Смотреть что такое "Амон" в других словарях. Амон - отец богов и фараонов Как выглядит бог амон

Это был весьма необычный древнеегипетский бог. Его имя переводится как «сокрытый» или «тайный», а между тем солнце, воплощением которого он являлся, сияло над головами его почитателей, доступное всем взорам. Ему приписывали необыкновенную мудрость, но олицетворявшими её у него были гусь и баран. Будучи местным покровителем Фив — столицы Верхнего Египта, он простирал свою власть на всю страну. Бог Амон ― одна из центральных фигур египетского пантеона.

Божественная триада из древних Фив

Изображался бог Амон в виде фантастического существа с телом человека, а головой животного ― чаще всего столь любимого им барана. Известны, впрочем, и изображения с человеческой головой, украшенной короной с двумя высокими перьями. Обычно картину дополнял солнечный диск как символ того, что Амон является повелителем этого вечного светила. В руках его были крест с петлёй, обозначавшие жизнь. Для современного человека подобный облик может показаться лишённым смысла, но для древних египтян он был полон конкретной символики.

Как было сказано выше, основным центром его почитания были Фивы. Вместе со своей женой, богиней неба Мут, и сыном, Хонсу, они составляли так называемую фиванскую триаду и были полноправными вершителями судеб города. В некоторых источниках, правда, указывается, что его женой являлась вовсе не Мут, а другая богиня по имени Амаунет. Возможно, так и было, но за давностью лет никто точно уже не помнит.

Солнечный бог, победивший войну

Непросто было Амону завоевать первенство среди прочих многочисленных божеств, обитавших в верховьях Нила и претендовавших на лидерство. Например, в период то есть в двадцать первом веке до нашей эры, когда в Египте правила XI династия фараонов, настойчиво заявлял о своих правах бог войны Монту. Был он весьма грозен и терпеть не мог конкуренции, однако со временем то ли постарел, то ли просто расслабился, но уже через каких-нибудь сто пятьдесят-двести лет, в правление следующей по счёту ― XII династии, потеснил его Амон. В начале их отождествляли или, попросту говоря, путали, но постепенно солнечный бог Амон изгнал грубого солдафона и прочно занял его место.

Надо сказать, что в этот же период царствовавший прежде Ра также постепенно сдаёт свои позиции. Его имя переходит к главе фиванской триады, который с этих пор именуется как Амон-Ра.

Путь на вершину власти

Прошло двести с лишним лет, и заскучал Амон-Ра в своих Фивах. Чувствовал, что способен на большее. А тут ещё в период Среднего царства Мин попытался вступить с ним в борьбу, да так настырно, что их какое-то время даже отождествляли ― так тесно они сплелись в поединке. Но одолел бог Амон своего соперника, и тот вынужден был ретироваться.

Вскоре улыбнулась солнечному богу неслыханная удача. К началу шестнадцатого века до нашей эры переместился центр земной политической власти Египта в древние Фивы. Именно там основали свою резиденцию правители XVIII фиванской династии, и бог Амон сразу же приобрёл статус царя всех богов, а его культ сделался общегосударственным.

Почитание и превозношение верховного божества

Понимал ли он, что своим возвышением обязан игре случая, или приписал его исключительно личным заслугам ― неизвестно, но только с тех пор благосклонно внимал Амон подобострастному хору, награждавшему его всё новыми и новыми титулами. Сделался он и богом-творцом, и владыкой мира, и вообще - верхом совершенства.

Жрецы Амона дошли в своих славословиях до того, что стали утверждать, что земные владыки - фараоны - появляются на свет от брака между царицей-матерью и самим Амоном, являвшимся к ней на ложе в облике законного мужа. Сам Амон, хотя и смущался от таких подробностей, но в душе был горд, ведь фараон теперь считался его сыном, а следовательно, уступал ему в своём величии.

Соответственно вырос и статус его жены ― богини неба Мут. Стала она «первой леди» божественного пантеона и склонились перед ней прочие Амон же со своим сыном ― богом луны Хонсу - строго следил за всем, что происходило на берегах Нила. В Фивах ему был возведён самый большой в Египте храм, называвшийся Карнакским. Раз в году, во время торжеств, жрецы выносили из храма барку, на которой возвышался лучезарный Амон ― бог солнца и повелитель мира. В этот день фараон, считавшийся, как было сказано, его сыном и живым воплощением, от его имени, но своими устами изрекал волю божества и вершил суд.

