Когда появилась поговорка наглость второе счастье. Как узнать, что ты наглый

admin

Раньше согласно моральным нормам было принято быть скромным. Это качество в детях воспитывали советские фильмы. Но время не стоит на месте, нравы изменились. Оставаться несгибаемым, твердым, отстаивать собственную точку зрения – это одно. А проявлять наглость – другое. И хотя все мы понимаем, что это за качество, дать ему четкое определение нелегко.

Мы часто слышим о счастье, но не реже слышим, что счастьем под номером 2 выступает наглость. Как бы там ни было, но данное понятие обладает множеством определений, а чересчур , наглые личности на самом деле добиваются в жизни успеха. В чем заключается секрет?

Что такое наглость

Нередко люди сталкиваются с ситуациями, когда другие нарушают моральные нормы и правила поведения, стараясь получить выгоду. Они проходят без очереди, когда остальные стояли несколько часов, отбирают блага у человека на правах силы. Вот и выходит, что наглые личности решают проблемы более легким путем.

В первую очередь, требуется понять, что подразумевается под данным термином. Наглыми считают людей, которые идут вперед, невзирая ни на что. Они не церемонятся с остальными и проявляют активность. Признаки наглой личности таковы:

игнорирование устоев, норм, мнения социума, если это преграда к цели;
наглая личность запросто берет то, что не принадлежит ей;
наглые личности считают собственные интересы выше остальных. Они не идут на уступки, не ждут никого, не церемонятся с детьми и не уважают возраст. Им требуется что-то получить – они это получают;
даже если другие возмущаются, человек не изменяет поведение: он молчит или грубит, но действия остаются прежними;
у человека нет стыда. Ему неважно, что другие подумают;
наглые личности предъявляют необоснованные требования, проявляют ;
наглецы влезают в дела других, навязывают свое мнение;
они дерзки, пытаются грубостью отбить все преграды.

Понятие «наглость» воспринимается всеми индивидуально. Для кого-то это позитивная черта, для других – наоборот, а третьи являются наглецами. Одни люди желают стать наглыми, чтобы выжить. Но кто-то не разбирается в значении слова, считая это синонимом нахальства и хамства. Наглость хороша в меру, при этом в малую. Наглыми не рождаются, такими становятся.

У наглого поведения есть преимущества, но для тех, кто так действует. Это и не странно, ведь все, что делает наглец – это для собственной выгоды. Преимущество лежит в том, что эти люди идут на все для воплощения целей. Но минус не в том, что у этих людей есть цель, а в пути ее достижения. Разница в том, что наглецы идут вперед, в отличие от «обычных» людей.

Храбрость и наглость обладают различными значениями, но дополняют друг друга. благороден, а наглый – плохо воспитан. Но без этой черты характера наглость существовать не способна.

С одной стороны, подобные действия можно считать правильными. Ведь если топтаться на одной точке, то достичь успеха сложно. А наглое поведение становится положительным качеством личности в этом ключе. С другой стороны, чтобы оставаться наглым придется не только плыть против течения, а «идти по трупам». Так наглость на самом деле выступает в роли второго счастья, поскольку осуждается теми, кто остался сзади.

Наглость не порок?

У вас, наверняка, случалось, когда кто-то прошел без очереди, мысленно добавить к фразе «наглость – второе счастье» вопросительный знак? Или все верят, что это в реальности так, но из-за определенных обстоятельств такое «счастье» остается неприличным и недостижимым для нас?

Разберемся, так ли негативно наглое поведение, как об этом думает большинство. И где проходит граница, когда о смелости действий говорят как о наглости. Сначала подумайте о вашем собственном отношении к наглому поведению: является ли для вас это вторым счастьем, отрицательной чертой или полезным качеством? Кто-то считает его пороком, но другие думают над тем, как развивать его в себе.

Наглость не является пороком? Или все-таки отрицательная черта? Многие из нас были наглее в раннем возрасте, пока в нас не воспитали чувство вины. Малышам дерзкое поведение прощается, оно понимается в качестве непосредственности. Но затем она проявляется в бесцеремонном поведении, хамстве, а рамки становятся узкими. В дальнейшей жизни рамки наглого поведения каждый ставит себе сам. Но, какими широкими они окажутся, зависит от воспитания.

