Океаны которые соединяет суэцкий канал. Суэцкий канал: история и современность

Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. 17 ноября 1869 года Суэцкий канал был открыт для судоходства. История самого большого рукотворного канала в мире в фотографиях.

Момент прохождения тяжёлым атомным ракетным крейсером третьего поколения «Петр Великий» Суэцкого канала

Томас Керр Линч, «Визит на Суэцкий канал»

Строительство Суэцкого канала началось в 1858-м, когда французский дипломат Фердинанд де Лессепс, близкий к вице-королю Египта Мухаммеду Саид-паше, получил от него концессию на сооружение. Для строительства была учреждена Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez (Всеобщая компания Суэцкого морского канала), в которой контрольный пакет принадлежал Франции, а миноритарный - Египту.

Канал, сильно сокращавший путь из Европы в Азию, стал популярен с первыхже дней и оказался очень успешным коммерчески. Его открытие повысило интерес европейцев к Ближнему Востоку

Первые попытки обустройства канала предпринимались еще до нашей эры, но строительство то и дело забрасывалось. В VIII веке
халиф Мансур приказал уничтожить канал, чтобы сосредоточить торговые пути на территории халифата.

Строительство Суэцкого канала шло более десяти лет. Рабочим, египтянам из бедных слоев населения, приходилось принудительно трудиться под палящим солнцем, в пустыне, не имея в достатке пресной воды. Много времени ушло на строительство только лишь пресноводного канала из Нила, который должен был снабжать рабочих водой. Канал строили по 60 тыс. египтян в месяц, многие из них гибли из-за невыносимых условий работы и эпидемий.

Великобритания противилась строительству Суэцкого канала - она контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды и боялась конкуренции.

Однако скоро деньги, выделенные на строительство Суэца, закончились. Исмаил-паша, сменивший Саид-пашу, продал свою долю Великобритании, и Египет утратил контроль над каналом, лишившись и будущей прибыли. «Всеобщая компания Суэцкого канала» стала англо-французской.

В 1869 году был открыт для судоходства. Радостное событие в Египте праздновали неделю. Итальянский композитор Джузеппе Верди специально к открытию должен был написать оперу «Аида», но не успел ее закончить.

В 1956 году канал был частично разрушен в ходе Суэцкого кризиса, который начался после того, как египетские власти решили национализировать Суэц. Великобритания, Франция и Израиль вместе вели войну против Египта. Судоходство было остановлено почти на год, пока в конфликт не вмешалась ООН.

Конфликт между Египтом и Израилем обострился ранее, после того как последний присвоил себе палестинские территории, предназначавшиеся для арабских поселений. Совбез ООН требовал от Египта открыть канал для судоходства, но тот отказался.

В результате совместных военных действий трех стран под контролем Израиля оказался почти весь Синайский полуостров и сектор Газа. Премьер-министр Израиля Бен-Гурион даже намекал на аннексию Синая.

Под давлением международного сообщества Великобритания и Франция вывели свои войска из Египта в декабре 1956 года, Израиль покинул египетские территории в марте 1957 года.

Следующий арабо-израильский конфликт начался в 1973 году с нападения египетских и сирийских войск на Израиль. Военное вторжение началось во время самого важного иудейского праздника Йом-Кипур. Благодаря внезапности удара первое время преимущество было на стороне нападавших, но вскоре перевес оказался на стороне Израиля, а затем последовала резолюция ООН о прекращении огня.

Суэцкий канал был открыт для использования только в 1975 году, после того как был разминирован силами США.

Согласно Константинопольской конвенции 1888 года, канал должен быть «всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага», несмотря на то, военное время или мирное. Египетское правительство в декларации от 24 апреля 1957 года заявило, что будет «соблюдать условия и дух Константинопольской конвенции 1888 года» и что «вытекающие из нее права и обязательства остаются неизменными», однако Египет несколько раз отказывал кораблям разных стран в проходе по каналу.

Знаменитую статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде, городе у окончания Суэцкого канала, и назвать ее Свет Азии, но власти Египта решили, что ее транспортировка из Франции обойдется слишком дорого.

28 августа 2009 года в Красном море недалеко от входа в Суэцкий канал, расколовшись пополам, затонул панамский нефтяной танкер. Судно следовало на ремонтные работы и было пустым. В море попали только 60 т топлива, никто из моряков не пострадал.

