Тесты на количественные отношения как решать. Методика Г

МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Предназначается для оценки логического мыш ления. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 ло гические посылки, в которых буквы находятся в ка ких то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся меж ду собой буквы, стоящие под чертой. Время реше ния 5 минут.

Инструкция: вам предложены 18 логических за дач, каждая из которых имеет 2 посылки. Время ре шения задач - 5 минут.

Стимульный материал

Таблица 49

Продолжение таблицы 49

2. А меньше Б в 10 раз

6. А больше Б в 9 раз

Б меньше В в 12 раз

Б больше В в 6 раз

7. А больше Б в 6 раз

Б больше В в 7 раз

3. А больше Б в 3 раза

Б меньше В в 6 раз

8. А меньше Б в 3 раза

4. А больше Б в 4 раза

Б больше В в 5 раз

Б меньше В в 3 раза

9. А меньше Б в 10 раз

14. А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 3 раза

Б больше В в 2 раза

10. А меньше Б в 2 раза

15. А больше Б в 4 раза

Б больше В в 8 раз

Б меньше В в 3 раза

11. А меньше Б в 3 раза

16. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 4 раза

Б больше В в 3 раза

12. А больше Б в 2 раза

17. А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 5 раз

Б меньше В в 7 раз

13. А меньше Б в 5 раз

18. А больше Б в 3 раза

Б больше В в 6 раз

Б меньше В в 5 раз

Оценка производится по количеству правильных ответов. Норма взрослого человека - 10 и более.

МЕТОДИКА «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА»

Методика оценивает логический аспект мышле ния. Обследуемые должны найти закономерности построения 8 числовых рядов и написать недостаю щие числа. Время выполнения - 5 минут.

Инструкция : вам предъявлены 7 числовых ря дов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы - 5 минут.

Числовые ряды

1) 24 21 19 18 15 13 – – 7

2) 1 4 9 16 – – 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 – –

4) 1 3 6 8 16 18 76 78

5) 7 16 9 5 21 16 9 – 1

6) 2 4 8 10 20 22 – – 92 94

7) 24 22 19 15 – –

1) 12 9;

2) 25 36;

3) 13 20;

4) 36 38;

5) 13;

6) 44 46;

7) 10 4.

Оценка производится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека - 3 и выше.

МЕТОДИКА «КОМПАСЫ»

Методика предназначена для определения пространственных представлений. Поскольку су ществуют статистически значимые корреляции показателей пространственного представления с уровнем логического мышления, методика ре комендована для косвенной оценки уровня логи ческого мышления. Методика используется с це лью профотбора.

гается на бланке 25 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое то дру гое направление, определить которое относи тельно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуе мый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направле ния. Перед началом обследования, объяснив за дачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя.

Время выполнения задачи - 5 минут.

Обработка

Результаты обследования обрабатываются с помо щью ключа. Определяются следующие показатели:

общее количество просмотренных компасов - производительность (Р);

время выполнения задания (Т); количество ошибок (число неправильно отмечен

ных компасов) (n);

относительная частота неправильных ответов (n / p);

скорость работы:

Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы

Стимульный материал к методике «Компасы»

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Коэффициент успешности (А):

где С - число всех компасов, отмеченных испытуе мым; W - число неправильно отмеченных компа сов; O - число компасов, которое следовало отме тить; S - общее число просмотренных компасов.

Таблица 50

Производите

Производите

МЕТОДИКА «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуаль но, так и в группе.

Содержание методики: обследуемому предлага ется на бланке 20 пар слов, отношения между кото рыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в квадрате «Шифр» расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. После того как испытуемый определит отношения между словами в паре, ему надо найти аналогичную пару слов в квадрате «Шифр» и обвести кружком соот ветствующую цифру. Время выполнения работы 3 мин. Оценка производится по количеству правиль

ных ответов.

Стимульный материал

Овца - стадо

Свет - темнота

Малина - ягода

Отравление - смерть

Море - океан

Враг - неприятель

Глава 4. Методики для оценки логики мышления

Испуг - бегство

Инструкция: в каждой строчке вы найдете одно

Физика - наука

в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, име

ют какое то отношение к стоящему перед скобка

Правильно - верно

ми. Выберите только 2 и подчеркните их.

