Крым в русской литературе. Исследовательская работа "крым в русской литературе" Крым в творчестве

Каждое новое поколение русских писателей по-своему воспринимало Крым, но ни для одного из них этот полуостров не был только лишь красивым и тёплым местом отдыха. Здесь создавались великие произведения, менялся взгляд на мир, велась борьба со смертью.

Пушкин: «Крым — сторона важная и запущенная»

Александр Пушкин посетил Крым в 1820 году, во время южной ссылки, куда он был отправлен за «вольнолюбивые стихи». Поначалу полуостров не произвёл на поэта большого впечатления, однако позже его поразила природа Крыма. Для него она стала воплощением романтизма, только не богемного петербургского, а настоящего, непритворного: «Погасло дневное светило; / На море синее вечерний пал туман. / Шуми, шуми, послушное ветрило, / Волнуйся подо мной, угрюмый океан». Пушкин не был бы Пушкиным, если бы в письмах к родным и друзьям не отзывался о поездке совсем в другом жанре. В них он называл Крым «страной важной, но запущенной», а о пребывании в Гурзуфе помимо стихов остались и такие его записи: «...жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество».

Память : Три населённых пункта в Крыму носят название Пушкино, а в Симферополе, Гурзуфе, Саках, Бахчисарае и Керчи главному русскому поэту установлены памятники. В Гурзуфе действует музей А.С. Пушкина. Экспозиция в шести залах рассказывает о крымском периоде жизни поэта.

Грибоедов: «Три месяца в Тавриде, а результат нуль»

Александр Грибоедов побывал в Крыму в 1825 году, по дороге на Кавказ. О пребывании на полуострове автор «Горя от ума» оставил воспоминания в дневниках. В первую очередь Грибоедов посетил пещеру Кизил-Коба (Красная Пещера) где в одном из коридоров была высечена надпись: «А.С. Грибоедов. 1825». Писатель совершил восхождение на Чатыр-Даг, пятый по высоте горный массив на полуострове, побывал в судакской долине, Феодосии, Керчи. Почти всю поездку Грибоедов находился в мрачном настроении. В письмах брату он жаловался: «...ну, вот, почти три месяца я провел в Тавриде, а результат нуль. Ничего не написал... ...наехали путешественники, которые меня знают по журналам: сочинитель Фамусова и Скалозуба, следовательно, весёлый человек. Тьфу, злодейство!». В дневниках описания природы перемежаются философскими мыслями: «...вид на крайний мыс южного берега Форус, тёмный, зубцы и округлости отрисовываются позади светящим вечерним заревом. Лень и бедность татар».

Память : На фасаде бывшей гостиницы «Афины» в Симферополе установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1825 году жил великий русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов.

Гоголь: «Был в Крыму. Пачкался в минеральных грязях»

Писатель изучал историю Крыма задолго до поездки. Так, в «Тарасе Бульбе» он описал быт и нравы крымской станицы 15 века. Полуостров Гоголь посетил, чтобы пройти лечение в Сакском курорте, где тогда была единственная на полуострове грязевая лечебница. В письме Василию Жуковскому Гоголь писал: «Проклятых денег не хватило и на половину вояжа. Был только в Крыму, где пачкался в минеральных грязях. Наконец, здоровье, кажется, уже от одних переездов поправилось. Сюжетов и планов накопилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы израсходовалось теперь у меня бумаги и перьев...». В лечебнице писатель провел несколько недель, и хотя совершить большое путешествие по полуострову ему не удалось, Крым оставил в его душе глубокий след. Не случайно спустя 13 лет, когда его здоровье сильно пошатнулось, он хотел снова отправиться в Крым. Однако совершить задуманное писателю не удалось: «проклятых денег не собрал».

Толстой: «На Федюхины высоты нас пришло всего две роты»

Лев Толстой бывал в Крыму трижды, и провел на полуострове в общей сложности два года своей жизни. Первый раз 26-летний писатель попал в Севастополь во время первой обороны, поздней осенью 1854 года, когда после настойчивых требований он был переведён в действующую армию. Какое-то время он находился в тылу, а в последних числах марта 1855 года был переведён на знаменитый четвёртый бастион. Под непрекращающимся обстрелом, постоянно рискуя жизнью, писатель находился на нём до мая, и после также участвовал в боях и прикрытии отступающих русских войск. В Севастополе им были созданы прославившие его «Севастопольские рассказы», которые были новой для того времени литературой. В ней война предстала такой, какая она есть, без пафосного героизма. Командиром граф оказался хорошим, но строгим: запрещал солдатам материться. К тому же, непокорный нрав плохо способствовал военной карьере: после неудачного наступления, в котором ему пришлось участвовать, Толстой сочинил сатирическую песню, которую распевала вся русская группировка войск. Песня содержала строки «На Федюхины высоты нас пришло всего две роты, а пошли полки» и «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить», а также поимённо высмеивалось командование. Во многом эта выходка молодого графа послужила причиной его увольнения из армии, а от более серьёзных последствий его спасла только литературная слава. Второе длительное пребывание Толстого в Крыму пришлось уже на глубокую старость. В 1901 писатель отдыхал в Крыму, в дворце графини Паниной «Гаспра». Во время одной из прогулок он сильно просудился, и хотя поначалу болезнь не казалась серьёзной, вскоре дело приняло такой оборот, что врачи посоветовали родным писателя готовиться к худшему. Несмотря на это, Толстой несколько месяцев боролся с болезнью и победил её. На это время Крым стал культурным центром России: сюда приезжали Чехов, и другие самые крупные российские писатели. Помимо дневников, Толстой работал в Гаспре над повестью «Хаджи-Мурат» и статьёй «Что такое религия и в чём суть её», в которой были, в том числе, и такие слова: «Закон жизни человеческой таков, что улучшение её как для отдельного человека, так и для общества людей возможно только через внутреннее, нравственное совершенствование. Все же старания людей улучшить свою жизнь внешними друг на друга воздействиями насилия служат самой действительной проповедью и примером зла, и потому не только не улучшают жизни, а, напротив, увеличивают зло, которое, как снежный ком, нарастает всё больше и больше, и всё больше и больше удаляет людей от единственной возможности истинного улучшения их жизни».

Память : Во дворце «Гаспра» сохраняется мемориальная комната Толстого, которую писатель занимал во время своего пребывания в Крыму.

Антон Чехов и Лев Толстой в Гаспре, в Крыму. Фото Софьи Толстой. 1901 год. Источник: www.russianlook.com

Чехов: «Ялта — это Сибирь!»

