Романс на стихи А. К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек, - любви ко всему живому... Природа - бесценный Божий дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность... Чайковский написал много романсов на стихи этого поэта. Данный романс - первое столь эмоционально яркое выражение отношения самого композитора к природе. Композиторские приемы, которыми выражено это, можно сказать, вселенский масштаб. Роль одного из устоявшихся и часто встречающихся в мировой музыке мотивов - passus diriusculus.
На создание романса Петра Ильича Чайковского вдохновило произведение поэта, которого композитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но лично они не были знакомы. Впоследствии к этому поэтическому шедевру обратиться лучший ученик П. Чайковского С. И. Танеев, чтобы создать свою кантату «Иоанн Дамаскин».
А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не отклика – возвышенного благоговейного чувства. Вот текст стихотворения:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого - 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...» (ор. 6, 1869), «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...» (ор. 38, 1878), «На нивы желтые...» (ор. 57, 1884), дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» (ор.46,1880) и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании. В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу.
Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс – одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.
Этот романс – подлинный гимн. Исполнителю – чтобы со всей силой передать, и слушателю – со всей глубиной воспринять – нужно помнить, кто поет этот гимн. Это сам великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Потому восторг здесь должен быть вселенским. Восславляется не «малая родина», не мирный уютный «лес за околицей» (полянка, опушка, прудик… - хотя и это достойно воспевания и тысячи раз воспевалось!), но ЛЕСА, как сама природа, как Творение Божие. Это, в сущности, гимн Творцу всяческой красоты, дарованной любовью Божьей роду человеческому. Не меньше!
Это чувство и состояние музыка передает в полной мере. И вновь, как и при знакомстве с другими романсами, интересно осознать и понять, какими средствами достигнуто это впечатление.
Среди приемов мы находим уже известный нам по другим произведениям П. Чайковского тот самый знаменитый хроматический ход – passus diriusculus (лат. - жестковатый ход), о котором мы уже не раз говорили, в частности, в связи с «Осенней песней» (Октябрь) из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». Он звучит в романсе в партии фортепиано в двух своих ипостасях - в нисходящем движении и в восходящем. Известный в музыке как устойчивый мелодический оборот, он почти всегда наделяет музыкальный фрагмент, в котором он звучит, каким-то особым смысловым подтекстом. Проходя в начале романса в верхнем голосе в нисходящем движении в нюансе piano, он придает звучанию характер сосредоточенного глубокого размышления. Далее, в кульминации, проходя сначала в нижнем голосе в октаву, затем, на большом crescendo, захватывая все большее звуковое пространство и перемещаясь в верхний голос, этот мотив приобретает победоносный гимнический характер. Естественно, что, нарисовав такое мощное развитие музыкальных идей в романсе, П. Чайковский, на сей раз, отказался от своей излюбленной музыкальной формы, в которой в конце романса повторяется материал его начала. Романс завершается все более спокойным проведением фразы, с которой вступил певец, и в фортепианном заключении как бы эхом звучат первые слова романса: «Благословляю вас, леса…».
Примечания
1. Замечательный певец С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть все романсы П. Чайковского и спросил, не слишком ли это самонадеянно? Щукин горячо поддержал эту идею, но поинтересовался, что певца в этом смущает?
- Да как же, - сказал Лемешев, - романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!
На это Б. Щукин не без юмора ответил:
- Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором!
2. Иоанн Дамаскин (около 675 - около 749) - византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики. Родился в Дамаске в состоятельной семье (возможно, арабской), сохранявшей верность Христу, но служившей халифу (противники Иоанна Дамаскина в Византии называли его арабским именем Мансур). Активно защищал почитание икон. Автор философско-богословского компендиума «Источник знаний» - энциклопедического свода, предвосхитившего «суммы» западных схоластов. Созданные им церковные песнопения легли в основу оформлению византийской системы «осмогласия».
3. Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) – русская певица, прожила долгую жизнь. Много выступала с исполнением романсов П. Чайковского. Ей посвящены все остальные пять романсов этого опуса. (Текст: Александр Майкапар)
Романс для голоса (баса) с фортепиано «Благословляю вас, леса…», ор. 47, № 5
Время создания: 1880 год.