Суэцкий канал - одна из основных статей дохода египетского бюджета. Страна зарабатывает на транзитных пошлинах.

Длина Суэцкого канала составляет около 190 км, его ширина в самом глубоком месте - 200 м. Чтобы полностью пройти через канал, судну потребуется около 14 часов. В день по нему проходит около 50 судов. Примерно 10% всехмировыхморских перевозок осуществляется через Суэцкий, самый большой в мире рукотворный канал.

С 1981 года под Суэцем есть автомобильный тоннель. В 2005 году города Порт-Саид и Исмаилия соединил мост, который назвали в честь действующего президента Хосни Мубарака. После свержения главы государства он больше не носит такое название.

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

водный путь международного значения. Протяженность - 161 км от Порт-Саида (Средиземное море) до Суэца (Крас ное море). Включает собственно канал и несколько озер. Построен в 1869 г., ширина 120- 318 м, глубина на фарватере - 18 м, шлюзов нет. Объем перевозок - 80 млн т, преимущественно нефть и нефтепродукты, руды черных и цветных металлов. Считается условной геогр. границей между Африкой и Азией.

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .

Суэ́цкий кана́л

(Suez Canal ), судоходный, бесшлюзовой канал в Египте , соединяет Красное море у г. Суэц со Средиземным морем у г. Порт-Саид , пересекая Суэцкий перешеек . Открыт в 1869 г. (стр-во продолжалось 11 лет). Авторы проекта – французские и итальянские инженеры (Линан, Мужель, Негрелли). Национализирован в 1956 г., до этого принадлежал англо-французской "Всеобщей компании Суэцкого канала". В результате арабо-израильских военных конфликтов суд-во по каналу дважды прерывалось – в 1956–57 и 1967–75 гг. Проложен по Суэцкому перешейку и пересекает ряд озёр: Манзала, Тимсах и Бол. Горькое. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт канал Исмаилия. Трасса канала считается условной географической границей между Азией и Африкой. Длина 161 км (173 км вместе с морскими подходами). После реконструкции ширина 120–318 м, глубина 16,2 м. В день пропускает в сред. до 55 судов: два каравана на Ю. и один на С. Сред. время прохождения канала – ок. 14 часов. В 1981 г. завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тыс. т (по завершении второй очереди – до 250 тыс. т) и грузовые суда дедвейтом до 370 тыс. т. Для Египта эксплуатация С. к. – второй по значению источник доходов страны.

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Суэ́цкий кана́л

судоходный бесшлюзовой канал в Египте, на границе между Азией и Африкой, соединяет Красное море у города Суэц со Средиземным морем у города Порт-Саид. Кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов. Открыт в 1869 г. (строительство продолжалось 11 лет). Национализирован в 1956 г., до этого принадлежал англо-французской Всеобщей компании Суэцкого канала. Проложен по пустынному Суэцкому перешейку и пересекает ряд озёр, в т. ч. Большое Горькое. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт канал Исмаилия. Дл. Суэцкого канала 161 км (173 км вместе с морскими подходами), шир. (после реконструкции) 120–318 м, глуб. 16,2 м. В день пропускает в ср. до 55 судов – два каравана на Ю., один – на С. Среднее время прохождения канала – ок. 14 часов.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Суэцкий канал

один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.
Трасса канала. Канал пересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.
Первые каналы на Суэцком перешейке. Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му"минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.
В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера – инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Но выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 м ниже, чем в Красном).
Современный канал. В 1854 Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858. Работы по строительству канала начались в апреле 1859, параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию. Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.
Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.
Роль канала в мировой торговле. Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.
Международное значение канала. Значение канала было признано ведущими державами мира в Константинопольской конвенции 1888, которая гарантировала пропуск по нему судов всех стран в условиях мира и войны. Турки разрешали итальянским судам проходить через канал даже во время итало-турецкой войны 1911 (в период русско-турецкой войны 1877–1878 канал был закрыт для русских судов). Серьезных проблем по этим вопросам не возникало и во время обеих мировых войн. Однако после образования государства Израиль (1948) Египет задерживал суда, направлявшиеся по каналу в Израиль или из него, и конфисковывал их грузы. В зоне канала не было военных укреплений, но британские войска находились в Египте с 1882. До национализации канала его администрация состояла в основном из англичан и французов. Затем на канале стали распоряжаться египтяне.
ЛИТЕРАТУРА
Перминов П.В. Улыбка сфинкса . М., 1985

Энциклопедия Кругосвет . 2008 .

