Как научится читать азан красиво. Азан и Икамат (детальный разбор)

Азан читается сразу после наступления времени намаза. Азан — это призыв мусульман к чтению обязательной молитвы. Азан является оглашением времени молитвы. Человек, который дает азан, называется муадзином. Желательно, чтобы у муадзина был прекрасный голос. Единобожники читают в сутки, соответственно перед каждой молитвой звучит азан. Икамат (камат) — это приглашение мусульман к обязательной коллективной молитве. Азан — это сунна-му’аккада, близкая по силе и важности к ваджибу.

  • Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляяха илляллах (2 раза)
    (Я свидетельствую, что нет объекта достойного для поклонения, кроме Единого Бога)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюлЛах (два раза)
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха)
  • Хайя ‘аля ссоляя (два раза)
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фалях (два раза)
    (Спешите к спасению)
  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет никого и ничего достойного следования законам, кроме следования за совершенными законами Всевышнего Аллаха)

Икамат (камат) с транскрипцией на русском языке

Икамат (камат) - это призыв на намаз, произносимый непосредственно перед выполнением фард-намаза (обязательной молитвы)

Следует отметить, что при призыве к утреннему намазу после слов: «Хайя ‘аляль-фалях», перед «Аллаху акбар» добавляются слова: «Ассаляту хайрум минан наум! Ассаляту хайрум минан наум!»

Слова икамата по ханафитскому мазхабу

  • Аллаху акбарул-лааху акбар (2 раза)
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза)
    (Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (два раза)
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Бога)
  • Хайя ‘аля ссоля (два раза)
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фаляях (два раза)
    (Спешите к спасению)
  • Кад каматис-соляту кад каматис-соля
    (Молитва начинается)
  • Аллааху акбарул-лааху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет ни кого и ничего, нет ни какого объекта достойного поклонения, кроме Аллаха)

Слова икамата по шафиитскому мазхабу

  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляха илляллах
    (Я свидетельствую, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Господа)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Единого Бога)
  • Хайя ‘аля ссоляя
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фаляях
    (Спешите к спасению)
    Кад каматис-соляяту кад каматис-соля
  • (Молитва начинается)
  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет ничего и никого, нет ни какого объекта поклонения, кому можно было бы поклоняться, кроме Аллаха, так как все остальные «боги» вымышленные идолы или же являются созданными творениями, а поклонятся творениям Всевышнего запрещено)

Времена пяти ежедневных молитв

Время прочтения 5 обязательных намазов:

  • Фаджр (утренний намаз) наступает с момента рассвета до самого восхода солнца.
  • Зухр (полуденный намаз) начинается после зенита солнца до позднего вечера.
  • Аср (предвечерний намаз) наступает с позднего вечера до заката.
  • Магриб (вечерний намаз) начинается с момента заката солнца до сумерек (когда небо становится совсем темным).
  • Иша (ночной намаз) наступает с момента сумерек (кромешной темноты) до начала рассвета.

Все эти молитвы должны читаться в упомянутые выше моменты. Однако есть исключения, когда допускается объединение молитв. Например, Зухр и Аср или Магриб и Иша могут читаться сразу друг за другом. Вы можете объединить эти две молитвы, когда путешествуете, если больны, очень сонные, очень усталые, или если вы не можете контролировать свое расписание (занятия или работу). Это исключения и не должны становиться нормой.

Если вы молитесь в Масджиде (мечеть) в конгрегации, при плохих погодных условиях, таких как дождь, снег, лед и т.д., тогда допустимо объединить эти две молитвы.

Достоинство Азана

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: «Вспомни о том-то и том-то», о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил».

Слова азана произносятся громко и медленно. При произношении азана руки поднимаются согласно тому мазхабу, которого придерживается читающий азан.

Азан – это объявление о наступлении времени намаза, призыв на молитву.

Камат – это объявление о том, что начинается чтение фарз намаза.

Азан и камат – сунна-муаккада для джама"ата мужчин, во время намаза или каза (восполняемой по какой-либо причине пропущенной молитвы) в пути и дома. В Судный День муэдзины (люди, возглашающие азан) будут отличаться от всех, они будут видны всем. Все вещи, до которых дошёл голос муэдзина, в Судный День будут свидетельствовать об этом.

Оглашение азана стало шариатским решением в первом году по хиджре. Абу Давуд рассказал хадис: «Когда Пророк (ﷺ) поселился в Медине, мусульмане испытывали определенные неудобства, не зная времени наступления намаза. Пророк (ﷺ) долго думал, как бы собрать людей на намаз. Один предложил вывесить знамя, но Пророк (ﷺ) не принял этот вариант. Другие предложили дуть в большую трубу, но и это Пророк (ﷺ) отверг, так как это будет уподобление иудеям. Отверг также и колокол, так как он уподобит их христианам. Абдуллах сын Зайда видел, как Пророку (ﷺ) неспокойно, размышляя над этим вопросом. В ту ночь ему приснился сон, как проходит мимо него человек с зурной в руке. Абдуллах спросил: «Не продашь ли эту зурну?» «Зачем тебе зурна?» – спросил человек. «Я буду извещать людей о наступлении времени намаза», – ответил Абдуллах. Тогда человек сказал, что научит его более лучшему методу оповещения, и подсказал оглашение азана: «Аллаху акбар…» (по тексту азана). Утром Абдуллах рассказал сон Пророку (ﷺ) , и он сказал, что это и есть истина. Тут же он послал Абдуллаха к Билалу, чтобы тот огласил азан, ибо у того голос был громче, чем у Абдуллаха. Когда Билал огласил азан, пришел Умар ибн Хатаб и сказал Пророку (ﷺ) : «Клянусь Господом, пославшим тебя, я тоже видел во сне этот азан». Пророк Мухаммад (ﷺ) воздал хвалу Аллаху».

