Сценарий игровой программы для школьников «Открываем тайны моря»
Экологическая игра для учащихся 3-5 классов
Данный материал имеет экологическую направленность и может быть полезен как педагогам дополнительного образования детей, так и учителям школ, ведущим занятия по экологии и окружающему миру. Проведение игровой программы «Открываем тайны моря» позволяет обобщить ранее приобретённые детьми знания, стимулирует их к выполнению интеллектуальных и творческих заданий, доставляет детям радость от общения друг с другом.
Цель:
Обобщить знания детей о море и его обитателях.
Задачи:
- активизировать знания детей о море и подводном мире;
- формировать умение размышлять;
- закреплять коммуникативные навыки;
- развивать смекалку, творческие способности, умение работать в команде;
- воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, взаимовыручку, бережное отношение к природе.
Материал:
морская фуражка, записки с названием команд по количеству детей (половина записок «Алый парус», половина – «Альбатрос»), бумажное табло для отражения промежуточных итогов, конверты с загадками, 2 листа ватмана и фломастеры, канат, две одинаковые тест-карточки с вопросами для капитанов, листы бумаги и ручки, мультимедийная установка.
Методические приёмы:
игровая ситуация, беседа-диалог, загадки, логическая задача, тесты, творческие задания, продуктивная деятельность детей, спортивная игра, анализ, подведение итогов.
Ход развлечения:
Ведущий:
Мы сегодня вместе с вами
Побываем моряками.
Не секрет ни для кого
Моряком быть нелегко:
Должен в море плыть он смело,
Должен знать морское дело,
С дисциплиною дружить
И смекалку проявить!
Ну, так что же, испугались,
Или это не беда?
Вы готовы выйти в море?
Отвечайте хором
Дети:
Да!
Ведущий:
Ну, тогда поторопитесь,
На команды разделитесь,
Каждый тянет жребий свой
Из фуражки из морской.
(дети вытягивают скрученные бумажки с названием команды: либо «Алый парус», либо «Альбатрос» и расходятся по командам)
Ведущий:
Получилось две команды,
Две команды моряков.
Та, что справа
Дети хором:
«Алый парус»!
Та, что слева
Дети другой команды хором:
«Альбатрос»!
Ведущий:
А теперь командам нужно
Капитанов выбрать дружно.
(дети выбирают капитанов и озвучивают свой выбор)
Ведущий:
Капитаны! Проводите
Состав личный в корабли
На табло, как все мы видим,
Появляются нули.
(команды садятся на стулья, выстроенные в форме кораблей)
(Ведущий представляет участникам жюри и знакомит с правилами начисления баллов. Это может быть четырёхбальная система: за победу в любом конкурсе начисляется 4 балла, в случае ничьей – по 2 балла; если же конкурс предполагает учитывать количество верных ответов, то количество баллов равно количеству правильных ответов. После каждого конкурса подводится промежуточный итог и результаты отображаются на табло)
Ведущий:
Семь футов под килем желаю я вам,
Пускай корабли мчатся вдаль по волнам!
(звучит музыкальный фрагмент из песни «Море» Ю. Антонова)
Ведущий:
Итак, начнём, мои друзья,
И конкурс объявляю я.
Много на Земле морей
Назовите их скорей!
Конкурс 1:
«Названия морей»
(команды поочерёдно произносят вслух по одному названию моря, не повторяясь, время на раздумье не более 5 сек., побеждает та команда, которая произнесла название моря последней, при этом учесть, кто первым начал игру).
Ведущий:
Вот почтовые конверты
Для азартных игроков,
На смекалку мы проверим
Наших юных моряков!
Конкурс 2:
«Загадки на морскую тему»
(в конверты вложены листы с пятью загадками; загадки одинаковые для обеих команд; время для выполнения задания 1-2 мин.; баллы начисляются по количеству правильных ответов)
Загадка 1:
Кругом вода, а с питьём беда. (море)
Загадка 2:
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне,
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (морская звезда)
Загадка 3:
Над водой взметнулась глыба –
Это очень злая рыба,
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (акула)
Загадка 4:
По бескрайним по морям
Проплывает тут и там,
Словно лайнер многотонный,
А питается планктоном.
Всех животных он крупней,
Его самка, дав потомство,
Кормит молоком детей. (кит)
Загадка 5:
Я без моря – никуда,
В море – вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Круг полярный стерегу.
Лапы – что-то вроде ласт.
Но учти, я не клыкаст. (тюлень)
Ведущий:
Теперь мы будем рисовать
И, вместе с тем, соображать.
Задачку «с перчинкой» скорее решите,
Потом уж фломастеры смело берите!
Конкурс 3:
«Задача про осьминогов»
(текст задачи проецируется на экран файл задача про осьминогов.jpeg
и зачитывается ведущим вслух)
Задачка:
Жила-была семья Осьминогов. Кроме мамы-осьминога и папы-осьминога в семье было несколько детей, причём девочек и мальчиков было поровну. Нарисуйте всю семью Осьминогов, если известно, что общее количество ног в семье равнялось 48.
