Наглость второе счастье а первое какое. Когда наглость оправдана

Когда-то было правильным оставаться скромным - многие помнят советские фильмы, воспитывавшие в детях скромность, послушание. Но конечно же, ничто не стоит на месте. Меняются времена, меняются нравы. Отстаивать свое мнение, быть несгибаемым в своих правилах - это одно. Но быть наглым - совсем другое. И хотя каждый имеет четкое представление, что такое наглость, дать определение этому понятию все-таки непросто.

Мы все сталкивались, и не раз, когда люди нарушают установленные нормы поведения, стремясь получить нечто для своей пользы. Например, проходят вне очереди, когда другие отстояли в ней приличное время, отбирают у других определенные блага на правах более сильного. Вот и получается: наглость решает проблемы, позволяет более простым путем получить желаемое.

Признаки наглости:

  • Пренебрежение общественным мнением, установленными нормами, если это мешает .
  • Наглец может взять то, что ему не принадлежит, без тени смущения.
  • Наглый человек считает свои интересы более важными ваших, он не будет ждать, уступать дамам место, сюсюкаться с детьми или отдавать дань возрасту. Ему нужно получить - значит он получит, не смотря на то, что пострадают интересы окружающих.
  • Даже если кто-то начнет возмущаться, он не изменит свою тактику: промолчит или начнет грубо отвечать. Но от своих действий не откажется.
  • Отсутствие стыда. Ему совершенно все равно, что вы будете думать.
  • Предъявление необоснованных требований, излишняя настойчивость. Еще говорят "берет нахрапом".
  • Наглец вмешивается в чужие дела, и даже может навязывать свою точку зрения.
  • Дерзость, попытки грубостью отбить желание ему помешать.

Выходит, наглость - второе счастье?

Вот глядя на таких "смельчаков", многим тоже хочется быть "побойчее": так легче, быстрее, с меньшими потерями достигаются некоторые цели. Но стоит ли

“Ибо люди будут... наглы” (2 Тим. 3:3-4).

