В VIII-IX веках в богослужебной практике прочно обрели свое место такие богослужебные книги как Октоих и Триодь. Отдельные тропари, кондаки, стихиры и иные песнопения Октоиха и Триоди были составлены в Малой Азии, Сирии и Палестине. Известно, что один из первых более-менее полных Октоихов был составлен благодаря усилиям монофизитского патриарха Севира Антиохийского (513-518). В последствии трудами Иоанна Дамаскина (+ ок.780) и его брата Косьмы Майумского (+ ок.787) в лавре преподобного Саввы Освященного в Палестине была составлена новая редакция Октоиха и, вероятно, собраны воедино, имеющиеся на тот момент, песнопения Триоди. После победы иконопочетания благодаря преп. Феодору Студиту (+826) и его брату Иосифу палестинский Часослов и Октоих были перенесены в Константинополь. В IX-XI веках происходило Константинопольское дополнение Октоиха и Триоди различными песнопениями. Огромную роль в становлении Триоди оказала Студийская гимнографическая традиция.
Октоих – понятие греческое, имеющее значение восьмигласник (o;ktwv - восемь, hj"co" - звук, глас).Эта книга содержит изменяемые песнопения богослужений суток на каждый день седмичного круга (от воскресенья до воскресенья). Последование каждого дня седмицы в октоихе включает в себя богослужебные тексты для вечерни, повечерия, утрени и литургии (тропари на «Блаженных»), для воскресных дней имеются также тексты к малой вечерне и полунощнице. Нынешний богослужебный порядок таков, что в воскресный день приоритетной, кроме периода пения Триоди, является служба Октоиха, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником, а в седмичные и субботние дни, - чем значительней праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих.
Ядром седмичного круга является Воскресенье . Особое место издревле занимали Суббота (воспоминание о творении), Среда и Пятница . Эти дни (Ср., Пт., Сб. и Вс.) отмечались с первых веков христианства, а привычное для нас сегодня смысловое наполнение дней седмицы сложилось не сразу - лишь ко времени установившихся типиконных традиций.
Все песнопения Октоиха, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас, число которых:восемь. Глас сменяется по порядку каждое воскресенье, после завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа, т.е. октоих проходит свой полный цикл, возвращаясь к началу за 56 дней. Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Минеи. Это время, - от Недели всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее, - именуетсяв обиходе периодом пения октоиха .
В древнеславянской книжности XIII-XVвв. имели распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Шестоднев служебный, Богородичник. В греческой традиции название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов, а книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила название «Параклитик», такое же название сохранилось у сербов и болгар.
Триодь – с греческого языка, имеет значение трипеснец (triva - три, wjdhv - песнь). Такое название книге дано по причине того, что в системе Триоди есть особые каноны, к чтению на утрени, состоящие только из трех песен (хотя есть двупеснцы и четверопеснцы). Следует отметить, что изначально все поемые за богослужениями каноны содержали не 8-9 песен, как ныне, а только 2-3. Триодь разделяется на две части: постная и цветная . Период года от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, когда преобладающим является богослужение Триоди и Октоих используется, в основном, лишь по воскресным дням, называется в богослужебном обиходе периодом пения Триоди .
Триодь Постная содержитизменяемые молитвословия служб великопостного цикла, который начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту, - «о мытаре и фарисее», «о блудном сыне» и о «страшном суде» , - в течение которых Триодь все больше и больше входит в богослужение. Затем - 6 седмиц Великого Поста и, наконец, особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица (эта часть триоди не редко издается в виде отдельной книги). Последняя служба, которая служится по Постной Триоди - Пасхальная Полунощница .
Триодь Цветная содержитизменяемые молитвословия служб пасхального периода - богослужение Пасхи, Пасхальной Светлой седмицы и всего времени Пятидесятницы (до дня Святого Духа) и Неделю Всех святых , когда совершается последняя служба Цветной Триоди.
Еще одной важной богослужебной книгой является Минея , получившая активное литургическое развитие в поздневизантийский период X-XIVв. и в последующие времена. Минея – дословно значит месячная (от греч. mhvn - месяц). Она содержит изменяемые песнопения служб праздников по месяцеслову, т.е. по датам календаря в течение всего церковного года, начиная с 1 сентября по ст.ст. Минея состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам. В каждой Минеи содержится приложение из 4-х разделов с богородичными песнопениями (стихирами и тропарями), расписанными по гласам. Кроме основной минеи существуют также праздничная, общая и дополнительная.
Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Это удобный богослужебный сборник с текстами к службам на дни больших праздников.
