Правила поведения при чтении Корана, что желательно и что не желательно при чтении Корана. Этика почитания священного корана

Рамадан называют месяцем Корана, ведь именно в этом месяце была ниспослана Священная Книга Всевышнего Аллаха. В дни поста верующие больше времени уделяют служению своему Создателю, чаще читают Его Слово. Существует также практика прочитывать весь Коран в течение месяца поста в намазах-таравих.

Читая Коран, мы должны осознавать, что это обращение Аллаха к нам. Священная Книга даёт каждому человеку что-то ценное. Читающий Коран находит в нём то, что не способен дать ни один человек, потому что это речь Всевышнего, направленная ко всем. В чтении Корана каждый находит что-то особенное, что, возможно, не ощутил другой.

Умму Саляма сказала: «Чтение Посланника Аллаха (мир ему и благословение) было ясным, буква в букву», он выговаривал каждую букву чётко, явно. При быстром чтении Корана одна буква может сливаться с другой. Он произносил долгие гласные Пророка (мир ему и благословение). Сподвижник сообщает, что читая басмалу «بسم الله الرحمن الرحيم », он удлинял гласные в словах Аллах, ар-Рахман, ар-Рахим, т.е. читал должным образом.

Пророк (мир ему и благословение) читал Коран, как повелел его читать Всевышний (смысл):

وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلا

«И читай Коран тартиль (медленно, с размышлением) » (Коран, 73:4). Когда он читал суры таким образом, они порой казались длиннее.

Абдуллах Ибн Мугаффаль сообщает, что видел, как Посланник Аллаха сидя верхом на своей верблюдице, читал суру «Фатх». Он сказал, что Пророк (мир ему и благословение) читал Коран медленно, удлиняя согласные буквы и произнося их с вибрацией голоса, и называется этот метод тарджи".

Пророк (мир ему и благословение) читал Коран во время путешествия, находясь на животном. Также и нам можно читать Коран, например в машине, при ходьбе, в различных ситуациях. Но всё-таки соблюдать этику при чтении совершить омовение, использовать сивак перед чтением, повернуться в сторону киблы, быть в чистой одежде, использовать благовония, читать в чистом месте, испытывать страх, размышлять, плакать или хотя бы делать вид, что плачете, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Коран ниспослан вместе с печалью, когда его читают - плачьте. Если не можете плакать, то делайте вид, что плачете» (Ибну Маджа). Ощутите смысл смиренности, так как вы слушаете речь Всевышнего Аллаха.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) встал ночью и начал читать суру «аль-Бакара». Читая аяты, где говорится о милости Аллаха, он просил смилостивиться Всевышнего. Читая аяты, где говорится о наказании Аллаха, о Его величии, он просил защиты. Когда же он читал аяты с восхвалением, он восхвалял Аллаха.

Сподвижники слышали, как Пророк (мир ему и благословение) произносил: «Субхана раби’аль а’ля », восхваляя Всевышнего, потому что Он повелел это делать:

سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى

«Славь имя Господа твоего Всевышнего » Коран, 87:1.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто читает Суру 95 «Ат-Тин», дочитав последний аят:

أَلَيْسَ اللهُ بِأَحْكَمِ الحَاكِمِينَ

«Разве Аллах не является Наисправедливым Судьей? »

желательно отвечать:

" بَلَى وَأَنَاعَلَى ذَلِكَ مِنَ الشَّاهِدِينَ "

«Да является, и я свидетельствую об этом ». Так Пророк (мир ему и благословение) обучал и комментировал речь Всевышнего сподвижникам.

Предпочтительней читать Коран вслух или про себя? Временами Пророк (мир ему и благословение) читал Коран громко, и его было слышно в соседних комнатах, временами - тихо. У Абу Бакра спросили, как он читает Коран. Он ответил, что читает тихо, потому что Аллах «близок» к нам. У Умара спросили то же самое, он ответил, что любит читать вслух, чтобы разбудить спящего и прогнать шайтана. Человек может читать Коран вслух и про себя, в зависимости от времени и места.

Коран - свет Всевышнего, раскрывающий грудь, в нём исцеление, избавление от печали; он исправляет дела, изгоняет сатану, в нём рукья (это чтение Корана или мольбы из достоверной сунны с целью излечения). При чтении Корана, необходимо иметь намерение обрести всё благое от Священного Корана.

Пророк (мир ему и благословение) читал какую-то часть Корана каждый день. Он посвящал Корану определённую часть времени, подобно вирду. В течение трёх дней Пророк (мир ему и благословение) перечитывал Коран полностью. Также поступали и сподвижники. Некоторые из них завершали чтение в течение семи дней, как многие учёные и праведные люди нашей уммы. Читая джуз Корана каждый день, можно прочитать Коран в течение месяца.

في حديث أنس أنه سئل أي الأعمال أفضل؟فقال: الحال المرتحل. قيل: وماذاك؟قال: الخاتم المفتتح

У Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Какое деяние предпочтительней? » Он ответил: «Это состояние путника ». Его спросили: «Что это значит? » Пророк (мир ему и благословение): «Завершив читать Коран, начинать читать заново ». То есть закончив читать 114 суру «ан-Нас», желательно приступить к первой суре «аль-Фатиха», и так постоянно, не останавливаясь - завершив, приступать к началу. Так человека постоянно сопровождает речь Аллаха.