О том, что Антон Чехов несколько лет прожил в Ялте, знают многие, но о том, что, в сущности, он уехал в Крым умирать, известно далеко не всем. После того, как у писателя проявились первые признаки чахотки (туберкулеза), Чехов, как опытный врач, понял, что конец предрешён и вскоре принял решение об отъезде в Крым. В ничем не примечательном тогда городке Ялта он приобрёл небольшой участок, на котором в 1899 году построил небольшой дом, получивший прозвище «Белая дача». Если в Европе «Цветущим кладбищем» (как прозвал его Мопассан) был Лазурный берег, то в России именно Крым был «последней соломинкой» для больных туберкулёзом. Тёплый климат мог немного отсрочить неизбежный исход, но не предотвратить его. Чехов, понимая это, занялся подведением итогов и составлением собрания сочинений. Понимала это и вся литературная Россия, в которой многие стремился помочь Чехову, навестить его в Крыму. Жила на «Белой даче» и помогала писателю его сестра Мария, а жена Чехова, актриса Ольга Книппер (на которой писатель женился в 1901 году), появлялась в Ялте только летом, когда заканчивался театральный сезон. Также в ялтинском доме писателя навещали Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин, Рахманинов и другие крупнейшие деятели культуры. Тем не менее, долгие месяцы в межсезонье писатель проводил в одиночестве, гуляя по опустевшим пляжам и улицам курортного городка. Но чувство юмора его не покидало. В письмах родным он жаловался, что в Ялту газеты приходят с опозданием, а «без газет можно было бы впасть в мрачную меланхолию и даже жениться», в одном из писем он написал, что «Ялта — это Сибирь», а над своей уединённой и непорочной жизнью в Крыму иронизировал, подписывая письма «Антоний, епископ мелиховский, Ауткинский и Кучук-койский ». В Крыму писателем были созданы пьесы «Три Сестры», «Вишнёвый Сад», множество крупных и мелких рассказов. Чехов был знатоком курортной жизни, за долгие годы научившись видеть оборотную сторону праздного отдыха. В рассказе «Дама с собачкой» он писал: «По случаю волнения на море пароход пришёл поздно, когда уже село солнце, и, прежде чем пристать к молу, долго поворачивался. Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых, и когда обращалась к Гурову, то глаза у неё блестели. Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чём спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку».

Память : В Ялте писателю установлен памятник, а также работает мемориальный дом-музей в здании «Белой дачи».

Дом Чехова в Ялте. Фото 1899 года. Источник: Commons.wikimedia.org

Волошин: «Крым как рыба, выброшенная на берег»

Максимилиан Волошин стал признанным поэтом Крыма. Родившись в Киеве, он с малых лет жил на полуострове, затем получал образование за рубежом, жил в Москве и Петербурге, а после революции окончательно «осел» в Коктебеле. Во время революции и гражданской войны он не принимает ничью сторону, помогая сначала красным, а затем и отступающим белым. Он колесит по Феодосии, пытаясь сохранить культуру Крыма, а позже в собственном имении в Коктебеле создаёт знаменитый «Дом поэта», двери которого «открыты всем, даже приходящему с улицы». В 1923 г. через Дом прошло 60 человек, в 1924-м — триста, в 1925-м — четыреста. В разное время здесь бывали Мандельштам , Белый , Горький , Брюсов , Булгаков , Цветаева , Гумилёв , Зощенко , Чуковский , Нейгауз и многие другие. Волошин чувствовал себя коренным жителем Крыма и всегда вступался за него в различных статьях, причём далеко не всегда вставал на сторону России. В одной из них он писал: «Вот уже второе столетие, как он задыхается, как рыба, вытащенная на берег».

Память : В доме поэта в Коктебеле открыт музей, а могила Волошина на горе неподалеку от него является местом паломничества почитателей таланта поэта.

Дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле. Дата основания — 1984 год. Фото: Commons.wikimedia.org



Город отправления: Симферополь

Города маршрута: Симферополь, Старый Крым, Феодосия, Коктебель, Гурзуф, Алушта, Ялта

Тематика тура: Литературный

Даты отправлений: по запросу

Продолжительность тура: 5 дней

Тип проезда: автобус

Условия проживания: отели, пансионаты, номера с удобствами

Необходимые документы: паспорт, медицинский полис

Питание по программе тура: 4 ужина, 4 завтрака, 3 обеда

Страховка: полис ОМС

Бесплатное обслуживание: сопровождающие (руководители) группы

Программа тура

Симферополь – Старый Крым – Феодосия

10:00 - Встреча группы в г. Симферополь. Трансфер в г. Старый Крым.

Небольшой тенистый городок Старый Крым вдохновлял творчество многих известных художников, поэтов, писателей скорее своей атмосферой – здесь хорошо работалось. Однако за антуражем красивейшей природы, целебного воздуха и покоя, он таил загадки и реалии бурной многовековой истории. Максимилиан Волошин часто ходил сюда пешком из Коктебеля; лесную дорогу через холмы он и его гости называли «гриновской».

12:00 - Посещение дома-музея К.Г. Паустовского. Музей находится в доме с тенистым старым садом. Здесь писатель останавливался в 1950-е гг. В подтверждение этому создана оригинальная экспозиция под открытым небом – чудесный сад, в котором представлены цитаты из произведений Паустовского. Словно сам писатель рассказывает посетителю о своем любимом уголке. В четырех залах воссоздан типологический интерьер провинциального мещанского дома начала ХХ в., развернута экспозиция, рассказывающая о жизни и творческом пути Паустовского.

13:00 - Посещение дома-музея А. Грина.

14:00 - Посещение Старокрымского литературно-художественного музея, который был открыт для посетителей летом 1998 года. Новый музей разместился в двухэтажном особняке, построенном во второй половине XIX века в стиле южнорусского классицизма.

15:00 – обед.

Переезд в Феодосию.

18:00 - Размещение в отеле. Свободное время. 19:00 - Ужин.

Феодосия

8:00 - Завтрак.

9:00 - Обзорная экскурсия по г. Феодосия.

11:00 - Посещение музея сестер Цветаевых. Экспозиция музея носит название «Феодосия Марины и Анастасии Цветаевых» и отражает феодосийско-коктебельский период их жизни до начала Первой мировой войны, которая «разрушила крымскую идиллию» и повлияла на судьбу целого поколения. В экспозиции представлены материалы из фондов феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых, Дома-музея М.А. Волошина, Национальной картинной галереи им. И.К. Айвазовского, феодосийского музея древностей, а также личных собраний.

12:30 - Обед.

13:30 - Посещение музея А.С. Грина. В просвет улицы видно море... Синее, праздничное в солнечную погоду и хмуро-мрачное, холодное, когда небо затянуто тучами. Сюда доносятся гудки теплоходов, а сквозь закрытые ставни проглядывает синева вечера... В закатные часы, когда стихает суета дня, особенно приятно бродить по небольшим комнатам этого удивительного, неповторимого музея... Откроем «Бегущую по волнам»: «Я поселился в квартире правого углового дома улицы Амилего, одной из красивейших улиц Лисса. Дом стоял в нижнем конце улицы. за доком,- место корабельного хлама и тишины, нарушаемой, не слишком назойливо, смягченным, по расстоянию, зыком портового дня». Кажется, что Александр Грин рассказывает здесь о себе, о квартире, где он поселился в сентябре 1924 года и прожил несколько лет, где были написаны лучшие его книги. 16:00 - Возвращение в отель. Литературный вечер в отеле. Свободное время.

18:00 - Ужин.

Феодосия – Коктебель – Гурзуф

07:00 - Завтрак.

08:00 - Выезд из отеля. Переезд в Коктебель.

09:30 - Посещение Дома-музея Максимилиана Волошина – музея в Коктебеле, открывшегося 1 августа 1984 года в бывшем доме русского поэта и художника Максимилиана Волошина. В настоящее время это один из крупнейших литературно-мемориальных музеев Крыма. Здесь собрана большая коллекция художественных произведений, в том числе акварелей М.А. Волошина, многочисленные документы, фотоматериалы, личные вещи поэта. Особую ценность представляет библиотека М.А. Волошина, насчитывающая около девяти с половиной тысяч книг. Всего музей насчитывает 18,7 тыс. экспонатов.

