Средиземное море суэцкий канал. Суэцкий канал: история и современность

29°55′55″ с. ш. 32°33′47″ в. д. H G Я O - голова, - устье Аудио, фото и видео на Викискладе

История

Античность

Строительство Суэцкого канала

Рисунок Суэцкого канала (1881)

Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II .

Геродот (II. 158) пишет, что Нехо II (610-595 до н. э.) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым , персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285-247). Его упоминают Диодор (I. 33. 11 −12) и Страбон (XVII. 1. 25), о нём говорится в надписи на стеле из Пифома (16-й год правления Птолемея). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублён и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк - в нём могли свободно разойтись две триремы.

В 1569 году по приказу великого визиря Османской империи Мехмеда Соколлу разрабатывался план восстановления канала, но он не был осуществлён.

Восстановление канала

До следующей попытки прокопать канал прошло более тысячи лет. В 1798 году Наполеон Бонапарт , находясь в Египте, рассматривал возможность строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Производство предварительных изысканий он поручил особой комиссии во главе с инженером Лепером . Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов. По проекту Лепера он должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии . Достигнуть особенно значительной глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30-40 миллионов франков . Проект разбился не о технические или финансовые трудности, а о политические события; он был окончен только в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от надежды завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи » .

В 1841 году офицеры Великобритании, производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчётов Лепера относительно уровня воды в двух морях - расчётов, против которых уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье , исходя из теоретических соображений. В 1846 году образовалось, отчасти под покровительством Меттерниха , международное «Société d’etudes du canal de Suez», в котором наиболее видными деятелями были инженеры француз Талабо, англичанин Стефенсон и австриец генуэзского происхождения Негрелли. Луиджи Негрелли на основании новых, самостоятельных изысканий выработал новый проект: канал должен был стать «искусственным Босфором » непосредственно соединяющим два моря, достаточным для прохода наиболее глубоководных судов . Французский дипломат Фердинанд де Лессепс поддержал, в общих чертах, проект Негрелли .

В 1855 году Фердинанд де Лессепс получил концессии от Саида-паши , вице-короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Саид-паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран.

В том же 1855 году Лессепс добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 году смог основать в Париже компанию. В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала . Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция - 53 % и 3 % приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту - 15 %, основателям компании - 10 % .

Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделённых на 400 тысяч паёв по 500 франков каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал приведёт к освобождению Египта из-под власти Османской империи и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но было вынуждено отступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша , а потом (с 1863 году) его наследник - вали Исмаил-паша .

Технические трудности, стоявшие перед строителями канала, были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила , шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды - сперва рабочим, потом и поселениям, которые должны были возникнуть вдоль канала. Этот пресноводный канал идёт от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии , а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 - по дну; глубина его в среднем только 2¼ м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

В 1866 г. Исмаил-паша направил своего доверенного Нубар-бея в Константинополь, чтобы тот официально оформил в надлежащем порядке у султана Османской империи Абдул-Азиза , факт его вступления Исмаил в права вали Египта; а также - подтвердил египетскую концессию на прокладку Суэцкого канала , призванного соединить Средиземное и Красное моря . Нубар сумел убедить султана в необходимости выделить на строительство канала баснословную сумму.

Удовлетворенный результатами визита армянина Нубар-бея к султану, Исмаил-паша поручил ему (христианам-неиностранцам подобное доверяли редко) взять в свои руки завершение работ по Суэцкому каналу. Технические трудности, стоявшие перед строителями канала, были громадны... Нубар-бей съездил в Париж, чтобы утрясти спорные вопросы между Египтом и французской Canal Company. Решение вопроса было вынесено на арбитраж императора Наполеона III. Египту это обошлось в 4 миллиона фунтов стерлингов. По возвращении из Парижа, Нубар-бей занял кресло министра общественных работ и был удостоен титула паши. А вскоре он стал министром иностранных дел Египта.

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году - 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоёв населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Первым был закончен северный участок через болото и озеро Манзала , затем равнинный отрезок до озера Тимсах. Отсюда выемка пошла к двум огромным впадинам - давно высохшим Горьким озёрам , дно которых было на 9 метров ниже уровня моря. После заполнения озёр строители вышли на концевой южный участок.