Грядка - огород

Слова в задачах подобраны таким образом, что

обследуемый должен продемонстрировать свою

Пара - два

способность уловить абстрактное значение тех или

иных понятий и отказаться от более легкого, бро

Слово - фраза

сающегося в глаза, но неверного способа решения,

при котором вместо существенных выделяются

Бодрый - вялый

частные, конкретно ситуационные признаки.

Свобода - воля

Стимульный материал

Страна - город

Похвала - брань

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Месть - поджог

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, ве

Десять - число

лосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

Плакать - реветь

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Глава - роман

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель,

Покой - дыхание

7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость,

Смелость - геройство

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

Прохлада - мороз

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бу

мага, редактор).

Обман - недоверие

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания,

правила).

Пение - искусство

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья,

Тумбочка - шкаф

солдаты).

МЕТОДИКА «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о после довательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются специальным бланком либо экспериментатор предъявляет ис пытуемому задачи. Предварительно дается инст рукция.

Растения, земля

Диаметр, круглость

Берег, вода

Глаза, печать

Здание, улица

Бумага, редактор

Крыша, стены

Игроки, правила

Углы, сторона

Сражения, солдаты

Делимое, делитель

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяс нить, упорствует ли испытуемый в своих непра вильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

Методика «Расстановка чисел».

Цель: оценить произвольное внимание испытуемого.

Обработка и анализ данных: оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма - 22 числа и выше. Ниже нормы - от 17 до 21 числа.

Сводная таблица результатов.

Все испытуемые выполнили от 12 до 16 верных заполнений, их сосредоточение требует тренировки, либо у них отсутствует мотивация деятельности.

Методика «Сравнение понятий»

Цель: проанализировать развитие операции сравнения.

Анализ результатов: А) количественная обработка данных заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия;

Б) качественнаяоьработка предусматривает, что высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, если школьник назвал более 20 черт; средний - 10-15 черт; низкий - менее 10.

В результате проведенного тестирования было выявлено, что операции сравнения у всех трех испытуемых находится на среднем уровне.

Методика «Количественные отношения».

Предназначается для оценки логического мышления. Время выполнения задания -

Анализ и обработка данных: оценка производится по количеству правильных ответов. Норма подростка - от 7 до 10 верных решений.

Сводная таблица результатов.

Определение особенностей протекания мыслительных процессов.

Цель: определить скорость протекания мыслительных процессов (быстроту ума).

Анализ и обработка данных:

1) Хороший результат по первому столбцу - 10-15 сек. За каждый неверный ответ добавляется по 5 секунд штрафа.

2) Хороший результат по второму столбцу - 1-1,5 мин. За каждый неверный результат - штраф 30 сек.

3) Хороший результат по третьему столбцу - 1-1,5 мин. За каждый неверный результат - штраф 30 сек.

4) Хороший результат по четвертому столбцу - 6-7 мин. За каждый неверный результат - штраф 1 мин.

Фиксируется общее время и число верно заполненных слов.

Сводная таблица результатов.

Методика Г. Эббингауза. «Заполнение пропущенных в тексте слов»

Цель: выявляется уровень развития речи и продуктивность ассоциаций.

Анализ данных: учитывается качество выполнения задания; соответствие подобранных слов смыслу содержания текста, т.е. его адекватность.

Было выявлено, что у всех трех испытуемых низкий уровень развития речи. Слова подбирались быстро, необдуманно, не сопоставлялись с пониманием всего текста в целом.

Главная > Календарно-тематический план

2. Провести методику: «Логико-количественные отношения».

Цель: определить уровень развития логического мышления.

Оборудование: 20 задач на выяснение логико-количественных отношений, часы.

Инструкция: "Вам необходимо в течение 10 минут решить 20 задач. В каждой из этих задач нужно определить, какая величина больше или, соответственно, меньше другой, и результат записать."

Задачи: что больше: А или В?

1. А больше Б в 6 раз

Б больше В в 7 раз

2. А меньше Б в 10 раз

Б больше В в 6 раз

3. А больше Б в 3 раза

Б меньше В в 6 раз

4. А больше Б в 3 раза

Б меньше В в 5 раз

5. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 5 раз

6. А больше Б в 9 раз

Б меньше В в 12 раз

7. А больше Б в 9 раз

Б меньше В в 4 раза

8. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 7 раз

9. А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 6 раз

10. А меньше Б в 2 раза

Б больше В в 8 раз

11. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 4 раза

12. А больше Б в 2 раза

Б меньше В в 5 раз

13. А меньше Б в 10 раз

Б больше В в 3 раза

14. А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 2 раза

15. А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 3 раза

16. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 2 раза

17. А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 7 раз

18. А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 3 раза

19. А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 7 раз

20. А больше Б в 7 раз

Б меньше В в 3 раза

Решение:

1. В больше А. 2. А больше В. 3. В больше А. 4. А больше В.

5. А больше В. 6. В больше А. 7. А больше В. 8. А больше В.

9. В больше А. 10. А больше В. 11. В больше А. 12. А больше В.

13. В больше А. 14. А больше В. 15. В больше А. 16. А больше В.

17. В больше А. 18. В больше А. 19. А больше В. 20. В больше А.

Оценка результатов :

За каждую правильно решённую задачу испытуемый получает по 0,5 балла. Максимальная сумма баллов, которую может набрать один испытуемый за решение всех 20 задач, равна 10. Если результат оказался нецелым, то его нужно округлить до ближайшего целого числа.

Выводы об уровне развития:

10 баллов -очень высокий.

8-9 баллов -высокий.

4-7 баллов -средний.

2-3 балла -низкий.

0-1 балл -очень низкий.

1.Провести методику для исследования уровня и течения мыслительных мыслительных процессов. Складывание картинок из отрезок. Подготовить заключение.2. Составить таблицу «Нарушение мышления»
Виды патологии мышления Характеристика
1

нарушение операционной стороны мышления

2

нарушение динамики мышления

3

нарушение мотивационного компонента мышления.

Нарушения памяти. Методики для исследования памяти.

Вопросы для самоподготовки: 1. Нарушение непосредственной памяти: - Корсаковский синдром - Прогрессирующая амнезия 2. Нарушение динамики мнестической деятельности 3. Нарушение опосредствованной памяти 4. Нарушение мотивационного компонента памяти Основные понятия : память, амнезия, Корсаковский синдром, прогрессирующая амнезия. Краткая теоретическая справка В исследовании патологии памяти наиболее важными являют-ся следующие вопросы:

    строение мнестической деятельности, опосредствованного и неопосредствованного, произвольного и непроизвольного запо-минания;

    динамика мнестического процесса;

    мотивационный компонент памяти.

В связи с этим выделяют такие формы недостаточности памяти:

    нарушение непосредственной памяти;

    нарушение динамики мнестической деятельности;

    нарушение опосредствованной памяти;

    нарушение мотивационного компонента памяти.

Нарушение непосредственной памяти

Корсаковский синдром Нарушение памяти, связанной с текущими событиями, явля-ется одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти. При этом нарушении относительно сохранной остается память на события далекого прошлого. Синдром нарушения памяти на текущие события был описан известным отечественным психиатром С. С. Корсаковым и получил его имя. Данный вид нарушений памяти часто сочетается с конфабуляциями (заполнением провалов в памяти несуществовавшими событиями) в отношении текущих событий и их дезориентировке в месте и во времени. Больные с такими нарушениями памяти не помнят событий недавнего прошлого, но фотографически воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет назад. Часто корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения услышанного и увиденного или в неточной ориентировке. При этом иногда возникает ложное воспроизведение без грубых конфабуляций: больные замечают пробелы в своей! памяти и пытаются их восполнить, придумывая несуществующий! вариант событий. Нарушения памяти на недавние события сочетаются с недостаточной ориентировкой в окружающем, реальные события могут то отчетливо выступать в сознании больного, то причудливо переплетаться с событиями, не имевшими места. Таким образом, невозможность воспроизведения информации настоящего момента не позволяет организовать будущее, нарушается взаимосвязь отдельных периодов жизни. Особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне выраженной аспонтанности, т.е. грубых нарушений мотивационной сферы у больных с поражениями лобно-базальных отделов мозга. Такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического или эйфорического состояния. При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности, а они caми - выбора. Они спонтанно переключаются с одного вида деятельности на другой. При эйфорическом состоянии наблюдаются расторможенность, дурашливое поведение и расстройства критики. Прогрессирующая амнезия Это такое нарушение памяти, когда расстройство распространяется не только на текущие события, но и на прошедшие. Боль-ные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хро-нологию событий. Характерной становится дезориентировка во времени и в пространстве. При амнестической дезориентировке прошлые профессиональные навыки могут быть перенесены в на-стоящее время. Данные нарушения памяти чаще отмечаются при психических заболеваниях позднего возраста. В их основе лежит прогресси-рующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Болезнь характеризуется неуклонно развивающимися рас-стройствами памяти: сначала снижается способность к запомина-нию текущих событий, затем стираются события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Больной живет не в настоя-щей ситуации, которую он уже не воспринимает, а в обрывках обстоятельств, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. Старческое слабоумие развивается постепенно. С. Г. Жислин высказывает предположение о том, что неясное восприятие мира при старческом слабоумии обусловлено расторможенностью выработанных дифференцировок и общим ослаб-лением анализаторных функций коры. Ставшие инертными нерв-ные процессы не поспевают за сменой событий, происходящих в реальном мире. Больные способны фиксировать лишь отдельные части этих событий.

Нарушение динамики мнестической деятельности

У психически больных может иметь место и нарушение дина-мики мнестической деятельности. Больные в течение какого-то времени хорошо запоминают материал (10 слов), а затем очень скоро вообще ничего не могут воспроизвести, после второго или третьего предъявления вспоминают 5-6 слов, после пятого - 2-3 слова, а после шестого предъявления - 7-8 слов. Мнестическая деятельность таких больных носит прерывистый характер. Нарушения памяти могут сочетаться с провалами в ре-чи. Нарушается динамическая сторона памяти. Подобные нару-шения встречаются у больных с сосудистыми заболеваниями моз-га, перенесших в отдаленном прошлом инфекционные заболева-ния или травмы мозга. Нарушения динамики мнестической деятельности следует рас-сматривать как проявление прерывистости всех психических про-цессов, как индикатор неустойчивости умственной работоспособности, ее истощаемости, а не как нарушение памяти в узком смысле слова. Понятие «работоспособность» включает в себя ряд аспектов, определяющих отношение к окружающему миру и к себе! способность к регуляции собственного поведения, целенаправленность собственных усилий, возможность бороться с истощаемостью и пресыщаемостью. Можно предположить, что нарушение динамики мнестической деятельности является особым и частным случаем проявления истощаемости умственной работоспособности, отражением, ее неустойчивости. Нарушение динамики мнестической деятельности может корригироваться через опосредствование - использование метода пиктограмм. Однако при возникновении чрезмерной тенденции к опосредствованию сам процесс воспроизведения иногда теряет актуальность для больного (из-за опасениям что рисунок не очень точен) и становится менее дифференцированным. Нарушение динамики мнестической деятельности может выступать и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчиво-сти. Органические заболевания часто сопровождаются аффектив-ным состоянием больного и аффективной дезорганизацией его деятельности. Это проявляется в забывчивости, неточности ус-воения, сохранения и воспроизведения материала. На состояние, мнестической деятельности оказывает влияние и эффективная захваченность больного, что приводит к недифференцированном восприятию и удержанию материала.

Нарушение опосредствованной памяти

Память является сложно организованной деятельностью, зави-сящей от многих факторов: уровня познавательных процессов, мотивации, динамических процессов. Психическая болезнь, изме-няя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические про-цессы. Из работ А. Н. Леонтьева известно, что привнесение фактора опосредствованности улучшает воспроизведение слов. Для ис-следования процесса опосредствования запоминаемого материала используется метод пиктограмм А. Р. Лурия. Основную; трудность для испытуемых представляет интеллектуальная опе-рация по установлению общности в рисунке и в запоминаемом слове. Каждое слово имеет общечеловеческое значение и обла-дает определенной системой признаков. Больному надо выделить главные, существенные признаки запоминаемого слова и запечатлеть их в рисунке. Рисунок психически больного человека позволяет увидеть:

    наличие или отсутствие истощаемости процессов (мелкость рисунка свидетельствует об истощаемости процессов);

    депрессию (контурные очертания) или угнетенное состояние заштрихованный рисунок) и многое другое.

Опосредствованная память связана также с мыслительными операциями. Если по рисунку испытуемый плохо или неправильно воспроизводит слова, то смысл запоминания не соответствует смыс-лу опосредствующих знаков. Смысл рисунка должен соответство-вать смыслу слова, в противном случае это означает, что испытуе-мый не выделяет смысла слова. По воспроизводимому рисунку можно определить и актуализацию испытуемым латентных свойств предметов. Экспериментальные исследования показали, что у больных с симптоматической эпилепсией выявленные нарушения опосредст-вования связаны с колебаниями их работоспособности. Подобные нарушения у больных эпилептической болезнью объясняются инертностью, тугоподвижностью протекания психических процес-сов и гипертрофированным желанием отобразить все детали ри-сунка.

Нарушение мотивационного компонента памяти

Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти, его нарушения особенно проявля-ются у больных с эндогенными заболеваниями (шизофренией). У больного нарушается личностное отношение к окружающему миру. Он запоминает только то, что считает нужным и важным. У боль-ных шизофренией нарушения мотивационной стороны выражаются в запоминании одежды, формы, цвета. Здоровые люди запоминают облик человека. Измененное отношение к окружающему и своим возможностям приводит к распаду структуры психической деятель-ности (А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.). Исследования показы-вают, что у больных с различными формами патологии изменяется и закономерность воспроизведения завершенных и незавершенных Действий. Так, у больных шизофренией, в психическом состоянии которых отмечалась эмоциональная вялость и искажение мотивов, не возникал эффект лучшего воспроизведения незавершенных дей-ствий. В норме он равен коэффициенту 1,9; у больных шизофре-нией -1,1. Напротив, больные с эпилептической болезнью, стра-дающие гипертрофической ригидностью эмоциональных установок, продемонстрировали преобладание незавершенных действий над завершенными (1,8). Эти данные доказывают, что в нарушениях Мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Темы рефератов: 1.Особенности патопсихологического исследования при олигофрении. Экспериментальная часть: 1. Проанализируйте пример патопсихологического зисследования:

Данные экспериментально-психологического исследования

(возраст испытуемой 6 лет 8 месяцев)

Девочка насторожена, в начале исследования несколько скованна, на вопро-сы отвечает односложно, вяло, неохотно. Выражение лица серьезное с оттенком недовольства. Отрицательно относится к предстоящему исследованию, отказы-вается «заниматься» с экспериментатором. После уговоров все-таки приступает к работе, но к заданиям относится без интереса, безразлична к результатам собственной деятельности, реакция на поощрение и порицание не выражена. Инструкции к большинству экспериментальных заданий понимает плохо, работает " очень медленно, вяло, неохотно, требует постоянной и разнообразной стимуля-ции и помощи, которая оказывается малоэффективной. При заучивании 10 не связанных между собой слов воспроизводит 4, 4, 6, 7, 5 и через час 7 слов, что может говорить об ослаблении непосредственной памяти, сужении объема и неустойчивости произвольного внимания. Способности к опосредованию в момент исследования не выявлено, несмотря на подробную инструкцию и прямую демонстрацию примера требуе-мой деятельности (рисунок елки к выражению «веселый праздник»). На предложенное выражение «тяжелая работа» рисует домик, просто потому, что она «умеет рисовать домик». В обучающем эксперименте обнаружилось отсутствие активной ориентировки, планирования деятельности. Потребовалось два урока для классификации фигур по цвету, 4 - по форме, 4 - по величине. Переключение на новый признак значительно осложнялось выраженной инертностью, классификация проводилась крайне медленно, с большим количеством ошибок, обусловлен-ных нарушением произвольного внимания (количество ошибок резко увели-чивалось при ускорении темпа работы). Логический перенос навыков на но-вое задание практически отсутствовал. В ходе исследования определился также недостаточный уровень наглядно-действенного мышления и нарушение пространственной ориентировки. Обращает на себя внимание также крайне низкая продуктивность в работе с речевым материалом. Таким образом, в ходе исследования были выявлены нарушения аффек-тивно-волевой сферы, выражающиеся в пассивности личного отношения к предложенной деятельности, не корригируемого активной стимуляцией, за-медление темпа психической деятельности, низкий уровень развития мышле-ния, нарушения произвольного внимания, выраженная инертность, трудности в работе с речевым материалом, плохая обучаемость. На основании прове-денного исследования может быть рекомендовано обучение по программе вспомогательной школы.

Патопсихологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего необходимо отметить, что маленькие дети, а особенно дети с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с экспериментатором и включаются в деятельность по выполнению заданий. Поэтому следует воздерживаться от отрицательной оценки психических возможностей ребенка в тех случаях, когда нет достаточной уверенности в том, что удалось наладить оптимальный контакт с ребенком, добиться его посильного участия в эксперименте и обеспечить необ-ходимую мотивацию деятельности по выполнению заданий. При-чинами целого ряда отказов ребенка от выполнения задания могут быть не столько его интеллектуальная несостоятельность, сколько степень невротизации, наличие страхов, депрессивных настроений или определенных характерологических особенностей. Включение ребенка первого года в ситуацию обследования дос-тигается привлечением его внимания к ярким новым звучащим объектам, интенсивным эмоционально-речевым воздействием и устранением всех отвлекающих внимание ребенка объектов. До на-учала обследования ребенок должен привыкнуть к исследователю, иначе он может дать негативную реакцию на незнакомое лицо, что существенно осложнит возможность дальнейшего контакта. Включение в ситуацию обследования более старших детей легче всего достигается применением сюжетного объединения раз-личных заданий в одну общую «игру». Для этого в обследование вводится персонаж или ряд персонажей и все дальнейшие задания "выполняются как бы для этих персонажей: для них строятся «домики, елочки, паровозики» и т.д. При этом персонажи ис-пользуются для оценки действий ребенка, они радуются или пла-чут, приближаются при одобрении или прячутся при неверном действии, а иногда что-то говорят, советуют, просят. Детей в возрасте от 1 года до 2 лет рекомендуется обследовать в непосредственной близости от матери, желательно, чтобы ребенок сидел у нее на коленях. Иначе тревога, возникающая у детей этого возраста в незнакомой ситуации, может сильно осложнить обсле-дование. Дети старше 2 лет значительно быстрее адаптируются в экспериментальной ситуации, легче вступают в контакт с исследовате-лем и охотно увлекаются деятельностью с новыми для них игруш-ками. При этом присутствие мамы часто бывает необязательным, а порой и нежелательным. Начинать исследование следует с легких заданий, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться интересными для ре-бенка (типа вкладывания разных по размеру объектов один в дру-гой). Затем ему можно предложить ряд сложных и более скучных заданий на запоминание, внимание, идентификацию, узнавание, а также на обобщение. Как только появятся первые признаки утом-ления, стоит переключить внимание ребенка на выполнение более легкого задания или даже дать ему отдохнуть. Если с течением времени ребенок все более растормаживается, можно попытаться ограничить свободу его движений или, наоборот, отвлечь его и переключить на выполнение несложных физических упражнений, успокаивающих нервную систему. Не должно быть правила в порядке предъявления ребенку за-даний. Важно удержать заинтересованность ребенка и быстро провести каждое задание. Следует заменять одно задание на дру-гое, если проявляются признаки пресыщения. В специальных це-лях, например для определения состояния произвольной регуля-ции поведения или подчиняемости ребенка требованиям взросло-го, а также для расширения представлений об особенностях эмо-ционального реагирования, можно требовать доведения ребенком неинтересного задания до конца. В случаях отказа ребенка от выполнения заданий надо пытать-ся привлечь его к деятельности с помощью тактильного контакта, шепотной речи или же продемонстрировать задание наглядно, а также избегать употребления императивных высказываний типа «сделай», «скажи» в собственной речи. Для выяснения реакции ребенка на неудачи и трудности можно искусственно создать ситуацию неуспеха, однако делать это сле-дует с особенной осторожностью, чтобы не спровоцировать вы-раженной аффективной реакции. Исследование следует вести так, чтобы ребенок расставался с исследователем в хорошем настроении и стремился к продолже-нию занятий в следующий раз. 3. Проанализировать схему психологического и логопедического обследования ребенка в возрасте от 1,5 до 4 лет

Психологическое обследование

Контакт (речевой, жестовый, мимический): в контакт не вступает, проявляет речевой негативизм, контакт формальный (чисто внешний), в контакт вступает не сразу, с большим трудом. Не проявляет заинтересованности в контакте, легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заин-тересованность, охотно подчиняется. Эмоционально-волевая сфера : активный/пассивный, деятельный/инертный, бодрый/вялый, работает с удовольствием/из подчинения, неадекватное/адекватное поведение, двигательная расторможенность, агрессивный, избалованный. Моторика: ведущая рука (правая, левая), развитие манипулятивной функции рук: отсутствует хватание, резко ограничена (манипулировать не может, но есть хвата-ние), недостаточная мелкая моторика, сохранная, тремор. Гиперкинезы. Нарушение координации движений. Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переклю-чение): ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания), внимание недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности, плохое переключение внимания, внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная. Уровень развития деятельности: проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса, степень его стойкости (занимается длительно одной игрушкой или переходит от одной к другой): интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную со взрослым игру не включается. Самостоятельной игры не организует), проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к иг-рушкам, обнаруживает стойкий избирательный интерес к игруш-кам; адекватность употребления игрушек: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия), игрушки использует адекватно (использует предмет в соот-ветствии с его значением); характер действий с предметами-игрушками: неспецифические манипуляции (со всеми предметами дейст-вует одинаково, стереотипно - постукивает, тянет в рот, сосет, бросает), специфические манипуляции - учитывает только физиче-ские свойства предмета, предметные действия - использует предметы в соответствии с их функциональным назначением, процессуальные действия, игра с элементами сюжета, сюжетно-ролевая игра. Работоспособность (достаточная, снижена). Характер деятельности (работает с интересом, формально). Обучаемость, использование помощи (во время обследования): обучаемость отсутствует. Помощью не используется. Нет пе-реноса показанного способа действия на аналогичные задания, обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно, пере-нос заданий затруднен, ребенок обучаем. Использует помощь взрослого. Переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому. Осуществляет перенос полученного способа действия на анало-гичное задание (N). Запас общих представлений: низкий, ограничен, ниже возрастной нормы, несколько снижен, соответствует возрасту (N). Знание частей тела и лица. Зрительное восприятие: восприятие цвета: представление о цвете отсутствует, сличает цвета, различает цвета (выделяет по слову), знает и называет основные цвета (N - в 3 года); восприятие величины: представление о величине отсутствует, соотносит предметы по величине, дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову), называет величину (N - в 3 года); восприятие формы: не имеет представления о форме, соотносит предметы по форме, различает геометрические формы (выделяет по слову), различает геометрические формы при нестандартном изо-бражении, называет плоскостные и объемные геометрические формы (N - в 3 года). Складывание матрешки (3-составная). Складывание пирамидки. 4 кольца (с 2 до 4 лет): без учета величины колец; с учетом ве-личины колец. Кубики-вкладыши (пробы, примеривание, зрительное соотне-сение). Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей). Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу 2, 4, 6 картинок)

Логопедическое обследование

Раннее речевое развитие (N, с задержкой): лепет, первые слова, фразы. Понимание обращенной речи: совершенно не понимает обращенную речь, понимает обращенную речь ограниченно (в пределах ситуации), понимает обращенную речь на бытовом уровне, выполняет; речевые инструкции, понимает в полном объеме. Пассивный словарь: название предметов реальных и на картинках, понимание смыслового значения слова, понимание действия предметов, понимание простого сюжета. Характеристика собственной речи (экспрессивная речь). 1-й уровень речевого развития: полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания, произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов, звукоподражание, использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов). 2-й уровень речевого развития: пользуется простой фразой. Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структуру слова нарушена. 3-й уровень речевого развития: пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные. Нормальный уровень речевого развития: пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован достаточно. Особенности речи: проявляет склонность к эхолалии, наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истин-ных интеллектуальных возможностей ребенка). Словарный запас (резко ограничен, в пределах обихода, доста-точный): название предметов и предметных картинок, описание сюжетной картинки. Произносительная сторона речи Степень разборчивости речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих, разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная, разборчивость речи не нарушена (N). Темп речи : нормальный, убыстренный, замедленный. Ритм речи (N, растянутый, скандированный, зависит от прояв-ления гиперкинезов). Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубо-кое, неровное): дифференциация носового и ротового выдоха. Голос: недостаточной силы и звонкости, N, тихий, сильный, напряженный, звонкий, хриплый, назализо-ванный, сдавленный, прерывистый, дрожащий, глухой, монотон-ный, маломодулированный, истощающийся по мере говорения. Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции : нарушена, N. Строение и подвижность органов артикуляции: неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия). Лицевая мускулатура: лицо (безучастное, тупое, выразительное, осмысленное), гипомимия, нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония, N), сглаженность носогубных складок, оральные синкинезии, тремор подбородка, асимметрия, гиперкинезы. Губы (толстые, тонкие, N): тонус (гипертонус, гипотония, дистония), подвижность (малоподвижные, подвижные). Язык: толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка, мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N), гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка (вправо, влево), посинение кончика языка, объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный). Гиперсаливация. Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N). Глотание (поперхивается, не нарушено). Фонетический строй речи (звукопроизношение): сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетический строй речи сформирован достаточно (N). 4. Провести методику « Изучение логической и механической памяти» Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов, а также роли осмысленности восприятия и запоминания. Оборудование: два ряда слов, (в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором - отсутствуют). Первый ряд Кукла - играть Курица - яйцо Ножницы - резать Лошадь - сани Книга-учить Бабочка - муха Щетка - зубы Барабан - пионер Снег - зимаПетух - кричать Корова - молоко Паровоз - ехать Груша - компот Лампа-вечерИголка - шить Второй ряд Жук – креслоОпера - водаОчки - ошибка Колокольчик - память Голубь - отецЛейка - трамвай Гребенка – ветерСапоги - котелЗамок - матьСпичка - овцаТерка - мореСалазки - заводРыба - пожарТопор - кисельПила - яичница Инструкция: Сначала внимательно послушайте чтение пар слов. Вам необходимо запомнить слова пар, стоящие справа, записать их. (Аналогичная инструкция дается перед работой со.вторым рядом слов). Описание методики: Испытуемому читается 15 пар слов первого ряда (интервал между парами - 5 с). После 10 - секундного интервала читаются левые слова 1-го ряда с интервалом в 10 . с, а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами 2- го ряда. Обработка результатов: Р езультатыопыта записываются в таблицу:
Объем смысловой памяти Объем механической памяти