10:30 - Переезд в Гурзуф.

14:30 - Обед.

15:30 - Посещение Музея А.С. Пушкина. Музей был открыт в июне 1989 года. Экспозиция музея расположена в 6 залах и рассказывает о крымском периоде жизни поэта. Представлены прижизненные издания А.С. Пушкина, предметы быта пушкинской эпохи и крымского быта начала 19 века. В июне 2007 года создан мемориальный кабинет выдающегося ученого-пушкиниста Б.В. Томашевского, являющегося инициатором создания музея.

16:30 - Посещение дачи А.П.Чехова – в настоящее время посетителям для осмотра предлагается дворик, бухта и реставрированный чеховский домик. В комнатах можно увидеть восстановленный кабинет писателя, выставку фотографий гостей дачи, открытки старого Гурзуфа, в одной из комнат на стендах представлена история пьесы «Три сестры». Бухта, купленная Чеховым вместе с домиком, уникальна тем, что здесь находится скала с развалинами крепости византийского императора Юстиниана (VI в.) и остатки генуэзских укреплений. Чехов называл эту скалу «Пушкинской».

18:00 - Переезд в Ялту или Алушту. Размещение в отеле. 19:00 - Ужин.

Ялта – Алушта

08:00 - Завтрак.

09:00 - Посещение дома-музея А.П. Чехова. Дом-музей А. П. Чехова – одна из самых известных достопримечательностей Ялты. Великий русский писатель и драматург прожил в Ялте около пяти лет. И сейчас в доме-музее А.П. Чехова в Ялте работает обширная историко-литературная экспозиция, рассказывающая о его жизни и творчестве. В экспозиции музея хранятся личные вещи и фотографии А.П. Чехова, здесь можно увидеть его автографы и прижизненные издания.

11:00 - Экскурсия по набережной Ялты.

12:00 - Обед. 13:00 - Переезд в Алушту.

14:30 - Посещение музея Сергеева-Ценского. Музей находится в доме, где с 1906 по 1941 гг. и с 1946 по 1958 гг. жил и работал известный писатель, академик Сергей Николаевич Сергеев-Ценский. В двух отделах музея – мемориальном и литературном – собраны почти все материалы, связанные с его жизнью и творчеством. Сохранена библиотека писателя, в которой немало редких книг.

16:30 - Возвращение в отель.

18:00 - Ужин.

День 5: Ялта – Симферополь

Завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт.

Дополнительная информация:

В стоимость включено:

4 ночи размещение в номерах с удобствами (2 ночи в Феодосии, 2 ночи на ЮБК);

4 завтрака;

Трансфер в/из аэропорта;

Транспортное обслуживание во время экскурсий;

Услуги сопровождающего гида-экскурсовода;

Входные билеты в музеи по программе;

Чаепитие в музее Чехова;

Крым литературный


Гурзуфе поэт провел "счастливейшие минуты жизни". Его окружали близкие и дорогие ему люди. Сыну Раевского – Н.Н. Раевскому-младшему он посвятил позднее поэму "Кавказский пленник". Пушкин наслаждается покоем и независимостью, много работает. Именно в Крыму он увлекается Байроном, изучает английский язык. С пребыванием в Крыму связан целый ряд лирических стихотворений, написанных в 1820 году и позже.

Пушкин

Александр Сергеевич

1799-1837


В 1896-1903 гг. Ахматова каждое лето проводила с родителями под Севастополем на даче "Отрада". Свое детство она описала в поэме "У самого моря" (1914). Об этом она упоминает также в заметке "Коротко о себе" и "Дом Шухардиной". В 1905 году вместе с матерью и сестрами Ахматова уехала в Крым и прожила год в Евпатории. После разрыва с мужем – Н.С. Гумилевым, в 1916 году, Ахматова вновь приезжает в Крым и некоторое время живет в Бельбекской долине на даче Юнии и Бориса Анреп. Она побывала в Бахчисарае, жила в Севастополе. В 1929 году приезжает в Гаспру лечиться от астмы. Крыму и Севастополю посвятила поэму и около двадцати стихотворений, часть которых вошла в цикл "Шестнадцатый год".

Ахматова

Анна Андреевна

1889-1966


Является наиболее значительным преемником

А.С. Пушкина в развитии крымской темы в поэзии. И.А. Бунин приезжал в Крым многократно и хорошо его знал, особенно Южный берег. Поездки стали регулярными с тех пор, как в Ялте обосновался Чехов, в доме которого поэт нередко останавливался. С точностью естествоиспытателя Бунин передает самые разные состояния моря, погоды, времени суток ("Штиль", "Сумерки", "Зной"), набрасывает пейзажные зарисовки. Крымские мотивы поэт введет в свой автобиографический роман "Жизнь Арсеньева", не раз будет возвращаться к их разработке в рассказах, написанных за границей.

Бунин

Иван Алексеевич

1870-1953


Первооткрыватель одной из поэтических областей Крыма – Киммерии, оригинальный художник, краевед, гостеприимный хозяин Дома поэта в Коктебеле. Он завещал советским писателям свой Дом поэта, который стал первым корпусом Дома творчества "Коктебель". Неоднократно бывал в Севастополе с 1886 года. В двадцатые годы переселяется в Крым. В 1927 году принимает участие в праздновании столетия раскопок Херсонеса; принимает также участие в переписи памятников культуры, истории, архитектуры Крыма.

Ряд циклов ("Киммерийская весна", "Киммерийские сумерки"), множество стихотворений посвящено тем местам Крыма, которые можно назвать "волошинскими".

Волошин

Максимилиан Александрович

1877-1932


Пешкову было 23 года, когда он впервые пришел в Крым пешком из Одессы. В Феодосии будущий писатель пытался наняться на работу – строить порт. Первые крымские впечатления молодого писателя легли в основу "Песни о Соколе", рассказов "Хан и его сыновья", "Мой спутник".Шесть лет спустя Горький посещает Крым уже признанным писателем. На юг привела его обострившаяся болезнь легких. В 1917 году, находясь в Крыму, в Коктебеле, Горький писал пьесу "Яков Богомолов". В общей сложности писатель посетил Крым около 15 раз. В 1932 году Советское правительство подарило ему дачу "Тессели" близ мыса Сарыч на 40-ю годовщину его литературной и общественной деятельности. На этой даче Горький работал над эпопеей "Жизнь Клима Самгина".

Горький

Алексей Максимович

1868-1936


Приехал в 1903 году в Севастополь по заданию эсеровской партии для ведения пропагандистской работы среди матросов и солдат. Однако вскоре был арестован и попал в севастопольскую тюрьму. Впервые писать начал в тюрьме. Свое пребывание в севастопольской тюрьме, а также поведение на допросах описал в романе "Дорога никуда". Согласно Манифеста 17.10.1905 года в числе прочих выпустили в Грина. Через год начал печататься. Вторично Грин приезжал в Крым два десятилетия спустя и остается здесь на постоянное жительство. Шесть лет (1924-1930) он прожил в Феодосии, затем переехал в Старый Крым. 8 апреля 1932 года А.С. Грин скончался. В Феодосии в доме, где он жил расположился Литературно-мемориальный музей А.С. Грина.