Шуруты (основные условия) азана

1. Азан должен произноситься на арабском языке.

2. Наступление времени намаза.

От Малика ибн Хувайриса радыяллаху анху приводится, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Совершайте намаз так, как видите меня совершающим его, поэтому, когда наступает время намаза, пусть один из вас произнесет азан, затем старший из вас становится имамом» (Бухари).

Икамат

  • По мазхабу имама Абу Ханифы, икамат читается как азан, поэтому он имеет 17 фраз;
  • Желательно икамат читать, не растягивая слова;
  • Желательно огласившему азан прочитать и икамат.

Для женщины же произнесение как азана, так и икамата является макрухом тахриман (полностью запретным действием).

Слова азана

الله اكبر х 4 раза

اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза

اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза

حي على الصلاة х 2 раза

حي على الفلاح х 2 раза

الله اكبر х 2 раза

لا اله الا الله х 1 раз

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!

(Аллах Велик, Аллах Велик!)

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!

(Аллах Велик, Аллах Велик!)

Ашхаду алля иляха илляллах!

Ашхаду алля иляха илляллах!

(Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха!)

Ашхаду анна Мухаммада-р-расулюллах!

(Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!)

Хайя `аля-с-солях, хайя `аляс-с-солях!

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!

(Аллах Велик, Аллах Велик!)

Ля иляха илляллах!

В азане для времени утреннего намаза (фаджр) после «Хайя `аляль-фалях» произносится:

« الصلاة خير من النوم »

«Ас-соляту хайру мин ан-наум», то есть: «Молитва лучше, чем сон».

Азан следует произносить медленно и размеренно, делая паузы между предложениями, за исключением такбиров - они произносятся слитно.

Для оглашающего азан желательно

  • Чтобы муэдзин был свободным (не рабом) и совершеннолетним;
  • Быть доверенным, справедливым, ибо он следит за временем намазов. Также оглашать на возвышенности;
  • Знающим времена намазов и его суннаты;
  • Иметь громкий и красивый голос;
  • Быть в омовении;
  • Вставлять в уши указательные пальцы – это помогает повышению голоса;
  • Поворачиваться вправо и влево при чтении обеих «хайя ‘ала»;
  • Обходить минарет вокруг, если с одного места голос не доходит;
  • Азан оглашается протяжно, икамат, напротив, быстро;
  • Не разговаривать при азане, даже отвечая на приветствие;

При оглашении азана порицательно

  1. Оглашать азан женщине;
  2. Оглашать азан фасику, так как его слова в религии не принимаются;
  3. Не имея омовения;
  4. Сидящему;
  5. Придавать в произношении азана мелодии, которые могут привести к искажению смысла, так-же прибавлять или не произносить звуки;
  6. Разговаривать во время азана, ибо это поминание (зикр) Всевышнего, возвышающее Его;
  7. Неисполнение всего сунната в азане, порицательно. Если азан огласит тот, кому порицательно это делать, то желательно призвать заново;

Как вести себя, когда мы слышим азан

При первых звуках азана следует оставить все дела для того, чтобы ответить на азан, даже если мы были заняты чтением Корана и поминанием Аллаха (зикром). Однако ученые привели примеры занятий, во время которых можно не отвечать на азан: это присутствие на уроке или хутбе, совершение намаза, половой акт, нахождение в туалете, еда.

Как нужно отвечать на азан?

Слышащий азан повторяет его слова за муаззином, но на слова: «Хаййя `аля-с-солях », - и: «Хайя `аляль-фалях », - нужно отвечать: «Ля хауля ва ля куввата илля биллях» («Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха»). Во время азана на утренний намаз на слова муаззина: «Ас-соляту хайру мин ан-наум », - следует ответить: «Садакта ва барирт» («Ты сказал правду и поступил хорошо»).

После азана желательно произнести салават и дуа, которое передается от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха:

اللهم رب هذه الدعوة التامة والصلاة القائمة آت محمداً الوسيلة و الفضيلة وابعثه مقاماً محموداً الذي وعدته

«Аллахумма робба хазихи-д-да‘вати-т-таммати вас-солятиль-каима, ати Мухаммаданиль-василята валь-фадыля, ваб‘асху макаман махмуданиллязи ва‘аттах, варзукна шафа‘атаху яумаль-кыяма. Иннака ля тухлифуль-ми‘ад».

Перевод: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва (Ислама) и предстоящей молитвы! Дай Пророку Мухаммаду «аль-василя» (высочайшую степень в Раю) и превосходство. Предоставь ему обещанное высокое положение и даруй нам его заступничество в День Суда. Поистине, Ты не нарушаешь обещания!».

