Сообщение о обеликс по городу герою ленинграду. Город-герой Ленинград

Ленинград – колыбель пролетарской революции 1917 года, был особым городом для СССР, поэтому в планах гитлеровского командования было полное его уничтожение и истребление населения. Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1041 г. Численное превосходство изначально было на стороне противника: почти в 2,5 раза больше солдат, в 10 раз – самолетов, в 1,2 раза – танков и почти в 6 раз – минометов. В итоге 8 сентября 1941 г. года гитлеровцам удалось захватить Шлиссельбург и таким образом, взять под свой контроль исток Невы. В результате Ленинград был блокирован с суши (отрезан от Большой земли).

С этого момента началась печально известная 900-дневная блокада города, продолжавшаяся до января 1944 г. Несмотря на начавшийся ужасный голод и непрерывные атаки врага, в результате которых погибли почти 650 000 жителей Ленинграда, они показали себя настоящими героями, все свои силы направлявшими на борьбу с фашистскими захватчиками.

Примечательными фактами в истории военной летописи города на Неве стали следующие цифры: более 500 тысяч ленинградцев выходили на работы по строительству оборонительных сооружений; ими были построены 35 км баррикад и противотанковых препятствий, а также более 4 000 дзотов и дотов; оборудовано 22 000 огневых точек. Ценой собственного здоровья и жизней мужественные ленинградцы-герои дали фронту тысячи полевых и морских орудий, отремонтировали и выпустили с конвейера 2 000 танков, изготовили 10 млн. снарядов и мин, 225 000 автоматов и 12 000 минометов.

Первый прорыв блокады Ленинграда произошел 18 января 1943 г усилиями войск Волховского и Ленинградского фронтов, когда между линией фронта и Ладожским озером был образован коридор 8-11 км шириной. А через год Ленинград был полностью освобожден. 22 декабря 1942 г. Указом Президиума ВС СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой удостоились около 1,5 млн. защитников города. Впервые городом-героем Ленинград был назван в приказе Сталина от 1 мая 1945 г. В 1965 году это звание ему было присвоено официально.

Трагическим событиям 1941-44 гг. в городе на Неве посвящено множество памятников и монументов. 9 мая 1975 г, в честь 30-летия Победы в Великой отечественной войне, был открыт Мемориал героям - защитникам Ленинграда. Он представляет собой территорию, площадью 1200 кв. м, с величественным гранитным обелиском в центре разорванного кольца, внутри расположены скульптурные композиции «Защитники города», «Блокада». В подземной части размещен музей, содержащий вещественные экспонаты и документы, отражающие подвиг мужественных защитников Ленинграда и его жителей во время войны.


Скорбным памятником, посвященным ленинградцам - жертвам войны, является Пискаревское кладбище, торжественное открытие которого состоялось 9 мая 1960 г. Монумент «Родина – мать» - его центральная фигура. Он представляет собой величественную фигуру женщины с гирляндой из дубовых листьев в руках, оплетенных траурной лентой. Так «Родина – мать» оплакивает своих героев. Частью Пискаревского кладбища стала и траурная стелла с горельефами, изображающими эпизоды из жизни и борьбы героев города Ленинграда.

Звание Города-Героя Ленинграду было присвоено в 1965 году. А через 20 лет, 8 мая 1985 года, в ознаменование 40-летия Победы на самой большой площади Ленинграда – Площади Восстания установлен обелиск «Городу-Герою Ленинграду». Представляет собой вертикальный гранитный монолит общей высотой 36 метров, украшенный бронзовыми горельефами и увенчанный «Золотой Звездой Героя». В нижней части обелиска установлены овальные горельефы, на которых изображены основные моменты героической обороны Ленинграда - «Блокада», «Тыл - фронту», «Атака», «Победа». На декоративном картуше Орден Ленина и надпись - «Городу-Герою Ленинграду». Это второй по величине гранитный монолит в Санкт-Петербурге после Александровской колонны на Дворцовой площади.


В 1965-1968 годах создан комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград, известный как «Зелёный пояс Славы». Общая протяжённость Зелёного пояса Славы составляет свыше 200 км и включает в себя зелёные насаждения, внутри которых находятся 26 монументов. Дополнительно девять памятников установлены на Ораниенбаумском плацдарме и семь памятников на Дороге жизни. Состоит из Большого и Малого блокадного кольца. На бывшей линии фронта расположено свыше 80 памятников, обелисков, стел и других сооружений, объединённых в мемориальные комплексы. Символическим центром «Зелёного пояса Славы» является монумент «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы.

Одним из самых ярких памятников этого комплекса них является «Разорванное кольцо» - мемориал на западном берегу Ладожского озера. Эта скульптура в виде двух, согнутых полукругом железных арок, была открыта в 1966 г. Она символизирует кольцо, в которое был взят город врагом, а разрыв между арками – «дорогу жизни» по Ладожском озеру.

Другим мемориалом Зеленого пояса славы, воздвигнутым в память о тех трагических годах, является «Цветок жизни» во Всеволжском районе Ленинградской области. Скульптура, изображающая цветок, была открыта в 1968 г. и посвящена погибшим детям блокадного города. На каждом лепестке изображено лицо улыбающегося мальчика и слова: «Пусть всегда будет солнце».

В августе 1941 года, финская армия, проведя успешное наступление в районе северной Ладоги, перерезала Кировскую железную дорогу, Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера и Волго-Балтийский путь в районе реки Свирь. В последних числах августа германские войска захватили станцию Мга в 50 км восточнее Ленинграда, а 8 сентября 1941 года немцы захватили город Шлиссельбург на берегу Ладожского озера. Была перерезана последняя железная дорога, связывавшая город с остальной территорией СССР. Кольцо блокады вокруг Ленинграда замкнулось. Единственным наземным путем, по которому шло снабжение города, стала транспортная магистраль через Ладожское озеро, известная как Дорога Жизни. В период чистой воды снабжение происходило водным транспортом, в период ледостава, через озеро работала авто-гужевая дорога. От западного побережья Ладоги, контролируемого осажденными войсками Ленинградского фронта по Ириновской железной дороге грузы доставлялись непосредственно в Ленинград. Параллельно железной дороге проходила автомобильная.

В память о событиях тех лет, в городе Всеволожске, через который проходила Дорога Жизни на Румболовской горе в 1967 году установлен мемориал. Памятник очень выразителен - большие, устремлённые ввысь листья дуба, лавра и желудь возле них, как символы силы, славы и продолжения жизни. В 2012 году там же установлена бронзовая скульптура в натуральную величину грузовика «Газ-АА» с надписью «Памяти машины-солдата».