Что значит термин «наглость»? Это , уверенность в том, что вы достойны лучшего. В подобном контексте звучит все не слишком негативно. Ведь нет ничего плохого в желании получить максимум. Не зря считается, что наглость способна взять города. Не будь в мире дерзких личностей, неизвестно, какой бы была мировая история.

Иная ситуация, если человек не видит границ, нет предела наглым поступкам. Если имеется в виду утрата уважения к остальным, то наглость становится бесцеремонностью. И тогда важно знать, как вести борьбу с таким поведением.

Как противостоять наглости

Чаще тот, чьи действия расцениваются в качестве беспардонных, даже не знает, что он совершает что-то непозволительное для других. Выходит, что не он возвысил себя, а мы ставим себя ниже. Пик наглости относительное понятие. Но бывает, что мы встречаемся с явным хамством, но не понимаем, как противостоять наглости:

сначала попробуйте понять, на самом ли деле в действиях человека есть неуважение к другим. Если наглое поведение – это результат неуважения, не бойтесь . В особенности, если после случившегося вы долго придумываете возможные ответы;
нередко хамство напускное. Она возникает из-за . Если заметить такую ноту в действиях личности, то вы сможете проще воспринять желание прикрыть слабые точки наглостью и хамством;
пытайтесь избегать хамоватых людей, или сводить с ними взаимодействие к минимуму.

И если вам встречается наглость постоянно, то подумайте, что не в порядке с вашим . Скорее всего, вы находитесь в позиции жертвы, а все запросто садятся к вам на шею. Хамы чувствуют уязвимых людей.

Как развить наглость

В виде примера стоит привести оратора из Древнего Рима Цицерона. Он в детстве , часто болел, страдал заиканием. Но к 30 годам смог стать таким, что его слушал не только народ, но и политики Рима. На основе этого делается вывод, что наглость в виде пробивной черты личности развивается в каждом человеке. Если вы задумываетесь над тем, как развить в себе наглость, то обращайте внимание на такие вещи:

припомните ситуации, где вам не хватило наглости сказать о своем мнении в лицо другому человеку, а это стало причиной упущения выгоды. Примеры просты: очередь к врачу, где вас отодвигают самоуверенные люди, защита диплома в университете, где вам не хватило сил доказать правоту комиссии. Попробуйте представить, что сделать в такой ситуации, чтобы получить выгоду и остаться в глазах окружающих достойным человеком;
развивайте речь, работайте над ней. Без знания риторики не выйдет отстоять собственную точку зрения. Больше всего это влияние заметно в работе адвокатов. Выиграет не тот, у кого больше знаний законов, а тот, кто хорошо излагает мысли и позицию, способен переманивать людей и склонять к своей точке зрения. То же самое в политике. Продвигать законопроекты могут те депутаты, которые способны доказать их важность другим;

развивайте . Самоуверенность, невзирая на мнение общества, является позитивным качеством личности. Меньше сомнений в себе и собственных силах, когда человек не верит в себя, то никто не поверит. Каждый день идите к зеркалу и сообщайте себе, что все получится, ведь вы всегда правы, знаете, как нужно действовать;
меньше бойтесь, больше действуйте. Не нужно бояться говорить и рисковать. Ошибки делают все, но те, кто сделал больше, достигают победы чаще. В первую очередь, важен опыт. Если человек один раз оступился, то второй раз не совершит то же самое. Кроме того, риск дает минимальные шансы победы. Бездействие – только проигрыш. Делайте все через «не могу». Только таким путем можно достичь успеха;
станьте тем, кем хочется, а не тем, кто вы есть. Все люди имеют кумиров, примеры для подражания. Они думают, что им тоже хочется стать такими же популярными, талантливыми, уверенными. Но дни идут, а ничего не меняется. Не стоит тратить попусту драгоценные минуты. Желаете бросить курить – делайте это, желаете стать успешным человеком – выглядите так. и успешный бизнесмен не способны провести день в безделье. Они потратят время с пользой и выгодой. Станьте улучшенной версией себя. А если человек верит в собственные силы, то эта вера передается остальным.