Для некоторых людей может быть трудно каждый деньпомногу читать Коран. Начните с малого: читайте по одной странице, постепенно добавляя по листу. Самое главное в чтении Корана постоянство, чтобы ежедневно между Господом и рабом была связь. Как человек провёл жизнь, так и будет воскрешён. Если ты будешь читать Коран, ты будешь воскрешён с Кораном, так как Коран - это свет, ведущий человека.

Величайшим райским наслаждением в Раю будет возможность читать Коран и слушать его из уст Пророка (мир ему и благословение). Как сообщается в хадисе, он прочитает суру «Таха» перед обитателями Рая. Великая радость услышать суру «Таха» от Тахи (одно из имен Пророка, мир ему и благословение).

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада Ас-Сакафа

Коран – это слово Всевышнего Аллаха. Он был ниспослан Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) Всевышним Аллахом через архангела Джибриля (мир ему) и дошел до нас в неизменном виде посредством таваттура (то есть передачи от поколения к поколению). Придумать, сочинить, создать подобное Корану не под силу никому, кроме Всевышнего Аллаха, и само чтение Корана является одним из видов поклонения Всевышнему Творцу. Так как Коран – слово Аллаха, а слово Аллаха – один из атрибутов Его.

Первым пунктом этики почитания Священного Корана считается осознание величия и святости Корана. Коран – это слово Всевышнего Аллаха, как сказано выше, ниспосланный благословенному Пророку (мир ему и благословение), и равного или более величественного, сверхъестественного чуда в мире нет. С момента ниспослания до Судного дня Коран останется без изменения, без дополнения или убавления. При всех усилиях и возможностях людей и джиннов – они не в силах сочинить хотя бы один стих, похожий на суру Корана.

Коран включает в себя смысл всех книг, ниспосланных Аллахом ранее к другим посланникам-пророкам. Коран не стареет, сколько бы времени не утекло, никогда не теряет свою новизну и в каждую эпоху каждому народу дарует свои бесценные плоды, соответствующие их интересам и жизни. В Коране упоминается о жизни предыдущих пророков и их последователей, о тех, кто не уверовал, о заблудших царях и их поданных - и это назидание и урок для последующих поколений.

В Коране приводятся общие законодательные аспекты жизни и необходимость следования им, говорится о величайшем предназначении человечества, о благих нравах и добрых деяниях. В нем повествуется также о дурных деяниях, порицаемых нравах и качествах людей и необходимости отказа от них и противодействия им. В Коране даются доводы и доказательства единства Аллаха, приводятся сведения о высочайших атрибутах Аллаха, о Его прекраснейших именах, об обильных благах Рая, о суровом наказании в Аду. Обо всем этом Коран говорит убедительно, описывая яркие, запоминающиеся картины потусторонней жизни.

Описывая природу, Солнце, Луну, звезды, небеса, землю, реки, моря, горы, ветра, растения, подземные недра, животных и людей, Коран призывает людей к размышлению над всем этим. Коран призывает нас следовать истине и отвергать все плохое. Коран отвергает все, кроме истины и истинной науки, указывает на скрытые наговоры лицемеров и неверующих, их подлые намерения, выявляет путь, ведущий к заблуждению. Не было в истории человечества более читаемой, более полезной книги, чем Коран. Нет предела глубине его научных познаний, смыслу и чудесных проявлений. Только Всевышний Аллах может знать количество хафизов – людей, которые знают Коран наизусть. Не будет преувеличением сказать, что в каждую эпоху, в каждом веке количество хафизов превышало десятки тысяч. И сегодня количество только несовершеннолетних детей, не говоря о взрослых, знающих Коран наизусть, превышает сотни тысяч. Достоинства и степень вознаграждения за обучение Корану, изучение и чтение невозможно переоценить – они слишком велики.

Перечислим некоторые из них, основываясь на хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

1. «Самый лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других» (Аль-Бухари, Муслим).

2. «Если кто прочтет из Корана одну букву, ему пишут одно вознаграждение, а затем увеличивают это вознаграждение еще десять раз» (Ат-Тирмизи).

3. «Если люди соберутся в доме Аллаха (в мечети или в другом месте) и прочтут Книгу Аллаха, обучат друг друга чтению Корана, на них снизойдет успокоение и обилие милостей Всевышнего Аллаха, Его блага, их окружат ангелы и Аллах восхвалит их среди приближенных Ему рабов, т.е. пророков, ангелов» (Муслим, Абу Дауд).

4. Пророк (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «А вы хотели бы поехать в Бутан или Акик (места вблизи Медины) и, не совершив за целый день ни одного греха, не притесняя, не обижая никого, получить по два породистых больших верблюда и вернуться домой?» - «О, Посланник Аллаха, кто не хотел бы этого? Мы бы все хотели этого». Тогда благословенный Пророк (мир ему и благословение) сказал: «А почему же тогда вы не ходите в мечеть и не изучаете или не читаете там хотя бы один или два аята из Книги Аллаха? А ведь изучение или чтение двух аятов дороже стоимости двух верблюдов, трех аятов – дороже трех верблюдов, четырех аятов – четырех верблюдов, и сколько бы аятов вы ни прочли, они дороже стольких же верблюдов» (Муслим, Абу Дауд).

5. «Тому, кто прослушал чтение одного аята из Корана, запишется вознаграждение, увеличенное несколько раз. А тот, кто прочтет этот аят, в Судный день станет светом (нуром), озаряющим его путь в Рай» (Ахмад).