Минея общая содержит общие изменяемые молитвословия служб святым в том или ином чине (лике). Общие службы: пророку, пророкам; святителю, святителям; апостолу, апостолам; преподобному, преподобным; мученику, мученикам и т.д. Даны общие последования текстов, в контекст которых при чтении и пении необходимо подставлять имена святых которым совершается служба. В приложении находятся собрания паремий святым (ветхозаветных отрывков из библейского текста, предназначенных для чтений за богослужениями вечерни). В этой Минее есть и общая Господская служба и общая Богородице. Эта минея предназначена к использованию в случае отсутствия обычной минеи по какой-либо причине или при служении вновь прославленным святым, тексты которым ещё не были составлены.
Минея дополнительная содержит службы, имеющиеся в обиходе, но еще не вошедшие в издания обычной месячной Минеи. К примеру, службы некоторым Российским Новомученникам и вновь прославленным святым, как общие, так и частные.
Значение церковной молитвы трудно переоценить. Но не всегда люди могут получить от нее тот плод, который она должна приносить. Богослужебные тексты направлены в первую очередь на освящение и просвещение разума человека. Одной из таких важнейших богослужебных книг является Октоих. Рассмотрим общие данные об этой книге, а также ее роль в деле покаяния.
Содержание:
Общие сведение об Октоихе
Октоих (греч. Octoechos, Осмогласник) ― одна из главных богослужебных книг Православной Церкви. Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии, а в воскресные дни кроме этого еще и песнопения малой Вечерни и Полунощницы .
Октоих составлялся в течение нескольких столетий. Первые каноны и стихиры были написаны преподобным Иоанном Дамаскиным для воскресных дней. Дальше разные части Октоиха были написаны Феодором Студитом, Павлом Аморрейским, Митрофаном Смирнским, Феодором Начертанным и другими песнотворцами .
Каждый день недели в Октоихе посвящён той или иной теме. В церковной практике были разные посвящения дней седмицы , но в настоящее время сложилась следующая система:
Понедельник: покаяние и Ангельские силы.
Вторник: покаяние и Иоанн Предтеча.
Среда: Крест и Богородица.
Четверг: Апостолы и святитель Николай.
Пятница: Крест и Богородица.
Суббота: все святые и молитва за усопших.
Воскресенье: Воскресение Христово.
Итак, непосредственно покаянию посвящены понедельник и вторник. Поэтому наиболее ярко данная тема раскрывается в службах этих дней (начиная с вечерни в воскресенье). Покаянные каноны на эти дни составлены преподобным Иосифом Песнописцем. «Преподобный Иосиф во всех своих произведениях, где только находит эту возможность, является проповедником спасительного покаяния. Проповедь и воспевание покаяния для Преподобного ― дело всей его жизни, всех устремлений его души» . Также покаянный характер имеет больша я часть канонов Пресвятой Богородице на повечериях.
Но и в текстах других дней седмицы также встречаются важные покаянные мысли. Часто покаянный характер имеют каноны Иоанну Предтече (на утрени во вторник), апостолам и святителю Николаю Чудотворцу (на утрени в четверг). В воскресных службах нередко говорится о спасении и избавлении от грехов через страдания и Воскресение Христа. В заупокойных службах, помещённых в Октоихе в субботы, встречаются мысли, важные с точки зрения учения о прощении грехов. В целом в Октоихе «нравственные правила жизни христианской выражены в разных молитвенных чувствованиях и песнях к Богу» и «нет песни Октоиха, из которой бы нельзя было извлечь для себя назидания» .В Октоихе «нравственные правила жизни христианской выражены в разных молитвенных чувствованиях и песнях к Богу».
Здесь нельзя не сказать о некоторых принципах, связанных с рассмотрением богослужебных текстов. С одной стороны, «богослужебные книги содержат стройную систему православного богословия и обладают для православного христианина безусловным и непререкаемым авторитетом. Говоря о догматической значимости богослужебных текстов, не следует забывать о том, что эти тексты читались и пелись в храмах на протяжении более десяти столетий, так что возможность присутствия в них каких-либо чуждых православному вероучению идей практически исключена: все чуждое было отсеяно Церковью» . С другой стороны, эти тексты являются поэтическими, а в такого рода произведениях могут быть применены и гиперболы, и другие литературные приёмы. В связи с этим в рамках данного исследования важен святоотеческий контекст.
Также важно отметить библейскую укорененность текстов Октоиха. Православное богослужение в большинстве своём основывается на Священном Писании. Кроме того, что чтение Священного Писания составляет немалую часть богослужения (Евангелие, Апостол, чтения из Ветхого Завета, Псалтирь) – те части, которые не заимствованы напрямую из Библии, так или иначе на ней основаны. Многие молитвы, составленные святыми, представляют собой компиляцию библейских цитат. В стихирах и канонах постоянно встречаются аллюзии на примеры Священного Писания.Для того, чтобы приступить к покаянию, необходимо начать с осознания своего падения.
Нередко непонятность православного богослужения связывается с церковнославянским языком, с тем, что богослужение совершается тихо и невнятно, и т.д. С этим нельзя не согласиться. Однако не менее важным для понимания богослужения является изучение Священного Писания, на котором построены многие гимнографические тексты.
