Собор Парижской Богоматери воздвигнут на острове Сите на месте древнеримского алтаря, который посвящен Юпитеру (1 век). Эта достопримечательность отличается строгостью своего облика, в отличие от других храмов Франции в готическом стиле. По красоте и пропорциям этот собор является уникальным явлением. Глядя на его гармоничный ансамбль, нельзя поверить, что он строился практически двести лет и при этом много раз переделывался и капитально реставрировался.
Общая информация о Соборе Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) является географическим и духовным «сердцем» Парижа и располагается на месте базилики Святого Стефана, являющегося первой христианской церкви Парижа, и была воздвигнута в свое время на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру.
В соборе соединены два стиля архитектуры. Заметно, с одной стороны, присутствие готического стиля, в котором используются новаторские достижения в архитектуре, создающие определенную простоту вертикальной конструкции. С другой стороны, можно рассмотреть романский стиль, которому присуще плотное и мощное единство. Выразительно отображают наличие этих стилей различные по высоте башни и западная часть собора.
Терновый венец Иисуса Христа является основной реликвией христианства и хранится в соборе. До 11 века венец находился в Иерусалиме, а затем был привезен на хранение во дворец византийских императоров в Константинополе.
История Собора Парижской Богоматери
Строительство собора было начато в 12-м веке (1163 год) во время правления Людовика VII Французского. В вопросе, кто заложил первый камень, историки расходятся в своих суждениях. Основными претендентами являются: папа Александр III и епископ Морис де Сюлли. Основной алтарь освящен в 1182 году, а к 1196 году неф здания был практически завершен, но на главном фасаде работы еще велись полным ходом и, в основном, завершены к 1250 году, а к 1315 году была закончена вся внутренняя отделка.
Главными создателями собора принято считать двух архитекторов — Жан де Шель, выполнявший контроль за работами в период 1250 — 1265 годов, и Пьер де Монтрей (период 1250 — 1267 гг.). В связи с тем, что в строительстве Нотр-Дама принимало участие много различных архитекторов, западная сторона и башни значительно отличаются по стилям. Так, башни были завершены в 1245, а полностью собор — в 1345 году.
Величественный и мощный фасад разделен: на три части пилястрами по вертикали, на три яруса галереями по горизонтали. Нижний ярус, при этом, имеет три глубоких портала (Страшного суда, Богородицы и св. Анны). Прямо над ними находится аркада под названием «Галерея Королей» со статуями (28 штук), которые представляют царей древней Иудеи.
Собор, благодаря своему неповторимому внутреннему убранству, на протяжении многих веков служил местом проведения особых торжеств, королевских бракосочетаний, коронаций и похорон. В нем впервые собрался парламент Франции (1302 год). Здесь отслужил молебен благодарности Карл VII, который был коронован в Реймсе. В этом соборе была отпразднована свадьба Генриха IV, ставшего в последствии королем Наварры, и Маргариты де Валуа.
Характерной чертой готического собора является отсутствие настенной живописи, а единственным источником света является большое количество витражей высоких стрельчатых окон. За время правления Людовика XIV в конце 17-го века собор переживал определенные перемены, при которых и витражи, и могилы были разрушены.
После Великой Французской революции в конце 18-го века собор был объявлен Храмом Разума, и возвращен церкви был только в 1802 году при Наполеоне. Виктором Гюго в 1831 году был опубликован роман с одноименным названием «Собор Парижской Богоматери».
В 1841 году началась реставрация под руководством архитектора Виоле-ле-Дюка, который известен реставрацией Амьенского собора, готической церкви Сен-Шапель и крепости Каркассон в южной части Франции. Реконструкция и восстановление скульптур и здания длилось более двадцати лет. Этому архитектору также принадлежит идея создания галереи химер на фасаде собора. Эти статуи установлены у подножия башен на верхней площадке. В это же время были разрушены примыкавшие к собору постройки, и образовалась существовавшая и поныне площадь.
Находящийся в соборе Терновый венец Иисуса Христа является великой христианской реликвией. До 1063 года находился в Иерусалиме, далее перевезенный в Константинополь. В последствии, последний император Латинской империи Балдуин де Куртенэ в связи с тяжелым материальным положением заложил реликвию в Венеции. На протяжении десяти лет (1238 — 1248 года) венец преодолел расстояние от Византии до Парижа. Вначале он хранился в Святой часовне Сент-Шапель, а после Французской революции был передан в Нотр-Дам де Пари.
Архитектурные достопримечательности Собора Парижской Богоматери
На главном фасаде собора расположено три двери, над одной из которых находится скульптурное панно с различными эпизодами из Евангелия. Изображение Страшного суда расположено над центральным входом. Арки входа поддерживают семь статуй. А двери украшены кованными рельефами. В нижней части панно изображены мертвецы, которые встали из могил, пробужденные двумя ангелами с трубами. Среди мертвецов можно увидеть короля, папу, воинов и женщин. Это, своего рода, символ присутствия на Страшном суде всего человечества. В верхней части — Христос и два ангела с обеих сторон.
Крыша собора сделана из плиток 5 мм толщиной из свинца, которые выложены внахлест. Поэтому общий вес крыши составляет около 210 тонн. В верхней части собора присутствуют изображения химер и гаргулий. Шпиль собора имеет дубовую основу и покрыт свинцом, общая высота его 96 метров. У основания шпиль окружен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов работы Жоффруа Дешоме.
Возле каждой группы находится свое животное, символизирующее евангелиста: бык — символ Луки, лев — Марка, ангел — Матфея и орел — Иоанна. Все статуи обращены в сторону Парижа.
Основная часть витражей была сделана в середине 19-го века. Роза над входом в собор (главный витраж) частично сохранившаяся со Средних веков, а в центре ее Богоматерь, вокруг расположены знаки зодиака, грехи и достоинства. На южном и северном фасадах собора находятся две боковые розы. Во время реставрации витражи окон розы предполагалось выполнить в белом цвете, но Проспером Мериме было предложено выполнение роз в средневековом стиле.
Большой колокол звучит очень редко, а остальные — звонят в 8 и 19 часов. У каждого есть свое собственное имя и тональность. Внутри собора поперечные нефы (трансепты), пересекаясь с продольным, образуют крест. По центру самого длинного нефа расположена последовательная серия скульптур, изображавшая Евангелие. В правой части собора расположены часовни, украшенные картинами и скульптурами различных художников. Эти изображения искусства по многовековой традиции были преподнесены ежегодно в дар собору в первый день мая.
Люстра собора выполнена из посеребренной бронзы, выполненная по рисунку Виолле-ле-Дюка вместо переплавленного в 1792 году, а в 2007 году была отреставрирована. Галерея королей представлена каменными фигурами, выстроенными в ряд. Оставшиеся из созданных в 19-м веке изображают царей из Ветхого Завета. Ранее на этом месте находились статуи французских королей Средних веков, которые во время Французской революции были обезглавлены и разбиты.
Достопримечательности Собора Парижской Богоматери
Одной из основных достопримечательностей собора является большой орган, установленный в соборе в 1402 году. Предыдущий был помещен в готический корпус. На протяжении многих лет орган несколько раз реконструировался и достраивался. Самыми основательными считаются проведенные работы в 1733 году и 1788 году. В 1992 году благодаря сотрудничеству с «Синаптелью» удалось полностью компьютеризировать орган.
Со времен реставрации орган состоял из 46 регистров, расположенные на пяти мануалах. Во время его строительства использовалась определенная часть труб неповторимого инструмента, двенадцать из которых сохранились и по сей день. Инструмент имеет корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.
Сегодня орган имеет 8 тысяч труб и 111 регистров. Около 900 труб сохранились с времен Тьерри и Клико. Среди современных инструментов орган остается самым большим по числу регистров.
Заключение
Посещение Собора Парижской Богоматери поможет любознательному туристу окунуться в атмосферу Средних веков и французских королей.
Собор Парижской Богоматери - легенда готики (Notre Dame de Paris)Собор Парижской Богоматери - легенда готики (Notre Dame de Paris)
«Il est venu le temps des cathédrales»…песня из ставшего столь популярным мюзикла «Notre-Dame de Paris» принесла славу не только исполнителям, но и пробудила интерес всего мира к роману Виктора Гюго, и к самому грандиозному собору Франции Собору Парижской Богоматери.
