Рерих его картина лисенок полное название. Рерих николай константинович

все Sancta (составлена в 1922 г.) Альбом голов птиц С.-Петербургской губернии (Album No. 2384). Бумага, карандаш. 11.7 х 17.2 см. ГТГ, № 2384 Альбом рисунков "Аризона и Нью-Мексико". 1921 (не авт. серия) Альбом рисунков "Монхиган" I (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Альбом рисунков "Монхиган" II (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Альбом рисунков (Album No. 2385). Бумага, карандаш. 12,1 х 19,3 см. ГТГ, № 2385 арх. гр. (не авт. серия) Альбом рисунков (Album of drawings). Бумага, карандаш. Размер альбома 8 х 12.5 см.; размер листа 7.2 х 11.8 см. (не авт.... Альбом рисунков в холщёвом переплёте (Album No. 2381). 1890-е. Бумага, техника разная. 12,5 х 17 см. ГТГ, № 2381 (не авт... Альбом с карандашными набросками. Санта-Фе (не авт. серия) Альбом с наклеенными рисунками (Album No. 2383). ГТГ, арх. гр., № 2383. Размер альбома 21,4 х 31,6 см. (1890-е годы) (не... Альбом с натурными зарисовками, рисунками и путевыми записями. Бумага, карандаш, чернила. Обложка 8.2 х 12.7 см.; листы... Альбом «Кулута» (не авт. серия) Альбом-папка в синем картонном переплёте с наклеенными рисунками (Album No. 2382). 1893-95. Размер листа: 27 х 36, 5 см.... Археологические рисунки (не авт. серия) Ашрамы (составлена в 1931) Богатырский фриз (составлена в 1909-1910) Внутренняя роспись храма Сошествия Святого Духа во Флёново (около Талашкино) (не авт. название) Гималаи (составлена в 1924 г.; картины других лет не могут принадлежать серии) Гималаи. Листы альбома Гималайские листы I (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Гималайские листы II (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Горная сюита (составлена в 1925) Горы. Альбомные листы (составлена в 1932) Его Страна (составлена в 1924 г.) Замки Гесер-хана (не авт.(?) серия) Знамена Востока (в 1924 г. наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925) Извара. Серия рисунков (не авт. название) Иллюстрации к "Литературному сборнику произведений студентов Императорского СПБ. Университета". 1896 (не авт. название) Иллюстрации к книге «Летописный и лицевой изборник дома Романовых» (не авт. название) Иллюстрации к произведениям М. Метерлинка (М. Метерлинк, сочинения. Изд. М.В. Пирожкова. СПб., 1906-1907) (не авт. назва... Кавказские этюды (составлена в 1913) Каменный век. Север (фриз для майолики) (составлена в 1904) Карельская сюита (составлена в 1917) Карельские листы (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Карельский альбом (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Книжка рисунков (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Кулу (составлена в 1928-1930 гг.) Кулута (составлена в 1931 г.) Ладога (не авт. серия) Лахуль (серия автором упоминалась, но в нее причисляют слишком много картин) Летние этюды (1902) Летние этюды (1905) Листы "Кулу" I (1929) (не авт. серия) Листы "Кулу" II (1929-1931) (не авт. серия) Листы "Кулу" III (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" IV (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" V (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" VI (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Ладакх" (составлена в 1925 г.) (не авт. серия) Листы альбома. 1914–1916 (не авт. серия) Листы из альбома "Северные русские пейзажи" (1917-1918) (не авт. серия) Листы книжки рисунков (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Майтрейя (составлена в 1925) Мессия (составлена в 1923) Монхиган (составлена в 1922 г.) Начало Руси. Славяне (и варяги) (задуманная автором, но не воплощенная серия) Озёра и Гильгитский путь (составлена в 1925 г.) Океан (составлена в 1922 г.) Оформление сборников стихов С.М. Городецкого (не авт. название) Панно для моленной виллы Л.С.Лившица в Ницце (составлена в 1914 г.) (не авт. название) Пермский иконостас (не авт. название) Пир-Панджал (составлена в 1925 г.) Ранние листы (около 1900 г.) (не авт. серия) Рисунки к рассказу Н.К. Рериха "Жальник" 1915 г. (не авт. название) Русская серия (не авт. серия) Сага о Вёлунде (составлена в 1917 г.) Святые горы (составлена в 1933 г.) Святыни и твердыни [Святилища и крепости] (составлена в 1925 г.) Север (Северная жизнь). Картоны для майоликовых фризов и фронтонов для дома бывшего страхового общества "Россия" в СПб. ... Сикким (составлена в 1924 г.) Сиккимский альбом (не авт. серия) Сказания Ирана (составлена в 1938) Сюита "Equus aeternus" [Серия "Вечные всадники"] (составлена в 1918 г.) Сюита "Heroica" ("Героическая серия") (составлена в 1917) Сюита "Сны мудрости" (составлена в 1920 г.) Сюита декоративных панно, исполненных для столовой в доме Бажанова в Петербурге (не авт. название) Тибетский альбом (не авт. серия) Тибетский путь (составлена в 1924) Три иллюстрации к "Руслану и Людмиле" (составлена в 1906) Финляндские этюды (составлена в 1907 г.) Чингис-хан (составлена в 1931 г.) Швейцария. Санкт-Мориц (составлена в 1923 г.) Эллада (составлена в 1893) Эскиз к не осуществленной постановке сюиты "Кикимора" А.К. Лядова (не авт. название) Эскизы для "Богатырского фриза" (составлена в 1908 г.) Эскизы для мозаик в церкви Святых Апостолов Петра и Павла "На пороховых заводах" (не авт. название) Эскизы для неосуществленных росписей и мозаик церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Пархомовка (не авт. название) Эскизы для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный" на сцене Свободного театра в Москве (не осуществ... Эскизы к "Индусской постановке" (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к "Сибирскому фризу" Эскизы к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского (не авт. название) Эскизы к драме "Фуенте Овехуна" Лопе де Вега (не авт. название) Эскизы к драме «Принцесса Мален» М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере "Скупой рыцарь" С.Рахманинова (не авт. название) Эскизы к опере «Борис Годунов» М.П.Мусоргского (не авт. название) Эскизы к опере «Валькирия» Р. Вагнера (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название) Эскизы к опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сестра Беатриса» А. А. Давидова, на сюжет пьесы М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова (постановка в Ковент-Гарден не осуществлена) (не авт. назв... Эскизы к опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (постановка 1912 года не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского (не авт. название) Эскизы к пьесе "Пер Гюнт" Г.Ибсена (постановка в МХТ в 1912) (не авт. название) Эскизы к пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» А. М. Ремизова (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Ночь на Лысой горе», фантазии М.П. Мусоргского (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Снегурочка», опере Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского (не авт. название) Эскизы к «Три волхва», полулитургической драме в одном действии Н.Н.Евреинова (не авт. название) Эскизы росписи церкви в Талашкине (не авт. название) Этюды из путешествий по России (составлена в 1903-1904) (не авт. название) Этюды из путешествия по Италии и Швейцарии (составлена в 1906 г.)

