его принимать как мусульманина. Мы должны быть не судьями, а проповедниками. Это пусть судья выносит решение.
Братья мои дорогие, я очень желаю, чтобы мы исправили свое представление об Исламе, чтобы мы обрели верное представление об Исламе, или же нам останется пребывать в раздорах, в склоках, в постоянных конфликтах. Что мусульманам сегодня не хватает? У них есть ум, у них есть человеческий потенциал, у них есть финансы, всё у них есть, у них не хватает единства, все заняты обвинением друг друга. Поэтому мы топчемся на месте, а другие идут вперёд. Когда ранее в истории Ислам в течение 150-летнего периода построил цивилизацию, где же теперь наши изобретения, где же наше участие в мировой индустрии, в мировой науке, где они сегодня?! Всему этому виной именно раскол и наше невежество!
Вспомните времена Харуна Рашида, когда он в подарок королю Франции отправил часы, которые были изобретены мусульманами, и когда эти часы дошли до короля, он собрал всех, они начали гадать, говорили, что эти стрелки двигают тёмные силы, джины, настолько были отсталыми по сравнению с мусульманами. Сегодня, к сожалению, ситуация изменилась в противоположную сторону, они стали хозяевами цивилизации и изобретений, а мы стали увлекаться всякими домыслами и догадками, вот так мы отстали.
Поэтому, дорогие братья, с этого минбара, с этой кафедры, а эта кафедра Пророка (мир ему и благословение) я призываю вас вернуться к тому, чему следовали ваши предки, лучшие ваши предки, которые были едины между собой, и были людьми работоспособными, развивающими свое общество.
И призываю вас объединиться вокруг общего, и первое, что есть общего у нас, это то, что мы все люди. В Коране Всевышний Аллах сказал:
«Вы бойтесь Аллаха, бойтесь разрыва родственных уз », все люди - потомки Адама и Хавы, есть обще человеческое братство, провозглашённое Кораном.
Второе общее, что нас разделяет – в теле каждого человека есть частичка от Всевышнего Аллаха, которую несёт каждый человек, и это великое человеческое достоинство, это нужно уважать.
Мы говорили о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказал, что женщина будет гореть в аду за ею сгубленную кошку, как же можно унижать Человека, пренебрегать жизнью Человека?!
Жители Дагестана – более 95 процентов мусульмане, необходимо, чтобы вы объединились, что же вам мешает? И все последователи Корана и сунны, все мы являемся направляющимися в сторону Киблы, то есть из ахлуль Кибла, и все мы одна семья, и мы должны быть едины.
У нас очень много общего, вокруг всего общего мы должны объединяться и стараться понять друг друга в наших разделениях.
Дорогие братья, радикализм и фанатизм – он был уже испробован, и он уже опорочил себя, он не принёс ничего хорошего, он принес только разруху, только гибель, как это было и в Чечне, как это происходит и в других местах, поэтому нам этого не нужно, мы должны отказаться от крайностей, мы должны стараться быть едиными.
Я имею очень большой опыт жизни, я сталкивался с разными радикальными течениями, я был и в Афганистане, встречался с талибами, встречался с другими, и везде я призывал их к тому, к чему призываю и вас. Мы с талибами вели очень много бесед, приглашали их к себе, но в своё время они ослушались, а теперь они мне звонят и говорят: «Ох, как было бы хорошо, если бы мы к вам прислушались», они сами мне об этом сегодня признаются.
Чтобы вы знали, я был в Чечне, когда ею руководил Аслан Масхадов.
Во времена Масхадова я пытался их призывать к соблюдению договора, который был между Россией и Чечней в то время, но я не смог их убедить, я приводил аяты священного Корана, где Всевышний Аллах говорит о том, чтобы договора соблюдались даже с неверующими, если они заключаются, и их разрывать нельзя. Они разорвали этот договор и позволили России сделать то, что там произошло, к тому же вмешались радикальные силы, которые находились тогда в Чечне, разные группировки, в том числе пришедшие извне, и они своё дело сделали, голос разума не был услышан.
Я спросил: «Каким же образом вы можете нарушить этот договор, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) нарушение договора признал одним из признаков лицемерия, согласно известному аяту?» Это было явное нарушение договора, подписанное им же, Масхадовым. Всевышний Аллах условием вхождения в рай поставил соблюдение договоров и обещаний и сказал: «Это те люди, которые чтят договора и соблюдают данное слово».