Во 2-м послании к Тимофею (3,3-4) Апостол Павел заметил, что “в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут... злоречивы... клеветники... предатели, наглы, напыщенны...” Часто с церковных кафедр говорят о гордости, но почему-то никогда не упоминают о наглости. Компенсировать этот пробел и затронуть эту актуальную проблему я попытаюсь в настоящем эссе.
Обратим внимание на слово “наглы”. В греческом подлиннике оно звучит так: «пропетеис», то есть склонные к дерзости. Что же такое наглость? По определениям в словарях, это дерзость, бесстыдство, нахальство, иначе говоря, тенденция при людях дерзко и без стыда говорить и делать то, что не положено в соответствии с моральными нормами. Кстати, древнерусский корень праславянского «нагл» означает внезапный, быстрый, скорый, иначе говоря, напористый, требующий быстрого исполнения желаний, не считающийся ни с чем», крайне нахальный человек. Противоположность наглеца – человек скромный, обходительный, вежливый и терпеливый.
Аристотель называл наглость самоутверждением за чужой счёт. Жан Лабрюйер считал её свойством характера, врождённым пороком, заключающемся в непринуждённом и естественном бесстыдстве.
Люций Сенека утверждал, что наглость – ложный призрак величия. Виктор Кротов, современный философ, определяет её как неопрятность души, возведённую в норму поведения. Кто-то смотрит на наглость, как на трусливую дерзость, рассчитывающую на безнаказанность, кто-то видит в ней пародию на смелость. И все правы по-своему. По своей сути наглость представляет собой негативное качество характера, совершенно противоположное скромности, не дерзновение, а именно дерзость, не смелость, которая города берёт, а бесстыдный плагиат смелости. Наглость ведет себя вызывающе, вызывая из пещерной глубины подсознания протестные устремления.
Когда Валтасар пьянствуя, восхвалял себя и идолов, ему покровительствующих, это было глупо. Но когда он обнаглел настолько, что приказал принести священные трофейные сосуды из иерусалимского храма и осквернил их, то такая дерзость переполнила чашу терпения Божьего, и перст божественной руки написал на стене текст смертного приговора: “Ты взвешен и найден очень лёгким”. Таким образом, оказалась, что гири на весах, которыми халдейский лидер измерял свою личность, оказались неверными. А неверные весы, как известно, мерзость перед Господом. И хотя Валтасар был о себе высокого мнения, Царь царей о нём думал иначе, и в ту ночь пресёк эту пустую и бесплодную жизнь. Кстати, его отец Навуходоносор был не столь глупым, но когда чересчур зарвался в самомнении и зазнался, Бог лишил его ума, и он вместо бреда величия заполучил манию самоуничижения и ел траву, как вол. Когда Навуходоносор одумался и осознал своё ничтожество, Господь вернул ему прежнее достоинство.
Не от большого ума дерзил Богу египетский фараон, нагло заявивший: “Кто такой Господь, чтобы я слушался Его?” Его твердолобое упрямство, игнорирующее все десять казней в виде стихийных бедствий, закончилось трагически: наглый египетский владыка был потоплен в Красном море. И с ним потонула его бравада.
Не блистал интеллектом и филистимский атлет-культурист Голиаф, очевидно, исповедующий принцип: сила есть – ума не надо. Хулитель Бога вряд ли предполагал, что скромный камешек, выпущенный из пращи, превратить его мускулистое тело в груду хлама и гордость вперемешку с дерзостью рассеется в пыль. А как он смеялся над Давидом, кстати, и не таких львов сокрушавшим! Но смеётся тот, кто смеётся последним. Однако глупцы всегда наглецы.
Среди некоторой части человечества с незапамятных времён утвердилось мнение, что нахальство – второе счастье, поэтому наглые люди, как правило, демонстрируют свою бесстыдную дерзость во всех сферах бытия.
Во 2-м послании Петра (3:3) читаем: “...в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям”.
Не просто “ругатели”, а с эпитетом “наглые”, и с некоторым уточнением: “Поступающие в соответствии со своими порочными желаниями, т. е. топчущие других, присваивающие чужое, поскольку это им хочется. Каким словом обозначить поведение пассажира троллейбуса, который, воспользовавшись отсутствием водителя, усаживается за баранку и уводит транспортное средство? Наглость...
Есть такая психологическая картинка. Один профессор психологии в своей лекции повёл речь о нескольких степенях наглости. Допустим, кто-то по телефону спрашивает: “Позовите, пожалуйста, Васю”. Ему любезно разъясняют, что он ошибся номером, и Вася здесь не проживает. Однако неугомонный собеседник несколько минут спустя вновь набирает тот же номер и навязчиво интересуется: “А Вася ещё не пришёл?” Реакция в этом случае, сами понимаете, будет более бурной. Это – точка кипения.
– А я знаю и более высокую степень наглости, – заметил один из студентов, – надо позвонить туда ещё раз и сказать: “Я – Вася. Мне никто не звонил?”
В послании Апостола Иуды детализируются портреты подобных наглецов: “Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти” (с. 8). Вот куда, оказывается, замахивается наглость! На высокие власти!
Власти – светские и духовные, наглецам всё равно. Им доставляет удовольствие и удовлетворение – самоутверждаться за счёт хулы мэра, губернатора, президента! Им нравится охаивать правительство. Что им рекомендации Священного Писания? «Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенесть слово твоё, и крылатая – пересказать речь твою» (Еккл. 10:20).
Иные злопыхатели не удовлетворяются земными царями, а рвут и мечут против Бога. В их запредельной лексике сплошь и рядом звучат выпады против Бога и богоматери. В годы революции один лектор-атеист предложил своим слушателям публично погрозить Богу кулаками в знак протеста против Его бытия. Один из присутствующих этого не сделал.
– В чём дело? – поинтересовался безбожный профессор. – Вы что, боитесь Бога?
– Я не считаю такое поведение умным, – сказал тот мужичок. – Зачем грозить тому, кого нет и зря махать кулаками? И если, по-вашему, Бога нет, то так вести себя нелогично и глупо. Но если Он есть, то это вдвойне глупо. Поэтому, честно говоря, мне страшно...
Некоторым людям доставляет удовольствие так самоутверждаться. Они похожи на Моську из крыловской басни, о которой говорили, что она так сильна, поскольку лает на слона. Или на наглого зайца из другого – уже из михалковского сочинения, спасавшегося от преследования и угодившего в лисью нору. Сначала он порядком перетрухнул...
Но тут, придя в себя, увидел “детский сад”:
Лисицы дома нет – в норе одни лисята!..
“Опять не повезло! – вздохнул наглец Косой. –
А я-то шёл сюда расправиться с Лисой!..”