Например. В каноне Бесплотным Силам 6-го гласа читаем: «Дв7ду прbр0ку твоемY, ћкw престaти сотвори1лъ є3си2, тво‰ лю1ди поражaюща nрyжіемъ ти2 ѓгGла: ћкw щeдръ подaждь ми1ръ хrтE, всBмъ цRквамъ, надлежaщаz нhнэ њблегчaz и3скушє1ніz, ћкw многомлcтивъ » . Для понимания этого отрывка важен не столько перевод на русский язык, сколько знакомство с эпизодом из Ветхого Завета, повествующим о наказании царя Давида за проведение переписи (2 Цар. 24:11-18).
В каноне недели Крестопоклонной есть тропарь: «Грzди2 є3ліссeе прbр0че, рцы2 ћвэ, что2 дрeво џное, є4же въ в0ду вложи1лъ є3си2; кrтъ хrт0въ, и4мже t глубины2 тли2 и3звлек0хомсz, томY покланsющесz вёрнw во вёки » . Имеется перевод этого тропаря: «Иди, Елисей пророк, скажи открыто, что это за дерево, которое в воду ты вложил? Это Крест Христов, которым мы извлечены были из глубины тления и поклоняемся Ему с верою вовеки» . Лексическое значение этого текста стало понятнее – но суть его невозможно понять без знания данного эпизода Священного Писания (4 Цар. 6:1-7).
Говоря о добродетели покаяния, мы также обращаемся к Священному Писанию. Прекрасным примером библейского обоснования покаяния в богослужении является Великий Канон преподобного Андрея Критского, который весь построен на примерах Священной истории. Но и в текстах Октоиха встречается немало библейских примеров покаяния. На протяжении всего рассмотрения этой богослужебной книги будет обращаться внимание на связь её с книгами Ветхого и Нового Завета.
Общие свойства греховного состояния
Говоря о покаянных текстах Октоиха, необходимо начать с того, что они особо ярко описывают состояние грешника. Можно привести такой пример: «Ви1ждь тво‰ пребеззакHннаz дэлA, q душE моS! и3 почуди1сz, кaкw тS землS н0ситъ; кaкw не разсёдесz; кaкw ди1віи ѕвёріе не снэдaютъ тебE; кaкw же и3 сlнце незаходи1мое сіsти тебЁ не престA ; » .
Такого рода описания даются для осознания своего греховного состояния. Для того, чтобы приступить к покаянию, необходимо начать с осознания своего падения. Против этого особенно восстаёт диавол, стараясь скрыть от человека его грехи, показать их незначительными.
Игумен Никон (Воробьёв) пишет: «Признаком правильности духовного делания является все усиливающееся сокрушение духа, сознание своей греховности, испорченности, бессилия, - словом нищета духа» . Тексты Октоиха уделяют немалое внимание описанию состояния грешника, что должно помочь христианам «прийти в себя» (Лк. 15:17), осознать свою греховность – и с этого начать обращение к Богу.
Первое, о чём свидетельствуют нам тексты богослужения ― это общая греховность рода человеческого. После падения Адама и Евы люди получили непреодолимую склонность ко греху, которая и передаётся из поколения в поколение как смертельная наследственная болезнь. По словам священноисповедника Николая Алма-Атинского «грехопадение наших прародителей для жизни всего последующего человечества имело принципиальное значение: им определяется вся последующая жизнь в ее основном направлении и существенном содержании» .
В текстах Октоиха мы не раз встречаем упоминания о том, что согрешили все, что нет ни одного безгрешного, кроме Самого Бога. «Согрэши1хомъ вси2, млcрдіемъ твои1мъ не прeзри нaсъ » , «никт0же бо безгрёшенъ, т0кмw ты » . Причём особенно часто такого рода упоминания встречаются в субботней службе, связанной с поминовением усопших. Мы видим такие молитвенные воззвания: «Никт0же безгрёшенъ, никт0же t человBкъ бhвъ, т0кмw ты2 є3ди1не безсмeртне: тёмже рабы6 тво‰ ћкw бGъ щeдрый, во свётэ со ѓгGльскими ликостоsніи твои1ми ўчини2, бlгоутр0біемъ твои1мъ, презирaz беззакHніz » , «Ты2 є3ди1нъ kви1лсz є3си2 на земли2, сп7се м0й безгрёшенъ, и4же грэхи2 мjра взeмлzй ћкw млcрдъ: t мjра сегw2 престaвльшихсz вёрою, дyшы ўпок0й во дв0рэхъ с™hхъ твои1хъ » . Мы просим о прощении грехов усопших, апеллируя к тому, что человек не может быть безгрешным.Используя тексты Октоиха, священник может объяснять человеку, что Господь видит всеобщую греховность, и поэтому милостиво относится ко грешникам, обращающимся к Нему.
Об этом пишут и святые отцы, например: «Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен совершенно от вины, кроме Того Единого, кто нас ради обнищал богат Сый. Безгрешен Он один – вземляющий грех мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешников <...>. К Нему прибегнем и мы, потому что все грешные, прибегавшие к Нему, получали спасение. Потому и мы, братья мои, не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили мы? - Покаемся. Тысячекратно согрешили? - Тысячекратно принесем покаяние» .
Используя приведённые выше тексты Октоиха, священник может помочь людям избегать отчаяния. Человек, видя постоянно повторяющиеся грехи и порой совершенную бесполезность борьбы с ними, нередко впадает в уныние, начинает сомневаться в возможности спасения. Используя тексты Октоиха, священник может объяснять человеку, что Господь видит всеобщую греховность, и поэтому милостиво относится ко грешникам, обращающимся к Нему.
Но в то же время такое осознание не должно стать причиной беспечности. Святые отцы замечали, что лёгкость прощения грехов может привести к духовной расслабленности, и предостерегали от этого: «Не греши постоянно в ожидании получить прощение, но ищи безопасности в том, чтобы не грешить. Многие, в ожидании прощения сделав много дурного, обманулись в надежде, и себя не исправив, и прощения не получив» . Богослужебные тексты предостерегают нас от этой мысли разными способами. Один из них ― свидетельство о том, что лично я являюсь самым большим грешником из всех.
Эту мысль непросто принять. Сравнивая себя с другими людьми, человек нередко видит свои достоинства и чужие недостатки – и не может признать себя первым грешником. Но богослужение свидетельствует нам: «Е# ди1нъ пaче всёхъ согрэши1хъ на земли2 р0ждшихсz, є3ди1нъ бhхъ престyпникъ твои1хъ зак0нwвъ гDи » , « сп7си1 мz є3ди1наго тво‰ сп7си1тєльныz престyпльша зак0ны , и3 всsкій грёхъ безсловeснw скончaвша » , «Г рэхолюби1въ въ житіи2 бhвъ, ћкоже и4нъ никт0же » , «С огрэши1хъ къ тебЁ чlвэколю1бче, не по є3стествY ћкw человёкъ, да и3спрошY прощeніе: но пaче человёка, и3 вhше є3стествA, и3 пaче прощeніz » , «П aче всёхъ человBкъ на земли2 ѓзъ согрэши1хъ » , «Ћкw въ беззак0ніихъ зачaтъ и3 роди1хсz, щeдре, согрэши1хъ пaче всёхъ человBкъ » . Здесь приведена лишь небольшая часть цитат из Октоиха на эту тему. Почему богослужение призывает нас к такому пониманию?
Такие свидетельства есть и в Священном Писании. Праведный Авраам называл себя «землёй и пеплом» (Быт. 18; 27), апостол Павел говорит: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15). Объяснение этому можно найти в святоотеческих творениях. В «Душеполезных поучениях» описывается как некий софист спрашивал у аввы Зосимы: «Как ты считаешь себя грешным, разве ты не знаешь, что ты свят? Разве не знаешь, что имеешь добродетели? Ведь ты видишь, как исполняешь заповеди: как же ты, поступая так, считаешь себя грешным?». Авва Зосима на это ответил, что не знает, как, но действительно считает себя грешным. И авва Дорофей поясняет: «От исполнения заповедей бывает некоторая привычка к смирению, и нельзя выразить это словом» .
Здесь мы видим, что считать себя самым грешным – это состояние, которое приходит от привычки к смирению. Невозможно заставить себя так считать, убедить себя в этом. Но, постоянно упражняясь в смирении, человек приходит к такому осознанию.В приведённых выше цитатах богослужебные тексты показывают нам христианский идеал. Как ни парадоксально это звучит, идеал христианина ― считать себя самым грешным. Об этом же сказано у аввы Дорофея: «не всякий, но только смиренномудрствующий и уничижающий себя может сказать: я осёл, ибо сказать это не есть бесчестие, но, напротив, величайшая честь» . Богослужебные тексты могут помочь священнику напоминать прихожанам об этом идеале.
Тем не менее, тексты Октоиха указывают не только на то, что мы согрешили больше всех. Через покаянные песнопения Церковь призывает нас признать, во-первых, что мы согрешаем постоянно, а во-вторых, что творим буквально все виды грехов и не творим никаких добрых дел.
«Н а всsкъ дeнь согрэшaюща и3 преступaюща тво‰ зaпwвэди, њбрати1 мz б9е » , «П ослyшахъ врагA прогнёвающагw, и3 всsкъ грёхъ соверши1хъ » , «Н е пребhхъ во стрaсэ твоeмъ, не послyшахъ зaповэдей твои1хъ, и3 в0лю твою2 никогдaже сотвори1хъ » , «Всsку зaповэдь честнyю ўничижи1хъ , стрaхъ тв0й tри1нухъ хrтE » , «Нёсть въ житіи2 сeмъ грэхA , є3гHже ѓзъ є3ди1нъ не сотвори1хъ nкаsнный » , «Ниеди1ну на земли2 зaповэдь твою2 сотвори1хъ » .