Грин

Александр Степанович

1880-1932


Приезжал в Крым шесть раз – каждое лето и осень, начиная с 1901 года. Излюбленным местом отдыха писателя была Балаклава. Здешним рыбакам, с которыми А.И. Куприн часто выходил в море, он посвятил очерки "Листригоны" (1907-1911). Кроме того, в Крыму работал над повестью "Поединок", рассказами "На покое", "Трус", "Болото", "Корь", "Конокрады", "На глухарей".

В статье "События в Севастополе" Куприн описал трагедию восставшего крейсера "Очаков", свидетелем которой он был. Гневное осуждение А.И. Куприным организаторов расправы командующий Черноморским флотом Чухнин использовал для высылки писателя из Балаклавы.

Куприн

Александр Иванович

1870-1938


Первое время писатель жил в Гурзуфе, снимал комнаты в разных районах Ялты (до этого дважды – в 1888 и 1894 годах - приезжал в Крым на лечение и отдых). Осенью 1899 года писатель закончил строительство дома в Аутке (ныне ул. Кирова, 112 в Ялте), в котором прожил последние годы жизни. "Крым очень хорош. Никогда раньше он мне так не нравился, как теперь". Кроме "Дамы с собачкой", в Крыму Чеховым написаны пьесы "Вишневый сад" и "Три сестры", повесть "В овраге", рассказы "Случай из практики", "Архиерей", "Новая дача", "Душечка", "На святках", "Невеста", "Чайка" и "Дядя Ваня".

Чехов

Антон Павлович

1860-1904


Неоднократно бывала в Крыму. Впервые, по свидетельству сестры поэтессы, А.И. Цветаевой, - в 1905 году в Ялте вместе с матерью, страдавшей туберкулезом. Спустя шесть лет, летом 1911 года, Марина Цветаева живет в Гурзуфе, откуда переезжает в Коктебель, где гостит в доме поэта М.А. Волошина, с которым она познакомилась в 1910 году в Москве после выхода своей первой книги "Вечерний альбом". В Коктебеле, где прошли самые счастливые годы ее жизни, Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном, который стал ее мужем. В 1913 году Цветаева вновь в Крыму, в Феодосии. По словам Ариадны Эфрон, дочери поэтессы, "тот Крым она искала везде и всюду – всю жизнь…"

Цветаева

Марина Ивановна

1892-1941


В 1854-1855 гг. Лев Николаевич Толстой был участником героической обороны Севастополя в период Крымской войны. Здесь он написал "Севастопольские рассказы". В это время ему приходилось бывать на Южном берегу, который, однако, тогда не оставил заметных впечатлений.Спустя 30 лет в марте 1885 г. он посетил Симеиз. На этот раз Л. Н. Толстой по-новому воспринял Крым. Посетив Севастополь, Лев Николаевич писал жене Софье Андреевне: " Проехали по тем местам, казавшимся неприступными, где были неприятельские батареи, и странно воспоминание войны даже соединяется с чувством бодрости и молодости ".

Толстой

Лев Николаевич

Крымским курортам очень повезло с рекламой. Лучшие слоганы для него писали настоящие гении литературы. Например, Маяковский обессмертил евпаторийские здравницы своим "Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории". А чего стоит пушкинское: "Холмы Тавриды, край прелестный, Я снова посещаю вас, Пью жадно воздух сладострастья, Как будто слышу близкий глас Давно затерянного счастья"…

Однако классики увозили из Крыма не только восторженные впечатления. Александр Сергеевич, например, в Крыму промотал все деньги и простыл, Булгакова укачивало на теплоходе, а Маяковский жаловался на комаров и грязные пляжи.

В бархатный сезон — время, когда, вплоть до начала прошлого века в Крым приезжала основная масса отдыхающих, прибывали и самые известные крымские курортники от литературы. Но как оказалось, тот период, который сегодня принято называть бархатным, раньше именовался иначе.

"Первоначально было три сезона, — объясняет крымский историк Андрей Мальгин. — Бархатный наступал сразу после Пасхи. Существует несколько версий возникновения этого названия: и по материалу одежды, и по тому, что в это время в Крым приезжало дворянство, вписанное в бархатные книги. Потом наступал ситцевый, самый бедный сезон — в июле-августе Крым посещала публика с доходами ниже средних.

А сезон с 15 августа и до середины октября назывался шелковым, в это время цены вырастали в пять- шесть раз, приезжала самая богатая публика. Как раз поспевал виноград, и этот сезон еще назывался виноградным. Но со временем шелковый сезон стали называть бархатным из-за мягкой погоды".

ПУШКИНУ НЕ ХВАТАЛО ДЕНЕГ

Это в стихах великий классик называл Крым "брегами прекрасными", зато в письмах — "стороной важной и запущенной". Ступив на крымскую землю в августе 1820 года вместе с семьей Раевских, поэт успел пожить в Гурзуфе, побывать в Керчи, Феодосии и Бахчисарае.

"В Гурзуфе не принято было отдыхать до того, как в 1881 году герцог Ришелье не построил здесь дом, где в последующем останавливалась вся путешествующая знать, — рассказывает завотделом музея им. Пушкина в Гурзуфе Светлана Дремлюгина.

В этом же доме провели три недели и Раевские вместе с Александром Сергеевичем, пребывавшем в южной ссылке. За проживание и питание у Ришелье не нужно было платить. Тем не менее, Пушкин умудрился поиздержаться и писал к брату с просьбой выслать ему денег".

Сам поэт писал о времени, проведенном в Гурзуфе, следующее: "...жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество".

21-летний Пушкин с младшим на два года Николаем Раевским развлекались, как могли, ведь тогда Гурзуф, даром что был популярнее Ялты, не мог предложить культурного досуга.

"Дегустировали вина, катались на лодках и лошадях. Однажды они за четыре дня добрались верхом из Гурзуфа в Бахчисарай. В дороге Александр Сергеевич простудился, но даже лихорадка не помешала ему заметить, сколь красива легенда о “фонтане слез” и сколь удручающе само состояние ханской резиденции. Позже он написал в письме: "Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат", — рассказывает Светлана Михайловна.

Понятие пляжного отдыха во времена Пушкина уже существовало, но отличалось от современного. "Загорать было не принято. В моде была светлая кожа. А купаться, по мнению врачей, можно было только до 11 утра и не дольше пяти минут.

Есть сведения, что Пушкин умел плавать, а еще — что они с Раевским из оливковой рощи подглядывали за дамами. Тогда еще не придумали купальные костюмы и погружались в воду неглиже

Еще ходили слухи, будто Александр Сергеевич в Гурзуфе воспылал любовью к одной из дочерей Раевских. Он действительно увлекся, но не одной, а всеми четырьмя сестрами, но любви ни к одной из них он не испытывал. Зато его очень впечатлила некая молодая татарка из ближайшего села".

ЧЕХОВ: "СКУЧНО КАК В СИБИРИ"

Антон Чехов, пожалуй, был самым известным крымским курортником. "Доходило до того, что мошенники по пути в Ялту выдавали себя за него, флиртовали с барышнями, а до Антона Павловича потом доходили слухи о его якобы безнравственном поведении", — рассказывает научный сотрудник музея Чехова в Ялте Алла Головачева.

В 1888 году писатель впервые приезжает в Крым. Его поезд приходит в Севастополь. Оттуда в Ялту нужно было добираться на лошадях. "Ехали или один день, делая остановку у Байдарских ворот для обеда, или два дня с ночевкой у Байдарский ворот, — рассказывает Ирина Ганжа. — Перекладные брички с парой лошадей до Ялты стоили 7,32 руб., фаэтон парой — 15 руб., тройкой лошадей — 20 руб. (средняя зарплата рабочего в это же время 14 руб. — прим)".