Ответ:
мама, папа, два сыночка и две дочки, т.к. у осьминогов по 8 ног.
(при начислении баллов учитывается и правильность решения задачи, и художественное воплощение; приветствуется фантазия, например, у девочек-осьминожек могут быть нарисованы бантики, у мальчиков – бескозырки)
Ведущий:
Красив подводный мир морей,
Но там значительно темней.
По силуэту различи
Кто движется в морской тени.
Конкурс 4:
«Узнай по силуэту»
(силуэты по одному появляются на экране; команда, которая быстрее даёт правильный ответ, зарабатывает балл)
Силуэты:
дельфин (на экран проецируется дельфин),
акула (на экран проецируется акула),
камбала (на экран проецируется камбала),
морской конёк (на экран проецируется морской конёк.jpeg),
рыба-меч (на экран проецируется рыба-меч),
скат (на экран проецируется скат.jpeg),
кальмар (на экран проецируется кальмар),
морской ёж (на экран проецируется морской ёж.png),
краб (на экран проецируется краб)
креветка (на экран проецируется креветка).
Ведущий:
Пора командам силушкой блеснуть,
Я предлагаю вам канат тянуть.
Кто за черту к себе соперников сместит,
Тот в этом конкурсе, друзья, и победит!
Конкурс 5: «Перетягивание каната»
Ведущий:
Для капитанов конкурс настаёт,
Теперь от вас команда баллов ждёт,
Вам битва интеллектов предстоит,
Умнейший в этой схватке победит!
Конкурс 6: «Конкурс капитанов» (капитаны получают тест-карточки с шестью вопросами, время для ответов ограничено 2 мин.; для педагогов правильные ответы выделены жирным шрифтом)
Задание 1:
В какое море впадает великая русская река Волга?
- в Чёрное море,
- в Средиземное море,
- в Каспийское море.
Задание 2:
Цунами является последствием:
- шторма,
- подводного землетрясения,
- столкновения кораблей.
Задание 3:
Какого моря в природе не существует?
- Красного моря,
- Белого моря,
- Синего моря,
- Жёлтого моря.
Задание 4:
Что растёт на дне морском?
- морской лопух
- морской лук
- морская капуста
Задание 5:
Кто в море не живёт?
- морская черепаха
- морской чёрт
- морская свинка
- морской окунь
- морской ёж
Задание 6:
Что влияет на морские приливы и отливы?
- луна
- солнце
- ветер
Ведущий:
Известны морякам и беды моря,
Их много, даже трудно сосчитать,
Я предлагаю нашим двум командам
Призыв в защиту моря написать.
Чтоб люди берегли глубины моря,
Его растения, животный мир,
Чтоб человек разнообразие морское
Для будущих потомков сохранил.
Конкурс 7: «Призыв в защиту моря» (текст может быть в прозе, в стихах; баллы начисляются обеим командам, но с учётом убедительности призыва)
Ведущий:
Семь футов под килем
Желала я вам,
И вот приближаемся
Мы к берегам.
Семь конкурсов сложных
Уже позади,
Итог подведёт
Беспристрастно жюри.
(Пока жюри подсчитывает баллы, ведущий спрашивает у детей, какие конкурсы и вопросы вызвали затруднение, а какие, наоборот, показались лёгкими).
(звучат фанфары)
(Жюри подводит итоги и объявляет команду-победительницу.
Им вручаются мини-призы, например, календарики с изображениями морских животных. Проигравшая команда в качестве утешительного приза получает витаминки для накопления сил)
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.
Действующие лица: ведущий – 1 человек, помощник ведущего – 1 человек, жюри конкурса – 3 человека.
Оборудование: проектор, экран, сигнальные карточки с цифрами (1, 2, 3), регистрационная и итоговая ведомость, иллюстрации с изображением растений и животных: глухарь, рябчик, тетерев, кедровка, клест, поползень, бурундук, белка, лось, соболь, медведь, рысь, сосна, ель, лиственница, осина, береза, кедр, черемуха, багульник, полынь, прострел (сон-трава), кувшинка белая, рододендрон Даурский, полынь, амурский тигр, калан. (Иллюстрации см. в Презентации (Приложение )
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на экологической игре для учащихся 5-6 классов. Игра посвящена природе родного края, проводится в целях выявления лучших знатоков в области экологии и биологии. В сегодняшней игре принимают участие команды школ №№__________. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 6 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.
Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри. (Представление членов жюри)
Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!
Первый тур “ Наши пернатые”
Ведущий: первый тур нашей игры посвящен птицам, которые обитают в наших сибирских лесах. Каждой команде предстоит ответить на один вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.
Задания и ответы первого тура
Крупная, сильная птица, держится глухих мест и болотистых массивов, питается ягодами, семенами растений, почками, сережками, хвоей. Суровые зимние ночи проводит под снегом. (Глухарь) Фотография или рисунок выводится на экран после ответа.