Финал, повторяющийся в веках

Однако непостоянно счастье тех, кто обрёл его по воле случая. Прошли столетия, и в четырнадцатом веке до нашей эры окончилось царствование фиванской династии. Их сменили другие владыки, и центр политической власти переместился в иное место. Пришла пора заявить о себе прочим богам и низвергнуть с сияющих вершин привыкшую к верховной власти триаду: Амона, богиню неба Мут и их первенца, бога луны Хонсу. Снова стали они рядовыми египетского пантеона. Это старая история. Она повторяется столько веков, сколько существует мир. Ни одно правление не бывает вечным.

В XXI столетии до нашей эры при фараонах XI династии Среднего царства культ Амона сблизился с культом бога войны Монту, одного из главных божеств-покровителей этой династии; с возвышением XII династии Амон вытесняет Монту, приобретая государственный характер, его отождествляют с гелиопольским богом солнца Ра, однако имя Амона-Ра встречается уже в Текстах пирамид во времена Древнего царства. Именно как Амон-Ра он становится общеегипетским божеством.

Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, царь всех богов, небесный заступник, защитник угнетенных.

В эпоху Нового царства сложились представления об Амоне как о боге, составляющем наряду с Птахом и Ра божественную триаду и одновременно являющемся единым богом, воплощая в себе всех других богов, в том числе самих Птаха и Ра. Амон — бог-творец всего сущего, владыка мира, в нем невидимо существуют все боги, люди и предметы, правящий фараон — сын Амона от брака с царицей-матерью. В период с 1075 по 945 год до нашей эры, когда Египет управлялся фиванским жречеством, Амон превратился в самое почитаемое божество, его культ распространился далеко за пределы страны, в Ливии и Куше. Воцарение XXV и XXII династий, завоевание Египта ассирийцами в 671-663 годах до нашей эры, завоевание Египта персами в 525-332 годах до нашей эры не поколебали позиций Амона, но центр его культа был перенесен жрецами в город Танис, древнюю столицу Египта в дельте Нила.

Амон, Амон-Ра - Сокровенный или Незримый. Бог солнца. Центр культа - Фивы. Священный животные - баран, гусь и змея. В Др. Греции отождествлялся с Зевсом. Изображался в виде человека с бараньей головой в короне из высоких перьев, с телом голубого цвета.

Если речь идет о боге Амоне в образе человека, то имеется в виду скорее абстрактный древний бог. Многократно он ассоциировался с дуновением ветра, повсюду его имя объясняли как «невидимый». Вместе со своей супругой Амаунет они стали парой богов-прародителей. В облике бога плодородия, Амон был связан с бараном. Но гусь и свинья также подчинялись ему как священные животные.

В Новом царстве Амон был назначен в Фивах богом царства, приобрел дополнительно значение бога солнца Ра и стал называться Амон-Ра. Его самая значительная святыня — это храм в Карнаке, где его почитали вместе с сыном луны Хонсу и богиней Мут.

АМОН-РА

Амон, Амон-Ра — - «сокрытый, потаенный» - вначале - местный фиванский бог земледелия. Священным животным А. был баран. Во времена Нового царства был отождествлен с богом солнца Ра и стал общеегипетским богом.

Амон в мифологии Египта бог солнца. Баран и гусь это священное животное Амона. Изображали Амона зачастую в облике человека с головой барана, со скипетром и в короне, с двумя большими перьями и солнечным диском. Культ Амона был основан в Фивах, а потом распространился по всему древнему Египту. Богиня неба Мут, жена Амона, и их сын, Хонсу, бог луны, составляли фиванскую триаду.

Во времена Среднего царства Амона стали называть Амоном-Ра, так как культы двух великих божеств соединились, и приобрели государственный характер. Позже Амон стал любимцем и особенно почитался фараонами, а во времена Восемнадцатой Династии фараонов бог Амон был объявлен главным египетским богом. Именно Амон-Ра преподносил фараону все его победы и считался его отцом. Почитали Амона как мудрого, всеведущего бога, «царя всех богов», заступник небес, защитник угнетенных.

Источники: godsbay.ru, pagandom.ru, dic.academic.ru, vsemifu.com, log-in.ru

Асгард Ирийский

Бог Кронос

Дверь в параллельный мир

Государство Аккад

Одноколесный электровелосипед

Автопроизводитель Honda представил компактное транспортное средство U3-X. Уникальный одноколесный электровелосипед может перемещать человека в любом направлении: вперед, назад, вбок, ...

Средневековые университеты

Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII - начале XIII вв. были открыты университеты...