Икамат

Икамат – это формула оповещения собравшихся в мечети о начале намаза. Азан же – как мы сказали – оповещает людей округи о наступлении времени намаза. Таким образом, мы понимаем, что между азаном и икаматом может быть промежуток времени, иногда достаточно большой. Обычно периоды между азаном и икаматом фиксированы и известны прихожанам конкретной мечети (иногда даже в мечети бывает объявление с указанием времени между азаном и икаматом).

Некоторую информацию, касающуюся икамата, мы уже привели в разделе «Азан».

Слова икамата

الله اكبر х 4 раза

اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза

اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза

حي على الصلاة х 2 раза

حي على الفلاح х 2 раза

قد قَامت الصلة х 2 раза

الله اكبر х 2 раза

لا اله الا الله х 1 раз

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!

(Аллах Велик, Аллах Велик!)

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!

(Аллах Велик, Аллах Велик!)

Ашхаду алля иляха илляллах!

(Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха!)

Ашхаду алля иляха илляллах!

(Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха!)

Ашхаду анна Мухаммада-р-расулюллах!

(Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!)

Ашхаду анна Мухаммада-р-расулюллах!

(Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!)

Хайя `аля-солях, хайя `аляс-солях!

(Спешите к молитве, спешите к молитве!)

Хайя `аляль-фалях, хайя `аляль-фалях!

(Спешите к успеху, спешите к успеху!)

Код комати-с-соляту, код комати-с-солях!

(Начинается молитва, начинается молитва!)

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!

(Аллах Велик, Аллах Велик!)

Ля иляха илляллах!»

(Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха!)

Икамат, в отличие от азана, желательно произносить быстро, не растягивая гласные.

Нежелательно (макрух танзихан) произносить икамат тому, кто пропустил пятничный намаз (джума) и совершает вместо него намаз зухр.

Также желательно отвечать на икамат: отвечают на него так же, как на азан, только после слов «Код комати-с-соляту код комати-с-солях » желательно произнести: «Акамахаллаху ва адамаха » («Пусть Аллах сделает так, чтобы намаз совершался постоянно!»).

После икамата следует незамедлительно приступить к совершению обязательного намаза, не делая между икаматом и намазом длинной паузы.

АЗАН И ИКАМАТ

A — Азан

Это слово переводится, как: «сообщать», «давать знать». Терминологическое значение таково: «Азан – это особая форма призыва, в которой сообщается о времени фард-намазов, и состоящая из особых слов». Человека, читающего азан, называют муаззином.

Необходимость чтения азана перед выполнением фард-намазов, то есть, оповещение о наступлении времени намазов доказывается аятами Корана и положениями сунны. В период зарождения Ислама азан не читался в такой форме, как это делают в наши дни. Когда наступало время намаза, некоторое время мусульман призывали к намазу следующим об разом: «ас-саляту, ас-саляту (на намаз, на намаз) или же «ас-саляту джа миях» (намаз собирает людей вместе) т. е. (коллективный намаз)

Но после окончания строительства масджидун-Набави (мечеть Пророка) в первом году хиджры сподвижники начали регулярно собираться в мечети, чтобы вместе совершать намазы. В этот период пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) собирал своих сподвижников и советовался с ними по поводу формы призыва к намазу. И тогда некоторые сподвижники рассказали о своих снах, которые были подтверждены божественными откровениями. После этого были определены фразы азана, читаемые поныне.

Чтение азана является для мужчин сунной-муаккада, имеющей силу ваджиба. На это указывают следующие аяты:

«Когда же вы [азаном] призываете [людей] к молитве, то [неверующие] насмехаются и издеваются над этим». (Сура аль-Маида, 5/58).

«О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете». (Сура аль-Джуму’а, 62/9)

Известно множество хадисов Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), в которых говорится об азане. Вот некоторые из них:

«Когда наступает время намаза, пусть один из вас читает азан, а старший по возрасту будет имамом!» (Бухари, Азан, 17, 18, 49, 140; Ахад, 1, Адаб, 27, Магази, 53; Муслим, Масаджид, 292, 293; Насаи, Азан, 8).

После того, как один из сподвижников рассказал о своем сне, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) заметил:

«Иншаалах, этот сон воистину правдив! Вставай и научи Биляля тем словам, которые ты услышал во сне, ибо его голос красивее, чем твой!» . (Тирмизи, Мавакыт, 25; Абу Дауд, Салят, 28; ибн Маджа, Азан, 1)

В следующих хадисах сообщается о большом вознаграждении, которое ожидает за чтение азана.

«Если бы люди знали о достоинствах азана и стояния в первых рядах (во время выполнения намаза), и поняли ли бы, что без жребия они не смогут это сделать, то они обязательно кидали бы жребий». (Бухари, Азан, 9, 32, Шахадат, 30; Муслим, Салят, 129; Тирмизи, Мавакыт, 52; Насаи, Мавакыт, 22; Азан, 31)

«Когда вы пасете овец или находитесь в пустыне, громко читай- те азан, ибо нет ни одного джинна или человека, или какого-то другого существа, которые бы не свидетельствовали в Судный день в пользу муаззина». (Бухари, Азан, 5; Бадуль-хальк, 12, Таухид, 52; Насаи, Азан, 14; Малик, Муватта, Нида, 5; Ахмад бин Ханбаль, 3/6).