Х удожник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель - список амплуа Николая Рериха бесконечен. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее , Третьяковской галерее , Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.

Николай Рерих - «Поездка по старине»

Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге . Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, мать происходила из купеческой семьи. Мальчик получил превосходное образование: в восемь лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая.

Летние и зимние каникулы семья проводила в загородном поместье Извара в Петербургской области. Здесь юный Рерих собирал гербарий и минералы, изучал местных животных и птиц. Еще в детстве он начал заниматься археологией: вел раскопки, составлял карты рельефа, подробно описывал находки. В Изваре Николай Рерих познакомился с известным археологом Львом Ивановским и помогал ему в археологических исследованиях местных курганов.

Мальчик интересовался историей и эпосом изварской земли, с увлечением записывал былины, предания и народные сказы, которые слышал от местных жителей. Позже сюжеты этих сочинений легли в основу его картин. Впервые художественные способности мальчика заметил друг семьи – скульптор Михаил Микешин. Он стал первым учителем будущего художника.

Отец не поддерживал увлечения сына и хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Ослушаться родителей Николай Рерих не мог, поэтому после частной гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно юноша сдал экзамены и в Императорскую Академию художеств . Его первым крупным успехом стала дипломная картина «Гонец»: за нее Рерих получил звание художника. В 1897 году он окончил Академию художеств, а через год - университет.

Вся биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Интерес молодого исследователя с каждым годом только усиливался. Еще в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор. В 1903 году художник отправился в большое путешествие по России. Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины.

