Порядок взаимодействия ЦПМПК г.Москвы с образовательными организациями
Дониченко О.Г., директор ГБОУ ОЦПМСС ЦОУО ДОгМ
Москва, 2015г.
Психолого-педагогическая помощь оказывается: - детям/обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации; - детям/обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий); - детям/обучающимся, обучающимся-инвалидам
ст.2 п.16, ст.42 п.1 Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
Модель оказания психолого-педагогической помощи государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными организациями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы
Ведомственный перечень
Психолого-педагогический консилиум – основа деятельности психолого-педагогического сопровождения на уровне образовательной организации- осуществление психолого-педагогического сопровождения по единому регламенту;
- организация психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска»;
- осуществление мониторинга эффективности реализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения;
- реализация образовательных маршрутов детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- разработка и реализация адаптированных образовательных программ;
- организация психологического просвещения педагогов для повышения профессиональных компетенций.
Состав психолого-педагогического консилиума образовательной организации
- представитель администрации образовательной организации;
- учитель и/или воспитатель;
- специалисты службу психолого-педагогического сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Образовательная организация
Предоставляется психолого-педагогическая помощь в ППМС-центре
Предоставляется психолого-педагогическая помощь в образовательной организации
Проходит процедуру обследования в ПП-консилиуме образовательной организации
Проходит процедуру обследования в ПП-консилиуме ППМС-центра
ППМС-центр
Государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными организациями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы
Ведомственный перечень
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
- Образовательные программы и методы обучения и воспитания
- Учебники, учебные пособия и дидактические материалы
- Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
- Предоставление услуг ассистента (помощника)
- Проведение коррекционных занятий
- Обеспечение доступа в здания организаций
Адаптированная основная общеобразовательная программа (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего) ст. 79 ФЗ-273:
- для глухих, слабослышащих, позднооглохших
- для слепых, слабовидящих
- для детей с тяжелыми нарушениями речи,
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- для детей с задержкой психического развития,
- для детей с умственной отсталостью,
- для детей с расстройствами аутистического спектра,
- для детей со сложными дефектами
Образовательная организация
Предоставляет специальные условия образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (без индивидуальных и групповых коррекционных занятий)
Предоставляет специальные условия образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (включая индивидуальные и групповые коррекционные занятия)
Специалисты ППМС–центра реализуют коррекционно-развивающие занятия на базе ОО
Родитель
Договор с ППМС-центром
Порядок предоставления специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Москвы
Ребенок, не посещающий ОО
Проходит процедуру обследования в ЦПМПК г. Москвы
Родитель
Предоставляет оригинал заключения ЦПМПК г. Москвы
Предоставляет коррекционно-развивающую помощь на базе ППМС-центра согласно заключению ЦПМПК г. Москвы
ППМС-центр
Психолого-педагогическая помощь в окружных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ образовательной организации или ППМСП-центра
ЦПМПК г. Москвы
Объемы коррекционно-развивающей помощи в образовательной организации или ППМСП-центре
Наименование государственной услуги (работы) |
Количество педагогических работников |
Педагогический работник |
Общий объем помощи |
||
Предоставление специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья |
Дети, обучающиеся с ОВЗ/инвалиды (общий профиль заболевания), нуждающиеся в АОП с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка |
Педагог-психолог |
|||
Учитель-логопед |
|||||
Учитель-дефектолог |
|||||
Дети, обучающиеся-инвалиды, нуждающиеся в АООП: ТНР, ЗПР, УО, РАС, глухие/слабослышащие/ позднооглохшие, слабовидящие |
Педагог-психолог |
||||
Учитель-логопед |
|||||
Учитель-дефектолог |
|||||
Дети, обучающиеся-инвалиды, нуждающиеся в АООП: ОДА, СД, слепые |
Педагог-психолог |
||||
Довольно часто можно просто не уследить за балансом и уйти в минус, а, как всем известно, с отрицательным балансом нельзя позвонить. В этом случае на выручку приходит услуга от Мегафон под названием «Кредит доверия», которая позволяет совершать звонки, даже если вы ушли в минус. Данная услуга позволяет отодвинуть порог отключения от связи при попадании в минус на счете. Вам будет установлен лимит, на который вы вольны полноценно использовать все возможности сотовой связи, и при этом находиться в минусе. Кредит доверия будет вам предоставлен, только если вы пользуетесь связью от Мегафон не менее четырех месяцев , а величина кредита доверия прямо зависит от того, как много вы потратили на общение за последние три месяца. Такие жесткие условия позволяют компании ограничить себя от лишних рисков по причине непогашения минусового счета. Предоставляя вам услугу кредит доверия, компания Мегафон возлагает на вас надежды и доверяет вам, что вы при удобном случае погасите минусовый баланс.
Стоимость подключения услугиПрограмма «кредит доверия» предоставляется абсолютно бесплатно всем пользователям, которые соответствуют требованиям для активации данной услуги. Это требование довольно значительное – своевременная оплата счетов за связь, что довольно справедливо. Льготный лимит отключения от связи по программе «Кредит доверия» может достигать до 1.500 рублей. Активировать услугу можно на всех тарифах. За исключением тарифных планов для корпоративных клиентов и клиентов, у которых установлена кредитная форма расчетов за связь. Особенности услуги «Кредит доверия» от МегафонКредит доверия имеет свои особенности, и они довольно жесткие, но знать их необходимо для того, чтобы полноценно использовать программу доверия в ситуациях возникновения потребности в ней.
Как видите, условия предоставления услуги довольно жесткие и воспринимать услугу как панацею не стоит, а лучше ее считать приятным бонусом для тех, кто много пользуется услугами связи.
Так что даже при больших тратах на сотовую связь порой довольно трудно получить лимит в тысячу рублей. Чтобы получить такой лимит вам необходимо будет пользоваться услугами порядка 15 месяцев, и тратить на связь более шести тысяч рублей ежемесячно. Как подключить услугу «Кредит доверия»Для подключения лимита доверия существует несколько способов, которые равнозначны, так что можете выбрать любой из них:
Как узнать лимит по услугеДля того чтобы узнать, какой лимит доступен для вас, необходимо воспользоваться одним из способов:
Как отключить «Кредит доверия» на МегафонеДля отключения пакета воспользуйтесь одним из способов:
Соблюдая и выполняя данные условия, вы сможете постоянно пользоваться программой «Кредит доверия» и не беспокоиться, что ваш разговор прервется в случае списания всех денег со счета. Пройдите аккредитацию на Электронной Площадке. Получение аккредитации - это простая и бесплатная процедура, но занимает около одного рабочего дня. При необходимости, пройдите обучение работе с торгами на Электронной Площадке. Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах. При необходимости, подготовьте документы и информацию, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 44-ФЗ. Выберите способ предоставления обеспечения заявки на участие в торгах. Воспользуйтесь нашими решениями. Вы подали заявку на участие в аукционе? Ожидайте уведомления о допуске к торгам! На этом этапе рассматриваются первые части заявок. Допущены к торгам? Поздравляем! Планируйте свое участие в аукционе. Организатор торгов отклонил Вашу заявку и Вы не согласны с данным решением? Аукцион! Выигрывает тот, кто предлагает наиболее выгодные условия и цену. В случае, если в течение 10 минут с начала торгов ни одним из участников не подано ни одного ценового предложения, такой аукцион признается несостоявшимся. Если предложенная победителем торгов цена на 25% меньше Начальной Максимальной Цены (НМЦ), такой участник обязан подтвердить свою репутацию и предоставить обеспечение в большем размере. Если победитель аукциона уклоняется от заключения контракта, информация об этом направляется в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП). Ожидайте результатов аукциона, отслеживайте соблюдение сроков: В течение 30 минут после завершения торгов - публикация Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке. Не более 3 рабочих дней с даты публикации Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке - рассмотрение Заказчиком 2 частей заявок, а также формирование Протокола Подведения Итогов (ППИ). Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания Протокола Подведения Итогов (ППИ) - размещение заказчиком ППИ на Электронной Площадке и в Единой Информационной Системе (ЕИС) Вы победитель? Поздравляем! Предоставьте Заказчику обеспечение исполнения контракта и подпишите контракт Подписание контракта возможно не ранее 10 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС). Строго соблюдайте сроки. Соотношение рабочих и выходных дней не принципиально: Не более 5 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС) - Заказчик публикует проект контракта. Не более 5 дней с момента публикации Заказчиком проекта контракта - Победитель публикует протокол/проект контракта. Победитель, не отправивший протокол разногласий или не отправивший подписанный проект контракта по истечении 13 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС), признается уклонившимся от подписания контракта. Соотношение рабочих и выходных дней принципиально: Не более 3 рабочих дней с даты публикации победителем в Единой Информационной Системе (ЕИС) протокола разногласий, Заказчик публикует доработанный проект контракта (или в отдельном документе отказ целиком или полностью учесть замечания в протоколе разногласий победителя). Не более 3 рабочих дней с момента публикации Заказчиком в Единой Информационной Системе (ЕИС) доработанного проекта контракта - победитель публикует протокол/проект контракта + предоставляет подтверждение обеспечения исполнения контракта.
Порядок предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных прокрамм, своем развитии и социальной адаптации Ребенок Образовательная организация Предоставляется психолого- педагогическая и социальная помощь в ППМС-центре Предоставляется психолого-педагогическая и социальная помощь в образовательной организации Проходит процедуру обследования в ПМП-консилиуме образовательной организации Проходит процедуру обследования в ПМП-консилиуме ППМС-центра ППМС-центр
Объемы коррекционно-развивающей помощи Наименование государственной услуги (работы) Категория потребителей государственной услуги Количество педагогических работников Кол-во часов работы одного специалиста Педагогический работник Схема max объема помощи Общий объем помощи 138 Предоставление психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных прокрамм, своем развитии и социальной адаптации Дети Дети, имеющие проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации; обучающиеся обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных прокрамм, своем развитии и социальной адаптации 1-29 Педагог-психолог 2*918 часов Учитель-логопед Учитель- дефектолог
Ребенок Образовательная организация Предоставляет специальные условия образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (без индивидуальных и групповых коррекционных занятий) Предоставляет специальные условия образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (включая индивидуальные и групповые коррекционные занятия) Специалисты ППМС–центра реализуют коррекционно- развивающие занятия на базе ОО Проходит процедуру обследования в ЦПМПК г. Москвы Родитель Договор с ППМС-центром Предоставляет оригинал заключения ЦПМПК г. Москвы Порядок предоставления специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Москвы
Ребенок, не посещающий ОО Проходит процедуру обследования в ЦПМПК г. Москвы Родитель Предоставляет оригинал заключения ЦПМПК г. Москвы Предоставляет коррекционно-развивающую помощь на базе ППМС-центра согласно заключению ЦПМПК г. Москвы ППМС-центр Порядок предоставления специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Москвы
Объемы коррекционно-развивающей помощи Наименование государственной услуги (работы) Категория потребителей государственной услуги Количество педагогических работников Кол-во часов работы одного спец-та Педагогический работник Схема max объема помощи Общий объем помощи 139 Предоставление специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Дети, обучающиеся с ОВЗ/инвалиды Дети, обучающиеся с ОВЗ/инвалиды (общий профиль заболевания), нуждающиеся в АОП с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка Педагог-психолог 2*1836 часов Учитель-логопед Учитель- дефектолог Дети, обучающиеся - инвалиды/ОВЗ Дети, обучающиеся - инвалиды/ОВЗ, нуждающиеся в АООП (АООП ТНР, ЗПР, ОДА, слабослышащие/ позднооглохшие, слабовидящие) 236 Педагог-психолог 2*3672 часа Учитель-логопед Учитель- дефектолог Дети, обучающиеся- инвалиды/ОВЗ, Нуждающиеся в АООП (АООП ТНР, УО, РАС,СД, глухие, слепые) 336 Педагог-психолог 3*36108 часов Учитель-логопед Учитель- дефектолог Дети, обучающиеся-инвалиды Дети, обучающиеся-инвалиды, нуждающиеся в АООП (АООП УО, РАС,СД, глухие, слепые) Педагог-психолог 2*3672 часа Учитель-логопед Учитель- дефектолог
Пакет А Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Кол-во часов по прок. Дошкольное образование «Коррекция и развитие коммуникативных навыков у детей 3 -7 лет с проблемами в развитии, обучении, социальной адаптации» «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей 3-7 лет с проблемами в развитии, обучении, социальной адаптации» «Коррекция и развитие познавательной мотивации и активности, познавательных действий у дошкольников 3-7 лет с проблемами в развитии, обучении, социальной адаптации» «Нейропсихологическая коррекция дефицитарных сенсомоторных, когнитивных и регуляторных функций у детей 5-7 лет» Коррекция нарушений звукопроизношения у детей 5-8 лет. Коррекция нарушений звукопроизношения и фонематических процессов у детей 5-8 лет. «Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 3-5 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы дошкольного образования» «Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 5-8 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы дошкольного образования» 9-18 Начальное общее образование «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 7-11 лет, испытывающими трудности на начальном этапе обучения» «Нейропсихологическая коррекция дефицитарных сенсомоторных, регуляторных и когнитивных функций у обучающихся 7-13 