«В Судный день муаззины будут среди людей с самыми длинными шеями». (Муслим, Салят, 14; ибн Маджа, Азан, 5; Ахмад бин Ханбаль, 3/169, 264, 4/95, 98)

Но чтение икамата и выполнение обязанностей имама при совершении намаза более вознаграждаемое деяние, чем чтение азана, ибо Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и четыре халифа, руководившие стра ной после его смерти, никогда не были муаззинами. Наряду с тем, после имамата, самым благочестивым видом служения остается должность муаззина, так как Аллах в Коране вопрошает:

«Чья речь прекраснее, чем у того, кто взывает к Аллаху». (Сура Фуссылят, 41/33).

Досточтимая Айша (радиаЛлаху ‘анха) пояснила, что в этом аяте имеются в виду муаззины. По этому поводу Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил:

«Имам является гарантией общества. Муаззин – надежный человек. О Аллах! Укажи имамам правильный путь и прости прегрешения муаззинов!» (Тирмизи, Салят, 39; Ахмад бин Ханбаль, 2/232, 284, 278, 382, 419).

Посредством азана людям сообщается о времени намазов и о том, что именно намаз является средством обретения вечного спасения. Посредством азана на весь мир объявляются самые главные принципы Ислама. Но кроме этого, время намазов в разных концах света наступает по-разному, и поэтому каждый час на нашей планете громко объявляется о существовании Аллаха, Его единстве и могуществе, о том, что только миссия Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и выполнение намаза могут служить средством спасения.

1) Форма и слова азана

Имамы всех мазхабов единодушны в вопросе формы и слов азана. Эти слова повторяются по два раза, но при чтении азана к утренней мо литве после слов «Хайя ‘аляль-фалях» добавляется фраза: «Ассаляту хъайрун минан-наум» (намаз лучше сна) и повторяется также два раза. Доказательством служит хадис, переданный Билялем (радиаллаху ‘анху). Кроме того, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), обращаясь к Абу Мухзиру (радиаллаху ‘анху), сказал:

«Когда читаешь азан утреннего намаза, два раза скажи: «Ассаляту хъайрун минан-наум». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/264).

По мнению ханафитов и ханбалитов, азан состоит из 15 слов, но при чтении нет «тарджи». Иными словами, перед чтением слов азана вслух можно сначала прочитать про себя. (Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 1/167; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/35; ибн Кудама, аль- Мугни, 1/404).

В хадисе, переданном Абдуллахом ибн Зайдом (радиаллаху ‘анху), азан состоит из следующих фраз:

Смысл азана:

«Аллах превыше всего. Аллах превыше всего!

Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха!

Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!

Спешите на намаз! Спешите на намаз!

Спешите к спасению! Спешите к спасению!

Аллах превыше всего! Аллах превыше всего!

Нет бога, кроме Аллаха!»

При чтении азана к утреннему намазу, после выражения «Хайя ‘аляль-фалях!» (Спешите к спасению!) добавляется фраза «Ассаляту хъайрун минан-наум» (Намаз лучше сна).

2) Условия азана

При чтении азана нужно соблюдать следующие условия:

1. Наступление времени. Нельзя читать азан, если не настало время намаза. Если случайно прочитали азан, его надо затем прочитать заново. По мнению имамов трех мазхабов (за исключением Абу Юсуфа и остальных факихов-ханафитов), чтение азана в конце ночи, составляющей 1/6 часть ночи, в предрассветное время, является мандуб. Затем, когда насту пает «фаджру садык», этот азан, как требование сунны, читается вновь.

Аргументом является хадис, переданный Абдуллахом бин Амром (радиаллаху ‘анху):

«Биляль читал ночной азан. А вы можете принимать пищу (это касалось тех, кто собрался соблюдать пост) до чтения азана Умму Мактумом» .

К этому хадису Бухари добавлял: «Умму Мактум был слепым, и пока люди не говорили ему: «Утро наступило, утро наступило», он не читал азан». (Бухари, Азан, 11, 13; Шахадат, 11, Саум, 17; Муслим, Сыям, 36-39; Тирмизи, Салят, 35; Насаи, Азан, 9-10).

2. Азан должен обязательно читаться на арабском языке, ибо азан является символом всех мусульман мира. При этом не имеет значения, на каком языке они говорят. По мнению ханафитов и ханбалитов, азан с самого начала, как и Коран, читался на арабском языке, поэтому чтение на других языках считается недействительным. Только шафииты считают, что для тех, кто не знает арабского языка, позволительно чтение на другом языке.

3. Звуки азана должны достигнуть слуха людей, но если муаззин один, то достаточно того, что он слышит сам.

4. При чтении азана и икамата должна соблюдаться последователь ность и порядок. Хотя чтение азана без соблюдения последовательности действительно, но считается макрух. Лучше всего такие азаны перечитать заново.

6. По мазхабу Ханафи, муаззином может быть человек в здравом уме, мужского пола, богобоязненный, знающий положения сунны и время намазов. Чтение азана джахилями и фасиками (нечестивцами) является макрух. Так же является макрух чтение азана женщинами, сумасшедшими и находящимися в состоянии джунуб. После них азаны желательно прочитать заново, ибо повторное чтение азана, как это бывает в пятничные дни, дозволено шариатом. Также является макрух чтение икамата без вуду, так как в хадисе сказано:

«Азан читают лишь те, кто находится в состоянии вуду». (Тирмизи, Салят, 33; ас-Санани, Субулус-салям, 1/129).