Красивая серого цвета птица, напоминает небольшую курочку, водится в глухих зарослях леса. Питается ягодами, семенами растений, почками и сережками деревьев. Скрытая птица. Вылетает с шумом и летит в гущу леса. (Рябчик)
Птица серого цвета, обитающая в лесах и по окраинам березовых колок. Питается ягодами, почками деревьев, вылетает на поля за зерновыми культурами. Весной собирается на ток, представляющий удивительное зрелище. (Тетерев)
Птица с галку, шумливая и хорошо заметная, обитатель хвойных лесов. Окраска темная, каштаново-бурая, с частыми белыми пятнышками. Питается семенами и орехами хвойных деревьев. (Кедровка)
Птицы держатся стаями в хвойных лесах. Во время кормежки подвешиваются к шишкам. Окраска самца оранжево-красная. Самки зеленовато-желтые. Верхняя и нижняя половинки клюва перекрещиваются на конце. (Клест)
Небольшая подвижная короткохвостая птичка. Клюв прямой, довольно длинный. Верхняя половина тела голубовато-серая. От клюва через глаз проходит черная полоса. Нижняя сторона тела белая. Часто перемещается вниз головой. (Поползень)
Второй тур “ Животные”
Ведущий: Начинаем второй тур нашей игры, который посвящён животным нашего края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.
Задания и ответы второго тура
1. Зверёк, почти в два раза меньше белки. Серый или рыжий. Вдоль спины проходит пять тёмных полос. Зверёк живёт в норе, которую строит обычно под упавшими стволами деревьев или пнями. Летом и осенью он делает запасы кедровых орехов, зёрен злаков и семян деревьев. Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом. Заготовленные запасы зверёк поедает после зимней спячки. Как зовут этого зверька? (Это бурундук.)
3. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)
4. Красивое, подвижное животное, с ценным мехом, принесшим ему мировую славу. Обитает в глухих лесах, питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Сейчас получил широкое распространение в нашей области и является предметом охоты. Особую ценность представляет Баргузинский подвид зверька, с более качественной шкуркой, темным цветом меха с проседью. (Соболь.)
5. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)
6. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.)
Третий тур “Что ты знаешь о них?”
Ведущий: Мир растений полон тайн и загадок. Давайте попробуем проникнуть в эти тайны и попытаемся разгадать некоторые из них. Задание третьего тура, которое вам предстоит сейчас выполнить, связано с хвойными деревьями нашего края. Каждой команде в течение одной минуты предстоит ответить на один вопрос. В случае правильного ответа вы зарабатываете 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.
Задания и ответы третьего тура
1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна – светолюбивое дерево, и поэтому её ветки тянутся к свету. Нижние ветки, которым не хватает света, отмирают. Ель – теневыносливое дерево, поэтому оно сохраняет и нижние ветки.)
2. Буря выворачивает ели, а сосны ломает. Почему? (Корневая система сосен уходит на значительную глубину, поэтому никакому ветру не справится с ней, легче сломать ствол. У елей поверхностная корневая система, поэтому буря может легко выкорчевывать эти растения.)
3. Какое дерево нельзя сплавлять по реке и почему? (Лиственницу нельзя сплавлять по реке, потому что она тонет, так как древесина ее тяжелая.)
4. Почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега? (Ветки ели имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает.)
5. Хвойные деревья называют вечнозелеными. Меняется ли у них хвоя? Если да, то каким образом это происходит? (Только лиственница сбрасывает хвою на зиму. Остальные хвойные деревья сбрасывают или обновляют хвою постепенно, приблизительно 1/7 часть хвоинок они меняют ежегодно. Таким образом, получается, что хвойные деревья обновляют хвою один раз в семь лет. В городе из – за загрязненного воздуха это происходит чаще – 1 раз в 3–4 года.)
6. Почему шишки у ели бывают только на верху кроны? (Для образования шишек нужно хорошее освещение. А также это объясняется тем, что семена ели распространяются ветром.)
Четвертый тур “Зеленые друзья”
Ведущий: Пятый тур нашей игры мы посвящаем деревьям, кустарникам и травам. В этом туре каждая команда имеет возможность набрать максимальное количество баллов – 6. Сейчас вы будете работать карточками с цифрами: 1,2,3, которые находятся у вас на столе. Я буду зачитывать вопрос, и давать три варианта ответов, задача команд – выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы четвертого тура
1. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Это дерево считают самым беспокойным, самым шумливым.
- Осина .
- Ольха.
2. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой.
- Клен.
- Береза .
- Рябина.
3. Это хвойное дерево гордость сибирской тайги. Похоже на сосну, только в пучке у него не по две хвоинки, как у сосны, а по пять.
- Акция.
- Лиственница.
- Кедр
4. Это очень веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весной, когда покрыто пушистыми белыми цветками, – даже смеется. Если у него раскрылись зеленые почки, – значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
- Черемуха .
- Липа.