Одним из памятников «Зелёного пояса Славы» является мемориал «Катюша». Сооружен в 1966 году, на возвышенности рядом с деревней Корнево Всеволожского района. Здесь располагались части зенитной артиллерии, которые защищали Дорогу жизни от вражеской авиации. Представляет собой пять 14-метровых стальных балок, установленных на бетонном основании под углом к горизонту, и символизирует собой машину реактивной артиллерии, носившую среди солдат прозвище «Катюша». Рядом - стела с памятной надписью. Архитектором памятника был Л. В. Чулкевич, который во время блокады командовал автоколонной и доставлял по этой трассе продовольствие и боеприпасы. За этот проект он получил премию ВЛКСМ.

Еще один памятник «Зелёного пояса» «Ижорский таран» находится в Колпино. Установлен в 1967 году, на переднем крае обороны Ленинграда. Состоит из двух вертикальных железобетонных балок и одной горизонтальной, направленной острием в сторону, где находились позиции врага. Посвящен бойцам Ижорского батальона Ленинградского фронта. Рядом установлено 85 мм зенитное орудие.


Огромную роль в деле обороны Ленинграда сыграл Ораниенбаумский плацдарм (еще известен как Приморский плацдарм или Малая земля). Представлял собой участок суши, прилегающий к финскому заливу длиной 65 км и глубиной 25 км от береговой линии к западу от Ленинграда. Плацдарм от Ленинграда отделяли части 18-й немецкой армии. Западная точка плацдарма - на реке Воронке - являлась самой западной точкой СССР, не занятой войсками вермахта.

В сентябре 1941 года войска 8-й армии при поддержке корабельной и береговой артиллерии Балтийского флота остановили немецкое наступление в районе Керново-Петергоф. Однако попытка советской 8-й армии, одновременно с встречным ударом 42-й армии из Ленинграда (Стрельнинско-Петергофская операция 5-10 октября 1941), установить прямое сообщение с городом, не удалась. Потерпев неудачу, советские войска перешли к устойчивой обороне. Этот небольшой анклав советских войск более чем за два года войны немцам так и не удалось ликвидировать. Благодаря Ораниенбаумскому пятачку, советским силам удалось сохранить контроль над частью акватории Финского залива, прилегающей к Ленинграду и создавать напряжённость в тылу немецких войск. Именно с Ораниенбаумского плацдарма 14 - 30 января 1944 года началась Красносельско - Ропшинская операция (еще известная как «Январский гром»), результатом которой было полное снятие блокады Ленинграда от немецких войск.

8 мая 1965 года Ленинграду присвоено звание «Город-герой», вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Звание присвоено «за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне»

Блокада Ленинграда длилась 871 день с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

От голода погибло свыше 640 тысяч жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.

Группа немецких армий «Север» должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля 1941 года овладеть Ленинградом.

Родственники везут на кладбище умершего от голода ленинградца

Блокада Ленинграда, 1942
Борис Кудояров
Жители блокадного Ленинграда на уборке улиц от снега

Ленинград, 1942
Всеволод Тарасевич
Тела убитых гитлеровцев в районе Шлиссельбурга

Ленинградский фронт, 1943
Борис Кудояров
Волково кладбище. Блокадники везут хоронить трупы умерших от голода мирных_жителей

Ленинград, 1942
Борис Кудояров Тяжелые танки КВ-1 выходят с Дворцовой площади на Невский проспект и следуют на_фронт

Ленинград, 1942
Борис Кудояров
Морские пехотинцы Балтийского флота ведут бой в ледяных торосах Финского залива

Ленинград, 1942
Александр Бродский
Морской патруль у Исаакиевского собора в блокадном Ленинграде, 1942

Александр Бродский
Пустые рамы в залах Эрмитажа после эвакуации экспозиции

Блокадный Ленинград, 1941
Александр Бродский
Раненые дети, пострадавшие от артиллерийских обстрелов города

Блокадный Ленинград, 1942
Борис Кудояров Жители блокадного Ленинграда на Невском проспекте. За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище

Ленинград, 1942
Михаил Трахман
Бойцы местной противовоздушной обороны дежурят на крыше здания Академии наук

Ленинград, 1942
Григорий Чертов
Жители блокадного Ленинграда выходят из бомбоубежища после отбоя тревоги

Ленинград, 1942
Борис Кудояров
Разрушенный гитлеровцами детский сад в городе Тихвине

Ленинградская область, 1941
Георгий Зельма
Установка аэростата воздушного заграждения на Невском проспекте блокадного Ленинграда, 1941

Борис Кудояров 21 августа 1941 года немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу, и через 8 дней овладели Тосно.

В окружение попало 2 миллиона 544 тысяч гражданского населения, 343 тысячи жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены, их должно было хватить на один-два месяца. 8 сентября 1941 года в результате авиационного налёта и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А. Е. Бадаева.

Эвакуироваться удалось не всем. Когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, действовала военная цензура.

Ледовая дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной Дорогой Жизни, приобрела особое значение, когда связь с Большой землёй прекратилась.

Остановился общественный транспорт. Зимой 1941 года не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Продовольствие стремительно заканчивалось. В январе 1942 года на человека приходилось только по 200/125 граммов хлеба в день. К концу февраля 1942 года в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тысяч человек. Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи.

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года с наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов южнее Ладожского озера. Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. 18 января 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в Рабочий посёлок № 5 и соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й лыжной бригады был освобожден Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера. В пробитом вдоль берега коридоре за 18 дней строители возвели переправу через Неву и проложили железную и автомобильную дороги. Вражеская блокада была прорвана.

14 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда.

К 27 января 1944 года советские войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Сколько жизней унесла блокада Ленинграда, сколько слёз и крови было пролито в те страшные дни. Память о человеческом подвиге священна, и всё же молодому поколению необходимо знать и понимать, какой ценой он давался. В наше время есть люди, для которых история - это не просто параграфы в учебниках. Они не просто хотят, чтобы помнили, они приближают нас к истории, воссоздавая события военных лет, чтобы можно было прочувствовать и хоть немного ощутить, каково было людям в те годы. Чтобы не было страшных повторений в будущем.

В Санкт-Петербурге военно-историческая реконструкция событий Великой Отечественной войны - важная часть жизни города. Николай Шокин занимается реконструкцией уже не первый год. Как и другие участники Санкт-Петербургской Региональной общественной организации ЭПОХА, он настоящий энтузиаст и предан своему делу.