Текст: А. К. Толстого. Из поэмы «Иоанн Дамаскин»
Посвящение: Александре Валерьяновне Панаевой
На создание романса П. Чайковского вдохновило произведение поэта, которого композитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», – писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но лично они не были знакомы. Впоследствии к этому поэтическому шедевру обратиться лучший ученик П. Чайковского С. И. Танеев, чтобы создать свою кантату «Иоанн Дамаскин».
А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не отклика – возвышенного благоговейного чувства.
Вот текст стихотворения:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого – 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...» (ор. 6, 1869), «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...» (ор. 38, 1878), «На нивы желтые...» (ор. 57, 1884), дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» (ор.46,1880) и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании. В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу. См. http://klin.newmail.ru/tchk/image08.htm
Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс – одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.
Этот романс – подлинный гимн. Исполнителю – чтобы со всей силой передать, и слушателю – со всей глубиной воспринять – нужно помнить, кто поет этот гимн. Это сам великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Потому восторг здесь должен быть вселенским. Восславляется не «малая родина», не мирный уютный «лес за околицей» (полянка, опушка, прудик… – хотя и это достойно воспевания и тысячи раз воспевалось!), но ЛЕСА, как сама природа, как Творение Божие. Это, в сущности, гимн Творцу всяческой красоты, дарованной любовью Божьей роду человеческому. Не меньше!
Это чувство и состояние музыка передает в полной мере. И вновь, как и при знакомстве с другими романсами, интересно осознать и понять, какими средствами достигнуто это впечатление.
Среди приемов мы находим уже известный нам по другим произведениям П. Чайковского тот самый знаменитый хроматический ход – passus diriusculus (лат. – жестковатый ход), о котором мы уже не раз говорили, в частности, в связи с «Осенней песней» (Октябрь) из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». Он звучит в романсе в партии фортепиано в двух своих ипостасях – в нисходящем движении и в восходящем. Известный в музыке как устойчивый мелодический оборот, он почти всегда наделяет музыкальный фрагмент, в котором он звучит, каким-то особым смысловым подтекстом. Проходя в начале романса в верхнем голосе в нисходящем движении в нюансе piano, он придает звучанию характер сосредоточенного глубокого размышления. Далее, в кульминации, проходя сначала в нижнем голосе в октаву, затем, на большом crescendo, захватывая все большее звуковое пространство и перемещаясь в верхний голос, этот мотив приобретает победоносный гимнический характер. Естественно, что, нарисовав такое мощное развитие музыкальных идей в романсе, П. Чайковский, на сей раз, отказался от своей излюбленной музыкальной формы, в которой в конце романса повторяется материал его начала. Романс завершается все более спокойным проведением фразы, с которой вступил певец, и в фортепианном заключении как бы эхом звучат первые слова романса: «Благословляю вас, леса…».
Примечания
Замечательный певец С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть все романсы П. Чайковского и спросил, не слишком ли это самонадеянно? Щукин горячо поддержал эту идею, но поинтересовался, что певца в этом смущает?
– Да как же, – сказал Лемешев, – романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!
На это Б. Щукин не без юмора ответил:
– Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором!
Иоанн Дамаскин (около 675 – около 749) – византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики. Родился в Дамаске в состоятельной семье (возможно, арабской), сохранявшей верность Христу, но служившей халифу (противники Иоанна Дамаскина в Византии называли его арабским именем Мансур). Активно защищал почитание икон. Автор философско-богословского компендиума «Источник знаний» – энциклопедического свода, предвосхитившего «суммы» западных схоластов. Созданные им церковные песнопения легли в основу оформлению византийской системы «осмогласия».
Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) – русская певица, прожила долгую жизнь. Много выступала с исполнением романсов П. Чайковского. Ей посвящены все остальные пять романсов этого опуса.
© Александр МАЙКАПАР
Ян Осин - Благословляю вас, леса (Jan Osin - I bless you, forests)
Дмитрий Хворостовский - Благославляю вас, леса...
Благословляю вас леса.
Исполняет Владимир Огнев. В сопровождении Оркестра Народных Инструментов Волжского Народного Хора г. Самары.
Дирижирует Юрий Медяник.