6. «Знатоки Корана будут рядом со святыми, самыми достойными ангелами. А тот, кому чтение Корана дается с трудом, но все же читает его, получит двойное вознаграждение» (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

7. «Вы читайте Коран, в Судный день он придет и станет заступником для вас» (Муслим).

9. «Если человек читает Коран и следует ему, то в Судный день на его родителей наденут корону, свет которой будет ярче солнечного света. А сколько же вознаграждения получит тот, кто следует Корану, подумайте сами!» (Абу Дауд и Хаким).

10. «Человек, читающий Коран, является тем, кто ввел вовнутрь себя пророчество, однако к нему не нисходит откровение (вахью)» (Хаким).

11. «Из деяний, с которыми вы обращаетесь к Аллаху, самым лучшим является чтение Корана, полученного от Него же» (Хаким, Абу Дауд).

12. «Чтецы Корана – это особые, приближенные к Аллаху люди» (Насаи, Хаким).

13. «Кто бы ни читал десять аятов в одну ночь, в эту ночь его имя не запишется среди беспечных, отвлеченных от Аллаха людей» (Хаким).

14. «Тот, кто, прочитав Коран, подумает, что Аллах дал другому лучшее, чем дал ему, является унизившим то, чего Аллах возвеличил» (Табарани).

15. «Всевышний Аллах говорит: Тот, кто, читая Коран, остался без прошения чего-либо у Меня, получит от Меня самое большое вознаграждение, которого заслуживают те, кто благодарит Меня» (Ат-Тирмизи).

16. «Пример чтеца Корана подобен айве, у которой приятный аромат и лакомый вкус» (Аль-Бухари).

17. «Высокочтимость и достоинство речи Всевышнего над речью Его творений такое же, каково высокочтимость и достоинство Самого Аллаха над Его творениями» (Ат-Тирмизи) .

Чтобы получить столь высокие достоинства, необходимо старание и стремление постоянно соблюдать следующие этические нормы почитания Священного Корана.

2. Следует брать Коран в руки и положить на место по завершении чтения, по возможности избегая поворачивания к нему спиной.

3. Запрещается трогать руками и носить Коран, даже коробку или материю, в которую завернут Коран, без омовения. Дозволено без омовения читать Коран наизусть, но находиться и в этом случае при омовении – сунна Пророка (мир ему и благословение).

4. Тому, кто по Шариату обязан совершить полное омовение тела (после полового сближения и т. д.), и женщине, когда ей нельзя совершить намаз (в период менструации, послеродовых выделений), запрещается не только трогать Коран, но и читать его наизусть.

6. Класть Коран на пол (даже на чистый) считается нарушением этики почитания Корана. Лучше положить его на подушку или специальную подставку, ибо это – сунна.

8. Коран нужно ставить выше всех остальных книг, класть на Коран другую книгу нельзя.

9. Если кто-либо умышленно бросит Коран или листок с написанной на нем сурой или аятом на нечистоты или же кинет на Коран грязь, то он впадает в неверие.

10. Запрещается брать с собой в туалет и подобные нечистые места, даже бумажку с записью аятов Корана, а также читать их там вслух.

11. Считается сунной, когда читающий Коран сидит лицом в сторону Киблы. Нет греха в чтении Корана лежа.

13. Считается сунной начать чтение Корана с произнесения фразы:

أعوذباللهمنالشيطانالرجيم . بسماللهالرحمنالرحيم

«А’узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» (Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана!), а затем «Бисмилляhи-рраhмани-рраhим » (Именем Аллаха, Милостивого на этом свете ко всем, а на том свете – лишь к верующим).

14. Вознаграждения за чтение Корана получает больше всех тот, кто читает его в мечети или проснувшись ночью.

16. Считается сунной плакать при чтении Корана. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Коран был ниспослан с печалью, и вы плачьте при его чтении. Если не можете плакать, хотя бы делайте вид, что плачете».

17. Если при чтении Корана дошли до аята суджды, (т. е. аята земного поклона), считается сунной совершить земной поклон. Совершить земной поклон считается сунной и для имама при намазе, если он прочел аят земного поклона, и для джама’ата, стоящего за ним. После чтения аята земного поклона, произносят намерение для совершения земного поклона чтения Корана. Имам, произнося الله أكبر «Аллаху акбар» , начинает земной поклон, за ним то же самое совершают молящиеся, затем имам встает, также произнося «Аллаху акбар» , и то же самое повторяют за ним молящиеся. Если человек, который в данное время не совершает намаз, услышит чтение аята земного поклона, ему тоже желательно совершать земной поклон. Но совершающий суджда должен быть в состоянии ритуальной чистоты, с прикрытым ‘авратом (то есть тех мест, которые, согласно Шариату, должны быть закрыты при намазе) и обратившимся в сторону Киблы. Он делает намерение: «Я намерен совершить суннат земной поклон чтения Корана» , затем, произнося «Аллаху акбар» , совершает земной поклон, затем, опять произнося «Аллаху акбар» , поднимается, а затем произносит приветствие словами:

السلامعليكمورحمةاللهوبركاته

«Ас-саляму ‘алайкум ва рахматуллах» , поворачивая голову направо и налево.

18. Чтение Корана, следя за текстом глазами, ценится дороже, чем чтение наизусть, ибо здесь присутствует поклонение Аллаху и глазами.