Николай Шокин

«В общественной организации ЭПОХА я занимаю должность руководителя направления. В мои обязанности входит организация сложно-технических мероприятий. Например, организация реконструкции высадки морского десанта, где задействовано много техники и людей в сложных условиях.

Кроме военных реконструкций мы проводим лекции для школьников, студентов и кадетов. Мы обязательно приносим с собой военную форму, артефакты, ребятам всегда интересно потрогать, посмотреть. В музее нельзя, а у нас - можно. Если мы проводим лекцию по инженерно-сапёрному делу, то у нас с собой всегда полный набор инструментов: кирки, мотыги, лопаты большие, лопаты маленькие, всякие приспособления - кошки, сумка подрывника, специальные оборудование.

Я увлёкся реконструкцией, как и многие, случайно. До военной реконструкции я занимался моделизмом, а один мой товарищ уже участвовал в таких мероприятиях. Мне стало интересно посмотреть, как это происходит. Он ответил - зачем смотреть, просто приходи и участвуй. Когда человек приходит первый раз, ему всё выдают: одежду, оружие. И этот первый опыт показывает, твоё это занятие или нет.

Первое моё мероприятие - реконструкция Советско-финской войны под городом Выборгом. 13 марта на Восточно-Выборгских укреплениях снега было по пояс, и когда нам дали команду «В атаку!», все встали и утонули в снегу. Наступать было невозможно: строчит пулемёт, на тебе навешаны гранаты, сумки, подсумки, ранец. И ты понимаешь на собственной шкуре, что воевали совсем не так, как нам показывают в фильмах и написано в книгах.

Была волна желающих участвовать в реконструкциях в конце 1980-х годов, в конце 1990-х. Каждые семь-десять лет приходит новая волна молодёжи. Кто-то уходит, кто-то вживается ещё сильнее в реконструкцию и остаётся навсегда.

Если ты хочешь просто покрасоваться, фотографироваться - это одна мотивация. Есть люди, которые приходят, потому что им интересно ковыряться с железом, смотреть, какие системы вооружения были, узнавать, как всё утроено. Есть люди, которым интересен оборот вещей, - это коллекционеры. У одного моего товарища было около 20 видов военных бескозырок, такое хобби».

Участники военно-исторической реконструкции, посвящённой 72-й годовщине прорыва блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне. Ленинградская область, Россия

«Реконструкция - это вершина айсберга. Это действие, которое видят люди. Сначала для создания необходимо изучить все источники, как правило, мы обращаемся к архивным документам. В 90% случаев все реконструкции мы проводим на местах боёв. Мы готовим техническое задание для себя и для администрации города, которая нам помогает. Потом мы подготавливаем местность, находим места, где воевали. Необходимо понять, какое вооружение и какая техника были у людей в то время.

Везде всегда всё решают люди. У реконструкции есть два направления - есть костюмное, а есть форменное. Есть люди, которые пытаются заработать на этом деньги, вот у них костюмы. Мы же не пытаемся этого сделать. Для нас это не форма отдыха, а настоящая жизнь в чужой шкуре. Когда ты надеваешь на себя снаряжение времён войны, бежишь по пояс в снегу, ты прекрасно понимаешь, что чувствовали наши деды, прадеды, отцы.

Следующая стадия увлечения реконструкцией, когда ты начинаешь изучать документы, что должно быть надето на бойце.

Идём в музей, записываемся в архивный фонд, изучаем экспонаты, потом уже всё это восстанавливаем по чертежам. Изучаем наставления, приказы.

Самая большая проблема с архивами, когда нужно достать исторические военные документы. Например, я специально брал отпуск, приехал на десять дней в Москву. Заказал описи в Российском государственном военно-историческом архиве. На следующий день получил описи. Заказал дела, через три дня получил дела. Заказал, чтобы их посмотреть, они в другом корпусе, а четверг санитарный день. Я за десять дней успел посмотреть только пять дел - три из них это были журналы боевых действий 197-го Лесного пехотного полка за 1915–1916 годы. Мы сейчас занимаемся его реконструкцией. Из пяти дел только три я успел изучить за десять дней.

В 1990-е годы выходило очень много сборников по Советско-финской войне, по Польской кампании 1919–1921 гг., по Великой Отечественной войне. В наше время люди пишут книжки, чтобы на этом заработать и собирают друг у друга информацию, ссылаются на источник из интернета. Конечно, хочется более точных данных, а это требует кропотливой работы, не всегда хватает времени на поиски. Тогда мы привлекаем интересующихся студентов для изучения архивов и поисков данных».


«Музеи и архивы, с которыми мы давно сотрудничаем, охотно идут нам навстречу. Бывают, конечно, разные ситуации. В Центральном музее связи имени А. С. Попова один реконструктор петровской эпохи попросился в фонды, и там совершенно случайно исчезли оригинальные пуговицы с камзола. Может, это и не он, может, их и не было. Например, часто заказываешь опись, а там целой коробки с чертежами нет, она пропала ещё при транспортировке.

Высшая стадия реконструкции для нас - это поход.

В праздники или большие выходные мы собираемся, оставляем всё гражданское, берём всё для реконструкции с собой, вплоть до нижнего белья. Сухпайки - брикетированные концентраты гороха и гречки, их выпускают ещё с войны. У нас такие пайки начали выпускать по итогам Советско-финской войны, армию снабжали продуктами неважно, поставка была такая, что должны были доставлять свежий хлеб, а морозы сильные, пока подвода на лошадках по заснеженным разбитым дорогам с хлебом доедет, его уже есть нельзя. Поэтому в армии вернулись к царским сухарям и стали делать концентраты.

На местах боёв, например в Карелии, посмотреть на военную реконструкцию приезжает очень много людей. В окрестностях города Суоярви, на 30-м километре шоссе Суоярви-Лоймола, ежегодно проходит военно-историческая реконструкция «Карельские рубежи. Суоярви», посвящённая годовщине окончания Советско-финской (Зимней) войны. Реконструкция событий проходит на историческом месте, рубеже Кола, именно в тех местах, где зимой 1940-го года РККА и финская армия вели ожесточенные бои. Большие потери были с обеих сторон - и русской, и финской.

Люди туда приезжают каждый год в марте, там в это время морозы до –20. Самое интересное, что собирается тысяча человек и больше, не только русские, но и финны. В прошлом году с финской стороны были финские военные в отставке, наши ребята выдали им форму».