Собор, воспетый Виктором Гюго в его одноименном романе, считается главным духовным центром Парижа, а многие называют его «сердцем» города. Возвышаясь над Парижем, собор привлекает не только своим великолепием, но и многочисленными тайнами, о тайнах Собора Парижской Богоматери слагаются легенды.
На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.
Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.
Длина собора составляет 130 метров, высота башен - 69 метров, вместительность около 9000 человек.
Собор Парижской Богоматери был построен на развалинах римского храма, посвящённого Юпитеру. Первый камень базилики был заложен Папой Александром III в 1163 году.
В строительстве принимало участие много разных архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западный фасад и башни.
Строительство башен было завершено в 1245, а весь собор — в 1345 году. Исполинские размеры собора не знали себе равных до середины XIII века, когда началось строительство кафедральных соборов в Реймсе и Амьене.
О западном фасаде Собора Парижской Богоматери Ле Корбюзье говорил как о "чистом создании духа". И правда, присутствующие здесь две геометрические фигуры - круг и квадрат, символизируют, соответственно, бесконечность Бога и ограниченность созданного им пространства. Их совместное существование в линиях фасада показывает, как мир Бога вторгается в мир, созданный через таинства Воплощения и Рождества Христова.
Под баллюстрадой тянется "галерея царей", 28 статуй которой представляют 28 поколений иудейских царей - предков Иисуса и Марии.
Западный фасад Нотр-Дам имеет три входа, их стрельчатые порталы украшены скульптурными панно с изображениями разных эпизодов Евангелия. Здесь кратко и выразительно рассказана и воплощена суть христианства.
На фото - центральный портал, известный как "Портал Страшного Суда". Арки входа поддерживают по семь статуй с каждой стороны. Внизу по центру на перемычке изображены мертвецы, восставшие из могил, разбуженные двумя ангелами с трубами. Над ними изображена сцена взвешивания душ умерших архангелом Михаилом. Согласно этому, избранных ведут в Рай (по правую руку от Христа), а проклятых дьявол ведёт в ад, налево. Далее вверх, на тимпане, изображён Христос-Судия и ангелы. Изгибы свода заняты изображениями ангелов, патриархов, пророков, мучеников и дев.
Северный "Портал Богоматери" рассказывает об Успении Девы Марии, её вознесении в Рай и коронации в качестве Царицы Небесной.
Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.
Шпиль Собора, в основании статуи Апостолов.
Конная скульптура Карла Великого перед фасадом
Позади собора собора Фонтан девственницы
В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и здесь довольно темно и мрачно. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками.
Кроме свечей, собор дополнительно освещён при помощи бронзовых люстр, но света всё равно недостаточно, и требуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к полумраку, царящему внутри.Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.
Величественный интерьер собора, его невероятных размеров нефы и трансепт поражают каждого входящего! Норт-Дам служил местом коронаций французских монархов и благословления крестоносцев. А 18 августа 1572 года именно здесь произошло бракосочетание Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа, знакомой нам по знаменитому роману Дюма "Королева Марго".
Массивность колонн, на которые опираются стрельчатые своды нефов, облегчают резные капители. Орнамент, которым они украшены, походит на листву деревьев и служит напоминанием об Эдемском саде.
Стоя спиной ко входу, можно одним взглядом охватить центральный неф, находящийся в центре главный алтарь со статуей Скорбящей Богоматери, а также место пересечения центрального нефа и трансепта собора - средокрестие, особо освещённое и отмеченное изображением Девы Марии.
Сначала почувствовав тонкий аромат, который невозможно спутать ни с чем, а затем - увидев огромный букет королевских лилий, который его источает, можно увидеть возвышающееся в глубине храма изображение Девы Марии - собственно Парижской Богоматери. Это произведение XIV века было помещено в собор лишь в 1818 году взамен статуи XIII века, уничтоженной во время Великой Французской революции. Размещённая на своём историческом месте, эта Дева Мария является одним из 37 изображений Богоматери в посвящённом ей соборе.
Мрачность стрельчатых сводов Нотр-Дам скрашивают яркие витражи, которые украшают не только огромные окна-розы северного и южного порталов, но и многочиленные оконца, расположенные под самым потоком.
Именно благодаря этим удивительно чётким и насыщенным цветом картинкам, храм перестаёт давить и сковывать своими размерами, витражи придают "человечности" интерьеру и скудное освещение собора перерождается в загадочные сумерки. Перед этими яркими пятнами невольно останавливаешься и рассматриваешь изображения, стараясь вспомнить или узнать тот или иной библейский сюжет, который иллюстрирует витраж.
Разумеется, колоссальное впечатление производят и окна-розетки. Здесь на фото - северная розетка, созданная около 1250 года, та, в которой сохранилось большая часть оригинального стекла. В центре изображена Дева Мария, несущая в чреве своём младенца Иисуса, окружённая персонажами Ветхого Завета. Обе розетки диаметром в 13 м считаются шедеврами христианского искусства.
Как и в большинстве католических соборов (в отличие от православных), в Соборе Парижской Богоматери существует двойная галерея, окружающая хоры и главный алтарь. Она таянется вдоль алтарной преграды - высокой перегородки, отделяющей клирос от нефа, которая позволяла священникам творить молитвы в мире и уединении, оградив себя от шумной паствы.
Со стороны галереи алтарная преграда украшена полихромными барельефами, сохранившимися, однако, в своём первозданном виде лишь частично. Здесь на фото - барельеф, на котором можно узнать Христа и его учеников.
В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Он проделал путь от Иерусалима в Константинополь. До 1063 года он хранился в Иерусалиме, в 1063 году он был перевезен в Константинополь. Затем воины-крестоносцы захватили Византию.
Византия находилась в разграбленном состоянии, местные князья нуждались в деньгах, и Бедуин II стал распродавать реликвии. Так терновый венец был выкуплен Людовиком IX.
В 1239 году Терновый венец был доставлен в Париж. По приказу Людовика он был помещен в специально построенную часовню., где он и находился до французской революции. В эпоху революции часовня была разрушена, но венец удалось спасти, и в 1809 году он был помещен в Собор Парижской Богоматери, где и находится по сегодняшний день.
Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.
Издавна гвозди являются спором историков, сколько же их было три или четыре? Но на этот вопрос ответ не найден по сегодняшний день.
Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать ворота, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.
Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.
Но самым захватывающим и запомнившимся событием при посещении собора стала для меня прогулка по галерее химер!
Взглянув снаружи на стены собора снизу вверх, можно невооружённым взглядом увидеть высыченных из камня чудовищ, летучих мышей, вампиров и мифических существ, которые как бы выпрыгивают и вылезают наружу.... На самом же деле это - не что иное как концы балок и перекрытий, укрышенные мордами чудовищ. Кажется совершенно немыслимым и несовместимым это сочетание изображений демонов с самими зданием христианского храма. Однако, согласно христианской иконографии здесь всё логично и закономерно. В эпоху Средневековья люди верили, что подобное отпугивает подобное, и соответственно, чтобы отвратить злых духов и самого Нечистого от храма, нужно изобразить эту самую нечисть на самом храме. Вот так и "поселились" здесь эти странные создания. И то ли они охраняют храм, то ли бегут из него, охваченные ужасом.....
Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?
Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.
По углам каждой из колоколен установлены статуи химер и гаргулий - замысловатая выдумка архитектора Виолле-ле-Дюка, с 1841 года руководившего реставрационными работами в Нотр-Дам, и пожелавшего украсить таким образом здание, а заодно и вызвать интерес и привлечь к нему внимание публики.
Это - самая известная из химер, её видно сразу же у входа в галерею. Как бы призадумавшись она созерцает с высоты жизнь вечно изменяющейся столицы... Признаюсь, я отчасти явилась в галерею ради этого кадра, потому как уже много раз видела такое изображение, но, разумеется, хотела убедиться в существовании такого персонажа самолично.
Все эти невероятные монстры, животные-гибриды и фантастические птицы примостились на выступах колоколен и "охраняют" древнее здание.... И здесь, ещё больше чем там, внизу, поражаешься этому сочетанию несочетаемого в одном и том же месте - добро и зло, святость и порок существуют здесь независимо и параллельно друг от друга, - священная обитель христианства, и злые духи на его колокольнях....И тем не менее - всё это образует единое здание храма, архитектурный комплекс, к которому, пожалуй, более всего подойдёт эпитет "застывшая музыка".
А вот гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». И считается, что самые красивые гаргульи находятся на уровне аркбутанов хора. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.