Посвящение: Александре Валерьяновне Панаевой
На создание романса Петра Ильича Чайковского вдохновило произведение поэта, которого композитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но лично они не были знакомы. Впоследствии к этому поэтическому шедевру обратиться лучший ученик П. Чайковского С. И. Танеев, чтобы создать свою кантату «Иоанн Дамаскин».
А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не отклика – возвышенного благоговейного чувства. Вот текст стихотворения:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого - 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...» (ор. 6, 1869), «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...» (ор. 38, 1878), «На нивы желтые...» (ор. 57, 1884), дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» (ор.46,1880) и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании. В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу.
Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс – одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.
Этот романс – подлинный гимн. Исполнителю – чтобы со всей силой передать, и слушателю – со всей глубиной воспринять – нужно помнить, кто поет этот гимн. Это сам великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Потому восторг здесь должен быть вселенским. Восславляется не «малая родина», не мирный уютный «лес за околицей» (полянка, опушка, прудик… - хотя и это достойно воспевания и тысячи раз воспевалось!), но ЛЕСА, как сама природа, как Творение Божие. Это, в сущности, гимн Творцу всяческой красоты, дарованной любовью Божьей роду человеческому. Не меньше!
Это чувство и состояние музыка передает в полной мере. И вновь, как и при знакомстве с другими романсами, интересно осознать и понять, какими средствами достигнуто это впечатление.
Среди приемов мы находим уже известный нам по другим произведениям П. Чайковского тот самый знаменитый хроматический ход – passus diriusculus (лат. - жестковатый ход), о котором мы уже не раз говорили, в частности, в связи с «Осенней песней» (Октябрь) из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». Он звучит в романсе в партии фортепиано в двух своих ипостасях - в нисходящем движении и в восходящем. Известный в музыке как устойчивый мелодический оборот, он почти всегда наделяет музыкальный фрагмент, в котором он звучит, каким-то особым смысловым подтекстом. Проходя в начале романса в верхнем голосе в нисходящем движении в нюансе piano, он придает звучанию характер сосредоточенного глубокого размышления. Далее, в кульминации, проходя сначала в нижнем голосе в октаву, затем, на большом crescendo, захватывая все большее звуковое пространство и перемещаясь в верхний голос, этот мотив приобретает победоносный гимнический характер. Естественно, что, нарисовав такое мощное развитие музыкальных идей в романсе, П. Чайковский, на сей раз, отказался от своей излюбленной музыкальной формы, в которой в конце романса повторяется материал его начала. Романс завершается все более спокойным проведением фразы, с которой вступил певец, и в фортепианном заключении как бы эхом звучат первые слова романса: «Благословляю вас, леса…».
Примечания
1 Замечательный певец С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть все романсы П. Чайковского и спросил, не слишком ли это самонадеянно? Щукин горячо поддержал эту идею, но поинтересовался, что певца в этом смущает?
Да как же, - сказал Лемешев, - романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!
На это Б. Щукин не без юмора ответил:
Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором!
2 Иоанн Дамаскин (около 675 - около 749) - византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики. Родился в Дамаске в состоятельной семье (возможно, арабской), сохранявшей верность Христу, но служившей халифу (противники Иоанна Дамаскина в Византии называли его арабским именем Мансур). Активно защищал почитание икон. Автор философско-богословского компендиума «Источник знаний» - энциклопедического свода, предвосхитившего «суммы» западных схоластов. Созданные им церковные песнопения легли в основу оформлению византийской системы «осмогласия».
3 Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) – русская певица, прожила долгую жизнь. Много выступала с исполнением романсов П. Чайковского. Ей посвящены все остальные пять романсов этого опуса.
Текст: Александр Майкапар
1 из 24
Презентация - Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды...
2,061
просмотр
Текст этой презентации
Тема:
Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…
(урок-путешествие)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
МХК. 7 класс
Составила
учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.
Проверка домашнего задания:
Назвать виды искусства и способы выражения в каждом из них образа. Что такое пейзаж? Назвать виды пейзажей. Назвать композиторов, которые обращались к теме времена года. Какие поэты писали о природе? Какие художники изображали природу?
