Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина
А. С. Пушкин одним из первых среди отечественных поэтов удачно сочетал в своих произведениях пейзажную лирику с личными чувствами и переживаниями. Примером этого служит знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Оно было написано поэтом во время поездки в Псковскую губернию (конец 1826 г.).
Поэт совсем недавно был освобожден из ссылки, поэтому находится в печальном настроении. Множество бывших знакомых отвернулось от него, свободолюбивые стихотворения не пользуются популярностью в обществе. К тому же Пушкин испытывает значительные финансовые затруднения. Окружающая поэта природа также наводит тоску. Автора совершенно не радует зимняя поездка, даже обычно веселый и ободряющий «колокольчик… утомительно гремит». Заунывные песни ямщика обостряют грусть поэта. Они представляют собой чисто русское оригинальное сочетание «разгулья удалого» с «сердечной тоской».
Нескончаемые российские версты, отмечаемые путевыми столбами, утомительно однообразны. Кажется, что они могут тянуться всю жизнь. Поэт ощущает необъятность своей страны, но это не приносит ему радости. Слабый огонек представляется единственным спасением в непроглядном мраке.
Автор предается мечтам об окончании путешествия. Возникает образ таинственной Нины, к которой он и едет. Исследователи не пришли к единому мнению, кого Пушкин имеет в виду. Некоторые считают, что это дальняя знакомая поэта С. Пушкина, с которой его связывали любовные отношения. В любом случае автора согревают воспоминания о женщине. Он представляет себе жаркий камин, интимную обстановку и уединение с любимой.
Возвращаясь к действительности, поэт с грустью отмечает, что скучная дорога утомила даже ямщика, который уснул и оставил своего барина в полном одиночестве.
В каком-то смысле «зимнюю дорогу» Пушкина можно сравнить с его собственной судьбой. Поэт остро чувствовал свое одиночество, он практически не находил поддержки и сочувствия своим взглядам. Стремление к высоким идеалам – вечное движение по необъятным русским просторам. Временные остановки в пути можно считать многочисленными любовными романами Пушкина. Они никогда не были долгими, и поэт был вынужден продолжать свое утомительное путешествие в поисках идеала.
В более широком смысле стихотворение символизирует общий исторический путь России. Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.
Мало кому из поэтов удавалось гармонично переплетать личные чувства и мысли с описаниями природы. Если читать стих “Зимняя дорога” Пушкина Александра Сергеевича вдумчиво, можно понять, что тоскливые нотки связаны не только с личными переживаниями автора.
Стихотворение было написано в 1826 году. С момента восстания декабристов прошел год. Среди революционеров было немало друзей Александра Сергеевича. Многие из них были казнены, некоторые – сосланы на рудники. Примерно в это время поэт сватается к своей дальней родственнице, С.П. Пушкиной, но получает отказ.
Это лирическое произведение, которое проходят на уроке литературы в четвертом классе, можно назвать философским. Уже с первых строк понятно, что автор пребывает отнюдь не в радужном настроении. Пушкин любил зиму, но дорога, по которой ему приходится ехать сейчас, безрадостна. Печальная луна озаряет своим тусклым светом печальные поляны. Лирический герой не замечает прелести уснувшей природы, мертвая зимняя тишина кажется ему зловещей. Его ничто не радует, звук колокольчика кажется унылым, в песне ямщика слышится созвучная мрачному настроению путника тоска.
Несмотря на грустные мотивы, текст стихотворения Пушкина “Зимняя дорога” нельзя назвать полностью меланхоличным. По мнению исследователей творчества поэта, Нина, к которой мысленно обращается лирический герой – это избранница сердца Александра Сергеевича, Софья Пушкина. Несмотря на ее отказ, влюбленный поэт не теряет надежды. Ведь отказ Софьи Павловны был связан только со страхом перед нищенским существованием. Желание увидеть любимую, посидеть рядом с ней у камина придает герою силы продолжать свое безрадостное путешествие. Минуя “версты полосаты”, напоминающие ему о переменчивости судьбы, он надеется, что вскоре его жизнь изменится к лучшему.
Учить стихотворение очень легко. Скачать его или читать онлайн можно на нашем сайте.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Дата создания: ноябрь-декабрь 1826 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Зимняя дорога»
Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.
У этого стихотворения есть довольно печальная предыстория . Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ. Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной. Само же путешествие, описанное в данном произведении – не что иное, как визит Пушкина к его избраннице с целью решить вопрос о бракосочетании.
С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, что поэт пребывает отнюдь не в радужном настроении . Жизнь представляется ему унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это заставляет поэта впасть в некую меланхолию. Вполне вероятно, что автор заранее предчувствует крах своих матримониальных надежд, однако не хочет себе в этом признаваться. Для него образ возлюбленной является счастливым избавлением от утомительного и скучного путешествия . «Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» - с надеждой мечтает поэт, рассчитывая на то, что конечная цель с лихвой оправдает длительное ночное путешествие и позволит в полной мере насладиться покоем, уютом и любовью.
В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.
Не стоит также забывать, что к 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, однако его литературные амбиции не были удовлетворены в полной мере. Он мечтал о громкой славе, а в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм. Известно, что к этому времени поэт сумел промотать довольно скромное состояние, доставшееся ему в наследство от отца, и рассчитывал поправить свои финансовые дела благодаря браку. Не исключено, что Софья Федоровна все же питала к своему дальнему родственнику теплые и нежные чувства, однако страх окончить свои дни в нищете вынудил девушку и ее семью отклонить предложение поэта.
Вероятно, предстоящее сватовство и ожидание отказа стали причиной столь мрачного расположения духа, в котором Александр Пушкин пребывал во время поездки и создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью. А также верой в то, что, возможно, ему удастся вырваться из порочного круга и изменить свою жизнь к лучшему.