В этот визит Антон Павлович посетил Георгиевский монастырь, позже приезжал в Феодосию, Коктебель, Бахчисарай. А когда врач сообщил ему неутешительный диагноз, Чехов принимает решение переехать в Крым, климат которого считался полезным для больных туберкулезом.

Поначалу Ялта не нравилась Антону Павловичу, в письмах он называл ее помесью чего-то европейского с чем-¬то мещански-ярморочным: "Коробкоообразные гостиницы, в которых эти рожи бездельников-богачей с жаждой грошовых приключений, парфюмерный запах вместо запаха кедров и моря, жалкая, грязная пристань…"

Позже Чехов начинает называть Ялту "теплой Сибирью" за скуку, царящую в городке в любое время года. В первые приезды писатель останавливался в гостиницах, но уже в 1898 году купил небольшой (800 саженей) участок на окраине Ялты. Земля обошлась Чехову в 4 тыс. руб. Уже через год Антон Павлович переезжает в готовый дом с матерью и сестрой. Здесь пишет и общается с заезжими писателями: Толстым, Горьким, Сулержицким.

А вот привычные для сегодняшних курортников развлечения Чехов позволить себе не мог. Загорать было не принято, а купаться запретил врач.

"Уже поселившись в Ялте, Чехов купил дачу в Гурзуфе (теперь отдел нашего музея) и стал владельцем кусочка берега с пляжем, — рассказывает Алла Головачева. — В письмах он не раз упоминал, что там будут отдыхать его родные. Но сам писатель пляжем ни разу не воспользовался. В то время морские купания проходили под наблюдением медика. А он не рекомендовал писателю водные процедуры".

БУЛГАКОВ: "ПЛЯЖ В ЯЛТЕ ЗАПЛЕВАН"

Своим первым вояжем к крымским берегам Михаил Афанасьевич обязан Максимилиану Волошину, пригласившему Булгакова с женой в гости в Коктебель. "В июне 1925 г. писатель с женой Любовью Белозерской сели на поезд и через 30 часов сошли на станции Джанкой, откуда через семь часов шел поезд до Феодосии", — рассказывает крымский литературовед Галина Кунцевская.

Добравшись до Коктебеля, чета Булгаковых прогостила у Волошина больше месяца, успев приобщиться к местному чудачеству — собиранию полудрагоценных камешков, которое Булгаков охарактеризовал как "спорт, страсть, тихое умопомешательство, принимающее характер эпидемии". А вот в нудистских возлежаниях на пляже и походах в горы, которые ввел в моду Волошин, чета Булгаковых участия не принимала.

"На обратном пути Михаил Афанасьевич с женой отправились на пароходе в Ялту, на котором их сильно качало, отчего писателю было нехорошо. Вечером они отплыли из Феодосии, а рано утром увидели Ялту и отправились на дачу Чехова, которая уже стала музеем и где мечтал побывать Булгаков", — объясняет Галина Кунцевская.

В своих воспоминаниях Михаил Афанасьевич пишет, что в Ялте им пришлось снять слишком дорогой номер в гостинице (других не осталось) за 3 руб. с человека в сутки. Средняя зарплата в это же время — 58 руб. На вопрос, почему не горит электричество, Булгаков услышал ответ: "Курорт-с!".
А вот строки о ялтинском пляже:

"...он покрыт обрывками газетной бумаги... и, понятное дело, нет вершка, куда можно было бы плюнуть, не попав в чужие брюки или голый живот. А плюнуть очень надо, в особенности туберкулезному, а туберкулезных в Ялте не занимать. Поэтому пляж в Ялте и заплеван...

Само собою разумеется, что при входе на пляж сколочена скворешница с кассовой дырой, и в этой скворешнице сидит унылое существо женского пола и цепко отбирает гривенники с одиночных граждан и пятаки с членов профессионального союза".

А вот еще о ялтинском торговом квартале:

"…магазинчики налеплены один рядом с другим, все это настежь, все громоздится и кричит, завалено татарскими тюбетейками, персиками и черешнями, мундштуками и сетчатым бельем, футбольными мячами и винными бутылками, духами и подтяжками, пирожными. Торгуют греки, татары, русские, евреи. Все втридорога, все "по-курортному", и на все спрос".

МАЯКОВСКИЙ ПИАРИЛ КРЫМ

Громогласный футурист бывал в Крыму шесть раз. "Наверное, это была генетическая любовь, — рассуждает Галина Кунцевская. — Ведь в Крыму жили его дед и бабушка. Впервые он приехал в Крым в 1913 году, посетив Симферополь, Керчь и Севастополь с выступлениями. Затем бывал в Ялте и Евпатории".

В 1920 году декретом Совнаркома было решено использовать крымские дачи и дворцы для оздоровления трудящихся, и, начиная с 1924 г., Маяковский ежегодно приезжает в Крым, чтобы выступать перед курортниками-пролетариями.

"Особенно ему нравилось в Евпатории, — рассказывает Галина Кунцевская. — Обычно он жил в гостинице "Дюльбер". Выступал не только в концертных залах. В санатории "Таласса", например, эстрадой послужила терраса, к которой вынесли даже лежачих больных на кроватях".

В начале 20-х годов проживание в "Талассе" и "Дюльбере" обходилось в сумму от 162 до 300 руб. (средняя зарплата в это же время — 58 руб.) Правда, за проживание Маяковский не платил, о чем сам упоминал в письмах: "Получил за чтение перед санаторными больными комнату и стол в Ялте на две недели".

Те строки, которые выдавал на-гора поэт о крымской природе ("Хожу, гляжу в окно ли я — цветы да небо синее, то в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния"), о санаториях ("Людей ремонт ускоренный в огромной крымской кузнице"), и просто о курорте ("И глупо звать его "Красная Ницца", и скучно звать "Всесоюзная здравница". Нашему Крыму с чем сравниться? Не с чем нашему Крыму сравниваться!") служили Крыму отличной рекламой.
Однако сам Маяковский, оказывается, замечал на полуострове не только хорошее. Вот, например, что он писал о пляжах:

"Простите, товарищ, купаться негде: окурки с бутылками градом упали, — здесь даже корове лежать не годится. А сядешь в кабинку — тебе из купален вопьется заноза-змея в ягодицу".

Возмущал поэта и ассортимент евпаторийского рынка:

"...хоть четверть персика! — Персиков нету. Побегал, хоть версты меряй на счетчике! А персик мой на базаре и во поле, слезой обливая пушистые щечки, за час езды гниет в Симферополе".

И, в конце концов, Маяковский выдает Крыму убийственное резюме: "Страна абрикосов, дюшесов и блох, здоровья и дизентерии".

УКРАИНКЕ ГРЯЗИ НЕ ПОМОГЛИ

Леся Украинка написала в Крыму одни из самых романтичных своих произведений ("Бахчисарай", "Ифигения в Тавриде", "Айша и Мухаммед"). Но ездить сюда ее заставляла не муза, а тяжелая болезнь — туберкулез костей.

По указаниям доктора поэтесса приезжала на полуостров трижды: с матерью в 1890 г. она отдыхала в Саках, с братом — в Евпатории год спустя, и в 1907-м — с мужем в Балаклаве и Ялте.