Участник военной реконструкции, посвященной Советско-финской (Зимней) войне, Ленинградская область, Россия

«Главная проблема - это материалы. Для нас имеет значение даже толщина ниток, хотя зритель часто не видит разницы. Например, есть такой шлем СШ36 - это шлем образца 1936 года, с гребешком. Он ещё называется «халхинголка». Люди, которые не знают, спрашивают, что это вы фашистскую каску надели?

Или, например, знаменитый наш Пистолет-пулемёт Судаева (ППС). Кто не разбирается, говорит, что это Шмайсер (немецкий травматический пистолет).

А вот когда человек приходит и говорит: «Ничего себе, это у вас СВТ-38! (самозарядные и автоматические винтовки системы Токарева)», вот такой человек понимает, что это такое.

Технику мы сами реконструируем, сейчас, например, собираемся делать аэросани, уже нашли чертежи. И всё это по крупицам собирается.

Чертежи бронеавтомобилей наши ребята достали в Самарском центральном техническом архиве. Там нашли заводские чертежи аэросаней со всеми печатями.

Когда мы восстанавливали бронеавтомобиль Б-64-Б, использовали фотографии с Абердинского испытательного полигона в США. Очень подробно отснято. Шины к нему покупали в США, от американского армейского автомобиля повышенной проходимости времён Второй мировой войны Willys MB. Переправляли через друзей - из Америки их доставили в Голландию, потом в Финляндию, а оттуда мы съездили и забрали. Восстановление машины заняло три года».


Студенты Санкт-Петербургского Политехнического университета на лекции, Санкт-Петербург, Россия

«Специализированных баз для хранения восстановленной военной техники и формы у нас нет. Одни участники реконструкций хранят вещи дома или на даче, кто-то на работе. Многое мы храним в мастерских Санкт-Петербургского Политехнического университета. У ребят, которые там работают, учатся, очень серьёзное отношение к патриотизму. На базе университета есть свой музей военной техники. Многие учащиеся ездят к ветеранам, в мастерских при университете собирают модели времён Второй мировой войны. Большая часть нашей организации – это бывшие студенты Политехнического университета.

Во время Великой Отечественной войны студенты и преподаватели Санкт-Петербургского Политехнического университета вошли в состав дивизии народного ополчения Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Каждый год студенты и преподаватели ездят на гору в д. Сяндеба, места боевой славы, где дивизия приняла бой и понесла тяжёлые потери. Часть укреплений восстановлена реконструкторами и студентами университета».


«Нашу организацию никто не финансирует. У нас всё на общественных началах, нет обязанностей в приказном порядке, только чувство долга. Нас привлекают к историческим военным фильмам. В фильме «Сталинград» режиссёра Фёдора Бондарчука снималось 200 человек реконструкторов и около 150 человек массовки.

В 2012 году президентом Российской Федерации был подписан указ о создании Российского военно-исторического общества (РВИО). Теперь можно участвовать в конкурсах на проведение исторических мероприятий. Организация, которая сможет наиболее интересно представить свой проект, получает финансирование и поддержку от РВИО.

Кроме РВИО есть администрации городов, комитеты по работе с молодёжью, и все они проводят разные конкурсы. Объявляют тендеры на проведение мероприятий. Как правило, в администрациях есть энтузиасты, которым не безразлично историческое прошлое.

В одном мероприятии может принимать участие разное количество участников. Если администрация предлагает нам для проведения футбольное поле, то там мало места для реконструкции. Как правило, это платные мероприятия, и мы стараемся в них не участвовать.

Официально в нашей организации состоит около 250 человек.

Нам подают заявки, мы рассматриваем. Важно соответствие военной формы участника и немаловажный фактор - отношение к алкоголю. У нас на мероприятиях совершенно запрещено употребление спиртных напитков. После окончания реконструкции, пожалуйста, это личное дело каждого.

Клубов военной реконструкции много, они все разного качества, с разными целями. Жёсткого реестра клубов военной реконструкции нет. Мы дружим с клубами Москвы, Волгограда, Калининграда, Белоруссии. Везде есть два лагеря – клубы, которые точно и неукоснительно тащат лямку исторической точности и те клубы, которые допускают некоторые вольности. Некоторые могут выйти на начало войны в погонах, которых тогда ещё не было, или в брежневской шапке».

Квартира-мастерская Дмитрия Колышева - лучшего мастера по пошиву военной формы в Санкт-Петербурге. Представлен образец формы Лейб-гвардии Преображенского полка, Дмитрий отшивал их в качестве образцов для президентского полка в Кремле Николай Шокин

«Всегда встаёт вопрос точности копийности. У нас все детали родные, оригинальные - двигатель, мосты, коробка передач, только бензонасос пока ещё не удалось нам восстановить. В нашем клубе историчность стоит на первом месте. От предметов одежды до крупных вещей стараемся соответствовать.

У нас лет десять был провал по флоту из-за отсутствия оригинальных тканей, а теперь благодаря Белоруссии наладили производство тканей.

Знаменитый мастер по пошиву военных головных уборов Александр Баллай даже имеет свою печать. Для многих реконструкторов это означает высокое качество и гарантия историчности. Некоторые мастера принципиально не будут шить из неправильной ткани».


«Дело в том, что у нас нет правовой базы. Мы уже давно хотим предложить юридический статус. Ни один закон не говорит, кто такой реконструктор, какие у него права. В своё время у казачества была такая проблема. Наши макеты мы сдаём на экспертизу в полицию, чтобы они подтвердили, что мы не можем использовать их в качестве боевого оружия.

Заряды делают специальные пиротехники, у которых есть лицензия, или с Ленфильма приглашаем ребят, работающих с пиротехникой. Как, например, делается граната: берётся промышленная петарда, помещается в промышленный корпус, красится, чтобы издалека это казалось гранатой, бросается и взрывается.

В руках у нас у всех оригинальные изделия, но они выведены из боевого состояния, чтобы не причинить ни себе, ни окружающим повреждений. Эффект выстрела виден, но причинить вреда он не может.

Есть семьи, где все занимаются реконструкцией. Одежда пошита на всех членов семьи, на все эпохи, они вместе выезжают на мероприятия. Дети допускаются не везде, там, где много стрельбы - запрещено. Только если это реконструкция, как гражданское население покидает город».