Суэцкий канал

Суэцкий канал находится в Египте (см. Египет) , проложен через Суэцкий перешеек, соединяет Красное море у г. Суэц со Средиземным морем у г. Порт-Саид . В древние времена существовал соединительный путь от Средиземного моря по Нилу и нескольким каналам к Красному морю. Согласно древним хроникам Суэцкий канал построил царь Дарий. Об этом гласят и надписи Дария на камнях, которые стоят в 20 км на север от Суэца. Трасса Дария проходила вдоль западного берега современного канала.
Канал, находящийся в упадке после 2 в. до н. э., восстановил римский император Траян. В течение 2 веков римские корабли плавали по нему к берегам Аравии и Индии. После завоевания Египта Византией канал не действовал с середины 9 и вплоть до середины 19 в. В период новой истории неоднократно высказывалась идея прокопать канал через перешеек, но все попытки заканчивались неудачей, так как слишком большой (9,9 м) была разность уровней воды в двух морях. Только Фердинанду де Лессепсу, инженеру и французскому консулу в Египте, удалось начать строительство канала в 1859 г. Предполагалось идти от Суэца, осмотреть его гавань, а потом отправляться к Пелузе. В окончательном варианте проекта было решено перенести северное устье канала туда, где впоследствии в честь хедива Египта возникла гавань Порт-Саид.
Строительство было успешно завершено к 1869 г., и 4 октября 1869 г. Суэцкий канал был открыт. Ф. де Лессепс организовал небывалую по пышности церемонию для 6 тыс. гостей. Композитору Джузеппе Верди заказали оперу для торжественного открытия канала и нового итальянского театра в Каире. Так была создана бессмертная «Аида». На следующий день 48 украшенных флагами кораблей в заранее назначенном порядке двинулись через канал. Французская императрица Евгения, как почетная гостья, плыла на первом корабле. Участие в тожествах приняли многие коронованные особы Европы и с других континентов. И тут же расторопный агент по путешествиям Томас Кук организовал туристическую поездку по новому каналу. Так, с фейерверками, танцами, музыкой Суэцкий канал был передан в общее пользование.
Благодаря Суэцкому каналу значительно сокращался долгий и опасный путь вокруг Африки для судов, следовавших из Европы на Восток. Важный в экономическом и стратегическом отношении, канал с самого начала попал в сферу интересов великих держав, прежде всего Великобритании и Франции. В 1875 г. правительством английского премьер-министра Б. Дизраэли были приобретены акции «Компании Суэцкий канал» у египетского хедива. С 1880 г. управление Суэцким каналом осуществлялось англо-французской «Всеобщей компанией Суэцкий канал». Проведенная Насером национализация компании, владевшей Суэцким каналом, вызвала в 1956 г. кризис. На оккупацию Израилем Синайского полуострова Насер ответил блокадой канала, которая была снята лишь в 1975 г. Этот путь обслуживает сегодня 14% всех мировых торговых перевозок. Длина канала - 162,5 км, причем его русло несколько раз расширяли и углубляли. Через канал каждые сутки проходит около 50 судов. На это уходит 14-16 часов. В районе Порт-Саида, как и в трех других местах, канал раздваивается, чтобы обеспечить двухсторонее движение судов.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Смотреть что такое "СУЭЦКИЙ КАНАЛ" в других словарях:

    Суэцкий канал - ‑ судоходный бесшлюзовой морской канал на северо востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал ‑ кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8 15 тысяч километров меньше пути вокруг Африки) … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Суэцкий канал - Суэцкий канал. СУЭЦКИЙ КАНАЛ, в Египте, проложен через Суэцкий перешеек, соединяет Красное море у города Суэц со Средиземным морем у города Порт–Саид. Открыт в 1869. Длина 161 км, глубина 16,2 м, ширина 120 318 м, без шлюзов. Суэцкий канал … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Египте, проложен через Суэцкий перешеек, соединяет Красное м. у г. Суэц со Средиземным м. у г. Порт Саид. Открыт в 1869. С 1880 управление Суэцким каналом осуществлялось англо французской Всеобщей компанией Суэцкий канал. Национализирован в… … Большой Энциклопедический словарь