19. Нельзя назвать полноценным чтением Корана, если при этом сам читающий не слышит своего голоса. Но можно читать Коран и про себя - это зависит от намерения чтеца. Если есть опасность рийа’а (показного, горделивого чтения) или громкое чтение мешает другим, лучше читать про себя. А если никому не мешает и нет опасности чтения напоказ, если есть намерение воодушевить себя или других, то лучше читать вслух.

20. При чтении Корана с пониманием смысла является сунной выражение соответствующих чувств, своего отношения к аятам. Например, если читается аят, где восславляется Аллах, то следует восславлять Его, говоря «Субханаллах»; если читается аят восхваления Аллаха, восхвалить Его, говоря «Аль-хамду лиллях», если аят о милости Аллаха, следует просить милости себе и другим, если аят об адских муках за грехи, то следует просить Аллаха спасения себя и других от таких мук. Так делал и сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

21. Самым большим непочитанием Корана следует считать поступки тех, кто, вовсе не вникнув в истинный смысл аятов Корана, пытается толковать их поверхностно, по своему разумению, следуя переводам на русский и другие языки. Неточная передача смысла Корана вводит людей в заблуждение, и такой человек, прикрываясь высокими словами следования и призыва других к Корану, на деле выступает против Ислама, как это делают ваххабиты и другие. О таких людях Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Те, кто по своему разумению толкуют Корана, пусть готовят себе место в огне Ада» (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Насаи).

Если при чтении Корана сделана пауза, то прежде чем вновь приступить к чтению, следует произнести «А’узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» , почистить зубы и десна сиваком.

23. Если при чтении случилась отрыжка или одолела зевота, следует прекратить чтение. Потом после выхода из этого состояния, следует продолжить чтение.

24. Не одобряется чтение Корана в состоянии дремоты, так как при таком чтении велика вероятность допущения ошибок.

25. Считается сунной слушать чтение Корана внимательно. Есть алимы (ученые), которые утверждают, что слушание чтения Корана ценится больше, чем само чтение.

26. Если услышат аят Корана второй раз, третий и т.д., слушать его следует так же внимательно, с любовью, как и в первый раз. Это считается сунной и проявлением уважения к Корану.

27. Если читающий Коран услышит азан, то есть призыв к намазу, или кто-то поприветствует его, ему следует, остановившись в конце аята, ответить на призыв или приветствие, прекратив чтение Корана, а потом снова возобновить чтение.

29. Читающий Коран должен быть так сосредоточен, как будто он тихо, шепотом беседует с Аллахом, будучи уверенным, что он находится перед Ним и читает Его Слово.

31. Читающему Коран не следует произносить в процессе чтения другие слова, если в этом нет крайней необходимости, нельзя смеяться, играть пальцами – следует сидеть спокойно и с почтением.

32. Разрешается говорить «аль-хамду лиллях» الحمد لله при чихании и «ярхамукаллах» يرحمك الله , если чихнет другой. При чтении Корана разрешается встать, если зашел старший, уважаемый, благонравный человек.

37. Считается сунной, если в группе собравшихся людей есть хороший чтец Корана, просить его прочитать какую-то часть вслух и слушать его.

38. Когда читают аяты из Корана, в которых говорится о неверующих, в которых неверующие высказывают свои заблуждения и неверные мысли об Аллахе, их следует читать приниженным голосом, это сунна.

39. Когда завершают чтение аята из Корана,

﴿انَّ اللهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً﴾ سورة الأحزاب . 33: الاية 56

смысл которого: «Воистину, Аллах и ангелы Его благословляют Пророка, благословите и вы и приветствуйте!» , считается сунной благословить и приветствовать Пророка (мир ему и благословение).

40. По завершении чтения суры «Ат-Тин» (Коран, 95) считается сунной произнести слова:

بلا وانا على ذلك من الشاهدين

«Баля ва ана ‘аля залика мина-шшахидина».

41. Одобряется в течение суток хоть один раз читать Коран, лучше прочесть джуз (Одна тридцатая часть Корана). Чем больше читают, тем лучше.

42. Начинающему чтецу не следует бояться ошибок и из-за этого откладывать чтение Корана. Если не читать из-за боязни ошибиться, можно всю жизнь так и не научиться чтению Корана. В достоверном хадисе, рассказанном аль-Бухари, говорится, что если начинающий, стараясь учиться Корану, читает его с запинками, с трудом, он получит вознаграждение в два раза больше.

43. По завершении чтения Корана следует говорить:

صدق الله العظيم وبلغ رسوله الكريم . اللهم انفعنا به و بارك لنا فيه والحمد لله رب العالمين و استغفر الله الحى القيوم

«Садакаллахуль-‘азым ва балляга расулюхуль-карим. Аллахумма-нфа‘на бихи ва барик ляна фихи валь-хамду лилляхи раббиль ‘алямина ва астагфируллахаль-хаййяль-каййюма» . («Истину сказал Великий Аллах и благородный Пророк довел ее до народа. О Аллах, одари нас пользой и благодатью от чтения Корана. Вся хвала Аллаху, Господу миров, и к Тебе я обращаюсь с просьбой о прощении грехов, о, вечно Живой и остающийся навечно!»)

44. Настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение) является по завершении чтения Корана читать мольбу (ду’а). Аллах принимает такую мольбу и отвечает на нее. Такой же важной сунной считается по завершении чтения Корана устроить собрание (маджлис) с участием всех членов семьи, родственников и близких. Следует искренне, долго и от всего сердца просить у Аллаха благ обеих миров не только для себя, но и для своих родителей, домочадцев, родных, близких, друзей и для всех мусульман, просить Аллаха, чтобы Он возвысил Ислам и направил мусульманских правителей на путь истины.

45. Если кто умышленно добавит хоть одну букву к Корану или упустит, или же букву Корана посчитает ложной, засомневается в ней, то такой человек впадает в неверие, в куфр (да упасет Аллах нас от этого и таких людей!).

47. Коран разрешается как продавать, так и покупать как книгу, но не как текст.

48. Читать Коран за души умерших людей разрешается, и польза от этого умершему очевидна, как об этом сказано во многих хадисах. Одобряется чтение Корана и на могиле, так как сам имам аш-Шафии повелел нам это делать, основывая свое повеление на Коране и сунне. Отдельные заблудшие, искажающие Ислам люди утверждают, что читать на могиле Коран запретное нововведение (бид‘а) в Исламе. Как довод они приводят хадис, в котором говорится: «Вы не превращайте свои дома в могилы, где не читают Коран» . Они искажают смысл этого хадиса. Смысл этого хадиса в том, что мы должны читать Коран в наших домах, ибо мертвые в своих могилах не читают Коран, и мы не должны уподоблять свои дома могилам. Этот хадис не запрещает читать Коран на могиле. А доводов в пользу чтения Корана за усопших или на могилах очень много. Благословенный Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы читайте суру «Ясин» над усопшими» (Ахмад, Абу Дауд, Хаким).

Хаким передал от Ша‘аби, что ансары, то есть сподвижники благословенного Пророка (мир ему и благословение), проживавшие в Медине, тоже ходили на кладбище и читали Коран на могилах. В хадисе, переданном от ан-Насаи, прямо говорится: «Вы читайте Коран над своими усопшими» . Известные сподвижники Пророка (мир ему и благословение) ‘Абдуллах ибн ‘Умар и др., да смилуется над ними Аллах, в своих завещаниях написали, чтобы после их смерти над их могилами читали начало и конец суры «Аль-Бакара» (Коран, 2). Имам аш-Шафи’и и имам Ахмад, да смилуется над ними Аллах, считали, что читать Коран на могилах умерших - полезное занятие. Сам имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, на могиле Лайса ибн Саада прочел весь Коран, от начала до конца. Дополнительные доводы о допустимости чтения Корана на могилах и о его пользе для усопших можно найти в книгах «Итхаф садат аль-муттакин» и «Шарх ас-судур» (С. 311).

49. По завершении чтения всего Корана лучше дополнительно прочесть суру «Аль-Фатиха» (Коран:1) и начало суры «Аль-Бакара» (Коран: 2), то есть заложить начало для последующего чтения.

50. После чтения сур до конца, начиная с суры «Ад-Духа» (Коран: 93), следует говорить:

لاالهالااللهواللهاكبر

«Ля иляха илляллаху валлаху акбар» .

Перечисленные смыслы хадисов взяты из книги «ат-Таргиб ва ат-Тархиб», принадлежащей перу аль-Хафиза Абдуль-Азиза аль-Мунзири. В ней, помимо приведенных, содержится множество хадисов, котрые повествуют о достоинствах чтения Корана.

Приведенные здесь положения этики почитания Священного Корана даются по книгам: Ан-Навави. «Ат-Тибян»; Аз-Забиди. «Итхаф».

  • 7143 просмотра

Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Коран является священной книгой, посланной нам Аллахом через пророка Мухаммада (салляллаху "алейхи уа саллям). Поэтому относиться к нему нужно с трепетом и почитанием. Существуют внешние и внутренние правила поведения при чтении Корана. Внешние - это чистота читающего, обстановка вокруг и само поведение при чтении. Внутренние – это настрой человека при чтении, состояние его души.

Внешние правила при чтении Корана:

Обязательно находиться в состоянии ритуальной чистоты. «Воистину, это - благородный Коран, находящийся в Хранимом Писании к нему прикасаются только очищенные.» (сура аль-Вакиа 77-79). То есть - категорически запрещается мужчинам и женщинам трогать и читать Коран после интимной близости до совершения гусль - полного омовения, а мужчинам также после жанабах (поллюции). Так же запрещается женщинам трогать Коран руками во время менструаций и послеродовых кровотечений , но они могут читать его наизусть, если боятся забыть что они знают из Корана или в качестве зикра. Если читающий уже делал гусуль, то должен сделать тахарат (малое омовение, вуду), то есть только те, кто очистил себя тахаратом, могут прикасаться к Корану. И на этом сошлись большинство ученых. Однако если есть гусль, но нет тахарата могут читать Коран по памяти, не прикасаясь к нему. Абу Салям рассказывал: “Сообщил мне тот, кто видел, как пророк (салляллаху "алейхи уа саллям) однажды прочитал что-то из Корана после того, как помочился, прежде чем прикоснуться к воде (для совершения омовения)” . (Ахмад 4/237. Хафиз Ибн Хаджар назвал этот хадис достоверным. См. “Натаидж аль-афкар” 1/213), еще одно подтверждение: Имам ан-Науауи сказал: “Мусульмане единогласны в том, что дозволено читать Коран при отсутствии малого омовения, хоть и лучше иметь наличие омовения для этого. Имам аль-Харамайн и аль-Гъазали говорили: «Мы не говорим, что читать Коран без малого омовения порицаемо, так как достоверно известно от Пророка (салляллаху "алейхи уа саллям), что он читал Коран при отсутствии малого омовения!» ” (См. «аль-Маджму’» 2/82). Что касается переводов Корана или электронной версии на компьютере или мобильном то читать как и слушать Коран можно и без омовения. На лучше все-таки иметь гусль из –за уважения к словам Аллаха.