- Калина.
5. Этот сильно пахнущий кустарник широко распространен на болотах, в заболоченных хвойных лесах. Нередко образует обширные заросли. Веточками или листьями этого растения перекладывают одежду для предохранения от моли. Обладает лечебными свойствами.
- Смородина.
- Багульник .
- Шиповник.
6. Лекарственные свойства этого растения известны с давних пор. Если его лист пожевать, то во рту долго будет ощущение, как будто чем – то опалило. Запах этого растения не любят насекомые, поэтому его кладут в конуру собак для борьбы с блохами, а старушки в деревнях используют веники, которыми метут пол.
- Полынь .
- Крапива.
- Пижма.
Пятый тур “Экологический”
Каждой команде задается по одному вопросу, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1минута.
1 команда. Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)
2 команда. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)
3 команда. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)
4 команда. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.
5 команда. Как приспособились растения для жизни в пустыне. (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)
6 команда. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра.)
Шестой тур “По страницам Красной книги”
Ведущий: Этот тур посвящен редким животным и растениям. Сейчас я буду зачитывать описание, а вы за минуту обсуждения должны определить, о каком растении или животном идет речь. В этом туре можно заработать дополнительный балл. Если команда, которой задавался вопрос, ответила неверно, то право ответа переходит команде, первой поднявшей сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает один балл.
Описание животных и растений, ответы:
1. В начале цветения в мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только мохнатый венчик фиолетового цвета. Существует поверье, что это растение обладает усыпляющим действием. (Прострел, сон-трава.)
2. Этому растению приписывали чудодейственную силу, его называли одолень–травой. Свое название растение получило в честь мифологических нимф. Растет в стоячих водоемах, а сорванный цветок, быстро закрывается и вянет. (Кувшинка белая.)
3. Сильно пахнущий кустарник до 2 метров высоты. Цветет до распускания листьев. Цветы розовые. Высокодекоративное растение, в массе обламывается на букеты. (Рододендрон даурский, Багульник.)
4. В отличие от других хищников – настоящий морской зверь, редко выходящий на сушу. Всю свою жизнь он проводит во льдах арктических морей, бродя в поисках тюленей и другой пищи. Это самый крупный из наземных хищников. (Белый медведь.)
5. Дикая кошка. Обитает на Дальнем Востоке. Численность зверей приближается к 150. (Амурский тигр.)
6. Весит до 40 кг, а длина его вместе с хвостом бывает до 1,5 метра. Питается он морскими ежами, моллюсками, крабами, доставая их со дна, и поэтому держится вблизи берегов. Одно из немногих животных, умеющих пользоваться орудиями. Достав со дна морского ежа, он ложится на воде на спину, и ловко орудуя передними лапами, извлекает его из панциря с помощью камня. (Калан.)
Седьмой тур “Гонка за лидером”
(Проводится в том случае, если несколько команд набрали одинаковое количество баллов.)
Ведущий. Каждая команда отвечает на пять блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.
Вопросы для 1-й команды
- Нос птицы. (Клюв .)
- Птичий домик. (Гнездо .)
- Ночная птица. (Сова .)
- Насекомое, дающее мед. (Пчела .)
- Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса .)
Вопросы 2-й команде
- Мелкая зимующая птица. (Воробей )
- Ребенок курицы. (Цыпленок )
- Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест .)
- Домашний сторож. (Собака .)
- Плод дуба. (Желудь .)
Вопросы 3-й команде
- Зимнее логово медведя. (Берлога .)
- Самое длинноногое животное. (Жираф .)
- В каком слове 40 “А”. (Сорока .)
- Из какого дерева делают спички. (Осина .)
- Земноводное, живущее в воде. (Лягушка .)
Вопросы 4-й команде
- Самое большое животное. (Кит .)
- Птица, которая не боится мороза. (Пингвин .)
- Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь .)
- Какую ягоду не едят. (Волчью .)
- Дом скворца. (Скворечник .)
Вопросы 5-й команде
- Колобок, обросший иглами. (Еж .)
- Самый высокий зверь. (Жираф .)
- Самая страшная рыба. (Акула .)
- Какого цвета ландыш. (Белого .)
- Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла .)
Вопросы 6-й команде
- Где живут пингвины. (На южном полюсе .)
- Домашний сторож. (Собака .)
- Корова в детстве. (Теленок .)
- Что снесла курица. (Яйцо .)
- Где живут зебры. (В Африке .)
Ведущий: Наша игра подошла к завершению. Сейчас жюри подведет итоги и сообщит результаты каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Предоставляем слово нашему жюри.
Награждение: команды, занявшие призовые места награждаются грамотами, остальные – благодарностями.
Практическая часть материала
В результате проведения игры “Знатоки природы” у школьников расширяются знания о животном и растительном мире родного края, появляется стремление узнать о нем больше, формируется умение работать в группе.
Экологическую игру “Знатоки природы” можно проводить как массовое мероприятие для учащихся 5-6 классов в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Состав животных и растений можно подобрать с учетом региональной особенности региона.