Выбор офисной мебели для персонала

Если Вам скажут, что купить мебель для персонала легко и просто, вы просто улыбнетесь. Так кажется только с первого взгляда, когда...

Как произвести впечатление

Каждый день мы встречаемся с новыми людьми и очень важно произвести хорошее впечатление. Первое свидание, собеседование или просто встреча на...

Получение электричества из радиоволн

Мы уже писали про подобный метод, параллельно разрабатываемый другими учеными, в том примере демонстрируется возможность питания ЖК-будильника невдалеке от телевизионной...

Красоты Бразилии

Наверное, каждому захочется побывать в загадочной стране, где экзотическая природа. И вот возможность такая представилась, и туристы отправились в...

О первоначальном характере этого божества известно достаточно мало. Тогда Амон был близок к Мину – богу земли и плодородия.

В древнюю эпоху Среднего царства, которое на то время управлялось фараонами XI династии (примерный период их правления 21-20 века до н.э.) существовала достаточно тесная связь между Амоном и богом войны Монту.

Но после стремительного возвышения XII династии, которое произошло в 20-18 веках до нашей эры, Амон стал отождествляться с Монту и получил имя Амон-Ра-Монту.

Начиная с эпохи XVIII (Фиванской) династии Нового царства, правление которой длилось на протяжении 2-х веков, начиная с 16-го, заканчивая 14-м веками до нашей эры, культ Амона приобретает массовый и общегосударственный характер, отныне он начинает активно распространятся по всей территории Египта.

С этого момента Амон начинает отождествляться с богом Рао (более известным как бог Ра) и носит более привычное нам прозвище — Амон Ра (отдельно имя Амон употребляется реже).

Впервые это прозвище встречалось в недавно найденных «Текстах пирамид», датированных около 23-21 веками до нашей эры. Кроме того, историки считают, что культ Амона мог также распространяться и в городе Куше – столице Древней Нубии.

Там культ Амона, скорее всего, также носил государственный характер. Подтверждено, что в Куше у Амона было несколько ипостасей, однако главная принадлежала Амону почитаемого храма Напаты.

По правилам, Царь Нубии избирался только оракулами храма Напаты, а после торжественной коронации, которая совершалась в самом храме, посещал святилища бога Амона в Гемпатоне, а вскоре и в Пнубсе, где и подтверждалась истинность его избрания.

Помимо всего, культ Амона был широко известен даже в далекой Азии, чему есть сохранившиеся подтверждения в виде древних текстов. В известном рассказе «Путешествия Уну-Амона в Библ» (датируется 11 в. до н.э.), описывающем о странствиях посланца Амона – послушного жреца Уну-Амона, запечатлены следующие фразы:

«Амон создал все насущнее, — говорит правитель города Библа, при этом обращается к жрецу Уну-Амону. – Это он их создал, но Египетскую землю, с которой ты пришел к нам, создал он раньше других земель. Из нее вышло искусство, чтобы достигнуть места, где нахожусь я, и великое знание вышло оттуда, чтобы достигнуть места, где живу я.»

Со времени массового распространения культа Амона по всей земле Египетской и лежащих близ территорий, его возвышают как главу так называемой гелиопольской эннеады (божественное объединение воедино) – девяти верховных богов города Гелиополя и гермопольской огдоады – восьми изначальных богов города Гермополя (Гермополиса).

Как и раньше, Амон Ра продолжает считаться среди местного населения богом-творцом, который создал все сущее. Кроме того, Амон Ра также почитается и как царь над всеми богами: в греческом языке ему соответствует прозвище Амон-Ра-Сонтер, а в египетском – Амон-Ра-несут-нечер.

Не стоит путать имена и прозвища богов, так как имя у Амона едино, а вот количество его прозвищ до сих пор точно не установлено.

С Амоном связаны известные в Египте мифы о возникновении огдоады во главе с Амоном в Фивах. Во времена птолемеевской эпохи возник достаточно интересный миф о знаменательном путешествии Амона вниз по реке Нил, с целью того, чтобы утвердить повсеместно истинность бытия огдоаду фиванских богов.

У Амона, как и у большинства других богов, была богиня-жена. Считалось, что это была богиня неба Мут (в Египетской мифологии нету единого утверждения насчет того, кто же был действительной женой Амона), сын – бог луны Хонсу (в разных источниках окончание имени может отличаться).

Согласно некоторым источникам, первоначально место сына занимал ранее упоминавшийся бог войны Монту.

Иногда женой Амона называли богиню Амаунет, или Амент (Аментэ), хотя профессор Д.П.Шаптени де ля Соссей считает, что «это не более, чем теологическая абстракция, а само название – просто женский род слова Амон», так как в разных частях Египта люди произносят одни и те же слова по-разному.

Амон, Хонсу и Мун составляли фиванскую триаду – очень почитаемую тройку богов. Изображался Амон, как правило, в образе сильного человека с короной и двумя высокими перьями, над которыми зависал солнечный диск.

Встречаются также изображения Амона Ра и в образе человека с головой животного, особенной барана, который считался священным животным Египта всего.

С культом Амона Ра тесно связано обожествление фараона. Считалось, что все фараоны рождаются после ночи, проведенной царицей-матерью с божеством Амона, к которой он являлся только в образе ее земного мужа.

Поэтому, сам фараон почитался как земной и смертный сын Амона, благодаря этому жители Египетских городов очень часто в засушливые сезоны посещали места, где находился фараон, чтоб он попросил своего отца вызвать на землю Египетскую дожди.

Амон Ра как божество (идол) играл огромную роль в мистериях, посвященных коронации. К примеру, в истории есть известный случай, когда при коронации жрец провозгласил Рамсеса II фараоном от имени Амона-Ра: Это сын мой во плоти моей, призванный быть владыкой Египта и защитником его.

Амон и фараон считались единым целым: оба они были призваны быть владыками мира, его заботливыми правителями.

Имя Амон переводится с древнеегипетского языка как «скрытый, таинственный». Но так как в Египте уже был бог Солнца – Ра, жрецы решили объединить два своих божества. И оба религиозных культа слились в один, превратившись в государственную религию. Его имя включали в имена фараонов, например, Тутанхамон.

Сначала Амон являлся местным божеством города Фив или Васет, которые являлись Верхнего Египта. Город располагался за 700 км на юг от Средиземного моря, на южном побережье Нила.

Более древнее название Фив – Но-Амон или просто Але. Во времена 11-й династии фараонов, когда существовало так называемое Срединное царство, Фивы стали столицей всего Египта, вплоть до прихода к власти 22-й и 23-й династий в 10 веке до н.э.

Внешний вид Амона-Ра

В мифологии Египта Амон – это бог Солнца. Священными животными Амона в древнем Египте считались баран и гусь, которые для были символами мудрости.

На иероглифах Амона часто называют Амен, отсюда и произошло название Фив – Аменов город, которые греки называли Диополис.
На многочисленных культовых статуях, рисунках и фресках Амона-Ра изображали в облике человека с головой барана и в короне с двумя большими перьями и солнечным диском. В руке Амон-Ра держал скипетр как символ власти фараонов.

Кстати, греки изображали Амона-Ра несколько похожим на своего Зевса, но только с бараньими рогами на голове.

Культовые храмы Амона-Ра существовали не только в Египте, но и Нубии, Ливии, а также далеко за пределами Египта: в Спарте и Риме.
Была у Амона-Ра и семья. Его жена по имени Мут была богиней неба, а их сын Хонсу – богом Луны. Вместе они создавали фиванскую триаду.

Сначала Мут почиталась египтянами как богиня неба, которая родила Солнце и создала мир, о чем свидетельствует Мут – «Великая мать богов». Мут изображалась в облике женщины. Ее священным животным считалась корова. Храм Мут находился на берегу озера Ашер недалеко от Фив.

Сын Амона-Ра и Мут в древнеегипетской религии он считался не только богом Луны, но и повелителем времени, покровителем медицины, был приближенным Тота – бога времени, мудрости и культуры. Изображали Хонсу в виде мальчика с луной на голове или мальчика с «локоном юности» - символом несовершеннолетия.

Считалось, что именно Амон-Ра преподносил фараону все его победы и считался его отцом.

Почитали бога Амона-Ра еще как мудрого, всеведущего бога, который являлся «царем всех богов». В то же время Амон-Ра был защитником и заступником угнетенных.

В Египет постоянно прибывают туристы и исследователи, желающие окунуться в местную атмосферу и прикоснуться к её душе. Древнеегипетская история и религия занимают своеобразное место в ведь этот народ оставил богатое наследие, как материальное, так и интеллектуальное.

Уникальность ещё и в том, что имелось огромное количество божеств, почитаемых предками, причём верования отличались даже в пределах одной страны. В связи с этим даже миф о египетском боге солнца Амон-Ра имеет всевозможные трактовки.