Из этого следует вывод, что наглость не впустую зовется «вторым счастьем». Обладатель этой черты характера обычно счастлив вне зависимости от мнения других. А остальное является вытекающим из этого фактором. Оставайтесь сильными, верьте в себя, чаще говорите, что способны сделать что-либо. Только так закаляется характер и дух, только этим путем вы придете к успеху в делах и начинаниях. Это дорога успешной личности. Задайте себе вопрос, готовы ли вы идти по ней, станете ли дальше продолжать убивать собственную судьбу «культурной» скромностью?

29 марта 2014, 16:44

Люди постоянно ищут способ достичь желаемого быстро и без усилий. В такой мотивации наглость выходит на первый план.

Почему вдруг ее стали именовать вторым счастьем, и что в таком случае – первое? Что в жизни полезнее – быть наглым или безропотным, напористым или застенчивым? Найдем ответы вместе.

Сначала разберемся, кого мы сами считаем наглыми (и вряд ли за это их любим и уважаем).

Вот тетушка в поликлинике ломится без очереди под модным девизом «Мне только спросить». А вот ее напарница расталкивает всех возле кассы с визгом «У меня только хлеб» (а позади бежит внучок с полной тележкой). Наглые? Само собой.

С одной стороны, преимущества наглеца неоспоримы: две минуты позора – и он на улице, а вы все еще стоите в очереди и недовольно потеете. При крепкой нервной системе и высокой самооценке можно даже не особо страдать от возмущения публики.

С другой стороны, нарушать правила социума и идти против приличий – моветон. Если мысль о том, что Там воздастся по заслугам, вас не пугает, то стоит вспомнить, что по заслугам могут воздать и Тут. Сразу, обидно, больно и без заминок.

Хотя в большинстве своем общество неагрессивное и размахивая зонтиком обнаглевших старушек не догоняет.

Плюсы наглости поняты и ежику: все, чего можно добиться с применением этой непривлекательной черты, приносит пользу исключительно своему хозяину.

Желание двигаться не по правилам и обойти всю систему присуще тем, кто привык получать все и сразу.

Наглость в высшей мере инфантильна и эгоистична, поэтому другим ничего хорошего не приносит.

Не будь наглецом, будь храбрецом

Для многих желание быть наглым – феномен из разряда «и хочется, и колется». Еще неизвестно, как ваш бунт против системы воспримут окружающие. Не уволят ли с работы слишком осмелевшего птенца?

В конце концов, мы все воспитаны в духе «так себя вести нехорошо и даже неприлично». А советское детство накрепко внушило нам, что скромность – лучшая добродетель.

Наглость – она либо есть, либо нет, и не стоит навязывать себе чуждое качество характера .

Хотя определенно эта черта присуща людям не по факту рождения, а воспитывается в ходе персональной эволюции и контактов с недобрым и скучным социумом.

Возрождение в себе отпетого наглеца – задача не из простых, и результат может не понравиться.

Когда говорят о полезной наглости, часто имеют в виду ее качественно похожих коллег – уверенность (обычно с приставкой «само») и смелость.

На некоторые поступки отважится не всякий, и довольно трудно в финале понять, что за черта им руководила. То ли наконец осмелился, то ли в конец обнаглел.

Как узнать, что ты наглый

Наглость – это быстрый и легкий путь к большой выгоде. Ах, как манит перспектива решить все проблемы самой короткой и безболезненной тропинкой.

К сожалению, при всех очевидных бонусах, приходится признавать: чрезмерная, необоснованная наглость нарушает чужие права и свободы. А это в демократическом обществе порицается.

Как распознать наглеца:

1. Он игнорирует правила, по которым взаимодействует социум. Он демонстративно перешагивает любые преграды, установленные обществом, ради достижения собственной цели.

2. С малых лет беззастенчиво забирает чужое. Если в пять лет он отбирает лопатку, то в 25 может запросто увести чужой проект или клиента.

3. Не меняет линию поведения, даже если она вслух порицается обществом. Но обращает внимание на мнения соратников.

4.Ставит свои интересы выше общественных, эгоистичен до краев, когда борется за свои желания.

5. Многим из них свойственны неделикатность, настойчивость, дерзость, бесцеремонность, грубость, хамоватость, но не всем. Есть и молчуны, после которых случаются потопы вселенского размаха. Поэтому наглость – это далеко не синоним нахальства.

Нередко поведение наглецов объясняют плохим воспитанием, невнимательностью родителей.