7. Муаззин должен обладать красивым и звучным голосом, так как в этом случае азан услышат много людей. Доказательством является следующий хадис:

«Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал читать азан двадцати человекам, и они начали читать. Ему понравился голос Абу Махзура, и он обучил его словам азана» . (Дарими, Салят, 7).

8. Чтобы звуки азана достигали слуха многих людей, муаззин дол жен находиться на возвышении, например, на высокой стене или мина рете. Урва бин Зубайр сообщил слова своей супруги, которая происходила из племени Бани Наджар:

«Мой дом был самым высоким из всех домов, расположенных рядом с Масджидун-Набави. Биляль читал азан с крыши моего дома. Перед рассветом он приходил к моему дому и сидел, ожидая наступления рассвета. Как только он видел наступление фаджра, вставал и читал азан». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/292).

9. При чтении азана между двумя предложениями необходимо делать паузу, тогда как икамат нужно читать быстро, соединяя по два словосо четания. В хадисе говорится:

«О Биляль! Когда читаешь азан, удлиняй слова и читай медленно, но когда читаешь икамат, читай быстро!» (Тирмизи, Салят, 29).

10. При чтении азана и икамата муаззин должен стоять лицом к Ка абе. Произнося фразу «хайя ‘аляс-салях», поворачиваться вправо, произнося фразу «хайя ‘аляль-фалях» – влево. Если муаззин находится на минарете, при чтении он должен быстро перемещаться сначала на пра вую, затем – на левую сторону. Чтобы громко читать азан, необходимо заткнуть уши кончиками пальцев. Абу Джухайфа (радиаллаху ‘анху) говорил:

«Я видел, как Биляль читал азан. При чтении он поворачивал голову направо и налево. При этом он возглашал: «хайя ‘аляс-салях», «хайя ‘аляль-фалях». Двумя пальцами он закрывал уши». (Ас-Санани, 1/122)

11. Чтение азана и икамата является сунной как для фард-намазов, так и для када-намазов, так как азан и икамат являются сунной не времени, а намазов. С другой стороны, када-намазы являются возмещением намаза, время которого наступило.

12. Когда различные када-намазы выполняют в разных местах, для каждого намаза нужно читать азан и икамат по-отдельности. Если про пущено много намазов, хотя чтение азана и икамата для каждого намаза по отдельности предпочтительнее, можно прочитать азан для первого пропущенного намаза, а для остальных можно прочитать лишь икамат. В хадисе, сообщенном ибн Мас’удом (радиаллаху ‘анху), говорится:

«В день сражения Ахзаб язычники помешали Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям) выполнить четыре фард-намаза. Эти были намазы зухр, аср, магриб и иша. Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Билялю (радиаллаху ‘анху) прочитать для каждого намаза и азан, и икамат». (Хайсами, Маджмауз-заваид, 2/4; аш-Шавкани, 2/60)

По мнению Имама Малика, перед выполнением када-намазов читается лишь икамат, а азан можно не читать. При этом он опирается на повеление посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в день битвы Хандак, когда из-за натиска противника мусульмане не смогли выполнить несколько намазов. Тогда он приказал Билялю читать лишь икамат. (Дарими, Салят, 186; Насаи, Мавакыт, 55; Азан, 23; Ахмад бин Ханбаль, 3/25).

13. Между азаном и икаматом нужно сделать небольшую паузу. Эта пауза при призыве к намазу аль-магриб должна составлять столько времени, сколько необходимо для чтения трех коротких аятов, в других намазах необходимо делать паузу, достаточную, чтобы можно было вы полнить четыре ракаата намаза, и в каждом ракаате прочитать по 12 ая тов. Доказательством служит следующий хадис:

«О Биляль! Между азаном и икаматом сделай такую паузу, чтобы люди, принимающие пищу, смогли закончить ее прием и после этого спокойно удовлетворить свои нужды» . (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 5/143).

Ханафиты считают, что после чтения азана – для вдохновения людей – призыв: «Ас-салях! Ас-салях! Йа мусаллин!» (О совершающие намаз! Спешите на намаз!) является мустахаб, так как в религиозных делах в последнее время люди проявляют леность.

«Когд а ты будешь исполнять обязанности муаззина, никогда за это не бери платы!» (Тирмизи, Салят, 41; Насаи, Азан, 32; ибн Маджа, Азан, 3; Ахмад бин Ханбаль, 4/217).

Однако шафииты и маликиты с самого начала считали позволительным получение платы за выполнение обязанности муаззина, у ханафитов фетву о дозволенности получения за это платы вынесли ученые недавнего прошлого. Данное решение объясняется тем, что из-за прекращения выплаты заработной платы религиозным служителям из государственной казны, в последнее время им стало сложнее выполнять свои обязанности. Поэтому эта фетва призвана обеспечить выполнение служащими своих обязанностей в дальнейшем.