С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.
Собор Парижской Богоматери настолько разнообразен и многолик, что каждый год привлекает огромное количество туристов. Каждое воскресенье можно посетить католическую мессу, и услышать самый большой орган Франции, услышать необыкновенное звучание шеститонного колокола (именно к этому колоколу Квазимодо питал особую любовь)
Виды Парижа, открывающиеся с высоты собора поражают воображение! Весь город можно охватить одним взглядом. На востоке - Сена и современная часть города...
А на западе, - его историческая часть. На острове Сите видны часовня Сен-Шапель и Дворец Правосудия, а дальше - Лувр, район Ля Дефанс и Эйфелева башня.
Побыв в галерее химер минут 5-10, не знаешь, куда уже смотреть: то ли на гаргулий, то ли на Париж, то ли на ставший невероятно близким собор, на те его уголки, которые не видны оттуда, снизу, и до которых здесь - рукой подать!
Например - до шпиля высотой в 90 м, сконструированного тем же Виолле-ле-Дюком вместо маленького шпиля, который был разрушен во время Революции...
Или до ангела, возвешающего Последний день Мира...
Или до кровожадных чудовищ, пожирающих свои жертвы...
"Эммануэль" весит более 13 тонн, а его язык - около 500 кг. Звонит колокол только в самые торжественные дни - по большим католическим праздникам.
Есть некая необыкновенная стройность и гармония во всём облике именно этого храма. Громоздскость и монолитность - на первый взгляд, и необыкновенная лёгкость и воздушность - если приглядеться повнимательнее, или обойти и рассмотреть его со всех сторон.
Этот сквер позади собора - один из самых уединённых и уютных уголоков в городе. Совсем рядом - многолюдные бульвары, пристани речных трамвайчиков, станции метро, шумные площади, толпы неугомонных тристов, атакующих и сам собор, и прочие достопримечательности острова Ситэ... А здесь тихо. Тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают случайные прохожие.... И сам собор является логичной доминантой этого места, куда устремлены взоры всех, кто здесь находится.Отсюда открывается замечательный вид на скульптурные композиции, окна-розы и арочные контрфорсы и аркбутаны восточной части собора. Навряд ли Нотр-Дам был бы настолько монументален и внушителен, не будь он надёжно защищён со своей наиболее уязвимой и хрупкой стороны - с тыла - таким чудесным садом.... И чем больше времени здесь проводишь, тем больше задаёшься вопросом: то ли собор построен посреди сада..... то ли сад насадили вокруг собора, дабы укрыть и защитить его от всякой нечисти и от посторонних глаз
God"s Garden ~ Notre Dame de Paris
God"s Garden ~ Notre Dame de Paris
God"s Garden ~ Notre Dame de Paris
God"s Garden ~ Notre Dame de Paris
God"s Garden ~ Notre Dame de Paris
God"s Garden ~ Notre Dame de Paris
Адрес:
Франция, Париж, 4-ый округ, остров Сите
Начало строительства:
1163 год
Окончание строительства:
1345 год
Архитекторы:
Жан де Шель, Пьер де Монтрей
Высота башен (колоколен):
69 м.
Основные достопримечательности:
Терновый венец, гвоздь (которым был прибит к кресту Иисус Христос), и часть самого креста, колокола собора, большой орган
Координаты:
48°51"10.7"N 2°21"00.6"E
Краткое описание
Начиная материал о легендарном Нотр-Дам де Пари, хотелось бы сразу отметить, что описать историю, легенды, особенности архитектуры величайшего в мире католического храма вкратце не получится. Правильнее будет сказать, даже краткий рассказ об этом удивительном месте потребует много времени.
Практически все французские гиды, проводящие экскурсии по Парижу , зачастую говорят, что во время того, как они рассказывают историю Собора Парижской Богоматери и знакомят туристов с его архитектурой, внутренним убранством и бесценными сокровищами, их не покидает ощущение того, что они находятся в месте невероятной силы. В соборе, у которого почти в любое время суток можно увидеть огромные толпы людей, действительно все пропитано атмосферой мистицизма и таинственности.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)
Наверное, именно по этой причине каждый год посмотреть на легендарный Собор Парижской Богоматери приезжают почти 14 (!) миллионов человек . Это число просто ошеломляет, вряд ли на нашей планете можно найти еще одно такое культовое место, которое словно магнит притягивала бы к себе столько людей ежегодно. Даже блеск Версальского Дворца и роскошь замков Луары меркнут перед популярностью Нотр-Дам де Пари, о котором написана масса романов, научно-популярных статей и сняты сотни документальных фильмов.
Еще в древние века существовала пословица, в которой говорилось, что все без исключения дороги ведут в Рим , однако с ней не согласится ни один француз. Дело все в том, что Франция , это страна, где все без исключения дороги ведут к Собору Парижской Богоматери. Более того, еще с 18-го века в этой стране принято исчислять расстояние до любого города не от границ столицы, а от ее «сердца». Естественно, что сердцем Парижа считается, пожалуй, самый величественный собор в мире Нотр-Дам де Пари. Кстати, согласно результатам археологических исследований, место, на котором построен Собор Парижской Богоматери, считалось священным еще со времен появления здесь первых поселений людей.
Вид на Собор Парижской Богоматери со стороны р. Сена
Конечно же, в одном материале не получится рассказать обо всех интереснейших находках, но вот то, что на территории современного храма ранее стояла первая христианская церковь, а до нее святилище, посвященное языческому богу Юпитеру – факт, заслуживающий внимания. Эта древнейшая история, неразрывно связанная с местом, где сейчас возвышается Собор Парижской Богоматери, говорит лишь об одном, что центр Парижа это действительно место, где осуществляется связь человека с высшими силами.
Многие путешественники, приехавшие в Париж, чтобы воочию увидеть его огромное количество достопримечательностей и величайших памятников истории и архитектуры, находясь возле его «сердца», всегда испытывают сильнейшее волнение.
Интересно и то, что чувство благоговения перед высшими силами испытывают у Нотр-Дама де Пари все без исключения люди, независимо от их вероисповедования. Еще во времена Советского Союза счастливчики, которым удавалось посетить капиталистическую страну, «утопающую в роскоши», в первую очередь стремились не к Эйфелевой башне , а к Собору Парижской Богоматери, с которым они были «знакомы» лишь по рассказам Виктора Гюго.
Вид на Собор Парижской Богоматери с моста О Дубль
Собор Парижской Богоматери - история возведения величественного готического храма
Увы, в настоящий момент не найдено никаких документальных подтверждений о том, кто торжественно заложил первый камень в строительство Собора Парижской Богоматери . Одна часть историков утверждает, что это был Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, проливающие свет на то, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Однако свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», увы, скорее всего, безвозвратно утеряны. Этот факт, на первый взгляд, не имеет особого значения, но только лишь на первый взгляд… Дело все в том, что в те далекие времена, когда начиналось возведение Собора Парижской Богоматери, открывать строительство католического храма обязательно должен был священник. Да и огромное количество вопросов, связанных с храмом, были бы разрешены, если бы удалось доподлинно узнать, кто же заложил в собор тот самый «первый камень».
Как бы там ни было, уже через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь: произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено: оставалось лишь закончить отделочные работы и украсить внутренний интерьер.
Вид на сквер Жана XXIII за Собором Парижской Богоматери
Правда, «сдать» полностью собор удалось лишь в 1345-м году. Если говорить сухим «статистическим языком», то строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен это было величественное сооружение, строительство которого было завершено, как сказали бы современные архитекторы, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора , который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.
Говоря об истории строительства Собора Парижской Богоматери, невозможно не упомянуть имена двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это, без преувеличения сказать, архитектурное чудо света . Главными архитекторами, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас ежедневно приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты и в историю вошли лишь два из них: Пьер из Монтрейля и Жан из Шелля.
Вид на Собор Парижской Богоматери ночью с р. Сена
Легенды Собора Парижской Богоматери
С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений . Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого…, нет, не Бога, как подумали некоторые, а дьявола. Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане.
Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно! Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно…. Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.
Вид на северную и южную башни собора
Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции. Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил. Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром. Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.
Собор Парижской Богоматери - непростая история
В Нотр-Дам де Пари торжественно короновали великих императоров, именно в этом храме перед Богом заключали свои союзы короли и королевы. Крестоносцы, отправлявшиеся на войну за истинного Бога, получали в этом соборе благословение. Самые богатые люди Парижа считали это место самым надежным хранилищем для ценностей и сдавали на хранение в собор свои несметные сокровища.