Желательно почистить зубы мисваком. (Мисвак – это палочки, которыми чистят зубы изготовленные из дерева «сальвадора персидская» или арак). Как сказал Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям): « Поистине ваши рты- это пути Корана, так очищайте его мисваком. »(Суюти, Фатхуль Кабир: 1/293).

Следующее – это одежда. Одежда, того кто читает Коран, должна соответствовать требованиям шариата. Одеваться надо как и при намазе соблюдая аурат (у мужчин закрыта часть от пупка до колен, у женщин закрыто все кроме лица и кистей рук), ну и конечно одежда должна быть чистой.

Нужно сесть с уважением, с вуду (тахаратом) лицом к кыбле. Хотя не возбраняется в любую сторону. Не торопиться в чтении, читать с тартилем (расстановкой) и таджвидом. То есть, читать нужно с почтением и уважением, соблюдая правила произношения и чтения.

Стараться плакать, и даже заставлять себя. В коране сказано: «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение» . (сура Аль-Исра 109). Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Коран был ниспослан с печалью, и вы плачьте при его чтении. Если не можете плакать, хотя бы делайте вид, что плачете ». Люди спросили у одного алима: «Почему мы не плачем читая Коран подобно тому как плакали сахабы (радыялЛаху анхум)?»Он ответил: «Да просто потому, что когда сахабы читали об обитателях ада, они боялись что они среди них и плакали, а мы всегда думаем, что это кто-то там, но не в коем случае не мы. А когда сподвижники Посланника Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) читали в Коране об обитателях рая они говорили: как нам далеко до них и после плакали, а мы читая о людях рая уже представляем себя среди них».

Отдать должное аятам о милости и наказании, как упомянуто выше. То есть, если в какой-то суре написано про Судный день или адский огонь,читающий Коран, должен осознавать всю важность написанного и бояться всем сердцем и радоваться при чтении аятов, в которых описана милость Всевышнего Аллаха.

Читать нараспев, потому что во многих хадисах приводятся указания на чтение Корана нараспев. В одном хадисе сказано «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев ». (Аль-Макдиси, «аль-адаб аш-шарийа», т. 1, стр. 741). Пророк Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Не относиться к нам тот, кто не читает Коран нараспев». (Абу Дауд).

Внутренние правила, определенные Машаихами (Шейхами)

«Держать в сердце Величие Корана, что насколько это возвышенные слова.

Держать в сердце Величество, Возвышенность, Могущество Аллаха Та"аля, чьими словами является Коран.

Очистить сердце от васваса (сомнений) и страхов.

Размышлять над смыслом и читать с наслаждением. Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) однажды провёл ночь, читая следующий аят заново и заново: "Если Ты их накажешь, то ведь они - Твои рабы, а если Ты простишь им, то ведь Ты - Великий, Мудрый". (сура Трапеза: 118). Однажды ночью Хазрат Са"ид ибн Джубаир (радиаллаху "анху) читал следующий аят до наступления утра: "Отделитесь сегодня, грешники". (сура Йасин: 59)

Подчинить свое сердце тому аяту, который читаешь. Например, если на языке аят о милости, то сердце должно быть наполнено радостью, а если аят о наказании, то сердце должно трепетать.

Сделать слух настолько внимательным, как будто бы говорит сам Аллах Та"аля, а читающий Его слушает. Пусть Аллах Та"аля Своей Добротой и Милостью даст нам с вами возможность читать Коран со всеми этими правилами.»

Адабы в отношении Священного Корана.

Арабское слово «адаб» в переводе на русский означает «этика», «правильное поведение», «хорошее отношение». Адабы это правила этикета для мусульман. В данном случае приводятся адабы по отношению к Корану. Они включают в себя так же выше перечисленные правила.

Что нельзя и не желательно делать в отношении Корана

Нельзя класть Коран на пол, лучше положить на подставку или подушку.

Нельзя слюнявить палец при переворачивании страниц.

Нельзя бросать Коран при передачи другому человеку.

Нельзя класть на ноги или под голову или опираться на него.

Нельзя брать в туалет Коран или любые тексты, которые содержат аяты из Корана. Так же нельзя произносить аяты Корана в туалете.

Нельзя есть и пить во время чтения Корана.

Нельзя читать Коран в шумных местах, на рынках и базарах, а так же где веселятся и пьют спиртное.

Нельзя зевать во время чтения Корана. Так же если мучает отрыжка. Лучше остановиться и продолжить когда зевота или отрыжка пройдет.

Нельзя вольно пересказывать и переводить Коран. Пророк (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Те, кто по своему разумению толкуют Коран, пусть готовят себе место в огне Ада » (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Насаи).

Коран нельзя читать с целью получения мирских благ или для того что бы выделяться среди других мусульман. Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал:"Прочитав из Корана, просите благости Аллаха, просите Рая! Не просите в награду из мирского (денег, имущества). Настанут такие времена, когда люди будут читать Коран с целью сблизиться с людьми (для решения своих мирских проблем)".

Нельзя разговаривать о мирском, смеяться во время чтения Корана.