Семья Николая Шокина (слева направо): Николай Шокин, сын Владислав, жена Елена, дочь Ульяна.
Санкт-Петербург, Россия

«У меня двое детей. Мой сын занимается парусным спортом в Академии парусного спорта, летом у него тренировки 6 дней в неделю, зимой пять раз. Дочка совсем маленькая, ходит в садик. Жена переводчик с итальянского языка. Мы не выпускаем детей в бой, пока им не исполнится 18 лет.

Моя супруга относится с пониманием к моему увлечению военной реконструкцией. Кто-то любит рыбалку, охоту, употребляет горячительные напитки. Моё хобби достаточно безобидно, единственное, бывает, что я пропадаю на несколько дней из дома».

Ввведение - 2

I. Последние мирные дни. - 2

II. Подготовка к нападению. - 3

III. На пути к Ленинграду. Блокада. - 4

IV. Проблемы блокады. - 6

V. Дорога жизни. - 8

VI. Долгожданная пора. - 8

Заключение - 10

Список используемой литературы - 11

Ведение.

Город Ленинград носит имя великого вождя - В.И.Ленина. Здесь началась Великая Октябрьская социалистическая революция.

Ленинград – крупнейший промышленный, научный и культур-ный центр нашей страны. Это один из красивейших городов ми-ра. За революционные, боевые и трудовые заслуги Ленинград на-граждён двумя орденами В. И. Ленина, орденом Октябрьской Рево-люции, орденом Красного Знамени. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почётное зва-ние «Город – герой» и вручена медаль «Золотая Звезда».

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные тради-ции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной ди-рективы немецкого военно – морского штаба «О будущности Петер-бурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обст-рела из артиллерии всех калибров и непрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет в заинте-рисованности в сохранении хотя бы части населения этого боль-шого города.»

Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолётов.

Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия белофин –нов, «Голубая дивизия» из фашисткой Испании, легионеры Нидер-ландов, Голландии, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз. В помощь советским войнам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.

I.Последние мирные дни.

Что же собой представляли те бесконечно долгие 900 дней?

Еще в декабре 1940 года наша разведчица сообщила, что у норвежско- финлядской границы сосредоточено около 60 тысяч немецких солдат. Она прямо предупреждала: «Нападение должно быть весной на Ленинград. Будьте на страже». Тогда же стало известно, что в оккупационных фашистских войсках на севере Европы изучают русский язык. В Финляндии строились дороги, ведущие к советской границе, в приграничных районах была создана запретная зона, закрыт свободный въезд в портовые города, на побережье Ботнического залива, а с 10 июня началась эвакуация населения из приграничных районов, скрытно приступили к мобилизации и переброске войск к советской границе.

Последние дни чрезвычайно подозрительно вели себя немцы, по разным причинам оказавшиеся в Ленинграде. В частности, немецкие торговые суда снимались с якоря, не закончив погрузки.

Тихая, белая ночь на 22 июня таила коварные, неожиданные опасности не только там, у ближайшей к Ленинграду сухопутной государственной границы. Вот несколько взятых из разных источников сообщений.

3 час. 20 мин. Летчики Шавров и Бойко, патрулировавшие на подступах к Ленинграду, отогнали звено «Мессершмиттов-110», которые пытались обстрелять один из наших аэродромов.

3 час. 30 мин. На подходах к Кронштадту фашистский самолет обстрелял пароход «Луга».

3 час. 45 мин. 12 иностранных самолетов сбросили магнитные мины на кронштадтском рейде.

И город приступил к выбору и рекогносцировке возможных оборонительных рубежей между Псковом и Ленинградом. Привлечены к работе свободные войска и, главное, местное население.

II.Подготовка к нападению.

Складывалась чрезвычайно тяжелая обстановка.

Границы Восточной Пруссии пересекла группа армий «Север»: 16-я, 18-я армии и 4-я танковая группа – всего 29 дивизий. Поддерживал их 1-й воздушный флот. Эта группировка должна была захватить Прибалтику, наши балтийские порты, включая Кронштадт и Ленинград, лишив тем самым Балтийский флот всех его опорных баз. Этим преследовалась чисто военная, стратегическая цель. Была и политическая. Гитлер посчитал необходимым специально разъяснить, что в итоге осуществления этого плана у Советского Союза «будет утрачен один из символов революции, являвшийся наиболее важным для русского народа на протяжении последних 24 лет, и что дух славянского народа в результате тяжелого воздействия боев будет серьезно подорван, а с падением Ленинграда может наступить полная катастрофа».

Бои в Прибалтике были ожесточенными, но гитлеровцы обладали подавляющим превосходством в силах и стремительно продвигались вперед. Все члены Военного Совета согласились, что немедленно нужно приступить к мобилизации населения на оборонные работы. 27 июня было приостановлено строительство ленинградского метрополитена, свернуто строительство гидроэлектростанций: рабочие, инженеры, техники, машины, материалы – все передавалось военным организациям. К работам привлекались мужчины в возрасте от 16 до 50 лет и женщины от 16 до 45 лет. В строительных трестах, на многих других предприятиях налаживали изготовление башенных орудийных установок, броневых и сборных железобетонных сооружений, огневых точек, противотанковых надолб, колючей проволоки, мин и т.п. В ход пошли запасы брони на кораблестроительных заводах: в короткий срок военно- морские инженеры сконструировали до 20 типов различных броневых точек, монтировали их нередко под огнем противника.

На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводахи фабриках – отряды по охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.

III.На пути к Ленинграду. Блокада.

Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

21 октября 1941 года молодежная газета «Смена» опубликовала наказ Ленинградского обкома и горкома ВЛКСМ «К пионерам и школьникам Ленинграда» с призывом быть активными участниками обороны Ленинграда.

Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками.

Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок.

Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.

Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги. Дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов выступали перед ними с концертами.

Наравне со взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

В помощь нашим чекистам были созданы специальные комсомольско- пионерские группы разведчиков и связистов. Во время воздушных налетов они выслеживали вражеских агентов, которые с помощью ракет показывали немецким летчикам цели для бомбометания. Такого агента обнаружили на улице Дзержинского ученики 6-го класса Петя Семенов и Алеша Виноградов. Благодаря ребятам чекисты его задержали.

За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены – 7143. Третья часть жилья была уничтожена.

В итоге жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Война в своем грозном и смертном обличье пришла теперь и на Ленинградские улицы. Первые бомбардировки города приходятся на 6 и 8 сентября. Заполыхало пламя пожаров, горели бадаевские продовольственные склады, серьезно повредило главную водопроводную станцию.

Артиллерийские разрывы на улицах тоже стали страшной, невероятной обыденностью, к которой люди все-таки привыкали, как к чему-то неизбежному и неустранимому: надо беречься, надо знать, по какой стороне улицы идти, успеть лечь, укрыться, вот собственно и все, что ты можешь сделать, а там уж как будет – война…

Враг нагнетал напряжение, страх, стараясь посеять панику, сломить, потрясти слабых, поколебать душу и волю сильных. Фашистские газеты и радио на весь мир трубили о «прогрессирующем» окружении Ленинграда. Судьба Ленинграда считалась решенной, Гитлер не сомневался, что город падет в самом скором времени.

Примерно на 400 километров растянулись оборонительные линии, на которых наши войска противостояли группе армий «Север», но Жуков понял, что все сейчас сошлось на этом отрезке фронта. От Лигова и Урицка до Пулкова, по шоссе машина проскакивает его за каких-нибудь полчаса. Главные силы гитлеровцы выставили против Пулкова, Лигова, Урицка. Стоявшие там два орудия с «Авроры» до последней минуты крушили фашистские танки; увидев себя в окружении врагов, оставшиеся в живых краснофлотцы одного из расчетов укрылись в пороховом погребе и, когда гитлеровцы приблизились к ним, взорвали порох. У другого орудия завязалась рукопашная схватка, пятерых артиллеристов, получивших тяжелые раны, гитлеровцы схватили, в дикой злобе тут же облили их бензином и сожгли.

8 ноября гитлеровцы с боем овладели Тихвином. Сообщение о взятии Тихвина берлинское радио передавало каждые 30 минут на протяжении целого дня; целый день над Германией гремели бравурные марши. Выступая 8 ноября в Мюнхене, Гитлер захлебывался от дикой радости:

Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью.

Речь Гитлера, к несчастью, не была пустой угрозой. Положение ленинградцев, действительно, резко ухудшилось.

IV. Проблемы блокады.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим, заводов и фабрик – сырьем и топливом.

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли и их в пищу.

Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-«буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

«Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину, заслуженную учительницу РСФСР, - вспоминает Ольга Николаевна Тюлева, - было ей уже за 60 лет. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу. Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком».

V. Дорога жизни.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога, Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку.

Ей было 18 лет. За рулем грузового автомобиля она везла в составе колонны помощь ленинградцам. По Дороге жизни в основном ездили по ночам, без включенных фар. Было холодно, но закрывать дверцу кабины не разрешалось, чтобы, в случае необходимости, можно было выпрыгнуть. Лед был тонкий, хотя постоянно заливали водой. Постоянные бомбежки разбивали лед. Машины уходили под лед, срочно приходилось перегружать, брать чужой груз. Двигались медленно, без паники, без лишнего шума. На подножке с фонарем в руке стоял сопровождающий, указывая дорогу водителю и обозначая дистанцию. Но услугами сопровождающих пользовались только новички. Обратно вывозили раненых и детей. Перегружались на станции, днем немного отдыхали и снова в обратный путь…Так ее командировка, начавшаяся с уральской помощи блокадному Ленинграду продолжалась до конца зимнего сезона, пока на Ладоге стоял лед. Говорить о тех днях она спокойно не может, мешают слезы. Особенно трудны воспоминания о детях: голодных, легких как пушинки, с землистым цветом лица, провалившимися глазами, беспомощных и доверчивых. Потому, наверное, она и пришла в семью, где после смерти матери остались пять сирот (старшей 11 лет, а младшему 2 года) и заменила им достойно родную мать.

VI. Долгожданная пора.

Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг – эпидемия. На нее очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город. Нелегко было работать голодным, измученным людям. Но город был полностью очищен.

В то лето в Ленинграде каждая полоска земли в парках, скверах, на пустырях была вскопана и засеяна. Изголодавшимся за зиму, больным цингой ленинградцам были крайне необходимы витамины. А дать их, кроме овощей, могли и дикорастущие съедобные травы, ягоды и грибы. Школьники собирали их в городских парках и в пригородах, не занятых врагом.

18 июня вступил в строй нефтепровод. Ежесуточная мощность которого скоро достигла 435 тонн. Одновременно во Всеволожском и Парголовском районах, ставших, как их называли, блокадной «кочегаркой», развертывалась добыча торфа. Заготовлялись и дрова, использовались все возможности для пополнения топливных ресурсов.

Поскольку не исключалось, что гитлеровцы попытаются штурмовать город, с ранней весны возобновилось строительство укреплений и в самом Ленинграде, и в прифронтовой полосе: к концу 1942 года город располагал 110 мощными узлами обороны, протяженность одних только уличных баррикад превысила 35 километров, неприкосновенного запаса боеприпасов, бензина и продовольствия хватило бы на 30 суток непрерывных уличных боев.

К сентябрю 1942 года промышленность города возобновила выпуск почти всех образцов военной техники, которые она поставляла фронту в первые месяцы войны, и взялась за освоение ряда новых видов продукции. В частности, первым в стране стал налаживать производство пистолета- пулемета системы Судаева. Осажденный, блокированный, все еще полуголодный Ленинград, накапливая силы для сокрушения осаждающий его армий, одновременно возвращался к привычной для него роли одного из крупнейших центров оборонной промышленности.

С осени началась подготовка к операции «Искра». Час наступления близился, но зима запаздывала, первые машины пошли через Ладогу только в конце декабря. А как переправлять через Неву танки?

12 января. 9.30. Вот она, минута, которой так ждали! Небо над Невой прорезали огненные полосы залпа 14 дивизионов гвардейских минометов – «катюш». Грянула артиллерия: с правого берега Невы около 1900 орудий и крупнокалиберных минометов – по 144 на километр прорыва и 2100 с Волховской стороны – по 160 на километр. Шли упорные бои. И только через две недели, в ночь на 6 февраля, по проложенной в рекордно короткий срок железной дороге Шлиссельбург – Поляны прошли первые поезда. Фашисты еще просматривали с Синявинских высот коридор, пробитый в блокадном кольце, яростно, с остервенением обстреливали буквально каждый шедший по новой дороге поезд, но сухопутная связь осажденного города с Большой землей все равно уже была восстановлена.

Заключение.

Ленинград.