Вид на главный фасад здания на котором расположены главное витражное окно-роза над входом в собор, галерея Королей и статуя Девы Марии с ребёнком и ангелами
Именно в этом храме Наполеон Бонапарт надел на свою голову корону новой Французской Империи. Было бы несправедливо говорить о том, что один из самых величественных католических храмов был рассчитан только для посещения коронованных особ или самых влиятельных людей Франции. Нет, огромное внимание в Соборе Парижской Богоматери уделялось и нищим, которым здесь всегда были рады оказать посильную помощь .
Несмотря на то, что «сердце» Парижа считалось в Европе одним из главных оплотов христианской веры, оно, как и многие достопримечательности великой страны, пострадало во время французской революции. Парижане, вдохновленные речами революционеров и, словно обезумев, ворвались в Нотр-Дам де Пари и нанесли непоправимый ущерб многим статуям. Горожане добрались и до сокровищницы, которую практически полностью разграбили. Более того, Собор Парижской Богоматери революционеры решили взорвать.… Вот тут то, как часто упоминают многие папы римские, и вмешались высшие силы: у бунтовщиков неожиданно закончился порох. Революционеры растерялись и решили не взрывать собор, а приспособить его под склад, где стали хранить запасы провианта.
Центральным входом в собор над которым находится скульптурное панно Страшного суда
Спасителем Нотр-Дам де Пари принято считать Виктора Гюго, прах которого покоится во французском Пантеоне . Именно он в своем первом романе призвал всех французов, несмотря на их политические взгляды, с любовью и искренним уважением относиться к памятникам архитектуры, истории и достопримечательностям, которыми и славится на весь мир прекрасная Франция.
Собор Парижской Богоматери - один из величайших храмов мира
Как уже упоминалось выше, каждый год к собору приходят около 14 000 000 человек. Такая его популярность объясняется не только уникальной архитектурой и поистине роскошным внутренним убранством. Собор Парижской Богоматери - это еще и место, куда совершают паломничество миллионы католиков. Дело все в том, что в храме высотой в 35 метров и шириной в 130 метров находятся одни из главных христианских святынь. К слову, колокольни храма гораздо выше его самого, их высота составляет 69 метров. В Нотр-Дам де Пари хранится гвоздь, которым был прибит к кресту Спаситель всего человечества, и часть самого креста. Кроме этого, в Соборе Парижской Богоматери все верующие могут увидеть и поклониться терновому венцу, в котором Иисус Христос восходил на место своей казни. К слову, терновый венец был приобретен за огромную сумму королем Франции у римского императора еще в 1238-м году. Как становится понятно из истории собора, описанной выше, одна из главных святынь попала во Францию еще до окончания строительства «сердца» Парижа.
Статуи на центральном портале собора
За всю историю своего существования сокровищница собора постоянно пополнялась различными дарами, среди которых можно встретить уникальные экспонаты, датируемые началом нашей эры, и которые попросту невозможно оценить в денежном эквиваленте. Многие из этих даров имеют не только историческую ценность, они являются святынями, которым и поклоняются миллионы паломников.
Многие туристы, впервые попавшие в Собор Парижской Богоматери, удивляются тому, что на стенах всех трех ярусов храма нет ни единой настенной росписи. Правда, стены от этого не кажутся мрачными: солнечный свет, проникающий через огромные окна, украшенные прекрасными витражами, выполненными великими мастерами, на которых изображены библейские сцены, делает помещение светлым и, даже, можно сказать, фантастическим. Некоторые витражи Нотр-Дам де Пари в диаметре достигают тринадцати метров, на них полностью умещается «рассказ» в картинах о рождении, жизни и казни Иисуса Христа.
Галерея королей на главном фасаде здания
Отдельного внимания заслуживают и колокола собора. Кстати, каждый колокол Собора Парижской Богоматери имеет свое имя. Самый огромный колокол католического храма носит имя Эммануэль , его вес достигает 13 (!) тонн, а язык весит чуть более полутоны. Самый старый из всех колоколов называют Белль (да-да, как и персонажа из всем хорошо известного романа), он был отлит еще в 1631 году. В колокол Эммануэль звонят только в самые значимые католические праздники, а вот остальные колокола оглашают Париж в 8 утра и в 7 вечера. Все эти колокола также чудесным образом избежали переплавки во время бесчинств толпы во время французской революции.
Если посетитель собора решится зайти в него через центральный вход (всего их три), то ему предстоит увидеть реалистичное изображение Страшного суда.
Два ангела с трубами разбудили на всей нашей планете мертвецов: из могил встал король, символизирующий власть, папа римский, символизирующий духовенство, и воины с женщиной, которые показывают, что во время Страшного суда от вечного сна проснется все человечество.
Вид на восточный фасад здания
В наши дни Собор Парижской Богоматери является действующим католическим храмом, входящим в парижское архиепископство. В нем постоянно проходят богослужения, но чтобы попасть на них следует прийти к храму как можно раньше: его вместимость не превышает 9 000 человек. Кстати, богослужения в Нотр-Дам де Пари проходят с применением ультрасовременных технологий: при помощи специальных эффектов на огромный экран проецируются молитвы на двух языках: английском и, конечно же, французском. Вознести свои молитвы к Богу верующие могут под звуки самого огромного во всей Франции органа. Более того, орган Собора Французской Богоматери содержит наибольшее число регистров в мире: в наши дни их насчитывается 111!
Вход в Собор Парижской Богоматери бесплатный, но вот его посещение с гидом разрешено только в определенные дни и время: среда и четверг в 2 часа дня, и в субботу в 14-30. Кроме этого, любой желающий может подняться и на одну из башен, с которой откроется удивительный и незабываемый вид на Париж. Правда, подъем по 387 ступеням на башню обойдется в 8 евро, а дети и подростки до 18 лет смогут взойти на вершину Нотр-Дам де Пари бесплатно.
Интересно и то, что празднования знаменательной даты 850-летия собора начались 12 декабря 2012 года. Торжественные мероприятия будут длиться практически целый год: их планируется завершить 24 ноября 2013 года. Для Собора Парижской Богоматери в честь его юбилея в мастерских были отлиты сразу девять новых колоколов, которые присоединятся к Эммануэлю и Беллю. Кроме этого, в типографиях уже запущена печать специального проспекта для паломников, в котором будет подробно описана история Нотр-Дам де Пари, его легенды и тайны.
Собор Парижской Богоматери - пожар в апреле 2019 года
Вечером 15 апреля 2019 года произошла страшная трагедия. В мансарде знаменитого храма началось возгорание, и пламя охватило верхнюю часть здания. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Готический шпиль высотой 96 м покосился и обрушился.
Горящий шпиль собора Парижской Богоматери
Полиция спешно эвакуировала всех людей с острова Сите. За катастрофическим пожаром наблюдали многие парижане и туристы. Огромные клубы дыма и языки пламени снимали на фото и видео. Верующие вставали на колени и молились. В это время расчеты из 400 парижских пожарных вели борьбу с огнем. Окончательно ликвидировать пожар удалось лишь утром следующего дня.
Последствия возгорания оказались ужасными. Деревянный каркас кровли, изготовленный в XII-XIII веках из 1300 первосортных дубов, полностью сгорел. От высокой температуры расплавились свинцовые листы на крыше. К счастью, рухнувший деревянный шпиль не повредил каменный свод собора, и неф остался целым. Обе башни собора тоже остались невредимыми.
Значительный урон получила ризница храма, в которой хранились бесценные христианские реликвии. Удалось спасти терновый венец Иисуса Христа. Пострадала часть внутренних помещений и две трети крыши. Однако, остались целыми старинный орган, средневековые витражии розетки.
Возле собора побывал президент Франции Эмманюэль Макрон. Он заявил, что культурно-исторический символ страны будет обязательно восстановлен. Было объявлено о сборе средств на реконструкцию Нотр-Дам де Пари. К середине дня 16 апреля 2019 года фонд восстановления Собора Парижской Богоматери получил пожертвований на сумму более 300 млн евро и средства продолжают поступать.
Культовое сооружение Франции - собор Парижской Богоматери - является не только храмом и памятником архитектуры, но и культурным наследием страны. Наряду с Эйфелевой башней посещение собора в Париже не пропускает практически ни один турист. С чего начинается история сооружения, и как обстоят дела в наши дни?