Желательные действия по отношению к Корану

Считается сунной начать чтение Корана с произнесения фразы: «А’узу билляhи мина-щщайтани-рраджим » (Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана!), а затем «Бисмилляhи-рраhмани-рраhим » (Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного).

Считается сунной совершать сужду (земной поклон), если дошли до аята со снаком сужды (т. е. аята земного поклона).

По окончании чтения Корана, даже если не прочтен полностью весь Коран, а только часть, нужно сказать дуа: «Садакаллахуль-‘азым ва балляга расулюхуль-карим. Аллахумма-нфа‘на бихи ва барик ляна фихи валь-хамду лилляхи раббиль ‘алямина ва астагфируллахаль-хаййяль-каййюма ». («Истину сказал Великий Аллах и благородный Пророк довел ее до народа. О Аллах, одари нас пользой и благодатью от чтения Корана. Вся хвала Аллаху, Господу миров, и к Тебе я обращаюсь с просьбой о прощении грехов, о, вечно Живой и остающийся навечно!»)

Считается сунной после окончания чтения Корана читать дуа. Любое. Аллах принимает такую мольбу и отвечает на неё.

Коран нужно хранить выше других книг и не ставить на него другие книги.

«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют » (сура аль-Араф 204).

Желательно повторять те аяты Корана, которые подействовали на вас. Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям),который знает весь Коран, провел целую ночь, повторяя один и тот же аят: «Если Ты их накажешь, то ведь они – рабы Твои, а если Ты простишь им, то ведь Ты – Великий, Мудрый!» (сура аль-Маида (Трапеза):118)

Желательно читать Коран в указанное Аллахом время: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях. » (сура аль-Исра:78) Потому, что на заре сменяются ангелы: тех, кто был при вас ночью, заменяют ангелы утра. Обратная смена происходит ближе к вечеру, после послеполуденного намаза`Аср. И они также являются свидетелями чтения Корана.

Читать Коран медленно, делая паузы между аятами. Размышлять, если знаешь смыслы аятов, или читать паралельно перевод смыслов Корана. Не рекомендуется быстро прочитывать Коран. Передаётся, что Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Не понял Корана тот, кто прочитал его меньше чем за три дня» .(Тиризи, Куран: 13; Абу Дауд, Рамадан: 8-9; Ибни Маджа, Икамат: 178; Дарими, Салят: 173; Ахмад бин Ханбаль: 2/164, 165, 189, 193, 195) То есть прочитавший не сможет задуматься над аятами, не сможет понять, так как будет следить за скоростью чтения.

Правильно читать буквы, потому что за каждую букву Корана положена десятикратная награда. «Если кто прочтет из Корана одну букву, ему пишут одно вознаграждение, а затем увеличивают это вознаграждение еще десять раз » (Ат-Тирмизи).

Даже Если плохо получается чтение Корана, не брасать, а продолжать дальше ибо Пророк Мухаммад (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Знатоки Корана будут рядом со святыми, самыми достойными ангелами. А тот, кому чтение Корана дается с трудом, но все же читает его, получит двойное вознаграждение» . (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи). Но это не значит, что не надо учиться правильно произносить и читать Коран.

Не оставлять Коран открытым после окончания чтения.

Разрешается если чихнул сам, говорить «аль-хамду лиллях» и если чихнул другой - «ярхамукаллах» . Так же разрешается вставать при чтении Корана, если зашел старший, уважаемый и благонравный человек.

Не запрещается чтение Корана лежа.

Не запрещается чтение Корана на могилах, так как есть хадисы говорящие о пользе этого чтения для усопших: «Вы читайте суру «Ясин» над усопшими » (Ахмад, Абу Дауд, Хаким).

Приведенные здесь положения этики почитания Священного Корана взяты из книг: Ан-Навави. «Ат-Тибян»; Аз-Забиди. «Итхаф», Имам аль-Куртуби «Тафсир аль-Куртуби».

В заключении несколько хадисов о пользе чтения Корана

Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Коран – это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведёт в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада » (аль-Хайсам, ат-Табарани).

«Вы читайте Коран, в Судный день он придет и станет заступником для вас» (Муслим).

«Кто бы ни читал десять аятов в одну ночь, в эту ночь его имя не запишется среди беспечных, отвлеченных от Аллаха людей » (Хаким).

Лечил тремя способами:

1. Лечебными травами – природное лечение .

3. Совмещающее оба способа, взаимодополняющее лечение – и травами, и святыми словами. Например: использование воды, мёда – это природное лечение . А если на них прочитать аяты Корана (специальные молитвы – дуа), то это совмещающий оба способа метод.

Лечение в наше время бывает двух видов:

1. После осмотра врача и назначения им лечения . Сначала врач (специалист) осматривает больного , устанавливает диагноз, прописывает лечение. Проведя его, больной выздоравливает. Этот метод лечения по-арабски называется «тибу аль-жисмани».

2. Признаки, которых не видит, не слышит читающий на него (Коран , дуа , молитвы) человек , а сам больной это ощущает, чувствует. Это могут быть головные боли, тахикардия, дрожь, отдышка, тяжесть (в теле, конечностях и т. д.), озноб, зевота и т. д.

Условия, при которых возможно лечение:

Учёные единогласны в том, что необходимы три условия для лечения духовных болезней :

2. Оно должно быть на арабском языке или на языке понятном (то, что читается, должны понимать слушающие).