По-разному и о разном рассказывают его монументы и памятники, названия улиц, площадей, набережных. Многие из них подобны шрамам, оставшимся от суровых испытаний и кровопролитных сражений. События того времени отодвинулись от нас на десятилетия, у детей родившихся после войны, давно свои дети, растет второе поколение, для которого ленинградская блокада – это книги, кинофильмы, рассказы старших. Время, однако, не гасит живого чувства человеческой благодарности к тем, кто жизнью своей преградил путь в город фашистским полчищам. Рассекая

небо, поднялся на въезде в город, в его южных парадных воротах, четырехгранный обелиск, по сторонам которого, как современники наши, наших внуков и правнуков, застыли бронзовые фигуры героических участников легендарной обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; сотни тысяч советских людей своим трудом или своими средствами приняли участие в его сооружении. Превратилось в 220- километровый пояс Славы, оделось в гранит и бетон монументов, мемориалов огненное, несжимаемое кольцо блокады: у Пулкова и Ям- Ижоры, у Колпина, на Пулковских высотах, в районе Лигова и бывшего Урицка, по границам Ораниенбаумского «пятачка», на Невском «пятачке» застыли, подобно бессмертным часовым, в почетном карауле обелиски, стелы, памятные знаки, скульптуры, вознесенные на пьедесталы орудия и боевые машины. Вдоль Дороги жизни от Ленинграда до Ладожского берега выстроились памятные путевые столбы. Вечные огни пылают на Пискаревском и Серафимовском кладбищах.

Годы идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг. Каждое новое поколение стремиться отдать свою дань преклонения перед легендарным подвигом ленинградцев, которые стояли насмерть в самом точном, буквальным значением этих слов; смерть они безоговорочно предпочитали бесславью рабству.

Гитлеровцам не удалось захватить Ленинград ни с ходу, ни штурмом, ни осадой и измором. Долгих 29 месяцев они вели ожесточённую, кровопролитную битву с городом, который по своему вкладу в общую борьбу сравнялся с фронтом. Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем не сравнимые потери, но не сдались. Город-фронт не просто выстоял. В этой беспримерной схватке были разгромлены блокировавшие его войска. Серьёзно подорванным в итоге оказался дух самих гитлеровцев, населения Германии, её сателлитов. На Пискарёвском мемориальном кладбище захоронено около 470 тысяч ленинградцев (на 1980 год). Мужчины, женщины, дети… Они тоже хотели жить, но они не могли представить себе жизни в неволе, под пятой врага, они считали себя не вправе отступить с рубежей, завоёванных Октябрём. И они умирали во имя и ради будущего, которое стало сегодня нашим счастьем.

Список литературы:

1.Михайлов В.В. Ленинград: Героическая оборона города в 1941- 1944 гг. – М.: Политиздат, 1980. (Города-герои).

2.Чероков В.С. Для тебя, Ленинград. – М.: Воениздат, 1978.

3.А. Блатин. Вечный огонь Ленинграда. М.: Издательство «Советская Россия», 1976.

4.Иноземцев И.Г. Под крылом – Ленинград. М.: Воениздат, 1978.


Город-герой
Даты указов
1. 08.05.1965

Санкт-Петербург (с 18 августа 1914 по 26 января 1924 - Петроград; с 26 января 1924 по 6 сентября 1991 - ) - город федерального значения на северо-западе Российской Федерации, важнейший после Москвы экономический, промышленный, научный и культурный центр, крупный транспортный узел. Административный центр Ленинградской области и Северо-Западного федерального округа, центр Санкт-Петербургской городской агломерации.

Город основан 16 (27) мая 1703 года Петром I. Этим днём датируется закладка царём-реформатором Петропавловской крепости - первого здания города в устье реки Невы на Заячьем острове.

Новая крепость своими орудиями должна была перекрывать фарватеры по двум наиболее крупным рукавам дельты реки - Неве и Большой Невке. В следующем, 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин была основана крепость Кронштадт.

До закладки Петропавловской крепости на территории современного города располагались, например, такие поселения, как Автово, Стрельна и Ниеншанц. Последнее находилось при впадении в Неву реки Охты и было (по правому берегу Невы) окружено посадом - поселениями людей, обслуживавших нужды крепости.

Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу. Здесь, на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости, был основан первый торговый порт Санкт-Петербурга.

С 1712 по 1918 год город являлся столицей Российской империи (за вычетом времени правления Петра II, когда статус столицы в 1728-1732 годах ненадолго вернулся к Москве) и резиденцией Российских императоров.

В 1719 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России публичный музей - Кунсткамера, в 1724 году основана Петербургская академия наук, первая российская газета также начала выпускаться здесь.

В Санкт-Петербурге произошло декабрьское восстание 1825 года. В 1837 году была открыта первая российская железная дорога Санкт-Петербург - Царское Село (ныне город Пушкин). Здесь начались Первая русская революция 1905-1907 годов, Февральская и Великая Октябрьская социалистическая революции 1917 года.

В годы Великой Отечественной войны город выдержал более чем двухлетнюю блокаду немецко-фашистскими войсками.

Военно-политическое руководство нацистской Германии намеревалось стереть Ленинград с лица земли, истребить население и тем самым ликвидировать «колыбель пролетарской революции».

Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 года. Враг имел превосходство над советскими войсками по личному составу в 2,4 раза, орудиям - в 4, миномётам - в 5,8, танкам - в 1,2, самолётам - в 9,8 раза, но ему не удалось сходу ворваться в Ленинград.

8 сентября 1941 года противник захватил Шлиссельбург. Ленинград был отрезан от Большой земли. Началась блокада города на Неве, которая продлилась 872 дня.

Ленинградцы, как и все советские люди, вместе с воинами Красной Армии поднялись на защиту своей Родины, своего города: создали армию народного ополчения численностью 130 тысяч человек. Тысячи ленинградцев вступили в партизанские отряды. Свыше 500 тысяч жителей возводили оборонительные рубежи. В городе было построено свыше 4 тысяч дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. С 4 сентября 1941 года начались массированные бомбардировки и обстрелы города. За период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено 102 520 зажигательных и 4655 фугасных авиабомб. Из строя было выведено 840 промышленных предприятий, более 10 тысяч жилых зданий.

С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать по продовольственным карточкам 250 граммов хлеба в день, все остальные - по 125 граммов. В городе начался голод. За время блокады умерло свыше 640 тысяч ленинградцев.

В тяжёлых условиях зимы 1941/1942 годов по льду Ладожского озера стала действовать военно-автомобильная Дорога жизни. В первую блокадную зиму по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов, что несколько улучшило снабжение города продуктами и вооружением.