История собора Парижской Богоматери
Храм Нотр-Дам де Пари расположен на месте, где ранее находились романские, христианские, меровингские святыни. Возведение величественного здания началось в 1163 году при короле Людовике VII, который всю жизнь посвятил церкви. Папа Александр III удостоился чести заложить камень в основание собора. Строительство заняло почти два века, окончившись лишь в 1345 году.
Возведением руководили множество архитекторов, но это не помешало им соорудить один из самых величественных храмов на планете. Собор выдержан в готическом стиле, разбавленном романским обликом. Некрасивые выходы труб закрывали статуями и горгульями. За все время существования собор видел тысячи битв и сражений, а однажды памятник архитектуры едва не разрушили якобинцы во время Французской революции.
Драгоценную утварь храма разграбили, а скульптуры разрушили и обезглавили. Из святыни здание превратилось в Храм Разума, а позже в продовольственный склад. Сооружение нуждалось в срочной реставрации. Памятку спас роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который стал центром действий между героями - Квазимодо и цыганкой Эсмеральдой. Произведение не только прославило автора, но и заставило народ понять ценность храма.
В скором времени Нотр-Дам подлежал реставрации под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Всего на восстановительные работы ушло 23 года. Были восстановлены галереи горгулий и другие скульптуры, установлены химеры. Также не забыл архитектор о шпиле собора, который был уничтожен революционными действиями.
Ценность собора и его след в культуре
Ценность величественного строения не только в невероятной архитектуре, готическом стиле и мифических скульптурах. Под сводами собора образовывались новые королевские династии, получали благословение рыцари, хранили ценности богатые люди Парижа.
В Нотр-Дам де Пари Наполеон стал королем Французской Империи. Кроме того, служители собора помогали нищим. Также в храме проходил легендарный суд на Жанной Д’Арк, но уже после смерти девушки. Суд полностью оправдал француженку.
К Нотр-Даму примыкает пристройка - сокровищница. Здесь хранятся христианские реликвии: Терновый Венец, фрагмент креста и церковные произведения искусства.
Архитектурное строение оставило глубокий след в культуре не только Франции, но всего мира. Вот основные произведения, где фигурирует собор:
- роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»;
- роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»;
- произведение Осипа Мандельштама Notre Dame.
В 1956 году по роману Виктора Гюго сняли одноименную картину. Фильм режиссера Жана Деланнуа стал популярным во всем мире, а воплощение Эсмеральды актрисой Джиной Лоллобриджидой считается самым удачным.
Также изображение парижского собора в манускрипте запечатлел художник Жан Фуке. Интересно, что по приказу архитектора Виолле-ле-Дюка здания перед храмом были снесены и построена площадь. Здесь много архитектурных памятников и даже расположена звезда «Нулевой километр».
Собор важен и для современного поколения французов. Здесь бывают не только великие и знаменитые, но и обычные люди, которые просят у Бога исцеления и земных благ. Здание активно привлекает романистов и кинематографистов со всего мира.
Пожар в соборе Парижской Богоматери: как это было, последствия
К сожалению, 15 апреля 2019 года стало известно, что в соборе случился пожар. Огонь уничтожил значительные участки здания, но благодаря пожарной службе пламя удалось потушить утром 16 апреля. Деревянные конструкции быстро перегорали, в результате обвалилась крыша и шпиль Нотр-Дама.
Эксперты оценивают ущерб, который нанесен ценным витражам. Также выясняют силу повреждения органов, скульптур и колокола. Борьба с огнем затянулась, поскольку пламя нельзя было тушить с вертолетов - это грозило обвалом.
Точная причина возгорания пока не установлена. Есть предположение, что это случилось из-за реставрационных работ. Прокуратура Парижа работает над выяснением обстоятельств. Пожар нанес огромный урон старинному зданию, но все же несущие конструкции удалось спасти. Во время тушения к храму выехал президент Франции Эмманюэль Макрон и пообещал восстановить сооружение. Уже во вторник будут объявлены сборы средств.
Сотрудники экстренных служб заявляют, что в Нотр-Даме обрушился шпиль, обвалилось две трети крыши. Основная часть реликвий была спасена, в том числе Терновый Венец и туника святого Людовика. Судьба произведений искусства, которые находились в общем зале, пока не известна.
На реконструкцию собора Парижской Богоматери обещал выделить средства один из богатейших людей Франции. Владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино пожертвует сумму в размере 100 млн евро. О намерениях отца заявил его сын Франсуа-Анри. Он сообщил, что семья готова дать деньги из фондов на полное восстановление здания.
Перед вами история зарождения, расцвета и трагедии великого произведения архитектуры. Надеемся, реконструкция не растянется на десятилетия, а туристы вскоре снова смогут насладиться видами Нотр-Дам де Пари.
Побродив по кварталу Маре, 1 мая мы направились в колыбель Парижа - остров Сите , чтобы посмотреть одну из главных достопримечательностей Парижа - собор Парижской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame de Paris ).
Именно на острове Сите (Île de la Cité ) зародился Париж. Свыше 2 тыс. лет назад его заселило галльское племя паризиев. Благодаря стратегическому положению острова он оставался центром всех городов, которые воздвигались здесь при римлянах, франках, Капетингах. В результате градостроительных преобразований барона Османа облик острова Сите изменился почти до неузнаваемости. Сохранились, однако, такие значительные средневековые постройки, как собор Парижской Богоматери , Сен-Шапель и Консьержери.
Сначала мы очень мило посидели в сквере Иоанна XXIII (Square Jean XXIII ) на берегу Сены, позади собора Нотр-Дам. Несмотря на обилие народа, здесь было довольно спокойно и уютно, очень зелено и приятно. Из этого сквера открывается великолепный вид на собор и его скульптурные композиции, а также поддерживающие крышу и стены Нотр-Дама контрфорсы. В XVII веке здесь находилась резиденция архиепископа, однако в 1831 году архиепископский дворец был разграблен и осквернен революционерами, а позже разрушен. Потом этот пустырь купил парижский префект граф Рамбюто (Comte de Rambuteau ), он же в 1844 году разбил здесь чудесный сад. С 1845 года садик украшает псевдоготический фонтан Девы или архиепископский фонтан (la fontaine de la Vierge или la fontaine de l"Archevêché ), созданный по проекту архитектора Альфонса Вигурё (Alphonse Vigoureux ). Фигура Богоматери с младенцем выполнена скульптором Луи Мерльё (Louis Merlieux ). На постаменте, где она стоит, можно заметить фигуры 12 апостолов (по четыре на каждой из трех граней), а в самой нижней части фонтана - фигуры трех архангелов (из их ног, собственно, и льется вода). Сам сквер назван в честь одного из самых популярных пап XX века - Иоанна XXIII , который был римским папой в 1958-1963 гг.
Вид на фонтан Девы и собор Парижской Богоматери из сквера Иоанна XXIII:
Посидев в скверике Иоанна, мы отправились к главному входу в собор. Очередь - на всю площадь! Но, к счастью, двигалась довольно бодро. Внутри собора, соответственно, тоже народу предостаточно. Спасает то, что все двигаются организованно, против часовой стрелки: от западной стороны собора к южной и затем, через алтарную (восточную) часть, к северной.
Рядом с собором находится статуя Карла Великого, который объединил христианские народы Запада. В 768 году Карл стал королем, а в 800 году - императором.
История собора Нотр-Дам-де-Пари
История собора Нотр-Дам-де-Пари на острове Сите довольно любопытна. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) был построен на месте развалин римского храма. Первый камень в его основание заложил папа Александр III в 1163 году (по другим сведениям, это был епископ Морис де Сюлли). Работы над строительством огромного собора были завершены лишь к 1330 году. При размерах 130 м в длину и 35 м в высоту (не считая сводов) Нотр-Дам-де-Пари далеко превосходил по масштабам большинство других готических соборов. Для реализации проекта даже пришлось изменить планы застройки целого района!
В 1793 году революционеры превратили собор в «храм разума» и ограбили (Робеспьер приказал обезглавить «каменных королей, украшающих церкви»), в 1795-1802 гг. он был закрыт и даже служил винным складом. В 1804 году здесь состоялась коронация Наполеона (именно при Наполеоне Нотр-Дам был возвращен церкви и вновь освящен). В 1944 году в Нотр-Даме прошла церемония по случаю освобождения Парижа, а в 1977 году - похороны генерала де Голля.
В 1841 году начались работы по полной реставрации Нотр-Дама под руководством известного архитектора и реставратора Виолле-ле-Дюка (Viollet-le-Duc ) (он же, кстати сказать, занимался реставрацией Сент-Шапель). Работы по восстановлению здания и реставрации скульптур, замене разбитых статуй и сооружению 90-метрового шпиля, спроектированного Виолле-ле-Дюком вместо разобранного в 1786 году, велись 23 года.
Собор Нотр-Дам-де-Пари: интересные факты
У основания шпиля собора Нотр-Дам установлены фигуры 12 апостолов , спускающихся вниз. Каждая группа состоит из трех апостолов, и каждую сопровождает крылатое существо, символизирующее одного из четырех евангелистов (ангел, лев, телец и орел). Взгляды всех апостолов направлены вниз, в сторону города, и лишь один апостол, св. Фома, смотрит на собор : он обернулся, чтобы в последний раз взглянуть на свое творение. Дело в том, что, по замыслу Виолле-ле-Дюка, фигура этого апостола (покровителя архитекторов) олицетворяет его самого, его профессию; это своеобразная подпись мастера (неслучайно в руках у этого апостола линейка).
Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари
Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора (в средние века химер на Нотр-Даме не было). Знаменитые химеры прячутся на верхней площадке у подножия башен.
Гаргульи парижского Нотр-Дама относятся к средним векам, а точнее к XIII веку, и известны не менее, чем химеры. Самые красивые гаргульи, как считается, находятся на уровне больших аркбутанов хора (они более вытянутые и, если можно так выразиться, стройные, чем их чуть более молодые сестры (в районе 1225 против 1240 года)). Благодаря прочному известняку (лиесу ), добываемому в бассейне Сены, чудовища хорошо сохранились. К тому же, помимо идеального строительного материала, стоит отметить, что Париж эпохи средневековья был большим городом, куда стекались работать множества замечательных мастеров и, в частности, скульпторов. Вот фотографии нескольких гаргулий, сделанные нами во время этой поездки (точно не знаю, с какой части фасада сделаны эти снимки):
Строго говоря, гаргульи (иногда встречается написание горгульи ) - это вовсе не то же самое, что химеры. Хотя их часто путают. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Впечатляющие ливневые массы могут извергаться из их пастей далеко за пределы собора, так что гаргульи, по сути, защищают стены храма от повреждений, а фундамент здания - от разрушения.
Что же касается химер , установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими звериными атрибутами. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, - чисто декоративная.
На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chimères ). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. В средние века этих скульптурных элементов на соборе не существовало: их, как говорилось выше, решил ввести Виолле-ле-Дюк , чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома (). Виолле-ле-Дюк и его команда не побоялись нового и доказали, что собор Парижской Богоматери - это не музей и не застывший памятник прошлого, а живой храм, который развивается и дополняется новым декором.
Наиболее известная химера Нотр-Дама - это Стрикс (la Stryge ) (от греч. strigx , то есть «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком. Уже римляне опасались этих зловредных ночных духов, напоминающих вампиров. Химера-стрикс прославилась благодаря офортам французского гравёра Шарля Мериона (Charles Meryon ) (1821-1868) с видами Парижа. Вот эта знаменитая гравюра 1853 года:
Чтобы попасть на галерею химер, нужно пройти 387 ступеней северной башни, и тогда открывается прекрасная панорама города и можно сделать отличные снимки знаменитых чудовищ, взирающих на расстилающийся внизу Париж и будто насмехающихся над всеми мерзостями и безобразиями, которые происходят на земле. Мы, правда, подниматься на башню не стали, уже не помню точно, почему. Наверное, из-за очереди...
Порталы главного фасада Нотр-Дам-де-Пари: внешний вид собора
Общий вид собора:
Парижский Нотр-Дам представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами. Готические соборы с двойными боковыми нефами строились довольно редко, что ставит собор в привилегированное положение. Двойные нефы разделены пополам продольными рядами гигантских колонн.
Три портала главного (западного) фасада собора:
Три портала главного (западного) фасада собора (центральный западный (Страшного суда), северный (слева) портал Девы Марии и южный (справа) портал Св. Анны, матери Марии) украшены великолепными скульптурами. Насколько я помню, весь народ впускали как раз через дверь правого портала, то есть портала Св. Анны, что вполне логично, учитывая направление осмотра.
По обеим сторонам от западного окна-розы (1225 году) на главном фасаде тянется галерея Царей. В галерее Царей (La galerie des rois ) представлены 28 фигур библейских (иудейских) царей, предков Христа. В 1793 году фигуры были обезглавлены революционерами, так что нынешние головы - дело рук реставраторов XIX века, работавших под руководством Виолле-ле-Дюка (правда, в 1977 году во время строительных работ в 9-м округе Парижа, на улице Шоссе д"Антен, удалось найти 21 из 28 голов царей, сейчас они выставлены в средневековом музее Клюни (musée de Cluny ); хотя и покалеченные, они сохранили некоторые следы былой полихромности: красный оттенок губ, розовые щеки, черные брови и т.п.). Высота каждой фигуры - свыше трех с половиной метров. Створки ворот собора украшены прекрасным узором из кованого железа.
Нижняя западного фасада с галереей королей (фрагмент):
Над Галереей царей расположена знаменитая розетка западного фасада с так называемым балконом Девы (Le balcon de la Vierge ). Статуя Девы Марии с младенцем в окружении двух ангелов была выполнена в XIX веке под руководством Виолле-ле-Дюка, взамен оригинальной средневековой фигуры, сильно пострадавшей от времени и климатических воздействий.
По обеим сторонам от розетки (соответственно, над порталом Девы и порталом Св. Анны, на уровне галереи (балкона) Девы) установлены скульптуры Адама и Евы . Эти скульптуры вызывают серьезную полемику искусствоведов; многие считают их появление на фасаде принципиальной ошибкой Виолле-ле-Дюка. В древности эту часть собора украшала только скульптура Девы Марии.
Над центральным порталом западного фасада собора помещено изображение Страшного суда (Portail du Jugement dernier ). Этот портал с поразительным скульптурным оформлением относится к XIII веку (1220-1230 гг.). Портал представляет Страшный суд так, как он описан в Евангелии от Матфея. В центре, на междуоконном столбе (trumeau ), разделяющем двери центрального портала на две половины, располагается большая статуя Иисуса Хриса, Благого Господа (Le Beau-Dieu ) с Книгой Жизни (на постаменте, где он стоит, изображены фигуры, олицетворяющие свободные искусства). Эта фигура Христа считается самым знаменитым творением французского скульптора XIX века Жоффруа-Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume ) (она была создана по рисунку Виолле-ле-Дюка).
Центральный портал (портал Страшного суда) западного фасада собора:
По сторонам от Христа, на откосах стен портала, в проемах (ébrasements ) помещены статуи двенадцати апостолов , по шесть с каждой стороны: на левом опорном столбе Варфоломей, Симон, Иаков Алфеев (Младший), Андрей, Иоанн и Пётр, на правом - Павел, Икаков Зеведеев (Старший), Фома, Филипп, Иуда Фаддей и Матфей. Апостолы обращены к Христу, проповедующему на центральной колонне. Статуи апостолов были уничтожены революционерами в 1793 году и впоследствии воссозданы Виолле-ле-Дюком, который вернул главному фасаду собора первоначальный облик.
У ног апостолов, на цоколе портала , в своеобразных «медальонах» представлены добродетели и противоположные им пороки. Например, овечка изображает кротость, доспехи - силу. А скажем, такой грех, как непостоянство, олицетворяет монах, забрасывающий свою рясу в кусты крапивы. Этим барельефам почти 800 лет. Тема добродетелей и пороков также обыгрывается в мотивах западной розетки.
Также на откосах стен портала, только ближе ко входу, на косяках роскошной двери, расположены десять фигур дев , по пять с каждой стороны. Символика этой части портала такова: не стоит отчаиваться, нужно просто бодрствовать и поддерживать огонь в своей лампе, как это делают мудрые девы , изображенные на левом опорном столбе (со стороны Рая). С противоположной стороны мы видим дев неразумных , у которых больше не осталось масла в светильниках, а ламповым маслом они не запаслись, когда вышли навстречу жениху. Имеется в виду притча о десяти девах , которая приводится в Евангелии от Матфея. Скульптуры дев также были воссозданы в XIX веке.
На нижней перемычке (по французски называемой linteau ) изображены мертвецы, вставшие из могил . Их разбудили два ангела с трубами (стоят по обеим сторонам). Среди мертвецов - один король, один папа, воины, женщины и даже один африканец (что символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).
Из первых двух архивольтов, обрамляющих тимпан, за воскресением мертвых наблюдают ангелы. Каждый по-своему выражает удивление этим зрелищем: во всей композиции не найдется двух одинаковых жестов или поз. Некоторые фигуры ангелов сохранили следы былой раскраски, эту средневековую полихромность (на следующей фотографии обратите внимание на складки драпировки и крылья):
Уровнем выше, на верхней перемычке изображен архангел Михаил , который взвешивает души умерших на весах правосудия, определяя избранных в Рай (левая сторона, то есть по правую руку от Христа). Два дьявола, большой и маленький, пытаются перетянуть одну чашу весов на свою сторону. Другие черти, такие же уродливые и рогатые, уводят грешников на цепи в ад. На лицах грешников отражены страх и отчаяние. Обе перемычки были реконструированы в XIX веке.
Сцена взвешивания душ и черти, которые утаскивают грешников в ад, - рельеф на верхней перемычке (виден также фрагмент нижней перемычкой с ангелом, возвещающим начало Страшного суда) (кстати, на этой фотографии достаточно четко видна граница, отделяющая старинные скульптуры XIII века (справа) от созданных в XIX веке (слева)):
Сцену взвешивания душ венчает небольшая арка, на которой покоятся ноги Христа. Грешник, не успевший покаяться, получает заслуженную кару: как показано в правом углу первого архивольта, он летит вниз головой прямо в ад. Но те, кто исповедовал веру Христа, могут присоединиться к блаженным душам в «лоне Авраамовом», на которое указывает ангел в левом углу первого архивольта.
На верхнем надвратном тимпане восседает Христос на престоле судии. Он поднимает руки, демонстрируя свои раны. Тимпан относится к 1210 году. Два ангела по бокам от Христа несут орудия его мучений: тот, что слева, держит копье и гвозди от креста, а тот, что справа, - собственно крест. По углам тимпана, по сторонам от ангелов, мы видим Марию (слева, то есть по правую руку от Христа) и евангелиста Иоанна (справа, по левую руку Христа). Эти фигуры в коленопреклоненных позах молятся за милосердие к роду человеческому.
Христос, восседающий на троне в день Страшного суда, - рельеф на верхнем тимпане:
На охватывающих тимпан изгибах свода (voussures ) - архивольтах портала - мы видим святых и праведников (ангелы, патриархи, пророки, отцы Церкви, мученики и девы), это так называемый cour céleste , то есть собственно обитатели Рая.
Интересно, например, изображение Авраама, который держит души праведников на полотнище, лежащем у него на руках. Это символ Рая, то самое «лоно Авраамово» (видите, на Авраама указывает ангел, а уровнем выше, над фигурой, расположенной слева от Авраама, сидит Моисей со скрижалями в руках).
Аду и его обитателям отведено совсем немного места (справа от зрителя). Но зато до чего колоритные, смачные фигуры! Обратите внимание, в частности, на фигуру пузатого упитанного дьявола в короне, который попирает трех грешников: богача, епископа и короля.
Другие изображения адских мучений и рыцарей Апокалипсиса в этой части портала:
Изображения на архивольтах относятся к XIII веку, как и верхняя часть портала (тимпан). Что касается остального скульптурного оформления портала, то оно было воссоздано в XIX веке усилиями Виолле-ле-Дюка. В то же время всеми признается необычайное качество проведенных реставрационных работ: элементы XIII века практически невозможно отличить от воссозданных Виолле-ле-Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к той эпохе, настолько прониклись ее духом.
Интерьер Нотр-Дам-де-Пари: внутри собора
1. Общие виды
Внутреннее убранство Нотр-Дам-де-Пари великолепно. Огромное величественное пространство с прекрасными работами знаменитых скульпторов. Алтарная преграда выполнена Жаном Рави (Jean Ravy ), «Пьету» создал Николя Кусту (Nicolas Coustou ), а статую Людовика XIV - Антуан Куазевокс (Antoine Coysevox ). На экскурсию по Нотр-Даму можно с легкостью потратить час или даже больше, даже если ты осматриваешь собор самостоятельно, без помощи прфессионального экскурсовода.
Внутренний вид собора: высокий неф, хоры и главный алтарь (вид из нефа в сторону алтарной части):
Расположение нефа на плане собора:
Вид на противоположную, западную сторону, где расположено западное окно-роза и большой орган Нотр-Дама:
Западное окно-роза (La rosace ouest ) (ок. 1220 г.) с фигурой Богоматери, которую оттеняют яркие витражи, - это центральный витраж Нотр-Дама . Он кажется огромным, но на самом деле самый маленький из трех розеток собора (витраж имеет 9,6 метров в диаметре). В центре - фигура Богоматери, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи, а также пророки. Витраж был практически полностью переделан Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Полностью рассмотреть этот витраж сейчас практически невозможно из-за органа, но это не беда: не менее прекрасными южным и северным окном-розой можно любоваться беспрепятственно.
2. Трансепт: витражи-розетки и статуя Парижской Богоматери
В этой части собора можно полюбоваться южным и северным окном-розой, а также скульптурой Парижской Богоматери с младенцем.
Расположение трансепта (поперечного нефа) на плане Нотр-Дама:
Южное окно-роза (справа, если смотреть со стороны входа, т.е. с запада) (La Rose Sud или Rose du Midi ) - огромный витраж на южном фасаде трансепта , его диаметр составляет 13 м. Часть этого витража XIII в. сохранилась в первозданном виде. Южная розетка была установлена приблизительно в 1260 году. Общее число витражных фрагментов розы: 84; розетка состоит из четырех концентрических кругов (12 медальонов, 24 медальона, затем 4-дольные и 3-дольные панели). Некоторые части розетки были заменены во время реставрации сначала в XVIII, а затем и в XIX веке. Сейчас многие витражи розетки находятся не на своих местах, и не всегда возможно определить, какая сцена первоначально занимала тот или иной участок композиции. Интересно, что во время реставрации, проводившейся в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул розетку на 15 градусов, чтобы укрепить ее на прочной вертикальной оси (считается, что это несколько смазало первоначальное впечатление вращения, сохранившееся у северной розетки). Витраж изображает Христа в окружении апостолов, а также почитаемых во Франции святых, мучеников, мудрых дев...
В четвертом круге витражей изображены двадцать ангелов со свечами, венками и кадильницами, а также сцены Нового и Ветхого Завета (в третьем и четвертом круге): бегство в Египет, исцеление паралитика, суд Соломона, Благовещение... В третьем круге последовательно представлено девять прекрасно сохранившихся сцен из жизни святого Матфея. Происхождение их неизвестно, однако эксперты единогласно датируют их последней четвертью XII века. Два нижних угловых витража (écoinçons ) изображают, соответственно, Сошествие в ад (причем сверху изображены Моисей и Аарон, а снизу искушение Адама и Евы) (с восточной стороны) и Воскресение Христа (с западной стороны) (сверху изображены святая Магдалина и святой Иоанн, а снизу святые Петр и Павел).
Витраж в центральном медальоне розетки не сохранился, и Виолле-ле-Дюк решил заменить его образом Второго пришествия Христа: меч, исходящий из уст Спасителя, символизирует Слово Божие, которое отделяет истину ото лжи. Вокруг изображены символы четырех евангелистов: ангел, орел, телец и лев, а у ног Христа - Книга Жизни и Агнец.
Розетка покоится на поясе витражных просветов (claire-voie ) - шестнадцать высоких стрельчатых витражных окон-«ланцетов », в сумме с которыми высота витража достигает 19 метров. Все эти узкие витражи, изображающие пророков, были созданы в XIX веке (1861) художником Альфредом Жерентом (или, на английский манер, Джерентом) (Alfred Gérente ) под руководством Виолле-ле-Дюка. По образцу Шартрского собора, в центре представлены четыре великих библейских пророка (Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль), которые на своих плечах несут четырех евангелистов (Матфей, Марк, Лук и Иоанн), что символизирует связь Ветхого и Нового Завета.