3. Читающий и слушающий (лечащий и тот, кого лечат) должны быть убеждены в том, что всякое лечение, любое воздействие на человека возможно только с помощью Творца ﷻ . В их сердцах должна быть полная уверенность в том, что лечение может происходить только по воле и с соизволения Бога ﷻ , и ничто другое не имеет силы воздействия на

Прежде чем принимать или отвергать что-либо, необходимо это понимать. Только после этого можно говорить о согласии или отрицании. Принятие или отвержение чего-либо без понимания не укладывается ни в какие рамки, такое поведение никто не может одобрить. Человек, который говорит о своей вере или неверии в Коран, прежде всего должен постараться понять содержащееся в нем послание и его предписания.

В противном случае, это принятие или непринятие не имеет никакого смысла. Что же означает «понимать»? Это осознание собеседником всего того, что ему говорится, в том смысле, которое вложил автор послания. В процессе участвуют две стороны, два собеседника. Между ними происходит процесс изложения и понимания изложенного. Исходя из этого, можем с уверенностью сказать, что Коран – это слово Аллаха, посредством которого он объясняет/говорит своим рабам. Всевышний Словом осуществил свою цель. Задача его собеседников – понять подразумевающийся под этим Словом смысл и осуществить его на практике. Однако, прежде чем пытаться понять это Слово, нужно учитывать ряд основных правил. Ведь даже глагол «понимать» можно воспринимать как правильно, так и превратно. Не имея этих основных принципов, мы можем неверно понять то, что пытается донести до нас Коран, что приведет к еще более опасным последствиям. Прежде чем говорить об основных принципах, которые должны учитывать собеседники Корана – люди, необходимо напомнить, что нижеперечисленные особенности – это то, что мы считаем важным для понимания священной книги. Конечно же, могут существовать еще и другие. Также хотим уточнить, что перечисление этих принципов в виде пунктов не является фиксированным.

Говоря о чтении Корана, мы не имеем в виду его декламацию наизусть или чтение в оригинале. Конечно же, те, кто может это сделать, получают определенную пользу. Однако то, что мы хотим сказать, выходит за рамки чтения священной книги людьми, не знающими арабский язык или знающими его не в той степени, чтобы понимать Коран. Таким образом, выражение «читать Коран», которое мы будем использовать в дальнейшем, означает не чтение наизусть или в оригинале без понимания, а именно осмысленное. Коран необходимо читать для его понимания. Ведь целью ниспослания Аллахом этой священной книги нашему Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) было донесение его до остальных людей. А человек обязан понять донесенную до него информацию. Ведь исправить свои ошибки в желаемом Аллахом направлении люди смогут только в том случае, если поймут, что от них это требуется. Поэтому, чтение Корана обязательно: «… мне же велено предаться [Аллаху] и возвещать Коран» (сура «Намль», 27/92-93).

2. Раскрыть себя Корану

Для того, чтобы вознамерившийся читать Коран человек получил от этого пользу, прежде всего, он должен раскрыться перед этой священной книгой. А это возможно только для того, кто обращает внимание на сделанные ему предупреждения: «Ты можешь увещевать только того, кто будет следовать за Кораном и боится втайне милостивого [Аллаха]» (сура «Ясин», 36/11). Поэтому, собравшийся читать Коран, должен четко понимать, для чего он это делает. Коран нужно читать для широкого его понимания, а не для только того, чтобы найти в нем аяты, подтверждающие наши мысли или действия.

3. Очиститься и прибегнуть к защите Аллаха

Прежде чем начать чтение, нужно очистить свое сознание и сердца от различного рода бесовских и эгоистических намерений и мыслей. Произнося «Во имя Аллаха…», нужно чувствовать это всей душой и прибегать к духовной защите Всевышнего от различного рода импульсов, наущений и соблазнов, исходящих от нашего эго или окружающих людей: «Когда ты читаешь Коран, то ищи прибежища от побиваемого камнями шайтана у Аллаха» (сура «Нахл», 16/98). Чтобы понять сказанное и ожидаемое Кораном, необходимо очиститься от любого рода духовных загрязнений. В противном случае, не удастся проникнуть в суть этой священной книги и постичь содержащиеся в ней истины: «Воистину, этот Коран велик и храним в Сокровенном Писании: пусть к нему прикасаются только очистившиеся. [Он] ниспослан Господом [обитателей] миров» (сура «Вакиа», 56/77-80).

4. Всегда свеж, всегда нов

Всегда памятуя о том, что Коран – это слово Аллаха, необходимо пытаться понять его. Также как получивший письмо от своего любимого человека старается скорее прочитать и выполнить его желания, читающий Коран верующий должен относиться к нему соответствующим образом: «Воистину, ты [, Мухаммад,] обретаешь Коран от Мудрого, Знающего» (сура «Немл», 27/6). Поэтому, нужно читать Коран с таким чувством и пониманием, словно он впервые нисходит именно на вас.

Читающий Коран человек должен погрузиться в этот процесс целиком, поставить священную книгу на первое место, отодвинув личное мнение и свои убеждения на задний план: «Когда читается Коран, то слушайте [внимательно] и безмолвствуйте, [тогда], быть может, вас помилуют » (сура «А ’раф, 7/204; кроме того, см. суру «Фуссилят», 41/26).

«… читай Коран отчётливо» (сура «Муззаммиль», 73/4).

«Коран же Мы разделили [на отдельные части], чтобы ты читал его людям не спеша» (сура