Такого рода цитат очень много. Они схожи по своему смыслу с прошлым блоком цитат, и также показывают нам правильное устроение христианской жизни.
Эти мысли могут показаться слишком мрачными. Однако, деятельно проходя путь духовной жизни, христианин замечает правоту богослужебных текстов. Каждый из нас согрешает постоянно. В каждом человеке содержатся все страсти. Не все они в данный момент реализуются в конкретных грехах, но в зачатках они есть все, и в любой момент могут проявиться. «В первородном грехе заключается семя всех страстей, мы родимся с наклонностью ко всем видам греха» . «Если я не согрешил в чем-то делом, то согрешил словом; если не словом, то мыслью; а если не мыслью, то тайными пожеланиями сердца. Если по факту я не согрешил в том или ином, то только потому, что Бог сохранил от такой ситуации, в которой я бы не выдержал искушения и пал» .
Такие примеры из Октоиха показывают всю серьёзность, всю высоту духовной жизни, к которой должен стремиться христианин. «Кот0рыми ўзрю1 тz тогдA, хrтE сп7се, nчи1ма, ниеди1ну на земли2 зaповэдь твою2 сотвори1въ; кaкw нестерпи1мому твоемY предстaну пrт0лу, безмёрныхъ ми2 ѕHлъ творsщу tвётъ; » – в такое недоумение приходит человек, видя свои грехи. Это является началом покаяния. Применяя тексты Октоиха, священник легче может помочь своим прихожанам стяжать это правильное недоумение от зрения своих грехов.
иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Ключевые слова: Октоих, покаяние, песнопение, смирение, грех, Священное Писание, примеры.
Крашенинникова О.А . Октоих // URL: https://azbyka.ru/oktoix-krasheninnikov (дата обращения: 25.10.2017)
Иларион (Алфеев), еп. Христос – победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. ― СПб, 2005. ― С. 201-202.
См. Крашенинникова О.А. К истории формирования седмичных памятей Октоиха // Богословские труды. Сб. 32. ― М., 1996. ― С. 260-268.
Игнатия (Пузик), схим. Церковные песнотворцы. ― М, 2006. ― С. 188.
Модест (Стрельбицкий), еп. Екатеринбургский. О Церковном Октоихе. ― Екатеринбург, 1878. ― С. 88. См. также: Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Исторический обзор пенопевцев и песнопения Греческой Церкви. ― Чернигов, 1894.
Иларион (Алфеев), еп. Христос – победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. ― СПб, 2005. ― С. 200.
Октоих, глас 6, в понедельник на утрени, 2-й канон, 9-я песнь, 1-й тропарь.
Триодь Постная, Неделя Крестопоклонная, утреня, канон, песнь 8-я, 4-й тропарь.
Неделя третья Великого поста. Перевод иером. Амвросия (Тимрота) // URL.
Октомих, Октамй, Охтамй, Осьмогламсник (греч. ?кфюзчпт -- «восьмигласник» от греч. ?кфю -- «восемь» + греч.?чпт -- «глас») -- богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни,повечерия, утрени и Литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней кроме того -- малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги) или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Название восходит к одноимённой византийской ладовой системе, известной также как «осмогласие». Октоих восходит к единому комплексу песнопений тропарно-стихирного типа, предположительно сложившемуся в VII веке и носившему название Тропологий (Фспрпльгйпн). Впоследствии единый кодекс распался на минейную (тексты неподвижного годового круга), триодную (тексты подвижного пасхального круга) части и Октоих (тексты седмичного круга). На ранней стадии развития осмогласные комплекты седмичных песнопений получили название Октоих или Параклит (по некоторым текстам, обозначенным как «молебные», рбсбклзфйкьй). Оба названия -- Октоих и Параклит -- в ранней литургической практике могли применяться для собраний текстов с одними и теми же посвящениями, но также могли интерпретироваться по-разному в различных местных традициях. Древнейший дошедший до наших дней Октоих (только тексты, фрагментарно, без музыкальной нотации) был составлен в конце VIII -- начале IX веков; ныне известен как Параклит монастыря Св. Екатерины на Синае с сигнатурой Sinait. gr. 776. Древнейший русский Параклит (с музыкальной нотацией), составленный не позднее второй половины XII века в Великом Новгороде, хранится ныне в РГАДА под сигнатурой Тип. 80.
Богослужебная книга под данным названием незначительно отличается по своему содержанию в Церкви Греческой и Русской. (небольшая разница в отдельных седальнах)
В первой она содержит изменяемые молитвословия для служб воскресных дней (Недель) восьми гласов. Полный же вариант обычно именуется РбсбклзфйкЮ.