Таковы эти “реформаторы”. К сожалению, подобный революционный дух ропота и недовольства проникает в среду церкви и под эгидой якобы борьбы за истину и в народе Божьем тоже появляются такие “ругатели”.
Кто они? Прислушаемся к тому, что пишет апостол Иуда о таковых возмутителях.
“Это ропотники, ничем недовольные, поступающие по собственным своим похотям (нечестиво и беззаконно)” (Иуды, с. 16-19) . Другими словами, постоянно обвиняющие других людей, а своих ошибок не видящие. Один из толкователей Библии комментирует этот текст так: “Склонность роптать так, чтобы все слышали, греховная самовлюблённость, экстравагантность, эгоизм и льстивость – таковы признаки отступления, как в те времена, так и в наши дни”.
Читаем дальше: “Уста их произносят надутые слова. Слово “гиперонка” переводится как “раздутый”, т. е. напыщенный, преувеличенный. Как мыльный пузырь, который рано или поздно лопнет. Пожалуй, имея в виду подобное краснобайство, во 2Тим. 2:6-18, Апостол Павел увещевал Тимофея: “Непотребного пустословия удаляйся”. То же в 1Тим. 6,20: “...отвращаясь негодного пустословия”. Он указывал на сходство такого состояния с раковой опухолью при онкологическом заболевании. Такого рода опухоли надо удалять, а от лжеучителей вроде Именея и Филита держаться подальше во избежание заражения. Им, разумеется, присуще фанфаронство (от слова “фанфары”) – хвастовство и бахвальство вследствие фарисейской самовлюблённости. Но подобные проповедники представляют опасность для здорового организма Церкви. “...Они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели”, –увещевает апостол Иуда.
В чём же проявляется их наглость? Каковы её симптомы? По каким диагностическим критериям можно определить этот “духовный рак” последнего времени?
Прежде всего, в неуважении к старцам, в превозношении над ними, в злоречивом поношении начальства, вышестоящих братьев.
В книге пророка Исаии понятие “наглость” упомянуто именно в этом контексте: “...юноша будет нагло превозноситься над старцем и простолюдин над вельможею” (Ис. 3:5). Кстати, ещё в книге Второзаконие (28:50) шла речь об этом: “...народ наглый, который не уважает старца”.
Почтительное отношение к старикам, уважение к ним - залог долголетия и предпосылка для благословений. “Почитай лицо старца” (Лев.19:32) – было предписано в Ветхом Завете. “Старца не укоряй” (1Тим. 5:1) – напоминает апостол Павел в новозаветном послании. К сожалению, мы живём в такое время, когда практикуется попрание этих принципов.
Не реформаторский, а дерзкий дух возмущения проникает в души иных желторотых юнцов, возомнивших себя судьями и прокурорами Церкви. Они безапелляционно обвиняют ее служителей, беззастенчиво выносят им осуждающие приговоры, пытаются, как говориться, столкнуть лбами детей и отцов, младшее и старшее поколение. Внушают, что кое-кто устарел, настаивают на введении возрастных цензов, предлагают выдвигать молодёжь. Безусловно, всё на своём месте, и в Церкви возраст духовный предопределяется в первую очередь духовной зрелостью.
Но, во-первых, опасно идти путём Ровоама, иронизирующего над своим отцом Соломоном в том смысле, что его мизинец больше чресл последнего и поэтому отвергшего совет старейшин.
А, во-вторых, следует иметь в виду, что греческое слово “пресвитер” обозначает именно “старейшину”, причём не только по должности, но и по возрасту.
Апостол Иуда (с. 11) говорит о конце такой дерзости, доходящей до упрямства: “...в упорстве погибают, как Кореи”. Когда-то Корей и его сообщники – их, кстати, было много! –подняли мятеж против Моисея, выдвинули свои обвинения и погибли, как бунтовщики против Божьей власти. Впрочем, Давид это учёл и был очень деликатен по отношению к Саулу –помазаннику Божьему, к прискорбию, потерявшему своё достоинство. И за такое поведение Давид получил высокое звание.
А вот сын Давида – Авессалом – проигнорировал Божьи установления и нагло восстал против отца своего Давида. Льстиво обольщал он израильтян: дескать, отец стал консерватором, надо его заменить. “Я бы на его месте ваши вопросы решил по-другому, – заявлял он в своей мятежной программе. И чем закончил? Путч провалился, а сын, попытавшийся обесчестить отца, потерял даже собственную жизнь.
В наше время развелось много посягающих на административные посты и портфели в Церкви, но не умеющих служить людям. Они только ищут, к чему бы придраться, в чём бы обвинить авторитетных священнослужителей, как когда-то фарисеи искали повод к обвинению Христа. Ясное дело, что у всех, кто трудится на ниве Божьей, всегда есть недостатки в работе. Это только те, которые ничего не делают, не имеют недостатков. Но критиканы склонны гипертрофировать эти недостатки, раздувать из мухи слона, возводить их в степень пороков. Оцеживая комара, эти люди проглатывают верблюда. И вследствие собственной духовной слепоты, обусловленной гордостью и глупостью, не видят самого страшного своего порока – наглости. Да избавит Господь Свой народ от такой дерзости, которая была у лукавого и ленивого раба, закопавшего один-единственный талант.
Пытаясь оправдать свою лень и бездействие, этот злой раб избрал лучший способ защиты – нападение. Он попытался свалить вину с больной головы на здоровую. Сначала он нападал на служителей, критикуя их и обвиняя в неупотреблении его способностей – то ли в проповеди, то ли в пении, можно только предполагать, на что он претендовал. Однако не удовлетворился этим.
И когда бездельник предстал перед господином, в данном случае, Богом, то стал агрессивно обвинять и Его: “...я знал, что... жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал” (Мф. 25:24).
За такую наглость, достигшую высшего предела, этот лукавый и ленивый, и негодный раб, как известно, был брошен во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов. Таков трагический финал наглости, доходящей до святотатства.
Как же нам себя вести, сталкиваясь с наглыми людьми? “Таковых удаляйся” (2Тим. 3:5) – советует Апостол Павел, исходя из того, что “страх Господень истинная премудрость и удаление от зла – разум” (Иов. 28:28). Мудрость всегда побуждает дистанцироваться от источника зла и его носителей. Ну, а если это священники и проповедники Евангелия? “Что они велят вам – соблюдайте, но по делам их не поступайте”, – поучал Христос, имея в виду фарисеев. Эти церковные служители похожи на дорожные знаки – может быть, изогнутые, облезлые, с выцветшей краской, но они выполняют свою функцию –указывают направление и несут другую полезную информацию.
Да поможет нам Бог удаляться от этого зла и от всех, одержимых этим пороком!