Трудящиеся города за время блокады изготовили и отремонтировали 2 тысячи танков, полторы тысячи самолётов, тысячи морских и полевых орудий, изготовили 225 тысяч автоматов, 12 тысяч миномётов, свыше 10 миллионов снарядов и мин. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. Между Ладожским озером и линией фронта был образован коридор шириной 8-11 километров, а через 17 суток по нему были проложены железная и автомобильная дороги.

Расчёты немецко-фашистского командования на захват города провалились. В январе 1944 года героическими усилиями войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями блокада была окончательно разбита.

За проявленные отвагу и геройство защитников города 486 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе восемь человек - дважды. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями.

Указом Президиума Верховного Союза СССР от 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждены около 1,5 миллиона человек. Девятисотдневная защита осаждённого города - легендарная повесть мужества, вызвавшая удивление и восхищение современников, навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1945 года за мужество и отвагу в условиях блокады и борьбы против фашистских захватчиков город Ленинград награждён орденом Ленина.

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне - рубрика Первого канала о городах-героях. И сегодня - одна из самых трагических страниц военной летописи: блокада Ленинграда.

872 дня жестокой осады, голода, воздушных и артиллерийских ударов. Фашисты решили стереть город с лица земли, но Ленинград не сдавался. Каждый день борьбы за жизнь стал героическим.

От этих звуков многие ленинградцы до сих пор вздрагивают. Хотя, казалось бы, обычный метроном. Под него разучивают музыкальные пьесы. До войны кто бы мог подумать, что эти щелчки станут сигналами воздушной атаки? Быстрый темп - начало, медленный - отбой.

Блокада началась 8 сентября 1941 года. В этот день немецкие части захватили станцию Мга. Через нее проходила последняя железнодорожная ветка, соединявшая Ленинград с большой землей. Фашисты вышли к Неве, а финские войска, союзные Гитлеру, блокировали город с севера. Бомбардировки были и до этого, но 8 и 10 сентября немцы били целенаправленно в Бадаевские склады.

"Очень сильная бомбежка была. На Васильевском острове, там была коммунальная квартира, мы с подружкой стояли на окне, и видно было пламя, как горели Бадаевские склады. Вот такое пламя было", - вспоминает блокадница, боец МПВО Инна Стрельникова.

Товарные склады имени наркома пищевой промышленности Бадаева использовались, как стратегическое хранилище продовольствия. После их уничтожения стало понятно, что Ленинград продержится от силы пару месяцев. Население города к тому моменту составляло около двух с половиной миллионов, плюс десятки тысяч беженцев из окрестных сёл и городов. Кроме того, нужно было кормить войска Ленинградского фронта. Нормы выдачи продуктов немедленно снизили. И в течение месяца паёк сокращали еще дважды. В результате к декабрю служащие и дети стали получать по 125 граммов хлеба, 250 – рабочие, солдаты - 300.

"Давали жмых. Не хлеб, хлеба не было. Вот давали, его - в карман. Пососешь, и всё. Вся хвоя елей съедена нами была. Остались только стволы, макушки. 150 метров от фашистов – колючая проволока. Вешали они буханки хлеба. Вешали банки консервов. И в рупор: русские, сдавайтесь!" - рассказывает ветеран Великой Отечественной войны, участник обороны Ленинграда Иван Соколов.

Это было планомерное умерщвление людей. Голодом. Вот доказательство - директива начальника штаба военно-морских сил Германии, опубликованная после Нюрнбергского процесса. № 1601 от 1941 года: "…Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. Существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если… будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты…"

Финский президент Ристо Рюти тоже призывал ликвидировать Ленинград. Тогда эти планы еще были засекречены, но если бы о них и узнали, город всё равно бы не сдался!

В знаменитой "Блокадной книге" писатели Алесь Адамович и Даниил Гранин собрали воспоминания ленинградцев. Пятьсот страниц интервью, документов и дневников, где о страшных блокадных днях вспоминают даже те, кто не выжил. И ни одного слова о капитуляции. Для блокадников мысль об этом оскорбительная даже сейчас, 70 лет спустя. Ведь в городе за 872 дня блокады умерло около полутора миллионов жителей, из них только 3% от бомбежек, остальные - от голода.

"Тишина. Город лишился звуков. Только стук метронома. Безмолвные длинные очереди в булочные за хлебом. Трупы на улицах лежали. В подъездах, потому что их не могли убрать. Город был уже без собак, без кошек, без птиц, даже зимних птиц никаких не было", - рассказывает писатель Даниил Гранин.

И в то же время, блокадники проявляли невероятную человечность – жертвовали собой, работали, спасали других. В марте 1942 года на уборку вышел весь город. Ленинградцы, еле державшиеся на ногах, скалывали замерзшие нечистоты и убирали тела умерших людей, очищая свои улицы и дворы. Так удалось избежать эпидемии. Страдающие дистрофией люди шли в отряды народного ополчения. На фронт просились даже незрячие!

"14 января 1942 года двенадцать абсолютно незрячих людей, на языке медицинском – тотально слепых, были призваны в части Красной Армии в войска ПВО. И служили в звании сержантов "слухачами", - рассказывает ведущий специалист Народного музея истории СПб РО ВОС Олег Зинченко.

Сутками слепые сержанты с помощью специальных звукоулавливателей слушали небо и предупреждали об авиа-налете. Причем, могли различить даже тип самолета и его загруженность. Это они корректировали ритм ленинградского метронома.

Когда замерзла Ладога, ленинградцы проложили по озеру ледовую трассу, получившую название Дороги Жизни. По ней эвакуировали людей и доставляли продовольствие. Сразу после этого паёк пусть ненамного, но увеличили.

Кировский завод не останавливался на протяжении всей блокады. Фронт проходил в четырех километрах от цехов, но даже под обстрелами рабочие выпускали танки и снаряды.

Ученые придумывали суррогатные продукты: из древесины делали дрожжи, из еловой хвои - витамины, из водорослей - желе. 28 сотрудников Института растениеводства умерли от голода, но спасли несколько тонн уникальных зерновых культур. Национальная библиотека, театр, филармония – работали. Знаменитая Седьмая симфония была написана Шостаковичем в блокадном Ленинграде.

Советские войска не прекращали попыток прорвать окружение. "Невский пятачок" – крошечный плацдарм на берегу Невы – наши солдаты, несмотря на чудовищные потери, удерживали все дни блокады. И в январе 1943 года в этом месте вражеское кольцо, наконец, было прорвано. А спустя год в результате операции "Январский гром" войска Ленинградского и Волховского фронтов отбросили врага на 100 километров, и блокада Ленинграда была полностью снята.