Николай Рерих. Заклятие земное. 1907. Государственный Русский Музей

Николай Рерих. Строят ладьи. 1903. Государственный Музей Востока

Николай Рерих. Дозор. 1905. Государственный Русский Музей

В путешествии родилась целая серия полотен - «Начало Руси, славяне». На них художник отразил свое мистическое представление о предках. В «поездке по старине» Рерих изучал корни русской культуры, фотографировал предметы старины, писал статьи о ценности древнерусского искусства.

«Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели еще отвести должное место, что заменит серые будни веселою, красивою жизнью».

Николай Рерих

Свое путешествие по древним русским городам Николай Рерих завершил в Талашкино - в имении мецената Марии Тенишевой . Здесь вместе с художниками Михаилом Врубелем , Александром Бенуа и Константином Коровиным Рерих восстанавливал техники древнерусских ремесел и традиции народных промыслов. В художественных мастерских он создавал эскизы для мозаики и росписи в старинных техниках. Одна из самых известных работ - декор в храме Святого Духа в Талашкине.

Художник, археолог, редактор и ученый

Талант Николая Рериха проявлялся в разных областях. Он работал редактором в журнале «Старые годы», в больших изданиях «История русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря и «Русская икона». Как археолог участвовал в раскопках курганов на территории Новгородской и Тверской губерний. Как художник создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и домов. Как декоратор оформлял оперные, балетные и драматические постановки, как мастер книжно-журнальной графики - различные издания.

Наряду с древнерусской темой в творчестве Николая Рериха стали появляться восточные мотивы. Он изучал философию Востока, коллекционировал предметы японского искусства, написал несколько очерков о Японии и Индии, создал картины на индийские мотивы - «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства», «Мудрость Ману».

Николай Рерих. Девассари Абунту. 1905

Николай Рерих. Девассари Абунту с птицами. 1905

Николай Рерих. Граница царства. 1916

В своем искусстве художник соединил реализм и символизм, уделяя большое внимание цвету. Он почти отказался от масла и перешел к темперной технике: много экспериментировал с составом красок, использовал метод накладывания одного тона на другой. Оригинальность его работ отмечали многие критики: с 1907 по 1918 год в России и Европе издали девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха.

В 1916 году из-за тяжелой болезни Николай Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались отрезаны от молодого СССР. За границей с успехом прошли несколько его выставок.

В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон. Здесь они стали членами оккультного Теософского общества. Николай Рерих и его жена Елена основали новое философское учение «Живая этика» - о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией.

Через год по приглашению директора Чикагского института искусств Николай Рерих с семьей переехал в США. В Америке он организовал масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании. В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.

«Мастер гор» Николай Рерих

В 1923 году Рерих покинул Америку и отправился в Париж, а затем - в Индию, где организовал масштабную Центрально-Азиатскую экспедицию. В это время он проводил археологические и этнографические исследования в разных частях Азии, изучал редкие манускрипты, собирал лингвистические материалы и произведения фольклора, описывал местные обычаи, написал книги «Сердце Азии», «Алтай - Гималаи». В эти годы художник создал около 500 полотен. На них отражалась живописная панорама экспедиционного маршрута.

Обширные научные материалы, которые собрали Рерихи во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. После поездки супруги основали в Нью-Йорке Институт гималайских исследований, а затем - институт «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет утренней звезды») в Гималаях, в долине Куллу.

В 1928 году Николай Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей - Пакт Рериха. Пакт стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением в этой сфере, которое было принято международным сообществом до Второй мировой войны. За него Рериха дважды номинировали на Нобелевскую премию мира , но он так и не получил ее.

С конца 1935 года Рерих постоянно жил в Индии. Этот период - один из самых плодотворных в его творчестве. За 12 лет он написал более тысячи картин. В это время вышли две новые книги Николая Рериха и несколько томов литературных очерков. В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы», за которые художественные критики называли Рериха «мастером гор».

Николай Рерих. Шамбала Дайк (Весть Шамбалы). 1931

Николай Рерих. Чинтамани. 1935-1936

Николай Рерих. Песнь о Шамбале. Тангла. 1943

В годы Второй мировой войны он вновь обратился в своем творчестве к теме родины и создал ряд картин, используя образы русской истории, - «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись».

Николай Рерих умер в 1947 году в Индии, в долине Кулу Гималайских гор.