В Русской Церкви Октоих содержит тексты изменяемых молитвословий восьми гласов для каждой из восьми недель (седмиц) восьминедельного круга восьмигласника. То есть, каждый из восьми разделов Октоиха (гласов) содержит особые песнопения для всех седмичных дней, с воскресенья по субботу. Это песнопения суточного круга: вечерни, повечерия, утрени и Божественной Литургии, а для воскресных дней (Недель), кроме того, -- малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб, иначе восследований, которые принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжение седмицы единым мелодическим способом, одним напевом, то есть «гласом».
Пение Октоиха начинается непосредственно с самой Пасхи (стихиры Октоиха вошли в Цветную Триодь) с первого гласа, и стихиры поются всю Светлую седмицу, на каждый день Светлой седмицы приходится свой глас (исключая седьмой глас). Начиная с вечера Светлой Субботы (который есть уже начало Воскресенья -- Антипасхи), Октоих поётся на повечерии. На каждые семь дней, начиная с субботы вечера, приходится свой глас. Фомино воскресение (первое воскресение по Пасхе) и последующие за ним шесть дней это первый глас, Неделя жен мироносиц (второе воскресение по Пасхе) и последующие за ним шесть дней -- это второй глас, и далее по порядку каждые семь дней, начиная с вечера под воскресение, свой глас. Когда проходит восемь седьмиц или 56 дней (восемь гласов Ч семь), то опять начинается первый глас с богослужения вечера под воскресение. Такая последовательность сохраняется в продолжении всего года. Например, Неделя всех святых приходится через 49 дней после Антипасхи -- это восьмой глас, а следующее воскресение за Неделей всех святых, то есть через 56 дней после Фоминой Недели -- это первый глас. Пение Октоиха оканчивается в Лазареву субботу. Пение всех восьми седмиц и недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть. Все они начинаются в определённое время. Столпы гласов в разные годы начинаются не в одни числа. Когда начинается каждый столп Октоиха в определённом году, указано в Пасхалии зрячей.
Современная наука употребляет термин «Октоих» в основном в двух смыслах: первый -- это система пения на восемь гласов, принятая в церковном богослужении; второй -- книга, используемая в современном православном богослужении. Если традиция церковного пения на гласы уходит корнями в глубокую древность и наиболее ранние сборники литургической поэзии восьми гласов датируются VI - VII веками (Октоихи Севира Антиохийского, Иоанна Дамаскина), то об Октоихе как богослужебной книге в современном ее значении можно говорить лишь начи ная с IX века. IX век - это переломное для истории византийской гимнографии вре мя, когда получила окончательное оформление вся система церковного пения, за имствованная из Палестины, были заложены основы современного богослужебного устава и в результате деятельности крупнейших константинопольских песнописцев того времени: преподобных Феодора и Иосифа Студитов, Иосифа Песнописца, Феофана Начертанного и других, - появился комплекс основных книг Восточно-Православной Церкви: Триоди, Октоиха, Служебных Миней и тем самым завершена ра бота по созданию годового круга церковных песнопений. Одним из главных достижений Константинопольской Студийской школы гимнографии является выработка системы седмичных памятей. Именно этот важнейший фактор повлиял на процесс оформления разнородных собраний песнопений восьми гласов в единую книгу. Благодаря этому исполнение определенных гимнов в честь святых было приурочено к определенным дням церковной седмицы. Единый седмичный цикл, повторяющийся на протяжении каждой из восьми недель, стал вторым после осмогласия организующим принципом Октоиха как литургической книги. Что же представлял собой Октоих в первые века своего существования? Древнейшие редакции Студийского устава, представленные рукописями К-5349 собрания Государственной Третьяковской галереи конца XI - начала XII века («Ти пографский устав») и № 330 Синодального собрания Государственного Историчес кого Музея XII века свидетельствуют о том, что объем песнопений Октоиха в средневековый период значительно отличался от современного. Указанные рукописи называют лишь три жанра песнопений Осмогласника будничного цикла: стихиры на стиховне, седальны, один канон на утрене. древняя часть песнопений Октоиха -- его стихиры на стиховне и седальны - следуют I модели священных памятей седмицы. Схема эта впервые была использована еще преподобным Феодором Студитом при создании трипеснцев для Постной Триоди (813 - 820) Структура I цикла памятей была заимствована визан тийской гимнографией из Палестины вместе с древнейшими песнопениями Октои ха -- стихирами и седальнами и получила свое дальнейшее развитие в творчестве преподобных Феодора и Иосифа Студитов (Постная Триодь) и Иосифа Песнопис- ца (первые каноны Октоиха). Этот цикл седмичных памятей практически без изме нения вошел во многие средневековые уставы и гимнографические сборники. Вторая седмичная модель Октоиха возникла позднее, на византийской почве, из молебных песнопений восьми гласов в честь святых, которые в уставах различных монастырей и церковных центров полагались в определенные дни недели. Вторая седмичная модель Октоиха возникла позднее, на византийской почве, из молебных песнопений восьми гласов в честь святых, которые в уставах различных монастырей и церковных центров полагались в определенные дни недели. Реперту ар таких произведений в древности был намного обширнее современного и отражал местные традиции почитания святых в той или иной обители. В процессе многовекового развития православного богослужения утвердилась единая структура священных памятей, являющаяся контаминацией двух циклов по священий Октоиха. Она нашла отражение в различных церковных книгах: Часослове (дневные тропари святым), Шестодневе служебном, Следованной Псалтири, канониках, акафистни- ках, сборниках поучений и пр. Эту схему использовал святитель Кирилл Туровский при создании своего цикла седмичных молитв (молитв на все дни недели). Наконец, интересной живописной иллюстрацией седмичных памятей стали древнерусские иконы XVI -- XVII веков, использовавшие сюжет Шестоднева. Они представляют собой композиции из шести клейм: Воскресения, Собора Архангелов, или Собора Архангела Михаила, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, или Собора свя того Иоанна Предтечи, Благовещения, Умовения ног, Распятия. Парной иконой к Шестодневу является «Суббота всех святых» - многофигурная композиция с различ ными ликами святых, которая иногда составляет единое целое с Шестодневом.
О.А. Крашенинникова
Октоих (греч. Octoechos Осмогласник ), одна из главных богослужебных книг Православной Церкви. Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии, а воскресных дней кроме того, еще песнопения малой Вечерни и Полунощницы.
Все песнопения, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас, по числу которых (восемь) книга получила свое название. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа. Цикл из восьми недель называется в Церковном Уставе «столпом», их поется в течение года шесть: 1) с первой недели Петрова поста, 2) после Ильина дня, 3) по Воздвижении Креста Господня, 4) в , 5) по Крещении Господнем, 6) в Великий пост. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех Святых и оканчивается перед субботой Мясопустной, в воскресные же дни оно начинается с первого воскресенья после Недели Всех Святых и продолжается до пятой недели Великого поста включительно. Не поется Октоих в двунадесятые праздники, а также их предпразднества и попразднества, падающие на седмичные дни.
С каждым седмичным днем в Октоихе связано воспоминание об определенных ликах святых или священных событиях: песнопения воскресного дня посвящены воспоминанию Воскресения Христова, песнопения понедельника имеют покаянных характер, а также воспевают святых ангелов, песнопения вторника, также покаянного храктера, прославляют св. Иоанна Крестителя, песнопения среды и пятницы посвящены Кресту и Божией Матери, четверга апостолам и святителю Николаю, субботы всем святым и усопшим.
История византийского Октоиха
В греческой литургической книжности название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов; книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила у греков (а также болгар, сербов и грузин) название Параклитик.
В истории формирования византийского Октоиха можно выделить несколько основных этапов: 1) в 5-7 вв. в Палестине были составлены отдельные тропари и песнопения будущего Осмогласника анонимными византийскими гимнографами и проведено их первоначальное распределение по седмичным (недельным) циклам; 2) в обители преп. Саввы Освященного в Иерусалиме в 8 в. составление Октоиха ; 3) в 9-11 вв. в Константинополе Октоих был дополнен песнопениями Иосифа Песнопевца († 883) и Феофана Начертанного († до 850) молебного цикла, исполнявшимися в седмичные дни (Параклитик Иосифа), степенными антифонами († 826), канонами св. Троице Митрофана Смирнского († 910), утренними евангельскими стихирами императора Льва VI Мудрого (886-913), воскресными ексапостилариями императора Константина VII Багрянородного (913-959), стихирами Павла Амморейского († 1054); 4) Византия, 12 в. появление списков Октоиха Иерусалимской редакции.
В древнеславянской и древнерусской книжной традиции 13-14 вв. и позднее получили распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Параклитик, Шестоднев служебный и Богородичник.
Избрный Октоих
Избрный Октоих содержал преимущественно стихиры, седальны, блаженны и другие песнопения, сгруппированные по музыкальным жанрам, а внутри них по гласам. Распространенная редакция Изборного Октоиха включала также каноны Октоиха в форме Шестоднева. Изборный Октоих и Параклитик составляли изначально части единого богослужебного сборника, ведущего свое происхождение от древневизантийского Тропология. Перевод Изборного Октоиха на славянский язык был сделан, вероятно, во второй половине 10 века в Болгарии; на его основе несколько позднее была составлена древнерусская редакция Октоиха. В списках Изборного Октоиха 13-14 вв. древнерусского извода лучше всего сохранился первоначальный славянский перевод. Изборный Октоих на Руси выходит из употребления в начале 15 в. после смены редакций основных богослужебных книг со Студийской на Иерусалимскую.
Параклитик
Название Параклитика в древнерусской рукописной традиции получил сборник используемых на Утрене канонов Октоиха, расположенных по гласам, а внутри них по дням недели. Наибольшее распространение этот вид Октоиха имел на Руси до начала 15 в. Параклитик являлся дополнением Избрного Октоиха. В большинстве списков древнерусского Параклитика на седмичные дни полагалось по одному утреннему канону: в понедельник ангелам, во вторник Иоанну Предтече, в среду пресв. Богородице или Кресту, четверг апостолам или (реже) ап. Петру, в пятницу Кресту, в субботу пророкам и мученикам. Однако отдельные списки Параклитика содержали по два канона на каждый седмичный день.
Шестоднев
Шестоднев служебный является видом сокращенного Октоиха и содержит избранные службы Осмогласника: воскресные 1-8 гласов и седмичные по одной из каждого гласа (в понедельник первого гласа, во вторник второго, в среду третьего и т. д.). До начала 15 в. Шестоднев служебный Студийской редакции входил в состав сборников с Часословом и праздниками, позднее (с начала 15 в.) Шестоднев Иерусалимской редакции выделился в отдельную книгу.
Богородичник
В Богородичнике были собраны лишь молебные каноны ко Пресвятой. Богородице 1-8 гласов, исполнявшиеся на Повечерии. Списки Октоиха этого типа крайне немногочисленны. Со второй половины 14 - начала 15 в. в славянских странах распространяется тип полного Октоиха Иерусалимской редакции, который и был впоследствии положен в основу печатного Октоиха.
Литература:
Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. СПб., 1860. С. 190-216, 275-277; То же: Репринт. М., 1995.
Hoeg C ., Tillyard H. J. W., Wellesz E. The Hymns of the Octoechus transcribed by H. J. W. Tillyard. Copenhagen, 1940-1949. P. 1-2.
Hannick Ch. Dimanche Office selon les huit tons. OKTWHXOS // La priere des Eglises de Rite Byzantine: 3. Chevetogne, 1972.
Представляем Вашему вниманию Октоих.
+ + +
Октоих - (букв. "Осмогласник", от греч. ’Οκτ?ηχοζ, ? κτ? — восемь, ? χοζ — глас) — богослужебная гимнографическая книга, содержащая последования с изменяемыми песнопениями для подвижных дней седмичного круга богослужения. Каждое последование седмичных дней содержит молитвословия вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для недель (воскресений), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь последований на каждый из дней седмицы поются на один напев, называемый гласом. Песнопения каждого из дней седмицы посвящены важнейшим аспектам Священной истории. Служба воскресенья посвящена Воскресению Господа. В понедельник — служба в честь небесных чинов бесплотных (ангелов). Во вторник — в честь Иоанна Предтечи. В среду воспоминается предание Господа на смерть. Четверг посвящен св. апостолам и святителю Николаю. В пятницу — воспоминание страданий и крестной смерти Господа. В субботу воспоминаются преподобные, мученики и все святые, совершается поминовение усопших. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми седмиц называется столпом. Создание Октоиха традиция приписывает Иоанну Дамаскину, хотя он был автором только части песнопений (воскресные службы, причем не полностью). Стихиры восточные, утренние тропари, ексапостиларии, троичные каноны воскресных служб принадлежат другим авторам. Среди них — Митрофан, митр. Смирнский (9 в.), Феодор Студит (ум. 826) и его ученик Анатолий. Греческий Октоих в основном сложился к 9 в., когда Феофаном Никейским (ум. 843) и Иосифом Песнописцем (ум. 883) он был дополнен песнопениями на будние дни. Иосифу Песнописцу традиция приписывает окончательное оформление Октоиха в одну книгу. В дальнейшем Октоих дополнялся только отдельными песнопениями, написанными имп. Львом Деспотом, его сыном Константином Багрянородным (10 в.) и игуменом Евергетидского монастыря Павлом Аморейским (ум. 1054). В 13 в. император Феодор Дука Ласкарис прибавил к Октоиху особый канон Богородице, который поется на утрене в праздники великих святых. Среди творцов Октоиха есть и славянские авторы. Кирилл Туровский (12 в.) внес некоторые песнопения в воскресную службу полунощницы. Рукописная славянская традиция представлена Октоих следующих типов: 1. Полный Октоих 2. Шестоднев служебный — воскресные службы 8-ми гласов и седмичные службы на один из гласов (понедельник — 1-й глас, вторник — 2-й и т. д.). 3. Октоих изборный — сборник, в котором песнопения собраны по типу и гласам (т. е. стихиры 8-ми гласов, седальны 8-ми гласов и т. д.). 4. Параклитик — сборник утренних канонов 8-ми гласов (без Богородичных канонов на повечерии). 5. Богородичник — каноны Богородице 8-ми гласов. Древнейшими славянскими печатными изданиями Октоиха являются: Краковское (1491), Черногорское (1495) и Московское (1594). Канонический состав славянского Октоиха был установлен реформой патриарха Никона.