Список литературы
- Аксенова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей, т2 Биология, “Аванта +”, 1995. – 673с.
- Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для средних школ. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1885. – 176с.
- Кельбас Р.В., Емельянова Т.В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры // Дополнительное образование, 2004. №5. с 48–53.
Итоговая ведомость
Интеллектуальная экологическая игра “Знатоки природы”
Члены жюри :1.Ф.И.О Подпись Число, год.
Познавательно-интеллектуальная игра по экологии для старших дошкольников «Животные наших лесов»
Пьянкова Н.С.
МБДОУ «Детский сад «Сказка»
г.Долинск,2015
Программное содержание:
Закрепить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; об особенностях жизни обитателях леса в зимних условиях.
Активизировать словарный запас по теме «Дикие животные», их жилища.
Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам, узнавать животных по их внешнему виду (изображению)
Закреплять умение делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные.
Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
Развивать речеслуховое внимание, ручную и общую моторику, координацию движений, подражательность, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции;
Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Воспитывать любовь к родной природе.
Материал и оборудование:
Набор веток и кусочков коры деревьев; еловые, сосновые, кедровые шишки; слоговые домики, картинки с изображением животных для слогового анализа; карточки- схемы «Пищевые цепочки», картинки для составления цепей питания; картинки обитателей леса для составления предложений по теме «Кому нужны деревья в лесу»; шапочки животных для подвижной игры, мольберты, фишки.
Предварительная работа:
Беседа «Как зимуют дикие звери»; чтение Г. Сладков «Суд над декабрем», «Курорт «Сосулька» и др.; Д/и «Чудесные домики».
1) Ведущая: Дети, вы любите играть? Тогда я вам предлагаю игру – соревнование – это КВН. А что это за игра? Конечно КВН – это соревнование между командами, где побеждают самые умные, смелые и находчивые. Сегодня мы узнаем, хорошо ли вы знаете природу родного края, ее обитателей, ведь вы настоящие друзья природы. Но чтобы узнать победителей, нужно чтобы кто-то нас судил. Я подумала и решила, чтобы нас судил доктор Айболит. А знаете почему? (Ответы) конечно, он добрый, знает много птиц и зверей, он их лечит и поэтому очки просто так никому присуждать не станет. Давайте ему позвоним. Какой номер нужно набрать? Ведущая звонит, обыгрывает.
Доктор: Здравствуйте дети, что случилось? С удовольствием буду участвовать в вашем замечательном соревновании и надеюсь, что вы ребята покажете отличные знания и одержите победу.
Дети: Мы веселые ребята
И не любим мы скучать
С удовольствием сегодня
Будем в КВН играть.
Ведущая: Итак, мы начинаем. Команды у нас уже готовы. Прошу занять свои места. А как же называются ваши команды? Представьтесь. Поприветствуйте друг друга.
а) представление – приветствие: Лисята
б) представление – приветствие: Медвежата
2) Ведущая: Теперь мы знаем, что команды называются Лисята и Медвежата! Чтобы участники обеих команд показали свои знания и умения достойно нужно им размяться.
Игра ДОСКАЗАЛКИ
3) Ведущая: Я вижу, что команды размялись, настроение у всех замечательное, и я думаю, что теперь можно приступать к выполнению первого задания, которое называется: «Загадай загадку – скажи отгадку».
1й конкурс: Загадки (команды загадывают друг другу загадки, предварительно установив очередность при помощи жребия).
Слово жюри: Мне очень понравились обе команды и поэтому и Лисята и Медвежата получают свою первую награду (по 1 грибку и по 1 шишке)
4) Ведущая: Прежде чем перейти к следующему заданию я прошу всех ребят ответить на вопрос: Без чего не бывает леса? (без деревьев). А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?
Каждая команда сейчас получит черный ящик, внутри которого находится кусочек коры какого-то дерева, нужно узнать, что это за дерево и рассказать о нем.
2й конкурс: «Узнай дерево по коре». Дети называют дерево и поочередно говорят слова-признаки.
5) Ведущая: А сейчас посмотрим на эту полянку, на ней выросли деревья. Вы их узнали? (кедр, сосна, ель, лиственница). Чем оно похожи? Но у них есть и различия, например: семена – шишки, они все разные. Вопрос командам: на какой ветке выросли эти детки? Вы должны подарить каждому дереву свою шишку.
3й конкурс: «Чьи детки?» - дети по 2 участника от команды по сигналу берут шишку и кладут возле своего дерева.
6) Ведущая: Пока жюри подводит итог за последние 2 конкурса, мы с вами поиграем (и зрители тоже) и узнаем, хорошо ли вы знаете деревья, растущие в нашем крае.
Игра «Топай – хлопай». Ведущая называет разные деревья, дети хлопают, если дерево растет на Сахалине, топают если не растет.
Жюри подводит итоги за 2й и 3й конкурсы.
7) Ведущая: Дети, мы с вами назвали много деревьев, которые растут в нашем лесу. Это его главные жители. Не было бы деревьев, не было бы и леса. А еще кто-нибудь в лесу живет? Конечно, лес – это дом для зверей. Сейчас мы узнаем, почему именно в лесу поселились эти животные (показывает на мольберты).
Следующий наш конкурс так и называется: «Кому нужны деревья в лесу?»
4й конкурс: «Кому нужны деревья в лесу» (зачем животным нужны деревья в лесу). Дети поочередно подходят к мольбертам, берут картинки, называют животных и составляют предложения.
Белка строит гнездо в дупле дерева.
Дятел из- под коры добывает насекомых.
Птицы на деревьях строят гнезда, находят пищу.
Кабан – ест желуди с дуба, устраивает домик под елкой.
Медведь питается плодами и ягодами, устраивает берлогу под деревом.
Заяц зимой питается корой деревьев.
Лоси питаются листьями, чешут рога.
Насекомые едят листья, древесину.
Муравьи строят муравейники.
8) Ведущая: Молодцы! Много животных назвали, а показать сможете?
Физкультминутка: Дети имитируют движения животных.
Погуляли звери и вернулись к себе в дом, а дома то не обычные, а слоговые.
5й конкурс: «Посели животных».
Итак, слушайте задание: Нужно поселить животное в домик, соответствующий количеству слогов в названии. Нам потребуется по 3 участника от каждой команды. Будьте внимательны, на этой полянке (столе, обруче) много разных животных. Будем заселять домик сверху вниз (объяснить правила).
Дети выполняют задания по типу эстафеты.
После выполнения задания проверяем правильность выполнения.
Ведущая: Пусть жюри подсчитает очки за последние 2 конкурса, а мы с вами поиграем, а заодно и повторим названия разных животных.
Пальчиковая игра: «Чей дом?»
Слово жюри
9) Ведущая: Отдохнули животные в своих домиках и отправились еду добывать. А вы знаете, кто чем питается? А вот сейчас и проверим. У меня есть вот такие таблички, похожие на цепочки. Нужно положить в колечко изображение пищи или животного так, чтобы получилась пищевая цепочка. (Одни животные питаются растительной пищей – травоядные, другие – добывают себе пищу охотой – хищники).
Приглашаю от каждой группы по 2 участника.
6й конкурс «Пищевые цепочки» (после выполнения задания дети комментируют результат).
Мы узнали, что животные едят разную пищу.
Ведущая: Ребята, есть животные, которые едят растения их, называют травоядные. А есть, которые охотятся на других зверей – это хищники.
Пока жюри подсчитывают очки, мы поиграем в игру «Хищники и травоядные».
Подвижная игра: Дети одевают шапочки различных животных (волка, зайца, лисы, белки, тигра, лося, куницы, ежа). По сигналу ведущей «травоядные» выходят дети в шапочках одной группы животных и свободно двигаются по залу. По сигналу ведущей «Хищники» выходят дети второй группы животных (охотятся, дети первой группы приседают (прячутся). Ведущая: Ребята, как вы думаете, нужны ли в лесу хищники? Ведь они обижают маленьких зверят. Конечно, все нужны в лесу.
Слово жюри.
10) Ведущая: Как потрудились команды, мы уже видели, а теперь подошло время для конкурса капитанов.
7й конкурс «Конкурс капитанов»
Задание первое: «Ответь на вопрос»
а) Почему заяц не умеет ходить?
б) Почему зайца называют косым?
в) Откуда произошло название медведь?
г) Как охотиться лиса за мышами?
Задание второе: «Назови детенышей»
Задание третье: Капитаны замечательно справились со своим заданием, но на этом их испытания не закончились. Ведь вы знаете, что от капитана многое зависит, особенно если он со своей командой отправляется в лес. Прежде всего, капитан должен знать правила поведения в лесу. Пусть они их назовут. А команды им помогут.
11) Ведущая: Пока жюри подсчитывают количество очков за конкурс капитанов, и общие баллы за соревнования мы с вами поиграем.
«Чья команда знает больше скороговорок»
12) Слово жюри: Ребята, вы сегодня умники и умницы, так много знаете о природе и животных нашего края, умеете красиво говорить, составлять предложения, но давайте посмотрим, кто же выиграл в нашей игре. Нужно подсчитать количество баллов и назвать победителя.
Вручаем дипломы.
Доктор: Но не это главное, главное, что вы очень добрые, любите природу, бережете ее и никогда не причиняете ей вреда, не обидите зверят и даже маленьких букашек. Растите дети большими и добрыми, любите и берегите природу, Землю, на которой мы живем и она вернет вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой царства природы.
КВН закончен, до свидания,
Всем хочу сказать на прощание
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!
До свидания старый лес,
Полный сказок и чудес.
По тропинке мы гуляли
И животных повстречали
Подружились с ними мы,
А теперь пора в группу идти!
Игровые занятия по экологии, содержанием которых являются игры-конкурсы
Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на ярко проявляющейся особенности младшего школьника — желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, которое заложено в детской природе.
Игры-конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности, состязательности в области познания природы и природных явлений. Они требуют от ребят проявления смекалки, разносторонних знаний в области природы. По своему характеру — это интеллектуальные состязания по различным направлениям в области экологического образования и воспитания: знания о природе, способы деятельности в природе, культура поведения в природе, охрана природы. В них всегда есть победители и проигравшие. Но выигрыш или проигрыш стимулируют познавательную активность ребенка, желание читать и узнавать новое, расширять круг чтения.
Успех игровых занятий, содержащих игры-конкурсы, зависит от:
Интересных и занимательных вопросов;
Четкой, простой, наглядной системы оценок и их фиксации;
Равных по силам команд;
Широкого кругозора ведущего;
Системы награждения победителей.
Не стоит забывать, что игровое занятие по экологии, содержанием которого являются игры-конкурсы или игры-состязания — это не урок, и поэтому во время их проведения возможны и шум, и смех, и активное передвижение детей. Надо учесть, что младшие школьники, как правило, не умеют работать в группах. Их надо учить совместной умственной работе; если этого не делать, то в познавательных конкурсах будут участвовать только эрудированные дети, а другим станет неинтересно, игра не даст воспитательного результата. Победителей в игре можно награждать и призами: книгами, игрушками, играми и т. д. Вполне подойдут и самодельные медали.
Игра-конкурс «Природа и мы»
Задачи: расширение знаний ребенка о природе и природных явлениях; формирование навыков коллективной работы.
I тур (Отборочный)
Проводится для всего класса. Кто первым ответит правильно на вопросы учителя, получает жетон. Три игрока становятся участниками 2-го, 3-го, 4-го туров. Вопросы для участников — одинаковые. Кто дал ответ точнее и правильнее, тот становится победителем.
1. Чьи это слова: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»? (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.)
2. Какого из этих видов дождя не бывает? (Грибной, слепой, скорый.)
3. Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса.)
4. Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)
II Тур
1. Какой из этих грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник.)
2. Какое из этих растений является лекарственным? (Крапива, колокольчик, синий василек.)
3. Кого называют королем грызунов? (Суслик, бобер, хомяк.)
4. Все ли названные деревья лиственные? (Сосна, клен, береза).
III Тур
1. Кого называют глазастым охотником? (Варан, стрекоза, лягушка.)
2. Кого на свете больше всех? (Насекомые, растения, животные.)
3. Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)
4. Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)
IV Тур
1. Какие из этих насекомых полезные? (Божья коровка, пчела, долгоносик.)
2. Какие из этих животных вымерли? (Птица моа, птица дроит, зебра, квагча.)
3. Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)
4. Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж.)
Вопросы для зрителей
Кит и дельфин — это рыбы? (Млекопитающие)
Какая рыба называется именем человека? (Карп)
Финал
Из слова «Природоведение» составьте за одну минуту как можно больше слов.
Подведение итогов.
Конкурс «Самые, самые, самые...»
В этом конкурсе необходимо ответить на вопросы и задать вопросы другим командам.
1. Самое большое в мире животное. (Синий кит. Вес до 150 тонн.)
2. Самое большое наземное животное. (Слон)
4. Самая крупная птица в мире. (Страус. Рост до 2,7 м. Яйцо страуса равно восьми куриным яйцам.)
6. Кто из птиц, живущих в наших лесах, самый лучший древолаз? (Поползень)
8. Самый быстрый зверь. (Гепард)
9. Самое «горластое.» из всех животных. (Крокодил)
10. Кто может самое долгое время в состоянии спячки обходиться без еды? (Ежик — до 236 суток.)
11. Кому принадлежит самая большая продолжительность жизни в животном мире? (Слоновой черепахе. Она живет 175 лет.)
12. Самое высокое животное. (Жираф. Он может достигать до 5,8 м.)
13. У кого самый длинный язык? (У муравьеда, до 60 см.)
Победителям конкурса вручаются медали «Лучшие знатоки природы».
МБОУ Белоберезковская СОШ № 1 Трубчевского района
Брянской области
Познавательная
игра - путешествие
« Экологическая кругосветка»
Пугачёва Елена Дмитриевна,
учитель высшей
квалификационной категории
п. Белая Березка, 2015 г.
« Экологическая кругосветка».
Цель : формирование познавательного интереса к представителям животного и растительного мира, знакомство с их жизнью и повадками.
Задачи:
1. Познакомить ребят с интересными сведениями из жизни растений и животных.
2. Развивать познавательную активность, творческое и логическое мышление, память, смекалку.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: эмблемы команд, маршрутные листы, названия станций.
Ход игры
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Сегодня и сейчас состоится игра-путешествие «Экологическая кругосветка». Игра будет проводиться в виде путешествия по станциям. В ней будут принимать участие 2 команды. Сейчас мы с ними познакомимся. Кроме команд у нас работает консультационный пункт-это наши учащиеся из старших классов и гости. Они же и помогут оценить игру команд, т.е. выступят в роли жюри.