"Во времена Леси Украинки лечение на Мойнакских грязях было процедурой, которую не все здоровые могли вынести, — рассказывает научный сотрудник Евпаторийского краеведческого музея Людмила Дубинина. — Человека укладывали на цементированные площадки, обмазывали глиной с головы до ног.
Так он лежал, потел и не мог пошевелиться. Потом нужно было еще лежать обмотанным простыней. Так вот сейчас все это занимает двадцать минут, а в те времена — больше двух часов. Эти процедуры очень тяжело давались Лесе Украинке, и она писала в письмах, что от них ее самочувствие ухудшилось".
Процедуры были не только изматывающими, но и дорогими. Курс грязелечения в 1910 г. стоил 45 руб. — для простых людей (больные лежали по несколько десятков в одном зале) и 130 руб. — для пациентов побогаче (процедуры проходили в отдельной комнате). А ведь приходилось еще каждый день платить 5—15 руб. лечащему врачу. Для сравнения: корова в те годы тоже стоила 5 руб.

Лечили поэтессу еще и водными процедурами, но уже в Евпатории. "Курортники проходили в надстройку над водой, из которой можно было спуститься в воду. Там раздевались и окунались. Раздевались — это, конечно, громко сказано. Купальные костюмы были очень закрытые: длинные рубахи для мужчин и короткие платья для женщин", — рассказывает Людмила Дубинина.

В 1907 г. Леся Украинка приезжает с мужем в Севастополь. Но затем, по совету врачей, пара перебирается в Ялту, где поэтесса вновь лечится и вновь напрасно. Своей сестре она пишет: "... здесь я дошла до такого состояния, что лежала в городских скверах — настолько кружилась голова". Возможно, поэтому Крым отразился в произведениях Леси Украинки отнюдь не курортными настроениями.

Вот, например, что она пишет о путешествии на плато Ай-Петри: "Солнце палящее сыплет стрелы на мел белый, ветер вздымает порох, душно... ни капли воды... это будто дорога в Нирвану, страну всесильной смерти..."…

ЖЕМЧУЖИНА ОТ ЕКАТЕРИНЫ

Крымский историк, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин, поясняет, что в 1783 г., когда Крым присоединили к России, климат его считался нездоровым.

"Русские люди были убеждены, что, кроме лихорадки, здесь получить ничего невозможно. Поэтому путешественники прибывали в Крым не на курорт, а за впечатлениями. Первой сюда приехала Екатерина II в 1787 году. Тогда она и назвала Крым лучшей жемчужиной в ее короне", — рассказывает Андрей Витальевич.
По его словам, в качестве лечебного ресурса полуостров начал использоваться в 20-х годах XIX века, когда открылись свойства сакских грязей. Саки, таким образом, стали первым курортом в Крыму.

"Дома здесь первоначально строили представители знати: Воронцов, Бороздин и им подобные. Это было дорогостоящее увлечение. А массовое паломничество в Крым начинается в 50-х годах XIX.
Ливадия стала царской резиденцией, после чего прокладывается железная дорога, строится первая гостиница "Россия". После этого приближенная ко двору публика начинает ездить в Ялту.
В 90-е годы был введен новый тариф. Железная дорога стала госпредприятием, что дало возможность уменьшить цену на билет, и в Крым начал ездить средний класс, — рассказывает Андрей Мальгин.

Пути из Москвы до Симферополя и от Симферополя до Ялты стоили одинаково — около 12 рублей (при средней стоимости работы за день 20 коп.). Это было по карману средним чиновникам. А купцы, рабочие и крестьяне не ездили в Крым.

И дело было не только в деньгах. Просто в силу кругозора никому не пришло бы в голову бросать работу и хозяйство, чтобы ехать куда-то".

МОРОЖЕНОЕ С КОФЕ — КАК БУТЫЛКА ВОДКИ

В конце XIX века ялтинские цены были на уровне московских. Особенно это касалось гостиниц и ресторанов при них. Например, в 1903 г. в первоклассной гостинице "Россия" в центре Ялты цены с ноября по август были от 1,5 руб. за сутки, а с августа по ноябрь — от от 3 руб. Для сравнения: земский учитель получал 25 руб. в месяц.

В отеле "Ялта" (возле современной канатной дороги) номер обходился в сумму от 75 коп. до 5 руб. за сутки. В этом же году в московской гостинице "Боярский двор" номер стоил от 1,25 руб. до 10 руб. в сутки.

В ресторане ялтинского городского сада в курортный сезон завтраки из 2-х блюд стоили 75 коп. и подавались от 11 до 1 часа дня. Обеды из 2-х блюд - 60 коп., из 3-х - 80 коп., из 4-х - 1 руб., подавались с 13.00 до 18.00.
В кондитерской Флорена, расположенной на набережной Ялты напротив гостиницы "Мариино", в 1890-м году стакан чая стоил 10 коп., кофе — 15 коп., чашка шоколада с бисквитами — 25 коп., а порция мороженого — 25 коп. В это же время в Москве за 40 коп. можно было купить бутылку водки.

Незабываемые виды и дух полуострова вдохновили многих русских поэтов, писателей и художников на создание бессмертных шедевров. На кого из них Крым произвёл особенное впечатление?

Александр Сергеевич Пушкин

«Наше всё», Солнце русской поэзии оказался в Крыму из-за опалы и благодаря семейству героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского. В компании генерала и его очаровательных дочерей Пушкин начал своё путешествие из Тамани. Он посетил здесь Керчь , античные развалины которой только разочаровали его, и Феодосию, показавшуюся ему просто большим купеческим городом. Однако самое глубокое впечатление на поэта произвёл Гурзуф , особенно древняя гора Аю-Даг: здесь из-под пера Пушкина вышла элегия «Погасло дневное светило», начало «Кавказского пленника», стихотворение «Нереида». По дороге из гостеприимного Гурзуфа Пушкин и его спутники посетили древний Монастырь Святого Георгия, который также отпечатался в памяти поэта. По пути на север Пушкин достиг места в Крыму, благодаря которому связь поэта и полуострова сегодня известна каждому - древнюю ханскую столицу Бахчисарай. Хотя ветшающий ханский дворец и мечети выглядели удручающе, Александра Сергеевича поразила услышанная здесь легенда о дворцовом «Фонтане слёз», и она легла в основу знаменитой поэмы «Бахчисарайский фонтан». Интересно, что крымские впечатления сопровождали Пушкина и в пору его творческой зрелости: их можно найти в нескольких строфах из «Евгения Онегина ».

Антон Павлович, чрезвычайно любопытный и наблюдательный, буквально «впитывал» всё, что видел и слышал во время своих поездок в Крым. Он бывал здесь в разных городах, однако по-настоящему привязался к Ялте, её размеренной курортной жизни и крымским татарам, которых очень уважал и нередко гостил. Сначала писатель бывал в Крыму только в качестве туриста и отдыхающего, однако с 1894 года, когда «чахотка» обострилась, посещения курорта стало жизненно необходимым. В Ялте писатель обзавёлся собственным домом - «Белой дачей», сад вокруг которой он высадил сам. Кстати, хотя Чехов вложил немало сил и средств в строительство дома, он не любил его и называл «тюрьмой», а сам уединялся на другой даче, в Гурзуфе. Здесь, как считается, родились всемирно известные «Три сестры». В ялтинском доме Чехова бывали многие тогдашние знаменитости: Куприн, Бунин и даже Максим Горький . Здесь же развивались отношения между Чеховым и актрисой Ольгой Книппер , ставшей супругой писателя в 1901 году. Под впечатлением о ялтинской жизни Антон Павлович создал один и самых известных своих рассказов - «Даму с собачкой».

Лев Николаевич Толстой впервые оказался в Крыму в качестве артиллерийского офицера: в ноябре 1854 года он был по собственному желанию направлен в Севастополь , чтобы принять участие в его обороне. Молодой офицер сражался на самом ответственном участке, знаменитом четвёртом бастионе. Живые картины бомбардировок, смелых вылазок и жизни в осаждённом городе легли в основу написанных там же первых серьёзных рассказов писателя: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года». Толстой искренне восхищался героизмом и стойкостью русских людей, до последнего защищавших город и, кроме того, впервые пришёл к выводу об отсталости крепостной России и необходимости перемен. В Крым писатель вернулся только через 30 лет, в 1885 году он сопровождал больного князя Урусова. Третье и последнее посещение Крыма состоялось в 1901-1902 гг., где остановился в Гаспре у графини Паниной. В Крыму Толстой работал над «Хаджи Муратом», а также встречался с Горьким, Куприным и Чеховым, с которым провёл немало вечеров. Даже когда Толстой тяжело заболел, Чехов навещал великого писателя и подолгу беседовал с ним о литературе.

Александр Иванович Куприн

Впервые ещё никому не известный журналист Александр Иванович Куприн оказался в Крыму в 1900 году. Именно тогда он попал в круг Антона Павловича Чехова и уже в нём познакомился с Буниным и Горьким. Считается, что без этих судьбоносных крымских знакомств Куприн так никогда бы не сформировался как настоящий писать. Но Крым оказал на творчество Александра Ивановича и другое, привычное уже действие: в полюбившейся ему Балаклаве он наблюдал жизнь во всех её проявлениях. Здесь он специально вступил в артель к рыболовам-грекам, чтобы точнее описать их быт. В результате, на свет появился цикл рассказов «Лестригоны» - так в гомеровской Одиссее назывались древние жители мифических земель, описание которых считается первым упоминанием Крыма в истории. Сама атмосфера полуострова вдохновляла писателя: здесь он создал знаменитые «В цирке», «Трус», «На покое». А самое известное произведение, написанное под впечатлением от Крыма - «Белый пудель». Куприн планировал навсегда обосноваться в Балаклаве, особенно его увлекала идея разбить здесь свой «сад на камнях». В перерывах между приготовлениями к строительству и посещением питейных заведений он писал рассказ «На глухарей», работал над «Видом с высоты Ай-Петри», «Восточной легендой» и «Ялтинским жанром».

Максим Горький

Талант Максима Горького (Алексей Максимович Пешков) отчасти «ковался» в Крыму. Сюда народный писатель попал в 1891 году во время своего «хождения по Святой Руси». Горький исходил полуостров вдоль и поперёк, всюду наблюдая за течением жизни и пробавляясь случайным заработком. В Симферополе ему довелось поработать над созданием кафедрального собора, недалеко от Бахчисарая - мостить дорогу, а в Ялте - разгружать баржи и пароходы. Впечатления от жизни на полуострове, а также великолепные пейзажи, виденные им в южной части Крыма дали жизнь многим рассказам. Основой же для этих рассказов были легенды, которые автор слышал на привалах или гостя у случайных хозяев. В старинном Бахчисарае слепой татарин поведал ему легенду, ставшую впоследствии рассказом «Хан и его сын», здесь же он услышал будущую «Легенду о соколе». Став признанным маститым писателем, Горький не раз возвращался в Крым, где встречался с Чеховым. В советское время признанный классик, вернувшись с острова Капри, уделял большое внимание преображению Крыма во «всесоюзную здравницу».

Творчество лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина невозможно представить без Крыма: полуостров стал колыбелью его таланта. Именно в Севастополь в 1889 году прибыл восемнадцатилетний Бунин в самом начале своей журналистской и писательской карьеры. Сюда его влекла любовь к Пушкину и рассказы отца - ветерана Крымской войны. В пору зрелости Иван Алексеевич особенно любил останавливаться у Чехова в Ялте: здесь он мог найти кров и беседы, наполненные тонким юмором и проницательными замечаниями. Крымским наблюдениям Бунин обязан целым рядом ярких стихотворений, таких как «Вино», Кипарисы», «Купальщицы» и «К прибрежью моря длинная аллея». Именно в Крыму развился талант Бунина - пейзажиста, мастерски описавшего Чёрное море. Позднее, в эмиграции Бунин с теплотой вспоминал время, проведённое на полуострове, в пору, когда раскрывались его писательские и поэтические способности. В автобиографическом романе Бунина «Жизнь Арсеньева» также нашлось место для крымских воспоминаний.

Впервые в жизни автор «Алых парусов» и «Бегущей по волнам» увидел Крым с борта парохода «Платон», на котором служил юнгой. Опыт работы во время каботажного плавания вдоль берегов полуострова, а также впечатления от портов Ялты и Феодосии легли в основу будущего романа «Алые паруса». Александр Гриневский вернулся на полуостров в 1923 году в ходе туристической поездки, в ходе которой написал рассказ «На облачном берегу». Возвращение в места моряцкой юности натолкнули писателя на мысль обосноваться в Крыму. Он выбрал для себя Феодосию. Атмосфера южного города стала той необходимой для творчества средой, в которой родились замечательные произведения Грина-мечтателя: «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана» и другие. В 1930 году писатель по совету врача перебрался в Старый Крым в восточной части полуострова. Здесь, продолжая работу над главным детищем своей жизни, романом «Недотрога», он умер в 1932 году.

Владимир Владимирович Маяковский

Знаменитый поэт Владимир Владимирович Маяковский впервые прибыл в Крым в 1913 году для участия в Олимпиаде Футуризма, организованной Вадимом Баяном. Тогда Маяковскому, прибывшему на «состязания» вместе с поэтом Игорем Северяниным , на полуострове ужасно не понравилось. Он писал, что в Ялте скучно, точно «у эскимоса в желудке» и предлагал поскорее убираться из этого «склепа». Совсем с иным настроем вернулся поэт сюда в 1924 году. Теперь он прославлял «Всесоюзную здравницу», только начинавшую развивать «Людей ремонт, ускоренный в огромной крымской кузнице». На разный лад восхваляя в своих стихотворениях-агитках крестьянские санатории на месте великокняжеских и царских дворцов, он, тем не менее, не забывал восхищаться красотами Крыма, в особенности Евпатории, Алушты и Гурзуфа. Маяковский и сам был не прочь отдохнуть на новых курортах, а параллельно и подзаработать: привыкший к импровизациям поэт множество раз выступал для отдыхающих и очень гордился, когда Совнарком ввиду большой идеологической значимости его выступлений постановил освободить его «гастроли» от налогов.

Владимир Владимирович Набоков

В отличие от многих героев этой статьи, Владимир Владимирович Набоков попал в Крым не по своей воле. После Октябрьской революции семейство видного члена партии Кадетов Владимира Дмитриевича Набокова решило направить сыновей в Крым, подальше от петроградских волнений. Пребывание Владимира и его брата Сергеем в Крыму затянулось: к ним успели присоединиться мать и отец, не дождавшийся контрреволюционного удара. В Крыму, превратившемся в один из центров Белой России, Набоковы сняли дом напротив Ливадийского дворца и вели вполне светскую жизнь. Юный Владимир тем временем пополнял свою коллекцию бабочек, готовился к учёбе в Лондоне и писал стихи. В местной периодике даже вышли его «Бахчисарайский фонтан» и «Ялтинский мол». Свою жизнь в удивительно «нерусском Крыму» Набоков описал в русскоязычной автобиографии «Другие берега».

В крымской Феодосии поселился ещё отец великого художника, Константин Гаврилович Гайвазовский. Именно в этом многонациональном городе-порте прошло небогатое детство Ивана Константиновича, отсюда от отправился на учение в Петербург и сюда он вернулся на три года после получения Золотой медали в Императорской академии художеств. В Феодосии были созданы первые его характерные «марины», здесь он вдохновлялся красотой местной природы, экспериментировал с различным освещением. Так уже в начале его самостоятельной карьеры появились незабываемые картины «Лунная ночь в Гурзуфе» и «Морской берег». Айвазовский работал также на благо Черноморского флота, создавая как исторические («Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», Чесменский бой») так и современные батальные полотна («Синопский бой»). Особое место в творчестве Айвазовского занимает «пушкинская тема» - связь великого поэта и Крыма, Чёрного моря. Айвазовский, имея возможность посетить все тропы, которыми хаживал Александр Сергеевич, написал серию вдохновенных полотен, самая известная из которых - «Прощание Пушкина с Чёрным морем» (1877 год). Сегодня в Феодосии в большом доме, некогда принадлежавшем художнику, работает музей, где собраны множество картин этого плодовитого автора.

Русский поэт, писатель, художник и критик Максимилиан Волошин, обожавший Париж и посетивший множество городов мира, родным всё же считал крымский Коктебель. Впоследствии он писал, что местные пейзажи - одни из самых красивых в его жизни. В Коктебеле семье поэта и художника владела большим домом. В пору творческой зрелости Волошина его Дом Поэта превратился в настоящий центр русской культуры, ведь здесь собирались самые видные творцы Серебряного века: Валерий Брюсов , Марина Цветаева , Николай Гумилёв , Александр Блок, Андрей Белый . Сам же Волошин поражал современников своими разнообразными талантами: никогда не учившись живописи, он создал замечательные акварели окрестностей Коктебеля, причём на манер японских граверов подписывал свои работы короткими стихотворениями. Волошин создавал и вполне самостоятельные стихотворные произведения, многие из которых были посвящены Крыму и его дому в Коктебеле. В годы советской власти Дом Поэта не был национализирован и отобран у владельца. При поддержке наркома Луначарского в нём Волошин открыл дом отдыха для деятелей науки и культуры.

Знаменитый русский баталист Франц Алексеевич Рубо, одесский француз, посвятил все свои творческие силы увековечению подвигов российского оружия. В Москве он известен благодаря монументальной «Панораме Бородинской битвы», а в Севастополе находится его шедевр «Оборона Севастополя», конечно, тоже панорама. Заказ на создание полотна о Крымской войне Рубо получил в 1901 году. Для точного воспроизведения сражения за Малахов Курган художник отправился в Севастополь, где работал с историческими документами, очевидцами и «натурой». Получив одобрение на общий эскиз в Петербурге, он завершил работу в Мюнхене, где баталисту помогала целая артель немецких художников. По желанию высочайшего заказчика Рубо сделал изображения моряков и солдат менее «портретными» и убрал фигуру Нахимова. Позднее его первоначальный замысел был воплощён, но при каких обстоятельствах! В 1942 году полотно сильно пострадало во время второй в истории осады Севастополя: хранители музея и бойцы успели спасти лишь около 80% Панорамы. Когда после войны советские художники-реставраторы взялись за восстановление полотна, они возвратили на него фигуру Нахимова и даже «добавили» матроса Кошку.

Исаак Ильич Левитан поехал в Крым, быстро набиравший популярность среди российских элит в 1886 году. Для Левитана это была и увеселительная прогулка (он недавно заработал неплохие деньги у Саввы Мамонтова) и попытка новых поисков. До этого момента он писал только пейзажи в окрестностях Москвы. По почти единодушному мнению искусствоведов, эта поездка стала настоящим открытием «нового Крыма», отличного от торжественно-монументального у Айвазовского. Левитан в Крыму обратился не к «лицевой» стороне полуострова, проигнорировав и красоты моря, и великолепные дворцы. Его привлекала крымская «изнанка»: самые незатейливые виды он умел превратить в незабываемые полотна. Считается, что за время своей крымской поездки Левитан успел посетить Ялту, Массандру, Алупку и Гурзуф, оставив несколько картин, например, одну из самых знаменитых - «В крымских горах», или «Дворик в Ялте». В 1899 году Левитан, уже объездивший немало городов и весей, вернулся в Крым зрелым мастером. Теперь он переносил на полотно свои опыты от знакомства с творчеством импрессионистов, создав созвучные им «Весна в Крыму» или «Сумерки. Стога».

В крымской Феодосии началось «учение» знаменитого мастера света Архипа Ивановича Куинджи. Юноше из небогатой семьи посоветовали отправиться к известному маринисту Айвазовскому, но здесь Архипа ждало разочарование: ему доверили только растирать краски. Однако время в Феодосии не пропало даром: в 1868 году он неожиданно продемонстрировал публике свой талант, выставив крымский пейзаж - «Татарскую деревню при лунном освещении на южном берегу Крыма». Юного художника заметили, позволив быть вольным слушателем в Императорской Академии художеств, с ним познакомились знаменитые «Передвижники», заметив в его работе «социальный подтекст». До 1882 года продолжался творческий взлёт Куинджи, после чего художник неожиданно для всех исчез из художественного мира. Свое самовольное «изгнание» он проводил на Кавказе и в Крыму, где обзавёлся сначала землёй, потом домами и даже стал хозяином целого поселения - посёлка Кикинеиз. Именно в Крыму Архип Иванович продолжал свои эксперименты с красками и светом, выработав полностью самостоятельный стиль. Крымские работы Куинджи, такие как «Лунная ночь на море» или «Красный закат» отличаются особыми световыми эффектами.

Русский импрессионист Константин Алексеевич Коровин по-настоящему писал именно в двух местах: на родине течения, во Франции и в любимом Крыму. Художник обосновался на полуострове при активном содействии друга, Антона Павловича Чехова. Писатель даже был готов уступить Коровину свою «уединённую» дачу в Гурзуфе, однако она художнику не подошла. Вскоре он в 1912 году всё же построил по собственному проекту дом «Саламбо», где часто работал и принимал знаменитых гостей. Примечательно, что Коровин в Крыму писал не только замечательные пейзажи («Ялтинский порт», «Севастопольский базар», «Гурзуф»), но и жанровые сцены («Бахчисарай») и натюрморты. В Крыму Коровину дышалось легко, и, самое главное, здесь был тот особенный свет, столь необходимый для неуловимого мгновения, столь любимого импрессионистами. Разумеется, внимание художника не остановилось на Ялте, он также написал несколько работ в Симферополе и Севастополе, где его задержала болезнь. Крыму и счастливому периоду творчества на полуострове отведено особое место в мемуарах художника, написанных в эмиграции.