Будущий ученик Махатмы Мории родился в Питере, в то время, когда в Российской империи вовсю кипела творческая деятельность и многие из поэтов, художников и писателей уже начали задаваться вопросами духовного поиска, расширяя границы своего творчества и вплетая в сюжеты элементы религиозных, мистических и прочих таинств. Атмосфера конца XIX века, пропитанная смесью вдохновения и тревожных предчувствий, сформировала в будущем художнике неукротимую тягу к постоянному развитию, а общение в кругах творческой интеллигенции зародила интерес к истории, археологии и живописи.

Николай Рерих получил отличное образование и, будучи еще юношей, начал предпринимать самостоятельные археологические экспедиции. Это его увлечение принесло хорошие плоды: начиная с 1905 года Рерих начал собирать коллекцию древностей, которая к 1910 году насчитывала уже более 30 тыс. экспонатов из разных стран Европы и бескрайних просторов России. В то время Рерих обратил внимание на ужасающее состояние исторического наследия русского народа и начал всячески продвигать идею о необходимости защиты культурного наследия, которая в будущем приобрела глобальные масштабы и была юридически воплощена в 1935 году в форме «Пакта Рериха».

Уже в молодости Николай Константинович, наравне с археологией, активно развивался как художник. Основными сюжетами его картин, в то время, были исторические сцены и русские национальные образы. Но он никогда не ограничивал полет своей творческой мысли, и, например, создание «дипломатической» картины «Гонец» привело его к встрече с Л. Н. Толстым, который произнес в беседе судьбоносные строки: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!». А саму картину приобрел П. М. Третьяков, чья фамилия должна сказать вам о многом.

В жизни Рериха не одна встреча может претендовать на роль судьбоносной, ибо по жизни ему доводилось встречаться с очень разными, но без всякого сомнения выдающимися людьми: о. Иоанном Кронштадтским, Еленой Петровной Блаватской, Индирой Ганди, Максимом Горьким и многими другими. Но если попытаться описать весь жизненный путь Николая Константиновича, то статья рискует превратиться в книгу, коих и так уже достаточно. Так что вернемся к его живописи.

В ранний период творчества были написаны такие картины, как: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Начало Руси. Славяне» (1896), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» и др. Его первые картины уже наглядно демонстрировали своеобразность стиля Николая Рериха. Его подход к построению композиции можно назвать всеохватывающим, линии на картинах ясны и лаконичны, цвета чисты, а передать некую метафизическую мелодичность, простоту выражения и правдивость его картин — и вовсе трудно при помощи слова.

Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Он создает эскизы росписи и мозаик для различных церквей, декорации для популярнейших театральных постановок. В живописи Рерих постепенно переходит от сюжетов языческой Руси и русского народного эпоса, к индийским, серьезно увлекшись трудами Рамакришны, Вивекананды, Рабиндраната Тагора и других выдающихся индийских мыслителей. Под впечатлением от их трудов он создает соответствующие картины и очерки: «Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др. В культуре древних России и Индии Рерих вообще находил очень много общего.

Начиная с 1906 года в творчестве Николая Константиновича начинается новый, более зрелый период. Существенно меняется его подход к исторической теме: история, мифология и фольклор превращаются в источники, из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. Реализм и символизм гармонично переплетаются в его творчестве. В это же время начинается усиленный поиск мастера в области цвета. Рерих фактически перестает писать маслом и обращается к древней темперной технике.

И все это время он очень продуктивен. В период с 1907 по 1918 год в России и Европе было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Масштабы творимого подвигли назвать его полотна «Державой Рериха».

Предчувствуя грядущие перемены, «величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Николай Константинович при через художественные образы старался передать свою тревогу в картинах: «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Противоборство двух начал — света и тьмы, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир — основные мотивы этих полотен.

В 1920 году Н. Рерих, по приглашению директора Чикагского института искусств, организовывает большое выставочное турне по 30 городам США, демонстрируя 115 полотен. Выставки пользовались колоссальным успехом. В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и др.

Зимой 1923 года Рерих вместе со своей семьёй снаряжает исследовательскую экспедицию в Индию. Маршрут их путешествия проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию и Тибет. Они планировали пройти по неизученным областям Трансгималаев. Это путешествие длилось с 1924 по 1928 год.

В течении этого времени были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых Н. Рерих передавал живописную панораму экспедиционного маршрута, было положено начало серии полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.

0 /0






В тот период времени Николай Рерих начал вести активную политическую деятельность, поддерживая идеи коммунизма. Мастер узрел в коммунизме параллели с буддизмом и занимался активным продвижением этой идеологии в средней Азии. Кроме того, Рерих развивал несколько крупных культурных проектов в США. Параллельно с этим он, вместе со своей женой, Еленой Рерих, пишет фундаментальный труд, носящий название «Агни Йога», развивающий идеи «Живой этики». В тот период жизни живопись отступила на второй план, будучи вытесненной другими сферами деятельности Николая Константиновича.