Общая длина канала составила около 173 км, в том числе длина собственно канала через Суэцкий перешеек 161 км, морского канала по дну Средиземного моря - 9,2 км и Суэцкого залива - около 3 км. Ширина канала по зеркалу воды 120-150 м, по дну-45-60 м. Глубина по фарватеру первоначально составляла 12-13 м, затем углублён до 20 м .

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года . На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши , голландский принц с принцессой, прусский принц . Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков . И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида» , премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала . Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал .

Экономическое и стратегическое значение канала

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая трансконтинентальная железная дорога , и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу , сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году свою долю пая в канале Великобритании . «Всеобщая компания Суэцкого канала» по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранен и от управления каналом и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году.

26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал . Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года . Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года , пока канал не был расчищен с помощью ООН . Миротворческие силы ООН были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.

Настоящее время

Суэцкий канал является одним из основных источников дохода Египта, наряду с добычей нефти, туризмом и сельским хозяйством .

В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трёх лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

По данным 2009 года около 10 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов .

Второй канал

В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра, с тем чтобы обеспечить двустороннее движение судов. Пробная эксплуатация второй очереди канала началась 25 июля 2015 года. В строительстве активно участвовала армия страны. В финансировании участвовало население Египта .

6 августа 2015 года произошла торжественная церемония открытия нового Суэцкого канала. На церемонии присутствовали, в частности, президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси , прибывший к месту проведения мероприятия на борту яхты «Аль-Махруса». Эта яхта получила известность как первое судно, которое прошло в 1869 году через старый Суэцкий канал.

В настоящее время судно входит в состав ВМС Египта, являясь самым старым действующим морским судном страны, и иногда используется в качестве президентской яхты. Корабль уходит в море примерно три раза в год, но обычно только на одни сутки. Яхта была построена в 1865 году.

«Новый Суэц» проходит параллельно старому судоходному пути, проложенному 145 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем. Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью.

Строительство финансировалось из внутренних источников. Египетское правительство выпустило облигации с доходностью 12 % годовых, и инвесторы раскупили их в течение всего восьми дней. Строительные работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии.

На строительство дублера Суэцкого ушел всего один год (хотя по оценкам должен был быть построен за три года). Реализация проекта обошлась Египту в 8,5 миллиарда долларов. Проект Нового Суэцкого канала состоял в расширении, углублении текущего тракта и создании параллельного тракта. Новое русло должно увеличить пропускную способность канала.

Цель проекта - обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Таким образом, среднее время ожидания кораблей во время прохода по каналу должно уменьшиться в четыре раза, в то время как его пропускная способность увеличится с 49 до 97 судов в день.

Кроме того, дублер, как ожидается, повысит доход Египта к 2023 году от эксплуатации водного пути в 2,5 раза - до 13,2 миллиарда долларов с нынешних 5,3 миллиарда. Суэцкий канал обеспечивает 7 % мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютной выручки. В дальнейшем планируется создать рядом с каналом крупный логистический центр и промышленную зону . Ряд экспертов считают эти прогнозы излишне оптимистичными .

Управление

Суэцким каналом до 1956 года управляла Компания Суэцкого канала , присоединенная к Администрации Суэцкого канала президентом Египта Гамаль-Абдель Насером .

Председателями SCA являлись:

  • Бахгат Хелми Бадави (26 Июля 1956 Года – 9 Июля 1957)
  • Махмуд Юнис (10 Июля 1957 – 10 Октября 1965 Года)
  • Машхоур Ахмед Машхоур (14 Октября 1965 Года – 31 Декабря 1983 Года)
  • Мохамед Адель Эззат (1 Января 1984 – Декабрь 1995 Года)
  • Ахмед Али Фадель (22 Январь 1996 – Август 2012)
  • Мохаб Мамиш (август 2012 – по настоящее время)

Соединение между берегами

С 1981 года в районе города Суэц функционирует автомобильный туннель , проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Помимо технического совершенства, позволившего создать такой сложный инженерный проект, данный туннель привлекает своей монументальностью, имеет огромное стратегическое значение и по праву считается достопримечательностью Египта.

В 1998 году в Суэце над каналом была построена линия электропередачи . Опоры линии, стоящие по обоим берегам, имеют высоту 221 метр и расположены в 152 метрах друг от друга.

9 октября 2001 года в Египте был открыт новый мост им. Хосни Мубарака на автотрассе, соединяющей города

17 ноября 1869 года был открыт короткий путь для кораблей, идущих из Европы в Индийский океан, Юго-Восточную Азию и в другие регионы планеты, куда раньше можно было добраться, лишь обогнув Африку. Пятнадцатилетнее строительство проходило драматически, ему препятствовали политические противоречия, нехватка рабочей силы, эпидемические вспышки холеры и многие другие проблемы. Теперь судам достаточно преодолеть всего 101 километр, и они окажутся в Красном море. Через 145 лет после открытия Суэцкого канала настало время осветить некоторые интересные факты, связанные с его историей.

1. Канал был задуман еще в Древнем Египте

Египетский фараон Сенусерт III инициировал строительство кратчайшего пути, связывающего два моря (Средиземное и Красное). Затем, как утверждают историки, попытку осуществить проект предпринимали фараон Нехо II и персидский завоеватель Дарий, но оба затем отказался от дальнейших работ. Некоторые сведения позволяют предполагать, что в III веке до нашей эры в эпоху правления династии Птолемеев этот «Канал фараонов» все же был окончен, и по нему путешествовала сама Клеопатра. Как бы там ни было, он имел извилистое русло и через пустыню связывал с Красным морем реку Нил, по которой суда могли выйти в Средиземноморский бассейн.

2. Наполеон Бонапарт рассматривал проект строительства канала

После завоевания Египта в 1798 г. французский император Наполеон Бонапарт выслал команду геодезистов для изучения возможности рытья канала через Суэцкий перешеек. Разведчики пришли к неправильному выводу о том, что уровень Красного моря на 30 футов выше, чем Средиземного. Они ошибочно утверждали, что любая попытка создать канал может привести к катастрофическим наводнениям в дельте Нила. В результате Наполеон отказался от проекта, а планы строительства не рассматривались до 1847 года, когда группа исследователей, наконец, подтвердила, что разница уровней Средиземного и Красного морей не столь велика.

3. Британское правительство возражало

Планирование Суэцкого канала официально началось в 1854 году, когда французский дипломат Лессепс при поддержке императора Наполеона III договорился с египетским наместником о создании компании «Суэцкий канал». Британия усмотрела в этом строительстве поползновение на свое морское могущество и развернула мощную пропагандистскую компанию против плана. Францию обвиняли в «вопиющем ограблении простых людей» (имелись в виду акционеры), премьер-министр Великобритании лорд Пальмерстон выступал с горячими речами против Лессепса, который даже вызывал на дуэль английского железнодорожного инженера Роберта Стивенсона, рискнувшего усомниться в его правоте.

Все это не помешало британскому правительству в 1875 году купить за бесценок 44 % акций компании, воспользовавшись финансовыми затруднениями Египта.

4. Канал строился вручную и с применением самых современных машин

Выемка столь большой массы грунта (75 миллионов кубических метров песка) требовала огромных трудозатрат, и сначала канал копали принудительно согнанные бедные египетские крестьяне. В конце 1861 года десятки тысяч работников использовали лишь кирки и лопаты, и дело продвигалось медленно. Особенно серьезные трудности возникли после того, как египетский правитель Исмаил Паша запретил использование принудительного труда в 1863 году. Столкнувшись с острой нехваткой рабочих рук, Лессепс и компания Суэцкого канала изменили стратегию и начали использовать несколько сотен паровых машин и земснарядов. Новая технология повысила производительность в последние два года строительства. Около трех четвертей канала вырыто тяжелой техникой.

5. Статуя Свободы первоначально задумывалась для канала

В 1869 году строительство близилось к завершению. Французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди пытался уговорить Лессепса и египетское правительство позволить ему установить его скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал. Он предлагал поставить огромную (90 футов высотой) статую женщины, облеченной в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащим одновременно и маяком. Проект остался нереализованным. В 1886 году Бартольди создал новую версию для Нью-Йоркской гавани, известную всему миру как Статуя Свободы.

6. Между Суэцким и Панамским каналами есть связь

Именно Лессепс первым предложил прорыть судоходный путь через Панамский перешеек в Центральной Америке. Работы начались в 1881 году, но, несмотря уверения французского дипломата в том, что новый канал будет строить легче, чем Суэц, все оказалось с точностью до наоборот. Тысячи людей погибли во время строительства в душных джунглях, компания потратила $ 260 млн. (безумные деньги в то время), и так и не завершив проект, лопнула в 1889 году. Только через четверть века Панамский канал был, наконец, построен.

7. Канал сыграл важную роль в Холодной войне

В 1956 году Суэцкий кризис стал причиной короткой войны между Египтом и объединенными вооруженными силами Англии, Франции и Израиля. Конфликт имел свои истоки (оккупация Британией прибрежной зоны, продолжавшаяся даже после того, как Египет получил независимость в 1922 году). Противоречия обострились в июле 1956 года, когда президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал. Уже в октябре объединенные силы Великобритании, Израиля и Франции начали наступление на Египет. Агрессорам почти удалось добиться военной победы, их остановил лишь ультиматум Советского Союза. Премьер-министр Великобритании Энтони Иден ушел в отставку, а Суэцкий канал остался под египетским управлением.

8. Целый флот кораблей простоял в канале более восьми лет

В июне 1967 года после Шестидневной войны Суэцкий канал был закрыт правительством Египта из-за большого количества мин и затопленных кораблей. На этот момент 15 судов из разных стран были пришвартованы в середине канала у Большого Горького озера. Они оставались там восемь лет, получив прозвище «Желтый флот», по цвету заносящих их песков пустыни. В 1975 году кораблям, наконец, разрешили покинуть канал. Только два судна смогли уйти самостоятельно, остальные пришлось буксировать.

9. Суэц будут реконструировать

Через Суэцкий канал проходят ежедневно примерно 50 судов. Сборы обеспечивают Египту ежегодный доход в $ 5 млрд., но транспортная нагрузка растет. И ширина, и глубина стали недостаточными для пропуска всех типов судов и обеспечения двухстороннего движения современных танкеров. В августе 2014 года Египет объявил об амбициозном плане по углублению канала и созданию новой 22-мильной дополнительной полосы. Предварительное проектирование уже началось. Стоимость проекта ориентировочно составляет $ 8,5 млрд. Египетские власти утверждают, что после реконструкции в 2023 году доход от канала удвоится.

Суэцкий канал – искусственный морской путь на территории Египта, отделяющий Евразию от Африки. Почти 150 лет он используется для кратчайшей транспортировки грузов из Средиземноморья в Индийский океан.

Суэцкий канал на карте отыскать очень просто. Он соединяет Средиземное море с Красным. С одной стороны Суэцкого канала находится портовый город Порт-Саид (на побережье Средиземного моря), а на другом — Суэц (на побережье Красного моря). Он «разрезает» самую узкую часть Суэцкого перешейка.

С 1956 года Суэцкий канал полностью принадлежит Египту. До этого им владела Всеобщая организация Суэцкого канала, принадлежащая Франции и Англии.

Размеры

В разных источниках можно найти различную информацию о длине, ширине и глубине Суэцкого канала. По последним данным, его длина, включая подходные участки и трассу, равна примерно 193 километрам. На всей протяженности Суэцкий канал имеет неодинаковую ширину и глубину. По официальной информации на глубине 11 метров ширина составляет 205-225 метров. В 2010 году максимальная глубина была 24 метра.


Цена за проход

Правила и цену плавания определяет Египет. Его бюджет во многом зависит от Суэцкого канала, ведь каждый год прибыль от использования этого водного пути составляет порядка пяти миллиардов долларов. Проход через Суэцкий канал является для владельцев судов наиболее предпочтительным, так как при использовании альтернативного пути, огибающего Африку, расстояние увеличивается на 8 тысяч километров, соответственно происходит большая потеря времени. К тому же есть вероятность нарваться на сомалийских пиратов. Стоимость прохода через канал зависит от веса груза, осадки судна, высоты груза на палубе, даты подачи заявки и прочих факторов, и составляет 8-12 долларов за тонну. Общая цена прохождения корабля с большим грузом может достигать миллиона долларов.

Роль канала в жизни Египта

Суэцкий канал имеет огромное значение для мирового рынка транспортировки грузов. Через него транспортируется около 20% всей перевозимой нефти и осуществляется около 10% всех мировых торговых грузоперевозок. Кроме того, на Суэцкий канал приезжают посмотреть и сделать фото туристы со всего мира, что тоже способствует увеличению бюджета Египта.


Модернизация Суэцкого канала

После того, как Суэцкий канал стал принадлежать Египту, правительство стало считать одной из своих основных задач его расширение, ведь его изначальная глубина была равна 8 метрам, а ширина – 21 метру.

Сейчас в планах правительства создание нового русла, которое будет проходит рядом с основным. Его длина составит 72 километра. Это позволит извлекать еще большую прибыль в связи с увеличением проходимость канала. Расширение должно сократить время ожидания прохождения пути до трех часов (сейчас это время составляет 11 часов) и в три раза увеличить количество судов, одновременно проплывающих через канал. Кроме того, появится огромное количество новых рабочих мест. На расширение планируется потратить несколько миллиардов долларов.


Обходные пути

Из-за высокой стоимости прохождения владельцы транспортных судов ищут альтернативные пути транспортировки грузов. Правительство Израиля предложило проложить обходной путь по своей территории. Это так называемое «шунтирование» канала. Однако этот маршрут невозможно сделать полностью водным, поэтому в планах есть строительство железнодорожного пути между городом Эйлат и Средиземноморским побережьем.

Росатомфлот также предложил заменить Суэцкий канал. Предположительно, в качестве замены можно использовать Северный морской путь, который соединяет Европу с Азией. Из-за таяния арктических льдов этот путь открыт более продолжительное время и, возможно, в ближайшем будущем, можно будет транспортировать грузы по территории России.


История строительства

Идея о проложении кратчайшего пути в воды Красного моря посещала жителей Египта еще много веков назад. Первые попытки были предприняты фиванскими фараонами в эпоху Среднего царства. Они хотели соединить Красное море с одним из притоков Нила.

История создания самого канала началась в конце VII – начале VI века до нашей эры. Найдены свидетельства Геродота, в которых говорится, что начал строительство фараон Нехо II, но до конца построил канал Дарий I век спустя. Дальше дела шли не очень хорошо. Реконструкция пути произошла в III веке до нашей эры под руководством Птоломея II Филадельфа. Углубление канала произошло через несколько веков по распоряжению императора Траяна, в период его правления в Африке. В VIII веке (в период завоевания Египта арабами) несмотря на то, что этот транспортный путь активно использовался, его засыпали.

В 1854 году французский бизнесмен Фердинанд де Лессепс решает возобновить историю Суэцкого канала. Так как в тот момент Франция имела большое влияние в Египте, ему было разрешено запустить этот процесс. Работы по строительству стартовали в 1859 году, канал был открыт через 10 лет. Большое количество жителей Египта были задействованы в принудительных работах, многие люди погибли от каторжного труда, обезвоживания и болезней.


В результате строительства экономика страны серьезно пострадала, что заставило Исмаила-пашу продать свою часть акций Всемирной организации Суэцкого канала англичанам. В 1882 году в этом месте расположилась британская военная база.

Суэцкий канал соединят Средиземное море с Красным. Таким образом, значительно сокращается водный путь из Средиземноморья в воды Индийского океана . Отпадает необходимость огибать Африку, что является огромным плюсом для морского судоходства. Канал считается географической границей между Азией и Африкой.

Этот важнейший морской путь был запущен в эксплуатацию 17 ноября 1869 года. Он соединил 2 морских порта - Порт-Саид на Средиземном море и порт Суэц - север Суэцкого залива Красного моря . К востоку от канала простираются земли Синайского полуострова, а западный берег принадлежит Африке. Этот водный путь считается собственностью Египта и приносит государственной казне ежегодно не менее 5 млрд. долларов, пропуская через себя порядка 18 тыс. судов.

В начале своей эксплуатации длина водного пути составляла 164 км с глубиной 12 метров. В наши дни, после нескольких расширений, длина увеличилась до 193 км с глубиной 24 метра. Длина северного доступа составляет 22 км, сам канал имеет протяжённость 163 км и длина южного доступа равна 9 км. Ширина водного зеркала варьируется в пределах от 120 до 150 метров. Ко дну ширина сужается и достигает 45-60 метров.

Водный путь, соединяющий Красное и Средиземное моря, не имеет шлюзов. Это очень удобно, так как суда без всяких препятствий могут попадать из одного солёного водоёма в другой.

На канале имеются озёра. Это Большое Горькое озеро и Малое Горькое озеро. Большое расположено севернее, а его площадь водного зеркала равна 250 кв. км. Площадь Малого Горького озера составляет 30 кв. км. Что касается течений, то в зимние месяцы вода из горьких озёр течёт на север, а зимой принимает воды из Средиземного моря. К югу от озёр течение меняется в зависимости от приливов и отливов.

История Суэцкого канала

Древние времена

Древние египтяне ставили перед собой задачу соединить реку Нил с Суэцким заливом. Нужно им это было для того, чтобы наладить торговый путь с Пунтом - древним государством, расположенным на полуострове Африканский Рог. Товары были очень ценными - чёрное дерево, различные краски, слоновая кость, золото, шкуры животных, мирра (камедистая смола).

Предполагается, что ещё в XIX столетии до н. э. такой канал был проложен, и Нил соединился с Красным морем. Этот водный путь неустанно поддерживался фараонами в рабочем состоянии. Но шли века, менялись люди и государства. Водная перемычка постепенно потеряла свою актуальность и пришла в упадок, а затем опять появилась надобность в её восстановлении.

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что в VII веке до н. э. египтяне опять начали рыть канал, но не закончили его. Лишь через 100 лет персидский царь Дарий I достроил этот водный путь. В III веке до н. э. он перешёл во владения Птолемея Филадельфа, ставшего царём Древнего Египта после смерти Александра Македонского . Судя по упоминаниям древних историков, водный поток был так широк, что на нём свободно расходились 2 судна. Во II веке уже нашей эры римский император Троян углубил канал и расширил его. Но затем наступила другая эпоха, и водный путь из Африки в Красное море был заброшен.

Строительство канала в XIX веке

Промелькнули столетия, и во главе Франции встал Наполеон Бонапарт . В 1798 году он дал распоряжение тщательно изучить вопрос строительства Суэцкого канала, который смог бы соединить Средиземное море с Красным. Была организована комиссия, но её заключение разочаровало императора. Специалисты пришли к выводу, что уровень вод Красного моря на 9 метров выше аналогичного уровня Средиземного моря. То есть нужно было возводить целый каскад шлюзов. Императору назвали и сумму всех работ - 45 миллионов франков.

Но не финансовый вопрос помешал Наполеону осуществить строительство. Вмешались обстоятельства. Императора свергли и отправили в ссылку на остров Святой Елены, а разговоры о грандиозном проекте сами собой заглохли.

Прошло 40 лет и уже другие специалисты доказали, что французская комиссия ошиблась. Никакого перепада воды нет. После этого родилась идея всё же построить канал. Её стал активно продвигать Фердинанд де Лессепс - французский дипломат с обширными связями и великолепной репутацией. Своей идеей он заинтересовал правителя Египта Мухаммеда Саид-пашу. Этот человек в своё время учился в Париже и получил прекрасное образование.

Саид-паша выдал Лессепсу концессию на строительные работы, которые начались в 1859 году. Стоимость работ оценили в 200 млн. франков. На эту сумму были выпущены и проданы акции в счёт будущих дивидендов. Гарантами выступали правительства Египта и Франции, поэтому данный финансовый проект считался вполне надёжным.

Строительные работы были чрезвычайно тяжёлыми. Люди работали в пустыне под испепеляющими всё лучами солнца. Главной проблемой стало снабжение рабочих не строительными материалами, а водой. К счастью, было обнаружено русло старого канала, которым пользовались в древности. Именно по нему и пустили пресную воду из Нила.

Однако непредусмотренные вначале технические и бытовые вопросы очень быстро "съели" изначально заложенную в смету сумму. Пришлось выпускать дополнительные акции. В общей сложности стоимость всех затрат составила почти 580 млн. франков. Лессепс обещал построить водный путь за 6 лет, но работы растянулись почти на 11 лет.

Вначале сделали северную часть водного участка и вышли к давным давно высохшим горьким озёрам. Представляли они собой впадины с глубиной 8-10 метров ниже уровня моря. Затем настала очередь южной части, которую соединили с Суэцким заливом.

Торжественное открытие нового водного пути, который сократил путь из Средиземного моря в Индийский океан на 8 тыс. км, состоялось 17 ноября 1869 года. На торжество съехались представители практически всех европейских держав. Празднования продолжались в течение недели, а их стоимость составила 30 миллионов франков.

Дальнейшая история Суэцкого канала

В 1888 году морские державы подписали Международную конвенцию. Она гарантировала свободный проход через канал судам всех государств. Однако в период Мировых войн контроль над этим стратегически важным участком осуществляла Великобритания и её союзники. В 1956 года президент Египта Насер заявил о национализации канала.

Это вызвало большой переполох в мире, так как через Суэцкий канал осуществлялось 20% всех мировых перевозок и 80% нефтеперевозок США. Экономические интересы породили войну, в которой Египет потерпел поражение, а стратегически важный водный путь попал под юрисдикцию ООН.

Очередной конфликт возник в 1973 году, когда началась арабо-израильская война. В районе канала шли активные военные действия, а его работа была парализована. Заработал водный путь только в июне 1975 года. В настоящее время он находится под юрисдикцией Египта и приносит государственной казне хорошие деньги.

Судно на канале

Пропускная способность водного пути составляет 76 судов в сутки. Движение одностороннее. На один корабль отводится от 12 до 16 часов. Вначале идут суда от Суэца, затем суда от Порт-Саида. Расходятся встречные корабли в Большом Горьком озере. Движение организуется строго по графику.

Огромные гружёные танкеры не могут преодолеть мелкий водный путь из-за своей глубокой осадки. Поэтому они разгружаются, минуют канал и опять загружаются в другом его конце. Это создаёт определённые неудобства. Перевозку таких грузов осуществляют суда, принадлежащие Египту.

В 1981 году возле Суэца запустили в эксплуатацию подводный автомобильный туннель. Проходит он прямо под дном Суэцкого канала и соединяет Синайский полуостров с Африкой. Данное архитектурное творение считается одной из достопримечательностей Египта. В 2001 году были открыты железнодорожный и автодорожный мосты в северной части водного пути. В высоту автодорожный мост достигает 70 метров. Железнодорожный мост является разводным. Таким образом, эти сооружения не препятствуют прохождению судов с любыми габаритами.

Для мировой экономики данное рукотворное творение имеет огромное значение. Оно экономит массу времени, а, стало быть, снижает и стоимость перевозок. Выгода очевидна, остаётся лишь уповать на стабильную политическую ситуацию в данном неспокойном регионе .

Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал - кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки).

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами : Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.

Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древност и. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII - начало VI в. до н.э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии - Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришел в состояние упадка.

Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798- 1801 годов), не были осуществлены .

Идея строительства Суэцкого канала возникла вновь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание ведущих колониальных держав - Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.

Национализация канала послужила поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, движение по нему было прервано и возобновилось только 24 апреля 1957 года, после завершения работ по очистке канала.

В результате арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 года - в район активных военных действий.

Ежегодный ущерб, наносимый бездействием Суэцкому каналу, исчислялся в 4-5 млрд. долл.

В 1974 года, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

В 1981 году была завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн (по завершении второй очереди - до 250 тысяч тонн) и грузовые суда дедвейтом до 370 тысяч тонн.

В 2005 году была начата новая реконструкция Суэцкого канала. План реконструкции предусматривает углубление фарватера, что позволит проводить по каналу более 90% существующего международного торгового флота. С 2010 года по каналу смогут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т. На сегодняшний день длина собственно канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика - 190,25 км. Ширина на глубине 11 метров 200-210 м. Глубина по фарватеру 22,5 м.

Современный символ США Статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием "Свет Азии" (The Light Of Asia), но тогдашнее правительство страны решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для государства слишком дорогостоящими.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов, среднее время прохождения канала - около 14 часов.

По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками.

На сегодняшний день Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем сегодня позволяет получать стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Эксплуатация канала является одним из основных источников валютных поступлений в египетскую казну. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Ежемесячный объем сборов за проход через канал составляет 372 млн долларов.

В 2007-2008 финансовом году Суэцкий канал принес Египту более 5 млрд долларов , что стало рекордным показателем за всю историю канала.

В 2008-2009 финансовом году судоходство по Суэцкому каналу снизилось на 8,2%, а доходы Египта от эксплуатации канала упали на 7,2%. Эксперты объясняют это последствиями мирового финансового кризиса, а также действиями пиратов у берегов Сомали.