Вы, конечно, можете спросить, а как же, разве договор с кафиром нужно соблюдать? Я вам приведу пример: когда курайшиты объявили войну Мухаммаду (мир ему и благословение) и уже были готовы лагеря мусульман и немусульман, это было в преддверии битвы при Бадре, курайшиты поймали двух сподвижников, двух людей из войск мусульман. Эти два пленённых сподвижника были вынуждены пропустить битву, то есть курайшиты сказали, что отпустят, но с условием, что против них воевать не будут, и сподвижники дали слово, они думали, что дадут слово и вернутся к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и выйдут вместе с войсками против них. Но когда они рассказали Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) свою историю и пояснили, что были вынуждены дать такое слово, иначе были бы убиты, Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Соблюдайте ваш договор, не нарушайте его», – и запретил участвовать вместе с ними в этой битве.
И мои вам несколько советов, совет может дать любой: старший- младшему, младший – старшему. Первый мой совет - цените время, второй совет мой - любите труд, цените труд, трудитесь, работайте, относитесь к работе свято, берегите труд, старайтесь развивать умение, ибо труд это поклонение Всевышнему Аллаху. Как же мы можем жить в хорошей стране, в хорошей республике, мечтать об успехе, если мы не будем трудиться? В Японии, если сравнить их развитие, их производство, долю их производство на время работы каждого человека, то выходит 9 часов работы на одного гражданина. У имама Шафии есть такое разрешение: если мусульманин, трудящийся на какого-тото, работодателя работает определённое количество часов, и этот мусульманин по договору имеет время на пятикратную молитву, и он её совершил, но оказалось, что у него не было омовения, и он будет вынужден потребовать время дополнительно, чтоб сделать омовение и совершить эту молитву заново. В этом случае, это дополнительное время за чей счёт его оплачивать? Имам Шафии говорит, что работник должен возместить время работодателю, а если он не возместил, ему будет харамом заработок, что он получил в этот день.
Выступление Генерального секретаря Всемирного союза мусульманских ученых Али Мухиддина аль-Карадаги на пятничной молитве в Махачкале.
Новости из мусульманских республик
02.11.2014Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров встретился в субботу с делегацией Всемирного Союза мусульманских ученых во главе шейхом Али Мухиддином аль-Карадаги.
Глава Ингушетии отметил важность визита делегации Совета. «Я искренне приветствую вас на нашей земле. Для нас большая честь принимать делегацию Всемирного Союза мусульманских учёных прибывших с миротворческой миссией. Вы показываете всему миру истинное лицо и чистоту помыслов Ислама. Ваше участие в международных конференциях и в различных дискуссиях очень важно. Слушая ваши проповеди люди, находят ответы на свои вопросы и слышат истину о своей религии», - сказал Юнус-Бек Евкуров.
По его словам, нынешний визит является ознакомительным, в ходе его гости увидят достопримечательности республики, познакомятся с ингушской культурой и традициями, посетят исторические места, отдохнут на природе. Но уже в скором времени в республике пройдет научно-практическая исламская конференция с участием ВСМУ.
Генеральный секретарь Всемирного Союза мусульманских ученых, шейх Али Мухиддин аль-Карадаги заявил, что сегодняшний визит - это начало большого пути. «Мы гордимся знакомством с народом, который глубоко чтит и соблюдает свои традиции. А природа вашего края завораживает с первого взгляда», - сказал он.
Карадаги отметил приоритетность работы с молодежью. «Молодежь сегодня посредством интернета получает различную информацию. Радикальные группировки ведут активную деятельность посредством всемирной сети и этим самым способствуют вовлечению молодых людей в их ряды. Наша миссия очень важна для идейного и духовного развития подрастающего поколения», - отметил шейх.
«У арабов есть пословица: клин клином вышибают. Экстремистские группы вовлекают в свои ряды молодежь на основе идеологии. Соответственно необходимо противопоставлять этому серьезную идеологическую работу, направленную на созидание мир и добрососедство», - подчеркнул он.
«Мы создали Всемирный Союз мусульманских ученых, который за короткое время заслужил доверие миллионов людей во всем исламском мире. Наша независимая организация объединяет всех алимов разного уровня и насчитывает более 90 000 человек. Суть деятельности организации - находить приемлемые решения в наболевших вопросах людей», - сказал Али аль-Карадаги.
Ранее делегация Всемирного Союза мусульманских ученых посетила Нальчик, где провела серию лекций и семинаров с молодежной аудиторией. Встречи с представителями молодого поколения прошли в Кабардино-Балкарском университете, Исламском университете имени Абу Ханифы, в соборной мечети Нальчика, а также в рамках состоявшейся в столице КБР международной межконфессиональной конференции.
В последнее время механизмы исламского банкинга (неростовщической банковской системы) набирают все большую популярность за пределами исламских стран. В настоящее время они получают распространение в крупных финансовых центрах, таких как Лондон, Сингапур, Гонконг и др. В России этот вид банковской деятельности пока не нашел понимания у государства в лице его монетарных властей и законодательных органов. На этом фоне весьма своевременным выглядит недавняя инициатива представителя РПЦ Всеволода Чаплина о создании православно-мусульманской банковской системы, основанном на справедливом подходе к взаимодействию труда и капитала. О том, как это может работать на практике ИА IslamNews рассказал один из признанных международных специалистов по исламской экономике доктор Али Мухиддин аль-Карадаги.
Уважаемый шейх, как вы оценивайте призыв русской православной церкви к сотрудничеству с мусульманами в создании неростовщической банковской системы?
Считаю, что это прекрасное предложение. Мы всегда призывали всех, как мусульман, так и представителей других вероисповеданий, к сотрудничеству в этой сфере, которое основывается на совместных принципах и общих нравственных ценностях, в том числе и запрете ростовщичества.
Нам всем необходимо сотрудничать в этой области. Определенную деятельность проводит Всемирный союз мусульманских ученых – мы консолидируем инвесторов, спонсоров и других заинтересованных сторон на развитие этого проекта, который приветствуют и мусульмане, и христиане.
- Как вы видите формат такого взаимодействия в России?
Я думаю что, необходимо создать комиссию, в которой примут участие представители христианства и ислама, начать сотрудничать с международными организациями, которые наработали значительный опыт в исламском банкинге. Со своей стороны мы готовы привлечь инвесторов из Катара и Саудовской Аравии. В первую очередь комиссии необходимо получить одобрение государственных органов на деятельность финансовых организаций, воздерживающихся от процентных отношений. Такие организации функционируют уже во всем мире – в Европе, в Британии, даже Китай делает шаги для открытия исламского банкинга. Поэтому мы надеемся, что российские власти с пониманием отнесутся к этой теме, и издадут соответствующие законодательные акты, легализующие в России исламский банкинг. Например, в недавнем прошлом мы провели ряд конференций в Великобритании, после чего британское правительство издало законы, позволяющие исламским банкам вести свою деятельность на территории страны. На сегодня уже действуют 7 исламских банков с капиталом несколько десятков миллиардов фунтов стерлингов.
- Как могут исламские банки помочь экономике России?
Исламские банки, несомненно, окажут благоприятное влияние на развитие российской экономики. Это новый источник зарубежных инвестиций и капиталовложений. Также стоит учитывать тот фактор, что огромное количество мусульман России не пользуются банковскими услугами в виду того, что они не соответствуют исламским нормам. Эти огромные капиталы как из-за рубежа, так и деньги российских мусульман, которые можно задействовать в финансовом секторе. К этому можно добавить облигации сукук, использование которых позволяют капиталам участвовать в финансировании больших и средних проектов.
Возможен различный формат деятельности банка, в этом отношении ислам не ставит ограничений. Государство может принять участие в деятельности финансового учреждения. Это может быть общее соучастие, а может быть частное. Общее это когда участвует группа инвесторов, и каждый инвестор получает прибыль пропорционально вложенному капиталу. Инвестором может выступить любое физическое или юридическое лицо, в том числе государство.
В межконфессиональной конференции в Нальчике вы принимали участие наряду в иерархами Русской православной церкви. Видите ли вы общие вызовы стоящие перед исламом и восточным христианством.
Мы, мусульмане, взаимодействуем со всеми на основе благочестия, как нам заповедовал Всевышний Аллах: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности», с кем бы то ни было: с христианином, с мусульманином или с представителем другой религии, главное чтобы из этого сотрудничества исходило благо. И я убежден, что самые близкие к нам люди – это христиане. Это убеждение основывается на аяте Корана: «Ты непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане». Это – потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (Трапеза.82 Прим.ред) Нам предстоит перенести этот принцип, заложенный в Коране, в практическую плоскость, претворить его в жизнь.
Позвольте задать вопрос, который не имеет прямого отношения к экономике, однако очень волнует российских мусульман. Существуют группа молодежи, призывающая присоединиться к «джихаду в Сирии». Они оперируют словами средневековых ученых о том, что каждый мусульманин обязан как минимум раз в год участвовать в военных действиях. Правы ли эти молодые люди?
Джихад не находится в компетенции отдельного человека или группы людей. Какая-то группировка не вправе объявлять джихад, тем более известная своим радикализмом. На самом деле в Сирии произошла большая смута. И я не советую молодежи ехать в Сирию, потому что в условиях отсутствия джихада, поездка туда не является религиозной обязанностью - ни индивидуальной, ни коллективной.
В основе, джихад – это правомочность полноценного государства с легитимной властью и наличием всех других атрибутов. Если руководство мусульманского государства объявляет джихад, то тогда разрешается принимать в нем участие. В качестве примера можно привести вступление в мировую войну Османской империи. Потому что результат ведения джихада имеет отношение ко всему мусульманскому сообществу - либо от него будет польза, либо вред.
Генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ) шейх Али Карадаги , прибывший в Москву на открытие Соборной мечети на проспекте Мира назвал Россию прекрасной страной.
«Мы увидели, что Россия - прекрасная страна, что ее природа очень красива, а русский народ в большинстве своем добр. Русский народ - это один из восточных народов, обычаи и ценности которого во многом совпадают с обычаями и ценностями мусульманских народов Машрика и Магриба (востока и запада - EADaily)». Хвала Аллаху, у мусульман России все хорошо, они живут в гармонии с другими россиянами", - сказал Карадаги.
По словам главы ВСМУ, в России существует благоприятная атмосфера, в которой мусульманин имеет возможность исполнять свои религиозные обязанности, не сталкиваясь с насилием или тиранией. «В Российской Федерации у мусульман есть шесть республик: в большинстве из них я побывал. У мусульман там имеются не только мечети, но также специальные высшие учебные заведения. Я побывал в Чеченской Республике, Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии, и убедился, что в этих республиках есть свобода и подъем интереса к получению религиозных знаний, который, я надеюсь, будет расти. Тем, кто задает мне вопросы или возражает, я всегда говорю: „То, что уже достигнуто, есть большое благо, а вы должны мирными и цивилизованными средствами делать все, чтобы стало еще лучше, ведя конструктивный, целенаправленный и спокойный диалог, поддерживая взаимное доверие и равноправие. У вас есть права, но у республик и у государства тоже есть права, и это подлинные права гражданства, подразумевающие и обязанности“», - заявил шейх Карадаги.
Карадаги, побывав в России, убедился, что мусульманские муфтии России призывают к партнерству, сотрудничеству и созиданию на началах справедливости и равноправия. «Мы, Всемирный союз мусульманских ученых, всегда подчеркивали важность мира и справедливости, умеренности, мирного сосуществования и терпимости, всестороннего развития, искоренения ненависти и расизма, недопущения смут и войн, приложения всех сил во имя подъема и созидания», - сказал генсек ВСМУ.
Карадаги отдельно коснулся положения мусульман в Крыму. «Накануне референдума в Крыму мы советовали мусульманам полуострова быть вместе с большинством крымского народа и не становиться инструментом в руках Запада или кого-то еще. Мы сказали им: вы вправе требовать от Российской Федерации соблюдения всех ваших законных прав». Как отметил Карадаги, российское руководство намерено соблюдать права мусульман Крыма, и мусульмане полуострова в целом настроены к властям РФ мирно. «Мы желаем всему крымскому народу, и прежде всего мусульманам Крыма, безопасности, спокойствия и процветания», - сказал глава Союза мусульманских ученых.
Али Карадаги также заявил, что Всемирный союз мусульманских ученых не признает за террористической группировкой «Исламское государство» права выступать от имени мусульман. «Всемирный союз мусульманских ученых не признает за ИГИЛ право называться государством исламского халифата. Эта группировка изуродовала ислам, извратила его истинную суть, создала дурное представление об исламе и мусульманах. Она приложила руку к изгнанию мусульман из своих домов и убила очень многих мусульман, и не только их», - сказал Карадаги. По его словам, Всемирный союз мусульманских ученых, который объединяет большинство улемов мировой исламской уммы, постановил: провозглашение со стороны ИГ халифата не имеет силы и не отвечает ни одному из требований, предъявляемых к халифату согласно исламской концепции власти и политики, отвечающей принципам шариата. «Это „государство“ не представляет подлинный ислам, который зиждется на справедливости, срединности, который является милостью для миров и оберегает безвинные жизни», - сказал Карадаги.
Генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых Али Карадаги - ученик и последователь известного египетского богослова Юсуфа Кардави , идеолога движения «Братья- мусульмане», который в сентябре 2012 года назвал Россию «врагом ислама номер один» и призвал весь мусульманский мир встать против России и бойкотировать ее на международном уровне.