15. Услышав звуки азана, люди должны прекратить разговоры. Если кто- то читает Коран, лучше прекратить чтение и слушать азан. Однако существует и другое мнение, что если кто-то читает Коран в мечети или у себя дома, во время азана он может продолжить чтение. Некоторые ученые считают, что в ведении беседы во время азана нет ничего предосудительного.

3) Повторять азан и икамат

Для того, кто слышит азан, повторение за муаззином слов азана и ика мата является мустахаб. Но когда муаззин произносит «хайя ‘аляс-салях» и «хайя ‘аляль-фалях», слышащий должен сказать: ِ

«Ля хауля уа ля куууата илля биллях» (Нет силы и могущества ни у кого кроме Аллаха. От неповиновения Аллаху можно спастись только мощью Аллаха! Только благодаря мощи Аллаха можно преуспеть в выполнении поклонения!)

Когда при чтении азана утреннего намаза муаззин говорит:

«Ассаляту хайрун минан-наум» (Намаз лучше сна), слушающий должен добавить:

«Садакта уа барирта» (Воистину, ты сказал правду, ты — обладатель добра).

Повторять азан нужно словесно, а не только мысленно. Доказательством является хадис, переданный Абу Саидом (радиаллаху ‘анху): «Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал своим сподвижникам:

«Когда вы слышите азан, в точности повторяйте за муаззином» . (Бухари, Азан, 7; Муслим, Салят, 10, 11; Тирмизи, Салят, 40; Манакыб, 1; Насаи, Азан, 33, 35- 38; ибн Маджа, Азан, 4).

Но некоторые ученые-ханафиты утверждают, что отвечать муаззину означает для му’мина направляться в ту же минуту на намаз.

Повторять за муаззином можно в любом состоянии, даже в состоянии джунуб. Исключением является лишь состояние хайд и нифас. Также это не касается тех, кто слушает хутбу имама, совершает намаз-джаназа, принимает пищу, совершает половой акт, находится в туалете, изучает или обучает знаниям. Все эти лица во время азана могут продолжить свои занятия.

Если в какой-либо местности читают сразу несколько азанов, достаточно повторить лишь один. (Аль-Касани, 1/155; ибн Хумам, 1/173; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/367; аш-Ширази, аль- Мухаззаб, 1/58; ибн Кудама, 1/426; аз-Зухайли, 1/552).

4) Ду’а после азана

Передано от Джабира (радиаллаху ‘анху), что пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что, кто прочитал следующую ду’а после азана, тот обязательно удостоится его «шафаат». (Шафаат – заступничество Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в день Страшного суда).

Эта ду’а, получившая название «василя», следующая:

«О Аллах! Господь этого призыва, азана и намаза, который будет совершаться! Окажи пророку Мухаммаду Свою милость и даруй ему «василя», добродетели и самую высокую ступень и даруй ему возможность обрести «макам махмуд», которую Ты обещал ему! Воистину, Ты никогда не откажешься от Своих обещаний!» (Аль-Бухари, ибн Маджа).

5) Чтение азана в различных случаях

При необходимости чтение азана по другому поводу, кроме намазов, является мандуб. Причины этого следующие:

1. Чтение азана на ухо новорожденному ребенку является мандуб, ибо, когда у Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) родился внук Хасан (радиаллаху ‘анху), он прочитал над его ухом азан. (Абу Дауд, Адаб, 107; Тирмизи, Адахи, 16; Ахмад бин Ханбаль, 6/391-392).

2. Азан читают во время боевых действий, в случае возникновения пожара или вслед путнику, уходящему в путешествие.

3. Также прекрасно чтение азана в ухо человеку, которого охватил сильный гнев, или испытывающего нервное потрясение; человеку, находящемуся в приступе эпилепсии; в ухо человека и животного, у которого отвратительный характер или норов. Азан также читают в качестве за щиты в тех случаях, если привиделся джинн или шайтан в страшном обличии, ибо из хадисов известно, что, когда читают азан, шайтан быстро покидает эти места. (аз-Зухайли, 1/561-562).

Б — Икамат

Перед выполнением мужчинами фард или када-намаза – индивидуально или коллективно – чтение икамата является сунной-муаккада.

Чтение несколько раз азана и икамата, кроме намаза-джума, шари атом не разрешается. Поэтому, если в какой-либо мечети, мусульмане, прочитав азан и икамат, выполнили намаз, то пришедшие в мечеть позже не должны заново читать азан и икамат. Также не читается икамат перед намазами витр, байрам и таравих.

Слова икамата одинаковы со словами азана. Только после фразы «хайя ‘аляль-фалах» добавляется: «къад къаматис-салях» (намаз начинается, намаз начинается). В следующем хадисе указывается, что при чтении икамата слова повторяют по два раза, так же как и при чтении азана.

Абдуллах ибн Зайд аль-Ансари, придя к Мухаммаду (салляллаху ‘алейхи уа саллям), рассказал свой сон:

«Мне приснился сон. Некто, оде тый в два зеленых плаща, взобрался на стену и, повторяя каждую фразу по два раза, прочитал азан и затем икамат» . (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/266-267).

По мнению шафиитов и ханбалитов, каждая фраза читается только по одному разу, поэтому икамат состоит из одиннадцати фраз. Два раза повторяется только фраза «Къад къаматис-салях». В этом вопросе они обращаются к хадису от Абдуллаха бин Умара. (аш-Шавкани, 2/43).

Быстрое, но внятное, чтение икамата является сунной. Как и при чтении азана, по сунне, муаззин должен быть в состоянии ритуальной чистоты. Он должен стоять лицом к кибле и при чтении не должен вести посторонние разговоры. Икамат для призыва к намазу мужчин, прочтен ный женщиной, недействителен.

Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве - азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части звучат слова икамата.

Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина - в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».

Фактически азан должен произноситься пятикратно за сутки - перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело - муэдзин, говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени намаза как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, камятом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.

Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть и совершить намаз, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты мечетей стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».

История азана

Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).

Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад, с.г.в. почти не оставлял. Если человек не будет произносить азан с икаматом при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.

Как произносится азан и икамат

В тексте азана и икамата есть такбир и (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Приведём транскрипцию обоих призывов.

Текст азана:

Аллаху Акбар (4 раза)

(дважды)

(дважды)

Хэййэ галяя-с-саляях (дважды при небольшом повороте направо)

Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды при небольшом повороте налево)

Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум (дважды) - эти слова произносятся только перед утренней молитвой

Аллаху Акбар (дважды)

Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)

Перевод текста азана: Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон - для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.

Текст икамата:

Аллаху Акбар (четырежды)

Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)

Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)

Хэййэ галяя-с-саляях (дважды, но поворот головы и корпуса направо не совершается)

Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды, но поворот налево не совершается)

Кадъ камээти-с-саляях (дважды)

Аллаху Акбар (дважды)

Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)

Фраза «Кадъ камээти-с-саляях» переводится как «Уже наступило время молитвы».

В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.

Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях» мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм» («Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»). Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях» , ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун» («Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет») .

После азана читается следующая молитва-дуа:

«Аллахумма, Рабба хэзихи-д-дагъуэти-т-таммэти уэс-салятиль-къаимэ, ати Мухаммадан аль-уэсилятэ уэ-ль-фэдылятэ уэ-б’ас-ху мэк"омэн мэхмудэн аллязи уа’адтэ-ху, иннэ-кя ля тухлифу-ль-ми’адэ».

Перевод: «О Аллах, Господин этого произнесённого призыва и этой выполняемой молитвы, приведи Пророка Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту хвалимому, о котором Ты сделал ему обещание, поистине, Ты никогда не нарушаешь обещания!»

Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях» встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.

1) Азан – это призыв к намазу. Является сунной произносить азан для пятикратного намаза, а также для пятничной молитвы.

2) Азан произносится только мужчинами. Азан, сделанный женщиной, недействителен.

3) Произнося азан, муэдзин должен быть обращен в сторону киблы.

4) Азан следует давать и для восполняющего (каза) намаза. Если молящийся совершает сразу несколько каза-намазов, он должен произнести азан для первого каза-намаза, после чего у него есть выбор: либо произносить азан и для остальных каза-намазов, либо ограничиться только произнесением икамата.

5) Является сунной быть в состоянии малого омовения во время произнесения азана. Однако разрешается произносить азан и без малого омовения.

6) Не разрешается произносить азан для намаза до наступления начала времени данного намаза.

7) Если азан произносится до наступления времени намаза, такой азан не будет действителен. В этом случае азан следует повторить.

Азан

اَللهُ أَكْبَرُ

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится 4 раза)

أَشْهَدُ أَنْ لَّآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Свидетельствую: никто не достоин поклонения, кроме Аллаха»
(произносится дважды)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهِ

Ащхаду анна Мухаммадар-расу́люлла́х
Перевод: «Свидетельствую: Мухаммад – посланник Аллаха»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الصَّلٰوةِ

Хайя ‘аляс-саля́х
Перевод: «Спешите на молитву!»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الفَلَاحِ

Хайя ‘аляль-фаля́х
Перевод: «Спешите к спасению!»
(произносится дважды)

اَللهُ أَكْبَرُ

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится дважды)

لَآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха»

Муэдзину следует очиститься от обоих видов нечистоты: и от малой, и от большой. Ему следует забраться на возвышенное или высокое место за границами мечети и обратиться в сторону киблы.

(Обратите внимание: азан не следует давать внутри мечети)

Обратившись в сторону киблы, муэдзин вкладывает указательные пальцы обеих рук в ушные отверстия. Далее он произносит азан громким голосом (без крика).

Произнося слова «хайя ‘аляс-саля́х», муэдзин поворачивается лицом направо так, что его грудь и ноги по-прежнему обращены в сторону киблы.

Произнося слова «хайя ‘аляль-фаля́х», он обращает свое лицо налево аналогичным образом.

Во время азана, произносимого для фаджр-намаза, после слов «хайя ‘аляль-фаля́х» необходимо произнести дважды следующую фразу:

الصَّلٰوةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمِ

Ас-саля́ту хайрум-минан-наум
Перевод: «Намаз лучше сна»

После двукратного произнесения «Алла́ху акьбар» муэдзин должен сделать паузу, достаточную для того, чтобы слышащие азан успели ответить (о том, как отвечать на него, будет рассказано далее).

Помимо данной паузы, после «Алла́ху акьбар» муэдзину следует делать однократные паузы после каждой фразы, чтобы слышащие азан успели ответить.

Икамат

Икамат аналогичен азану, но отличается от него следующим:

1) Икамат произносится внутри мечети, в то время как азан – за ее пределами.

3) Во время икамата пальцы не вкладываются в уши, как в случае с азаном.

4) Икамат произносится быстро, в то время как азан – медленно.

5) Фраза «Ас-саля́ту хайрум-минан-наум» не произносится во время икамата.

6) Во время икамата для пятикратного намаза после «хайя ‘аляль-фаля́х» дважды произносится фраза:

قَدْ قَامَتِ الصَّلٰوةُ

Код ко́матис-саля́х
Перевод: «Намаз начался»

7) Во время икамата лицо не поворачивают направо и налево как в азане.

8) Икамат произносится, когда коллективный (джамаат) намаз должен начаться.

Правила азана и икамата

1) Для путника (мусафира) произнесение азана, когда он исполняет свой намаз, – мустахаб (предпочтительно).

2) Азан и икамат в мечети достаточны для всех людей этой местности. Поэтому, если азан и икамат уже были произнесены в мечети, произнесение азана и икамата дома будет являться мустахабом.

3) Является макрух (порицаемым и запрещенным) произносить азан и икамат в мечети, где совместный намаз совершается ежедневно с азаном и икаматом. Однако в мечети, где нет зафиксированного порядка по имаму и муэдзину, азан и икамат читаются каждой группой или человеком, исполняющими намаз в этой мечети.

5) Азан и икамат читаются только для намазов категории «фард "айн» (пятикратного и пятничного намаза).

Для тех, кто слышит азан, ответить на него – мустахаб, т. е. им следует тихо повторять фразы, произносимые муэдзином. Они отвечают во время пауз, совершаемых муэдзином после каждой фразы. Однако после фраз «хайя ‘аляс-саля́х» и «хайя ‘аляль-фаля́х» следует говорить:

لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ

Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́х
Перевод: «Нет мощи и силы, кроме как посредством Аллаха»

Во время фаджр-азана после фразы «ас-саля́ту хайрум-минан-наум» слушателям следует сказать:

صَدَقْتَ وَبَرَرْتَ

Садакта ва барарта

По окончании азана слушатели произносят салават и следующую мольбу:

اللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّآمَّةِ، وَالصَّلٰوةِ الْقَآئِمَةِ، اٰتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الرَّفِيعَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَّحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَّهُ، وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيٰمَةِ، إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Алла́хумма рабба ха́зихид-да’ватит-та́ммати, вас-саля́тиль ка́-имати, а́ти Мухаммаданиль-васи́лята валь-фады́лята вад-дараджатар-рафи́’ата, ваб’асху мака́мам-махму́даниллязи́ ва ‘аттаху́, варзукна́ щафа́’атаху́ яумаль-кыя́мати, иннакя ля́ тухлифуль-ми́’а́д.

Перевод: «О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Благослови Мухаммада предельной близостью к Тебе, даруй ему совершенство и вознеси его до обещанного Тобою высокого положения! И даруй нам его заступничество в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного».

7) Ответить на икамат – тоже мустахаб. Ответы на икамат такие же, как и на азан, а после фразы «код ко́матис-саля́х» нужно сказать следующее:

أَقَامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا

Ако́махалла́ху ва ада́маха́
Перевод: «Да установит Аллах молитву и сделает ее постоянной!»

8) Не нужно отвечать на азан во время следующих действий:

а. совершение намаза;

б. прослушивание хутбы (пятничной, брачной и т. д.);

в. во время месячных и послеродового кровотечения;

г. во время еды;

д. при интимной близости.

9) Второй азан на пятничный намаз должен быть дан внутри мечети перед минбаром.

10) Азан муэдзином должен исполняться стоя. Если азан был дан сидя, его следует повторить. Но если азан был произнесен сидя для своего собственного намаза (не для совместного намаза), нет необходимости его повторять, хотя без надобности сидя азан читать не следует.

11) Является мустахабом закрыть ушные отверстия пальцами во время исполнения азана.

12) Произносить азан, будучи в состоянии большой нечистоты, является строго порицаемым (макрух-тахрим). Повторение такого азана – мустахаб.

13) Произносить икамат, будучи в состоянии большой или малой нечистоты, – макрух-тахрим. Но, в отличие от азана, повторение икамата не является мустахабом.

14) Сунной является произнесение фраз азана и икамата в последовательности. Если в порядке фраз азана или икамата совершена ошибка, такую ошибку следует исправить посредством повторения в правильном порядке фразы, произнесенной не в том месте.

15) Если во время исполнения азана муэдзин по какой-либо причине не может закончить его (например, по причине болезни), повторение всего азана заново будет сунной-муаккада.

16) Если нарушается малое омовение человека, произносящего азан или икамат, будет лучше завершить азан или икамат, и уже после этого совершить омовение.

17) Произнесение икамата – право того, кто произнес азан. Но он может дать согласие на произнесение икамата другим человеком.

18) Муэдзину следует закончить икамат в том же месте, где он начал его. Ему не следует передвигаться с места на место во время произнесения икамата.

19) Если после произнесения икамата имам совершает сунны фаджр, тогда время, которое занимает их совершение, не будет считаться существенным. Следовательно, икамат повторять не нужно.