Эпитеты, метафоры, олицетворения
В тексте имеются такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «пробирается, льет свет луна», «докучных (надоедливых, лишних) удаляя, полночь …не разлучит», «печальные поляны» - позволяют автору на время долгого скучного пути «сконструировать» собеседника, придать тексту живость и образность;
- эпитеты – «борзая (резвая) тройка», «разгулье удалое», «сердечная тоска», «версты полосаты», «мерный круг», «лунный лик» - создают уникальную содержательность и ориентируют читателя на особое эмоциональное восприятие;
- метафоры - «льет свет», «отуманен лик» - живо создают неопределенную атмосферу лунного вечера;
- многочисленные примеры инверсии – «пробирается луна, льет …свет она», «что-то слышится родное», «версты полосаты», «стрелка часовая», «путь мой скучен», «круг свой», «смолкнул ямщик» - позволяют выстроить рифму и сделать акцент на финальном слове;
- катахреза (сочетание несовместимых по значению, но образующих смысловое целое слов) «льет печально» подтверждает, что в стихотворении все проникнуто печалью, даже свет;
- многосоюзия - «то разгулье, то тоска…», «ни огня, ни… хаты» - отражают противоречивое настроение лирического героя, его горячее желание человеческого общения;
- лексический повтор – «Завтра, Нина, завтра к милой…» - отражает нетерпение поэта;
- антонимы - «разгулье - тоска»;
- многочисленные умолчания – «глушь и снег…», «…только версты попадаются…», «Скучно, грустно…» говорят об отчаянии, охватившем одинокого путника, его поиске утешения и сочувствия.
- оксюморон - «загляжусь не наглядясь» - отражает силу чувства лирического героя.
Оборот «версты полосаты» обозначает верстовые столбы, которые были выкрашены в полоску, чтобы выделялись среди сугробов.
В тексте имеется примета высокого стиля – слово «лик». Общую тягостную атмосферу создают многочисленные повторы - «на печальные поляны льет печальный свет она», «тоска», «скучно, грустно…», «грустно, … путь мой скучен». Мечты одинокого путника о тепле, уюте, треске камина и приятном обществе обрывает все тот же звон ненавистного колокольчика.
Выписать словосочетания с определениями,с обстоятельствами. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,на печальные поляны льёт печальный свет она. Изтёмного леса навстречу ему идёт вдохновенный кудесник. Сижу за решёткой в темнице сырой. по дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. колокольчик однозвучный утомительно гремит.
Обозначьте род, число, падеж и окончания прилагательных. Укажите наречия. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печальносвет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.
Вставьте пропущенные знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.А. Мир открылся ей в его сокровенном звучании(?) шелестели под ветромлистья, из зарослей плыл слитный гул, считала кому-то годы кукушка.Б. Чёрный пёс Арапка сегодня идти отказался(?) разморённый жарой, лежал в тени веранды и не двигался.В. Сквозь волнистые туманы пробирается луна(?) на печальные поляны льёт печальный свет она.Г. Пускай служить он не умеет(?) боготворить умеет он.Д. Служенье муз не терпит суеты(?) прекрасное должно быть величаво.Е. Не раны мучили его(?) раздражало сознание ненужности.Ж. Метель не утихала(?) небо не прояснялось.З. Науку надо любить(?) у людей нет силы более мощной и победоносной.И. Раздвинешь руками чащу кустарника или навес травы(?) пахнёт в лицо свежей сыростью.К. Мальчики долго не спали(?) всех взволновал рассказ старика.
1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИНТРИГУЮЩИХ из предложения.
Одна из самых интригующих тайн Вселенной - то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена.
А) действительное причастие
Б) страдательное причастие
В)отглагольное прилагательное
Г) деепричастие совершенного вида
2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАЯСЬ из предложения:
Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.
А) деепричастие
Б) наречие
В) краткое причастие
Г) страдательное причастие
3. Укажите верную морфологическую характеристику слова СОСРЕДОТОЧЕН из предложения:
Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный - в верхней части земной коры.
А) краткое прилагательное
Б) страдательное причастие
В) наречие
Г) деепричастие
4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.
Б) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
В) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.
Г) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
Б) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
В) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.
Г) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А) С искренним восхищением разглядывали мы бухту Тихую, которая походила на зеркальное блюдо.
Б) Степка хотел найти настоящего друга, который не бросил бы его в любой беде.
В) Вижу птиц чернеющие стаи, которые летят в далекие края.
Г) На берегу, который выплыл из тумана, мы увидели маленькую фигурку.
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.
Б) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.
В) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?
Г) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.
8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,
А) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.
Б) это способствовало распространению и развитию науки.
В) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.
Г) нужны дополнительные финансовые средства
9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,
Б) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.
В) часто проблема формулируется неточно, неправильно.
Г) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.
10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая о страданиях Бруно и Галилея,
А) был предан анафеме догмат о существовании только одного мира.
В) учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто.
Г) трагедия ученых до сих пор не дает покоя исследователям их жизни.
11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,
Б) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.
В) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.
Г) уже стемнело.
12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо,
А) возникает желание уберечь её от любых бед.
Б) космонавту не было равных.
В) космонавта охватило радостное возбуждение.
Г) космонавт зачарованно замер.
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне. Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.
Стих написан в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что стих написан о поездке поэта на дознание к псковскому губернатору.
Тема стиха гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:
Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
Путь лирического героя непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза - Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью. Ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит. Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. В последней строфе снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик. Применяется прием кольцевой композиции: «пробирается луна» - «отуманен лунный лик».Но долгая дорога имеет приятную конечную цель - встречу с любимой:
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Нагляжусь не наглядясь.