У юго-восточного столба трансепта стоит Богоматерь с младенцем . Эту статую, привезенную в XIV в. из часовни Сент-Эньян (chapelle Saint-Aignan ), называют Парижской Богоматерью . Из этой части алтаря исходил невероятный запах лилий, я всё никак не могла понять, что это такое. Оказалось, что статуя Парижской Богоматери оформлена большим количеством свежих белых лилий!
Огибаем алтарную часть и идем по левой стороне. Здесь можно полюбоваться северным окном-розой (ок. 1250 г.). Это витраж XIII в., расположенный на высоте 21 метра (диаметр, как и у южного витража, составляет 13 метров). Витраж изображает Богоматерь в окружении персонажей Ветхого Завета. Это истинный шедевр высокой (зрелой) готики. В отличие от розетки в южной части трансепта, этот витраж сохранился практически в первозданном виде с XIII века.
Композиция северной розетки очень динамична, здесь нет строго вертикальных или горизонтальных элементов, чем создается образ как будто вращающегося колеса. Этот витраж посвящен Ветхому Завету. Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков символизирует долгую ночь в ожидании Мессии. В центре изображены Богоматерь с младенцем, в медальонах вокруг - судьи, пророки, короли и жрецы.
3. Алтарная перегородка
Здесь начинаются прекраснейшие резные сцены из камня. Это алтарная преграда (La clôture du chœur ). В XIV в. Жан Рави (Jean Ravy ) (вероятнее всего, это был он, хотя точно не известно) вырезал из камня высокую перегородку, отделяющую клирос (хоры) от нефа. В середине XIX в. она была отреставрирована Виолле-ле-Дюком. Преграда изображает последовательную серию скульптурных сцен из Евангелия . Все они полихромные. Цвета были также подновлены командой Виолле-ле-Дюка.
Расположение хора (алтарной преграды и алтаря, до апсиды) на плане собора:
Южная часть преграды датируется началом XIV века и состоит из девяти сцен, изображающих явления Иисуса после Воскресения. В отличие от сцен северной преграды, они отчетливо отделены друг от друга столбиками.
« Явление Христа Марии Магдалине » :
« Явление Христа женам-мироносицам » :
Далее следуют сцены: «
Явление Христа апостолам
Петру и Иоанну
»
;
«
Явление Христа ученикам по дороге в Эммаусе
»
;
«
Явление Христа одиннадцати апостолам на вечери (без Фомы)
»
;
«
Явление Христа апостолу Фоме
»
;
«
Явление Христа ученикам на Тивериадском озере
»
(три последние сцены частично видны на следующей фотографии):
Две заключительные сцены: « Явление Христа одиннадцати апостолам на горе в Галилее » и «Явление Христа апостолам в вечер воскресения, в Иерусалиме » (последнее явление Христа, заключившееся вознесением Его на небо):
Северная часть преграды относится к последней трети XIII века. Здесь насчитывается 14 сцен, изображающих рождение и жизнь Иисуса до последних дней (не считая страстных событий, которые произошли после Тайной вечери: ареста, суда, бичевания и казни). Сцены следуют одна за другой, не прерываясь, и образуют единое пространство.
«Посещение святой Елизаветы» (Встреча Девы Марии и праведной Елизаветы);« Рождество Христово и б лаговестие пастухам ; « Поклонение волхвов » :
Потом идут сцены «Сретение Господне » (встреча в Иерусалимском Храме младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном); «Христос среди мудрецов в Храме » («Отрок Христос среди учителей иудейских » - посещение 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма); «Крещение Господне » и «Брак в Кане Галилейской »:
Завершается цикл сценами «Вход Господень в Иерусалим » (Пальмовое или Вербное воскресенье); «Тайная вечеря »; « Омовение ног ученикам » (совершенное Иисусом перед Тайной вечерей) и «Гефсиманский сад » (Моление о чаше):
4. Алтарная часть, хор
В глубине центрального нефа находится алтарь. В алтарной части, позади алтаря стоит знаменитая «Пьета» - скульптура Николя Кусту (Nicolas Coustou ) на резном цоколе, выполненном Франсуа Жирардоном.
По обеим сторонам от «Пьеты» установлены статуи двух королей: Людовика XIII работы того же Николя Кусту (Nicolas Coustou ) (справа) и Людовика XIV Антуана Куазевокса (Antoine Coysevox ) (слева). Ансамбль окружают шесть бронзовых ангелов с орудиями Страстей Христовых: терновым венцом, гвоздями, смоченной в уксусе губкой, табличкой INRI («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), бичом и пикой.
После многих лет бесплодного брака Людовик XIII дал обет украсить собор Парижской Богоматери, если небо пошлет ему наследника. Будущий Людовик XIV родился в 1638 году, но выполнение обета заняло 60 лет. На хорах (с двух сторон) сохранились резные панели начала XVIII века (Les stalles en bois sculpté , то есть деревянные резные скамьи хора ), изображающие сцены из жизни Марии, они как раз выполнены во исполнение обета Людовика XIII.
Витражи хора (алтарной части ) . За алтарем на большой высоте расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами XIX века (первоначальные витражи XIII века утрачены):
5. Капеллы
Стоит также упомянуть многочисленные боковые (северные и южные) капеллы собора Нотр-Дам-де-Пари . Они посвящены различным святым, украшены великолепными статуями и витражами, в них расположены надгробия, мавзолеи и надгробные монументы типа жизан (gisant ) известных религиозных деятелей и других выдающихся людей.
В кольцевом обходе, окружающем хоры (эту галерею называют деамбулаторием - déambulatoire ) также расположены прекрасные капеллы. Пять из них окружают непосредственно алтарный выступ - апсиду и как бы лучами расходятся от нее (такие капеллы так и называются: апсидные или радиальные - chapelles absidiales или chapelles rayonnantes ). Это так называемый венец капелл .
Расположение венца капелл на плане собора:
У восточной стены первой апсидной капеллы - капеллы Святого Гийома (Вильгельма) - расположен мавзолей графа Анри Клода д"Аркура (Henri-Claude d"Harcourt ) (1704-1769), генерал-лейтенанта королевской армии. Надгробие из белого мрамора было выполнено в 1776 году Жаном-Батистом Пигалем (Jean-Baptiste Pigalle ) (1714-1785). В 1771 году Пигалем и супругой графа (скончавшейся в 1780 году и похороненной в этой же капелле) был подписан контракт, устанавливающий скульптурные детали и символику композиции, названной «Воссоединение супругов».
Композиция изображает почившего графа, который, завидев свою супругу, приподнимается из могилы, освобождается от савана, простирает руки навстречу жене, и вот снова горит факел Гименея. За спиной почившего графа стоит Смерть с песочными часами, показывающая графине, что настал ее час. Сама графиня изображена в коленопреклоненной позе у подножия саркофага и всем своим видом выражает нетерпеливое желание поскорее воссоединиться с дражайшим супругом. И тогда ангел-хранитель вновь потушит факел.
Расположение капеллы Святого Гийома на плане Нотр-Дама:
А вот, например, убранство красивейшей капеллы Святого Причастия (chapelle du Saint-Sacrement ) (1296), расположенной в конце нефа по центру этих пяти капелл (так называемая осевая капелла ):
Витражи, статуи, полихромные узорчатые своды со звездами...
Эта капелла предназначена для тихой уединенной молитвы (насколько это возможно при таком скоплении народа). Ее также иногда называют Капеллой Девы Марии или Богоматери Семи Скорбей (Chapelle de la Vierge или Chapelle de Notre-Dame-des-Sept-Douleurs ).
Один из витражей капеллы Святого Причастия изображает бегство в Египет:
Еще витражи этой капеллы:
Расположение капеллы на плане Нотр-Дама:
Вот еще один прекрасный витраж - витраж одной из боковых капелл южной стороны (шестая с правой стороны от входа), капеллы Святой Анны (Chapelle Sainte-Anne ):
В этой же капелле находится картина французского художника XVII века Лорана де ла Ира (Laurent de La Hyre ) «Обращение Савла (апостола Павла)».
Расположение капеллы Св. Анны на плане Нотр-Дама:
А еще в одной из капелл мы обнаружили исторический макет, изображающий ход строительства собора Парижской Богоматери:
После экскурсии по собору Нотр-Дам мы вернулись в квартал Маре: пошли отдохнуть на площадь возле парижской Ратуши (Отель-де-Виль ).