Вторую Мировую войну Рерих встретил в Индии. В годы войны Мастер вновь активно занимается живописью, обращаясь к теме Родины. Он пишет ряд картин — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.

В то же время Рерих продолжает работать над серией картин «Гималаи», насчитывающей уже более двух тысяч полотен. Горы являлись источником неиссякаемого вдохновения для Рериха. В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др.

Николай Константинович покинул сей мир 13 декабря 1947 года. Его тело было предано погребальному костру в долине Кулу. Позже на том месте был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».

Николай Константинович Рерих – выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, философ, писатель, ученый, общественный деятель и путешественник. После себя он оставил огромное творческое наследие – свыше семи тысяч картин, около тридцати томов литературных произведений.

Детство и юность

Николай Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Его отец Константин Федорович Рерих был влиятельным в городе юристом. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой, воспитывала детей. У Николая были старшая сестра Лидия и два младших брата – Владимир и Борис.

В детстве мальчик увлекся историей, много читал. Скульптор Михаил Микешин, который был частым гостем в семье Рерихов, заметил, что у Николая есть талант к рисованию, и начал его обучать художественному ремеслу. Учился Рерих в гимназии Карла Мая. Его одноклассниками были Александр Бенуа, Дмитрий Философов.

По окончании поступил в Императорскую Академию художеств. И параллельно учился в университете на юриста. В академии работал в мастерской именитого художника . В это время близко общался с , Анатолием Лядовым и другими.


В студенческие годы ездил на археологические раскопки, а в 1895 году он стал членом Русского археологического общества. В этих поездках он записывал истории местного фольклора.

В 1897 году Николай Рерих окончил Академию художеств. Его дипломной работой была картина «Гонец», ее приобрел для своей галереи . Тогда же молодой художник получил должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работал в издании «Искусство и художественная промышленность».

Живопись

В 1900 году Николай Константинович Рерих решает поехать в Париж, там обучался в студиях художников Фернана Кормона и Пьера Пюви де Шаванна. По возвращении Рерих предпочитал писать исторические сюжеты. К раннему периоду его творчества относятся картины «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы» и т.д. Художник работал в области монументальной и театрально-декоративной живописи.


Начиная с 1905 года Рерих трудился над оформлением балетных, оперных и драматических постановок. В этот период времени Николай Константинович ведет активную деятельность по возрождению художественной Руси и сохранению памятников старины.

В 1903 году он организует путешествие по древнерусским городам. В это время пишет серию этюдов с памятниками архитектуры России. Также художник создает эскизы для росписи церквей и часовен. В 1910 году участвовал в археологических раскопках, в которых ему удалось обнаружить остатки кремля Древнего Новгорода.


В 1913 году Рерих начал работу над двумя панно – «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Размеры полотен были впечатляющие. «Покорение Казани» создавалось для оформления Казанского вокзала в Москве. Но из-за войны строительство вокзала затянулось. Временно панно было передано в Академию художеств.

Но новый ее руководитель из своих личных соображений решил уничтожить музей Академии и все экспонаты, в нем находившиеся. В итоге полотно Рериха было разрезано на куски и роздано студентам. Вот так безвозвратно погибла работа великого художника.


Также Николай Константинович трудился и над оформлением книжно-журнальной графики, например, он участвовал в создании издания пьес Мориса Метерлинка. В 1918 году Рерих переехал в США. В Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств. В 1923 году в городе стал функционировать Музей Рериха – это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.


Но, пожалуй, наибольший след на творчестве Рериха оставила его экспедиция в Гималаи. В 1923 году он вместе с семьей приехал в Индию. Он сразу же начал готовиться к важнейшему путешествию в его жизни – в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии.

Эти территории интересовали его не только как художника. Он хотел изучить и решить проблемы, связанные с мировой миграцией древних народов. Маршрут был длинным и сложным. Он проходил через Сикким, Кашмир, Синцзян (Китай), Сибирь, Алтай, Тибет и даже нехоженые области Трансгималаев.


По количеству собранного материала данную экспедицию можно смело заносить в число крупнейших экспедиций ХХ века. Длилась она 39 месяцев – с 1925 по 1928 годы.

Пожалуй, самые популярные картины Рериха созданы именно под впечатлением от этого путешествия и великих гор. Художник создал серию картин «Учителя Востока», «Матерь Мира» – цикл, посвященный Великому Женскому Началу. В этот период он написал свыше 600 картин. В его творчестве на первый план вышли философские поиски.

Литература

Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Он издал сборник стихов «Цветы Мории», несколько прозаических книг – «Твердыня Пламенная», «Алтай-Гималаи», «Шамбала» и др.

Но, пожалуй, главным литературным произведением Рериха является духовное учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича – Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению смысл эволюции человечества – духовное просветление и совершенствование.


В 1929 году благодаря Рериху Николаю Константиновичу начался новый этап в истории всего человечества – был принят Пакт Рериха. Это был первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников был подписан 21 страной.

Личная жизнь

Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – . Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.


Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.

В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.


Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.

Смерть

Еще в 1939 году Николаю Константиновичу поставили диагноз, свидетельствующий о болезни сердца. В последние годы художник хотел вернуться в Россию, но началась война, потом ему было отказано во въездной визе. Весной 1947 года все же пришло столь долгожданное разрешение. Семья Рерихов стала готовиться к отъезду.


13 декабря 1947 года, когда были упакованы вещи и свыше 400 картин, Николай Константинович дописывал картину «Приказ учителю». Неожиданно его сердце перестало биться. Похоронили великого художника по индийскому обычаю – тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации поставили памятник с надписью:

«Великому русскому другу Индии».

Произведения

  • 1897 – «Гонец (Восстал род на род)»
  • 1901 – «Заморские гости»
  • 1901 – «Идолы»
  • 1905 – «Сокровище ангелов»
  • 1912 – «Ангел Последний»
  • 1922 – «И мы трудимся»
  • 1931 – «Заратустра»
  • 1931 – «Огни победы»
  • 1932 – «Святой Сергий Радонежский»
  • 1933 – «Путь в Шамболу»
  • 1936 – «Корабль пустыни (одинокий путник)»
  • 1938 – «Эверест»

Библиография

  • 1931 – «Держава Света»
  • 1990 – «Зажигайте сердца»
  • 1991 – «Врата в будущее»
  • 1991 – «Нерушимое»
  • 1994 – «О Вечном...»
  • 2004 – «Агни Йога в 5 томах»
  • 2008 – «Знак Эры»
  • 2009 – «Алтай – Гималаи»
  • 2011 – «Цветы Мории»
  • 2012 – «Миф Атлантиды»
  • 2012 – «Шамбала»
  • 2012 – «Шамбала сияющая»

Картина относится к зрелому творчеству великого русского художника Николая Константиновича Рериха. Будучи человеком с разносторонними интересами, мастер много путешествовал по миру, изучал философию и религии. Одно место полюбилось ему больше всего. Этим […]

Николай Рерих был очень талантливым художником, который без устали писал картины. В его самый последний день жизни он работал именно над картиной «Приказ учителя». Ранее, в 1927 году Рерих уже написал работу […]

Художник сумел совместить в одной работе сразу несколько идей, замыслов. Первое, что мы видим, смотря на данную картину – это горы. Для Николая Рериха горы были священными творениями самой природы. Он был […]

Перед нами картина Николая Рериха, написанная в поздний период творчества художника. Работа входит в коллекцию картин, посвященных Гималаям. Эти горные пейзажи Рерих лично наблюдал во время экспедиции на Восток. Изображенные на картине […]

Николай Рерих много лет провел вместе со своей семьей в экспедиции на Востоке Евразии. Они посетили множество стран: Индию, Тибет, Китай, Монголию. Но больше всего художника потрясли не городские пейзажи, а природа. […]

Николай Константинович Рерих – один из лучших пейзажистов всех времен. Больше всего его всегда привлекали горы. Он считал, что именно в них наше спасение и наше будущее. Это неприкрытое восхищение творениями природы […]

Данная картина Николая Рериха, можно сказать, является иллюстрацией к древним писаниям Востока. Считается, что данный сюжет Рерих подглядел на одном из буддистских храмов, немного переосмыслил его и изобразил на холсте. Картина весьма […]

Работа «Пречистый Град — врагам озлобление» входит в многочисленную коллекцию картин, которые Рерих посвятил предстоящей войне. Данная работа была написана в 1912 году. Во всем мире чувствовалось напряжение. Мировые державы находились в […]