На самом деле, у подобного индивида может быть превосходное образование и даже адекватный, приятный характер.

Беда – в его мотивации и в том, какими способами он достигает своих целей . Часто он идет напролом и по головам, оставляя после себя разрушения и обиды.

Когда наглость оправдана

В скромных, гомеопатических дозах наглые действия очень полезны.

Представьте себе ситуацию: вы уже третий день не можете попасть в кабинет к начальнику, чтобы потребовать материальной компенсации, а он вас игнорирует.

Секретарша красит ногти и томно выдыхает: «Он сегодня занят».

Но вы, при всей своей застенчивости, продолжаете отстаивать свои интересы и на третьи сутки нагло вламываетесь в кабинет, пройдя мимо всех ожидающих.

Прерывая совещание, вы объясняете ситуацию и требуете сатисфакции, мысленно себе аплодируя.

Наглость не порок лишь тогда, когда она помогает вам двигаться вперед, мотивирует вас на поиск лучшей жизни.

«Я этого достоин» – говорит себе самоуверенный индивид, и идет к мечте. Глупо отрицать полезные свойства умеренной наглости и дерзости.

Но, постоянно пренебрегая чужими правами, вы демонстрируете неуважение к общественным устоям. Это может обернуться проблемой для комфортного и радостного бытия.

Недаром один умный человек сказал: «Наглость – второе счастье только для тех, кто лишен первого».

Иногда вам звонит по телефону друг или родственник и жалуется на окружающий мир и тех негодяев, которым хватает наглости делать что-то не так. «Представляешь, сидела два часа в очереди, чтобы попасть к терапевту, а какая-то тётка влезла просто так! Наглость – второе счастье». И вы понимаете, что ваш друг или родственник совершенно прав. Зная это, мы продолжаем осуждать такое поведение, а сами демонстрируем роль добропорядочного человека.

Такой человек тихо идёт по улице, стоит или сидит в очередях, вечно уступает другим, терпит нападки начальника и давно смирился с несправедливостью. У него нет врагов, ведь он старается делать все хорошо и ни с кем не вступать в конфликт. Его жизнь стабильна и спокойна, но чего-то не хватает. Может быть, банального счастья?

Успех и острый вкус к жизни не приходят к человеку, который слился с толпой в единую массу. И это логично. Что он может дать миру и обществу нового? Он всего лишь не нарушает те правила, которые сложились за долгие годы.

Чем, вероятнее всего, заинтересуется общество? Как Иван Петров встаёт в семь утра, едет на работу и восемь часов усердно выполняет данные ему поручения? Нет. Обществу нужны сплетни, интриги, новости о социальных или личностных конфликтах, открытиях в науке, технике, моде, индустрии развлечений и т. д. Люди хотят получить то, чего им больше всего не хватает самим. Дерзости. Страстной любви. Новых открытий.

Но нельзя получить яркую, насыщенную жизнь, тихо сидя перед экраном телевизора. Необходимо огромное количество энергии, которая поможет выйти за рамки общепринятого поведения. Взгляните на успешных людей. Среди них практически не встречаются тихони, зато есть наглые, дерзкие и смелые. Многие из них в прошлом носили титул ненормального, присвоенный родственниками и друзьями.

Но этого недостаточно, чтобы утверждать, что наглость – второе счастье. Причина кроется в мышлении тех людей, которые поступают нагло.

Наглость – это форма смелости. Почему вы не лезете без очереди к терапевту? Потому что вам жалко тех людей, которые сидят рядом с вами? Скорее всего, вы боитесь нападок со стороны людей в поликлинике, которые сочтут вас идиотом. Или боитесь нарушить правила, выработанные годами. Наглый человек не боится идти против правил. Неважно, хороший он или плохой, но его поступок отличается смелостью. А успех приходит к смелой личности, а не к человеку, погруженному в страхи и сомнения.

Вот и получается, что вы испытываете психологический дискомфорт даже от мысли о нарушении правил. А наглецу легко в своём мире.

Наглец готов идти на конфликт. В жизни мы часто сталкиваемся с конфликтными ситуациями. Тактика, которую использует большинство людей – это уход от конфликта. Но не всегда есть возможность его избежать, и возникает трудный выбор. Стать победителем или пойти на уступки? Тот, кто всегда убегал от конфликта, будет вынужден вечно уступать другим. В психологии множество тактик поведения в различных жизненных ситуациях основаны на том, что нельзя демонстрировать свою слабость и страх оппоненту. Если человек показал слабость, давление на него со стороны лишь усилится.

Получается следующая ситуация. Вы просто добрый человек, который хочет производить на других хорошее или нормальное впечатление, а не иметь врагов. Но если ваша жизнь подчинена тому, чтобы всем нравиться, вам никогда не обрести силу, которая поможет достичь настоящего успеха. Если вас ущемляют в правах – отстаивайте их. Если оскорбляют – умейте дать сдачи. Если просят выполнить что-то неприятное – отказывайтесь. Но никогда не позволяйте никому вас эксплуатировать или обижать. Конечно, вам не стоит самому искать неприятности на свою голову, цепляясь к остальным. Но от врагов и недоброжелателей никто не застрахован. Если таковые появляются, не терпите их. От терпения они не растворятся. Покажите им, что можете за себя постоять.

Вам может показаться, что у наглецов слишком много врагов. Но так бывает редко. На самом деле, таких людей многие просто избегают.

Итак, наглый человек легко справляется со страхами, врагами, недоброжелателями, не испытывает гнетущее чувство вины за своё поведение и легко выходит за рамки правил. Поэтому он имеет больше шансов почувствовать себя счастливым по сравнению с хорошим гражданином. Но вам необязательно становиться таким же. Наглость – это лишь форма смелости, имеющая деструктивную направленность. Лучше быть смелым.

Когда-то было правильным оставаться скромным - многие помнят советские фильмы, воспитывавшие в детях скромность, послушание. Но конечно же, ничто не стоит на месте. Меняются времена, меняются нравы. Отстаивать свое мнение, быть несгибаемым в своих правилах - это одно. Но быть наглым - совсем другое. И хотя каждый имеет четкое представление, что такое наглость, дать определение этому понятию все-таки непросто.

Мы все сталкивались, и не раз, когда люди нарушают установленные нормы поведения, стремясь получить нечто для своей пользы. Например, проходят вне очереди, когда другие отстояли в ней приличное время, отбирают у других определенные блага на правах более сильного. Вот и получается: наглость решает проблемы, позволяет более простым путем получить желаемое.

Признаки наглости:

  • Пренебрежение общественным мнением, установленными нормами, если это мешает .
  • Наглец может взять то, что ему не принадлежит, без тени смущения.
  • Наглый человек считает свои интересы более важными ваших, он не будет ждать, уступать дамам место, сюсюкаться с детьми или отдавать дань возрасту. Ему нужно получить - значит он получит, не смотря на то, что пострадают интересы окружающих.
  • Даже если кто-то начнет возмущаться, он не изменит свою тактику: промолчит или начнет грубо отвечать. Но от своих действий не откажется.
  • Отсутствие стыда. Ему совершенно все равно, что вы будете думать.
  • Предъявление необоснованных требований, излишняя настойчивость. Еще говорят "берет нахрапом".
  • Наглец вмешивается в чужие дела, и даже может навязывать свою точку зрения.
  • Дерзость, попытки грубостью отбить желание ему помешать.

Выходит, наглость - второе счастье?

Вот глядя на таких "смельчаков", многим тоже хочется быть "побойчее": так легче, быстрее, с меньшими потерями достигаются некоторые цели. Но стоит ли

“Ибо люди будут... наглы” (2 Тим. 3:3-4).