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить,
О, если б мог в свои объятья Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
А.К.Толстой. Из поэмы «Иоанн Дамаскин»
А.К.Толстой (1817-1875)
Образ леса в искусстве
Лес!.. Скольких художников вдохновил он на создание прекрасных произведений искусства! Он воспет на полотнах И.Шишкина и К.Коро
К.Коро. Воспоминание о Мортфонтене. 1864г.
И.И.Шишкин. «Сторожка в лесу»
1870г.
В музыкальных сочинениях Р. Шумана («Лесные сцены»), Ф. Листа («Шум леса»), И. Штрауса («Сказки венского леса») и А. Бородина («Песня тёмного леса»).
Р.Шуман
(1810-1856)
Ф.Лист (1811-1886)
И. Штраус
(1825-1899)
А.П.Бородин (1833-1887)
Ф.И.Тютчев (1803-1873)
А.А.Фет (1820-1892)
И.А.Бунин (1870-1953)
Его поэтический образ запечатлён в стихотворениях Ф.Тютчева и А.Фета, И.Никитина и И.Бунина.
И.С.Ники́тин (1824-1861)
Русского художника И.И. Шишкина (1832-1898) по праву называют певцом русского леса. До него в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса.
И.И.Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889г.
И.И.Шишкин. Ручей в берёзовом лесу. 1883г.
Войдём вместе с художником в зелёное царство сказочного русского леса, прислушаемся к его таинственной тишине...
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой...
И. Бунин. Листопад
И.И. Шишкин. Вечер. 1882г.
И.И. Шишкин. Лесные дали. 1884г. Холст, масло, 112,8x164 см
Мерно, колышутся вершины сосновых лесов, убегающих в голубую даль горизонта на картине И. Шишкина «Лесные дали». Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, показанных художником как бы с высоты птичьего полёта. Кажется, всю любовь к Отчизне выразил здесь художник.
Японский пейзаж
В Японии 75% территории составляют горы. Острые вершины, скалистые ущелья, стремительные прозрачные реки с водопадами, глубокие озёра, горячие ключи и густые леса создают живописный и поэтичный японский пейзаж, воспетый во многих произведениях искусства.
Япония
Особенно любили японские поэты и художники изображать священную гору Фудзи с её изящной конусообразной формой, напоминающей перевёрнутую чашу. Из уст в уста пойдёт рассказ
О красоте твоей,
Из уст в уста, из века в век...
Высокая вершина Фудзи!
Я. Акахито (Перевод А. Глускиной)
Япония. Вид на гору Фудзи
Вершиной японского искусства стала серия картин «36 видов Фудзи» художника К.Хокусая (1760-1849). На протяжении десяти лет он работал над циклом картин, рассказывая не только о Фудзи, но и о природе и людях своей страны.
«Низовье реки Мэгуро»
«Бухта Эдзири в провинции Сунсю»
«Изображение пляжа Тагоноура в Эдзири, тракт Токайдо»
Мы можем увидеть Фудзи в ясную, солнечную погоду в окружении пушистых облаков, отражающуюся в зеркальной глади озера, сквозь сосновую рощу, закутанную в дымку тумана и затянутую тёмными грозовыми тучами...
К. Хокусая. Серия картин «36 видов Фудзи». 1823-1831гг.
«Перевал Мисимагоэ в провинции Косю»
«Снежное утро на реке Коисикава»
«Утренняя заря в Исава провинции Косю»
Три картины-шедевра («Красная Фудзи», «Фудзи у Канагава. Волна» и «Фудзи в дождь») вошли в золотой фонд не только японского, но и мирового искусства.
«Фудзи у Канагава. Волна»
К. Хокусая. Серия картин «36 видов Фудзи». 1823-1831гг.
«Фудзи в дождь»
«Красная Фудзи»
Возвышенно и романтично представлен образ горы в «Красной Фудзи». Изображённая на переднем плане, она величаво и торжественно предстаёт перед зрителем. Особое, символическое значение в этой картине имеет цвет.
К. Хокусая. Серия картин «36 видов Фудзи». Красная Фудзи. 1823-1831гг.