лет» «Коррекция нарушений звукопроизношения у обучающихся 8-18 лет» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием фонематических процессов у обучающихся 8-11 лет.» Коррекция и развитие математических представлений и обобщений у обучающихся 7-11 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы начального общего образования" "Коррекция и развитие языковых представлений и обобщений у обучающихся 7-11 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы начального общего образования" Основное общее образование «Коррекция личностного развития и формирование адаптивного поведения у обучающихся лет, испытывающих трудности в освоении основных образовательных прокрамм, развитии и социальной адаптации» Коррекция нарушений звукопроизношения у детей 8-18 лет «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием лексико- грамматической стороны речи у обучающихся»
Пакет В1 Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Кол-во часов по прок. Дошкольное образование «Коррекция и формирование коммуникативных навыков у детей 3 -7 лет с ОВЗ» «Коррекция и формирование эмоционально-волевой сферы у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательной мотивации и активности, познавательных действий у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Нейропсихологическая коррекция дефицитарных сенсомоторных, когнитивных и регуляторных функций у дошкольников 5-7 лет» Коррекция нарушений фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у детей 3-8 лет. Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 3-5 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы дошкольного образования» «Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 5-8 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы дошкольного образования» Начальное общее образование «Коррекция и развитие навыков взаимодействия, эмоционально-волевой регуляции поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» «Нейропсихологическая коррекция дефицитарных сенсомоторных, регуляторных и когнитивных функций у обучающихся 7-13 лет» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у обучающихся 8-11 лет» Коррекция и развитие математических представлений и обобщений у обучающихся лет, испытывающих трудности в освоении адаптированной образовательной прокраммы начального общего образования". "Коррекция и развитие языковых представлений и обобщений у обучающихся лет, испытывающих трудности в освоении адаптированной образовательной прокраммы начального общего образования". Основное общее образование «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» «Коррекция личностного развития и формирование навыков адаптивного поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием лексико- грамматической стороны речи у обучающихся»
Пакет В2 Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Кол-во часов по прок. Дошкольное образование «Коррекция и формирование коммуникативных навыков у детей 3 -7 лет с ОВЗ» «Коррекция и формирование эмоционально-волевой сферы у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательной мотивации и активности, познавательных действий у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Нейропсихологическая коррекция психомоторных функций у детей 3-7 лет с ОВЗ» Коррекция нарушений фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у детей 3-8 лет. "Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 3-5 лет с ЗПР" "Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 5 -8 лет с ЗПР" "Формирование и развитие речевой, познавательной деятельности у слабослышащих детей 3-8 лет". "Формирование и развитие речевой, познавательной деятельности у слабовидящих детей 3-8 лет" Начальное общее образование «Коррекция и развитие навыков взаимодействия, эмоционально-волевой регуляции поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у обучающихся 8-11 лет» «Коррекция и развитие математических представлений и обобщений у обучающихся 7-11 лет с ЗПР, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы начального общего образования". "Коррекция и развитие языковых представлений и обобщений у обучающихся 7-11 лет с ЗПР, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы начального общего образования". Основное общее образование «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» «Коррекция личностного развития и формирование навыков адаптивного поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи у обучающихся» Коррекция познавательной деятельности у слабовидящих обучающихся лет. Коррекция познавательной деятельности у слабослышащих учащихся лет.
Пакет C Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Кол-во часов по прок. Дошкольное образование «Коррекция и формирование коммуникативных навыков у детей 3 -7 лет с ОВЗ» «Коррекция и формирование эмоционально-волевой сферы у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательной мотивации и активности, познавательных действий у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Нейропсихологическая коррекция психомоторных функций у детей 3-7 лет с ОВЗ» Коррекция нарушений фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у детей 3-8 лет. "Формирование и развитие речевой, познавательной деятельности у детей 3-8 лет с умственной отсталостью "Формирование и развитие речевой, познавательной деятельности у слабослышащих детей 3-8 лет". "Формирование и развитие речевой, познавательной деятельности у слабовидящих детей 3-8 лет" Начальное общее образование «Коррекция и развитие навыков взаимодействия, эмоционально-волевой регуляции поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у обучающихся 8-11 лет» "Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у обучающихся 7-11 лет с умственной отсталостью". "Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у глухих и слабослышащих обучающихся 7-11 лет". "Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у слепых и слабовидящих обучающихся 7-11 лет ". Основное общее образование «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» Программа «Коррекция личностного развития и формирование навыков адаптивного поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи у обучающихся» Коррекция познавательной деятельности у обучающихся лет с умственной отсталостью". "Коррекция познавательной деятельности у слабовидящих обучающихся лет." "Коррекция познавательной деятельности у слабослышащих учащихся лет".
Пакет D Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Кол-во часов по прок. Дошкольное образование «Коррекция и развитие эмоционально- волевой и коммуникативной сферы у детей 3- 7 лет с тяжелыми нарушениями психофизического развития» «Нейропсихологическая коррекция психомоторных функций у детей 3-7 лет с ОВЗ» Формирование элементарных речевых навыков у детей с умеренной, тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС. «Формирование альтернативных способов коммуникации у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» "Формирование и развитие действий, деятельностных единиц, деятельности у детей с умеренной, тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС". «Формирование социально-бытовых ориентировок у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» 36 Начальное общее образование «Коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы у обучающихся 7-18 лет с тяжелыми нарушениями психофизического здоровья» «Формирование альтернативных способов коммуникации у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» "Формирование и развитие действий, деятельностных единиц, деятельности у детей с умеренной, тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС". «Формирование социально-бытовых ориентировок у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» Основное общее образование «Коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы у обучающихся 7-18 лет с тяжелыми нарушениями психофизического здоровья» «Формирование альтернативных способов коммуникации у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» «Формирование и развитие действий, деятельностных единиц, деятельности у детей с умеренной, тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» «Формирование социально-бытовых ориентировок у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС»
Одна из главных задач министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области – не столько обеспечить людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью образованием и работой, сколько помочь им почувствовать себя частью общества и найти в нем достойное место, стать успешными. О том, за счет чего этого удается достичь, на встрече в нижегородском филиале "РГ" с участием автора программы "Точка доступа" Ольги Никитиной рассказал министр образования, науки и молодежной политики региона Сергей Злобин. Сергей Васильевич, какие программы, проекты реализуются в Нижегородской области в плане реабилитации и абилитации людей с инвалидностью по линии вашего ведомства? Сергей Злобин: В данный момент наиболее актуальным проектом можно назвать третий региональный конкурс национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс". Его открытие состоится 24 октября в Нижегородском губернском колледже, главная задача - помочь людям с инвалидностью трудоустроиться, поверить в свои силы. В этом году мы расширили количество специальностей. Для студентов это веб-дизайн, администрирование баз данных, экономика и бухучет, преподаватель начальных классов, декоративно-прикладное искусство, сборка и разборка электрооборудования, сухое строительство и штукатурные работы, облицовка плиткой, массажист, а для школьников - бисероплетение, резьба по дереву, легоконструирование и швейное дело. Наша задача - подобрать ребенку ту специальность, которая полностью отвечает его сложившимся возможностям, и найти работодателя для него. У руководителей многих компаний есть опасения, связанные с уровнем компетенций сотрудников с особенностями в развитии, а также с тем, что трудовое законодательство сильно их защищает. Вдруг рабочие отношения не сложатся, а расторгнуть договор будет не так-то просто? Поэтому мы и стараемся показать, что зачастую эти опасения надуманы. В Нижегородской области в целом неплохие показатели по трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью. В нынешнем году у нас было 95 таких выпускников в системе полного среднего образования, из них 73 уже работают, четверо - самозанятые, девять, к сожалению, не смогут получить работу из-за болезни и еще девять продолжили обучение. Из 18 выпускников вузов работу получили все. Почему работодателю стоит обратить внимание на человека с инвалидностью? Какие аргументы говорят в его пользу? Сергей Злобин: Главный аргумент - это успешный опыт других работодателей, коллег. Признаюсь, однажды я столкнулся с подобной ситуацией. На предыдущей работе водитель служебного автомобиля был человеком с инвалидностью. Конечно, при трудоустройстве возникли вопросы. Но в силу жизненных обстоятельств, отсутствия нарушений и прекрасных рекомендаций он был принят на работу, на которой трудился достаточно длительное время, и уволился сам, перейдя на другую работу, потому что в бюджетных организациях зарплаты небольшие. Он прекрасно справлялся со своими обязанностями. Как вы помогаете с социализацией людей с ОВЗ? Сергей Злобин: Мы постоянно сопровождаем людей с ОВЗ с того момента, как они впервые появляются в поле нашего зрения. Для нас социализация - это прежде всего успешное трудоустройство после обучения. Человек должен быть востребован, и тогда он будет доволен жизнью. Где люди с инвалидностью могут получить помощь в освоении профессии? Сергей Злобин: В прошлом году на федеральные и областные средства в Нижегородском губернском колледже был создан ресурсный центр, одна из специализаций которого - инклюзивное образование. Пока в регионе такой один, сейчас создается второй - в Арзамасе. Одним из направлений обучения там станет автодело, приобретаем для будущего ресурсного центра специальные автомобили. За количеством пока не гонимся, важно понять, насколько эффективной будет его работа. Зачастую к совместному обучению обычных детей и ребят с особенностями в развитии не готовы родители, причем как первых, так и вторых. Насколько эта проблема остра, что делается в плане общественного просвещения? Сергей Злобин: Если ситуация доведена до конфликта, значит, мы в чем-то не доработали. В рамках программы "Доступная среда" мы готовим интегрированные группы в детских садах для приема детей с инвалидностью, сейчас занимаемся созданием безбарьерной среды. Уже на этом этапе начинаем рассказывать родителям и детям о новых воспитанниках, что эти дети ничем не хуже, просто у них есть особенности. И в 95 процентах случаев конфликтов не возникает. Если конфликт все-таки возник, то единственный способ его разрешить - это медиация, разговор с обеими сторонами. Медиаторами в основном выступают психологи и социальные педагоги. Совместные группы уже есть в каждом районе области. Педагогам, здоровым детям и их родителям нужно повышать свою культуру, не бояться особенных детей и процесса их воспитания, а особым детям и их родителям не концентрироваться на своих особенностях, а вливаться в коллектив, участвовать в общих мероприятиях и не бояться проявить свои таланты. Проводились ли социологические исследования по проблематике толерантности? Сергей Злобин: В данном случае социсследование может показать "среднюю температуру" по области. Для нас важнее микроклимат в каждой конкретной образовательной организации, поэтому мы проводим соцопросы на уровне учреждений. Чаще всего опрашиваем родителей обычных детей, которые честно признаются: они не уверены, что их ребенок будет относиться к особенному соседу терпимо. Причем это не бланковый опрос для галочки, который не покажет реального отношения. В основном это беседы, классные часы и встречи. Проблему нужно проговорить. Есть ли в Нижегородской области учреждения для детей с ментальными нарушениями? Сергей Злобин: Это более сложная тема. Если говорить про легкие нарушения, то такие дети успешно обучаются рабочим специальностям, например, становятся плиточниками или штукатурами. Кстати, в этом плане у них есть определенный плюс - свою работу они выполняют качественно и сосредоточенно. Теми, кому нарушения не позволяют получать профессиональное образование, занимается министерство социальной политики Нижегородской области. Развитие современных детей специфично. Они рано осваивают гаджеты, меньше общаются с родителями, друг с другом. Когда мы пытаемся оценить их только по стандартным анкетам, то существует катастрофически большая погрешность, а любая ошибка может стать клеймом для ребенка. Этого мы стараемся избежать. Говоря про инклюзию и толерантность, нужно принять детей такими, какие они есть и посмотреть, в чем они могут двигаться дальше, а не ставить целью выявить, исправить и привести к единому знаменателю. Мы не знаем, что стандарт. Мир другой. Какие еще меры помогают особым детям социализироваться в обществе? Есть ли нехватка в специализированных кадрах? Сергей Злобин: На базе дошкольных учреждений в Нижегородской области работают 269 консультационных центров (), где родители особых детей, которые не попали в детсады, могут получить помощь психолога через игру. С одной стороны, конечно, мы будем стремиться всех детей обеспечить местами в детсадах, а с другой - сохранить эти центры из-за "второго экспертного мнения". С 1 января 2019 года на базе центра "Дети против наркотиков" откроется областной психо-медико-социальный центр, которого, что удивительно, раньше не было. Специалистов у нас достаточно, дефицита в кадрах нет. Вопрос стоит в квалификации, постоянной переподготовке. Скорее, нам не хватает психологов и социальных педагогов в школах. Будущим дошкольным педагога помогает большой курс вузовской программы по психологии и психофизиологии. А вот перед обучающимися школьными преподавателями встает вопрос: обучаться в рамках школы или образовательных центров на базе некоммерческих организаций (НКО)? В Нижегородской области как грибы плодятся различные развивающие центры, или "развивалки". Министерство образования, науки и молодежной политики региона каким-то образом контролирует этот процесс? Сергей Злобин: Я советую обращаться только в те центры, которые имеют лицензию на подобную деятельность. Если организация оказывает просто присмотр и уход, то лицензия не нужна, а на психологическую помощь обязательно, так как эта услуга входит в дополнительное образование. Кстати, на сайте нашего министерства есть перечень организаций, имеющих лицензию на свою деятельность. Это означает, что организаторы не побоялись предъявить образовательный ценз, профессиональные навыки, показали свое помещение, созданные условия. К "серым" центрам стоит относиться скептически, потому что они даже не решились заявить о себе в формате НКО. Кстати, кроме реестра лицензированных образовательных центров, у нас есть реестр некоммерческих организаций. В планах - совместно с Роспотребнадзором и медиками организовать комиссию и провести добровольную сертификацию всех развивающихся центров, список которых опубликовать на сайте нашего ведомства. Причем не с целью принудительно лицензировать и предъявить дополнительные требования, а для спокойствия родителей. Например, проблема даже может скрываться не в образовательном процессе, а в несоблюдении санитарных норм. К тому же с детьми там могут работать люди с судимостью за тяжкие преступления или опасными заболеваниями. Добровольная сертификация позволит повесить специальную наклейку или значок на двери организации. Это будет выгодно и участникам рынка: те, кто захочет выйти из "тени", в рамках нацпроекта "Образование" смогут получить федеральную грантовую поддержку или обучение за бюджетный счет. Это касается тех, кто занимается присмотром за детьми до трех лет и оказывает психологическую помощь. Справка "РГ" На портале
"Жить вместе"
сообщается о доступных для людей с инвалидностью объектах социальной инфраструктуры. Также в настоящее время формируется портал "Карта возможностей особого ребенка", которая будет наполняться до 31 октября. Она поможет получить информацию, например, об учреждениях образования и реабилитационных центрах. Цель проекта - собрать на интерактивной карте информацию обо всех доступных учреждениях для особых людей. Этот проект реализует межрегиональная детско-молодежная общественная организация всестороннего развития личности патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи "Мишки" при поддержке Общественной палаты РФ и Министерства просвещения РФ. Материал подготовлен в сотрудничестве с ООО "Симона" |