Итак, представьте, полупустая маршрутка медленно плетётся по улицам города. На остановке заходит довольно симпатичная, на мой взгляд тридцатилетняя женщина. Подробно описывать её не буду, скажу кратко - всё при ней.
А следом за ней вскакивает мужчина приблизительно того же возраста с большой и судя по всему тяжелой сумкой. Маршрутка резко дёрнулась и по инерции этот мужчина подался вперёд к той самой женщине и наступил ей на ногу.
«Ну что же вы как слон в самом деле» - сказала она, «неужели нельзя поаккуратнее». Мужчина посмотрел на неё виноватыми глазами и извинился. Но она не унималась, «держаться надо было».
И тут этот мужчина произнёс слова, в которые постарался вложить максимум боли и скорби - «Женщина, но вы же видели что я не нарочно, тем более что я перед вами извинился, ну что мне ещё сделать чтобы вы успокоились?»
Лично я в тот момент ожидал от неё любого ответа, но даже мне, с моим врождённым цинизмом и солдатской грубостью, в голову не могло прийти на что способен женский ум.
Итак, готовы?
«Что, что, замуж меня возьмите».
Водитель от неожиданности остановил автобус, в салоне наступила гробовая тишина. Даже пятилетняя девочка, сидевшая за мной и всю дорогу что то бормотавшая, замолчала.
Так продолжалось наверное минуту или около того. (Хочу заметить, что на лице женщины в тот момент не было даже намёка на прикол).
И тут уже не выдержал я (ну как же без меня то), говорю:
- «Слышь, мужик, ты ответь что нибудь, посмотри, публика ждёт».
Он посмотрел на меня, потом на нас всех, перевёл взгляд на женщину и сказал:
- «Я на следующей выхожу, вы со мной?».
«Да» - твёрдым голосом ответила она.
«Браво» - крикнул я и вся маршрутка без какой либо команды начала аплодировать.
Они действительно вышли на следующей остановке и я услышал как подавая ему руку на выходе, она сказала: «Меня Людмила зовут». Дверь закрылась.