Другим шедевром из этой серии стала картина «Фудзи у Канагава. Волна», в которой художнику удалось запечатлеть величественное мгновение, красоту вечного движения в природе. У подножия Фудзи разбушевалась морская стихия.
К. Хокусая. Серия картин «36 видов Фудзи». Фудзи у Канагава. Волна. 1823-1831гг.
Явления природы в музыкальных произведениях Л.Бетховена, К.Дебюсси.
Композиторы, которые воспевали в своих произведениях явления природы – это Л.Бетховен, К.Дебюсси.
Л.Бетховен (1770-1827)
К.Дебюсси (1862-1918)
Лю́двиг ван Бетхо́вен
(1770-1827) - немецкий композитор, дирижёр и пианист. Тема природы получает широкое философское воплощение в музыке Бетховена - одного из самых великих поэтов природы. Пасторальная симфония (Симфония №6) занимает особое место в творчестве композитора.
Бетховен сочиняет Шестую симфонию
Н.П.Пятахин. Гроза в деревне. 1989г.
Л.В.Бетховен. Симфония №6. 4 часть - «Гроза. Буря».
Тема Шестой симфонии - это природа и картины сельской жизни.
«Пасторальная» симфония состоит из 4 частей. Первая часть - «Пробуждение радостных чувств во время пребывания в деревне». Вторая часть - «Сцена у ручья». Третья часть - «Веселое времяпрепровождение крестьян» - наиболее жизнерадостна и беззаботна. Четвертая часть - «Гроза. Буря».
Клод Дебюсси
(1862-1918) -
французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Он считал, что музыка подобна природе своей естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм.
К.Дебюсси (1862-1918)
Одни из самых ярких его пейзажных композиций – это
«Сады под дождем», «Ветер на равнине», «Снег танцует».
М.Спиридонов. Сад с дождем. Вариация. 2011г. Холст. Масло.
В «Садах под дождем» на первый план выходит шум дождя. Мы слышим как с помощью клавиш то нарастает, то стихает дождь, как капли ударяются о литься.
Клод Дебюсси – «Сады под дождем»
Природа и человек неразделимы, вся жизнь человека тесно связана с природой, и искусство музыки тесно связано с миром чувств человека, с прекрасным миром природы, и поэтому красота музыки вдохновляется красотой природы и учит нас любить и беречь природу.
Закрепление материала.
Какое впечатление оказывает природа на человека?
Кто из художников, композиторов и поэтов создал образ леса?
Назвать японского художника, который обращался к теме природы.
Какие композиторы обращались к теме природы? Назвать наиболее яркие композиции К.Дебюсси? Какое произведение Бетховена наиболее известно в мире?
Литература.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-11 классы. Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2007.
Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.
xmusic.me – музыкальный портал
Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%A4%D1%83%D0%B4%D0%B7%D0%B8_(%D0%A5%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B9)
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:
"Благословляю вас, леса…" во Всемирный День Поэзии
"Благословляю вас, леса…"
романс для голоса (баса) с фортепиано, ор. 47, № 5.
Пётр Ильич Чайковский. Алексей Константинович Толстой.
Время создания:1880 год.
Посвящение: Александре Валерьяновне Панаевой
Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) - русская певица. Много выступала с исполнением романсов П. Чайковского.
Романс на стихи А. К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек, - любви ко всему живому... Природа - бесценный Божий дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность... Чайковский написал много романсов на стихи этого поэта. Данный романс - первое столь эмоционально яркое выражение отношения самого композитора к природе. Композиторские приемы, которыми выражено это, можно сказать, вселенский масштаб.
На создание романса Петра Ильича Чайковского вдохновило произведение поэта(поэма «Иоанн Дамаскин»), которого композитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но лично они не были знакомы.
А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не найти отклика - возвышенного благоговейного чувства.
Вот текст стихотворения:
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании. В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу.
Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс - одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.
Этот романс - подлинный гимн. Исполнителю - чтобы со всей силой передать, и слушателю - со всей глубиной воспринять...
С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть все романсы П. Чайковского и спросил, не слишком ли это самонадеянно? Щукин горячо поддержал эту идею, но поинтересовался, что певца в этом смущает?
- Да как же, - сказал Лемешев, - романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!
На это Б. Щукин не без юмора ответил:
- Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором!