40. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Международная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.
Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.
Для классификации международных организаций применяются различные критерии:
1) по характеру членства:
а) межправительственные;
б) неправительственные;
2) по кругу участников:
а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
3) по компетенции:
а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
4) по характеру полномочий:
а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
5) с точки зрения порядка приема в международные организации:
а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
6) по критерию структуры:
а) организации с упрощенной структурой;
б) организации с развитой структурой;
7) по критерию способа создания :
а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.
Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФСтатья 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и
Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович1. Категория «международное юридическое лицо». Вопросы правосубъектности международных межправительственных и неправительственных организаций Двадцатый век дал международному частному праву новую категорию - «международное юридическое лицо», роль которой еще не
Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная2. Понятие и классификация групп коммерческих организаций, действующих на территории нескольких государств (транснациональных корпораций) Экономический рост капитала частных компаний, усиление конкуренции, необходимость захвата новых рынков сбыта и уменьшения
Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис АлександровичСтатья 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и
автора Глебов Игорь Николаевич Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна Из книги Международное право автора Вирко Н А2. Процессуальная правоспособность иностранных международных организаций В ГПК РФ закреплено, что гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом. В ст. 399 ГПК РФ дается определение
Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен9. Понятие права международных договоров и международного договора Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения,
Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е13. Понятие «права международных организаций» Право международных организаций – это отрасль международного права, включающая в себя принципы и нормы, регулирующие вопросы создания и функционирования международных организаций.К принципам права международных
Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна16. Классификация международных правонарушений В международном праве выделяют два вида правонарушений: простые правонарушения (деликты) и международные правонарушения. Также выделяют в особую категорию преступления против мира и безопасности человечества. Среди
Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестенСТАТЬЯ 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и
Из книги История международного права. Ответы на экзаменационные билеты автора Левина Людмила Николаевна35. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в
Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.7.2 Преступления: понятие и классификация Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ) определяет преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).Деяние – это поведение (поступок) человека в
Из книги автора Из книги автора1. Понятие истории международного права История международного права – это наука, изучающая становление и последующее развитие международного права в различных сферах жизни. История международного права и в настоящее время оказывает влияние на современные
Из книги автораПонятие сделок и их классификация Сделки – действия субъектов (участников) гражданских правоотношений, направленные на возникновение, изменение или прекращение этих отношений. Таким образом, это всегда волевое, осознанное действие, то есть юридический
Классификация международных организаций
Международные организации - это организационно-правовая форма межгосударственного сотрудничества. В системе международных организаций для координации деятельности создаются совместные органы, координационные комитеты.
Классификация международных организаций, обусловлена их большим количеством, разнообразием сфер деятельности, осуществляется по следующим базовым критериям.
1. По характеру членства и юридической природе участников различают межгосударственные (межправительственные) и неправительственные.
Международная межправительственная организация - это объединение государств, созданное на основе договора с целью достижения общих целей, для которого характерно членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов, осуществления деятельности в интересах государств-членов, уважая их суверенитет как субъекта международного права.
Неправительственная международная организация создается на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей.
2. предметом деятельности выделяют политические, экономические, кредитно-финансовые, военно-политические, по вопросам здравоохранения, культуры, торговли и др.
3. По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств (ООН и ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона.
4. компетенцией различают организации общей и специальной компетенции. Организации общей компетенции охватывает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную (ООН, Совет Европы, Лига арабских государств).
Организации специальной компетенции налаживают сотрудничество в отдельной сфере (Всемирный почтовый союз, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии) и делятся по направлениям деятельности - политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные.
5. По характеру полномочий международные организации делятся на межгосударственные и надгосударственные (наднациональные). К первой группе относятся почти все международные организации, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества и решения адресованы государствам-членам. Главной целью надгосударственных организаций является осуществление интеграции, а их решения распространяются непосредственно на физических и юридических лиц государств-членов. Например, такой надгосударственной организацией является Европейский Союз (ЕС).
6. По условиям участия международные организации делятся на открытые, в которых любое государство может стать членом, и закрытые, где прием проводится по приглашению учредителей.
7. По целям и принципам деятельности: правомерны - создаются в соответствии с международным правом; противоправные - создаются с нарушением общепризнанных норм международного права с целями, которые противоречат интересам международного мира и международной безопасности.
Кроме того, характеристику международных организаций, осуществляющих регулирование мирохозяйственных связей, можно дополнить классификацией по организационным принципам и по сфере многостороннего регулирования.
Классификация по организационным принципам предусматривает участие или неучастие в системе ООН, с учетом профиля организации и цели деятельности. Согласно этому подходу, международные организации делятся на следующие группы: 1) международные организации системы ООН; 2) международные организации, не входящие в систему ООН; 3) региональные экономические организации.
Классификация международных организаций по сфере многостороннего регулирования предусматривает их разделение на группы в зависимости от сфер и целей регулирования:
Организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и области мирового хозяйства; - Организации в системе регулирования мировой торговли; - Региональные экономические организации в системе регулирования мирового хозяйства; - Международные и региональные организации по регулированию предпринимательской деятельности; - Неправительственные организации и объединения, которые способствуют развитию международных связей.
Цели, функции и основные направления деятельности международных организаций
На современном этапе развития мировых хозяйственных связей научно-техническая революция превратила большинство национальных и региональных проблем в проблемы глобальные, чем и обусловлено возрастание роли международных организаций, прежде всего ООН, в регулировании мировых хозяйственных связей.
К главным целям и функций международных организаций относятся:
1) изучение и применение мер решения важнейших проблем международных экономических отношений; 2) обеспечение стабилизации валют; 3) содействие устранению торговых барьеров и обеспечения широкого товарообмена между государствами; 4) выделение средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи технологическом и экономическому прогрессу;
5) стимулирование улучшения условий труда и трудовых отношений;
Как организационные формы сотрудничества международные межправительственные организации создаются государствами в соответствии с объективной необходимости и потребностей развития международных экономических отношений.
Международное регулирование осуществляется по направлениям:
1) экономическое и промышленное сотрудничество; 2) сотрудничество в области транспорта; 3) сотрудничество в валютно-финансовой сфере; 4) сотрудничество в сфере мировой торговли; 5) сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности; 6) сотрудничество в сфере стандартизации и сертификации продукции; 7) сотрудничество в сфере инвестиций; 8) научно-техническое сотрудничество; 9) сотрудничество в сфере международной коммерческой практики.
Осуществлением сотрудничества занимаются международные организации соответствующей компетенции. Организации системы ООН, а также региональные осуществляют международное экономическое сотрудничество через органы ЭКОСОС, специализированные учреждения и автономные органы, связанные с ООН. Целью регионального экономического сотрудничества является оказание помощи развивающимся странам, обеспечения устойчивого экономического роста и развития важнейших отраслей экономики, повышение уровня социального развития и улучшения жизни людей.
Понятие «права международных организаций»,источники.
Право международных организаций – это отрасль международного права, включающая в себя принципы и нормы, регулирующие вопросы создания и функционирования международных организаций.
К принципам права международных организаций относятся:
1) соответствие создания международных организаций общепризнанным принципам международного права;
2) ответственность международных организаций за правонарушения;
3) добровольность членства в международных организациях.
Учредительные акты международных организаций – это международные договоры или решения международных организаций, определяющие правовую природу организаций, а также права и обязанности. В учредительном акте международной организации указываются цели и принципы организации, полномочия и структура организации, порядок деятельности международной организации.
Учредительные акты международных организаций указывают на производную природу международных организаций. В связи с этим можно выделить следующие признаки международных организаций:
1) международная организация создается суверенными государствами;
2) международная организация создается и функционирует в рамках учредительного договора;
3) международная организация является постоянно действующей и обладает аппаратом постоянных органов;
4) международная организация обладает определенной совокупностью прав, которые присущи юридическомулицу;
5) международная организация уважает суверенитет государств-членов. Устав ООН является основополагающим источником для всей отрасли права международных организаций.
Международные организации бывают межправительственными и неправительственными. Не являются субъектами международного права неправительственные организации.
Международная организация – это объединение суверенных государств, учреждаемое международным договором на постоянной основе, имеющее постоянные действующие органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с принципами международного права (Организация Объединенных Наций).
Неправительственная международная организация – это организация, созданная не на основе межгосударственного договора, она объединяет физических и (или) юридических лиц (Лига обществ Красного Креста).
Виды международных организаций:
1) по характеру членства:
а) межправительственные;
б) неправительственные;
2) по кругу участников:
а) универсальные;
б) региональные;
в) межрегиональные;
3) по компетенции:
б) специальные;
4) по характеру полномочий:
а) межгосударственные;
б) надгосударственные;
5) по способу приема в члены организации:
а) открытые;
б) закрытые.
Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г, соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др
Классификация международных организаций
Международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.
Признаками:
· Создание в соответствии с международным правом.
· Учреждение на основе международного договора.
· Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.
· Наличие соответствующей организационной структуры.
· Наличие прав и обязанностей организации.
Самостоятельные международные права и обязанности организации.
В числе международных организаций принято выделять:
1) по характеру членства:
· межправительственные;
· неправительственные;
2) по кругу участников:
· универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
· региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
· межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
3) по компетенции:
· общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
· специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), подразделяются на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
4) по характеру полномочий:
· межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
· надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
5) в зависимости от порядка приема в международные организации:
· открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
· закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
6) по структуре: с упрощенной структурой; с развитой структурой;
7) по способу создания: международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.
Международными организациями принято называть любые объединения, членство и деятельность которых носит международный характер. Иными словами, данным термином охватываются, как правило, межправительственные и неправительственные организации. Однако в доктрине международного права принято подразумевать под международными организациями только организации межправительственного характера, в которых представлены не отдельные физические и юридические лица, а государства как таковые (в том числе в лице своих уполномоченных органов). Международные неправительственные организации - такие, как Красный Крест, Международная амнистия, Международный олимпийский комитет и другие - международной правосубъектностью не обладают.
Любая межправительственная международная организация обладает рядом признаков, характеризующих правовую природу данных образований. Только совокупность всех этих признаков позволяет определить понятие международной организации и отличить ее от других субъектов права.
Во-первых, в основе создания международной организации всегда лежит международное (как правило, межгосударственное) соглашение. Даже в тех случаях, когда организация создается на основании соответствующего решения (резолюции) другой международной организации, ее правосубъектность продолжает носить договорный характер, так как полномочия организации-учредителя все равно вытекают из межгосударственного соглашения. Так как международная организация является объединением суверенных государств, только они могут создать ее и наделить определенной компетенцией.
Во-вторых, каждая международная организация обладает автономной правовой волей, которую нельзя свести к простой сумме воль и интересов государств-членов организации. Иными словами, в пределах своей уставной правоспособности международная организация пользуется известной самостоятельностью. В частности, принятие решений организацией происходит в строгом соответствии с учредительными документами, и такие решения представляют собой акты самой организации, а не группы создавших ее государств. В этом смысле отношения между государствами-членами и организацией напоминают отношения родителей и детей: родители могут определенным образом влиять на деятельность ребенка, но не могут лишить его прав, вытекающих из его правосубъектности. Любая международная организация - это самостоятельный (хотя и производный) субъект международного права с соответствующими атрибутами этой самостоятельности (наименование, правоспособность, финансовая обособленность и т.д.). (О международной правосубъектности международных организаций см. главу 5).
В-третьих, международная организация должна иметь определенную внутреннюю структуру, включающую руководящие и вспомогательные органы, наделенные четкими полномочиями. При этом важно, чтобы некоторые органы функционировали на постоянной основе или с определенной периодичностью. Правовой статус структурных подразделений организации может быть различным, но сам факт их наличия обязателен: организационная структура подчеркивает постоянный (в отличие от конференций) характер деятельности международных организаций.
В-четвертых, созданная в соответствии с международным правом организация имеет собственный правовой статус, включающий специфические права, обязанности, компетенцию и ответственность организации. Как правило, правовой статус закрепляется в учредительных актах, представляющих собой коллективную волю государств-учредителей. Отдельные права и обязанности международной организации могут не фиксироваться в таких актах, а вытекать из общих и отраслевых принципов международного права.
Наконец, в-пятых, международные организации создаются, по существу, с единственной целью - для достижения общих целей государств-участников путем координации их сотрудничества в различных областях. Как уже было сказано, именно необходимость в развитии межгосударственного сотрудничества обусловила появление международных организаций. Наличие у различных государств общих целей является как предпосылкой создания, так и имманентным признаком международных организаций.
Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение: международная организация - это объединение государств на постоянной основе, обладающее собственным правовым статусом, функциональной самостоятельностью и внутренней структурой, созданное для координации международного сотрудничества государств в достижении ими общих целей .
Некоторые ученые включают в определение международной организации такой признак, как деятельность в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права1. Представляется, что данный признак не отражает сущность правовой природы международных организаций. Во-первых, все субъекты международного права в своей деятельности в той или иной степени должны придерживаться общепризнанных норм и принципов. Во-вторых, практика показывает, что даже самые авторитетные международные организации (ООН, НАТО и др.) позволяют себе существенные отступления от императивных требований международного права.
Важным элементом международной правосубъектности организаций является наличие у них привилегий и иммунитетов, необходимых для выполнения ими своих уставных функций. Например, все помещения ООН, ее архивы и имущество неприкосновенны и пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. ООН, ее активы, доходы и собственность освобождены от всех прямых налогов, таможенных сборов, импортных и экспортных ограничений. Привилегиями и иммунитетами обладают также должностные лица международных организаций. Их правовой статус в этом отношении очень близок статусу дипломатического персонала посольств (см. главу 14).
Наименование международной организации может быть различным: союз, содружество, ассоциация, альянс, лига, комитет, комиссия, агентство, фонд, собственно организация и т.д. Однако классификация международных организаций производится по более значимым критериям. Так, по количеству и кругу участников организации делятся на универсальные и региональные. Универсальные международные организации объединяют государства в масштабе всей планеты: ООН, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда и т.д. Региональные организации координируют международное сотрудничество государств одного региона, например - Лига арабских государств, Организация африканского единства, СНГ. Особой разновидностью являются межрегиональные организации, членство в которых обусловлено специфическими критериями и которые могут объединять государства нескольких регионов (Организация стран-экспортеров нефти и др.)
По порядку приема новых членов международные организации бывают открытые, закрытые и ограниченного доступа. Чтобы стать членом открытой организации, государство должно разделять ее уставные цели и изъявить соответствующее желание. Доступ в закрытую международную организацию предполагает обязательное согласие всех или большинства ее участников (учредителей). Закрытой организаций является, в частности, НАТО. Наконец, прием новых членов в организации ограниченного доступа производится только при условии, что государство-претендент отвечает определенным критериям.
В соответствии с таким признаком, как компетенция , различают международные организации общей и специальной компетенции. Организации общей компетенции координируют сотрудничество государств в различных областях международных отношений: политической, военной, экономической, социальной и т.д. Классическим примером такой организации являются ООН и некоторые региональные структуры (ОАЕ, ЛАГ, ОАГ, СНГ). Деятельность организаций специальной компетенции ограничена определенной сферой межгосударственного сотрудничества: борьбой с преступностью (Интерпол), освоением Мирового океана (ИМО), кредитно-финансовыми отношениями (МВФ) и другими.
В свою очередь, международные организации специальной компетенции в зависимости от области своей деятельности делятся на политические, экономические, социальные, военные, культурные, таможенные, правоохранительные и т.д.
Достаточно дискуссионным является классификация международных организаций по такому признаку, как характер и объем полномочий организации. Многие ученые считают, что по данному критерию можно различать организации, обладающие наднациональными полномочиями и организации (таковых большинство), у которых таких полномочий нет2. К первой категории традиционно относят Европейский Союз (ЕС) и ряд международных финансовых организаций. Специфика таких организаций заключается в том, что их решения имеют обязательный юридический характер для субъектов национальных правовых систем - граждан и юридических лиц. Иными словами, акты организаций, наделенных наднациональными полномочиями, действуют наряду с источниками внутригосударственного права. Решения же других международных организаций адресованы только государствам как таковым, которые впоследствии должны трансформировать эти решения в свое национальное право. Очевидно, что есть определенная тенденция "приближения" решений отдельных международных организаций к национальным правовым системам. Не исключено, что в скором времени отдельные полномочия в области правотворчества действительно перейдут от государств к международным организациям.