Во 2-м послании к Тимофею (3,3-4) Апостол Павел заметил, что “в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут... злоречивы... клеветники... предатели, наглы, напыщенны...” Часто с церковных кафедр говорят о гордости, но почему-то никогда не упоминают о наглости. Компенсировать этот пробел и затронуть эту актуальную проблему я попытаюсь в настоящем эссе.
Обратим внимание на слово “наглы”. В греческом подлиннике оно звучит так: «пропетеис», то есть склонные к дерзости. Что же такое наглость? По определениям в словарях, это дерзость, бесстыдство, нахальство, иначе говоря, тенденция при людях дерзко и без стыда говорить и делать то, что не положено в соответствии с моральными нормами. Кстати, древнерусский корень праславянского «нагл» означает внезапный, быстрый, скорый, иначе говоря, напористый, требующий быстрого исполнения желаний, не считающийся ни с чем», крайне нахальный человек. Противоположность наглеца – человек скромный, обходительный, вежливый и терпеливый.
Аристотель называл наглость самоутверждением за чужой счёт. Жан Лабрюйер считал её свойством характера, врождённым пороком, заключающемся в непринуждённом и естественном бесстыдстве.
Люций Сенека утверждал, что наглость – ложный призрак величия. Виктор Кротов, современный философ, определяет её как неопрятность души, возведённую в норму поведения. Кто-то смотрит на наглость, как на трусливую дерзость, рассчитывающую на безнаказанность, кто-то видит в ней пародию на смелость. И все правы по-своему. По своей сути наглость представляет собой негативное качество характера, совершенно противоположное скромности, не дерзновение, а именно дерзость, не смелость, которая города берёт, а бесстыдный плагиат смелости. Наглость ведет себя вызывающе, вызывая из пещерной глубины подсознания протестные устремления.
Когда Валтасар пьянствуя, восхвалял себя и идолов, ему покровительствующих, это было глупо. Но когда он обнаглел настолько, что приказал принести священные трофейные сосуды из иерусалимского храма и осквернил их, то такая дерзость переполнила чашу терпения Божьего, и перст божественной руки написал на стене текст смертного приговора: “Ты взвешен и найден очень лёгким”. Таким образом, оказалась, что гири на весах, которыми халдейский лидер измерял свою личность, оказались неверными. А неверные весы, как известно, мерзость перед Господом. И хотя Валтасар был о себе высокого мнения, Царь царей о нём думал иначе, и в ту ночь пресёк эту пустую и бесплодную жизнь. Кстати, его отец Навуходоносор был не столь глупым, но когда чересчур зарвался в самомнении и зазнался, Бог лишил его ума, и он вместо бреда величия заполучил манию самоуничижения и ел траву, как вол. Когда Навуходоносор одумался и осознал своё ничтожество, Господь вернул ему прежнее достоинство.
Не от большого ума дерзил Богу египетский фараон, нагло заявивший: “Кто такой Господь, чтобы я слушался Его?” Его твердолобое упрямство, игнорирующее все десять казней в виде стихийных бедствий, закончилось трагически: наглый египетский владыка был потоплен в Красном море. И с ним потонула его бравада.
Не блистал интеллектом и филистимский атлет-культурист Голиаф, очевидно, исповедующий принцип: сила есть – ума не надо. Хулитель Бога вряд ли предполагал, что скромный камешек, выпущенный из пращи, превратить его мускулистое тело в груду хлама и гордость вперемешку с дерзостью рассеется в пыль. А как он смеялся над Давидом, кстати, и не таких львов сокрушавшим! Но смеётся тот, кто смеётся последним. Однако глупцы всегда наглецы.
Среди некоторой части человечества с незапамятных времён утвердилось мнение, что нахальство – второе счастье, поэтому наглые люди, как правило, демонстрируют свою бесстыдную дерзость во всех сферах бытия.
Во 2-м послании Петра (3:3) читаем: “...в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям”.
Не просто “ругатели”, а с эпитетом “наглые”, и с некоторым уточнением: “Поступающие в соответствии со своими порочными желаниями, т. е. топчущие других, присваивающие чужое, поскольку это им хочется. Каким словом обозначить поведение пассажира троллейбуса, который, воспользовавшись отсутствием водителя, усаживается за баранку и уводит транспортное средство? Наглость...
Есть такая психологическая картинка. Один профессор психологии в своей лекции повёл речь о нескольких степенях наглости. Допустим, кто-то по телефону спрашивает: “Позовите, пожалуйста, Васю”. Ему любезно разъясняют, что он ошибся номером, и Вася здесь не проживает. Однако неугомонный собеседник несколько минут спустя вновь набирает тот же номер и навязчиво интересуется: “А Вася ещё не пришёл?” Реакция в этом случае, сами понимаете, будет более бурной. Это – точка кипения.
– А я знаю и более высокую степень наглости, – заметил один из студентов, – надо позвонить туда ещё раз и сказать: “Я – Вася. Мне никто не звонил?”
В послании Апостола Иуды детализируются портреты подобных наглецов: “Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти” (с. 8). Вот куда, оказывается, замахивается наглость! На высокие власти!
Власти – светские и духовные, наглецам всё равно. Им доставляет удовольствие и удовлетворение – самоутверждаться за счёт хулы мэра, губернатора, президента! Им нравится охаивать правительство. Что им рекомендации Священного Писания? «Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенесть слово твоё, и крылатая – пересказать речь твою» (Еккл. 10:20).
Иные злопыхатели не удовлетворяются земными царями, а рвут и мечут против Бога. В их запредельной лексике сплошь и рядом звучат выпады против Бога и богоматери. В годы революции один лектор-атеист предложил своим слушателям публично погрозить Богу кулаками в знак протеста против Его бытия. Один из присутствующих этого не сделал.
– В чём дело? – поинтересовался безбожный профессор. – Вы что, боитесь Бога?
– Я не считаю такое поведение умным, – сказал тот мужичок. – Зачем грозить тому, кого нет и зря махать кулаками? И если, по-вашему, Бога нет, то так вести себя нелогично и глупо. Но если Он есть, то это вдвойне глупо. Поэтому, честно говоря, мне страшно...
Некоторым людям доставляет удовольствие так самоутверждаться. Они похожи на Моську из крыловской басни, о которой говорили, что она так сильна, поскольку лает на слона. Или на наглого зайца из другого – уже из михалковского сочинения, спасавшегося от преследования и угодившего в лисью нору. Сначала он порядком перетрухнул...
Но тут, придя в себя, увидел “детский сад”:
Лисицы дома нет – в норе одни лисята!..
“Опять не повезло! – вздохнул наглец Косой. –
А я-то шёл сюда расправиться с Лисой!..”

Таковы эти “реформаторы”. К сожалению, подобный революционный дух ропота и недовольства проникает в среду церкви и под эгидой якобы борьбы за истину и в народе Божьем тоже появляются такие “ругатели”.
Кто они? Прислушаемся к тому, что пишет апостол Иуда о таковых возмутителях.
“Это ропотники, ничем недовольные, поступающие по собственным своим похотям (нечестиво и беззаконно)” (Иуды, с. 16-19) . Другими словами, постоянно обвиняющие других людей, а своих ошибок не видящие. Один из толкователей Библии комментирует этот текст так: “Склонность роптать так, чтобы все слышали, греховная самовлюблённость, экстравагантность, эгоизм и льстивость – таковы признаки отступления, как в те времена, так и в наши дни”.
Читаем дальше: “Уста их произносят надутые слова. Слово “гиперонка” переводится как “раздутый”, т. е. напыщенный, преувеличенный. Как мыльный пузырь, который рано или поздно лопнет. Пожалуй, имея в виду подобное краснобайство, во 2Тим. 2:6-18, Апостол Павел увещевал Тимофея: “Непотребного пустословия удаляйся”. То же в 1Тим. 6,20: “...отвращаясь негодного пустословия”. Он указывал на сходство такого состояния с раковой опухолью при онкологическом заболевании. Такого рода опухоли надо удалять, а от лжеучителей вроде Именея и Филита держаться подальше во избежание заражения. Им, разумеется, присуще фанфаронство (от слова “фанфары”) – хвастовство и бахвальство вследствие фарисейской самовлюблённости. Но подобные проповедники представляют опасность для здорового организма Церкви. “...Они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели”, –увещевает апостол Иуда.
В чём же проявляется их наглость? Каковы её симптомы? По каким диагностическим критериям можно определить этот “духовный рак” последнего времени?
Прежде всего, в неуважении к старцам, в превозношении над ними, в злоречивом поношении начальства, вышестоящих братьев.
В книге пророка Исаии понятие “наглость” упомянуто именно в этом контексте: “...юноша будет нагло превозноситься над старцем и простолюдин над вельможею” (Ис. 3:5). Кстати, ещё в книге Второзаконие (28:50) шла речь об этом: “...народ наглый, который не уважает старца”.
Почтительное отношение к старикам, уважение к ним - залог долголетия и предпосылка для благословений. “Почитай лицо старца” (Лев.19:32) – было предписано в Ветхом Завете. “Старца не укоряй” (1Тим. 5:1) – напоминает апостол Павел в новозаветном послании. К сожалению, мы живём в такое время, когда практикуется попрание этих принципов.
Не реформаторский, а дерзкий дух возмущения проникает в души иных желторотых юнцов, возомнивших себя судьями и прокурорами Церкви. Они безапелляционно обвиняют ее служителей, беззастенчиво выносят им осуждающие приговоры, пытаются, как говориться, столкнуть лбами детей и отцов, младшее и старшее поколение. Внушают, что кое-кто устарел, настаивают на введении возрастных цензов, предлагают выдвигать молодёжь. Безусловно, всё на своём месте, и в Церкви возраст духовный предопределяется в первую очередь духовной зрелостью.
Но, во-первых, опасно идти путём Ровоама, иронизирующего над своим отцом Соломоном в том смысле, что его мизинец больше чресл последнего и поэтому отвергшего совет старейшин.
А, во-вторых, следует иметь в виду, что греческое слово “пресвитер” обозначает именно “старейшину”, причём не только по должности, но и по возрасту.
Апостол Иуда (с. 11) говорит о конце такой дерзости, доходящей до упрямства: “...в упорстве погибают, как Кореи”. Когда-то Корей и его сообщники – их, кстати, было много! –подняли мятеж против Моисея, выдвинули свои обвинения и погибли, как бунтовщики против Божьей власти. Впрочем, Давид это учёл и был очень деликатен по отношению к Саулу –помазаннику Божьему, к прискорбию, потерявшему своё достоинство. И за такое поведение Давид получил высокое звание.
А вот сын Давида – Авессалом – проигнорировал Божьи установления и нагло восстал против отца своего Давида. Льстиво обольщал он израильтян: дескать, отец стал консерватором, надо его заменить. “Я бы на его месте ваши вопросы решил по-другому, – заявлял он в своей мятежной программе. И чем закончил? Путч провалился, а сын, попытавшийся обесчестить отца, потерял даже собственную жизнь.
В наше время развелось много посягающих на административные посты и портфели в Церкви, но не умеющих служить людям. Они только ищут, к чему бы придраться, в чём бы обвинить авторитетных священнослужителей, как когда-то фарисеи искали повод к обвинению Христа. Ясное дело, что у всех, кто трудится на ниве Божьей, всегда есть недостатки в работе. Это только те, которые ничего не делают, не имеют недостатков. Но критиканы склонны гипертрофировать эти недостатки, раздувать из мухи слона, возводить их в степень пороков. Оцеживая комара, эти люди проглатывают верблюда. И вследствие собственной духовной слепоты, обусловленной гордостью и глупостью, не видят самого страшного своего порока – наглости. Да избавит Господь Свой народ от такой дерзости, которая была у лукавого и ленивого раба, закопавшего один-единственный талант.
Пытаясь оправдать свою лень и бездействие, этот злой раб избрал лучший способ защиты – нападение. Он попытался свалить вину с больной головы на здоровую. Сначала он нападал на служителей, критикуя их и обвиняя в неупотреблении его способностей – то ли в проповеди, то ли в пении, можно только предполагать, на что он претендовал. Однако не удовлетворился этим.
И когда бездельник предстал перед господином, в данном случае, Богом, то стал агрессивно обвинять и Его: “...я знал, что... жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал” (Мф. 25:24).
За такую наглость, достигшую высшего предела, этот лукавый и ленивый, и негодный раб, как известно, был брошен во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов. Таков трагический финал наглости, доходящей до святотатства.
Как же нам себя вести, сталкиваясь с наглыми людьми? “Таковых удаляйся” (2Тим. 3:5) – советует Апостол Павел, исходя из того, что “страх Господень истинная премудрость и удаление от зла – разум” (Иов. 28:28). Мудрость всегда побуждает дистанцироваться от источника зла и его носителей. Ну, а если это священники и проповедники Евангелия? “Что они велят вам – соблюдайте, но по делам их не поступайте”, – поучал Христос, имея в виду фарисеев. Эти церковные служители похожи на дорожные знаки – может быть, изогнутые, облезлые, с выцветшей краской, но они выполняют свою функцию –указывают направление и несут другую полезную информацию.
Да поможет нам Бог удаляться от этого зла и от всех, одержимых этим пороком!