Кол-во слов 1-го ряда

Кол-во запомни вшихся слов Коэф-т смысло вой памяти Кол-во слов 2- го ряда Кол-во запомни вшихся слов Коэф-т механи ческой - памяти
В1 С1 А2 В2 С2
Коэффициенты смысловой и механической памяти вычисляются соответственно по формулам:
В1 В2
С1 = ________ С2 = _________
А1 А2
Чем больше числитель дроби, тем выше тот или иной тип памяти.

5. Провести методику «Запомни цифры»

Цель: определить объём кратковременной слуховой памяти.

Инструкция: "Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори".

Далее экспериментатор последовательно называет цифры сверху вниз, представленных на рис.1А, с интервалом в 1 сек. между цифрами.После прослушивания каждого ряда ребёнок должен его повторить вслед за экспериментатором.Это продолжается до тех пор,пока ребёнок не допустит ошибки.

3 8 6 1 5 4

1 5 8 5 6 8 5 2

4 6 2 3 9 3 5 9 6 1

4 8 9 1 7 3 7 9 6 4 8 3

5 1 7 4 2 3 8 9 8 5 2 1 6 3

1 4 2 5 9 7 6 3 4 2 7 0 1 8 9 5

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр.Если ребёнок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, и переходят к зачитыванию цифр, следующих в противоположном порядке-убывающем(рис.2 А, Б).

4 9 1 6 3 2 5 8 4 5 7 1 9 2 8 3

8 5 9 2 3 4 6 1 7 9 5 8 4 6

1 6 5 2 9 8 3 1 7 6 9 2

4 1 3 7 2 2 8 5 9 1

9 2 6 5 4 9 3 7

4 1 7 1 5 2

В заключение определяется объм кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов:

10 баллов -правильно воспроизведено в среднем 9 цифр.

8-9 баллов -точно воспроизведено 7-8 цифр.

6-7 баллов -безошибочно воспроизведено 5-6 цифр.

4-5 баллов -воспроизведено 4 цифры.

2-3 балла -воспроизведено 3 цифры.

0-1 балл -воспроизведено от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне равития:

10 баллов -очень высокий.

8-9 баллов -высокий.

4-7 баллов -средний.

2-3 балла -низкий.

0-1 балл -очень низкий.

Задания для самостоятельной и исследовательской работы:
Исследование памяти Характеристики
1 Заучивание десяти слов
2 Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)
3 Пиктограмма
4 Воспроизведение рассказов
1. Провести следующие методики:·- пробы для определения механического зрительного запоминания (тест перцептивной ретенции Бентона, методика А.Н.Бернштейна, упрощенная модификация данных проб - запоминание простых картинок);·- смысловое запоминание - зрительного материала и предъявляемого на слух (сюжетные картинки, короткие рассказы).

Изучение предмета «Современные проблемы патопсихологии» позволяет студентам сформировать знания, умения и навыки, необходимые им в период прохождения преддипломной практики.