    Суэцкий канал - (Suez Canal), судоходный канал длиной 171 км, связывающий Средиземное море у Порт Саида с Красным морем. Открыт в 1869 г. Куплен Англией в 1875 г.; с 1882 по 1955 г. зона канала имела статус англ. воен. базы. В 1956 г. Египет национализировал… … Всемирная история

    СУЭЦКИЙ КАНАЛ - канал, соединяющий Средиземное море и Индийский океан и имеющий существенное значение для международного судоходства. Правовой режим канала определяется Константинопольской конвенцией 1888 г., предусматривающей, что как в военное, так и в мирное… … Юридическая энциклопедия

Содержание статьи

СУЭЦКИЙ КАНАЛ, один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.

Трасса канала.

Каналпересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.

Первые каналы на Суэцком перешейке.

Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му"минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.

В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера – инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Но выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 м ниже, чем в Красном).

Современный канал.

В 1854 Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858. Работы по строительству канала начались в апреле 1859, параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию. Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.

Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.

Роль канала в мировой торговле.

Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.

Международное значение канала.

Значение канала было признано ведущими державами мира в Константинопольской конвенции 1888, которая гарантировала пропуск по нему судов всех стран в условиях мира и войны. Турки разрешали итальянским судам проходить через канал даже во время итало-турецкой войны 1911 (в период русско-турецкой войны 1877–1878 канал был закрыт для русских судов). Серьезных проблем по этим вопросам не возникало и во время обеих мировых войн. Однако после образования государства Израиль (1948) Египет задерживал суда, направлявшиеся по каналу в Израиль или из него, и конфисковывал их грузы. В зоне канала не было военных укреплений, но британские войска находились в Египте с 1882. До национализации канала его администрация состояла в основном из англичан и французов. Затем на канале стали распоряжаться египтяне.

Современный Суэцкий канал – крупная водная артерия, соединяющая Средиземное и Красное моря. С этим сооружением связан еще целый ряд важных проектов. Суэцкий канал, где находится город Исмаилия, соединяется отдельным рукавом с рекой Нил.

В районе города Суэц проложен автомобильный тоннель, носящий имя генерала Ахмеда Хамди. Он пролегает под дном канала и обеспечивает автомобильное сообщение Африки с Азией. Над водной артерией проходит линия электропередачи, подвешенная на двух пилонах на высоте более 200 метров.

Построенный через канал в 2001 году мост три года удерживал статус крупнейшего вантового моста в мире. В 2004 году он уступил его виадуку Мийо в южной Франции.

Договоренность о постройке моста была достигнута во время визита президента Мубарака в Японию в 1995 году. Вантовый мост строился при поддержке японского правительства, а основным подрядчиком выступила фирма этой азиатской страны. Неофициальное название сооружения – мост египетско-японской дружбы. Он построен на 70-метровой высоте, длина его главного пролета – 404 метра.

Сегодня канал позволяет транспортировать грузы из Азии в Средиземноморье, минуя Африку. Ежегодно доходы от его использования приносят Египту по несколько миллиардов долларов. Это второй по значению источник пополнения государственного бюджета североафриканской страны.

История постройки: до Суэцкого канала

У Суэцкого канала был предшественник, сооруженный еще в древности. Его называют «Канал фараонов» или «Древний Суэцкий канал». Аристотель, Плиний Старший и Страбон приписывали идею канала фараону Сезострису. Это собирательный образ, который объединял в глазах греков и римлян египетских владык глубокой древности. Под Сезострисом иногда предполагают Рамсеса II.

По словам Геродота, строить канал начали при фараоне Нехо II (VI век до н.э.). Древний историк писал, что длина сооружения составляла четыре дня пути, а ширина позволяла плыть рядом двум боевым кораблям.

Нехо II не завершил сооружение канала. По словам Геродота, строительные работы погубили 120 тысяч египтян. Но правитель отказался от завершения конструкции после того, как услышал от оракула, что канал принесет больше пользы чужеземцам.

В VI веке до н.э. Египет стал частью персидской империи Ахеменидов. Царь Дарий I решил завершить работы по соединению Нила с Красным морем. Выяснили, что в «старом канале», вырытом при Нехо, уже нет воды. Царь смог мобилизовать на его сооружение ресурсы своей империи.

Дарий I лично приехал на открытие канала. Вдоль него стояли трехметровые стелы с надписью на нескольких языках. Они сообщали, что Дарий приказал прорыть канал, чтобы парусные корабли могли идти из Египта в Персию, «как я того захотел».

Другие авторы сомневались, что при Дарии I канал был закончен. Писали, что канал продолжали достраивать при Птолемее II (III век до н.э.). Инженеры этого царя смогли придумать водяные замки, которые предохраняли Нил от заполнения его соленой водой.

В последние века Античности сооружение было известно как «река Траяна» в честь великого императора Рима II века. В VII веке канал был засорен илом. Водный путь восстановили по приказу арабского полководца Амра ибн аль-Аса, завоевавшего Египет, или халифа Омара около 642 года до н.э. В 767 году по приказу арабского халифа аль-Мансура канал засыпали, чтобы по нему не шли поставки его врагам.

Около 1000 года ров пытались снова сделать судоходным, но новый канал быстро засорился песком. В конце XV века венецианцы предложили план соединения канала с Красным морем и Нилом, чтобы вести торговлю с Индией. Но план было трудно реализовать, а завоевание Египта османами похоронило его окончательно.

Во время Египетской кампании в 1798 году по приказу Наполеона велись раскопки и были обнаружены остатки древнего канала. Когда Наполеон стал императором, были попытки возродить канал, но они оказались неудачными. Причиной было то, что не учли глубину Красного моря.

Рождение Суэцкого канала

В 1830-е годы ряд европейских инженеров выдвигали свои проекты возрождения Суэцкого канала. В 1854 году турецкий хедив Египта Сеид-паша предоставил французскому инженеру Фердинанду де Лессепсу концессию. Она предполагала создание компании для сооружения канала, открытого кораблям всех стран.

Компания была открыта в декабре 1858 года, а в апреле 1859 года начала работы. Сооружение канала заняло десять лет. Для этого компания Суэцкого канала использовала принудительный труд египтян. Всего в его строительстве было задействовано около 1,5 миллиона граждан разных стран. Несколько тысяч рабочих погибли от болезней.

Создание водного пути не устраивало Великобританию, и она предпринимала меры по торможению проекта. Англичане придали огласке случаи использования «рабского труда» и заставили отказаться от привлечения к работе местных крестьян.

Официальное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 года. Открытие осуществил Исмаил, новый хедив Египта и Судана. На торжественной церемонии присутствовала императрица Евгения, супруга императора Франции Наполеона III.

Первой канал должна была пересечь французская яхта «Aigle». Но в ночь перед открытием водного пути английский капитан Джордж Нэрс провел свое судно «Ньюпорт» мимо кораблей других стран. Так англичане оказались первыми. Нэрс получил от своего правительства официальный выговор и неофициальную устную благодарность.

Все работы были завершены только к 1871 году, и первое время по каналу ходило мало судов. Большинство акций компании Суэцкого канала принадлежали Франции. Долги вынудили Исмаил-пашу продать долю Турции французским акционерам.

В 1882 году Английские войска вторглись в Египет, и Великобритания сумела получить контроль над Суэцким каналом. Константинопольская конвенция объявляла его нейтральным под британским протекторатом. Контроль над ним пригодился англичанам во время обеих мировых войн. В 1956 году Великобритания вывела свои войска из Египта, и Суэцкий канал оказался под контролем этой страны.

Как возникла идея строительства Суэцкого канала ? Более ста лет тому назад мореплаватели, отправлявшиеся из Гамбурга в Бомбей, один из крупнейших портов восточной Индии, должны были делать большой крюк. Они обходили южную оконечность Африки, как португалец Бартоломеу Диас, или шли по следам Магеллана на запад и огибали южную оконечность Южной Америки, (подробнее: ). Тем и другим путем нужно было пройти более 9000 километров. Во времена парусного судоходства такое путешествие отнимало несколько недель. Другого, более короткого пути из Европы в Индию не было. Англии и Франции , захватившим еще в средние века большие заморские колонии, особенно было бы выгодно сократить этот длинный путь . Пытливый взор политиков, экономистов, судовладельцев и мореплавателей все больше обращался к Средиземному морю, туда, где Красное море, подобно длинной змее, простиралось с севера на юг между Африкой и Азией. Только узкий перешеек с множеством озер отделял северный берег Красного моря от Средиземного. Пока существовал этот перешеек, Средиземное море было просто большим тупиком. «Как жаль, - думали судовладельцы, - что между Африкой и Аравией нет сквозного пути». Тогда они вспомнили о египетских фараонах, которые 3000 лет тому назад пытались прорыть в перешейке. Нельзя ли сделать то же самое сегодня?

Суэцкое акционерное общество

Идея построить канал в северном конце Красного моря у Суэца созрела и превратилась в проект. Для его осуществления в 1846 году англичане, французы и австрийцы основали первое Суэцкое акционерное общество . От старых проектов отказывались и создавали новые. Проходил год за годом. За это время много воды утекло из Нила в море. Люди изобрели нитроглицерин, аэростат с мотором, велосипед, открыли новую планету Нептун и микроб сибирской язвы, а морской путь в Индию еще не стал короче. В 1854 году во главе этого общества встал французский дипломат Фердинанд Лессепс . Он рассмотрел проект строительства канала, предложенный австрийцем Негрелли, купил у египетского короля согласие на строительство Суэцкого канала на территории Египта и для финансирования строительных работ основал новое крупное акционерное общество . Лессепс умел выкачивать деньги.

Строительство канала

Батальоны рабочих разбили палатки, и 2 апреля 1859 года была вынута первая лопата земли. Казалось, строительство канала будет несложным, - ведь канал не должен был преодолевать на пути никакой разницы по высоте; не нужно было ни шлюзов, ни судоподъемных устройств. Несмотря на это, работа подвигалась медленно. Строительных машин, применяемых теперь на стройках, тогда еще не было. Смертельная жара делала работу мучительной. На строительстве канала погибло 20 тысяч рабочих . Только через 10 лет с большой пышностью - протяжением в 160 километров, шириной 60 метров и глубиной 12 метров - был, наконец, открыт .

Плата за проход через канал

О рабочих больше никто не вспоминал. Теперь нужно было как можно быстрее возместить те 400 миллионов франков, которые поглотило строительство канала. Это предприятие оправдало себя. Если в год открытия канала по новому водному пути прошло 486 судов, то через сорок лет число их возросло в десять раз. А в 1956 году число их достигло 15000. У ворот канала сидели сборщики акционерного общества и взимали плату за проход через канал . Курс акций Суэцкого акционерного общества все возрастал .

Ворота Суэцкого канала

Англия была очень довольна и начала устраиваться в зоне канала, как дома. Сначала она вытеснила французов и австрийцев, своих прежних компаньонов. Затем вдоль канала она построила угольные бункеры для снабжения своих судов топливом. Вскоре к ним присоединился длинный ряд военных укреплений . «Баб-эль-Ман-деб» - «Ворота смерти » - так издавна называли арабы ворота Суэцкого канала . Зона Суэцкого канала превратилась в одну из крупнейших баз Британской империи.

Национализация Суэцкого канала

1952 год для народа Египта был годом великого национального пробуждения . Народ свергнул правительство царя Фарука , поддерживаемого Англией, и провозгласил республику . Во главе ее встал Гамаль Абдель Насер . В 1956 году на массовом митинге он объявил о национализации Суэцккого канала и потребовал, чтобы англичане покинули его зону. Путем вооруженной интервенции Великобритания и Франция пытались спасти свои пошатнувшиеся позиции, задержать падение колониальной системы и повернуть колесо истории, назад. Но египетский народ, боровшийся за справедливое дело, победил. Потомки рабочих, принимавших участие в строительстве Суэцкого канал а, взяли важнейший водный путь между Европой и Азией в свои собственные руки. Акционеры Суэцкого канала не смогут больше наращивать капиталы, взимая плату за проезд через канал. Все доходы от него пойдут на повышение благосостояния целого народа.