Слово предоставляется нашим командам.
Команда «Улыбка»
Наш девиз : Жить без улыбки – ошибка, да здравствуют смех и улыбка!
Исполняют песню «От улыбки хмурый день светлей…»
Команда «Дружба»
Наш девиз : Дружить всегда, дружить везде, дружить на суше и в воде!
Исполняют песню «Дружба крепкая не сломается…»
Учитель: Спасибо, ребята, молодцы! Я думаю, каждая команда справилась с представлением на «отлично». Занимайте свои места за столами.
Правила игры : Вы отправляетесь в путешествие по природным ресурсам нашей планеты. Для этого я вручаю вам маршрутные листы, в которых указано, какие станции вы должны пройти и с какой станции начинается путешествие. На станциях каждой команде будет задаваться по три вопроса, за каждый правильный ответ капитан команды в маршрутный лист ставит «+» красным цветом, если команда не может дать правильный ответ, то она может обратиться в консультационный пункт. Получив верную подсказку, ставят себе «+» синим цветом. (2 синих плюса приравниваются к одному красному). На обдумывание вопроса 20 секунд. Если ответ не найден, команда отправляется на следующую станцию. За представления каждая команда получает по красному «+».
Станция «Животный мир».
Вопросы:
Спят ли рыбы?
Когда у белых медведей рождаются детёныши?
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а ниток - ни одной.
Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной и стоит среди травы –уши больше головы.
Кит- это рыба?
Дельфин-это рыба?
А знаете ли вы…..
Что означает название животного «гиппопотам»? В переводе с греческого языка это значит «речная лошадь».
Из чего осы строят свои гнезда? Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы.
Станция «Растительный мир».
Вопросы:
Есть ли у кактусов листья?
Растет ли дерево зимой?
У какого дерева даже в жаркий день кора остаётся прохладной?
Какое дерево цветёт до появления листьев?
Белые горошки на зелёной ножке.
Вертится Антошка на одной ножке: где солнце встанет, туда он и глянет.
А знаете ли вы …
Сколько лет живет брусника?(300 лет). Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка). Что такое паприка? (Красный перец). У какого хвойного дерева осенью опадает хвоя? (У лиственницы).
Станция «Экологический вестник».
На этой станции можно заработать до трёх красных «+». Ребятам нужно было найти или сочинить стихотворения – четверостишия для экологического вестника на экологическую тему и связать с нашей местностью, с родным краем. (Ребята из команд выходят и читают стихотворения).
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине.
Чёрные раскачивая пятна.
На крутой, разгневанной волне.
Бросают в речку грязь и мусор
Не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди,
Как стонет речка поутру!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них на веки
Студеная и вкусная вода.
А возле леса, на опушке
Грибы уже и не растут
Завалено страшнейшей кучей,
И всё везут, везут, везут.
Мы давно освоили планету
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли человек?
Поселок свой родной все любят,
Но вот что очень уж занятно.
Ведь любят, а природу губят
Всё это очень непонятно.
Учитель: Молодцы! Справились с заданием обе команды и получают максимальное количество баллов.
Станция «Гиннес- шоу»
Вопросы:
Какое животное является самым крупным?
Какое животное живет дольше всех?
Самая маленькая птичка?
Самый быстроногий из зверей?
Какое животное совершает самые длинные прыжки?
Птица чемпион по скорости полёта среди птиц?
А знаете ли вы…
Как называется самая большая лягушка? Лягушка- голиаф. Длина её тела достигает 40 см, а масса 3,5 кг.
Какое животное является самым «горластым» из всех? Крокодил. На втором месте бегемот, на третьем лев.
Станция «Зоотеатр».
Командам предлагается изобразить животных, и правильно передать их особенности и повадки. Каждой команде по 2 задания.
Задания:
Улетающие на юг журавли.
Добывающие еду аисты.
Утка с выводком.
Муравьи на охоте.
Станция «Кто больше?».
За каждый вопрос команда получает красный «+», если первой поднимает руку и дает правильный ответ.
Вопросы:
Строят ли наши птицы в дальних странах гнёзда?
Что птицам страшнее зимой холод или голод?
Дышит ли цыплёнок в яйце?
Почему лес здоровый и чистый там, где есть муравейники?
Какое растение называют водяной красавицей?
Для чего проветривают комнату?
Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах птиц?
Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки или шипы?
Какая рыба без чешуи?
Все станции пройдены, посчитайте свои «+» и жюри тоже подведет итоги. Объявляется команда- победитель. Участники команды победительницы получают в журнал оценку «5», другие «4». Всем огромное спасибо за участие.
Используемая литература:
Истратова Н.М. Когда уроки окончены. - Брянск,1994.
Суворова В.М. Опыт экологической работы со щкольниками.- Волгоград: Учитель, 2009.