Всё же выделяют некоторые объекты, которые были одинаково важны для египтян всех провинций, о них сохранилось ибольше всего сказаний, упоминаний и всевозможных материальных объектов, связанных с поклонением.

Среди персонажей главенствующая роль достаётся Амон-Ра египетскому богу солнца, хотя, согласно древним сказаниям, имеющим разные варианты, его имя может быть различным.

Получить информацию об этом божестве можно из двух трудов:

  • «Книги мёртвых»;
  • «Тексты пирамид».

Амон-Ра, миф о боге солнца

Сперва упоминается лишь о боге солнца, имеющем имя Ра. Так как имелась разная трактовка мифов в отдельных частях то и изображали его несколькими образами:

  • большой сокол;
  • человек с головой сокола;
  • большой кот;
  • феникс;
  • фараон.

Древний миф о египетском боге солнца Амон-Ра утверждает, что днём его задача - освещать землю, плывя по небесной реке, Нилу. В ночное время он пересаживается в транспорт на подземном Ниле. Причём в полночь регулярно происходит важное событие - схватка в подземном царстве между Ра и змеем Апопом, имеющим длину в 450 локтей.

Древние африканцы называли Гелиополь тем городом, который являлся домом этого бога. И в этой местности были возведены знаковые сооружения, привлекающие путешественников и поклоняющихся:

  • дом Атума;
  • храм Ра.

Все, кто почитал этого бога, обозначали свои предметы его глазами, ведь они верили, что эти части тела имеют особую силу:

  • правый глаз - наделён силой побеждать врагов;
  • левый глаз - может излечивать.

Подобные обереги встречались, как обособлено, так и в качестве рисунка на личных вещах, гробницах и кораблях.

Не менее сильным и чудодейственным было и само имя «Ра», которое переводилось «солнце». Зная это, фараоны сознательно использовали данную частицу в собственных именах.

Массовое поклонение богу солнца Ра началось во времена правления 4-й династии фараонов, когда египетское государство стало объединяться. При следующей династии такое почитание, уже ставшее религией, лишь укрепилось.

Однако Ра не являлся единоличным богом, признанным везде и всеми, был также Амон, сперва почитаемый в округе Фивы, как владыка ветра и воздуха. Его влияние росло вместе с авторитетом данного города. И вот где-то в 15 веке до нашей эры эти два божества слились, и отныне стал один Амон-Ра египетский бог солнца.

Он полностью занял главенствующее место во всём пантеоне, одержав победу и став её символом. Как дань уважения ему египтяне сооружали храмы:

  • в Карнаке;
  • в Луксоре.

И сейчас не всегда могут затмить остатки тех масштабных построек, ведь Карнакский храм имел площадь около 260 тысяч квадратных километров, чтобы ежегодно принимать паломников со всего Египта. Это крупнейшая постройка древнего Египта в сфере храмовых комплексов.

Во всех мифах о египетских богах солнца Амон-Ра являлся важнейшим божеством, уважаемым каждым египтянином не зависимо от места проживания. Считалось, что он был причастен к любому знаковому событию, а также ко всем природным явлениям, ведь он в себе собрал все высшие силы и земные проявления. К тому же он покровительствовал фараонам, наделяя их властью, мудростью, непобедимостью.

Его символы:

  • гусь;
  • баран.

Из-за этого изображать данного бога принято как человека, имеющего баранью голову или два пера на голове, ещё обязательными атрибутами были:

  • скипетр;
  • корона;
  • солнечный диск.

Даже в Карнакском храме имеется аллея, заполненная статуями животных, имеющими львиное туловище и баранью голову. У их ног стоят фигуры фараонов, находящихся на попечении у Амон-Ра.

Примечательно, что Амон-Ра, египетский бог солнца, упоминался в мифологии не только Египта, но и Греции, а также в трудах известных деятелей:

  • Еврепид;
  • Геродот;
  • Леонт;
  • Пиндар.

И всё же в одном из указано, что именно Амон-Ра был первым и важнейшим божеством, являющимся тогда змеем. Он создал ещё 8 богов, также являющихся значимыми, а они уже породили солнечных Ра и Атума.

В то же время о происхождении человечества на планете почти ничего не указано, лишь некоторые источники утверждают, что слёзы Амон-Ра стали основой для первого человека. Однако все древние легенды сходны в едином - мир создан для людей, чтобы они могли дышать, им боги дали воздух, а природа вся служит для обеспечения человеческой жизнедеятельности.