Иногда вам звонит по телефону друг или родственник и жалуется на окружающий мир и тех негодяев, которым хватает наглости делать что-то не так. «Представляешь, сидела два часа в очереди, чтобы попасть к терапевту, а какая-то тётка влезла просто так! Наглость – второе счастье». И вы понимаете, что ваш друг или родственник совершенно прав. Зная это, мы продолжаем осуждать такое поведение, а сами демонстрируем роль добропорядочного человека.

Такой человек тихо идёт по улице, стоит или сидит в очередях, вечно уступает другим, терпит нападки начальника и давно смирился с несправедливостью. У него нет врагов, ведь он старается делать все хорошо и ни с кем не вступать в конфликт. Его жизнь стабильна и спокойна, но чего-то не хватает. Может быть, банального счастья?

Успех и острый вкус к жизни не приходят к человеку, который слился с толпой в единую массу. И это логично. Что он может дать миру и обществу нового? Он всего лишь не нарушает те правила, которые сложились за долгие годы.

Чем, вероятнее всего, заинтересуется общество? Как Иван Петров встаёт в семь утра, едет на работу и восемь часов усердно выполняет данные ему поручения? Нет. Обществу нужны сплетни, интриги, новости о социальных или личностных конфликтах, открытиях в науке, технике, моде, индустрии развлечений и т. д. Люди хотят получить то, чего им больше всего не хватает самим. Дерзости. Страстной любви. Новых открытий.

Но нельзя получить яркую, насыщенную жизнь, тихо сидя перед экраном телевизора. Необходимо огромное количество энергии, которая поможет выйти за рамки общепринятого поведения. Взгляните на успешных людей. Среди них практически не встречаются тихони, зато есть наглые, дерзкие и смелые. Многие из них в прошлом носили титул ненормального, присвоенный родственниками и друзьями.

Но этого недостаточно, чтобы утверждать, что наглость – второе счастье. Причина кроется в мышлении тех людей, которые поступают нагло.

Наглость – это форма смелости. Почему вы не лезете без очереди к терапевту? Потому что вам жалко тех людей, которые сидят рядом с вами? Скорее всего, вы боитесь нападок со стороны людей в поликлинике, которые сочтут вас идиотом. Или боитесь нарушить правила, выработанные годами. Наглый человек не боится идти против правил. Неважно, хороший он или плохой, но его поступок отличается смелостью. А успех приходит к смелой личности, а не к человеку, погруженному в страхи и сомнения.

Вот и получается, что вы испытываете психологический дискомфорт даже от мысли о нарушении правил. А наглецу легко в своём мире.

Наглец готов идти на конфликт. В жизни мы часто сталкиваемся с конфликтными ситуациями. Тактика, которую использует большинство людей – это уход от конфликта. Но не всегда есть возможность его избежать, и возникает трудный выбор. Стать победителем или пойти на уступки? Тот, кто всегда убегал от конфликта, будет вынужден вечно уступать другим. В психологии множество тактик поведения в различных жизненных ситуациях основаны на том, что нельзя демонстрировать свою слабость и страх оппоненту. Если человек показал слабость, давление на него со стороны лишь усилится.

Получается следующая ситуация. Вы просто добрый человек, который хочет производить на других хорошее или нормальное впечатление, а не иметь врагов. Но если ваша жизнь подчинена тому, чтобы всем нравиться, вам никогда не обрести силу, которая поможет достичь настоящего успеха. Если вас ущемляют в правах – отстаивайте их. Если оскорбляют – умейте дать сдачи. Если просят выполнить что-то неприятное – отказывайтесь. Но никогда не позволяйте никому вас эксплуатировать или обижать. Конечно, вам не стоит самому искать неприятности на свою голову, цепляясь к остальным. Но от врагов и недоброжелателей никто не застрахован. Если таковые появляются, не терпите их. От терпения они не растворятся. Покажите им, что можете за себя постоять.

Вам может показаться, что у наглецов слишком много врагов. Но так бывает редко. На самом деле, таких людей многие просто избегают.

Итак, наглый человек легко справляется со страхами, врагами, недоброжелателями, не испытывает гнетущее чувство вины за своё поведение и легко выходит за рамки правил. Поэтому он имеет больше шансов почувствовать себя счастливым по сравнению с хорошим гражданином. Но вам необязательно становиться таким же. Наглость – это лишь форма смелости, имеющая деструктивную направленность. Лучше быть смелым.